Памятник в пскове невскому

Памятник в пскове невскому

Величественная скульптурная композиция, посвященная почитаемому и на Псковщине, и во всей России великому князю и святому Александру Невскому, а также его дружинникам, в том числе и из Пскова, идущим на Ледовое побоище.

30 апреля Отзывы: 0

На горе Соколовка в Пскове возвышается монументальная статуя из бронзы, изображающая Александра Невского и его дружину. В псковских землях почитают этого правителя, которого в русской культуре так часто наделяют эпитетом «великий»: великий князь, великий полководец, великий дипломат. Мудрый правитель, талантливый и храбрый воин, и почитаемый святой – все это об Александре Невском.

Об Александре Невском

Сын Ярослава, князя Новгородского, внук Всеволода Большое гнездо, Александр сел на трон всего в пятнадцать лет. Ему рано пришлось возмужать, так как с востока грозили монголо-татары, и юному князю пришлось укреплять оборону, строить крепости, постигать военное искусство. Он одержал немало побед, но славу в веках ему принесли две из них.

15 июля 1240 года князь Александр разгромил шведский отряд, по легенде ведомый будущим королем Швеции ярлом Биргером, самолично поразив вражеского главнокомандующего. Эта победа остановила агрессию шведов на новгородско-псковские земли и предотвратила потерю берегов Финского залива Русью. Битва происходила на берегах Невы, в устье реки Ижоры, за что Александр и получил прозвище, под которым он и вошел в учебники истории – Невский.

А еще через два года князь Александр одержал новую героическую победу, не только имевшую важное историческое значение для последствующего развития России, но и ставшую своего рода культурным феноменом. Речь идет о Ледовом побоище от 5 апреля 1242 года. Против новгородского князя стояли превосходящие численностью ливонские крестоноцы, но войска Александра Невского сначала выбили их из Пскова, затем преследовали их в Эстляндии, пока, после потери передового отряда, дружина князя не отошла к Чудскому озеру.

Там и произошла знаменосная битва, после которой был заключен выгодный для русичей мир. Одетые в тяжелые латы ливонские рыцари попросту проламывали лед и уходили камнем в ледяную воду, в то время как легковооруженные русские ратники легко перемещались по льду. Эта битва неоднократно находила отражение в культуре и искусстве, и именно этому событию посвящен памятник в Пскове.

Памятник Александру Невскому в Пскове

Монумент был открыт в июне 1993 года, в честь 1090-летия Пскова. Его официальное название – «Ледовое побоище». Местоположение памятника не случайно, при его выборе учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского.

Памятник неизменно поражает воображение зрителей. Огромная, весом в 163 тонны, скульптурная композиция из меди и бронзы изображает великого князя Александра Невского, сидящего на коне. Его окружает его дружина – ратники из Пскова, Новгорода, Суздаля, Владимира.

В руках они держат щиты, на их главами реют стяги. Все в этой скульптурной композиции словно дышит мощью, единством, непобедимым духом защитников русской земли.

Памятники культуры в Пскове, Изборске, Печорах. Экскурсия из Санкт-Петербурга.

В современной туристической карте России огромное сияющее пятно затмевает другие огоньки притягательных мест, щедро рассыпанные по этим землям. .

Вам также может понравиться:

При осмотре построек следует помнить, что с середины XIII века, вплоть до присоединения к Московскому княжеству, Псков фактически был вечевой республикой. А значит, большая часть власти была сосредоточена в руках бояр, в большинстве своём выходцев .

Поселок Бежаницы Псковской области

Поселок Бежаницы – провинция на востоке Псковской области, поместившаяся около небольшой речки Льста и озера Дубец, в тени природных красот, характерных для северо-запада России. Удачно расположенный, поселок, практически с момента его основания, служил .

Достопримечательности

Город Невель Псковской области

Путешественнику по Псковщине на карте может встретиться городок с коротким названием Невель. Псковская область включает в себя 24 района, и Невельский из них 9й по размеру, зато его районный центр, Невель, самый маленький .

Монумент «Ледовое побоище»

Монумент «Ледовое побоище»

г. Псков, гора Соколиха

Историческая справка

В декабре 1237 года папа римский Григорий IX провозгласил второй крестовый поход в Финляндию, а в июне 1238 года датский король Вальдемар II и магистр объединённого ордена Герман Балк договорились о разделе Эстонии и военных действиях против Руси в Прибалтике с участием шведов.

Псков в XIII веке еще был «под Новгородом», и к этому времени относится единственный случай взятия Крома (а значит, и всего Пскова) неприятелем. Виной тому — не слабость укреплений, а банальное предательство. В 1239 году, когда Русь была разорена нашествием Батыя, настал благоприятный момент для завоевания северо-западных русских земель европейцами — шведами, немцами, литовцами…

По инициативе новгородского князя Александра в 1239-м были построены крепости по реке Шелонь, включая Порхов — против литовских набегов. В следующем, 1240 году, тот же князь разгромил отряд шведов в устье реки Невы — после этой победы князь Александр и был назван Невским.

Однако завоевателей это не остановило: их целью были богатые Новгород и Псков. В том же 1240 году рыцари Ливонского ордена осадили Изборск. С ними был предатель «из своих» — изгнанный из Новгорода князь Ярослав Владимирович, муж княгини Ефросиньи Рогволдовны.

А Ярослав «прославился» тем, что покинул супругу, поселился в Ливонии с новой женой и участвовал в набегах ливонских рыцарей на псковские земли. Из-за его предательства Изборск был взят немцами в 1240 году.

Следующим после Изборска был Псков — немцы целую неделю осаждали крепость, сожгли посад, взяли много заложников и. отступили от города: могучий Кром они захватить не могли. И тут появился второй предатель — псковский посадник Твердислав (Твердило) Иванкович, чье имя покрыли позором и донесли до потомков русские летописи.

Твердило надеялся «сам владети Пльсковомь с немцами» и открыл врагу ворота в крепость. Так в первый и последний раз Кром был занят врагом.

«Немецкая оккупация» продолжалась почти два года, пока в начале 1242 года войска Александра Невского не освободили Псков. Вскоре после этого псковичи с удовлетворением приняли участие в походе против Ливонского ордена и в знаменитом Ледовом побоище, битве на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года.

Из-за изменчивости гидрографии Чудского озера, историкам долгое время не удавалось точно определить место, где произошло Ледовое побоище. Непосредственным местом битвы, согласно выводам экспедиции Института археологии Академии наук СССР (под руководством Г. Н. Караева), можно считать участок Тёплого озера, находящийся в 400 метрах к западу от современного берега мыса Сиговец, между северной его оконечностью и широтой деревни Остров.

Противоборствующие армии встретились утром 5 апреля 1242 года.

«Хроника» говорит о том, что в битве на каждого немца приходилось 60 русских (что признаётся преувеличением), и о потере в битве 20 рыцарей убитыми и 6 пленными. «Хроника гроссмейстеров» («Die jungere Hochmeisterchronik», иногда переводится как «Хроника Тевтонского ордена»), официозная история Тевтонского ордена, написанная уже значительно позднее, говорит о гибели 70 орденских рыцарей (буквально «70 орденских господ», «seuentich Ordens Herenn»), но объединяет погибших при взятии Александром Пскова и на Чудском озере.

В Новгородской первой летописи сообщается: «и паде Чюди бещисла, а Н?мець 400, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ» (вариант: «и паде Чюди бещисла, а Н?мець 500, а 50 руками яша и приведоша в Новъгородъ»).

Момент начала боя «Рифмованная хроника» описывает так: «Русские имели много стрелков, которые мужественно вышли вперёд и первыми приняли натиск перед дружиной князя»

Затем: «Знамёна братьев проникли в ряды стрелявших, было слышно как звенят мечи, рубились шлемы, как с обеих сторон падали на траву павшие»

Таким образом, известия «Хроники» о боевом порядке русских в целом сочетаются с сообщениями русских летописей о выделении отдельного стрелкового полка перед центром главных сил (с 1185 года).

В центре немцы прорвали строй русских: «Немцы же и чудь пробишася свиньёю сквозь полки»

Но затем войска тевтонского ордена были окружены русскими с флангов и уничтожены, а другие немецкие отряды отступили во избежание той же участи: «Те, которые находились в войске братьев-рыцарей, были окружены. Братья-рыцари достаточно упорно сопротивлялись, но их там одолели. Часть дерптцев вышла из боя, это было их спасением, они вынужденно отступили.»

Русские преследовали бегущих по льду на протяжении 7 вёрст. Примечательно, что в отличие от сражения при Омовже (1234), источники не сообщают о том, что немцы проваливались под лёд.

Также Краеведческая справочная служба Пскова предоставила следующую информацию о Ледовом побоище, т.е. изложила следующий миф: «Одно из самых популярных заблуждений гласит, что доспехи немецкого воина были раза в два-три тяжелее русских. Якобы именно благодаря этому проломился лед на озере, и неподъемные латы потянули немцев ко дну. На самом же деле, русские и немецкие воины были защищены примерно одинаково. Кстати, латные доспехи, в которых обычно изображают рыцарей в романах и фильмах, появились позже — в XIV-XV веках. Рыцари же XIII века, как и русские дружинники, надевали перед боем стальной шлем, кольчугу, поверх нее — зерцало, пластинчатый доспех, или бригандину (кожаную рубашку со стальными пластинками), руки и ноги воина закрывали наручи и поножи. Тянула вся эта амуниция килограммов на 20. Да и то подобное снаряжение имел далеко не каждый воин, а лишь самые знатные и богатые».

В том же году Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних захватов не только на Руси, но и в Летголе. Также был проведён обмен пленными. Только через 10 лет тевтонцы попытались вновь захватить Псков.

Южная стена псковского Кремля — Перси

В последнее время появились интересные неофициальные версии политической подоплеки того времени, впрочем, факт остается фактом: Кром был взят лишь единожды.

А в память об Александре Невском, который связал Псков многовековыми узами благодарности, уже несколько десятилетий на Персях, южной стене псковского Кремля, висит кованая декоративная композиция: гигантский меч и хоругвь с вычеканенными словами актера Черкасова из фильма «Александр Невский»: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». На самом деле князь Александр ничего такого не говорил.

Монумент в память о Ледовом побоище 1242 г. выполнен по проекту скульптора И.И. Козловского и архитектора П.С. Бутенко. Позднее в работе приняли участие скульпторы А. И. Козловский и Р. С. Кириллова.

Основанием для создания проекта явилось постановление ЦККПСС и Совета Министров СССР от 21.01.1967 г, № 58 «о плане сооружения в 1967-1970 г.г. памятников, имеющих общегосударственное значение.

Общий вид южного фасада

По итогам Всесоюзного конкурса, проведенного МК СССР в 1968 г., Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре был одобрен проект И.И. Козловского и П.С. Бутенко и рекомендована его дальнейшая разработка.

В 1969 г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета.

По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки.

Архитектурная часть проекта с размещением монумента на горе Соколиха разработана в 1981 г., рассмотрена и одобрена Художественно-экспертным советом; им же рекомендованы материалы для памятника-бронза и медь.

Кроме того, размещение монумента на горе Соколиха было рекомендовано правительственной комиссией Совета Министров РСФСР, партийными и советскими организациями г. Пскова и одобрено секретариатом ЦК КПСС.

Фрагмент. Вид с юга

При выборе места установки памятника учитывалось, что гора Соколиха находится на пути следования войск Александра Невского в 1242 г.

Монумент был завершен и открыт 24 июня 1993 г., в день празднования 1090-летия г. Пскова.

Отливка и монтаж памятника выполнялись Всесоюзным художественно-производственным объединением МК СССР им. Е.В. Вучетича. При проведении планировочных земляных работ на верхней террасе горы Соколиха были частично утрачены фрагменты эшелонированной линии обороны периода великой Отечественной войны.

Основные архитектурные особенности

Монумент поставлен на верхней площадке горы Соколиха, среди всхолмленного ландшафта. Гора имеет в плане форму полуовала, крутые С-3 и пологие Ю-В склоны с естественным озеленением. Подъезды к монументу устроены от шоссе Псков-Пискович и Псков-Гдов.

Смотрите так же:  Памятники из белого мрамора минск

У восточного подножья горы размещены автостоянка, пост охраны, а у северного — ТП закрытого типа и санблок. Подъездная дорога завершена площадкой с двумя радиальными пандусами.

Схематический план монумента. Гора Соколиха на современной карте

Смыкаясь, пандусы образуют пологую дорожку, проложенную по главной оси монумент (З-В). От осевой дорожки отходит круговая обзорная дорога по склону горы. С запада круговая дорога связана с верхней площадкой ж/б лестницей Верхняя площадка размером 23х28 обрамлена ж/б поребриком и вымощена тесаной известняковой плитой (тип мощения «Брекчия»).

В центре площадки поставлен прямоугольный в плане трехступенчатый постамент высотой 1,14 м, облицованный серым гранитом. На верхней ступени восточного фасада постамента укреплена бронзовая табличка с надписью: «Русским воинам, великому князю Александру Невскому от благодарных потомков».

Постамент завершен бронзовым стилобатом-основанием монумента (высотой 1м). На северной плоскости стилобата выполнена надпись: «Козловский И.И.» Под ней — более мелким шрифтом: «Козловский А.И. Кириллова Р.С.» Ниже на гранитном постаменте укреплена бронзовая табличка: «Архитектор Бутенко П.С. 1993 г.»

На стилобате установлена монументальная скульптурная группа, композиционной основой которой является князь Александр Невский на коне, окруженный воинами и народом. Александр Невский, возвышаясь над группой, представлен в трехчетвертном повороте: обращен на юг, в сторону Пскова.

Князь в полном вооружении: шлеме, пластинчатой кольчуге, в наручнях, плаще и сапогах. В правой руке князя — горизонтально опущенный меч, в левой повод коня, на левом плече — щит с изображением геральдического льва.

Княжеский конь с дугообразно выгнутой шеей, настороженными ушами, согнутой левой ногой и опорной правой предоставлен объемно только передней частью. Круп и задние ноги включены в объем скульптурной группы.

Персонажи группы представляют различные социальные слои древнерусского общества: слева от князя фигура приближенного боярина-аристократа с непокрытой головой, в длинном плаще, ниспадающим крупными складками.

Фрагмент южного фасада

Южный фасад монумента составляют три статичные фигуры воинов княжеской дружины в полном вооружении: в шлемах, кольчугах, сапогах, с мечами и выдвинутыми щитами. За первым рядом следует второй, состоящий из двух воинов.

С востока композицию продолжают фигуры городских ремесленников — старца с непокрытой головой, в длинном рабочем фартуке, положившем одну руку на плечо, а другую — на руку молодого горожанина, сжимающего рукоять меча.

Северный фасад памятника состоит из фигуры вооруженного воина и коленопреклоненного крестьянина в рубахе и лаптях, со щитом и топориком в руке. Вертикаль композиции составляют копья воинов и высокие древки причудливо развевающихся прапоров с навершиями новгородских, псковских, владимирских и суздальских полков.

Монументальным масштабом памятника продиктована пластическая разработка его деталей. Пропорции фигур приземисты и тяжеловесны. Крупные драпировки плащей, гладкие однотипные шлемы, мечи и щиты придают группе статичность.

Фрагмент северо-восточного фасада

Деталировка лиц персонажей выполнена с использованием условно-обобщенных черт славянского этнического типа. Декоративные детали одежд — чешуйчатых кольчуг, рубах, сапог воинов и князя, конской сбруи — разработаны более подробно.

Как в одеждах, так и на щитах воинов использованы мотивы архитектурной орнаментики древне-псковского зодчества: элементы бегунца и поребрика на подолах кольчуг и арочно-ступенчатые проемы как украшение центральной части щитов.

Памятник выполнен из бронзы, методом сборки отдельных элементов, отлитых в заводских условиях и при монтаже сваренных и закрепленных к внутреннему металлическому каркасу. Прапоры из листовой меди на металлических каркасах.

Фрагмент восточного фасада

Основание скульптуры выполнено из монолитного железобетона с устройством подземной галереи для технического доступа и профилактического обслуживания внутренней полости памятника. Люк в подземную галерею расположен в северной части площадки.

Размеры памятника: высота общая — 30,70 м высота бронзовой части — 29,56 длина по оси З-В — 12,50 м длина по оси С-Ю — 7,50 м вес — 163 т площадь запланированной благоустроенной территории — 17 га.

Общие сведения

Монумент «Ледовое побоище» — один из ярких и значительных памятников монументального искусства Псковской области. Идейная сторона события преобладает над образно-художественным решением памятника, выполненном в жестких, слабо расчлененных, подавляющих масштабом формах. В объемно-пространственной композиции использованы формальные приемы традиционной древнерусской иконографии и школы классицизма.

Где находится гора Соколиха?

Гора Соколиха, на которой возвышается Памятник Александру Невскому, находится в Псковском районе, в нескольких километрах от города Пскова.

Добраться до памятника можно на автомобиле по трассе Псков — Гдов до указателя.

С горы открывается великолепный вид на город. Отсюда можно полюбоваться красочным закатом. Гора Соколиха является излюбленным местом встреч влюбленных.

Место, где произошло «Ледовое побоище»

Памятник Александру Невскому

Александр Невский — сын великого князя Ярослава Всеволодовича, внук св. Андрея Боголюбского и правнук знаменитейшего среди русских князей Владимира Мономаха святой Александр родился 30 мая 1220 года в городе Переяславле-Залесском.

Князь Александр отличался разумом, мужеством, крепостью телесных сил, величественной красотою, правдолюбием, сострадательностью и истинно христианским благочестием. Отроческие годы Александра прошли в Новгороде.

В 1228 году вместе с братом Фёдором (умер в 1233 году) был посажен на княжение в Новгороде. В 1236 году после отъезда отца в Киев Александр стал самостоятельно править Новгородом.

В 1239 в Торопце святой князь Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава, которая в крещении носила имя Александры.

Князь Александр прославил своё имя в борьбе со шведами, немцами и литовцами, которые стремились овладеть Псковом и Новгородом. В 1239 году были построены городки по реке Шелонь, включая Порхов, против набегов литовцев. В 1240 году князь Александр разгромил шведский отряд в устье реки Невы и после этой победы был назван Невским.

В 1242 году Александр освободил город Псков от немцев. В том же году на льду Чудского озера одержал славную победу в сражении над ливонскими рыцарями (“Ледовое побоище”), а затем в 1242 и 1245 гг. одержал целый ряд побед над литовцами.

Став в 1250 году великим князем Владимирским, святой Александр много потрудился над восстановлением и устройством Русской земли, сильно в то время страдавшей от насилия татар, и являл себя твёрдым защитником и хранителем православия.

С именем князя Александра связывают грамоту, упорядочившую псковское законодательство на основе норм “Русской Правды”. От неё протянулась прямая нить к “Псковской судной грамоте” (1397 год).

Тяжёлые труды и подвиги истощили здоровье князя. Возвращаясь из четвёртого путешествия в Орду, Александр занемог и, приняв схиму с именем Алексий, скончался 14 ноября 1263 года.

Псковичи чтят князя-освободителя во все века. Первую церковь в его честь они возвели в 1547 году. В начале 20 века только в Пскове насчитывалось уже пять церквей и часовен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Ныне на Завеличье действует воинский храм Александра Невского.

24 июня 1993 года на горе Соколихе недалеко от Пскова был воздвигнут монумент воинам и князю Александру Невскому.

В Гдовском районе находится много памятных мест, связанных с именем великого полководца, на Кобыльем городище, где произошло знаменитое сражение, воздвигнут памятник.

Памятник Александру Невскому

Все статьи из этого путешествия:

Памятник Александру Невскому. Был открыт в 1993 году в знак памяти о Ледовом побоище, когда Александр Невский со своей дружиной разбил войско рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера. Произошло это 5 апреля (по старому стилю) 1242 года.

Памятник расположен на окраине Пскова среди бескрайних псковских полей.

Табличка «туалеты» символично указывает в сторону поля.

Живая демонстрация шутки «В России существует только один запрещающий знак — бетонный блок, покрашенный в красную полоску».

Сам памятник огромен. Когда я его только увидел, я был уверен что это — очередное творение Зураба Церетели. Но нет, авторы другие.

Место установки — гора Соколиха — довольно спорное. Реальное место Ледового побоища находится в 100 километрах к западу.

Если немного отойти — то монумент смотрится очень органично.

Огромная скульптурная композиция создана из бронзы и гранита и весит 163 тонны.

Вблизи памятник выглядит очень внушительно.

Создатели таблички, вероятно, никогда не слышали о знаках препинания.

The show will go on!

Мне важно ваше мнение! Была ли интересной эта статья? Есть что дополнить? Хотите рассказать свою историю или поделиться своими фотографиями? А может быть вы нашли ошибку в моём тексте?
Оставьте свой комментарий!

Понравилась статья? Расскажите друзьям!

Получайте уведомления обо всех моих новых записях на ваш e-mail!
Или следите за обновлениями в моих аккаунтах в Фейсбуке , вКонтакте , в Одноклассниках или в Твиттере — там публикуются анонсы всех постов. Кроме этого вы всегда можете узнать обо всех обновлениях через RSS .

Ещё рекомендую подписаться на мой Инстаграм — только там все мои путешествия в реальном времени. А все мои видео — на YouTube .

Все статьи из этого путешествия (8–10 мая 2010):

Памятник Александру Невскому на горе Соколиха

Памятник Александру Невскому на горе Соколиха

ДРАМАТИЧЕСКАЯ СУДЬБА МОНУМЕНТА В ДОКУМЕНТАХ
или
ДИСКУССИЯ НА ТЕМУ: «КУДА ЖЕ СМОТРЕТЬ КОНЮ?»

Памятник Александру Невскому и его дружине, установленный на горе Соколиха под Псковом в 1993 году, превратился в символ древнего города, и нынешним молодым псковичам даже странно представить, что его когда-то не было вовсе. Изображение памятника можно встретить не только на различных официальных и неофициальных бумагах, но и на продукции, выпускаемой в Пскове, различных сувенирных предметах; сюда, на высокий холм приезжают в день бракосочетания молодожены. Редко, редко, кто вспомнит, что этому монументу всего… менее двадцати лет.

Макет памятника на мысе Сиговец

А в то же время история создания памятника, выбор места его установки, события, связанные с изготовлением монумента, драматичны, да и вообще появился он благодаря энтузиазму и подвижничеству людей, о которых хотелось бы рассказать.

Идея увековечивания памяти победы дружины Александра Невского в Ледовом побоище 1242 года берет свое начало в 1963 году, когда окончательно завершилась работа Комплексной экспедиции АН СССР под руководством военного историка, генерал-майора Г. Н. Караева[1] по уточнению места исторического сражения, и было принято принципиальное решение об установке памятного знака, символизирующего точку в долголетнем споре ученых относительно места битвы.

В самом деле: в результате работы экспедиции АН СССР был установлен ход легендарного исторического сражения, согласующийся с известными историческими, в первую очередь русскими летописными источниками и ливонскими хроникальными источниками; географическими, гидрологическими и геологическими особенностями найденной точки; топонимическими и археологическими данными; устранены неточности, исторические несогласованности; найдены летописные Узмень и Вороний Камень.

В 1966 году под редакцией Г. Н. Караева вышел из печати ныне почти забытый фундаментальный труд – сборник статей, посвященных аспектам работы экспедиции[2], что означало принятие результатов ее работы научным сообществом, а также популярное издание о поиске места Ледового побоища «Загадка Чудского озера»[3], книга, выдержавшая затем переиздание и перевод на эстонский язык.

В том же году руководители экспедиции АН СССР Г. Н. Караев и А. С. Потресов[4], многие писатели, художники, ученые, в том числе через печать обращались в МК СССР и МК РСФСР с призывом увековечить память о битве на Чудском озере 1242 года. Большой общественный резонанс имело по этому поводу письмо писателя Сергея Голицына в «Литературную газету», опубликованное 20 января 1966 г.[5]

Скульптор Иосиф Козловский в мастерской

21 января 1967 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 58 «О плане сооружения в 1967 – 1970 гг. памятников, имеющих общегосударственное значение» было принято решение о сооружении монумента в память Ледового побоища на месте битвы, – прошу обратить внимание на эти последние слова.

Однако свой взгляд на вопрос увековечивания памяти Ледового побоища руководитель экспедиции Г. Н. Караев отстаивал в письме начальнику Управления изобразительных искусств и охраны памятников МК СССР Г. А. Тимошину:

«Речь идет о необходимости установления двух памятников – в Пскове и на берегу озера против того места, где на льду произошла историческая битва»[6]. Далее руководитель экспедиции перечисляет места в городе, где с его точки зрения логично было бы установить монумент, и продолжает:

Смотрите так же:  Памятник под евпаторией

«Сооружение на нем скульптурного памятника нецелесообразно, т.к. остров удален от населенных пунктов, и памятник оказался бы без надлежащего надзора полагал бы целесообразным возвести на берегу острова Сиговец высокий светлый обелиск, который бы был издалека виден…»[7].

12 – 14 мая 1967 г. в областной библиотеке Пскова состоялась научная конференция, посвященная 725-летию Ледового побоища, в ходе которой выступили ведущие участники экспедиции: военный историк, генерал-майор Г. Н. Караев, археолог И. К. Голунова, геолог В. С. Кузнецова, историк И. П. Шаскальский, помощник руководителя экспедиции, исследователь водных путей А. С. Потресов. Завершилась конференция выездом на место Ледового побоища и митингом в деревне Самолва, где в годы своей работы располагался штаб экспедиции[8].

«На конференцию прибыли гости из Москвы, Ленинграда, Новгорода», – сообщала газета «Правда»[9].

Участники конференции единодушно подтвердили необходимость установки памятника в честь сражения.

В начале 1968 г. руководитель экспедиции, согласившись с Постановлением № 58, поменял свой взгляд на место установки памятника:

«Памятник на острове Сиговец должен находиться на возвышении и быть достаточно высоким, чтобы господствовать над окружающей местностью и быть издалека видимым с воды и с суши // Компоненты памятника могли бы быть такими: // Широкое и высокое основание может нести барельефы, изображающие момент битвы и торжественный въезд Александра Ярославовича в Псков с пленными рыцарями. // Над ним обелиск, колонна или иное высокое сооружение со скульптурой русского воина в полном вооружении того времени с лицом, обращенным на запад»[10].

При этом он поддерживал «предложение Псковского облисполкома о сооружении, кроме памятника на острове Сиговец, музейного домика на острове Вороньем, в качестве филиала Псковского историко-художественного музея»[11], указывая, какие он должен содержать экспонаты.

Первоначально предусматривалось, что проектирование монумента будет поручено известному псковскому художнику, архитектору, реставратору Всеволоду Смирнову.[12]

Из письма В. П. Смирнова к А. С. Потресову[13]: «…в Мин культуры решили почему-то вместо одного проекта сделать три: два московских и один псковичей, т. ч. это почти что конкурс . Мы будем делать втроем + скульптор. Бутенко П. С.[14] – обл. архитектор; я и Катаев Лев Павл арх , мой лучший друг, с которым мы вместе делали памятник на острове им. Залита. Скульптором нам предлагают быть Козловскому[15], он москвич, делает лошадей, но на воде лошадь смотрится странно, а на льду скользит, если не кована».

Модель памятника Александру Невскому в мастерской скульптора

Действительно, в течение 1968 г. МК СССР провело закрытый Всесоюзный конкурс на лучший проект памятника, в котором приняло участие несколько творческих групп скульпторов и архитекторов. Однако большинство проектов не представляли значительного художественного интереса в связи с тем, что авторами «обыгрывалась» достаточно тривиальная тема, в основе которой лежал канонический образ Святого Георгия, побеждающего змея, все с тем же неизменным конем.

В ходе конкурса произошла перегруппировка сил, и основная борьба развернулась между проектами, представленными группой, возглавляемой Всеволодом Смирновым (архитекторы: Л. Катаев, В. Смирнов, инженер В. Зуев, скульптор В. Васильковский) и московским скульптором Иосифом Козловским (архитектор П. Бутенко, в дальнейшем в проекте участвовали скульптор А. Козловский и скульптор-анималист Р. Кириллова).

В воздухе еще висели отголоски «оттепели», и обсуждение проекта памятника, фотографии и описания которого появлялись в печати, приняло действительно всенародный характер.

24 ноября 1968 г. А. С. Потресов направил Г. А. Тимошину письмо следующего содержания:

«21-го ноября я с Г. Н. Караевым осмотрели проекты памятника Ледового побоища в Производственно-художественном комбинате. // Наиболее удачным мы считаем проект, представленный скульптором Козловским И. И. – он лаконичен и очень выразителен, символизирует мощь войска, стоящего на границе русских земель.

Имеются у нас некоторые замечания по поводу вооружения воинов. Стоящие вокруг всадника пехотинцы вооружены мечами. Пехота имела копья, боевые топоры, луки, но не мечи. Но воины в данной композиции очень выразительно опираются на длинные мечи, и меч в данном случае является символом защиты, поэтому мечи можно сохранить. Но всадник никак не может иметь длинный пехотный щит. Такой щит нельзя быстро перебросить через шею коня, чтобы защититься от удара справа. Поэтому всаднику необходимо дать круглый щит. В остальном же по вооружению у нас замечаний не имеется. // Мы оба приветствуем проект И. И. Козловского»[16].

Между тем, мнения общественности разделились.

«Первая, самая простая мысль рисовала мне памятник в виде всадника и коня, – писал начинающий тогда журналист А. Проханов о посещении выставки проектов памятника, в защиту В. Смирнова. – И рассматривая выставленные проекты монументов, я убеждаюсь, что многие авторы поддались этому искушению Но среди этих обычных, похожих одна на другую работ, внимание мое останавливается на одной. Из озерной глади, как бы распарывая ее, взлетают вверх белоснежные треугольные опоры, поддерживая на себе тонкие металлические полусферы. И семь этих чаш словно колышутся, бьются одна о другую, громоздятся, летят – готовы распасться и не распадаются. // Во всей конструкции много движения, звука»[17].

Любопытно, что автор статьи как бы не замечает, что в центре композиции, под одной из чаш очевидно угадывается все тот же… Георгий Победоносец на коне[18].

«Я не архитектор и не скульптор, – пишет А. С. Потресову в противовес журналисту Алексей Ионович Захаров, уроженец деревни Самолва, проживавший на тот момент в городе Тамбове, – но я – народ, который должен понимать историю своего народа, и неужели будет сотворена такая глупость?»[19]

А вот что понимает А. И. Захаров под «глупостью»:

«Прочитав эту статью , я страшно потрясен, неужели это случится! Тут же в газете помещен снимок этого проекта, который в основном изображает свалку бетона ХХ века, и без инструкции к нему навряд ли народ поймет, что это такое! Применить абстрактное искусство к истории России 1242 года – ни с чем не вяжется, это равносильно тому, как Александра Невского посадить на танк».[20]

Вторит А. Проханову член-корреспондент (тогда) АН СССР Д. Лихачев:

«Нелепо выглядела бы конная статуя Александра Невского, выросшая из водной поверхности озера среди тесного островка, невесть как туда попавшая и не ведающая, как оттуда выбраться. И куда направить движение этой скульптуры? – недоумевает будущий действительный член, ссылаясь на то, что нынче на западных берегах давно живут мирные эстонцы, однако ж выход из этой, казалось бы, тупиковой ситуации есть: – И вот псковские архитекторы решили обратиться к традициям древней Руси. По проекту псковских архитекторов на острове Сиговец, вблизи от которого произошла битва, прямо из воды поднимутся простые белые пилоны. Между пилонами повиснут в воздухе яркие золотые шлемы: те самые боевые шлемы, которыми псковичи венчали свои храмы»[21].

Сегодня трудно определить, кто в итоге спрохиндейничал: дело в том, что на снимке проекта Смирнова, иллюстрирующем статью Проханова, конь с всадником очевидно угадываются. Есть конь и на фото А. С. Потресова, сделанном на выставке проектов, которую посещал, по его словам, и Д. С. Лихачев. Но вот на фото проекта псковских архитекторов, сопровождающем его статью в «Литературной газете», конь вместе с всадником чудесным образом исчез! Виновны ли тут газетные ретушеры или сами псковичи, перед приходом члена-корреспондента убравшие коня, чтобы дать простор лихачевской филиппике, – сегодня можно только гадать.

В письме-реплике, направленном в газету «Советская Россия» и озаглавленном «Куда же смотреть коню?», Александр Югов из Ленинграда 4 апреля 1969 г. пишет:

«На днях в «Литературной газете» появилась статья «Богатырям Александра Невского». // Она резко распадается на две половины. Первая всеми правдами и неправдами стремится охаять памятник по проекту Козловского. Во второй части – восхваление соперничающего проекта. И снимок с макета приложен. Каждый может посмотреть и убедиться, что исполненный по заветам абстракционизма памятник русским богатырям будет представлять (если только дать ему осуществиться) огромные каменные зубья, словно бы уцелевшие от зданий после сильной бомбежки. Похоже и на гидротехническое сооружение, вроде бы на шлюзы. А в середине подвешены будут огромные позолоченные котлы, якобы шлемы. // А поразил меня больше всего тот направленный против проекта Козловского довод, которым автор статьи предает главенствующее значение Прочел и подумал: но ведь чтобы на западе угнетенных освободить, — не на восток же должен был двигаться Невский?! К чему эта дискуссия на тему: Куда же смотреть коню?»[22].

Впрочем, дело вовсе не в коне: по здравому размышлению эксперты пришли к мнению, что, даже не рассматривая художественные особенности, проект В. Смирнова неосуществим по чисто техническим причинам: огромные полые купола могут не выдержать ветровой нагрузки – ведь на Чудском озере свирепые шторма вовсе не редкость.

Однако все эти публикации и реплики имели запоздалый характер, о чем напомнил А. С. Потресов:

«В редакцию «Литературной газеты» на статью Д. Лихачева, помещенную 2 апреля 1969 г.

Копия: Министерство культуры СССР т. Халтурину А.Г. // Псковскому обкому КПСС т. Густову И.С.

Направляем Вам мнение экспедиции АН СССР по поводу памятника на месте Ледового побоища 1242 г. // Проект памятника скульптора Козловского И. И. и главного архитектора Псковской обл. Бутенко П. С. был единогласно утвержден экспертным советом Министерства культуры СССР, и затем 12 марта с. г. утвержден Псковским обкомом КПСС и Облисполкомом[23], о чем напечатано в газете «Правда» 15 марта 1969 г. // Мы присоединяемся к этим решениям и прилагаем свои соображения по поводу проектов, представленных на конкурс.

Руководитель комплексной экспедиции АН СССР генерал-майор Караев Г. Н.

Помощник руководителя Потресов А. С.»[24]

Проект монумента И. И. Козловского и П. С. Бутенко был действительно одобрен

Всесоюзным Художественно-экспертным советом по монументальной скульптуре, рекомендована его дальнейшая разработка. В 1969 г. проект был рассмотрен в псковских партийных и советских организациях, обсужден в печати и согласован исполкомом Псковского областного Совета. По поручению Совета Министров СССР Совету Министров РСФСР сооружение монумента в Псковской области было включено в план 12-й пятилетки[25].

И вот тут-то начинается самое интересное.

Иосиф Козловский активно взялся за дело: на его даче в Песках была специально воздвигнута мастерская, в которой разместился макет памятника в 1/6 натуральной величины. В мастерской имелись ворота, через которые по рельсовому пути памятник на специальной тележке выкатывался на вольный воздух, причем тележка имела еще и поворотный механизм, с помощью которого можно было рассматривать памятник под разными углами освещения.

Основная идея, которую И. И. Козловский заложил в проект памятника – слияние его формы и декора с мотивами традиционной псковской храмовой архитектурой. Именно поэтому в качестве материала памятника предполагалось использовать белый камень – известняк, традиционный при строительстве в Пскове, а шлемы воинов и возвышающиеся над их головами прапоры предполагалось делать из меди.

Образованная таким образом композиция – сомкнутое каре вокруг конной статуи князя в известной степени символизировала внешний объем храма, заметьте, в советские годы! Впечатление усиливали верхние полукружия щитов воинов, особенно с левой стороны, напоминающие позакомарное покрытие абсид; шлемы воинов – главы храмов. Такие детали, как узкие прорези в центре щитов, оформление кольчуг воинов орнаментом, использующим мотивы древнерусских бегунков и поребриков, придавали образу былинность старопсковского стиля.

Недаром в мастерской скульптора, где он работал над монументом, на стенах были развешаны фотографии псковских церквей. Особенно внимательно Козловский приглядывался к архитектуре и деталям храма Иоанна Предтечи уничтоженного Ивановского монастыря в Пскове, рядом с которым, по преданию, хоронили воинов князя, павших в Ледовом побоище.

А в то же время культурное руководство страны и Пскова палец о палец не ударяло в деле претворения в жизнь собственных же решений.

«Нас очень беспокоит, что в Пскове не ведется никакой подготовки к установке памятника, – писал по этому поводу Г. Н. Караев в Министерство культуры СССР Т. А. Безобразовой, возглавлявшей отдел монументальной пропаганды. – Еще в мае 1967 года мы в беседе с начальником Управления культуры А. И. Медведевой говорили о срочной необходимости подготовки острова, но с тех пор прошло три года, но ничего в этом отношении не предпринято»[26].

Смотрите так же:  Из чего делают надгробные памятники

Далее Караев перечислял, что нужно сделать в первую очередь: провести буровые работы на острове Сиговец; произвести намывку песка на остров и т.д. Аналогичное письмо было отправлено в адрес Первого секретаря Псковского областного комитета КПСС И. С. Густова[27].

Летом 1970 года была изготовлена фанерная модель-силуэт памятника и установлена на острове Сиговец. Псковское руководство вместе с авторами проекта на теплоходе «Ракета» посетило остров, а затем в салоне судна состоялся торжественный банкет по поводу удачного начала.

Казалось бы, дело сдвинулось, но не тут-то было: в последующие годы на острове работы так и не начались.

В 1976 году И. И. Козловским была, наконец, изготовлена модель монумента «в величину сооружения». Модель аккуратно разобрали, перевезли в Псков и сложили в специальном хранилище.

Тут в Пскове кому-то в голову пришло проверить расчеты: с момента первых все же прошло время! Оказалось, что остров не в состоянии выдержать веса сооружения – либо старые расчеты делали непрофессионально, либо новые. Принялись искать место для установки памятника где-нибудь между Гдовом и Псковом. На это потребовалось… скоро узнаете, сколько лет: расстояние-то между городами неблизкое!

А за это время в хранилище, где пылились уникальные фрагменты монумента, случился пожар, и они погибли. Пожар – дело стихийное, злые языки пытались найти след соперничающей группировки архитекторов, но не удалось. Впрочем, в культурной жизни Пскова – пожары не редкость, даже кремлевские башни с роялями массово горят!

Козловский готов был изготовить детали памятника заново, но для этого требовалась бригада формовщиков, а Министерство культуры СССР забыло списать средства, потерянные в результате пожара. В плановом хозяйстве этого оказалось достаточно, чтобы объявить о прекращении всех работ, связанных с памятником, и в 1983 году не рожденный монумент был похоронен.

Общественность, обеспокоенная таким поворотом событий, била тревогу, люди писали письма в разные инстанции, публиковали в печати статьи, рассказывающие о творящемся беспределе[28].

Однако в 1986 году запреты вдруг были сняты, и Министерство культуры обратилось к автору с предложением… уменьшить монумент в полтора раза и выполнить из бронзы.

Напомню, что основная идея скульптора – пластическая связь белокаменного памятника с белокаменной же псковской архитектурой рушилась в пух и прах, однако доведенный до отчаяния автор готов был на все, лишь бы многолетняя эпопея закончилась. Ему выделили, наконец, скульптурную мастерскую на улице Зорге в Москве, лучшую бригаду мастеров во главе с опытным Александром Мотиным, установили леса, начали варить каркас, и… снова распоряжение Минкульта СССР: работы прекратить!

А потому, что подули ветры перестройки, и враз одемократившиеся чиновники от культуры приняли «своевременное, отвечающее политическому моменту» решение устроить всенародное обсуждение памятника…

Словом, замкнулся круг, символизирующий нашу недавнюю историю: от всенародного (действительно, без иронии) обсуждения проекта монумента на закате демократической хрущевской «оттепели» через брежневский «застой» к новым вершинам демократии конца 1980-х годов, и имитации всенародного обсуждения – не проекта, а готового памятника!

Воистину – сильна и изобретательна наша культурная бюрократия!

Народное обсуждение дало отмашку: «Пущай делают!», и в марте 1987 года сварочные работы были возобновлены.

Вдумайтесь, дорогие товарищи: прошло ровно 20 лет, в стране сменились политические ориентиры, на монумент затрачены колоссальные средства, масса творческой и нервной энергии, а воз – и ныне там!

Тут поиски, начатые, напомню, в 1976 году, увенчались успехом: в начале 1990-х годов архитектор П. С. Бутенко нашел, в конце концов, достойное место для памятника на горе Соколиха под Псковом. Смысловые мотивы были такие: именно здесь, по Гдовской дороге Александр Невский возвращался в Псков после Ледового побоища, да и вообще место красивое. Закончился, наконец, затянувшийся спор, куда развернуть морду коня. Решили, пусть смотрит себе на северо-запад, в сторону места битвы на Чудском озере, тем более, что и «мирные дружественные эстонцы», о душевном покое которых некогда заботился академик Д. С. Лихачев, вовсе отделились, вступили в НАТО и стали «мирно» требовать себе Петсеримаа, называемые у нас по старинке Печорами, а заодно и Изборск. Бутенко пытался, было, настоять на закладке водоема перед памятником, мол, красиво конь с всадником будут смотреться в отражении, но пыл его охладили.

Параллельно с этими поисками в 1990-е годы детали памятника делали, было, на заводе «Монумент-скульптура» в Ленинграде, но тут грянули известные события, и работы вновь – в который раз! – свернули.

А тут в 1992 году рядом с храмом Михаила Архангела в Кобыльем городище возник… памятник Александру Невскому в честь великой победы на Чудском озере в 1242 году. И хоть сравнить монументы невозможно ни по каким показателям, псковское культурное руководство вздохнуло свободно: увековечили!

Наконец, худо-бедно, детали памятника отлиты, доработаны автором, место памятнику найдено, казалось бы, что еще?

А вот что: у области нет средств и возможностей для установки монумента.

В тяжелые времена безвластия Россию спасли люди, умевшие принять «огонь на себя». Вспомним ополчение Минина и Пожарского, да, в конце концов, собранное в годы оккупации Пскова войско Александра Невского.

Игорь Михайлович Александров, начальник областного ОКСа (отдел капитального строительства) – кто его нынче вспомнит? – понял, что тянуть дальше нельзя: или сейчас, или никогда, и собственным решением двинул имевшуюся в его распоряжении строительную технику на гору Соколиха.

Вот в таких муках появился монумент, любимый ныне и простыми псковичами, и руководством.

24 июня 1993 года памятник Александру Невскому и его воинам был открыт на горе Соколиха при большом скоплении чиновников от культуры, по мере своих сил препятствовавших созданию монумента. Не было на открытии автора композиции, скульптора И. И. Козловского, покинувшего мир за несколько месяцев до завершения работ; руководителей экспедиции на Чудское озеро, Г. Н. Караева и А. С. Потресова, отсутствовавших по той же причине; автора этих строк, которого просто забыли пригласить, как, впрочем, и многих других участников той, полузабытой за тридцать лет экспедиции АН СССР, результаты которой и явились основным побудительным мотивом в установке монумента на Соколихе.

Сегодня, рассказывая о памятнике, в первую очередь сообщают, что весит он 163 тонны, а высота монумента – 30,7 метра. Жалуются, что за годы существования не было проведено ни одной профилактики монумента. Старший специалист научно-производственного центра (НПЦ) по охране и использованию памятников истории и культуры Псковской области Людмила Солдатенко, сообщала корреспонденту ПАИ (Псковское агентство информации) еще в 2005 году, что памятник создан из большого количества отдельных элементов, которым необходимо проводить профилактическую обработку от коррозии. «Изначально предусматривалось, что производственно-профилактическое обслуживание будет осуществляться один раз в 5 лет»,- пояснила она. «В ветреную погоду памятник весь скрипит», — справедливо замечают специалисты[29].

Так что впереди памятник ожидают новые драматические моменты.

И я задумался вот о чем: если бы Александр Невский принимал стратегические решения так, как делают благодарные потомки, отмечая его память… то, интересно, на каком бы наречии говорили нынешние псковичи?
По материалам сборника «Региональные Чудские чтения»

[1] Георгий (Юрий) Николаевич Караев (1891 – 1984), советский военный историк, генерал-майор (1949). Кандидат военных наук, доцент, чуть ли ни единственный беспартийный советский генерал. С 1955 г. в отставке. В 1959 – 1963 гг. руководил научной экспедицией Института археологии Академии наук СССР на Чудское озеро для определения места Ледового побоища. Один из основателей общества советско-болгарской дружбы, созданного в 1958 году.

[2] Ледовое побоище 1242 г. Труды комплексной экспедиции по уточнению места Ледового побоища. Академия наук СССР. Институт археологии. – Наука, 1966.

[3] Караев Г. Н., Потресов А. С. Загадка Чудского озера. – М. : Молодая гвардия, 1966.

[4] Александр Сергеевич Потресов (1902 – 1972), художник, фотограф, писатель, путешественник. В 1959 – 1963 гг. работал в составе экспедиции по уточнению места Ледового побоища, руководил группами, исследовавшими сети древних водных путей псковичей-новгородцев, а также восточного побережья Чудского озера в предполагаемом районе сражения.

[5] Ответ начальника Управления учреждений изобразительного искусства МК РСФСР № 05-16 от 5.02.1966 г. писателю С. М. Голицыну (копия в редакцию «Литературной газеты»). Архив В. А. Потресова, 2-й экз. Письмо С. М. Голицыну зам. председателя исполкома Псковского областного Совета депутатов трудящихся П. Марковского № г-117 от 22 марта 1966 г. Архив В. А. Потресова, 1-й экз. Письмо С. М. Голицыну начальника Управления учреждений изобразительного искусства МК РСФСР (копия в редакцию «Литературной газеты»). Архив В. А. Потресова, 1-й экз.

[6] Г. Н Караев – Г. А. Тимошину, письмо от 13.03.1967 г. Архив В. А. Потресова, 2-й экз. с подписью.

[8] Пригласительный билет участника конференции. Архив В. А. Потресова.

[9] Правда, 14 мая 1967 г.

[10] Письмо Г. Н. Караева к Г. А. Тимошину 19 января 1968 г. Архив В. А. Потресова, 2-й экз. с подписью.

[11] Письмо Г. Н. Караева к Г. А. Тимошину 12 января 1968 г. Архив В. А. Потресова, 1-й экз. с подписью.

[12] Всеволод Петрович Смирнов (1922 – 1996), архитектор, реставратор, художник. Фронтовик, награжден орденами и медалями. Окончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. В 1955 году приглашен на должность главного архитектора псковской «Реставрационной мастерской». Автор ряда памятников, реставратор исторических памятников в Пскове.

[13] Письмо В. П. Смирнова к А. С. Потресову, б/д, скорее всего, конец декабря 1967 г. (к письму приложена фотография прапора с кованым барсом, подписанная: Александру Сергеевичу Потресову в канун Нового года). Архив В. А. Потресова, оригинал с подписью.

[14] Петр Семенович Бутенко (1917 – 1998), советский архитектор, Главный архитектор авторского коллектива проекта послевоенной планировки и застройки Великих Лук (автор проекта областного драматического театра, здания Госбанка, детского санатория, пожарного депо и других), затем – Главный архитектор г. Пскова. Автор архитектурного решения памятника Ленину на одноименной площади, Александру Невскому на горе Соколихе, Пушкину с крестьянкой в Летнем саду и других.

[15] Иосиф Иванович Козловский (1913 – 1993), советский скульптор, заслуженный художник РСФСР (1976). Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры (ИЖСА, бывш. Академию художеств, ЛВХТИ). Известен памятниками Ф. Энгельсу, М. Ломоносову, К. Шульженко. Настоящую славу ему принесло создание в Пскове монумента Александру Невскому.

[16] А. С. Потресов – Г. А. Тимошину, автограф. Архив В. А. Потресова.

[17] Проханов А. Память Чудского озера. О традициях и поисках современных монументалистов // Комсомольская правда. – 1969. — 4 марта. Архив В. А. Потресова.

[18] В архиве В. А. Потресова имеются фотографии с выставки проектов, где конная статуя представлена совершенно очевидно.

[19] А. И. Захаров – А. С. Потресову. Письмо от 28 марта 1969 г. Архив В. А. Потресова.

[21] Лихачев Д. Богатырям Александра Невского // Литературная газета. — 1969. — 2 апреля.

[22] Автограф. Архив В. А. Потресова.

[23] Газета «Псковская правда» 12 марта 1968 г. поместила заметку «Идет обсуждение памятника», где, в частности, сообщала об обсуждении проекта памятника: «Этот вопрос 11 марта был предметом обсуждения, состоявшегося в Псковском историко-художественном и архитектурном музее-заповеднике». Далее перечислены участники обсуждения: скульпторы В. Цигаль, Л. Кербель, художник Г. Шульц, помощник руководителя экспедиции А. Потресов.

[24] Черновик письма и ответ на него за подписью редактора отдела искусств «Литературной газеты» Б. Галанова (подпись) № 005091/25 от 29 апреля 1969 г. Архив В. А. Потресова.

[25] 1986 – 1990 гг.

[26] Г. Н. Караев – Т. А. Безобразовой. Письмо от мая 1970 г. Архив В. А. Потресова.

[27] Г. Н. Караев – И. С. Густову. Письмо от мая 1970 г. Архив В. А. Потресова.

[28] См., например: В. А. Потресов. Александр Невский и бюрократы // Огонек. – 1987. – № 31.

Related Post

Где находится памятник чапаеву

Где находится памятник чапаеву 1888 — В Самаре состоялась торжественная закладка памя. 1929 — В городе Самаре состоялась первая областная конф. 1934 — Поселок Запанской был переименован в честь О.Ю.

Эксклюзивные памятники из гранита и мрамора

Памятники из гранита и мрамора. Преимущества каждого вида Выбор монумента, способного выразить наши чувства и одновременно стать воплощением личности усопшего, – задача очень сложная. Идеальный памятник должен совмещать в себе

Памятники витебска описание

Памятник патриарху Алексию II В этом году православный Витебск был рад долгожданному событию. 7 апреля состоялось открытие,а 8 апреля 2013 года был освящен памятник Патриарху Алексею Второму. Божественную литургию и