О василий даниловский монастырь

Бездомные. Похоронить по-христиански

Если при жизни бездомный еще может расчитывать хоть на какую-то помощь, то после кончины его, как правило, ждет лишь безымянная могила. Кто помогает таким людям отправиться в последний путь: организует отпевание и похороны? А, главное, почему это не всегда так просто? Мы хотели просто поговорить о проблеме, но потому поняли — лучше рассказать истории самих людей.

О них «Фоме» рассказала Светлана Харитонова, социальный работник Службы помощи бездомным Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете Москвы.

Первого человека мы с Натальей Галенко похоронили три года назад. Вячеслав лежал в самой обычной палате самой обычной больницы, где рядом с бездомными лечились обычные москвичи.

Вячеслав

Одного из пациентов больницы навещала женщина, которая попросила прийти к своему заболевшему знакомому, батюшку – иеромонаха Василия (Ильина) из Данилова монастыря. К моей большей радости, услышав о том, что к соседу придет священник, Вячеслав изъявил желание приступить к Церковным Таинствам.

Отец Василий пришел, – исповедовал, Причастил, принес Евангелие, гостинцы. Потом пришел еще раз.

Затем у Вячеслава ухудшилось состояние, обнаружилось еще одно очень тяжелое заболевание, его перевели в другую больницу, где он и скончался. Мы позвонили отцу Василию, попросили помолиться за усопшего. И именно отец Василий сказал, что умершего нужно обязательно похоронить по православному обряду, как христианина, тем более он незадолго да смерти принес искреннее покаяние.

С родственниками Вячеслава я попыталась связаться, когда он еще был жив. К сожалению, все семейные связи уже давно были разрушены. Вячеслав пятнадцать лет не жил в семье, с женой был в разводе. Когда я позвонила ей, спросила, не хочет ли она проститься с бывшим супругом, которого вот-вот не станет, она, по вполне объяснимым причинам, не захотела этого сделать.

Пока подопечный лежал в больнице, удалось восстановить ему паспорт, мы возили его в УФМС. И, когда Вячеслав умер, паспорт этот остался у меня на руках.

Морг больницы выдал справку о смерти, затем я отправилась в ЗАГС, сдала паспорт и получила свидетельство о смерти. Гроб мы купили прямо в морге, у них же заказали автобус. Затем позвонили на кладбище, узнали, где есть свободные места. Администрация кладбища разрешила похоронить нашего подопечного как моего родственника.

Отец Василий отпел Вячеслава, мы его похоронили и продолжаем ходить к его могиле.

Ольга

С родственниками не всегда все получается гладко… Два года назад я отправила домой на поезде одну из своих подопечных, Олю. Потом мне звонила ее мама, благодарила. И сама Ольга часто звонила. Они меня поздравляли с Новым годом, с Рождеством, с Пасхой.

Через два года, к сожалению, Оля вернулась в Москву. Где вскоре и умерла. Чтобы ее похоронить здесь, мне нужно было, чтобы родители Оли выслали нотариально заверенную доверенность на меня. Сами они, пожилые люди, приехать в Москву не могли.

Доверенность они не выслали. Видимо, потому, что не доверяли, как это странно не звучит. Олин отец сказал: «Вы потом с меня потребуете денег, потраченных на похороны». Я попыталась объяснить, что, когда два года назад мы отправляли им живую Олю, покупали ей билет на поезд, одевали, давали с собой какие-то вещи, то ничего от них не требовали.

В итоге – доверенность мне так не выслали. И отпеть ее заочно родители в местном храме тоже отказались: «Света, отпойте ее там у себя, в Москве».

Отпевал ее вновь отец Василий. Похоронить так, как принято, не удалось из-за отсутствия доверенности, и – каких-либо документов у Оли. Мне категорически отказали, объяснив, что у меня нет права ее опознавать, хоронить, что все это должны делать ближайшие родственники. Государство похоронило Олю как неизвестную, неопознанную. Но все-таки по-христиански.

Андрей

Почти шесть месяцев назад умер один из наших подопечных – Андрей, который когда-то жил в Туркмении. Наше знакомство произошло в больнице, где ему ампутировали ногу. Тогда мы еще не знали, что у него – онкологическое заболевание. Через некоторое время, когда был поставлен страшный диагноз, его стали лечить в онкологическом центре. Следующим этапом стал хоспис. У Андрюши не было даже российского гражданства… Но мы успели через консульский отдел посольства Туркмении в России (с которым мы много лет сотрудничаем), сделать ему паспорт. Занимался этим наш социальный работник Андрей Михайлович Кузнецов.

Однажды у нас с Андреем состоялся непростой разговор, в ходе которого я с трудом подбирала нужные слова. Я спрашивала, что он думает по поводу своих похорон. Не будет ли против, если мы займемся его проводами в последний путь. Он был так рад, что мы это ему предложили…

За сутки до смерти Андрей причастился. К нему приехал протоиерей Андрей Черняев (священник, которые поддерживает наше служение много лет). Андрей Касимов к тому времени уже не мог даже глотать (не было глотательного рефлекса).

Мы все (батюшка, Андрей Кузенецов, я) стали свидетелями чуда: человек, который не мог принять даже воду, – Причастился. Вскоре его не стало.

Надежда

Моя подопечная Татьяна вместе со своей мамой находилась в Центре социальной адаптации «Люблино». Ситуация у них была сложная, история с утратой жилья запутанная. Решение их проблем требовало приложения немалых сил и времени. Через какое-то время раздался телефонный звонок, и Татьяна, плача, сообщила, что ее мама скоропостижно скончалась в больнице. А у Татьяны, не то, что средств похоронить, у нее на тот момент и паспорта не было, как и у Надежды, ее мамы.

«Не могли бы вы мне помочь, похоронить маму?», – спросила Татьяна. Я поговорила с нашим руководством и решили, что, конечно, будем хоронить.

Сложность заключалось в том, что формально женщина была не опознана — у нее не было документов. Центр социальной адаптации «Люблино» обратился в местное отделение полиции. Пришел участковый. Вместе с женщиной, которая жила в ЦСА, знала Татьяну и Надежду и имела паспорт, провел опознание. С протоколом опознания, в морге нам разрешили забрать и похоронить умершую.

Мы знали, что Надежда – крещеная, так что сомнений в необходимости отпевания – не возникало. Так получилось, что отпевали ее заочно.

Антон

У Антона Алипова – с детства сложная судьба. Но он смог выправиться, уже устроился на работу. Но этим летом случилась беда – он утонул. Нырнул и не вынырнул. Был крещеный, исповедовался, причащался.

Поскольку утонул в Балашихе, его отпел местный батюшка отец Антоний. Похоронили Антона на том же кладбище, где и других наших подопечных.

Бывает сложно: чего – то не знаешь, иногда, просто – не успеваешь. Все-таки главная наша задача – помощь бездомным в больницах. Там мы работаем с очень немощными людьми.

Похороны – чрезвычайно трудоемкий процесс. Пока нам по силам провожать в последний путь тех людей, кого мы хорошо знали, кто стал нам почти как родственники. Или – хороним по просьбе тех людей, которых знаем, как было с Татьяной и ее мамой Надеждой…

У нас появились помощники и благотворители: одна из компаний, оказывающих ритуальные услуги, жертвует нам при похоронах гроб, крест и другие ритуальные составляющие, иногда предоставляет автобус. (ГУП «Ритуал»). На Перепеченском кладбище сотрудник Константин старается всячески помочь. Мы очень благодарны им.

Я прошу всех, кто будет читать эти строки, помолиться об усопших упомянутых в этой статье: за Вячеслава, за Надежду, за Ольгу, за Андрея и Антона, а также за Ирину и Андрея о которых в статье не упоминается. Я называла подлинные имена. У наших подопечных, как правило, за плечами очень сложная жизнь. Им очень нужна молитва.

А если у кого есть возможность, можно прийти на кладбище присмотреть за могилой, поправить покосившийся крест, прибраться. Это тоже будет делом милосердия.

Духовный дневник протоиерея Василия Серебренникова

Страницы церковной жизни Москвы второй половины XX века.

О. Василий Серебренников родился в Томске 30 октября 1907 года. Отец его, Николай Николаевич, окончил с отличием Военно-Медицинскую Академию. Во время первой мировой войны служил военным врачом. С 1917 года был консультантом 1-го Красноармейского коммунистического госпиталя в Москве (ныне больница им. Бурденко), затем преподавал в Московском медицинском институте, с 1926 г. занимал должность профессора по болезням ухо-горло-носа в Смоленском университете. В последние годы, до самой своей кончины 10 сентября 1955 года, был консультантом центральной поликлиники Министерства здравохранения СССР. Ему принадлежит около семидесяти научных работ.

Николай Николаевич Серебренников был человеком верующим, но не глубоко церковным, как и большинство дореволюционной интеллигенции. Деды его были священнослужителями. Когда о. Василий собирался принять священный сан, он не возражал, сказав: «должность полезная. «

Суровый сибиряк, труженник, всю жизнь неутомимо работал. В самоотверженном труде видел оправдание жизни человека, исполнение его долга. Любил все передовое и научное. Имел средства выписать из Америки 1-ю модель «форда». Увлекался физиотерапией. В 20-е годы участвовал в полублаготворительном «Обществе русских врачей», располагавшемся на Арбате и в благотворительном обществе при Марфо-Мариинской обители.

Мать отца Василия, Мария Алексеевна, по национальности наполовину болгарка. Прадедушка и прабабушка по материнской линии отличались глубокой религиозностью. Прадедушка, бывало, молился со слезами, а прабабушка говорила маме: «Маня, живи по Евангелию, иначе гореть будешь в огне». Дедушка был военным, подполковником, к вере равнодушным. Но однажды увлекся учением Л. Толстого, нигилизмом и прочими еретическими учениями и вследствие этого потерял веру, сделался активным атеистом, поддерживал революцию.

В молодости мама томилась духом и искала Бога, увлекалась мистической литературой: Яковом Беме и другими. В Одессе она занималась в школе живописи. Здесь познакомилась с неким учителем оккультизма, который начал ею руководить духовно. Но однажды, услышав от него, что «человек есть Бог», она пришла в себя и порвала с ним отношения. После этого отринула свое увлечение мистицизмом.

Затем училась живописи в Петрограде у лучших художников, но война, а затем революция, не позволили ей закончить учебу, тем не менее, она была талантливой художницей-импрессионисткой.

Отец во время Первой мировой войны служил по военной линии, а семья жила у родителей матери, в семидесяти километрах от Одессы, в пос. Аккерман. В семье, кроме Василия, детей больше не было. Когда этот единственный сын был еще во чреве матери, она хотела рождением и воспитанием будущего ребенка «зажечь свечку Богу». По рождении мальчика, она каждую неделю причащала его в храме великомученика Пантелеимона в Одессе.

Когда отец поступил на службу в московский коммунистический госпиталь, семья переехала в Москву и поселилась на Старом Арбате.

И в Одессе, в период своих увлечений чуждыми учениями, мама не порывала совершенно с Церковью, а после переезда в Москву стала ревностной христианкой. Когда Василий подрос, и ему предстояло выбирать жизненный путь, он не был принуждаем или стесняем ничем со стороны родителей. Мама разрешила ему прочесть пять томов по йоге и житие блаженной Анжелы, которые ни в малейшей степени не отвели его от христианства. Потом он прочел Вильяма Джемса и три тома Лодыженского, затем о. Сергия Булгакова, но когда узнал о его уклонениях от Православия, бросил книгу в печь, как и прежде книги по восточной мистике.

Мама была серьезно и духовно настроенной, часто видели ее долго молящейся. Бывало, ночью стоит перед иконами, и около нее целая лужа слез. Говорила, что для молитвы ей нужна внутренняя подготовка. Василий был любопытен к духовным вопросам, дерзнул как-то спросить ее: если хорошо углубленно помолиться, то на сколько ей хватает молитвы? — «Часов на пять», — ответила Мария Алексеевна.

Мама с большим благоговением относилась к христианским святыням; особо почитала чудотворную икону Божией Матери «Утоли моя печали», которая находилась в церкви свв. Афанасия и Кирилла, брала от нее масло, пользовалась им в болезни, и ей становилось легче. Любила и жалела людей. Отец Василий говорил, что природная доброта ее была растворена благодатью. Как ни любила она своего единственного сына, но в первую очередь всегда кормила более голодного ребенка, если таковой находился. Приводила в дом нищих.

Умерла она 1 июня 1971 года. Отец Василий вспоминает, что когда она лежала в гробу, лицо ее сделалось духовно так красиво, что невозможно было оторваться.

Василий в 1925 году окончил седьмую опытную школу МОНО, а в 1930 — медицинский факультет 1-го Московского государственного университета (как раз в то время интеллигенции разрешили учиться в высших учебных заведениях).

В 1936 году Василий Николаевич вступил брак. Венчание состоялось в храме святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот. Супруга, Маргарита Васильевна, стала его верной спутницей, разделявшей с батюшкой все радости и горести на протяжении 42 лет. По словам людей, близких к семье отца Василия, еще прежде брака оба супруга пришли к взаимному согласию жить в супружестве как брат с сестрой. Маргарита Васильевна умерла 3 июля 1978 года.

По окончании университета Василий Николаевич работал врачом в разных учреждениях Москвы. В 1940 году в Первом медицинском институте защитил диссертацию на степень кандидата медицинских наук. До 1941 года работал в отоларингологом в больнице им. С. П. Боткина. Затем был уволен по болезни — непонятная болезнь мучила его всю жизнь, начиная со студенческих лет, но вместе с тем служила как бы «Божиим покрывалом», защищая от многих невзгод.

О духовной стороне его жизни того времени, из слов самого батюшки, можно сказать следующее. Систематического духовного образования он не получил. Воспитывался на Добротолюбии и других аскетических книгах. Исповедовался несколько раз у даниловского архимандрита Георгия (Лаврова). После смерти отца Георгия (1932 г.) стал обращаться к иеромонаху Павлу (Троицкому), который дал ему тяжкое в моральном отношении послушание. Василий исполнил послушание, но продолжать обращаться к отцу Павлу не смог. Отец Павел был против его брака и направлял на путь юродства. Затем — знакомство с отцом Митрофаном из Зосимовой пустыни, тогда уже закрытой, жившим в Высоко-Петровском монастыре. Он сказал ему как-то: «В духовные дети никого не беру — не слушают. » Вскоре началась война.

После войны по благословению митрополита Крутицкого Николая (Ярушевича) заочно, за год и два месяца, Василий Николаевич окончил Московскую Духовную семинарию и в 1948 году принял священный сан диакона (в Троице-Сергиевой Лавре, 28 марта по н. ст.), а спустя неделю — священника. С 1948 по 1955 гг. служил священником в храме св. мученика Иоанна Воина. 12 сентября 1955 года был переведен в храм Воскресения Словущего на Арбате, в пер. Аксакова (быв. Филипповском). 19 марта 1958 года, ко дню Святой Пасхи, возведен в сан протоиерея. До 1989 года был настоятелем этого храма. Имел многие награды и церковные отличия. Последние годы жизни, до самой кончины, оставался почетным настоятелем церкви Воскресения Словущего.

Смотрите так же:  Монастырь германа аляскинского

Скончался батюшка 30 декабря 1996 г., в день пророка Даниила и трех отроков, в 6 часов утра. При его кончине были две его духовных дочери.

В последнее время батюшка тяжело болел, часто испытывал сильные боли и страдания физические, но терпел безропотно, принимая это как данное Богом предсмертное испытание. Бывало, спрашивал: ведь я не ропчу? Когда уже не мог служить, но мог еще ходить, исповедовал в храме; до последних дней принимал людей и исповедовал у себя дома. Последний раз его вывозили в церковь на Пасху 1996 года.

В воскресенье, 29 декабря, смерть еще казалась отдаленной. Ночью батюшка почувствовал, что пришел конец его земной жизни, исполненной страданий. Говорил: «Я умираю» (повторив несколько раз), «я очень устал терпеть боль».

Перед самой кончиной лицо его необыкновенно просияло. Лежал он, обращая лицо ко святому углу, где были Святые Тайны. Трижды улыбнулся, постепенно дыхание его утихло, и он мирно отошел ко Господу.

Вечером в день кончины приехал духовник отца Василия протоиерей Алексий (настоятель церкви Флора и Лавра на Зацепе). Отслужили панихиду. Отец Алексий неожиданно спросил матушек, ухаживавших за отцом Василием: «Поищите-ка у батюшки монашеское облачение». Довольно легко нашли полумантию, клобук, два новых парамана, параманные кресты, четки. Отец Алексий рассказал, как за две недели до кончины батюшки он приехал причастить его, и сказал, что жизни осталось немного и хорошо бы принять монашеский постриг. На что отец Василий ответил уклончиво и несколько загадочно: «Я читал в одной книге, что архиерей постриг одного, а когда пришло подходящее время постригаться, то уже было нельзя». Из этого и найденных вещей отец Алексий сделал предположение, что отец Василий был в тайном постриге (но он никогда никому об этом ничего не говорил и не оставил никаких посмертных завещаний относительно этого). Хотя, возможно, что монашеские вещи принадлежали кому-нибудь другому (батюшка имел общение со многими монахами). Близкие отцу Василию духовные дети уверены, что батюшка не принимал монашества, а монашеские вещи принадлежали глинским монахам, бывавшим у него в доме.

Чин погребения был совершен 2 января в Филипповской церкви епископом Истринским Арсением в сослужении многочисленного московского духовенства. Теплое слово в память почившего произнес епископ Арсений. Столь естественная в эти минуты скорбь разлуки с дорогим сослужителем, наставником, отцом незаметно растворилась тихой пасхальной радостью, как бы снисшедшей свыше — той радостью, которая всегда осеняет кончину праведника.

Жизнь Даниловского монастыря

— Здравствуйте! В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Сергей Юргин. Сегодня у нас в гостях наместник Даниловского ставропигиального монастыря города Москвы, архимандрит Алексий Поликарпов. Здравствуйте, батюшка, благословите наших телезрителей.

Добрый вечер!

— Уважаемые телезрители, обращаю ваше внимание, что мы работаем в прямом эфире. В течение часа вы можете позвонить нам в студию и задать свой вопрос по телефону в Москве 8 (495) 781 49 54. Тема нашей сегодняшней программы — «Жизнь Даниловского монастыря».

Батюшка, вы являетесь наместником одного из древнейших монастырей столицы — Даниловского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. Расскажите об истории монастыря – как он создавался, и как он живет по сей день.

— Московский Свято-Даниловский монастырь учрежден и основан святым благоверным князем Даниилом, младшим сыном Александра Невского в конце ХIII века. Первый общежительный монастырь в Москве. Обитель пережила все, что пережила Москва, пережила Русь. Это были и набеги монголо-татар, были пожары, были бедствия, трудности. Были поляки. Под Даниловом, как говорит летопись, каждый день были бои. Были французы. Строки скупо говорят, что французы большого урона не нанесли, но только ободрали раку князя Даниила и эти серебряные листы унесли с собой. И год 1930-й — это закрытие обители уже при Советской власти. Постепенно храмы отбирали, постепенно святыни перебирались из одного храма в другой и вот, в 1930 году обитель закрыта. Скорбно и трудно. Очевидцы рассказывали, что когда закрывали монастырь, то люди плакали. А около стен обители бегал и прыгал такой юродивый гугнивый иеродиакон Пимен — радовался и смеялся. И когда ему сказали: почему же ты так поступаешь, он сказал: а наши «колякола» еще зазвонят. Получается, что заглядывая далеко вперед, он говорил о будущей славе Даниловского монастыря, потому что в год закрытия, колокола Даниловские (а это были один из лучших звонов Москвы и России, полностью сохранившиеся!) были проданы в Америку. Один американский предприниматель купил их и передал в дар Гарварду, поскольку сам был выпускником этого университета. Там как раз строилось общежитие, и на одной из башен этого общежития были установлены колокола.

В свое время пытались организовать там русский звон, выписывали из России известного в то время колокольного мастера Сараджева, звонили мигранты, но, наверное, так не получалось, потому что звон был нецерковный. И, в конце концов, колокола остались висеть на этой башне, но звон был на бейсбольный матч, еще какие-то торжественные случаи минут по 10-15. Как такового, колокольного звона не было.

Год 1983.Открытие обители, передача Данилова монастыря Русской Православной Церкви по просьбе Святейшего Патриарха и Священного Синода. Монастырь был передан с целью проведения торжеств, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Зашла речь и о колоколах. Тогдашние дипломаты известили теперешнего митрополита Владимирского Евлогия (он был первым наместником) о том, что даниловские колокола находятся в Гарварде. Завязалась переписка, но она была безрезультатной в то время. Был один из американских президентов в монастыре, но тем не менее, передачи колоколов не было.

И вот, славная дата — 700 -летие со дня преставления князя Даниила послужила толчком. Завязалась переписка, и потом состоялась поездка делегации. Был утвержден Попечительский совет, который возглавил митрополит Климент, при участии в этом совете и тогдашнего представителя Президента в Центральном округе Георгия Полтавченко, представителя монастыря. Делегация отправилась в Америку, в Гарвард. Состоялась встреча с вице-президентом Гарварда. Поначалу скупые строки говорили о том, что колокола сохранились и висят там. Мы, в свою очередь, поблагодарили их за сохранение этого сокровища, потому что если бы это находилось в России, трудно было бы предугадать их судьбу. Это могла быть просто переплавка на металл. И такое произведение искусства, память церковная, была бы стерта с лица земли.

Зашла речь о том, что мы бы хотели возвратить эти колокола в Россию. Но явилась такая мысль, что им тоже нужно иметь что-то в память, взамен. Были активные профессора, которые поднимали этот вопрос, близкие к общежитию. Их мыслью было то, что такая ценность должна принадлежать России, вернуться на Родину. Они занимались этим. Прошло несколько лет с тех пор. В России была делегация университета, они объехали несколько наших колокольных предприятий и выбрали себе на Воронежском колокольном заводе «Вера» звоны. Решили, что там они закажут комплект колоколов, который явится копией даниловских, и эти новые колокола будут висеть на колокольне в Гарварде, а старые отправятся в Россию.

Да, это было нелегко, шел переговорный процесс не так быстро, как хотелось бы. Было благословение Святейшего Патриарха, и когда нас спрашивали, где же вы найдете средства для возмещения, мы говорили, что Бог поможет, народ на это откликнется. Святейший Патриарх Алексий II обратился с просьбой к предпринимателю Вексельбергу, и его Фонд принял активное участие в этом. Благодаря такой финансовой поддержке дело сдвинулось. Сначала в 200, году один колокол прибыл в Россию. Его встречали Святейший Патриарх и Президент Медведев в монастыре. И потом уже из-за океана — все остальные, из-за океана через Санкт-Петербург, Великий Новгород Тверь. Была торжественная встреча, они прибыли в Москву.

Это такая милость Божия, и нам есть о чем вспомнить сейчас, благодарить Бога, благодарить людей доброй воли, потому что это было такое движение ума и сердца, и московский Свято-Данилов монастырь получил свою святыню. Эти колокола по сей день возвещают нам правду Божию, возвещают милость Божию к нам, недостойным людям. Колокола были на колокольне в этот период — до возвращения Гарвардских, но это были колокола, собранные со старых колоколен заброшенных храмов. И когда вернулись родные, те были возвращены по старым адресам, так что никто не остался обиженным. Обычно спрашивают: а что же стало с теми колоколами.

И сейчас эта тема – колокольная, существует в Данилове. Самый ближний пример — это организация курсов колокольных звонов колокольных мастеров, которые сейчас открыты и идет набор. Такая школа будет работать. Каждое последнее воскресенье сентября в обители организуется колокольный фестиваль, приглашаются известные мастера- звонари со всей России, они собираются на колокольне. Внизу, на дворе ставятся стулья, собираются слушатели и зрители, и вот так колокола возвещают славу Божию.

Много участников собирается?

-Да, довольно много. Из разных городов. Из Великого Новгорода, Твери, Ярославля, Вологды, Ростова Великого, Владимира. Клирики, миряне и каждый привносит свое звучание, каждый показывает свое мастерство. Все это не просто услаждает слух, это подвигает нас к Богу, к небу.

-То есть, участники этого фестиваля, скажем так – шлифуют свое мастерство, или это просто фестиваль, чтобы себя показать?

— Я думаю, что они шлифуют свое мастерство. К каждому показу, к каждому рассказу нужно подготовиться. Люди воспринимают эту колокольную культуру, слушают умом и сердцем, очищаются.

— Сколько храмов насчитывается в обители на сегодняшний день?

— В обители семь храмов с приделами. Самый главный храм — Троицкий, храм Святых Отец Семи Вселенских Соборов – самый древний. История его такова, что Иван Грозный хотел в Москве в каждом околотке построить храм во имя Святых Отцов Первого собора, Второго, Третьего, Четвертого. Те храмы не сохранились, а сохранился храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. В нем разные приделы — князя Даниила, святых мучеников Бориса и Глеба, пророка Даниила, преподобного Даниила Столпника, потому что обитель была учреждена князем Даниилом во имя своего покровителя преподобного Даниила Столпника.

— Вопрос из Курска от рабы Божьей Татьяны — по Евангелию от Матфея. Когда Господь был в Сирии, он лечил больных прокаженных бесноватых лунатиков. От чего Господь лечил лунатиков?

— Лечил от болезни, исцелял их от этой тяжелой, трудной болезни. Выводил их, прежде всего не медицинскими средствами, хотя мы знаем, что в Евангелии написано – иногда Он употреблял для этого слюну, брал твердь земную, но исцелял силой духовной от влияния нечистой силы, от влияния духовной немощи, которая проявлялась физически.

Спасибо. Какие святыни есть сегодня в обители?

— Прежде всего в монастыре мы имеем (к сожалению не имеем полностью) мощи князя Даниила. В годы революции они были утрачены, хотя до этого они находились в раке целыми. Мы имеем частицы мощей, которые были возвращены и имели такой чудесный образ возвращения из Америки, потому что духовные дети владыки Феодора увезли с собой часть мощей. Митрополит Феодосий Американский их вернул в обитель. Часть мощей вернули другие насельники – прежде всего этого мощевик в Троицком соборе, часть мощей находится в храме Святых Отец.

Икона Божьей Матери «Троеручица», большая частица мощей святого благоверного Александра Невского, память которого совершается вместе с памятью князя Даниила — 12 сентября. В Покровском храме находятся мощи преподобного исповедника Георгия Даниловского, который в дореволюционные годы являлся насельником обители, потом претерпел ссылку, гонения и уже возвратившись из ссылки, скончался в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище, держа Чашу со Святыми Дарами в руках. Причащаясь, он в это время скончался.

Частицы многих мощей в Троицком соборе, есть большой мощевик и там мощи многих святых находятся. Совершаются чудеса и исцеления и по сей день. Преподобный Даниил отзывается на молитвы, обращающиеся к нему. Много есть случаев исцеления. Приведу разные примеры.

Однажды в обитель пришли муж с женой, уже пожилые. В надкладезной часовне там набирают воду. И вот они, по примеру других, также взяли воды, набрали в бутылочку и принесли домой. Видимо, они были не очень церковные люди — принесли домой эту бутылочку, поставили, и забыли о ней. Муж должен был обратиться к врачам, у него подозревали онкологию, и он должен был по этому поводу лечиться. Ему во сне является старец и говорит: у вас есть вода, потребляй ее и будешь здоров. Как обычно бывает — видел сон и забыл. Так ему несколько раз являлся преподобный князь Даниил и напоминал о святыне, которая была у них в доме. Этот старичок стал употреблять воду и потом пошел к врачу. Врач свидетельствует, что от болезни не осталось и следа.

Еще очень известен святой благоверный князь Даниил, как помощник в квартирных вопросах. Думаю, что для многих это насущный и важный вопрос. Многие рассказывают о тех чудесах, которые они получили сами, их семьи. Так одна женщина говорила, что они много лет стояли на очереди, и как это иногда случается, им отказали. Но она не теряла надежды. Она вспомнила, что ее мать всегда обращалась с молитвой к князю Даниилу. И вот она купила акафист князю Даниилу, все-таки продолжала ходить и во время ожидания молилась святому, призывала его в своих молитвах, просила о помощи. И против ожидания, они действительно получили замечательную квартиру и благодарили за это князя Даниила.

У жителей Даниловой слободки, которая была около монастыря, был такой обычай. Когда они о чем-нибудь просили Бога, когда начинали какие-то свои дела – они шли в храм, к мощам святого. Каждый, по достатку своему, ставил свечу и обращался с просьбой. И уходили они в надежде, что молитвы их услышаны, святой откликнется. Действительно, так и бывало. Есть много разных других случаев — когда военные, не имеющие постоянного места жительства, не имеющие постоянного жилья – матери их и сами они, когда кажется, исчерпаны все надежды, упования, вспоминали, что надо обращаться к святым. И князь Даниил слышал их – и много тому примеров, когда получали квартиры, и довольные и счастливые благодарили Бога.

Напротив монастыря находится Четвертая больница. Там много больных. Братья туда ходят причащать, исповедовать. Больны знают о том, что обитель напротив, что там есть святыни. Так, одна женщина, которая лишилась слуха, в течение нескольких дней была на излечении. Кажется, были потеряны все надежды, и ее осенило, что надо же бежать к святому! Она действительно, прибежала к мощам, приложилась. Для себя отметила, что здесь красивые цветы, но запаха она не чувствует. Помолилась, обратилась с горячей искренней молитвой к князю Даниилу и возвращаясь, она почувствовала этот чудесный запах, а выходя, услышала и гомон птиц, и звон колоколов. Помощником и покровителем ее явился князь Даниил.

Смотрите так же:  Зарубский монастырь

Если позволите, еще об иконе Божией Матери «Троеручица». Это древняя икона находится в Троицком соборе — слева на столпе. В монастыре есть обычай: по пятницам вечером читается акафист – одну пятницу Покрову Божией Матери, а другую – «Троеручице». Эта икона издревле чтима в монастыре, и от нее чудеса совершаются и по сей день. Так, у одной женщины стала сохнуть рука. Ей сказали, что она исцелится перед иконой Божией Матери. И она просила Богородицу, бывала в разных местах, обращалась к разным святым иконам. Однажды, в одну из пятниц она пришла в Троицкий собор, где совершался молебен. Она помолилась, постояла, потом взяла свою сумку, отправилась на вокзал и поехала домой. Проснувшись, уже в поезде, она стала осознавать, что молилась в соборе она правой рукой, которая была больна, и сумку она взяла как обычно, правой рукой. И она убедилась в том, что исцелилась, что она получила помощь от иконы Божией Матери.

Однажды в наше паломническое бюро поступил звонок. Просили устроить экскурсию по святыням монастыря, но ничего не говорить о чудесах, которые от них совершаются. Просьбу учли, устроили экскурсию. Эта группа пришла в Троицкий собор и один из людей (им оказался человек, по просьбе которого экскурсия совершалась) сразу встал на колени перед иконой Божией Матери. Все время, пока группа находилась в храме, слушала экскурсовода, он стоял перед иконой. Потом они ушли, а через некоторое время поступил звонок – что этот человек, просивший экскурсию и который просил не рассказывать о чудесах, он в прошлом фронтовик. У него были ранены ноги, были пожизненные боли, и он не мог просто заснуть, и это постоянно его беспокоило. А когда он пришел в Троицкий собор, то его как что-то подтолкнуло: расскажи Божией Матери о всех своих болезнях, и ты будешь услышан. Он так и сделал – встал на колени, обращался к Ней, просил Ее о помощи, и вот таким образом Богородица ему помогла. Много разных чудес о разном говорят. Один человек пришел и почувствовал, что он получил исцеление от болезни сердца.

Молятся у мощей преподобного исповедника Георгия, получают духовное состояние. Молятся перед иконой святителя Спиридона Тримифунтского. Те, кто бывал в монастыре — видели, убедились в его помощи, а кто не был – милости просим прийти. Святитель Спиридон помогает, слышит, отзывается на наши просьбы. Часто его называют великим чудотворцем, скорым помощником. Некоторые люди называют его покровителем дел коммерческих – кому в чем он помог. Бедному человеку помог найти насущное, другому человеку помог в его делах. Святитель Спиридон помогает всегда. Часто ему пишут, записки кладут за иконы и прикладываются к его башмачку. По преданию, которое есть около мощей святителя Спиридона на Корфу в Греции, он ходит в башмачке своем по острову, по земле вообще и утешает людей страждущих. Такой башмачок там имеется у иконы святителя Спиридона. И на наши молитвы, и на наши просьбы и на наши скорби он скоро отзывается. Ему молятся и о хлебе насущном, и о том, чтобы он помог материально. Есть ярко свидетельствующий пример. Был он не стяжателем, он был пастухом бедным простым уже, потом он стал епископом. Даже на иконах он изображается в пастушечьей шапочке. К нему пришел бедняк на острове был неурожай, и у него не было хлеба. Он пришел просить у святителя просить немного денег и хлеба, потому что он обратился к богатому человеку, у которого было зерно, но тот отказал — без денег не дал. И вот обратившись к святому Спиридону, этот бедняк просил о помощи. Святой пошел в сад (как потом выяснилось) помолился и вынес ему оттуда золотую змейку. Эту змейку бедняк заложил у богача, получил хлеб. А из следующего урожая расплатился со святым Спиридоном. На его глазах святитель помолился, бросил эту змейку, и она уползла в сад – стала тем животным, которым была до этого.

Много чудес у святых. Они настолько близки к нам настолько слышат наши просьбы, что подчас это кажется чем-то невероятным, потому что это против законов бытия, подчас и против законов природы. Потому что по молитве и будет вам. Молитесь, и будет вам. Так нам говорит слово Божие. И это разные чудеса, которые совершаются в обители. Так, каждый день мы видим людей которые идут , ставят в благодарность свечечки. На Корфу есть такая песня, в которой говорится: «И ставят люди на песке свечи Спиридону». Не только в храме, но и рядом, потому что у греков есть обычай ставить свечи в песок. И мы видим, что к нам тоже приходят люди, и вот эта великая святыня объезжает и Россию – правая рука святителя Спиридона. Обычно греки не разделяют мощи на части, если они целые. Были целыми и мощи святителя Спиридона. Тот, кто там бывал, видел, что в специальном саркофаге под стеклом его лицо – древнее, черное, и вся его фигура. А сейчас к нам в Россию привозят из митрополии правую руку его. Она была в свое время отделена католиками, когда они брали святыни с Востока и увозили в Рим. И вот до некоторого времени – до 80-х годов ХХ века, правая рука святителя Спиридона находилась в Риме, потом ее возвратили. Сейчас она находится на престоле во время богослужения, а к мощам всегда можно приложиться. И эта десница сейчас путешествует по России, приносит верующим радость, облегчение, вспоможение по вере и по молитве.

— В вашем монастыре будет десница?

— Нет, в этот раз не будет. У нас она уже была дважды. Мы имеем святыню — шапочку и икону святителя Спиридона.

— Звонок из Тверской области. Когда привозили честную десницу святителя Спиридона в Данилов монастырь я ничего об этом не знала. Когда узнала, было уже поздно, и завтра святыню должны были увозить приехала в Данилов монастырь уже в пол-одиннадцатого вечера. И что удивительно – никого не было, хотя днем была большая очередь. Была и десница святителя, и икона святого Луки. Я приложилась несколько раз, прочитала акафист. Такое чудо было у меня, спаси Господи вас!

— Слава Богу! Вы напомнили о святителе Луке – известном и почитаемом не только в России, но и за рубежом. Святителя Луку очень почитают греки, много чудес совершается У нас в монастыре икона святителя Луки с частицей мощей — в Покровском храме, в нижнем храме, там где каждый день совершаются молебны. Там можно прийти, приложиться и там еще есть мощевик с частицей мощей, которые мы получили в дар из Италии – мощи святителя Николая. Так что святынь много, и каждый святой отзывается на наши просьбы. Но и нам, в свою очередь, надо отзываться на их благодеяния доброй жизнью, молитвой и таким церковным устроением и настроением. Бог услышит, Бог поможет, если мы сами будем жить по вере.

Батюшка, насколько интенсивна жизнь Данилова монастыря на сегодняшний день?

— Мы живем в центре Москвы, но утешаем себя мыслью, как говорил святитель Амвросий Оптинский, «можно жить и в миру, но не на яру, а тихо». Мы стараемся совершать богослужения – утром и вечером. Начало братского молебна, прежде всего, в будничные дни в 6 часов. Братья совершают молебен князю Даниилу. После этого полунощница, утренние молитвы, Литургия. Вечером, в 5 часов вечернее богослужение, утреня. В праздничные и воскресные дни — всенощная. В субботу и в воскресенье совершаются две Литургии – ранняя в 7 и поздняя в 9. Каждый день совершаются молебны в Покровском храме, исповедь и причастие. Кроме того, в монастырь можно всегда прийти на беседу к священнику. В братском корпусе есть священник каждый день, это его послушание и все недоуменные вопросы, беседы тревоги можно изложить этому батюшке и своей священнической властью, своим пастырским словом он поможет.

В Даниловом монастыре есть свое издательство «Даниловский благовестник». Книги, которые там издаются, есть в наших иконных лавках. Иконы, которые пишутся в монастыре, церковная утварь. Данилов монастырь имеет несколько подворий — в Рязанской области, в Подмосковье есть несколько подворий. И мы, братья обители, либо под руководством братии трудники, рабочие занимаются выращиванием пшеницы, ячменя, овощей. У нас есть свое молоко и молочные продукты, есть пасека в Рязанской области на подворье – свой мед. Нынче, слава Богу, хороший урожай яблок. Это все представлено в монастыре, так что можно прийти и приобрести для себя, как Божье благословение. Когда человек это с верою получает, то получает исцеление души и тела.

Обитель активно занимается с молодежью. У нас есть центр духовного развития детей и молодежи. Это, прежде всего работа в воскресной школе, с детьми, которые сами приходят, и с детьми, которые приводят своих родителей впоследствии, как это обычно бывает. Дети, которые слушают о том, что же такое вера, как они должны подходить к церковным понятиям, как они должны читать Евангелие, потом вырастают, становятся юношами и девушками, подростками и взрослыми людьми, создают свои семьи, либо определяют свою жизнь в служении Богу в монашестве и вот эта ниточка не прерывается. Известен лагерь отдыха для детей и молодежи «Звезда Вифлеема». Мне запомнился пример, когда одна мусульманка привела своего ребенка в наш лагерь. Ее спросили — почему же к нам? Она ответила, что у нас нет ничего подобного, а у вас здесь плохому не научат. Это важно, что дети познают веру. Вера растет, умножается, и сердце наполняется ею. Тогда тот, кто живет по вере, может на нем – на этом человеке и на нас сбудутся евангельские слова «Тако да просветится свет твой пред человеки яко да видя добрые дела твоя и прославят Отца вашего иже есть на небесах». Это важно.

Обычно спрашивают: а есть ли у вас святые. Мы говорим, что мы грешные, но мы пытаемся говорить о святости. Свой опыт святости, наверное, у каждого христианина православного, у каждого монаха свой. Но мы знаем Слово Божие, и Слово Божие нас питает, поддерживает и обличает подчас, ибо зная свои немощи и недостатки, мы говорим о том, чтобы другие люди – а это подчас наше послушание, это проповедь, это издание литературы, о том, чтобы и другие люди шли вослед Христа. Это важно. Мы видим, как обновляются наши храмы. Я думаю, что каждый из верующих людей, тот, кто постоянно ходит в церковь видит, что старые люди, к сожалению, уходят, но появляются новые, молодые, и это отрадно. Всем известна такая добрая шутка владыки Ювеналия, когда у него однажды спросили за рубежом — известно, что Русская Церковь — это в основном пожилые люди, и что же будет, когда старушки умрут. Он ответил: а наши старушки бессмертны. Мы видим, что, слава Богу, есть поросль, есть обновление и добрая ротация.

Так что обитель старается возвещать истину. Это важно, потому что возвещая истину, мы сами себя воспитываем, но и насколько получается, воспитываем других.

— Батюшка, какая главная функция монастыря и чем монастырское служение отличается от приходского служения?

— Монах отрекаясь от мира — не того что за стеной, а от мира как совокупности страстей, являет для себя своей целью, что он будет служить Христу Единому, пойдет за Ним. Он приносит монашеские обеты — нестяжания, безбрачия, послушания. И когда совершается монашеский постриг, то постригаемый спрашивает послушника находящегося, перед ним, будет ли он все это исполнять. Тот говорит: Ей Богу содействующе честный отче. То есть, да если Бог мне поможет, я это исполню.

Здесь человек не двоится в своих мыслях. Сказать, что он непременно спасется? Да, он спасется, если он будет спасаться. Сказать, что человек, живущий в миру, имеющий семью, погибнет? Никак нет, потому что Евангелие едино для всех – и для мирян и для монахов. Но монашеский путь самый прямой, он трудный, но Господь и помогает на этом пути. Святые отцы говорят, что если бы люди знали, насколько трудна монашеская жизнь, то не пошли бы. А если бы знали, какие утешения ждут человека, который стремится во след Христа, то все бы оставили все и пошли бы за Богом. Так что каждый получает свой талант. У святителя Игнатия говорится, что монашествующие получают сто талантов на ниве Христовой, но при условии, что они трудятся и спасаются. Вдовствующий человек – шестьдесят талантов, человек семейный – тридцать: он еще имеет утешения. Человек, который посвятил себя Единому Богу, должен помнить об этом, чаще себе напоминать. слова Евангелия: «Царствие Божие нудится» — то есть усилием берется, в русском переводе. И употребляющий усилия достигает его. Это должно быть девизом монашеской жизни.

Самый яркий пример тому – святая Афонская гора. Туда не пускают женщин. Иногда говорят, почему не пускают куда-то женщин, если они туда стремятся. Действительно, женщин много в Церкви, они занимают, в хорошем смысле, первое место, потому что они предали свою душу и сердце Богу, они семьи свои устремляют ко Христу. Но есть места физически для них недоступные – это святая гора Афон, где иноки мужского пола совершают непрестанные молитвы и являются примером для нас, живущих уже во всей Православной Вселенной.

— Вопрос от телезрительницы Виктории: поясните, почему в наше время считается допустимым вход женщин в мужские монастыри, почему допускается такое искушение.

— Хороший вопрос. Если эта женщина, наверно, благочестивая христианка, считает это искушением, то она может быть недалека от истины. Если прихожане возносят не только молитвы, но и смотрят по сторонам, то эти взгляды может, кого-то соблазняют, либо о них соблазняются, и это плохо. А мы приходим в обитель потому, что здесь в полной мере братия монастырей стараются возносить свои молитвы, стараются, чтобы сердце их было посвящено Христу, и вот эти чувства и мысли передать приходящим сюда прихожанам – как женщинам, так и мужчинам. В этом духовном плане сказано, что во Христе нет ни женского, ни мужеского пола, а вся единая тварь во Христе. Если эта женщина считает, что через женщин — через нее, в частности, приходит искушение — это ее право не ходить по мужским монастырям, а ходить в женские или в другие храмы, где нет таких соблазнов. Мысль, сама по себе, может быть верная.

Смотрите так же:  Монастырь в ламбахе

— Есть такое мнение, что в монастырь уходят. Все же — в монастырь уходят или приходят?

— По-разному, наверное. И приходят и уходят. Уходят в монастырь отчего? Из мира, который мешает человеку спасаться. А приходят – потому что приходят в обитель Отца Небесного, приходят ко Христу, приходят для того, чтобы соединить свое сердце с Богом. Перед постригом – это такой сакраментальный момент, постригающий говорит: много путей ко спасению, не только этот. Но привели они — когда наших братьев постригают или сестер в монашество — вот сюда, на это место. Так что и ушел человек из мира, испытав себя и пришел ко Христу. Там говорится: повинуйся старцу яко Христу. Христос невидимо стоит, принимает твое исповедание. Внешний знак – постригаются власы главы крестообразно, во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, дается иное имя, так что у человека начинается новая жизнь

— У нас остается немного времени. Хотелось бы поговорить о святом Данииле Московском. Буквально на этой неделе, в пятницу, 12 сентября, в церковном календаре значится это имя. Для Свято-Даниловского монастыря Москвы святой Даниил Московский дорог, как основатель и первый попечитель обители. Чем дорого это имя в целом для государства Российского?

— Преподобный князь Даниил является и мужем государственным. Он был великим князем, он умел держать меч в руках, он должен был отражать врагов внешних, устроять государство. Он, будучи младшим сыном Александра Невского, наследовал он него самый малейший удел. Москва была тогда самым малейшим уделом. Но он имел нрав мудрый и миролюбивый. Тогда было много междоусобиц между родными и его братьями — другими сыновьями князя Даниила. Он старался внести мир, и ему это удавалось. Он избегал подчас кровопролитий, призывал к миру и являл собою пример. Так, он взял к себе в Москву рязанского князя Константина, который хотел привести монголо-татар в Москву. Он его взял, но держал как гостя. Под Дмитровом братья совещались, и война не развязалась, и дело закончилось миром. Москва постепенно становилась таким крепким ядром. К Московскому княжеству присоединилось Переяславльское княжество, когда скончался племянник князя Даниила князь Иван, любивший своего дядю и завещавший ему свое княжество. И мудрый Даниил не перенес столицу в Переяславль, хотя это было большое княжество, а присоединил его к Москве. И так постепенно Святая Русь около Москвы стала большим и крепким государством. Князь Даниил завещал похоронить себя, (уже приняв монашество) в обители, им основанной. Имя его и восхвалялось и прославлялось, к имени его обращались, но и забывали иногда о нем. Один воин, встав на его надгробную плиту на кладбище, когда ему сделали замечание, что это великие князья, сказал: да мало ли великих князей. Конь, на которого тот собирался вскочить, понес и разбил его. Мудрость князя Даниила, и святость его, благоразумие, его великая любовь к Церкви, Богу и людям прославили его иже со святых.

— В этот же день отмечается память и другого великого русского святого – Александра Невского, его отца. В вашем монастыре как раз находятся частицы мощей как Даниила Московского, так и Александра Невского. Будет открыт доступ к мощам в день праздника?

-Конечно. Они и почитаются равно и молятся им. Это такая большая святыня и опора.

— Я знаю, что как раз в пятницу, в день Александра Невского и Даниила Московского в Даниловском монастыре совершать богослужение будет Святейший Патриарх Кирилл.

— Да, Святейший Патриарх Кирилл будет совершать Литургию в день князя Даниила, в 8 часов утра в Троицком соборе. А до этого, в 7 часов и 9 часов утра будет совершаться Божественная Литургия в храме Святых Отец. Накануне будет совершаться Всенощное бдение в храме Святых Отец и в Троицком соборе. Так что милости просим, будет исповедь, Причастие и благодать Божия, которую каждый молящийся чувствует, когда святые как бы невидимо присутствуют здесь, особенно в это время, поможет, утешит и в святые те дни, и во все дни жизни нашей, аминь.

— Батюшка, для тех, кто пожелает прийти в этот день в обитель святого благоверного князя Даниила Московского, напомните, как пройти туда.

— Даниловский вал, 22, метро Тульская, «серая» ветка.

— Благодарю вас, батюшка, за нашу сегодняшнюю беседу. Время, к сожалению, уже подходит к концу, и в завершении благословите наших телезрителей.

— Господи, нас всех благослови! Благодарю за внимание. Братья обители просят святых молитв. Поздравляем всех с грядущим праздником, и еще раз приглашаем в Данилов монастырь на праздник князя Даниила.

— Спаси Господи, батюшка! Нашим телезрителям напоминаю, что у нас в гостях был наместник Данилова ставропигиального мужского монастыря города Москвы, архимандрит Алексий Поликарпов. Всего вам доброго, спасибо.

Скандал в Даниловом монастыре: монахиня оскорбила чувства посетителей

Но «МК» она призналась, что раскаивается в случившемся

27.09.2019 в 20:51, просмотров: 46056

Свободолюбивый сектор соцсетей взорвал очередной скандал. Начался он с поста журналистки Марии Папу, рассказавшей, как они с мужем ходили в столичный Данилов монастырь. «Вася сел в свободной позе, положив ногу на ногу, и читал телефон. Мы разговаривали тихо и вели себя, в общем, совершенно пристойно, — пишет женщина. — Однако через 3 минуты к нам с дальнего конца площади направилась пожилая женщина в грязном черном клобуке. Она довольно агрессивно, тоном воспитательницы детского сада, которая разговаривает с непослушным ребенком, стала требовать, чтобы Вася «нормально сел», аргументируя свои претензии тем, что так не сидят «перед иконами и Господом».

Далее журналистка рассказывает, что к ним «подошла бесноватая баба в грязной одежде. Она пригрозила нам, что, если мы не подчинимся, она позовет казаков. «Зовите!» — сказали мы. Она натурально позвонила по телефону. »

Вызванные на подкрепление казаки буквально силой, по словам автора поста, заставляли ее мужа Василия сесть «как надо». Пост тут же собрал более 2 тысяч гневных откликов.

На следующее утро после скандала мы отправились в монастырь, чтобы проверить, действительно ли здесь могут и побить за не должным образом закинутую ногу?

На входе дежурят сразу несколько казаков разного возраста — кто в парадной, кто в повседневной форме. Как только я переступаю порог, самый молодой из них кивает в мою сторону и угрожающе проводит пальцем по своему горлу — мол, еще шаг, и зарежу. При этом он самодовольно улыбается: оказывается, это всего лишь условный знак, что нужно взять в притворе или купить в церковной лавке платочек. Без него дальше порога, жестами показывает казак, не пустят.

— Казаки, по-хорошему, не должны никому здесь указывать, как себя вести, это дело не их, а духовенства, — признается священнослужитель, который дружит с монахиней Фелитой (именно в ней опознали женщину, удостоившуюся столь нелестных характеристик). — Но и простых посетителей вроде вас, вроде той парочки, кто матушку вчера обидел, тоже, строго говоря, тут быть не должно. Превратили монастырь в проходной двор! В парк отдыха! Безобразие! В старые времена он находился за пределами столицы, но постепенно она разрослась, и теперь он стоит в самом центре Москвы. Вот и ходят сюда все кому не лень.

Немного отойдя от праведного гнева, он заверяет, что матушка Фелита, которая после огласки истории чувствует себя неважно и отсиживается в одном из монастырских подвалов, никого никогда насильно не гонит.

— Сам видел — из окошка за ними наблюдал, как она вчера подошла к этим и очень кротко попросила их вести себя скромнее, — защищает своих батюшка. — Фелита тонкий, деликатный человек.

Пока матушка в отсидке, за территорией приглядывают сами монахи и казаки — довольно вяло, больше разговаривают о делах мирских между собой. Те прихожане, кто после посещения храмов хотят немного передохнуть, садятся у Троицкого собора. Перед ним разбит небольшой сквер, возле клумбы полукругом расставлены скамейки. На них сидят кто как: и мужчины, подобрав под себя ноги, и облокотившиеся друг на друга девчонки, уплетающие булочки из монастырской трапезной. Одна женщина, закинув ногу на ногу, еще и в джинсах.

— Ой, простите, задумалась, — сразу же одергивается она, когда я подхожу к ней. — Меня монахиня здешняя уже предупреждала на этот счет, и вот опять я за собой не слежу. Пусть присматривает за нами — в чужой монастырь со своим уставом не лезут.

Оказывается, матушка Фелита единственная, кто следит за порядком в сквере перед Троицким собором. Со входа, где прохаживаются взад-вперед казаки, этот сквер даже не виден. Покидать свой пост, объясняет один из них, им без крайней необходимости не разрешается. Но если кто-то кое-где у них в монастыре порой позволяет себе фривольность, они не спешат на помощь.

На скамейке в сквере я заметила мужчину, читавшего книжку — светскую, но про Афон. Сидел он вполне пристойно, но в вязаной шапке. Мне же при входе было сказано, что женщина должна и внутри храмов и на всей территории монастыря ходить в платочке. Следуя этой логике, и мужчина должен был быть здесь без шапки не только внутри, но и снаружи. 39-летним сотрудник вневедомственной охраны по имени Максим шапку снять отказался. Он отдыхал после ночной службы, и ему было холодно. Я предупредила полицейского, что сейчас нажалуюсь на него казакам, и попросила подождать. Но ни один из них даже не сделал шага в сторону сквера:

— Женщина — да, должна ходить на всей территории в платке, а мужчина пусть сидит в шапке, а то уши отморозит, — аргументировали они.

— Мужчинам позволено больше, хотя вообще-то в православии нет дискриминации, — поддержал их спешивший в трапезную монах. — Женщина у нас в монастыре в платочке — везде, мужчина без шапки — только в храмах.

Но и к женщинам здесь сегодня относились снисходительно. Когда я присела отдохнуть прямо напротив входа, прямо перед казаками, от холода закинув ногу на ногу, ни один из них не то что не сделал мне замечание — даже не подошел. Напротив, они демонстративно отворачивались, расходились в разные стороны, а то и заговаривали по мобильнику.

— Казаков немного пришугнули, боятся нового скандала, — шепнул один из батюшек. — Да и все эти указания, как кому себя вести, не угодно это Богу! В монастыре каждый — и мирянин, и монах, и казак — на самого себя внимание обращать должен, а не длину юбки других в уме подсчитывать. Человек тут настолько должен быть в молитву погружен, чтобы глаза от пола или молитвослова поднять не смел. Да и как можно словом укорить зашедшего в дом Божий — а если он больше после этого никогда не придет?

И все же, считают местные миряне, без патрулирования казаками территории — никуда.

— Монастыри всегда притягивали к себе больных и бесноватых, — поделился со мной шеф-повар трапезной Олег Ольхов. — Случай на скамейке это что, у нас тут чего только не было: и голый мужик вдоль церкви круги наматывал, и беглый преступник от полиции прятался. Служивые устроили за ним охоту прямо в монастыре, он тут за церковью отстреливался, пули перед нами свистели. Слава Богу, не убило никого!

Казаки, уверен повар, не помешают — люди сюда заходят всякие, многие и правда ведут себя как в парке. А вот от услуг матушки Фелиты можно было бы и отказаться. Она, разоткровенничались даниловцы, стала причиной раздора не только между мирянами, но и внутри братии.

— Хороший вопрос вы задаете — что это монахиня делает в мужском монастыре, я и сам его себе иногда задаю, — как на исповеди, открылся мне иеродиакон Варлаам и даже разрешил назвать себя в газете. — Хоть она и престарелая, но все же женщина, нас, монахов, смущает. Средний возраст братии — 45–46 лет, когда никто от греховных помыслов не защищен. И толку от нее никакого: работает она на каноне, присматривает за чистотой подсвечников, где ставят за упокой. Ну как присматривает — контролирует все больше. Пожаловаться мы на нее архимандриту не можем — не положено. Остается только молиться за нее.

Другие монахи, напротив, уверяют, что пользы от матушки Фелиты больше, чем греха:

— Да куда же она от нас уйдет, прижилась уже, трудится тут с 1983 года, — вспоминает еще один батюшка. — Сегодня это обычная практика в мужских монастырях, что женщины помогают присматривать за хозяйством: монахи сами не справляются. А сидеть, закинув ногу на ногу, в монастыре и правда неприлично, матушка права! Довели бедняжку! Ее сегодня и не видать даже.

«МК» все-таки удалось разыскать монахиню раздора. Она пряталась в исповедальне Троицкого собора. Тяжелую деревянную дверь матушка закрыла на все засовы, но после долгих переговоров согласилась выйти на свет Божий.

— Простите, матушка, — обратилась она ко мне, — ничего говорить не буду, мне очень-очень стыдно.

Лицо у нее было совершенно заплаканное, она взяла посох, надела на спину рюкзак и быстро зашагала к выходу из монастыря.

— За случившееся стыдно? — уточнила я вдогонку.

— Нет за женщину эту, за мужчину. Очень стыдно. Раскаиваюсь, что все так между нами произошло.

Спокойно выйти матушке не дали — проходящие мимо знакомые миряне просили у нее благословения.

— С праздником вас, с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня! — поздравила ее я у самого порога. Ведь вся эта некрасивая история случилась аккурат в канун большого церковного праздника.

— И вас с Крестом, — обрадовалась матушка доброму слову и вдруг горячо воскликнула: — Поймите, я правда не просила Господа нашего, чтобы он их наказал, а только вразумил! Буду теперь остаток дней своих молиться за эту пару, чтобы они к Богу пришли! И сюда ходили!

Она говорила с огромным волнением, из глаз ее текли слезы.

— И ты, матушка, в церковь сходи — на тебе крестик есть? — внимательно посмотрела она на меня. — Ну-ка, сотри помаду с губ, вот, хорошо, у тебя улыбка очень красивая, когда без помады, и платочек перевяжи, а то опустился, умница.

Стоявшие рядом с нами казаки засмущались и отвернулись, а я быстро стерла помаду и поправила платочек. У матушки моментально на глазах высохли слезы, она победно помахала посохом, улыбнулась сама и, довольная, зашагала прочь из монастыря.

Заголовок в газете: Матушка раздора
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27216 от 29 сентября 2019 Тэги: Монастырь Организации: Полиция Места: Москва

Related Post

Святыни в донском монастыре в москве

Сделать пожертвование Расписание богослужений Главной святыней Донского монастыря по праву считается Донская икона Божией Матери, написанная в XVI веке и установленная в иконостасе Большого собора Донской ставропигиальный мужской монастырь –

Вознесенский монастырь в пскове

Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря Ансамбль Старо-Вознесенского монастыря Историческая справка Вознесение Господне принадлежит к двунадесятым христианским праздникам, устанавливается в воспоминание о Вознесении Спасителя. Праздник связан с Пасхальным циклом и празднуется на сороковой

Остров эгина монастырь

Все об острове Эгина : отели, развлечения на море, отдых на пляжах и экскурсии. Авторские фото и видео, отзывы туристов. Расположение Эгины на карте. Остров Эгина — звучное наименование, которое