Мужской монастырь в тольятти отец гермоген отзывы

Архимандрит Гермоген (Крицын)

Гермоген (Крицын) (род. 1949), архимандрит, наместник Тольяттинского Воскресенского мужского монастыря

В миру Крицын Николай Дмитриевич, родился 19 декабря 1949 года в году Макеевке Донецкой области Украинской ССР. Родители: Крицын Дмитрий Георгиевич и Анна Андреевна, рабочие, православные христиане, помогали в церкви пономарём и певчей.

В 1956 году Николай поступил в Макеевскую восьмилетнюю школу №53 и окончил её в 1964 году. В 1965 году окончил 9-й класс в средней школе №21 и поступил в Макеевский металлургический техникум по специальности «Эксплуатация промышленного железнодорожного транспорта». Окончил техникум в 1969 году и был направлен на работу в г. Кемерово по специальности.

19 ноября 1969 года призван в армию, служил в Забайкалье. В декабре 1971 года был уволен в запас. 5 месяцев работал на Макеевском металлургическом заводе составителем поездов.

В 1972 году поступил в Одесскую духовную семинарию, которую окончил в 1976 году. Во время учёбы в 1974 году вступил в брак с Татьяной Михайловной Ткачук.

4 декабря 1974 года рукоположен в сан диакона, а 3 июня 1976 года был рукоположен в сан священника митрополитом Одесским и Херсонским Сергием (Петровым).

Отслужил полтора года на Донбассе, и был переведён перевели в Херсонщину, где прослужил двадцать лет. Возведён в сан протоиерея. Служил на сельских и городских приходах, был настоятелем Херсонского Духосошественского собора, один год служил секретарем Херсонской епархии.

О монастыре с матушкой думали давно. Еще в 1990 году проехали по монастырям, побывали у старцев, чтобы взять благословение на постриг. В Ярославской области архимандрит Павел (Груздев) сказал им: «Сиди, лягуша, в луже, а то будет хуже».

В 2000 году приехали в Самару.

16 ноября 2000 года о. Николай был принят в клир Самарской епархии и назначен на приходское служение в Иерусалимский храм Иверского женского монастыря г. Самары.

28 февраля 2001 года был пострижен в малую схиму архиепископом Самарским и Сызранским Сергием (Полеткиным) в храме Иерусалимской иконы Божией Матери Иверского женского монастыря, с наречением имени в честь сщмч. Ермогена, патриарха Московского. Матушка тоже приняла постриг с именем Феофания.

17 апреля 2001 года был возведён в сан игумена с возложением креста наперсного с украшением.

14 июля 2004 года назначен исполняющим обязанности наместника Богородице-Рождественского монастыря города Задонска Липецкой области. В январе 2005 года оставил обитель по состоянию здоровья [1].

17 февраля 2005 года назначен исполняющим обязанности настоятеля Воскресенского епархиального мужского монастыря города Тольятти Самарской области. 11 августа 2006 года назначен наместником монастыря.

25 марта 2007 года был возведен в сан архимандрита архиепископом Самарским и Сызранским Сергием.

Использованные материалы

  • Пастырь благий на Ниве Христовой, биография архимандрита Гермогена (Крицына), на сайте «Православный Тольятти«:
    • http://pravoslavie-tlt.ru/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%. B9/
  • «Стремитесь к Богу всем сердцем», интервью с архимандритом Гермогеном (Крицыным), портал православной газеты «Благовест» (Самара) от 14 сентября 2007:
    • http://благовестсамара.рф/-public_page_9066
    • [1] Морев Л. А., История Задонского Богородицкого мужского монастыря. Глава XII: «Возрождая былое величие» // Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь. Задонск 2010, с. 156.

      Чудо помогло 7-летнему мальчику из Тольятти победить смертельную болезнь

      Летом прошлого года первокласснику Алеше был поставлен смертельный диагноз: в гипофиз головного мозга пошли метастазы. Но после того, как мама свозила сына по святым местам и за его здоровье помолились представители духовенства, болезнь отступила.

      Остались на улице
      Алеша Пригоженков заболел четыре года назад. Тогда после жалоб мальчика на боль в боку маме Елене Вострикова врачи сообщили ужасную новость: у сына рак почки третьей стадии.
      — Как правило, злокачественные опухоли на такой стадии развития с трудом поддаются лечению, — рассказывает Елена. — Но в детской городской клинической больнице №1 Самары хирурги провели сложнейшую операцию и удалили больной орган. Потом Алешу перевели в отделение онкологии той же больницы. Сыну прописали процедуры лучевой и химиотерапии, комплект лекарственных препаратов и поставили на учет к онкологу.
      Лечение и восстановление требовали огромных материальных затрат и духовных сил. Елена бросила работу и полностью посвятила себя сыну, переложив все бытовые вопросы на плечи супруга Юрия. Но 48-летний бизнесмен, занимающийся продажей алкоголя, не выдержал испытания, запил и залез в долги. А еще до болезни сына предложил жене заложить квартиру.
      — По его словам, он был должен крупную сумму каким-то своим партнерам, и его жизни угрожала опасность, — говорит Елена. — Уговорами и угрозами лишить прав на ребенка он убедил меня подписать нужные документы.
      И в прошлом году Елена с двумя детьми на руках (у нее есть еще 18-летний сын Максим — Прим. «Репортера»), один из которых еще не оправился после перенесенных операции и терапии, оказались на улице без средств к существованию. А бывший муж, с которым Елена развелась в августе 2008 года, переоформил часть имущества на мать и полностью отказался от участия в судьбе своего ребенка.

      Страшный диагноз
      В нашей стране люди, потерявшие жилье, остаются еще и без поддержки государства. У них нет прописки, медицинской страховки, им трудно найти работу. Елена подрабатывала где придется, чтобы прокормить детей, и каждый день обивала пороги чиновничьих кабинетов. А тут еще и банк не смог продать квартиру Елены по залоговым документам, так как необходимо было согласие ее несовершеннолетних детей. Отчаявшаяся женщина дала согласие на продажу квартиры, чтобы рассчитаться за кредит. Она подписала необходимые документы у нотариуса, ангажированного этим банком, — лишь бы ее, наконец, оставили в покое. Законность той сделки сейчас рассматривается в суде Центрального района Тольятти.
      В июне 2010 года у Алеши начались головные боли, ухудшалось зрение и каждый день сильно текла кровь из носа. В детской поликлинике №1 Тольятти Алеше дали направление на МРТ в клиническую больницу №5. После обследования был поставлен диагноз: начальная стадия развития «пустого турецкого седла» (турецкое седло — образование в теле клиновидной кости черепа человека в виде углубления, напоминающего по форме седло. В центре седла располагается гипофизарная ямка, заключающая гипофиз — Прим. «Репортера»). В гипофиз головного мозга пошли метастазы.
      — После химиотерапии и облучения не было никаких шансов, что Алеша сможет перенести еще одну тяжелейшую операцию, — продолжает Елена. — Он был очень слаб. Оставалось только плакать и ждать чуда.

      Молитвенная помощь
      Тем временем у Алеши сильно болела голова. Мальчик был очень подавлен.
      По совету соседки по палате Елена обратилась в один из самарских благотворительных фондов. Там ей пообещали помочь. С благословения архимандрита Свято-Воскресенского монастыря отца Гермагена сотрудники фонда обратились с призывом о молитвенной помощи во многие святые места.
      За Алешу начали молится духовник Свято-Введенской Оптиной пустыни схиигумен Илий (духовный отец патриарха Кирилла), благочинный игумен Антоний и вся братия Оптиной Пустыни, монахиня Лидия Державина и сестры женского Иверского монастыря, протоиерей Николай и сестры Ташлинского монастыря и еще много духовных лиц по всей России.
      Елена с Алешей вместе с группой детей-инвалидов и их родителей поехали в Ташлинский монастырь, где приложились к иконе «Избавительница от бед», открытой специально для них. Потом Алеша и другие дети совершили омовение святой водой в монашеской купели, которую не открывают для обычных посетителей.

      Чудесное исцеление
      После этих событий Елена с Алешей в начале осени прошлого года обратились в Самарский областной клинический онкологический диспансер. Аппаратура МРТ-диагностики там настроена на взрослого человека, процесс перенастройки очень сложен и занимает много времени. Тем не менее, медики пошли навстречу Алеше и его беде.
      В середине сентября 2010 года аппаратура была перенастроена под семилетнего пациента. Получив результаты, врачи не поверили своим глазам: никаких патологий в области турецкого седла головного мозга выявлено не было! И действительно, у Алеши постепенно проходят головные боли, перестает идти носом кровь, восстанавливается зрение. Мальчик набирает нормальный вес.
      Врачи не могут объяснить чуда. При этом отвергают возможность врачебной ошибки в постановке первоначального диагноза.
      — Некоторые неточности в диагностике есть всегда. Но я уверен, что диагноз был поставлен правильно, — утверждает главврач онкодиспансера Сергей Двойников. — Опухоль, конечно, может исчезнуть самостоятельно. Такое случается, но крайне редко. Если говорить конкретно про Алешу, то его исцеление сложно оценивать с врачебной точки зрения. Было чудо или нет — этот вопрос, скорее, не по медицинской части, а по божественной. Но слава Богу, что Алеша совершенно здоров.
      — Чудеса в жизни случаются, — говорит заведующая отделением компьютерной и магнитно-резонансной терапии Екатерина Сухинина, которая обследовала Алешу. — Но главное чудо — в том, что ребенок по стечению обстоятельств попал в наше учреждение. Мы же не детская больница.

      Мужской монастырь в тольятти отец гермоген отзывы

      КАНИКУЛЫ В МОНАСТЫРЕ

      Мысль приехать сюда на грядущие длительные зимние праздники пришла неожиданно. Пришла и утвердилась в голове, душе и сердце одновременно, будто и всегда здесь была. Было получено и благословение на поездку от батюшки Зосимы. Но сначала мы хотели поехать лишь на два дня, встретить Новый календарный год. Потом, уже в монастыре, решили остаться еще на несколько дней – уехать вот так оказалось просто невозможным.
      На самом деле мы собирались в эту поездку давно. С тех самых пор, как в Свято-Воскресенском Тольяттинском монастыре обрел свой последний покой схиархимандрит Николай (Феоктистов), наш любимый батюшка Николай. Мы и ехали в первую очередь к нему. Это потом оказалось, что обрели мы многое. И многих. Этот монастырь оказался совершенно особенным по духу. Мы с сыном много где были – совсем недавно в Троице-Сергиевой Лавре, до этого и в Оптиной пустыни, и в Дивеево, где жили девять дней, послушаясь, напитываясь благодатью этих дивных мест. Вообщем, нам было с чем сравнивать. Но, повторю, этот монастырь особый. Так, как здесь, я не чувствовала себя еще нигде.

      Мы приходили на его могилку по несколько раз на день. Куда бы мы ни шли, выходя из гостиницы для паломников сначала шли к нему. Возвращаясь – тоже шли к нему. Один раз в день или даже чаще читали литии, иногда с кем-то еще из паломников, многие просили пойти вместе помолиться к батюшке. Архимандрита Германа (Пензина) мы тоже не забывали. Со временем я стала складывать руки крестом и просить благословение у батюшки Николая на всякое дело. Когда было свободное время и позволяла погода, садилась на лавочку около его могилки и разговаривала с ним. Становилось радостно и легко. Я вспоминала его голос, его тепло, непередаваемый запах от его монашеских одежд, от его рук, когда прикладывалась к ним после благословения. Он был живой в те минуты воспоминаний, он был рядом и слышал меня.
      Сначала я самочинно начала поправлять лампаду, доливать масла и следить за тем, что бы она всегда горела. Потом мне сказали в трапезной, где было мое послушание в монастыре, что надо взять разрешение на то у отца Феофана, так как это его послушание — следить за могилами.
      …Про отца Феофана я услышала первый раз, когда утром перед молебном Великомученице Варваре и Правилом в храме в 6-30, мы с сыном зашли на могилку к батюшке, продираясь через огромные сугробы. Недолгий путь от крыльца гостиницы для паломников до кладбища был нелегок, занесено было все. И совершенно никаких следов – девственно чистый снег. Но – лампада горела! В утренней темноте огонек ее говорил о Любви. Ко Господу и верному служителю Его, схиархимандриту Николаю. В трапезной мне сказали, что это отец Феофан долго сидел накануне вечером у отцов Николая и Германа. Я спросила тогда, как мне его найти, что бы испросить разрешения следить за могилками. Мне описали его и сказали, что непременно его вскоре увижу. Так и оказалось. Спустя недолгое время в трапезную зашел довольно высокий, с удивительно светлым лицом монах в белой скуфейке (он в тот день пек просфоры) и спросил нас: «Ну что, сегодня еда без масла?» (была последняя среда перед Рождеством). На утвердительный ответ он весело сказал «Мы все очень скорбим». Конечно, никакого сожаления не было в словах отца Феофана, это была всего лишь шутка, для придания всем нам бодрости духа. После сказанного он вышел, но почему-то вновь приоткрыл дверь, будто ждал меня. Я подошла и спросила разрешения . Он обрадовался, будто ждал давно этого, спросил мое имя и сказал «Сестра!»

      КАНИКУЛЫ В МОНАСТЫРЕ (продолжение)

      Уже почти перед нашим отъездом случилась в монастыре утрата, которая многих повергла в тягостное состояние невосполнимой потери. 6 января, утром, отошел ко Господу иеромонах Алексий. Уже после нашего отъезда его похоронили около отцов Николая и Германа. Отца Алексия многие любили, не только в Тольятти и Самаре, к нему на молебны приезжали отовсюду. Когда я рассказала о обстоятельствах его смерти нашему другу Сергию Шаталову, он сказал «Какая праведная кончина!» И это воистину так. Отец Алексий после ранней утренней службы зашел в свою келлию и тихо отошел ко Господу.
      В Рождественскую ночь, уже после двенадцати, отец Силуан благословил отвести моего Алексея поспать, служба предстояла долгая. Мы зашли попрощаться к батюшке Алексию в домовой храм при трапезной, в честь Силуана Афонского. Мой сын без страха приложился к отцу Алексию, немного постоял около. Читали Псалтирь. Я спросила, можно ли мне почитать. Разрешили. Я пошла уложила сына и вернулась к отцу Алексию. Около него было явственное ощущение покоя и радости. Та рождественская радость, которую праздновали в Воскресенском храме, была и здесь. Рука батюшки, когда я приложилась к ней, благоухала. Я читала двадцатую кафизму, и мне казалось, что вот сейчас Небо обретает еще одного Праведника.

      «Едят убогие и насытятся»

      Этот стих из 21 псалма всплыл у меня в голове, когда я съела маленький кусочек от какого-то хлеба и выпила ну совсем мало необычайного чая, с имбирем и травами, который заваривает Александр, главный помощник Надежды Дмитриевны, отвечающей за работу трапезной. Так вот, я съела чуть-чуть хлеба, запила глотком чая, и тут же почувствовала полное и очень благодатное насыщение. Да, насыщение в монастыре может быть благодатным. Потому что в обители благо и приготовление пищи.
      Наместник обители архимандрит Гермоген благословил нам с Алексеем послушание в трапезной. И пребывание там было для меня очень большой радостью. Все, что касается кухни, я люблю. И готовить, и мыть посуду. Когда все это делается с молитвой, то получается всегда вкусно, даже если пища очень проста. Я вот чувствую, когда еда приготовлена без должного благоговения. Пусть в том случае взяты и самые свежие и лучшие продукты, но если во время приготовления не было молитвы, то пища получается какой-то чужой. Порой организм просто не хочет ее потреблять.
      А здесь, в монастыре — «едят убогие и насытятся». Мы же все – убогие. В том смысле, что у Бога. У Бога я. Здесь, у Него, все получается само собой, почти само собой, так как и Ангелы помогают. В трапезной, конечно же, висят иконы. Самая большая из них – икона преподобного Ефросина Повара . Ему я молилась постоянно. Еще там фотографии нашего батюшки Николая и схимонахини Мануилы, любимой всеми Мануилочки. С небесной помощью все всегда оказывалось приготовленным вовремя и в должном количестве. Я же была всего лишь кухонным работником, и с радостью выполняла то, что мне говорили Александр и другие. Особенно мне нравилось мыть посуду. После дневной или вечерней трапезы мы вставали с замечательным дядей Вовой около двух раковин, он говорил «Ну, поехали?» И мы начинали мыть. Я со средством, а дядя Вова споласкивал.
      …Я с такой радостью вспоминаю сейчас это. И очень сожалею, что разболелись руки и я не смогла в последний день выполнять свое послушание. Но дай Бог, мы приедем сюда (а об ином, кроме как возвращении, сейчас и не думается) и я вновь услышу из дяди Вовиных уст это спокойное и радостное «Ну, поехали?» И так же радостно скажу в ответ «Поехали!»
      Воистину, огромная радость быть благочестивым и довольным. Более ничего и не надо.

      Свято-Воскресенский мужской монастырь г.Тольятти

      Дорогие во Христе Отцы, Братия и Сёстры!
      По благословению наместника монастыря архимандрита Гермогена страничка ВК является официальной во исполнение общего Патриаршего благословения участия Церкви в интернет-пространстве и находится под контролем Наместника.
      Показать полностью…

      Цитируем Святейшего: «Миссия Церкви может и должна быть широко распространена в интернет-пространстве. Блоги, социальные сети — всё это дает новые возможности для христианского свидетельства. Не присутствовать там — значит расписаться в собственной беспомощности и нерадении о спасении собратьев. Сейчас, когда к церковной жизни в социальных медиа проявляется огромный интерес, пусть и не всегда здоровый, наш долг — обратить его во благо, создать условия для того, чтобы молодежь знала о Христе, знала правду о жизни людей Церкви.» (источник https://vk.com/patriarhia)
      —————————————————————
      Свято-Воскресенский мужской монастырь г.Тольятти – один из немногих монастырей в России, который создан заново, в 1997 году. Он расположен в районе Портпоселка на берегу рукотворного Жигулевского водохранилища, покрывшего своими водами город Ставрополь-на-Волге. Зданиям обители более ста лет. Ранее здесь находилась Ставропольская земская городская больница. Начало строительства земской больницы датировано 1868 годом, окончание 1872 годом. До 1953 года больница служила по своему прямому назначению. С 1953 года в связи со строительством Куйбышевской ГЭС начались изменения, как в городе, так и в больнице. Ставрополь на Волге после затопления, при строительстве Волжской ГЭС и Жигулевского водохранилища, остался всего в нескольких уникальных строениях Земской больницы, которые не подпала под затопление, так как находилась в стороне от самого города, на возвышенной местности. Больницу перенесли в центр строящегося нового района города, который сменил свое прежнее название и стал называться г. Тольятти. После переезда больницы, в этих, единственно уцелевших от старого города зданиях на берегу Волги, поочередно были размещены: детский санаторий «Бережок» (до 1979 г.), «Облпрокатразнобыт», Комитет по физкультуре и спорту, после закрытия которого здания остались без присмотра. В 1997 году здесь был основан мужской монастырь и бывшая больница обрела свой новый подлинный смысл. Раньше здесь была телесная здравница, а теперь духовная. В 2019 году монастырь отметил своё 20-летие. https://vk.com/monastir.tolyatti?w=wall-28724416_5639
      ————————————————————
      На нашей страничке вы можете узнать новости монастыря, посмотреть расписание Богослужений на предстоящую неделю, узнать (или вспомнить) историю Праздничного Богослужения, которое отмечено в расписании Богослужений на предстоящую неделю в монастыре, послушать духовную и церковную музыку, задать вопрос и получить ответ, попросить молитвенной помощи друг у друга, посмотреть объявления монастыря, совершить виртуальную экскурсию по монастырю, забронировать номер в гостинице для паломников.

      Корреспонденты монастыря: Марина Волкова, Александра Кислова, Наталья Туманова, Галина Митрофанова, Ксения Порфирьева.

      Свято-Воскресенский мужской монастырь г.Тольятти запись закреплена

      • Записи сообщества
      • Поиск

    7 ИЮЛЯ- РОЖДЕСТВО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ
    Как преславен в церкви нашей празднуемый ныне пророк Божий, Предтеча и Креститель Господень Иоанн, это видно из многократных празднований в честь его, в продолжение года, – и еще больше из слов Самого Иисуса Христа, свидетельствовавшаго некогда об Иоанне Предтече. «Аминь, глаголю вам, не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» (Матф. 11, 7–12). После этого, нам грешно было бы не знать жизни такого святого мужа, такого великого пророка Божия.
    Показать полностью…
    _________________________
    2019 с лишним лет тому назад, в св. земле, в двух часах пути от св. града Иерусалима, в горном городе Хевроне, жили благочестивые родители св. Иоанна Предтечи – Захария, священник иерусалимского храма, и Елисавета, жена его. Оба они были праведны пред Богом, поступая во всем по заповедям и уставам Господним безпорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных (Лук. 1, 5–26). Однажды Захария, в порядке своей чреды, по жребию, служил пред Богом и, как следовало священникам, взошел в храм Господень для воскурения фимиама; а все множество народа молилось вне в это время. Тогда явился ему ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и напал на него страх. Ангел же сказал ему: «не бойся, Захария; ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына и наречешь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. И многих от сынов израилевых обратит он ко Господу Богу их». И сказал Захария ангелу: «почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в преклонных летах». Ангел сказал ему в ответ: «я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе сие. И вот ты будешь нем до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время». Между тем, народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, вышедши, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и Захария объяснялся с ними знаками и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней, зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: «так сотворил мне Господь во дни Свои, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми (Лук. 1, 5–26)». И вот Елисавете настало время родить, – и она родила сына. И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над ней и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею; но на это мать младенца сказала: «нет; нужно назвать его Иоанном». И сказали ей: «никого нет в родстве твоем, кто бы назывался этим именем». И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Захария потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему (Иоанн значит благодать Господня). И все удивились. И тотчас разрешились уста Захарии и язык его; и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех, живущих в окрестности, – и рассказывали о всем этом по всей нагорной стране иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним (Лук. 1, 56–67). И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал о благодатных временах Мессии и вслед затем изрек пророческое слово и о своем сыне: «и ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего; ибо предыдешь пред лицем Господа, приготовить путь Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов, по благоутробному милосердию Бога нашего». Младенец же возрастал и укреплялся духом, – и был в пустыне до дня явления своего Израилю (Лук. 1, 76–80). В 15-й же год владычества Тиверия кесаря, был глагол Божий к Иоанну, сыну Захариину, в пустыне. И он пошел по всей окрестности иорданской проповедывать крещение покаяния во оставление грехов (Лук. 3, 2, 3). И приходили к нему – вся иудейская страна и иерусалимляне и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс на чреслах своих, а питался акридами и диким медом. И проповедывал, говоря: «идет за мною сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонясь, развязать ремень сапогов Его, ибо я крестил вас водою, а Тот крестит вас Духом Святым (Мар. 1, 5–9). Лопата Его в руке Его, и очистит Он гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасающим» (Матф. 3, 12). В те дни пришел Иисус из Назарета галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. После того, Иоанн торжественно проповедывал всем о Христе, что Он – Агнец Божий, вземляй грехи мира, – что верующий в Сына имеет жизнь вечную, а неверующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. 3, 36).

    Как же окончил жизнь свою этот великий пророк Божий, Предтеча Господень и проповедник покаяния?

    Ирод, правитель Иудеи, взял Иоанна, связал его и посадил в темницу за то, что Иоанн обличал Ирода за преступную связь его с женою своего брата – Иродиадою. Иоанн говорил Ироду: «не должно тебе иметь жену Филиппа, брата своего». Ирод за то хотел убить Иоанна, но боялся народа, потому что Иоанна почитали за пророка. В день же рождения Иродова, плясала дочь Иродиадина пред собранием и угодила Ироду. Посему он с клятвою обещал ей дать, чего ни попросит. Она же, по наущению матери своей, сказала: «дай мне сейчас же на блюде голову Иоанна Крестителя». Царь опечалился, но, по причине клятвы и пировавших с ним, велел дать ей. И послал в темницу отсечь Иоанну голову. И принесли голову его на блюде и подали девице, а она отнесла к матери своей (Матф. 14, 3–12).

    Вот что повествуется в св. Евангелии о жизни св. Иоанна Крестителя.
    _________________________________________

    Остановим наше внимание на некоторых чертах жизни св. Иоанна Крестителя, подражание которым может быть самой лучшей похвалой с нашей стороны св. Крестителю и самой угодной Богу.

    а) Посмотрите, где приготовляется св. Иоанн Предтеча к своему высокому служению? В пустыне! «И «был», сказано «в пустыне до дне явления своего Израилю». Когда Ирод дал безчеловечное приказание умерщвлять всех младенцев мужеского пола в Вифлееме и его окрестностях, тогда праведная Елисавета удалилась вместе с своим благодатным сыном в пустыню; а св. Захария, еще прежде ее кончины, был убит между жертвенником и алтарем. Таким образом св. Иоанн остался один, под кровом Бога, и здесь возрастал и укреплялся, пока не раздался грозный голос его в пустыне: «покайтеся».

    От нас, братия, никто не требует, чтобы мы непременно прервали связь с миром. Но что нам мешает удаляться, например, шумных и суетных собраний, где забывают о Боге и предаются только объедению и пьянству, осуждению и злословию, чтобы невредимой сохранить душу свою от приражений греховного мира? Христианин! внимательно всматривайся в свои сношения с другими, и если заметишь, что эти сношения не что иное, как сеть паука, коварно уловляющего свою жертву, то не медли разорвать такие связи, удались от сообщества с порочными людьми, – это твоя обязанность, от исполнения которой зависит благо души твоей, истинное счастье твоей жизни и временной и вечной. «С безумным» тогда «не множи словес, и к неразумному не ходи. Уклонися от него, и обрящеши покой», скажу словами Премудрого (Иис. Сирах. 22, 12, 14). «Тлят бо обычаи благи беседы злы» (1 Коринф. 15, 33). Посему беги, далеко беги, от места таких собраний, где ты можешь совсем заглушить голос своей совести, по причине греховных влечений.

    б) Живя в пустыне, св. Иоанн вкушал только акриды и мед дикий, – хранил, следовательно, самый строгий и продолжительный пост; одежда его была из верблюжьего волоса, и ременный пояс на чреслах. А мы, христиане, неужели не можем хранить твердо по крайней мере те посты, которые временами налагаются на нас св. церковью? От нас не станут требовать и того, чтобы, подражая св. Крестителю Господню, мы непременно употребляли тот род пищи, которым он удовлетворял свой голод. Хорошо сделаем, если будем есть и пить не для удовлетворения изнеженной плоти нашей, а для приобретения и поддержания сил, необходимых в трудовой жизни нашей. Так же и относительно одежды. Вы помните об одежде Крестителя и поучайтесь тому, чтобы чрез меру об ней не заботиться. Одежда наша назначается для прикрытия нашего стыда и безобразия, а не для того, чтобы ею обращать на себя внимание и употреблять на неё излишние попечения. Одеждою ведь нельзя заслужить славы, любви и уважения. Предтеча ходил в верблюжьей одежде, опоясанной кожаным поясом, а между тем был в большом уважении и почтении. Он и в рубище был велик пред Богом, ангелами и людьми.

    в) Проповедь св. Иоанна Предтечи, как известно, имела предметом своим покаяние. Призывая всех к покаянию, св. Иоанн, ревнуя о славе Божией и о благе людей, сильно обличал современные ему пороки, требуя непременного со стороны всех исправления своей жизни, чтобы сделаться готовыми к принятию Искупителя. Коснеющим во грехах он грозил гневом Божиим за ослушание. Ничто не страшило грозного обличителя нравов на пути достижения своих целей; он говорил слова обличения даже книжникам и фарисеям, которые, как почивающие на законе, пользовались великою славою в народе. Усердие его в этом деле было так велико, что не могло быть ничем ослаблено, и только одна мученическая смерть могла заградить уста его.

    Обличители нравов современного человечества не пользуются и ныне любовью и уважением. Да и естественно: «правда всегда глаза колет». Тем не менее всем нам с христианскою мудростью и благоразумием, в духе христианской любви, следует при всяком удобном случае обличать дела темные. Привести или приблизить человека ко Христу, к вере в Него, к любви и преданности Ему, обратить чью-либо душу к Тому, Кто ищет нас, зовет, любит нас, Кто есть жизнь и радость наша, – это величайшая заслуга пред Богом. «Кто сотворит и научит», говорит Господь, «тот великим назовется в царствии небесном. Кто обратит грешника от ложного пути его, тот спасет душу от смерти и покроет множество грехов», говорит апостол (Иак. 5, 20). Спасение ближних должно быть выше всякой любви человеческой.

    Если заметишь, что твой знакомый перестал ходить в церковь, молиться Богу, мало или совсем нерадит о храме Божием, зазорной жизнью своею нарушает мир и любовь семейные, буйным, несговорчивым, самолюбивым характером начинает сбивать других и препятствовать осуществлению добрых намерений общества, насмехается над верой православной и дозволяет себе осуждать служителей алтаря Господня, впадает в пьянство и другие пороки, – нисколько не стесняйся говорить ему правду. Скажи откровенно, что он уклонился с истинного пути, попал на ложный путь, который может привести его к погибели. Старайся убедить, чтобы он оставил неправый образ жизни и покаянием очистил себя от грехов, став таким образом на путь Богу любезной добродетели. Это важнейшая христианская обязанность, исполнения которой требует от тебя и Бог и чистая совесть.

    Будем молиться св. Крестителю, чтобы он отвратил от нас бездны зол, нами самими на себя навлекаемых, и помог бы с пользою для своего душевного спасения провести нам земную жизнь и достигнуть блаженных обителей, где он со Христом пребывает во веки.
    #ИоаннКреститель
    протоиерей Григорий Дьяченко, Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

    «Стремитесь к Богу всем сердцем»

    Волжский Афон

    — Отец Гермоген, расскажите о самом месте, где десять лет назад был основан монастырь.
    — Этим зданиям уже более ста лет. Когда строилась Волжская ГЭС, старый город – Ставрополь-на-Волге – оказался затопленным. Позднее водолазы обнаружили под водой два храма: Троицкий и Успенский. По словам очевидцев, хлынувшая вода дошла до этого места, где мы с вами сейчас находимся, и остановилась. Так земская больница осталась нетронутой.
    Это уникальное место словно предназначено для монастырской жизни. Многие впервые побывавшие здесь паломники даже не догадываются о том, что наша обитель не восстанавливается, а только начинает существование. Старинные здания больницы напоминают монастырские строения. Принялись мы недавно восстанавливать одно из них под братский корпус, а оно прямо на наших глазах стало разрушаться. Пришлось снести и отстраивать заново. Сейчас у нас благоустраивается хозяйственный корпус — с просфорной, котельной, продуктовым складом. Восстанавливаем двухэтажный дом для паломников, ведь нередко люди, приезжающие на воскресные молебны, проводят здесь целый день или даже несколько дней. Строим ограду и центральные ворота, начали планировку дороги. По благословению Владыки Сергия силами АвтоВАЗа была отстроена трапезная домовой церкви во имя преподобного Силуана Афонского. Два года назад, 24 сентября, мы эту церковь освятили.
    В духовном плане мы стремимся к тому, чтобы место расположения нашего монастыря стало называться Волжским Афоном. Как видите, здесь и близость воды, и возвышенность, и лесочек, — как на Святой горе, все есть. Первый и основной наш храм – в честь Воскресения Христова (сейчас там идет ремонт), второй, как я уже сказал, – в честь преподобного Силуана Афонского (ныне действующий), а третий — собор — который еще только предполагается отстраивать, будет освящен в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение». История этого образа, как известно, связана с Афоном. К нам со Святой горы приезжал монах одного из монастырей, игумен Ефрем, и освятил нашу икону Пресвятой Богородицы «Отрада и Утешение». Через него мы получили благословение Царицы Небесной на возведение собора и очень хотим, чтобы Она была нашей Игуменией и помогала братии на пути спасения и служения во славу Божию.
    Тольятти – современный город, второй по значимости в Самарской области. Духовная жизнь в этом регионе процветает. Для возрастания в вере людям может помочь и наша обитель. Монастырь – это ведь духовная лечебница, здесь люди черпают духовный кислород. Службы у нас длинные. И те, кто стремится получить духовное подкрепление, духовную радость и помощь, приходят сюда, хотя и находится наша обитель на отшибе.
    26 сентября монастырь отмечает престольный праздник – Воскресение Словущее. А 23 сентября – десять лет со дня основания обители. Ждем к этому дню нашего Владыку – Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, всех тех, чьими трудами и молитвами благоустраивается монастырь, ждем наших прихожан и паломников. Лепта в строительство и восстановление храмов – это ведь во все времена Богоугодное дело. Даже копеечки, принесенные от чистого сердца, могут быть несравнимо весомее, как в притче Христовой две лепты вдовы. Всякое даяние благо, и Господь смотрит не на количество приношения, а на сердечность и возможности человека.

    «О монастыре мы думали давно. »

    — Расскажите о вашем духовном пути.
    — Как говорится в Священном Писании, «От Господа стопы человеку исправляются» (Пс. 36, 23). И, по притче, одного Господь призвал в первый час, другого – в третий, последнего – в одиннадцатый, но награду всем дает одинаковую, по мере, конечно, работы в Его винограднике. Вот так можно сказать и обо мне. Родился и вырос я на Украине, в городе Макеевке Донецкой области, в верующей семье. Родители мои работали на металлургическом заводе и помогали в храме: отец служил пономарем, мама пела на клиросе. А я в это время возрастал, ходил в храм, читал духовную литературу. Но таких глубоких познаний в вере, такого общения между верующими людьми, как сейчас, в то советское время не было. Отец родом из Курска, и по отцу я русский, мама украинка. Родители дали мне имя Николай, ведь родился я на праздник Святителя Николая – 19 декабря. Это мой Небесный покровитель, как и священномученик Гермоген. Отучился в школе, затем окончил металлургический техникум и был призван в армию. Два года отслужил в Забайкалье. Когда был школьником, отец не раз говорил мне: «Коля, скажи, что после армии ты пойдешь в семинарию». В то время я ничего определенного ответить не мог. А мама моя была мудрая женщина, она говорила: «Будет так, как Господь управит». И действительно, последние полгода службы в армии я стал думать о пути служения Богу. Игумен Палладий (впоследствии Епископ, ныне покойный) благословил меня поступать в семинарию. Все четыре года я учился добросовестно. Преподаватели предлагали даже перевести меня со второго курса сразу на четвертый. Но я отказался, пояснив, что мне будет полезно пройти весь курс обучения, а не только получать хорошие отметки. После окончания семинарии женился, был рукоположен в священнический сан и отправился на Донбасс. Прослужил там полтора года, и меня перевели на Херсонщину, где я служил двадцать лет. Служил и в селе, и в городах, был настоятелем собора, один год служил секретарем епархии. Но душа стремилась к тишине, уединенной молитве. О монастыре мы с матушкой думали давно. Еще в 1990 году проехали по монастырям, побывали у старцев, чтобы взять благословение на жизнь и служение Богу в святой обители. В Ярославской области Архимандрит Павел (Груздев), прозорливый, благодатный старец, юродивый сказал нам: «Сиди, лягуша, в луже, а то будет хуже». И мы все поняли. Просидели в миру на приходе еще десять лет, а в 2000 году приехали сюда, в Самару. Здесь в Иверском монастыре подвизается игумения Иоанна. Раньше она жила на Украине, под Почаевом. Моя матушка Татьяна знакома с ней с детства. Когда мы узнали, что ее назначили настоятельницей монастыря, решили: пришел наш черед. Милостью Божией приехали сюда, Владыка благословил, и мы приняли постриг. Матушка Татьяна стала матушкой Феофанией, я был протоиереем Николаем, стал иеромонахом Гермогеном.
    — А где сейчас матушка Феофания?
    — По благословению Владыки в селе Брусяны Ставропольского района Самарской области матушка начинала организовывать скит, но случилась авария. Сестра, которая была за рулем автомобиля, отвлеклась, произошло столкновение, их машина два раза перевернулась. После этого матушка лечилась в Питере, но все же по состоянию здоровья ей пришлось оставить заботы о ските. У нее сильные головные боли, и теперь ей нужно только спокойствие. Вначале матушка находилась в Иверском монастыре. Меня направили в Задонск Липецкой епархии, где я девять месяцев был наместником монастыря. Туда меня пригласил Епископ Никон. Которого я хорошо знаю по семинарии. То время, что я там провел, дало мне хорошую практику наместничества, общения с братией. И когда меня сюда, в Воскресенский монастырь, привел наш Владыка Сергий, я уже имел опыт управления обителью.
    Сейчас матушка Феофания на лечении; курс закончится, и она вернется в Иверский монастырь в Самаре.

    Вручайте себя в волю Божию

    — Отец Гермоген, какой вам видится современная жизнь из монастыря?
    — Она очень сложная. У нас здесь бывает много людей. Они приходят со своими нуждами, скорбями, болезнями, невзгодами. Русь сейчас духовно больна. Люди все греховно поражены. И больше всего страдает семья. Семейный очаг сегодня сохраняется лучше среди Православных верующих. Ответственность перед Богом, друг перед другом, перед Церковью держит человека в рамках, которые он не может переступить, потому что желает спасти свою душу. А основная масса людей позволяет себе жить по современным понятиям, в гражданском браке, при вольном поведении. Отсюда и другие беды: наркомания, пьянство, растление, нарушение чистоты взаимоотношений. Люди приходят сюда с болью в сердце и надеждой получить отрадное утешение в совете, наставлении. Но утешить бывает трудно, потому что нет духовной жизни. Вот вроде бы верующие люди. Но когда начинаешь общаться, понимаешь, что до настоящей веры еще очень далеко. Объясняться трудно, потому что не знают Евангелие. Но пытаемся с Божией помощью хоть как-то помочь людям найти себя, определить путь в жизни, сделать верный выбор для дальнейшего духовного выживания.
    Тяжело людям и материально. Большинство получает слабенькую зарплату. И на этой почве возникают духовные расстройства. Где найти работу? Деньги? Из каких средств оплатить коммунальные услуги? Все это действует на человека угнетающе. И часто по этой причине в семьях возникают ссоры, дети начинают вести себя неправильно. И здесь монастырь может дать верное направление людям в выживании телесном и становлении души. Нередко я спрашиваю тех, кто ко мне приходит: какова цель вашей жизни? Мне отвечают разное, например, в лучшем случае так: родить и воспитывать детей. То есть люди не понимают того, что главная цель для Христианина – спасти свою душу! Царствие Божие надо зарабатывать и стремиться получить награду. Люди не осознают того, что жизнь земная временна, а вечна – жизнь духа.
    Бывает, люди квартиру снимают, а за нее надо платить большие деньги. Заплатят, а потом жить не на что. И такая система выматывает человека. Крепко духовные люди легче все это переносят, потому что Господь укрепляет по вере. А у людей слабой веры возникает, так сказать, духовная напряженка — депрессия. Что такое депрессия? На мой взгляд, это нарушение подчиненности воле Божией. Человек собственными усилиями добивается того, что невозможно, бьется в стенку и не может пробить ее. И на эти усилия он подбивается действием дьявола: тот пользуется таким состоянием человека и доводит его до духовного надрыва, духовного расстройства от того, что не получает желаемого. Это и есть депрессия. У Православных такого быть не должно. Человек, который свою ситуацию вручает в волю Божию, спокойно ее и принимает: Бог дал, значит, мне так необходимо, спасительно, я должен это за грехи мои потерпеть. И внутренних противоречий у него не возникает.

    «У нас сложилась духовная семья»

    — Расскажите о вашей братии. Кто они, откуда? Что приводит людей в монастырь?
    — Я пришел сюда, когда братия уже была. Монастырь образовался, нужно было его кем-то наполнять. Люди приходили, конечно же, по-разному. Были и верующие, после семинарии, с полной решимостью посвятить свою жизнь Богу. Большинство же в то время прибыли из мест заключения. Они познали Христа, освободились и по чьему-то совету пришли в обитель. Было с их стороны немало неприятностей, поэтому несколько человек пришлось удалить. Когда я принял управление монастырем, мне довелось немало потрудиться, чтобы навести здесь духовный порядок. Сейчас у нас налаженная жизнь. Есть у нас столярная мастерская, просфорная, трапезная, свечная, церковная лавка, келарь, пономарь. Число братии небольшое – шестнадцать человек и восемь трудников. Для жизни хватает, но для развития монастыря этих сил недостаточно, особенно если кто-то приболеет. А в целом духовная семья у нас сложилась. Мы пришли сюда спасать свои души. Бывают, конечно, и искушения. Процесс духовного становления – дело не одного и не двух лет. Каждый из нас понимает, что в первую очередь надо бороться с самим собою, со своими греховными страстями. Совместная молитва, духовное руководство, помощь друг другу – на этом и строится наша жизнь. Мы воздвигаем стены монастыря и в то же время созидаем нашу духовную монашескую семью, чтобы могли быть оплотом и руководителями в вопросах веры для тех мирян, которые приходят в обитель для духовного, молитвенного общения.

    — Отец Гермоген, по воскресеньям у вас совершаются особые молебны и лечение «с копием». Далеко не все однозначно оценивают такой сравнительно новый обычай.
    — Каждое воскресенье в час дня отец Алексий совершает усиленный молебен с чтением молитв, акафистов, канонов о болящих. При этом он применяет Святыню: маслице, святую водичку, копие. Осеняет крестообразно копием больные места желающих исцелиться верой. Суть этого действа не в копии и не в святой воде, а в молитве и в самом человеке. Когда он приходит с верою в то, что свое страдание, свою болезнь вручает Врачу душ и телес — Господу, то через священнослужителя, который применяет духовный инструмент, по силе и крепости своей веры получает помощь. В Евангелии мы читаем, что Господь, исцеляя, говорил: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9, 29) и «Иди, вера твоя спасла тебя» (Мк. 10, 52). Приходят на молебны наркоманы, страдающие грехом пьянства — люди с разными немощами, и по мере отдачи себя в волю Божию и по молитве Церкви получают духовное успокоение и оздоровление.
    — В храме святого Силуана Афонского у вас находится местночтимая святыня — икона святой великомученицы Варвары.
    — Да. Перед этой иконой мы каждое утро совершаем братский молебен и получаем от святой великомученицы Варвары благословение на наш дневной труд. Этот образ принесли в обитель рыбаки. Видимо, она выплыла из одного из тех храмов, которые ушли под воду. Икона была темная. Со временем, как перед нею началась молитва, посветлела. Божиим Промыслом икона попала в нашу обитель, чтобы нам покровительствовать, чтобы мы особо почитали святую Варвару.

    «Смирение – свойство Самого Господа. »

    — Как нам, современным людям, гордым, «все знающим», научиться смирять себя?
    — Смирение – это свойство Самого Господа. Если возникают в сердце гордые помыслы, надо сразу мысленно обратить свой взор на Иисуса Христа. Он Свое земное пребывание начал со смирения. Будучи Богом, Он Себя смирил до Крестной смерти. Разве для Бога это не смирение? Господь смирил Себя. А почему я не должен смириться? На Кресте Христос простер руки Свои для того, чтобы показать, что только через Крест человек может прийти к Царствию Небесному. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). А если мы не будем работать над собой, само по себе ни смирение, ни кротость, ни воздержание – ничего не придет. Господь смотрит на наш труд. Но оценивается не сам труд, а усердие человека. И по усердию труда Господь подает нам благодать, столько, сколько мы можем ее вместить.
    — Отец Гермоген, у вас небольшой, но, чувствуется, дружный, спаянный приход. Как люди сегодня молились, как пели, все как один вставали на колени, — такое нечасто увидишь.
    — Задача священника какая? Показать людям путь к Богу. Внешняя форма тоже имеет большое значение. Это касается одежды, поведения, усердия в молитве. Церковный человек должен быть светильником для всех. По нам окружающие воспринимают Христа и Церковь. Этот человек ходит в храм. Какой он? Кроткий, смиренный, ласковый. Значит, и Христос такой же, и Церковь, такая благодать. А если человек ведет себя нехорошо, о нем говорят: а еще в церковь ходит! Значит, через этого человека люди могут не принять и Церковь. Стало быть, мы первым делом должны своей жизнью показать Христа.
    — Ваш духовный совет нашим читателям.
    — Сказать одно хочется. Чтобы каждый человек имел ответственность перед Господом за свою жизнь, свое поведение. Почему у нас в Православии идет такое брожение? Все верят в Бога, все ходят в храм. Но самое тяжелое заключается в том, что каждый что-либо понимает по-своему. Нет единства. Ведь как должно быть? Сказал Господь так, сказал святой отец так, значит, так и надо делать. Если бы каждый стремился к такому единству, какой сильной была бы наша вера! А у нас как? В одном храме что-то делают так. В другом храме то же самое – совсем по-другому, а в третьем — по-третьему. От этого больше всего болит мое сердце. Мы сами, Православные люди, создаем разлад в нашем общем Божием Доме вместо того, чтобы собрать людей воедино. Мое горячее желание — чтобы люди ставили для себя как можно более высокий идеал духовности и всем сердцем к нему стремились.

    Дорогие братья и сестры! Для тех из вас, кто пожелает оказать помощь Воскресенскому мужскому монастырю, сообщаем банковские реквизиты и почтовый адрес этой обители.

    ПРО Воскресенский мужской монастырь
    ИНН 6323039800 КПП 632301001
    Р/с № 40703810000010000049
    в АКБ «Тольяттихимбанк» г. Тольятти
    К/с № 30101810000000000838
    БИК 043678838

    Почтовый адрес: 445003 Самарская область, г. Тольятти, ул. Нагорная, 1 А, Архимандриту Гермогену (Крицыну Николаю Дмитриевичу).

    Смотрите так же:  Спасо преображенский монастырь казань

Related Post

Монастырь антонио дымский

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. Мужской Антониев-Дымский [1] монастырь Тихвинской епархии Адрес: Россия, 187613, Ленинградская обл., Бокситогорский р-н, Большедворское с/п, п. Красный Броневик, п/о Галично Тел.:

Остров родос монастырь цамбика

Монастырь Цамбики на острове Родос 3 причины, почему пляж Цамбика – самый красивый на Родосе Прекрасных пляжей на Родосе – море, но пляж Цамбика, на наш взгляд, однозначно лучший и

Монастырь агафон

Николо-Тихонов монастырь в с. Тимирязево Епархиальный мужской монастырь Монастырь был основан в 1498 году и изначально назывался Николаевским — во имя святителя и чудотворца Николая. С основанием монастыря началось интенсивное