Владимирский монастырь спб

Храм находится недалеко от Невского проспекта, на весьма оживленной Владимирской площади.

Это одна из самых крупных и красивых церквей Санкт-Петербурга, чей мелодичный колокольный звон слышен даже от Московского вокзала.

В повседневной жизни ее называют Владимирским собором.

В далеком 1746 году, к празднику Великой Пасхи, в Петербурге открыли церковь во имя иконы Владимирской Божьей матери. Тогда она размещалась на углу Николаевской и Колокольной улиц, в доме бывшего комиссара главной дворцовой канцелярии.

Чуть позже, в 1748 году, ее перенесли на Литейную улицу, отреставрировав и заново освятив для этих целей бывшую деревянную часовню во имя преподобного Сергия Радонежского.

Новую каменную церковь заложили в 1761 году.

Строили ее на пожертвования верующих и велись работы не очень быстро, — 22 года. Имя автора проекта, выполненного в стилях барокко и классицизм, неизвестно, но историки хотя верить, что им был Трезини.

Собор выстроен в классическом русском стиле, с пятью вороненными главами. Опять же, традиционно, он состояла из верхней и нижней церквей. Верхней, Владимирской, так называемой, холодной, и нижней, теплой, которая была освящена во имя настоятеля Валаамского монастыря Иоанна Дамаскина.

Украшением послужили образа, выполненные учениками школы Рубенса.

Более ста лет в соборе существовал только один, расположенный на верхнем этаже, престол.

В 1868 открыли еще один престол во имя Божией Матери Всех Скорбящих Радость, а затем еще один, во имя святых мучениц Марии, Веры, Надежды и Любви.

Сегодня церковь уже шестипрестольная.

Украшают ее иконы и уникальный резной иконостас, датированный 18 веком.

В том же 18 веке, в 80-е годы появилась колокольня. Сначала она была двухярусной, а в середине 19 века к ней пристроили еще два яруса.

Территорию огородили каменной оградой с железной решеткой, по углам которой были выстроены каменные часовни.

Церковь закрыли в 1932 году, а в 1990 снова вернули епархии. В 2001 году ей присвоили статус собора.

Самым знаменитым прихожанином можно считать Федора Михайловича Достоевского.

Он посещал ее, потому как жил неподалеку.

Кроме собственно, прихода, церковь интересна тем, что здесь работает школа звонарей и воскресная приходская школа.

Владимирский собор можно увидеть в большинстве тематических автобусных экскурсий по Санкт-Петербургу.

Владимирский проспект, дом 20

Пешком по Невскому дойти перекрестка с Литейным/Владимирским (200 метров за Аничковым мостом). Повернуть направо и пройти около 400 метров.

Музеи
Дворцы
Соборы, церкви
Сады, парки
Мосты
Памятники

Владимирский монастырь спб



ЗАВЕТЫ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Дорогие братья и сестры!
Сердечно приветствуем Вас!
Добро пожаловать на наш сайт!

Мы рады вступить с Вами в диалог, придерживаясь апостольского принципа:

» Господа Бога святите в сердцах ваших: будьте всегда готовы всякому требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением » (1 Петр. III,15).

Все мы, крещенные во имя Святой Троицы, составляем Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Давайте вместе являть и утверждать Единство, Святость, Соборность и Апостольство Русской Православной Церкви.

Настоятель — протоиерей Владимир Сорокин
вместе с клиром и прихожанами Князь-Владимирского собора.

В целях сохранения исторической памяти и молитвенного поминовения, желая сделать более доступными сведения о наших соотечественниках, способствовавших умножению славы и поддержанию чести России, в Князь-Владимирском соборе в 2008 году создан Всероссийский Помянник.

На данный момент внесены сведения: Блокадники Ленинграда – более 600 000 человек (электронные каталоги книги памяти «Блокада» 1941 – 1944. Ленинград и книги памяти «Ленинград» 1941-1945 предоставлены нам на основании письма Председателю комитета по труду и социальной защите населения Ржаненкову Александру Николаевичу № 020/080-908)); погибшие в годы Великой Отечественной войны — 11, 5 млн чел, (сведения переданы Управлением по увековечению памяти погибших при защите Отечества Министерства Обороны РФ); Ленинградский мартиролог – около 50 000 чел.; жертвы репрессий («Мемориал») – 2,5млн. (база данных предоставлена обществом «Мемориал) ; погибшие в годы Великой Отечественной войны – около 1, 4 млн чел (база данных предоставлена организацией «объединенное Отечество» республики Татарстан); Героев Советского Союза — 10 000 чел.; кавалеры орденов России и Советского Союза и т. д.,

А также списки героев-подводников, участников Сталинградской битвы, жертв Чернобыльской катастрофы, имена наших воинов, погибших в Афганистане…

Сбор сведений продолжается. Приглашаем принять участие тех, кто желает сохранить память о своих родных и близких.

Обращаемся ко всем, кто желает помочь на благотворительной основе:

1. Пополнить базу данных о погибших за Отечество;

2. Блокадниках Ленинграда;

3. Жертвах репрессий;

4. Отмеченных орденами, медалями, почетными званиями России и Советского Союза…

Заранее благодарим тех, кто стремится сохранить историческую память о наших соотечественниках.

ВЛАДИМИРСКИЙ БОГОРОДИЦЕ-РОЖДЕСТВЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Владимирский Богородице-Рождественский монастырь

Владимирский мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Владимирской епархии

  • Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 68, корпус 1
  • Тел.: (4922) 32-67-10, 42-12-06 (наместник)
  • Сайт: http://брм33.рф/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Монастырь веден начало от храма основанного великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году. По летописному сообщению в 1192 году «заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане.» 29 октября 1196 года белокаменный собор был освящен. В 1199 году он пострадал во время пожара, после чего в 1219 году последовало новое великое освящение собора.

    Монастырь был устроен при соборе вскоре после его постройки. С самого основания монастырь занял важное место в церковной и государственной жизни. Настоятели его были участниками Московских Соборов и преимущественно избирались на различные епископские кафедры. В стенах обители в начале XIII века составлялся Киево-Печерский патерик, над которым трудился бывший игумен обители и первый Владимирский святитель Симон. В те годы в обители также настоятельствовали будущий Владимирский владыка священномученик Митрофан и будущий Ростовский святитель Кирилл. До 1230 года монастырём управляли игумены, после чего тут была учреждена «великая архимандрия». В 1238 году при нашествии хана Батыя монастырь подвергся разрушению, его настоятель архимандрит Пахомий с братией приняли мученическую кончину.

    Однако, монастырь вскоре восстановился и возвысился ещё более. Обитель стала называться «лаврой.» С половины XIII она стала кафедральной для Всероссийских митрополитов. 23 ноября 1263 года в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы был погребен благоверный великий князь Александр Невский, в схиме Алексий.

    В начале XIV века, с переездом митрополитов в Москву, монастырь утратил значение кафедрального всея Руси. Монастырь оставался виднейшим центром книжности — здесь были написаны знаменитая Лаврентьевская летопись, Житие и служба святому благоверному князю Александру Невскому. В ту эпоху в обители подвизался преподобный Пахомий Нерехтский.

    После обособления Русской Церкви

    В 1491 году во время городского пожара «и церковь Пречистые Рождество в монастыре внутри града выгоре,» «и внуть церкви тоя все выгоре и с людьми,» после чего, по-видимому, произошло разрушение собора. В 1536 году во время нового пожара «рождественаго монастыря половина згорела

    Указом царя Иоанна Грозного в 1561 году, когда звание первого монастыря закрепилось за обителью преподобного Сергия, Богородице-Рождественский монастырь был определен вторым по значению в Русском царстве.

    В XVII веке в обители проводился ряд строительных работ. В 1607 году пребывающим тут на покое митрополитом Ионой был построена церковь во имя святого Александра Невского на святых вратах. В 1634-1637 годах в обители настоятельствовал святитель Серапион (Сысоев), вскоре после чего в монастыре была построена трапезная каменная церковь вместо деревянной. В 1654 году была построена 8-гранная шатровая колокольня. С 1667 года монастырь был ставропигиальным. В 1678 году собор был окружен с трех сторон кирпичными пристройками — одноэтажными с запада и юга и двухэтажными с севера «паперть и палатки кирпичные.» В 1678-1685 годах в монастырь поступило ряд вкладов на строение «палаток» и «связное железо.» В 1681 и 1689 годах были починены соборная кровля, глава и кресты. По-видимому, в это же время собор получил четыре угловых фальшивых главы и стал пятиглавым, каким он изображен на «чертеже» 1715 года. В 1683 году — монастырь пострадал от пожара. В 1695 году московским жителем Иваном Евстегнеевым была построена церковь во имя святого Иоанна Предтечи близ больничных келий. В 1701 году в обители упоминается «трапезная каменная, в ней церковь Пресвятые Троицы, на церкви шатер каменный.» В начале XVIII века монастырь был обнесен деревянными стенами, его земляные валы были значительно повреждены прорытвинами. В 1717 и 1719 годы произошли городские пожары, после которых собор пребывал в запустении.

    В 1720 году, за год до учреждения Святейшего Синода царь Петр I, подготавливавший церковную реформу, изменил иерархию русских монастырей, опустив Владимирскую обитель на третью ступень после учрежденной им новой Александро-Невской Лавры. По указу императора 14 июля 1723 года мощи святого Александра Невского были перенесены в Санкт-Петербург и положены новоустроенной Александро-Невской обители. 16 июля 1744 года, по указу императрицы Елизаветы Петровны, монастырь — бывший до того ставропигией Синода — был определен резиденцией Владимирских архиереев.

    В середине XVIII века в обители была из железа построена церковь во имя мучеников Фотия и Аникиты (разобрана в 1800 году при епископе Викторе). На 1763 год главный храм монастыря именовался Христорождественским. В 1777 году монастырь пострадал от пожара, после чего «Рождественская церковь была пустою и иконостас выгоревшим» [1]. В монастыре разместилось древлехранилище, из фондов которого вырос со временем Владимирский исторический музей. В 1791 году Христорождественский храм был отстроен заново.

    В 1812 году в старой (XVII века) Христорождественской церкви обители находилась Иверская икона Божией Матери, привезённая из Москвы в связи с нашествием французов. С иконы были сделаны два списка в размере подлинной, один из которых был впоследствии оставлен в монастыре.

    24 августа 1858 года монастырь посетил император Александр Николаевич, который пожаловал 20 тыс. рублей на восстановление собора, а в 1862 году — ещё 20 тыс. руб., сверх 10 тыс. руб. данных от Святейшего Синода. В 1859-1864 годах последовало восстановление собора в архитектурном облике XII века по проекту епархиального архитектора Н. А. Артлебена. В 1864-1866 годах была перестроена церковь Рождества Христова XVII века, по рисункам Артлебена был выполнен золочёный резной иконостас. Возрожденный собор был освящен 22 июля 1869 года.

    При архиерейском доме существовала библиотека, большая часть книг в которой датировалась XVII веком.

    В 1918 году архиерейский дом заняла губЧК и монастырь оказался под тяжелым давлением богоборческой власти. 12 августа 1920 года был закрыт Епархиальный совет, состоявший при архиерее в странноприимном доме, а в 1922 году бывший монастырь заняло ГПУ, преобразованное из ВЧК.

    С 1924 года решается вопрос об уничтожении собора. До 1929 года шла борьба губмузея за Рождественский монастырь, закрепленный за ОГПУ. 23 марта 1930 года на заседании горсовета было оглашено согласие Главнауки на просьбу Владимирского окрисполкома о сломе Рождественского собора, а 17 июня того же года был представлен «План работ на сломку Рождественской церкви города Владимира,» по которым в том же месяце собор и колокольня были разрушены. На территории монастыря разместились следственные изоляторы, в которых духовенство подвергалось заключению и расстрелу.

    В 1953 году на фасаде бывшей Христорождественской церкви выходящем к центральной улице была укреплена мемориальная доска, напоминающая о захоронении в обители князя Александра Невского. В 1980 году экскаватором были снесены сохранившиеся остатки южной галереи – для строительства секретного подземного объекта КГБ. В итоге, на занятой Управлением служб государственной безопасности по Владимирской области территории монастыря, были разрушены все храмовые постройки кроме Христорождественского храма. Уцелела также ограда XVII-XIX веков.

    21 сентября 1991 года в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, в связи с 800-летием монастыря, впервые после многолетнего перерыва был совершен крестный ход из Успенского кафедрального собора в бывший Богородице-Рождественский монастырь, и на месте разрушенного храма был сооружен памятный крест.

    В том же году начался процесс передачи территории монастыря Владимирской епархии. В 1992 году территория Рождественского монастыря была объявлена мемориальным кладбищем, а к осени того года вся территория монастыря была передана в распоряжение епархии. Монастырь был вновь открыт 5 октября 1992 года [2].

    В 1993 году была проведена предварительная реконструкция Христорождественского храма. 23 октября того года была отслужена панихида по жертвам большевистского террора, которая с тех пор совершалась ежегодно 30 октября. В 1994 году церковь была вновь освящена. Храм также получил статус памятника федерального значения.

    В сентябре 1995 года был освящен закладной камень возрождаемого собора. Работы по строительству нового собора начались в 1999 году и велись епархиальным управлением совместно с администрацией Владимирской области. 21 августа 2004 года освящение нового собора совершили Калужский митрополит Климент и Владимирский архиепископ Евлогий.

    С 2000 года его главной святыней обновленного монастыря стали мощи святителя Афанасия (Сахарова); в том же году вышел в свет «Патерик Владимирского Богородице-Рождественского монастыря

    На территории монастыря были также устроены епархиальный центр и духовное училище, вскоре преобразованное в духовную семинарию. Были возведены архиерейский дом, святые ворота, кельи.

  • нач. XVIII в. — 64 монашествующих (из них 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 5 иеродиаконов) [3]
  • нач. 2005 — ок. 15 насельников [3]
  • 25 сентября 2012 — 10 человек братии (из них 7 постриженных) [4]
  • Церковь в честь Рождества Христова с трапезной — единственная уцелевшая после советского периода церковь обители. Это представительный храм эпохи эклектики с декором в стиле барокко, навеянным убранством соседних архиерейских палат. Храм был первоначально устроен в XVII веке как тёплая церковь на месте холодной деревянной. В первом этаже сохраняются части построек XVII века, в том числе старой надвратной церкви. Однако, в целом здание датируется 1864-1866 годами, когда оно было перестроено в виде гражданского здания по проекту архитектора Н. А. Артлебена. Храм был закрыт с 1918 года, после чего в нём размещался танцевальный зал, а в 1924-1927 годах — картинная галерея и спортивный зал УКГБ.

    К вытянутому двухэтажному зданию, выходящему северным фасадом на красную линию улицы, с востока и запада примыкают стены монастыря. Композиция складывается из трех прямоугольных в плане объемов, расположенных друг за другом под небольшими углами: повышенный центральный покрыт скатной кровлей, два боковых, более низких и примерно одинаковой длины — вальмовыми кровлями. Уличный фасад повышенной части завершен тремя фронтонами: треугольными по сторонам и лопастно-килевидными — в центре. За фронтонами в центре сохранилось квадратное в плане основание барабана. С востока к зданию примыкают пониженные ворота. В 2002 году в процессе ремонтных работ храм получил одноглавое позолоченное луковичное завершение, в интерьере появились настенные росписи.

    Уличный и дворовый фасады аналогичны по структуре и декору. В средней повышенной части в семь осей выделены фланги в две оси (под треугольными фронтонами) и центр — в три оси (здесь, в свою очередь, выделена средняя ось под фигурным фронтоном). Боковые части здания расчленены на два (восточная) и три (западная) прясла. Эти членения в первом этаже зафиксированы короткими лопатками с квадратными ширинками, во втором — филенчатыми лопатками. Этажи разделены карнизом с поребриком, продолжающим карниз стен монастыря. Повышенная часть завершена развитым антаблементом, включающим карниз с дентикулами. В поле среднего неполного фронтона помещено круглое окно в профилированной рамке. Все окна первого этажа — небольшие, с лучковыми перемычками и рамочными наличниками; окна второго этажа боковых частей — арочные, частью ложные, со скромными рамками. Барочные наличники высоких арочных окон второго этажа повышенной части отличаются очень высокими сандриками (лучковыми на многочастных горизонтальных основаниях, с ушами-волютами). По верху боковых объемов проходит карниз с сухариками. Интересны порталы арок ворот и входа (в центре западного объема): перспективные обрамления проёмов, пилоны с фасками по сторонам и опирающиеся на них сильно вынесенные килевидные архивольты-козырьки с круглыми нишами в тимпанах.

    В восточной части в первом этаже сохранилась планировочная структура двухпролетных древних ворот. Бывший проезд перекрыт коробовыми сводами на подпружных арках. В повышенном объеме (в первом этаже) крупное помещение в восточном торце и комната у южного фасада перекрыты сводиками по балкам, в остальных комнатах — плоские перекрытия. Проход в средней части первого этажа западного объема имеет перекрытие из сводиков по балкам, как и удлиненное помещение слева от него. Во втором этаже восточный объем (здесь находилась ризница, а ранее — старая надвратная церковь) поделен на четыре комнаты, перекрытых купольными сводами. Центральный объем занимает крупный зал церкви с зеркальным сводом. Здесь на стенах сохранились крупные пилястры, архивольты окон, сливающиеся в аркаду и переходящие на торцовые стены, круглые ниши. В западной части лестница ведет в два протяженных помещения, предваряющих церковь.

    На осень 2012 года приписными к монастырю состояли знаменитый храм Покрова на Нерли; Никольский храм в селе Семёновском-Красном Суздальского района; Суздальские Царе-Константиновский и Скорбященский храмы [4].

    Настоятели и наместники

    Свт. Афанасий (Сахаров) (20 января 1920 — 1 июля 1921)

    «благодать Родшагося от Мене и Моя да будет со святыми иконами»

    Таковыми по преданию были слова Пресвятой Богородицы, когда евангелист Лука принес написанные им три иконы. Святой апостол изобразил лик Богоматери с Предвечным младенцем на доске из стола, где проходила трапеза Святого Семейства. Одна из трех этих икон и была той самой известнейшей на Руси «Владимирской».

    Владимирская икона Богоматери прославлена многими чудесами заступничества православных христиан, в 5 веке ее перенесли из Иерусалима в Константинополь, затем через 7 веков она попала в Киев. Андрей Боголюбский переносит икону во Владимир в новый храм. С той самой поры этот образ и стал называться Владимирской иконой. При пожаре в 1185 году весь храм сгорает, и лишь Владимирская икона остается невредимой. Позже этот образ переносят в Москву, где она находится и сейчас.

    Известно чудо избавления Москвы при Иване III от нашествия Золотой Орды, случившегося на реке Угре, которую с тех пор величают «поясом Богоматери». Тогда громадное войско хана Ахмата отступило, а на Руси был установлен праздник в честь спасительной и благодатной Владимирской иконы Божьей Матери.

    Именно в честь этой иконы, точную копию которой было доставлено из Москвы, в 1764/83 гг. строится храм в Придворной слободе за Фонтанкой. Когда слобода расширилась и деревянная предшественница Владимирского собора не могла вместить уже всех прихожан, на высочайшее имя Елизаветы Петровны поступило прошение о позволении собирать деньги на новый каменный храм. Императрица разрешает, и иерей Иоанн Кириков берется за роль главного добытчика средств, он отправляется в Москву и Новгород со специальными книжками для сбора пожертвований. Этот подвижник не доживает до открытия храма, его убивают грабители в 1770 году, и он похоронен в ограде церкви.

    Главные святыни Владимирской церкви — это икона Владимирской Богоматери, икона «Спаса Нерукотворного», которую освятил Иоанн Кронштадтский, образ Св.прп. Серафима Саровского с частью его святых мощей. Драгоценными являлись и три Евангелия, два – подаренных Елизаветой Петровной, а одно – Екатериной II на освящение первого престола церкви. Все эти сокровища сильно пострадали за советский период, когда храм использовался как хранилище и производственное помещение (здесь располагалось трикотажное производство Физкультпромснаба). Храм иконы Владимирской Божией Матери вернули православной епархии в 1989 году, при личном и активном содействии именитых российских ученых – Д.С.Лихачева и Л.Н.Гумилева. Известен интересный факт – один из предков российского академика некогда был старостой этого самого храма.

    В числе прихожан Владимирского собора был и Ф.М.Достоевский, живший неподалеку от Владимирской площади. В этом соборе отпевали и няню А.С.Пушкина. Интересно, что имя архитектора Владимирского собора доподлинно неизвестно, в числе предполагаемых авторов проекта «ходят» А.Квасов, С.Чевакинский, А.Ринальди, П.Трезини и даже Б.Растрелли.

    Известны лишь авторы следующих построек, а именно: в 1783 году Д.Кваренги строит круглую колокольню, через 65 лет Ф.Руска достраивает у нее еще один ярус и возглавляет работы над оградой собора. А.Мельников создает западный притвор храма в 1831 году.

    Сам храм иконы Владимирской Божьей Матери имеет два этажа. Убранство нижней церкви во имя св. Иоанна Дамаскина представляло собой великолепный образец русской церковной живописи, к сожалению, безвозвратно утраченный в годы советской власти. В верхнем храме Владимирской иконы Богоматери уцелел резной и позолоченный главный иконостас основного престола, прежде находившийся в Кабинетной церкви Аничкова дворца. Этот иконостас – уникальное произведение искусства 18 века, созданный по проекту Б.Растрелли – украшен иконами по обе стороны алтаря.

    С мая 2000 года храм обрел статус собора и сейчас является после Казанского собора крупнейшим действующим храмом С.-Петербурга.

    ВЛАДИМИРСКИЙ ЗОЛОТОВОРОТСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    Последнее упоминание Спасского храма в летописях содержится в сообщениях о взятии Владимира монголо-татар. войсками в 1238 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 517). Наиболее подробно об этом рассказывает Троицкая летопись: «И ту убьен бысть Пахомий, архимандрит монастыря Рожества святые Богородицы, и Данило, игумен Успеньскый, Феодосий Спаскый и прочии игумени, и черньци, и черницы, и попы, и дьяконы» ( Приселков . С. 316). На основании этого сообщения можно было бы допустить, что к 1238 г. при Спасском храме уже существовал мон-рь. Однако в летописи назван также «игумен Успеньскый» (Даниил), а во Владимире не существовало муж. Успенского мон-ря. Следов., можно предположить, что речь идет о клириках владимирских соборов — Успенского и Спасского. В таком случае возникновение мон-ря при Спасском храме нужно отнести ко времени после 1238 г.

    Дата и обстоятельства учреждения В. З. м. неизвестны. Жалованная грамота вел. кн. Василия III Иоанновича мон-рю 1506 г., подтверждающая права В. З. м. на села Хотенское и Новосёлки с деревнями и пустошами в Опольском и Ильмехотском станах Владимирского у., свидетельствует о существовании обители в XV в. Взамен земель, изъятых у мон-ря для владимирских ямщиков, царь Иоанн IV Васильевич в 1557 г. пожаловал В. З. м. Высокорецкие бочарные деревни в Клековском стане.

    В 1685 г. в В. З. м. жили игумен, иеромонах, иеродиакон, 10 монахов, 4 сторожа, в 1741 г.- 2 монаха, в нач. 50-х гг. XVIII в.- 5 монахов, в 1763 г.- игумен, 3 иеромонаха, иеродиакон, монах, «крылосный» белец, а также подьячий, надсмотрщик, 2 конюха, 2 столяра, пекарь, истопник, сторож и 8 отставных военных «на пропитании».

    К 1700 г. мон-рю принадлежало 100 крестьянских и 37 бобыльских дворов, 90 десятин пашенной земли, сенокос на 1300 пудов сена, годовой окладной доход обители составлял 116 р. 1 алтын. В 1741 г. мон-рь владел 507 крестьянами, доход из окладных и неокладных сумм составлял 126 р. 99,5 к., хлебный доход — 207 четв. и 2 четверика ржи, овса, ячменя, гороха, гречи, конопли. По ружным книгам за 1675-1699 гг., игумен и братия ежегодно получали «панихидных» денег 10 р. 18 алтын и 4 деньги.

    Указом Монастырского приказа 2 янв. 1702 г. В. З. м. был упразднен, храмы обращены в приходские, 11 монахов вместе с монастырским имуществом были переведены во владимирский Рождество-Богородицкий мон-рь. 5 авг. 1728 г. указом Синода В. З. м. был возрожден, в 1764 г. упразднен окончательно.

    Монастырские постройки

    Согласно абрису на чертеже Владимира 1715 г. и материалам раскопок 1953 г., Спасский собор во 2-й пол. XII-XIII в. представлял собой 4-столпную почти квадратную в плане одноглавую церковь, завершавшуюся барабаном и куполом с крестом. По пропорциям, декорации фасадов и композиции интерьеров храм напоминал ц. Покрова на Нерли или Рождественский собор в Боголюбском мон-ре. Об этом, в частности, свидетельствуют найденные при раскопках фрагменты разноцветных майоликовых плиток, некогда украшавших церковный пол. Особый интерес представляет экземпляр массивной, с зеленой поливой плитки, встречающейся также в убранстве пола дворцового храма Боголюбова.

    По описи 1685 г., в Спасском храме существовал придел в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, в «офицерской» описи 1763 г. храм значится однопрестольным. Деисус в иконостасе на «белом немецком» железе был написан в 1647/48 г. на средства владимирского посадского человека В. Обросимова, к-рый пожертвовал в обитель большое медное паникадило и серебряные потир, дискос, звезду, лжицу, 3 блюда, кадило. В алтаре хранились печатное Евангелие в серебряном окладе и серебряный крест — вклад в 1653/54 г. «москвитина посадского» И. Федосеева.

    В 1683/84 г. на средства «мирских всяких чинов людей и на монастырскую казну» в мон-ре были построены св. врата. В XVII в. во В. З. м. имелись также деревянные игуменская келья, 5 братских келий, каменная «хлебня», хозяйственные постройки. В XVIII в. в обители находились деревянные настоятельская и 4 братские кельи, амбары, погреб, пивоварня с погребом и др. 8 окт. 1761 г. в ведение мон-ря перешла деревянная часовня у Золотых ворот.

    После упразднения В. З. м. его храмы стали приходскими, имущество обители было передано во владимирский Успенский собор и в Рождественский собор в Суздале. В бывш. монастырских зданиях, частично переданных гарнизонному батальону, разместились комендант и канцелярия военно-сиротской школы.

    Во время городского пожара в 1778 г. Спасская ц. разрушилась, на ее фундаменте в посл. четв. XVIII в. построили одноименный храм, сохранившийся до наст. времени. Его архитектурные формы характерны для владимирских церквей кон. XVIII в.: четверик с карнизом у основания с выпуклой, слегка овальной кровлей, завершающийся 2 ярусами убывающих барабанов, нижний — световой восьмерик, верхний — глухой, увенчанный луковичной главкой с крестом. К четверику примыкает алтарная апсида с главкой, на западе — паперть с крыльцом. В отделке фасадов применены необычные для XVIII в. мотивы владимиро-суздальской архитектуры. Пытаясь подражать формам древнего здания, строители повторили в огрубленном виде аркатурно-колончатый пояс, членение лопатками, перспективные порталы входов, имитировали в штукатурке «белокаменную» кладку. В 1872 г. причт Преображенской ц. состоял из священника, диакона и пономаря, в кон. XIX — нач. XX в.- священника и псаломщика. В 1913 г. церковь не владела землей, клирики состояли на казенном жалованье.

    В 1849 г. в Никольской ц. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в авг. 1872 г. при храме открылась б-ка.

    20 июля 1920 г. между местными органами советской власти и верующими было подписано соглашение о безвозмездной передаче прихожанам Спасского и Никольского храмов, приходы к-рых принадлежали к Патриаршей («тихоновской») Церкви. В ходе кампании по изъятию церковных ценностей из храмов 14 мая 1922 г. была конфискована серебряная утварь.

    На заседании президиума Владимирского городского совета 28 июля 1938 г. было принято решение о «ликвидации Спасской летней и зимней церквей». В сент. храмы были закрыты. Спасский храм передали владимирской конторе Заготзерно, к 1948 г. оба храма использовал трест Облзаготзерно. В 50-х гг. Никольский храм был уничтожен. В 80-х — нач. 90-х гг. Спасская ц. использовалась как склад декораций Владимирского обл. драмтеатра. Летом 1993 г. церковь была возвращена РПЦ, освящена 15 марта 1997 г. К 2000 г. близ Спасской ц. возведена часовня.

    Смотрите так же:  Буддийский монастырь в улан удэ

    Related Post

    Белёв спасо-преображенский монастырь

    Белёв спасо-преображенский монастырь Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь Реквизиты для пожертвований на восстановление монастыря: РО Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь г. Белева Тульской областиБелёвской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 301530 Тульская

    Остров родос монастырь цамбика

    Монастырь Цамбики на острове Родос 3 причины, почему пляж Цамбика – самый красивый на Родосе Прекрасных пляжей на Родосе – море, но пляж Цамбика, на наш взгляд, однозначно лучший и

    Богоявленско-анастасиин монастырь кострома расписание богослужений

    Православный Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Костромская область, Город в границах 1917 года Название: Богоявленский-Анастасиин женский монастырь Тип постройки: Монастырь Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26 Расписание богослужений смотрите на официальном Web-сайте: