Мечети в коломягах

Где молились и молятся мусульмане Петербурга

к со дня открытия Соборной мечети Санкт-Перетбурга

Кто построил мечеть ради Всевышнего, тому Аллах построит дом в Раю
(Хадис Пророка Мухаммада)

Сегодня на улицах Петербурга можно встретить людей, пожалуй, любой национальности, что неудивительно — ведь это «культурная столица» России и один из красивейших городов мира. Наряду с многочисленными туристами и иностранными студентами, здесь можно увидеть и тех, кто приехал сюда работать. И это отнюдь не новое явление, так как задуманная российским императором Петром I столица — Петербург создавалась усилиями представителей многих народов и разных культур, исповедовавших разные религии. Поэтому с самых первых дней своего существования город был многонациональным и поликонфессиональным.

Петр I прорубил «окно в Европу», заимствуя все самое лучшее из европейской культуры. Тогда почему же в самом центре молодой столицы возникает Татарская слобода, прямо под стенами Петропавловской крепости? Ответ прост: именно там появляются первые переселенцы-татары в качестве рабочих, многие из которых решили остаться жить в молодой столице. Таким образом, мусульмане прочно обосновались в Петербурге. Так, Ганноверский резидент при дворе Петра I Х. Ф. Вебер в своем сочинении «Das Verendete Russland» писал о месте, где жило особенно много мусульман: «Если пройти далее мимо крепости, то подойдешь к татарскому рынку, расположенному против кронверка. За этим рынком, по левую руку, расположена сама Татарская слобода, где живут татары, турки, калмыки и разные другие нации, каждая на свой лад, причем в их домах такая изящная обстановка, которую вряд ли найдешь в Риме или Париже».

Живя вдали от родины, мусульмане крепко держались религии и неукоснительно соблюдали семейную и календарную обрядность. Основными их занятиями были мелкая и крупная торговля, услужение, ремесло. За трезвость, чистоту, честность и трудолюбие они пользовались большим спросом среди работодателей (аристократические рестораны Петербурга обслуживались официантами мужчинами-мусульманами). Были мусульмане и среди представителей среднего класса и дворянства. Так, например, многие из петербургских татар по сословной принадлежности принадлежали к мещанам и купцам, существовала также небольшая прослойка дворян из военных и духовенства. Следует упомянуть, что среди университетской интеллигенции было также немало татар. Многие из представителей интеллигенции и духовенства получали как религиозное высшее образование, так и светское.

Конвой Его Императорского Величества состоял преимущественно из мусульман: татар, лезгин, черкесов и чеченцев. В армии неукоснительно поддерживалась веротерпимость — представители любых конфессий могли беспрепятственно отправлять духовные предписания. Воинская присяга обязательно проходила в присутствии представителя духовенства той или иной религии, к которой принадлежал солдат. Воинские части всегда сопровождались духовными лицами трех основных религий — православным священником, муллой и раввином.

Что касается образования, то, если основной массе православных учащихся в школах и гимназиях преподавался Закон Божий, то дети иных вероисповеданий обучались традициям своей религии, и занятия с ними вели, соответственно, пастор, мулла, ксёнз и раввин. Но, конечно, основное религиозное образование дети мусульман получали в многочисленных приходах, которые формировались по принципу землячества. Возглавлял приход ахун (одновременно являвшийся и имам-хатыбом), при котором несли службу муллы и муэдзины. При приходе, как правило, существовала начальная школа — мактаб, где дети изучали Коран, основы шариата и арабскую графику. Молитвенные залы размещались в помещениях, снимаемых у домовладельцев в различных частях города неподалеку от приходов (среди арендованных помещений были Таврический дворец и Михайловский замок). До ХХ в. у Петербургских мусульман не было специально построенного культового здания. Только в 1906 г. была куплена земля на Петроградской стороне. Выбор места не был случайным, потомки, безусловно, знали, что в годы основания города именно здесь находилось место, где поселились первые мусульмане.

Кафедральная мечеть Петербурга

Именно там, недалеко от Петропавловской крепости, стоит необычайно красивое здание мечети с голубым изразцовым куполом и двумя изящными минаретами. Но прежде чем подробно рассмотреть историю появления и архитектурный облик мечети на Петроградской стороне, хочу отметить, что мечеть эта совсем не первая, правда, только в проекте. Дело в том, что в гвардии и на флоте служило большое количество мусульман, и для того чтобы они могли отправлять свои духовные нужды, еще в начале XIX в. было решено построить мечеть. Было выбрано место на углу набережной Фонтанки и Лермонтовского проспекта, и это не было случайностью, ведь неподалеку находились казармы царской гвардии.

На месте современного сквера перед гостиницей Азимут должна была красоваться мечеть, до нас дошли два проекта этого сооружения. Первый, выполненный А. Н. Воронихиным в 1804 г., представлял собой мечеть в стиле крымско-татарской архитектуры с флигелями для гостей и духовенства. Другой проект был выполнен неизвестным архитектором, храм на нем был похож на Большую Ханскую мечеть из дворцового комплекса Бахчисарая. Но этим проектам так и не было суждено осуществиться.

Как видим, вопрос о строительстве мечети в столичном Петербурге стоял давно. Поэтому в конце XIX в. с соизволения правительства был организован сбор добровольных пожертвований во всей империи для создания соборной кафедральной мечети в столице. Но собранных средств было явно недостаточно, и тогда эмир Бухарский Сеид Абдул-Ахад решил помочь и принял расходы на покупку земли на себя. В итоге было приобретено два соседних участка на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка. После этого был объявлен конкурс на проект нового храма.

Конкурс оказался очень удачным, было предоставлено 45 проектов, каждый из которых отличался оригинальностью и своеобразием. Были выбраны три лучших проекта, получивших премию, но строить было решено по проекту Н. В. Васильева. В его проекте можно усмотреть переосмысленные архитектурные образы Востока, а конкретно — мавзолей Гур-Эмир в Самарканде.

В XIV в. в течение 37 лет Самарканд был столицей могущественного государства Тимура, простиравшегося на территории Ирана, Афганистана и части Средней Азии. Тимур собрал лучших зодчих и мастеров из Ирана, Афганистана, Хорезма, Индии и других покоренных стран. Насколько дерзки были его политические планы, настолько масштабны строительные замыслы. В Самарканде и Бухаре сохранилось множество первоклассных сооружений того периода, но нас в большей степени интересует мавзолей Тимура, известный под названием Гур-Эмир.

Мавзолей Гур-Эмир представляет собой торжественно-монументальное однокупольное здание со склепом. Купол ярко синего цвета с голубыми розетками и глубокими бороздами, которые придают ему особую выразительность. Внешние стороны стен отделаны мозаикой из голубых, светло-голубых и белых плиток. Вообще для построек того периода характерно сплошное покрытие куполов и минаретов поливной облицовочной плиткой лазурного цвета, инкрустированное мозаичными вкраплениями других цветов, что на фоне коричневатых стен дает изысканный эффект. Многие из архитектурных элементов мавзолея можно увидеть в его «северной сестре».

И вот в феврале 1910 г. состоялась торжественная закладка Петербургской кафедральной соборной мечети в присутствии государственных, духовных и общественных деятелей. Вот как описывает Д. А. Аминов процесс закладки: «Место, предназначенное для закладки, было обнесено забором и над ним сооружен куполообразный шатер. Вблизи, на столике, лежали серебряные молоточек, лопатка, доска с русскими и арабскими надписями и несколько кирпичей белого мрамора. После прочтения молитвы на арабском языке ахун Атулла Баязитов обратился к присутствующим на русском языке со словами благодарности от имени проживающих в России магометан по случаю разрешения постройки в Санкт-Петербурге мечети, призывая молиться за счастье и преуспевание своего Отечества». Поразительно быстро велось строительство, уже в феврале 1913 г. здесь состоялось первое богослужение, приуроченное к 300?летию дома Романовых.

Учитывая северное расположение храма, архитекторам пришлось прорезать стены и барабан купола многочисленными оконными проемами. Окна с голубыми коваными решетками, выполненные в восточном геометрическом стиле выгодно подчеркивают серую тяжесть гранита, которым облицованы стены фасада. Портал, купол и минареты покрыты мозаичной керамикой небесно-голубого цвета, изготовленной в мастерской художника-керамиста П. К. Ваулина. В трудоемких работах принимали также активное участие узбекские мастера — «усто». Сама сборка керамической мозаики — долгий и кропотливый труд; приходилось разбивать шаблоны на мелкие части, делать точные по рисунку фарфоровые плитки, обливать их соответствующей краской, и лишь после обжига можно было видеть, что из этого вышло. Куфические надписи-изречения Корана из мозаики обильно украшают главную мечеть Петербурга.

Храм увенчан ребристым куполом, который практически идентичен куполу мавзолея в Самарканде. Главный вход (обычно он закрыт) с Каменноостровского проспекта оформлен в виде богато орнаментированного пештака, украшенного мукарнас. Вход в мечеть украшен двумя минаретами (высота 48 метров), похожими на высокие колонны, они напоминают изначальный символ врат небес. Внутреннее убранство также выполнено в традициях мусульманского зодчества.

Изящные колонны, облицованные зеленым мрамором, легко поддерживают арки под куполом. Нижняя часть стен украшена витиеватыми арабесками, а пространство выше человеческого роста просто белое, без узоров. Полагаю, что это было весьма удачным решением, так как белый цвет, отражая свет из окон, наполняет помещение как бы сиянием. В подкупольной части также имеются небольшие украшения — мукарнас. Огромная люстра с вычеканенными по металлу аятами из Корана висит в центре зала, ее дополняют люстры по бокам. Особым украшением интерьера служит михраб, оформленный лазурной майоликой, и темного дерева минбар.

Смотрите так же:  Мечеть хасана второго в касабланке

Мечеть, которая может вмещать одновременно до 5000 молящихся, состоит из трех этажей. На первом этаже в самом большом зале молятся мужчины, для женщин спроектировано отдельное помещение на втором этаже. Туда ведет отдельный вход, а со стороны большого зала галерею закрывает ажурная деревянная решетка. На третьем этаже располагается медресе, где преподаются основы Ислама, арабский и татарский языки.

Во дворе мечети было построено небольшое двухэтажное здание, на первом этаже которого расположена тахарат-хана, а на втором — канцелярия и жилое помещение священнослужителя.

Вторая мечеть Петербурга

Сегодня, когда каждый пятый житель Петербурга является мусульманином, здание соборной мечети уже не может вместить в себя всех прихожан. Поэтому еще в начале 1990?х гг. зародилась мечта о строительстве нового храма, ведь именно тогда у людей появились возможности для свободного вероисповедания своей религии. Но постановление правительства на строительство новой мечети было выдано лишь в 2005 г. Уже к лету 2006 г. проектные чертежи были готовы, и состоялась церемония торжественной закладки, на которой присутствовали видные государственные, общественные и религиозные деятели, были приглашены главы дипломатических миссий. В основание фундамента мечети, под михраб, была заложена позолоченная капсула, которую по специальному заказу выполнил один из ювелирных заводов города. Снизу капсулы был выгравирован герб Санкт-Петербурга, а сверху, на крышке — эмблема Духовного управления мусульман с изречением из Священного Корана.

Единственным существенным минусом является тот факт, что мечеть расположена достаточно далеко от метро. Поэтому большое количество прихожан продолжает ездить в главную мечеть города, на Горьковскую, — так удобнее.

Стройка осуществлялась в основном на пожертвования одного крупного предпринимателя, а инициатором и активным организатором создания второй петербургской мечети является муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Жафяр Пончаев.

Из многих предложенных был выбран проект татарского архитектора Рашата Валиевича Ахметханова. Строительство велось три года, и в июне 2009 г. состоялось торжественное открытие второй мечети Петербурга.

Перед нами предстает прямоугольное здание с куполом и минаретом, украшенными позолоченными полумесяцами. Здание мечети имеет три отдельных входа, один из которых ведет в минарет. Рядом было возведено двухэтажное административное здание, где находятся: канцелярия, инженерные службы и технические помещения, здесь же можно произвести омовение перед молитвой. Общая площадь первого этажа мечети — около 500 кв. м, второй этаж, предназначенный для женщин, несколько меньше.

Решение фасадов мечети достаточно просто и лаконично: белые стены с песочного цвета бордюром, гранитные лестницы, матово?золотистый купол и тонкий белый минарет с шатровым перекрытием. Ничего лишнего, никаких особенных украшений, отдельно стоящая арка центрального входа величественна и монументальна, возможно, даже несколько тяжеловата. Крыльцо с западного фасада украшает четырехарочная галерея, пятая арка — вход. Особым украшением служат золоченые полумесяцы, увенчивающие купол мечети, минарет и крыльцо западного входа.

В облике этого здания явно угадывается стиль неоисторизма, скорее всего, восходящий к архитектуре волжских булгар. Такой вывод напрашивается по многим причинам. Прежде всего, по планировке: мечети с минаретом в углу здания — традиционная планировка булгарских построек. Мечети такого типа встречаются во многих странах Переднего Востока, они существовали во времена Золотой Орды (мечеть города Бельджа-мен) и Казанского ханства (мечеть в г. Касимове).

До наших дней дошли археологические остатки зданий мечетей в Билярском и Суварском городищах (Х—ХIII вв.). В период Золотой Орды монументальная архитектура булгарских городов переживает расцвет. Строятся монументальные деревянные и каменные мечети, в которых сочетались формы сельджукской архитектурной школы и местного зодчества: Булгарская соборная мечеть (1260?е гг.), Малый минарет (первая половина XIV в., ныне Болгарский государственный историко-архитектурный заповедник), мечеть «Чертова городища» (XII в., г. Елабуга). После упадка Волжско-Камской Булгарии развитие Ислама и мусульманской культовой архитектуры в регионе продолжилось в рамках Казанского ханства.

Явными отсылками к булгарской архитектуре являются такие элементы построек, как минарет с шатром (свойственный и для более поздних татарских мечетей), стрельчатые арки с плечиками, которые были характерны для классической булгарской постройки.

Как мы видим, мечеть унаследовала черты культовой архитектуры средневековья. Кстати, достаточно многие из современных мечетей были построены, полагаю, именно с отсылкой к средневековой архитектуре, среди них мечеть «Булгар» (1993) и мечеть «Хузайфа» (1997) в Казани.

В этих зданиях сохраняются принципы средневековой архитектуры, только в современной интерпретации. Полагаю, что такая архитектурная отсылка к великой Волжской Булгарии не случайна — в ней сказывается романтическая ностальгия по тем временам, когда предки татар жили красиво и свободно. Возвращение к истокам — своеобразная тенденция в современном татарском обществе, причем это касается как этнической, так и религиозной идентичности.

Но вернемся к мечети петербургской и поговорим о ее внутреннем убранстве. Когда проходишь через главный вход, взору открывается просторный белый зал, где возвышаются несколько колонн из зеленого мрамора. Они служат опорой для второго, женского этажа, который являет собой большой балкон. Пол, как это и полагается, устлан роскошным бордовым ковром. Нельзя не обратить внимания на огромную хрустальную люстру посреди зала, которая спущена достаточно низко (на уровне женского этажа). Самой изысканной доминантой зала для молитвы является михраб, который представляет собой арку. Деревянные поверхности богато инкрустированы более светлыми породами дерева и украшены изречениями из Корана. Святость михраба подчеркивается его убранством и освещением: естественным — через окна в куполе, или искусственным — от лампы, свисающей с верхней точки михраба к центру ниши. Его освещение соответствует словам Корана: «Аллах свет небес и земли. Его свет точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло точно жемчужная звезда. Зажигается он от дерева благословенного — маслины. Масло ее готово воспламениться, хотя бы его и не коснулся огонь. Свет на свете! Ведет Аллах к Своему свету, кого пожелает. » (Коран 24:35) Из этой цитаты становится ясно, что светильник символизирует собой веру в Единого Бога, божественный свет, пробуждающий вещи от мрака небытия. Справа от михраба расположен минбар, который, как и михраб, выполнен мастерами из Турции. Особенно изящно тончайшее кружево из дерева, которым украшены перила минбара.

В целом можно сказать, что внутреннее пространство так же просто и лаконично решено, как и внешнее. Особенно важным является тот факт, что женский этаж не изолирован (как, например, в соборной мечети). Это ценно как с архитектурной точки зрения, так и для молящихся женщин, ведь перед их взором открывается вид на белый с окнами свод и купол. Создается ощущения свободы и непосредственного обращения к Богу, складывается благоприятная атмосфера для молитвы.

Вот и закончилось наше путешествие в историю жизни мусульман Петербурга. Как видим, появившись здесь со дня основания города, приверженцы Ислама живут здесь до сих пор. Уже сто лет берега северной Невы украшает монументальное восточное сооружение, являясь венцом дружбы и взаимопонимания между мусульманами и православными петербуржцами.

Соборная мечеть Санкт-Петербурга — одна из красивейших в России

Татары и ислам в Петербурге – экскурсия под таким названием пройдет 10 июня в культурной столице нашей Родины.

За три часа автобусной прогулки историко-тематическая экскурсия по Санкт-Петербургу расскажет об истории татаро-мусульманской общины Петербурга с детализацией истории ислама в культуре петербургских татар.

В ходе экскурсии можно будет ознакомиться с историей появления мусульманской общины в Санкт-Петербурге в лице волго-уральских татар и их расселении в Петербурге петровского времени; с топографией Татарской слободы ХVIII века; с центрами расселения татар в Петербурге ХIХ – первой четверти ХХ вв.; с системой общинно-приходских татарских центров и системой мусульманских приходов в Петербурге ХIХ столетия; с молитвенными домами и проектами строительства татарской мечети начала ХIХ века; с историей мусульманской фракции в Государственной думе 1906 – 1917 гг.; с мусульманской прессой в Санкт-Петербурге в начале ХХ века.

Экскурсовод, историк Асия Садриева расскажет также об истории Санкт-Петербургской Соборной мечети, Дома Эмира Бухарского; будет возможность посетить новую мечеть в Коломягах. Также на экскурсии будет рассказано о татарском исламе и истории Корана в России.

Инициатором и организатором выставки является историк Асия Садриева. Она же выступит и в качестве экскурсовода.

«Экскурсия проводится с целью популяризации истории татарской общины Санкт-Петербурга, истории петербургских мечетей среди современных татар Петербурга», — рассказала ИА IslamNews Асия Садриева.

«Таким образом, экскурсия отчасти позволит решить проблему того информационно-культурного вакуума, который сложился в Петербурге у татар в условиях отсутствия культурного центра», — говорит историк из Петербурга.

«Экскурсия освещает историю татарской общины Петербурга в течение трёх веков истории города. Маршрут построен на основе хронологической последовательности и посюжетном рассмотрении истории татарской общины Санкт-Петербурга. Экскурсия носит познавательный характер и формирует представление о вкладе татарского народа в историю Петербурга, показывает историческую преемственность разных поколений петербургских татар. Сегодня в Санкт-Петербурге данная экскурсия является единственным способом популяризации истории петербургских татар, истории принятия ислама предками татарского народа, происхождения татар», — продолжает собеседник агентства.

«Такая экскурсия позволяет донести до людей эти сложные знания в интересной интерактивной форме подачи исторического материала. Она воспитывает национальное самосознание и развивает идентичность в татарах Санкт-Петербурга», — считает автор проекта Асия Садриева.

Смотрите так же:  Мечети города оренбурга

Сбор татар Санкт-Петербурга намечен на 12.00 на Казанской площади города.

Информационное агенство IslamNews.Ru

Войти с помощью:

Замечательная экскурсия, много интересного узнаешь, но все же основная часть истории татар, увы, осталась за кадром. Поскольку, как совершенно верно выразился доктор исторических наук Д.М. Исхаков в одной своей книге, «подлинная история татар, народа во всех отношениях исторического, еще не написана».

Надо сказать, что после этого, в 2007-2012 гг., вышли книги независимого татарского историка Г.Р. Еникеева. Этот историк-исследователь, по отзыву почтенного и высокообразованного татарского аксакала Рафката Галими, «проделал колоссальный труд, который под силу лишь целому научно-ис . следовательскому институту. Этот труд искренен, от всего сердца, ясный по логическим построениям, подкрепляемым историческими данными не криводушных исследователей, . разоблачив действительно Черную легенду о своем народе. Не всякому ученому это дано. Выступить против апологетов Черной легенды, их творцов и почитателей мог только человек громадной воли, безмерного интеллекта, осознавшего свое определенное Аллахом предназначение».
Читайте отзывы Рафката Галими и других татарских мыслящих и просвещенных людей на книги Г.Р. Еникеева, его статьи и главы из его книг на сайте «ТАТАРЫ ЕВРАЗИИ (ПОДЛИННАЯ ИСТОРИЯ)» – этот сайт легко найти в Интернете по названию.
Читать дальше Закрыть

Отзыв: Коломяжская мечеть (Россия, Санкт-Петербург) — Мечеть на севере Петербурга.

Многие, и кстати, не только гости, но и жители нашего города. Знают, видели, посещают или наслышаны о Санкт-Петербургской соборной мечети, расположенной на станции метро Горьковской.

Но мало кто знает, что в Санкт-Петербурге, располагается и вторая мечеть.

В обиходе она имеет несколько названий.

Её называют или Коломяжской мечетью, либо Второй Санкт-Петербургской мечетью.

О ней я и хотел Вам рассказать.

Расположена Коломяжская мечеть на севере Петербурга. Поскольку в непосредственной близости от мечети нет станций метрополитена, удобнее всего добираться до неё от станции «Пионерская» ( автобусы №№ 172,127,9. Маршрутные автобусы № 55) или от станции Удельная ( автобусы № 40, маршрутка № 40 ).

Росположена мечеть в самом элитном северном районе города — в муниципальном округе «Коломяги».

Точный адрес, по которому расположена Коломяжская мечеть — ул. Репищева 1

Открыта для верующих мечеть была в 2009 году.

Каждый раз проезжая мимо мечети, не устаю поражаться скромности и одновременно монументальности сооружения.

Купол основного здания имеет высоту 23 метра.

Так же на огороженной территории помимо здания мечети, стоит зеленое двухэтажное здание исламского института

Особенный наплыв верующих-мусульман в мечеть происходит во время пятничной молитвы. В первой половине дня :

в 2019 году, администрация района открыла станцию городского велопроката, в том числе и на площади перед Коломяжской мечетью.
Пройдя несложную регистрацию в системе городского проката, любой желающий может взять велосипед со стоянки и воспользоваться велосипедом в черте города.
Поставить велосипед, можно на любой из городских велостоянок.

Ну а тем, кто еще не был в северных районах города, я обязательно посвящу еще несколько отзывов на тему малоизвестных достопримечательностей Выборгского и Приморского районах.

Мусульманское утро Петербурга

В Петербурге на утреннюю молитву в честь Ураза-байрама пришли 170 тыс. человек. Омрачило праздник задержание одного из верующих. Его увезли в 43 отдел полиции.

16:25, 17.07.2019 // Росбалт, Петербург

Утренними богослужениями в Соборной и Коломяжской мечети началось в Петербурге празднование Ураза-байрама. По оценке Духовного управления мусульман, в общих торжественных молитвах приняли участие около 170 тыс. человек.

Центральной площадкой праздника стала Соборная мечеть на Кронверкском проспекте. Сюда пришли более 120 тыс. верующих. Еще 50 тыс. посетили мечеть на улице Репищева в Коломягах. Кроме этого, верующих принимали молитвенные дома. Самые известные молельные комнаты расположены на территории Апраксина двора и на Васильевском острове.

Несмотря на то, что количество участвующих в больших мусульманских праздниках в Петербурге год от года растет, власти пока не открывают дополнительных площадок для намаза. В отличие от Москвы, в городе на Неве решили не устанавливать шатры в парках и не организовывать площадки на базе спортивных комплексов. И это несмотря на то, что, по оценке Духовного управления мусульман, в утренних праздничных мероприятиях приняли на 40 тыс. человек больше, чем годом ранее.

Еще пять лет назад многие испытывали шок, когда видели тысячи молящихся в сквере на Кронверкском проспекте у Соборной мечети, а также переполненный подземный переход на Каменноостровском проспекте. Спустя пару лет верующие начали расстилать свои коврики в Александровском парке, который расположен через дорогу от мечети. Сегодня же многие занимали места для совершения намаза сразу же на выходе из вестибюля станции метро «Горьковская».

На тот момент перед метро уже вовсю шла торговля ковриками и тюбетейками. И первое, и второе можно было приобрести за 200 рублей. Верующие пытались торговаться, но слышали в ответ стандартную отговорку: «Э-э, было бы мое, я бы тебе, брат, просто так отдал, а так не могу, продавать надо!» И все же конвейер «деньги в обмен на тюбетейки» работал исправно. Тем, кто пришел на праздник без коврика, даже не пришлось раскошеливаться. Верующие разбирали бесплатные газеты, стопки которых лежали в метро.

Стоит признать, что торговцы немного побаивались полицейских и омоновцев — последних для патрулирования окрестностей собралось довольно много. Порой при приближении людей в форме продавцы начинали упаковывать свой скарб в обширные сумки. Все это напоминало некий ритуал: «Мы формально уходим и не торгуем, а вы формально нас гоняете». На деле же никто никого гонять не собирался. Тех же штрафов за порчу зеленых насаждений можно было при желании выписать на сотни тысяч рублей. Но полицейские даже не просили никого покинуть газоны.

Свой традиционный праздничный куш собирали и цыганки-попрошайки. Они бродили по аллеям Александровского парка с фотографиями младенцев-уродов, тыкали в лица прохожих засаленные ксерокопии с надписями «Магнитно-резонансная томография», просили подать «во имя Аллаха на лечение».

В Москве при подготовке празднования Ураза-байрама долго обсуждался вопрос о демонтаже рекламы, которая может оскорбить чувства верующих. Предлагали скрыть изображения обнаженного тела и фотографии животных на билбордах. В Петербурге до этого не дошло. С плакатов на участников праздника смотрел юморист Максим Галкин, а бывший ректор СПбГУ Людмила Вербицкая с постеров всех призывала «говорить по-петербургски».

В продуктовых магазинах и кафе, расположенных вокруг мечети, откровенно скучали. На улице было много народа, а клиент не шел. «Мы к их праздникам уже привыкли. Но вот сами даты эти забываем. Прибыли от этих байрамов не ждем. Это же религия. Утро — мы алкоголем не торгуем, да и мусульмане ведь не пьют. Не наш это клиент. Вот у меня сменщик на работу опаздывает. Это проблема», — посетовал работник одного из кафетериев Александр.

Опаздывающие к началу намаза бежали через Каменоостровский проспект. В пешеходный его никто не превращал. Перекрыли лишь небольшие Крестьянский и Конный переулки, а также часть Кронверкского проспекта. За бег на короткие дистанции в неположенных местах никто никого штрафовать не собирался. В крайнем случае регулировщик журил нарушителей формальным поднятием жезла.

Праздничная молитва длилась не более десяти минут. Во время намаза один из журналистов захотел запечатлеть происходящее сверху. Он запустил в небо воздушную камеру. Иногда звук моторов аппарата заглушал трансляцию молитвы. Впрочем, верующие не выказывали своего недовольства, наоборот, они сами махали руками в камеру в надежде быть запечатленными для истории. Стоит отметить, что на празднике было на удивление немного столь модных ныне палок для селфи. Среди многотысячной толпы можно было насчитать от силы 10 человек, которые держали свои мобильные камеры с помощью складных тростей.

Как только верующие перестали молиться, к работе приступили волонтеры. Команда людей в салатовых жилетках с надписями «Соборная мечеть» при помощи мегафона оповещала собравшихся о том, что станция метро «Горьковская» не работает на вход. Всех просили проследовать до «Петроградской». Теоретически волонтеры должны были не только информировать людей, но и распределять потоки в нужном направлении. С последним выходило сложнее. Многие понимали, что к «Горьковской» идти не стоит, а где находится «Петроградская», не знали.

Особое внимание было уделено уборке мусора. Надо отметить, что все газеты и пленки, которые оставались на газонах после молитвы, оперативно убирали либо сами участники, либо представителями ГУДП «Центр», либо все те же волонтеры. Другое дело, что специальных контейнеров для складирования мусора у мечети не было. В итоге весь разбросанный хлам оформлялся хоть и в красивые, но все-таки кучи.

Реакция прохожих, которых угораздило оказаться утром на Петроградской стороне, была весьма сдержанна. В прошлые годы встретить людей, которые вслух выказывали свое недовольство закрытием станции метро из-за праздника, можно было довольно часто. Теперь же сложилось впечатление, что невозможность воспользоваться подземкой воспринималась просто как факт.

Тем не менее без инцидентов у «Горьковской» не обошлось. Так, полицейские задержали одного из мусульман и увезли в 43 отделение полиции. Товарищи пытались отбить друга у стражей порядка. Но у них ничего не вышло. Внятно объяснить, в чем причина случившегося, никто из них не смог.

Смотрите так же:  Мечеть химки

По просьбе полицейских из мечети вышел имам. Но и он не смог выяснить, в чем же дело. Слишком уж расплывчатыми были показания.

В целом диалог выглядел следующим образом.

— Вы знаете, за что задержали вашего друга?

— Теоретически его могли задержать за то, что он похож преступника?

— А теоретически он мог совершить преступление?

— Вот видите, мы сами ничего не знаем. Давайте не будем организовывать несанкционированный сход. Надо выбрать старших. Пусть они пойдут в 43 отделение полиции и выяснят, что именно произошло. Может быть, есть родственники задержанного?

— Мы все друг другу братья!

— Полиция имеет право задерживать на срок до 48 часов.

— Почему на 48? Было ведь на три!

— Но так ведь все меняется. Вон, например, и штраф за парковку вырос.

В итоге имаму удалось убедить собравшихся не идти толпой в отдел полиции.

Позднее в Духовном управлении мусульман Петербурга сообщили, что утренние мероприятия не были ничем омрачены.

«Все прошло благополучно. Если говорить об изменениях, то, по предварительным данным, к главной мечети пришли на 40 тыс. человек больше, чем в прошлом году. Была улучшена система взаимодействия с правоохранительными органами. Усовершенствована трансляция. Все, кто находились на улице, могли слышать, что говорил муфтий. Также была сформирована волонтерская команда, которая состояла из 35 человек. Она помогала обеспечивать безопасность на мероприятии», — рассказали в духовном управлении мусульман города.

Интересно, что если утро в Петербурге выдалось «мусульманским», то вечер должен стать «православным». Крестным ходом будет отмечена 97 годовщина убиения Святых Царских мучеников — Николая II и членов августейшей семьи. Верующие пройдут по набережной канала Грибоедова.

  • ЖАНРЫ 359
  • АВТОРЫ 251 733
  • КНИГИ 573 127
  • СЕРИИ 21 181
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 522 974

Дело в том, что за годы своего существования в Петербурге «Каритас» наладила работу нескольких десятков благотворительных программ, направленных на помощь людям, нуждающимся в особом внимании, — больным, престарелым, детям-сиротам, людям с ограниченными физическими или психическими возможностями. Каждое из направлений требует специальных знаний. Именно эту проблему и призван был решать образовательный центр. Несмотря на то что образовательный центр в Мартыновке—Коломягах создавался под эгидой католической церкви, он предназначался для представителей всех христианских конфессий.

К сожалению, Хартмут Каниа не дожил до открытия своего любимого детища. Он скоропостижно скончался 17 марта 2001 года у себя на родине в клинике Берлин-Штеглиц. Его похоронили на кладбище прихода св. Евхаристии в Берлине. Проводить отца Хартмута в последний путь пришло огромное количество людей. «Его любили все, не только прихожане, но и священники», — отметил архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Последним большим делом Хартмута Каниа стал дом св. Елизаветы в Коломягах, поэтому в память о нем, его трудах и заслугах заведение назвали «Домом монсеньора Хартмута Каниа».

1 мая 2001 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич возглавил церемонию торжественного открытия Дома монсеньора Хартмута Каниа и освятил в нем часовню Во Имя Св. Елизаветы Тюрингской. Церемония началась с приветственной речи архиепископа к собравшимся гостям, священникам, монашествующим, семинаристам и сотрудникам «Каритас». Особую благодарность архиепископ Кондрусевич адресовал епархии города Герлитц — родной епархии Хартмута Каниа — и лично ее генеральному викарию, прелату Губерту Цомаку.

В алтарь часовни Во Имя Св. Елизаветы Тюрингской, которая посвятила свою жизнь делам милосердия, заложили частицу мощей св. Виталия, а для замуровывания мощей использовали камень из монастыря Св. Елизаветы в Варбурге (Германия). В своей проповеди архиепископ Тадеуш Кондрусевич напомнил всем присутствующим, что отец Хартмут был не просто проповедником Слова Божия, а пламенным свидетелем Христа. По окончании литургии со словами поздравления к владыке обратились викарий Губерт Цомак, генеральный консул Германии в Санкт-Петербурге, представители православной и лютеранской церквей. После мессы архиепископ Тадеуш Кондрусевич вместе с епископом Эдвардом Озоровским (Белостоцкая архиепархия, Польша) благословил собравшихся, а затем вместе с викарием Губертом Цомаком освятил весь Дом монсеньора Хартмута Каниа.

Дом монсеньора Хартмута Каниа на Рябиновой улице в Мартыновке. 2006—2007 гг. Фото автора

Открытия Дома монсеньора Хартмута Каниа ждали многие: сотрудники «Каритас», для которых в доме организовали центр социального образования (официально — «центр профессиональной подготовки в области социальной работы»); католики, проживающие в этом районе города — для них часовня Св. Елизаветы стала местом молитвы и богослужения; и, самое главное, одинокие престарелые, которых приютил Дом для одиноких и пожилых людей Во Имя Св. Елизаветы Тюрингской. Создание подобного христианского приюта в современном Петербурге было мечтой Хартмута Каниа. Официальное открытие этого приюта состоялось 2 февраля 2002 года. В течение первых двух лет существования дома престарелых в нем проживали тридцать одиноких людей преклонного возраста.

«Бабушкам и дедушкам, которые живут в доме для престарелых на Рябиновой улице, помогают и православные, и католики, — сообщалось в июле 2004 года в газете „Мой район“. — Работникам дома удается находить общий язык со всеми подопечными. Сестры Асомпта и Наталья приехали из Польши, чтобы помогать людям в России, на них лежат руководство и организация жизни в доме. Кроме них здесь постоянно работают еще несколько человек, иногда приходят волонтеры. „Это дом для людей верующих, независимо от их конфессии“, — говорит сестра Асомпта, одна из настоятельниц дома».

Таким образом, сегодня на Рябиновой улице в Мартыновке сложился уникальный духовный и благотворительный центр, действующий под эгидой католической церкви.

Строится вблизи Коломяг и мусульманская мечеть. Ее заложили 25 июня 2006 года после завершения изыскательских работ на пересечении Репищевой и Парашютной улиц. Эта акция стала частью традиционного праздника татарского и башкирского народов Сабантуй (праздник плуга и поля). Первый камень в основание новой мечети заложили председатель Духовного управления мусульман Северо-Запада, муфтий Джафар Пончаев — имам Соборной мечети, и вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Вахмистров, курирующий вопросы строительства. На акции присутствовали также другие представители городской администрации и члены татарской общины Петербурга. По обычаю, в фундамент будущей мечети вложили капсулу с посланием для потомков.

Строительство мусульманской мечети на пересечении Репищевой и Парашютной улиц. Июнь 2007 г. Фото автора

Эта мечеть стала второй по счету в Петербурге после Соборной мечети на Кронверкском проспекте, построенной в начале XX века. В начале XXI столетия число мусульман в городе на Неве значительно возросло, им не хватает места в старом культовом здании. По данным городской администрации, приверженцы ислама составляют сегодня уже пятую часть горожан. Одна только азербайджанская диаспора насчитывает 400 тысяч человек. Значительная часть петербургских мусульман проживает в новостройках Приморского района.

Еще в начале 2003 года власти дали разрешение на строительство мечети близ Коломяг. Администрация города пообещала поддержку мусульманской общине в возведении здесь «дома Аллаха» на пятьсот молящихся. Мечеть построили в достаточно короткие сроки: уже к осени 2007 года она была готова.

Существует поблизости от Коломяг и еще одно «религиозное учреждение», вызывающее самые разноречивые оценки петербуржцев. Речь идет о Зале конгрессов свидетелей Иеговы, открывшемся в начале октября 1999 года на Коломяжском проспекте (дом № 21), на окраине Удельного парка, и ставшем первым центром подобного масштаба в России. Религиозная секта свидетелей Иеговы развернула свою деятельность в Петербурге с 1991 года.

Строительство центра вызывало недовольство горожан, но, несмотря на протесты петербуржцев и собранные ими тысячи подписей, обращения к губернатору города, комплекс все равно построили. Здание включает зал на 1600 мест, пять залов на 200 мест, а также специальный бассейн для проведения обряда «крещения». Проект Зала конгрессов разработала Архитектурно-реставрационная мастерская № 1 ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектный институт по реставрации памятников истории и культуры „НИИ Спецпроектреставрация“», возглавляемая А.Д. Масленниковым.

Зал конгрессов свидетелей Иеговы на Коломяжском проспекте. Май 2007 г. Фото автора

Не сумевшие предотвратить появление центра иеговистов, местные жители выразили к нему свое отношение, установив рядом православный крест. Май 2007 г. Фото автора

Неподалеку от церкви Св. Дмитрия Солунского, на окраине Коломяг, возле Удельного парка долгие годы можно было наблюдать огромное сооружение, именовавшееся в народе «недостроем». В 2006 году этот объект городского и, даже больше, регионального и всероссийского значения наконец-то вступил в строй. Здесь открылся крупнейший кардиологический центр клинико-поликлинический комплекс НИИ кардиологии имени В.А. Алмазова (ул. Аккуратова, 8).

Основанный в 1980 году, институт стал одним из ведущих медицинских научных учреждений в России. Еще в 1970-х годах по инициативе академика Е.И. Чазова в Советском Союзе возникла специализированная кардиологическая служба, включающая врачей-кардиологов поликлиник, специализированные кардиологические бригады скорой помощи, дистанционно-диагностические центры, кардиологические (в том числе специализированные для лечения больных инфарктом миокарда) отделения, кардиологические диспансеры со стационарами. Одновременно в большинстве союзных республик организовали НИИ кардиологии. В Ленинграде НИИ создавался как республиканский институт кардиологии. Возглавить созданный институт Минздрав РФ поручил заведующему кафедрой факультетской терапии 1-го Ленинградского медицинского института имени академика И.П. Павлова профессору Владимиру Андреевичу Алмазову.

Related Post

Кул шариф мечеть соборная

История мечети Кул-Шариф Трагические события 16 века После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так

Мечеть в г Щелково

Как доехать до Соборная мечеть им. Имама Равиля в Щёлково на поезде или автобусе Маршруты до Соборная мечеть им. Имама Равиля в Щёлково на общественном транспорте Нажмите на маршрут, чтобы

Мечеть в бугульме

Ислам в Бугульме. Мухтасибат г.Бугульмы Время не стоит на месте, XXI век – это век информационных технологий, век Интернета и мы должны считаться с этим фактом. На сегодняшний день мусульманское