Меню

Кул шариф мечеть соборная

История мечети Кул-Шариф

Трагические события 16 века

После длительной обороны, которая длилась ровно 41 день, второго октября 1552 года русское войско ворвалось в Казань. Историки называют эту оборону героической, так как огромному 150-тысячному московскому войску под предводительством Ивана Грозного противостояло не более 30 тысяч воинов и конница. Глава духовенства и царь Казани на протяжении всего боя продолжали вдохновлять и воодушевлять казанцев, никто не думал даже о сдаче Казани. В то время в Казани правил Едигер-Хан. Но новейшие технические вооружения Ивана Грозного жестоко пробились в горящий город.

Во Время обороны Казани сеид Кул Шариф был главным руководителем. Его ученики оказывали упорное сопротивление, но после штурма все они героически погибли. Погиб и сам Кул Шариф. Мечеть была разрушена и сожжена. Прекрасная многоминаретная мечеть Казани больше не возвышалась на холме.

Пожар охватил весь город. Многобашенная мечеть, у стен которой отчаянно защищались и оборонялись казанцы под предводительством сеида Кул-Шарифа, почти полностью сгорела. Последняя схватка погубила всех защитников города. Перед царем Иваном Грозным предстал поверженный город. Он с удивлением осматривал красивейшие дворцы, которые смогли уцелеть, и укрепление города. Царь праздновал победу и в честь этого, приказал построить памятный храм. В Москве возродили красивейший собор Василия Блаженного с девятью башнями. А центральная мечеть Казани была почти полностью разрушена. После взятия города, Казань имела печальный вид. Все защитники погибли, город почти полностью сгорел. Столице ханства лежала в руинах, пожары не прекращались.

Намного позже татарский философ, ученый и просветитель Ш. Марджани провел исследование, в котором он выяснил, что в Кремле когда-то находилась соборная мечеть, а во главе ее стоял сеид Шарифкол. Шарифкол пользовался уважением и почетом среди религиозных деятелей. Это был не только ученый, но и поэт. Четыреста лет назад великолепная и изящная мечеть украшала Казань. Библиотека мечети была богата, а красота — неописуема. В своем исследовании Марджани также отметил, что мечеть являлась центром развития наук и религиозного просвещения всего Среднего Поволжья 16 века. Назвали мечеть в честь имама сеида Кул Шарифа.

Восстановление мечети Кул-Шариф

В те годы, когда демократия была развернута во всей своей красе, общественность стала поднимать вопрос о том, чтобы восстановить знаменитую мечеть Кул Шариф. Татарский народ веками мечтал об этом, и вот, наконец, президент Республики Татарстан пошел им навстречу. М.Ш. Шаймиев осенью 1995 года решил подписать Указ о воссоздании мечети. Зимой был объявлен конкурс, в котором был выбран самый лучший проект по возрождению мечети Кул-Шариф. Место для постройки здания было определено там, где раньше располагалось Юнкерское училище. Здесь торжественно заложили памятный знак, а весной 1996 года конкурс был завершен. Летом президент России Борис Ельцин посетил это место, где должна была строиться новая мечеть, и даже пообещал выделить на строительство некоторое количество денег. И с тех пор народ живет представлениями о легендарном образе мечети и ее руководителе, Кул Шарифе.

Новая мечеть – это не просто самая главная мечеть Казани и одна из крупнейших мечетей Европы. Кул-Шариф является символом Казани и Татарстана, является притягательным центром для всех татар мира, одним из национальных образов. В памяти народа еще сохранено воспоминание о той главной мечети, которая когда-то оборонялась, и в итоге сгорела дотла. Архитекторы восстанавливали конструкцию комплекса, представляя себе всю красоту и величие храма, пытаясь возвратить его в родную культуру. Основная идея реконструкции лежала в архитектуре, и имела большое историческое значение. Ведь это главная мечеть Татарстана и всего татарского народа, который возродил свою государственность. Еще одна идея была заложена в реконструкции. Это память о защитниках отечества. Такую же роль, например, играют собор Василия Блаженного, который находится в Москве, и мечеть Мухаммеда-Али, которая располагается в Каире. Оба эти здания появились в переломный период стран. Они символичны и имеют нетрадиционные формы, архитектура – уникальна. Этими качествами обладает и новая Соборная мечеть Казани. Недаром эта мечеть находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО.

Символичность мечети Кул-Шариф

Самым главным символом является место, которое выбрали для постройки новой мечети. Эта территория была выбрана с помощью опроса экспертов. Двор бывшего Юнкерского училища, казалось бы, подсказал сам Всевышний. Впоследствии оказалось, что мечеть каким-то непонятным образом обошла все многочисленные геологические провалы, разломы и оползни, которыми изобилует остальная часть Кремля. Комплекс ориентирован на Мекку с самой высокой точностью. Проект четырех архитекторов не зря победил. Училище, казарма и воинский плац символизируют многовековую военную силу, которая вытеснила татар. И именно здесь теперь построен культовый комплекс, который олицетворяет смену разных эпох.

Художественный образ целого комплекса имеет заложенные в себе смысловые элементы, которые приблизили архитектуру мечети именно к татарским традициям. Композиция в основе та же, но здесь символически отразилась легенда о трагической судьбе мечети Кул-Шариф. Архитекторы также ввели дополнительные башни, приблизив тем самым мечеть к легендарному образу. А купол имеет форму, которая ассоциируется с образом короны ханов Казани. Президент республики Татарстан неоднократно говорил о мечети Кул-Шариф, как о символе возрождения.

Хронология строительства мечети Кул-Шариф

1990-е Общественность Татарстана поднимает вопрос о реконструкции мечети. 1995 — Осень. Президент республики Татарстан издает указ о воссоздании Кул-Шарифа на территории Кремля Казани. 1995 — Зима. Для воссоздания мечети был объявлен конкурс среди архитекторов, которые должны были представить лучший проект. 1996 — Зима. Для строительства была выбрана территория бывшего Юнкерского училища. Этой зимой был торжественно заложен памятный знак. 1996 — Весна. Конкурс среди архитекторов завершен, определены победители. 1997 — Закладывается фундамент мечети. 1998 — Архитекторы начинают проектировать интерьер храма. Проектирование закончилось в 2001 году. 1998 — Весна. Цокольный этаж практически завершен. Создается монолитный бетонный каркас. 1999 — Изготавливаются металлические конструкции шпилей минаретов, а также купола. Все металлические конструкции были произведены местным авиационным училищем и организацией «Вакуумаш». 2001 — На мечети были установлены шпили и купола. 2005 — Торжественное открытие мечети Кул-Шариф

На строительство ушло около 400 млн. рублей, эти деньги пожертвовали 40 тысяч граждан и множество организаций. День открытия мечети стал настоящим торжеством татарского народа. Многотысячные потоки людей стекались в Казань чтобы своими глазами увидеть эту мечеть, мечеть, названную в честь легендарного сеида Кул Шарифа

Казань бросает вызов Москве и Грозному

Главу Татарстана просят подарить столице республики мечеть на 10 тысяч человек

Фото сайта tatarstan.ru

На сайте Change.org размещена петиция к президенту Татарстана Рустаму Минниханову с просьбой построить в центре Казани большую соборную мечеть. «Если выехать за стены Казанского кремля, увидите множество церквей и не найдете ни одной мечети. Вам не кажется, что это двойные стандарты? Количество людей в мечетях растет из года в год, наравне со стариками в мечеть стало ходить много молодежи. К нам каждый год приезжают татары-мусульмане со всего мира», – обращается автор петиции к Минниханову. Чтобы данная частная инициатива была взята в работу Казанским кремлем, петиции нужно набрать не менее 100 тыс. подписей жителей разных регионов России. На момент сдачи номера в печать удалось набрать 2 тыс. подписей.

Однако замруководителя пресс-службы Минниханова Лилия Галимова уже сообщила татарстанским СМИ: «Сейчас обсуждается, где мечеть должна быть, какой должна быть». Инициативу поддержал и глава Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) муфтий Камиль Самигуллин. Еще в сентябре Самигуллин заявлял республиканским СМИ, что Казани нужна соборная мечеть как минимум на 10 тыс. верующих. Главная мечеть Татарстана Кул Шариф может принять одновременно до 2 тыс. верующих. По 10 тыс. мусульман вмещают Соборная мечеть Москвы и мечеть Султан Ахмет в Стамбуле.

Смотрите так же:  Церковь и мечеть картинки

Идея петиции принадлежит Духовному управлению мусульман, сказал «НГР» богослов Рустам Батров, бывший заммуфтия Татарстана. «Со стороны ДУМ РТ в СМИ и соцсетях идет активный пиар этой темы. За две недели после публикации обращение не набрало и 2 тыс. голосов, что говорит об отсутствии у этой идеи поддержки среди народа. Население Казани – около 1,5 млн человек, из которых половина называют себя мусульманами. По моим личным подсчетам, на пятничные службы во все мечети Казани приходит только 7–10 тыс. человек. В какую-то мечеть ходит 50 человек, в какую-то 30, а есть такие, где прихожан всего несколько человек. Постройка мечети на 10 тыс. человек будет равнозначна удвоению вместимости всех мечетей города. А где взять столько верующих, которые еще и захотят ездить на намаз в центр города, стоять в пробках? Людям куда нужнее небольшие мечети в спальных районах, где они проживают», – считает Батров. В центре Казани находится 18 мечетей – треть от имеющихся 76. «Это Вахитовский район города, 7% населения, – продолжает Батров. – Здесь офисов больше, чем жилых домов. Строить здесь еще одну мечеть неразумно, ее и негде строить. Идея муфтията – не шаг навстречу нуждам верующим, а желание покрасоваться и посостязаться с Чечней. Камиль Самигуллин прямо сказал, намекая на Чечню: «Почему в других республиках такие мечети есть, а у нас нет?» Под петицией есть комментарии, что в Чечне – большие мечети с удобными автопарковками, чего нет в Татарстане.

На гербе столицы Чечни Грозного изображена мечеть «Сердце Чечни», чья вместимость – 10 тыс. человек. В феврале 2012 года, спустя четыре года после открытия «Сердца Чечни», в Казани задумывали построить аналогичную мечеть. Проекту дали имя Джами аль-кабир (Великая мечеть). Джами аль-кабир проектировалась не в центре, а на юго-восточной окраине Казани, на средства частных лиц. Стройку сейчас отменили, так как генпланом Казани на этой территории предусмотрена высокоскоростная трасса. «Потерпев неудачу на окраине, проект могли перенести в центр, – говорит Батров. – Лучшего места, чем Казанский кремль, с точки зрения символичности представить себе невозможно. Но у нас уже там есть Кул Шариф. 26 октября с.г. в Казани на набережной озера Нижний Кабан открыли памятник татарскому богослову XIX века Шихабутдину Марджани. «Республика претендует на лидерство в исламском поле России», – говорит эксперт.

Другую точку зрения изложил завотделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев. «Недавно я хотел совершить намаз в соборной мечети Кул Шариф, где круглосуточно читают Коран. А охранник Кул Шарифа сказал, что мечеть закрыта. Когда я возмутился, он сказал, что можно помолиться в виде исключения. После совершения намаза я разговорился с имамом Кул Шарифа, чтецом Корана. Имам извинился и сказал, что Кул Шариф – главная мечеть Татарстана, с 2005 года в статусе музея в составе комплекса «Казанский кремль», и мусульмане ничего сделать с этим не могут. Тогда мне стало понятно, зачем в Казани хотят строить мечеть большую, чем Кул Шариф. Прошлый настоятель Кул Шарифа Рамиль Юнусов – формально замдиректора музея – использовал свою должность в целях явно криминального характера. Он имел большие доходы с бизнеса на заключении в стенах Кул Шарифа никахов – мусульманских свадеб. Юнусов был салафитом и покровительствовал другим салафитам. Муфтий Татарстана Ильдус Файзов противодействовал Юнусову. Когда в июле 2012 года началось следствие по убийству заммуфтия Татарстана Валиуллы Якупова и покушению на убийство Файзова, Юнусов скрылся из России. До сих пор Кул Шариф работает как музей – с утра до семи часов вечера. Как соборная мечеть она использоваться не может. Полагаю, что в Кул Шарифе сохраняется и шлейф прошлой деятельности Рамиля Юнусова. А муфтий республики, обещавший разрешать все споры за чашкой чая, не хочет еще раз будить «зверя» из-за Кул Шарифа. Муфтий решил: чем будить «зверя», проще построить в центре Казани соборную мечеть в несколько раз больше, а Кул Шариф оставить как музей и символ», – сказал он «НГР».

«Соборную мечеть на окраине можно строить в Москве – регионе с более низким, чем в Казани, процентом мусульманского населения, – продолжает Сафаргалеев. – В Казани эта мечеть должна быть только в центре города. Не всем казанцам это понравится. Совсем недавно, когда строили новую мечеть на улице к востоку от Казанского кремля, пришлось снести старинный дом, принадлежавший купцу и меценату Шигахмету Алкину. Горожане всех национальностей были недовольны. С другой стороны, восстанавливать все ветхие полуразрушенные дома в Старотатарской слободе очень дорого и практически нереально. Зачем давать умирать в муках старинным домам, превращать в захолустье центр Казани, когда можно на этом месте построить новую красивую мечеть?» – задается вопросом эксперт.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Ректор Болгарской исламской академии: «Кул Шариф» — не мечеть, а музей

Ректор Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин в беседе с корреспондентом EADaily пояснил, почему в центре Казани нужно построить соборную мечеть на 10 тысяч человек.

«Строительство в центре Казани соборной мечети на 10 тысяч человек — вовсе не реализация каких-то амбициозных планов властей Татарстана, как сейчас любят рассуждать в прессе и в социальных сетях. Просто республике и городу Казани необходима большая мечеть. У нас в республике проводятся исламские мероприятия не только для населения, но и для татар, которые приезжают в Татарстан из других регионов России, а также из-за рубежа. Им надо собираться вместе, молиться. Возникла обыденная потребность в большой мечети. Мечеть на десять тысяч человек — не так уж и много. В Махачкале сейчас строят большой исламский центр имени пророка Исы (в исламе так называют Иисуса Христа — прим. EADaily). По моей информации, мечеть в этом центре будет вмещать до пятидесяти тысяч человек», — заявил Мухаметшин.

По его словам, в Татарстане, в отличие от Дагестана или Чечни, нет соборной мечети. «Мечеть „Кул Шариф“ в Казанском кремле соборной мечетью считаться не может. У „Кул Шарифа“ особый статус. Он является частью государственного музея-заповедника „Казанский кремль“, работает как музей — строго по часам, по праздникам он закрыт. В „Кул Шарифе“ вмещается всего около двух тысяч молящихся. Это очень мало», — говорит ректор Болгарской исламской академии.

EADaily напоминает, что в 1995 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев подписал указ о строительстве в Казанском кремле мечети в честь сеида (потомка пророка Мухаммеда) Кул Шарифа — участника обороны Казани от войск Ивана Грозного в 1552 году. Согласно летописям, возглавляемый Кул Шарифом отряд его учеников-шакирдов до последнего оказывал ожесточенное сопротивление ворвавшимся в город и был истреблен на подступах к мечети.

Мечеть открыли в 2005 году, к 1000-летию Казани. Как сообщали некоторые СМИ, «Кул Шариф» должен был стать точной копией Соборной мечети Казани, разрушенной при осаде города в 1552 году. В действительности же «Кул Шариф» типичный «новодел» в турецком стиле (строили мечеть тоже турецкие подрядчики). После открытия «Кул Шарифа» властями республики было оговорено: для молитвенных собраний мечеть будет открыта только на Ураза-байрам и Курбан-байрам, а в остальное время будет работать как музей — со строго отведенными часами работы, платными входными билетами и санитарным днем. В традиционной мусульманской практике мусульмане должны собираться в мечети для общей молитвы каждую пятницу. В остальные дни недели мечеть должна быть открыта в любое время суток, чтобы каждый желающий мог совершить в ней вечерний или ночной намаз.

«Кул Шариф» построили в двух шагах от православного Благовещенского собора, что также противоречит нормам ислама. Обычно в средневековых мусульманских государствах, где присутствовало христианское население, храмы и мечети находились на значительном расстоянии друг от друга, — как это, в частности, было в столице Золотой Орды Сарае. Традиция не ставить в предельной близости друг от друга мечеть, храм или синагогу берет начало от хадиса о том, как халиф Умар ибн Хаттаб, покорив Иерусалим, отказался строить мечеть на месте христианского храма. Со времен жившего в VII веке халифа Умара культовые места разных религиозных общин Иерусалима размещались в отдельных кварталах, отведенных христианам, мусульманам и иудеям.

Смотрите так же:  Мечеть в гяндже

Следует отметить, что «Кул Шариф» построили с нарушением не только норм средневекового межрелигиозного диалога, но и общечеловеческой морали — на месте православного кладбища. При выборе площадки для строительства не удалось установить точного местоположения бывшей Соборной мечети — от нее не осталось малейших следов. Поэтому котлован под будущий «Кул Шариф» рыли «из соображений целесообразности» — на месте бывшего Троицкого монастыря. При земляных работах были найдены гробы. Татарские национал-сепаратисты тут же объявили найденные захоронения «останками защитников Казанского ханства» — при том что, как известно, мусульман хоронят не в гробах, а на носилках, завернутыми в саван. Найденные останки при большом стечении «активистов» погрузили на носилки и с большой помпой пронесли по Казани до Старо-Татарского кладбища, где закопали под безымянной доской, в братской могиле. Через несколько лет там поставили памятник с эпитафией в честь «безымянных защитников Казани». Очевидно, что под этим памятником до сих пор лежат кости монахов или каких-то монастырских благотворителей.

Муса Ибрагимбеков, специально для EADaily

Сегодня великолепное архитектурное сооружение — знаменитая мечеть Кул-Шариф является, пожалуй, самой основной визитной карточкой города Казани. Находящаяся на удачно выбранном месте и установленная в очень респектабельном ракурсе беломраморная мечеть отлично просматривается из любой точки города аж за 20 км, как бы паря над стенами древнего Казанского Кремля.

Сегодня мечеть, находящаяся в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, стала центром паломничества мусульман со всех концов света и одной из главных туристических достопримечательностей города.

В 90-е годы в нашей стране началось возрождение утраченных ранее культовых исторических сооружений. Возрождались из пепла и строились новые многочисленные православные храмы, церкви и соборы, а в Татарстане, конечно же, наравне с православными появляется целая россыпь мусульманских религиозных сооружений. Безусловно, что основным таким сооружением становится удивительной красоты Мечеть Кул-Шариф, построенная на западных землях мемориального Кремлевского комплекса.

Мечеть возводится как своеобразный памятник о трагических событиях 1552 года, в октябре которого при штурме Казанской крепости многочисленными отрядами Ивана Грозного в кровопролитных боях пало смертью храбрых большинство мужественно защищающегося населения. Погиб в тот день и духовный вдохновитель обороны города Кул-Шариф – настоятель главенствующей мечети Казанского ханства.

Штурм Казани войсками Ивана Грозного

Сегодня он числится непосредственным потомком пророка Мухаммеда и мечети присвоено его имя. Кул-Шариф для своего времени был широко образованной личностью, знающей множество наук, в том числе и астрономию, интересующейся историей и политикой.

Все культовые сооружения татарского ханства после покорения Казани и установления власти Москвы постепенно начали уничтожаться, а взамен им возводились православные церкви и монастыри. Население подвергалось насильственному крещению. Не крещенное оставшееся в живых татарское население было выселено за реку Булак, где вскоре образовалась Татарская Слобода, сохраняющая мусульманские традиции края.

В 19 веке известный татарский просветитель и философ Ш.Марджани, в результате проведенных им исторических исследований, сумел приподнять туманную завесу веков и воссоздал историческую картину татарского периода Казани. Он писал, что Казанский Кремль когда-то украшала главная соборная мечеть, которая являлась центром мусульманского просвещения Поволжья 16 века.

И вот спустя четыре с половиной века историческая справедливость была восстановлена. На высокий кремлевский холм вернулась главная мечеть мусульман.

Место для возведения самой роскошной казанской мечети было выбрано очень удачно. Во дворе бывшего юнкерского училища, которое осталось позади храма, и теперь зонально отделяет территорию мечети, впереди — только кремлевские стены и спуск с кремлевского холма. Мечеть как бы взлетела своими минаретами над холмом, став городской доминантой.

Дизайнеры идеально вписали пропорции мечети в ансамбль кремлевской белокаменной цитадели, построенной псковскими мастерами в середине 16 века. Перед мечетью имеется большая площадь, вмещающая в праздничные дни до 10 тыс. молящихся. На ней находится так же Памятный камень, посвященный закладке мечети, и Пожарная часть, выстроенная в стиле самой мечети.

Строительство самой красивой мечети города велось в 1996-2005 годы в основном на добровольные пожертвования. В одном из залов мечети сегодня вы сможете увидеть книги, в которые вписаны все, вносящие средства на эту монументальную стройку века – что составляет более сорока тысяч организаций и отдельных граждан.

Сооружение мечети, сориентированное точно на Мекку, организовано двумя квадратами, расположенных относительно друг друга под углом в 45 градусов. Это повторение символического знака мусульман — «благословение Аллаха». Центральная восьмилучевая купольная мечеть окружена четырьмя 55 метровыми минаретами.

Главный купол по замыслу его проективорщиков (Латыпова Ш.Х., Саттарова А.Г., Сафронова М.В и Сайфуллина И.Ф.) должен был выглядеть словно «Казанская шапка» — легендарная корона казанских ханов. Мечеть снаружи облицована белыми уральскими плитами мрамора и гранита, а центральный купол и шапки минаретов – бирюзовые. Внешний вид мечети повторяет собой булгарскую мечеть Аль-Кабир — символ поволжского ислама до периода Казанского ханства.

В оформлении оконных и дверных проемов использован традиционный мусульманский булгарский архитектурный мотив тюльпана, означающий возрождение и процветание. Арки окон напоминают татарские юрты, а разноцветные витражи стекол содержат в себе выразительный татарский орнамент и арабскую вязь.

Пятиэтажное здание храма состоит из трех наземных, цокольного и технического этажей. Для посещений доступны наземные, в которых имеется просторный вестибюль, молельный зал на 1,5 тыс. человек, два балкона для экскурсантов, издательский центр, музей-библиотека и административные помещения.

Во внутренней отделке мечети использованы керамика, роспись, резьба по дереву и камню, римская мозаика, аяты Корана и 8 полумесяцев. Множество ковров, украшающих интерьер, получены в подарок от иранских властей. А над главным залом мечети висит произведение искусства — хрустальная чешская люстра, диаметром до 5 метров и весом более 2 тонн.

Чтобы войти и осмотреть внутреннее убранство мечети нужно соблюсти всего два основных правила правоверных: снять при входе обувь и покрыть голову. Войти в саму мечеть можно с севера, т.е. с главной молитвенной площади,

а чтобы посетить Музей ислама, нужно обойти мечеть и войти с ее южной стороны.

Экспозиции музея, размещенные в двух залах, познакомят вас с историей самой мусульманской религии, расскажут о ее проникновении в Поволжье и о ее роли в жизни общественного социума.

Также вы сможете осмотреть религиозные мусульманские атрибуты, например, четки или обязательные для проведения намаза (молитвы) предметы. На музейных стендах выставлено множество изданий Корана и книг известных татарских просветителей.

Мансур хазрат Джалялетдин о месте для соборной мечети: «Лучший вариант, на мой взгляд, – рядом с НКЦ «Казань»

17 Декабря 2019

– Мансур хазрат, вопрос строительства соборной мечети обсуждается уже давно. Если эта мечеть будет построена, какие функции останутся у нынешней соборной мечети «Аль-Марджани»?

Знаете, здесь мы не должны говорить «если мечеть будет построена». Соборная мечеть нам нужна. Да, до сегодняшнего дня функцию соборной мечети выполняет мечеть Марджани. Все собираются на пятничный намаз здесь. Но ведь не умещаются! Сейчас прихожан стало больше, потому что вообще увеличивается число тех, кто соблюдает религию, выполняет пятикратный намаз, ходит на пятничные намазы.

Были времена, когда в мечетях мы видели лишь пожилых людей – они начинали ходить на намазы после выхода на пенсию или чуть раньше. Но сейчас все изменилось. Теперь у нас много молодежи. В мечетях Казани уже есть проблема нехватки места. Поэтому здесь сомнений быть не может: соборная мечеть нужна! А мечеть «Аль-Марджани», хоть и она небольшая по размерам, имеет высокий статус. Здесь работал и преподавал сам Шигабутдин хазрат Марджани. Его труды разошлись по всему миру. В будущем мечеть Марджани сохранит свой авторитет и значимость.

В каком месте Казани будет построена новая мечеть?

Смотрите так же:  Мечеть в южном оренбург

Многие об этом спрашивают. Предлагаются разные варианты, но я считаю, что центральная мечеть – соборная должна находиться в центре города. Думаю, это не только мое мнение, многие с этим согласятся. Такой мечети место не на окраине, а в самом центре нашей столицы.

Где именно она должна стоять, как вы думаете?

Я ее вижу рядом с Национально-культурным центром «Казань». Может быть, вместо этого здания или где-то рядом. Она может быть на берегу Казанки. Чтобы просматривалась с разных сторон, была украшением города. Пусть там же будут и парковка, и Духовное управление мусульман, и библиотека. Большое здание, место очень хорошее, можно прекрасно использовать.

В центре есть и другие участки, но для строительства придется выкупать частные земли, а здания сносить.

Известно, что соборную мечеть хотели построить на правом берегу Казанки, там, где сейчас ТЦ «Леруа Мерлен». Но земля была продана под гипермаркет. Это было удачным местом для мечети, как вы считаете?

Да, в начале 90-х обсуждалась возможность строительства соборной мечети «Тюльпан» на этом участке, даже были забиты сваи. Но район застроили жилыми домами, появился гипермаркет, и этот участок, можно сказать, был потерян. Но я не считаю, что он был подходящим, если бы мечеть появилась на месте нынешней «Ривьеры», она все-таки смотрелась бы неуместно. Как и на всем этом побережье – от казанской «Чаши» до «Ривьеры». Это только мое личное мнение. Мечеть должна быть не на том берегу Казанки, а на этом. Рядом с НКЦ, может быть, чуть пониже, ближе к парку Горького или у моста «Миллениум».

Но лучший вариант, на мой взгляд, – рядом с НКЦ «Казань». Там и парковка есть.

Что касается парковки, как должны быть решены вопросы логистики соборной мечети?

Если будем рассматривать берег Казанки, то там достаточно места, чтобы построить многоэтажное здание мечети и подземную парковку к нему. По примеру музея в Болгаре – там здание спроектировано таким образом, что со стороны реки ты попадаешь на первый этаж, а с противоположной стороны уже на седьмой. А мечеть можно было бы сделать не в семь, а даже в девять этажей. Чтобы была и парковка, и библиотека, там же наше издательство «Хузур», – не просто мечеть, а один большой религиозный центр.

Расскажите, каким критериям должна отвечать мечеть, чтобы она считалась соборной?

Вместимость – не менее 10 тысяч человек. Это требование нашего времени. Число мусульман увеличивается заметными темпами, люди приходят в религию, мы видим такую тенденцию. И, возможно, лет через десять площадей нам нужно будет в два раза больше.

По аналогии со строительством жилых кварталов – разве мы не знали, что численность населения растет и машин станет больше? Но все равно дороги в этих микрорайонах делали узкими. Здесь так же – мы видим, что в религию приходит все больше людей. Кто знает, возможно, в будущем и 20-тысячной мечети нам будет недостаточно.

Сейчас в Казани хватает мечетей?

У нас в Казани 82 махалли (приходы). У каждого прихода своя мечеть, их в городе достаточное количество. В некоторых махаллях мечетей нет. Например, нет мечети в районе Советской площади. Иногда люди это отмечают, спрашивают, почему. Но здесь причина только в том, что в районе Советской площади мусульман, нуждающихся в мечети, очень мало. Необходимости в строительстве нет, никто и не выходит с инициативой построить там мечеть.

Вот в районе Горки люди попросили мечеть, она действительно была построена, и теперь в ней всегда много народу. Сейчас мусульманские храмы нужны на Дубравной, на улице Мавлютова, в 10-м микрорайоне, Азино. Где требуются мечети, там они возводятся.

Для чего человеку мечеть? Чтобы провести обряд имянаречения, сделать обрезание по требованиям религии. Рождается ребенок – нужен мулла, и для никаха идут в мечеть. Если человек умер, снова нужен мулла. Здесь мы имеем в виду обычных людей, которые соблюдают некоторые предписания религии, но пятикратный намаз не читают и на пятничные намазы не ходят. Таких по сравнению с практикующими мусульманами больше. А на Советской площади мечети нет, потому что люди не требуют. Если практикующих намаз мусульман станет больше, они соберутся и начнут строить мечеть.

Больше всего мечетей в Вахитовском и Приволжском районах – 30. В Советском районе – 11. В Авиастроительном всего семь. Сами видите, как цифры отличаются. Где требуется больше мечетей, там они строятся.

Что ожидает мечеть «Кул Шариф» после появления соборной мечети?

Тогда в «Кул Шарифе» прекратятся пятничные намазы, она станет просто приходской мечетью. На данный момент мы ее даже культовым сооружением считать не можем – это музей. Сейчас очень многие приходят на пятничный намаз в «Аль-Марджани». Хотя в округе мечетей много – Галеевская, Султановская, Нурулла, Борнай, Апанаевская, Азимовская, Голубая, и машину у мечети Марджани ставить негде, люди все равно собираются здесь. Потому что это первая соборная мечеть Казани.

Мечеть «Кул Шариф»

«Соборная» ведь означает, что в этой мечети совершается коллективный пятничный намаз. Поэтому многие стараются прийти в мечеть Марджани. Пусть Всевышний Аллах примет и те наши пятничные намазы, что мы читаем в других местах, но пятничный намаз все же должен совершаться только в соборной мечети.

Как вы думаете, в каком стиле может быть построена новая мечеть?

Я не строитель и не архитектор. Но хочу отметить одну вещь: соборная мечеть не заполняется каждый день, полной она бывает лишь в пятничные и праздничные дни. А площади у такой мечети большие, на 10–15 тысяч человек, и эти площади как-то надо обогревать и освещать. Это большие расходы. Поэтому, раз уж вы спросили мое личное мнение, отвечаю: соборную мечеть не надо строить так, как мечеть «Кул Шариф», – под одним куполом или одной крышей. Лучше, если она будет многоэтажной, многокомнатной. Так строили наши предки. Тогда обогревать и освещать можно только те площади, которые непосредственно используются. В своих домах мы ведь так же делаем – когда идем на кухню, выключаем свет в зале. Хотелось бы, чтобы и наши мечети так использовались.

У мечети должен быть большой двор, на 10–12 тысяч человек. Если у площади для чтения намаза смогут уместиться еще около 10 тысяч человек, то наша мечеть сможет вмещать 20–25 тысяч молящихся.

Недавно в Казани открыли памятник имаму Марджани. Были и недовольные – говорили, что надпись на памятнике только на русском и что изображать человека неправильно по исламу…

Люди у нас любят покритиковать. Работа сделана, а им лишь бы высказать критику. Надо же, вот и Шигабутдину Марджани памятник поставили. Уже перед установкой ходили слухи, были вопросы, споры, потом все это утихло.

А я сказал бы нашим архитекторам, художникам, строителям – советуйтесь перед тем, как выполнить работу. Если бы перед созданием памятника авторы посоветовались с представителями мусульманского духовенства, не пришлось бы потом выслушивать критику. Всегда лучше, если работа делается сообща.

Многие говорят: «Наш Пророк запретил создавать идолов, чтобы люди им не поклонялись». Но у современного человека менталитет другой. Никто этому памятнику поклоняться не будет. Это ведь и не идол. Мы поставили памятник, чтобы больше людей узнали о Марджани. Хотя его имя известно во всем мире, в нашем городе немногие знают о нем. Хорошо, и памятник не будем ставить, и улицу не будем называть его именем. Что же тогда? Имя его забудется. Простите за такое сравнение: если сейчас молодежь спросим, кто такой Ленин, ответа и не получим. Если мы не будем говорить о Марджани, его тоже забудут. Мы поставили памятник с целью возвысить имя нашего ученого.