Ходить в мечеть женщине

О посещении женщинами мечети

Из некоторых хадисов следует, что женщинам ходить в мечеть разрешается, но, с другой стороны, есть хадисы, из которых следует, что намаз женщины, прочитанный в уголке дома, лучше, чем намаз, совершенный с джамаатом. Как во многих других отношениях имеются разные приказы для мужчин и женщин, также касательно намаза приказы для них различаются. Если мужчина пропустит джамаат и прочитает намаз дома, то для него это очень плохо.

Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) так сильно обижался на них, что даже в наказание намеревался сжечь их дома. И также сказано, что намаз такого человека имеет только одну награду, а намаз, прочитанный вместе с джамаатом, имеет награду в двадцать семь раз больше.

Конечно же, в некоторых хадисах Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) разрешил женщинам участвовать в джамаате, но вместе с этим также сказал, что для них лучше намаз, прочитанный дома.

Абдуллах ибн Умар (радыяллаху анхума) передает, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не запрещайте женщинам ходить в мечеть, но их дома лучше для них». (Абу Дауд, т.1, стр.100)

Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывает, что Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Намаз женщины, прочитанный в ее спальне, лучше, чем намаз, прочитанный в гостиной, и намаз, прочитанный в маленькой комнатке, лучше, чем намаз, прочитанный в спальне». (Абу Дауд т.1, стр. 100)

Умм Саляма (радыяллаху анха) рассказывает, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Самая лучшая мечеть для женщины- это уголок ее дома».(Муснад Ахмад т.1, стр.297, Муснад Хаким т.1, стр. 209).

В одном хадисе приводится: Абдуллах ибн Масуд (радыяллаху анху) рассказывает: «Никакая женщина не читала намаз лучше, чем тот, который она совершила в уголке своего дома, кроме намаза, прочитанного в мечети Харам и в мечети Набави». (Табрани, «Асар АС-Сунан»,т.1, стр.62)

В свете этих хадисов будет неправильным упорствовать в том, чтобы женщины ходили в мечеть. Настаивать надо на том, что является для них наилучшим, чтобы они получали больше награды, т.е их надо призывать читать намаз дома и где- нибудь в отдельном уголке, а не призывать их ходить в мечеть.

Однажды жена Абу Хамида Саиди (радыяллаху анху) пришла к Посланнику Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и сказала:

«О Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям)! Мне нравится читать намаз за вами». Расулюллах (салляллаху алейхи ва саллям) ответил: «Я знаю, что тебе нравится читать намаз со мной, но намаз, который ты читаешь в своей спальне, лучше для тебя, чем намаз, прочитанный в гостиной, и намаз, прочитаный в гостиной, лучше, чем намаз, прочитанный дома, а намаз, прочитанный дома, лучше, чем намаз, прочитанный в мечети квартала». После этого высказывания она выбрала темный уголок в самом отдельном месте своего дома и до конца жизни читала намаз там. (Муснад Ахмад, т.2, стр. 371)

Разрешено ли женщине совершать намаз в мечети?

Вопрос о том, дозволено ли женщинам посещение мечетей, не теряет актуальности. Одной из сунн нашего любимого Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего) является чтение таравих — намаза в месяц Рамадан. Коллективный намаз в мечетях выглядит потрясающе: большое количество людей, словно клеточки единого организма, совершают поклонение, искренне стремясь к довольству Всевышнего. Быть частью этого «организма» и чувствовать мощь единства уммы поистине непередаваемо. Возможно, это и есть одна из причин, по которым женщины так стремятся попасть в мечеть.

Ислам регулирует отношения между мусульманами посредством определенных норм и правил, в соблюдении которых есть благо для всего общества. Каков же хукм относительно посещения женщиной мечети для совершения таравих – намаза? Обо всем по порядку!

Мусульманке разрешено молиться в мечети. При условии, что она покрыта подобающим образом, муж не имеет права препятствовать ей в этом, если она просит его дозволения, поскольку Абдуллах ибн Умар (да будет доволен им Аллах) передает, что Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Не запрещайте женщинам ходить в мечеть, но их дома лучше для них »

Обратившись к Сунне, приведем несколько примеров взаимодействия мужчин и женщин в мечети во времена Пророка (мир ему и Благословение Всевышнего).

Абдуллах ибн Масгуд (да будет доволен им Аллах) сообщил, что однажды Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) вошел в мечеть в сопровождении нескольких женщин из числа ансаров, он говорил им: «У кого бы из вас ни умерло трое детей, Аллах обязательно введет ее в Рай» . Услышав это, одна из женщин – самая почтенная среди них – спросила: «О, Посланник Аллаха, это касается женщин, которые потеряли двоих детей?» . На это достопочтенный Пророк ответил: «Да, это распространяется и на женщин, которые потеряли двоих детей».

Следующее повествование указывает нам на положение и роли женщины в мечети. Передается от Махмуда ибн Лабида: «Когда Саад был ранен стрелой в руку, он едва мог двигаться, и его передали женщине по имени Руфайда, которая лечила раненых в мечети. Когда Пророк проходил мимо, вечером или утром, он каждый раз справлялся о его самочувствии».

На этом основании можно прийти к выводу, что во времена Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) женщины не только посещали мечети, но и были активными участниками социальной жизни приходов, ведь мечети являлись не только местом поклонения: здесь проводились уроки, обсуждались насущные вопросы.

Однако необходимо определенные аспекты пребывания женщины в мечети. Женщине дозволено посещение мечети при соблюдении трех условий. Это:

— полный хиджаб (должно быть покрыто все тело, кроме овала лица и кистей рук);

— отсутствие запаха благовоний на одежде;

Если от женщины исходит запах парфюмерии или видны те части тела, которые должны быть покрытыми, ей не дозволено не только идти в мечеть, но и покидать свой дом, так как это может привести к фитне. Пожалуй, не лишним будет добавить и то, что женщина должна вести себя в мечети подобающим образом: быть скромной, не привлекать внимания, не отвлекаться на разговоры с другими сестрами о мирском и избегать смешения с мужчинами.

В отличие от мужчин, для женщин большим благом является стояние в последних рядах, ведь чем дальше от мужчин, тем незаметнее присутствие женщины, а значит, меньше поводов для соблазна.

Умм Саляма (да будет доволен ею Аллах) рассказывает, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Самая лучшая мечеть для женщины – это уголок ее дома»­

А Абдуллах ибн Масуд (да будет доволен им Аллах) передает, что Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

«Намаз женщины, прочитанный в ее спальне лучше, чем намаз, прочитанный в гостиной, и намаз, прочитанный в маленькой комнатке, лучше, чем намаз, прочитанный в спальне»

Таким образом, при соблюдении правил, принятых в исламском обществе, нет проблемы в том, чтобы женщина совершила таравих – намаз в мечети, и в то же время, нашим любимым Пророком (мир ему и благословение Всевышнего) было указано на то, что является для женщины большим благом.

Мусульманка может совершать молитву в мечети.

Ислам освободил женщину от обязанности совершать коллективную молитву в мечети, однако разрешил ей приходить в мечеть. ‘Аиша да будет доволен ею Аллах рассказывает: «Когда Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам совершал утреннюю молитву в мечети, с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащии возвращались домой неузнанными» [Бухари].

Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сокращал молитву, услышав позади себя плач ребёнка, поскольку понимал, что, растягивая молитву, причинит неудобства его матери, стоящей в одном из рядов молящихся. Он сам сказал: «Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю её, чтобы не причинять беспокойство его матери»[Бухари; Муслим].

Смотрите так же:  Пожар в мечети в лондоне

Всевышний оказал женщине великую милость, освободив её от обязанности совершать обязательную молитву в мечети. Даже мужчины не всегда могут прийти в мечеть, и им нередко приходится молиться на работе, дома или ещё где-нибудь. А если бы женщине, на которой лежит вся домашняя работа и забота о муже и детях, пришлось выходить из дому пять раз в день для совершения молитвы, она не смогла бы справляться со своими обязанностями. Учитывая это обстоятельство, женщине лучше совершать молитву дома, однако при желании она может посещать мечеть. Если женщина попросила мужа отпустить

её в мечеть, он не должен удерживать её, ибо Пророк саллаллаhу алайhи уа саллам сказал:

«Не мешайте женщинам приходить в мечети, однако совершать молитву в своих домах лучше для них» [Абу Давуд].

Сподвижники Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам подчинились велению Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам, хотя некоторым из них это было не по душе. ‘Абдуллах ибн ‘Умар да будет доволен им Аллах рассказывает: «Жена ‘Умара совершала утреннюю и вечернюю молитву в мечети вместе с общиной, и ей сказали: “Почему ты выходишь? Ведь ты знаешь, что ‘Умару это не по душе и что он ревнует”. Она сказала: “А что мешает ему запретить мне?” Ей сказали: “Слова Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам: ‹Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети Аллаха›”» [Бухари].

Во времена Пророка саллаллаhу алайhи уа саллам и в последующие века женщины приходили в мечеть, совершали молитву, слушали проповеди и наставления и участвовали в общественной жизни, — с тех пор, как Аллах предписал мусульманам совершать коллектив ную молитву.Вначале мусульмане обращались во время молитвы в сторону Иерусалима. А когда Всевышний ниспослал аят об изменении киблы, мусульмане, которые в это время совершали молитву, развернулись в сторону новой киблы, то есть Ка‘бы, и мужчинам и женщинам пришлось поменяться местами. Мечеть всегда была центром просвещения и наставления на прямой путь, и женщина-мусульманка никогда не теряла связи с этим центром. Имеются достоверные сообщения о том, что женщины посещали не только ежедневные обязательные молитвы, но и пятничную молитву, молитву, совершаемую во время затмения, и праздничную молитву.

Умм Хишам бинт Хариса ибн ан-Ну‘ман сказала: «Я выучила суру “Каф. Клянусь Славным Кораном…”, слыша её от Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам, который читал её каждую пятницу с минбара, когда обращался к людям с проповедью» [Муслим].

Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сказал, побуждая мусульман готовиться к пятничной молитве и очищаться для неё: «Пусть мужчины и женщины, которые собираются посетить пятничную молитву, совершают полное омовение» [Бухари].

Асма бинт Абу Бакр да будет доволен ею Аллах передаёт: «Посланник Аллаhа саллаллаhу алайхи уа саллам произносил проповедь и упомянул о мучениях в могиле. Люди заволновались, и поднялся шум. Из-за этого шума я не расслышала последние слова Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам. Когда всё успокоились, я сказала человеку, который стоял недалеко от меня: “Да благословит тебя Аллах… Что сказал Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа салламв конце своей речи?” Он ответил: “Он сказал: ‹Мне было открыто, что вы будете подвергаться испытанию в своих могилах, подобному испытанию ад-Даджжаля›”» [Бухари].

Асма да будет доволен ею Аллах также рассказывает: «Во времена Пророка r произошло солнечное затмение… Я вышла по своей надобности, а потом вернулась и зашла в мечеть. Увидев, что Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам молится, я присоединилась к молящимся. Он стоял так долго, что мне захотелось сесть, однако, взглянув на одну худую и слабую женщину, я сказала себе: “Она слабее меня” — и осталась стоять. Затем он совершил поясной поклон и долго не поднимался. Затем он поднял голову и долго стоял — так, что если бы в это время вошёл какой-нибудь человек, ему показалось бы, что Пророк саллаллаhу алайhи уа саллам не совершал поясного поклона… Он завершил молитву, когда затмение кончилось. Тогда он обратился к людям с проповедью. Он восхвалил Аллаха, после чего сказал: “И далее…”» [Бухари; Муслим].

Во времена Пророка саллаллаhу алайhи уа саллам женщина-мусульманка приобретала полезное знание о религии и мирских делах, старалась быть в курсе важных событий и правильно оценивать происходящее вокруг. Услышав призыв на молитву в неурочное время, она спешила в мечеть послушать, что скажет Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам. Фатыма бинт Кайс да будет доволен ею Аллах, одна из первых переселившихся в Медину женщин, рассказывает: «Когда призвали на общую молитву, я вместе с остальными людьми поспешила к мечети и совершила молитву с Посланником Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам . При этом я стояла в первом ряду женщин, позади последнего ряда мужчин» [Муслим].

Посещение мечети женщинами было обычным явлением во времена Пророка саллаллаhу алайhи уа саллам. И даже когда на одну женщину по дороге в мечеть было совершено нападение, Пророк саллаллаhу алайhи уа саллам не запретил женщинам приходить в мечеть, потому что это приносило женщинам несомненную пользу. Ваиль аль-Кинди передаёт, что однажды на женщину, которая шла на утреннюю молитву, когда было ещё темно, напал какой-то мужчина. Она закричала, и к ней бросился проходивший мимо человек. Нападавший убежал, а на крики женщины прибежали ещё несколько человек и схватили при шедшего к ней на помощь, решив, что он и есть преступник. Они привели его к ней, и он сказал: “Я тот, кто помог те-бе, а он скрылся”. Они привели его к Посланнику Аллаха саллаллhу алайhи уа саллам и сказали ему, что застали его совершающим с ней прелюбодеяние. Он сказал: “Я спасал её от насильника, а они прибежали и схватили меня”. Она сказала: “Он лжёт! Это он набросился на меня”. Тогда Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сказал: “Уведите его и побейте камнями”. Услышав это, из толпы вышел один человек и сказал: “Не трогайте его! Побейте камнями меня, ибо это сделал я” — и он признался во всём. После этого они втроём собрались у Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам: насильник, спаситель и женщина. Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сказал: “Что касается тебя, то Аллах простил тебя”. А спасшему женщину он сказал благие слова. ‘Умар сказал: “Вели побить камнями признавшегося в прелюбодеянии”. Однако Посланник саллаллаhу алайhи уа саллам сказал: “Нет… Потому что он покаялся пред Аллахом”. И, кажется, он сказал: “… таким покаянием, которого, даже если его разделить между всеми жителями Медины, хватило бы на всех”» [Ахмад].

‘Аиша да будет доволен ею Аллах передаёт: «Однажды ночью, когда ислам ещё не распространился за пределами Медины, Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам откладывал ночную молитву (‘иша) и не выходил к людям, пока ‘Умар не сказал ему: “Женщины и дети уже заснули”, после чего Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам вышел и сказал собравшимся в мечети: “Никто из живущих на земле, кроме вас, не дожидается этой молитвы!”» [Муслим].

Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам наставлял женщин и учил их правильно совершать молитву с общиной. Так, он говорил им: «Лучшие ряды для мужчин — первые, а худшие из них — последние, а для женщин лучшие ряды — последние, а худшие — первые» [Муслим].

Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам также велел мужчинам не выходить из мечети сразу после молитвы, а подождать немного, чтобы могли выйти женщины. Хинд бинт аль-Харис передаёт со слов Умм Салямы, жены Пророка саллаллаhу алайhи уа саллам , что во времена Посланника Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам женщины, совершая молитву вместе с общиной, вставали сразу после завершения молитвы и уходили. А Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам вместе с остальными мужчинами оставался на своём месте некоторое время, а когда Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам поднимался, мужчины поднимались вслед за ним [Бухари].

Смотрите так же:  Пятигорск адрес мечети

Женщины могут обратить внимание имама во время молитвы на допущенную им ошибку, хлопнув одной рукой по тыльной стороне кисти второй. Сахль ибн Са‘д ас-Са‘иди передаёт, что Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сказал: «Что с вами? Почему вы часто хлопаете во время молитвы? Кто хочет привлечь внимание во время молитвы, пусть скажет: “Преславен Аллах!”, ибо, поистине, если он скажет эти слова, все повернутся к нему. А хлопать должны женщины!» [Бухари; Муслим].

В эпоху правления ‘Аббасидов на молитву приходило столько женщин, что они заполняли большое пространство в мечети, вынуждая часть мужчин вставать за ними во время молитвы. Ибн аль-Касим передаёт: «Я спросил имама Малика о людях, которые пришли в мечеть, и обнаружили, что она заполнена мужчинами и женщинами, и совершили молитву под руководством имама, но встав позади женщин. Он сказал: “Их молитва действительна и полноценна, и они не должны повторять её”».

Однако посещение женщинами мечети должно соответствовать нормам Шариата и не становиться причиной искушения. Если же существует вероятность того, что женщина станет искушением для кого-то, тогда ей лучше остаться дома, поскольку Пророк саллаллаhу алайhи уа саллам сказал: «Не мешайте женщинам приходить в мечети, однако совершать молитву в своих домах лучше для них».

Видимо, некоторые мужчины боялись, что женщины могут стать искушением для приходящих в мечеть, и потому запрещали им ходить туда. Поэтому Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам велел мусульманам не мешать женщинам время от времени совершать обязательную молитву вместе с общиной. Можно привести и другие хадисы, в которых Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам побуждает верующих отпускать своих женщин в мечеть. Муджахид передаёт со слов Ибн ‘Умара такой хадис: «Не мешайте женщинам ходить в мечеть вечером». Сын ‘Абдуллаха ибн ‘Умара сказал: «Мы не позволим им выходить, потому что для них это может стать путём к пороку и сомнительному!» ‘Абдуллах ибн ‘Умар жёстко упрекнул его и сказал: «Я говорю: “Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сказал”, а ты говоришь: “Мы не позволим им”?!» [Муслим].

Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам также сказал: «Если женщины попросят вас отпустить их в мечеть, не запрещайте им» [Муслим].

Женщине разрешается приходить в мечеть, и в этом польза для неё. Однако она не должна использовать благовония или духи, наряжаться и наносить на лицо макияж при выходе из дома. Зайнаб ас-Сакафия передаёт, что Посланник Аллаха саллаллаhу алайhи уа саллам сказал: «Если одна из вас собирается совершить вечернюю молитву с общиной, пусть она не умащает себя благовониями этим вечером» [Муслим].

Посланник саллаллаhу алайhи уа саллам также сказал: «Если одна из вас собирается пойти в мечеть, пусть не умащает себя благовониями» [Муслим].

Источник; МУСУЛЬМАНКА И ЕЁ ЛИЧНОСТЬ В СВЕТЕ КОРАНА И СУННЫ

Москва | Умма | 2011

Прошу Вас подписаться и поставить лайк.

Ходить в мечеть женщине

Вопрос: «Во времена когда права мужчин и женщин одинаковы, когда женщины участвуют в собраниях и работают на государственной службе, препятствовать совместному с мужчинами намазу – это ущемление прав женщин» — говорят те кто поддерживают посещение женщинами мечетей. Что по этому поводу говорится в Исламе?

Ответ: Женщинам, в необходимых случаях, можно прочитать в мечети намаз когда там нет мужчин. Если нет у кого научиться, то можно в курсах при мечети научиться у наставницы женщины как читать намаз, о положениях свойственных женщинам (хайз).

Но нельзя читать в мечети намаз с мужчинами.

Цель тех кто хочет впустить женщин в мечеть – поменять веления Ислама, посредством женщин мусульманок, испортить мужчин. «Женщина должна стоять в одном ряду с мужчинами» — эти слова говорят о хитрости их намерении. Если в Исламе одинаковое отношение к мужчине и женщине, то это не значит что женщина может стать имамом для мужчины. И волк и баран, животные, но также как и порох и огонь их нельзя держать вместе.

Лучше всех аяты и хадисы понимают ученые ахли сунна. Эти ученые разъяснили хадиси шарифы. Большой ученый ахли сунна сказал:

»Не разрешается девушкам, женщинам и старушкам идти в мечеть для пятикратных намазов, на пятничный и праздничные намазы. Когда то и было разрешено старым женщинам идти в мечеть на вечерний и ночной намазы, но в наше время это не разрешается.» (Реддуль мухтар)

Как такое можно разрешить если это запрещали два века назад?

Женщинам приходить на коллективный намаз является макрухом.

Если когда-то и вывели фетву разрешающую старым женщинам приходить в мечеть на утренний, вечерний и ночной намазы, но сейчас, по причине того что очень сильно распространилась фитна, женщинам приходит в мечеть является макрухом. Так сказано в книге «Табийн». (Фатава-и Хиндийа)

Досточтимый Имам Газали сказал: »В наше время, также как и во времена Асхаби кирам, фетва которая запрещает женщинам кроме пожилых женщин идти в мечеть является правильной. А как сказала наша мать Аиша, если бы Расулюллах увидел то что происходит сегодня, не разрешил бы женщинам выходить из дома для посещения мечети.» (Ихйа)

Шейх-уль-ислам Абдуллах Руми сказал: »В мечети должен быть человек который препятствует входу в мечеть женщинам которые пришли слушать проповедь для мужчин.» (Бахджа-туль-фатава)

В «Шамиль ансиклопеди» пишется: »Передала наша мать Аиша, если бы Расулюллах увидел такую ситуацию с женщинами, то не пускал их в мечеть также как сыны Исраилевы запретили своим женщинам ходить в мечеть.» (Бухари)

(Наше время без всякого сомнения еще хуже чем было 1400 лет назад)

Вехби Зухайли, которого очень любят слушать безмазхабники, сказал следующее: »По единодушному мнению ученых мазхабов Ханафи и Малики, молодым женщинам не разрешается идти в мечеть для совершения пятничных, праздничных и других намазов. Потому что в 33-м аяте суры Ахзаб приказ «Оставайтесь дома!» запрещает идти совершать намаз везде кроме дома. К тому же, женщине, покидать свое жилище для совершения пятничных и праздничных намазов, для совершения коллективного намаза может вызвать фитну. Фитна – харам. То что приводит к хараму, тоже является харамом.» (Энциклопедия Исламского фикха)

Для чего женщина идет в мечеть? Чтобы получить больше сауабов. Однако, намного больше сауабов она получит если сделает намаз дома. Приведем два хадиси шарифа:

«Самый хороший намаз женщины, тот который она совершит в дальнем углу дома.» (Табарани)

«Намаз женщины который она совершает в дальней комнате, лучше который она совершила в гостиной. А намаз который она сделает в гостиной, лучше который она совершит в мечети.» (Абу Дауд. И.Ахмед)

А если так, женщина, чтобы получить много больше сауабов, намазы должна делать не в мечети, а в самой дальней комнате своего дома. Безмазхабники, прикрываясь правами женщин, делают все чтобы превратить женщин в уличных девок и чтобы они свободно обращались наравне с чужими мужчинами, что конечно же неприемлемо.

Женщина и мечеть: всё, что нужно знать ей

Два вопроса, которые затрагиваются в этой статье, актуальны настолько, что просто необходимо знать ответы на них, чтобы не было разногласий. Опираясь на Коран и Сунну пророка, мы откроем завесу над самыми трепетными проблемами современности

Какая молитва для неё лучше – в мечети или дома?

В исламе совершение коллективных молитв в мечети – прерогатива только мужчин. Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, советовал женщинам совершать молитвы дома, в самом уединенном уголке, и это лучше для неё. Об этом говорится в изречениях – хадисах:

Умм Хумайд Саидийя, да будет доволен ею Аллах, как-то спросила: «О Пророк Аллаха, я желаю совершать молитвы, будучи руководима в них тобою». Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, тогда ей ответил: «Мне ведомо об этом, но молитва, совершаемая тобой в укромном уголке твоего дома лучше, чем в закрытой комнате, а молитва, совершаемая тобой в закрытой комнате, лучше, чем если бы ты совершала ее во дворике своего дома; но молитва, совершаемая тобой во дворике твоего дома, лучше, чем если бы ты совершала ее в близлежащей мечети, а совершение ее тобой в близлежащей мечети лучше, чем в самой большой мечети города»

Но в исламе канонически разрешено посещать мечети женщинам. И глубоко заблуждается тот, кто запрещает им это.

  • Во-первых, Пророк велел мужчинам не чинить препятствий женщинам отправляться в мечеть, если они того пожелают: «Не запрещайте рабыням Аллаха приходить в Его мечети. Если жена одного из вас испрашивает вашего разрешения отправиться в мечеть, ей не должно в этом отказывать» – передано имамами аль-Бухари и Муслимом.
  • Во-вторых, пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Не удерживайте ваших женщин от прихода в мечети, хотя для них лучше совершать молитву дома» – передано Абу Даудом.
Смотрите так же:  Мечеть в ереване

Да, в исламе действительно приводится история, когда Умар ибн аль-Хаттаб запретил посещать женщинам мечети и его поддержала в этом вопросе Айша – мать правоверных, жена пророка Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего. Поэтому цель посещения мечетей должна заключаться в совершении молитвы и других действий, связанных с выражением веры, а не в том, чтобы рисоваться перед другими и привлекать к себе ненужное внимание. Этот запрет касался этических соображений. Но канонически, а это важно, запрета на посещения женщинами мечетей нет.

А история с запретом выглядела так: Когда женщины отправлялись в мечеть для совершения каждой молитвы, Умар наложил такой запрет, поскольку нравы стали совсем другими, чем, когда были во времена пророка, мир ему и благословение Всевышнего. Протестовавшие против этого запрета женщины Медины явились к Айше, но она поддержала Умара, ответив им: «Если бы Пророку было ведомо то, что ведомо Умару, он не позволил бы вам выходить из дома в мечеть».

Важно понимать, что религия призвана не усложнять жизнь человека, а облегчать. Приведем ещё один хадис, который передал сын Умара ибн аль-Хаттаба – Абдулла от пророка, мир ему и благословение Всевышнего: «Не запрещайте женщинам посещать дома Господни – мечети» – передано имамами Муслимом и Ахмадом. И в фикхе – мусульманском законодательстве – разрешено посещать мечети женщинам.

Взаимодействие мужчин и женщин в мечети

Самое интересное, на наш взгляд, что когда обращаемся к сунне, мы узнаем, что при жизни Пророка, мир ему и благословение Всевышнего, взаимодействие между мужчинами и женщинами в мечети действительно существовало. Это было нормальной практикой и касалось разных дел религиозного и социального характера. Приведем несколько примеров.

Абдуллах ибн Масгуд, да будет доволен им Аллах, сообщил, что однажды Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, вошел в мечеть в сопровождении нескольких женщин из числа ансаров, он говорил им: «У кого бы из вас ни умерло трое детей, Аллах обязательно введет ее в Рай». Услышав это, одна из женщин – самая почтенная среди них – спросила: «О, Посланник Аллаха, это касается женщин, которые потеряли двоих детей?». На это достопочтенный Пророк ответил: «Да, это распространяется и на женщин, которые потеряли двоих детей».

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение) провел молитву, а когда он закончил ее, то повернулся к нам и спросил: «Есть ли среди вас тот, кто приходит к своей жене, запирает дверь, закрывает шторы, а затем выходит из дома и рассказывает: “Я делал со своей женой то-то и то-то?”». Люди промолчали. Затем он повернулся к женщинам и спросил: «Есть ли среди вас хоть одна, которая говорит о таких вещах?». Тогда молодая женщина поднялась, чтобы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, смог видеть ее и слышать то, что она говорит. Женщина сказала: “Да, клянусь Аллахом, мужчины говорят об этом и женщины, тоже об этом говорят”. Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Знаете ли вы, на кого похожи те, кто делает это? Они подобны дьяволу и дьяволице, которые встречаются посреди дороги и удовлетворяют свое желание, в то время как люди смотрят на них».

Джабир, да будет доволен им Аллах, сообщал о следующем случае: «Обычно во время проповеди Пророк, мир ему и благословение, стоял, облокотившись на ствол пальмы. Одна женщина из числа ансаров сказала: «О, Посланник Аллаха! У меня служит плотник, не приказать ли ему построить тебе минбар?», на что Пророк, мир ему, согласился. Тогда сделали минбар. А в пятничный день, когда Пророк Мухаммад, сел на этот минбар, пальма, возле которой раньше стоял Пророк Мухаммад, мир ему, закричала подобно ребёнку,а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спустился вниз, взялся за неё и прижался к ней, после чего эта пальма принялась стонать, как ребёнок, которого стараются успокоить, и стонала, пока не затихла, после чего Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Она плакала, тоскуя по словам поминания Аллаха, которые слышала прежде».

Следующее повествование указывает нам о положении и роли женщины в мечети. Передается от Махмуда ибн Лабида: «Когда Саад был ранен стрелой в руку, он едва мог двигаться, и его передали женщине по имени Руфайда, которая лечила раненых в мечети. Когда Пророк проходил мимо, вечером или утром, он каждый раз справлялся о его самочувствии».

Также передается что однажды праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, взошел на минбар и сказал: «Не делайте махр ваших женщин дорогим, ибо если бы это было достоинством (человека) в этой жизни или богобоязненностью перед Всевышним, то Пророк (да будет доволен им Аллах) опередил бы вас в этом. Поэтому я больше не хочу слышать о том, что кто-то заплатил женщине махр больше 400 дирхемов».

В это время с места встала одна женщина-курайшитка и возразила Умару: «О правитель правоверных! Ты что, желаешь запретить людям давать махр на сумму, превышающую более 400 дирхемов?»

Умар (да будет доволен им Аллах) твердо ответил: «Да, запрещаю это делать!»

Тогда женщина воскликнула: «Разве вы не слышали такой аят Корана: «Если вы захотели заменить одну жену другой, и если первой из них выделенный вами махр очень велик, то не удерживайте из этого ничего. Неужели вы станете отбирать что-либо несправедливо и совершая явный грех?» (4:20).

В ответ Умар сказал: О Аллах! Прости мои прегрешения. Оказывается, люди гораздо умнее Умара» (в другой версии хадиса говорится: «женщина была права, а мужчина ошибался»).

Эти истории указывают нам на то, что женщина в исламе является полноценным гражданином, имеющим все права. Мечеть же является тем местом, где люди во времена пророка не просто молились, но и решали какие-то социальные и религиозные вопросы общества. И нахождение их в мечети никогда не порицалось пророком Мухаммадом.

Но необходимо учитывать определенные аспекты пребывания женщины в мечети. Мусульманские ученые подчёркивают, что, если женщина идёт в мечеть, чтобы получить ценные религиозные знания или другую пользу для своей религии, которые нельзя получить больше нигде, поход в мечеть с данной целью становится для неё вознаграждаемым. Само же посещение мечети должно соответствовать всем нормам ислама: необходимо, чтобы женщина была правильно одета – полностью покрыта, добиралась до мечети подходящим безопасным способом, не отправлялась туда одна ночью и избегала смешения с мужчинами.

Related Post

Мечеть кадырова аргун

Мечеть «Сердце Чечни», храм Михаила Архангела, Аргун-Сити Дополнительные расходы / Удобная обувь / Для женщин — строгая одежда и платок / Паспорт Музеи и экскурсия по городу с местным экскурсоводом

Калужская мечеть адрес

Мусульманская мечеть в Калуге – ввод в историю Территория Калуги когда-то входила в состав Золотой Орды (Улус-Джучи), государственной религией в которой с 1320-х годов стал ислам. 11 декабря 1610 года

Мечеть на мариупольской в казани

«Мало, что ли, места в городе!»: казанцы бунтуют против строительства мечети под своими окнами Эхо противостояния в Екатеринбурге, где в боевом таране сошлись сторонники и противники строительства православного храма в