Где находится памятник чапаеву

Где находится памятник чапаеву

1888 — В Самаре состоялась торжественная закладка памя.

1929 — В городе Самаре состоялась первая областная конф.

1934 — Поселок Запанской был переименован в честь О.Ю. Ш.

1942 — В ночь на 9 июля в Куйбышеве была объявлена первая.

Ещё события 8 Июля

«Памятник Чапаеву» – это была первая многофигурная скульптурная композиция, созданная при советской власти.

Памятник Чапаеву, стоящий на одноименной площади, вместе с «пряничным» зданием Самарского театра драмы часто попадает в объективы фотоаппаратов самарцев и гостей города. Тем не менее, если рассмотреть эту скульптурную композицию подробнее, можно узнать о ней много нового.

Двенадцатитонный бронзовый памятник был изготовлен в Ленинграде скульптором Матвеем Генриховичем Манизером, автором и других самарских памятников – например, Ленину и Куйбышеву. Но, несомненно, Чапаев со своими бойцами – самое удачное творение скульптора, сделанное для города. Уже готовый памятник в Ленинграде очень понравился Сергею Кирову, и тот в 1933 г. распорядился изготовить его копию. Близнецы самарских красноармейцев и сейчас стоят в Санкт-Петербурге у Военной академии связи. Москвичам же Матвей Манизер хорошо знаком по многочисленным бронзовым фигурам, украшающим станцию метро «Площадь Революции». Они, хотя и сделаны позже, но во многом перекликаются с бронзовыми чапаевцами. Именно за памятник Чапаеву Манизер получил звание заслуженного художника СССР. Над постаментом самарского изваяния работал Иосиф Лангбард, более всего известный своими конструктивистскими постройками в Белоруссии. Постамент-трибуна был оштукатурен и окрашен в черный цвет. Архитектор Каркарьян выполнил проект облицовки постамента полированным черным лабрадоритом и согласовал его с Манизером.

Куйбышевский памятник был торжественно открыт 6 ноября 1932 г. на площади Парижских Коммунаров (прежнее название площади Чапаева). Это была первая многофигурная скульптурная композиция, созданная при советской власти, и она поразила собравшихся на открытие горожан.

Почти все бронзовые бойцы имели реальные прототипы.

Все фигуры памятника сделаны размером в полтора человеческих роста. Каждая из восьми фигур либо отражает местный волго-уральский революционный колорит, либо имеет символическое значение. Возглавляет отряд сам комдив – с шашкой и на вздыбленном коне. Скульптор ваял лицо военачальника с сына Чапаева, Александра Васильевича, который, по общему мнению, был очень похож на отца. Некоторые другие фигуры также имели свои прототипы. Для единственной женской фигуры (Анна-пулеметчица), идущей вслед за полководцем, Манизеру позировала ткачиха Ткачева, бывшая в то время заместителем председателя Самарского горисполкома. Уже после открытия памятника ее карьера оборвалась, когда она была обвинена в правотроцкистской деятельности. Но фигура бывшей ткачихи, разумеется, никуда не делась с одной из главных площадей города.

Именно за памятник Чапаеву скульптор Манизер получил звание заслуженного художника СССР.

Отдельно Манизер отразил местный этнический колорит. Из коренных народов Поволжья, кроме самого Чапаева, представлены фигуры башкира и татарина. Таким образом, в композиции появились представители наиболее многочисленных народностей региона. Нужно заметить, что, когда устанавливался памятник, город был административным центром большого многонационального Средневолжского края.

Для фигуры башкира, поднимающегося с земли, позировал башкирский поэт Гайсы Юсупов, погибший во время Великой Отечественной войны. Фигура татарина была сделана с одного из самарских волжских грузчиков. Именно татары, жившие на улице Казанской (ныне – Алексея Толстого), составляли значительную часть персонала городских торговых пристаней. Русские представлены фигурой бородатого партизана в папахе. Замыкают же композицию фигуры солдата в буденновке с винтовкой системы Мосина и матроса с пулеметом «Максим». Они символизируют собой части только появляющейся регулярной Красной Армии.

Около памятника находятся захоронения 12 человек – «борцов с контрреволюцией» и чекистов.

Прежде в этом здании находился обком КПСС, что служило поводом для немалого количества шуток горожан. Сейчас бронзовый Чапаев направляет свою армию в сторону Академии культуры. Тоже, в общем, символично.

Мало кто знает, но около памятника находятся захоронения 12 человек – «борцов с контрреволюцией» и чекистов. До того как на площади «поселился» Чапаев со своими бойцами, возле захоронений стоял гипсовый памятник III Интернационалу, (автор – самарский скульптор Копылов), установленный в первые послереволюционные годы и быстро пришедший в негодность. Хочется верить, что, в отличие от первого памятника на площади, скульптурный шедевр Манизера значительно дольше будет украшать Самару – так органично он вписался в ее многоликий архитектурный ансамбль.

Памятник Василию Ивановичу Чапаеву (архитектор И. Лангбард, скульптор М. Манизер) в Самаре – это особенный монумент, пронизанный силой, мощью, духом революции. Расположен он на одноименной площади Чапаеву недалеко от набережной.

В истории создания и установки памятника есть несколько любопытных фактов:

— В Ленинграде, где и изготавливали памятник для Самары, произошел интересный случай: свидетелем изготовления монумента случайно стал товарищ Киров. Тогда он попросил изваять точную копию понравившейся ему скульптуры и для Ленинграда. Так в России и появились памятники-двойники: на площади Чапаева в Самаре и на площади перед военной академией в Питере;

— когда в ноябре 1932 году в день 15-ой годовщины Октябрьской революции на площади перед драматическим театром был установлен памятник Чапаеву, эта скульптурная композиция стала самой большой на территории страны;

— на месте, где установлен постамент, захоронены 12 красногвардейцев;

— сын великого полководца также внес вклад в создание скульптуры отца: Александр Васильевич Чапаев позировал скульптору Матвею Манизеру, его сходство с отцом помогло максимально точно изваять памятник.

На отливку скульптур Чапаева и еще семи следующих за ним человек, понадобилось 12 тонн бронзы. Высота памятника достигает 10 м, а длина сторон его основания 17 и 22м. Все фигуры «срисованы» скульптором с реальных людей – участников гражданской войны, именно поэтому удалось добиться такой реалистичности и выразительности композиции. За великим комдивом следуют крестьянин-партизан, боец-башкир, женщина с винтовкой, матрос с пулемётом, солдат, татарин в разорванной рубахе и комиссар.

Прошло уже много десятилетий, а памятник легендарному революционеру Василию Чапаеву остается одним из самых выразительных и эмоциональных в Самаре, до сих пор привлекает внимание и вызывает интерес у гостей города.

Скамейка влюбленных в Управленческом

К юбилею поселка Управленческий администрация района разработала план по благоустройству центральной улицы Сергея Лазо. К реализации проекта прикладывают силы, в том числе, местные предприниматели и различные организации.

Одним из самых знаменитых сочинений Сергея Михалкова является поэма «Дядя Степа». Для главного героя в начале ноября 2019 года был открыт монумент под названием идентичным к сочинению писателя. На празднике посвященному открытию памятника присутствовали много почетных гостей. Памятник установлен на Ленинградской улице.

Памятный знак в честь Фритьофа Нансена

Мемориальный знак увековечивает гуманистическую деятельность полярника и политика Фритьофа Нансена из Норвегии. Памятник открыт в 20014 году.

Погода в Самарской области на период 9 — 12 июля 2019: кратковременные дожди, местами грозы

Прогноз погоды по Самарской области.
Прогноз аномалии средней температуры.
Качество воздуха. Актуальная информация.

Автором этого памятника Василию Чапаеву, появившемся в городе Чапаевске (бывш. поселок Иващенково) в Самарской области в 1949 году стал молодой в то время скульптор Василий Акимов. Интересен факт, что позировал скульптору сын Чапаева — Александр Васильевич. И именно эта скульптура принесла автору признание, а в дальнейшем повлияла на историю его профессионального успеха. И у этого — одного из лучших произведений Василия Акимова, находящегося в двухстах метрах от здания Администрации города, в наши дни складывается печальная судьба. Памятник Чапаеву отлит не из металла, и время наносит следы разрушения. Историк-краевед житель города Чапаевска Александр Луконин пытается привлечь внимание общественности к истории памятника Чапаеву в городе Чапаевске, чтобы помочь сохранить произведение талантливого скульптора, избавить от забвения и окончательной потери.

19 августа Александр Луконин историк-краевед житель города Чапаевска, велотурист отправился в велопробег до Санкт-Петербурга на расстояние 2019 км, приурочив акцию к 100-летию Русской революции. 1 октября Александр прибыл в Питер, и дата не случайна. Свое большое путешествие Луконин завершил в скорбный для Чапаевска день. 99 лет тому назад Чехословацкие легионеры устроили в маленьком посёлке Иващенково при Сергиевском заводе взрывчатых веществ (ныне г. Чапаевск) массовую карательную акцию. Было расстреляно по меньшей мере 1000 рабочих из 12000 населения того времени. Так 1 октября в знаковый день в истории города Чапаевска Александр почтил память жертв минутой молчания на Марсовом поле Санкт-Петербурга у Вечного огня на могилах павших на фронтах Гражданской войны. В Питере Александр посетил множество музеев, в том числе и связанных с Революцией. Музей Артиллерии, где хранится наган Комдива 25-й дивизии В.И.Чапаева, подаренный ему в 1918 году тульскими оружейниками, также вошел в план программы. В своём велопробеге Александр посещал города Самару, Ульяновск, Чебоксары, Н.Новгород, Шуя, Иваново, Ярославль,Углич, Бежецк, Вышний Волочёк, Великой Новгород. Он встречался с научными работниками краеведческих музеев и, к сожалению, находил в некоторых городах полное забвение истории начала 20-го века. «В канун трагических и масштабных событий 100-летия Русской Революции это вдвойне странно и страшно», — говорит Александр.

Смотрите так же:  Рамка для оформления памятника

Александр Луконин рассказывает о проблеме памятники Василию Чапаеву скульпторам Сергею Смурову и Александру Рябичеву

Александр Луконин, историк, краевед: «Во времена ВОВ именно сотрудники Куйбышевского Художественного музея в сотрудничестве с В.П.Акимовым, а позже с В.П.Володиным самоотвержено создавали условия для хранения эвакуированных из Москвы и других городов произведений искусства различных учреждений культуры СССР. В этом их незабвенная заслуга. А памятник Чапаеву — единственное сохранившееся до наших дней монументальное произведение В.П.Акимова — затерялся в маленьком городке от взгляда искусствоведов и специалистов по монументальной скульптуре. Он не признан даже памятником, а уж тем более объектом культуры Регионального значения. Без такого охранного статуса ценное произведение находится на балансе дотационного города. Около 3-4 лет бюджет не выделял денег на поддержание этой скульптуры в надлежащем состоянии- ведь как символ города Чапаев не устраивает многих чиновников, делающих себе карьеру на осквернении Советского прошлого. Чапаевску в 2019 году исполнилось 106 лет, из них, как вы понимаете, около 80 лет наивысшего расцвета пришлись на советский период города. Трудно опорочить большую часть истории города, его свершений и побед связанных с именем Чапаева, но постараться стереть из памяти подрастающего поколения памятные события Революции которые кровавым колесом прошли по судьбам горожан можно. Это кощунственно, преступно, но если задаться целью, то можно взрастить поколения оторванные от истории, легко управляемые, пойти по пути Декоммунизации, а значит подорвать основы существования современной России».

После неоднократного обращения в областные структуры по охране объектов культурного наследия, осознав нежелание этих структур заниматься проблемой памятника, инициативная группа граждан города Чапаевска и Художественной интеллигенции Самары вынуждены были обратить внимание печатной прессы, как региональной, так и федеральной на аварийное состояние памятника. А Александр Луконин отправился в Свой 40-ка дневный велопробег в поддержку этой инициативы, не забывая в СМИ поднимать проблему состояния памятника. И вот чудо! Звонок из высоких кабинетов мгновенно отрезвил горячие головы «борцов за правое дело искажения истории». В считаные часы были начаты работы по покраске скульптуры и усилению расколовшегося фундамента. Вопрос же о статусе памятника В.И.Чапаеву может найти своё решение только лишь с обращением к федеральным структурам. В Самарской области, просто, нет экспертов по монументальной скульптуре способных дать заключение об историко-культурной ценности этой скульптуры. Правда сотрудники Русского музея Санкт- Петербурга выразили желание взглянуть на фото документы сделанные Самарскими блоггерами. Их экспертное мнение может приподнять завесу забвения с Чапаевского Чапаева и, возможно, явится первым вдумчивым подходом к этой проблеме. Вселяет оптимизм в жителей города и тот факт, что Союз Художников Санкт-Петербурга, так же, в лице своего председателя, не мог не отреагировать на этот вопиющий случай забвения и поругания. Всё дело в том Что первый председатель Санкт-Петербургского Союза Художников Кузьма Сергеевич Петров-Водкин и Константин Павлович Головкин купец-художник- меценат, инициатор создания Художественного музея в г.Самаре, наставник будущего известного скульптора Василия Петровича Акимова-они оба учились у одного наставника-художника Фёдора Емельяновича Бурова, организовавшего рисовальные классы в Самаре. Известное произведение Ф.Е.Бурова «Шлиссельбургский узник» находится в экспозиции Русского музея Санкт-Петербурга.
Могут оказать поддержку и представители столичной интеллигенции. Сотрудники музея В.В.Маяковского в г.Москве хранят память о Василии Акимове. В стенах Музея Маяковского в череде других ценных экспонатов находится бронзовый бюст В.В.Маяковского работы Василия Петровича.

Валентина Александровна Кибальникова
дочь скульптора Александра Кибальникова
(на фоне работ Татьяны Кузьминой-Чугуновой в Творческой Мастерской Рябичивых)

В Москве Александр Луконин встретился с дочерью Александра Кибальникова Валентиной Александровной, чтобы пообщаться с ней на тему совместной творческой работе Александра Павловича и Василия Петровича в мастерской Кибальникова на Масловке. Валентина Александровна, услышав о проблеме, сразу же приняла предложение историка о встрече, проявив интерес к проблеме сохранения памятника. Встреча прошла в Творческой Мастерской скульптора Александра Рябичева, где были созданы десятки произведений монументального искусства скульпторами Рябичевыми и другими их выдающимися коллегами, где, кстати, была переведена в бронзу работа скульптора Кибальникова «Непокоренный», хранящаяся до 2013 года в гипсе. Произведения искусства отражают историю, подвиги народа, нравственные ориентиры, стоит ли напоминать, как важно сохранение памятников, как культурного и исторического наследия. Александр Луконин уверен, что только обе столицы сообща способны сдвинуть эту проблему с мёртвой точки. Иначе придётся расписаться в беспомощности и ждать медленной утраты единственного в своём роде произведения.

Встреча Александра Луконина с Валентиной Кибальниковой в Творческой Мастерской Рябичевых
на фото: скульпторы Александр Рябичев, Сергей Смуров, Александра Загряжская, Александр Луконин, в центре дочь скульптора Валентина Александровна Кибальникова и дочери Рябичевых София и Даниэла.
октябрь 2019 г.

Почему же Чапаева чтят в Чапаевке? Просто 6-8 октября 1918 года дивизия ком.дива, освободив Иващенково и Самару от Вооружённых формирований Чехословацких легионеров подчинявшихся Французскому ген. штабу, а значит по факту являвшихся в Поволжье войсками Интервентов, ( ну как Японцы, и Американцы на Дальнем востоке), избавили от мучений расстрелов и принудительного выселения в Сибирь вместе с оборудованием завода многих тружеников в будущем славного города Чапаевска. Сегодня власти Самары намереваются установить памятник Чехословакам-интервентам в парке Щорса напротив памятника Щорсу. Нужно ли это делать — ответ для Чапаевцев, знающих свою историю очевиден — конечно же нет. А вот спасти от разрушения памятник Василию Чапаеву, Александр считает долгом жителей города.

Итак, путь велотуриста составляет 2019 километров и включает Москву, Воронеж, Саратов, Самару. В родной Чапаевск краевед планирует вернутся к 7 ноября.

Александр Луконин с Рябичевыми

О скульпторе, авторе памятника Василию Чапаеву в городе Чапаевске Самарской области.
Василий Петрович Акимов являлся первым председателем Союза Художников Самарской области, заслуженным художником РСФСР. Память о его творчестве хранят как в современном Союзе Художников Сам.обл., так и в стенах Самарского Художественного музея, где представлены многие станковые произведения этого автора.

Площадь Чапаева (Театральная)

Самая небольшая, но насыщенная достопримечательностями площадь в Самаре носит имя легендарного героя гражданской войны и многочисленных анекдотов советского периода – Василия Чапаева. Это имя она получила в 1932 году, когда перед зданием Драматического театра появился памятник Чапаевской тачанке (автор М.Г.Манизер). Первому секретарю Ленинградского обкома С.Кирову тогда так понравился этот монумент, что он заказал такой же для Питера, где чапаевская копия была установлена перед Военной академией связи им. С.Буденого.

До установки памятника площадь недолго (после революционных событий) называлась Красной и была местом захоронения погибших красногвардейцев. Места могил уже утрачены, но мемориальная табличка на одном из зданий площади напоминает о тех далеких и трагических временах.

А до революции площадь называлась Театральной, в связи с тем, что на ней в 1888 году был построен самарский Драматический театр. Кроме того, что площадь находится в очень живописном месте Самары, она является обладательницей множества достопримечательностей, которые манят к себе многочисленных туристов. Достопримечательности и памятные места находятся и на самой площади, и в шаговой доступности от нее. Поэтому гулять в окрестностях Чапаевской площади надо не торопясь, впитывая исторический и архитектурный шарм находящихся здесь объектов.

Основным достопримечательным объектом площади Чапаева является красивое и запоминающееся здание Самарского Драматического театра.

Здание Самарского Драматического театра им. М.Горького

История зарождения этого театра началась в губернском городе Самаре с появления в нем первой антрепризной актерской труппы Е.Стрелкова, которая ставила свои антрепризы в купеческом особняке Лебедева с 1851 до 1854 года, пока не случился пожар, уничтоживший особняк. Затем театральной труппе был построен небольшой деревянный театр, а через 30 лет появился уже настоящий театральный дворец.

Смотрите так же:  Памятник петру в ленинграде

Место для нового театрального здания было выбрано более чем удачное. На высоком волжском холме, откуда открываются прекрасные виды на величественную Волгу, чуть выше прекрасного Струковского сада – любимого места прогулок горожан — выросло легкое и ажурное здание, выполненное в псевдорусском стиле (арх.М.Чичагов).

Драматический театр в 19 веке

Главный фасад театрального сооружения украшен боковыми симметричными башнями с шатровыми завершениями, типа боярских хором. А по центральной части идут многочисленные декоративные межоконные элементы. Наиболее богатой и нарядной частью является верх здания, что особо подчеркивается его скромным нижним ярусом.

Фрагмент верха здания

В театре первое время выступали антрепризные драматические группы, игрались оперы и водевили. После сооружения Театра «Олимп» (нынешняя Самарская Филармония), основные представления шли уже на его сцене.

В советское время, в начале 30-х гг., в театральное здание на площади Чапаева вернулись актеры драматического театра, среди которых были такие известные как Ю.Толубеев, В.Меркурьев и многие другие. Руководил театром в тот период Н.К.Симонов. В 1936 году театру присваивается имя М.Горького, а в 1977 году он получает звание академического.

Мемориальные доски на здании Драмтеатра

Театральная труппа крупнейшего самарского театра и сегодня активно работает и участвует в многочисленных театральных фестивалях, получая на них высокие оценки. На сцене театра идут разнообразные постановки, привлекающие массового зрителя.

Спектакль Театра драмы

Монумент героям Гражданской войны, установленный в 1932 году перед Драматическим театром и приуроченный к 15-летней годовщине революции, обладал на тот период самым крупным десятиметровым постаментом в стране.

лощадь Чапаева в 30-е годы

Чтобы герой революции, профессиональный плотник, ставший выдающимся военачальником, Чапаев был легко узнаваем, его скульптура лепилась с его родного сына Александра. На постаменте была установлена плита с ленинским призывом биться до последней капли крови. Этот наказ вождя Василий Иванович выполнил буквально и погиб как герой.

Памятник Чапаеву

Сегодня к Чапаевской тачанке обязательно приезжают самарские молодожены, ну и, конечно же, сюда приходят многочисленные туристы.

Чапаевская площадь образуется за счет пересеченных улиц – Куйбышева, Шостаковича, Фрунзе и находящегося позади театрального здания милого Пушкинского сквера, ограниченного улицей Вилоновской. На каждой из перечисленных улиц есть уникальные в историческом и в архитектурном плане здания, на которые непременно нужно обратить внимание.

На отрезке этой улицы, проходящем мимо площади, интересно пожалуй все: Бункер Сталина, Дом «Муха», дворянский Особняк Ю.Поплавского и т.д. Начнем обзор интересных для туристического взора зданий от перекрестка улицы Фрунзе с улицей Шостаковича.

По диагонали от памятника Чапаеву (за перекрестком) находится сооружение бывшего Штаба Приволжского военного округа (дом №165). Это здание интересно характерной постройкой 30-х гг. советского архитектурного конструктивизма.

Штаб Приволжского военного округа в Самаре (бывший)

Вывеска на следующем высоком угловом здании под № 167 (до перекрестка), гласит, что это Самарская Академия культуры и искусств – так сегодня называется бывший институт культуры.

Самарская Академия культуры, бывший обком и Бункер Сталина

А до революции это был известный «Белый дом» — двухэтажная резиденция самарского губернатора, построенная архитектором П.Шаманским в 1915 году. В этом «Белом доме» в октябре 1917 года проходило первое историческое городское заседание революционного комитета под председательством В.Куйбышева. Кроме ревкома здесь нашлось место Совету народных депутатов и Штабу Красной гвардии. Чуть позже контрреволюционные силы устроили в здании террористический взрыв, при котором погибло несколько красноармейцев, находящихся на посту, и сильно пострадало само строение.

Здание Губернаторской резиденции в Самаре. нач.20 в.

В начале 30-х годов здание стало пятиэтажным и увеличилось пристроем по улице Шостаковича (в то время Рабочей). Со временем исчез балконный выступ с колоннами, и появилась мемориальная доска, рассказывающая о событиях террористического акта первых лет советской власти.

Здание Самарской Академии культуры

В советские времена здесь обитал обком правящей партии. И именно под ним, в буквальном смысле этого слова, находится знаменитый городской Музей «Бункер Сталина», построенный в самом начале Отечественной войны по приказу Комитета обороны, как запасной командный пункт ставки. Вход в него находится со стороны двора, но попасть туда весьма проблематично – только в составе экскурсии и по предварительной записи.

Входная дверь Бункера Сталина

Рядом находится дом № 169 известный в городе под названием – Дом «Муха», чем-то чуть напоминающий знаменитый Дом со слонами. Эта очень оригинальная стилизация под любимый в Самаре архитектурный стиль «модерн» начала 20 столетия — стиль, которому самарцы посвятили даже один из городских музеев — Музей Модерна.

Но Дом «Муха» построен не в начале 20 века, а в самом его конце — в постсоветские 90-е годы, когда художники всех направлений, освободившись от типовых норм и правил, смогли более свободно реализовать свой творческий потенциал.

Дом «Муха»

Само по себе здание это вполне жилое, девятиквартирное с офисным первым этажом. В начале 90-х авторы этого строения, ощутив свободу творчества, с огромным энтузиазмом взялись за разработку индивидуального архитектурного проекта. Они во главе с архитектором Л.Кудеровым смогли сами найти инвесторов в лице будущих квартирособственников, разработать и реализовать необычный проект, посвятив его чешскому живописцу Альфреду Мухе (отсюда и название дома).

Строгий нордический модерн с изящной пластикой объема, асимметрия, бойничные окна – вся внешняя необычность вызывает противоречивые чувства, но, тем не менее, это сооружение сегодня является своеобразной городской достопримечательностью.

Дом «Муха» и Особняк Поплавского

А вот от его соседа — следующего здания по улице Фрунзе, под 171, двухэтажного и деревянного так и веет дореволюционной стариной. Этот особняк практически на сто лет старше своего модернового соседа. Он построен в самом конце 19 — нач.20 столетия в русском классическом стиле в виде терема со множеством декоративных элементов известным городским архитектором А.Щербачевым.

Особняк Поплавского в нач.20 века

Легкое, с четко выраженной архитектурной симметрией, подчеркнутой ажурами флюгеров на шпилях четырехгранных шатров, украшенных резьбой.

Это частное строение бузулукского дворянина Ю.Поплавского, занимавшегося в свое время ростовщичеством и лесоторговлей. Дом чудом сохранился до наших дней, и сегодня является уникальным архитектурным памятником, о чем гласит установленная на доме мемориальная доска.

Дом под № 177 – также является историко-архитектурным памятником площади Чапаева – это бывший доходный дом В.Г.Петровой. Памятен он тем, тем, что в его квартирах в самом начале 20 столетия (1902-1903 гг.) останавливались мать В.И.Ленина с его младшей сестрой – Марией Ильиничной, которая работая сначала в земской управе, а затем счетоводом в Сельскохозяйственном училище, вела активную революционную работу в городе.

Дом В.Петровой

Позднее в Самару приехала почти вся семья Ленина, брат Дмитрий с женой, Анна Ильинична. Все они также некоторое время квартировали в этом доме.

Эта улица является самой короткой в городе. Она соединяет площадь Чапаева и площадь Куйбышева. До революции она называлась Почтовой, в советский период – Рабочей. Историческая архитектура улицы сохранена почти без изменений с начала 20 столетия и сама улица включается в пешеходные туристические маршруты исторического центра Самары.

Напротив бывшего штабного здания Приволжского округа, от которого начался наш осмотр зданий улицы Фрунзе, выходящих на площадь Чапаева, на четной стороне той же улицы находится дом №146-148, также построенный в 30-х гг. прошлого столетия для размещения семейных военнослужащих. Этот дом плавно переходит фасадной частью на улицу Шостаковича (дом №5).

Дом на перекрестке ул.Фрунзе и ул.Шостаковича

Когда началась Великая Отечественная война, и в «резервную столицу» — Самару — стали прибывать массы эвакуированных, то это здание было отдано деятелям искусств. Одну из его комнат занимал Д.Шостакович, в честь которого в 2006 году назвали бывшую улицу Рабочую. Ведь именно в Самаре Д.Шостакович дописал свою знаменитую Седьмую симфонию, которую еще называют «Ленинградской до мажор», ибо 2 и 3 ее части были написаны в блокадном Ленинграде. Это было самое мощное произведение композитора, относящееся к военному периоду, хотя начал писать эту симфонию он до войны.

Мемориальная доска

И именно в Самарском театре оперы и балета в марте 1942 года эта симфония была исполнена оркестром Ленинградской филармонии, также находящимся в Куйбышеве в эвакуации.

Смотрите так же:  Описание памятника хатынь

Афиша военного периода Седьмой симфонии Шостаковича

Справа от этого здания по улице Шостаковича находится Особняк основателя Жигулевского пивзавода Альфреда Ф.фон Вакано (дом №3). Этот прекрасный особняк опять-таки выполнен в стиле модерн, архитектором его был Д.А.Вернер, немец по происхождению. Построен особняк в 1914 году.

Особняк Альфреда Ф.фон Вакано

Выразительная и лаконичная пластика этого роскошного трехэтажного здания со сдержанным и строгим декором очень гармонично вписывается в архитектурный облик площади Чапаева. По центру фасада находится эркерный полукруглый выступ, завершающийся наверху ротондой с полукруглой террасой. Говорят, что в дом был проведен пивопровод из находящегося не так далеко Жигулевского пивного завода, стоило только открыть кран и подставить кружку.

Однако хозяин дома порадовался своим хоромам совсем недолго. Сначала Первая мировая война, а затем революция. В советские годы особняк перепланировали в коммунальное жилье. Сегодня это отреставрированное здание занимают социальные службы.

Мемориальная доска на на Особняке А.Ф.фон Вакано

Расположенное рядом (справа) здание Общественного собрания, также построено в 1914 году тем же самым Д.Вернером и в том же стиле модерн. Земли для постройки дома Общественного собрания были выкуплены губернскими властями в 1906 году у А.Ф. фон Вакано, с целью создания там Губернского дома с канцелярией или что-то типа того.

Но в 1911 году, недавно основанное Общественное собрание служащих решило построить для этих служащих специальное сооружение для проведения полезного и развлекательного досуга. Д.Вернеру был заказан проект знания, а губернское правление выделило именно этот земельный участок, выходящий сразу на две перпендикулярные улицы.

Здание Общественного собрания

Таким образом, заданное изначально угловое месторасположение определило трехфасадность планировки. Первый этаж декорирован крупным рустованным камнем. В декоре фасадов применялись желтые и зеленые глазуревые плитки. Но желтые, в результате позднейших реставрационных работ, были закрашены и стали терракотовыми.

Дом Общественного Собрания (фрагмент)

В этом особняке казенные и общественные служащие могли отдыхать на балах и литературных вечерах, посещать театрализованные представления и научный лекторий.

В первые годы становления новой власти дом Общественного собрания был занят красноармейским клубом им.К.Либкнехта. А сегодня здесь можно посетить Военно-исторический музей.

В залах Военно-исторического музея

Особняк Общественного собрания закругляет угол с улицы Шостаковича на улицу Куйбышева, главную историческую магистраль города с многочисленными магазинами, ресторанами и развлекательными учреждениями.

Эта улица, проходя параллельно улице Фрунзе, ограничивает Чапаевскую площадь с западной стороны. Здесь мы не увидим архитектурных строений. За улицей Куйбышева, ниже площади Чапаева, протянулся старейший городской парк – Струковский сад.

В Струковском саду

Название это уходит корнями в 20-е годы 19 века, когда здесь находилась усадьба и роскошный приусадебный сад действительного статского советника, управляющего Илецкими соляными промыслами Г.Н.Струкова.

После его переезда в Соль-Илецк, усадьба пришла в запустение, переходила из рук в руки, пока не стала собственностью городского общества. Постепенно заброшенный сад превратился в общественный парк – место гуляний и развлечений горожан.

Самарский Струковский сад в нач.20 столетия

Таким он остается и по сегодняшний день, сохранив в своем названии имя первого владельца.

Обойдя здание театра с любой его стороны, можно выйти в ухоженный и очень аккуратный сквер, который носит имя А.С.Пушкина. Этот небольшой скверик основан в 1899 году к столетнему юбилею прославленного русского поэта.

Дело в том, что после постройки городского Драмтеатра, с его тыльной стороны оставался бесхозный пустырь, на котором паслись козы и играла детвора. Этот пустырь решено было облагородить и превратить в сквер, где могли бы гулять зрители до и после спектакля, а также прочие горожане. Сквер, конечно же, должен был носить имя великого русского поэта.

Однако, у города денег на осуществление проекта не хватило. И только в начале 20 столетия, благодаря спонсорской помощи пивного короля А.Ф. фон Вакано, сквер был благоустроен и оснащен крытым павильоном для проведения литературных вечеров. Этот же павильон использовался для занятий французской борьбой. В нем выступал сам И.Поддубный. Появились в сквере и теннисные площадки, которые зимой переоборудовались в катки. О зарождении тенниса в Самаре напоминает бронзовая «Дама с ракеткой», установленная в сквере к 100-летней дате появления этого вида спорта в городе.

«Дама с ракеткой» в Пушкинском сквере

В 1905 году появился в сквере и первый памятник поэту (авт. В.Рейтлингер). Кстати, это был вообще первый памятник Пушкину, установленный в волжских городах. Но он был гипсовым, на кирпичном фундаменте, и довольно быстро начал разрушаться.

Первый памятник А.С.Пушкину в Самаре

В 30-х годах его демонтировали, а в 1949 году на каменном постаменте появился второй А.С.Пушкин, выполненный московским скульптором В.Домогацким, но и он был демонтирован в начале 60-х.

Тот металлический памятник, который сегодня фотографируют все туристы, установлен на колонном постаменте в 1985 году. Его авторы – местный скульптор И.Федоров и скульптор-литейщик из Тольятти В.Фомин. Открытие памятника проходило в очень торжественной обстановке. Около памятника в наши дни проходят ежегодные литературные мероприятия, посвященные дню рождения поэта (6 июня), дню смерти (10 февраля) и дню лицеиста (19 октября).

В углу сквера, выходящем на пересечение улицы Куйбышева с Вилоновской улицей, находится смотровая площадка, с которой туристы могут полюбоваться на расположенный ниже Струковский сад, на архитектурные объекты Иверского монастыря и находящийся рядом Жигулевский пивзавод.

Смотровая площадка Пушкинского сквера

Видна отсюда и величественная Волга с ее противоположным берегом.

Памятник Чапаеву в Самаре ждет реставрация

САМАРА, 26 апреля, РИА ФедералПресс. В Самаре планируют отреставрировать памятник Василию Чапаеву, который находится возле здания драмтеатра.

Для этого скульптурную группу снимут, кроме того, разберут плиты для ремонта фундамента памятника.

Проект реконструкции уже готов, пишет НИА «Самара».

Монумент установлен в 1932 году к пятнадцатилетию Октября. Над созданием трудились архитектор Иосиф Лангбард и скульптор Матвей Манизер (он же создал в Самаре памятники Куйбышеву и Ленину).

Для создания лица Чапаева Манизеру позировал сын Чапаева, Александр, внешне похожий на отца. Для образа красногвардейца-башкира, поднимающегося с земли, скульптору позировал слушатель Ленинградской военно-медицинской академии и башкирский поэт Гайса Юсупов.

Экс-главу «Тольяттиазота» Владимира Махлая заочно приговорили к девяти годам тюрьмы

АвтоВАЗ возобновляет производство

Куйбышевский НПЗ внедрил энергосберегающие технологии

Четыре аукциона по программе «Комфортная городская среда» приостановлены УФАС Самарской области

Нижегородский губернатор рекомендовал «Автокомпоненту» найти компромисс с АвтоВАЗом

Губернатор Самарской области назвал ситуацию на АвтоВАЗе шантажом

Главы Нижегородской и Самарской областей подключатся к решению проблемы на АвтоВАЗе

АвтоВАЗ объявил о полной остановке производства

Х Всероссийский сельский Сабантуй прошел в Самарской области

Путин заявил, что Элтон Джон заблуждается насчет ситуации с ЛГБТ в России

«Рустави 2» извинился и возобновил работу

Топ-10 событий недели в регионах России. Дюжина смелых, игра на выбывание и сибирский Лукашенко

Путин поручил разобраться со злоупотреблениями статьей об оскорблении госсимволов

Большинство россиян одобряют деятельность Путина

Узники совести или экстремисты? «Свидетели Иеговы» не теряют надежды доказать факты пыток в Сургуте

В Саратовской области водители портят камеры видеофиксации

Рост цен на некоторые продукты в 2019 году превзошел инфляцию в 17 раз

Экипаж ракеты-носителя «Федерация» рискует погибнуть в Тихом океане

2007-2019 ©
Редакция « ФедералПресс »

Адрес для корреспонденции и посетителей:
107031 , Россия, г. Москва , ул.Кузнецкий Мост, д. 21/5 , оф.5054
Тел. +7(499) 112-35-89, +7(495)928-77-67 E-mail: [email protected]

Главный редактор: Еремин Иван Сергеевич
E-mail: [email protected]

«ФедералПресс» — медиа-холдинг: экспертный канал, информагентства, журнал. Политика, экономика, происшествия, общество. Экспертный взгляд на жизнь регионов РФ

Реализация рекламных и PR-проектов в рамках ресурсов холдинга ФедералПресс — Консалтинговое агентство «Главный Советникъ»
Адрес: 620014, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 28 тел. +7 (343) 379 00 33 E-mail: [email protected]

Информационное агентство «ФедералПресс» (зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 21.08.2012г. за номером ИА № ФС 77 – 50947)

Учредитель: Еремин Иван Сергеевич

Адрес редакции:
107031, Россия, г.Москва, ул.Кузнецкий Мост, д. 21/5, пом. II, ком. 54
Тел.+7(499) 112-35-89, +7(495)928-77-67 E-mail: [email protected]

Информация на сайте предназначена для лиц старше 16 лет

При заимствовании сообщений и материалов информационного агентства ссылка на первоисточник обязательна.

Related Post

Из чего делают надгробные памятники

Памятники на могилу из полимергранита: технология изготовления Памятники на могилу из природного камня — это красивые и достойные светлой памяти самых близких людей изделия. Полимергранит — пример такого искусственного материала,

Я памятник себе воздвиг чудесный аудиозапись

Я памятник себе воздвиг чудесный аудиозапись Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,Металлов тверже он и выше пирамид;Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,И времени полет его не сокрушит. Так!

Памятник александру 2 спб

Александру II, памятник ? Санкт-Петербург История объекта: Александру II, памятник дата события историческая справка источник Адрес: ул. Рентгена, д. 6Бюст Александра II В 1898 г. была открыта гомеопатическая больница, выстроенная