Меню

Мечеть в кремле казани

МЕЧЕТЬ КУЛ ШАРИФ в Казанском Кремле (тат. Qol S?rif m?cete, Кол Ш?риф м?чете)

КУЛ ШАРИФ — главная мечеть КАЗАНИ, ТАТАРСТАНА и ТАТАРСКОЙ ДИАСПОРЫ

Расположена в западной части Кремлевского коплекса, во дворе бывшего Юнкерского училища. Ориентация мечети на Мекку была определена с точностью до сотой доли секунды через спутник.

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «…воссоздать (в Казанском Кремле) здание мечети Кул-Шариф». В том же году объявлен открытый конкурс на лучший проект возрождения мечети, который был завершен 25 мая 1996 года. Победил проект, где объединились творческие силы двух лидеров первого тура конкурса на основе «четырехминаретной» идеи (архитекторы Ш. Латыпов, И, Сайфуллин, А. Саттаров и М. Сафронов).

В процессе проектирования родилось новое архитектурно-художественное решение мечети (архитекторы И. Сайфуллин и С. Шакуров) при сохранении общей композиции комплекса, однако при этом изменился художественный образ всего ансамбля,в него был заложен ряд смысловых элементов, приблизивших архитектуру мечети к местным традициям. Сакральное пространство мечети ограничено стенами Кремля и бывшего Юнкерского училища. Границы площади закрепляются павильонами-«мавзолеями», дополняющими мемориальный образ комплекса. Кроме задачи реабилитации утраченной градостроительной и композиционной целостности кремлевского ансамбля, ее архитектура призвана символизировать собою мирное сосуществование двух главных конфессий Татарстана: мусульманской и православной.

Основные идеи, заложенные в художественный образ мечети: возрождение государственности, мемориальность, память о защитниках Отечества. Купольное здание с четырьмя минаретами по углам, — центр всей композиции, — символически воссоздает разрушенную много веков назад аль-Кабир города Булгар, древний символ поволжского Ислама. Кроме того, в многоминаретности нашла свое отражение легенда о восьмибашенной мечети XVI века Кул-Шариф; купол декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки» — короны Казанских ханов, увезенной в Москву после падения Казани и экспонирующейся ныне в Оружейной палате.

Другим условием, заложенным в проектное задание мечети, было отражение архитектурными средствами тысячелетнюю традицию исламского зодчества татар. Именно эта тема читается в переплетающихся конструкциях стрельчатых арок, которые подчеркивают родство с каркасными конструкциями юрт, — первых мобильных мечетей кочевых тюрок. Элементом художественного образа, органично вплетающимся в архитектуру здания, стал древнебулгарский знак возрождения и процветания — тюльпан.

Своим появлением это здание изменило не только градостроительную композицию Кремля и художественный образ всего исторического центра Казани, но и обозначило поворот в сознании жителей Татарстана. Строительство этого уникального по своей значимости сооружения в Казанском Кремле позволяет по-новому, более пристально, вдумчиво, объективно взглянуть на нашу историю, на наше духовное и материальное наследие, поднимать новые пласты культуры, завещанные нам минувшими столетиями.

Новая мечеть Кул-Шариф — это не просто мечеть, и даже — не просто главная мечеть Казани и государства. Это новый символ Казани и Татарстана, притягательный центр для всех татар в мире. Это вектор, направленный из прошлого через сегодняшний день в будущее. С ее возникновением архитектура татарской мечети обрела новый образ общегородской аль-Кабир, утраченный четыре с половиной столетия назад с уничтожением татарской государственности.

Н.Х.Халитов знакомит президента РТ(слева) с конкурсными проектами будущей мечети. Июль 1996 г. Мечеть в процессе строительства.
Фото Н.Халитова, 1997 г.

Комплекс мечети Кул-Шариф будет не столько культовым, сколько культурно-просветительским комплексом и научным центром: в состав его помещений включен Музей исламской культуры Поволжья, Музей древней рукописи с исследовательской частью, библиотека.

Отделка фасадов близка к завершению.
Фото А.Алексеева, 2002 г.
Вид с минарета.
Фото А.Алексеева, 2002 г.
Тахаратхана (комната для омовений).
Фото Н.Халитова, 2004 г.
Вид с юга.

Археологические остатки предполагаемой мечети-медресе Кул-Шарифа в садике у Благовещенского собора

Историческая справка

Памятники православной культуры стали появляться на территории Кремля только со второй половины 16 века, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного. До этого времени в крепости было несколько мечетей с высокими минаретами, одной из которых была легендарная мечеть Кул-Шариф (прим. вообще название мечети неизвестно, современноое название в честь последнего имама — сеида Кул Шарифа). Русские источники именуют мечеть «Кулшерифовой», имея в виду, вероятно, имя ее имама, сеида Кул Шарифа.

Из татарских источников широко известно краткое сообщение историка Шигаб-эд-дина Марджани о восьмибашенной мечети в «кальга» (крепости) города Казани, — без упоминания, впрочем, ее наименования. Принято считать, что это сообщение относится именно к мечети Кул-Шариф.

Отрывок из книги Худяков М. Г. Татарская Казань в рисунках XVI столетия. стр.17
Скан из Интернет сайта Нац. библиотеки РТ http://www.kitaphane.ru/

Ему же принадлежит идея об аллегорическом перенесении ее форм в образ храма-памятника в честь взятия Казани в городе Москве — собора Василия Блаженного.

прим. ред. в настоящее время, многие татарстанские историки преподносят эту идею, как неоспоримый факт.(начало традиции положил в 1923 году М. Г. Худяков).

Основание фундаментов мечети на раскопках 1997 г.
Фото Р.Забирова, 1997 г.
Многоминаретная мечеть 16 века в Казани, реконструкция Нияза Халита.
Композиционная идея

Наиболее основательно загадкой мечети Кул Шариф занимались в 1920-З0-е годы историк Михаил Худяков и в 1990-е годы — архитектуроведы С.С.Айдаров, Н.Халитов и Г.Айдарова- Волкова.

Местоположение мечети точно не установлено: можно лишь предположить, что стояла она где-то в районе рва Тазик. По мнению С.С.Айдарова, мечеть примыкала к ограде Ханского двора изнутри с южной стороны (в районе Консисторского спуска). Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть размещалась либо в районе теперешнего корпуса №9, либо она была переделана русскими в церковь Дмитрия Солунского (на месте современной котельной) у Дмитровских ворот Кремля.

Согласно гипотезе Н.Халита, мечеть Кул-Шариф это была мечеть-медресе османского типа школы Ходжа Синана выстроенная местными (а может быть, крымскими или турецкими) мастерами с ориентацией на османскую школу зодчества. Это могло быть высокое здание, купольной композиции, окруженное четырьмя высокими минаретами по углам всего комплекса и четырьмя башенками над углами основного объема. Вокруг основания купола возвышались небольшие башенки, сдерживавшие распор купола, числом ориентировочно от 8 до 16. Минареты могли иметь утяжеленные, «булгарские» пропорции; завершающие элементы здания могли иметь луковичные маковки разнообразной формы.

Археологические исследования 1997-98 гг. вскрыли основание обширного комплекса построек, в том числе двухэтажного каменного здания времен ханской Казани, перестроенное впоследствии под Архиерейский дом. Можно предположить, что это и были остатки комплекса мусульманского религиозно-просветительского центра сеида Кул-Шарифа, переданного после захвата Казани русскими под подворье казанского архиерея.

Образ легендарной 8-минаретной мечети оказался настолько сильным в памяти татарского народа, что по прошествии почти пяти столетий она вновь была воссоздана.

Нияз Халитов
фото: Е.Сунгатова

Казанский кремль. Мечеть Кул Шариф [VI/6453]

ТАЙНИК
Тип: Виртуальный
Класс: Архитектурный
Исторический
Музей/экскурсия
КООРДИНАТЫ
(видны только зарегистрированным пользователям)
МЕСТНОСТЬ Россия
Татарстан респ. БЛИЖАЙШИЙ НАС.ПУНКТ Казань ОЦЕНКИ ТАЙНИКА [?] Доступность: 1
Местность: 5 РЕЙТИНГ АТРИБУТЫ [?]
ПАСПОРТ ТАЙНИКА ЭКСПОРТ ТОЧКИ ФОТОАЛЬБОМ ТАЙНИКА ПОКАЗАТЬ НА КАРТЕ БОЛЬШЕ КАРТ

Описание окружающей местности

И я стоял, о времени забыв,
Остановив дыхание и сердце,
И белой лилией плескался “Кул–Шариф”
В расширенных глазницах иноверца…

Нет, он меня в ногах не замечал,
Взмывая геометрией к Аллаху,
А мне на плечи дождь с зонта стекал
И прятался под мокрую рубаху.

Сливалась синь с распахнутых небес
И застывала в куполах мечети,
И витражей стремительный отвес
Светился всеми красками на свете.

Пронзали минареты небосвод,
Как иглы, тонкоствольными телами,
И падал в бесконечность их полет
Своими белоснежными крылами.

И мне казалось – он совсем не юн,
Величие и мудрость всех столетий
Ко мне спускались с минаретных струн,
Со всей Казани и со всех мечетей.

Арабской вязью морщилась стена,
И прах былого спал под основаньем,
Я понимал – ему не до меня,
Застывшего безмолвным изваяньем.

Я понимал – он часовой эпох,
Он новая жемчужина Востока,
И так хотелось мне услышать вздох,
Из-под разводов, самого Пророка.

Но “Кул-Шариф” в молчанье погружен,
А я, касаясь мрамора рукою,
Шептал себе, что мир наш защищен
Еще одной, на свете, красотою…

Одной из самых почитаемых мечетей ханской Казани была знаменитая мечеть Кул Шариф (1). Архитектура кремля ханской Казани, уничтоженного пожаром в октябре 1552 г., известна лишь по данным средневековых летописей; некоторые следы существовавших когда-то величественных построек удалось обнаружить при археологических раскопках, проводимых в Казанском Кремле. Известно, что в пределах крепостных стен располагался комплекс культовых и гражданских построек, возведенных в XV — первой половине XVI в. В источнике «Джагфар Тарихы» подробно описывается застройка территории крепости: «А в Югары Кермане — Ханский двор, примыкающий к Ханской башне, дворец Нур-Али… Здесь же, возле башни Мир-Гали, располагается мечеть Мир-Гали, а рядом с ней — усыпальница хана Мохаммед-Эмина Иджима. Перед Ханским двором — небольшой Райский сад, за ним — площадь, а за ней — большая мечеть «Мохаммед-Алам» или «Кул-Ашраф»… Легендарная мечеть, в русских летописях называемая «Кулшерифовой», носила имя почитаемого имама (предстоятеля на молитве), сеида Кул-Шарифа. Не удалось достоверно установить ее расположение на территории средневековой крепости, — слишком расплывчаты указания, содержащиеся в летописях: «… и приближа Христиане к Кулшерифу, к Тезицкому врагу». Мечеть, по версиям разных исследователей, могла располагаться возле Сбойливой башни, либо на северной площадке над оврагом Тазик, либо на месте, где впоследствии был возведен Архиерейский дом. Память о мечети, поражавшей видевших ее своим величием, великолепием и изысканным декором, сохранилась в народе. Считается, что она вмещала несколько тысяч верующих. На пятничную молитву в ней собиралось практически все мужское население города, здесь проходили церемонии возведения ханов на престол. Восемь минаретов окружали купол мечети, и это необычное число связывают с напоминанием о восьми провинциях Булгарского государства; купол символически утверждал единую власть хана, а месяцы были знаком всевластия Всевышнего. Нижний ярус мечети, в два этажа, был восьмиугольным в плане. Верхний ярус завершался красивым куполом в виде булгарского венца. По углам нижнего яруса располагались одноэтажные объемы, служившие опорами четырех больших минаретов. Четыре малых минарета поднимались из углов второго яруса, достигая половины высоты купола, большие минареты значительно превышали его высоту. Навершия минаретов и купола — серебряные алемы — сверкали на солнце. Они были в виде круторогих месяцев, «рожки» которых были направлены вверх, как было принято в османско-турецких мечетях того времени.

Легендарный памятник в казанской крепости был не просто мечетью, т.е. местом сбора мусульман для молитвы. При мечети была основана школа — медресе, собрана огромная библиотека. При Кул Шарифе комплекс мечети-медресе был обращен в своеобразный дом наук, именно его современники назвали именем выдающегося сеида.

1 — Кул Шариф — историческая личность. Его имя золотыми буквами вписано в историю татарского народа. Сеид Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. После восшествия на казанский трон хана Ядигара (Едигера), Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства. В русских летописях он упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. После смерти своего отца Мансура в 1546 году имам был назначен предводителем религиозных деятелей ханства. Жители Казани глубоко уважали сеида Кул Шарифа, чтя его высокую образованность, нравственную чистоту и честность. Исследователь истории Казанского ханства М.Худяков отводит Кул Шарифу роль первого лица в государстве, поскольку, благодаря своему высокому авторитету и положению, он становился в периоды междуцарствия во главе временного правительства. Несомненно, выполнение подобных обязанностей требовало глубоких знаний, незаурядного ума и опыта.

Во время событий осени 1552 года духовный лидер татар-мусульман Кул Шариф проявил себя как выдающийся предводитель воинов. В день 2 октября 1552 года имам Кул Шариф был вместе со своим народом, героически защищавшим казанскую крепость. Русское войско, уже два месяца осаждавшее Казань, ворвалось в горящий город. С площадей и узких улочек города бои перешли на стены крепости. Жестокой схваткой сопровождалось продвижение осаждавших внутрь кремля, к Ханскому двору. Под стенами величественной мечети отчаянное сопротивление нападающим оказали шакирды медресе во главе с Кул Шарифом…

Много веков минуло с тех пор. Исторические хроники и легенды, народные сказания, поэтические строки и полуистлевшие руины — осколки памяти о блистательной культуре Казанского ханства. Бережно сохраняют потомки немногие материальные свидетельства о величественных дворцах и мечетях, в давние времена прославивших Казанский Кремль. Сохранению и возрождению духовной культуры татарского народа посвящена мечеть Кул Шариф, воссозданная в начале XXI столетия на территории древней крепости. Торжественное открытие мечети Кул Шариф состоялось 24 июня 2005 года в год 1000-летия Казани. Комплекс мечети включает в себя здание самой мечети, музей-библиотеку, издательский центр и управление имама.

Современное здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения. В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин. В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама. Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы. Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища был торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф. » Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и мраморная отделка.

Особое значение в пространстве мечети придается залу Музея исламской культуры в Татарстане. В основе его образного решения лежит идея преемственности исламских традиций в культуре татарского народа. Беломраморные, стоящие попарно колонны несут декоративную балочную конструкцию, имеющую очертания восьмилучевой звезды. В центре круглого зала под стеклянным саркофагом размещается главная реликвия — старинное издание Корана. По периметру зала расположены витрины с экспонатами, рассказывающими о проникновении ислама и его современном развитии на территории Татарстана. Здесь представлена коллекция рукописей и старинных изданий. Одним из результатов деятельности Фонда финансовой поддержки мечети Кул Шариф стало собрание изданий Корана на многих языках мира, насчитывающее более 300 экземпляров.

Интерьер Зала приемов имама имеет выраженный восточный характер. В центре зала — окруженный креслами стол переговоров, вдоль стен расставлены диваны. Обивка кресел и диванов выполнена из набивных тканей с характерным декоративным рисунком. Стены обтянуты золотистой тканью. Боковые стены зала украшают два шамаиля, выполненные в техниках казанской узорной кожи (кожаной мозаики) и вышивки — традиционных видах татарского декоративно-прикладного искусства. На стенах вестибюля, ведущего в зал имама, мрамором выложены виды Мекки и Булгара.

государственный историко-архитектурный
и художественный музей-заповедник

Комплекс мечети Кул Шариф

Комплекс мечети Кул Шариф располагается в западной части крепости. Создавался как единый архитектурный ансамбль, включающий в себя собственно мечеть, памятный камень и здание экскурсионного бюро. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам.

При включении в Список всемирного наследия ЮНЕСКО было признано целесообразным строительство мемориальной мечети исходя из принципа баланса культур и конфессий. Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.

Мечеть построена в 1996—2005 гг. по проекту авторской группы архитекторов фирмы «Татинвестгражданпроект» в составе: А.В.Головин, А.И.Исхаков, И.Ф.Сайфуллин, А.Х.Саттаров, М.В.Сафронов, С.П.Шакуров.

Созданию окончательного проекта мечети предшествовал конкурс на разработку проекта мечети, проходивший под эгидой Союза архитекторов Республики Татарстан. По итогам двух туров был разработан проект, объединивший идеи и замыслы ряда конкурсантов. Проектом предусмотрено копирование двора мечети с учетом перепада рельефа на две платформы: верхнюю — для ритуальных, нижнюю — для музейно-экскурсионных мероприятий.

Здание мечети Кул Шариф в плане представляет собой 2 пересеченных под углом 45° квадрата в виде известного в мусульманском мире знака, означающего «благословение Аллаха». Стены представляют собой восемь пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами из Корана и орнаментальными косичками. В образовавшиеся участки стен вписаны высокие стрельчатые окна, заполненные цветными витражами. Образующееся восьмилучевое пространство покрыто восьмилотковой кровлей. пространство центрального объема по центру перекрыто куполом с вершиной на высоте 36 м. Купол прорезан окнами в форме тюльпанов. Ассоциативно он связан с Казанской Шапкой. Входная группа двухэтажным полуцилиндром примыкает к основному объему с двумя псевдоминаретами, акцентирующими вход. Второй этаж нависает над входом, опираясь на круглые колонны. По углам основного объема расположены четыре основных минарета высотой 55 м. Мечеть имеет также 2 малых минарета и еще 2 на углах главного входного портала. Общее число полумесяцев составляет 8 — по числу минаретов исторической мечети Кул Шариф, существовавшей, согласно описаниям, в XVI веке на территории Ханского Кремля.

Внутренний объем здания имеет 5 этажей, включая цокольный и технический, и несколько промежуточных площадок-уровней, вспомогательного и технического назначения.

В трех надземных этажах расположен вестибюль главного входа с группой помещений имама, молельный зал и балкон-галерея для женщин.

В цокольном этаже, образующем стилобат здания, запроектированы женский распределительный вестибюль, помещения для омовений, гардеробы и Музей ислама.

Вход в мечеть организован с главной молельной площади, с северной стороны здания, вход в музей ислама — с нижней, южной платформы.

Помещение ритуального и музейного назначения жестко зонированы, «мужской» и «женский» потоки посетителей разделены и обеспечены самостоятельными входами и выходами.

В отделке здания применены уникальные отделочные работы, соответствующие рангу этого здания, такие как: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами.

В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы — гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик.

Памятный камень, посвященный закладке мечети

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф…» Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Здание пожарной части

Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).

© 2007-2019 Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

Мечеть в кремле казани

Оригинал взят у alex_des в Мечеть Кул-Шариф и дракон Зилант в Казани. Россия.

Я уже писал раньше, что был недавно в командировке в Казани и показывал несколько рассветных картинок. Сейчас хочу показать ещё несколько фотографий этого красивого города.

После съёмки рассвета я решил зайти посмотреть Кремль. На ночь он не закрывается и ранним утром я спокойно вошёл туда через ворота. В Кремле внимание привлекает красивая мечеть Кул-Шариф, которую я и намеревался поснимать.

21 февраля 1996 года на территории бывшего Юнкерского училища торжественно заложен памятный знак на месте будущей мечети Кул Шариф, о строительстве которой было объявлено Указом Президента Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (13 ноября 1995 года): «В целях сохранения исторической преемственности воссоздать здание мечети Кул Шариф. ». Текст указа размещен на камне. С началом активного строительства камень был перенесен севернее мечети. Площадка перед мечетью и камнем предназначена для совершения религиозных обрядов во время крупных мусульманских праздников.

Строительство Мечети в Казанском кремле сыграло немаловажную роль в консолидации двух основных народов, проживающих на территории Татарстана и в исполнении принципа баланса культур и конфессий на территории Кремля. Мечеть Кул Шариф является также мемориалом памяти павшим защитникам города Казани. По функции музея исламской мечеть призвана решить задачу исторической преемственности центра просвещения, каким являлась мечеть в комплексе с медресе в XVI в., основанная имамом Кул Шарифом.
(взято с сайта http://www.kazan-kremlin.ru/)

1.

Высота минаретов — 55 метров!

2.

3.

А вот это здание на переднем плане (фото №3) — здание пожарной части, в народе называют «тюбетейка». Эта «тюбетейка» является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).

Солнце уже встало достаточно высоко и я поспешил отсыпаться в гостиницу — впереди рабочий день.

Следющее фото сделано уже ближе к вечеру. Все дела позади и пора собираться домой в Москву. Напоследок заскочил ещё на одну точку, чтобы поймать закатный свет на Кремль.

4.

5.

А вот это странное здание на островке (фото №6) — храм-памятник воинам, павшим при взятии Казани в 1552 году (Храм-памятник в честь Нерукотворённого Образа Спасителя). Это каменный храм, построенный в XIX веке в память о воинах, погибших при осаде и взятии Казани в 1552 году. Один из старейших казанских памятников и воинских мемориалов России.
У этого храма длинная история, он не раз подвергался осквернению и его требовали снести националисты. Может быть поэтому, мост, который вёл раньше к храму с дамбы, сейчас разрушен — на фото виден лишь его фрагмент.

Кому интересно почитать историю этого храма, см статью в Википедии.

6.

Оказывается, символом Казани является дракон Зилант. На фото №7 как раз и есть этот симпатяга 😉

7.

Закат встречали в Кремле. У мечети Кул-Шариф оказалась очень интересная подсветка. К тому же её включают достаточно рано, поэтому удалось снять её на фоне закатного неба!

8.

Ну и прощальный кадр с казанским кремлём и великолепной вечерней подсветкой. Снимал с той же точки, что и на рассвете. Жаль, что физически не успевал сюда попасть после съёмки внутри кремля — небо над кремлём потемнело очень быстро (закат был у меня за спиной).

9.

До свидания Казань, а нам впереди 870км дороги.

Соборную мечеть в Казани могут построить в буферной зоне Кремля

Соборную мечеть в Казани хотят построить в буферной зоне Казанского кремля. Об этом сегодня на заседании общественного совета при комитете РТ по охране объектов культурного наследия сообщила зампредседателя ТРО ВООПИиК Фарида Забирова.

По ее словам, представителей общества охраны памятников этот вопрос сильно беспокоит, ими, в свою очередь, были предложены три альтернативные территории, на которых могла бы разместиться мечеть, в том числе на территории речного порта.

«Нас это очень беспокоит. Это большой объем, параметры [строительства] не определены, но вопрос висит», — сказала Забирова.

А Кул Шариф не подходит ?

  • Рядом с Кул Шарифом строить не вижу смысла. И почему мечеть в Кремле не может считаться соборной,просветите.

  • Где эта буферная зона?

    Где колокольня храма стояла.

    Феофан начал гонку
    Кто больше и выше построит

    согласна , если бы Феофан не начал так яро выбивать строительства ещё одного огромного собора у кремля за дворцом земледельцев где итак вокруг десятки пустых церквей то и Мечеть бы не построили бы а так она там теперь уже нужна для уравновешивания поэтому я за строительство Мечети в буферной зоне казанского кремля . Этот Феофан сам начал

    Феофан восстанавливает, а не новую строит.

    Так и татары тоже восстанавливают.

    Что восстанавливают, если даже с местом не могут определиться? Или забыли, где она была?

    На том месте церковь уже построили.

    Мечети в Казани до середины 16 века были везде , так что где бы ее не построили не прогадают

    На территории Казанского Кремля исконно не было ни одной церкви , зато было 4 Мечети, а сейчас только одна, так что по сути надо ещё три Мечети там построить , в точнее Восстановить

    Это все лишь легенды и версии про 4 мечети, точных данных нет. Зато точно известно о 3 церквях и монастыре в Кремле.

    Откуда в казанском ханстве в кремле было 3 церкви , вы с ума сошли что ли ?

    Где вы там хотя бы десяток «пустых церквей»вокруг насчитали, просветите пожалуйста, а?

    Деньги же не свои, почему бы не строить

    У нас толерантная республика
    Что теперь соблюсти баланс нужна Соборная Мечеть
    Не мы это начали

    Соборная мечеть уже есть, это Кул Шариф. Полупустует 360 дней в году. И о каком балансе речь, если мечетей и так в разы больше остальных культовых сооружений?

    А рядом там тоже церковь уже стоит. Кстати, полюбопытствуйте на каких камнях стоит.

    Что заладил одно и тоже! А у меня папа лесник! А у меня военный! Вечно недовольный. Феофана ещё сюда приплетаешь. Как бы не хотели перепеть историю — нет! Наслаждайся и созидай.

    Работаю прям рядом с Кул Шарифом. Ни разу не видел пустой

    где больше? посчитайте сколько церквей

    В 3 раза меньше. А по республике раз в 20-30

    Советник опять курировать будет?

    Не рядом! Кул Шариф уже и есть соборная мечеть. Она чем не подходит? 360 дней она полупустая. Для чего строить огромное новое сооружение, чтоб его содержать, если уже есть огромная соборная мечеть?

    Честно говоря — Вообще не беспокоит, где будет Соборная мечеть.
    Хоть на пл. Тысячелетия, хоть около Академии наук РТ.
    Можно вообще Свеевскими 18-этажками Кремлёвскую улицу застроить.
    Что хотят , то и пусть делают.

    Мечети никогда пустые не стоят в отличии от церквей
    В мечетях молодежь, в церквях старики

    В Священном Писании сказано: » где двое или трое соберутся во имя Мое, там и Я среди них». Так что даже если три старухи придут в храм, богослужение состоится.

    18.53 действительно, уже все равно.

    Кул Шариф может считаться соборной, но сборных мечетей может быть не одна.
    Рим Дашкин

    14:00. Просвещаю! Соборных мечетей может быть несколько.
    Рим Дашкин

    Пора уже чем нибудь вам заняться «самозанятая» а не словоблудием!

    Кто-то видимо очень хочет предстать перед всевышним весь белым и пушистым,и как всегда за чужой счет!

    сказано же, прежде чем попасть в рай будет суд

    причем, действительно праведный и беспристрастный.

    Не за чужой, а за государственный, бюджетный.

    соборную мечеть же планируют на деньги инвесторов строить

    Та, та, именно. Только вот инвесторы вкладывают деньги с целью их возврата и получения прибыли.

    11.49
    А церкви кремля не подходят?
    Почему на Б.Красной начали строить?

    Не строить, а восстанавливать. Разницу понимаете?

    Давайте тогда и все мечети востанавливать

    Вот лично я и не против. Восстанавливайте. Или мечетей мало строят?

    Коммунисты взорвали пусть и восстанавливают
    Прокофьев, вы где?
    Мастерок в руки и вперед

    Сразу, как вы откажитесь от всех благ, что дала Советская Россия, сам возьму мастерок в руки и буду восстанавливать всё. Мракобес.

    MAD BIG,знаешь что нам татар— болгарам есть много чего восстанавливать.В одном Казанском Кремле надо восстановить около десятка мечетей, уничтоженных Грозным.А сколько их в Казани надо восстанавливать ,мы уж решим без вашего совета.

    татар— болгарам — понятно, а что прикажете делать татарам-потомкам Чингисхана? Ордынцам?

    Если в кремле было десять мечетей, то где же жили гарнизон и остальная челядь? Я вот только про три слышал. Конечно я постараюсь найти более подробные данные, но с десятком вы загнули мне кажется.

    В каком-то древнем русском источнике о Казане, говорилось, если не изменяет память о пяти мечетях «мурованных». Как я понимаю это были деревянные мечети обмурованные камнем.

    Вот это немного ближе к истине.

    Немного выше утверждали, что в Кремле было 4 мечети. Теперь уже десяток мечетей. Кто больше?

    Не начали, а восстанавливают разрушенный собор, построенный на месте обретения Казанской иконы. Казань — место паломничества множества верующих которые чтут Казанский образ. Спросите у своих правителей, нужен городу Казанский собор или нет?

    А знаешь ли ты отрок ,откуда появилась икона Казанская.Это святой список татар— булгар,который нашла девочка.Этот список помогал многим людям.

    Сути дела это не меняет. Казанский образ, кто бы его не написал, прославил град Казань далеко за пределами России. Паломники рекой текут в Казань приложиться к списку Казанской. Разве это плохо для города в целом? Что за манера делить на ваше и наше? Наши татарстанские руководители одобрили возрождение собора, значит, так надо.

    Вы бредите! Интересно, откуда ?

    Думаю не нужен
    И так все церкви пустые
    Их же ещё и содержать надо
    А это многомиллиардная нагрузка на бюджет

    Доходы от туристов и паломников не забыли посчитать? А по «пустые церкви» даже спорить не хочется. В каких церквях вы были во время богослужения? Вы пишете: » все церкви пустые», так? Из этого следует, что вы обошли ВСЕ казанские церкви во время богослужений, посчитали прихожан?

      Не знаю как у вас , у нас в Дербышках, в церкви не протолкнуться.

      это оч. даже правильное решение нужно построить мега размеров гигантскую Соборную Мечеть именно на территории Кремля. Размечтались тут иные НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ спрятать нашу мусульманскую Соборную Мечеть куда подальше,с глаз долой на задворки Казани в старый аэропорт или речпорт-НЕ ВЫЙДЕТ- если строить только в Центре Казани УРА! БЕЗ БУЛДЫРАБЫЗ.

      Не провоцируйте, на территории Кремля ничего строиться не будет. Все названные в статье места вполне нормальные.
      Рим Дашкин

      Тюбетейка, мечеть, мечети и мечеть..Культом уже отдает. Явный перебор! Казанку под кремлем лучше на эти деньги очистите. Сделайте пристани и прокатные лодочки по Казанке под кремлем. Люди вам спасибо скажут. И утки и лебеди!

      Не вместо, а — и это надо сделать.

      Постройте детсад, хоспис или онкоцентр, почему снова собор?

      В Иннополисе тоже жизненно необходима Мечеть , там много Мусульман как Татар так и иностранцев

    Зачем в самом центре огромная мечеть? Для туристов? Им кул шариф есть.
    Огромная мечеть у которой ни парковки ни подьезда нормального. Понты опять..

    Мечеть без парковки — деньги на ветер! Пешком ходить -харам? Хотя огромная мечеть под Кремлем это беспредел.

    Автомобили на подземную ТАИФскую стоянку! Зря чтоли строили?))

    Зачем в центре города огромная церковь?
    Без парковки?

    Там наша Казанская святыня, ее почитают во всем мире. Нам парковка не нужна, приедем на общественном транспорте, придем пешком, а паломников и туристов привезут на автобусах.

    Только вот никто туда не ходит

    Уверены? У нас другая информация. На Казанскую 21 июля и 4 ноября видели, сколько народу идут крёстным ходом? До 50 тысяч приезжают. Все дураки, по-вашему?

    Никто за пределами России даже не слышал о ней уж поверь человеку который был в более 20-ти странах , Казань если и знают то как о столице Татар, Тюрков, Мусульман

    Вы так говорите, потому что вращаетесь в своей среде — татар, тюрков, мусульман. А святыню почитают христиане во всем мире, из Испании пришло предложение нашим властям наладить паломнический туризм на постоянной основе к чудотворному образу. В Греции, на Кипре стоит сказать, что из Казани, сразу начинают кивать и доставать из кармана образок с изображением Казанской.

    А как же это — йа йа Рибьин Казан?

    УБИЛ. Страны не считал. Но при слове Татарстан за границей обычно переспрашивают «Казахстан?»
    Так что верить вам смысла не вижу. Продолжайте сочинять сказки о татарин, тюрок, мусульманин. Вы случайно не родственник Ходжи Насреддина?

    Я тоже не понимаю почему прицепились к церкви и мечети.
    Рим Дашкин

    вы правы. строить нужно на месте вднх. идиальное место

    а как же мусоросжигательный завод? там экологичное место и с парковкой проблем не будет. свежий воздух

    завод будут в Осиново строить, вы о чем вообще?

    какая разница где он будет стоять? Весь город дышать его выхлопом будет

    Может лучше в каждом микрорайоне сначала бассейн и ледовый дворец построите?

    Вам их не хватает? Куда ещё больше,то? Вот кто туда ходит, весь народ пашет?

    А огромная церковь зачем строится в центре?

    У руководства республики спросите, они там дружно курируют стройку.

    Ну, во-первых, не строится, а восстанавливается. А во-вторых, мечеть нужна в противовес огромной церкви или просто чтобы была огромная мечеть?)))

    Раз снесли, значит надо было, зачем заново строить?

    Ну и Кул Шариф тоже ведь когда-то снесли, зачем надо было ее опять строить?

    Татарстан потому что.

    15.13. А вы всегда за ущемление других и против справедливости?

  • Пусть коммунисты строят храм на Б.Красной
    Хорошим уроком будет

    Так и эта тогда «восстанавливается» могу также сказать , ибо до середины 16 века в Казани вообще не было ни одной церкви исконно , а были только Мечети, причём в Кремле их было 4

    ЮНЕСКО не даст строить. Хватит вспоминать 16 век, это непродуктивно. Живите настоящим, разве нет других проблем у вас. Шаймиев сказал: мечетей на сегодняшний день 1500, церквей 500.

    еще он как-то ответил на вопрос, почему мечетей в РТ строится больше чем церквей: А их дешевле строить. No comments

    Есть интересный момент. Патриарх Кирилл заявил на канале Спас, 20 сентября 2019 года, что один храм должен быть на 30 тысяч населения и поэтому в Москве будут стремиться к этой цифре. Он правда не уточнил, какое население он имел ввиду, но я думаю, что подразумевалось условно- православное.
    Митрополит Феофан в своем интервью на БО почему-то для Казани норму повысил назвав цифра в 20 тысяч человек. В любом случае в Казани, если следовать словам Феофана норма уже перевыполнена.
    Для мусульман царским правительством после предоставления некоторых свобод была установлена норма первоначально на 300 душ мужского пола, а позже уже в 200 душ мужского пола для получения разрешения на строительство мечети. Соответственно мечети были небольшими в отличие от церквей и строились по несколько штук в деревне, церкви же строились только в селах, в деревнях возводились часовни. Также для мечетей была очень важным параметром расстояние. Оно должно было быть таким, чтобы можно было с началом азана успеть дойти до мечети до окончания азана, т.к. часов в старину не было и время не всегда было возможным определить по солнцу.
    Рим Дашкин

    1. жоржик. НЕ про таких э, ну или всё же про. э? есть русская пословица Мели Емеля, твоя неделя».
    2. Нагульнов сказал Размётнову э если бы это так было, то я бы только ходил бы по свету и стукал наганом .
    3. то есть, если верить секретарю партячейки сдеся количество не всегда переходит в качество — про махание кое чем.

    Дело не только в дешевизне, свою роль играет так же и характер исполнения обрядов. Мечеть обязательно должна была быть, как сейчас говорят, энергоэффективной, т.к. сидеть в холодном помещении на каменном полу разутым это значит быстро прихватить простуду. Выполнять мусульманские обряды в нашем климате можно только в небольших помещениях, с невысоким потолком, с деревянным полом, укрытым коврами.
    Конечно, время изменилось, нет проблем с определением времени, поэтому сейчас уже строить стали и мечети побольше, но при этом существуют и старые небольшие мечети, а также традиции строительство маленьких мечетей.
    Рим Дашкин

    Церквей намного менее 500. Едва до 300 доходит. Причем большая часть старые. В отличии от 1500 мечетей.

    Большинство мечетей обычный деревянный дом с башенкой.

    Кто виноват? И что делать?

    Корректнее сравнивать количество церквей в Татарстане на душу условно православного населения с количеством церквей в других регионах и тогда выяснится, что в Татарстане церквей значительно больше чем в других регионах, особенно южно-русских. Для этого есть сайт РПЦ с указанием всех храмов в каждой епархии, а также их состояние. Татарстан явно выигрывает в этом отношении.
    Рим Дашкин

    В противовес
    Мы же толерантная республика

    Там хранится чудотворный Казанский образ, привезенный из Ватикана в 2004 году, до этого был личной, келейной иконой Папы Римского Иоанна Павла II, к нему притекает огромное количество паломников из других городов, из-за рубежа. Это большой престиж для нашего города и поступления в бюджет от размещения, питания туристов и паломников, от их покупок сувениров и прочего.

    не строиться, а восстанавливают.

    В Кремле огромный собор есть , и сейчас ещё один огромный около Кремля достраивают и что-то никто не возмущается, хотя сейчас посмотрел по карте около Казанского Кремля помимо Кул Шарифа только 1 Мечеть, а церквей 7

    А вас это так заботит, раз собор есть то срочно нужно еще и мечеть построить, тем более там где ни места нет, ни парковки нет

    Такой большой мечети в городе нет, а большинство жителей мусульмане. На праздники другие мечети не способны разместить тысячи людей

    Кто Вам сказал, что большинство жителей — мусульмане? Татар и нетатар в Казани — 50 на 50. Из числа татар — есть кряшены (они не мусульмане). Из числа татар есть атеисты. Верующих мусульман ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше.

    А остальная половина вы хотите сказать сплошной вереющая что ли?))

    Так и русских атеистов 90%
    И русских мусульман много в Казани

    не только в празники надо ходить в мечеть

    Церкви исторические. Не разрушать же их, чтоб вам угодить?

    Мечети не исторические?

    Исторические. Мы что-то вам разрушили? Мы должны всю жизнь отвечать за прегрешения Ивана Грозного?

    Если повторять многими любимую гипотезу, что татары = орда = иго, то разрушили, причем очень много. Несравнимо больше Ивана Грозного

    Что вы конкретно предлагаете? Отомстить нам за все и разом?

    Собор в городе может быть только один по определению, т.к. собором называют главный храм города. Так что не несите здесь пурги.

    Это вы к кому обращаетесь, простите? Вы разбираетесь в соборной иерархии? Судя по вашему лексикону, вы из маргиналов? Здесь не «пургу несут», а дискутируют, т.е. обсуждают, делятся мнениями.

    Почему в Москве много православных соборов, а храм Христа спасителя называют главным собором?
    Рим Дашкин

    Очень беспокоит. Это настолько важное и нужное мероприятие, что аж спать не могут.
    Всё благополучно же везде во всём, народ сыт, благополучен, доходы отличные, цены, тарифы низкие, все достойно.
    Осталось построить самую большую соборную мечеть.

    Их всех вариантов почему-то надо выбрать наиболее худший

    «Осталось построить самую большую соборную мечеть.»
    .. и тюбетейку на антенне, вот тогда заживём!

    Соглашусь
    Будет новым символом Казани

    Мечеть должна быть! И место для нее нужно особое и центральное и не важно, что будет находиться на этом месте.

    площадка вднх идеально подходит

    К счастью Ваше мнение не учитывают.

    На месте Кырлая явно не очень будет, зачем 2 мечети по соседству ?

    Блин, подбирая нормальные слова, хочется сказать- А при таком уровне жизни обычных людей, пенсионеров, сирот и больных это первоочередная и единственная проблема, беспокоющая их.

    На деньги спонсоров и меценатов, как я понял, строиться будет.

    так пусть нижесказанным категориям граждан помогут

    Ага, как с Болгаром и Свияжском «спонсор» бюджет.

    А самый главный инвестор — бабаевский фонд «Возрождение».

    Это только за один год, и из местного бюджета, ещё столько же из федерального.

    //ещё столько же из федерального.

    в который деньги попали откуда?

    Да.
    Но вы утверждали что там нет бюджетных средств.

    -из местного бюджета, ещё столько же из федерального.
    — в который деньги попали откуда?
    — Да.)

    Тогда Нет, Не из Татарстана.
    Или каков смысл вашего вопроса?

    Пусть лучше эти псевдо спонсоры и якобы меценаты районные больницы отремонтируют.

    Эти деньги сейчас в фед.центре. Сказали надо подождать.

    спонсоры и меценаты из вашего кармана возьмут.

    Спонсором выступит наш бюджет. Как обычно.

    12.06
    Ваши слова да Феофану в уши

    Вот-вот, а на лечение детей в соцсетях собирают. Ни мечетей ни церквей не хватает, дефицит, болбшинству комментаторов негде грехи замаливать

    Поддержу. Весь город ездит на Спартаковскую делать флюорографию, древнее здание, вросло в землю, ремонта не видело лет 50, никому дела нет. Мечеть важнее!

    Соборную мечеть надо строить там, где можно будет построить большую парковку, на большой площади, чтобы в моменты больших мусульманских праздников можно было рядом расстелить коврик, не пугая гостей города. Зачем строить большую мечеть в месте, где уже есть еще одна мечеть?

    вы забыли про мечеть на федосевской?

    А ничего что около этой Мечети 3 церкви стоит , так что там ещё 2-3 Мечети построить нужно

    Аноним (15.37) — не превращайте вопрос строительства мечетей в гонку.

    Ставить вопрос как делаете вы -может только провокатор, предполагаю что вы не мусульманин и не христианин..

    Феофан начал эту гонку
    За народные деньги

    Правительство РТ поддержало, значит , посчитало, что собор нужен.

    Зачем? Только, чтоб уравнять количество культовых сооружений двух конфессий? А здравый смысл ? Нет, не слышали?

    Почему Феофану не говорили?

    Тогда возле Казань-Арены, пространство между ней и Чашей.

    Грунт не выдержит, итак уже проблемы появляются там

    Москва сити построена в пойме Москва реки, а там небоскрёбы 80 этажные. Можно под любую нагрузку и в любой гижрологической ситуации построить с соответствующим фундаментом.
    Рим Дашкин

    Так это ведь и есть буферная зона кремля

    А чего беспокоиться? ЮНЕСКО не снимет защиты же из-за этого, надо просто сказать, что это восстановление мечети времён ханства — наверняка была где-то там. С Кул Шарифом же не было проблем.

    Они там что, идиоты, по вашему?

    Новоделы Болгара же включили во всемирное наследие.

    Там умные люди: получают финансирование, и честно признают новоделы Свияжска и Булгара историческими.

    Какой речной порт.

    В скором будущем это будет лучший район города )))

    элеватор снесут? А как же хлебные запасы Казани?

    Манной небесной будут казанцы питаться, а хлебные запасы с элеватором тю-тю.

    Будет у Кремля,это даже не обсуждается!
    Почему? А где еще можно будет показать ВСЕМ,что тысячи верующих собираются на молебны?Только в центре! Нам мало просто молиться,нам надо,чтобы все это видели!И,потом.раз православный храм в зоне Кремля,Мечеть должна быть тоже.

    А зачем вам что бы все видели как вы молитесь, если ваш бог видит этого не достаточно?

    А почему же ваши предки зачищали под свои церкви земли от мечетей и на их местах, в центре свои поставили. Теперь ходят типа хозяевами, однако это не московия.

    А вы лично были свидетелем этих зачисток, балабол?

    Как он может быть свидетелем давно минувших дней? Про зачистки и ежу понятно.

    Мои предки татары какие церкви))))

    Это Россия, брат. И никуда от этого не денешься.

    Бог видит как вы молитесь и это главное, а храм строится на территории на которой он был когда то построен, никаких участков для него специально не отбирали

    В зоне Кремля же Кул-Шариф, вторую предполагают построить?

    В зоне Кремля кроме Кул Шарифа только 1 Мечеть и аж 6-7 церквей

    100 лет назад там было 40 церквей и ни одной мечети. Что Вы предлагаете?

    600 лет назад было 150 мечетей и ни одной церкви
    Ваши предложения?

    не было там 150 мечетей) а сам крель был малюсеньким и деревянным

    В зоне Кремля 150 мечетей? А люди то где жили?

    Как это где? В мечетях.

    600 лет назад не было того Казанского Кремля, который есть сейчас.

    Ты маленько ошибся, друг.
    Ведь в Казани 600 лет назад было 500000 жителей.
    В 150 мечетях они бы не поместились.
    Мечетей было более 2000 шт., на разное количество молящихся.

    Когда войска Ивана IV пришли брать Казань, был дан приказ пересчитать все минареты находившиеся в Казани.
    Подсчёт занял две недели, так как от рассвета до заката (осенью рано темнеет) не успевали подсчитать количество минаретов, и каждый день приходилось подсчитать заново.

    Сколько же пришло с Иваном Грозным татар?

    Я слишком большой мальчик чтобы верить в сказки.

    16.45 600 лет назад Казани не было

    450 лет назад там были десятки мечетей (фундаменты некоторых сохранились до сих пор) и ни одной церкви. почему надо ориентироваться только на имперский период и игнорировать ханский? тем более сейчас в Казани половина населения (а в Татарстане больше половины) мусульмане, в отличии от имперского времени, когда ислам дискриминировали. И почему сегодня нам нужно воспроизводить дискриминационную дореволюционную градостроительную практику?

    Про Старо Татарскую слободу забыли? Там сколько мечетей?

    что же так беспокоит — это размер буфера? А кто его определил — 50 метров от стены или триста? Например, на Черном озере построили аппартаменты — и не беспокоит — а до стены 165 метров. двойные стандарты у архитекторов? А стеклянные кубики ТАИФа в 1000 метров от стены — это секрет охраны? Лицемерие в Исламе — первый грех.

    Тогда и собор новый строили бы в Свияжске своём , а не в 200 метрах от кремля да ещё и на возвышенности

    Вот ещё одной большой мечети нам не хватало.

    Чем беднее народ, тем выше минареты и купола.

    С Дворцом земледелия поторопились

    Перед дворцом полно места, туда можно.

    Так и собор и в кремле был, дак отгрохали мама не горюй на самом видном месте, хотя еще 500 лет тому назад там были одни мечети!

    Если 500 лет назад там были одни мечети, то сколько же их было?

    Им дай волю, скажут, что десять было и все десять рядом поставят. А потом выпьют за успешную стройку)

    Что предлагаете? Снести все старинные церкви, навтыкать туда мечетей? Что вы все назад оглядываетесь, что было 500 лет назад? Живите сегодняшним днём и решайте насущные проблемы!

    Нужно, как всенда по справедливости поступить-соборная мечеть была, была-нужно восстановить.
    Кул шариф кремлевскую мечеть восстановили не своем месте, т.к там теперь собор стоит.
    Нужно еще надгробные мусульманские плиты доставить.

    На территории Казань Экспо

    Может в Инополисе, для развития, привлечения.

    лучша в другом месте. бэрэр шахэрнен янга матур урында.

    Потом Гундяев и Росгвардия захотят построить свои соборы.
    Давайте лучше построим обсерваторию, научный институт, что-то что нас двигает вперед а не тянет в средневековье.

    В Салехарде, столице ЯНАО, 45 тысяч населения. Там есть старый православный храм, его вполне хватает. Город маленький. Но сейчас там строят огромный новый храм, из бюджета выделяют миллиарды. Стоимость зашкаливает, примерно 5 годовых бюджетов такого города как Альметьевск. А тут разволновались по поводу мечети в миллионном городе. Хорошо хоть в Татарстане строят мечети, в некоторых регионах об этом только мечтают.

    А если подумать!

    Мечеть очень нужна, почему тянут. В пятничные дни в мечетях мест нет, надо разгрузить нагрузку

    Обсерваторию, лабораторию, коллайдер — нет? Надо именно сооружение по оглуплению людей?

    ЖД вокзал нужно убрать с центра и там сделать мечеть!

    Не надо его убирать, там здание тоже красивое и реконструкцию площади с подземной парковкой проводили.

    И сразу конюшню рядом с ямским двором. На кой людям железная дорога. А напротив причал для галер и приютом для бурлаков.

    13.26
    Точно! Давайте все снесем из центра! Застроим все мечетями, каждую назовем соборной. Да и вообще весь город бы снести. Даешь тюбетейки и мечети вместо Казани!

    Надо построить на открытом ,доступном месте с большой парковкой.Чтобы и людей преклонного возраста могли привести.В центре города может быть неудобно,надо думать,чтобы было удобно добираться

    Когда людям нечего жрать, их надо отвлечь,нужно чтобы люди были послушны.Побойтесь бога и тому подобное,у нас идёт увеличение отказников от обучения в школе по религиозным мотивам.Столетиями шли к цивилизации, к просвящению,а скоро не согласных опять начнут на кострах жечь.Школы закрывают в районах, зато церквей и мечетей на каждом углу .С огромным уважением отношусь к верующим,но вот эта мания величия сделать больше чем в Чечне ни какого отношения к религии не имеет, на мой взгляд.

    Ходите в мечети и церкви, молитесь там в никуда, стройте их побольше, восстанавливайте ханскую династию, а научно-технический прогресс будут двигать другие страны.

    Не хочу никого оскорбить,но если приделать 4 минарета к Казань Арене и открыть паркинг,вопрос решён.

    Построили стадион для Рубина ну типа развивать спорт и продвигать зож, потом собрались пожрать толпой в 10 тыс истоптали весь газон так что Рубин для которого строили не смог играть, Бердыев жаловался что газон похож на огород, а потом решили там же продавать пиво.

    То что бердыев не может научить играть своих подопечных, теперь газон виноват? Да уж логика железная. Один раз победил и 10 лет с этим везде бегает, как с флагом, каждый год кто то побеждает, а этот все свалить не может, денег все мало

    Мусульманин Бердыев и предложил это мероприятие , хотел намолить как победное место , но молились одни грешники , вот и нету результата.

    Скоро возле каждого светофора мечеть ставить будут. Вообще-то у нас светское государство, и в таких количествах мечети не нужны.

    В Москве именно так и делается, на каждом перекрёстке церкви или часовни.
    Рим Дашкин

    В Москве это старинные сооружения. И то многое утеряно.
    Если присмотритесь — много округлых сооружений небольших — это место бывших церквей в сталинские времена или незадолго до него разрушенных.
    Например вход в метро Новокузнецкая — бывшая церковь Варваринская. Или рядом с Никитским бульваром и т.д.
    Но многое и сохранилось
    Москва -златоглавая! И так и должно быть.
    Не нравится — возвращайтесь в Казань.

    14.25
    А,что в светском государстве должны строить только церкви?

    хорошая идея, а новый хоккейный стадион нужно более вместительным строить

    То за платками в школе следят, то огромную мечеть собираются строить. Определились бы уж.

    Поддерживаю на счет стадиона. Но Соборная Мечеть должна быть на месте центрального стадиона и манежа вместе взятых.

    Вот удивляют местные комментаторы, у вас кто денег просит? Из домов выгоняют? Заставляют строить ? Раз нет, тогда почему вы вечно чем то недовольны? Мечети в РТ всегда строили спонсоры, а куда тратить свои деньги я думаю они у Вас спрашивать точно не должны. Реально в пятницу в мечетях нет мест. И церки также строят, никто не ворчит, хотя там кроме 2 бабулек и священника никто не ходит (раз в год только в праздник)

    Откуда знаете? Заходили в церкви?

    рабочие места нужно создавать и обеспечить достойное лечение детям, а не собирать смсками. Происхождение денег у спонсоров так же много вопросов вызывает

    На Горках церковь не может вобрать всех желающих, огромное число людей стоит вокруг. Зайдите для интереса в церковь когда там служба идет.

    Как часто это происходит?

    Им нельзя, они церкви стороной обходят, а свои домыслы выдают за факты. Храмы битком набиты, как бы вам не хотелось видеть обратное.

    Живу около церкви к сожалению и вижу , что кроме 7-8 бабушек туда за день не приходит никто , мужиков вообще не видела

    Напишите название церкви, адрес.

    Кто приходит, тот приходит. нет виноватых.

    Кул Гали церковь
    Только по большим праздникам виден народ

    Ха-ха-ха, приход храма Серафима Саровского — один из самых больших в Казани, ведёт обширную социальную работу, бесплатно кормит бездомных. Там постоянно жизнь кипит, работает воскресная школа, хор — один из лучших в Казани. Вы просто несведущи, зайдите во время богослужения и сами убедитесь. В их группе ВКонтакте 2.7 тысяч участников.

    В контакте может быть
    В храме мало

    Включите логику. Если людям храм пофигу и они не являются прихожанами, на кой им вступать а группу храма ВКонтакте?? Подписываются на группу СВОЕГО храма, чтоб быть в курсе событий, новостей, следить за объявлениями.

    Пишу что вижу
    Верю глазам своим
    Вам нет

    Да логика у вас странная) женская

    Не ври, ни одна церковь Казани без праздника не заполняется , зато Мечети каждую пятницу почти все переполнены по максимуму

    Я не знаю про заполняемость мечетей, не слежу. А вам зачем считать прихожан в наших храмах? Ваш Камиль- хазрат публично говорил на мероприятии, что в Коране сказано, что для мусульман лучший друг и брат — христианин, мы с вами «люди книги». Зачем вы нас все время противопоставляет? Ему я верю, вам — нет.

    А я не слежу за посещаемостью и наполняемостью мечетей, мне это без надобности. А в церковь хожу и вижу своими глазами. А вы зачем так пристально следите за наполняемостью церквей? Мечетей больше в три раза, по-любому вы в приоритете.

    На сайт Духосошественного храма зайдите и посмотрите фото, что позавчера было. Вся улица в море людей превратилась, внутри все желающие не разместились.

    Ну и я и написал, что раз в год собираются

    Надеюсь, пишите по незнанию, а не заведомо лжёте.

    Подтверждаю! И очень много мужчин, молодежи. Слава Богу за все!

    Лучше на месте ресторана Акчарлак или на Советской площади. И построить рядом церковь, с общей парковкой. Можно и центр популяризации науки поблизости. Чтобы никто не обиделся.

    одно слово — сельчане. на фига? все это? какого рожна не хватает?

    Лучше бы насосную станцию достроили бы и протоку казанки очистили.
    кстати вопрос если насосная станция заработает объем стоков возрастет и что будет с озером кабан? по дну озера же идет коллектор.
    надо бы ПО УМУ коллектор перенести..вот куда деньги надо вкладывать,ну построят Мечеть ,а рядом источник вони фекальной. ну смешно . наивные деревенские люди , нет слов

    Надо НЭФИС перенести за город, на его месте построить соборную мечеть, отличное место будет — как раз Старо-Татарская слобода, подъезды есть, еще бы мост перед площадью Вахитова расширить!

    Мост расширить крайне необходимо.
    А «скрипач» не нужен.

    Предлагаю не мусульман не вмешиваться в обсуждении проекта мы же не вмешивались когда вы строили на поклонной горе

    А вы тогда не тычьте нам в нос церквями в центре!

    Может хватит строить мечети, церкви, развлекательные центры и супермаркеты?

    Эй, недовольные, а когда строят церковь вы тоже так возмущаетесь?
    Езжайте в Ярославль, там мечетей не строят. пока.

    Что же вы все время выгоняете всех, давно сами приехали в Казань? Судя по риторике не так давно, либо уровень развития не позволяет мыслить иначе. Был я в Ярославле, прекрасный город, но Казань моя родная земля, здесь отец мой жил и дед, и прадед, не вам меня гнать. Я не возмущаюсь, когда строят и те и другие и любые другие религиозные сооружения без бюджетных средств, а вот за счёт бюджетных и денег «спонсоров» ТАИФ, Татнефть и прочих республиканских копилок, а также за пределами Татарстана за счёт Роснефти, Газпрома и прочих, когда больные дети умирают от рака и прочих заболеваний поздно обнаруженных, которые не лечатся уже на этих стадиях, это для меня мракобесие. И минусуйте хоть до потери пульса, пока это происходит, я считаю, что если и есть бог, то точно не в этих учреждениях.

    Мой дед, прадед, прапрадед, прапрапрадед и так далее из здешних мест. Это моя РОДНАЯ земле и мне она НЕ БЕЗРАЗЛИЧНА.

    По «здешних мест» ясно — не помнит откуда.

    Вам конкретный район и деревня нужна?

    «Этот край, здешние места» характерно для некоторых. Не могут сказать Татарстан.

    Соборная мечеть Ярославля:
    https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%82%D1%8C

    В Ярославле, в отличии от других городов, есть мечеть.
    Рим Дашкин

    Приведите пример, где нет.

    Где нет капитальных тогда.

    Почему не построить этот собор например на ул. Тукая, вместо торгового центра «Модная семья», что на задах Центрального рынка. Центр. Место для парковки имеется, можно многоуровневую парковку соорудить рядом. Или на месте хлебозавода на Нариманова возле ЖД вокзала, снести ещё и злополучный Татфондбанк. Или снести старый дворец спорта на Московской, или лучше школу №1 на Левом Булаке или ещё лучше — на перекрестке где был комбинат Здоровье Островского-Университетская-Право-Булачная. А зачем нам парк тысячелетия Казани? снести вместе с баскет холлом. Или снести Кольцо на пл.Тукая, вместе с рассадником сатаны — метро. Вот уж центрее не бывает.

    Узнаю старых ленинцев. Сначала весь мир насилья разрушали, теперь с миром разврата пытаетесь бороться.

    //вместе с рассадником сатаны — метро.

    Специально открыл интернет и посмотрел , в районе Кремля кроме Кул Шарифа всего ОДна Мечеть, господа, и при этом Шесть церквей и ещё один огромный собор достраивается. Мечеть в районе Кремля очень нужна и даже не одна, хотя бы для Справедливости

    Какая разница, людям главное поворчать, как будто у них денег просят. просто надо что нибудь ляпнуть

    ВРТ мечетей 1600, церквей 160. Или Вам принципиально центр глаза застилает, что не видите, сколько чего на самом деле?

    Вы не справедливости хотите, а розни.

    Что христианство что ислам что буддизм и другие верят в одного Бога даже если бы была в мире одна религия единственная все равно была бы вражда потому что люди разные.

    https://vk.com/video-38890994_456240105
    Это ссылка на сегодняшнюю речь Камиля- хазрата. На 24 минуте он цитирует Коран на арабском, потом переводит на русский. Цитирует аят, а котором говорится, что для мусульман христиане ближайшие друзья, мы «люди книги». Он призывает нас к миру и согласию. Ознакомьтесь, очень поучительно и интересно говорит.

    на месте пив бара раки будут возводить.

    1. жоржик. правильно выше изложено-а чем Вам не нравиться Кул Шариф?
    2. Да в Кремле, казанском кремле, построенном псковскими мастерами. Да, названа в честь руководителя обороны Казани от войск Ивана ещё тогда не Грозного, а просто четвёртого и Шаха Али, чингизида, между прочим, о чём всегда сожалел Тимур;
    3. так что не нравиться то? Но как в Марокко всё равно не постоите Атлантического океана нету-копать будем..
    4. Кул Шариф. Посмотрите на неё вечером, ночь, утром, днёс создание из русской сказки и стоит она на СВОЁМ месте, ну это на мой взгляд, такого тупого и серого..
    5. есть Мекка, есть Медина, приютившая пророка, есть Казань, а есть Великий Булгар, стёртый слица земли монголами более чем через 200 лет после принятия ислама волжскими булгарами, и не только, ВПЕРВЫЕ на территории нынешней России..
    6. ребята, главное быть, а не называться. Вы бы лучше используя университет в Великом Булгаре содействовали бы (а не командовали-вера это душеное такое, тонкое и команды здесь . ) подготовке таких богословов, которые бы содействовали бы установлению мира на этой планете..
    7. сварганить что то, не сложно, создать то, что будет побуждать нас делать хорошее и вечное, несколько труднее. Ну как старый ленинград застывшая в камне музыка..

    Самое главное, что гонка за большими храмами не закончилась также, как история с Вавилонской башней.

    Хватит строить церкви и мечети это путь в никуда, нужно развивать атеистической государство.

    Есть свобода вероисповедания. С этим ничего не поделать. Можно и не строить, обходиться тем что уже есть. Мне лично всего хватает.

    На месте старого аэропорта неплохо смотрелось бы.

    К тому же в том районе мечетей нет и в будущем будет станция метро.

    Это далеко от меня. Присматриваться надо Кировскому району.

    Это таким образом пытаются легализовать уже построенную Равилем мечеть на берегу?

    Лучше приют или дом престарелых постройте, какой ужас те же люди кто их массово сносил сейчас их «строят». И всегда за счет народа!

    Непонятно зачем она нужна. Гордыня движет авторами идеи. Лишь бы не рядом с жилыми домами строили. Не все хотят смотреть и слушать мечеть из окон.

    Так ПОП-ы,все бывшие комсомольцы,по Заданию Партии,подымаю Религиозный Дух Народонаселения.Им какая разница,что подымать,Коммунистический или Православный.Главное Подымать.

    А ваши имамы не были комсомольцами. Когда нет других аргументов, надо перевести стрелки на Попов.

    Мдаа. Почитал всех здесь. Я в ужасе я, где я живу.. Думать больше нечем и не о чем массам, кроме как считать сколько где церквей и сколько мечетей стоит и сколько еще надо.
    Эй, товарищи массы, вы может лучше подумаете как будете дальше жить в такой кризис в стране? Или пищей духовной будете скоро питаться? Вы не видите куда мы идем всей страной? ОНИ то норм живут, вот гигантские капиталы думают куда засунуть еще, а вам, нищете, думать надо о другом наверное?

    Мечети строятся за пожертвования, Церкви в основном за гос деньги. даст Аллах будет саборная мечеть

    еще какую глупость скажешь , неуч? Для начал научись писать название своего культового заведения.

    Начальное школьное образование тоде за госденьги. сОборная.

    Кто вам такое сказал? Вам что, бухгалтерские ведомости показали? Ну зачем так бездоказательно врать?!

    Да, что так расшумелись-то? Вот приедет барин, барин и рассудит, скажет : Ша! Понастроили тут. Хватит! Цыц под лавку!

    В статье «Красноярск находится на предпоследнем месте среди мегаполисов по числу храмов и церквей» (https://tvk6.ru/publications/news/41888/) от 8 апреля приводится следующий рейтинг:
    1. Москва -1280.
    2. Санкт-Петербург – 363
    3. Нижний Новгород – 151
    4. Самара – 112.
    5. Казань – 108.
    6. Екатеринбург – 106.
    7. Новосибирск – 100.
    8. Ростов-на-Дону – 77.
    9. Воронеж – 75.
    10. Волгоград – 74.
    11. Пермь – 72.
    12. Уфа – 55.
    13. Омск – 53.
    14. Красноярск – 48.
    15. Челябинск – 45.

    Очередь в детские сады встают ещё до свадьбы, в школах по три смены учатся, а мы все в средневековье.

    Минусуйте хоть до потери пульса , но Соборной Мечети в центре Казани быть ИншАллах, лично буду регулярно жертвовать средства на ее строительство. В центре Казани у кремля церквей старых в разы больше, эту ситуацию нужно исправлять.

    «Самую большу, чтоб в самом центре города, чтоб затмила все старые церкви!»
    Гордыня и высокомерие — грех в исламе. Не так ли?

    В РТ построено 1500 мечетей. И все 300 старых церквей. Может пора задуматься?

    Начинать строить в Москве? Там вроде всего 4 мечети на 2 млн татар.

    Откуда в Москве 2 млн. татар?

    Из Орды. Почему только 4 мечети?

    В Москве — 2 миллиона татар из Орды, в Казани — 20 миллионов от булгар. Я уже совсем запутался

    У вас неточные данные. Если 28 ноября 2013 года, в Набережных Челнах, открылась новая мечеть на 200 человек. На торжественном мероприятии в третьем комплексе поселка ГЭС присутствовал муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин «Это очень радостное событие для всех нас. Сегодня открылась 1524-я мечеть в республике, — цитируют Самигуллина «Челнинские известия». Ну и за 6 лет сколько еще построили? За 1600 точно перевалило.

    Много лично пожертвуешь? Или жаба задушит?

    Плохие и хорошие люди в каждой нации есть главное это оставаться человеком.

    речной порт -лучшее место

    . для отправки в путешествие по Идели.

    Главное, чем-то выделиться! Переплюнуть всех!
    А если серьёзно, то нафига такие сооружения?

    Вместо центрального стадиона у Кремля было бы красиво и символично

    Казань же спортивная столица?
    Теми более что Татспиртпром лидер производства алкоголя.

    Да, спортивная.
    И что? Он производит для всей России, а не для Казани.

    Надо объявить мораторий на строительство культовых сооружения.

    Соборная мечеть нужна в том числе и как символ власти. В Москве на красной площади стоит совершенно не задействованный храм, исключительно как символ власти. Он был построен после оккупации Иваном Грозным Казанского ханства. Этот храм Василия Блаженного — символ царской власти , переехавшей из столицы государства Казань в новую столицу Москва. Карабай

    Ещё один фантазёр! «Совершенно незадействованный». Умора!

    Это действующий храм, о чем вы, какой символ власти?)
    Одна из визитных карточек Москвы, все туристы — и наши, и иностранцы без фото на фоне собора Василия Блаженного из города не уезжают.
    И ценность его — как в раз в том, что храм имеет историю, это старинное сооружение, испокон веков на Красной площади находящееся, только подземные ходы чего стоят, дух захватывает)

    Что бы ни построили сейчас по новым эскизам, по придумкам наших современником. никогда не сравнится со старинными зданиями. Сколько денег ни вбухай и какую высоту не застолби — все не то.
    Трепета не вызывает.

    Я бы предложил снести НКЦ и там построить мечеть. Видное место, есть огромная парковка подземная, центр города. А если построить в Кремле куда машины то ставить, весь центр будет парализован. А строить парковку на 10 тыс. Машин в центре это не мудро

    Школу постройте, Детский сад, больницу — это на сегодняшний день приоритет! Я не против соборной мечети, но не вижу в этом необходимости, так как 95% казанских татар не ходят на пятничную молитву.

    С чего это вам решать, что в приоритете, а что нет? О мусульманах тоже подумайте.
    Я вот в православные церкви не хочу, не видел чтоб там кто-то молился. А значит, там никого и нет что ли?

    По Конституции — Татарстан светское государство!
    Может быть не стоит превращать его в мусульманское?

    Так и Россию не надо превращать в православную страну.

    1. жоржик. Спасибо, бик зур рамэт, АЗАТ Д;
    2. хоть кто то по делу;
    3. а всё потому, что плохие учителя были в партийных комитетах, учили нас интернационализму, а сами даже Ходжу Насреддина не знают с его «халва, халва» сколько чего не постройте, всё равно пилёж будет, где коммунизм? Нету. И всё потому, что и тогда и сейчас НЕТ внутри себя веры в правоту твоего дела. а если не веришь себе один на один с собой, как тебе поверит бог? Это АЗАТ Д не про Вас, Вы молодец, это про профессоров научного коммунизма, которые до сих пор не могут в себе разобраться, что для единого многонационального народа Татарстана и, следовательно для самого Татарстана, и что для единого многонационального народа России и, следовательно для самой России важнее и нужнее (именно так) принятие ислама Алмасом в 922 году в Волжской Булгарии или чингизидом Берке в 1258 году в Улусе Джучи?
    4. Так что есть Кул шариф? Есть. Другая, что будет красивее? Значимее? Вряд ли.
    5. Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу. так где коммунизм? Вот что, так трудно прочитать жизнеописание пророка?
    6. кто ни будь в состоянии решиться изучить вопрос о выполнении на территории Татарстана Статья 133.1. Установление размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации ТК РФ.

    Илон Маск, а как тебе такой поворот, вот и я тоже. Еcли денег много, то их можно закопать, да не достаньтесь же вы ни кому. Наши феодалы-самые мудрые феодалы за все времена.

    А мечеть-то тут причем? На ней экономить — последнее дело. Та и деньги с пожертвований.

    Самое лучшее место для мечети на ул Сибгата Хакима на пустыре от Ривьеры до Чаши, тысяч на 20 прихожан, и на парк место хватит, а то в мечети «Казан Нуры» возле Леруа места в пятницу не найдешь, приходится на земле или на асфальте молиться, и в мечети «Булгар» на Мусина не протолкнуться по пятницам.

    Мечеть лучше строить там, где она будет видна проезжающим по ЖД пути

    Эту мечеть надо строить рядом с технополисом Новая Тура

    Выбранное место тоже хорошо, но лично мне больше нравится вариант у речпорта.

    1. жоржик. гора не идёт к Мухамеду, Мухамед идёт к горе: собо?рность — понятие в русской религиозной философии, означающее свободное духовное единение людей как в церковной жизни, так и в мирской общности, общение в братстве и любви. Термин не имеет аналогов в других языках[1]. Понятие было введено русским философом Алексеем Хомяковым и развито славянофилами, а затем и русскими религиозными философами.
    2. Мече?ть (араб. ????? [?m?sd??d] — «место поклонения») — мусульманское молитвенное (богослужебное) архитектурное сооружение. Самое первое подобное строение было возведено в Медине самим Мухаммедом, последним пророком ислама. Тогда оно имело вид небольшой площадки, ограниченной покрытием и оградой. Общепринятая этимология слова «мечеть» производит его от «масджид» (мн. ч. — масаджид). квартальная мечеть — мечеть ежедневной пятикратной молитвы; соборная мечеть — мечеть для коллективной пятничной молитвы, совершаемой всей общиной; кабире — центральная столичная мечеть; мусалла — общегородская мечеть, в виде открытой площади (для богослужений в праздник Курбан-байрам). Архитектурные особенности мечети призваны выразить собой всю многогранность исламского мироощущения. Само строение – символ земной сущности человека, верхушка купола символизирует предел всего сущего, т. е. Аллаха, а внутреннее пространство купола воплощает собой Дух. Еще с эпохи Омейядов соборная мечеть – наглядный аспект величия мусульманских правителей и благоденствия уммы. Именно поэтому она всегда отличается богатством убранства и вычурностью декора.
    3. вот теперь то и ответьте сами себе: «Кого и по каким причинам не устраивает Кул Шариф (по моему стоящая на СВОЁМ МЕСТЕ, тень отца Гамлета сказала Гамлету -живи и ПОМНИ ОБО МНЕ) в качестве соборной мечети? КОГО и ПОЧЕМУ (причины)?

    Могут построить. А могут и не построить. Еще же только решают.)

    А я рад что будут мечеть строить, как рад и тому что строият церковь. Это во первых как правило красиво и привлекает туристов, а во вторых появления еще одного места где молются в независимости мусульмане или хрестиане, и желают всем добра, по моему наш город сделают только лучше.

    Будем строить мечеть! Мечеть нужна нас мусульман очень много в Казани нам нужна мечеть где мы будем собираться все вместе..

    Мы в социальных сетях

    г. Казань, ул. Лобачевского, 10В

    (843) 236-65-10 | 238-39-01 | 236-64-71 | 236-65-24

    Смотрите так же:  Ходить в мечеть женщине