Меню

Дворец потоцких-нарышкиных

Дворец Потоцких-Нарышкиных, с 1899 года Художественный музей.

Дворец Потоцких-Нарышкиных – одна из самых таинственных достопримечательностей Одессы, он расположен на улице Софиевской, 5а. Наверняка не известна даже дата его строительства. Стены этой усадьбы хранят множество тайн и даже память о влюбленном в сестру хозяйки дворца А.С. Пушкине, ведь он бывал здесь не однажды.

Существует две версии появления этого культурно-исторического памятника архитектуры. По одной из них дворец был построен в 1823-1826 годах известным итальянским архитектором Францем Боффо, подарившим Одессе не одно прекрасное здание, и был свадебным подарком Потоцких младшей дочери Ольге. Ольга вышла замуж за кузена губернатора Одессы графа Воронцова – Льва Нарышкина.

Согласно другой версии, дворец появился на базе построенного здесь в 1805-1810 годах здания, что подтверждает Сводный список памятников архитектуры и истории г. Одесса. Это здание было перестроено Софьей Потоцкой. В нем даже временно жила фаворитка Александра I княгиня М.А. Нарышкина. Для нее здесь был дан первый в Одессе новогодний бал, на котором присутствовали Ришелье, Кобле, Ланжерон – люди, сыгравшие важнейшую роль в истории города, чьими именами теперь названы улицы. А возраст расположенных под усадьбой пещер и грота и того больше, считается, что они появились еще во времена владычества турков и имели важное стратегическое значение.

Как бы там ни было, Дворец-усадьба Потоцких-Нарышкиных – это образец лучших традиций русского классицизма начала позапрошлого века. Архитектурную композицию отличает строгое изящество, гармоничность и симметричность форм. Впечатление от великолепного облика дворца усиливается благодаря восхитительному окружающему пейзажу: усадьба расположилась в конце бульварного полукольца на возвышении над Одесской бухтой. От улицы дворец отодвинут вглубь участка, что является типичным свойством дворянских усадеб XVIII-XIX века, и окружен чугунной решеткой с великолепным рисунком.

Стены дворца окрашены в яркий оттенок, за счет чего сочная лепнина и белые узорные детали выглядят более выразительно. Основной корпус дворца состоит из двух этажей, с двух сторон по бокам к нему прилегают симметричные флигели. К главному зданию они присоединены округлыми галереями, поэтому парадный двор имеет полукруглую форму. Парадный вход оформлен в виде прекрасно выполненной крытой шестиколонной галереи.

С тех пор, как здесь жила семья Потоцких-Нарышкиных, интерьеры дворца практически не изменились. Первый этаж состоит из парадных залов, имеющих изысканную отделку, анфиладой комнаты перетекают в роскошный центральный зал: здесь паркетный пол и обилие растительного орнамента на потолке, переходящего в круглые венки и сложные узоры гирлянд. Ведущая на второй этаж лестница, где ранее располагались жилые покои, словно спрятана в углу здания.

Тыльная сторона дворца или его задний фасад выходит на морской залив, когда-то здесь был устроен пышный сад, спускавшийся до самого моря. Эта сторона усадьбы является частью морского фасада Одессы.

Еще одной загадкой этой неповторимой достопримечательности Одессы стали расположенные под дворцом пещеры и большой грот с искусственно созданным водопадом. Сегодня это место можно посетить с экскурсией, а когда-то в этих таинственных подземных лабиринтах, снабженных ловушками, погибали враги турков, так и не сумев найти выход.

С 1889 года во дворце учрежден Художественный музей, который сейчас обладает богатейшей коллекцией живописи, скульптуры и графики. Поэтому сегодня Дворец Потоцких дарит возможность не только побывать в одной из самых первых одесских усадеб, но и увидеть работы знаменитых деятелей искусства.

Дворец Потоцких (Художественный Музей)

Искать: Архитектура: здания, сооружения Украина • все объекты

Во дворце Потоцких-Нарышкиных по проекту Ф.Боффо, ныне признанном памятником архитектуры, размещается Одесский художественный музей с богатой экспозицией

Новости турбизнеса: Туры, курорты • Визы и паспорта • События

Подробная интерактивная карта Дворец Потоцких (Художественный Музей)

Рядом можно посмотреть

Одесса — это теплое море, солнечные пляжи, тенистые улицы, уютные дворики, самобытная архитектура, искрометный юмор и гостеприимство местных жителей

Затока – широко известный курортный регион неподалеку от Одессы, привлекающий туристов великолепными условиями для отдыха и своей финансовой доступностью

Арка пляжа «Отрада»

Ведущая на пляж «Отрада» арка в мавританском стиле, построенная в начале 20 века по проекту В. Шмидта, — одна из архитектурных достопримечательностей Одессы

Бывшее коммерческое училище

Коммерческое училище имени Императора Николая I с 1887 года занимало здание, специально построенное на Преображенской по проекту архитектора Гонсиоровского

Водолечебница доктора Шорштейна

Исторический интерес представляет великолепное здание гидропатической клиники доктора Шорштейна, где располагались первые в городе морские лечебные ванны

Воронцовский маяк

Воронцовский маяк,установленный в 1955 году в голове Карантинного (ныне Рейдового) мола в Одесском порту, стал своего рода визитной карточкой города

Городской сад

Если Дерибасовскую часто называют душой Одессы, то сердцем ее можно смело назвать Городской сад, примыкающий к самой знаменитой улице города

Дворец Витта (Черноморское морское пароходство)

Здание «Черноморского морского пароходства»

Дом Вагнера

Среди исторических достопримечательностей Одессы – дом купца Вильяма Вагнера, в котором первоначально располагался знаменитый Ришельевский лицей

Дом купца Лерхе

Доходный дом купца Лерхе на Приморском бульваре является не только памятником архитектуры классицизма, но и одним из самых элитных жилых домов в Одессе

Дом Лидерса

Дом Лидерса – так называют в народе бывший особняк генерала от инфантерии А.Н.Лидерса, построенный в конце 19 века по проекту Ф.В. Гонсиоровского

Дом Шемякина

Дом Шемякина, построенный в середине девятнадцатого века, заслуженно считается одним из самых красивых жилых домов старой Одессы

Здание на углу Дерибасовской и Ришельевской

Старинное здание на углу Дерибасовской и Ришельевской — прекрасный образец жилой архитектуры девятнадцатого века, объект культурного наследия

Здание судебных установлений

Зание судебных установлений на Привокзальной площади, выполненное в ренессансо-барочном стиле, — первое, что видят приезжающие в Одессу поездом

Институт имени Филатова

Гордость и славу Одессы составляет Институт глазных болезней имени академика В.П. Филатова, расположенный на Французском бульваре

Курорт Аркадия

Знаменитая Аркадия – самый популярный курортный район Одессы с одноименным пляжем и парком, расположенный в центре города, на берегу Черного моря

Морской вокзал Одессы

Напоминающий очертарниями гигантский лайнер, Одесский морской вокзал великолепно вписался в панораму порта и всего Одесского залива

Смотрите так же:  Дворец ска карта

Ночная жизнь Одессы

Гулять и веселиться в Одессе можно сутки напролет. Эпицентр бурной ночной жизни — приморская полоса Аркадии со множеством ресторанов, дискотек и клубов

Одесская киностудия

На территории легендарной Одесской киностудии, ведущей свою историю с 1907 года, находится музей кино, который заинтересует всех любителей этого вида искусства

Одесский ботанический сад

Одесский ботанический сад, располагающий уникальным растительным комплексом, является гордостью и украшением не только Одессы, но и всей Украины

Одесский завод шампанских вин

Одесский завод шампанских вин предлагает всем желающим экскурсию по предприятию и дегустацию образцов шампанского с продуктами сопровождения

Одесский медицинский университет

Одесский государственный медицинский университет — это комплекс монументальных зданий, представляющих собой единый архитектурный ансамбль

Памятник Александру II

Александровская колонна — памятник российскому императору Александру II, установленный в 1891 году на кургане в Александровском парке

Пляж «Отрада»

Пляж «Отрада», второй по популярности в городе после «Ланжерона», славится чистотой и комфортом. К нему протянута канатная дорога от Французского бульвара

Украина • 2012-10-16
В Алуште открывать и завершать курортный сезон планируют пивным фестивалем .

Украина • 2012-10-10
В Крыму состоится I Международный форум «IT-технологии в туризме» .

Украина • 2012-06-21
Ночные поезда в Украине прекратят свою работу .

Украина • 2012-06-21
Евро-2012 не добился 100 % заполнения отелей и хостелов Львова .

Украина • 2012-05-29
Журналисты приехали Крым накануне курортного сезона .

Одесский художественный музей

Одесский художественный музей обладает одной из наиболее значительных в Украине коллекций отечественного изобразительного искусства. В коллекции, насчитывающей более 10 тысяч уникальных работ, можно увидеть все виды изобразительного искусства, начиная с живописи и графики, и заканчивая скульптурой и декоративно-прикладным искусством. Но не только шедевры русских и украинских мастеров влекут сюда туристов, музей располагается в красивейшем дворце, памятнике архитектуры начала 19 столетия, который и сам по себе представляет огромный интерес.

Дворец Потоцких-Нарышкиных, расположенный в центре Одессы, над морем, по улице Софиевской, пожалуй, самая таинственная достопримечательность Одессы. Исследователи спорят по поводу даты его строительства, по одной из версий, считающейся официальной, этот культурно-исторический памятник архитектуры был построен в 1823-1826 годах в качестве свадебного подарка для младшей дочери Ольги княжеской четы Потоцких. Архитектором здания был известный итальянский мастер Франц Боффо, который подарил Одессе целый ряд прекраснейших зданий.

Стены дворца безмолвно хранят множество тайн и интриг, как например, память о частом госте в этом доме – поэте А.С.Пушкине, безответно влюбленном в сестру хозяйки дворца. Молодой поэт познакомился с сестрами Потоцкими Ольгой и Софией еще в Царском селе. Софья Потоцкая долгое время оставалась равнодушной к чувствам поэта, поскольку была влюблена в блестящего офицера, героя 1812 года Павла Киселева. Объявление о помолвке Софьи и Павла застало Пушкина в Кишиневе, где он на тот момент находился в ссылке. Сходивший с ума от ревности поэт писал одно за другим отчаянное стихотворение и разрисовывал поля тетрадок портретами милого лика. Свадьба произошла в Одессе, и Софья часто бывала в гостях у своей сестры Ольги, к тому моменту также успевшей выйти замуж Льва Нарышкина, двоюродного брата губернатора Одессы. Пушкин пользовался малейшей возможностью, чтобы повидаться с Софьей и наносил частые визиты во дворец Потоцких-Нарышкиных. Впоследствии, сестры Потоцкие станут прообразами сестер Лариных в бессмертном романе «Евгений Онегин». Образ Ольги поэт совершенно не изменил, оставив даже имя, а милую Софью назвал Татьяной, в память о дне знакомства, которое произошло 25 января, именно в Татьянин день…

Талантливый архитектор при строительстве дворца использовал все лучшие традиции русского классицизма начала 19 столетия. Архитектурная композиция отличается строгим изяществом, гармоничностью и симметричностью форм. Восхитительный окружающий пейзаж только усиливает общее впечатление от великолепного вида дворца: здание выгодно расположено в конце бульварного полукольца на небольшой возвышенности относительно Одесской бухты. По типичному принципу размещения дворянских усадеб 18-19 столетия, дворец располагается чуть вдали от улицы, отодвинутый вглубь двора. Участок усадьбы окружен ажурной чугунной решеткой с изящными узорами.

Яркий цвет стен дворца еще более оттеняет сочную лепнину и белые узорные детали на фасаде, которые в результате выглядят очень выразительно. К двухэтажному основному корпусу дворца с обеих сторон прилегают симметричные флигели, которые присоединяются к главному зданию с помощью округлых галерей. Парадный вход в здание являет собою прекрасно выполненную крытую шестиколонную галерею.

Интерьеры дворца сохранились удивительно хорошо и являются практически неизменными со времен проживания здесь Потоцких-Нарышкиных. На первом этаже располагаются парадные залы, которые имеют изысканную отделку. Анфилада парадных комнатах перетекает в роскошный центральный зал, в убранстве которого доминирует обилие растительного орнамента на потолочных узорах, плавно переходящих в круглые венки и витиеватые узоры гирлянд на стенах.

На второй этаж, где были жилые комнаты хозяев дворца, ведет лестница, не привлекающая к себе внимания и словно спрятанная в углу комнаты.

Задний фасад дворца смотрит на морской залив, когда-то эту территорию украшал разбитый пышный сад, спускавшийся практически к самому морю. Эта часть дворца до сих пор является украшением морского фасада Одессы. Как дань эпохе романтизма, под основным корпусом здания дворца обустроены пещеры с обширным гротом и искусственно созданным водопадом.

Здесь до сих пор сохранилась часть подземных коридоров, по которым можно было выйти в обширный парк. В наши дни в ходе экскурсии по зданию для посетителей стало возможным и посещение грота, ведь он также является неотъемлемой частичкой истории великолепного дворца.

В 1888 году здание дворца Потоцких-Нарышкиных приобрел видный общественный деятель и коллекционер, городской голова Одессы Г. Маразли специально для обустройства в нем художественного музея, открытого для публичных посещений. Торжественное открытие Одесского художественного музея состоялось 24 октября 1889 года. Основу коллекций музея той поры составили полотна, переданные в дар Петербургской Академией художеств. В наши дни Одесский художественный музей представляет посетителям обширнейшую экспозицию, которая размещается в 26 залах на двух этажах здания.

Так что посетители музея получают двойное удовольствие: знакомство с работами выдающихся мастеров искусства проходит в прекрасных залах одного из самых первых одесских дворцов.

Дворец Потоцких в Одессе: роскошное убранство, таинственные пещеры и грандиозная экспозиция Художественного музея

Дворец Потоцких (Одесса) представляет собой одну из самых загадочных достопримечательностей города. Загадкой является даже дата строительства этого удивительного сооружения. Стены дворца бережно хранят не одну тайну о романтическому периоду влюбленности знаменитого поэта Александра Сергеевича Пушкина, который был очарован сестрой владелицы этой усадьбы и не раз гостил в ее роскошных стенах.

Интересные факты о возникновении

Историками выделено 2 версии возникновения Дворца Потоцких в Одессе. Одна из них гласит, что этот культурно исторический и архитектурный памятник был возведен в 1826 году по проекту выдающегося итальянского архитектора Франца Боффо, который был причастен к строительству огромного количества сооружения, украшающих сейчас город. По мнению ученых, Дворец Потоцких был подарен младшей дочке семейства — Ольге Потоцкой, которая позже вышла замуж за брата губернатора города Льва Нарышкина.

Вторая версия повествует, что усадьба появилась на фундаменте здания, возведенного здесь в 1810 году. Подтверждением этому служит Сводный список исторических и архитектурных памятников Одессы. В последствие сооружение перестроила София Потоцкая. Есть данные о том, что во дворце некоторое время проживала княгиня Нарышкина, для которой здесь был организован грандиозный новогодний бал. На торжество были приглашены такие знаменитые исторические личности, сыгравшие важную роль в истории Одессы, как Ланжерон, Ришелье и Кобле. В настоящее время улицы города названы их именем.

Смотрите так же:  Концерт в киеве дворец украина

Уникальность архитектурного ансамбля

Дворец Потоцких (Одесса) является великолепный образцом архитектурных традиций классицизма (русского) начала 20 столетия. Его архитектурному ансамблю присуще гармоничное изящество, четкая симметричность и необыкновенная элегантность. Восторг от созерцания живописного внешнего облика дворца усилен потрясающим природным пейзажем. Сооружение воздвигнуто на возвышенном месте над одной из бухт Одессы. Он представляет собой уникальное украшение бульварного полукольца и словно отодвигается немного вглубь этой местности.

Для здания присущи основные черты дворянских строений 18-19 столетия. Дворец окружает красивая решетка из чугуна, заполненная затейливыми орнаментами и узорами. Стены усадьбы имеют достаточно яркий цвет, которые делают более выразительными узоры и придают особенной сочности лепнине.

Центральный корпус сооружения имеет 2 этажа. С обеих сторон к нему по строгой симметрии примыкают флигели. Парадный двор построен в виде полукруга. Главный вход представляет собой крытую галерею с шестью колоннами.

Задний фасад дворца имеет выход на морской залив. Во времена процветания усадьбы здесь находился великолепный сад, который гармонично спускался до морского побережья. Эта тыльная сторона здания — живописная составляющая морского фасада города.

Удивительный интерьер

Интерьер дворца сохранился до нашего времени без существенных изменений. На первом этаже мы можем видеть роскошные парадные залы с утонченной отделкой. В центральном зале интерьер по-настоящему королевский: потолок украшен растительными узорами, пол — паркетный, стены удивляют своей элегантностью.

Пещеры и грот

Под Дворцом Потоцких есть огромный грот с водопадом, который был создан искусственным образом, а также таинственные пещеры. Когда-то в этих подземных ходах были построены ловушки, заточающие вражеских турецких противников. В настоящее же время по этим загадочным местам можно прогуляться в рамках экскурсий.

Художественный музей во дворце

В 1889 году в здании Дворца Потоцких был создан Художественный музей, в настоящее время являющийся популярным культурным учреждением Одессы. Здесь содержится грандиозная коллекция произведений графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и живописи. Посетители музея смогут насладиться шедеврами выдающихся деятелей искусства, среди которых Врубель, Репин, Шишкин и многие другие.

Важная информация

Адрес: Одесса, улица Софиевская, 5 а.

Время работы: 11.00 — 18.00, выходной день — вторник.

Стоимость посещения: от 20 гривен за одну экспозицию.

Где остановиться: в одном из мини-отелей Одессы. А гостиницы возле Морвокзала помогут организовать отдых в Одессе на берегу моря.

Замечательный Художественный музей, торжественный и таинственный Дворец Потоцких, Одесса со всеми ее удивительными достопримечательностями приглашают вас в свои живописные просторы для получения самой огромной доли эстетического удовольствия. Добро пожаловать в Одессу!

Комплекс гостиниц в мисхорском парке

История одной усадьбы.

Худ. Чернецов Н.Г. Вид дома Л.А. Нарышкина в Мисхоре. 1834.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Еще в начале 30-х годов XIX века, возводилась в Мисхоре усадьба «Софиевка» или «Малая Алупка» по проекту ялтинского архитектора Карла Эшлимана. Старинное здание с узкими заостренными кверху окнами под красной черепицей — бывший особняк почти сохранил свой первоначальный вид. Сейчас это корпус № 1 лечебно-оздоровительного центра «Нижний Мисхор». К сожалению, здание не отмечено мемориальной доской, поэтому историю этого особняка, его бывших хозяев знает не каждый местный житель, не говоря о приезжих.

Дача и прилегающий к ней парк, напоминающий естественный лес с вековыми кипарисами и кедрами, в начале XIX века принадлежали представителю одной из самых известных в России фамилий — Льву Александровичу Нарышкину.

А история этого места начиналась так.

Первой хозяйкой земли на которой впоследствии архитектором Эшлиманом был выстроен особняк была Софья Константиновна Потоцкая. История ее жизни была очень пестрой и интересной.

Эта достойная польская фамилия вместе с невероятным богатством досталась ей от второго супруга.

О Софье Константиновне говорили много и разного. «Красавица гречанка из Константинополя, темного происхождения, на тринадцатом году была продана матерью польскому послу Лясопольскому, доставлявшему между прочим в Варшаву королю красивых женщин», — писал о ней в своем труде «Знаменитые россияне XVIII-XIX веков» великий князь Николай Михайлович Романов. Про Софью Константиновну говорили, что «она сама различно называет свою девичью фамилию». Их было несколько, чем и вызывалась путница: то ли Челиче, то ли Глявоне, то ли Маврокордато.

София Глявоне де Челиче.

Нет точных сведений, когда София познакомилась с главнокомандующим российской армии в русско-турецкой войне (1787-1791) генералом-фельдмаршал Г. Потемкиным, но очень скоро она оказалась под Яссами, а ее мужа Потемкин назначил комендантом Херсона с присвоением звания генерала российской армии. После взятия российскими войсками, неприступной, как считалось, турецкой крепости Измаил, Потемкин выехал в Петербург и позаботился о приглашении туда супругов Виттов. 18 марта 1791 г. Софию познакомили с Екатериной II.

Потёмкин подарил своей прекрасной гречанке большое греческое селение Массандру и Мисхор .

. Родители Иосифа Витта, первого смельчака, кто отважился жениться на «мадам Константинопольской, которую продавали на базаре», сошли от огорчения в могилу. В 1798 году Софья Витт, многолетняя любовница графа Станислава Потоцкого, который заплатил первому мужу колоссальную сумму отступного, стала его законной супругой.

Станиславу Потоцкому Софья Константиновна родила почти одного за другим пятерых детей. В 1801 году на свет появляется девочка, названная графом именем обожаемой супруги, — Софья. В следующем году появляется на свет вторая дочь Потоцких — Ольга.
Софья-младшая осталась без отца, когда ей едва исполнилось четыре года. Ольге, соответственно, было три. Девочки росли в обширных владениях их древнего рода. На Украине, в Тульчине, у графини-вдовы было два дворца, по размерам и роскоши не уступавших столичным, а в Умани редкостное, когда-то в честь жены названное Потоцким имение Софиевка.

Потоцкая Софья Станиславовна,
по мужу Кисилева (1801-1875)

Потоцкая Ольга Станиславовна,
по мужу Нарышкина (1802-1861)

В Крыму Софья Константиновна имела колоссальные земельные угодья, леса, виноградники, ухоженные целой армией садовников парки с редкими растениями, дачи, наполненные роскошью.

Зиму семейство Потоцких проводило в Петербурге, лето — в украинских имениях, весну и осень — в Крыму. Благословенная Таврида с ее восточным колоритом, жмущимися к скалам татарскими селениями, мечетями, памятниками, монастырями, легендами — все делало жизнь богатого семейства насыщенной волнующими впечатлениями.

С 1810 года Софья Потоцкая вступает в последний период своей жизни и «нравственно хорошеет». Она всё более озабочена искуплением грехов, благотворительной деятельностью, воспитанием детей. Бурная жизнь, полная увлечений и приключений, отходит в прошлое. София становится под старость добродетельной «матроной», старается забыть прежнюю жизнь и сохраняет преданную память только к Потёмкину, которого до конца «жалела, как родного брата».

По настоянию врачей графиня Потоцкая вместе с дочерью Ольгой в 1821 году выехала из Петербурга за границу на воды, где 12 ноября 1822 года в Берлине она скончалась.
Александр I, извещенный о кончине прекрасной графини Потоцкой, прислал соболезнование и разрешил похоронить ее в России.

Софья Константиновна Потоцкая.
Портрет работы художника Ж. Лампи Старшего. (1791)

Лев Александрович Нарышкин

Лев Александрович Нарышкин, будуший хозяин имения в Мисхоре, генерал-майор, богатый, родовитый, приходился двоюродным братом Михаилу Семеновичу Воронцову, который в 1823 г. стал генерал — губернатором Новороссийского края. В этом же 1823 году Лев Александрович женился на графине Ольге Станиславовне Потоцкой, которая была моложе супруга на 16 лет.

Лев Александрович Нарышкин родился 5 февраля 1785 года в семье обер-гофмаршала Александра Львовича Нарышкина (1760—1826) и Марии Алексеевны Сенявиной (1762—1822), дочери адмирала Алексея Наумовича Сенявина (1722—1797).

Ольга Станиславовна Нарышкина (Потоцкая)

Ольга Станиславовна Потоцкая, по мужу Нарышкина (1802, Тульчин — 2 января 1861, Париж, Франция) — дочь польского магната Станислава Щенсного Потоцкого и знаменитой авантюристки Софии Глявоне.

Ольга родилась в 1802 году в Тульчине, год спустя после своей сестры Софии. Девочки росли в юго-западных владениях Потоцких — в Тульчине, где находились два дворца их владетельного рода, и в Умани, где в честь их матери был разбит в 1793—1796 годах знаменитый сад Софиевка. Часть года семья проводила в Крыму, где ещё Потёмкин подарил своей прекрасной гречанке большое греческое селение Массандру.
Имение тянулось от хребта Яйлы до моря, охватывая площадь свыше 800 десятин. В горной части это огромное имение заключало строевые леса, в долинной были вскоре развдены виноградники тончайших французских лоз, а на обрыве над морем разбит роскошный парк с редкими тропическими растениями.

После смерти матери Ольга получила в наследство Мисхор, а её сестре Софье досталась Массандра. Ольга осталась на попечении старшей сестры и её мужа Киселёва.

Ольга, отличалась более положительным характером, чем её старшая сестра, и, как и та, «славилась своею красотою». В глазах генерала Киселёва, Ольга вскоре затмила очарование его молодой жены, и возникший роман зятя со свояченицей превратился в прочную пожизненную связь, разбившую счастье Софьи Станиславовны. К 1829 году брак Киселёвых фактически распался.

Смотрите так же:  Дворец романовых в коломенском

Кроме сестры Ольгу взялась опекать Елизавета Ксаверьевна Воронцова, супруга графа М. С. Воронцова. Она приняла живейшее участие в её судьбе.

Елизавета Ксаверьевна Воронцова.

Миниатюра Морица Даффингера, 1835/1837г

Михаил Семёнович Воронцов.

Портрет работы Джорджа Доу. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Никанор Чернецов. «Новый Мисхор. На водах.» 1834 г.

«Вид с террасы в крымском имении Л.А. Нарышкина Мисхор».
Карло Боссоли (бумага, гуашь, 1842 год).

Карло Боссоли (Carlo Bossoli)

Семь видов Мисхора в Крыму 1841-1842 года.

Семь малоизвестных работ художника-пейзажиста Карло Боссоли (1815-1884),
который жил и работал в Крыму, будучи придворным художником князя М.С.Воронцова.

Мисхор. Этюд 1. К. Боссоли, 1841г.

Мисхор. Этюд 2. К. Боссоли, 1841г

Мисхор. Этюд 3. К. Боссоли, 1841г

Мисхор. Этюд 4. К. Боссоли, 1841г

Мисхор. Этюд 5. К. Боссоли, 1841г

Мисхор. Этюд 6. К. Боссоли, 1841г

Мисхор. Этюд 7. К. Боссоли, 1841г

За два года (1840-1842) Карло Боссоли объездил практически весь Крым. Крымские впечатления выразились в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже), свидетельствующих о том, что именно к этому времени он стал блестящим рисовальщиком. Помимо декоративности и живописных достоинств, эти произведения интересны особой точностью передачи деталей.

В 1841 году, крымское имение «Мисхор» принадлежало генералу, герою войны 1812 года, Льву Александровичу Нарышкину, двоюродному брату генерала М.С.Воронцова, под чьим покровительством и находился тогда Боссоли. Вполне возможно, что изобразить виды своего имения «Мисхор» у Карло Боссоли, заказал именно Л.А.Нарышкин.

Гравюры из серии «Усадьба Нарышкиных в Мисхоре» Карло Боссоли.

Герб дворян Нарышкиных.

Софья Львовна Шувалова
(Нарышкина)

Pyotr Fyodorovich Sokolov (1791–1848).
1840г.

Граф Пётр Павлович Шувалов
(1819-1900)

Franz Xaver Winterhalter (1805–1873).
1850г.

Софья Львовна — в последствии вышла замуж за графа Петра Павловича Шувалова.

Граф Петр Павлович Шувалов с февраля 1846 года был женат на Софье Львовне Нарышкиной (1829—1894), единственной дочери генерал-лейтенанта Льва Александровича Нарышкина и графини Ольги Станиславовне Потоцкой; наследнице усадеб Тальное, Мисхор и известного дворца на Фонтанке. Из-за доброты и бесхарактерности мужа Софье Львовне приходилось самой управлять всем состоянием, имениями и заводом.

В браке родились дети:
Павел Петрович (1847—1902), полковник, коллекционер, женат на княжне Е. В. Барятинской.
Ольга Петровна (1848—1927), с 1867 года жена князя А. С. Долгорукова.
Варвара Петровна (1850—1872), с 1868 года жена генерала Д. И. Орлова.
Мария Петровна (1852—1884), с 1871 года жена князя Г. Л. Кантакузена.
Софья Петровна (1857—1928), жена графа А. К. Бенкендорфа.
Елена Петровна (1864—1932), с 1881 года жена графа А. А. Бобринского.

Граф Шувалов Павел Петрович
(1846 — 1902).

Christina Robertson (1796–1854).
(1849)

В 1895 году имение, включающее дом и обширный парк, перешло к Генерал-майору Павлу Петровичу Шувалову (1847—1902) — единственному сыну камергера графа Петра Павловича Шувалова и Софьи Львовны Шуваловой (1829-1894), единственной дочери Льва Александровича Нарышкина и его жены Ольги Станиславовны, урожденной графини Потоцкой.

Последней владелицей имения Мисхор общей площадью 115 десятин 2215 саженей, или почти 170 га, расположенного берегу моря, была княгиня Ольга Петровна Долгорукая (внучка Ольги Станиславовны Нарышкиной), которая получила его по наследству от своего брата Павла Петровича Шувалова, умершего бездетным в 1902 году.

Ольга Петровна Долгорукова.

Княгиня Долгорукова была последней хозяйкой великолепного имения, расположенного в чудесном парке на берегу Черного моря. Имение содержалось превосходно: в нем была молочная ферма, отпускающая парное молоко, виноградники с лечебными и столовыми сортами, телефон. На территории мисхорского имения были оранжерея и питомник для продажи растений, которые цвели практически круглый год. Роща олив коммерческого значения не имела. На земле, арендованной у княгини О. Долгоруковой, был построен целый ряд дач, в которых сдавались комнаты для приезжих на отдых с апреля до конца октября. Дачи эти, нарядные, роскошные, оспаривали славу дач петербургских. Прекрасные климатические условия, красота окружающий природы, прогулки по парку, расположенному на берегу моря, пресные и морские ванны, катера, лодки и экипажи — все это делало отдых незабываемым. Мисхор в те годы был одним из центров, где собиралось высшее общество. Здесь были построены отличные теннисные корты и было организовано что-то вроде теннисного клуба. Матчи и турниры начинались в мае или в июне и продолжались почти все лето до глубокой осени.

С территории Мисхора хорошо видна гора Ай-Петри, свидетельница многих печальных и радостных событий, которые происходили здесь в разные годы. Величественная гора Ай-Петри была свидетелем и междуусобной гражданской войны, когда Крым за сравнительно короткий промежуток времени пережил около десяти смены властей. Именно тогда история имения Мисхор, владельцами которого почти в течение 100 лет были представители знатнейших в России фамилий Потоцких, Нарышкиных, Шуваловых, коренным образом изменилась. В стране уже шла Гражданская война, и лето — осень 1918 года были для большинства представителей русской дворянской аристократии последними, проведенными на родной земле перед изгнанием.

Часть корпуса (Южная сторона) Дворца Нарышкиных-Долгоруковых. Фото конец XIX — нач. XX вв.

Княгиня Ольга Петровна и ее внучка Софка Долгорукая.

Так, 11 апреля 1919 года на борту «Мальборо» последняя хозяйка имения Мисхор Ольга Петровна Долгорукая вместе с одиннадцатилетней внучкой Софкой Долгорукой и с большой группой аристократов и близких к ним людей оставила Крым и была эвакуирована на Мальту, а затем – перевезена в Англию.

Бывшее имение княгини О. П. Долгоруковой содержалось превосходно, к такому выводу пришла контрольная комиссия совхоза «Мисхор» в акте приема и сдачи в ноябре 1920 года. В этом акте подробно переписано и подсчитано все: и общая площадь имения, и площадь под каждой культурой, все постройки, имущество в большом доме бывших владельцев и в домах всех арендаторов, количество живого инвентаря и т.д.
Опись имущества владельческого дома содержит сведения о богатой обстановке каждой комнаты: о мебели, картинах, писанных масляной краской, вставленных в золоченые и дубовые рамы, гравюрах, фарфоровых китайских вазах, хрустальных люстрах с бронзовыми рожками, бра, коврах, зеркалах.
В винном подвале, построенном в 1833 году, комиссией обнаружено большое количество вина хорошего качества: белый и розовый мускат, рислинг, саперави, красное столовое и других марок — всего 145 ведер. В целях сохранения вина перенесли из Мисхорского имения в хорошо охраняемый винный подвал имения князя Ф. Юсупова в Кореизе.
В конюшне бывшего имения находились в ту пору 12 лошадей. Вскоре ими воспользовались красноармейцы.
В заключение акта приема комиссия рекомендовала использовать бывшее имение княгини О.П. Долгоруковой как здравницу для трудящихся.

После установления Советской власти в Крыму ( ноябрь 1920 г.) революционный комитет Крыма издал приказ, который положил начало организации курортов на полуострове, а также подписан Декрет «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». На основании этих документов в Крыму было создано Центральное Управление курортов Крыма. Все курортные местности были разделены на курортные районы: Алуштинский, Ялтинский, Гурзуфский, Алупкинский и Симеизский. Мисхорский курорт находится в составе Алупкинского района. Издается ряд правительственных документов, на основании которых, Нижний Мисхор со всеми дачами становится домом отдыха. Уже с 1925 г. в состав курпансиона «Группа дач Мисхора» на 100 мест вошли практически все бывшие дачи, в том числе и дача Нарышкина.

Сюда в 1925 г. прибыли на отдых рабочие и крестьяне, а также гости из Испании.

С октября 1928 года курпансион «Группа дач Мисхора» уже стал называться санаторной группой «Коммунары», а Дача Нарышкиных становится 1-м корпусом этого санатория.

Развивается инфраструктура. Благоустраивается прибрежная зона и Мисхорский парк. Появились ресторан, танцплощадка, курзал, где в свое время выступал В. Маяковский, водолечебница (была разрушена во время войны), спортивные площадки.

Советский плакат 1947 года «Трудящимся — здоровый отдых!». Художник М. Нестеров.

Начиная с 1948 г. первый корпус санатория «Коммунары» становится самостоятельным санаторием «Советский полярник». Здесь отдыхали прославленные зимовщики полярных станций «Северный полюс» и антарктической станции «Мирный». Не раз проводил свой отпуск в санатории выдающийся советский авиаконструктор академик А. Н. Туполев.

В 1960 году Мисхорскому парку присвоили статус парка-памятника садово-паркового искусства.

Отдыхающие санатория «Советский полярник» в 50-е годы ХХ века.
Фотографии взяты из открытых источников в сети интернет.

Северный и Южный фасады корпуса «Дача Нарышкина» в наши дни.

Сейчас на территории Мисхора находится более двадцати здравниц, некоторые из них располагаются в старинных особняках, дачах и дворцах, построенных в XIX — начале XX века.