Двор или дворец государев
Двор или дворец государев
(история). — Родоначальник государева двора — княжий стан, потом княжий двор, с необходимыми хоромами или клетями на случай приезда князя. Княжий Д., по летописным известиям X, XI и XII вв., состоял из клетей — летних княжеских покоев, и изб — зимних покоев. Некоторые из клетей носили особые названия: горенки, ложницы или одрины (спальни), гридницы (где происходили пиры), божницы (домовые храмы князей) и с XIII в. повалуши (для склада домашней рухляди), столовые, горницы, светлицы, сонники (летние спальни). Все эти клети или хоромы и избы ставились отдельно и соединялись сенями, Последние служили обыкновенно разделением хором на два этажа: верхний и нижний; все постройки (горницы и церкви) «на сенях» были уже во втором этаже. Князья занимали верхний этаж, который в XVI и XVII веках назывался просто «верхом»; в нижнем, т. е. в подклетях, древнейших порубах, жили «княжи слуги», «отроки», «детские» и все, составлявшие Д. княжий. Над клетями строились иногда чердаки и терема, которые составляли третий этаж. В древности красивые по постройке или местоположению княжие Д. назывались красными, а Д. Юрия Долгорукого — даже раем. По своему назначению и расположению княжеские и великокняжеские хоромы (дворы) до конца XV в. состояли из трех отделений: 1) помещение князя и отдельно для княгини, детей и родственников князя; 2) хоромы непоковые, назначенные для разных собраний, и 3) все хозяйственные дворовые постройки и службы. До конца XV в. все постройки были деревянные. В 1484 г. Иоанн III приказал Марку Руфу заложить новые каменные палаты, окончательно отстроенные только в 1508 г. Хотя в общем новая постройка сохранила тип прежних хором, но в ней, по отзывам современников, отразился итальянский характер архитектуры, а во внутреннем убранстве комнат — вкус Софьи, стремившейся к пышности. С течением времени, особенно после пожаров, довольно частых в XVI и XVII вв., многие деревянные Д. были заменены каменными строениями. Не было ни одного государя после Василия III, который бы не сделал каких-либо пристроек, новых палат, украшений в них и т. д. Все эти новые постройки сохраняли во многом прежний характер древнерусской архитектуры. Только Лжедмитрий I построил новые хоромы в «польском вкусе». При Алексее Михайловиче в царском дворце было сделано много разных улучшений, главным образом во внутреннем убранстве (немецкая и польская мебель, обои, фигурная немецкая резьба и т. д.). С наступлением XVIII в. государев Кремлевский Д., сделавшийся только местопребыванием императорского Д. во время нахождения его в Москве, постепенно приходил в упадок, и к нынешнему столетию от прежних хором остались лишь ничтожные части. Более всего сведений о внешнем и внутреннем виде государева Д. сохранилось от XVI (вт. пол.) и XVII вв. Первый представлял пеструю массу зданий самой разнообразной величины, разбросанных без всякой симметрии, теснившихся друг подле друга и возвышавшихся одно над другим. Общая пестрота увеличивалась еще от разнообразнейших крыш: двускатных, епанечных, в виде шатров, скирдов, бочек с гребнями и маковицами, башен и башенок, внешних резных украшений. Д. огораживался решеткой с воротами, на которых висели образа. Ворота были: Курятные (переименованы в 1658 г. в Троицкие), Колымажные, Воскресенские и Золотые или Гербовые, с башней, на вершине которой — двуглавый орел, а настенах — гербы областей Московского государства. До начала XVIII в. самой обыкновенной мебелью были лавки подле стен, иногда накрывавшиеся «полавочниками»; стены украшались «стенным подволочным письмом» («бытейскою стенописью»), а иногда «травами» и «аспидом». В приемных палатах государева Д. стоял еще, кроме лавок, трон (царское место), богато украшенный золотом, серебром и тканями. В красных углах стояли простые столы, дубовые или липовые, а с XVII в. — «немецкие и польские», на кривых резных ногах. Подле столов и лавок — скамьи и стольцы (табуреты). В последние годы XVII ст. появились вместо лавок стулья, на стенах зеркала, которые раньше хранились в чехлах, картины и «персоны» (портреты), для свеч — паникадила, шенданы.
Значение государева Д. Княжий Д. был сначала простой вотчинною усадьбой, местом, где творились суд и расправа и жил начальник дружины. В XVI и XVII вв. он стал труднодоступным жилищем великого государя, чему много содействовало установление новых придворных обычаев и обрядов, заимствованных из Византии. Доступ во дворец имели только высшие сановники, обязанные сходить с лошади или экипажа за несколько саженей от дворца, да придворные чины, и только в приемные покои. Остальные являвшиеся ко двору — с челобитьями, напр., — оставались у лестниц ближайших комнат. Совершенно нельзя было являться во дворец с оружием и в болезнях. Все бояре, окольничие и думные люди обязаны были являться во дворец рано утром и после обеда в вечерню, собираясь в передней, где ждали выхода царя. После приема бояр царь шел к обедне, в сопровождении приехавших сановников, и после обедни начиналось «сиденье с бояры» (заседания царской думы). См. Грановитая палата, Передняя, Теремные покои.
Части государева Д. — Д. или дворцы: сытный, кормовой, хлебенной, казенный, потешный.
Двор сытный приготовлял и сохранял разные питья про царский обиход. По словам Котошихина, он занимал более 30 погребов и ледников, «кроме погреба, что с фряжскими питьями», и несколько «деловых изб и палат» (сытная изба, пивоварня, браговарня, квасоварня, бочарня и др.). Кроме питей, в сытном Д. хранились виноград, арбузные и дынные полосы, фрукты, орехи и т. д.
Двор кормовой — «поварня» с палатами: «курятной», отпускавшей кур и др. птиц, сушильной и др. В нем хранились и сосуды для кушанья.
Двор хлебенный, или житный, приготовлял разного рода хлеб. В нем также были свои палаты и деловые избы: бурникова изба, в которой готовились хлебы недомерки и кольца; мучная палата, ледник, овощная и купецкая, где хранилась посуда и предметы дворцового обихода.
Двор казенный сохранял казну государеву — золото и серебро в разных видах, большей частью в посуде, которой украшались царские столы; золотые, серебряные и шелковые ткани, сукна, шерстяные и бумажные ткани и мягкую рухлядь (меха). В одной из палат этого Д. — образовой — хранились иконы, кресты и другие святыни. Казенный Д. соединялся с дворцом госуд. переходами с западной стороны Благовещенского собора и особыми палатами, примыкавшими к собору с южной стороны. Все эти дворы были государственными учреждениями и находились в заведовании особого лица, при котором, для записки приема и расхода вещей, к его двору принадлежащих, и для производства суда и расправы между людьми его ведомства был учрежден приказ, подчинявшийся дворцовому приказу. См. Забелин, «Быт русских царей».
Двор потешный — заменивший Потешную палату, построен при Алексее Михайловиче для потехи, для игр, к которым при нем присоединились еще «комидийныя действа», впервые данные в потешном Д. Но этой цели он стал служить только по смерти тестя Алексея Михайловича, И. Д. Милославского, которому был дан царем для житья. Через 10 лет он был переделан и увеличен пристройкой новых хором и теремов и обращен в жилой дворец, в котором по смерти Федора Алексеевича жили его сестры. В 1698 г. потешный Д. был обращен в полицейскую расправу. Во второй половине ХVIII в., когда все почти прежние дворцовые строения обветшали и были срыты, потешный Д. один оставался удобным жилищем для приезжавших в Москву императриц. В 1806 г. обращен в комендантский дом, существующий и теперь.
Государев дворец государева казна
о середины XVI в. существовало только два общегосударственных ведомства: Государева Казна и Государев Дворец. Казна являлась одновременно государственной канцелярией. Она ведала также сношениями с другими государствами. Казначея — главу Казны — иностранцы именовали канцлером. Дворец управлял имуществом великого князя, прежде всего — землями. С присоединением новых земель создавались новые дворцы: нижегородский, тверской и т.д. Существование отдельных учреждений для управления различными территориями было пережитком раздробленности.
Отраслевое — приказное — управление стало складываться лишь в середине XVI в.
Основу местного управления составляла система кормлений. Страна делилась на уезды, уезды на волости. Уездом управлял наместник, волостью — волостель. Они не получали жалования за свою управленческую и судебную деятельность. Сама эта деятельность была лишь дополнением к главному — к праву получать «кормление», т.е. собирать в свою пользу часть налогов и судебные пошлины — «присуд».
давалось в награду за прежнюю службу. Вначале система кормлений способствовала объединению Русского государства. Московские служилые люди были заинтересованы в расширении владений Москвы, так как при этом возрастало число кормлений. Но система кормлений обладала большими недостатками. Управление оказывалось для кормленщиков только обременительным придатком к получению «корма». Поэтому свои обязанности они исполняли плохо, нередко передоверяли их холопам-тиунам. К тому же в получении кормлений не было порядка. Такая система местного управления не соответствовала задачам централизации.
Рисунок 1 — Центральные и местные органы управления Русского централизованного государства в XV начале XVI вв.
Схема, показанная на рисунке 1, свидетельствует о том, что русское государство конца XV — начала XVI в. было единым, но еще не централизованным.
Вместе с тем, великокняжеская власть приобрела деспотический характер. Так, когда Иван III решил лишить престолонаследия своего внука Дмитрия и передать престол сыну от второго брака Василию, он заявил: «Чи не волен яз, князь великий, в своих детях и в своем княжении? Кому хочу, тому дам княжение». А для казни двух высокопоставленных вельмож оказалось достаточным основанием то, что они «высокоумничали». Даже знатнейший боярин для великого князя оказывался не более, чем холопом. На рисунке 2 показана схема суда в великом княжестве московском.
Рисунок 2 — Суд в великом княжестве Московском в XIV — XVI вв.
На рисунке 3 схематично изображено значение образования Российского централизованного государства.
Рисунок 3 — Значение образования Российского централизованного многонационального государства
РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В КОНЦЕ XV — НАЧАЛЕ XVI В.
Урок — практическое занятие.
Основные понятия и термины: вотчина, поместье, самодержавие, удельный князь, служилый князь, казна, дворец, уезд, волость, кормление, местничество, дворянин, дети боярские, черносошный крестьянин, пожилое, кабальный холоп.
Вводное слово учителя
В ходе урока у учащихся должно быть сформировано представление о социальной структуре Российского государства, положении основных групп общества, структуре государственного устройства и управления, а также об основных формах землевладения. Основная задача школьников на уроке — формирование нового понятийного аппарата. В ходе урока учащиеся должны выделить причины изменений, произошедших в политической, экономической и социальной структуре Российского государства.
1.1. Учитель начинает урок с работы с настенной картой «Образование Российского централизованного государства». Он предлагает учащимся выполнить следующие задания.
Вопросы и задания учащимся
1. Возможно ли было на практике запретить наследование поместий? Почему вы так думаете?
Таблица 30. ВОТЧИННОЕ И ПОМЕСТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ
Вопросы для сравнения
Собственность владельца, полученная за службу князю
Пожалование за службу, даваемое князем
Права в отношении собственности
Продается, покупается, обменивается, дарится, передается по наследству, дробится на отдельные владения, вкладывается в монастырь
Находится во владении все время нахождения владельца на службе. Не вкладывается в монастырь и не отчуждается. Официально не передается по наследству
Размеры земельных владений
- 2. Какое из ограничений прав помещика в распоряжении поместьем представляется вам важнейшим для государственной власти? Почему вы так думаете?
- 3. Выберите правильный ответ:
- — вотчинное владение землей —‘безусловное, а поместное — условное. (Условное, т. е. связанное условиями, при неисполнении которых земля отбирается.)
- — и вотчинное, и поместное владение землей — безусловное.
- — и вотчинное, и поместное владение землей — условное.
- 3.1. Характеризуя господствующие слои общества Русского государства, учитель предлагает вспомнить, что такое феодальная лестница. Учащиеся составляли ее для государств Западной Европы. По аналогии, можно предложить классу по ходу рассказа учителя составить феодальную лестницу Русского государства.
- 3.2. В целях закрепления материала следует поставить перед учащимися ряд вопросов и заданий.
- 1. Какова была политика княжеской власти по отношению к уделам? С чем, на ваш взгляд, это было связано?
- 2. В чем состояло принципиальное различие между удельными и служилыми князьями?
- 3. Какова сущность процесса «обояривания» князей?
- 4. В чем состояло важнейшее отличие русских бояр от западноевропейских баронов?
- 5. Найдите ошибки в приведенном утверждении: к началу XVI в. сложились две основные группы феодальных землевладельцев: привилегированные крупные землевладельцы-вотчинники (бояре) и мелкие служилые дворяне (помещики).
- 4.1. С системой центрального управления учитель знакомит класс, опираясь на предложенные материалы.
- 1. Составьте схему центрального и местного управления в Русском государстве XVI в.
- 2. Выберите правильный ответ:
- — в Боярскую думу входили знатнейшие аристократические фамилии Московского государства;
- — Боярская дума состояла из назначавшихся великим князем представителей старинных служилых родов Московского государства;
- — в Боярскую думу входили преданные великокняжеские слуги независимо от происхождения и даровитости.
- 3. В чем состояли главные недостатки системы кормлений?
- 5.1. Для рассмотрения системы местничества учитель может использовать приведенные фрагменты исследования В.О. Ключевского. Учащиеся самостоятельно изучают предложенные документы, после чего учитель организует их обсуждение по предложенным вопросам.
- 1. Когда сложилось местничество?
- 2. Объясните смысл данного понятия.
- 3. Подумайте, Кому на Руси местничество было наиболее выгодно?
- 4. Какие недостатки имела данная система? Попробуйте привести практические доказательства своего мнения.
- 5. Выберите и обоснуйте ответ, который считаете правильным, или предложите свой вариант ответа, если ни один из ответов вас не устраивает:
- а) местничество являлось пережитком раздробленности;
- б) местничество появилось в ходе становления единого государства и способствовало его укреплению;
- в) иное_.
- 6.1. Характеристику самой многочисленной группы общества учитель дает, используя уже имеющиеся у учащихся знания. Для разбора материала используются следующие вопросы и задания.
- 1. Вспомните, какие группы крестьян существовали в Русском государстве?
- 2. Охарактеризуйте и сравните положение черносошных и частновла- дел ьческих. крестья н.
- 3. Вспомните, как изменилось положение крестьян после введения Судебника 1497 г.?
- 4. Перечислите основные повинности русского крестьянства и дайте их характеристику.
- 5. Вспомните, кто такие холопы? Какими правами и обязанностями они обладали? Чем отличается положение крестьянина от холопа?
- 6. Подумайте, как отразилось изменение положения великого князя, в государстве на положении полузависимого населения?
Материал для рассказа учителя
Все важнейшие вопросы государственного управления решались самим государем по «приговору» Боярской думы, высшего совещательного органа в государстве. В состав Боярской думы входили думные бояре, окольничие, думные дворяне, назначаемые «Государем всея Руси» из представителей знатных боярских фамилий и служилых князей.
До середины XVI в. существовало только два общегосударственных ведомства: Государева Казна и Государев Двор (или дворец). Государева Казна ведала вопросами финансов и внешней политикой государства. Главой Казны был Казначей, которого иностранцы именовали канцлером.
Государев Двор занимался решением вопросов об имуществе, в первую очередь, о земле великого князя. С присоединением новых земель создавались и его новые ведомства: Новгородский Двор, Тверской Двор и т.д. Система государственного управления, основанная на отраслевом принципе, только начинает складываться в середине XVI в.
Основу местного управления составляла система кормлений, т. е. поборов с населения в пользу государственного чиновника. Страна делилась на уезды, границы которых практически совпадали с границами прежних княжеств. Во главе уездов стояли наместники. Более дробная единица административного деления — волости, во главе с волостелями, и станы. Наместники обладали правом суда, управления и сбора налогов в своем уезде, волостели имели аналогичные функции.
Государственные чиновники не получали жалования за свою деятельность, поэтому поборы с населения, которые не контролировались государством, часто достигали немыслимых размеров. Само кормление рассматривалось как награда за прежнюю службу. Естественно, отсутствие контроля приводило к тому, что «кормленщики» превратили «средство» в «самоцель» и исполнение прямых обязанностей стало для них обременительным придатком к кормлению.
4.2. Для закрепления основной терминологии и полученных знаний учитель предлагает классу выполнить ряд заданий.
Ключевский В.О. Курс русской истории. М., 1987
«Этим словом в собственном смысле следует называть тот порядок служебных отношений, какой сложился между родословными фамилиями в Московском государстве в XV и XVI вв.
В Москве XVI века при замещении высших должностей служилыми людьми соображались не с личными качествами назначаемых, а с относительными служебными значениями фамилий. Каждая родословная фамилия и каждое отдельное лицо такой фамилии занимали определенное и постоянное положение среди других фамилий и отдельных лиц. Иерархическое отношение между лицами не устанавливалось при их назначении на должности по усмотрению назначившей их власти, а заранее указывалось помимо нее фамильным положением назначаемых.
Был выработан особый способ определять отечество с математической точностью.
Отношения между фамилиями, раз установившиеся, не должны были изменяться. Как некогда стали на службе отцы и деды, так должны стоять дети и все дальнейшие потомки. Итак, местничество устанавливало не фамильную наследственность служебных должностей. а наследственность служебных отношений между фамилиями. Должность сама по себе здесь ничего не значила. . Все дело было не в должности, а во взаимном отношении лиц к должностям.
Элементы местничества встретим еще в удельные века при московском, как и при других княжеских дворах. Только в Москве элементы местничества успели сложиться в целую систему, и его сложение надобно относить. к княжению Ивана IIIи его сына Василия.»
Вопросы и задаиия учащимся
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся написать в тетрадях рассуждения по мотивам приведенного задания.
В Историческом музее г. Москвы демонстрйруется грамота, в которой некоему Арсеньеву Назару Ивановичу предоставляется право окончательного судебного решения. Всему населению предписывается почитать и слушаться Арсеньева. Вознаграждение за службу Арсеньеву предлагается собирать на месте. К грамоте прикреплена печать с изображением двуглавого орла.
Определите, кем был Назар Иванович Арсеньев, о каком жаловании идет речь, в какой период написан данный документ. Напишите рассказ о его службе от его имени.
КАЗНА — одно из ведомств княжеского управления в русских княжествах в XIV — середине XV веков, одно из центральных ведомств Русского государства, России во 2-й половине XV — начале XVIII века.
В княжествах Северо-Восточной Руси в середине XIV — середине XV веков казна контролировала сбор налогов, таможенных пошлин, денежных и натуральных (меха, мёд и т. п.) взиманий, а также выплаты, главной из которых был ордынский выход в Золотую Орду с сопутствующими пошлинами и платежами её знати и чиновникам, а также ордынским послам. В казне также хранились великокняжеские и княжеские регалии, церемониальные и мемориальные предметы светского и церковного характера из драгоценных металлов (включая оружие и воинский доспех), меха, дорогие ткани, а также княжеская документация. В ведении казны находились некоторые группы городского, сельского и промыслового податного населения (в т. ч. ряд категорий городских ремесленников, включая мастеров серебряного и денежного дела, ювелиров), а также определённые территории и некоторые пути (смотрите в статье Путь). Во главе казны стояли казначеи с небольшим штатом дьяков и др. «приказных» лиц, которые в то время имели несвободный социальный статус, что по представлениям эпохи обусловливалось более низким уровнем «казённых служб» по сравнению с судебно-административной деятельностью членов Боярской думы и кормленщиков высокого и среднего ранга (смотрите Кормление).
Во 2-й половине XV — 2-й трети XVI веков функции казны существенно расширились. Её роль в системе государственных учреждений возросла с формированием централизованного Русского государства и связанными с этим изменениями в составе и функциях Боярской думы, структуре высших чинов Государева двора, с появлением новых центральных органов исполнительной власти. В конце XV века — начале 1560-х годов казна стала ведущим центральным государственным учреждением функционально-территориального характера. Она контролировала сбор и хранение большинства общегосударственных прямых налогов, таможенных сборов и откупных сумм, ряда доходов от внешней торговли и т. п.; введение некоторых новых налогов; изменения в кадастровом учёте объектов обложения и в порядке взимания платежей. В ведении казны было также исполнение ряда повинностей как общегосударственного, так и местного характера (ямская, строительство оборонительных укреплений в городах, заготовка материалов для производства пороха и т. п.). Казна регулировала выдачу жалованных грамот с временным или длительным освобождением от уплаты налогов и таможенных пошлин церковным и светским собственникам городских и сельских владений, осуществляла отмену таких привилегий светских лиц (с 1-й четверти XVI века) и церковных корпораций (особенно с 1549 года).
Казна контролировала несение службы пушкарями, пищальниками и др., работу мастеров серебряного и денежного дела, ювелиров, литейщиков колоколов и орудий и др. Она управляла также значительными территориями на севере и северо-востоке страны (Двинским и Печорским Поморьем, Каргополем, Устюжско-Вычегодским регионом, Пермской и Вятской землями и др.), а кроме того — промысловыми поселениями в центральных и южных уездах, население которых занималось добычей соли, бортничеством и пр. В казне по-прежнему находились великокняжеские (с 1547 года царские) инсигнии, вещи, используемые на торжественных церемониях и в ежедневном обиходе государя, «святости» царской семьи, а также предметы и вещи, выступавшие в качестве наград, за военную службу (золотые монеты, оружие, меха, дорогие ткани, шубы и т. п.). Вместе с тем объём хранимых ею сокровищ возрастал, в т. ч. за счёт новых поступлений конфискованного имущества опальных лиц (новгородских бояр в 1470-1480-х годах, ряда новгородских архиепископов, удельных московских князей, великого князя московского Дмитрия Ивановича Внука, его матери Елены Стефановны, князей Патрикеевых, виднейших бояр и др. персон в конце 1530-х годов — 1547 год), посольских даров, продукции мастеров-ремесленников, подведомственных самой казне, а также за счёт покупок у иностранных купцов или за рубежом. Здание казны (Казённый двор) находилось в Московском Кремле между Архангельским и Благовещенским соборами.
С рубежа XV и XVI веков в источниках фиксируется должность печатника, который до 1560-х годов являлся ближайшим помощником казначея, отвечая среди прочих обязанностей за хранение и прикладывание к документам государственных печатей различного назначения. В казне и её канцелярии в 1-й трети XVI века решались вопросы: военной организации и военного управления (с начала XVI века в контакте с казной действовало ведомство оружничих), дипломатические (в конце XV — 1-й четверти XVI веков казначеи были одними из активнейших деятелей в реализации внешнеполитич. курса), организации контроля за оборотом вотчин, рынком холопов, ямским делом. При канцелярии казны разрастался государственный архив, материалы которого использовались при создании официального летописания (Летописец начала царства, Степенная книга), ряда др. произведений документального характера (Государев родословец и др.). Штат дьяков и подьячих казны значительно возрос к середине XVI века. Должность главы казны с конца XV века занимали представители знатных родов — 5 человек в разное время из рода Головиных, Ю. Д. Траханиот и др. Чин казначеев (с начала XVI века обычно их было два) в иерархии думно-дворцовой части Государева двора следовал сразу за боярами, окольничими и дворецкими. Казна и её аппарат сыграли важную роль в преобразованиях и реформах Избранной рады, с ней в своей деятельности был тесно связан А. Ф. Адашев.
Канцелярия казны и штат дьяков и подьячих служили базой при организации большинства новых приказов — Разрядного приказа (выделился из казны, видимо, несколько ранее 1535 года), Посольского приказа (1549 год), Поместного приказа, Холопьего приказа, Ямского приказа (все — в середине XVI века), Пушкарского приказа и Стрелецкого приказа (скорее всего, в 3-й четверти XVI века). Преобразования в сфере налогов и местного управления (смотрите в статьях Земская реформа 1555-1556 года, Земское управление), проводившиеся канцелярией казны, привели к образованию на её базе Большого прихода приказа и ряда ведомств, ставших позднее приказами-четвертями.
В 1565-1584 годах, в период опричнины и особого двора Ивана IV Васильевича, существовали ведомства казны параллельно в земщине и опричнине (после 1572 года — в особом дворе царя). Хотя оба учреждения находились под неусыпным контролем царя, проявлявшего к ним едва ли не постоянный интерес и как к сокровищнице, и как к государственному архиву, значение казны заметно уменьшилось, что было связано с общим кризисом государственного управления в стране, нараставшим после 1565 года, и с выделением из казны новых центральных учреждений, а значит, с сокращением её функций.
В 1580-х годах казна постепенно трансформировалась в Казённый приказ, впервые упомянутый в 1585 году как приказ Казённого двора (его архивы сохранились частично начиная с 1582-1584 годов). К этому времени казна лишилась практически всех функций финансового контроля над сбором налогов и таможенных платежей, освобождения от их уплаты ряда категорий владельцев и пр. Казённый приказ стал прежде всего главным хранилищем царских регалий и др. реликвий, ценного и употребляемого в быту имущества царской семьи, икон и пр., а также важных государственных бумаг. В конце XVI — начале XVII веков он в известной мере осуществлял контроль над деятельностью Денежного и Купецкого дворов (после 1622 года их контролировал Большой казны приказ), в его ведении находились члены высших купеческих корпораций — гостей, гостиной сотни и суконной сотни.
В Смутное время Казённый приказ подвергался неоднократным изъятиям денежных средств и драгоценных вещей, а в 1611-1612 годах почти тотальному разорению в ходе Речи Посполитой интервенции начала XVII века. На протяжении XVII века им обычно управлял один казначей (эта практика установилась со времени царствования Бориса Фёдоровича Годунова), среди казначеев были И. Д. Милославский (1653-1665 годы), И. М. Милославский (1679-1680 годы), князь П. И. Прозоровский (1693-1700 годы). При сохранении функций Казённого приказа как государственного архива (пополнявшегося особо важными документами, помещёнными на временное или постоянное хранение, — Столбец Соборного уложения 1649 года, секретное «розыскное дело» Ф. Л. Шакловитого и др.) на первый план выдвинулась его роль как хранилища всех царских и государственных ценностей, как органа, обеспечивавшего деятельность и контролировавшего результаты труда разных категорий казённо-дворцовых ремесленников.
Вместе с тем Казённый приказ всё более приобретал характер расходной «вещевой казны», откуда брались награды различных видов, предметы церемониального и бытового придворного обихода. Казённый приказ ликвидирован указом царя Петра I от 18(29).02.1700 года, когда его в качестве особого стола ввели в состав приказа Большого дворца, где он сохранял большинство прежних функций вплоть до указа Сената от 23.12.1726 года (03.01.1727 года), по которому большинство старых московских учреждений были слиты в Мастерскую и Оружейную палату (после её закрытия в 1813 году архив казны вошёл в состав архива Московской дворцовой конторы; ныне — в составе фонда «Архив Оружейной палаты» РГАДА).
Слова «казна», «казённый» долго применялись в обиходе и в делопроизводственных документации для обозначения имущества, принадлежавшего государству (например, казённые земли или заводы), и реалий, связанных с ним (казённая монополия), и пр.; ныне чаще используются в переносном значении, с негативным оттенком (казёнщина, казённый дух и т. п.).
ГОСУДАРЕВ ДВОР, институт социальной организации при монархе высших и привилегированных слоёв общества в русских княжествах и землях, Русском государстве и России в середине XII — начале XVIII века.
Происхождение государева двора связано с княжеской дружиной — в исторических источниках оба термина (близкие по сути описываемых ими явлений) сосуществовали около полутора столетий. Государев двор пришёл на смену дружине в ходе раздробления Древнерусского государства в XII — 1-й трети XIII века на самостоятельные княжества (последних — на удельные княжения) во главе с представителями различных ветвей династии Рюриковичей. Распространение государевых (княжьих) дворов происходило по мере усложнения функций княжеской власти, в процессе интеграции в княжествах дружинников и местной верхушки в сословную группу бояр.
Государев двор владетельного князя состоял из членов совета при нём (Боярской думы), лиц, возглавлявших отрасли княжеского хозяйства (пути) и отдельные княжеские владения, всех служилых бояр княжества (объединявшихся в территориальные корпорации по «городовой оседлости» и сохранявших до конца XIV века автономный институт тысяцких), а также дворян (княжеские слуги типа министериалов с определёнными привилегиями, которые составляли низшую страту государева двора и эволюционировали в ходе аноблирования в княжеских «слуг вольных»). Непосредственно при монархе (в стольном городе, в поездках) находилась постоянно лишь часть членов государева двора, обеспечивавшая безопасность князя и его семьи, исполнение монархом властных прерогатив и представительских функций, работу других органов власти. Военные походы мобилизовывали всех членов государева двора.
В эпоху становления Русского государства в XV — середине XVI века произошли важные перемены в численности и генеалогическом составе, структуре и формах учёта государева двора, характере служб его членов. Не позднее рубежа XV и XVI веков состоялось статусное разделение всех князей, бояр, детей боярских на дворовых и «городовых». Одновременно генеалогический состав государева двора великих князей московских (с 1547 года царей) насчитывал более 100 княжеских и старобоярских (московских, тверских, рязанских) фамилий, представлявших титулованную и нетитулованную аристократию, а также второстепенную знать. Они численно преобладали в различных стратах государева двора. Представители 8 княжеских домов Рюриковичей и 4 родов Гедиминовичей (ранее самостоятельные или владетельные князья в родовых владениях) к концу XV века стали служилыми князьями московского монарха в составе государева двора по спискам территориально-клановых групп (лишь отдельные князья имели индивидуальный служилый статус). Среди служивших в приказах и дворцовых ведомствах (смотри Дворцы, Казна) приказных людей, входивших в государев двор, большинство составляли сравнительно незнатные лица. Структура государева двора в конце XV — середине XVI века была смешанной — статусно-чиновной и административно-территориальной. В документации всегда выделялся «думный чин» — бояре, окольничие, «большие дьяки» со 2-й четверти XVI века, позднее — думные дьяки, лица, возглавлявшие дворцовые ведомства и службы, а также дьяки. Остальные члены государева двора (стольники, стряпчие, постельничьи) фиксировались по статусно-чиновным группам лишь во время периодического пребывания при дворе и несения различных придворных служб (в резиденциях монарха или же в государевых поездках и походах). При этом основным принципом их структурирования в составе государева двора оставался административно-территориальный при сохранении определённых служебных и поземельных связей с «городовыми» корпорациями. Сохранялись также особые («автономные») части государева двора: отдельно и по сокращённой схеме учитывались дворовые дети боярских новгородских пятин, Псковского уезда (до 1-й четверти XVII века), Смоленского уезда, Среднего Поволжья, а также Тверского великого княжества (1485-1542 годы; первоначально в полном объёме чинов и страт государева двора, с 1510-х годов — по сокращённой схеме). При ликвидации московских уделов сохранялся особый учёт удельных князей из московских Рюриковичей — членов государева двора. Ведущей была тенденция к консолидации «автономных» дворовых в рамках государева двора московских монархов при нараставшем размежевании всех членов государева двора с провинциальными детьми боярскими, при увеличении количества статусно-чиновных групп в составе государева двора и сокращении роли его административно-территориального структурирования. В середине 16 века из числа реальных членов государева двора были фактически исключены многочисленные дворовые дети боярские. Оформление государева двора московских монархов (около 1,1-1,2 тысяч человек в середине 16 века) изменило систему политической жизни: в рамках государева двора складывались правящие кружки при монархе и дворцовые «партии», формировались правительственные программы, члены государева двора составляли подавляющее большинство светских участников первых земских соборов середины 16 века. Члены государева двора (главным образом из его высших и средних слоёв) занимали все высшие и средние командные должности в армии, центральных и местных органах власти и суда (на местах до отмены системы кормлений в 1550-е годы), в дипломатической сфере.
При великих князьях московских Иване III Васильевиче и Василии III Ивановиче Московский Кремль был перестроен в качестве столичной резиденции московских монархов и места пребывания центральных органов власти, а также дворцовых ведомств; сформировались ближние (с. Воробьёве и др.) и дальние (Александровская слобода и др.) великокняжеские резиденции сообразно годовому ритму придворной жизни. Существенно изменился образ жизни членов государева двора. Постоянное или периодическое пребывание при дворе было связано с наличием двора-усадьбы в Москве и подмосковных владений для обеспечения собственных потребностей, сменой фамильных «молений» (монастырей), расширением брачно-родственных связей и т.п.
Введение опричнины в январе 1565 года привело к разделению государева двора на опричный и земский, а после её отмены в 1572 году, вплоть до смерти царя Ивана IV Васильевича Грозного в 1584 году, функционировали земский государев двор и особый двор царя. В целом увеличилась совокупная численность всех дворовых, в 1560-1570-е годы зафиксировано появление думных дворян и думных дьяков, окончательно сложился статусный чин дворян московских и дворян выборных. Генеалогический состав опричного и особого дворов не отличался принципиально от земского. Массовые казни и репрессии в ходе опричнины и позднее привели к гибели многих аристократических фамилий, к утрате консолидации в политической элите Русского государства и внутри государева двора в целом.
В правление царя Фёдора Ивановича было восстановлено институциональное единство государева двора и окончательно сложилась его статусно-чиновная структура: он делился на «думный чин», включая высшие придворные и дворцовые чины (бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки; дворецкий, казначей, кравчий, постельничий, ясельничий, ловчий, сокольничий и др.), московские чины (стольники, стряпчие, большие дворяне, дьяки, а также жильцы) и выборных дворян. Представители титулованной и нетитулованной аристократии почти полностью преобладали среди бояр и окольничих, а также среди стольников (ими были молодые аристократы, нёсшие тогда почти исключительно придворную службу) и больших дворян. Из этих чинов происходило обычно пожалование в Боярскую думу. В 1588-1589 годах государев двор насчитывал около 1,2 тысяч дворовых (более 60% пришлось на долю выборных дворян из 47 городов), а к 1605 — около 1,6 тысяч человек (при возросшей доле выборных дворян уже из 56 городов). В 1586-1587 годах были унифицированы и уменьшены (за вычетом бояр и окольничих) нормы подмосковных поместий для членов государева двора по сравнению с «испомещением» тысячников (членов государева двора) по указу 1550 года, причём поместья получили в конце 16 века более половины дворовых. Закрепилась практика повышенных денежных и поместных окладов для членов государева двора (прежде всего, для думных и московских чинов, за исключением жильцов). Денежное жалованье выплачивалось членам государева двора из приказов — четвертей фактически ежегодно. Члены государева двора численно преобладали на выборном земском соборе 1598 года и других земских соборах начала XVII века.
В Смутное время социально-политическое единство государева двора было разрушено. Одновременно сосуществовали два, а временами три государевых двора при различных носителях или же претендентах на верховную власть. Восстановление государева двора при царе Михаиле Фёдоровиче в 1610-1620-е годы сопровождалось резким увеличением его общей численности (до 4 тысяч человек в 1630 году) при неравномерных темпах роста различных статусно-чиновных страт. По сравнению с 1605 немного уменьшилась думная страта, незначительно возросла численность дьяков и выборных дворян, резко увеличилось число стольников (более чем в 4 раза), стряпчих (более чем в 3 раза), московских дворян (более чем в 5 раз, в большинстве случаев за счёт выборных дворян, а частью — уездных) и жильцов (более чем в 3 раза). Параллельно произошли изменения в статусно-чиновной структуре государева двора: после 1630 года выборные дворяне перестали даже периодически нести службу по списку государева двора, окончательно превратившись в высший слой уездных корпораций провинциальных детей боярских. С середины 1620-х годов до 1633 года существовал особый статусный чин — «патриарший» стольник (около 490 человек в 1630 году). Эти перемены были вызваны мощными подвижками в генеалогическом составе государева двора в Смутное время, выдвижением на авансцену политического и военного противоборства новых лиц и фамилий (в том числе из старых родов, но бывших «в закоснении»), широком использовании пожалований в дворовый чин в качестве эффективной меры в политической борьбе и внутренней политике. Изменились также характеристики ряда страт: стольники и стряпчие почти уравнялись с московскими дворянами по возрастным признакам, а главное — по характеру и уровню служебных назначений (должности воеводские и глав приказов). Ещё в правление царя Михаила Фёдоровича фактически выделились в особую страту комнатные стольники, в середине XVII века обособились также комнатные стряпчие.
В правление царя Алексея Михайловича рост государева двора был в целом незначительным: его численность колебалась от 4 тысяч до 4,5 тысяч человек. После исключения из состава государева двора в 1630 выборных дворян заметно выросла численность других статусных чинов. Особенно значительным был рост думных и высших придворных чинов (почти в 2,5 раза к 1675 году по сравнению с 1630 годом), а также стряпчих (почти в 5 раз к 1667 году), умеренно увеличилось число стольников, дьяков (по приказам и городовых) и жильцов, численность московских дворян то возрастала, то уменьшалась (из-за относительного падения престижа группы). В целом консолидировалась правящая «боярская» среда, контролировавшая различными способами пополнение и обновление состава думных и высших страт государева двора (в 1610-1620-е годы различные статусные чины обновились на 30-35% и до 77%, в 1640-е годы — не более чем на 20-25%), а соответственно выработку и реализацию внутри- и внешнеполитического курса страны. В границах этого слоя государева двора (включавшего не только думные чины, но более широкие круги ряда его страт) формировались «дворцовые» партии, а из победившей — правящие кружки («правительство»). После Смутного времени заметно увеличился удельный вес административно-судебных назначений членов государева двора в центральные ведомства, особые комиссии (в том числе для подготовки и проведения реформ), на должности городовых воевод. Военная служба в связи с увеличением числа полков нового строя в 1650-1670-е годы утратила своё первенствующее значение для членов государева двора.
В материальном плане члены государева двора из числа «боярского сословия» принадлежали к богатейшим людям своего времени (князья Воротынские, Голицыны, Хованские, Черкасские; бояре Милославские, Морозовы, Стрешневы и др.), владевших населёнными вотчинами и поместьями в нескольких уездах и обладавших значительными денежными доходами (в том числе от торговли), включая высокое жалованье. В 1640-1680-е годы среди членов Государева двора (прежде всего, царских родственников и ближайшего окружения) распространялись новые культурные тенденции в иконописи, каменном зодчестве, литературе, в домашнем быту и межличностном общении; был создан придворный театр; развивались образование (обучение царских детей и сыновей знати; появление школ и Славяно-греко-латинской академии), историческая наука и другие отрасли знаний. Через изменение моды в царском окружении в среде авторитетных и богатых членов государева двора проявлялось и «западное влияние».
Резкое обострение политической борьбы в конце 1670-1680-х годов, неудачные в целом попытки реформ привели к новому резкому росту численности государева двора, в 1681году в нём состояло более 7,1 тысяч человек; все его статусные чины (за исключением дьяков) возросли в 1,8-2,2 раза (по сравнению с 1650 годом). Членами государева двора были около 1/3 детей боярских уездных корпораций («сотенной службы»), что являлось признаком кризиса сословной организации господствующих слоёв русского общества и прежде всего самого двора. Численность государева двора колебалась (в 1701 в Государевом дворе было около 6,5 тысяч человек), в начале XVIII века стала резко падать. Государев двор прекратил существование после 1713 года, в ходе реформ царя Петра I. Позднее в соответствии с регламентацией чинов и служб Табелью о рангах 1722 года сформировался императорский двор.
Численность и личный состав государева двора фиксировались в конце XV — начале XVIII века в различных документах. Сначала это были боярские списки и книги, в 1-й половине — середине XVI века, возможно, типа «Дворовой тетради». Уцелевший обрывок самого раннего боярского списка датируется 1546 годом, от конца XVI — начала XVII века сохранились один почти целый и несколько отрывков боярских списков. С 1626 года в Разрядном приказе формировались ежегодно два списка — «подлинный» (указывал весь состав государева двора, включая находившихся на дальних службах или в отпуске) и «наличный» (члены государева двора, пребывавшие в Москве). В зависимости от конкретных целей составлялись также особые перечни членов государева двора Боярские книги, составлявшиеся в Разрядном приказе, известны с 1615 года (есть упоминания о более ранних), изготовлялись один раз в несколько лет и содержали перечни членов Государева двора по чинам с указанием денежных и поместных окладов; сохранилось 14 книг за 1615-1691. Перечни жильцов с конца 1610-х годов фиксировались в особых «жилецких списках».
Дополнителная литература:
Назаров В. Д. О структуре «Государева двора» в середине XVI в. // Общество и государство феодальной России. М., 1975;
Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII–XIV вв.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978;
Назаров В. Д. Нетитулованная знать по походному списку двора Ивана III в 1495 // Российское государство в XIV–XVII вв. СПб., 2002;
Crummey R. O. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia 1613–1689. Princenton, 1983;
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI в. М., 1988;
Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605 гг.). СПб., 1992;
Лукичев М. П. Боярские книги XVII в. М., 2004.