Меню

Церковь святой екатерины в екатерингофе

Санкт-Петербург. Церковь Екатерины.

Екатерингофская церковь

По идентичному проекту (с изменениями в трапезной и колокольне) построен собор Троицы Живоначальной в г. Яранске Кировской области (1845-1857, сохранился, действует)

Церковь вмц. Екатерины (Екатерингофская)

Эта величественная церковь с зелеными куполами, усыпанными золотыми звездами, стоявшая в Лифляндском предместье, за Калинкиным мостом, вела свою историю, как и город, с начала XVIII века.

Чтобы ознаменовать свою первую победу на море, когда 7 мая 1703 в устье Фонтанки были захвачены два шведских корабля, Петр I повелел выбить медаль с надписью: „Небываемое бывает“ и, согласно преданию, выстроить в чухонской деревне Калинкиной деревянную часовню, где в ноябре 1707 он якобы тайно обручился с Екатериной I.

Согласно документам, в устье, на левом берегу Фонтанки, была открыта шпалерная мануфактура, где в „каменных покоях“ второго этажа 22 мая 1721 освятили церковь с небольшой звонницей. В 1734 здание мануфактуры перешло к Измайловскому полку, который, однако, предпочел пользоваться собственным походным храмом. В 1745 в здание въехала парусиновая фабрика, и в нем снова устроили церковь. В 1764 в написании новых образов участвовал живописец Алексей Поспелов. В 1740–1746 рядом с церковью действовало небольшое кладбище.

После приспособления в 1778 фабрики под „Секретную больницу“ для церкви возвели неподалеку, „на скотном дворе придворной фермы“, отдельное деревянное здание с колокольней, простоявшее до 1847 у Песчаной улицы. Образа и утварь были в него перенесены из старой церкви.

О каменном храме прихожане стали хлопотать в 1806, но лишь двадцать лет спустя для него было отведено место на Екатерингофской дороге, на бывшем „фуражном дворе“, где в 1828, по проекту А. А. Михайлова 2-го, была выстроена временная деревянная часовня. Тот же Михайлов и А. И. Мельников разработали проекты нового храма в стиле ампир, но Николай I, желая видеть его „простым и красивым“, утвердил после конкурса чертежи К. А. Тона, ставшие самым ранним примером русско-византийского стиля. От храма, стоявшего на дороге, по которой в те годы въезжали в столицу из Европы, требовалось, чтобы он „свидетельствовал, как соотечественникам, так и иноземцам, пламенное усердие России к православной вере и церкви Божией“.

К. А. Тон вместе с И. О. Вальпредом сам руководил возведением заложенной 8 сентября 1831 пятикупольной церкви на 3000 человек. Он завершил ее вчерне уже в 1835 и последующие два года занимался исключительно отделкой. 21 ноября 1837 епископ Венедикт освятил главный придел. Вскоре, 15 мая 1838, был освящен правый придел и только 28 мая 1844 – левый. Иконостас, выполненный по рисунку Тона, имел шесть ярусов. Вырезал его А. И. Шилин, образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал „Положение во гроб“. Роспись в „византийском стиле“ исполнил в 1857–1858 акад. П. С. Титов. Утварь перенесли из прежней церкви.

В 1847–1848 на углу Курляндской улицы была выстроена Никольская, а в 1851–1852 на углу Рижского проспекта – Екатерининская часовня и ограда. Только в 1871–1879 под наблюдением Тона, по проекту А. П. Попова и В. А. Дорогулина, к храму пристроили высокую колокольню. Именно из-за нее в здании со временем появились опасные трещины. По этой причине в 1890 храм был закрыт, но, чтобы богослужения не прекращались, епископ Нарвский Никандр 22 октября 1891 освятил на углу Курляндской улицы временную деревянную постройку на 2000 человек (проект арх. И. И. Шапошникова), куда из ремонтируемого здания перенесли иконостасы. Временная церковь простояла более 30 лет (до 8 января 1923) и использовалась для великопостных и праздничных служб, духовных бесед и детских собраний.

Ремонт самого храма начался лишь в 1894 и шел по проекту С. С. Лукашевича под смотрением В. А. Косякова. Верх здания и купола капитально переделали, пристроили ризницу и помещение для библиотеки. В Вербное воскресенье, 6 апреля 1897, епископ Гдовский Назарий освятил обновленный храм, где в главном приделе был поставлен новый иконостас, вырезанный в мастерской Шутова по рисунку В. А. Косякова, а в боковых – иконостасы, подаренные прихожанами. Интерьер украсила стилизованная роспись Юшкова.

На средства жертвователей мастером Штанге из золоченой бронзы были изготовлены: обложенный чеканным серебром престол, великолепные подсвечники и паникадило. Ктитор действительный стат. сов. И. А. Хрущев подарил весившую полтора пуда дарохранительницу из серебра, сделанную в мастерской К. Фаберже. Из старинных вещей в интерьере остались две храмовые иконы с изображением св. Екатерины, написанные в XVIII веке, и серебряная дароносица 1766 года.

Прошло немного времени, и храм пришлось снова основательно ремонтировать, после чего 26 сентября 1913 епископ Нарвский Никандр совершил новое его освящение.

С 1873 при церкви работало благотворительное общество с детским приютом, богадельней и бесплатными квартирами, с 1910 – Братство церковно-христианского воспитания детей.

В 1891–1894 настоятелем служил прот. Николай Иоаннович Перетерский, известный проповедник, на духовные беседы которого с окрестных заводов и фабрик стекались тысячи рабочих. Из них в 1894 при храме был создан собственный хор. Перед революцией настоятельствовал прот. Антон Феодорович Федотов.

В воскресенье и праздники в храме читались акафисты Скорбящей Божией Матери, по вторникам – Божией Матери „Избавительнице“, по четвергам – свт. Николаю. 13 июня из церкви крестный ход шел на Лоцманский остров к устроенной в 1855 каменной часовне свт. Николая, 22 июля – по окрестностям в память о холере 1848 года, 1 августа – для водосвятия на Фонтанку.

Храм простоял до лета 1929, когда был закрыт и разобран на кирпич. На его месте в 1937–1939 по проекту Л. М. Хидекеля выстроен кинотеатр „Москва“.

Во время завоевания русскими Ингерманландии на берегу Фонтанки была финская деревня Кальюля, названная русскими Калинкиной. От имени этой деревни произошли названия Калинкина моста и Калинкинской больницы. Недалеко от деревни Петр Великий 1703 г. мая 6 одержал первую победу над шведами; в память этого события Петр I повелел близ места победы построить в 1711 г. деревянный дворец. Дворец этот государь подарил супруге своей Екатерине I и, в честь ее, назвал его Екатерингофом. Поэтому – то и церковь св. Екатерины стали называть Екатерингофскою.

Церковь первоначально была устроена, по велению Петра I, в каменном здании, принадлежащем казенной шпалерной фабрике, и освящена 8 мая 1721 г. Так как здание, в котором была устроена церковь св. Екатерины, находилось в дворцовом ведомстве, то и сама церковь первоначально состояла в ведении гоф-интендантской конторы. В то же время церковь была и приходскою…

В 1781 г. по воле императрицы Екатерины II здание Калинкинской фабрики обращено в больницу для лечения секретных болезней, а церковь, существовавшая в этом здании, упразднена. Вместо того, в нескольких саженях от больницы построена отдельная церковь, также во имя св. Екатерины. По высочайшему повелению императрицы, она построена была на месте бывшего скотного двора, из старого, бывшего уже в употреблении, соснового леса, на казенную сумму.

Церковь эта, отличавшаяся чрезмерной простотой плана и не соответствующим величию столицы убожеством, скоро пришла в ветхость. В конце прошлого столетия она из придворного ведомства перешла в ведомство епархиальное. Еще в начале текущего столетия причт и прихожане видели необходимость построить новую, каменную церковь, но желание не исполнялось по недостатку средств. Наконец означенная деревянная церковь по освящении новой, каменной в 1837 г. была упразднена, а в 1846 г. с разрешения епархиального начальства совершенно разобрана. Остававшиеся в ней иконы перенесены в новую церковь, а иконостас и царские двери — во временную церковь на «козьем болоте».

Так как место, на котором стояла деревянная церковь, было весьма невыгодно по своему положению, то священник Иоанн Торопогрицкий и почетнейшие прихожане в 1824 г. обратились с просьбою к военному генерал-губернатору, графу Милорадовичу об исходатайствовании другого места для построения новой каменной церкви. Место, о котором они просили, лежит между Калинкиным мостом и бывшими триумфальными воротами; оно принадлежало городу и называлось «фуражным двором». Желание прихожан исполнилось в 1826 г.

Государь император, на заключение министров, которым постановлено отдать означенное место под строение каменной церкви, изъявил высочайше соизволение, чтобы план и фасад новой Екатерингофской церкви представлены были на высочайшее усмотрение. …Причт и прихожане Екатерингофской церкви в 1827 г. представили четыре проекта, составленные известными архитекторами Михайловым и Мельниковым: два в древнем и два в новом стиле. По внесении этих проектов на Высочайшее усмотрение, император на записке комитета министров написал: «составить конкурс и сделать новые проекты, ибо ни который из представленных не удовлетворителен».

Смотрите так же:  Топик церковь на английском

Министр внутренних дел граф Ланской публиковал о Высочайшей воле в петербургских ведомостях и дал знать художникам императорской академии художеств. Вследствие сего, представлено было в январе 1828 г. в департамент публичных зданий при министерстве внутренних дел 9 проектов. Из них государь император изволил найти лучшим тот, который составлен был профессором Михайловым, заметив однако, что проект должен быть уменьшен в пропорциях. Профессор уменьшил свой проект и составил смету. Комитет министров, рассмотрев проект и смету, нашел, что проект слишком дорог и прихожане будут не в состоянии произвести постройку церкви на свой счет, и положил предоставить прихожанам Екатерингофской церкви сделать новый проект соответственно той сумме, которую они могут пожертвовать на построение церкви.

Действительно, проект Михайлова был не по силам для прихожан Екатерингофской церкви: кошельковой суммы в это время было не более 20 000 руб. асс., значительных пожертвований не предвиделось. Посему составлены были придворным архитектором Константином Андреевичем Тоном новый проект и новая смета, по которой на построение храма вчерне назначалось 199 617 руб. асс. Проект и смета были утверждены императором в январе 1831 г.

Церковь св. вмц. Екатерины заложена в 1831 г. и окончена в 1837 г. Главный алтарь освящен 23 ноября 1837 г. преосв. Венедиктом, он же освятил и правый придельный алтарь. Левый придел освящен в 1844 г. мая 28 митроп. Антонием. Престолов в церкви три: главный — во имя св. вмц. Екатерины, правый – во имя св. Николая, левый — во имя св. царицы Александры. Постройка храма производилась под наблюдением К.А. Тона.

Св. иконы в иконостасе писаны новгородским иконописцем Чистяковым. Правая каменная часовня построена в 1851 г., левая — в 1852 г. На построение храма, кроме кошельковой суммы, было взято в долг из духовно-учебного правления 50 000 руб. асс. на 20 лет, с платою 5 процентов. Сумма эта уплачена в 1844 г., следовательно раньше назначенного срока. При построении храма редкое усердие и неутомимую деятельность показал протоиерей Михаил Васильевич Логановский. Им одним собрано от доброхотных дателей более 70 000 руб. асс. Много потрудился в этом деле церковный староста, купец Наум Семенович Павловский, прослуживший старостой 21 год.

В 1848 г. был куплен у купца Шестакова каменный трехэтажный дом за 23 000 руб. сер. с переводом на церковь банковского долга, простиравшегося до 8 000 руб. сер. Во втором и третьем этажах этого дома помещался причт, а нижний этаж отдавался под торговые заведения и приносил дохода до 800 руб. сер., которые шли на уплату церковного долга. В шестидесятых годах построен по Рижскому проспекту свой трехэтажный каменный дом, в котором помещается весь причт и несколько вдов духовного звания.

«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии» Выпуск 7, Санкт-Петербург, 1883 г. Типографии Департамента Уделов (Моховая ул., д. № 36).

Основание церкви св. Екатерины в Екатерингофе было приурочено к памяти первой победы Петра над шведами 6 мая 1703 года неподалеку от деревни Кальюля (Калинкина). В 1707 году была построена первая деревянная Екатерининская церковь, здесь же Петр построил деревянный дворец, который подарил своей супруге Екатерине. Ближайшая местность получила название Екатерингоф. По преданию, именно в Екатерининской церкви Петр I тайно обвенчался с Екатериной Алексеевной.

Деревянная церковь святой Екатерины, как и многие ей подобные, просуществовала недолго. Ее разобрали в 1721 году в связи с устройством одноименной церкви в здании казенной мануфактуры. В 1781 году здание мануфактуры по повелению Екатерины II было обращено в Калинкинскую больницу, и через три года поблизости возвели новый деревянный храм. В 1826 году в ответ на многочисленные просьбы екатерингофских прихожан Николай I объявил конкурс на лучший проект церкви в Екатерингофе.

Большой каменный храм в память о Петре I построен в 1831-1837 годах, став первой культовой постройкой архитектора К.А. Тона, победившего в многоступенчатом конкурсе двух авторитетных архитекторов-академиков. Это один из первых примеров «русско-византийского стиля». Проект архитектора Тона император Николай I признал образцовым для церковного зодчества. Средства для постройки церкви были собраны прихожанами.

Главный Екатерининский престол был освящён в ноябре 1837 года епископом Гдовским Венедиктом. Кроме него в храме были приделы: правый — во имя святителя Николая и левый — во имя святой Царицы Александры, освященные в 1844 году. План церкви был приближен к квадратной форме с тремя полукружиями апсид на восточной алтарной стене и небольшим притвором на западной. Над церковью были вознесены пять небольших луковиц на высоких барабанах, для украшения использовались мотивы московской архитектуры XV-XVI столетий: килевидные кокошники, пояса, стрельчатые арки, ложные закомары, декоративная аркатура на тонких колонках. Тем самым создавался легкий архитектурный образ. В 1871-1873 гг. по проекту В.А. Дорогулина при консультации Тона к церкви была пристроена высокая колокольня. Иконы для храма писал новгородский живописец Чистяков; здесь находились также копии с работ Рафаэля, Рембрандта, Бруни и старинные образа прежних Екатерининских храмов.

При церкви с 1873 года существовало Общество вспоможения бедным, с 1874 года — богадельня и с 1875 года — детский приют.

Здание церкви, хранившее на протяжении почти столетия бесценные сокровища петровского и елизаветинского времени, было безжалостно взорвано в 1929 году. На его развалинах, которые не разбирались несколько лет, можно было обнаружить чудом сохранившиеся иконы, таким образом оказавшиеся в частных владениях. Позже на месте храма было выстроено здание кинотеатра «Москва».

Церковь св. мчц. Екатерины в Екатерингофе

Архитекторы: Тон К. А.
Год постройки: 1831-1837
Стиль:

Церковь св. мчц. Екатерины в Екатерингофе

1831-1847 — арх. К. А. Тон

1871-1873. — арх. В. А. Дорогулин

1707 г. — первая деревянная церковь в Екатерингофе. В 1721 г. ее разобрали в связи с устройством одноименной церкви в здании казенной мануфактуры.

Екатерингофская церковь первоначально была устроена по повелению Петра I в каменном здании, принадлежавшем казенной шпалерной фабрике и освящена 7 мая 1721 г. Существует предание, что именно здесь император Петр Великий сочетался браком с Екатериной Алексеевной. Другое предание повествует, что местом венчания импетарора Петра I была деревянная церковь, с 1707 г. находившаяся на месте старой деревянной приходской церкви. Т.к. здание в котором была устроена церковь св. Екатерины находилось в дворцовом ведомстве, то и сама церковь первоначально состояла в ведомстве гоф-интендантской конторы. В то же время церковь была приходской и к ее приходу относился не только существующие окрестности, но и земли, ныне относящиеся к приходу Покровской и Воскресенской в Малой Коломне церквей.

В 1781 г. по повелению императрицы Екатерины II здание казенной Калинкинской фабрики было преобразовано в больницу для лечения секретных болезней (см. Калинкинская больница ). Церковь, существовавшая в том здании была упразднена. Вместо упраздненной церкви в нескольких саженях от Калинкинской больницы была выстроена отдельная церковь во имя св. Екатерины. По высочайшему повелению императрницы она была построена на месте бывшего скотного двора из старого. бывшего уже в употреблении, соснового леса на казенные средства. Церковь отличалась чрезвычайной простотой, не соответствовала «величию столицы». В скором времени она пришла в ветхость. В конце XVIII в. церковь из придворного ведомства полностью перешла в епархиальное ведомство.

Вместо упраздненной церкви в нескольких саженях от Калинкинской больницы в 1784 г. была выстроена отдельная церковь во имя св. Екатерины.Церковь отличалась простотой плана, не соответствовавшему столице и быстро пришла в ветхость. В конце XVIII в. церковь из придворного ведомства перешла в епархиальное ведомство.

Т.к. деревянная церковь находилась в неудобном месте, удаленном от тракта и стеснена другими строениями, в 1824 г. прихожане обратились к генерал-губернатору графу Милорадовичу с просьбой предоставить для строительства каменной церкви место по Петергофскому проспекту между Калинкиным мостом и бывшими Триумфальными воротами, которое принадлежало городу и называлось «фуражным двором». В 1826 г. было получено Высочайшее позволение.

1828 г.
Церковь на территории
Калинкинской больницы

ВПг на 1917 г.
О. I Ст. 402

В 1826 г. был объявлен конкурс на проект церкви в Екатерингофе. В 1827 г. было представлено четыре проекта, составленные архитекторами Михайловым и Мельниковым — два в древнем и два в новом стиле. Не один из этих проектов не удовлетворил Императора, который приказал устроить конкурс и представить новые проекты. В январе 1828 г. в департамент публичных зданий при министерстве внутренних дел было представлено девять проектов. Император Николай I выбрал проект профессора Михайлова, с условием, что проект должен быть уменьшен в пропорциях. Михайлов уменьшил свой проект и составил смету, но в связи с отбытием Императора в действующую армию, вновь проект ему представлен не был. Комитет, рассмотрев проект и смету, нашел ее излишней и предложил прихожанам Екатерининской церкви сделать новый проект в соотвествии с имеющимися средствами. Новый проект и смета были составлены придворным архитектором К. А. Тоном. Проект и смета были утверждены Николаем I в январе 1831 г.

Смотрите так же:  Православная церковь в корее

Строительство велось под наблюдением профессора К. А. Тона.
В 1831-1837 гг. каменный храм в русско-византийском стиле был построен на средства прихожан. Церковь каменная с двумя по обеим сторонам ограды каменными часовнями и железной решеткой на каменном фундаменте. Главный атарь освящен 23 ноября 1837 г. преосвященным Венедиктом, бывшим викарием Санкт-Петербурга, им же освящен правый придел – Николая Чудотворца. Левый – св. мчц. Александры, освящен 28 мае 1844 г. митрополитом Антонием.

Иконостас, выполненный по рисунку Тона, имел шесть ярусов. вырезал его А. И. Шилин, образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал «Положение во гроб». Роспись в «византийском стиле» исполнил в 1857-1858 гг. акад. П. С. Титов. Утварь перенесли из прежней церкви.

Деревянная церковь в 1837 г. была упразднена, а в 1846г. с разрешения епархиального начальства, разобрана. Оставшиеся в ней иконы перенесены в новую церковь, иконостас и царские врата — во временную церковь «на Козьем болоте».

В 1847-1848 гг. на углу Курляндской ул. была выстроена Никольская. а в 1851-1852 гг. на углу Рижского пр. — Екатерининская часовня и ограда. Только в 1871-1879 гг. под наблюдением Тона, по проекту А. П. Попова и В. А. Дорогулина, к храму пристроили высокую колокольню. Именно из-за нее в здании со временем появились опасные трещины. По этой причине в 1890 г. храм был закрыт. Чтобы богослужения не прекращались, епископ Нарвский Никандр 22 октября 1891 г. освятил на углу Курляндской ул. временную деревянную постройку на 2000 человек(проект арх. И. И. Шапошникова), куда из ремонтируемого здания перенесли иконостасы. Временная церковь простояла более 30 лет (до 8 января 1923 г.) и использовалась для ранних обеден, великопостных и праздничных служб, духовных бесед и детских собраний. Ремонт самого храма начался лишь 1894 г. и шел по проекту С. С. Лукашевича под наблюдением В. А. Косякова. Верх здания и купола капитально переделали, пристроили ризницу и помещение для библиотеки. В Вербное воскресенье, 6 апреля 1897 г. епископ Гдовский назарий освятил обновленный храм, где в главном приделе был поставлен новый иконостас, вырезанный в мастерской в. П. шутова по рисунку В. А. Косякова, а в боковых — иконостасы, подаренные прихожанами. Интерьев украсила стилизованная роспись Юшкова. На вредства жертвователей мастером Штанге из золоченой бронзы были изготовлены обложенный чеканным серебром престол. подсвечники и паникадило.

На начало ХХ в. приход храма был довольно обширен: к нему принадлежали Тентелева и Волынкина деревни, острова гутуевский, Резвый, принадлежащий Якимовым и наследникам г. Резвого, Подзорный, данный для жтельства лоцманам, Екатерингофский с садом для общественных гуляний и с дворцом Екатерины и Канонерский, почти необитаемый.

В 1913 г. был очередной ремонт храма. После ремонта он был освящен 26 сентября 1913 г. епископом Нарвским Никандром.

13 июня из церкви шел крестный ход на Лоцманский остров к устроенной в 1855 г. часовне св. Николая (см. Лоцманская слобода ), 22 июля — по окрестностям, в память о холере 1848 г., 1 августа — для водосвятия на Фонтанку.

Летом 1929 г. здание разобрано на кирпичи. На месте храма выстроили кинотеатр «Москва» .

Церковь во имя Святой Великомученицы Екатерины в Екатерингофе.
(Петергофскiй, 4-17)

Основание церкви св. Екатерины в Екатерингофе было приурочено к памяти первой победы Петра над шведами 6 мая 1703 года неподалеку от деревни Кальюля (Калинкина). В 1707 году была построена первая деревянная Екатерининская церковь, здесь же Петр построил деревянный дворец, который подарил своей супруге Екатерине. Ближайшая местность получила название Екатерингоф. По преданию, именно в Екатерининской церкви Петр I тайно обвенчался с Екатериной Алексеевной. Деревянная церковь святой Екатерины, как и многие ей подобные, просуществовала недолго. Ее разобрали в 1721 году в связи с устройством одноименной церкви в здании казенной мануфактуры.

[Первоначально предполагалось разместить строение слободы Измайловского полка за Калинкиной деревней, около нынешнего парка Екатерингоф, но место там оказалось сырым, для жилья непригодным.)

1738 год:

22. Измайловский полковой двор и в нем каменная церковь Св. Екатерины, построенная в 1720 году.
23. Место, где находилась деревянная церковь Св. Екатерины и около сихъ же мест кладбище, упраздненное 1746 года.

1762 год:

29. Измайловский деревянный мост.
30. Церковь Св. Троицы.
31. Дома и светлицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
33. Градская больница и близ оной церковь Св. Екатерины.

Источник:
Объяснения к историческим планам столичного города Санкт-Петербурга с 1714 по 1839 год, изданные по Высочайшему государя императора повелению. – СПб.: Альфарет, 2007.]

В 1781 г. здание мануфактуры по повелению Екатерины II было обращено в Калинкинскую больницу, и через три года поблизости возвели новый деревянный храм. В 1826 году в ответ на многочисленные просьбы екатерингофских прихожан Николай I объявил конкурс на лучший проект церкви в Екатерингофе.

Большой каменный храм в память о Петре I построен в 1831 – 1837 годах, став первой культовой постройкой архитектора К.А. Тона, победившего в многоступенчатом конкурсе двух авторитетных архитекторов-академиков. Это один из первых примеров «русско-византийского стиля». Проект архитектора Тона император Николай I признал образцовым для церковного зодчества. Средства для постройки церкви были собраны прихожанами.

Церковь каменная, с двумя каменными часовнями и колокольнею: вновь сооружена по упразднении в 1837 г. ветхой деревянной церкви. Престолов в ней три, из которых главный во имя Св. Великомученицы Екатерины.

Главный Екатерининский престол был освящён в ноябре 1837 года епископом Гдовским Венедиктом. Кроме него в храме были приделы: правый – во имя святителя Николая и левый – во имя святой Царицы Александры, освященные в 1844 году. План церкви был приближен к квадратной форме с тремя полукружиями апсид на восточной алтарной стене и небольшим притвором на западной. Над церковью были вознесены пять небольших луковиц на высоких барабанах, для украшения использовались мотивы московской архитектуры XV – XVI столетий: килевидные кокошники, пояса, стрельчатые арки, ложные закомары, декоративная аркатура на тонких колонках. Тем самым создавался легкий архитектурный образ. В 1871 – 1873 годах по проекту В.А. Дорогулина при консультации Тона к церкви была пристроена высокая колокольня. Иконы для храма писал новгородский живописец Чистяков; здесь находились также копии с работ Рафаэля, Рембрандта, Бруни и старинные образа прежних Екатерининских храмов.

При церкви с 1873 г. существовало Общество вспоможения бедным, с 1874 г. – богадельня и с 1875 г. – детский приют.

Здание церкви, хранившее на протяжении почти столетия бесценные сокровища петровского и елизаветинского времени, было безжалостно взорвано в 1929 году. На его развалинах, которые не разбирались несколько лет, можно было обнаружить чудом сохранившиеся иконы, таким образом, оказавшиеся в частных владениях. Позже на месте храма было выстроено здание кинотеатра «Москва». (Старо-Петергофский просп., д. 6).21 апреля 1939 года.

Кинотеатр «Москва» (URL: http://clubs.ya.ru/4611686018427444400/replies.xml?item_no=3472)

Екатерининская-Екатерингофская // Справочные издания С.-Петербургской епархии / [вступ. ст. А. И. Раздорского]. — Репр. воспр. изд. 1867-1915 гг. – СПб., 2007. – С. 295, 103-106

С.Шульц-мл. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. СПб., 1994;

Здесь была Церковь св. мчц. Екатерины в Екатерингофе (Санкт-Петербург)

1707 г. — первая деревянная церковь в Екатерингофе.
В 1721 г. ее разобрали в связи с устройством одноименной церкви в здании казенной мануфактуры. В 1781 г. по повелению императрицы Екатерины II мануфактура была преобразована в Калинкинскую больницу.
В 1784 г. поблизости возвели новую деревянную церковь.

В 1826 г. был объявлен конкурс на проект церкви в Екатерингофе. Император Николай I выбрал проект архитектора К. А. Тона, ему же было поручено строительство.

В 1831-1837 гг. каменный храм в русско-византийском стиле был построен на средства прихожан. Церковь была обнесена решеткой с часовнями по углам.
Церковь имела три придела: главный – во имя св. Екатерины, освященный в ноябре 1844 г., левый – св. мчц. Александры, освященный в мае 1844 г., правый – Николая Чудотворца.
В 1871-1873 гг. пристроили высокую колокольню по проекту В. А. Дорогулина.
С 1873 г. при церкви существовало Общество вспоможения бедным, с 1874 г. – богадельня, с 1875 г. – детский приют.
Снесена в 1929 г. На месте храма выстроили кинотеатр «Москва».
www.citywalls.ru/house13986.html

Смотрите так же:  Ищу девушку в белой церкви

Эта величественная церковь с зелеными куполами, усыпанными золотыми звездами, стоявшая в Лифляндском предместье, за Калинкиным мостом, вела свою историю, как и город, с начала XVIII века.
Чтобы ознаменовать свою первую победу на море, когда 7 мая 1703 в устье Фонтанки были захвачены два шведских корабля, Петр I повелел выбить медаль с надписью: „Небываемое бывает“ и, согласно преданию, выстроить в чухонской деревне Калинкиной деревянную часовню, где в ноябре 1707 он якобы тайно обручился с Екатериной I.
Согласно документам, в устье, на левом берегу Фонтанки, была открыта шпалерная мануфактура, где в „каменных покоях“ второго этажа 22 мая 1721 освятили церковь с небольшой звонницей. В 1734 здание мануфактуры перешло к Измайловскому полку, который, однако, предпочел пользоваться собственным походным храмом. В 1745 в здание въехала парусиновая фабрика, и в нем снова устроили церковь. В 1764 в написании новых образов участвовал живописец Алексей Поспелов. В 1740–1746 рядом с церковью действовало небольшое кладбище.
После приспособления в 1778 фабрики под „Секретную больницу“ при Калинкинской больнице) для церкви возвели неподалеку, „на скотном дворе придворной фермы“, отдельное деревянное здание с колокольней, простоявшее до 1847 у Песчаной улицы. Образа и утварь были в него перенесены из старой церкви.
О каменном храме прихожане стали хлопотать в 1806, но лишь двадцать лет спустя для него было отведено место на Екатерингофской дороге, на бывшем „фуражном дворе“, где в 1828, по проекту А. А. Михайлова 2-го, была выстроена временная деревянная часовня. Тот же Михайлов и А. И. Мельников разработали проекты нового храма в стиле ампир, но Николай I, желая видеть его „простым и красивым“, утвердил после конкурса чертежи К. А. Тона, ставшие самым ранним примером русско-византийского стиля. От храма, стоявшего на дороге, по которой в те годы въезжали в столицу из Европы, требовалось, чтобы он „свидетельствовал, как соотечественникам, так и иноземцам, пламенное усердие России к православной вере и церкви Божией“.
К. А. Тон вместе с И. О. Вальпредом сам руководил возведением заложенной 8 сентября 1831 пятикупольной церкви на 3000 человек. Он завершил ее вчерне уже в 1835 и последующие два года занимался исключительно отделкой. 21 ноября 1837 епископ Венедикт освятил главный придел. Вскоре, 15 мая 1838, был освящен правый придел и только 28 мая 1844 – левый. Иконостас, выполненный по рисунку Тона, имел шесть ярусов. Вырезал его А. И. Шилин, образа написали новгородские живописцы И. Еремеев и Чистяков. Замечательный горний образ изображал „Положение во гроб“. Роспись в „византийском стиле“ исполнил в 1857–1858 акад. П. С. Титов. Утварь перенесли из прежней церкви.
В 1847–1848 на углу Курляндской улицы была выстроена Никольская, а в 1851–1852 на углу Рижского проспекта – Екатерининская часовня и ограда. Только в 1871–1879 под наблюдением Тона, по проекту А. П. Попова и В. А. Дорогулина, к храму пристроили высокую колокольню. Именно из-за нее в здании со временем появились опасные трещины. По этой причине в 1890 храм был закрыт, но, чтобы богослужения не прекращались, епископ Нарвский Никандр 22 октября 1891 освятил на углу Курляндской улицы временную деревянную постройку на 2000 человек (проект арх. И. И. Шапошникова), куда из ремонтируемого здания перенесли иконостасы. Временная церковь простояла более 30 лет (до 8 января 1923) и использовалась для великопостных и праздничных служб, духовных бесед и детских собраний.
Ремонт самого храма начался лишь в 1894 и шел по проекту С. С. Лукашевича под смотрением В. А. Косякова. Верх здания и купола капитально переделали, пристроили ризницу и помещение для библиотеки. В Вербное воскресенье, 6 апреля 1897, епископ Гдовский Назарий освятил обновленный храм, где в главном приделе был поставлен новый иконостас, вырезанный в мастерской Шутова по рисунку В. А. Косякова, а в боковых – иконостасы, подаренные прихожанами. Интерьер украсила стилизованная роспись Юшкова.
На средства жертвователей мастером Штанге из золоченой бронзы были изготовлены: обложенный чеканным серебром престол, великолепные подсвечники и паникадило. Ктитор действительный стат. сов. И. А. Хрущев подарил весившую полтора пуда дарохранительницу из серебра, сделанную в мастерской К. Фаберже. Из старинных вещей в интерьере остались две храмовые иконы с изображением св. Екатерины, написанные в XVIII веке, и серебряная дароносица 1766 года.
Прошло немного времени, и храм пришлось снова основательно ремонтировать, после чего 26 сентября 1913 епископ Нарвский Никандр совершил новое его освящение.
С 1873 при церкви работало благотворительное общество с детским приютом, богадельней и бесплатными квартирами, с 1910 – Братство церковно-христианского воспитания детей.
В 1891–1894 настоятелем служил прот. Николай Иоаннович Перетерский, известный проповедник, на духовные беседы которого с окрестных заводов и фабрик стекались тысячи рабочих. Из них в 1894 при храме был создан собственный хор. Перед революцией настоятельствовал прот. Антон Феодорович Федотов.
В воскресенье и праздники в храме читались акафисты Скорбящей Божией Матери, по вторникам – Божией Матери „Избавительнице“, по четвергам – свт. Николаю. 13 июня из церкви крестный ход шел на Лоцманский остров к устроенной в 1855 каменной часовне свт. Николая, 22 июля – по окрестностям в память о холере 1848 года, 1 августа – для водосвятия на Фонтанку.
Храм простоял до лета 1929, когда был закрыт и разобран на кирпич. На его месте в 1937–1939 по проекту Л. М. Хидекеля выстроен кинотеатр „Москва“.

Церковь во имя св. Великомученицы Екатерины («Екатерингофская»)

Церковь во имя св. Великомученицы Екатерины («Екатерингофская») – утрачена
Старо-Петергофский пр. (Юного пролетария, Газа), 6/ Рижский пр. (Огородникова), 52

На месте пустующего кинотеатра «Москва» на Старо-Петергофском проспекте до 1930 года находился храм во имя великомученицы Екатерины. В простонародье его называли Екатерингофским.
Предание связывает основание церкви в Екатерингофе с первой морской победой Петра I над шведами 6 мая 1703 года. В память о победе царь повелел выбить медаль с надписью: «Небывалое бывает». Согласно преданию, выстроил царь на побережье, в чухонской деревне Кальюля (Калинкина) деревянную церковь. В ней в ноябре 1711 он тайно обручился с Екатериной, будущей императрицей Екатериной I.
Тогда же, на побережье Финского залива, недалеко от этого места царем Петром I для своей супруги, будущей императрицы Екатерины I был построен деревянный дворец. Местность эта получила название Екатерингоф.
В 1721 г. храм разобрали в связи с устройством одноименной церкви в казенной мануфактуре. Согласно документам, на левом берегу Фонтанки, недалеко от ее устья была открыта шпалерная мануфактура. Там в «каменных покоях» второго этажа 22 мая 1721 года освятили церковь Святой великомученицы Екатерины с небольшой звонницей. В 1734 году здание мануфактуры передали Измайловскому полку, у которого был собственный походный храм.
В 1745 году в это здание въехала парусиновая фабрика, и в нем снова устроили церковь. В 1740–1746 гг. рядом с церковью действовало небольшое кладбище. В 1778 году фабрику приспособили под больницу и для церкви неподалеку возвели отдельное деревянное здание с колокольней. Из старой церкви в нее перенесли образа и утварь.
Место, на котором возвели деревянную церковь, было весьма неудобно по своему положению, так как стояло далеко от главного тракта, Петергофской дороги.
О каменном храме прихожане стали хлопотать еще в 1806 году, так как приход церкви св. Екатерины Великомученицы был очень многочисленным. К нему относились Тентелева и Волынкина деревни. Кроме того, прихожанами церкви были жители островов Гутуевского и Резвого. На Подзорном острове, где проживали лоцманы, находилась каменная часовня во имя святых равноапостольных Константина и Елены.
Дело с разрешением на строительство новой церкви затягивалось по различным причинам. Лишь в 1824 году было выделено место под строительство новой каменной церкви – на Петергофском проспекте между Калинкиным мостом и Обводным каналом. Оно принадлежало городу и называлось «фуражным двором».
После объявления конкурса на лучший проект церкви святой великомученицы Екатерины, в январе 1828 года были представлены на рассмотрение девять новых проектов. Рассмотрев их, император Николай I желая видеть храм «простым и красивым», выбрал проект архитектора Константина Андреевича Тона. От храма, стоявшего у дороги, по которой в те годы въезжали в столицу из Европы, требовалось, чтобы он «свидетельствовал, как соотечественникам, так и иноземцам, пламенное усердие России к православной вере и церкви Божией».