Меню

Церковь гусиноозерск

Церковь гусиноозерск

Поделиться

Коллектив ТОСа «Радость» принял приглашение наместника Свято-Троицкого Селенгинского монастыря игумена Алексия принять участие в праздновании Святой Троицы.
16.06.2019 года прихожане храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца в составе 27 человек рано утром выехали, чтобы успеть на Божественную литургию, которую совершил глава Бурятской митрополии митрополит Савватий. Его Высокопреосвященству сослужили: наместник монастыря игумен Алексий (Ермолаев), иерей Виталий Никитин, иеромонах Михаил (Толстоухов), иерей Павел Науменко, диакон Сергей Панфилов, диакон Евгений Поляков.


. Читать дальше »

Члены ТОСа «Радость» организовали велопробег до реки Загустай. С нашим клубом «Спас», как всегда, был самый «молодой» участник — Пластинин Валерий (69 лет), который задавал тон всему велопробегу.
Погода в этот день была прекрасной, облака скрывали солнце, и ехать было не тяжело. В ходе велопробега мы любовались природой и наслаждались богатством нашего леса. На месте отдыха даже смогли немного убраться за туристами.
По возвращению мы, по традиции, заехали в трапезную нашего храма, где за чаем обменялись впечатлениями о нашем путешествии. Все были в восторге от путешествия на велосипедах, так как спорт и природа дают тонус жизненным силам.
Материал подготовил Чуфинев Николай.

. Читать дальше »

23 июня в неделю первую по Пятидесятнице в день вех святых был отслужен благодарственный молебен на нулевом уровне строящегося храма. Примечательно то, что перед этим молебном прихожане с большой иконой Казанской Божьей Матери, покровительницей нашего храма, совершили крестный ход вокруг территории храма, или как местные прихожане называют по Богородичной канавке.
С пением молитвы «Богородица Дево, радуйся» прихожане торжественно завершили полный круг возле храма Святого Георгия Победоносца. Затем процессия направилась к строящемуся собору.
В алтарную часть храма внесли икону Казанской Божьей Матери. Все прихожане стояли в средней части храма и вторили молитву церковному хору. Радостное ощущение во время молитвы не покидало прихожан от начала и до конца этого торжественного Богослужения. Прихожане молились, и светлые чувства наполняли их при взгляде на нововозведенные стены.
Во время пения хвалебной молитвы святого Амвросия Медиоланско . Читать дальше »

12 июня 2019 года состоялась взрослая спартакиада среди ТОСов, в которой принял участие ТОС радость организованный при храме святого великомученика Георгия Победоносца.
В составе нашей команды участвовали педагоги воскресной школы Малофеев Н.Ю., Чуфинев Н.С. и Гусельников В.А., а так же прихожане нашего храма Погарская Т.Д., Астафьева Е.Д. и Пакуш А.В.
Соревнования проходили по 4 видам спорта: японский волейбол, дартс, шашки и перетягивание каната.
В соревнованиях по шашкам Пакуш Арина заняла 3 место, в дартсе команда заняла 6 место, а в перетягивании каната – 1 место. Всего в спартакиаде участвовало 8 команд.
Команда ТОСа «Радость» в упорной борьбе заняла 3 место. Все участники награждены медалями и грамотами.

. Читать дальше »

Члены ТОСа «Радость» посадили на территории храма березки. Теперь у нас есть березовая роща.
Так же родители, дети, педагоги высадили саженцы ели.
Зеленые насаждения очищают воздух, создают комфортный микроклимат, формируют внешний облик территории храма, а также обеспечивают улучшение и поддержание комфортности среды жизни.

. Читать дальше »

7 июня 2019 года, через 10 дней после престольного праздника Свято-Троицкой Селенгинской обители, состоялся первый летний крестный ход на Иоаннову гору.
С раннего утра обитель стала наполняться паломниками, приехавшими поездом, автомобилями, электричками и автобусам.
Приехали на крестный ход и прихожане храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца.


На Божественной Литургии около 300 человек приняли Святые Таины. Проповедь на Литургии сказал . Читать дальше »

Вознесение Господне – важный день для всех верующих. В православии он входит в число 12 двунадесятых праздников, посвященных главным событиям евангельской истории. Он установлен в память о восшествии Иисуса Христа во плоти на небо.

Вознесение Господне в 2019 году православные христиане отмечали 6 июня. Праздник всегда приходится на четверг и отмечается на 40-й день от Пасхи, поста в этот день нет: можно есть любую пищу, а также заниматься привычными делами. Однако верующи . Читать дальше »

2 июня члены ТОСа «Радость», педагоги и родители воскресной школы в честь святого великомученика Георгия Победоносца организовали экскурсию в этнографический музей народов Забайкалья, расположенный в городе Улан-Удэ. Это один из крупнейших музеев под открытым небом в России, он был открыт в середине лета 1973.


Территория Этнографического музея разделена на несколько постоянно действующих комплексов: археологический, эвенкийский, бурятский, Предбайкальский, Забайкальский, старожильческий, старообрядческий, городской. Экспозиция каждого из них состоит из усадеб и хозяйственных построек с орудиями труда, домашней утварью, мебелью и пр. предметами, характерными для поселений периода . Читать дальше »

30 мая состоялась ежегодная детская спартакиада среди ТОСов, в которой приняли участие дети воскресной школы храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца и дети ТОСа «Радость».
В спартакиаде принимали участие 7 команд. Дети состязались в четырех видах соревнований: дартс, шашки, перетягивание каната и в веселых стартах.
В шашках принимали участие Гавриленко Даниил и Акулова Нина. Даниил занял первое место.
В «Веселых стартах» отличились все члены команды. Это Орлов Егор, Русановы Ваня и Маша, Акулов Нина, Седунов Саша, Григорьев Коля, Алексеев Женя.

Дети с усердием тянули канат, старались победить соперников. . Читать дальше »

ТОСу «Радость» поступило предложение принять участие в марафоне по сбору средств на строительство храма в поселке Каменск Кабанского района. Ну и как же не откликнуться на такое благое дело? Коллектив ансамбля «Благовест» (руководитель Седунова З.М.), который в полном составе входит в ТОС «Радость» с большим воодушевлением откликнулся на приглашение и 30 мая в 15.30 был в п. Каменск.
После радушной встречи на Кабанской земле в 17.00 был дан старт марафону. Ансамбль исполнял духовные и душевные песни на высоком вокальном уровне, и поэтому каждая песня принималась на «бис». Равнодушных не было, и по завершении марафона к благовестовцам подходили жители Каменска и от всего сердца благодарили за то, что, не смотря на далекое расстояние, приехали и доставили им радость своим исполнением православных песен.
Вокальная работа «Благовеста» была отмечена благодарственным письмом православного прихода храма в честь Покрова Пресвятой Богоро . Читать дальше »

Закончился учебный год в Воскресной школе при храме в честь святого великомученика Георгия Победоносца, прошли заключительные уроки. Также состоялся праздник славянской письменности и культуры. Этот праздник в 1991 был официально объявлен государственным церковным праздником 24 мая.
Преподаватель Малкова Анна Сергеевна рассказала о святых, равноапостольных, славянских просветителях — Кирилле и Мефодии, создателях славянской азбуки, проповедниках христианства, первых переводчиках богослужебных книг с греческого на славянский язык. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы. Дети просмотрели презентацию о житие этих святых. Затем прошла очень интересная викторина. Дети разделились на две команды и выполняли занимательные здания. Читали текст на церковно славянском языке. Каждый участник обозначал свой год рождения церковными старославянскими цифрам, а дети второй команды отгадывали буквенное обозначение. Подобное задание . Читать дальше »

16 мая 2019 года вокальный ансамбль «Благовест» был делегирован ТОСом «Радость», председатель Рыжкова Любовь Михайловна, в город Кяхта для участия в благотворительном марафоне, посвященном сбору средств для строительства Никольской часовни.
День проведения марафона совпал с рабочей поездкой в город Кяхта главы Республики Бурятия Алексея Цыденова, он заложил совместно с главой Кяхтинского района Бимбой Нимаевым освященный камень на месте строительства Никольской часовни. Часовню было решено построить на месте разрушенного в 30е годы большого величественного четырехпредельного Покровско-Никольского храма.
На благотворительном марафоне выступление нашего ансамбля было очень тепло принято и отмечено благодарственным письмом администрации Кяхтинского района. После марафона глава Бурятии Алексей Цыденов любезно согласился сделать фото на память с нашим ансамблем «Благовест».
Участники марафона вернулись домой с массой положительных эмоций.

ТОС «Радость» организовал встречу детей воскресной школы с ветеранами труда Нечаевым Борисом Георгиевичем и его женой Нечаевой Валентиной Сидоровной.


Борис Георгиевич рассказал детям об истории нашего города, о нелегком труде шахтеров. Сделал презентацию книги «Шахтеры», о шахтерах города Гусиноозерска. В преддверии 9 мая дети послушали его рассказ о судьбе его отца, который прошел всю войну и вернулся домой. Так же состоялась презентация книги «Дети поколений», где рассказано о нелегкой судьбе детей войны. Борис Георгиевич искренне пожелал, чтобы такая горькая участь не коснулась наших детей.

5 мая в храме в честь Св. великомученика Георгия Победоносца прошел праздник, посвященный Светлой Пасхе. Этот праздник все ждали с нетерпением. После Божественной Литургии все выходили из храма радостные. А перед храмом их встречали дети воскресной школы, которые дарили всем праздничные пасхальные открытки, которые перед праздником они с любовью и старанием приготовили для прихожан.

На улице были накрыты столы, и всех ждала праздничная трапеза. Традиционно в полевой кухне была сварена вкусная гречневая каша.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ПНИ №1 в Зеленогорске (Санкт-Петербург)

  • Андрей Альбертович Анисимов
  • 9 мая 2019 г. Чистый город светлых душ. Часть 1
  • 9 мая 2019 г. Чистый город светлых душ. Часть 2
  • 4 апреля 2019 г. Путь святой Екатерины
  • 1 апреля 2019 г. Недельное. Первые километры войны
  • Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

    Последние телепередачи

    Прогноз погоды. 8 июля 2019

    7 июля 2019 г. «Мульткалендарь» (Екатеринбург)

    Мульткалендарь. 7 июля

    7 июля 2019 г. «Православный на всю голову!». Авторская рубрика Дениса Ахалашвили

    «Православный на всю голову!». Молитва за никому ненужных

    7 июля 2019 г. «Этот день в истории» (Екатеринбург)

    Этот день в истории. 7 июля

    7 июля 2019 г. «Читаем Апостол» (Санкт-Петербург)

    7 июля. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна

    В чем помогает икона Святой Троицы?

    — Святая Троица помогает во всем, потому что это и есть Церковь: Церковь небесная и Церковь земная в одном лице. Святая Троица помогает выйти из Содома .

    Можем ли мы претендовать на какие-то особые дары Святого Духа?

    — Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а дары Святого Духа разные. Но я .

    Как сохранить после причастия прекрасное чувство умиротворения?

    — Некоторые люди говорят: «Вот я благодать получаю, но не успел выйти из храма, как она уходит». Бывает по-разному у всех. Но такая проблема существует: как .

    Что такое Церковь?

    — Господь дает власть апостолам совершать таинства. Апостолы впоследствии передадут эту власть епископам, а епископы священникам. Вот, собственно, это есть Единая Святая Соборная Апостольская Церковь.И на .

    © 1999-2019 Екатеринбургский епархиальный Информационно-издательский центр

    Все материалы интернет-портала Екатеринбургской епархии (тексты, фотографии, аудио, видео)
    могут свободно распространяться любыми способами без каких-либо ограничений по объёму и срокам
    при условии ссылки на источник («Православная газета», «Радио «Воскресение», «Телеканал «Союз»).
    Никакого дополнительного согласования на перепечатку или иное воспроизведение не требуется.

    Погода в Гусиноозерске на 10 дней

    Новости Гисметео о погоде, природе и космосе

    Среднесуточная температура

    Ветер , м/с , миль/ч , км/ч

    Давление , мм рт. ст. , дюйм рт. ст. , гПа

    Относительная влажность, %

    Ультрафиолетовый индекс, баллы

    Геомагнитная активность, Кп-индекс

    Погода на карте Европы

    Ультрафиолетовый индекс

    Солнце — источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

    Какое УФ-излучение Солнца бывает

    Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

    УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона
    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

    УФ-B. Средневолновое излучение диапазона
    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

    УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона
    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

    Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум — на осень. Облачность ? одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

    При каких значениях УФ-индекса существует опасность

    УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

    • 0 – 2 Низкий
    • 3 – 5 Умеренный
    • 6 – 7 Высокий
    • 8 – 10 Очень высокий
    • 11+ Экстремальный
    • В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня — начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9. 11+ баллов.

      В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

      Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

      Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

      Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

      Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

      Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

      Как Солнце влияет на людей

      Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы — для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

      В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

      Кто больше всего попадает под влияние Солнца

      Люди со светлым
      тоном кожи

      Люди, имеющие много родинок

      Жители средних широт во время отдыха на юге

      Любители зимней
      рыбалки

      Горнолыжники и альпинисты

      Люди, имеющие семейную историю рака кожи

      В какую погоду Солнце опаснее

      То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду — распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

      Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную — за пару часов.

      Как защищаться от Солнца

      Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

      Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

      Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

      Пользуйтесь защитными кремами

      Надевайте солнцезащитные очки

      На пляже больше находитесь в тени

      Какой солнцезащитный крем выбрать

      Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

      Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 — только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

      Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

      Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

      Как применять солнцезащитный крем

      Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

      Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

      Как применять солнцезащитный крем при купании

      Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

      Обильное потоотделение и обтирание полотенцем — также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

      Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

      Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

      Опасность для горнолыжников и альпинистов

      В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

      Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

      Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

      Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

      Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

      Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

      При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

      Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью

      Как таежные призраки у Гусиноозерска пугали местных жителей. Мистика

      Эта леденящая душу история произошла на «втором отвороте»

      В конце марта, перед сходом снега в тайге, в середине семидесятых годов двое жителей Гусиноозерска вместе с сожительницами поехали в тайгу за упавшими с кедра и пролежавшими всю зиму под снегом шишками (паданкой).

      Приехали они в местность Известковая, расположенную в тридцати километрах от Гусиноозерска. Там им предстояло еще подняться километра два по тропе на хребет до зимовья. Тропу эту местные таежники называют просто — «Второй отворот».

      День приезда был теплый, солнечный, и ничего не предвещало беды. Помимо продуктов друзья взяли с собой ящик вина «Селенга». «Селенга» — крепкое дешевое вино местного винзавода. Если бы они сразу пошли в зимовье, то трагедии не случилось бы. Но они присели около этого ящика, и, когда уже были в изрядном подпитии, погода резко изменилась. Налетел сильный ледяной ветер со снегом. Все вокруг быстро обледенело. Все живое попряталось во все щели. Сильно пьяные люди оказались без всякой защиты перед ненастьем. Один мужчина не дошел до зимовья всего двадцать шагов, второй прошел полпути, а женщины замерзли недалеко от ящика с вином. Нашли их четверых через полмесяца.

      Прошло десять лет. В этом самом зимовье на «Втором отвороте» остановились бить шишку четверо молодых парней. Один из них каждое воскресенье в назначенное время спускался по тропе к основной дороге за свежим хлебом, который им привозили из Гусиноозерска. Один раз, подымаясь с хлебом, он увидел сидящих у тропы мужчину и женщину.

      Вид у них был крайне утомленный, измученный. Неприятное волнение охватило парня, когда он увидел их глаза. Это были ничего не выражавшие мутные пятаки. Он совсем испугался, когда из чуть приоткрытого рта мужчины послышался детский гнусявый голосок: «Дай нам хлеба, мы давно не ели», и при этом у мужчины не шевелились губы. Паренек положил булку хлеба на пенек перед ними и быстро удалился.

      На таборе он рассказал друзьям об этих странных людях: «Глаза как у коровы у них и сильно вид изношенный». «Ну, может, заблудились, намаялись как следует», — решили друзья.

      В следующее воскресенье тот же самый паренек, спускаясь по тропе к дороге, обнаружил, что на пеньке лежит целая почему-то никем не тронутая булка его хлеба. Он не стал ее трогать, прошел мимо. На обратном пути с хлебом он снова увидел на этом же месте сидящих мужчину и женщину. Когда на полусогнутых ногах, дрожа от страха, он приблизился к ним, то разглядел, что эта парочка была другой, совсем не похожа на предыдущих, но тоже вся помятая, в полуистлевшей одежде. Со страшными, мутными, пустыми глазами. И когда из полуоткрытого рта мужчины раздался тоненький детский голосок: «Дай нам хлеба», — паренек, не помня себя, рванул в табор. «Ни за что по этой тропе не пойду назад. И как мы только орех спускать будем».

      Он все рассказал друзьям.

      Один из них говорит: «На этой тропе замерзли четверо. Может, их никто не поминал никогда, вот они и просят хлеба. Моя бабка говорит, что такие места надо обрызгивать святой водой, тогда такая нечисть уйдет, кстати, она привезла из улан-удэнской церкви трехлитровую банку этой воды».

      В воскресенье парни съездили вчетвером в Гусиноозерск за святой водой и окропили ею тропинку. Булку хлеба взяли с пенька, разломали на куски и раскидали подальше от тропы. Эти странные парочки перестали показываться.

      Уже дома парню, который видел этих четверых, посоветовали: «Они работали на ТЭЦ, сходи в отдел кадров, там в личных делах должны быть их фотографии. Ради интереса посмотрим, они встречались тебе или нет». Парень без труда узнал на фото всех четверых: «Совершенно лица не изменились, какие были в тайге, такие и на фотографиях». «Так они проработали у нас всего одну зиму, перед гибелью сфотографировались», — ответили ему в отделе кадров. С тех пор прошло более тридцати лет. Не одно поколение таежников прошло по «Второму отвороту». Видно, хорошо ребята обрызгали святой водой тропу, пока, слава богу, никто ничего не видел, никого не встречал.

      [Республика Бурятия], субъект Российской Федерации. Территория: 351,3 тыс. кв. км. Столица: г. Улан-Удэ. География. Б. расположена в юж. части Вост. Сибири, в Зап. Забайкалье. На юге граничит с Монголией, на юго-западе с Республикой Тыва, на северо-западе и севере — с Иркутской, на востоке — с Читинской областями. Поверхность гористая, с небольшим количеством равнинных участков, леса занимают 65,5% территории. Население (1 янв. 2003): 1013,5 тыс. чел., городское — 59,8%, сельское — 40,2%, плотность населения — 2,9 чел. на 1 кв. км. Национальный состав: русские — 70%, буряты — 24%, украинцы — 2,2%, др. национальности — 3,8%.

      Традиц. и имеющими наибольшее число последователей являются Православие и буддизм. На 1 апр. 2003 г. в Б. зарегистрировано 168 религ. объединений: РПЦ — 65, старообрядцев — 7, католиков — 1, протестантов — 36, иудеев — 1, мусульман — 3, буддистов — 41, прочих — 14.

      Русская Православная Церковь

      В XVII в. территория Б. входила в Сибирскую и Тобольскую епархию (учреждена в 1620), в 1682 г. Патриарх Иоаким предполагал поставить для Сибири 4 викарных епископов — в Тюмень, Верхотурье, Енисейск и Забайкалье, однако это не было осуществлено. С 1707 г. территория Б. являлась частью Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской епархии, преобразованного в 1721 г. в Иркутскую и Нерчинскую епархию, с 1894 г.- в Забайкальскую и Нерчинскую, с 1920 г.- в Читинскую и Забайкальскую, с 1943 г.- в Иркутскую епархии. В марте 1994 г. было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло в восстановленную Читинскую и Забайкальскую епархию.

      Первые правосл. храмы на территории Б. появились в сер.- 2-й пол. XVII в.: в 1648 г. была построена Преображенская ц. в Баргузинском остроге, в 1665 г.- Спасская ц. в Селенгинском остроге, в 1679 г.- Покровская ц. в Тункинском остроге. В 1681 г. царь Феодор Алексеевич по благословению Патриарха Иоакима повелел «в дальние города, на Лену в Дауры, посылать людей духовных», чтобы они построили «мон-рь во имя Живоначальныя Троицы на Селенге-реке, и в иных даурских городах и острогах», «призывали и крестили в православную веру иноземцев». 22 февр. того же года из Москвы в Тобольск была послана первая в истории Сибири правосл. миссия (см. ст. Забайкальская духовная миссия) под начальством игум. темниковского Сретенского мон-ря Феодосия, состоявшая из 12 чел. Для распространения Православия в Забайкалье игум. Феодосием и его сподвижниками были основаны Селенгинский мон-рь во имя Св. Троицы (1681), к-рый должен был стать религ. центром недавно присоединенной Вост. Сибири, и Посольский мон-рь в честь Преображения Господня (1687). В 1722-1727 гг. в Забайкалье ожидал от кит. властей пропуска в Пекин (см. Пекинская духовная миссия) свт. Иннокентий (Кульчицкий), проповедовавший Православие среди бурят. В 1741 г. в Верхнеудинске было начато строительство Свято-Одигитриевского собора — первого каменного здания в Б.

      Активизация правосл. миссионерства в Б. связана с деятельностью Селенгинского еп., вик. Иркутской епархии, Вениамина (Благонравова), в 1862 г. назначенного начальником возрожденной Забайкальской миссии. Еп. Вениамин поселился в Посольском мон-ре и открыл там уч-ще для подготовки мальчиков из бурят к миссионерскому служению. В 60-90-х гг. XIX в. миссионерами было крещено более 2 тыс. бурят. В нач. XX в. Православие среди бурят и корейцев проповедовал сщмч. Ефрем (Кузнецов). В 1863 г. на территории Зап. Забайкалья насчитывалось 42 церкви и 3 мон-ря, к 1920 г.- 194 храма и молитвенных дома, 2 мон-ря (Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский), 2 муж. скита (Котокельский Николаевский на острове оз. Котокельского, Селенгинский Спасский в Староселенгинске), 2 подворья Посольского мон-ря (Верхнеудинское Михаило-Архангельское и Мысовское Успенское). Большинство храмов в Б. были деревянными. В 1922-1928 гг. территорию Читинской и Забайкальской епархии затронул обновленческий раскол, во главе к-рого встал Гавриил Асташевский, 22 апр. 1923 г. «хиротонисанный» во «епископа Верхнеудинского», в следующем году ставший «архиепископом Бурят-Монгольским».

      В 1940 г. власти закрыли последний действовавший в Б. храм — Троицкий в Улан-Удэ. В 1945 г. возобновились богослужения в Вознесенском храме в Улан-Удэ и в Успенской ц. в Кяхте (вновь была закрыта в 1962). Восстановление правосл. Церкви в Б. началось с открытия в 1990 г. Успенской ц. Кяхты и храма Рождества Христова в с. Читкан Баргузинского р-на, в 1991 г. возобновились богослужения в Троицком храме Улан-Удэ. В марте 1994 г. на территории Бурятии было образовано Бурятское благочиние Иркутской и Читинской епархии, к-рое в апр. того же года вошло во вновь созданную Читинскую и Забайкальскую епархию. В 1995 г. вышел указ президента Республики Б. о поэтапной передаче РПЦ Одигитриевского собора в столице Б. С 2000 г. выходит газ. «Православная Бурятия».

      Римско-католическая Церковь

      К 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовал католич. костел в Верхнеудинске, община к-рого состояла из 71 верующего и не имела священнослужителя. Приход Святейшего Сердца Иисуса Христа в составе Иркутского деканата епархии св. Иосифа возрожден в 1999 г.

      Протестантские церкви и деноминации

      В 1818 г., во время упадка правосл. миссионерства в Забайкалье, в Б. приехали проповедники, посланные Лондонским миссионерским об-вом (см. ст. Библейское общество). Переведенная ими на монг. язык и розданная в неск. тыс. экземпляров Библия мало послужила миссионерским целям: ее экземпляры ламы отбирали у бурят и уничтожали; в 1820-1841 гг. протестанты крестили неск. бурят. В нач. XX в. на территории Б. появились баптисты, к 1 янв. 1930 г. в БМАССР существовали 5 баптистских общин. В кон. 2002 г. в Б. действовали 3 общины баптистов (в Улан-Удэ, Закаменске и с. Шабур Заиграевского р-на). В Улан-Удэ, пос. Нижнеангарске и с. Петропавловке Джидинского р-на зарегистрированы общины Христианской евангелической церкви Господа Иисуса Христа (см. ст. Евангельские христиане). В Б. действуют 26 общин христиан веры евангельской (пятидесятников); в пос. Усть-Баргузине работает «Байкальская библейская школа» Союза церквей ХВЕП.

      К 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 7 евр. общин и столько же синагог. В наст. время существует 1 иудейская религ. организация (в Улан-Удэ).

      На 1 янв. 1930 г. в БМАССР действовали 6 мусульм. общин, 5 мечетей, в т. ч. мечеть в Верхнеудинске, открытая в 1908 г. В наст. время в Б. зарегистрированы 3 мусульм. религ. орг-ции (в Улан-Удэ, Гусиноозерске, с. Ст. Онохой), подчиняющиеся Духовному управлению мусульман Азиатской части России.

      После Октябрьской революции 1917 г. часть бурят. высших лам попыталась создать на территории Зап. Забайкалья теократическое гос-во, однако эта попытка была пресечена войсками атамана Г. М. Семёнова. В нач. XX в. на территории Б. вели пропаганду буддисты-обновленцы, одним из активистов этого движения являлся лама Агван Доржиев. К 1 янв. 1930 г. в БМАССР насчитывалось 37 дацанов, 7409 служителей культа, 77830 верующих; к 1938 г. все буддийские школы и мон-ри были закрыты. В 1945 г. открылся дацан в местности Иволга, недалеко от Улан-Удэ, ставший резиденцией председателя Центрального духовного управления буддистов СССР. Начиная с 1990 г. в Б. возрождаются и отстраиваются буддийские храмы и мон-ри, продолжается реставрация Тамчинского дацана, к-рый является памятником архитектуры федерального значения. В 1991 г. из фондов Музея истории Бурятии буддистам были переданы 2212 культовых предметов, среди них двухметровая статуя Будды — Зандан Жу.

      Буддийские общины Б. принадлежат к разным направлениям буддизма. 20 общин входят в Буддийскую традиционную сангху России (БТСР), на республиканском уровне зарегистрированы буддийские объединения «Майдар» (1999), куда входят 5 общин, и «Объединение буддистов Бурятии» (2001), состоящее из 6 общин. Кроме того, 10 общин зарегистрированы как самостоятельные объединения. В 1991 г. основан Буддийский ин-т Даши Чойнхорлин, имеющий неск. филиалов в районах республики. В Б. построен первый буддийский жен. мон-рь.

      Секты и новые религиозные движения

      Во время строительства Транссибирской железной дороги (1891-1916) и с началом ее эксплуатации среди строителей и рабочих, прибывших из Европ. России, встречались представители новых религ. орг-ций, особенно адвентистов седьмого дня. В 1978 г. в Улан-Удэ была зарегистрирована их община (единственная легально действующая в наст. время в Б.). В 1941-1952 гг. на территорию Б., а также в Иркутскую, Читинскую области были сосланы литовцы, эстонцы, украинцы, поляки, молдаване из регионов, вошедших в состав СССР в 1939-1941 гг. Среди «спецпоселенцев» оказалось немалое число сектантов различных направлений, в т. ч. Иеговы свидетелей, к-рые проповедовали в Забайкальском регионе нелегально и полулегально до нач. 90-х гг. К янв. 2003 г. общины иеговистов зарегистрированы в Гусиноозерске и Улан-Удэ. На территории Б. существуют зарегистрированные в нач. 90-х гг. следующие религ. орг-ции (все действуют в Улан-Удэ): «Община последователей веры Бахаи» (см. Бахаи религия), «Улан-Удэнское общество сознания Кришны» (см. Международное общество сознания Кришны); «Церковь Иисуса Христа святых последних дней» (см. Мормоны), «Церковь Божией Матери преображающейся» (см. Богородичный центр), община Новоапостольской церкви. В 1992-1993 гг. на севере Б. возникли общины «Апостольской православной церкви» (к янв. 2003 действовали в 7 населенных пунктах).

      В последнее время в Б. возрождается шаманизм, регулярно совершаются сезонные родовые тайлаганы (шаманские молебны). Большинство последователей шаманизма объединены в религ. орг-ции «Лусад» (белый шаманизм) и «Духовный центр бурятской народной религии боо-мургэл» в Улан-Удэ. В столице республики также существует объединение молодых шаманов «Тэнгрии».

      Смотрите так же:  Церковь китайцев