Пасхальный день в церкви

Пасхальный день в церкви

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь.

Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, — поет Церковь в каноне Пасхи.

Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, — ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).

Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни «Возстану бо и прославлюся» подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, «веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых», начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи,

«Ровно в 12 часов по местному времени при закрытых Царских Вратах священнослужители тихим гласом поют стихиру: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

После этого отверзается завеса и священнослужители снова поют эту же стихиру громким голосом. Открываются Царские Врата, и стихира, уже более высоким голосом, поется духовенством в третий раз до половины «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех». Певцы, стоящие на средине храма, заканчивают: «И нас на земли сподоби».

Как происходит крестный ход

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, — это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю.

Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, «веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху».

Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.

Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.

Войдя в притвор, крестный ход останавливается пред закрытыми западными дверями храма. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма, приняв от диакона кадило, совершает каждение и священнослужители трижды поют: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Затем священнослужители поют стихи:

«Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его».

«Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня».

«Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся».

«Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь».

На каждый стих певцы поют тропарь «Христос воскресе».

Затем предстоятель или все священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Певцы оканчивают «И сущим во гробех живот даровав».

Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.

Что такое пасхальный канон

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени — венец всех духовных песней.

Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.

На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами «Христос воскресе!», на что верующие отвечают «Воистину воскресе!». Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй — «Христос воскресе». Оному же отвещавшу — «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами — очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме — всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, — на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый «перебор», то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскресе!» начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа — два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа — Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление — прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» — «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Смотрите так же:  Плачу во время службы в церкви

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой — разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших — это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике — все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего — долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм — этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Из книги «КАК ВСТРЕТИТЬ СВЯТУЮ ПАСХУ.
ПАСХАЛЬНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ, ОБЫЧАИ И ТРАПЕЗА»
Московский Сретенский монастырь

Что нельзя пропустить на Пасху: 8 важных событий

Великая Суббота

Суббота перед Пасхой: самое страшное уже случилось, самое радостное вот-вот наступит. Это день, когда Церковь вспоминает Сошествие Христа в ад. Служится вечерня, переходящая в литургию Василия Великого. После службы освящают куличи, крашеные яйца и остальную праздничную еду.

Светлое Христово Воскресение

Или Пасха. В полном названии праздника излагается вся его суть — Христос, который в пятницу умер на Кресте за все человечество, воскрес. Богослужение по традиции совершается ночью. Перед плащаницей Христа, которая символизирует Его снятое с креста тело, читается канон, после которого начинается крестный ход. Затем духовенство с прихожанами заходят в храм и начинается само пасхальное богослужение с многократным повторением радостного приветствия «Христос Воскресе!».

В этот же день вечером служится пасхальная вечерня. Она намного короче большинства служб. В этот день в храмах существует прекрасная традиция — в конце богослужения духовенство и прихожане обмениваются пасхальными яйцами.

Причастие на Светлой седмице

Фото Юлии Маковейчук

Неделя, которая идет после Пасхи называется Светлой. Одна из ее особенностей — отсутствие постных дней в среду и пятницу. Другая особенность — причащаться на этой неделе можно без говения, если соблюдался Великий пост. Достаточно не есть с 12 часов ночи. Перед Причастием в эти дни читается только Последование ко Святому Причащению (без псалмов). Вместо остальных канонов — канон Пасхи, который и так читается на утрене перед литургией.

Колокольный звон

На Светлой седмице в большинстве храмов есть традиция пускать всех желающих на колокольню, чтобы позвонить. Под присмотром штатного звонаря можно исполнить несложную мелодию. Если давно мечтали научиться звонить — отличный повод начать. Колокольный праздничный звон — один из традиционных символов Пасхи.

Раздача артоса

После ночной службы на Пасху освящается артос — большой круглый хлеб на закваске с изображением Креста или Воскресения Христова. Всю неделю он стоит перед иконостасом на столике и раздают его людям, как правило, в субботу Светлой седмицы. По преданию, традиция началась с апостолов, когда они во время трапезы оставляли для своего Учителя немного хлеба. Есть артос полагается натощак в особых случаях.

Праздник Жен Мироносиц

2-я неделя после Пасхи. В это воскресенье вспоминают женщин, которые первые узнали новость о том, что Христос воскрес. Мироносицами их называют потому, что, согласно традиции, женщины пошли помазать миром (благовонным маслом) тело Христа. Полного списка этих женщин нет. Вот кого называет Евангелие – «Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие с ними». В этот день принято поздравлять всех православных женщин.

Радоница

Вторник второй недели после Пасхи называется Радоницей. В этот день по традиции православные христиане идут на кладбища и поминают умерших близких. В храме после литургии служится особая панихида, в которой заупокойные тексты соединяются с пасхальными.

В этот день можно привести в порядок могилы умерших и особо помолиться о них. А вот оставлять там еду или спиртные напитки не нужно — душам покойников это ничего не даст. Если хочется помочь продуктами бездомным, просто отнесите их в храм или специальные организации.

Радоницей этот день называется потому, что живые разделяют пасхальную радость со своими умершими.

Подробнее о Радонице читайте здесь

Отдание Пасхи

Проще говоря — завершение пасхального цикла богослужений. Празднуется в среду 6-й недели после Пасхи. По традиции, в этот день совершается служба по образцу богослужений Светлой седмицы.

Как правильно провести Пасху

1 Когда красить яйца и освящать куличи?

В Пасху главное — не окраска яиц и выпечка куличей, не суета по уборке дома. Пасха — не соревнование православных домохозяек, а великий день, когда мы вспоминаем центральное событие мироздания, событие, ради которого и произошло пришествие в наш мир Иисуса Христа, а именно Воскресение Христа из мертвых, то есть победу Богочеловека над смертью. Все богослужения Страстной недели (22-27 апреля), предшествующей Пасхе, посвящены последним дням земной жизни Христа. В храмах вспоминают Его последние беседы с учениками, рассказ Христа о Страшном Суде, о том, как наследовать Царствие Небесное. Вспоминают предательство Христа Иудой, одиночество и молитву Иисуса в Гефсиманском саду — молитву до кровавого пота, арест и несправедливое осуждение Спасителя на Крестную смерть, отречение от Него самых близких учеников, Крестный путь — то есть буквально дорогу с Крестом на спине на Голгофу, Распятие, смерть на Кресте, погребение и трехдневное сошествие Христа во ад. Событие Воскресения Христа отмечается уже Пасхой, праздником Светлого Воскресения Христова. В этот день христиане приветствуют друг друга самой важной новостью с сотворения мира: «Христос Воскресе!» И подтверждают приветствие словами: «Воистину Воскресе!»

Теперь понятно, что хлопоты по окраске яиц несоизмеримы с происходящим в храмах? Тем не менее, понимая, что человек не может жить одними беседами о высоком, Церковь дает нам возможность привнести вселенскую благую весть о Воскресении Христа в наш дом — на кухню, за круглый стол, где собрались близкие. Душа наша — христианка! — жаждет освятить благой вестью все пространство своей жизни. Жаждет лишний раз ощутить Христово присутствие в нашем мире! Поэтому-то и красят яйца, и освящают куличи. Только священники советуют это делать так, чтобы яйца и куличи не отвлекали от богослужений. В дореволюционной России хозяйственные хлопоты заканчивали до долгих, напряженных богослужений четверга Страстной недели. И хотя холодильников не было, снедь умудрялись сохранять неиспорченной до ее освящения в субботу. Разговлялись — начинали есть непостную пищу — уже после ночных богослужений самой Пасхи.

Смотрите так же:  Богослужение в церкви на подоле

Поэтому, держа в голове заботы о праздничных яствах, стоит найти время на богослужения Страстной недели. Все они направлены на то, чтобы события последних дней жизни Христа были пережиты нами как реальность, чтобы они вошли в наши сердца. Поэтому важно притормозить рвение на бытовой почве и начать возделывать ниву своего сердца: молиться дома и в церкви, прийти на исповедь, причаститься, помочь тем, кто нуждается, постараться никого не осудить, воздержаться от гнева, зависти, гордыни, тщеславия, скупости, празднословия. Их много, червей, которые точат нашу душу, и каждый сам, в глубине сердца, прекрасно о них знает. Вот об этом, а не о крашеных яйцах, надо думать в первую очередь.

2 Можно ли идти в церковь на Пасху, если не постился?

Или пропустил богослужения Страстной недели. И даже забыл, когда в последний раз исповедовался и причащался. Понятно, что у нас всегда найдутся веские причины, почему абонент занят или недоступен, когда Господь зовет в храм. И что, Бог ответит нам тем же? Отлучая от радости Воскресения Христова? Как ни странно, нет. Да, когда мы отсутствуем на важнейших богослужениях, не приходим на Божественную литургию, не причащаемся, то есть не принимаем Тела и Крови Господних, мы сами себя отлучаем от Христа. Но, как ни удивительно, каким бы несправедливым это ни казалось некоторым истовым верующим, Господь не отвергает и таких неприлежных, называя их детьми «одиннадцатого часа». То есть пришедших к Господу не рано утром, а едва ли не в последний миг. Во время ночной пасхальной службы в церквях торжественно читается знаменитое «Слово на Пасху святого Иоанна Златоуста» и звучит такая утешительная для всех нас весть: «Любочестив сущий Владыка: приемлет последнего, как и первого. Потому-то все войдите в радость Господа своего. Богатые и убогие, друг с другом ликуйте. Прилежные и ленивые, день почтите. Постившиеся и непостившиеся, возвеселитесь. Никто да не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее царство. Никто да не плачет о своих прегрешениях, ибо прощение от гроба воссияло. Никто да не убоится смерти: освободила нас Спасова смерть. » То есть Христова Любовь — жертвенная, действенная — уравнивает нас всех! Она выше земных представлений о справедливости.

3 Что нельзя делать на Пасху?

Список того, что «нельзя», выдаваемый интернетом, явно обширней десяти Божьих Заповедей. Но вот их-то точно нарушать не рекомендуется- опасно, чревато. К остальным «нельзя», на которых настаивают в Сети, стоит присмотреться. Пасха — время, отведенное для радости о победе Христа над смертью. Предупреждают, мол, грех, нельзя работать. Но ведь есть врачи, военные, люди, снабжающие нас электричеством, водой, едой. Они не только могут, должны нести трудовую вахту.

Так что, как говорит один богослов, «входя в храм, снимайте не голову, а шляпу». Запреты самой Церкви неслучайны, всегда обоснованы, их меньше, чем вам сообщат в Сети, их формулировка не может быть угрожающей — вспомним, как звучат Заповеди: Господь уважает свободу воли человека. И все же некоторые «нельзя» в связи с Пасхой есть.

Ошибка приходить на Пасху на кладбище, это противоречит самой сути праздника. О смерти и о мертвых в Светлое Христово Воскресение вспоминается чаще, чем в другие праздники. Но на Пасху — это победное воспоминание о том, что Своею смертью Богочеловек Христос победил смерть как таковую, потому что Воскрес! И теперь это путь для всех нас, верующих во Христа. Праздник Пасхи — утешительнейшее исповедание того, что дарована жизнь и «сущим во гробах». Потому на Пасху не бывает поминальных молений, не отпевают умерших. И это мудро. Хотим мы того или нет, но даже самые воцерковленные из нас, знающие назубок слова Символа веры «ожидаю воскресения мертвых», приходя на могилы близких, скорбят. Горечь потери оживает в нашем сердце, что естественно. Поэтому, чтобы мы не испытывали противоречия в своих чувствах: то ли скорбь, то ли радость о Воскресении Христа, чтобы не ввергать нас в фальшь в каком-либо из этих, одинаково дорогих для Церкви переживаний, Церковь и не поощряет походы на кладбище на Пасху и во время всей последующей Светлой недели. Для поминовения усопших дан особый день — Радоница (7 мая).

Есть свои «нельзя» у Страстной недели и у Светлой. Страстная — время строгого поста, многие верующие на Страстную едят только хлеб, фрукты и овощи, орехи. Но это добровольный выбор — наша жертва Христу в ответ на Его подвиг Любви. Страстная пятница — день самого строгого поста. На Светлую неделю (29 апреля — 4 мая) пост, наоборот, отменен, но в дни светлой и, подчеркну, духовной радости, не венчают. Запрещены венчания и плотские утехи. Радость-то у нас духовная, не будем все смешивать.

В тройке самых популярных запросов к поисковикам интернета со словом «Пасха», отчего-то нет одного, который непременно должен возникнуть, когда мы вспоминаем о подвиге жертвенной Любви Бога к нам, людям. «Как мне жить теперь, зная, что Он принял Крестную смерть ради меня?» Возможно, такие вопросы не задают поисковикам, потому что ответ на них ищут в Церкви, у Бога.

Пасхальное богослужение: все о пасхальном богослужении

Как происходит пасхальное богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых”, начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”, Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху”.
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав» (Пасхальные песнопения в mp3).
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящии Его”.
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе”.
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ”. Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав”.
Отверзаются церковные двери, и крестный ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе!» Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и обходит храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается огласительное слово свт. Иоанна Златоуста. Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый понедельник, Светлый вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые среду и пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос воскресе!» и ответом «Воистину воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

До конца XVI века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающихся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают: “Воистину воскресе!” Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

Смотрите так же:  Церковь славы бухарестская

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю Пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды)

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава: Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне: Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды)

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня.

Вы прочитали статью Пасхальное богослужение. Читайте и другие материалы на эту тему:

Пасха 2019: когда идти в церковь и праздновать

Поздравлять с воскресением Христовым по СМС не грешно

26.04.2019 в 21:02, просмотров: 27935

Православная Пасха в 2019 году — 28 апреля. В этот день надо поздравить близких словами «Христос Воскресе!» – об этой традиции помнят все, равно как и необходимости покрасить яйца во все цвета радуги. Однако за внешней праздничной атрибутикой всё больше народу забывает истинный смысл праздника. Как провести ночь с субботы на воскресенье, можно ли отправлять СМС-сообщения с поздравлениями и как быть, если в семье нет согласия по вопросу веры — об этом мы поговорили со священником.

Последние дни Страстной недели — пятница и суббота — должны превратиться для православного в дни беспрестанной молитвы. Утром в субботу начинается богослужение, после чего в течение всего дня верующие приносят освящать куличи, пасхи, крашеные яйца и прочую снедь для пасхальной трапезы. В 23:30 начинается Пасхальная полунощница — священники относят Плащаницу (полотно, на котором изображено положение во гроб тела Христа) в алтарь, кладут на престол. Там она будет оставаться 40 дней — до Вознесения Господня. Перед полуночью торжественно звонят колокола, начинается Крестный ход, а после ночной службы — праздник Воскресения Господня.

Подробнее о том, как провести оставшееся время до Пасхи, корреспонденту «МК» рассказал отец Филипп Ильяшенко, проректор по социальной и миссионерской работе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:

– В Великую Субботу мы скорбим, но нам легче, чем тем, кто находился рядом с Иисусом, чем женам-мироносицам, ученикам и даже его матери. Мы знаем, что Спаситель воскреснет. В этот день всё замерло: природа, земля, небо.

Бог умер, Бог во гробе, все в отчаянии. Но дальше будет воскресение. Поэтому мы собираемся в пасхальную ночь у храма и идём крестным ходом ко гробу: распахивающиеся двери храма символизируют пустой гроб. Мы восклицаем «Христос воскресе! Воистину воскресе!», приветствуя друг друга. В эти часы, оставшиеся до Святой Пасхи, главное — быть со Христом по мере своих сил. Мы работаем, у всех у нас есть обязанности, бывает трудно найти время на молитву. Но служба начинается в семь часов вечера, можно успеть, но даже если это не получилось, главное — быть сердцем с Иисусом.

– Как должен начаться пасхальный день для православного?

— Утром в храмах будет совершаться божественная литургия и крестный ход, туда уж точно можно успеть. Это уже радостная служба — мы знаем, что Иисус воскрес! Главное в эти дни для верующего человека — быть не просто сопереживателем, но участником происходящего. Поэтому нужно не просто прийти на ночной крестный ход, но и пройти причастие. Да, для этого нужно было готовиться, поститься 40 дней — это непросто. Если это не удалось, то хотя бы несколько часов перед Пасхой можно потрудиться: воздержаться от скоромной пищи, воздержаться от развлечений, от плотских утех, от ссор и обид. Можно прийти в храм с лёгким сердцем. Конечно, за торжеством божественным последует торжество человеческое — окончание поста, застолье, когда можно есть всё и вся. Однако мы понимаем, что излишества вредны для здоровья, так что трапезную часть нельзя недооценивать, но и нельзя ставить её слишком высоко, выше духовной.

— Если человек не успел приготовить куличи и крашеные яйца или не успел освятить их в храме, серьёзное ли это нарушение канона?

— Дело не в формах, а в сути. Мы живём в просвещенное время, в благоустроенном пространстве. Если мы не успели что-то приготовить сами, можно купить праздничную снедь в любой лавке при храме. Однако еда — это не главное. Гораздо важнее встреча с Богом, который умер и воскрес, чтобы мы имели жизнь вечную. Лучше думать об этом, а не переживать из-за того, что не успели испечь кулич.

— Как быть в семьях, где нет согласия в вере: например, жена верует и хочет идти на Крестный ход, а муж к этом относится скептически?

— Русский народ демонстрирует удивительное умение подстраиваться и понимать друг друга, жить с уважением. Так что если женщина хочет пойти в храм, то муж наверняка готов будет её проводить — и из-за того, что это величайший праздник, и просто потому, что он мужчина. Женщине будет гораздо спокойнее, если муж пойдёт с ней, ведь служба вечером, погода прекрасная, и ему захочется быть рядом с любимой женой.

— Если человек не крещён, он может присутствовать на службе?

— Да, он только не может причащаться. А зайти в храм даже нужно — в это великий день это особенно очевидно. Именно в эти дни становится понятно, что истина — вот она, и каждый человек может стать полноценным участником.

— Поздравлять с Пасхой можно всех, кого хочется? Или только тех, кто сам — верующий человек?

— Мне кажется, что в наш век, в век информации и просвещения, было бы странно не поздравлять людей с таким важным событием. Даже если большая часть окружающих не разделяет тех убеждений, которые связаны с Пасхой, они точно знают о её значении в мировой истории. Странно было бы в этот день не приветствовать своих близких: мы же поздравляем их с Новым годом, почему Пасха должна отличаться?

— Нужно поздравлять именно лично? Или можно по телефону, в СМС?

— Мы живём в современном мире! Конечно, можно позвонить бабушке в деревню или своему однокурснику, который живёт в другом городе. Главное — чтобы это было от души.

— Многие спорят: можно ли на Пасху ездить на кладбище?

— Эта привычка сложилась в безбожную советскую эпоху, когда попасть в храм было сложно. Это ошибочное мнение: мол, смерть повержена — надо ехать на кладбище. Однако это не совсем правильно. Есть специальный день — Радоница, когда нужно поехать на кладбище и почтить память предков. Этот день — через вторник после Пасхи, в этом году это будет 7 мая.

Народные приметы

Если ребёнок родился в Пасху — значит, его ждёт известность и счастливое будущее.

Если человек на Пасху скончался — значит, его призвал к себе сам Господь, он сразу попадёт в рай. Такого покойника хоронят с красным пасхальным яичком в правой руке.

Если кусок кулича покрошить птицам, они принесут в дом удачу и деньги.

Если девушка мечтает о замужестве, во время ночной службы она должна повторять про себя: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого!».

Related Post

Мишкино церковь

Мишкино. Церковь Троицы Живоначальной. Село основано в 1798г. К середине XIX века в поселении было 99 дворов с численностью населения около 500 человек. В 1892-1893гг. проведена железная дорога (Транссибирская магистраль),

Церковь спаса в клязьме

Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (Церковь Николая Чудотворца и Алексия, митрополита Московского) — православная церковь в стиле модерн в посёлке Клязьма (современный микрорайон города Пушкино) Московской области. Храм построен

Плачу во время службы в церкви

Плачу во время службы в церкви Чем отличается покаянный плач от плача истерики? Истерический плач — неблагодатный, злой, горький. А когда человек кается о грехах и плачет, то в это