Усть-вымские храмы

УСТЬ-ВЫМСКИЙ МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Усть-Вымский Михаило-Архангельский монастырь

Мужской монастырь во имя Архангела Михаила в с. Усть-Выми Сыктывкарской епархии

  • Адрес: Россия, 169110, респ. Коми, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, 36
  • Тел.: 8 (82134) 22-9-40; 22-2-56
  • Проезд: рейсовым автобусом от автовокзала Сыктывкара до Усть-Выми 70 км
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Расположен на двух холмах.

    Монастырь был основан святителем Стефаном Пермским напротив Владычного городка — первой кафедры Пермских архиереев. Первый храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных был возведен на месте срубленной березы — языческой кумирницы. Монастырь, возникший при церкви в XIV веке, стал первой православной обителью в Коми крае, духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром. В монастыре были положены под спудом мощи Пермских святителей, Усть-Вымских чудотворцев Герасима, Питирима и Ионы.

    Монастырь был упразднен при секуляризационной реформе в 1764 году.

    Обитель была возрождена для монашеской жизни синодальным указом от 21 марта 1996 года. Позднее той же весной монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Монастырь, в ведение которого поступили несколько храмов Усть-Выми, стал постепенно украшаться. Обитель была открыта для паломников, на старинном источнике Стефана Пермского стали регулярно служиться водосвятные молебны. К 2012 году в обители действовало три храма, три часовни, домовая церковь в братском корпусе, трапезная и гостиница для паломников.

    Храмы и постройки Усть-Вымской обители

    Храм Михаила Архистратига

    Храм во имя Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных был возведен на месте деревянного и освящен в 1806 году.

    Храм во имя святителя Стефана Пермского был построен и освящен в 1761 году на месте прежнего деревянного. На начало XXI века — был старейшим сохранившимся кирпичным храмом в Коми крае. В рамках федеральной программы шло восстановление его исторического облика.

    Часовня трёх Великопермских святителей

    Часовня трех святителей Герасима, Питирима и Ионы была освящена 7 мая 1996 года патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

    К 2012 году действовали также:

  • Преображения Господня, храм
  • Серафима Саровского, домовой храм
  • Николая Чудотворца, часовня
  • Царственных страстотерпцев, часовня
  • Настоятели и наместники

    • мощи трех Великопермских святителей Герасима, Питирима и Ионы — под спудом в часовне их посвящения
    • ковчег с двадцатью частицами святых мощей угодников Божиих — в Стефановском храме
    • старинная икона Архистратига Божия Михаила и семи Архангелов — чудесным образом обновилась около начала XXI века; находится в Михаило-Архангельском храме
    • На высоком берегу Выми, при впадении ее в Вычегду, в сердцевине Коми земли, лежит село Усть-Вымь. Немного найдется в нашем крае поселений с такой богатой историей.

      Начало Усть-Выми связано с именем одного из крупнейших деятелей средневековой Руси Стефана Пермского — выходца из Великого Устюга. Блестяще образованный иеромонах Стефан (он набирался премудрости в ростовском монастыре св. Григория Богослова, одном из центров российской книжности того времени) в 1379 г. отправляется «в землю Пермскую, на Вычегду, на проповедь Слова Божия среди нечестивья племени пермян». В 1380 г. он добирается до устья реки Вымь. Вымско-вычегодская летопись так повествует об основании Усть-Выми: «Приде Стефан на место, глаголемое Усть-Вымь, и тамо водворися, зане бысть то место ему во всем по обычаю паче иных мест тогда бысть лесно и нача жити при древес и келью и дом молитвенный устроих себе. » Место было выбрано не случайно — здесь, на перекрестке речных путей находилась одна из главных «кумирниц» пермян.

      В 1383 была образована Пермская епархия, а Стефан стал черным епископом Пермским. Образование епархии имело огромное значение для Коми края — по сути, это означало присоединение его к Московской Руси. С этого времени начинается расцвет «владычного городка» Усть-Выми, ставшего административным и религиозным центром огромного края. Усть-Вымь была важным центром проведения московской политики на Северо — Востоке.

      Стефан разворачивает обширное строительство. Уже в 1384 г. «создана бысть обитель его большая, потом епискупия на Устьвыми на владычном горожке. Владыко Стефан на Устьвыми создвич большой соборный храм Благовещения пересвятые Богородицы и другой меньшой храм монастырской архистратига Михаила». Считается также, что при Стефане была построена еще и Никольская церковь. Эти деревянные церкви были одними из первых на Коми земле. Бурная деятельность Стефана не ограничивалась строительством. Он, зная древнекоми язык, (по преданию, его мать была зырянкой), создал пермскую азбуку и положил начало книгописанию на этом языке, открыл первую школу в Усть-Вымском Михайло-Архангельском монастыре для подготовки священнослужителей, занимался иконописью. Преподавание в школе велось на пермском языке. В Усть-Выми велось летописание. В частности, именно здесь в конце XVI- начале XVII веков была написана уже цитировавшаяся Вычегодско-Вымская летопись — единственный дошедший до нас летописный свод, созданный на Коми земле. Так что Усть-Вымь с полным основанием можно назвать первым очагом просвещения в Коми крае, давшим новый, мощный импульс народной культуре.

      Стефан Пермский умер в 1396 г. в Москве и похоронен был в церкви Спаса на Бору. Еще с XV века Русской православной церковью он почитался как святой.

      Усть-Вымь жила и развивалась. При преемниках Стефана — Исаакии (1397 1416), Герасиме (1416 -1443), Питириме (1443-1455), Ионе (1456-1470) и Филофее (1471-1501) продолжалась христианизация Коми края. Ко времени Филофея относятся и первые описания Усть-Выми как поселения. В жалованной грамоте великого князя Ивана Васильевича епископу Филофею на вычегодские и вымские земли, составлявшие епископскую вотчину (1490 г.), мы читаем, что в Усть-Вымском городке был «двор идадычен большей», еще один двор-усадьба «владычня брата», осадные дворы оквадских, ибских и коквицких крестьян, 2 крестьянских и 1 священнические дворы, да на посаде 17 жилых дворов». Как видим, центр Пермской епархии был совсем небольшим поселением.

      Однако небольшой городок со времен Стефана был окружен внушительными валами с деревянными стенами. В упоминавшихся «осадных дворах» в случае опасности отсиживалось местное население, укрывавшееся за стенами городка. Время было смутное, тревожное. Уже в 1385 г. «владыко Новгородский» послал дружинников «воевати пермскую епархию», но в тот раз до Усть-Выми не дошли, были разбиты устюжанами. Однако в следующем году новгородцы опять «воевали» вычегодские волости — шла яростная борьба за власть между Новгородом и Москвой. В 1392 г. к Усть-Выми подступили вогуличи, городок не взяли, но пожгли посады. В 1450 г. городок пытались взять ветчине, но опять безуспешно. Епископы Герасим и Питирим погибли насильственной смертью. Позднее они, а также епископ Иона были канонизированы Русской православной церковью, и вместе со Стефаном Пермским составили собор усть-вымских святых.

      Но постепенно значение Усть-Выми начинает падать. Влияние Московского государства распространилось на зауральские племена, и они перестают совершать набеги на Коми землю, теряет свое значение Новгород, и прекращается междоусобная борьба за вычегодские и двинские земли. В конце XV века епархия получает название Пермской и Вологодской, а ее центр постепенно перемещается в Вологду.

      В 1564 г. резиденция архиерея была официально перенесена из Усть-Выми в набирающую силу столицу Русского Севера. Из форпоста Московской Руси Усть-Вымь становится тихим погостом, затерянным в глуши северных лесов, вдали от эпицентров политической и экономической жизни государства.

      В XVII — XIX веках Усть-Вымь — тихое село, впрочем, сохранявшее память о своем былом величии. В XVII Веке оно по-прежнему делилось на городище и посад, что не характерно для сельских поселений. В писцовой книге 1608 г указывалось, что еще сохраняется «владычне дворовое место, что был двор прежних епискупов», но постоянно уже никто здесь не жил». Писцы отметили, что на городище были «иные места владычных крестьян, а имен им не помнят». Вероятно, еще долго сохранялись и укрепления, потерявшие свое оборонное значение.

      О былой славе Усть-Выми напоминало большое количество церквей. На одном из холмов, на городище, возвышалась известная еще со времен Стефана соборная Благовещенская церковь. Рядом с ней, вероятно, в XVI веке, была построена часовня, где помещались богато украшенные гробницы пермских епископов Герасима, Питирима и Ионы. В 1628 г. она уже числится церковью. Там же, на городище, стояла и Стефановская церковь, по-видимому, построенная в 15 веке.

      На соседнем холме, на территории посада, возвышались Михайло-Архангельская и Никольская церкви. При них был небольшой монастырь. В 1604 г. он представлял собой келью, где жил «черный поп Варлаам», и две кельи, в которых ютились нищие, питавшиеся «от церкви Божией». Этот монастырь был упразднен в 1764 г.

      В монастыре и церквях хранились многие древние документы, ценные иконы и утварь. До нас дошло, например, описание гробниц епископов Пермских — Герасима, Питирима и Ионы: «а на гробницах покров крашенина синя, а на верху крашенины камка адамашка лазорева, а на покрове вышит крест серебром, около покрова бармы, да у гробницы 5 свеч поставных да образ во имя Пермских Епископов Герасима, Питирима и Ионы, а над ними в облаце образ Воплощения Пресвятой Богородицы писан на золоте, а у образа пата серебряна золочена, да 3 гризны серебра белы. » (1608 г.).

      Но время да пожары не пощадили усть-вымскую старину. Деревянные церкви неоднократно перестраивались. В описании 1608 г., например, старейшая Благовещенская церковь не упоминается (возможно, она сгорела), а в документе 1628 г. появляется вновь. Точно восстановить облик древних деревянных усть-вымских храмов уже невозможно — сами они не сохранились, рисунков нет, а описания в писцовых книгах очень краткие. Там указаны только их основные типы, «клетцки» (то есть имеющие в основании четырехстенный сруб — «клеть») или «Шатровы» (имеющие завершение «шатром»).

      В начале XVIII века в Усть-Выми начинается каменное церковное строительство. Именно здесь были построены первые каменные храмы в Коми крае. Это — своеобразная дань славному прошлому маленького села.

      Каменные храмы были наследниками деревянных. Первый из них появился в 1711-1712 годах на месте сгоревшей Никольской церкви. Был он двухэтажным: нижний с престолом Николая Мирликийского, верхний Вознесение Господня. «В одной связи» с церковью была каменная колокольня. Затем на соседнем, «городищенском», холме были воздвигнуты Благовещенский и Стефановский одноэтажные храмы. Благовещенскую церковь строили мастера Иван Леонтьев из Костромского уезда и Иван Лобанов из Солигалича. Строительство началось в 1741 г. а освятили храм в 1746 г. В 1749 г. к Благовещенской церкви был пристроен Всехсвятский придел с отдельной главой (освящен в 1764 г.), в котором помещались главные святыни Усть-Выми гробницы святых Герасима, Питирима и Ионы. По внешнему виду придел повторял Благовещенский храм, только был меньшего размера.

      Стефановский храм воздвигнут рядом с Благовещенским, на месте сгоревшей деревянной церкви. Строили его в 1755- 1766 гг. местные мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины.

      В 1795 г. была построена Михайло-Архангельская церковь на «посадском» холме. Она заменила одноименный деревянный монастырский храм.

      Белые усть-вымские храмы, вытянувшиеся вдоль реки, на высоких холмах, создавали исключительно живописную, праздничную картину, придавая коми селу внушительный вид. Это был достойный памятник древней столице Пермской епархии и ее архиереям.

      К сожалению, великолепие Усть-Вымского церковного ансамбля сегодня можно увидеть только на старых фотографиях. Гонение на церковь при советской власти ударило и по усть-вымским храмам. В 30-е годы они были закрыты (трагичной была судьба священников). Бездумно разрушены Благовещенская и Вознесенская церкви, колокольня, утрачены могилы пермских святых. Уцелели лишь Стефановская и Михайло-Архангельская церкви, да и то потому, что в первой помещалось пожарное дело, а во второй — столовая начальствующего состава находившегося на другом берегу Выми Вогваздинского лагеря печально известного ГУЛАГа. Долгие годы они стояли в запустении, медленно разрушаясь. И лишь в 80-е годы были отреставрированы. Сегодня лишь в Усть-Выми можно увидеть церкви XVIII века. Стефановский и Михайло-Архангельские храмы — старейшие каменные строения на территории Республики Коми.

      Более старая из них — СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1755-1766). В ее облике ощущается характерное для церквей Коми края XVIII века влияние традиций великоустюгского зодчества. Стефановский храм небольшой по размеру, каменный. Храмовая часть невысока, квадратная в плане, бесстолпная. Она перекрыта восьмилотковым сводом, над которым возвышаются три вытянутых граненых барабана, завершающиеся луковичной главкой на тонкой шейке. Уступчатая композиция создает впечатление устремленности вверх. Стены храма оживляются лишь небольшими низкопоставленными прочными окнами и узким зубчатым карнизом. Стефановский храм, как и коми сельская архитектура, прост, небросок и, наверное, если бы не беленые стены, выглядел даже сурово. С восточной стороны к нему примыкает полукруглый в плане, перекрытый полукуполом алтарь, высота которого ниже, чем у основного здания. Первоначально с западной стороны к храму примыкала вытянутая, прямоугольная в плане трапезная, а от нее к подножию холма спускалась галерея, завершавшаяся входом, оформленным главкой с крестом. Трапезная и галерея были разрушены и не восстановлены. Эти утраты исказили облик здания — глухой фасад с двумя небольшими дверями выглядит незавершенным, нелогичным с точки зрения архитектуры православного храма.

      В 1989 г. Стефановский храм был передан Русской православной церкви. Силами верующих была проведена внутренняя отделка церкви. Среди заново написанных для иконостаса икон — образы св. Стефана Пермского, пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы. Так в древнем центре христианизации Коми края вновь появился православный приход.

      МИХАЙЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1795 г.)- на соседнем холме. Она самая поздняя из усть-вымских церквей, и в ее облике чувствуется влияние классицизма. Храм бесстолпный, круглый в плане, одноэтажный, скромных размеров. Алтарь и паперть — полукруглые, трапезная квадратная. Фасад декорирован очень скромно. С северной стороны храм украшают две колонны тосканского ордера. Завершение храма традиционное для местных церквей — многоярусное с маленькой луковичной главкой. По сравнению со Стефановской церковь Михаила Архангела выглядит более изысканной, «франтоватой». В настоящее время в здании церкви — экспозиция Усть-Вымского музея-заповедника. Многочисленные экспонаты рассказывают об истории села с древнейших времен до наших дней.

      Рядом с Михайло-Архангельской церковью стоит небольшая деревянная ЧАСОВНЯ. Она перенесена сюда из деревни Камсамас (Усть-Вымский р-н, Гамский сельсовет). Раньше входила в Гамский приход. Построена в 1894 г. вместо пришедшей в ветхость часовни 1773 г. По преданию, часовня в Камсамасе была воздвигнута на месте, где проповедовал Стефан Пермский.

      Такие маленькие часовни, строившиеся в одной связи с колокольней очень характерны для Коми края. В конце XIX века на территории современного Усть-Вымского района было 13 часовен. Они обычно ставились в удаленных от церкви небольших деревнях, и службы в них устраивались всего несколько раз в году (в Камсамасской часовне, например, за год проводились четыре службы).

      Хоть и перенесена была епископская кафедра в Вологду, но Усть-Вымь еще долго, вместе с окрестными деревнями, была вотчиной архиепископа. Лишь в 1764 г. усть-вымские крестьяне были переведены в разряд экономических. В XVII веке центр архиерейской вотчины был маленьким селом: по писцовым книгам 1608 и 1678 годов, в нем было менее 30 жилых дворов. Но затем село начинает постепенно расти. В 1747 г. в погосте было 128 человек мужского пола и еще 50 — в слившейся с ним деревне Заручей. В 1811 г. в погосте, дер. Заручей и бывшей Архангельской пустыни жило 75 семей, 206 мужчин. В конце XVIII века авторитет села несколько поднялся — оно стало волостным центром.

      В конце XIX — начале XX вв. Усть-Вымь — большое волостное село. В 1916 г. в нем было более 200 дворов и более 1300 жителей (вместе с Заручьем и Архангельской пустынью). Село сильно разрослось, далеко выйдя за пределы своей исторической части. Жители его испокон веков занимались землепашеством, держали скот. Но одним земледелием было не прожить, и устьвымичи промышляли охотой и рыбной ловлей, уходили на заработки, занимались ремеслами. Еще со времен Стефана в селе жили русские, селились они здесь и позднее. И хотя постепенно они ассимилировались, отзвуки русского влияния сохранились. Устьвымичи, по сравнению с другими коми этого района, издавна хорошо знали русский язык.

      До наших дней довольно хорошо сохранилась жилая застройка и планировка старой части села — около церковных холмов (в том числе деревне Заручей). Церковный историк В. Лебедев в начале XX века так писал об усть-вымских домах: «Постройки небогатые, дома большею частию небольшие, есть с плоскими крышами, с разнообразными окнами в одном и том же здании и даже не на одинаковой высоте». Многие из таких построек стоят и поныне. Недалеко от Михайло-Архангельской церкви стоит отреставрированный в 1988 г. КРЕСТЬЯНСКИЙ ДОМ, построенный в 80-е годы XIX века. Он принадлежит к одному из распространенных типов коми крестьянского жилища. Дом поставлен без фундамента, на «стульях» (чурбаках по углам сруба). Стены сложены из сосновых бревен, крыша покрыта тесом, положенным на «самцы». С крыльца (оно переделано и не соответствует традиционному) вы попадаете в сени, делящие дом на жилую и хозяйственную части. Соединение под одной крышей жилых и хозяйственных помещений — одна из особенностей коми крестьянского жилища. Хозяйственный двор — двухъярусный: внизу помещался хлев, а наверху — сеновал (тут же хранился и хозяйственный инвентарь), куда с улицы вел взвоз. Жилое помещение обычно делилось на летнюю и зимнюю избы. Здесь восстановлен ИНТЕРЬЕР ЖИЛОЙ ГОРНИЦЫ с русской печью, полатями, лавками по стенам.

      Рядом с крестьянским домом стоит ДОМ СВЯЩЕННИКА КИРИЛЛОВА, построенный в начале XX века. В нем соединены традиции крестьянского зодчества и «городского» мещанского строительства. Дом больше по размерам, богаче, чем крестьянский, обшит досками, с мезонином (причем необычным — выступающим за линию фасада здания).

      Усть-Вымь была большим торговым селом. В 1908 году здесь было 25 торговых лавок. Испокон веков (вероятно, с XVII века) в селе проводилась Герасимовская ярмарка (с 24 января по 5 февраля старого стиля). Здесь торговали изделиями местных кустарей (одним из распространенных промыслов было ткачество), привозной посудой, утварью, тканями, но в основном продукцией скотоводства. Удобное географическое положение, торговые традиции способствовали развитию торговли. В конце XIX — начале XX вв. торговый оборот значительно вырос. В селе появляются свои торговцы из разбогатевших крестьян, открывающие постоянные лавки. Наиболее крупным из них был купец П. Г. Камбалов. Он торговал не только привозным товаром, но и наладил скупку изделий местных ремесленников, производство калачей, пряников.

      ДОМ КАМБАЛОВА, построенный в конце XIX века недалеко от торговой площади, сохранился. Это двухэтажный «городской» особняк, призванный показать достаток владельца, выделить его из сельской среды. Его окна украшены пропильной резьбой, совершенно нехарактерной для крестьянского жилища, крыша покрыта железом. На первом этаже располагался магазин, а второй служил для жилья.

      В 1861 г. в селе была открыта начальная церковная школа, помещавшаяся в доме местного священника В 1887 г. появилась мужская образцовая двухклассная, а в 1896 г. одноклассная женская церковно-приходская школы. В 1913 г. в Усть-Выми в торжественной обстановке было открыто земское высшее начальное училище, где училось более 80 детей со всей округи. Школы располагались в приспособленных зданиях, не сохранившихся до наших дней. Зато сохранился комплекс зданий ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЫ, одной из первых в уезде. Она была открыта на средства земства в 1903 году. Тогда же было построено и первое больничное здание. В 1911 году над ним надстроен второй этаж. Рядом построены еще три корпуса. Это была единственная больница на семь волостей (более 20 тысяч жителей). Комплекс больничных зданий — один из немногих дореволюционных памятников, связанных с медициной, сохранившихся в Республике Коми.

      Историческое село Усть-Вымь сегодня обретает новую жизнь. В селе создан музей-заповедник. Будет расширяться экспозиция по истории села. Принято решение о сохранении старой части Усть-Выми и создании в ней музея под открытым небом. Первые экспонаты в нем — часовня из дер. Камсамас и крестьянский дом конца XIX века, о которых уже рассказывалось. Старинное коми село вновь обретает права культурного центра края.

      По материалам брошюры «Страницы истории Усть-Вымь»

      Храм в усть-вымском селе Семуково нуждается в стройматериалах для окончания ремонта

      Настоятель храма святителя Николая Чудотворца в старинном селе Семуково Усть-Вымского района игумен Серафим объявил сбор пожертвований в виде стройматериалов и денежных средств для завершения ремонта, длившегося более четверти века.

      Как сообщил «Комиинформу» отец Серафим (Лапиев), храм является основным для территории Коквицкой горы со всеми ее деревнями, насчитывающими чуть более тысячи жителей.

      Первая церковь в Семуково в честь одного из самых почитаемых на Руси угодников Божиих архиепископа Мир Ликийских Николая Чудотворца была построена в 1875 году. Она была деревянной и сгорела при пожаре 1888 года.

      В 1900 году прихожане возвели на том же месте каменную церковь в одной связи с колокольней и крышей. Престол во имя святителя Николая был освящен спустя год. При храме открылась церковно-приходская школа, в которой училось 40 детей (в тот период Николаевский приход состоял из 111 дворов).

      В годы политических репрессий и гонений на православную церковь колокольня и крыша храма были разрушены, а само здание переоборудовано в клуб.

      Настоятеля – отца Всеволода (Потемкинского), служившего в храме с 1903 года, после революции выгнали из дома, запретив проводить службы и звонить в колокола. Его арестовывали в 1928 году, затем в 1934-м и еще спустя два года. В последний раз – в августе 1937-го – под видом вызова в другую деревню. А 19 сентября того же года батюшку расстреляли в сыктывкарском местечке Верхний Чов.

      Решением Священного Синода от 2001 года он включен в Собор новомучеников и исповедников Российских.

      Восстановление храма (в кирпичном исполнении) началось с 1978 года, а основательный ремонт – конца 1990-х, когда настоятелем прибыл отец Тит (Бушенев). Купол, снятый в эпоху большевизма, был уничтожен. Новый засиял на крыше храма при отце Симеоне (Кобылинском).

      Минувшей осенью миссию настоятеля подхватил игумен Серафим (Лапиев). На его период службы пришлось завершение ремонтных работ. Как он рассказал «Комиинформу», сейчас ведется внутренняя отделка.

      «Освещение храма архиепископом Питиримом назначено на 30 сентября. Он сам проведет первую службу с крестным ходом. Поскольку времени остается мало, мы остро нуждаемся в стройматериалах (гипс, водоэмульсионка и т.п.) для шпаклевки и побелки, либо – в денежных средствах, на которые приобретем смеси, краску и прочее», — отметил собеседник агентства.

      Он также приглашает волонтеров – всех желающих оказать посильную помощь в виде физического труда. Помощники нужны для того, чтобы выкопать дренажную канаву, вывезти строительный мусор, подключиться к малярно-штукатурным процедурам, которые сейчас выполняют рабочие.

      К концу сентября в храм будет возвращен трехярусный иконостас. Помимо старинных икон он пополнится уже заказанными новыми.

      «Пока в храме останется печное отопление. В планах на будущий год – приобретение котла, который будет топиться на дровах или пеллетах. С установкой и монтажом покупка обойдется в 700 тысяч рублей. Эту сумму нам также предстоит собрать всем миром», — уточнил отец Серафим.

      Предстоящую зиму службы и исповеди, а также православные таинства будут проводиться в домашней церкви одного из жилых домов в деревне.

      • Печаль 1
      • Радость 5
      • Гнев 0
      • Удивление 1
      • Восторг 0

      Если вы заметили ошибку в этом тексте, просто выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

      Выделенный текст будет автоматически отправлен редактору

      О священномученике Павле Малиновском

      Собрать сведения о священномученике Павле Малиновском, служившем в селе Усть-Вымь, было непросто. Немного о святом смог рассказать его внук, Евгений Павлович Малиновский, преподаватель истории одной из школ Сыктывкара, объяснив это тем, что: «Мама не рассказывала мне, кем был мой дед». Каково же было мое удивление, когда, побывав на месте трудов батюшки – в старинном селе Усть-Вымь (Республика Коми), мы только в одном из залов сельского историко-этнографического музея обнаружили краткую биографию священномученика Павла Малиновского да несколько семейных фото.

      Факты биографии

      Мы узнали, что родился будущий священник 15 января 1874 года в селе Шелота Вельского уезда Вологодской губернии в семье диакона Троицкой церкви Василия Петровича. В 1894 году Павел Малиновский окончил Вологодскую духовную семинарию со званием студента. 13 декабря 1894 года был назначен на должность надзирателя Усть-Сысольского духовного училища, на которой состоял до 31 декабря 1897 года. Резолюцией Преосвященного Алексия, епископа Вологодского и Тотемского, определен на должность священника к Благовещенской церкви села Усть-Вымь Яренского уезда Вологодской губернии.

      Усть-Вымь

      Небольшое село Усть-Вымь располагается в 72 километрах от Сыктывкара на слиянии двух рек – Выми и Вычегды. Населенный пункт представляет собой уникальный музей под открытым небом. Здесь, на усть-вымских холмах, звучала проповедь святого Стефана, и было разрушено им языческое капище – «прокудливая береза», которой поклонялись местные жители. Здесь же состоялся духовный поединок Стефана с верховным жрецом Памом. В Усть-Выми в 1383 году была создана первая Пермская епархия, а Стефан стал ее епископом, получив титул Стефана Пермского. На месте древнего капища был основан Михайло-Архангельский мужской монастырь, отметивший в этом году 20-летие своего возрождения. До наших дней в Усть-Выми сохранился храмовый ансамбль XVIII века, но Благовещенский храм, где служил священномученик Павел Малиновский, был взорван в годы гонений на Церковь.

      Благовещенская церковь

      Сегодня в историко-этнографическом музее села Усть-Вымь хранится фрагмент кладки цокольной части придела Всех святых Благовещенского храма и плитка, которой был обложен пол церкви.

      – Все находки обнаружили в 1995 году в ходе раскопок студенты Сыктывкарского госуниверситета, – рассказала заведующая музеем Татьяна Беляева.

      В моем архиве хранится воспоминание сельской учительницы, рассказавшей о том, как не спеша батюшка Павел поднимался на высокий холм, где стоял храм. Но только побывав в Усть-Выми, я увидела, насколько это было сложно. Дом священномученика Павла, стоящий у основания возвышенности, с холма казался маленьким игрушечным строением. Поэтому, чтобы разглядеть его поближе, просим Татьяну Беляеву проводить нас к дому святого.

      Дом святого

      Подойти близко к дому священномученика Павла не удалось – перед нами расстилалось глубокое снежное море, преграждающее путь к ветхой избе с заколоченными окнами.

      – В доме отца Павла располагался сельсовет, потом здание использовалось под общежитие. Хотя строение и продано частному лицу, но в настоящее время, как видите, пустует. Душа болит, конечно, ведь можно было бы отремонтировать дом святого Павла Малиновского и открыть его для посещения паломников и туристов, приезжающих в старинное село Коми со всей России, – наболевшим с нами поделилась Татьяна Сергеевна.

      Семья

      Глядя на пустующий дом священномученика, с трудом верилось, что некогда здесь проживала огромная семья

      Глядя на пустующий дом священномученика, с трудом верилось, что некогда здесь проживала огромная семья. Ведь у отца Павла и его супруги, матушки Афанасии, было 13 детей. Как мне рассказывал внук священномученика Павла Малиновского, Евгений Малиновский, отец Павел был строг, требователен, но к дочерям относился мягче, строже к сыновьям. Хотел видеть их самостоятельными, порядочными, образованными.

      Впоследствии все обязанности по воспитанию детей и ведению хозяйства легли на плечи отца Павла: после рождения 13 ребенка матушка Афанасия умерла. Постоянно болея в своей земной жизни, супруга отца Павла часто ездила по монастырям, подкрепляя себя молитвой у святынь.

      Сохранился и дом матушки Афанасии. Сегодня это полуразрушенная коми керка (дом на коми языке – прим. Н.П.), от дома Павла Малиновского которую отделяет лишь тропочка. Я невольно подумала о том, что два ветхих строения являются безмолвными памятниками супругам Малиновским…

      Дом матушки Афанасии войдет еще в историю села Усть-Вымь как здание первой церковно-приходской школы, открывшейся здесь в 1861 году.

      Законоучитель

      – А отец Павел Малиновский тоже здесь преподавал? – интересуюсь у Татьяны Сергеевны, памятуя о том, что батюшка Павел состоял законоучителями Усть-Вымской двухклассной мужской церковно-приходской школы, а также являлся заведующим Усть-Вымской женской церковно-приходской школы.

      – Нет, отец Павел Малиновский преподавал в церковно-приходской школе, построенной в 1903 году. Здание это до наших дней не сохранилось, поэтому увидеть его можно только на фото в нашем музее.

      Как выяснилось, после закрытия в 1917 году церковно-приходской школы здесь располагался Народный дом, но в 60-е годы здание сгорело.

      После всего увиденного – дом священномученика Павла, фрагменты храма, где служил святой, церковно-приходская школа, где преподавал отец Павел, – справедливо возник вопрос, почему же так мало сведений сохранилось о священномученике Павле Малиновском?

      Страх, переживший десятилетия

      Один из ответов нахожу в исследовании, посвященном священномученику Павлу Малиновскому, которое провела бывшая жительница Усть-Выми, выпускница Санкт-Петербургского университета МВД России Надежда Мацакова. Заинтересовавшись судьбой батюшки, Надя еще в годы учебы в усть-вымской школе стала записывать воспоминания о нем старожилов: «Сначала рассказывали с опаской, неоднократно напоминая, чтобы я где-то случайно не написала в своей работе ту или иную фамилию. Люди боялись даже в наши дни. В некоторых домах все еще висели портреты Ленина и Сталина в деревянных рамках…» [1]

      Другое объяснение дает заведующая сельским музеем Татьяна Беляева: «Все дети Малиновских, которые могли бы подробно рассказать о произошедших в их семье событиях, до начала репрессий были уже взрослыми и проживали в разных городах России».

      Однако попытку что-либо узнать об исчезнувшем в 1937 году отце предпринимала дочь священномученика Павла Малиновского, Нина. Об этом мне рассказал внук святого, Евгений Малиновский. Нина побывала в Усть-Выми. По дороге с ней произошло событие, которое навсегда осталось в памяти дочери священника. В ожидании парохода девушка прогуливалась по пристани. Вдруг незнакомый сильно подвыпивший мужчина стал оскорблять девушку, кричать на всю пристань, что вот, дочь врага народа. Нина сжалась вся, видя, что внимание толпы приковано к ней. Никто не заметил, как подошел пароход, и пьяный, стоявший на краю пристани, осекшись на последнем слове, не удержался и упал в мутные воды северной холодной реки, не издав ни звука и больше не выплыв. Состояние оцепенения охватило всех присутствующих, никто не проронил ни слова, а девушка благополучно добралась до места назначения, но приехала она в пустой дом. [2]

      По воспоминаниям старожилов

      Восстановить подробности жизни священномученика Павла, оставшиеся неизвестными для его родных, удается благодаря исследовательской работе Надежды Мацаковой.

      В 1933 году Благовещенскую церковь в Усть-Выми закрывают, и батюшка Павел служит в Свято-Казанской церкви села Ыб, расположенного в семи километрах от Усть-Выми.

      – Мне очень повезло, что, когда я начала работу по сбору сведений о священномученике Павле Малиновском, еще были живы люди, которые помнили те времена, – рассказала Надежда во время нашего общения по cкайпу, так как в настоящее время моя собеседница проживает в Австрии.

      Нередко обыскивали дома и за обнаружение иконы или крестика виновных наказывали

      Так, из беседы со старожилом села Ыб Алексеем Ардальоновичем Кызьюровым Надежде Мацаковой удалось выяснить, что отец Павел служил в Свято-Казанской церкви только два года, потом власти закрыли и ее. Переживала вся деревня, но с властями бороться было бесполезно. Люди боялись всего и всех. Не знали, что их ожидает в будущем. Даже в глубинке очень серьезно велась антицерковная политика. Нередко обыскивали дома и за обнаружение иконы или крестика виновных наказывали. Однако люди шли к священнику, и он никому не отказывал. [3]

      После закрытия в июне 1935 года Ыбской Свято-Казанской церкви отец Павел занимался крестьянским хозяйством.

      Дело № 6058

      Несколько раз батюшка привлекался к ответственности: в 1921 году за то, что не сдавал церковные ценности. В 1936 году – по статье 192 УК РСФСР, но был оправдан по суду.

      Арестован был 6 августа 1937 года и содержался в Сыктывкарской тюрьме. [4]

      Жизнь отца Павла после ареста оборвалась очень быстро. 25 августа 1937 года священника расстреляли. Как проходили эти последние дни жизни отца Павла Малиновского? Между 6 и 25 августа только сухая хроника допросов, ознакомиться с копиями которых я смогла в Сыктывкарской и Коми-Зырянской епархии: «Виновным себя в том, что я вел контрреволюционную агитацию не признаю, о перемене власти я никому ничего не говорил, также о срыве хоз-политмероприятий. В Николин день 1937 г. в д. Тыдоре Оквадского с/с в доме Одинцова Алексея Ильича я встречался с Подоровым Тихоном, он показывал мне книгу, но какую – не знаю, говорил пророчество, но я уже не помню о чем. О перемене власти, выборах в советы – я не припоминаю такого разговора. В этом я его не поддерживал. Я не говорил, что скоро советский порядок изменится и не призывал женщин выгнать милиционера в 1930-х гг. О том, что я говорил в 1926-27 гг. в церкви, что в школах детей развращают, делают безбожниками, не надо записывать в пионеры и т.д., призывал не слушать коммунистов и бороться с ними, припомнить не могу», – читаю материалы дела № 6058. [5]

      То, что следователям удалось добиться от священномученика Павла Малиновского признания своей вины, исследовательницу Надежду Мацакову не удивляет: «Следователи УНКВД выбивали признание из любого арестованного. А здесь перед ними оказался 63-летний инвалид II группы отец Павел Малиновский».

      Другое объяснение пытаюсь найти, отправившись к зданию бывшей внутренней тюрьмы ОГПУ в Сыктывкаре, где допрашивали священномученика Павла. Оно до сих пор навевает ужас, а тогда, в 1937-38 годах, считалось самой страшной тюрьмой Сыктывкара. Печальная история связана и с внутренним двориком тюрьмы. Его расположение – ниже уровня земли – делало неслышными звучащие здесь иногда выстрелы, обрывавшие жизни узников.

      Постановили: «Расстрелять!»

      Малиновский П.В. систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви

      Обвинительное заключение по делу отца Павла Малиновского, написанное рукой следователя, запечатлело для нас последние мгновения земной жизни батюшки и стало свидетельством его подвига: «Следствием установлено, что Малиновский П.В., бывший протоиерей, ярый тихоновец, систематически вел контрреволюционную деятельность за открытие церкви в д. Казанский Иб, писал единолично заявления об этом. В июле месяце в доме Выборова Герасима Васильевича вел агитацию о предполагаемом перевороте, приближении войны. В 1933 г. в с. Оквад вел агитацию о развале колхозов. В 1927 г. в церкви с. Усть-Вымь вел агитацию, в проповедях призывал верующих не слушать коммунистов, бороться против них, не пускать детей в школу и записываться в пионеры, говоря, что скоро власть переменится… Хранил у себя документы контрреволюционного характера о голоде в стране. Имел связь с активным сектантом Подоровым Тихоном и священником Потеминским, вели разговоры о выборах попов в Советы…». [6]

      В конце аккуратно была подшита выписка из протокола заседания Тройки УНКВД Коми АССР с постановлением: «Расстрелять!» Расстрелян был отец Павел Малиновский, по предположению Надежды Мацаковой, в местечке Верхний Чов.

      Верхний Чов

      Вместе с настоятелем храма Рождества Христова поселка Нижний Чов Александром Никитенко и протоиереем Борисом Прокофьевым мы отправляемся в глубь верхнечовского леса, на место предполагаемого расстрела священномученика Павла Малиновского. По словам отца Александра, место казней христианских мучеников располагается в двух километрах от поклонного креста, установленного в «Долине смерти». Чтобы добраться туда, пришлось взять напрокат охотничьи лыжи. Если бы не понимание того, что за место мы собираемся посетить, то можно было подумать, что это просто зимняя прогулка: мимо нас то и дело проносились лыжники, слышался звонкий детский смех. Но вдруг однообразный пейзаж северной природы изменился, вековые сосны и ели словно расступились, и мы увидели «остров», поросший мелким лесом.

      – Вот это и есть то самое место, – указывает отец Александр на «остров», где во время строительства дороги Сыктывкар-Эжва и были обнаружены человеческие останки. Летом здесь еще можно будет увидеть безымянные кресты, столбики и глубокие ямы – это дорожные строители брали лесной песок для отсыпания новой дороги и обнаружили место захоронений убиенных в годы репрессий.

      Кроме этого, сохранилось свидетельство супруги расстрелянного в лесу Верхнего Чова священника Александра Тюрнина, которая стала невольным свидетелем расправы над мужем, после чего матушка поселилась рядом с верхнечовским лесом. Десять лет назад священник Александр Никитенко установил здесь крест. Молча стоим у святыни, с молитвой обращаясь к упокоенным здесь христианским мученикам. В завершение нашего «крестного хода» делаю подробный фотоотчет для музея села Усть-Вымь, чтобы знали, чтобы священномученика Павла Малиновского помнили!

      6 апреля 2019 г.

      [1] Мацакова Н.А. Расстрелян за веру и правду// Права человека: история и современность: Сб. статей студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2009. С. 11.

      [2] Прокофьева Н.Н. Жизнеописания новомучеников, в земле коми просиявших. Сыктывкар, 2007. С. 18.

      [3] Мацакова Н.А. Расстрелян за веру и правду// Права человека: история и современность: Сб. статей студентов и аспирантов. Санкт-Петербург, 2009. С. 15.

      [4] Рогачев М.Б. Репрессированное православное духовенство и монашество Коми края. Сыктывкар, 2005. С. 52.

      Усть-Вымский Михайло–Архангельский муж.монастырь

      В зырянской земле, в селе Усть-Вымь, в 1380 году святитель Стефан Пермский основал Владычный городок. Преподобный пришел в эти края учить православной вере и принес с собой Свет Христова Учения.
      Показать полностью… На одном из холмов, обращенном к Вычегодскому берегу, построил он келию и рядом с ней Благовещенскую деревянную церковь. Напротив Владычного городка на месте срубленной березы, языческой кумирницы, возвел Стефан храм в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил Безплотных, рядом с которым в XIV веке основал первый в Коми крае Михайло-Архангельский мужской монастырь. Обитель стала духовно-просветительским, миссионерским и культурным центром.

      В 1996 году Патриах Московский и Всея Руси, предстоятель Русской православной церкви Алексий II посетил Республику Коми в дни юбилея православного крестителя Коми края Стефана Пермского.

      В течение двух столетий в Усть-Выми находилась кафедра Пермских епископов. Древняя Церковь Пермская 11 февраля (нов. стиля) вспоминает и прославляет подвиги трёх своих архипастырей Святителей Христовых, Герасима, Питирима и Ионы Устьвымских чудотворцев.

      Прославляет вместе, потому что они преемственно один после другого довершили апостольские труды великого просветителя Перми Святителя Стефана. Их святые мощи покоятся ныне в бывшем кафедральном граде в Усть-Выми.

      Более полувека продолжались Святительские подвиги епископов Герасима (1416-1441), Питирима (1444-1455) и Ионы (1455-1470).

      Двое из них Святители Герасим и Питирим прославили Господа мученической смертью. Общецерковное прославление и канонизация Святителей относится к 1607 году, однако местное их почитание как Святых началось гораздо раньше, и связано оно с чудесами и исцелениями, исходящими от мощей чудотворцев.

      В 1764 году во время царствования императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в наше время. По ходатайству Преосвященнейшего Владыки Питирима, епископа Сыктывкарского и Воркутинского, указом Священного Синода Русской Православной Церкви 21 марта 1996 года обитель была вновь открыта, наместником монастыря назначен игумен Симеон (Кобылинский).

      Расположенный на двух холмах, на красивейшем месте, монастырский комплекс включает в себя три храма, три часовни, домовую церковь в братском корпусе, трапезную, гостиницу для паломников.

      В обители служится Божественная литургия, ежедневно читается акафист Святителям.

      Адрес:
      169035, Республика Коми, Усть-Вымский район,
      село Усть-Вымь, ул. Заручейная, дом 36.
      ??????Паломнику, отправляющему в Устъ-Вымский монастырь, следует сначала добраться до столицы Республики Коми города Сыктывкара. От сыктывкарского автовокзала нужно ехать на любом автобусе, проходящем через село Усть-Вымь (расстояние 75 километров, время в пути полтора часа).

      Телефон: 8(82134) 22256

      Наместник — игумен Симеон (Кобылинский Станислав Владиславович).

      Платежные реквизиты для желающих внести пожертвования:

      Михайло-Архангельский мужской монастырь

      р/с 40703810928000100517
      в отделении №8617 ОАО «Сбербанк России», г. Сыктывкар

      ИНН 1101474746
      КПП 111601001

      к/с 30101810400000000640
      БИК 048702640

      При перечислении средств в графе «Назначение платежа» обязательно указать: «Благотворительные пожертвования».

      Смотрите так же:  Храмы мнайдра

    Related Post

    Храм волоколамский

    Волоколамск. Церковь Рождества Христова. Рождественская церковь До польско-литовской интервенции конца XVI – начала XVII веков, «на Волоку, на посаде» существовал деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Во второй половине

    Свято-благовещенский храм днепропетровск

    Днепр: тайны Благовещенского храма В конце 2019 года, свое 120-летие со дня освещения отмечает Благовещенский храм, находящийся в Днепре на улице Рабочей, 3-б. Это один из самых известных храмов нашего

    Знаменский храм в новгороде

    Храм Жен Мироносиц в Нижнем Новгороде (Храм Иконы Божией Матери Знамение в Нижнем Новгороде; Мироносицкий храм; Знаменский храм) Д ата постройки последнего здания — 1649 гг. Реставрация росписей в 2010-е