Белгородский свято-троицкий монастырь

Свято-Троицкий собор: храм, которого нет

Квартал старого Белгорода, ограниченный сегодня проспектами Богдана Хмельницкого и Славы, улицей 50-летия Белгородской области и Свято-Троицким бульваром, имеет богатейшую историю.

Именно отсюда берёт своё начало современный Белгород. Не от Меловой горы, где он простоял всего 16 лет, был сожжён литовскими захватчиками и больше никогда на этом месте не восстанавливался. И не от второй крепости на Старом городе, где простоял всего 37 лет и был перенесён на правый берег Северского Донца.

Именно на территории этого квартала была построена в 1650 году третья крепость — Белгородский кремль. В нём находился воеводский двор и воеводский дом, откуда управляли белгородские воеводы, в том числе и будущий выдающийся полководец фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, при котором началось строительство каменного кафедрального Свято-Троицкого собора.
Именно здесь находился центр образованной в 1667 году обширной Белгородско-Обоянской епархии, которой управляли выдающиеся архиереи: митрополиты, архиепископы и епископы. Здесь в течение шести лет жил и совершал богослужения епископ Белгородский Иоасаф (Горленко).

От церкви до монастыря

Свято-Троицкий собор ведет свое начало от построенной в последнем десятилетии XVI века деревянной церкви Живоначальной Троицы. Она простояла недолго и сгорела во время литовского нашествия. В 1623 году был возведен новый Троицкий храм с двумя приделами — в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и в честь Михаила Малеина. В 1667 году Троицкий храм стал кафедральным собором в образованной в том же году Белгородско-Обоянской епархии. Он представлял собой небольшой деревянный храм, построенный в смешанном византийско-русском стиле с одним большим и четырьмя малыми куполами. Но и эта церковь простояла недолго, пришла в негодность и в 1680-е годы была закрыта.

В 1690 году при митрополите Авраамии на месте разрушенной деревянной церкви вновь был заложен теперь уже каменный собор во имя Святой Троицы, а в 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В течение почти полутора веков этот величественный храм был главным собором Белгородско-Обоянской епархии. В 1833 году состоялся перевод архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. По предложению епископа Курского и Белгородского Илиодора (Чистякова) Троицкий собор и архиерейский дом с прилегающими территориями становились монастырём. Святейший Синод утвердил предложения курского архиерея. Так в Белгороде был создан новый второклассный Свято-Троицкий мужской монастырь. Его штат первое время был небольшим. Он состоял из настоятеля, казначея, четырёх иеромонахов, одного иеродиакона и одного диакона.

При настоятеле Свято-Троицкого монастыря архимандрите Елпидифоре (Бенедиктове) в 1834 году вокруг монастыря была возведена каменная ограда с башнями по углам. Он занимал территорию, находившуюся примерно в квартале нынешних улиц 50-летия Белгородской области – проспектов Богдана Хмельницкого и Славы и Свято-Троицкого бульвара. Главной заслугой архимандрита Елпидифора было построение им в монастыре тёплого храма в честь Знамения Пресвятой Богородицы.

В марте 1866 года в Белгород на тройках доставили большой праздничный колокол для колокольни Троицкого собора весом 1045 пудов и 13 фунтов, отлитый на средства белгородского купца Н.И. Чумичова московским мастером Михаилом Алексеевичем Ольховиковым в Харькове на заводе А.Т. Рыжковой.

В 1897–1898 годах архимандритом Антонием был произведён капитальный ремонт Троицкого собора. Его заново оштукатурили, стены внутри расписали изображениями святых, сделали новый позолоченный иконостас с росписью, постелили паркетные полы, в окна вставили новые железные рамы, а снаружи площадку перед входными дверями выложили гранитной плиткой. 1 октября следующего года епископ Курский и Белгородский Лаврентий (Некрасов) освятил заново отремонтированный Троицкий собор.

В августе 1911 года в левой, северной, части Троицкого собора была установлена рака и сень для нетленных мощей святителя Иоасафа, а в правой, южной, – шкаф с его облачениями. Известный художник Иван Сидорович Ижакевич расписал интерьер архиерейских покоев в Свято-Троицком мужском монастыре сюжетами из жизни святителя.

И.П. Кулегаев сообщает, что в Троицком соборе «есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везёлке за водой».

Известно, что Троицкий собор посещали российские монархи Екатерина II, Александр I, Николай I и Николай II. Посещение Белгорода последним императором Николаем II в 1904 и 1911 годах широко освещалось в местной печати. В Центральном государственном архиве кинофотодокументов Санкт-Петербурга хранятся три уникальные фотографии, на которых изображён государь в Белгороде. На одной из них он запечатлён в экипаже у колокольни Троицкого собора.

Свято-Троицкий кафедральный собор был первым белгородским некрополем – он издавна служил усыпальницей белгородских архиереев. Здесь были похоронены все митрополиты, епископы и архиепископы, умершие в Белгороде, и два архиерея, умершие за его пределами. В склепе под Троицким собором в течение более полутора веков хранились нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа, скончавшегося в Грайвороне после тяжелой двухмесячной болезни 10 декабря 1754 года.

Последнее захоронение в усыпальнице епископа Белгородского Никодима (Кононова) состоялось в 1919 году. Владыка был арестован большевиками после богослужения прямо в алтаре Свято-Троицкого собора на следующий день после праздника Рождества. Его бросили в подвал земской управы. После длительных допросов и мучительных пыток 10 января епископа Никодима расстреляли на пожарном дворе. По другой версии, он был сброшен с колокольни Смоленского собора. Тело закопали в грязную яму. Верующие, узнав, где зарыт епископ-мученик, стали приходить на это место, приносили цветы и зажигали свечи.

Когда в июне 1919 года в Белгород вошла Добровольческая армия генерала А. И. Деникина, могила была вскрыта, и среди нескольких трупов убитых людей было обнаружено тело епископа Никодима. При огромном стечении духовенства и местных жителей он был похоронен под северной стороной Свято-Троицкого собора. Ныне епископ Белгородский Никодим причислен к лику святых.
Несколько выше собора находилось братское монастырское кладбище, на котором хоронили священнослужителей, преподавателей духовной семинарии и монахов. Сведений об этом кладбище сохранилось очень мало. На старинной открытке начала ХХ столетия запечатлена часть монастырского кладбища. Среди деревьев видна поминальная часовня, а на переднем плане – ухоженные могилы с установленными над ними каменными и деревянными крестами, надгробными камнями и плитами.

Свято-Троицкий мужской монастырь был закрыт в начале 1920-х годов. Монахов отсюда изгнали, а в 36 жилых комнатах поселили 86 других жильцов. В 1920 году произошло надругательство над святыней. Решением местных властей мощи святителя Иоасафа были извлечены из гробницы и отправлены в Москву, где были выставлены в музее Наркомздрава. Оттуда они были переправлены в Ленинград и помещены в экспозиции Музея истории религии и атеизма в Казанском соборе, а потом были спрятаны на чердаке. Только в 1991 году мощи были извлечены из чердачного помещения, и состоялось второе их обретение.

В одном из помещений монастыря разместилась совпартшкола. На его территории в покоях святителя Иоасафа и архиерейском доме поселились уездный музей краеведения, детский дом имени III Интернационала, названный Детским городком, и воинская часть. Детдомовцы, в основном дети погибших красноармейцев и из голодающего Поволжья, и стали первыми разрушителями Свято-Троицкого собора: они выбивали в храме стекла, срывали замки, полы, кровлю. С помощью красноармейцев были разрушены Свято-Троицкий кафедральный собор и другие монастырские постройки.

После отбытия отсюда в 1925 году части 16-го Тульского стрелкового полка имени Коминтерна 6-й Орловской дивизии президиум Белгородского уисполкома отвёл здания бывшего Свято-Троицкого монастыря под квартиры командного состава территориального полка. 14 июля 1924 года Детский городок был расформирован, а вместо него в монастыре, где размещалась совпартшкола, создан Школьный дом. На территории монастыря появилось десять торговых точек.

10 августа 1925 года в одном из помещений начала работать мастерская, в которой был организован приём заказов на пошив женского и детского платья. В ней трудились воспитанники Школьного дома. Через год детей из монастыря расселили по детским домам. В ноябре 1925 года ликвидировали и музей. В покоях святителя Иоасафа и архиерейском доме оставалась воинская часть. В 1926 году покои святителя по просьбе уездного профессионального бюро передали под Дом Союзов, Свято-Троицкий собор – под Дом физкультуры, а теплую Знаменскую церковь – под кинотеатр.

В 1926 году с колокольни Троицкого собора был снят большой праздничный колокол, подаренный монастырю купцом Н.И. Чумичовым. В следующем году с колокольни бесследно исчезли старинные «башенные часы», представлявшие большую историческую ценность. По мнению членов краеведческого общества 1920-х годов, они были установлены ещё в XVII столетии. Они круглосуточно били полные часы, половину и четверть часа. Конструкция их, несмотря на сложность механизма, была настолько прочна, что за столетия часы ни разу капитально не ремонтировались и шли исправно. С тех пор они бесследно исчезли.

В ночь с 5 на 6 июня 1930 года взорвали древние стены монастыря. Сравняли с землей братское монастырское кладбище. Старожилы вспоминают, что когда в 1950-х годах рыли фундаменты для новых домов по улице Богдана Хмельницкого, вместе с землей грузили в машины и человеческие кости. От многочисленных памятников и надгробий старинного некрополя сохранился только один надгробный камень, который совсем недавно перенесли ближе к пещерке святителя Иоасафа.

Перед войной оставалась ещё часовня у ворот со стороны Новомосковской улицы (проспект Б. Хмельницкого) на бывшем монастырском кладбище. Она простояла до 1950-х годов, а потом её снесли. Некоторые мелкие постройки не были разрушены и в них разместились различные организации. В одной из них находилась районная контора «Южтяжстрой», в другой во время войны – военные склады. Со стороны улицы Новомосковской на территории бывшего монастыря устроили приёмный пункт «Союзпромкорма», куда население города и района сдавало сено.
Во время Великой Отечественной войны местные жители использовали монастырские подвалы как бомбоубежища. Они были просторные, со сводами и очень крепкие. Столько бомб падало, и ни одной трещины в стене.

Смотрите так же:  Монастырь в глубинке

В июле 1945 года юго-западная часть бывшего монастыря была предоставлена на два года «Строительству №3 НКВД» для размещения лагеря немецких военнопленных на 700 человек. Руины монастырских храмов оставались и в послевоенное время. Окончательно расчистили территорию только в начале 1950-х годов.

Двухэтажный дом, в котором размещались покои святителя Иоасафа, был разрушен во время ожесточённых бомбёжек города фашистской авиацией в марте 1943 года при второй оккупации. Верхний этаж был снесён полностью, а от первого остались только кирпичные стены. Так и стоял последние пять лет дом, веками считавшийся одной из святынь земли белгородской. В 1948 году «коробка по ул. Чичерина, №6» (так теперь в документах стали называть бывшие покои святителя Иоасафа) была обследована технической комиссией, которая составила «Акт технического освидетельствования кирпичной коробки по ул. Чичерина, № 6». Восстановление здания было признано нецелесообразным, и исполком горсовета решил: «1. Разрешить жилуправлению списать с баланса коробки зданий по ул. Ленина № 53 и ул. Чичерина № 6; 2. Предложить начальнику горжилуправления тов. Бондаренко кирпич, полученный от разборки коробок здания, использовать на работы по благоустройству города и на ремонт жилого фонда».

Так печально закончилась судьба ещё одной белгородской святыни.

Свято-Троицкий собор стал первым из уничтоженных в годы советской власти белгородских храмов. В настоящее время от мужского монастыря кроме пещерки святителя Иоасафа ничего не осталось. В память об уничтоженной обители и соборе в 2004 году часть проспекта имени Ленина была переименована в Свято-Троицкий бульвар.

Александр Крупенков,
член Союза писателей России

Фото С.М. Прокудина-Горского, 1911 год

Белгород. Троицкий Белгородский мужской монастырь.

Белгородский Свято-Троицкий мужской монастырь ведет свою историю и получил название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной в 1593 г. В 1690 г. был заложен великолепный каменный Свято-Троицкий собор, который был построен в 1707 г. и в этом же году освяшен митрополитом Иустином. В 1833 г. кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса.

Первоначально в состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в мире Иосиф Юнаков). В 1835 г. при настоятеле архимандрите Елпидифоре (Бенедиктове) была построена и освящена каменная теплая Знаменская церковь. В бывшем архиерейском доме имелась домовая церковь. В 1864 г. при переделке настоятельских покоев была устроена новая домовая церковь во имя Тихона Задонского. При этой церкви имелась монастырская библиотека, содержавшая около полутора тысяч книг духовного содержания.

Монахи размещались в двух отдельных корпусах. На территории монастыря находилось братское кладбище, епископов и настоятелей монастыря хоронили в Свято-Троицком соборе и около него. В монастыре имелся свечной завод и две иконокнижные лавки. Монастырю принадлежали два дома, водяная мельница, распашные земли и сенокосы на хуторе Угрим и у села Бессоновки, 50 десятин леса в Карнауховке.

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особенно почитаемые белгородцами святыни: нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа Горленко (с 1754 г.) и чудотворная икона Николая Ратного. После Октябрьской революции монастырь был закрыт. Мощи святого Иоасафа были вывезены из Белгорода. На долгие годы затерялась икона Николая Ратного. В стенах архиерейского лома и покоях Иоасафа разместился детский дом им. III Интернационала, потом уездный музей и воинская часть.

С помощью красноармейцев были разрушены исторические святыни: Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, другие здания. В ночь с 5 на 6 июля 1930 г. были взорваны остатки стен монастыря. В оставшихся постройках разместились различные организации. В 1950-е гг. и они пошли под слом, а на их месте были построены двухэтажные жилые дома. Свято-Троицкий мужской монастырь занимал территорию, ограниченную нынешним проспектом Ленина, ул.Фрунзе, ул. Богдана Хмельницкого, ул. Чернышевского.

Лит.: Белгородская энциклопедия. Троицкий мужской монастырь в Белгороде Курской губернии. Одесса, 1911; Крупенков А.Н. Утраченные святыни // К духовным истокам Белгородчины. Издание Курской Духовной Семинарии, 1994.

Не сохранился. Находился в квартале: проспект В.И. Ленина (ныне Св. Троицкий бульвар ) — ул. Фрунзе (ныне пр. Славы), ул. Б. Хмельницкого — ул. Чернышевского (ныне ул. 50-летия Белгородской области ).

Главный престол в главной церкви (во дворе) во имя св. Троицы, с южн. стороны во имя Богоматери и третий — над гробом св. Иоасафа — во имя Страшного Суда. Храм этот начат постройкою в 1690 г. Освящен в 1707 г. В нем почивают нетленные мощи св. Иоасафа. В этом же храме чудотворная икона св. Николая Ратного, перенесенная в 1765 г. из упраздненной Коренной Пустыни (село Устинка Белг. у., в 30 верстах от Белгорода). В монастырской ограде на востоке стоит архиерейский дом (часть верхнего этажа деревянная), построенный епископом Владимиром; другая часть дома осталась нетронутой вместе с лестницей во втором этаже. Эта главная церковь монастыря в начале истории Белгорода была в крепости соборной. В 1751 г. по исправлении ветхих частей (прогнила почти вся крыша) была вновь освящена еп. Иоасафом Горленко. Вновь освящена после перестройки верхов еп. Аггеем в 1782 г. Еп. Сергием вновь обновлена и освящена в 1864 г. Последний ремонт произведен в 1897-98 гг. при преосвященных Ювеналии и Лаврентии; последний в 1899 г. и освятил отремонтированный храм. В стенах этого храма есть ходы с лестницами, ведущие под землю; предполагают, что отсюда можно было во время осады пробраться к р. Везелке за водой.

Дата 1860 г. относится только к нынешнему каменному зданию. Из других документов известно, что до того времени была около ста лет назад деревянная соборная крепостная церковь, которая ветшала, уничтожалась и снова возобновлялась несколько раз. Можно положительно сказать, что этот Троицкий храм, как крепостная церковь, был построен одновременно с основанием города в 1593 году. При учреждении в Белгороде епархии этот храм в 1667 г. был возведен на степень кафедрального собора; такое назначение ему было указано царем Алексеем Михайловичем, пожертвовавшим ему серебро-вызолоченный крест с надписью, сохранившейся до сего времени. Для помещения митрополита и его клира был отведен бывший воеводский дом (часть теперешнего архиерейского). Придел во имя Страшного Суда сооружен в 1755 г. родным братом св. Иоасафа, полковником Андреем Андреевичем.

На юго-восток от соборной церкви стоит (выходя боком на Соборную улицу) церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы, каменная с деревянным сводом (как бы сокращенный Знаменский собор в г. Курске). Она была сооружена стараниями архимандрита Елпидифора как теплая и освящена в 1835 г. В ней два престола: главный во имя Знамения и южный придел, перенесенный с хоров, имеющихся в западной части, во имя св. Николая.

Домовая архиерейская церковь сооружена в честь свв. Антония и Феодосия в 1706-1708 гг.; потом она упразднялась и вновь возобновлялась. В настоящем виде с престолом уже в честь св. Тихона Задонского существует с 1864 г. (устроена из келий еп. Сергием).

На монастырской колокольне — лучшие старинные колокола — большой в 1100 пудов пожертвован купцом Н. Чумичевым.

Мужской монастырь, устроенный в 1833 г. при кафедральном Троицком соборе Белгорода в постройках бывшего архиерейского дома после перевода архиерейской кафедры из Белгорода в Курск. В 1-й половине XIX в. в камне выстроены кельи, ограда. Был немноголюден, но активно посещаем паломниками. Закрыт в 1923 г., занят детдомом, потом военной частью. В 1930-1950-х г.г. все постройки разрушены, на месте монастыря сооружен квартал жилых домов. В начале 2010-х г.г. на части старой территории построено новое здание Белгородской митрополии.

Самое большое количество открыток было выпущено с видами Троицкого мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято-Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами свт. Иоасафа, интерьер Свято-Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города.

Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином. В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском).

В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

Смотрите так же:  Москва свято данилов монастырь

К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви. Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре (Бенедиктове). В ней было два престола: главный — во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая. Третья церковь монастыря — домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя св. Тихона Задонского. При этой церкви в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

В год рождения святителя Иоасафа в 1705 году при митрополите Иустине началось строительство здания, в котором впоследствии находились покои святителя. Строительство было закончено 1707 году. В новом помещении митрополит разместил архиерейские кельи. И в них открыл небольшую домовую церковь в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Ко времени открытия мощей свт. Иоасафа в 1911 году его покои, кроме внутренней отделки, сохранились в неизменном виде. Этому способствовало то обстоятельство, что когда покои оказывались тесными, то их расширяли не переделками, а пристройками с юга, где постепенно и построился архиерейский дом, вплотную примыкавший к ним.

В святительских покоях было семь комнат. По парадной лестнице, с замечательными лепными украшениями, через прихожую, попадали в зал, потолок и откосы зала были расписаны картинами из жизни святителя. Из зала, через гостиную, входили в небольшую церковь святителя Иоасафа и преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая была освящена 15 апреля 1914 года. В боковых комнатах хранились грамоты с собственноручными подписями святителя Иоасафа. Покои посещало множество людей. В отдельные дни, особенно летом, через них проходило до шести тысяч человек.

В 1906 году произвели ремонт Свято-Троицкого собора и устроили в нем калориферное отопление. В 1908 году в главном алтаре собора оборудовали кафедру Белгородского епископа.

Кроме главного алтаря, в соборе было два придела. Южный — в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при епископе Иоасафе (Горленко). В юго-западной стороне собора находился второй придел — во имя Страшного Суда Божьего. Он был построен над склепом, в котором до 4 сентября 1911 года стоял гроб с мощами святителя Иоасафа, по его завещанию и на деньги родного брата, полтавского полковника Андрея Андреевича Горленко.

Свято-Троицкий собор представлял собой красивое крестообразное здание по 15 саженей (32 м) в длину и ширину и 20 саженей (42,67 м) в высоту. Над серединой храмового здания возвышался огромный купол с прорезанными в нем вместо окон нишами, в которых были установлены изображения двенадцати апостолов, и с четырьмя меньшими куполами.

Отдельно от собора, на расстоянии 9 саженей и одного аршина, стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем. Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М. А. Ольховиковым в Харькове. Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре святителя Иоасафа.

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки — одна старая, а другая — новая, построенная в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника.

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород. Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка.

Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда.

Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне. Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма.

Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения. На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием». Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей святителя Иоасафа.

22 декабря 1910 года, рассмотрев доклад о подготовке к празднику открытия мощей свт. Иоасафа, дума постановила: перемостить улицы Императора Николая II (ныне Гражданский проспект), Ново-Московскую (ныне проспект Б. Хмельницкого), Садовую (ныне Проспект Славы) и замостить Соборную (ныне Свято-Троицкий бульвар) улицу и площадь против женского монастыря (ныне Соборная площадь). 1 апреля 1911 года император Николай II приказал выдать ссуду городу Белгороду на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей. Заслушав доклад управы о мощении улиц Белгорода, о получении разрешения на перевозку по льготному тарифу 800 вагонов камня, дума постановила: поручить управе приступить к мощению улиц Введенской (ныне князя Трубецкого), Георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области), Шереметевской (ныне Преображенская), части Базарной площади.

Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком монастыре уже 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, которую совершал преосвященный Никодим, в Белгород прибыли и проследовали в монастырь Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна. По окончании всенощного бдения храм на всю ночь оставался открытым. Богомольцы прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеление. 4 сентября, в воскресенье, по окончании литургии гроб вынесли из алтаря, поставили посередине собора, и начался молебен. Затем гроб установили на носилки, крестным ходом вынесли из храма и обнесли вокруг всего монастыря. За духовенством шли Великий князь Константин Константинович, Великая княгиня Елизавета Федоровна, ряд высокопоставленных лиц и представителей местной администрации во главе с губернатором Гильхеном. В третьем часу процессия возвратилась в собор. Гроб с мощами святителя вставили в серебряную раку, находившуюся в левой придельной стороне храма.

Издателем А. А. Вейнбаумом была выпущена серия открыток, посвященных открытию мощей свт. Иоасафа, на которых изображены описанные выше события.

Помимо собора Троицы Живоначальной на территории Троицкого мужского монастыря были:

Церковь иконы Божией Матери Знамение в Троицком Белгородском монастыре (утрачена)

Кирпичная теплая церковь в формах классицизма, освященная в 1835 г. Массивный четверик, увенчанный приземистым куполом, с алтарем и двусветной трапезной. Второй престол Никольский. Закрыта в начале 1920-х г.г., занята под кинотеатр, снесена в 1930-х г.г.

Смотрите так же:  Серафимовичи усть-медведицкий монастырь

Церковь Тихона Задонского в Троицком Белгородском монастыре (утрачена)

Домовый храм в здании архиерейских покоев, устроенный в 1864 г. Внешне выделялся куполом. Закрыт в начале 1920-х г.г. Здание покоев, в основе своей относившееся к 1-й половине XVIII в., окончательно сломано в конце 1940-х г.г.

Белгородский свято-троицкий монастырь

Троицкая родительская суббота

Вселенская родительская суббота накануне Дня Святой Троицы – день общеправославного поминовения усопших: у греков она входит в число «дней всех душ» — когда во время панихиды поминают всех когда-либо умерших христиан.

Богословы объясняют это тем, что в день Пятидесятницы Святой Дух сошел на землю, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению, а в этом спасении участвуют и живые, и усопшие.
Показать полностью…

День Святой Троицы — это день рождения Вселенской новозаветной церкви, а Троицкая суббота — как бы последний день церкви ветхозаветной. Поэтому канун праздника, субботу, церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них.

Святой Василий Великий, составивший молитвы вечерни Пятидесятницы (Троицы), говорит в них, что «Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже находящихся в аду».

То есть Троицкую субботу отличает от других родительских суббот то, что в этот день нужно молиться за всех людей, даже за тех, кто попал в ад: церковь верит, что соборная заупокойная молитва для них – большая помощь.

БелГородские подробности

Сегодня весь день и, можно сказать, прямо сейчас, до темноты, группа энтузиастов во главе с архитектором и краеведом Павлом Альбощием пытается спасти остатки мозаики на месте снесенной спортшколы 4. Положение дел и сам процесс хорошо видны на прикрепленных фото и видеоматериалах. Оцените сами толщину завала -решетка мозаики в самом низу, под четырмя слоями кирпичей и штукатурки.
Фрагменты мозаики которые удастся извлечь из под завалов завтра с помощью неравнодушных людей из городской архитектуры вывезут на охраняемую площадку где они будут ждать дальнейшей участи. А Павел с 6 утра будет их охранять чтобы строители случайно не уничтожили и то что осталось. По словам организатора «спасения мозаики» он постарается договориться поработать здесь хотя бы до конца недели -готовые помочь добровольцы имеются.
Если бы активные попытки сохранить такой прекрасный образец монументального творчества Поленова и Блинова начались немного раньше печального разрушения и сноса, наверное, можно было добиться каких то более значимых результатов. А пока, увы, так.

Белгородский историко-краеведческий музей
Свято-Троицкий собор и монастырь в г. Белгороде запись закреплена
Крестный ход со списком иконы святителя Николая

20-21 МАЯ СОСТОИТСЯ ТРАДИЦИОННЫЙ КРЕСТНЫЙ ХОД СО СПИСКОМ ИКОНЫ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ РАТНОГО ИЗ БЕЛГОРОДА В УСТИНКУ (Г.ШЕБЕКИНО). Иконе святителя Николая, именуемой «Николай Ратный» — более 500 лет. По преданию через этот образ были спасены монахи и жители села Устинка (г. Шебекино) от нападения набега татарского отряда.
Показать полностью… Увидев неприятеля, насельники Николаевской пустыни, находившейся в селе, вышли навстречу ему с иконой св. Николая Чудотворца. Переправлявшиеся через реку татары вдруг остановились, начали тесниться и падать с плотины в воду. 5 июля 1765 года по указу Белгородской духовной консистории икона святителя Николая Ратного была перенесена из Устинки в Белгород в Свято-Троицкий собор, который и стал ее постоянным местом пребывания. Однако каждый год она возвращалась в Устинку с крестным ходом. В советские годы почитаемая икона была спрятана верующими. Обретение святыни произошло в 1995 г. Тогда — же была возрождена древняя традиция — крестный ход в Устинку, в котором приняло участие несколько тысяч человек. Сегодня икона Николая Ратного находится в кафедральном Преображенском соборе г. Белгорода.
Молодёжный пеший Крестный Ход с копией иконы свт. Николая Ратного отправляется 20 мая от храма Архангела Михаила, что за Технологическим Университетом.
20 Мая в 10:40 сбор всех участников крестного хода перед храмом.
11:00 — Молебен перед началом Крестного Хода. 11:30 —
Отправление. По пути крестного хода будут остановки для подкрепления сил, знакомства с историей Крестного Хода и посещаемых мест, которую рассказывает белгородский краевед Альбощий Павел. По пути мы посещаем храм иконы «Всех скорбящих Радость» в Сосновке (12:30), строящийся храм священномученика Никодима в Дорогобужино, далее храм-часовню в честь иконы святителя Николая Ратного (на базе УМВД). В 18:00 прибытие в п. Маслова Пристань к храму Архангела Михаила. В храме будет совершён молебен с водосвятием. Остановка на ночлег в приходском доме рядом с храмом. В 19:00 Ужин. Вечерние молитвы. 21 мая 8:00 подъём, молитва, общий сбор. В 8:30 Молебен с акафистом святителю Николаю. Завтрак. В 9:20 Отправление в село Устинку. В 13-30 в Устинке. В 13.30-14.00 встреча чудотворной иконы свт. Николая Ратного у Никольского храма и места бывшего монастыря. Окончание крестного хода и молебен у источника в близи места явления иконы Святителя Николая Ратного.
Вечерняя служба в храме святителя Николая.
Возвращаемся рейсовым автобусом (проезд до 80 руб.)
Участнику крестного хода необходимо: Форма одежды — походная с головным убором. С собой иметь: если есть, молитвослов; пенку и спальный мешок; накидку от дождя; бутылку с водой, или пустую для воды; сух. паёк в дорогу.

Сопровождающий и экскурсовод Альбощий Павел, т.8-920-563-85-57
Подробнее о крестном ходе смотрите здесь: https://vk.com/belgorodreligiousprocession
Весь маршрут крестного хода можно посмотреть здесь: https://vk.com/album-10835530_195909051

Божией помощи всем участникам, молитвами святителя Николая!

5 ноября в нашем монастыре был отслужен молебен на начало всякого доброго дела,на котором присутствовали казаки.

Игумен Никодим поздравил всех с праздником Казанской иконы Божией Матери и с Днём Народного единства и призвал казаков быть всегда одной большой и дружной семьей, служа отечеству, народу и вере православной!

«Сегодня, с сожалением наблюдая за разделениями в среде казачества, мы не можем оставаться равнодушными к происходящему и хотели бы обратиться со словом о примирении и согласии ко всем без исключениям братьям, которые считают себя казаками и стремятся возрождать славные традиции казачества на земле нашей!»-сказал игумен Никодим.

Приглашаем всех на праздничное Богослужение:

вечер — с 17 — 00,

утро — 9-00 — в пещерном Храме

Дорогие братья и сестры!

9 января, на третий день Рождества Христова, в Доме культуры с.Ездочное,прошла детская Рождественская ёлка. По доброй традиции,праздник посетил наместник Свято-Троицкого Холковского мужского монастыря игумен Никодим. Дети начальной школы вместе с преподавателями и коллективом Дома культуры подготовили сказочное представление,которое все зрители,от мала до велика смотрели на одном дыхании. Отец наместник поздравил всех ребят,родителей,преподавателей и гостей праздника с Рождеством Христовым,сказал много добрых слов и подарил всем участникам сладкие подарки.

«Нравственные ценности и будущее человечества «-станет главной темой на ХХVl Международных Рождественских образовательных чтениях в 2019 году. Монашеская жизнь, монашеский подвиг, история возникновения и развития монашества -эти и другие вопросы обсуждались участниками конференции, которая проходила 7 ноября в Свято-Троицком мужском монастыре.

Встреча проходила в рамках регионального этапа Рождественских чтений.
Выступил с первым докладом наместник Свято-Троицкого мужского монастыря — игумен Никодим.
В конференции приняли участие:
игумен Агафангел(Белых),
игумения Серафима(Семёнова),
игумения Иннокентия (Тишина) — настоятельница Воскресенского женского монастыря села Зимовенька,
иеромонах Серафим(Багров).
Так же выступил с докладом на тему»История монастыря» Овчинников В.В.,историк и заслуженный работник культуры Российской Федерации.

Будем следовать словам Преподобного Сергия Радонежского:

«Единением и любовью спасемся!».

Свято-Троицкий Холковский монастырь ? действующий православный мужской монастырь. Это ? уникальный пещерный монастырь в Белгородской области, расположенный на берегу реки Оскол, у села Холки Чернянского района, в пятнадцати километрах от города Новый Оскол. Согласно преданию обитель находится на месте, где встретились князь Игорь Святославович и его брат Всеволод перед тем, как идти на половцев в 1185 году.

Поздравляем всех с великим и светлым праздником Рождества Христова!

Пусть родившийся Богомладенец укрепит в ваших сердцах веру, вдохновляет на совершение добрых дел, дарует здравие, мир и любовь!

Христос родился, и с нами Бог!

Сегодня мы от всей души поздравляем С Днем Ангела наместника монастыря игумена Никодима! Дорогой отец наместник,примите самые тёплые пожелания мира, счастья, здоровья и радости!Пусть Ваше благое дело дарит каждому чистую веру и добрую надежду, пусть в Вашей жизни каждый день будет светлым и мирным! Многая и благая Вам лета! 10.01.19 г.

Дорогие братья и сестры приглашаем всех на праздничное Богослужение,в честь праздника Крещения Господня! 18.01. 17-00 вечернее Богослужение. В ночь с 18.01 на 19.01. 0-00 — ночная Божественная Литургия в Храме Донской иконы Божией Матери. Также,напротив монастыря(возле казачьей беседки) состоится освящение воды,все желающие могут искупаться в реке. 19.01. 9-00-Божественная Литургия и освящение воды(в пещерном Храме).

В нашем монастыре 16 июня,митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн и епископ Валуйский и Алексеевский Савва возглавили традиционные торжества в честь праздника Святой Троицы .По традиции Божественная литургия совершалась у входа в Свято-Троицкий пещерный храм. По прочтении Святого Евангелия митрополит Иоанн поздравил верующих с днем рождения Церкви. По окончании литургии была совершена вечерня с чтением особых коленопреклоненных молитв. Затем верующие Крестным ходом отправились на фестивальную поляну на берегу реки Оскол, где состоялось открытие V Межрегионального фольклорного фестиваля «Холковский сполох».

Related Post

Монастыри в саранске и мордовии

Александро-Невский Кимляйский мужской монастырь Дата основания: 1901 Дата основания: 1996 Архитектор: 2005-2010: Курбатов В. В. (ограда) Дальняя пустынь Иоанно-Богословского Макаровского монастыря Краснослободский Преображенский мужской монастырь Дата основания: 1884 Женский монастырь,

Белёв спасо-преображенский монастырь

Белёв спасо-преображенский монастырь Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь Реквизиты для пожертвований на восстановление монастыря: РО Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь г. Белева Тульской областиБелёвской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 301530 Тульская

Женский монастырь с головчинцы

Головчинцы. Спасо-Преображенский женский монастырь. Свято-Преображенский женский монастырь находится на возвышенном берегу реки Южного Буга села Головчинцы Летичевского округа в 42 км от города Хмельницкого и в 60 км от г.