Спас на крови или исаакиевский собор

Спас на крови или исаакиевский собор

Телефон: (812) 314-40-96, (812) 315-16-36

Проезд: Ст. м. «Канал Грибоедова», далее 10 минут пешком

Интернет:
www.museum.ru/M179 — официальная страница
Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» — W529, официальный сайт cathedral.ru

афиша, события и экскурсии

Афиша на ближайшее время:

в музее
c 5 июня по 22 августа — В северной столице Коломенское покажет шедевры миниатюрной иконописи

Полная афиша Музей-памятник «Спас на Крови»>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 19.08.1907

Описание:

В 1970 г. Храм Спас на крови становится филиалом музея «Исаакиевский собор». В 1997 году после завершения основных реставрационных работ, храм, восстановив статус музея-памятника открыл двери для посетителей.

Первое, что бросается в глаза при входе в храм Воскресения Христова (Спас на крови) в Санкт-Петербурге — удивительный мозаичный ковер его икон и орнаментов, покрывающий все внутреннее пространство, от цоколя до главного купола. Это единственный православный собор, мозаичное убранство которого составляет 7 065 квадратных метров, — одна из крупнейших мозаичных коллекций в Европе.

В настоящее время в ризнице храма открыт Музей камня. Сейчас в нём размещена выставка «Время собирать камни», раскрывающая многообразие использования различных пород цветного поделочного камня в убранстве Спаса на крови и Исаакиевского собора

Здание(я):

Основатель: Император Александр III (1845-1894)

Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия
Мозаика музея-памятника «Спас на крови»

Дополнительные услуги:
киоск или магазин

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
Всероссийский музей А.С. Пушкина, наб. реки Мойки, 12
Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., 34
Российский Этнографический музей, Инженерная ул., 4/1
Государственный Русский музей, Инженерная ул., 4
Летний сад

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Мудров Юрий Витальевич, тел. (812) 315-4361

Тел. дирекции:
(812) 315-16-36, Факс: (812) 314-40-96

Адрес дирекции:
191186, Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 29-31, лит. «А», пом.7Н

Даты открытия и основания:
открыт: 19.08.1907

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 608м 2
временных выставок 150м 2

Единиц хранения:
6170, из них 6029 предметов основного фонда

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Архитектура исторического центра Санкт-Петербурга — сплошной классицизм, ампир и модерн. И неожиданно посреди этого выверенного талантливейшими зодчими ансамбля взгляд упирается в разноцветные купола, кирпичное узорочье, кокошники и пилястры, живо напоминающие Собор Василия Блаженного на Красной площади. Кто и почему позволил разрушать строгий и величественный образ имперской столицы подобными вольностями? Причина была трагической — на этом месте народоволец-террорист Игнатий Гриневицкий смертельно ранил Александра II Освободителя. Спас на Крови — мемориальный храм, поставленный на месте цареубийства.

В конкурсе на лучший проект собора принимали участие известные архитекторы страны. Основными требованиями нового императора Александра III были русский стиль здания и отдельный придел на месте, где пролилась августейшая кровь. Только с третьей попытки выбрали проект Альфреда Парланда, профессора Академии художеств. Заложили храм в 1883 г., построили быстро, а вот отделывали целых 10 лет и освятили в 1907 г.

После революции, как водится, собор закрыли, какое-то время использовали в качестве овощехранилища, в блокаду — морга, а после войны — как склад театральных декораций. Несколько раз его собирались разрушить, но в 1970 г. начали реставрацию. С 1997 г. обновленный храм открыли для посетителей, в 2004 г. возобновились богослужения.

Поговаривали, что когда со Спаса на Крови снимут строительные леса, то рухнет Советская власть. Их демонтировали перед самым августом 1991 г.

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови — это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день — среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых — 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров — 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии — 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2019 г.

Музей-памятник «Спас на Крови»

В историческом центре Санкт-Петербурга, на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, привлекает внимание своим силуэтом, композицией и богатым декоративным убранством выполненный в «русском стиле» храм Воскресения Христова, более известный как «Спас на Крови».

Храм возводился с 1883 по 1907 год, в период царствования императоров Александра III и Николая II, по проекту архитектора А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), на месте смертельного ранения Александра II. Освященный в честь Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX – начала XX века.

Интерьер собора, его стены, сень над местом смертельного ранения императора, уникальнейший мозаичный пол, иконостас и киоты поражают воображение разнообразием самоцветов и поделочного камня; здесь собраны алтайские и уральские разновидности яшмы, родонит, порфир, лабрадорит, итальянские мраморы и серпентинит. Изящны по рисунку многочисленные изразцы, украшающие фасады и барабан центрального шатра. Их цветовой гамме вторит синяя, желтая, белая и зеленая черепица. Нарядность храма подчеркивают золоченые и эмалевые купола площадью более 1 000 кв. м, не имеющие аналогов в истории русского эмальерного искусства.

Особую неповторимость внешнему убранству храма придают его многочисленные мозаичные иконы, отличающиеся разнообразием цветовых сочетаний, а также выполненные в технике мозаики 134 герба губерний, областей и городов Российской империи, жители которых внесли пожертвования на строительство. В соборе находится одно из крупнейших в Европе собраний мозаики, общей площадью более 7 000 кв. м. Эскизы к мозаикам создавали 32 художника, в том числе В. Беляев, В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин, Н. Харламов.

Одной из особых достопримечательностей каменного убранства храма является сень над местом смертельного ранения Александра II, стилизованная под шатер и воспроизводящая формы деревянных Царских мест XVI–XVII веков. Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами, в его центре находились выложенные из топазов и заключенные в серебряную оправу звезды. Завершал восьмигранный шатер сени позолоченный крест, украшенный 112 драгоценными топазовыми камнями.

Часовня-ризница была построена по проекту архитектора А. Парланда в год окончания работ по возведению храма Воскресения Христова. 27 апреля 1908 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием II (Вадковским) часовня-ризница была освящена во имя Иверской иконы Божией Матери. Здание часовни-ризницы использовалось для хранения и экспонирования икон, церковной утвари, пожертвований, поднесенных в память о кончине Александра II, здесь также находились представленные на конкурс проекты храма Воскресения Христова, живописные эскизы мозаик и образцы материалов, использованных в отделке собора. Венчает здание христограмма – священная монограмма, символизирующая имя Иисуса Христа.

Музей-памятник «Спас на Крови» входит в состав Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» – «Музея четырех соборов».

РПЦ попросила передать ей Спас на Крови вслед за Исаакиевским собором

Передача храмов РПЦ ограничит доступ туристов к объектам культурного наследия, считают в комитете по культуре Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургская епархия готовит обращение о передаче в собственность Русской православной церкви храма Спас на Крови, входящего в состав музея-памятника «Исаакиевский собор».

«Уже написано соответствующее письмо к городским властям«, — сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией. В пресс-службе Петербургской епархии отказались прокомментировать этот вопрос.

Спас на Крови вместе с Сампсониевским, Смольным и Исаакиевским соборами входит в состав ГМП «Исаакиевский собор».

Ранее сообщалось, что Санкт-Петербургская епархия обратилась к городским властям с просьбой передать ей в ведение Исаакиевский собор. Пр этом решение о передаче Исаакиевского собора будет приниматься с учетом интересов всех жителей Санкт-Петербурга и туристов, сообщил ТАСС официальный представитель Смольного, пресс-секретарь губернатора Петербурга Андрей Кибитов.

«Вопрос, поднятый Санкт-Петербургской епархией, требует внимательного и всестороннего рассмотрения с учетом интересов всех петербуржцев и гостей города«, — сказал Кибитов. Он отметил, что такие знаковые объекты, как Исаакиевский собор, Петропавловский собор и другие являются визитной карточкой Петербурга и посещаются большим числом российских и зарубежных туристов.

«Насколько мне известно, — заявил председатель городского комитета по культуре Константин Сухенко, — была договоренность, что Исаакиевский собор и Спас на Крови не передаются, но, видимо, изменились либо руководители епархии, либо отношения. Видимо, те договоренности, которые действовали до недавнего времени, будут пересматриваться«.

Сухенко отметил, что передача собора РПЦ фактически ограничит доступ туристов к объекту культурного наследия. «Фактически, это музейные жемчужины Петербурга. Нужно помнить, что в православный собор не все граждане ходят, это все равно определенное ограничение доступа к культурным и музейным ценностям. Мусульманин или атеист может не войти в этот собор. Доступ будет ограничен по факту, кто бы что ни говорил«, — подчеркнул он.

Спас на Крови (храм Воскресения Христова) — архитектурная доминанта центра Санкт-Петербурга, уникальный памятник императору Александру II. В нем представлены крупнейшее в России собрание мозаики (более 7000 кв. м), итальянские цветные мраморы, уральские и алтайские поделочные камни, а также мозаичная коллекция российской геральдики.

Исаакиевский собор имеет статус музея. Зарегистрированная в июне 1991 года церковная община имеет возможность совершать богослужение по особым дням с разрешения дирекции.

PS. Реакция российских соцсетей не заставила себя долго ждать:

Музей или храм: почему из-за передачи Исаакиевского собора РПЦ возникло столько споров

Если там музей, при чем тут РПЦ?

17 июня 1990 года патриарх Алексий II провел первое после закрытия в 1928 году богослужение в храме.

Через год была зарегистрирована община храма, которая до недавнего времени совершала богослужения по согласованию с дирекцией музея. Во время богослужений вход в храм является бесплатным.

Летом 2019 года Санкт-Петербургская епархия обратилась к губернатору города Георгию Полтавченко с просьбой передать ей в безвозмездное пользование Исаакиевский собор. При этом в епархии пообещали не вводить ограничения на посещение собора и сделать вход бесплатным.

Обращение касалось также зданий ансамбля «Смольный монастырь», в которых размещаются факультеты Санкт-Петербургского государственного университета, а также храма Спаса на Крови и Сампсониевского собора.

Тогда власти города отказали РПЦ в просьбе. В апреле 2019 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий обратился к премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву с повторной просьбой о передаче собора Церкви.

У РПЦ есть основания для подобных просьб?

Основанием является закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», подписанный президентом в 2010 году.

Согласно документу, религиозные организации, в том числе РПЦ, получили право вернуть в собственность или безвозмездное пользование храмы, закрытые после Октябрьской революции 1917 года. В том числе те, в которых впоследствии были открыты музеи.

Если все законно, в чем проблема?

Против передачи собора РПЦ выступили некоторые депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга, глава Комитета по культуре Петербурга Константин Сухенко, а также директор музея Николай Буров.

На реставрацию колоннады Казанского собора в Санкт-Петербурге в 2019 году власти города выделили 93 млн руб.

Руководство музея и другие противники передачи храма указывают на то, что в настоящее время музей содержит себя за свой счет. Так, в 2019 году выручка музея составила 728 млн рублей. Его закрытие и введение бесплатного входа приведет к тому, что все расходы на реставрацию собора могут лечь на бюджет города в ущерб другим, в том числе социальным программам.

Если же епархия сохранит платный вход и пустит доходы на реставрацию, бюджет все равно недосчитается средств из-за особенностей налогообложения религиозных организаций.

Также в случае закрытия музея без работы останутся около 400 сотрудников. По мнению директора музея Николая Бурова, Церковь не будет поддерживать программы для слепых, детский отдел музея.

Среди других возражений против передачи собора является то, что его здание никогда не принадлежало непосредственно Церкви, имело особый статус и не являлось приходским. После освящения в 1858 году и до 1883 года здание находилось в ведении Министерства Императорского двора, с 1883 года до 1917 года — Министерства внутренних дел Российской империи. Они осуществляли все хозяйственное управление собором. Средства на содержание храма выделялись Государственным казначейством по сметам вышеуказанных министерств. Синод платил только жалованье младшим священникам собора.

Также критики возможной передачи указывали на то, что в настоящее время число прихожан составляет менее 1% от общего числа посетителей собора.

Однако, согласно закону от 2010 года, ни одно из вышеуказанных возражений не является препятствием для передачи Исаакиевского собора в управление Церкви.

А что думают по этому поводу в РПЦ?

Представители Санкт-Петербургской митрополии подчеркивают, что «храмы, построенные для верующих, должны принадлежать верующим». РПЦ заявляет, что главное предназначение Исаакиевского собора должно быть восстановлено. При этом средств, поступающих от прихода, по мнению представителей РПЦ, должно хватить на содержание памятника.

Смотрите так же:  Соборы в барановичах

Related Post

Собор смольного монастыря презентация

Собор Смольного монастыря — презентация Презентация была опубликована год назад пользователемАнастасия Зайкова Презентация на тему: » Собор Смольного монастыря » — Транскрипт: 1 Собор Смольного монастыря Выполнили: Боровская Ирина, Зайкова

Избрание царём на земском соборе

Избрание царя Земским собором Собор 1584 г. Избрание Федора Иоанновича. По духовной 1572 г. царь Иван Грозный назначил своим преемником старшего сына Ивана. Но смерть наследника от руки отца в

Собор оптинских

СОБОР ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ Собор преподобных Оптинских старцев Собор Оптинских старцев, церковное празднование памяти преподобных старцев Оптинских В 1990 году «Со­бо­р пре­по­доб­ных отцев старцев, в Оптиной пустыни просиявших» был прославлен и

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Уникальная коллекция мозаик — 7000 кв. м
Коллекция уральских и алтайских самоцветов

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: Музей-памятник «Спас на Крови» — отдел Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

информация от: 31.05.2019

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .