Меню

Соборы в барановичах

Барановичи. Собор Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор построен в 1924-1931 гг. Четырёхстолпный квадратный в плане основной объём собора, к которому с восточной стороны примыкают 3 полукруглые апсиды, накрыт полусферическим куполом с люкарнами (круглыми прорезными окнами). Северный и южный фасады украшены монументальными четырёхколонными портиками стилизованного ионического ордера, которые оформляют боковые входы в храм. С запада узкая трапезная объединяет основной объём с трёхъярусной квадратной в плане колокольней, завершённой полусферическим куполом со шпилем. В насыщенном декоре колокольни использованы ординарные угловые и спаренные колонны и полуколонны, лопатки, профилированные карнизы. Главный вход выделен полуциркульным тимпаном. Оконные проемы и ниши храма окаймлены профилированными наличниками с треугольными сандриками.

Под храмом расположены обширные подвальные помещения с самостоятельными наружными входами, под алтарной частью — ризница. Снаружи и внутри здание декорировано мозаичными панно (сохранились с частичной утратой смальты). Панно выполнены в 1902-1911 гг. в петербургской мозаичной мастерской В. Фролова для собора Александра Невского в Варшаве. В 1926 -1927 гг. перевезены в Барановичи.

Расположенная в конце апсиды мозаика «Богоматерь с Младенцем» — фрагмент большой композиции «О тебе радуемся», выполненной по эскизу В. Васнецова. По картонам Н. Кошелева выполнены мозаики «Спас с донатором» (в тимпане фронтона южного портика) и «Деисус» (в интерьере над северным входом). В образе донатора изображён архитектор Л. Бенуа с моделью Варшавского собора Александра Невского. По картонам Н. Бруни выполнены мозаики «Богоматерь с Ангелами» (в интерьере над южным входом) и фрагмент композиции «Собор архистратига Михаила» (в тимпане фронтона северного портика). На южном опорном столбе — изображение Иосифа Волоцкого, на северном — митрополита Алексия (оба — по картонам В. Думитрашко).

В 1926-1927 гг. часть знаменитых мозаик Александро-Невского собора в Польше (точнее, фрагменты нескольких мозаичных панно, например, Мозаика Н.А. Кошелева «Спас с донатором») удалось перевезти в полесский г. Барановичи (ныне в Брестской области Республики Беларусь) и укрепить на стенах построенного в 1931 г. православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы возведен по проекту знаменитого архитектора А. Оболонского в 1921-1931 годах специально для мозаичных фресок, перевезенных из снесенного собора Александра Невского, сооруженного в центре Варшавы в 1900 годах Российской империей. Удалось спасти из богатейшего храма лишь семь панно, которые хранятся в не менее удивительном храме. Храмовая композиция на высоком цокольном этаже включает в себя высокий четверик, завершенный полусферическим куполом с прорезанными в нем круглыми окнами. С востока к основному объему примыкают три полукружия алтарной апсиды, а с запада – трапезная, над которой возвышаются два яруса колокольни с полусферическим купольным завершением. Четырехколонными портиками с треугольным фронтоном отмечены боковые фасады, придающие храму особый шарм и монументальность. Особо ценным в интерьере храма являются панно, выполненные в 1902-1911 годах в мозаичной мастерской В. Фролова Петербурга и, к счастью, возвращенные в Россию в 1926-1927 годах.

Деревянная православная церковь, построенная в Барановичах в 1908 году на территории нынешнего собора, в 1915 году во время Первой мировой войны была увеличена за счёт пристроек. Однако в в ночь на 2 мая 1921 года, после праздничной вечерни первого дня Пасхи, храм сгорел. Благодаря собравшимся утром на пепелище православным жителям города приход принял решение восстановить церковь. В руководство избранного вскоре комитета по постройке нового храма вошли сенатор польского Сейма Алексей Назаревский, протоиерей Павел Мацкевич и церковный староста Яроцкий.

Церковь первоначально хотели восстановить из дерева по проекту архитектора Ежи Жолондковского, однако два года проект о её постройке пробыл у властей Новогрудского воеводства, будучи не утверждён. Тогда, согласно принятому комитетом по постройке при поддержке архиепископа Дионисия решению строить кирпичный храм, был составлен первый план, автором которого явился варшавский архитектор Николай Оболонский. С учётом новости о решении польских властей уничтожить Варшавский собор Александра Невского и законсервировать его мозаики, первоначально было принято решение возвести храм в Барановичах в виде уменьшенной копии варшавского собора, но впоследствии от него отказались; при этом об этом первоначальном плане напоминают большие подземные и цокольные помещения, оставшиеся от него.

В разработке проекта включился архитектор Станислав Филисевич. Решение разместить мозаики в новом барановичском храме, потребовавшее использования особых архитектурных приёмов, стало, наряду с выбором территории, одной из причин, по которой, согласно исследователю С. Хоревскому, стилистических аналогов собора не существует.

Уже 6 августа 1924 года закладка нового храма была торжественно освящена. Цена проекта составила 147 тысяч злотых. Из них 36 тысяч злотых было собрано в 1925-1928 годах жителями Баранович, 8 тысяч выдал Барановичский городской магистрат, а власти Польши благодаря сенатору Назаревскому отчисляли три года подряд по 58 тысяч злотых.

20 ноября 1928 года состоялась торжественная установка куполов на церковь, в которой вплоть до 1931 года велись работы посредине храма, в частности, оформлялись иконостасы и выкладывалась мозаика из Варшавского собора Александра Невского. 4 октября 1931 года состоялось освящение собора Покрова Богородицы архиепископом Гродненским и Новогрудским Алексием (Громадским).

В список памятников архитектуры Покровский собор, в 1949 году ставший единственным действующим православным храмом в Барановичах и остававшийся им долгое время, вошёл в 1953 году и был взят под охрану государством.

Архитектура Покровского собора в Барановичах представляет собой кирпичный крестово-купольный храм. К основному объёму храма, четырёхстолпному и квадратному в плане, примыкают с востока три полукруглые апсиды; накрывает его полусферический (в треть сферы) купол с двумя оболочками. Данный купол, на момент постройки наибольший в крае по размеру, освещается шесть круглыми люкарнами, которые расположены по всему диаметру, и увенчан шаром с крестом. Монументальные портики на четырёх столпах украшают северный и южный фасады собора с треугольными фронтонами, оформляя собой боковые входы. Декором же этих сильно вынесенных портиков служит сильно стилизованный ионический ордер. Таким образом достигается достаточно праздничное оформление данных входов, открываемых только во время больших праздников.

Основной объём и примыкающую к нему четырёхгранную (квадратную плане) трёхъярусную колокольню, увенчанную четырёхгранным полусферическим куполом с высоким шпилем и по углам декорированную спаренными колоннами, связывает с запада узкая, протяжённая трапезная. Для насыщенного декора самой колокольни были использованы разные элементы, как-то: полуколонны, угловые одинарные и спаренные колонны, мощные лопатки, а также профилированные карнизы. Результатом использования данных элементов, которые, по мнению Хоревского С. В., хоть и относятся к классицизму, но весьма при этом вольно истолкованы, стали более упорядоченные и в то же время отдельные для каждого из ярусов ритмы. Полуциркульный тимпан, вставленный между двух полуколонн, выделяет главный вход. Чтобы обрамить прямоугольные оконные проёмы, украшенные кованными решётками, и ниши фасадов, в архитектуре собора использованы неглубоко профилированные наличники с треугольными сандриками.

Полукруглую апсиду фланкируют ризницы со сферическим покрытием. Обширные подвальные помещения (соборная канцелярия) в цокольном этаже храма имеют самостоятельные наружные входы, под ними расположена большая крипта, а под алтарной же частью — ризница. Как экстерьер, так и интерьер собора украшают мозаичные панно (с частичной утратой смальты). Световой барабан, поддерживаемый четырьмя восьмигранными столбами, открывается в молитвенный зал, перекрытый плоским потолком.

Трёхъярусный иконостас выполнен в неорусском стиле с резными царскими вратами и образами XIX — начала XX веков, такими как «Иисус Христос Благовещальный», «Святой Лаврентий», «Матерь Божия с младенцем», «Святой Стефан», «Спас с предстоящими», «Христос со сферою», «Благовещение», «Спас Пантакратор» (первая половина XVIII века, перенесён с могильной церкви Александра Невского). Также хранится образ в серебряном окладе «Матерь Божия Жировицкая» (1847) и многое другое. Кроме того, данный иконостас, привезённый некогда из бывшей домовой церкви Варшавского королевского замка, считается одним из наибольших в Белоруссии. Образа этого иконостаса были написаны как в русской, и академической манере. Среди авторов данных икон, представляющих собой уникальные образцы искусства, присутствуют Васнецов, Бруни и Врубель.

Три цилиндрические башни с луковичными куполами оформляют источник. Находящийся перед источником вход на соборное кладбище пролегает через ворота с тремя арками.

Мозаики Покровского собора изначально были сделаны для Варшавского собора Александра Невского, который строился 19 лет и был освящён в 1912 году. Они были созданы по эскизам Виктора Васнецова, Николая Кошелева, Николая Бруни и Виктора Думитрашко (иногда указывается и Андрей Рябушкин) и выполненные в 1902-1911 годах в крупнейшей на то время петербургской мозаичной мастерской известного художника Владимира Фролова путём как простого, так и обратного набора шлифованной смальты. Так, сначала смальта внешней стороной наклеивалась на картон в технике обратного набора, а затем — уже на месте, в Варшаве — путём простого набора смальты монтаж перекладывался на бетон. Фролов сам лично подбирал смальту, руководя всем процессом в целом. В оформлении собора наряду с мрамором и гранитом были использованы драгоценные и полудрагоценные камни.

Смотрите так же:  Какие в киеве есть соборы

Дискуссия о том, как быть с православным храмом, по мнению многих, символом российской оккупации, разгорелась сразу после обретения Польшей независимости в 1918 году. На окончательное решение разрушить храм, принятое в 1923 году, повлияла советско-польская война. Разрушение продолжалось с 1924 года вплоть до 1926-го. Так, для уничтожения лишь одних стен понадобилось около 15 000 взрывов. При этом православным жителям разрешили спасти мозаики, иконостасы, образа и прочее церковное имущество, переданное затем в Западную Беларусь.

Мозаик, расположенных как внутри, в интерьере собора, так и снаружи, на фронтонах, насчитывается семь композиций. Мозаика, находящаяся в соборе, имеет больше 20 000 оттенков смальты. Последняя изготавливалась в мастерской Фролова. Слой стекла покрывался сусальным золотом и сверху тиражировался ещё один слой стекла. Всего в соборе использованы семь из 16 мозаичных панно Александро-Невского собора. Из мозаики Александро-Невского собора, сделанной по эскизу Виктора Васнецова, в Барановичах есть только один фрагмент — «Богоматерь с младенцем», расположенная в конхе апсиды и являющая фрагментом огромной — на 1 тысячу кв.м — композиции под названием «О тебе радуемся» Варшавского собора. Это изображение Матери Божией с Сыном, имеющее объёмную трактовку лиц, в тёмно-вишнёвой с голубой и светло-оранжевой одежде соответственно выделяет их силуэты на фоне золотых нимбов. При этом исследователь А. Н. Кулагин утверждает, что на стенах собора присутствуют также и другие мозаики Васнецова: мозаика «Отечествие» и портрет Симеона Полоцкого в полный рост с книгой и свитком. С левой стороны алтаря, над северным входом, в храме находится мозаичная композиция «Деисус», сделанная по картону Николая Кошелева. На ней представлен Иисус Христос на белом облаке в окружении ангелов. В руках Христа — раскрытая Библия со словами «Міръ Вамъ». Для данной мозаики решение было найдено в сочетании насыщенных и глубоких тонов.

На улице, в тимпане фронтона южного портика собора размещена мозаичная композиция «Христос с донатором» («Спас с донатором»; раньше называлась «Слава Александра Невского»), выполненная по картонам Кошелева. На ней к ногам Иисуса склонился донатор — человек, в руках которого модель собора, похожего на Варшавский. Христос держит корону, которую желает возложить на голову донатора. Личность донатора — русский князь Александр Невский, однако некоторые исследователи считают, что это изображение архитектора Варшавского собора — Леонтия Бенуа, получающего благословение от Спаса и князя на сооружение храма. Синие тона преобладают в цветовой гамме данной композиции над розовыми, зелёными, охристыми.

Тимпан фронтона северного портика украшает фрагмент мозаичной композиции «Собор архистратига Михаила» по живописным рисункам Николая Бруни. На ней архангел Михаил вознесён над всеми прочими персонажами. Под ним в центре композиции — молодой Иисус Христос. По обеим сторонам ангелы и святые обращаются к ним. К сожалению, эта мозаика сильно повреждена при разборке Варшавского собора и имеет значительные утраты. Ещё одна мозаичная композиция Бруни «Богоматерь с ангелами» находится в интерьере собора над южным входом. На ней изображена Богородица, которая в окружении ангелов сидит на троне. Для нимбов на ней применены растительные орнаменты; в цветовой гамме используются различные оттенки светло-голубого, зелёного, розового, глухого синего и красного цветов в сочетании с золотом самой смальты. Эта мозаика также имеет значительные утраты смальты. Утраченные детали заменили фресками во время монтажа в 1929 году.

На опорных столбах храма размещены привезённые из Варшавы мозаичные изображения — «митрополита Алексия» (на северном столбе) и «преподобного Иосифа Волоцкого» (на южном), сложенные по картонам В. Думитрашко.

Свято-Покровский собор в Барановичах

Барановичи, ул. Куйбышева, 11

Церкви, костелы, соборы, монастыри

Порой дороги истории настолько тесно переплетаются и выходят за пределы одного государства, что диву даёшься, как такое может быть. Отличный пример тому — Свято-Покровский собор в Барановичах. Для туристов это достопримечательность интересная и доказывающая своим существованием, что переплетение культур – не теория, а закономерное течение времени. Хотите в этом убедиться лично? Добро пожаловать в Барановичи.

Свято-Покровский собор появился на карте Баранович относительно недавно по историческим меркам. Начало строительства датируется 1924 годом. А вот продолжалось возведение собора в Барановичах вплоть до 1931 года. Кстати, построен храм был на том самом месте, где когда-то уже возвышалась прежде церковь. Было это в 1921 году.

В непростое для религии время Свято-Покровский собор, однако, закрыт не был. Кроме того, он являлся единственным действующим храмом в Барановичах с 1949 года.

Многие путеводители по Беларуси отмечают важность внешнего убранства собора. Известно, что украшают Свято-Покровский храм семь мозаик. Примечательно, что создавались эти мозаики для собора Александра Невского в Варшаве (Польша).

Каким же волшебным образом они очутились в Беларуси? Конечно же, спросят любопытные туристы. Всё очень просто: действительно семь прекрасных мозаик украшали собор в Варшаве. Но недолго суждено было храму Александра Невского быть в польской столице. Всё дело в том, что польский сейм сослался на то, что собор символизирует собой величие русского империализма. Решено было уничтожить храм.

Мозаики были вывезены из Польши и украсили в 1926 – 1927 годах тогда ещё строившийся собор.

Взглянуть на великолепие мозаик можно как внутри храма, так и не заходя в храм. Ведь две из них украшают собой собор снаружи.

Кроме того, внутри храма туристам предлагают обратить внимание на иконостас, который когда-то тоже был привезён из домовой церкви Варшавского королевского замка. Важно упомянуть, что он один из самых больших по размеру в Беларуси.

Свято-Покровский собор в Барановичах – это главный православный храм города. Конечно, именно сюда в первую очередь устремляются многочисленные туристы. Зная его историю, важно отметить, что современная жизнь собора также разнообразна и очень интересна.

Помимо экскурсий, собор проводит постоянную миссионерскую деятельность, служители храма занимаются также просветительской деятельностью. Это огромная работа, которую проделывает большое количество людей.

Обязательно посетите этот прекрасный памятник искусства в Барановичах. Он богат своей историей и событиями, которые так ясно отображают переплетение и взаимосвязь культур.

Вы можете посетить богослужения в соборе в выходные и праздничные дни. Двери храма всегда открыты как для экскурсионных групп, так и для паломников, просто прихожан. Несомненно, вы останетесь под впечатлением от красоты и величия Свято-Покровского собора в Барановичах.

Свято-Покровский собор в Барановичах был возведен в 1924-1931 года в неоклассическом стиле и сегодня является старейшим из православных храмов города. Собор построен на месте сгоревшего в 1921 году приходского храма. В сентябре 1922 года была составлена смета строительства нового храма по проекту варшавского архитектора Николая Оболонского. В 1924 году была освящена закладка первого камня в фундамент храма, а в 1931 году собор был торжественно освящен.

С 1949 года Барановичский Свято-Покровский собор был единственным действующим православным храмом города. А в 1953 году церковь была внесена в список памятников архитектуры.

В архитектурном отношении храм представляет собой квадратное в плане сооружение, к которому с разных сторон примыкает башня-колокольня и три полукруглые апсиды. Однако знаменитость и пристальное внимание верующих и просто любителей отдыха в Беларуси приносит храму отнюдь не внешнее его убранство.

Внутри Свято-Покровского собора в Барановичах расположено семь уникальных мозаичных композиций, украшавших некогда Варшавский собор. Сегодня эти мозаичные композиции специалисты называют одним из лучших примеров мозаичного искусства 19 – начала 20 века.

Каким же образом мозаики, созданные для собора Александра Невского в Варшаве, попали в церковь в Барановичах? В 1902-1911 года в Санкт-Петербурге в мастерских В.Фролова по эскизам известных мастеров В.Васнецова, Н.Кошелева, Н.Бруни и В.Думитрашко было создано семь прекрасных мозаичных панно. Делались они специально для величественного собора Александра Невского в Варшаве. Однако украшали мозаики этот собор недолго.

В 1920 году сейм Польши посчитал собор Александра Невского символом торжества русского империализма и принял решение его уничтожить. Прекрасный храм умирал целых шесть лет. Его по кирпичикам разбирали, ломали, растаскивали и в конце концов взорвали останки. В 1926 году от церкви ничего не осталось. Кроме мозаичных панно, которые удалось спасти.

В 1926-1927 года часть мозаичных панно удалось перевести в Барановичи и под руководством Н.Бруни закрепить их на стенах тогда ещё строившегося Барановичского собора.

Две мозаики украшают храм снаружи. Это «Собор архангела Михаила и всех сил бесплотных» Кошелева и Бруни и «Спас с донатором» Кошелева. Последняя мозаика особо интересна. Она украшает фасад Барановичского храма, однако изображен на ней Варшавский собор. Также на мозаике в роли донатора выступает архитектор Леонтий Бенуа, по чьему эскизу и был построен Варшавский собор (по другой версии, в роли донатора изображен всё-таки Александр Невский).

Среди мозаик, украшающих храм внутри, особо выделяется работа В.Васнецова «О тебе радуется…». Первоначально, её площадь составляла более тысячи м2. Однако до наших дней сохранилась лишь её центральная часть, расположенная в алтарной части собора.

Кроме мозаик, внимание туристов и верующих привлекают такие святыни собора как образ Жировичской Божией Матери (список 1847 года) и «Спас Панкреатор» (первая половина 18 века).Также интересен и иконостас. Некогда он был привезен из домовой церкви Варшавского королевского замка и сегодня считается одним из наибольших в Беларуси.

Смотрите так же:  Рисуем соборы поэтапно

Барановичский Свято-Покровский собор сегодня занимается активно просветительской и миссионерской деятельностью. С этими целями при соборе была создана воскресная школа для взрослых и детей. К 1000-летию Крещения Руси Барановичский Свято-Покровский собор украсили золотыми крестами, провели частичную роспись храма, обновили фасад, благоустроили территорию. Сегодня Свято-Покровский собор в Барановичах не просто главный православный храм города, но и объект внимания со стороны искусствоведов, историков и простых туристов, выбравших отдых в Беларуси.

Тайна Варшавского храма: как спасали мозаики мастеров Серебряного века

Далеко не все прихожане Покровского собора в Барановичах знают, что, приходя на службу в этот небольшой собор, видят произведения мирового искусства.

В Покровском храме в Барановичах почти 90 лет хранятся уникальные мозаики, сделанные лучшими российскими мастерами Серебряного века. Правда, создавались они совсем не для этого храма.

Фрагменты колоссальных мозаичных полотен, которые создавали русские мастера в начале XX века для собора Александра Невского в Варшаве, находятся сейчас в нескольких православных церквях в разных странах. Но фрагменты, которые были перевезены в Барановичи, – наиболее полные и сохранные. Впрочем, Покровский собор – это уже завершение большой истории одного из самых величественных православных храмов с самой, пожалуй, печальной судьбой.

Храм на Саксонской площади

История эта началась с того, что в 1893 году генерал-губернатор Варшавы Иосиф Гурко написал императору Александру III записку с предложением построить православный храм. На тот момент в городе проживало более 40 тысяч православных, а подходящего собора не было – существующие церкви могли вместить не больше нескольких сотен верующих. Тогда и решили возвести на Саксонской площади города большой православный храм. Объявили всероссийский конкурс, в котором победил проект профессора Академии художеств, архитектора Высочайшего Двора Леонтия Бенуа.

30 августа 1894 года, в праздник св. Александра Невского Иоанн Кронштадтский заложил в основание храма капсулу с посланием императора Александра III, сделал большое личное пожертвование на его строительство. Впрочем, с его именем связывают и пророчество о том, что храма не станет, как только русские уйдут из Варшавы…

Строительство шло в течение 6 лет. По задумке это был один из самых грандиозных православных храмов в мире. Высота колокольни составляла 70 метров, на тот момент – самая высокая точка Варшавы. На службе в храме одновременно могло находиться более 2,5 тысяч человек.

Но не только масштабом хотели удивить Европу. Основные силы решено было вложить в великолепное убранство храма. Для этого были мобилизованы лучшие мастера, которые были на тот момент в Российской Империи, художественными работами руководил Виктор Васнецов. Он же автор эскизов для многих мозаичных полотен, украшавших храм и снаружи, и внутри.

Даже самое богатое воображение, наверное, не поможет в полной мере представить захватывающие масштабы проекта. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. Императором Николаем II были пожертвованы яшмовые колонны, украсившие внутренние входы. К примеру, площадь мозаичного полотна «О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», расположенного в алтарной апсиде храма, составляла более тысячи квадратных метров!

Мозаики храма были созданы по эскизам Виктора Васнецова, Николая Кошелева, Николая Бруни и Виктора Думитрашко в крупнейшей на то время петербургской мозаичной мастерской известного художника Владимира Фролова.

Андрей Горбунов: В Москве, на станции «Новокузнецкая» есть мемориальная доска в память о знаменитом мозаичисте Фролове. Он сделал себе громкое имя еще в царской России – работы его мозаичной мастерской ценилось выше, чем ватиканской. В Санкт-Петербурге до сих пор сохранилось немало мозаик, выполненных в мастерской Фролова – они пережили и революцию, и войну. А последними работами мастера стали мозаики для московского метро. Он завершал их набор в блокадном Ленинграде. И даже успел отправить по Ладоге в январе 1942 года. А в феврале он скончался в блокадном городе, прямо в Академии художеств.

Самый большой колокол, отлитый для варшавского храма, был пятым «голосом» России и весил 1600 пудов – 25 тонн. На внутреннюю и внешнюю отделку храма ушло в два раза больше времени, чем на его возведение – целых 12 лет.

Главной жемчужиной храма были, конечно, мозаики, которыми он был украшен, точно богатый пасхальный кулич. По разным данным, в соборе было от 16 до 20 мозаичных панно разного масштаба. Всего же по оценкам искусствоведов в соборе находилось около 10 тысяч произведений и предметов, представляющих художественную ценность мирового уровня.

Храм освятили в 1912 году, но особенно пышные торжества прошли здесь в 1913 году по случаю 300-летия дома Романовых

«…и от судеб спасенья нет»

Пророчество Иоанна Кронштадтского совсем скоро стало сбываться с неотвратимой неизбежностью – судьба нового храма оказалась сколь величественной, столь и печальной.

В 1915 году была эвакуирована губернская администрация и практически все русское население Варшавы. Предчувствуя неминуемое, из храма были вывезены иконостас и самые ценные детали убранства. 5 августа на Саксонской площади уже принимал парад генерал-фельдмаршал принц Леопольд Баварский.

При немцах в храме был гарнизонный костел и лютеранская кирха. Одним из первых постановлений варшавского магистрата после обретения Польшей независимости в 1918 году стало постановление об уничтожении православных храмов. И в первую очередь – собора на Саксонской площади. Большинство было за то, чтобы его разрушить. Впрочем, были и здравые голоса, предлагавшие перестроить византийский храм на западный манер – сохранились даже эскизы проектов.

Но после долгих дебатов храм решено было сносить. Снос собора потребовал гигантских средств. Для их привлечения варшавским магистратом были выпущены специальные «боны, доступные для каждого», «обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса» собора, дабы «каждый поляк мог стать причастным к этому делу».

Понадобилось без малого 15 тысяч контролируемых взрывов, чтобы к лету 1926 года сравнять собор с землей. Все, что удалось спасти православным верующим, было помещено в подвале собора Марии Магдалины в варшавском районе Прага.

Андрей Горбунов: Собор был практически монолитным, каждому поляку предлагали купить боны, чтобы набрать на эту сумму стройматериалов с разбора храма. Мрамором из собора мостились мостовые, а яшмовые колоны, которые подарил храму Николай II, были отвезены в Краков, в усыпальницу Пилсудского. На то, чтобы его разобрать, понадобилась четверть суммы, затраченной на строительство. Была создана межведомственная комиссия в сейме, которая занималась только разбором собора. Они называли его «византийский след в центре Варшавы». И любой ценой хотели уничтожить.

Как мозаики оказались в Барановичах

В это время в Барановичах, которые находились тогда в составе Польши, но имели значительную часть православного населения, шло строительство Покровского храма. Комитет по строительству возглавлял сенатор Алексей Назаревский. Он-то и ходатайствовал, чтобы мозаики из Александро-Невского храма были переданы в Барановичи.

Среди них была и часть мозаики Николая Кошелева «Спас с донатором», на которой Леонтий Бенуа преподносит храм Александра Невского Создателю, а тот в благодарность, что мастер не утаил свой талант, серебро Господа, а построил этот храм, венчает его. Рядом изображены Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Успенский в Кремле, подчеркивая, что это храмы одного ряда.

Андрей Горбунов: В 1926 году в наш храм были привезены две мозаики по эскизам Виктора Думитрашко – «Святитель Алексий Московский» и «Преподобный Иосиф Волоцкий». Они были изготовлены в память об Иосифе Гурко, который был одним из инициаторов строительства варшавского храма.

В 1928 году были привезены 4 мозаики по эскизам Николая Бруни. Возле стройки сделали сарай, куда складывали привезенное из Польши храмовое добро. Но кто-то его поджег, и часть добра сгорела – к счастью, мозаики были в другом сарае. Но в утешение верующим владыка Дионисий распорядился передать в Барановичи иконостас королевского варшавского замка. У него загадочная история.

В середине XIX века в Варшаве был построен крестовоздвиженский домовой храм в королевском замке. Там располагалась в ту пору служба губернатора. Иконостас в 1905 году увезли в Петербург, потом опять в Варшаву – в Суворовское училище, а потом предали к нам. В 20-30 годы прошлого века в Польше было закрыто больше сотни православных храмов.

Но самым ценным мозаичным полотном Покровского собора, безусловно, является «Богоматерь с младенцем», закрепленная в алтарной апсиде храма. Это маленький фрагмент того самого в тысячу квадратных метров мозаичного полотна, сделанного по эскизу Виктора Васнецова «О Тебе радуется…»

Мозаики над южным и северным входами Покровского храма имеют значительные утраты, собственно, это фрагменты, собранные в композицию, швы между которыми просто замазаны цементом. Восстановить утраченные фрагменты – эти работы сопоставимы со стоимостью всего храма. Поэтому из-под цемента видны ржавые костыли и арматура – мозаики закрепляли наспех, не слишком кропотливо собирая этот «пазл». И если внутри собора утраты в мозаичных полотнах дорисованы фреской, то снаружи они зияют серыми швами штукатурки.

Смотрите так же:  Собор архангела михаила бронницы

Впрочем, как говорил настоятель храма отец Александр Дзичковский, не раз им приходилось слышать, что весь храм не сопоставим по ценности с мозаичными полотнами, которые в нем хранятся. На экскурсии сюда приезжают и из России, и из Польши. Священники показывают мозаики, рассказывают их историю и бережно ухаживают за мозаичными полотнами по мере своих возможностей. И скрупулезно изучают их историю – и церковную, и мирскую.

Владимир Барбарич: У нас есть специальная вышка, к Пасхе мы их моем обычно, ведь от свечей копоть садится. Как? Залазим на вышку, берем «Пемолюкс», губку и моем. Смальте это не страшно – это ведь стекло. Еще Ломоносов сказал, что смальта ни физически, ни химически никаким воздействиям не подвергается. Ей не страшен ни дождь, ни снег, ни ветер. Все мозаики мастерской Фролова до сих пор сохранились в отличном состоянии. Единственное, чем можно разрушить мозаику – это разбить. Ведь до сих пор сохранились еще византийские смальтовые мозаики, римские.

В церковном подвале хранятся небольшие мозаичные фрагменты, использовать которые уже, наверное, не получится. Это фрагменты композиции, которая висела в портиках варшавского храма «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Николая Бруни. Она была такой большой, что ни на одной стене Покровского собора не уместилась бы. К тому же из тех фрагментов композицию не составишь – фрагмент крыла или руки, две головки ангелов.

От Минска до Барановичей всего два часа езды. Найти Покровский собор несложно – он в двух шагах от вокзала, в самом центре, на тихой зеленой улочке. Не сочтите за труд – съездите в выходной, посмотрите на работы мастеров Серебряного века. И пусть вас не смущают утраты, заполненные серыми швами штукатурки. Они ведь тоже памятник своей эпохе.

Соборы в барановичах

В 140-летней истории города особое место занимает Свято-Покровский собор.

В эти дни он празднует свой 80-летний юбилей. А начиналась история храма в 1908 году, когда в Барановичах на месте нынешнего Свято-Покровского собора была построена первая приходская деревянная церковь по ул. Графской (ныне ул. Куйбышева). Но в пасхальную ночь 1921 года случился пожар, уничтоживший этот приходской храм. Совершение служб было перенесено в маленькую кладбищенскую часовню.

На следующий же день после пожара было принято решение о восстановлении храма. Был образован церковно-строительный комитет (ЦСК) и ревизионная комиссия, деятельность которых была направлена на ликвидацию остатков сгоревшей церкви и поиск средств для новостройки.

Вначале предполагалось восстановить прежний деревянный храм, однако его проект и смету два года не утверждало руководство Новогрудского воеводства, поветовым центром которого были Барановичи. Строительному комитету пришлось составлять новую документацию, но уже на каменный храм, которая и была утверждена в июне 1924 года. Проект и смету на очень большую в то время сумму – в 147 000 злотых – выполнил варшавский архитектор Н.А. Оболонский.

Большую денежную помощь оказал магистрат г. Барановичи, польское правительство выделило дотацию в размере 10 000 злотых, щедрые пожертвования на восстановление храма прислали Блаженнейший Дионисий, митрополит Варшавский и Волынский, и Высокопреосвященнейший Александр, архиепископ Полесский и Пинский, посетившие г. Барановичи 22 сентября 1922 года. Сбор необходимых на строительство храма средств осуществлялся всем миром, принималась любая помощь граждан. Благодарность комитета в 1925 г. была выражена прихожанам, проживающим возле ст. Барановичи-Полесские, «которые при обращеніи Комитета къ нимъ, добровольно вывезли на плацъ до 15000 пуд. железа и рельс, закупленных для постройки. » (Здесь и далее выдержки из брошюры «Постройки Свято-Покровской церкви въ Барановичахъ (1921 – 1928 гг.)», изданной в Вильно в 1929 году).

Но в связи с экономическими трудностями (кризис, инфляция) собранные деньги быстро обесценивались. Но не только недостаток денежных средств был причиной очень медленного строительства. Много времени было потрачено на разбирательство слухов о якобы имевших место материальных злоупотреблениях, о бездеятельности строительного комитета, специально устроенном поджоге сарая с церковной утварью. (Речь идёт о трёх вагонах церковного имущества, привезенного для строящегося храма летом 1926 г. из закрытых и разрушенных во время Первой мировой войны православных храмов Польши).

Несмотря на все трудности, закладка фундамента новой православной святыни всё же состоялась. Произошло это 6 августа 1924 года.

Для внутреннего убранства митрополит Дионисий предоставил нашему собору почти полный иконостас, дубовые двери, иконы, сорок фрагментов мозаики и многое другое из разрушенного польскими властями Варшавского Александро-Невского кафедрального собора. (Собор на 2500 молящихся на Саксонской площади в Варшаве был самым большим и величественным в Европе православным храмом конца XIX – начала XX веков. Здесь находилось около десяти тысяч произведений искусства и предметов, представляющих мировую художественную ценность. Храм был украшен мозаичными композициями, выполненными в петербургских мастерских В. Фролова в 1901–1911 годах по эскизам В. Васнецова, Н. Бруни, Н. Кошелева и В. Думитрашко. Проекты трех иконостасов принадлежали самому Л. Бенуа, иконы – московским мастерам Н. Харламову и В. Гурьянову. Построенный по проекту выдающегося русского зодчего Л. Бенуа, он олицетворял мощь Российской империи на территории Польши. В 1920 году по решению сейма Польши Варшавский собор был взорван).

В ноябре 1928 года в торжественной обстановке на центральный купол Покровского собора был водружен позолоченный шестиконечный крест, а в последующие три года завершено строительство колокольни и окончены внутренние работы. Перед строительным комитетом «встаетъ трудная задача внутренняго оборудованія храма необходимой церковной утварью, приведением ценных мозаикъ въ порядокъ, размещеніем ихъ снаружи и внутри храма, для чего необходимо найти хорошаго мозаичнаго мастера, реставрированіемъ, сборкой иконостаса-иконъ, заботой покупки соответствующихъ храму колоколовъ».

Работа с установкой мозаичных композиций представляла большие сложности и требовала немалого мастерства и кропотливого труда реставраторов. Из спасенных от уничтожения в Варшаве привезенных частей на стенах храма были закреплены семь мозаичных композиций. Пять из них размещены внутри собора: центральный фрагмент, названный «Богоматерь с младенцем», из большой композиции В. Васнецова «О Тебе радуется», «Деисус» по эскизу Н. Кошелева, «Богоматерь с ангельскими чинами» по эскизу Н. Бруни, мозаичные иконы «Святой Алексий митрополит Московский» и «Преподобный Иосиф Волоцкий» по эскизам В. Думитрашко. Две композиции – «Спас с донатором» и «Собор архангела Михаила и всех небесных сил бесплотных» (эскизы Н. Кошелева и Н. Бруни) – располагаются снаружи.

В то время, когда в восточной Белоруссии практически не осталось действующих храмов, когда в СССР церквей уже не строили, а только взрывали или передавали их под спортклубы и мастерские, в нашем городе, который был ещё польским, состоялось освящение нового собора. Долгожданный для православных прихожан день наступил 4 октября 1931 года накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Первым настоятелем церкви стал протоиерей Павел Мацкевич.

С этого времени церковная служба в храме никогда не прерывалась. Несмотря на то, что при освобождении Барановичей в 1944 году около 80 процентов зданий в городе было разрушено, собор пережил Отечественную войну и уцелел, одиноко возвышаясь над руинами.

С 1978 года по настоящее время настоятелем Свято-Покровского храма и благочинным церквей Барановичского округа является протоиерей Александр Дзичковский. В 2002 году он передал в фонды нашего музея три небольших фрагмента мозаики, один из которых можно увидеть сегодня в экспозиции музея.

Именно благодаря установленным в храме мозаикам, относящимся, по мнению специалистов, к самому лучшему из того, что было создано в мире в области мозаичного искусства в XIX – начале XX вв., Свято-Покровский собор имеет статус национального достояния: в 1953 году он был признан памятником архитектуры Беларуси.

Мне приходилось сопровождать в Покровский собор немало гостей нашего города, среди которых были именитые художники, и они часами не могли оторвать глаз от красоты мозаик и икон. По мнению одного из преподавателей Школы акварели С. Андрияки из Москвы, внутреннее убранство собора может служить материалом для искусствоведческой диссертации, и не одной.

А ведь многие наши горожане даже не догадываются о наличии в Покровском соборе таких художественных ценностей и не понимают, что наши мозаики – это истинные произведения искусства, которые необходимо хранить как святыни.

В настоящее время в храме обновляется краска на иконостасе, отмываются от пыли и копоти мозаики, благоустраивается территория двора. А в церковном подвале и по сей день лежит множество небольших цементных обломков, покрытых смальтой, которые невозможно было использовать для восстановления композиций. Рука не поднимается их выбросить, ведь на них когда-то молились. Поэтому в свободное время протодиакон Андрей Горбунов отмывает их и кропотливо пытается собрать хотя бы небольшие узнаваемые фрагменты. И кто знает, возможно, через несколько лет стены храма украсит еще одно, пусть небольшое, мозаичное панно.