Рококо дворец

What is Design
. подробнее.

  • интерьер в стиле рококо, базилика в Фирценхейлигене, 1743-1772 гг.
  • интерьер в стиле рококо, базилика в Фирценхейлигене, 1743-1772 гг.
  • интерьер в стиле рококо, базилика в Фирценхейлигене, 1743-1772 гг.
  • интерьер в стиле рококо
  • Гостиная | Зимний дворец
  • интерьер в стиле рококо
  • интерьер в стиле рококо
  • интерьер в стиле рококо
  • интерьер в стиле рококо
  • интерьер в стиле рококо
  • интерьер | отель Субиз | Париж
  • интерьер | отель Субиз | Париж
  • фрагмент плафона | отель Субиз | Париж
  • интерьер | отель Субиз | Париж
  • интерьер в стиле рококо
  • Архитектурный разрез | Рококо
  • Аритектура в стиле рококо
  • Аритектура в стиле рококо
  • Аритектура в стиле рококо
  • Лепной декор в стиле рококо
  • Отель Субиз в Париже, 1705-1709 гг.
  • малый Трианон, 1763-1769 гг.
  • церковь в Фирценхейлигене, 1743-1772 гг.
  • церковь в Фирценхейлигене | интерьер
  • павильон Амалиенбург в Нимфенбурге под Мюнхеном 1734-1739 гг.
  • садовый павильон в парке летного дворца Сан-Суси в Потсдаме, 1755-1764 гг.
  • интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме
  • интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме
  • церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету
  • Мебель: столик в стиле рококо
  • Мебель: диван в стиле рококо
  • Мебель: тумба в стиле рококо
  • Мебель: консоль в стиле рококо
  • Мебель: консоль в стиле рококо
  • Кресло в стиле Людовика XV
  • Эскиз чиппендейловской кровати.
  • орнамент стиль рококо
  • Антуан Ватто. «Отплытие на остров Цитеру» (1721)
  • Никола Ланкре. «Танцующая Камарго» (ок. 1730)
  • Франсуа Буше. «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)
  • Фрагонар. «Качели» (1767)
  • Джамбаттиста Тьеполо. Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции
  • «Амур» Фальконе
  • «Амур» Бушардона
  • Мейсенский фарфор

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — рокайль, реже рококо).

Стиль рококо возник во Франции в начале XVIII века (1715-1723) и достиг наивысшего развития при правлении Людовика XV, затем распространился в страны Европы и просуществовал там до 1780 года. Названия данного стиля происходит от сочетания слов: барокко и рокайль (декоративная ракушка). Стиль рококо является видоизменённым продолжением стиля барокко, соответствовавший жеманной и вычурной эпохе. Стиль рококо считается больше декоративный, чем архитектурный. Не внеся в архитектуру новых конструктивных элементов, используя старые, главной задачей является достижение декоративной эффектности, отличаясь грациозностью и лёгкостью. Барокко и рококо объединяет стремление к завершенности форм, с той лишь разницей, что барокко больше тяготеет к монументальной торжественности, а рококо к изяществу и легкости. Более тёмные цвета и тяжёлую, пышную позолоту барочного декора сменяют светлые тона: зелёные, розовые, голубые, с обилием белых деталей.

Архитектура рококо старается быть лёгкой, игривой, совершено не заботясь об органическом сочетании и распределении частей здания, так же, не волнуясь о целесообразности их форм, произвольно распоряжаясь ими.
Стиль рококо не придерживается строгой симметричности. Прямые линии и плоские поверхности маскируются фигурной отделкой. Не применяются в чистом виде ордерные элементы:

• Колоны укорачиваются и скручиваются винтообразно или удлиняются, их капители дополняются кокетливыми изменениями и прибавками.
• Карнизы располагаются, один над другим.
• Высокие пилястры и гигантские кариатиды подпирают несущественные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом.
• Крыши сооружений опоясываются по краю балюстрадами с балясинами в виде флаконов и размещенными постаментами со скульптурой и вазами.
• Фронтоны имеют выпуклые и впалые линии, украшаются скульптурой, пирамидами, вазами и т. п.
• Лепной орнамент применяется в обрамлении окон, дверей, стенных пространств, внутри помещения, в плафонах, в виде завитков напоминающих листья растений, выпуклых щитов, масок, раковин, камушек.

Рококо не смотря на капризность, изысканность и обремененность форм, этот стиль оставил много памятников, которые по наши дни восхищают своей оригинальностью, роскошью и игривой красотой, соответствуя эпохе пудреных париков и мушек, румян и белил. Рококо не является стилем больших монументальных построек, скорее интерьерным, поэтому крупные архитекторы известны по небольшим работам, в основном это постройки частных особняков и оформление интерьеров. В архитектуре стиль рококо ярко выражался в декоративном оформлении интерьеров. Вначале 18 века во французской архитектуре, достаточно сильно ощущается расхождение стилей экстерьеров и интерьеров. Сложные лепные и резные узоры, завитки внутреннего оформления интерьеров, контрастируют с умеренным и строгим внешним видом сооружения.

Малый Трианон в Версале (1763-1769)
Стиль рококо наивысшее своё развитие достиг в Баварии, где впитал в себя элементы барокко.
Архитектор Нейман, церковь в Фирценхейлигене (1743-1772)
Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.
Фридерицианское рококо маскируется под шинуазри: Китайский домик в Потсдаме.
Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.
Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету работы Алейжадинью.

Считается что стиль рококо это ответвление позднего борокко, своеобразное порождение французской аристократии, потерявшее монументальность великого стиля. Однако стиль рококо не только оставил след в искусстве, но и повлиял на дальнейшее его развитие. Миниатюрные формы нашли своё яркое выражение в прикладном искусстве: в посуде, мебели и других предметах интерьера. В интерьере рококо определяющим становиться приятное и удобное, а не пышное и величавое. Городские особняки аристократии и буржуазии, возводимые в эпоху рококо, чаще всего имели относительно строгий внешний вид. А вот внутри наоборот — стены разбивались филёнками, нишами; обильно покрывались живописью, лепниной, позолотой, мелкой пластикой; украшались бронзой, фарфором, декоративными тканями и зеркалами. Формы использовались дробные, ажурные, наисложнейший орнамент. Для панно и картин применяются светлые и лёгкие пастельные тона. Изготовленные из серебра блюда, тарелки, супницы, кофейники и шоколадницы украшают интерьер стиля рококо.

Интерьер в стиле Людовика XV (музей Ниссим-де-Камондо).

Всё искусство в стиле рококо придерживается асимметрии. Отличительной чертой предметов мебели в стиле рококо являются изогнутые линии, изогнутые ножки. Мебель изготавливают более легкую и изящную, в отличие от той, что была ранее, а так же создают новые предметы: секретеры, консольные столики, бюро, комоды, шифоньеры.

Кресло в стиле Людовика XV
Кресла Бержер и Маркиза
Эскиз чиппендейловской кровати.

Живопись в стиле рококо

В живописи рококо основные темы это пейзажи и портреты, галантные празднества, любовь и эротика.

Жан Антуан Ватто. «Отплытие на остров Цитеру» (1721)
Никола Ланкре. «Танцующая Камарго» (ок. 1730)
Франсуа Буше. «Вулкан вручает Венере доспехи Энея» (1757)
Жан Оноре Фрагонар. «Качели» (1767)
Джамбаттиста Тьеполо. Аллегорическая роспись плафона Вюрцбургской резиденции.

Скульптура и декоративно-прикладное искусство в стиле рококо:

«Амур» Фальконе.
«Амур» Бушардона.
Мейсенский фарфор.

Б.И. Пуришев Рококо // А.А. Сурков «Краткая Литературная Энциклопедия». — М: Издательство «Советская энциклопедия», 1971. — Т. 6. — С. 339.
E. Ermatinger «Barock und Rokoko in der deutschen Dichtung». — Lpz.: 1928.
Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Архитектура и интерьер стиля рококо
Китайский дворец Екатерины II

С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 столетия сменился новым художественным направлением – красочно-нарядным, изысканным рококо. Сложившись в 20-е годы 18 века, рококо достигло расцвета в 30–40-е годы. В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель – утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков. Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической опеки королевского двора. В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому. Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 века, то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась, Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются. Светлый камень, приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стоп, то как бы растекается по их поверхности. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы. Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Смотрите так же:  Вино дворец англон

Китайский дворец. Не меньшее внимание архитекторов рококо занимали и проблемы создания архитектурных ансамблей, в том числе и дворцово-парковых. Прекрасный образец подобного ансамбля представляет собой чудом сохранившийся во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс «Собственная дача» в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов 18 века. По проекту этого архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от чисто регулярного типа французского парка, а всё более активно начинает включать элементы пейзажного природного парка, получившего название «английского», с лужайками и кущами деревьев, живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя. Не случайно эта личная, интимная резиденция Екатерины II называлась «дача» и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Этому назначению соответствует и главное жилое здание ансамбля – Китайский дворец. Он был построен по проекту того же Ринальди в 1762 – 1768 годах. В его создании принимали участие многие знаменитые мастера того времени, в том числе живописцы Дж.Б.Тьеполо, С.Бароцци, С.Торелли, П.Ротари, многие известные скульпторы, резчики, декораторы. Китайский дворец стоит на высоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована гранитом и обнесена кованой решеткой изящного рисунка. Внешний облик дворца изысканно прост. Центр его северного фасада, протяженностью 79 метров, акцентирован граненым выступом, а на концах фасада – небольшие ризалиты. Южный фасад имеет два симметричных, сильно выступающих ризалита, объединенных стеклянной галереей. Дворец одноэтажный, с большими окнами. Расчлененные полуколоннами и пилястрами стены с красивым, прихотливой формы фронтоном, несут на себе отпечаток барокко, но без мощи, пафоса, чрезмерной пластичности. Мягкость форм архитектурных элементов, бледно-розовый цвет стен, кремовый цвет декоративных деталей придают этому памятнику интимность и спокойствие, свойственные эпохе рококо.

Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Помещения дворца расположены анфиладой, как это было принято и в барочных дворцах, однако здесь не создается ощущения бесконечной галереи. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ. Большую роль в декоративном оформлении помещений дворца играли живописные плафоны на потолках, настенные панно на аллегорические темы и великолепный наборный паркет, выполненный по эскизам Ринальди из различных ценных пород дерева. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках. Свое название дворец получил от великолепного, завершающего парадную анфиладу дворца с запада, Китайского зала, который в 18 веке назывался Китайской галереей. В оформлении зала отразились фантастические представления о Востоке, столь характерные для 18 века. Настенные деревянные панно, плафон, орнамент паркета, сама форма закругленных стен – всё выдержано в одной цветовой гамме и в одном стиле. Увлечение китайскими и японскими мотивами стало одним из самых распространенных модных увлечений как в Европе, так и в России. Восточные мотивы, правда, трактовались европейскими мастерами с большой долей условности, но аутентичность стилю придавали многочисленные предметы декоративного искусства и ткани, привозимые непосредственно с Востока. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение. Это касается и личных покоев Екатерины, и более официальных комнат. Китайская опочивальня, Голубая гостиная, Розовая гостиная, Стеклярусный кабинет, Золотой кабинет, Зал Муз и другие помещения дворца поражают богатством фантазии и изысканным декоративным вкусом Ринальди и работавших с ним вместе мастеров. Из других архитектурных памятников ансамбля прекрасно сохранился павильон Катальная горка, построенный Ринальди в 1762 – 1774 годах у северной границы Верхнего парка. Это тридцатитрехметровое ступенчатое здание, увенчанное куполом, возведено на высоком береговом уступе. Павильон необычайно изящен и грациозен как с точки зрения архитектурно-пространственного, так и цветового решения. Белый архитектурно-пластический декор выглядит очень нарядно, празднично на фоне ярко-голубых стен. Павильон не кажется массивным, хотя размеры его велики – по высоте он равен современному двадцатиэтажноту дому. Он прекрасно вписан в окружающий пейзаж, а окружавшие его раньше спуски – горки делали эту связь еще более органичной. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.

В середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» – самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений. К концу XVIII века он включал полтора десятка построек Китайской деревни – театр, несколько мостов, а также «Большой каприз» и «Малый каприз» – две «искусственные горы», прорезанные арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями. Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан архитектором А. Ринальди. Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню», китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора были воплощены в жизнь. Все домики Китайской деревни, построенной впоследствии, отличались друг от друга, они были маленькими, почти игрушечными, с одним или двумя окнами, но большинство из них в несколько этажей. Одни домики имели крошечные портики, другие были расчерчены рустом, третьи имели на своих крышах балюстраду. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал быстро расти интерес к Дальнему Востоку. Вскоре «китайские комнаты» делаются непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца.

В Россию «китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым торговым государством. Двор русских царей оказался в особо счастливом положении для потворства этой моде. Многочисленные торговые караваны ежегодно привозили множество всяких драгоценностей, при Елизавете Петровне этот товар распродавался при дворе, и на такие аукционы съезжалась вся российская знать. «Китайский зал» дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства. На столах и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий: резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки, великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши. Потолок «Китайского зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими картинами в рамах из черного дерева, а частью – золоченой резьбой. Резьба эта изображала китайцев под парасолями, а также пагоды, корзиночки, пальмы и другие экзотические для России растения. «Китайский зал» освещался тремя большими и тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны; две другие стены имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле. В конце XVIII века «Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку «Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы. Ко времени царствования императора Александра I Царское Село приобрело уже тот устоявшийся облик, который впоследствии дополнялся лишь новыми чертами в деталях, но коренным образом не менялся. А в 1820 году Александр I получил из Южной Америки от генерала Хосе Сан-Мартина, президента только что образовавшегося государства Перу, необычный подарок – нескольких экзотических животных. Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села. В северо-западной части парка архитектор А. Менелас в 1820– 1822 годы построил комплекс зданий для заморских гостей. Комплекс состоял из невысокого, около 17 метров, четырехугольного зубчатого столпа с богато убранными помещениями. На стенах этих покоев висели картины, изображающие, как перуанцы обращаются с ламами, на каких работах их используют. Главным в этом комплексе был «зубчатый столп» – трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на четырехгранных столбах с дорическими колоннами. В официальной переписке этот комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном.

Рококо? (в переводе с французского «рокайль» — «декоративная ракушка») — стиль, который появился в начале XVIII века во Франции. Он стал своеобразным продолжением стиля барокко и развивался вплоть до 60-х годов. Сам термин вошёл в употребление в середине XIX века.

Характерными чертами рококо являются утончённость, большое количество декоративных элементов, изящество. Практически во всех работах в стиле рококо прослеживается орнаментальность, часто присутствуют мифологические мотивы.

Этот стиль изначально стал применяться в оформлении интерьеров, позже он вошёл в архитектуру и изобразительное искусство. Элементы этого стиля имитировали естественные, природные текстуры. Вместе с этим для рококо характерен избыток предметов декора и обилие завитков.

Смотрите так же:  5 ноября кремлевский дворец

Рококо в архитектуре

Рококо – переходный стиль, поэтому он не обладает ярко выраженными индивидуальными чертами, его скорей можно назвать вариацией стиля барокко. Он находил применение в дворцовых и храмовых ансамблях Европы XVIII века.

Архитектура рококо характеризовалась отказом от парадности и напыщенности, она стала более лёгкой и игривой. В рококо сочетание и распределение частей сооружения отходят на второй план. На смену логичности форм приходит произвольность, строгой симметричность сменяется вариативностью и обилием орнаментальных деталей.

Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они частично сохранялись лишь в фасаде отеля. Внутренняя же планировка изменялась. Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси. Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Основной элемент декора эпохи рококо называется «рокайль» — он представляет собой орнамент, который выглядит как соединение природных камней с раковинами и листьями растений. Для орнамента характерны плавные линии и постепенные переходы, что позволяло создавать цельный и гармоничный декоративный фон. Данный элемент часто применялся для оформления интерьеров, садовых беседок и ротонд, для облицовки террас, отделки ворот и фонтанов.

Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью.

Ландшафт в стиле рококо

После излишне роскошного барокко появилась потребность в уюте и естественности. Возникла мода на загородные павильоны, стилистически близкие к природе – это отразилось и в ландшафте. Пейзажи парка становятся более сдержанными и менее искусственными, ценилось умение сохранить впечатление природной естественности.

Была ещё одна разновидность рококо – оно носило название рококо Шинуазри (от фр. «китайский») и отражало всеобщее увлечение восточным искусством, которое в этом плане служило прекрасным примером. В Европе стали в больших количествах появляться «китайские» павильоны и мостики – правда, увлечение Востоком касалось только искусства, о философии пока речи не шло.

Сады рококо создавались специально для прогулок, что располагало к романтике больше, нежели возвышенный стиль барокко.

Для садов рококо были характерны оптические иллюзии, лабиринты, сложные композиции и оптические иллюзии.

Интерьер в стиле рококо

Рококо можно с уверенностью назвать одним из самых роскошных и сложных стилей. Чтобы оформить интерьер в стиле рококо, лучше всего выбирать помещение овальной либо ассиметричной формы.

Основная идея интерьера рококо – показать все богатство помещения, так что неотъемлемым элементом стиля стала позолоченная мебель и мебель из ценных пород дерева, а также лепнина и дорогие ткани. Несмотря на то, что функция стиля рококо в основном декоративная, все элементы декора предназначены для комфортного отдыха.

Рассмотрим некоторые особенности рококо в интерьере.

Цветовая гамма. Одним из наиболее заметных отличий от предшествующего стиля стала смена палитры: вместо сочетания золотого и голубого стали применяться пастельные оттенки. В комнатах преобладают насыщенные цвета – как по отдельности, так и в комбинациях: белый цвет часто сочетается с золотым, красным, салатовым. Стали применяться перламутровый, жемчужный и лиловый оттенки.

Несмотря на то, что от строгих канонов рококо отошёл, гармония элементов всё же соблюдается. Стены и потолок отделываются одним и тем же материалом. Часто для оформления интерьера помимо лепнины применяют резные деревянные панели, настенную живопись и драпировку тканями. В качестве напольного покрытия используют паркет и керамическую плитку, а пол застилают дорогими коврами.

Одним из неотъемлемых атрибутов рококо является камин из природного камня. Не обойтись без больших окон слегка закругленной формы и украшенных шторами.

Аксессуары очень важны для оформления интерьера: часто можно увидеть статуэтки из керамики, подсвечники, античные статуи и ширмы. Приветствуется большое количество зеркал – чаще в резных рамах, также для лучшей освещённости используются многочисленные осветительные приборы: от люстр до подсвечников. Характерными атрибутами являются скульптуры, статуэтки и прочие предметы декора, стилизованные под античность.

Что касается мебели, то она фактически создаёт стиль помещения. Мебель эпохи рококо очень изящна, она украшена сложной резьбой и позолотой. Ножки мебели изящно выгнуты.

Стиль рококо нашёл применение во многих художественных и промышленных отраслях – в частности, в изготовлении изделий из фарфора, который довольно быстро вошёл в моду. Кроме того, большой популярностью стало пользоваться серебро – из этих материалов было изготовлено большое количество посуды. Стало развиваться искусство сервировки.

Примеры архитектуры рококо

Китайский дворец Екатерины II в Ораниенбауме

Архитекторы эпохи рококо уделяли довольно много времени созданию архитектурных ансамблей – к их числу можно отнести дворцовый комплекс в Ораниенбауме, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди. Строительство длилось с начала 60-х до середины 70-х годов XVIII века. По проекту этого архитектора был разбит парк, включающий элементы природного парка с лужайками и зарослями, живописными аллеями, дорожками и водоемами. Это было личное жильё, которое и строилось не для приемов, а для отдыха.

Терраса дворца облицована гранитом, вокруг него стоит ограда с изящной кованой решеткой. Внешний вид дворца отличается лаконичностью: одноэтажный, с большими окнами, стеклянной галереей. Стены с красивыми пилястрами и полуколоннами ещё возвращают в эпоху барокко, но в гораздо более простой форме. Архитектурные элементы обладают мягкостью, а пастельные кремовые и розовые тона здания придают ему спокойствие, свойственный архитектуре рококо.

В этом ансамбле можно отметить ещё одно здание в стиле рококо – Китайский дворец, который строился примерно в это же время по проекту Ринальди.

Архиепископский дворец в Праге

Архиепископский дворец также еще называют Вирхув дворец в честь ведущего архитектора рококо в Праге Яна Йозефа Вирха (1732-1782), который занимался реконструкцией этого монументального здания.

В центральной части дворца изначально был расположен мраморный портал, который архитектор не только оставил, но и подчеркнул его за счёт монументального фасада. Дворец был расширен по бокам, а также добавился четвёртый этаж.

Двор разделён двухъярусным мостом, а также в нём присутствует крытый коридор на аркадах с колоннами. Яркими элементами рококо здесь стали херувимы с канделябрами на карнизе и группы скульптур на главной лестнице.

В интерьерах дворца стиль рококо ярче всего проявился в конструкции парадной лестницы и бело-золотых интерьерах светлых салонов. До сих пор в Тронном зале сохранилась коллекция из французских гобеленов. Витиеватая резьба по дереву, лепка, украшающая потолки и стены салонов и других помещений, большое количество стекла, фарфора, люстр и стильной мебели дополняют интерьеры дворца в стиле рококо.

В настоящее время стиль рококо продолжает существовать в интерьере, однако в несколько изменённом виде: он стал более лаконичным, практически пропала позолота, однако тенденция к использованию дорогих материалов высокого качества сохранилась.

Архитектурный стиль рококо

Келуш (Queluz) — жемчужина архитектурного стиля рококо. Португалия. Округ Лиссабон. Строительство дворца началось в 1747 г. Проект архитектора Матеуша Винсенте де Оливейра (Mateus de Oliveira).

Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715—1723 гг.) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Этот стиль стал отражением светской культуры королевского двора, образа мышления французской аристократии, стремившейся создать собственный идиллический мир. Философию стиля рококо сформулировали королевские фаворитки: мадам Дюбари, маркиза де Помпадур, Мария Лещинская, которые основой жизни считали чувственные наслаждения, изысканность, утонченность. Личный комфорт, в это время, становится на первое место. Основное внимание обращалось на эротические и мифологические сюжеты в украшении комнат и зданий, детализированность декора. Продолжая традиции барокко, стиль рококо в архитектуре теряет его масштабность, грандиозность и поклонение Божественному, переключившись на интересы человека с изысканным вкусом. Стиль рококо в архитектуре стал более легким, игривым, чем предшествующее барокко. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. Декорирование строилось на асимметрии, вариативности членений плоскостей, перегруженности деталями. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий.

Смотрите так же:  Дворец республика марий эл

Португальское рококо. Церковь Франциска Ассизского в Оуру-Прету архитектора Алейжадинью. 1765 г

Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Колонны выполняют эстетические функции, они становятся уже, меняют свои пропорциональные размеры в отношении к габаритам здания. В зданиях в рококо стиле капители колонн дополняются изящными изгибами, сами колонны приобретают меньшие размеры, чем при барокко, однако, в них больше декора. Нередко вместо полуколонн, пилястр используются украшения в виде лепного ленточного переплетения, орнаментальных рельефов, составленных из завитков, щитов, масок, гирлянд, фестонов. По краю крыш создают балюстрады, для которых характерны фигурные балясины, постаменты с вазами или статуями. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями. Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы.

Амалиенбург под Мюнхеном. «Охотничий домик» курфюрстины Амалии в Нимфенбурге, загородной резиденции курфюрстов Баварии Виттельсбах (Wittelsbacher). Выполнен французским архитектором Ф. Кювилье 18 в. /em>

В интерьерах в стиле рококо рельефный декор присутствует в обрамлении зеркал, в декоре мебели стены, потолков, плафонов. Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Модными становятся имитации объемных форм, когда нарисованные на стенах, потолках изображения выполнялись настолько точно, что их можно было принять за настоящие скульптуры. В те времена очень популярными были художники — квадратуристы, которые специализировались на создании подобных изображений. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Стены дворцов украшали также городскими пейзажами, особенно популярными были виды Венеции, изображенные реалистически точно. Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Переняв от барокко плавность форм, по своей философской сути рококо стал противоположностью этого стиля, изменив его монументальности и масштабности, заменив их тонкостью, изящностью, приблизив его к человеку. В цветовой палитре стиля рококо светлые, пастельные тона: розовый, салатный, голубой, много белых и золотых деталей.

Гостиная в стиле рококо с амурами. Зимний дворец. Акварель Э.П. Гау. 19 в.

Архитектурный стиль рококо оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку больше применялся для оформления интерьеров, где стиль рококо в своем стремлении к легкости, стремился видоизменить пространство, увеличить его с помощью больших окон, зеркал, масштабных и перспективных росписей на стенах и потолках. Случалось, что сложный витиеватый декор внутреннего убранства в стиле рококо контрастировал со строгими фасадами здания. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг.).

Малый Трианон в Версале, фасад здания. Архитектор Габриэль Жак Анж. 18 в.

Интерьер помещений Малого Трианона в Версале. Архитектор Габриэль.

Наивысшее развитие рококо в архитектуре получил в Баварии, Австрии, куда он попал из Франции, где в основном использовался для оформления интерьеров и достиг своей вершины при Людовике XV. В Германии стиль рококо называли также «Peruckenstil», это название произошло от напудренных париков — характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг.) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости.

Церковь в Фирценхайлигене. архитектор Нейман. 1743-1772 гг.

В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Знаменитые здания в рококо стиле, соединенном с элементами барокко — Версальский дворец, Цвингер в Дрездене, Зимний дворец в России, в Баварии — Амалиенбургский павильон замка Нимфенбург, Дворец Шарлоттенбург в Берлине, Малый Трианон в Версале и ансамбль трех площадей в городе Нанси.

Дворец Шарлоттенбург(Schloss Charlottenburg) — летняя резиденция для прусских королей. Был построен в 1699 г. королем Пруссии Фридрихом I для своей супруги Софии Шарлоты. Здание подвергалось перестройке: в 1701-1707 гг. (архитектор Э. фон Гёте), в 1740-1743 гг. (архитектор Т.В. фон Кнобельсдорф). Дворец был отреставрирован после войны.

Стиль рококо во Франции уже к середине 18 века стал терять свою популярность под влиянием исторических событий, а в странах Центральной Европы к нему относились с интересом еще до конца века.

Год 1758. Елизавете осталось жить около четырех лет, Петру Федоровичу — немногим больше, Екатерина скучает и лелеет амбициозные планы, а в Ораниенбауме появляется новый архитектор— Антонио Ринальди. Он успел поработать в Риме, приехал в Россию в 1752 году и по заказу графа Кирилла Разумовского, двадцатилетнего гетмана Малороссии, составил план строительства города Батурина — будущей столицы Малороссии. Дело однако ограничилось постройкой роскошного дворца для самого гетмана (до наших дней дворец не сохранился).

В 1755 году Ринальди приезжает в Петербург, годом позже он был представлен великой княгине Екатерине и начал работы в Ораниенбауме.

Человек, начинающий строительство там, где до него работал Растрелли, должен обладать немалым творческим мужеством и верой в себя. и Ринальди удалось найти свой «асимметричный ответ» на роскошное растреллиевское барокко.

Мода на архитектурные стили приходила из Франции в Россию с опозданием примерно на полвека. В 1662 году Людовик XIV начал строить Версаль, в 1710 году в России появился Петергоф. С 1715 года и позже во время царствования Людовика XV начинает развиваться коко, и в 1758 году Ринальди строит в Ораниенбауме, посреди крепости Петерштадт, дворец именно в этом стиле. В XVIII веке этот дворец обычно называли «Каменный дом», ныне здесь расположен музей «Дворец Петра III».

Для архитектуры рококо, в отличие от монументального и пышного барокко, характерны легкость, изящество и манерность. В стиле рококо в предместьях Парижа были построены многочисленные роскошные особняки французской аристократии (так называемые «отели»), окруженные зелеными садами. Архитекторы больше не выстраивают длинные анфилады залов, они строят множество маленьких комнат с высокими окнами, группирующихся вокруг центральной лестницы таким образом, чтобы предоставить хозяевам максимальные удобства. Так и Каменный дом больше похож на парковый павильон, чем на настоящий дворец. Необычна его форма — квадрат с одним срезанным по плавной дуге углом. Над центральной дверью нависает балкон, украшенный кованой решеткой, высокие окна второго этажа придают всему зданию стройность, дворец венчает изящная балюстрада. Стены, окна и двери дворца украшены затейливой лепкой, напоминающей о вьющемся плюще или цветочных гирляндах.

В той же тональности выдержаны интерьеры. Отныне декор интерьера становится отдельной частью архитектуры. Комнаты, оформленные в стиле рококо, производят впечатление элегантности, утонченности, изнеженности и уюта. Их можно сравнить с изящными коробочками-бонбоньерками. Наиболее распространены нежные, пастельные тона, сочетания белого с голубым, зеленым или розовым и отделка золотом. Стены Кабинета в Каменном доме были во время Петра и Екатерины затянуты серебристо-зеленым штофом, в Спальне — серебристо-малиновым, а в Будуаре — голубым с вышивками.

С развитием рококо совпадает приход моды на китайскую экзотику, и в дворцах, в том числе в ораниенбаумском Каменном доме, появляется множество китайских безделушек и целые залы, выдержанные в китайском стиле. Особую ценность представляют китайские лаковые миниатюры, которыми украшены практически все комнаты дворца: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар.

В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов.

Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины, также созданный Антонио Ринальди,— это единственные постройки в стиле рококо на территории России.

Под стать дворцу был и Петровский парк, который также по проекту Антонио Ринальди разбили в долине реки Карасты. Здесь были сооружены павильоны: Эрмитаж, Соловьиная беседка и Менажерия (Вольер), Китайский домик, внутри которого находился бассейн с фонтаном. Берег реки украшал каскад, декорированный раковинами и скульптурами дельфинов. Ни одна из этих построек не сохранилась, но можно увидеть их макеты в музее Петра III.

«Загородные императорские резиденции» Е.В. Петрушина

Related Post

Летний дворец в летнем саду архитектор

Летний дворец в летнем саду архитектор Летний дворец Петра I был построен в 1710–е годы на территории летней резиденции государя (Летнего сада) по проекту ведущего архитектора той поры Д.Трезини. Летний

Республиканский дворец культуры ветеранов ул я купалы 21

Дворец культуры ветеранов приглашает в кружки, секции и школы взрослых и детей Дворец ветеранов в Минске находится по адресу ул. Я. Купалы, 21 недалеко от выставки БелЭкспо. Конечно, это здание

CLOSE
CLOSE