Река клевень

Последние комментарии

  • Здравствуйте , у меня раньше
    10 часов 9 минут назад
  • ссылки на источник даны!
    13 часов 27 минут назад
  • Как же вас звать-величать?
    17 часов 20 минут назад
  • Стро?гановы (Строгоновы)
    1 день 12 минут назад
  • Северная Сосьва
    1 день 26 минут назад
  • Большой Тхач
    1 день 34 минуты назад
  • юбиляр из Нового Торъяла
    1 день 4 часа назад
  • загадка Средиземного моря
    2 дня 13 часов назад
  • река Большой Тудер
    3 дня 12 часов назад
  • загадочные явления природы
    3 дня 14 часов назад

Популярное содержимое

Кле?вень — река в Брянской и Курской областях России и в Сумской области Украины.

Правый приток реки Сейм (бассейн Днепра).
Длина 113 км, площадь бассейна 2660 км?.
Долина в верховьях V-образная, ширина от 2-2,5 до 3,5-4 км.

Пойма двусторонняя, местами заболочена, её ширина 1-1,5 км.

Русло умеренно извилистое и на отдельных участках канализировано.
Ширина реки увеличивается от 3-15 м (в верховьях) до 30 м (в низовьях), глубина 1,5-2,5 м.

Уклон реки 0,5 м/км. Питание снеговое и дождевое.
Замерзает в начале декабря, вскрывается в начале апреля.

Перед ледоставом бывают ледовые образования.

На Клевени построено 11 шлюзов-регуляторов в долине, которые образуют мелиоративную систему «Клевень».

Река берёт начало недалеко от хутора Хинельский, на территории России (Брянская область).

Течёт сначала на юг, дальше — преимущественно на юго-запад (местами — на юг).

В верхнем течении по реке проходит российско-украинская граница.

В верхнем течении реку пересекает автомобильная дорога М3.

Основные притоки:
Локня, Эсмань (правые),
Обеста, Берюшка (левые).

СПЛАВ ПО РЕКЕ КЛЕВЕНЬ
Если вы байдарочник-вампир – вам сюда: на Клевень почти не попадает солнечный свет, в таком густом тоннеле из деревьев течёт эта река. Если не вампир – тоже сюда: река чистая, глубокая и безлюдная. Да и участки с солнечным светом тут, конечно же, есть.
Куда: Вязенка – Яцыно (22 км.)
Когда: 23.06.2019

Клевень – одна из самых северных наших рек. По ней проходит граница с Россией, около Глухова она становится полностью украинской, течёт по Сумской области и впадает в реку Сейм ниже Путивля. Я засматривался на неё давно, но этим летом, отдыхая в бабушкиной резиденции в соседнем Кролевце, наконец-то выбрался сюда.
Ребята из сумского турклуба в 2009 году ходили Клевень от Шалыгино до Вязенки (http://www.brodyaga.org/club/forum/forum61/topic791/). Я же решил исследовать участок ниже.
Вязенка расположена на оживлённой автотрассе, которая пересекает здесь Клевень по мосту (51°25?29.4?N 33°55?23.8?E). К реке можно доехать многочисленными автобусами из Сум, Глухова или Путивля. Киевлянам есть смысл добраться региональным поездом до Шостки и ехать автобусом оттуда. Но мне автобус не понадобился: меня забросила верная группа поддержки.

Перед мостом в Вязенке (если ехать из Глухова) свернули налево, а оттуда – направо на грунтовку к реке (51°25?38.2?N 33°55?22.8?E).

На огромном заливном лугу можно устроить техническую ночёвку. Второй вариант точки старта – само село Вязенка (51°25?33.4?N 33°55?03.5?E), куда надо свернуть направо с трассы и немного проехать вниз по течению реки.
Берега невысокие, но обрывистые, что усложняет посадку в лодку. Но полоски твёрдого дна у берега хватает на то, чтобы стоять по колено в воде. Дно в Клевени в основном песчаное, вязкого ила замечено не было.
Стартую в 12:30. Река широкая, течения нет: скоро плотина. Вскоре после автомобильного моста – остатки деревянного подвесного мостика (51°25?35.7?N 33°54?46.2?E). Прохожу под ними у правого берега.

Река поражает обилием зелени. Конечно, зелень летом есть на всех речках. Но тут она – и по берегам (деревья), и над водой (те же деревья, но склонившиеся или упавшие), и на воде (кувшинки и лилии) и под водой (всевозможные водоросли разной формы листьев и разной степени густоты). Местами похоже на Рось или соседнюю Ивотку, но полного аналога в наших широтах не подберёшь. В воде большое количество упавших деревьев, но ни одно из них не перекрывает реку наглухо.
Погода пасмурная, солнечных бликов на воде нет, а потому она просматривается до дна, хотя глубина тут около 2 метров. Часто видны стайки рыб, иногда попадаются и крупные особи. Они тут непуганые: рыбаков по берегам почти нет, а рыбацких вымосток на 20 с лишним км. – буквально 2-3.
Дело в том, что подобраться к берегам Клевени с «большой земли» – задача непростая. Даже если проберёшься через густые заросли, выход к воде будет крайне неудобным для рыбалки. Да и густые водоросли тоже не на руку рыбакам. По той же причине здесь нет отдыхающих на «Жигулях» с шансоном. Но у такой изоляции есть и минусы: далеко не везде можно не то что встать на ночёвку, но даже просто причалить к берегу по техническим нуждам.

Подхожу к первой плотине (51°25?09.7?N 33°54?16.5?E). Всё в этом мире имеет свою цену, и этот шлюз – не исключение: он стоит 139 тыс. грн. А ещё он легко и бесплатно обносится справа. На правом берегу в сторону Вязенки – большой луг с пасущимися коровами. А вниз по течению долго тянется поляна, удобная для стоянки. Правда, около самого шлюза, судя по кострищам и залежам пустых бутылок, часто отдыхают местные.
За плотиной появляется течение, причём довольно стремительное. Глубина уменьшается не сильно – есть как минимум 1 метр. А вот стены деревьев практически смыкаются, оставляя течению реки узкую полоску.
Я опасался, что поход здесь и закончится. Никто ведь не отменял формулу «много деревьев + узкая река = непроходимые завалы». Но Клевень в течение следующих 500 метров лишь дважды оскалилась заторами из коряг: первый (51°25?04.4?N 33°53?56.5?E) и второй (51°25?09.5?N 33°53?39.5?E).

Село Стрельники за зеленью почти не видно – о нём возвещает деревянный автомобильный мост (51°25?32.1?N 33°51?32.3?E), гармонично вписавшийся в пейзаж с деревьями и водорослями…
…и милый деревянный домик, достойный музея народной архитектуры в Пирогово.
Снова расширение реки – и снова плотина (51°25?07.8?N 33°50?50.3?E). Стоит больше миллиона гривен: оно и понятно, ведь в комплекте идёт бетонный автомобильный мост в рабочем состоянии.

Вид с плотины вниз по течению настораживает: стремительное течение ведёт в узкий тоннель из деревьев, где исчезает во тьме. Обношу слева и смело иду во тьму.
Показать этот участок на фото оказалось задачей непростой: моя верная подводная мыльница ругалась на недостаток освещения и исполняла что-то в стиле загадочного последнего кадра группы Дятлова. Окружающий мир как будто отменили – здесь своя атмосфера.

Непроходимые завалы, конечно же, есть – но опять-таки, всего два: первый (51°25?11.6?N 33°50?39.0?E) и второй (51°25?07.6?N 33°50?32.4?E). Способы борьбы с ними аналогичны способам на предыдущей плотине: полукилометровый волок или сложное перетаскивание. Волок можно сделать по левому берегу от плотины до впадения в Клевень ручья (51°25?10.9?N 33°50?29?E), но он не спасёт от третьего завала (51°25?40.5?N 33°49?58.9?E), находящегося в 2,5 км. за шлюзом.
Для упавших духом есть хорошая новость: больше завалов на реке не будет. Ну, то есть, будут – но проходимые.

Царство тьмы не вечно: не доходя села Кагань, Клевень выходит на свет божий и резко меняется (51°26?12.1?N 33°49?32.9?E). Теперь это – обычная равнинная река, что-то вроде Ирпеня в нижнем течении или Тетерева в верхнем.
Но местные фишки в виде обильной подводной растительности и обрывистых берегов остаются в силе. Пешеходный мост в селе Кагань, просматриваемый на картах, полностью разрушен (51°26?48.6?N 33°49?23.7?E). На правом берегу до и после Кагани тянется огромный луг, где хватит пространства и местным коровам, и заезжим байдарочникам.

Раньше здесь были ещё Покровская церковь и фарфоровый завод Миклашевского, но они не пережили большевиков. Продукция фарфорового завода гуляет по коллекциям – вот вам, например, Жанна д’Арк.
К автомобильному мосту в Волокитино (51°26?56.4?N 33°47?29?E) река подходит, сильно расширившись. Пассажиры рейсового пазика с интересом наблюдали за непривычным плавающим объектом.
До автомобильного моста в Волокитино Клевень течёт по лугам, а после него берега вновь одеваются в броню из деревьев. Из-за большой ширины реки непроходимых завалов тут нет, но нет и выходов на берег.
Исключение – рыбацкая вымостка из старых дверей справа (51°26?40.1?N 33°47?06.1?E). К ней ведёт автомобильная грунтовка из села Щербиновка.
На окраине Щербиновки – ещё один выход справа (51°26?18.9?N 33°46?58.8?E). Но его, скорее всего, придётся делить с местными обитателями: это – коровий водопой.
До плотины между сёлами Антоновка и Яцыно река течёт в искусственно выпрямленном русле, течения нет.

Плотина (51°25?39.1?N 33°45?09.7?E) легко обносится слева, но посадка в байдарку осложнена наклонными бетонными плитами. Через 700 м. после плотины причаливаю к поляне на левом берегу (51°25?25.5?N 33°44?42.6?E), чуть не доходя автомобильного моста (51°25?24?N 33°44?38.4?E). Сюда есть съезд с автотрассы около знака «Яцыно» (51°25?18.4?N 33°44?43.7?E).
Группа поддержки забирает меня как раз вовремя: пасмурное небо наконец-то разродилось затяжным проливным дождём. Из-за дождя не успели заглянуть в Яцыно, где есть два памятника архитектуры: Николаевская церковь XIX в. (51°25?19.5?N 33°45?29.4?E) и помещичий дом. Вот их фото, украденные с ukrainaincognita.com:

Выводы.
Клевень приятно удивила. Во-первых, тёмно-зелёными коридорами. Во-вторых, малым количеством непроходимых завалов при огромном количестве деревьев по берегам. В-третьих, хорошей глубиной в летний период, ведь подобные малые реки часто подходят для сплавов только весной. По этому критерию Клевень похожа на свою соседку Ивотку, хотя и не дотягивает до последней по красоте пейзажей и «детскости» маршрута. Если дополнить Клевень участком реки Сейма между сёлами Камень и Мутин, а также архитектурными экскурсиями в Глухов, Волокитино и Яцыно – получится динамичный нескучный поход на 3-4 дня.

Река Клевень до Сейма. Детский поход выходного дня

В середине августа мы с Лёшей решили пройти нижний участок Клевени, от Яцыно до впадения в Сейм в селе Камень, чтобы окончательно закрепить эту речушку на байдарочной карте Украины. А заодно – искупаться, удивить местных жителей и погонять местных гусей.

Куда: Яцыно – Камень (14 км.)
Когда: 10.08.2019

Жарким августовским днём наша верная группа поддержки забросила нас с Лёшей на мост через Клевень (51°25?23.8?N 33°44?38.4?E) около села Яцыно.

Вода прозрачная, глубина небольшая – настолько, что охоту щуки на краснопёрок можно было наблюдать во всех подробностях, как в фильме Кусто. Стапелились на уютной полянке за мостом на правом берегу (51°25?24.9?N 33°44?31.9?E), у огромной ивы. Порассуждали, сколько эта ива пережила на своём веку и как часто она рисковала погибнуть – но выжила.

На этой оптимистической ноте и стартовали.

В нижнем течении Клевень в основном течёт в искусственно зарегулированном русле. С одной стороны, это делает сплав более скучным. С другой – избавляет от сюрпризов в виде мелей и завалов. А также гарантирует глубину – даже в августе она тут не меньше метра, а чаще – около 2м. Течение слабое, а перед плотинами и вовсе отсутствует.
Впрочем, с борта байдарки Клевень не выглядит скучной. Нависающие над рекой деревья, кувшинки и лилии, снующие в прозрачной воде стайки рыб – всё это разнообразит сплав.

Смотрите так же:  Москва река наше богатство

Забегая наперёд, скажу, что кроме трёх плотин препятствий на участке нет. Русло достаточно широкое, и упавшие деревья не перегораживают его полностью. Этим низовья Клевени отличаются от участка Вязенка – Кагань.

Главный минус Клевени – обрывистые берега. Причалить даже для технической остановки можно далеко не везде. Но уж если причалил, места для ночёвки валом: фактически, оба берега – это нескончаемые поляны для палаток. Правда, луга и подступы к воде придётся делить с местными коровами. Зато некоторые выходы оборудованы тарзанками и столиками.

Село Старая Шарповка с воды не просматривается. Сразу за селом налево от Клевени отделяется речушка Звань (51°24?39.2?N 33°42?37.6?E). Судя по спутниковым снимкам, байдарочного интереса она не представляет.

Клевень же вырывается из плена искусственного русла и, петляя, приближается к большому селу Литвиновичи. Здесь на нас нашипели местные гуси, но в итоге всё же уступили нам дорогу.

В Литвиновичах на правом берегу есть центральный пляж (51°24?31.6?N 33°40?44.7?E). За ним – деревянный автомобильный мост (51°24?30.7?N 33°40?39.3?E).

За мостом – плотина (51°24?27.5?N 33°40?21.3?E). Смотрим с неё на реку, купаемся, делаем несложный обнос слева – и продолжаем путь.

За Литвиновичами на левом берегу наблюдаем интересную картину: мальчик катается на тарзанке, а девочка подталкивает его длинной палкой.

Дальше Клевень долго петляет среди лугов. Без навигатора ориентироваться тут сложно. Причалить тоже непросто – нужно искать немногочисленные пологие выходы среди бесконечных стен обрывистых берегов. Выходы эти попадаются пусть нечасто, но довольно регулярно, так что байдарочник не рискует засидеться на долгие километры.
Перед второй плотиной – полуторокилометровый участок искусственно выпрямленного русла.

Отвлекаемся от однообразного пейзажа попытками поймать в кадр струю воды из бутылки.

Вторая плотина (51°23?37.5?N 33°36?40.7?E) обносится чуть сложнее из-за крутого бетонного спуска к воде

За ней начинается самый дикий участок маршрута – неделей ранее при просмотре реки я встретился тут с лисой. Деревья по берегам почти смыкаются, русло становится уже. Но проход всё равно свободен.

В село Камень прибываем внезапно: река выныривает из зарослей и упирается в сложенную из камней плотину (51°24?02.9?N 33°35?10.9?E).

Рядом стоит заброшенное здание – я назвал его «дом с берёзами».

Здесь же находится главная достопримечательность села Камень, давшая ему название – выходы песчаника (51°24?04.1?N 33°35?08.9?E). Где-нибудь на Житомирщине на эту россыпь валунов не обратили бы внимания, но на Сиверщине камни – большая редкость.

Купаемся (здесь идеальное место для детского купания), антистапелимся, провожаем взглядом группу байдарочников на ретро-тайменях и садимся на прогретые солнцем камни в ожидании нашей группы поддержки.

Вывод. Клевень – отличный вариант для искушённых байдарочников, жаждущих открытий и не боящихся некоторых трудностей. В среднем течении мне ещё предстоит изучить эту реку, ну а участок Вязенка – Камень рекомендую для динамичного ПВД. Идти можно в любое время байдарочного года: Клевень может похвалиться редким для малой реки качеством – всесезонностью.

Приток Сейма Клевень: река зелёной тьмы

Если вы байдарочник-вампир – вам сюда: на Клевень почти не попадает солнечный свет, в таком густом тоннеле из деревьев течёт эта река. Если не вампир – тоже сюда: река чистая, глубокая и безлюдная. Да и участки с солнечным светом тут, конечно же, есть.

Куда: Вязенка – Яцыно (22 км.)
Когда: 23.06.2019

Клевень – одна из самых северных наших рек. По ней проходит граница с Россией, около Глухова она становится полностью украинской, течёт по Сумской области и впадает в Сейм ниже Путивля. Я засматривался на неё давно, но этим летом, отдыхая в бабушкиной резиденции в соседнем Кролевце, наконец-то выбрался сюда.
Ребята из сумского турклуба в 2009 году ходили Клевень от Шалыгино до Вязенки (http://www.brodyaga.org/club/forum/forum61/topic791/). Я же решил исследовать участок ниже.
Вязенка расположена на оживлённой автотрассе, которая пересекает здесь Клевень по мосту (51°25?29.4?N 33°55?23.8?E). К реке можно доехать многочисленными автобусами из Сум, Глухова или Путивля. Киевлянам есть смысл добраться региональным поездом до Шостки и ехать автобусом оттуда. Но мне автобус не понадобился: меня забросила верная группа поддержки.

Перед мостом в Вязенке (если ехать из Глухова) свернули налево, а оттуда – направо на грунтовку к реке (51°25?38.2?N 33°55?22.8?E).
Вот так выглядела Клевень.

А вот так выглядел я.

Подхожу к первой плотине (51°25?09.7?N 33°54?16.5?E). Всё в этом мире имеет свою цену, и этот шлюз – не исключение: он стоит 139 тыс. грн. А ещё он легко и бесплатно обносится справа. На правом берегу в сторону Вязенки – большой луг с пасущимися коровами. А вниз по течению долго тянется поляна, удобная для стоянки. Правда, около самого шлюза, судя по кострищам и залежам пустых бутылок, часто отдыхают местные.

За плотиной появляется течение, причём довольно стремительное. Глубина уменьшается не сильно – есть как минимум 1 метр. А вот стены деревьев практически смыкаются, оставляя течению реки узкую полоску.
Я опасался, что поход здесь и закончится. Никто ведь не отменял формулу «много деревьев + узкая река = непроходимые завалы». Но Клевень в течение следующих 500 метров лишь дважды оскалилась заторами из коряг: первый (51°25?04.4?N 33°53?56.5?E) и второй (51°25?09.5?N 33°53?39.5?E).

Оба раза протаскивал байдарку сверху, прилагая усилия и проявляя чудеса эквилибристики. Обнос – не вариант из-за обрывистых берегов и большой глубины.
Группе из нескольких человек проще перетащить байдарки, частично или полностью разобрав завал. Топор на маршруте лишним не будет.
Ещё один способ – полукилометровый волок по полевой грунтовке на правом берегу от плотины до входа в реку (51°25?10.4?N 33°53?39.2?E). Остальные коряги и деревья оставляли проходы для лодки, так что я отделался лёгким испугом.

Село Стрельники за зеленью почти не видно – о нём возвещает деревянный автомобильный мост (51°25?32.1?N 33°51?32.3?E), гармонично вписавшийся в пейзаж с деревьями и водорослями…

…и милый деревянный домик, достойный музея народной архитектуры в Пирогово.

Снова расширение реки – и снова плотина (51°25?07.8?N 33°50?50.3?E). Стоит больше миллиона гривен: оно и понятно, ведь в комплекте идёт бетонный автомобильный мост в рабочем состоянии.

Вид с плотины вниз по течению настораживает: стремительное течение ведёт в узкий тоннель из деревьев, где исчезает во тьме. Обношу слева и смело иду во тьму.

Показать этот участок на фото оказалось задачей непростой: моя верная подводная мыльница ругалась на недостаток освещения и исполняла что-то в стиле загадочного последнего кадра группы Дятлова. Окружающий мир как будто отменили – здесь своя атмосфера.

Царство тьмы не вечно: не доходя села Кагань, Клевень выходит на свет божий и резко меняется (51°26?12.1?N 33°49?32.9?E). Теперь это – обычная равнинная река, что-то вроде Ирпеня в нижнем течении или Тетерева в верхнем.

Но местные фишки в виде обильной подводной растительности и обрывистых берегов остаются в силе. Пешеходный мост в селе Кагань, просматриваемый на картах, полностью разрушен (51°26?48.6?N 33°49?23.7?E). На правом берегу до и после Кагани тянется огромный луг, где хватит пространства и местным коровам, и заезжим байдарочникам.

За селом Кагань очень чётко просматривается впадение в Клевень правого притока Эсмань (51°26?58.5?N 33°48?42.1?E). В Сумской области две реки с таким названием: эта течёт из Глухова, а вторая находится в Кролевецком районе и впадает в Реть недалеко от Десны.
Архитектурные памятники села Волокитино оставил на следующий раз: сейчас целью была всё же Клевень. А посмотреть тут есть на что: Золотые ворота бывшей усадьбы Миклашевского и построенная им же нарядная кирпичная богадельня, ныне школа. Вот вам пока фото из Википедии:

Раньше здесь были ещё Покровская церковь и фарфоровый завод Миклашевского, но они не пережили большевиков. Продукция фарфорового завода гуляет по коллекциям – вот вам, например, Жанна д’Арк.

К автомобильному мосту в Волокитино (51°26?56.4?N 33°47?29?E) река подходит, сильно расширившись. Пассажиры рейсового пазика с интересом наблюдали за непривычным плавающим объектом.

До автомобильного моста в Волокитино Клевень течёт по лугам, а после него берега вновь одеваются в броню из деревьев. Из-за большой ширины реки непроходимых завалов тут нет, но нет и выходов на берег.

Исключение – рыбацкая вымостка из старых дверей справа (51°26?40.1?N 33°47?06.1?E). К ней ведёт автомобильная грунтовка из села Щербиновка.

На окраине Щербиновки – ещё один выход справа (51°26?18.9?N 33°46?58.8?E). Но его, скорее всего, придётся делить с местными обитателями: это – коровий водопой.

До плотины между сёлами Антоновка и Яцыно река течёт в искусственно выпрямленном русле, течения нет.

Плотина (51°25?39.1?N 33°45?09.7?E) легко обносится слева, но посадка в байдарку осложнена наклонными бетонными плитами. Через 700 м. после плотины причаливаю к поляне на левом берегу (51°25?25.5?N 33°44?42.6?E), чуть не доходя автомобильного моста (51°25?24?N 33°44?38.4?E). Сюда есть съезд с автотрассы около знака «Яцыно» (51°25?18.4?N 33°44?43.7?E).
Группа поддержки забирает меня как раз вовремя: пасмурное небо наконец-то разродилось затяжным проливным дождём. Из-за дождя не успели заглянуть в Яцыно, где есть два памятника архитектуры: Николаевская церковь XIX в. (51°25?19.5?N 33°45?29.4?E) и помещичий дом. Вот их фото, украденные с ukrainainco gnita.com:

Выводы. Клевень приятно удивила. Во-первых, тёмно-зелёными коридорами. Во-вторых, малым количеством непроходимых завалов при огромном количестве деревьев по берегам. В-третьих, хорошей глубиной в летний период, ведь подобные малые реки часто подходят для сплавов только весной. По этому критерию Клевень похожа на свою соседку Ивотку, хотя и не дотягивает до последней по красоте пейзажей и «детскости» маршрута. Если дополнить Клевень участком Сейма между сёлами Камень и Мутин, а также архитектурными экскурсиями в Глухов, Волокитино и Яцыно – получится динамичный нескучный поход на 3-4 дня.

Клевень. Вязенка-Камень (36 км.)

Вязенка расположена на оживлённой автотрассе, которая пересекает здесь Клевень по мосту (51°25?29.4?N 33°55?23.8?E). К реке можно доехать многочисленными автобусами из Сум, Глухова или Путивля. Киевлянам есть смысл добраться региональным поездом до Шостки и ехать автобусом оттуда.

В случае автомобильной заброски перед мостом в Вязенке (если ехать из Глухова) надо свернуть налево, а оттуда – направо на грунтовку к реке (51°25?38.2?N 33°55?22.8?E). На огромном заливном лугу можно устроить техническую ночёвку. Второй вариант точки старта – само село Вязенка (51°25?33.4?N 33°55?03.5?E), куда надо свернуть направо с трассы и немного проехать вниз по течению реки.

Водный Слон читал отчёт байдарочников из сумского турклуба, которые осенью 2009 года ходили Клевень от Шалыгино до Вязенки. Прочитайте и вы – вот вам ссылка.
( http://www.brodyaga.org/club/forum/forum61/topic791/ ).

Река здесь широкая и глубокая, течения нет: скоро плотина. Берега невысокие, но обрывистые, что усложняет посадку в лодку. Но полоски твёрдого дна у берега хватает для того, чтобы стоять по колено в воде. Дно в Клевени в основном песчаное, вязкого ила нет.

Вскоре после автомобильного моста – остатки деревянного подвесного мостика (51°25?35.7?N 33°54?46.2?E). Под ним можно пройти у правого берега, пригнувшись.

Река поражает обилием зелени. Конечно, зелень летом есть на всех речках. Но тут она и по берегам (деревья), и над водой (те же деревья, но склонившиеся или упавшие), и на воде (кувшинки и лилии) и под водой (всевозможные водоросли разной формы листьев и разной степени густоты). Местами похоже на Рось или соседнюю Ивотку, но полного аналога в наших широтах не подберёшь. В воде большое количество упавших деревьев, но ни одно из них не перекрывает реку наглухо.
Если погода пасмурная, и солнечных бликов на воде нет, она просматривается до дна, хотя глубина тут около 2 метров. Часто видны стайки рыб, иногда попадаются и крупные особи. Они тут непуганые: рыбаков по берегам почти нет, а рыбацких вымосток на 20 с лишним км. – буквально 2-3.
Дело в том, что подобраться к берегам Клевени с «большой земли» – задача непростая. Даже если проберёшься через густые заросли, выход к воде будет крайне неудобным для рыбалки. Да и густые водоросли тоже не на руку рыбакам. По той же причине здесь нет отдыхающих на «Жигулях» с шансоном. Но у такой изоляции есть и минусы: далеко не везде можно не то что встать на ночёвку, но даже просто причалить к берегу по техническим нуждам.

Смотрите так же:  Великая река ефрат

Первая плотина (51°25?09.7?N 33°54?16.5?E) легко обносится справа. На правом берегу в сторону Вязенки – большой луг с пасущимися коровами. А вниз по течению долго тянется поляна, удобная для стоянки. Правда, около самого шлюза, судя по кострищам и залежам пустых бутылок, часто отдыхают местные.

За плотиной появляется течение, причём довольно стремительное. Глубина уменьшается не сильно – есть как минимум 1 метр. А вот стены деревьев практически смыкаются, оставляя течению реки узкую полоску. В течение следующих 500 метров дважды встречаются заторы из коряг.
Как правило, байдарку можно протащить сверху, прилагая усилия и проявляя чудеса эквилибристики. Обнос – не вариант из-за обрывистых берегов и большой глубины.
Группе из нескольких человек проще перетащить байдарки, частично или полностью разобрав завал. Топор на маршруте лишним не будет. Ещё один способ – полукилометровый волок по полевой грунтовке на правом берегу от плотины до входа в реку (51°25?10.4?N 33°53?39.2?E).

Водный Слон сталкивался с непроходимыми завалами здесь (51°25?04.4?N 33°53?56.5?E) и здесь (51°25?09.5?N 33°53?39.5?E). Это – по состоянию на 2019 год, ситуация может меняться. Остальные коряги и деревья оставляли проходы для лодки.

Село Стрельники за зеленью почти не видно – о нём возвещает деревянный автомобильный мост (51°25?32.1?N 33°51?32.3?E), гармонично вписавшийся в пейзаж с деревьями и водорослями и милый деревянный домик, достойный музея народной архитектуры в Пирогово.

Снова расширение реки – и снова плотина (51°25?07.8?N 33°50?50.3?E), она же – бетонный автомобильный мост в рабочем состоянии. Обнос слева. Вид с плотины вниз по течению настораживает: стремительное течение ведёт в узкий тоннель из деревьев, где исчезает во тьме. Окружающий мир как будто отменили – здесь своя атмосфера.

Способы борьбы с завалами тут аналогичны способам на предыдущей плотине: полукилометровый волок или сложное перетаскивание. Волок можно сделать по левому берегу от плотины до впадения в Клевень ручья (51°25?10.9?N 33°50?29?E). Для упавших духом есть хорошая новость: больше завалов на реке не будет. Ну, то есть, будут – но проходимые.

Водный Слон не сразу смог сфотографировать этот участок реки. Показать его на фото оказалось задачей непростой: верная подводная мыльница ругалась на недостаток освещения и исполняла что-то в стиле загадочного последнего кадра группы Дятлова. Непроходимых завалов в 2019 году было три: первый (51°25?11.6?N 33°50?39.0?E), второй (51°25?07.6?N 33°50?32.4?E) и третий (51°25?40.5?N 33°49?58.9?E).

Царство тьмы не вечно: не доходя села Кагань, Клевень выходит на свет божий и резко меняется (51°26?12.1?N 33°49?32.9?E). Теперь это – обычная равнинная река, что-то вроде Ирпеня в нижнем течении или Тетерева в верхнем.
Но местные фишки в виде обильной подводной растительности и обрывистых берегов остаются в силе. Пешеходный мост в селе Кагань, просматриваемый на картах, полностью разрушен (51°26?48.6?N 33°49?23.7?E). На правом берегу до и после Кагани тянется огромный луг, где хватит пространства и местным коровам, и заезжим байдарочникам.
За селом Кагань очень чётко просматривается впадение в Клевень правого притока Эсмань (51°26?58.5?N 33°48?42.1?E). В Сумской области две реки с таким названием: эта течёт из Глухова, а вторая находится в Кролевецком районе и впадает в Реть недалеко от Десны.

Волокитино – большое село с большой историей. Здесь можно увидеть Золотые ворота бывшей усадьбы Миклашевского и построенная им же нарядная кирпичная богадельня, ныне школа. С воды архитектурные памятники не видны. Раньше были ещё Покровская церковь и фарфоровый завод Миклашевского, но они не пережили большевиков. Продукция фарфорового завода гуляет по коллекциям – как, например, вот эта Жанна д’Арк.

К автомобильному мосту в Волокитино (51°26?56.4?N 33°47?29?E) река подходит, сильно расширившись. Если до автомобильного моста в Волокитино Клевень течёт по лугам, то после него берега вновь одеваются в броню из деревьев. Из-за большой ширины реки непроходимых завалов тут нет, но нет и выходов на берег. Исключение – рыбацкая вымостка из старых дверей справа (51°26?40.1?N 33°47?06.1?E). К ней ведёт автомобильная грунтовка из села Щербиновка. На окраине Щербиновки – ещё один выход справа (51°26?18.9?N 33°46?58.8?E). Но его, скорее всего, придётся делить с местными обитателями: это – коровий водопой.

Водный Слон в Волокитино стал объектом пристального внимания пассажиров рейсового пазика. Когда автобус ехал по мосту, а Водный Слон плыл под мостом, пассажиры с интересом наблюдали за непривычным плавающим объектом. К байдарочникам тут явно не привыкли.

До плотины между сёлами Антоновка и Яцыно река течёт в искусственно выпрямленном русле, течения нет. Плотина (51°25?39.1?N 33°45?09.7?E) легко обносится слева, но посадка в байдарку осложнена наклонными бетонными плитами.
Через 700 м. после плотины можно причалить к поляне на левом берегу (51°25?25.5?N 33°44?42.6?E), чуть не доходя автомобильного моста (51°25?24?N 33°44?38.4?E). Сюда есть съезд с автотрассы около знака «Яцыно» (51°25?18.4?N 33°44?43.7?E). В Яцыно есть два памятника архитектуры: Николаевская церковь XIX в. (51°25?19.5?N 33°45?29.4?E) и помещичий дом.
Вода прозрачная, глубина небольшая, но достаточная, место удобное для купания. Ещё одна удобная поляна для стапеля есть за мостом на правом берегу (51°25?24.9?N 33°44?31.9?E), у огромной ивы.

Водный Слон наблюдал в этом месте, как две щуки охотились на краснопёрок. Вода была настолько прозрачной, что охота были видна во всех подробностях, как в фильме Кусто.

В нижнем течении Клевень в основном течёт в искусственно зарегулированном русле. С одной стороны, это делает сплав более скучным. С другой – избавляет от сюрпризов в виде мелей и завалов. А также гарантирует глубину – даже в августе она тут не меньше метра, а чаще – около 2 м. Течение слабое, а перед плотинами и вовсе отсутствует.
Впрочем, с борта байдарки Клевень не выглядит скучной. Нависающие над рекой деревья, кувшинки и лилии, снующие в прозрачной воде стайки рыб – всё это разнообразит сплав.
Кроме трёх плотин, препятствий на участке нет. Русло достаточно широкое, и упавшие деревья не перегораживают его полностью. Этим низовья Клевени отличаются от участка Вязенка – Кагань.
Главный минус Клевени – обрывистые берега. Причалить даже для технической остановки можно далеко не везде. Но уж если причалил, места для ночёвки валом: фактически, оба берега – это нескончаемые поляны для палаток. Правда, луга и подступы к воде придётся делить с местными коровами. Зато некоторые выходы оборудованы тарзанками и столиками.

Село Старая Шарповка с воды не просматривается. Сразу за селом налево от Клевени отделяется речушка Звань (51°24?39.2?N 33°42?37.6?E), которая впадает в Сейм выше Клевени. Судя по спутниковым снимкам, байдарочного интереса она не представляет.

Клевень же вырывается из плена искусственного русла и, петляя, приближается к большому селу Литвиновичи. На правом берегу есть центральный пляж (51°24?31.6?N 33°40?44.7?E). За ним – деревянный автомобильный мост (51°24?30.7?N 33°40?39.3?E). За мостом – плотина (51°24?27.5?N 33°40?21.3?E). Несложный обнос слева.

Водный Слон наблюдал за Литвиновичами на левом берегу интересную картину: мальчик катался на тарзанке, а девочка подталкивала его длинной палкой.

Дальше Клевень долго петляет среди лугов. Без навигатора ориентироваться тут сложно. Причалить тоже непросто – нужно искать немногочисленные пологие выходы среди бесконечных стен обрывистых берегов. Выходы эти попадаются пусть нечасто, но довольно регулярно, так что байдарочник не рискует засидеться на долгие километры. Перед очередной плотиной (51°23?37.5?N 33°36?40.7?E) – участок искусственно выпрямленного русла длиной 1,5 км. Обнос тут чуть сложнее из-за крутого бетонного спуска к воде.

За плотиной начинается самый дикий участок маршрута. Деревья по берегам почти смыкаются, русло становится уже. Но проход всё равно свободен.

Водный Слон, просматривая дикий участок Клевени с берега, встретился с лисой. Испугались оба, но лиса всё же больше: убежала именно она, а не Водный Слон.

В село Камень прибываешь как-то внезапно: река выныривает из зарослей и упирается в сложенную из камней плотину (51°24?02.9?N 33°35?10.9?E). Рядом стоит заброшенное здание – такой себе «дом с берёзами».
Здесь же находится главная достопримечательность села Камень, которая и дала ему название. Каменские песчаники (51°24?04.1?N 33°35?08.9?E) где-нибудь на Житомирщине не вызвали бы особого интереса, но на Сиверщине каменные выходы – большая редкость.

А вот место впадения Клевени в Сейм уже вполне характерно для Сумщины. Песчаный островок у слияния двух рек (51°24?02.4?N 33°35?08?E) – излюбленное место отдыха селян и гостей из Кролевца. Интересно, что вода в Клевени заметно холоднее, чем в Сейме: при переходе через поток по пути на островок это ясно ощущается.

Водный некатегорийный туристический поход на байдарках по рекам Обеста и Клевень в Сумской области Украины

Водный некатегорийный туристический поход на байдарках по рекам Обеста и Клевень в Сумской области Украины

С 30 октября по 1 ноября 2009 года самодеятельной группой водных туристов «За горизонт» из городов Сумы и Киев был осуществлён некатегорийный водный поход на байдарках по рекам Обеста, Клевень в Сумкой области на северо-востоке Украины.

Автор: Креслов А.В.

Вид туризма: водный.
Категория сложности: не категорийный.
Район путешествия: Сумская область на северо-востоке Украины.
Нитка маршрута: г. Сумы (Киев) – г. Глухов – п. Шалыгино – п. Стариково – п. Вязенка — г. Сумы (Киев)
Протяженность активной части маршрута: 41 км.
Количество участников: 19 человек.
Средства сплава: байдарка — 10шт.
Сроки путешествия: с 30 октября по 1 ноября 2009г.
Уровень воды: ниже среднего.

Краткая характеристика района путешествия

Клевень — река, пограничная между Курской и Черниговской губерниями, приток Сейма. Берет начало в пограничном углу 3-х губерний: Орловской, Черниговской и Курской, тремя истоками (4° долготы).

Высота воды в истоках реки Клевень около 90 саженей, в устье — при слиянии с Сеймом — 57 саженей. Река течет на протяжении 23 верст от истока прямо к югу до Поповки. Кругом высокие обрывистые холмы с меловой подпочвой, на полях свекловица и бахчи с арбузами и дынями. Затем река Клевень поворачивает на запад.

Смотрите так же:  Зависимость реки енисей от рельефа и климата

Пройдя около 30 верст и приняв приток Уланов ручей, у большой Глуховской дороги, снова поворачивает к югу и доходит, через 30 верст, до Берюги, Штуховки, причем принимает два притока — Обесту и Берюг. В районе сказанных сел славятся залежи лучшего в России жернового песчаника. Затем Клевень снова поворачивает к западу и принимает справа приток Эсмань, на которой стоит Глухов. Здесь кругом залежи богатых огнеупорных глин и фарфоровой глины (Поломки, Мацков, Кочерги, Дунаец, Молушино).

Наконец, пройдя еще 37 верст, Клевень, близ селения Камень, впадает в Сейм. Вся длина течения реки Клевень около 125 верст. Крутое падение существует только в верховьях, а в среднем течении и в низовье река расплывается на протоки и образует плывучие пески и зыбкие трясины. Всего падения воды 33 сажени, что в среднем составляет на 1 версту — 0,264 сажени. По данным генерала Тилло, среднее падение Днепра равно 4—5 саженям на 100 верст, для Клевеня же среднее = 26 саженям.

В верхней части течения берега достигают 60—80 футов высоты. Обрывы почти сплошь состоят из мела, только небольшим слоем покрытого зелеными песками. Далее в среднем течении река становится довольно значительной (ниже Неплюевки город Терещенко), высота берега возрастает до 100 футов, из которых около половины — мел.

Ярус песков значительно возрастает, что важно потому, что в нем залегают и огнеупорные глины, жерновики, железная руда и фосфорит. Здесь кругом раскинуто много сахарных и винокуренных заводов, нуждающихся для ремонта постоянно в строительных материалах. Теперь новая железная дорога — от Ворожбы на Крупец, Глухов, Яновку, Марчихину Буду, Чуйковку и Середину Буду, пересечет большую часть заводского округа, где раскинуты обширные поместья города Терещенко.

Клевень – речка в Курской области России и Сумской области Украины (Глуховский, Путивльский, Кролевецкий р-ны), правый приток Сейма (бассейн Днепра). Длинна 113км, площадь бассейна 2660 км2. Ширина в верховьях 2-3,5м ниже расширяется, 35-40м, глубина 1-3м. Верховья заболочены. Наклон реки 0,5 м/км.

Основные притоки: Локня, Эсмань( правые), Обеста( левый). На Клевне сооружено 11 шлюзов-регуляторов. В долине мелиоративная система «Клевень». Вдоль берегов Клевня создают водоохранные полосы, всего отрегулировано 95 км реки.

Варианты подъезда и отъезда

В связи с тем, что состав группы был разногородним часть группы выдвигалась через Глухов – Перемога – Шалыгино — Стариково, вторая часть забирала киевлян в Глухове и подъезжала к Стариково. Обе группы прибыли к Стариково, практически одновременно. Так как никто не ожидал, что дорога от Перемоги до Шалыгино будет в экстремальном состоянии, при езде было ощущение езды на танкодроме.

Стапель проводили, не доезжая Стариково (1,5 км – мост, на правом берегу).

Заказным транспортом от точки антистапеля (в нашем случае поселок Вязенка) до Сум с доставкой киевлян в Глухов.

Аварийные выходы с маршрута.

В районе Шалыгино (Обеста) практически вдоль всей реки, иногда отдаляясь от нее на 3-4 километра, по правому берегу идет асфальтовая дорога со средней интенсивностью движения.

Есть и общественный транспорт — маршрутки, ходят несколько раз в день. В дальнейшем, хотя маршрут движения проходит через населенный район выбраться на основную трасу – Сумы – Глухов, проблематично, транспорт только частный и практически не ходит.

г. Сумы (Киев) – г.Глухов – п.Шалыгино – п.Стариково;

Мост Стариково – Глинская Пустынь – центральная часть ур.Широкое болото(лагерь)

ур.Широкое болото – п.Будища – п.Веселое – Пертовская слобода – п.Руднево(лагерь)

Техническое описание маршрута

29 октября 2009 года

Сбор группы назначен на 5 часов утра(изначально на 4, вот этого часа нам и не хватило в последствии), погрузка, распределение по бусам, старт. Бус с Сумчанами (8чел) двигался по маршруту г. Сумы — п. Перемога – п. Шалыгино – п. Стариково. Участок от Перемоги до Шалыгино был наиболее запоминающим тем, что сначала это была брусчатка, а за мостом через Клевень началась дорога, как будто после бомбометания, ямы были глубокие и длинные – маршрут к заброске по этой нитке не рекомендуем. Второй бус ехал через Глухов, прибытие на мост к Стариково с разницей в 20 минут обусловлен хорошей трассой.

Сам мост возможно и был когда-то в рабочем состоянии, сейчас представляет собой жалкое зрелище, хотя по тому, что от него по полю идет колея, по нему до сих пор кто-то ездит. Место стапеля очень живописное, уже на первой стоянке понимаешь, что пойма маленькой Обесты – самый чистый, красивейший участок, наверное, не только Сумской области, а и Украины. На воду сошли в 10.40.

Уровень подготовки экипажей различный, поэтому группа растянулась почти на километр. Обеста то расширяется до 30 м, то сужается до 1,5-2метров, русло извилистое, течение заметное, на некоторых участках можно не грести – быстротоки, часто попадаются пробки из травы и ряски. Перед мостом трассы Глухов-Шалыгино в русле остатки старого моста забитые упавшими деревьями и травой – первый обнос, метров через 200 за мостом травяная пробка – второй обнос. Маленькая речка преподнесла два маленьких и таких неприятных сюрприза. За мостом, вдали, среди верхушек деревьев видно купол монастыря основанного в 16 веке князьями Глинскими ( с тех пор здесь постоянно находилось, училось, воспитывалось, трудилось громадное количество народа, в период 1й мировой около 2 тыс.чел. ). Естественно на осмотр сего места было потрачено около полутора часа, чалка затруднена, быстроток, русло перегорожено деревянным забором.

Дальше до впадения Обесты в Клевень еще два завала, один разрубили, второй лезли по верху, проталкивая байды. Одна из байдарок рвет шкуру, из-за вынужденной остановки группа разбивается на две команды. Впадение Обесты в Клевень незаметно, через какое-то время понимаешь, что воды стало больше, и ты идешь уже не по Обесте. Пройдя Сварково, надо уходить в правый ровный искусственный канал.

В Чернявом, перед мостом справа сделали перекус. Река Клевень в районе Чернявого разливается, вода мутная, грязная. До 70х годов, покуда не построили шлюзы, речка была очень чистая, обилие болот питали реку родниковой водой, водилось много щуки. Впоследствии с началом работы шлюзов, изобилие рыбы было уничтожено частыми сбросами с полей в реку, отходов выращивания конопляных. Рыбы в реке мало. За Чернявым – шлюз, осмотр и проходим во второй слева слив.

Далее предпринимались поиски стоянки, возможности стать на удобную и красивую стоянку так и не увенчались успехом. Слева было ур.Белево справа Широкое болото, как раз посредине этого БОЛОТА и пришлось останавливаться. Часть группы подходила уже с фонариками. Лагерь разбили в посадке, которая шла вдоль реки. Планировали остановиться как раз в ур.Белево, но при ближнем рассмотрении стало понятно в лесу расположиться просто невозможно – болота, недаром форсирование этой реки вызывало затруднения как у Петра 1 так и у нашего земляка С.А. Ковпака. Невзирая на поздний сход с воды, неудачное место, тем не менее, ночевка получилась неплохая, никто не замерз, ветра практически не было. А утром все замерзло, из байдарок выбрасывали лед (до 1см толщиной), под ногами хрустела покрывшаяся инеем листва – начинался второй день сплава.

30 октября 2009 года

Укладка вещей в байдарки и снова старт. Через 2 км на реке лежал лед. Ряска и трава протяженностью около 100 м, перегородившая реку, замерзла, байдарки осторожно пробираются под берегом дабы не порезать шкуру. Чуть далее на траверзе (отм 163.6) – шлюз, вода низкая, поэтому прыгнуть возможности не было, обнос.

Далее до Будища река зажата в крутые, заросшие колючками и диким хмелем, высокие берега. Перед старым разрушенным мостом возле Будищ – перекус. Дальше снова – крутые берега и заросли. На южной окраине Веселого набрали водички, колодец искали долго, местное население присутствия не выказывало до момента, когда мы начали набирать воду, местная жительница в возрасте сразу показалась из-за забота и провела контрольный опрос.

Далее Клевень поворачивает и показывается высокий правый берег, поросший дубовыми рощами. На второй возвышенности расположена Петропавловская слобода. Сейчас это лечебное заведение, интерес вызывает сплошной забор вокруг слободы сложенный из гранитного мелкого камня. Здесь же, на бугре, мы насобирали поздних яблок.

Перед Ховзовкой многочисленные завалы, требующие внимания и умелого маневрирования, саму Ховзовку с воды не видно, а вот местные жители в возрасте около 90 годков стирали белье такими предметами, которые разве что в музее увидишь, перекрестили нас и пожелали удачной дороги. Дошли до шлюза в Руднево, шлюз не проходим, за ним два завала – стали лагерем. Очень удобное место стоянки. Из собранных яблок и терна сварили чудесный компот, был костер, были песни. Стоянка — супер.

1 ноября 2009 года

Раненько сходили за водой, шел снег и светило яркое солнце. Потом играли в волейбол. Стали на воду около 11.00. так как решили сходить в Вязенке. Как всегда если расслабишься, река напомнит что она хозяйка – мощный завал, крутые берега. Через 10 мин хода – обнос. Самый трудный обнос на всем маршруте. К 14.00 были под мостом трасы Путивль-Глухов у Вязенки. Три часа шли шесть километров!

В 14 часов начали антистапель и готовить обед. Резко похолодало. Один бус отвез киевлян в Глухов, потом вернулся за оставшимися. Выдвинулись домой в 16 часов.

Итоги, выводы и рекомендации

Маршрут интересен в учебном и отдыхательном плане. Хорошие стоянки на всем маршруте по Обесте, на Клевне только два места, где можно устроить шикарные стоянки – это шлюзы выс 163.6 и в Руднево.

Маршрут проходит по территории среднерусской возвышенности. Не обязательные, но рекомендованные места посещения – Глинская пустынь и Петропавловская слобода. В районе Петропавловской слободы очень живописная природа, разница высот достигает 50 метров, вид сверху на долину завораживает…

Дрова на маршруте в достатке, в Обесте водиться рыба, в Клевне практически отсутствует. Воду можно (но не нужно) брать только из Обесты, в Клевне — грязная и мутная.

Довольно легкая заброска/выброска (отсутствие пешей части) понижают требования к весовым характеристикам снаряжения. Уровень воды на маршруте сильно зависит от погодных условий, однако на наш взгляд, на протяжении всего маршрута его можно охарактеризовать как ниже среднего, в связи с чем, шлюзы не проходились, а завалы приходилось обносить.

Потрачено некоторое время на ремонтные работы. Удобных мест для стоянки крайне мало. Следует обратить внимание на этот факт при планировании графика и подготовке похода. В районе путешествия водятся клещи. И хотя район не считается энцефалитоопасным, при сборе аптечки необходимо учесть вероятность укуса этим насекомым.

С фотографиями похождения маршрута можно ознакомиться перейдя по ссылке http://brodyaga.org/media/photo/881/

Роман Калиниченко, 24.02.2010 13:25:21

Вот, Друзья, нам на обозрение и обсуждение представлен дневник водного не категорийного похода на байдарках по рекам Обеста и Клевень в Сумской области на Северо-Востоке Украины в период с 29 октября 2009 года по 1 ноября 2009 года.

Дневник очень интересен, стилистика изложения сути проста и доступна к пониманию.

Вот предлагаю несколько фотографий, сделанных в этом походе:

Related Post

Река полота на карте

Река полота на карте Глава 6. Полоцкая земля Обширная Полоцкая земля охватывала большую часть современной Белоруссии и лежала в основном по Западной Двине, Неману и Березине с их притоками. Границы

Какие реки есть в соликамске

Карта Соликамска подробно с улицами, домами и районами На странице изображена интерактивная карта города Соликамск с улицами и домами. Соликамск представляет собой крупный город в Пермском крае. Город обладает званием

Расчистка русла реки экскаватором

Новое поколение мини-экскаватор плавающий Очистка реки плавающим экскаватором Очистка русла реки – сложная задача, если отсутствует подходящая для этого техника. Удачным решением может стать использование плавающего экскаватора Брод. Его конструкция