Великая река ефрат

Река Евфрат является самой длинной рекой Западной Азии. Она также имеет и огромное историческое значение. Этот водный поток протекает через Турцию, Сирию, Ирак и, соединившись с рекой Тигр, образует единую водную артерию, носящую название Шатт-аль-Араб. Последняя имеет длину 190 км и заканчивает свой путь в Персидском заливе.

Образуется древний речной поток Месопотамии от слияния 2-х рек: Кара-су и Су Мурат. Первая река имеет длину 450 км. Своё начало она берёт в провинции Эрзерум (Восточная Турция) в Армянском нагорье на высоте 2125 метров над уровнем моря. Исток Су Мурат находится недалеко от горы Арарат (высота 3520 м над уровнем моря). Её длина составляет 722 км. В единый поток они сливаются в 10 км вверх по течению от города Кебан на юго-востоке Турции.

Длина реки Евфрат после слияния 2-х рек составляет 2780 км. Из них 1010 км приходится на Турцию, 710 км принадлежит Сирии и 1060 км пролегают в Ираке. Бассейн реки охватывает Турцию, Сирию, Ирак, Кувейт и Саудовскую Аравию. Его площадь составляет 766 тыс. кв. км.

Водный поток вначале течёт на высоте 693 метра над уровнем моря. Затем на расстоянии 600 км падает до уровня 368 метров над уровнем моря. При этом вода проходит через глубокие ущелья и каньоны. После этого попадает в Верхнюю Месопотамию на северо-западе Ирака. Здесь высота водного потока над уровнем моря падает ещё на 163 метра. Дальше начинается равнина, и водный поток постепенно снижается на 55 метров над уровнем моря. После этого он воссоединяется с Тигром и образуется Шатт-аль-Араб.

Основное количество воды река получает в виде осадков и от таяния снегов. Пик питающих вод приходится на апрель-май и составляет 36% от годового. А вот минимум питающих вод приходится на лето и осень. Средний годовой сток составляет 29 куб. км.

В Сирии река Евфрат принимает 3 притока: Саджур, Баликх и Хабур. Текут они в предгорьях горы Таурус вдоль турецко-сирийской границы и добавляют сравнительно небольшое количество воды в древний речной поток Месопотамии. Самым крупным притоком является Хабур. На территории Ирака естественных притоков нет. Существуют лишь каналы, соединяющие бассейн Евфрата с Тигром.

Водный поток течёт через ряд отличающихся друг от друга растительных зон. Хотя человек живёт в этих местах уже тысячи лет и существенно изменил естественный пейзаж, но отдельные участки первозданной природы всё же остались. Определяющим фактором для растительности является устойчивое снижение осадков от истока к Персидскому заливу.

В верхнем течении река протекает через горы юго-восточной Турции и их южные предгорья. Местность в этих местах лесистая. На более влажных участках растут дубы, кустарники и розоцветные растения. В сухих районах лесной покров менее плотный. Южнее простираются смешанные леса и степь. Сирийско-иракская граница представляет собой степной ландшафт. Он характерен белой полынью и представителями семейства маревых. Эта зона на протяжении всей истории была истощена из-за разведения овец и коз.

В районе юго-восточной части границы между Сирией и Ираком начинается настоящая пустыня. Растительности в этих местах практически никакой нет. Попадаются лишь отдельные участки, где растут маревые. Однако условия почвы пригодны для леса, но человеческая деятельность превратила благодатный район в пустыню.

В реке в основном обитают представители семейства карповых. Всего насчитывается 32 вида подобных рыб. Наряду с этим вымирают панцирные черепахи, так как зона их жизнедеятельности ограничена водными системами Евфрата и Тигра.

Ещё в XIX веке европейские путешественники говорили об изобилии самых разных животных в бассейне великой древней реки. В настоящее время они стали редкостью или вымерли. Пропали азиатские львы и арабские страусы. Исчезли и кабаны, которых в прежние времена было великое множество. Не стало копытных, пропали и хищники. Сейчас в Месопотамии невозможно встретить волка, шакала, лисицу, леопарда. Сирийский бурый медведь живёт лишь в горах на юго-востоке Турции. Когда-то в этих местах обитал и бобр, но сейчас его нет.

Во времена Древнего Шумера река Евфрат напрямую впадала в Персидский залив, то есть Шатт-аль-Араб не было. Но за последние 4 тыс. лет морские наносы сделали своё дело. Море отступило почти на 200 километров, и появился новый водный поток.

На реке в 1987 году построена плотина Хадита к северу от иракского города Хадита. Это совместный проект СССР и Ирака. Длина плотины 9 км, высота 57 метров. Самая первая плотина, построенная совместными усилиями Турции и Сирии, была запущена в эксплуатацию в 1970 году. Всего в долине Евфрата Сирия построила 2 плотины и планирует ещё 4. Турция также создаёт свои водяные источники эл. энергии.

В настоящее время планируется осуществить глобальный проект, который насчитывает 22 плотины. Они будут способны дать воду 20% орошаемых земель. Помимо плотин существует сложная система каналов. Их используют не только для орошения, но и для хранения водных ресурсов.

Всё это, конечно, хорошо, но затопление значительной части долины уже привело к гибели многих уникальных архитектурных памятников и мест, имеющих историческое значение. Хотя надо отметить, что сделано было довольно много для того, чтобы сохранить как можно больше культурного наследия далёкой древности. Но потеря той же римской мозаики вызвало много споров как в турецкой, так и международной прессе. Полемика ведётся до сих пор, а ЮНЕСКО взялось координировать дальнейшие действия по сохранности памятников культуры.

Куда течет река Евфрат?

Из Едема выходила река для орошения рая;
и потом разделялась на четыре реки.

География Едема всегда привлекала внимание исследователей Священного Писания. Река, орошающая рай и разделяющаяся на четыре реки, — что это?

Не отвергая реальность существования описываемой бытописателем реки, святоотеческая мысль наделяла реку, выходящую из Едема, смыслом духовным. Так, златословесный учитель Церкви проводит параллель между рекой Едема и Божественной Благодатью: «Из рая выходил источник, изливавший чувственные (прим.: видимые, осязаемые) реки; из этой же трапезы (прим.: святитель здесь говорит о Крови Христовой) происходит источник, изводящий реки духовные»[1]. А, например, Карфагенский священномученик считает Едем и едемскую реку в частности прообразом Церкви: «Церковь, которая выражает образ рая, заключает внутри своих стен смоковницы. Она орошает эти деревья четырьмя реками, то есть четырьмя Евангелиями. » (Киприан Карфагенский, Послания 63.10)[2].

Внимание толкователей не обходило и четыре реки, на которые разделялся Едемский поток. «Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат» (Быт. 2:11-14). Интерес исследователей подогревает тот факт, что из четырех названных в Писании рек только две легко можно найти на географической карте — это реки Тигр и Евфрат в Западной Азии.

Поэтому неудивительно, что у многих интерес к библейским рекам вызывал желание найти две «недостающие» на карте реки и определить точное нахождение едемского сада. Предоставим поиски рек на карте всем желающим, а сами вспомним, что Божии «творения суть символы, а духовная действительность — смысл, и жизнь, и оправдание существования этих символов»[3]. Следовательно, существование четырех рек необходимо для того, чтобы указывать нам на что-то очень важное. Или на несколько важных вещей. Божественное Откровение часто под одним и тем же символом объединяет вещи разные по форме, но сходные по духовному значению. Или один и тот же образ использует для описания вещей, относящихся как к окружающему миру, так и непосредственно к человеку. Это не удивительно, так как «Человек — великий мир в малом»[4]. Причем на языке оригинала мысль святителя звучит так: «Человек — макрокосм в микрокосме».

Попробуем разобраться, какое отношение четыре реки имеют к каждому из нас.

Сначала определим, что обозначают названия рек. «Фисон (Быт. 2:11). Это слово, по мнению некоторых, означает обилие воды, но оно определено еще не совсем точно»[5]. Значит, Фисон — река полноводная. Полноводность подчеркивает как бы внутреннее содержание, внутреннее состояние реки. Гихон — «бурный, стремительный»[6]. Стремительность указывает на характер действия реки. Тигр — «быстрый»[7]. При качественной схожести названия этой реки с Гихоном разница все же есть. Тигр, указывая на скорость, характеризует, на наш взгляд, внешнее качество реки — быстроту течения. Гихон же заставляет воображение рисовать бурный поток, полный внутренних завихрений и водоворотов. Наконец, Евфрат на арамейском языке означает буквально «сладкая вода»[8]. Еще «Евфрат означает «сладость», «плодородие»»[9]. Таким образом, название этой реки указывает на качество воды и ее воздействие на почву.

Когда мы узнали значения названий рек, давайте попробуем понять, на что они указывают в человеке. Именно такую цель поставил святитель Амвросий Медиоланский и прекрасно с ней справился в своем трактате «О рае». Поэтому умолкнем на время и выслушаем епископа Милана. Так как духовное толкование святитель переплетает с буквальным, то остановим внимание на первом, чтобы оно прозвучало отчетливей. Святитель начинает свое повествование с единого Едемского источника.

«Но почему премудрость Божия называется источником? Потому, что, согласно Евангелию, подобен источнику Говорящий: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Иоан. 7:37). И потому, что, согласно пророку, подобен источнику Тот, Кто говорит: «Идите, ешьте хлеб мой у и пейте вино, мною растворенное» (Притч. 9:5). Итак, премудрость — не только источник жизни, источник духовной благодати, но также источник прочих добродетелей (прим.: здесь и далее подчеркнуто автором), направляющих нас на путь вечной жизни.

Река эта берет начало не в той душе, которая не возделана, а в возделанной душе, чтобы оросить рай, то есть плодовые деревья различных добродетелей. У них четыре начала, на которые разделяется Премудрость. Каковы же эти четыре начала добродетелей? Одно — благоразумие, другое — умеренность, третье — сила, четвертое — справедливость. И мудрые люди мира сего, восприняв эти начала от нас, перенесли их в свои писания. Итак, если премудрость есть источник, то четыре реки, вытекающие из этого источника, суть потоки добродетели.

Фисон означает благоразумие, и потому в нем есть хорошее золото, карбункул и камень оникс. Мы часто называем золотом найденные благоразумные решения. Потому и Господь речет через пророка: «Я. умножил у нее серебро и золото» (Ос. 2:8), и Давид говорит о благоразумных: «Расположившись в уделах своих, вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом» (Пс. 67:14). Поэтому тот, кто глубоко вникнет в Ветхий и Новый Завет, сможет углубиться в тайную премудрость Божиего размышления. Так что золото означает благо, а отнюдь не денежное богатство, земное и тленное.

Ибо сказано: там бдолах — сияющий карбункул, в котором живет искорка нашей души. Есть там и камень оникс, являющий, как представляется, своим цветом нечто живое, зеленое. Ибо кустарник зеленеет, пока живет, а когда умирает, то засыхает; и земля зеленеет, пока цветет; зеленеют и семена, когда прорастают. И правильно, что первой названа река Фисон, означающая по-еврейски «Феойсон», то есть «изменение речи», так как она омывает землю не одного народа, но течет также в Лидию. Ведь и благоразумие не скудно пользой, но изобилует ею, так как приносит ее многим. И потому оно названо первым, что если бы кто-нибудь покинул рай, благоразумие первым остановило бы его, словно река, и он не засох бы вскоре, но без труда вернулся бы по ней в рай. Многие люди приходят к этой реке, которая, как считается, весьма прекрасна и плодородна. Потому и предстает благоразумие в этом образе, что принесло много плодов с пришествием Господа Спасителя. И река эта течет до пределов земли, ибо Премудростью спасены все люди. Потому сказано: «По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс.18:5).

Вторая река — Гихон. Возле нее был дан израильтянам закон, когда они находились в Египте: выйти из Египта и, опоясав чресла, есть агнца, который символизирует умеренность. Ибо надлежит, чтобы пасху Господню праздновали чистые и освященные. Еще и потому первая законодательная норма была установлена возле реки Гихон, что это имя означает некое зияние в земле. Как зияние поглощает землю и всю грязь, все нечистоты, какие на ней есть, так целомудрие поглощает все телесные страсти. И хорошо, что этот первый закон был дан именно здесь, ибо законом поглощается плотский грех. Верно говорится, что Гихон, образ целомудрия, обтекает землю эфиопов, чтобы омыть низменную плоть и угасить пожар нечестивейшего тела. Ведь Эфиопия, согласно латинской этимологии, означает «низменная» и «нечистая». Но что низменнее нашего тела, и что более подобно Эфиопии? Оно даже черно от черноты грехов!

Третья река — Тигр, протекающий перед Ассирией, куда лицемерный Израиль был отведен в плен. Говорят, что быстрее всех прочих течет эта река, берега которой населяют ассирийцы, то есть «ведущие» — так гласит толкование. Поэтому всякий, кто силою пленит лицемерие духа и пороки тела и устремит их ввысь, тот считается подобным этой реке. Так что сила проистекает из того источника, который находится в раю. В своем стремительном движении она прорезает любое препятствие, и поток ее не удержать никаким преградам.

Четвертая река — Евфрат, что означает на латыни «плодородие» и «изобилие плодов». Евфрат символизирует справедливость, которая утоляет всякую душу. Ибо ни одна добродетель, кажется, не приносит больше изобильных плодов, чем правда и справедливость: она более заботится о других, чем о себе, и пренебрегает собственной выгодой, предпочитая ей общую пользу. Многие также считают, что имя Евфрат происходит от греческого аро tou euphrainesthai, что значит «радоваться», ибо род людской ничему так не радуется, как правде и справедливости.

Что же касается того, что для других рек описываются места, по которым они протекают, а области, по которым течет Евфрат, не описываются, то причину этого мы видим в том, что его живая вода считается и сохраняющей жизнь, и способствующей ее возрастанию. Благоразумные люди из евреев и ассирийцев называют его Авксом («возрастающим») — потому что, как говорят, он течет в противоположную сторону, нежели другие реки, и еще потому, что где осторожное благоразумие, там и злокозненность, где сила, там и гнев, где умеренность, там и несдержанность, и множество других пороков; но там, где справедливость, там и взаимное согласие всех прочих добродетелей. Потому река эта узнается не по местам, по которым протекает, то есть не по какой-то части: ведь справедливость — не часть, но как бы матерь всего.

Так в названных четырех реках представлены четыре главные добродетели, которые заключает в себе время мира сего»[10].

Как мы видим, святитель Амвросий прямо отождествляет четыре реки, на которые разделяется эдемская река, с четырьмя естественными добродетелями — силой, благоразумием, справедливостью, умеренностью. «В нас есть естественные добродетели, с которыми душа имеет сродство не по человеческому научению, но по самой природе. Никакая наука не учит нас ненавидеть болезнь, но сами собою имеем отвращение ко всему, что причиняет нам скорбь; так и в душе есть какое-то не учением приобретенное уклонение от зла. Всякое же зло есть душевный недуг, а добродетель соответствует здравию. Хорошо некоторые определяли здоровье, что оно есть благоустройство естественных действований. Кто скажет то же и о благосостоянии души, тот не погрешит против приличия. Посему душа и не учась желает свойственного ей и сообразного с ее природою. По сей-то причине для всякого похвально целомудрие, достойна одобрения справедливость, удивительно мужество, вожделенно благоразумие. Сии добродетели душе более свойственны, нежели телу здоровье»[11]. Мы видим, что архиепископ Кесарии Каппадокийской перечисляет те же добродетели с незначительным расхождением в их названии — мужество (сила), благоразумие, справедливость, целомудрие (умеренность).

Естественные добродетели связаны с четырьмя силами души — разумной, раздражительной, вожделевательной[12] и волевой.

Разумная сила души, или разум, в неповрежденном состоянии «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла»[13] (св. Симеон Новый Богослов). Сказать, что разум является «господствующей силой»[14] не совсем верно. Скорее, это базисная сила. Сила, лежащая в основании ума (созерцательной способности человека[15]), фундамент ума, его камень — Кифа. Сразу отметим, что камень в Писании часто обозначает Христа, Второе Лицо Святой Троицы, Ипостась Слово. Интересно то, что не согреши Адам, останься он верен Богу, то он несомненно стал бы Человекобогом — Христом по Благодати и рассуждал бы здраво, и верно отличал бы добро от зла (см. выше: св. Симеон Новый Богослов). Но был уловлен сетью дьявола на приманку возможности различать добро и зло, не сообразуясь с разумом Божественным. Новый Адам — Христос освободил нас от этого плена. «Всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Матф. 7:24). Итак, добродетель разума — благоразумие.

«Раздражительная сила души. есть ее чувствующая, эмоциональная сила»[16], или, проще говоря, — чувство. «Раздражительная сила души также именуется сердцем»[17]. Естественная добродетель, которая совершается в чувстве, — это, очевидно, милосердие.

Еще одна сила души — вожделевательная — «позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо»[18]. Что это за сила души, которая позволяет стремиться за чем-то, следовать чему-то? Что является в человеке побудительным мотивом для внутреннего стремления? Это совесть человека. Человек в воле, заставив себя, может поступить и вопреки своей совести, но тогда он будет испытывать внутренние муки. Желая избежать внутренних мук, человек будет или искать пути поступить по совести, или искать средства заглушить голос совести. В первом случае со всей очевидностью именно совесть побуждает человека к действию. Второй случай — это случай богоборчества в смысле борьбы человеческой души с Богом, действующим в человеке посредством совести. Совесть в человеке никогда не умолкает. Совесть пусть и тихо-тихо, но всегда напоминает человеку о его Божественном образе. И совесть же подсказывает человеку, как поступить справедливо.

Пользуясь случаем, заметим, что к вожделевательной силе души нельзя отнести волю, «которой свойственно действовать»[19]. Нельзя отнести как раз по той причине, что воле свойственно действовать, а совести — побуждать к действию. В праведнике побуждение находит проявление в действии, а грешник поступает вопреки побуждениям совести. Тем не мнение и у воли есть своя естественная добродетель — это мужество, решительность.

Смотрите так же:  Река турунчук

Таким образом, мы соотнесли естественные (природные) добродетели человека с четырьмя силами души: милосердие свойственно чувственной сфере, справедливость — совести, благоразумие — разумной сфере, а решительность — воле. Как совершенно уже очевидный итог мы просто вынуждены констатировать, что четыре рассматриваемые реки мы вправе ассоциировать (через добродетели) с четырьмя силами души — волей, разумом, совестью и чувством. Ассоциации получаются следующие:

Тигр = воля (сила, мужество, решительность);

Фисон = разум (благоразумие);

Евфрат = совесть (справедливость);

Гихон = чувство (милосердие, целомудрие, умеренность).

Если мы еще раз вспомним, что означают названия рек, то убедимся в том, что наши ассоциации не бессмысленны. Воля определяется действием, как действием определяется быстрый Тигр. Разум своей полноводностью подобен Фисону. Человек, поступающий не противно своей совести, испытывает сладость от мира в душе, подобную водам Евфрата, и плодоносен во всех добродетелях. Чувство бурно и стремительно, подобно Гихону. И раз мы решили выяснить, куда течет Евфрат, обратим внимание на очень важную, на наш взгляд, мысль святителя Милана: «там, где справедливость, там и взаимное согласие всех прочих добродетелей». Или иначе можно сказать, что совесть у человека играет особую, исключительную роль. Все силы души уникальны, но именно совесть, как рождающая добродетель справедливость, является как бы согласующей силой. Совесть как вожделевательная сила души, т. е. как побуждающая к действию, никогда не умолкает, всегда напоминает человеку о его Божественном образе.

Река Евфрат интересна как единственная названная река Апокалипсиса. «Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрате. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр. 9:13-15).

Здесь Евфрат упоминается как река, при которой связаны четыре Ангела. Очень интересная аналогия с тем, что там, где совесть чиста, «там и взаимное согласие всех прочих добродетелей». Или иначе можно сказать, что очищенная совесть, позволяющая получить благодатные дары Св. Духа, — «как бы матерь всего». Несмотря на то, что совесть в человеке никогда не умолкает, т. е. непрерывно служит средством для прямого воздействия Божественной Благодати на человека, она в падшей человеческой природе так же искажена, как и воля, и разум, и чувства. Т. е. утверждать, что любой человек, во всем поступающий по своей совести, уже во всем поступает по Воле Божией — крайняя степень неразумия. К очищению совести можно прийти только через очищение разума, к очищению разума — через укрепление воли, а к последнему — через смирение и кротость. Крайне неразумно пытаться перескочить некоторые необходимые этапы духовного восхождения.

Что же происходит, когда жизнь (человека или общности людей) подходит к завершению, и наступает время, непосредственно предшествующее решению нашей участи? Этому уделяет самое пристальное внимание Откровение Иоанна Богослова. Так тайнозрителю было открыто, что в это время «сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы» (Откр. 20:7). Безусловно, в своем буквальном пророческом смысле этот стих относится к последним судьбам мира. «Однако святоотеческая мысль не ограничивается пониманием Апокалипсиса как пророчества лишь о последних временах. Достаточно распространено мнение, что Апокалипсис рассказывает о судьбах Христовой Церкви и мира, начиная с основания Церкви Спасителем, т. е. с апостольских времен. «Когда Церковь была основана апостолами, было необходимо открыть, как она будет распространяться и какого совершенства достигнет в конце, чтобы вооружить проповедников веры против мирских искушений» (Беда Достопочтенный) Значительно менее распространено толкование повествования Откровения Иоанна Богослова как рассказ о судьбах отдельных народов или даже каждого человека в отдельности»[20]. По нашему мнению, сатана освобождается из темницы после того, как забирается «удерживающий теперь» (2 Фесс. 2:7) его в бездне. Соотнося этот стих Откровения с указанным эсхатологическим фрагментом из послания Фессалоникийцам, можно прийти к однозначному выводу о том, что под удерживающим следует понимать Христа. На это можно возразить, что Христос перед Вознесением обещал: «Я с вами во все дни до скончания века. Аминь (Матф. 28:20)». Действительно, при трансцендентности по природе миру, Господь имманентен ему своими Божественными энергиями. И эта имманентность постоянна. Но необходимо понимать, что благодатное присутствие Божие в мире и в человеке в первую очередь и Его благодатное воздействие на мир и человека — явления разные. Господь непрерывно промышляет о мире, и вполне можно допустить, что в Промысел Божий входит и полная (или максимально возможная) богооставленность мира, общности людей или отдельного человека. Если Господь, ставший человеком для того, чтобы возвести человека на Небо, будучи распят между двух разбойников, прошел на Кресте через муку богооставленности, то почему нельзя предположить, что человечество, общность людей или отдельный человек тоже не пройдут испытание богооставленностью? Пока Бог в мире, подобно жениху на браке, сатана удерживается от полной власти над миром. Но Жених забирается, и тогда сатана получает полную власть над видимым миром. Это подтверждается, например, его победой над двумя пророками-мучениками (см. Откр. 11:7). В это время лишь те, кто нелицемерно облекся во Христа (см. Гал. 3:27), воскликнут: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лук. 23:42), тем самым свидетельствуя о своем уповании. Внутреннее страдание будет вменено им в мученичество. Чужие же и чуждые Христу люди при оставлении Богом мира обрадуются, почувствовав избавление от мук совести. Примеры «положительной» богооставленности неоднократно встречаются в житиях святых (см. жития преподобных Иоанна Многострадального, Силуана Афонского и др.).

Сейчас же (Откр. 9:13-15) нам показано, как человек оставляется Богом и предоставляется сам себе. Нам открывается механизм этого процесса. Четыре Ангела, связанные совестью, освобождаются, становятся самостоятельными. Что под этим можно понимать, если не то, что все четыре силы души предоставляются сами себе? Т. е. то, что человек (или общность людей) приобрел(а) в результате своей жизни, становится его (ее) богатством. «Поэтому-то наш Господь Иисус Христос сказал: в чем Я найду вас, в том и буду судить»[21]. Если удалось привести в симфонию четыре силы души, такими они, «звучащими в унисон», и остаются. И, даже будучи независимыми, продолжают рождать естественные добродетели; помогают совершать евангельские добродетели (приобретаемые), например, помогают сохранять смирение и кротость; остаются основой для дарования сверхъестественных добродетелей — веры, надежды, любви. Если же симфонии достичь не удалось, то начинается то, что в механике называется «идти вразнос». Или, раз мы уже поняли, что совесть как бы скрепляет силы души, человек или общность становятся бессовестными в самом прямом смысле этого слова. «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр. 16:12). В таком состоянии человек или общность людей могут грешить, четко понимая, что они совершают. Т. е. уже нельзя сказать: «Не знают, что делают» (Лук. 23:34) — знают. Делают и прекрасно знают, что делают. Именно в таком состоянии человек способен даже убивать, думая, «что он тем служит Богу» (Иоан. 16:2). Именно потому, что совесть и другие силы души существуют самостоятельно, такое состояние нечестивца абсолютно искреннее, единственно возможное для него. Чем больше человек был погружен в нечестие, тем в больший «разнос» идут его силы души. «Время близко. Неправедный пусть еще делает неправду» (Откр. 22:10,11). У человека же, пытавшегося аскетикой достичь хоть в какой-то степени симфонии сил души, наблюдается несколько иная картина. Главную внешнюю роль в удержании сил души во взаимодействии играет благодать Св. Духа. Именно она, наполняя силы души, служит «скрепой». И вот тогда, когда Господь оставляет человека, эта Благодать, как бы оставляя человека, обнажает перед ним его собственные силы. И чем более сосуд человеческой природы был заполнен Благодатью, тем более во время богооставленности человек испытывает страдания от утраты Того, кто был фундаментом его (человека) целостности. Но это страдания не отчаяния, а страдания от потери бесценного сокровища, которого недостойны никакие ценности мира.

Именно поэтому при любых, скажем так, катаклизмах (преддверие смерти, потрясения и т. д.), которые в той или иной мере являются окончанием суда жизни (ср. Иоан. 12:31) и преддверием «вынесения приговора», нечестивцы мечутся, тщетно пытаясь найти упокоение в какой-либо внешней деятельности, а праведники в состоянии богооставленности тихо входят в комнату своего сердца (см. Матф. 6:6) и, затворив дверь, взывают втайне: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22:20).

[1] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, беседа 46, п.4. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/besedy-na-evangelie-ot-ioanna/46 (дата обращения 6.12.2019).

[2] Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I-VIII веков. Ветхий Завет. Том I: Книга Бытия 1-11 /Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Эндрю Лаута в сотрудничестве с Марко Конти / Русское издание под ред. К. К. Гаврилкина. — Тверь: Герменевтика, 2004, с.75.

[3] Николай Сербский (Велимирович), свт. Символы и сигналы. [Электронный ресурс] // ПЭ «Азбука веры». URL: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbskij/simvoly-i-signaly/ (дата обращения 6.12.2106).

[4] Григорий Богослов, свт. Слово 45 // Творения. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994. Т.1. С. 665.

ЧЕТЫРЕ АНГЕЛА ПРИ РЕКЕ ЕВФРАТ. К вопросу о подготовке и арене Третьей мировой войны. Священник Андрей Горбунов. (републикация — июль 2011г.)

Правители Египта (Мубарак), Туниса (Бен Али), Ливии (Каддафи) и некоторых других арабских стран, которых западные СМИ назвали «диктаторами», не допустили бы большой войны в регионе — они правили по 30-40 лет в своих странах и были заинтересованы только в стабильности. Вот и проводятся, под видом «революций», спецоперации по их смещению. А на их место ставятся «радикальные исламисты» — для более удобной эскалации конфликта между мусульманами и евреями.

«Военная интервенция в Сирию по фальшивым гуманитарным соображениям, — указывает аналитик Михаил Чоссудовски (Michel Chossudovsky), — может привести к дальнейшей эскалации войны, ведомой силами США и НАТО на еще большие территории, простирающиеся от Северной Африки и Ближнего Востока до Центральной Азии, от восточного Средиземноморья до западной границы Китая с Афганистаном и Пакистаном. Это также повлияет на процесс дальнейшей дестабилизации в Ливане, Иордании и Палестине, а также подготовит сцену для конфликта с Ираном» (источник: Anvictory.org).

Конечно, правильно рассуждают авторы Anvictory.org, когда пишут в комментарии к статье Михаила Чоссудовски: «Сейчас непосредственно на наших глазах расчищается театр военных действий для Третьей Мировой, после которой мироустройство (по мнению «архитекторов процесса») должно принять законченные черты и человечество наконец согласиться с необходимостью мирового правительства, которое избавит его от ужасов войн». Только вот удастся ли масонам и прочим сатанистам осуществить свои проекты в намеченной ими (по инструкции адского куратора) последовательности и полноте?

Понятно, что служители зла стараются организовать очередную (и самую ужасную) мировую войну, а затем они хотят подчинить весь мир власти своего «царя иудейского» — мошиаха, т. е. антихриста. В гнетущей атмосфере кровавой всемирной анархии лжемессия-антихрист придет как «гениальный политик», «благородный миротворец», «объединитель и спаситель» погибающего человечества. Передача всемирной власти единому «мировому правительству» во главе с единым мировым лидером будет представляться естественным, необходимым условием выживания человечества.

В августе 1871 года в Чарлстоне (где была учреждена «церковь сатаны») собрался Верховный совет, сверхправительство мира, состоящее из 11 главных масонов — «величайших светильников мира», как они сами себя называли. На этом собрании сатанистов была принята программа организации трех мировых войн, разработанная Альбертом Пайком (основатель «Ку-Клукс-Клана», автор «сатанинской библии»). Согласно этой программе, третья мировая война должна начаться на Ближнем Востоке из конфликта между арабами и израильтянами, и закончиться она должна установлением всемирной диктатуры, т. е. власти «мирового правительства».

В письме от 15 августа 1871 года Альберт Пайк представил руководителю масонов-иллюминатов Мадзини в самых общих чертах план покорения мира при посредстве трех мировых войн, что было путем к установлению «Нового мирового порядка». Первая мировая война, согласно этому письму, должна была быть инсценирована для того, чтобы поставить царскую Россию под контроль масонов.

Следовало ниспровергнуть в России царя и затем использовать ее в качестве «пугала» для того, чтобы решать задачи, стоящие перед масонами. Вторая мировая война должна была, через манипуляцию немецкими националистами и политическими сионистами, создать всеобщий раскол во мнениях и привести к созданию в Палестине государства Израиль. Третья мировая война должна, в соответствии с этим планом, начаться из-за расхождений во взглядах, вызванных масонами между сионистами и арабами (что сейчас и происходит). Планировалось распространение этого конфликта на весь мир. (Подробнее о планах масонов и сатанистов по организации трех мировых войн см., напр.: Н. Боголюбов. Тайные общества ХХ века. Изд. 2-е. СПб., 1997. С. 25, 34-36, 183 и др.)

О всемирной войне перед кончиной мира святой апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит: «Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей.

Число конного войска было две тьмы тем (в церковно-славянском счете «тьма» — это 10 тысяч, значит: «две тьмы тем» — это 2?10.000?10.000, т. е. двести миллионов); и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили» (Откр. 9, 15-19).

Видимо, это свидетельство Откровения указывает на современную военную технику. В Третьей книге пророка Ездры, которую справедливо называют ветхозаветным Апокалипсисом, тоже можно найти описание будущей большой войны, например: «И поднимутся облака великие и сильные, полные свирепости. и прольют на всякое место. страшную звезду, огонь и град, мечи летающие» (3 Езд. 15, 40-41).

Можно предположить, что слова Апокалипсиса о четырех ангелах, освобожденных при реке Евфрат (Откр. 9, 14) указывают на четыре конкретных государства, по территории которых эта «великая река» протекает. Они-то, надо думать, и станут главной ареной предстоящей мировой войны. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что это следующие страны: ТУРЦИЯ, СИРИЯ, ИРАК, ИРАН.

Современные СМИ подтверждают истинность пророчеств Апокалипсиса. «В настоящее время, — отмечал, например, еще несколько лет назад аналитик В. Петров в статье «России нечем ответить на китайскую угрозу» (Yтро.ru, 18 ноября 2004 г.), — КНР имеет самую многочисленную и сильную армию в Азии и, может быть, во всем мире — около 4 млн. человек, однако под ружье при необходимости могут быть поставлены почти 200 миллионов Как видим, светский автор, вряд ли обладающий основательным знанием текста Апокалипсиса и его толкований, указывает именно то «число войска», о котором говорит святой апостол Иоанн Богослов!

В книге «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса» (в 2-х частях, изд. 2-е, СПб., 1904 г.), о которой весьма одобрительно отзывался святой праведный Иоанн Кронштадтский, можно найти следующее указание на место, которое станет «ареной будущих войн»: «Поприщем последних событий имеют быть, по мнению древних толкователей Откровения, страны Малоазийские, Сирийские, Египетские, быть может, и Южно-Европейские, словом, области древнего римского владычества».

Да, верно было сказано старцем Паисием Святогорцем: «Сегодня читать пророчества — как читать газету: так все ясно написано».

Старец Паисий о грядущей третьей мировой войне предсказал следующее: «Помысел мне говорит, что произойдут многие события: русские займут Турцию, Турция же исчезнет с карты, потому что 1/3 турок станет христианами, 1/3 погибнет и 1/3 направится в Месопотамию.

Средний Восток станет ареной войн, в которых примут участие русские. Прольется много крови, и даже китайцы перейдут реку Евфрат, имея 200.000.000 армию, и дойдут до Иерусалима. Характерной приметой, что приближаются эти события, будет разрушение мечети Омара, так как разрушение ее будет означать начало работ по воссозданию храма Соломона, который был построен именно на том месте.

В Константинополе произойдет великая война между русскими и европейцами, и прольется много крови. Греция не будет играть первенствующую роль в этой войне, но ей отдадут Константинополь, не потому, что перед нами будут благоговеть русские, но потому, что не найдется лучшего решения, и договорятся совместно с Грецией, причем на них будут давить трудные обстоятельства. Греческая армия не успеет подойти туда, как город будет ей отдан.

Евреи, поскольку будут иметь силу и помощь европейского руководства, обнаглеют, и поведут себя с безстыдством и гордостью, и постараются управлять Европой.

Мне говорили, что армия Китая в настоящий момент составляет двести миллионов, т. е. конкретное число, о котором пишет святой Иоанн в Откровении. Когда услышите, что воды Евфрата турки перекрывают в верховьях плотиной и используют их для орошения, тогда знайте, что мы уже вошли в приготовление великой той войны и таким образом приготовляется путь для двухсотмиллионного войска от восходов солнца, как говорит Откровение».

Напомним, что в отечественной историографии Средний Восток — обозначение стран Ближнего Востока (англ. — middle east) вместе с Ираном и Афганистаном. А Ближний Восток включает страны Северной Африки (Египет), Малой Азии (Турция), а так же Сирию, Израиль, Ливан, Ирак, Иорданию и страны Аравийского полуострова (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн, Катар, Йемен, Оман). Это земли, в основном населенные арабами, а так же турками (Турция) и евреями (Израиль).

Смотрите так же:  Расчистка русла реки экскаватором

В древних византийских пророчествах находим следующее место, говорящее об имеющей произойти на территории бывшей Византийской империи «битве, какой еще не было», в которой будут участвовать многие народы: «. кровь людская потечет рекой, так что и глубь морская замутится от крови. Тогда вол возревёт и камень сухой восплачет. Тогда станут кони и послышится глас с небес: «Остановитесь! Остановитесь! Мир вам! Довольно отмщения неверным и непотребным! Изыдите на десную страну Семихолмия, и обретете там мужа, стоящего близ двух столпов в смирении великом, световидного и праведного, терпящего великую нищету, сурового обличьем, но духом кроткого». И возвестится повеление от Ангела:

«Поставьте его царем и вложите меч в десницу его со словами «Мужайся Иоанне! Укрепись и побеждай супостатов своих»». И, приняв меч от Ангела, поразит исмаильтян, эфиопов и всякий род неверный. Разделены будут при нем исмаильтяне на три части, и часть первую мечом убьет, часть вторую окрестит, часть третью, что на Востоке, силою покорит. И по возвращении его [с Востока] отверзутся сокровищницы земные, и обогатятся все, и не будет у них нищего, и земля даст плод свой сторицей. И перекуют все оружие на плуги и серпы. И царствования его будет лет тридцать пять».

Это пророчество, как и другие пророчества, говорящие о том, что ужасная битва на Среднем Востоке будет остановлена гласом Божьим, а также о богоданном царе и неком послевоенном «золотом веке» — периоде духовного возрождения продолжительностью в 30-40 лет, приводит в своей книге «О кончине века и антихристе» старец Иосиф Ватопедский (М., 2006).

«Освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат» ( Откр 9:14 )- 1 часть .

\»Освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат» ( Откр 9:14 )

В мире много больших, знаменитых рек. В Библии мы можем назвать пять рек, которые имеют большое значение. Но две реки после потопа исчезли, так как весь рельеф земли поменялся. Это реки-Фисон и Гихон. Реки-значительные, потому что они были составными реками, входящих в реку, которая орашала Рай. До сих пор идут споры ученных о предположительном нахождении этих, как считают, «неисчезнувших» рек. То одну из рек считают Гангом, другой рекой считают Аракс. Так же Аму-Дарья Сыр-Дарья включены в «список» этих исчезнувших рек. А недавно вообще, «на эту должность» зачислили -Волгу. Но как бы там не было, к общему знаменателю пока еще не пришли. Немного забегая вперед, надо сказать о очень значительной реке в Библии-Ниле. Нил-вторая по длине река на земле. Протекает в Африке по территории 8-ми стран. Так как Египет был в свое время Великой страной мира, и в нем находился более 400-х сот лет израильский народ, то умалить значение реки Нил будет неправильным. Но а теперь вернемся к 4-м рекам Рая. Две реки из них-изсчезнувшие, или по крайней мере, четко не установленные. Две нам известны. Это-Тигр и Евфрат. Но наше внимание сейчас будет привлечено к реке Евфрат. И это по многим причинам. Во-первых, с этой рекой связано начало человечества. Во-вторых, река Евфрат является крайней границей обещанного Богом израильскому народу земли, государства. В-третьих, на этой реке «ожидают» развязки четыре Ангела, чтобы началась 3-я Мировая Война. В-четвертых, с этой рекой связан конец той цивилизации, которую мы сейчас знаем, ибо будет подготовлен путь царям от восхода солнечного, и начнется Армагедон. Сразу надо оговорить, что многие вопросы не будут рассматриваются. Такие, как например: Древо Жизни, подробно о Рае, о Адаме, о его потомках и т.д, так как это отдельные, интересные и обширные темы и они заслуживают более внимательного и пристального рассмотрения. А поговорим сейчас о событиях, связанных с рекой Евфрат.

1). В Библии река называется «Прат» и является одной из четырёх рек: Фисон (Писон), Геон (Гихон) и Тигр (Хиддекель), вытекающих из Эдемского сада. Это слово на иврите, происходящее от слова «поток» или «разрывать», было переведено как Евфрат. «Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила. Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат» (Быт 15:14).
\»Из Эдема выходила река\» надо понимать \»через Эдем проходила река\», ибо не может река, вытекая из Эдема, разветвляться \»потом\\\» на четыре реки. Совершенно ясно, что древний счет был не от истоков, как считаем мы, а от устья, значит река, орошавшая Рай, имела четыре больших притока или четыре реки. Можно сказать и так, и так, потому что во время Рая, это были притоки, а позже реки, ибо самостоятельно впадали в древние очертания Персидского Залива. Рай, скорее всего, находился не между этими реками (о чем и сказано в Библии), а у одной реки, к которой сходились вместе указанные реки или притоки: Тигр на территории перед Ассирией, Евфрат, Гихон (или Геон), обтекавший землю Куш (область древнего и знаменитого города Киш) и четвертая река Фисон. Теперь это левый приток реки Тигра, но еще во времена римлян он впадал непосредственно в залив Нар-Марату (Персидский), так же, как Тигр и Евфрат (проф. Тураев, \»История Древнего Востока\», стр. 59). Таким образом, совершенно ясно, что место Рая находилось географически на крайнем Востоке перед Персидским заливом, на берегу объединенного течения четырех великих и известных в то время рек. Ныне все это место – территория огромного озера Хор или Хаммер. Вся эта территория была затоплена морским заливом, который начал постепенно отступать со времен Авраама, но еще в I веке до Р.Х. все четыре реки впадали непосредственно в него. И только в более поздние времена вода ушла еще дальше в современные очертания Персидского залива, оставшись только в указанном озере и многочисленных болотах. Границы Персидского залива у устья реки отступают и в настоящее время на 7 км за 100 лет. Вся эта огромная территория, по современным геологическим данным, имеет под собой колоссальные нефтяные озера со скрытыми газами, чем объясняют указанные движения поверхности земли вверх и вниз. Моисей пишет: \»И изгнал Адама и поставил на Востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к Дереву Жизни\». Во времена шумеров (культуры городов Ура, Эриду и Обеи-да, разделенные промежуточным трехметровым слоем осадков на периоды \»до Потопа\» и \»после Потопа\») огромная территория была залита водой: существовал огромный морской залив, на берегу которого на возвышенности стояли \»первые в мире\» города Эриду и Ур. Это были поселения Адама и его ближайших 136 потомков. Рай, Эдем был залит водой и стал недоступным навеки. Интересно, что у всех иранских народов хранится предание о месте рая, которое находится под водой, на дне моря (залива). И не очень давно были проведены исследования: снимки со спутников, раскопки морского дна в Персидском Заливе, недалеко от устья рек Тигра и Евфрата, что подтвердило местонахождения Эдема. Он, действительно, находится на дне Персидского залива. Но сделано другое открытие, проливающее свет на жизнь Адама после изгнания его из Рая: оказывается, он жил на берегу моря и мог всегда смотреть на Восток, где под голубой лазурью вод лежал прекрасный Рай сладости неземного бытия. Адам молился, имея глубокую веру, что придет время, когда его Потомок\»сотрет главу змия\» и возвратит Рай человечеству.\»Оно– потомство жены Адама – будет поражать тебя в голову\» Быт 3:15
Палеогеография, восстанавливая очертания древних берегов этого залива, установила еще один интересный факт: Евфрат имел старое русло не влево от Эриду и Ура, как теперь, а протекал между ними, так что Ур стоял на левом берегу, при впадении в залив, а Эриду на правом берегу, против Ура.

Евфрат (на еврейском и арамейском языке: Фрат) (большая, великая река) (Быт. II, 14) — известная река в Азии, которая берет свое начало в Армении на сев. стороне горы Тавра, принимает в себя много побочных рек в своем извилистом течении вдоль берегов Сирии, огибает Сирийско-Аравийскую пустыню и протекает через Вавилонскую область, впадая затем шестью или семью рукавами в Персидский залив. Соединяясь с р. Тигром в 22 милях от Персидского залива, она называется Шат-Эль-Араб. Все протяжение Евфрата равняется 1780 милям, на 650 длиннее протяжения Тигра и на 200 миль короче протяжения реки Инда. Начиная от Самосатты р. Евфрат судоходна почти на две трети своего течения (на 1200 миль) для лодок и даже для плоскодонных пароходов. Евфрат выступает из берегов весной каждый год, вследствие таяния снегов на Арменских горах, и поднимается иногда на 12 футов высоты. Он начинает подниматься в марте, и разлив продолжается иногда до конца мая. Строились с громадными затратами плотины и каналы, вырывались большие озера с целью сохранить воды Евфрата для орошения почвы во время засухи. Евфрат называется в Библии рекой великой и составлял восточную границу Земли Обетованной (Втор. I, 7, Нав. I, 4). Далее с Евфратом мы встречаемся при описании завета, заключенного Богом с Авраамом (Быт. 15:18). В этом случае вся страна от великой реки, реки Евфрата до реки Египетской (Нила) обещана избранному народу. У пророков, как река ассириян и вавилонян, Евфрат представляется, с одной стороны, символом полноты сокрушающей силу и могущество царя ассирийского (Ис. 8:7), а с другой — орудием в деснице Божией для сокрушения гордости Иуды и Иерусалима (Иер. 13:4-9). Воды Евфрата, конечно, разумеются у псалмопевца, когда он изображает иудейских пленников сидящими и плачущими у рек Вавилона (Пс. 86:1-2), и с полнотой Евфрата у Иисуса сына Сирахова (24: 28) сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания. Он (т. е. Господь), говорит Премудрый, наполняет разумом, как Евфрат и как Иордан во дни жатвы. И броды (переправы на реке) захвачены, пророчествует пр. Иеремия о падении Вавилона, и ограды сожжены огнем, и воины поражены страхом (51: 32).
2). Бог (через Моисея) обещает израильтянам: «всякое место, на которое ступит нога ваша, будет ваше; от пустыни и Ливана, от реки, реки Евфрата, даже до моря западного будут пределы ваши» (Втор 11:24).Река Евфрат упоминается как крайняя граница земли, обещанной Богом евреям (Исх. 23:31; Втор. 1:7). Это обетование исполнилось во времена Давида и Соломона.

3). В Библии Евфрат часто упоминается просто как «Река» (ха-нахар) (Быт.15:18). Бог говорит израильтянам перед входом в Землю Обетованную и называет реку Евфрат рекой великой: «обратитесь, отправьтесь в путь и пойдите на гору Аморреев и ко всем соседям их, на равнину, на гору, на низкие места и на южный край и к берегам моря, в землю Ханаанскую и к Ливану, даже до реки великой, реки Евфрата» (Втор 1:7) В некоторых местах Свящ. Писания Евфрат называется просто рекой (Пс. 71: 8). Река Евфрат, подобно Нилу, имеет за собой весьма много замечательных воспоминаний. Воды Евфрата, конечно, разумеются у псалмопевца, когда он изображает иудейских пленников сидящими и плачущими у рек Вавилона (Пс. 86:1-2), и с полнотой Евфрата у Иисуса сына Сирахова (24: 28) сравниваются обильные плоды истинной мудрости и знания. Река Евфрат составляла восточную границу Земли Обетованной (Нав. I: 4).

4). Река с тем же названием упоминается в качестве северо-восточной границы земли, обещанной Богом Аврааму и его потомкам (Исааку, Иакову и т. д.): «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» ( Быт 15:8 ) Когда Бог даст, обещанное Аврааму и его потомкам всю эту землю?! Скорее всего, это произойдет после многих «перепитиев» и окончательно обещанная земля станет израильской в Тысячелетнем Царстве.

5). О всемирной войне перед кончиной мира Святой Апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе говорит: «Шестой Ангел вострубил, и я услышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего пред Богом, говоривший шестому Ангелу, имевшему трубу: освободи четырех Ангелов, связанных при великой реке Евфрат. И освобождены были четыре Ангела, приготовленные на час и день, и месяц и год, для того, чтобы умертвить третью часть людей» (Откр 9:14). Можно предположить, что слова Апокалипсиса о четырех Ангелах, освобожденных при реке Евфрат (Откр. 9, 14) указывают на четыре конкретных государства, по территории которых эта «великая река» протекает. Они-то, надо думать, и станут главной ареной предстоящей мировой войны. Если мы посмотрим на карту, то увидим, что это следующие страны: ТУРЦИЯ, СИРИЯ, ИРАК, ИРАН. И мы уже знаем, где берет начало река Евфрат ( Турция ), и что она протекает по двум странам: Сирии и Ираку. По Ирану река не протекает, но она впадает в Персидский залив, около Ирана. То можно Иран считать, что он принадлежит к этим странам. Но есть еще и две других версии. В мире огромную роль играют три мировых державы: США, Россия, Китай. А четвертая держава-Великобритания. Почему Великобритания? Это центр мировых финансов, бывшая мировая великая держава, со многими колониями, которая не маленькую роль сыграла в образовании Соединенных Штатов Америки и по многим другим причинам ( это другая тема ) может быть четвертой страной в этом «содружестве». Все четыре страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН! И может быть кому-то покажется пародоксальным-это имеет большое значение! И еще одна версия «претендентов»: США, Россия, ООН, Европейский Союз. Но больше можно рассматривать четыре страны (Турция, Сирия, Ирак, Иран ) как местоположения будущего кровавого конфликта, где положено будет начало 3-ей Мировой Войне. И неважно, кто будет «закапершиком» в этом: Израиль при поддержки США или начнет кто-то другой. Но ясно, что это в эту войну будут вовлечены многие государства. А то, что за этими четырьмя Ангелами, связанными при реке Евфрат, стоят четыре государства ( США, Россия, Китай, Великобритания )-это более похоже, так как каждый из этих Ангелов должны представлять какую-то страну или регион. А эти четыре страны имеют огромный вес в мире и обладают мощными «военными дубинками», которые в скором времени пойдут в ход. Не об этом ли времени писал пророк Исайя в 17 главе: «Пророчество о Дамаске. — Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин» (Ис 17:1) ?! Но и эту «четвертку» ( США, Россия, ООН, Европейский Союз ) не надо « отметать со счетов», так как «военная дубинка» США и Европейского Союза-НАТО имеет большой потенциал, и явно вступит в войну наряду с другими странами. С 2002 года, стало действовать так называемая «ближневосточная четверка», состоящая из Европейского Союза, России, ООН и Соединенных Штатов. Она фактически бездействовала с 2000 года, потому что любой мирный процесс требует переговоров между конфликтующими сторонами. Очевидно, что аппетиты «четвёрки» куда больше. Её интерес напрямую связан с Ираном, Ираком, Афганистаном и т.д. Кроме мирного процесса Палистино-Израильского конфликта, интересы «четвёрки» намного масштабней стали, чем изначально предполагалось. Похоже, что Ближний Восток втянет весь мир в войну, и военных столкновений не избежать. Так что, в назначенный год, месяц, день и даже-час ( у Бога все залпанировано ) четыре Ангела будут освобождены и разразиться 3-я Мировая Война, которая унесет 1/3 часть населения Земного шара. Некоторый исследователи путают эту войну с Армагедоном. Это не так. Армагедонская битва описывается в 16 главе Откровения Иоана. А эта, Третья Мировая война будет отличной от первых двух войн. Видимо, будет применено атомное, химическое оружия. И вся современная техника, которая есть на вооружении в мире, и о которой люди не знают и не подозревают ( но ясно, что знают о них разработчики-создатели всех «диковинных» оружий и их производители ). «Число конного войска было две тьмы тем (в церковно-славянском счете «тьма» — это 10 тысяч, значит: «две тьмы тем» — это двести миллионов); и я слышал число его. Так видел я в видении коней и на них всадников, которые имели на себе брони огненные, гиацинтовые и серные; головы у коней — как головы у львов, изо рта их выходил огонь, дым и сера. От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей; ибо сила коней заключалась во рту их и в хвостах их; а хвосты их были подобны змеям, и имели головы, и ими они вредили» (Откр. 9, 15-19). Можно много версий выдвигать о всех видах орудий, которые будут задействованы в 3-ей Мировой Войне, но это ничего не даст: мы мало чего знаем об этом, вернее, ЧТО какое оружие обозначает в 9 главе Откровения. Да, и не стоит этого делать. В Третьей книге пророка Ездры, которую справедливо называют ветхозаветным Апокалипсисом, тоже можно найти описание будущей большой войны, например: «И поднимутся облака великие и сильные, полные свирепости. и прольют на всякое место. страшную звезду, огонь и град, мечи летающие» (3 Езд. 15: 40-41). «В настоящее время, — отмечал, например, еще несколько лет назад аналитик В. Петров, — КНР имеет самую многочисленную и сильную армию в Азии и, может быть, во всем мире — около 4 млн. человек, однако под ружье при необходимости могут быть поставлены почти 200 миллионов!» И вовсе не обязательно, чтобы вся армия из 200-х миллионов человек состояла из китайской армии. Для такой войны задействована будет ни одна армия Китая, а вовлечены будут разные войска, из разных стран и в таком количестве, как описывает Иоан Богослов в 9-ой главе Откровения. ). «Военная интервенция в Сирию по фальшивым гуманитарным соображениям, — указывает аналитик Михаил Чоссудовски, — может привести к дальнейшей эскалации войны, ведомой силами США и НАТО на еще большие территории, простирающиеся от Северной Африки и Ближнего Востока до Центральной Азии, от восточного Средиземноморья до западной границы Китая с Афганистаном и Пакистаном. Это также повлияет на процесс дальнейшей дестабилизации в Ливане, Иордании и Палестине, а также подготовит сцену для конфликта с Ираном» (источник: Anvictory.org).Конечно, правильно рассуждают авторы Anvictory.org, когда пишут в комментарии к статье Михаила Чоссудовски: «Сейчас непосредственно на наших глазах расчищается театр военных действий для Третьей Мировой, после которой мироустройство (по мнению \»архитекторов процесса\») должно принять законченные черты и человечество наконец согласиться с необходимостью Мирового Правительства, которое избавит его от ужасов войн».

6). Иоанн предсказывает, что Евфрат высохнет для подготовки к битве Армагеддона:«Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр 16:12). А теперь обратимся к 16 и 14 главам Откровения, а так же к Пророку Иезекиилю (38 глава), которые повествуют нам о битве Армагедон, которая произойдет при последней, 7-ой трубы.И нам станет ясна значимость реки Евфрат и в этой битве. Один из примеров такого «ближневосточного буквализма» — это приведенное ниже истолкование Откр. 16:12. Библия говорит: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного». А вот комментарий к этому тексту, опубликованный в популярном христианском журнале «Последнее время»: «Высыхание реки Евфрат: в Откр. 16:12 Библия предсказывает, что река Евфрат высохнет, и это приготовит путь для царей востока, которые вторгнутся в Израиль. Это произойдет во время Армагеддонской битвы… В газете \»Звезда Индианаполиса\» за 13 января 1990 г. можно было увидеть такой заголовок: \»Турция перекроет течение реки Евфрат на один месяц\». В этой статье рассказывалось о том, что в Турции построили большой резервуар. Если заполнить его водой, то русло Евфрата пересохнет на один месяц. В течение этого времени будет построен бетонный стопор для отводного канала. В настоящее время все это уже сделано. Построив такую плотину, Турция может по своему усмотрению остановить течение реки Евфрат. Ныне созданы все условия для исполнения этого пророчества 1900–летней давности!» Читая об обезвоживании Евфрата, авторы «Последнего времени» понимают это буквально, полагая, что цари Востока — это Китай. Когда Турция построила плотину на Евфрате, комментаторы пришли к выводу, что вскоре огромная китайская армия сможет перейти эту реку по сухому руслу, чтобы напасть на Израиль во время Армагеддонской битвы. По их мнению, именно так исполнится Откр. 16:12. Зачем китайцам отправлять огромную армию против Израиля?

Притом читаем у пророка Иезекииля в 38 главе, что множество народов пойдет на Израиль, чтобы уничтожить его. И это, естественно будет китайцы, так как был открыт « путь царям от восхода солнечного». Это Китай, с его мощной, многочисленной армией. Но помимо их много народов будет вооружаться против Израиля и пойдет огромное полчище. «И было ко мне слово Господне: сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог, князю Роша, Мешеха и Фувала, и изреки на него пророчество и скажи: так говорит Господь Бог: вот, Я — на тебя, Гог, князь Роша, Мешеха и Фувала! И поверну тебя, и вложу удила в челюсти твои, и выведу тебя и все войско твое, коней и всадников, всех в полном вооружении, большое полчище, в бронях и со щитами, всех вооруженных мечами, Персов, Ефиоплян и Ливийцев с ними, всех со щитами и в шлемах, Гомера со всеми отрядами его, дом Фогарма, от пределов севера, со всеми отрядами его, многие народы с тобой. ( Иезек 38 : 1-7 ).. «И поднимешься, как буря, пойдешь, как туча, чтобы покрыть землю, ты и все полчища твои и многие народы с тобою» ( Иезек 38:9 ) «и пойдешь с места твоего, от пределов севера, ты и многие народы с тобою, все сидящие на конях, сборище великое и войско многочисленное» (Иез 3:15) Мы не будем сейчас разбирать о принадлежности к современным народам всех перечисленных полчищ у Иезекииля, так как на этот счет существует много версий. Об одних ясно- Персы, Ефиопляне, Ливийцы –это Иран, Эфиопия, Ливия. И чем эта вся «авантюра» закончится мы знаем: «И буду судиться с ним моровою язвою и кровопролитием, и пролью на него и на полки его и на многие народы, которые с ним, всепотопляющий дождь и каменный град, огонь и серу; и покажу Мое величие и святость Мою, и явлю Себя пред глазами многих народов, и узнают, что Я Господь» ( Иез 38:22,23) Теперь, чтобы дополнить картину Армагедона надо нам обратиться к 14 главе Откровения. «И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела. И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата. И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом. И иной Ангел, имеющий власть над огнем, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нем ягоды. И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий» (Откр 14:15-20). И все это будет происходить при битве Армагедон. Все полчище, которое прийдет туда для уничтожения Израиля, будет уничтожено само свехестественным путем Господом. И никого из них не останется в живых.Будет такая битва,что кровь потечет аж до узд конских на тысячу шестьсот стадий!

Комментарий автора:
Эта актуальная тема сегодняшнего дня достойна внимания. Может быть, много разных сведений и уточнений, что делает статью \»громоздской\», но есть смысл прочитать, так как мы живем на пороге великих свершений. Буду благодарна за комментарии к этой статье.

Ольга Ю., Колберт.
Христианка веры евангельской.

Прочитано 26577 раз. Голосов 19. Средняя оценка: 4.11

Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали — это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности

Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Клёцин Виталий 2013-05-27 15:59:26
В основном соотношение с пророчеством правильное,но не думаю,что это будут китайцы.Им смысла маловато туда идти

Ольга Юнина 2013-05-28 16:51:12
Приветствую Вас, брат. Я не имела в виду, что основная армия будет из Китая. » И вовсе не обязательно, чтобы вся армия из 200-х миллионов человек состояла из китайской армии. Для такой войны задействована будет ни одна армия Китая, а вовлечены будут разные войска, из разных стран и в таком количестве, как описывает Иоан Богослов в 9-ой главе Откровения. )» В основном, на мой взгляд, «закаперщиком» будет страна с севера, которая сгруппирует вокруг себя все страны, о которых Говорит Библия. Спасибо за интерес к статье.

В.Навлинский 2013-09-03 07:46:49
ШАЛОМ! Дорогая с. Оля, на днях прислали нам копию из журнала «Вифания» из Сакрамента Вашей статьи о «Четырёх Ангелах» . Затем дети наши скачали её в лучшем оформлении из Интернета и теперь мы думаем делиться с другими. Прежде всего выражаю благодарность Богу, что есть у Него дети, которые любят Его Слово, углубляются в сокровенные мысли, запечатлённые в Нем. Я лично благодарен Вам за ваш труд, если не сказать больше, — восхищаюсь Вами, что Вы подобно древним пророкам, не просто читаете, но ведёте «изыскания и исследования» (1Пет.1:10). Радуюсь также тому, что Вы, сознавая ограниченность наших возможностей, пишите, что только Бог «ставит точку в изложении Истины, а мы — всего лишь запятую». Всвязи с этим, вспоминаю как в далёкие 50-е годы 20-го столетия, когда я только делал первые шаги в вере и примкнул к церкви ЕХБ (других не знал), посетила нашу местность одна сомнительная пара (мужчина и женщина — не супруги) с целью делиться «откровениями» из Апокалипсиса Иоанна Богослова. На беседу был приглашен и я,- 22-х летний парень. Гости заняли места за столом , женщина открыла Библию (она была ведущей), прочитала из Второзакония 29:29, после чего заявила, что ей открыта вся Библия и мы можем задавать ей любые вопросы. Воспользовавшись моментом, хозяйка дома — жена пресвитера спросила, как она понимает о Крещении Святым Духом и об новых языках? (Хозяева, хотя и принадлежали к церкви ЕХБ, но интересовались вопросом о Святом Духе. Фактически они верили в крещение Св. Духом). Кстати, хозяин преподавал мне водное крещение, а спустя много лет я пригласил его в служение ХВЕ, где Господь Крестил его Св. Духом. Интересно, не правда ли? Ну это между прочим. Итак, хозяйка задала вопрос гостье о Св. Духе. На это последняя заявила буквально следующее: «Вот сейчас мне Бог открыл, что ты «Пятидесятница» и поэтому я не останусь даже ночевать в вашем доме».
А теперь о Вашей статье. Признаюсь, что читая и перечитывая Апокалипсис, я был осторожен коментировать изложенное в этой таинственной Книге, а сосредотачивал свое внимание на 3-х первых главах, относящихся к Церкви. Я прежде читал толкования Апокалипсиса разных авторов и находил в них противоречия. Я понимаю, что Бог в каждом из нас «производит действия и хотения по Своему благоволению». Об этом я мог бы говорить много, но не место здесь. Каждого Господь ведёт Своим путём. По моим публикациям можно определить чем, например, «увлёк» меня Господь. Очень важным считаю, — прежде чем браться изъяснять богословские истины, надо знать оригинальный язык и ОЗАРЕНИЕ УМА. У ап. Павла встречаем выражения «Мне открыта тайна сия» и т. д. Приведу пример: Братья один за другим повторяют, что «удерживающий» — это Дух Святой (2Фес.»2:7). Но даже по Синодальному переводу при внимательном чтении и то не подходит к Святому Духу, а если заглянуть в оригинал, то там совершенно написано по другому. И много подобных мест. Читал еще статьи (книги) о последнем времени и явлении Антихриста. Одни пишут, что театром действий будут «наследники» Римской Империи — 10 стран из Евросоюза. Другие же (проф.Аллан из США),- что драма разыграется в Ираке и т.д.
Ваша статья меня заинтересовала прежде всего рассуждением о двух пропавших реках, протекавших вблизи Рая; о месте расположения Рая Божия. Знал брата, которого еще в сов. время командировывали в Ирак, откуда он писал, что им, как туристам, показывали место Рая, как они понимают, на территории той страны. Здесь может быть как правда, так и спекуляция. Теперь о странах, которые будут участвовать в походе на Израиль. Все коментаторы раньше предрекали, что возглавлять поход будет СССР. Теперь его нет, но РФ является наследницей быв.Сов. Союза и её амбиции в международных отношениях остаются прежние. Я служил в войсках ВДВ и знаю,что в1973-м г. сов. части принимали участие на стороне Египта против Израиля. Тогда США поднимали по тревоге свои вооружонные силы, дислоцированные в разных местах земного шара. Только тогда быв. СССР вынужден был ретироваться. Считаю, что Россия всё-таки поведёт каолицию на Святую Землю. И начнётся, видимо ,все-таки на Бл. Востоке, как Вы и пишите. Вообщем, Ваша статья своевременная и достойна занять своё место в поисках ответа на волнующий вопрос.
P.S . Хотелсь бы, чтобы Вы немного написали о себе.
С братским приветом и глубоким уважением
Виктор Навлинский.

Ольга 2019-02-13 06:48:40
Приветствую вас, бр. Виктор. Скоро будет два года, как вы написали мне отзыв на статью, а вот только по прошествию столько времени, я только отвечаю Вам. Но лучше поздно, чем никогда. Признаюсь, что несколько раз я пыталась ответить, но что-то мешало мне все время. Да разные причины. Сейчас, я хотела бы, чтобы ответить Вам, но как тогда, так и сейчас, я не знаю: как с вами сконтактировать. Пожалуйста, дайте мне знать-ваш Е-мэйл адрес нужен мне. Спасибо заранее. Ольга.

Alexandr Sokol 2019-11-30 07:16:34
Статья конечно интересная. Мне любителю подобных тем, как в писаниях так и в работах авторов-фантастов особенно. По поводу статьи, надо понимать, что подобные события случаются на протяжении всей истории человечества и соответственно можно на все находить пророчества или «притягивать за уши». Мне ваша статья понравилась, но важно понимать, что за счет подобных статей многие сектанты и зарегестрированные церкви будут спекулировать на эту тему, а иные и создавать даже новые.
Хотелось бы узнать ваше мнение по поводу того, что это был 6-ой ангел, то есть возможно имеет место быть некой последовательности?

Виктор 2019-12-05 17:07:04
А как сейчас-Сирию бомбят.турки сбили русский самолет.Это наверное начало..

Варзар 2019-12-08 17:05:25
Здоровья и доброго времени! С интересом читаю статьи и отзывы на этом ресурсе. Очень интересные суждения. Что-то нравится, что-то нет. Но оригинально. По поводу обсуждаемой статьи. Есть один нюанс в вопросах чисел. Дело в том, что «две тьмы тем» это не двести миллионов. А двести тысяч. На старославянском «тьма тем» — сто тысяч. А вот армия в двести тысяч — весьма скромная по современным понятиям. Так, армия Турции составляет около 500.000 военнослужащих. Армия Ирана более 350.000 военнослужащих. Но! в истории уже был случай, когда с востока пришли несколько царей и была война. И пришло войско примерно в 200.000. Это произошло в середине 13 века. Так называемый «желтый крестовый поход» И начинался он для уничтожения «исмаилитов». Что однозначно с «измаилитами». По поводу происхождения монгольского войска не буду рассуждать. Как и по поводу неофициально истории. Однако, позволю себе усомниться в применимости Откровения к настоящему времени. Если посмотреть на начало второго 1000 летия от Р.Х. — то увидим полное совпадение перечисленного в Откровении. Даже город на 7 холмах есть и был уничтожен.
Но! В этом случае можно поговорить и о конце 1000 летнего заключения Нечистого. И тогда — картина становится совершенно другой. И негативная роль «церкви» тоже.
Особенно в вопросах оценки и окраски событий и подгонки под пророчества. А ежели внимательно почитать Откровение — возникнет еще больше вопросов о его времени. И совпадении с истинным. Поясню — понятия, используемые в русском переводе Откровении появились гораздо позже времени его написания. Гусли, дракон, девственники (целибат), само слово Церковь, прочие. Если , редактировали — то вообще не известно
о чем писалось изначально. А в этом случае заинтересованные лица могли так переиначить смысл, что вместо Спасителя описывается Дракон и наоборот.
Исходя из чего — думать нужно. И не верить на слово неизвестно кому и чему.
Всем мира и истинной веры.

Ольга Ю. 2019-01-06 01:07:55
Ответ Вазару. Что касается в вопросе о событиях, происходящих и подгонки под них пророчества, то Вы ошибаетесь. Никакой подгонки нет, а обычное исследование Слова Божьего. В отношении тьмы тем, привожу место из словаря: Так, тьма означала уже не 10 000, а миллион, легион — тьму тем (миллион миллионов). Так что ошибки тут не было. » А в этом случае заинтересованные лица могли так переиначить смысл, что вместо Спасителя описывается Дракон и наоборот.
Исходя из чего — думать нужно. И не верить на слово неизвестно кому и чему». Не стоит «заморачиваться» на том, что кто-то что-то переиначил и уже Вместо Спасителя описывается Дракон. И что значит: верить кому-то на слово? И думать нужно?! Считаете, что вообще тут никто ничего не думает, а берет какие-то слова у других. То тогда глубоко ошибаетесь. Что касается города на семи холмах, который был 1000 лет назад и уничтожен, то в настоящее время еще существуют города на 7 холмах. Так что пророчество Иоана относится к Последнему времени, а не ко времени, которое было 1000 лет назад.

Ольга Ю. 2019-01-06 01:36:35
Ответ Александру Сокол(у). Мне не очень приятно читать Ваше определение-фантасты. Мои исследования Слова Божия к этому жанру не относятся. Где Вам встречалось событие, описанное в 9 главе Откровения о 4-х Ангелов, связанныых при реке Евфрат, на протяжении истории человечества?! И что это за скептицизм: пророчества притягиваюся за уши на любое событие? Что больше делать нечего, что искать какие-то события и притягивать пророчества по поводу их за уши?!И с чего это Вы решили, что многие сектанты будут создавать новые темы. Что им больше делать нечего?! По поводу шестого Ангела, я думаю, что естественно, это была последовательность, а именно, начиная с 8 главы, где Иоан видел семь Ангелов, которым были даны трубы. И с каждым Ангелом, начиная с 1-го происходили какие-то события. И так в той последовательности, как написано в Откровении. Что касается 6-го Ангела, который вострубит и будут освобождены 4 Ангела, связанные при реке Евфрат, то это начало 3-й Мировой Войны. А когда Он вострубит, Один Бог знает.

Гог Магог 2019-03-13 00:32:02
Уважаемая Ольга! Пожалуйста, не путайте Гога из Магога и антиxриста на Армагеддоне! В АКТУАЛЬНОЙ Войне Россия-Магог с Ираном УЖЕ выступает против Израиля с антиxристом из сша-римской империи-нато! Евфрат «высоxнет» в Конце Великой Скорби, а Россия-Магог своим нападением на Израиль НАЧНЁТ Великую Скорбь!

Русняков Роман 2019-05-19 21:04:30
Грамотно все расписано, но в окончании статьи остается чувство чего-то утеряного и не досказаного.

Дневник по книге Песни Песней — Николай Погребняк
Сия книга не является теологическим исследованием – это дневник. Песни Песней – очень древняя и удивительная пьеса, она звучала со сцены за два столетия до поэм Гомера, но ее и сейчас читают и перечитывают во всем мире и наслаждаются красотой стиха, ищут и находят великую духовную мудрость.

Смотрите так же:  Река ик глубины

Related Post

Река чапаевка самарская область

Самарская область – один из самых живописных регионов Российской Федерации. Если вы являетесь любителем отдыха на дикой природе, предпочитаете отдых в палатке роскошным отелям, или же просто любите ощущать эстетическое

Где у реки какой берег

Берег реки в живописи Алексей Кондратьевич Саврасов. Летний день. Ивы на берегу реки. 1856. Алексей Кондратьевич Саврасов. Лесистый берег реки Москвы. 1859. Алексей Кондратьевич Саврасов. Берег реки. 1879. Алексей Кондратьевич

Самая многоводная река в европе

Какая самая крупная река России? Реки – это артерии нашей планеты Величественна и богата природа России, но особое место в ней занимают реки. Их насчитывается около 2,5 миллионов, маленьких и