Пер гюнт пещера короля троллей

nscape

Здесь нужно, чтоб душа была тверда; Здесь страх не должен подавать совета.

Прочтенная пару месяцев назад (наконец-то!) книга Генрика Ибсена «Пер Гюнт» до сих пор не дает мне покоя. Произведение можно смело назвать гениальным. Думаю, многие знакомы с музыкой Эдварда Грига к «Пер Гюнту», а вот сама пьеса, совершенно незаслуженно, остается менее известной.

Пер Гюнт и Сольвейг

«Пер Гюнт» – достаточно раннее произведение Ибсена, написанное им в 1967 году.
Книга сложная и из всей совокупности достаточно тем, я хочу выбрать две, которые и предлагаю здесь обсудить: во-первых, тему троллей и «троллизма», и во-вторых, пуговичного мастера.

Действие первой части пьесы разворачивается на родине Ибсена – в Норвегии. Главный герой пьесы – Пер Гюнт, молодой повеса. В какой-то момент в повествование включаются сказочные мотивы: Пер Гюнт оказывается в Рондских палатах, легендарном царстве троллей.

В пещере горного короля
Тролли в скандинавской мифологии – небольшие злобные уродливые существа, часто с несколькими головами. Они ненавидят людей и часто оказываются людоедами. В пьесе царство троллей представляет собой гигантскую «пещеру горного короля», Доврского деда. Спасаясь от преследования, Пер Гюнт встречает «женщину в зеленом», которая оказывается дочерью короля троллей. Желание стать великим у Пер Гюнта столь велико, что он даже готов жениться на ней и стать королем в царстве троллей. Таким образом, в качестве жениха женщины в зеленом, Пер знакомится с ее отцом, Доврским дедом.

Пер Гюнт и Доврский дед

Доврский дед приглашает Пера к столу и задает вопрос: в чем, по его мнению, сходство и в чем различие человека и тролля? «Я разницы не нахожу – поверьте…», — теряется Пер Гюнт. На что царь троллей отвечает:

Доврский дед
И все-таки позволь!
Ты жил на свете — мы живем во тьме.
Да, схожи мы. Особенно тогда,
когда у нас нечисто на уме.
Но ты под небом солнечным рожден,
воспитывал тебя иной закон.
«Пребудь собой», — такой девиз людской,
а наш девиз: «Довольствуйся собой».

Пер Гюнт
По-моему, туманно

Доврский дед
«Самодовольство» — мудро, многогранно,
значительно и звучно это слово.
Прими его в дальнейшем за основу.

Пер Гюнт
(сердито)
Так, что ж, в угоду королю
отречься мне от христианской веры?

Доврский дед
Нет, успокойся. Веры мы не тронем.
Ты, главное, умей казаться троллем,
усвой повадки наши и манеры,
а там, в душе, во что угодно веруй.

Здесь есть существенный момент: для того чтобы быть троллем достаточно просто им казаться. А вот для того чтобы быть христианином, надо чтобы вера перерастала во что-то большее, в какое-то действие. Поэтому, главе троллей без разницы верит ли Пер во что-либо или нет. А это и есть фундаментальная разница между «быть» и «казаться».
Дальше все, что происходит с Пером Гюнтом, начинает все больше и больше походить на кошмар:

Доврский дед
А что ты видишь? Только без вранья.

Пер Гюнт
Корову со смычком заметил я!
А рядом с ней в коротеньких портках
выплясывает грязная свинья.

Старший придворный тролль
Сожрать!

Доврский дед
Мы таковы в людских глазах.

Девушки-троллихи
Так вырвем прочь его глаза кривые!

Женщина в зеленом
(плача)
Я больше не могу! Я протестую!
Сестра ему играет, я танцую.


Вот такой видит Пер Гюнт свою будущую жену. Но самое страшное ждет Пера впереди: Доврский дед предлагает ему «лекарство» от человечности.

Доврский дед
Да! Вот она, природа человечья:
какие ей ни наноси увечья,
она кровавой коркой зарастет,
но выстоит и опрокинет гнет.
Уж как покладист нынешний мой зять:
и хвост себе позволил привязать,
и вместо меду выхлебал помет.
Уж вроде изгнан из него Адам, —
а приглядись, так он и ныне там!
Да, человечность, тягостный недуг,
придется полечиться, милый друг

Доврский дед
Твой левый глаз мы малость перекосим,
и нашу жизнь ты будешь видеть криво,
зато решишь, что в Рондах все красиво,
а правый глаз мы вырежем и бросим.

В ужасе и с большим трудом Перу удается сбежать из царства троллей. Но девиз «Собой доволен будь» надолго запоминается Перу, становится его жизненным принципом. И потом он не может понять, где он это услышал, не в Евангелие ли? Много лет спустя, уже старым человеком Пер Гюнт встречается с Доврским Дедом и узнает, что несмотря на то, что он сбежал из Рондских палат, несмотря на то, что внешне он человек, всю свою жизнь он жил как тролль.

Доврский дед
(вытаскивая из кармана старые газетные листы)
Ты не думай — у нас тут газеты свои.
Почитай, если хочешь, вот эти статьи.
Вот — по красному черным. И дальше. И вот.
Видишь, в «Дьявольской почте» — на целой странице,
«Пренсподнее эхо» — огромный отчет
о твоих достославных делах за границей.
Если ты не читал, посмотри, любопытно:
тут статья под названием «Парнокопытный»,
а вот это «О троллях», уже в «Блоксбергност»,
дескать, главное в тролле — не внешность, не хвост,
если хочешь, хоть шкуру отдай на ремни,
но ведь дело не в шкуре, а дело в судьбе.
«Тролль доволен собой», — вот что пишут они.
Ну, а далее. далее все о тебе.

Пер Гюнт
Так, выходит, я тролль?

Доврский дед
Вот, свидетельства есть!

Интегрированный урок музыки и рисования по теме «Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта»

Цель урока: раскрыть музыкальными и художественными средствами музыку Эдварда Грига “Пер Гюнт”.

Задачи:

  • Воздействовать на чувства, эмоции детей, побуждать их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.
  • Развивать воображение, фантазию, чувство красоты.
  • Формировать изобразительные умения и навыки.
  • Воплотить образы героев и природы в рисунках.
  • Научить передавать впечатления с помощью различных художественных приёмов.
  • Содействовать возникновению эстетического вкуса.
  • Воспитать любовь к природе.
  • Оборудование:

    • для учителя музыки – фортепиано, аудиокассеты, компьютер
    • для учителя изобразительного искусства – компьютер, мультимедийный экран, репродукции с пейзажами Норвегии
    • для учеников – листы формата А4, принадлежности для рисования
    • Ход урока

      Норвежский композитор Эдвард Григ сочинил музыку к драме Генриха Ибсена “Пер Гюнт”. Пьеса рассказывает поучительную историю о юноше, который покинул родной дом в надежде разбогатеть и найти своё счастье. Куда только ни заносила его судьба, но свет далёкой родины притягивает Пера.

      Из музыки к спектаклю композитор составил сюиту, в которую вошли отдельные музыкальные картины, которые прослушаем сегодня на уроке.

      Во время своего странствия Пер Гюнт попал в пещеру злобного и коварного Короля Троллей:

      Верил я, сходя впервые
      В недра мрачные земные:
      Духи тьмы там в глубине.
      Тайну тайн открыли мне.

      Учащимся предлагаем внимательно прослушать отрывки и представить, как юноша входит в тронный зал Доврского Деда, так зовут короля троллей. Заглянем и мы краем глаза, что же мы видим?

      Это мрачное, скрытое от людских глаз подземелье, в котором каменные стены холодны и влажны, огромные валуны закрывают вход, а в длинных извилистых коридорах не пройти в полный рост. В жилище карликов зловещий полумрак. Оно не знает солнечного света и смены времён года. Отблески костра в глубине пещеры выхватывают из вечной тьмы стены пещеры. И вот мы слышим таинственные звуки, как бы доносящиеся из-под земли. (Слушание)

      “В пещере горного короля” — звучит музыка.

      Представьте, что мы с вами видим, как тролли начинают свой танец (обращаем внимание на звуки). Вокруг нас начинают бегать тени мрачного подземелья. Вот в середине зала закружился зловещий хоровод, он кружится всё быстрее и быстрее. Ужасное пение карликов становится невыносимо громким. Мелодия песни троллей все тревожнее и опаснее. Но вот последние звуки музыки — и тишина. Как страшно, наверное, было Пер Гюнту в этой пещере! (Слушание).

      Тролли — это излюбленные персонажи скандинавских преданий. Считается, что они живут в глубоких горных пещерах, заманивают туда неосторожных путников, завораживают их видом своих сокровищ, женят на своих дочерях и становятся владельцами людских душ. Вот и Доврский Дед — Король троллей, решил завладеть душой Пер Гюнта и женить его на своей дочке.

      Послушайте, какими удивительными красками рисует композитор пещеру Горного короля. Сначала мы будто слышим издалека приближающиеся к нам шаги. Но вот словно зловещий вихрь врывается в пещеру, и волшебный танец начинает напоминать бешеную пляску. В самом конце раздаются удары оркестра: все сказочные существа улетают прочь. Что же спугнуло их? Эти существа ночные и боятся только одного — яркого солнца.

      В самом конце будет удар колокола и все исчезнет. Пер спасен. Он очнулся на берегу реки. Наступило утро.

      Послушаем пьесу “Утро”. Предлагаю учащимся склонить головы и вслушаться в музыку оркестра. Слушаем, как просыпается природа: оживает ветер, раскрываются цветы на полях. Надо поднять голову в тот момент, когда вам кажется, как восходит солнце.

      “Утро” — звучит музыка.

      Каждый из нас представил, как музыка рисует восход солнца, как начинают петь птицы и будто хлынул поток солнечного света.

      Пер отправляется в странствия. Но он идет искать богатства и счастье на чужбине. Путешествуя, Пер накопил много денег, большинство из них — нечестным путем. Он стал похож на жадных троллей.

      И вот однажды, путешествуя по Африке, он встречает дочь африканского короля – Анитру. Красавица Анитра танцует свой танец.

      Музыка танца постоянно меняется, рисуя насмешливый и непостоянный нрав Анитры. Она исполняет танец легкий, изящный и грациозный.

      “Танец Анитры” — звучит музыка.

      Музыка острая, колючая, вместе с тем лёгкая, изящная. Ведь Анитра — красавица, она кокетничает перед юношей. Анитра своенравна, капризна, умна. Её характер изменяется от любого настроения. То она легко и изящно танцует, завораживая своим танцем, то вихрем несётся по кругу, маня за собой несчастного Пера.

      Но что-то останавливает колдовские чары Анитры, не может она завладеть сердцем юноши, что же это за преграда? Это любовь прекрасной простой девушки Сольвейг, возлюбленной Пер Гюнта, которая ждёт своего жениха домой.

      Какая она, Сольвейг? Какой у нее характер?

      Сольвейг – простая, добрая девушка, которая любит Пер Гюнта. У нее нет сокровищ, есть только верная любовь к своему жениху. Вслушайтесь в ее имя – Сольвейг, на название какой птички оно похоже? (соловей). Ее голос так же чист и прекрасен, как голос соловья. Ее печальная песня несется вдаль по горным вершинам, по ущельям горных рек. Послушайте песню Сольвейг, какая музыка по характеру? (Музыка грустная, печальная).

      Песня Сольвейг” — звучит музыка.

      Зима пройдет, и весна промелькнет,
      Завянут все цветы, снегом их занесет.
      Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,
      Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.
      Услышь меня, мой друг — поёт Сольвейг, — идёт время, меняются времена года, а тебя нет”.

      Послушайте ешё раз эту печальную песню девушки Сольвейг.

      Ешё раз хотим вам напомнить, что эту волшебную музыку написал норвежский композитор Эдвард Григ. Он очень любил суровую природу своего родного края, музыку своей страны — Норвегии и эту любовь отображал в своих произведениях.

      А что же стало с Пер Гюнтом? Несчастный и обездоленный он вернулся домой, к верной Сольвейг. Вот так и окончилась эта история. Наступило утро, темные и злые чары рассеялись. Первые лучи солнца подарили радость, доброту и надежду.

      Посмотрите на изображение утра в ваших рисунках. Думаю, что вам удалось изобразить ту картину, которую задумал композитор.

      На уроке царит творческая атмосфера, где каждый ребенок самовыражает себя, изображает на листе бумаги свои впечатления.

      Завершается урок выставкой детских рисунков.

      Выводы: Знакомство с творчеством норвежского композитора Эдварда Грига преследует несколько целей, их можно сформулировать так:

      • обогащение музыкальных впечатлений учащихся
      • развитие эмоционального создания выразительных образов посредством различных художественных приемов
      • воспитание творческой личности
      • Презентация по музыке «Эдвард Григ. В пещере горного короля», 4 класс

        от проекта «Инфоурок»

(всего 59 800 29 900 руб. за 14 дней, 11-24 августа)

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сказочные сюжеты в музыке 4 класс, 2 четверть, Урок №2 МБСКОУ №119 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII вида Орлова Юлия Викторовна, учитель музыки 1 категории г.Челябинск

Имя композитора Доброе сказочное существо, похожее внешне на человека, но с чуть удлинёнными ушами.

Имя композитора Название первой ноты.

Имя композитора Танец, в котором танцующие пары кружатся по залу под музыку.

Имя композитора Объявление о спектакле, концерте.

Имя композитора Название второй ноты.

Имя композитора Как называется этот музыкальный инструмент?

Правильный ответ ЭДВАРД ГРИГ

Сказочные сюжеты в музыке Эдвард Григ «В пещере горного короля»

«Слово иногда нуждается в музыке, но музыка не нуждается ни в чём» Эдвард Григ

И действительно, музыка этого композитора настолько ярка и красочна, что даже без слов становится ясно, о чём она. Но, прежде чем её услышать, давайте познакомимся с её автором.

Биография Эдварда Грига Родина Эдварда Грига — северная страна Норвегия.

Годы жизни Родился Григ более двухсот лет назад, в 1843 году Умер в 1907 году

Норвегия – это горная страна. Сурова и сказочна её природа.

Это страна викингов, эльфов, гномов и троллей.

Представьте себе величавые скалы, горы; ревущие летом водопады, которые зимой застывают причудливыми прозрачными статуями.

Толстый лёд на озёрах до того прозрачен, что видно как под ним плавают рыбы.

Творчество Э.Грига Эдвард Григ создал огромный музыкальный мир, в котором главное место играла норвежская народная музыка.

Творчество Э.Грига В его произведениях часто встречаются сказочные герои. Сегодня мы с вами послушаем фрагмент из сюиты «Пер Гюнт», названной так в честь её главного героя.

Сюита – это музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей разного характера, но объединённых одним содержанием.

Главный герой сюиты «Пер Гюнт», однажды покинув свой отчий дом, 40 лет странствует по свету в поисках своего счастья. А дома его ждут старенькая мать Озе и возлюбленная Сольвейг.

А тем временем, Пер Гюнт, попадает в сказочный каменный дворец, в подземное царство злобных троллей, в пещеру горного короля.

Так называется и музыкальный отрывок из этого произведения «В пещере горного короля»

Вопросы Какой характер у музыки? Как звучит музыка в самом начале? Быстро или медленно? И как она звучит в конце? Какими по характеру изобразил Э.Григ троллей и гномов в своей музыке? На хорошие или злые дела собрались эти существа в пещере горного короля? А почему вы так, ребята решили?

И снова, вспомним слова Э.Грига «Слово иногда нуждается в музыке, но музыка не нуждается ни в чём»

Мы с вами по звучанию только музыки, без слов смогли представить картину подземного царства.

Музыка Эдварда Грига бессмертна. Ей более 200 лет. Но до сих пор, его произведения популярны у современных исполнителей. Сейчас мы послушаем эту же музыку «В пещере горного короля», но уже в исполнении современной рок-группы Apocalyptica.

Музыка в исполнении рок-группы по звучанию и по характеру стала ещё мрачнее и зловеще.

Вопросы Давайте ещё раз вспомним название этого музыкального произведения. Как называется сюита, из которой прозвучал этот музыкальный отрывок? Когда родился Эдвард Григ? В какой стране родился и жил Эдвард Григ?

Домашнее задание Нарисовать рисунок пещеры горного короля. Какой вы себе её представляете?

Ребята, Норвегия – это северная страна с очень холодными зимами. Скажите, как зовут это животное, которое не боится сильных морозов?

«Колыбельная медведицы» композитор Евгений Крылатов из мультфильма «Умка».

До новых встреч с музыкой!

Яркая, красочная презентация для изучения творчества норвежского композитора Эдварда Грига по теме «Сказочные сюжеты в музыке» в коррекционной школе 8 вида.

Тип урока: Углубление в тему

Форма урока: Музыкальное путешествие

Цель урока: Овладение детьми музыкальной культурой, посредством знакомства с шедеврами мировой классической музыки на примере музыки Э.Грига

Задачи урока

Образовательные: Формирование знаний о музыке и творчестве композиторов с помощью изучения произведений различных жанров;

Воспитательные: Развитие у детей эмоциональной отзывчивости;

Коррекционно-развивающие: Корригировать отклонения в эмоциональном развитии.

Оборудование: Мультимедийная презентация, CD — DVD проигрыватель, колонки, жетоны «волшебные ключи», мультимедийный проектор, экран, ноутбук, карточки-ответы для игры «Музыкальный ребус», текст песни «Колыбельная медведицы» Е. Крылатова.

Музыкальный материал:

  • Музыкальный фрагмент «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт», Э.Грига в исполнении симфонического оркестра;
  • Музыкальный фрагмент « Hall of the mountain king » в исполнении рок-группы Apocalyptica ;
  • Песня «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», музыка Евгения Крылатова, слова Юрия Яковлева.
  • Пер гюнт пещера короля троллей

    «В пещере горного короля» начинается с основной темы, исполняемой на фаготах и контрабасах. Мелодия звучит сперва в нижнем регистре, повышается на полоктавы, но снова возвращается в прежнюю тональность. Тема начинается медленно, с каждым повторением все больше ускоряется, и в конце срывается в бурное престиссимо.

    В соответствии с сюжетом, Пер Гюнт соблазнил дочь короля троллей. Во время звучания композиции, свита короля требует расправы над вероломным человеком:

    Slagt ham! Kristenmands son har daret Dovregubbens veneste mo!

    Slagt ham!
    Slagt ham!
    Убей его! Этот сын христианского народа соблазнил прекраснейшую дочь Горного короля!
    Убей его!
    Убей его!

    «В пещере горного короля» стала, наряду с «O Fortuna» Карла Орфа и «Полётом Шмеля» Римского-Корсакова, одной из самых узнаваемых классических тем. Она пережила десятки обработок эстрадными исполнителями. Кэндис Найт даже написала текст для этой композиции (на английском языке), и она исполнялась как песня группой Rainbow. Текст этой песни является вольным пересказом фрагмента пьесы от имени Горного Короля. [1] [2]

    Следующие группы записывали свои кавер-версии «Горного Короля» (не считая обычного использования в качестве интро/аутро).

    Исполнитель Альбом Год Комментарии
    The Who The Who Sell Out запись 1967
    издание 1995
    Бонус-трек. В классической обработке [3]
    SRC Milestones 1969
    Electric Light Orchestra On the Third Day 1973 В классической обработке
    Stranger in Us All 1994 В виде песни с текстом, написанным Кэндис Найт.
    В хард-рок обработке Ричи Блэкмора. Содержит также фрагмент «Утра в горах» Грига
    2009 В классической обработке

    Кроме того, композиция цитировалась полностью или частично в других композициях таких исполнителей, как Рик Уэйкман [3] , Necromantia, Taake, Apollo 100 и др. Её часто используют как интро, интерлюдию или аутро.

    Композиция, ее фрагменты и обработки часто используются в саундтреках к фильмам, телепередачам, компьютерным играм, рекламным роликам и пр., когда требуется создать загадочную, слегка зловещую или слегка ироничную атмосферу.

    Некоторые известные фильмы и сериалы с использованием темы:

    Фильм Год Комментарии
    M 1931 Маньяк насвистывает мелодию, по этой привычке его и опознают [4] [5]
    Демоны (фильм) 1985 В обработке Клаудио Симонетти
    Симпсоны, эпизод Life on the Fast Lane 1990 Насвистывает Гомер
    Гномы и горный король 1993 Мультфильм, полностью основанный на музыке Грига
    Бивис и Баттхед (телесериал) 1997 Мелодия звучит во время обморока директора МакВиккера
    Незнайка на Луне (мультфильм) 1997 Один из персонажей исполняет песню с оригинальными словами на эту мелодию на зловещем Острове Развлечений
    Сенсация 2006 Звучит в финальных титрах
    Lost Boys: The Tribe 2008 Вампиры насвистывают мелодию
    Mad Men (телесериал) 2008 Мальчик наигрывает мелодию на пианино

    Следующие компании использовали эту мелодию в рекламе:

    «Горного короля» часто используют в рекреативных целях, воспроизводя в общественных местах.

    На английский язык «I Dovregubbens Hall» переводится как «In the Hall of the Mountain King». Это словосочетание обыгрывалось, пародировалось, итп:

    • Savatage — песня и альбом Hall of the Mountain King (1987). Песня не является обработкой темы Грига, но в тексте содержится отсылка к ней.
    • гриля, 1974)
    • I Dovregubbens Hall в исполнении Иерусалимского оркестра
    • Rainbow — Hall of the Mountain King
    • Apocalyptica — Hall of the Mountain King
    • Мультфильм «Гномы и Горный король»
    • Сцена из фильма «М» (1931)
    • Wikimedia Foundation . 2010 .

      Смотреть что такое «В пещере Горного Короля» в других словарях:

      В пещере горного короля — Эдвард Григ В пещере горного короля (норв. I Dovregubbens Hall) … Википедия

      Григ, Эдвард — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Григ (значения). Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg … Википедия

      Григ, Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Григ Эдвард Хагеруп — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Григ Э. — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Григ Э. Х. — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Григ Эдвард — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Эдвард Григ — Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Эдвард Хагеруп Григ — Эдвард Григ Edvard Hagerup Grieg Э.Григ норвежский композитор Род деятельности: композитор … Википедия

      Завадский, Игорь Борисович — Игорь Борисович Завадский Дата рождения 20 января 1966(1966 01 20) (46 лет) Место рождения Инта (РСФСР, Коми АССР) Годы активности … Википедия

      Музыка и театр

      Музыка к драматическому спектаклю

      Театр на протяжении нескольких тысячелетий был для человека зеркалом, отражающим прекрасные и дурные стороны жизни. Иногда — волшебной сказкой, мечтой, за которой мчишься всю жизнь, а иногда — «увеличительным стеклом», глядя через которое видишь вдруг смешные стороны жизни, глупость и мелочность людских поступков. Часто в драматических спектаклях звучит музыка, создавая особое настроение, усиливая чувства зрителей, вызывая то смех, то слезы. Музыка – необходимая составляющая таких спектаклей. Истории известны случаи, когда именно она поднимала пьесу драматурга на уровень мирового шедевра.

      Так случилось, когда полузабытая пьеса И. В. Гёте «Эгмонт», не имевшая успеха при постановке в 1787 году, вдруг возродилась к новой жизни в 1810-м, поставленная в венском «Бургтеатре» с гениальной музыкой Бетховена. В ней воскрес героический дух высокой трагедии.

      Подобная судьба была уготована и пьесе норвежского драматурга Генрика Ибсена «Пер Гюнт». Только с бессмертной музыкой его соотечественника — Эдварда Грига — пьеса о жизни и приключениях пария из норвежской деревни стала интересной и значительной для миллионов зрителей и слушателей. Мы обратимся сейчас к музыке Грига и подробнее расскажем о ней.

      Эдвард Григ. «Пер Гюнт»

      . Сказочно прекрасна и величава Норвегия – северная страна, край скал и фьордов, ослепительно блестящих горных вершин и волшебного северного сияния. Богата и своеобразна народная музыка — песни, танцы, увлекательные древние сказания, легенды. Народное творчество Григ считал источником своего вдохновения. «Я записал народную музыку своей страны», — говорил он.

      В многочисленных «Лирических пьесах» (их 66), «Листках из альбома», концерте для фортепиано с оркестром, в романсах и песнях он воспел свою родину, красоту народных сказаний.

      Имя Грига стало символом норвежской музыки. Самое значительное произведение Грига — музыка к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт». 24 февраля 1876 года в Кристиании состоялась премьера спектакля «Пер Гюнт» с музыкой Грига. Ей сопутствовал огромный успех. Этот исторический спектакль стал началом мировой славы драматурга и композитора.

      В пьесе Ибсена раскрывается один из вечных сюжетов искусства: странствия человека в поисках счастья. Герой пьесы Пер Гюнт — крестьянский парень из норвежской деревушки. Жители одной из норвежских деревень рассказывали автору пьесы о том, что в их краях действительно жил человек, мечтавший о путешествиях в дальние страны. И однажды он отправился искать счастья.

      Пер — фантазёр и мечтатель. Он придумывает сказки о своих воображаемых приключениях. Два человека дороги Перу: мать Озе и девушка Сольвейг, «такая светлая», что взглядом может «светлый праздник вызвать в чьей-нибудь душе». Даже имя ее — Сольвейг — в переводе с норвежского означает «солнечный путь». Любовь к матери и к Сольвейг, дар сказочника и фантазёра — лучшее, что есть в душе Пера. Но он так безмерно эгоистичен, так стремится к богатству, что бессердечие и алчность берут в нем верх над добротой и бескорыстием. 3а тяжкие проступки односельчане изгоняют Пера из родных мест. От горя умирает мать. Покинутая им Сольвейг остаётся одна. Долгих сорок лет будет ждать она Пера в далёкой лесной избушке.

      В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигает своей мечты — сказочного богатства. Но, приобретая его обманом, он каждый раз теряет все. Через сорок лет усталый, измученный Пер возвращается на родину. Он стар и одинок. Его охватывает глубокое отчаяние: жизнь растрачена попусту. Но есть лишь одно спасение – любовь Сольвейг, которую он вновь обретает в её избушке — последнем своём пристанище.

      Музыка Грига так поправилась публике, что впоследствии, для того чтобы она могла звучать не только в драматическом театре, но и в концертном исполнении, композитор составил две сюиты для оркестра.

      Познакомимся с музыкой первой сюиты и «Песней Сольвейг» из второй. Все пять пьес контрастны. Наша задача — услышать и понять, какие выразительные средства использовал композитор, создавая различные музыкальные образы, каково значение музыкальных номеров в драматическом спектакле.

      «Утро»

      Этой пьесой-пейзажем начинается первая сюита. В спектакле она звучала как воспоминание Пера о родине.

      Мелодия, напоминающая незатейливый пастуший наигрыш, спокойна и светла, передаёт не только краски рассвета, но и то душевное настроение, которое возникает при виде восходящего солнца. В ней ощущается состояние покоя и безмятежности. Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы – солнце, прорывающееся сквозь облака, нежное щебетание птиц, шелест ветра в листве, журчание прозрачного родника.

      К указанию темпа автор добавил слово «pastorale»,что значит «пасторальный», то есть «пастушеский». «Пасторальными» называются произведения, изображающие картины природы, сцены сельской жизни. Тембры духовых инструментов — флейт и гобоев, солирующих в пьесе, — напоминают звучание пастушьей свирели, а валторна звучит как охотничий рог.

      Вслушаемся в развитие темы «Утра». Растёт звучность от piano к forte, в музыкальную ткань включаются все новые инструменты. Звучание становится мощным и ярким. Особенно красочна середина пьесы. Будто под лучами восходящего солнца из предутренней мглы все ярче проступают очертания и цвета предметов. Эту картину композитор нарисовал с помощью гармонии. Каждый раз тема как бы заново «расцветает».

      Так возникает в музыке картина рассвета. В центре среднего раздела мелодия исчезает, уступая место гармонии, красочным и смелым сочетаниям аккордов. Их живописная смена создаёт впечатление разгорания красок северного пейзажа. Эти «рассветные» модуляции — кульминация пьесы «Утро». Здесь звучит весь оркестр fortissimo. Затем звучность постепенно ослабевает, становясь вновь ясной и прозрачной. В последний раз пропела мелодию флейта, затихли аккорды.

      Пьеса «Утро» — не только картина природы. Музыка никогда не ограничивается изображением каких-либо явлений жизни. Всегда в ней выражены чувства человека, его мысли и переживания. И в этой пьесе передано пробуждение восторга в душе человека, его восхищение красотой природы.

      «Смерть Озе»

      Норвежские газеты писали после премьеры «Пера Гюнта»: «Смерть Озе» — «это маленький симфонический шедевр. Музыка потрясает слушателя силой скорби и боли, выраженных с поразительной простотой и искренностью».

      . Пер сидит у постели умирающей матери и рассказывает одну из самых своих красивых сказок: они оба приглашены в волшебный замок. Вороной уже запряжён, они едут по снежному полю, по лесу. Их встречает сам святой Пётр. Пусть же хозяин волшебного замка воздаст Озе за доброту и заботу, которые раньше не ценил Пер!

      . Но тут сын замечает, что мать умирает. Увлекаемая в волшебный сказочный мир, Озе, умиротворённая, засыпает.

      Начинается пьеса изложением печальной и строгой мелодии. Andante doloroso (не спеша, со скорбью) — так обозначил автор темп и характер пьесы. Мелодическая линия развивается как бы с трудом: тяжело поднимаясь к невысоким вершинам, она горестно ниспадает. На протяжении всей пьесы выдержан монотонный, словно скованный, ритмический рисунок: так ритм воссоздаёт характер траурного шествия. Строгость и торжественность аккордовой фактуры (она напоминает звучание церковного хора), сумрачная тональность си минор, медленный темп передают состояние горестного оцепенения.

      После нарастания скорби вдруг, словно на миг где-то высоко засиял свет. Возможно, это свет сказочного дворца-рая — куда, по драме Ибсена, мчится Пер с матерью на лихом коне.

      Там ждёт святой Пётр у ворот нас с ключами,
      С поклоном тебя пригласит он туда.
      . Нельзя ли впустить мою мать поскорее?
      Что скажешь на это, отец пресвятой?
      . А я поручусь — в целом мире добрее,
      Честнее не сыщешь души ни одной!

      По преданию, святой Пётр, ученик Христа, стал хранителем ключей от ворот рая. Он пропускал в рай только достойных людей, а грешники попадали в ад.

      И все же музыка и здесь печальна: в мелодическом рисунке преобладают ниспадающие линии, мелодия соткана из полутоновых «вздохов», в гармонии сохранилась напряжённость сложных аккордов. Постепенно колорит музыки «темнеет»: тема переносится в низкий регистр, и движение, прерываемое паузами, застывает. Пьеса заканчивается грустными ниспадающими интонациями.

      Пьеса «Смерть Озе» звучит так проникновенно благодаря оркестровке. Композитор избрал не духовые инструменты, обычно сопровождающие траурные шествия, а струнные — самые тёплые, «поющие» тембры оркестра. Они звучат здесь мягко, так как их звук приглушен сурдинами.

      «Танец Анитры»

      Разбогатевший Пер мечтает о власти и славе. Путешествуя по жаркой Аравийской пустыне, Пер Гюнт попадает к вождю племени бедуинов. Дочь вождя Анитра — пытается очаровать Пера своей красотой.

      Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и скачет галопом обратно в пустыню, оставив Пера одного.

      Изящество этой оркестровой пьесы определяется танцевальностью, разнообразием штрихов струнной группы оркестра. Мелодия исполняется скрипками приёмом arco, то есть смычком, а аккомпанемент — виолончелями и контрабасами приёмом pizzicato, то есть щипком. При этом оба приёма игры сочетаются с «игривым» штрихом staccato. Тончайшее звучание струнных украшено тембром треугольника. В ажурном кружеве струнных его нежный звон подобен сверканию драгоценных камней в наряде красавицы.

      Музыка «Танца Анитры» полна контрастов. Наиболее ярко они проявляются в среднем разделе. Здесь как в калейдоскопе сменяются темы. В этих капризных сменах настроений угадывается непостоянный, своевольный нрав восточной красавицы.

      Реприза пьесы звучит красочнее, богаче, чем первая часть. В музыкальную ткань вплетены имитации, томные хроматические ходы. «Танец Анитры» не только утончённо-изящная оркестровая пьеса, но и музыкальный портрет очаровательной танцовщицы.

      «В пещере Горного короля»

      Это музыкальная иллюстрация к одному из эпизодов пьесы Ибсена. Странствуя, Пер Гюнт попадает в царство троллей — фантастических злых существ. В тронном зале собираются придворные горного короля – тролли, кобольды, гномы, чтобы праздновать свадьбу своей принцессы с Пером. Пер не подозревает об опасности и чуть не погибает в мрачной пещере, окружённый «духами тьмы».

      Музыка Грига образно и ярко рисует фантастическое шествие.

      В основе пьесы – всего одна тема в характере марша. Она несколько раз повторяется, оставаясь неизменной. Зато композитор каждый раз варьирует ее сопровождение.

      После тихого загадочного зова валторны начинается тема троллей. Она звучит pianissimo, настороженно и невесомо. Легкие штрихи pizzicato струнных, перенесённых в низкий регистр, изображают крадущиеся шаги троллей. Музыка фантастична, загадочна, таинственна.

      Постепенно мелодия переносится все выше, появляются более мелкие длительности, они вносят в движение некоторую суетливость. Звучность усиливается. Вступает весь оркестр. Ускоряется темп – к концу он становится очень быстрым. И, кажется, будто сказочные обитатели пещеры, точно подгоняемые неведомой силой, завертелись в стремительном вихре.

      Внезапно все прерывается резкими аккордами. Ещё дважды мелодия пытается возобновить свой неукротимый бег. Но настойчивые аккорды, словно повелительные жесты пещерного владыки, прекращают шествие. Мираж сказочной картины мгновенно исчезает.

      «Песня Сольвейг»

      Из второй сюиты, включающей пять пьес, расскажем о наиболее известной из них.

      . Сольвейг ждала Пера долгих сорок лет! И он вернулся к ней.

      Песня Сольвейг звучала в спектакле несколько раз. Она стала символом любви и верности. Григ писал: «Пожалуй, это, наверное, единственная из моих песен, где можно обнаружить прямое подражание народной мелодии».

      Песня обрамлена коротким вступлением и заключением — печальной напевной мелодией в народном духе. В песне два куплета. Каждый куплет состоит из двух контрастных частей — запева и припева.

      Мелодия запева повествовательна и спокойна. В музыке выражены и щемящая грусть, и покорность судьбе, и просветлённость чувства, а главное — вера.

      Припев звучит изящно и легко, в характере оживлённого танца. Музыка припева — воспоминание Сольвейг о первой встрече с Пером. Тогда этот танцевальный напев звучал на шумном деревенском празднике. Он звучит всю жизнь в душе Сольвейг. Он для неё — музыка надежды и счастья.

      Печальная и нежная мелодия песни – одно из самых вдохновенных творений Грига.

      Кроме Бетховена, Грига музыку к спектаклям писали и другие композиторы. Гордость классического искусства составляет музыка Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», Бизе к драме Альфонса Доде «Арлезианка», Глинки к трагедии Н. В. Кукольника «Князь Холмский», а также музыка Чайковского к весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка».

      Вопросы и задания:

      1. Какую роль играет музыка в театре? Какие жанры театральной музыки вам известны?
      2. Изложите содержание пьесы Ибсена «Пер Гюнт».
      3. Расскажите о музыкальном языке пьесы «Утро».
      4. Что значит «пасторальность» и как она отражена в оркестровке пьесы?
      5. Расскажите о развитии музыкального образа пьесы «Смерть Озе». Какими выразительными средствами пользуется композитор для его создания?
      6. С помощью каких музыкальных средств создан музыкальный портрет Анитры? Назовите контрастные разделы пьесы «Танец Анитры», контрастные средства музыкальной выразительности.
      7. Расскажите о характере и музыкальном языке пьесы «В пещере Горного короля». Почему тема троллей звучит фантастично? Как влияет изменение темпа в этой пьесе на характер музыки?
      8. В скандинавских сказках, легендах действуют добрые и злые фантастические существа. Послушайте пьесы Грига «Кобольд», «Шествие гномов» и расскажите о характере и музыкальном языке этих пьес.
      9. Расскажите о музыкальных образах в «Песне Сольвейг». Чем контрастны здесь запев и припев?
      10. Почему Григ обрисовал Сольвейг именно песней? Расскажите о судьбе Сольвейг.

      Презентация

      В комплекте:
      1. Презентация — 8 слайдов, ppsx;
      2. Звуки музыки:
      Григ. Сюита «Пер Гюнт». В пещере горного короля, mp3;
      Григ. Сюита «Пер Гюнт». Песня Сольвейг, mp3;
      Григ. Сюита «Пер Гюнт». Смерть Озе, mp3;
      Григ. Сюита «Пер Гюнт». Танец Анитры, mp3;
      Григ. Сюита «Пер Гюнт». Утро, mp3;
      3. Сопровождающая статья, docx.

      Смотрите так же:  Телези пещеры

    Related Post

    Железноводск ледяная пещера

    Пять тайн горы Развалки Севернее Железноводска, в трех километрах от горы Железной, каменным сфинксом возвышается гора Развалка. Если Железная с ее терренкурами, вековыми деревьями и чистейшим воздухом — любимое место

    Наскальная живопись в пещере альтамира испания

    Наскальные рисунки в пещере Альтамира — «Сикстинская капелла» палеолита Местонахождение: северная Испания, Кантабрийские горы, 30 км на запад от Сантандера, окрестности города Сантильяна-дель-Мар. Вход: на данный момент запрещен, в Мадриде

    Пещера караин

    Пещера Караин — путешествие в каменный век Позже раскопки возобновились в 1985 году, уже с участием французских исследователей. На сей раз раскопками руководил турецкий специалист-археолог Ишин Ялчинкайя. Раскопки сосредоточились, в