Меню

Мишкино церковь

Мишкино. Церковь Троицы Живоначальной.

Село основано в 1798г. К середине XIX века в поселении было 99 дворов с численностью населения около 500 человек. В 1892-1893гг. проведена железная дорога (Транссибирская магистраль), образована станция. В 1908г. сооружен Свято-Троицкий храм, действующий и в настоящее время.

На Урале, в Курганской епархии, есть два списка иконы Божией Матери Порт-Артурской 1904 года: в Далматовском мужском монастыре и в поселке Мишкино. В Кургане во славу иконы «Торжество Пресвятой Богородицы» Порт-Артурская построен храм освященный 8 апреля 2012 г.

Церковь была построена в 1907 году на высоком месте, у начала новых улиц Церковной и Базарной. Средства напостройку храма собирали всем миром. За образец была взята Воскресенская церковь в г. Шадринске (построенная в 1880 г.). Росписью храма занимались живописцы г. Шадринска. Так как церковь решили назвать в честь Святой Троицы, то, и освящена она была в 1908 году накануне этого праздника. Первым священником был о. Виталий Шмотин, дьяконом поставлен был переведенный из с. Варлаково Николай Грунцевский.

В ноябре 1936 года были арестованы священник Мишкинской церкви о.Василий Николаевич Половинкин, а также член церковного совета Т.С. Пономарева и церковный староста А.П. Анкудинова. Их обвинили в антисоветской и религиозной агитации.

В мае 1937 года на всех предприятиях Мишкино проходили общие собрания трудовых коллективов по вопросу о закрытии церкви. Как правило, решение принималось единогласно — закрыть. Вскоре после этого, церковь в Мишкино решено было закрыть. Колокола были сняты и отправлены на переплавку, часть церковной ограды использована под перила лестницы средней школы, а в самом здании был устроен склад отрубей.

В 1940 — 1946 гг. в бывшей церкви располагался зерносклад Госстрахфонда. Великая Отечественная война несколько изменила отношение к церкви. В канун 1945 года А.А.Антонова, 20 вдов и два старика, участника строительства мишкинской церкви, послали заявление в СНК СССР о разрешении вновь открыть церковь в р.п. Мишкино.

Наконец, в начале марта 1947г. здание церкви (без домов священника и дьякона) возвращено верующим и быстро приведено в порядок. Из домов мишкинцев в церковный иконостас были принесены иконы. Мишкинская церковь была вновь открыта и освящена в канун праздника Святой Троицы в мае 1947 года приехавшим из г. Шадринска священником Михаилом Павловичем Бирюковым». Священником в то время был о. Василий — Василий Васильевич Гомзиков (1917 — 1992 гг.).

С 1964 по 1989 гг. он — настоятель Мишкинской Свято-Троицкой церкви. Отец Василий оставил по себе добрую память. Многие мишкинцы помнят о нем как о добром пастыре, чутко относящемся к проблемам и нуждам верующих. Похоронен он был в ограде церкви, справа от алтарной части.

С 1989 г. настоятелем Мишкинской церкви служит о. Алексей Фасола. Родился он в Молдавии в семье верующих. Окончил Духовную семинарию в г. Загорске (Сергиев Посад). В Мишкино начинал работать еще на практике, при отце Василии. Службу свою в Мишкинской церкви о. Алексий начал в трудные годы перестройки, в тяжелой экономической ситуации. Многие еще помнят как это было: рост цен, невыплата зарплаты и пенсий. Зато в стране объявилось множество различных сект и лжеучений. Все это нужно было преодолеть. За годы служения.

О. Алексий сделал немало для церкви: были приобретены колокола и вновь над Мишкино звучит колокольный звон, был произведен ремонт системы отопления церкви. О. Алексий сумел заслужить уважение прихожан и руководства Епархии, не случайно он с рукоположен в благочинные Западного округа.

(с.Частоозерье, г. Далматово, р.п.Мишкино)

Краеведческий очерк, посвященный 100-летию Свято-Троицкой церкви

г. Курган, 2008 год.

Посвящается памяти Павловой Зои Петровны.

От автора:

Родился я в 1957 году в городе Куртамыше в потомственной учительской семье. Бабушка по отцу Анна Дмитриевна (Абалакова) до революции.1917 г. в течение 15 лет работала учительницей в церковно-приходской школе (законоучитель о.Федор (Карпов), а дед Константин Захарович с 1895 г. был заведующим Куртамышским высшим начальным училищем, умер в 1921 г. В дореволюционное время в гостях, проездом у них бывал известный писатель, хорошо знавший жизнь духовенства того времени: С.И. Гусев-Оренбургский. Он эмигрировал в Харбин, а затем в Нью-Йорк, где и скончался в 1960-е годы.

Родители у меня также были учителями: отец Борис Константинович закончил Пермский государственный университет в 1937 г., на Второй Мировой войне — офицер-артиллерист, в школе — преподаватель химии, а мама — учитель русского языка и литературы. Всего общий учительский стаж нашего рода составляет 220 лет.

Матушка Зоя Петровна (Статных) была из крестьянской семьи, жившей более 200 лет в разное время в деревнях Быдино, Петровское, Кипель, Скоблино, на территориях Мишкинского и Юргамышского районов. В 1930-м году все их семьи: Статных, Гонцовы, Галкины были раскулачены и высланы на Северный Урал. Статных попали на спецпоселение в г. Чусовой, Пермской обл., где прожили 15 лет. Но что удивительно, взяли с собой и смогли сохранить все свои медные иконы. Мама очень интересовалась своей родословной и интерес к истории смогла передать брату Михаилу и мне.

В начале 1960-х годов я пошел в базовую (начальную) школу, которая примыкала вплотную к Петропавловской церкви в Куртамыше, одной из немногих, действующих в то время. С интересом мы наблюдали на переменах за прихожанами, слушали колокольный звон. Учеба рядом с церковью врезалась в мою детскую память. В 1978 году ещё в те богоборческие времена, студентом Курганского машиностроительного института попал я на преддипломную практику в г. Владимир, где всерьез заинтересовался религией. Зачарованным странником бродил я среди древних храмов Владимира, Боголюбово, Суздаля, Юрьев-Польского,Троице-Сергиевой Лавры, Москвы, чуть позже Киева и Чернигова. Кроме того, приходилось видеть мне гробницы св. шейхов и мечети Северного Кавказа, стоять на священной для киргизов горе Мазар на Памире. Понял я: все народы имеют свой путь к одному Богу.

Сейчас работаю инженер-конструктором сталелитейного завода в составе ОАО «Курганмашзавод», в свободное время занимаюсь краеведческими исследованиями.

О главном.

Смотрите так же:  Церкви в ярославле на горе

Икона «Торжество Пресвятой Богородицы» была явлена матросу и написана, как защитница дальневосточных рубежей. Наша семья, как и многие в России, в великой стране «от океана до океана», также связана с Дальним Востоком.

1. Введение:

1.1. Православная икона в жизни человека. Значение иконы для Российского государства.

2.1 Написание иконы, события, связанные с ней с 1904 по 1938 г.г.2.2 Современная история, прославление образа. Изучение вопроса о созданных списках (копиях) до 1917 года, их сохранность до наших дней.

3. Чудотворная икона (список) «Торжество Пресвятой Богородицы» (Порт-Артурская) в Курганской Епархии.

3.1. Обретение списка чудотворной иконы Порт-Артурской в селе Частоозерье, пожертвование в дар Далматовскому Свято- Успенскому мужскому монастырю в марте 2004 года.

3.2. Сохранение другого исторического списка Порт-Артурской иконы в Свято-Троицкой церкви р.п. Мишкино 1908-1947 г.г.

4. Заключение.

5. Список литературы и электронные адреса.

6. Приложение. Иконы семьи Статных.

7. Статья в газете «Курган и курганцы».

8. Поездка в п. Мишкино. Находка в местном музее.

Паломническая поездка по церквям Мишкинского района для детей

8 августа в рамках проекта «Оставленные святыни. Забытые имена», получившего поддержку на Международном грантовом конкурсе «Православная инициатива 2019-2019», состоялась паломническая поездка по церквям Мишкинского района. Стартовали экскурсанты из единственного действующего на территории района храма – Мишкинской церкви во Имя Святой Троицы: послушали акафист Покрову Пресвятой Богородицы, поставили свечи, помолились и с напутствием от протоиерея Алексия Фасолы отправились в путь. Первым пунктом остановки стала Свято-Троицкая церковь с. Островного. Полный тёзка Мишкинского храма старше его больше, чем на четыре десятилетия: годы постройки – 1860-1870 годы, но метрические книги велись уже с 1863 года, то есть церковь действовала, освящена она была в 1869 году. В 1930-е храм был закрыт, последний его служитель – протоиерей Моторин Петр Макарович.

Следующее место для посещения в нашей паломнической поездке – Никольская церковь села Иванково. Она была построена в 1849 году (метрические книги с 1848 года). Храм красивейший, сохранился лучше, чем в с. Островном (даже крест на шпиле стоит, хоть и накренился).

Отец Алексий Фасола приготовил для ребят уху, пообедав и отдохнув, направляемся в Петропавловскую церковь с. Бутырского: на её месте в 2010 году по инициативе о. Алексия Фасолы был установлен поклонный крест. История храма такова: 23 февраля 1822 года был открыт приход, в декабре 1824 года для исправления христианских треб был назначен священник, а с 1 января 1825 года церковь начала действовать. Первоначально к её приходу относились крестьяне деревень Бутырской, Гладышево, Островное, Лешаково, Большое и Малое Субботино, Чесноково, Кушма. В метрической книге Петропавловской церкви за 1825 год крещено 120 новорожденных, повенчано 19 пар и отпето 74 прихожанина. С появлением церкви в селах Островном и Кушма приход оскудел. В 1941 году распоряжением Мишкинского райисполкома здание церкви передано райконторе Заготзерно для оборудования склада на 200 тонн. В конце 1950-х была снесена колокольня. В 1970-х в здании церкви был устроен гараж для тракторов. В 1980-х здание церкви разрушили до основания.

Ребята из Мишкинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних и опекаемые дети, которые вошли в составе экскурсионной группы, остались очень довольны этой поездкой: узнали для себя новое об истории родного края, насладились величием храмов района, уже около века пребывающих в забвении. Ведь даже вот такие – забытые, оставленные, сознательно приведенные в состояние упадка они поражают своим величием и монументальностью, захватывают дух, оставляют глубокое впечатление.

Смотрите так же:  Свитлыця белая церковь мебельная фабрика

Следующая паломническая поездка по церквям Мишкинского района состоится 16 августа по маршруту: п. Мишкино – с. Масли – с. Коровье – с. Мыркай – с. Введенское – с. Сладкие Караси – с. Щучье – п. Мишкино. Напоминаем, благодаря выигранным средствам гранта поездка бесплатная.

Статьи, очерки, зарисовки

Удивительное – это я про место, о котором хочу рассказать.
Если поедете в Новочеркасск по старой Ростовской дороге, обязательно увидите живописнейшую местность Аксайских холмов и протянувшуюся здесь же Мишкину балку.

Название балка и хутор, расположенный неподалеку, получили в честь реального персонажа донской истории. Только версий две.
По одной – жил в этих местах разбойник Мишка, грабивший купцов на дороге, на чем очень разбогател, да поймать его так и не смогли, а вот сокровища, им награбленные и припрятанные, ищут и поныне.

По второй версии – здесь находился стан прославленного казачьего атамана Мишки Черкашенина. В XVI веке под его предводительством казаки ходили в морские походы к берегам Турции, участвовали в победе над крымским ханом Девлет-Гереем I, брали азовский посад Топрак-Кале (Земляной город), и ещё много чего героического совершили.

Евграф Савельев в «Древней истории казачества» 1916 г. уточняет: «Стан атамана Мишки Черкашенина был расположен на Черкасских горах, где теперь Мишкин хутор Новочеркасской станицы, сохранивший до сего времени это название» (Эх, права была Псаки на счет гор в Ростовской области!).
Сюда же в XVIII веке стали стягиваться представители казачьей знати. Природа была очень привлекательна для устройства загородных дач. Среди них был и войсковой старшина Иван Фёдорович Платов, отец будущего основателя Новочеркасска.


Заложил он в Мишкино усадьбу. Несколько казачьих семей из Мишкинского хутора тоже поселились поблизости, образовав новое поселение, прозванное Малым Мишкиным. А старый хутор стал Большим Мишкиным и впоследствии переименовался в Мишкинскую станицу.
После смерти Ивана Фёдоровича хозяином Мишкинского загородного дома стал атаман войска Донского Матвей Иванович Платов.


На подворье было четыре дома, обращенных к реке. Окружали их фруктовый сад и ограда на каменном фундаменте.


Здесь семья Платовых жила во время строительства новой столицы казачества – Новочеркасска. Кстати сказать, в те времена ходили упорные слухи, что место для нового города Матвей Иванович выбирал специально поближе к своему имению.
В 1818 году М.И. Платов умер в своем поместье под Таганрогом. Сначала гроб с телом атамана доставили в Мишкинский дом, а затем с почестями похоронили в Новочеркасске недалеко от строящегося собора. Гроб своего атамана по дороге от Мишкино до Новочеркасска казаки пронесли на руках.
Дача перешла к сыну Платова Ивану Матвеевичу. Здесь же поселилась внучка атамана Марфа Ивановна, в замужестве Голицына. По ее фамилии имение стали называть Голицыно.
В январе 1849 года княгиня Голицына обратилась к Архиепископу Донскому и Новочеркасскому Иоанну с просьбой разрешить на свои средства построить в Мишкино церковь, мотивируя тем, что и ей, и жителям хутора затруднительно посещать Вознесенский собор в Новочеркасске, расположенный более, чем в 7 верстах от Мишкино. Разрешение было дано и в 1865 году построенную под руководством архитектора О.И. Вальпреде церковь освятили во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Еще во время строительства Мишкинского храма, в 1863 году, в Новочеркасске повторилась давняя трагедия обрушения строящегося Вознесенского собора (ранее это случилось в 1844 г.). Произошедшее не могло не беспокоить Платова-младшего, родители которого вместе с другими родственниками были захоронены у стен Новочеркасского собора. Иван Матвеевич долго добивался перезахоронения родных в родовое имение Мишкино. Здесь, в подвале церкви Рождества Пресвятой Богородицы, устроили склеп, где в 1874 году был похоронен сам Иван Матвеевич, а в 1875 году сюда перенесли останки Матвея Ивановича, его жены и других родственников, похороненных в Новочеркасске у Войскового собора.

Ходатайствуя о перенесении праха родных, Иван Матвеевич Платов пожертвовал Донскому архиерейскому дому и Мишкинскую дачу, и церковь Рождества пресвятой Богородицы. С тех пор родовое поместье Платовых стало называться Архиерейской дачей.
Новые хозяева на территории Платовского имения построили еще один храм – домовую церковь Во Имя Всех святых (1874г.).
По воспоминаниям жителя Новочеркасска Сладкова В.Ф., бывавшего на Архиерейской даче в 1913-1920 гг. «. В центральной части каменного дома в двухсветном зале, помещалась домовая церковь. В левом деревянном флигеле жили несколько монахов, а правый флигель в то время уже сгорел. На площадке из построек, представлявших букву «П», были среди дорожек клумбы с цветами и росли елки и сосны. Попасть на площадку с дороги можно было по каменной лестнице, по бокам которых росли два огромных дуба. В противоположную сторону от архиерейского дома, к югу, где проходила железная дорога, а за нею река Аксай в огромном фруктовом саду стояла каменная пятиглавая церковка, под которой находилась усыпальница Платовых. Позже уже в 1922 году все это было разрушено, искорежено».
На месте церкви Во Имя Всех святых поместили труддом, а в 1960-х построили здание психбольницы.

Смотрите так же:  Михеевская церковь лавра

Чудом не попал под революционный каблук прах атамана Матвея Ивановича Платова. Его в 1911 году, к столетию Отечественной войны 1812 года вновь перезахоронили в усыпальнице Новочеркасского Войскового собора. От остальных захоронений семьи Платовых, возможно, ничего не осталось, они были разрушены и осквернены вместе с храмом Рождества пресвятой Богородицы. При восстановлении этой церкви в 2009 году остатки могил в склепе под храмом были забетонированы.


Не раз в описаниях встречается упоминание огромного сада, окружавшего как саму усадьбу, так и храм. Может быть, эти дикие заросли и есть остатки некогда шикарного фруктового сада.

А на деревьях, чьи прародители видели Матвея Платова, растут чуднЫе грибы.

На этом удивительность Мишкино не заканчивается. Есть здесь свой природный источник. Надо сказать, вода в нем приятная на вкус, сама пробовала, подтверждаю. Местные жители в большинстве берут отсюда воду.

Но санитарные службы не рекомендуют употреблять эту водичку (как, впрочем, и воду многих других природных источников). Экспертиза выявила плохие микробиологические показатели, а также излишнюю минерализацию Мишкинского источника.
И всё же место красивое, достойное.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Предстоятель Русской Православной Церкви возглавит заседание Священного Синода на Валааме

Святейший Патриарх Кирилл посетит Коневский Рождество-Богородичный монастырь

Митрополит Иркутский и Ангарский Вадим сообщил Святейшему Патриарху Кириллу о мерах, предпринимаемых Иркутской митрополией в связи наводнением в регионе

Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с гибелью моряков в Баренцевом море

Предстоятель Русской Православной Церкви выразил соболезнования в связи с гибелью людей в результате наводнения в Иркутской области

Нефтекамская епархия

Образована решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. (журнал № 151) путем выделения из состава Уфимской епархии. Включена в состав Башкортостанской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Нефтекамский и Белебеевский».

Объединяет приходы в административных границах Аскинского, Бакалинского, Балтачевского, Белебеевского, Белокатайского, Бирского, Благоварского, Буздякского, Бураевского, Дуванского, Дюртюлинского, Ермекеевского, Илишевского, Калтасинского, Караидельского, Кигинского, Краснокамского, Мечетлинского, Мишкинского, Нуримановского, Салаватского, Татышлинского, Туймазинского, Чекмагушевского, Шаранского и Янаульского районов Республики Башкортостан.

Решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 100) епархиальному архиерею присвоен титул «Нефтекамский и Бирский».

Решением Священного Синода от 29 июля 2019 г. (журнал № 51) из состава Уфимской, Салаватской и Нефтекамской епархий выделена Бирская епархия. Правящему архиерею Нефтекамской епархии Синод постановил иметь титул «Нефтекамский и Октябрьский».

Епархия сегодня
(
по состоянию на январь 2019 года)

Епархиальное управление

  • секретарь епархии — протоиерей Алексей Тихонов
  • личный секретарь правящего архиерея — архимандрит Лазарь (Савчук)
  • заведующий канцелярией — иеромонах Дорофей (Пурис)
  • Благочиния и благочинные

    • Нефтекамское (г. Нефтекамск, г. Агидель, г. Янаул, Янаульский, Калтасинский, Краснокамский, Татышлинский районы) — протоиерей Алексий Тихонов
    • Дюртюлинское ( г. Дюртюли, Бакалинский, Дюртюлинский, Илишевский, Чекмагушевский районы) — протоиерей Феодор Савельев
    • Бирское (г. Бирск, Аскинский, Бирский, Бураевский, Балтачевский, Мишкинский, Караидельский, Нуримановский районы) — протоиерей Сергий Рыжаков
    • Белебеевское (г. Белебей, г. Октябрьский, г. Туймазы, Белебеевский, Буздякский, Благоварский, Ермекеевский, Шаранский районы) — протоиерей Андрей Кирсанов
    • Восточное (Белокатайский, Салаватский, Дуванский, Кигинский, Мечетлинский районы) — протоиерей Николай Долженков

    Монастыри

  • пророка Илии мужской
    452530, Республика Башкортостан, Дуванский район, сел. Месягутово, ул. Коммунистическая, 17; тел.: (34798) 3-14-71, 2-33-90
    настоятель (священноархимандрит) — епископ Нефтекамский и Бирский Амвросий; и. о. наместника — архимандрит Арсений (Дмитриев)
    • Иоанно-Богословский скит
      Республика Башкортостан, Дуванский район, сел. Месягутово, Дубовая гора; тел. (34798) 3-14-71
    • Георгиевский скит
      452530, Республика Башкортостан, Дуванский район, дер. Еланыш
    • Бугабашский Богородице-Одигитриевский
      452657, Республика Башкортостан, Бакалинский район, сел. Бугабаш, ул. Уютина, 70А; тел. +7927 315-2274; сайт bugabash.ru
      настоятельница — игумения Моисея (Ракитина)
    • Богородице-Тихвинский (быв. Святых Царственных страстотерпцев)
      452019, Республика Башкортостан, Белебеевский район, пос. Приютово, ул. Островского, 27; тел. (34786) 7-84-57
      настоятельница — монахиня Иосифа (Борисенко)
      • Пророко-Илиинский скит
        452021, Белебеевский район, сел. Парафеевка, ул. Монастырская, 1
      • св. Димитрия Солунского скит
        452022, Белебеевский район, сел. Елизаветино
      • Свято-Троицкий
        452320, Республика Башкортостан, г. Бирск, ул. Чапаева, 15; тел. +7937 316-37-69 (игумения)
        настоятельница — игумения Филарета (Гаврюшенко)
      • Количество приходов — 92.

        Количество клириков — 73, монашествующих — 41.

        Социальные учреждения

      • Центр оказания помощи беременным женщинам и матерям-одиночкам
        452750, Россия, Республика Башкортостан, г. Туймазы, ул. Островского, 39/1; Туймазинское отделение Общероссийской общественной организации «За жизнь и семейные ценности»
      • Реабилитационный центр для алко- и наркозависимых
        Республика Башкортостан, Дуванский район, с. Тастуба
      • Благотворительный фонд помощи помощь алко- и наркозависимым «Добротолюбие»
        Республика Башкортостан, г. Нефтекамск, ул. Юбилейная 11А, каб. 5; тел. +7987 584-70-38
      • Средства массовой информации