Меню

Богослужение в церкви на подоле

Храмы Подола. Покровская церковь

В Украине больше всего храмов освяченных в честь Покровы Пресвятой Богородицы . Это дань казацкой традиции , ведь именно казаки (в первую очередь запорожские) считали Покрову своей заступницей . И все вроде бы об этом знают, но знают ли, что это за Покрова такая? Я, например , узнал об этом не так давно, а то все думал, что это покрывало, которым накрывали Богородицу в гробу. Да и зачем праздник посмертного покрывала ? Об этом я не думал. А оказывается все не так просто.

Согласно древней легенде в 910 году Константинополь окружили сарацины (в те времена этим словом называли мусульман, хотя есть вариант легенды, говорящий, что город окружили русские, бывшие тогда еще язычниками). Чтобы спастись, наиболее богомольная часть жителей собралась в Влахернском храме (там где хранилась риза Богородицы), и начала активно молиться. И вот в 4:00 ночи все увидели на небе Богородицу в окружении ангелов. На ней было сияющее молниями покрывало, которое она сняла и простерла над верующими. Ну а сарацины испугались и отступили. С тех пор христиане празднуют праздник Покровы. А особенно, полюбили его украинцы.

Покрова отмечается 14 октября. Это середина осени, начало периода отдыха от огородных работ. В большинстве сел Украины в этот день главный храмовый праздник. Был он главным и у казаков, которые начиная с Сечи, большинство своих храмов освящали именно на Покрову.

В Киеве три Покровские церкви и Покровский монастырь. Самой старой и самой уважаемой является церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Подоле. Храм стоит на улице Покровской (понятно, что название появилось после строительства храма). Первый храм на этом месте построили армяне еще в 14 веке. В 17 веке храм обветшал и на его месте , на средства греческого купца Гарнавиота, в 1685 году построили деревянную Покровскую церковь.

Ансамбль Покровської церкви під Андріївською горою

План Покровської церкви (із книги: Звід пам’яток історії та культури України. Енциклопедичне видання. У 28 томах. Том 2. – Київ: Головна редакція зводу пам’яток історії та культурі при видавництві «Українська енциклопедія» ім. М.П.Бажана, 1999.)

Современный храм был возведен в 1766-1772 годах по проекту мастера украинского барокко Ивана Григоровича- Барского. Выдающийся киевский архитектор построил церковь двухъярусной — согласно с лучшими образцами барокко европейского. Верхний ярус был главным, а нижний должен был выполнять функции теплой церкви. Но после большого пожара 1811 года внутренние перекрытия храма рухнули, и его восстановили как одноярусный.

Во второй половине 18 века Григорович- Барский был главным архитектором киевского магистрата. Его здания определяли лицо тогдашнего Подола – экономического и торгового центра Киева. Построил он действительно много, но из всех его творений, большинство специалистов, называют Покровский храм лучшим. Кроме того, Покровская церковь считается одним из лучших образцов украинского барокко.

Церковь построена по принципу украинских деревянных храмов. Это, вроде, трехсрубный казацкий храм, воплощенный в камне. Творческое переосмысление народной украинской архитектуры воплотилось и в декоративном убранстве Покровской церкви — четко прослеживаются украинские мотивы, но несмотря на это, все специалисты подчеркивают невероятную гармоничность синтеза украинского народного стиля с европейским барокко, которое было популярным веком ранее. Также стоит обратить внимание на характерное для храмов посвященных Покрове большое количество оконных проемов (как же милость Богородицы спустится к мирянам с неба, если дневному свету будет неоткуда попасть в храм ?) — в Покровский церкви их аж 34.

Возвращаясь к большому пожару на Подоле в 1811 году, стоит вспомнить, что тогда сгорели все деревянные строения, а в Покровском храме выгорели своды и купола. Своды нижнего яруса так и не восстановили, а купола, которые ранее были типичными для украинского барокко грушевидными, заменили почти плоские полусферы. Также не был полностью восстановлен лепленой декор , характерный для зданий Григоровича- Барского.

Колокольню рядом с церковью (на месте старого армянского храма) построили в 1809 году. Верхний ее ярус был деревянным и сгорел в 1811 году. Восстановили колокольню только через 19 лет, надстроив каменный второй ярус, который завершался полусферическим куполом. В конце 19 века купол заменили четырехгранный шатер с шпилем. Такой мы видим колокольню и сейчас.

В начале 19 века к западному фасаду церкви пристроили двухэтажный корпус, в котором была теплая церковь Иоанна Воина. Позже это здание выполняло функции проскурни. Оно существует и сейчас.

В советские времена Покровскую церковь передали Киевскому областному архиву, но в 1941 году, немцы, оккупировавшие Киев, восстановили богослужения ( правда, только в приделе Иоанна Воина ). Священником храма был Алексей Глаголев. В годы оккупации храм стал центром спасения евреев и, возможно, именно это стало причиной снисходительного отношения советского руководства к Покровскому храму в послевоенные годы — храм не закрыли, а Глаголев продолжал служить в нем.

В 1948 году фундамент церкви начал проседать. Образовавшиеся сквозные щели, крыши и купола оказались в аварийном состоянии. Усилиями Алексея Глаголева протоиерея в послевоенные годы) в 1953-1954 годах был проведен капитальный ремонт и, на средства прихожан (странно, но храм имел свой приход даже в тот атеистический период), было восстановлено убранство храма.

В 1960-1970-е годы Покровская церковь стояла заброшенной и разрушалась. Но в 80-е был проведен значительный комплекс реставрационных работ, во время которых , сводами на металлическом каркасе, спустя почти два века после разрушения, перекрыли нижний ярус. Храм вновь стал двухъярусным.

В 1991-92 годах Покровский храм выполнял функции кафедрального собора Украинской Автокефальной Православной Церкви. Позже кафедру перенесли в Андреевскую церковь, на Спуск, и Покровская вновь стала приходским храмом.

Если будете на Подоле, обязательно обратите внимание на ансамбль Покровской церкви, который уютно спрятался под Андреевской горой. Это одна из главных его достопримечательностей — уголок старого Киева в шуме современной офисной жизни экономического центра столицы.

Текст и фото Романа Маленкова

При написании использовано: Звід пам’яток історії та культури України. Енциклопедичне видання. У 28 томах. Том 2. – Київ: Головна редакція зводу пам’яток історії та культурі при видавництві «Українська енциклопедія» ім. М.П.Бажана, 1999.

Церковь святителя Николая на Подоле: настоятель прот. Сергей Винничук – о храме и престольном празднике

Эта церковь построена на историческом месте, где много веков назад звучала непрестанная монашеская молитва.

22 мая, в день перенесения мощей святителя Николая Чудотворца, престольный праздник отмечает много храмов Украинской Православной Церкви, освященных в честь любимого в Украине святого.

Один из них – живописный, в старинном стиле, бревенчатый сруб – стоит на киевском Подоле, в начале улицы Юрковской. Эта церковь построена на историческом месте, где много веков назад уже приносилась Бескровная Жертва и звучала непрестанная монашеская молитва.

О храме святителя Николая и о его престольном празднике Центру информации УПЦ рассказал настоятель церкви – протоирей Сергей Винничук.

О ПЕРЕНЕСЕНИИ МОЩЕЙ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ

— Во второй половине XI века Византийскую империю сотрясали удары турок. Их военная экспансия в Малой Азии сопровождалась осквернением христианских святынь. Под угрозой оказались почитаемые всем христианским миром мощи святителя Николая, которые более семи веков хранились в городе Миры в исторической области Ликия – месте служения святого при земной жизни.

Жители итальянского портового города Бари – столицы провинции Апулия на юге страны – решили спасти мощи свт. Николая. В то время там проживало много греков – до 1071 г. около двухсот лет Апулия принадлежала Византии. По преданию, в 1087 г. благочестивому священнику в Бари явился Николай Чудотворец и повелел, чтобы баряне забрали его мощи в свой город. Горожане снарядили суда, на которых в Ликию под видом купцов отправился отряд добровольцев. Они стремились опередить жителей другого крупного итальянского города – Венеции, которые также намеревались забрать святыню.

Достигнув Мир Ликийских, 47 вооруженных барян, среди которых было двое священников, отправились в храм, где покоились святые мощи. В храме были только монахи-сторожа. Баряне открыли им свои намерения и предложили выкуп за святыню, но иноки отказались и хотели предупредить местных жителей. Тогда пришельцы связали монахов, разбили помост, под которым находилась гробница святого, а затем и крышку саркофага. Он был наполнен необычайно благоуханным святым миро. Мощи завернули в одежду и отнесли их на судно. Монахи, освободившись, сообщили горожанам о похищении, те бросились на пристань, но помешать барянам выйти в море не смогли.

9 мая (22 мая по новому стилю) мощи доставили в Бари. Встречать их вышел весь город. Перенесение святыни в церковь сопровождалось многочисленными исцелениями больных, калек и бесноватых.

Известно, что баряне не сразу пришли к единому мнению о том, в каком именно храме будут храниться мощи. По одной из версий, причиной разногласий было соперничество между католиками и православными – позиции Православной Церкви в бывшей византийской провинции в то время были еще сильны.

В конце-концов было решено построить новый храм, что и произошло спустя год или два. Базилику свт. Николая освящал папа Римский Урбан ІІ. Он переложил мощи в новую серебряную раку с драгоценными камнями и поставил ее в алтаре.

Некоторое время спустя святой Николай явился во сне одному благочестивому монаху и сказал, чтобы мощи положили под Престолом. Волю святого исполнили – святыня была положена под Престол в крипте базилики, где она находится и поныне.

В честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца был установлен особый праздник. Вначале он отмечался только жителями Бари, несмотря на то, что о перенесении мощей было широко известно в Италии и в других странах – это объясняется, прежде всего, средневековым обычаем чествования преимущественно местных святынь. Кроме того, Греческая Церковь не установила такого празднования, потому что потеря мощей свт. Николая была для нее событием печальным.

Смотрите так же:  Церковь юрий шевчук

На Руси же праздник перенесения мощей Николая Угодника был установлен вскоре после 1087 г. – на основе глубокого почитания нашим народом великого святого.

Поклониться мощам свт. Николая приезжают люди со всего мира. Первые известия о паломниках из Руси датируются XV веком. Массовыми паломничества стали в ХІХ веке, хотя на Юг Италии добирались в то время неделями. В начале ХХ века в Бари был приобретен большой участок земли, и 22 мая 1913 г. там заложили православный храм свт. Николая и странноприимный дом. В годы советской власти подворье перешло в собственность барийского муниципалитета и было возвращено Православной Церкви только в 2008 г.

С 1999 г. на мощах свт. Николая регулярно совершаются православные богослужения: по четвергам и двунадесятым праздникам служат Божественную Литургию, в остальные дни – молебен. Каждый год 22 мая здесь собирается до пяти тысяч верующих, которых, конечно же, крипта вместить не может.

А 9 мая, в день празднования перенесения мощей свт. Николая по католическому календарю, настоятель базилики изымает из раки священное миро. Оно разбавляется святой водой, и паломники развозят его по всему свету.

— Гору Юрковицу или Юрковку, неподалеку от которой стоит наш храм, называют еще Лысой горой или Хоривицей. Ряд исследователей с конца позапрошлого века отождествляет ее с летописной Хоривицей, где, по легенде, жил младший из трех братьев-основателей Киева — Хорив. Из источника под горой брал свое начало Юрковицкий ручей, который дальше протекал по Подолу в сторону Днепра. Сейчас он заключен в коллектор. В средневековье ручей служил северо-западной границей киевских земель. В месте выхода ручья на подольскую террасу в первой четверти XII века была построена церковь в честь свт. Николая Чудотворца. По мнению историков, стояла она у перекрестка дорог на Вышгород и на Белгород (ныне это с. Белогородка Киево-Святошинского района).

Предполагают, что храм относился к Николо-Иорданскому монастырю, поскольку располагался с ним рядом. Монастырь был основан еще в XI веке. Считается, что в нем приняла постриг мать преподобного Феодосия Печерского. Обитель прекратила свое существование в результате нашествия монголо-татарской орды хана Батыя в 1240 г. В XV веке был разрушен и храм свт. Николая. Позже на его месте было кладбище, которое со временем сравняли с землей.

В 2003 г., когда копали котлован под строительство многоэтажки, наткнулись на человеческие останки. За дело взялись ученые из Подольской экспедиции института археологии НАНУ. Они обнаружили более 120 захоронений XVI – XVIII веков.

А на глубине от трех до пяти метров археологи нашли руины трехнефной четырехстолповой церкви размером примерно 20 на 15 метров. Была обнаружена кладка метровой высоты из плинфы – кирпича времен Древней Руси. Толщина стен в среднем составляла полтора метра. Внутри храма сохранились остатки четырех подкупольных столбов. Пол был выложен глазурованными плитками разных цветов. Сохранились многочисленные фрагменты фресок.

Ученые предполагают, что это один из первых каменных храмов Киевской Руси, построенный по тем же технологиям, что и Софийский собор, и Успенский собор Киево-Печерской Лавры.

На месте раскопок также были найдены обломки большого медного колокола, который датируется XIII – XIV веками, фрагменты паникадила и лампады – из цветного металла.

Археологи и неравнодушные люди отстояли святое место от притязаний застройщиков. 22 мая 2009 г. рядом с раскопками древнего храма мы отслужили молебен и начали строительство деревянной церкви. 19 декабря в уже построенном храме была отслужена первая Божественная Литургия.

Церковь т. н. клетского типа даёт представление о том, какими были большинство православных храмов несколько столетий назад. Архитектура нашего храма соответствует примерно XVII веку, когда начали строить купола луковичной формы.

Рядом с церковью соорудили колокольню. В будущем планируем построить большой каменный храм, похожий на тот, который стоял здесь с XII по XV век. Его нижний этаж будет занимать музей, посетители которого смогут увидеть остатки древней церкви. Пока они временно законсервированы.

При нашем храме действует воскресная школа, в которой изучают Священное Писание Ветхого и Нового Завета, основы православной веры, историю церкви и богослужений. Сейчас идет строительство здания для школы.

У входа в церковь находятся корабельный колокол-рында и большой якорь – ведь святой Николай издревле считается покровителем моряков. Нужно сказать, что в строительстве храма активно участвовали предприниматели, которые занимаются морским делом. Кроме того, у нашего прихода тесные связи с Киевской академией водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного.

В церкви много святынь: частицы мощей свт. Николая Чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, свт. Луки Крымского, св. великомученика и целителя Пантелеимона, св. блаженной Матроны Московской, а также особо почитаемые иконы Пресвятой Богородицы Смоленской «Одигитрия» и свт. Николая (обе чудесным образом обновились), копия афонского образа Божией Матери «Скоропослушница» и икона всех святых Киево-Печерской Лавры. Прихожане свидетельствуют, что по их молитвам перед этими святыми ликами неоднократно уходили болезни и разрешались трудные жизненные ситуации.

Летом 2012 г. обновившуюся икону святого Николая из храма украли. Все мы молились о ее возвращении, и спустя два месяца произошло чудо: один из прихожан увидел святыню, когда ее продавали на Андреевском спуске.

Еженедельно в храме совершаются водосвятные молебны с чтением акафистов святым и выносом частиц их мощей для молитвенного поклонения: во вторник в 13.00 молимся великомученику Пантелеимону, в среду в 13.00 – блаженной Матроне Московской и в четверг в то же время – святителям Николаю Чудотворцу и Спиридону Тримифунтскому.

В пятницу в 15.00 служится водосвятный молебен с чтением акафиста перед иконой Богородицы «Скоропослушница». В 17.00 – вечернее богослужение.

В субботу в 17.00 совершаем всенощное бдение. По субботам и воскресеньям в 09.00 – Божественная Литургия, по окончании которой – панихида.

Храм открыт ежедневно с 08.00 до 20.00. Адрес: ул. Юрковская, 3.

Добраться до храма можно пешком от ст. метро «Тараса Шевченка», а также от ст. метро «Контрактовая площадь» трамваями №№ 11, 12, 19, от ст. метро «Оболонь» трамваем № 11, из Пущи-Водицы трамваем № 12; от пл. Тараса Шевченка трамваем № 19.

Центр информации УПЦ — для «УНИАН-Религии»

Проект «Престольные праздники столичных храмов» реализуется Центром информации УПЦ и «УНИАН-Религии» по благословению Блаженнейшего Митрополита Онуфрия.

Богослужение в церкви на подоле

Настоятель Свято-Ильинского храма – протоиерей Виталий Косовский
Свято-Ильинская церковь на Подоле

Священники: Протоиерей Игорь Базаринский, протоиерей Николай Ризун, протоиерей Ростислав Войцеховский, Иерей Иоанн Блага, протодиакон Захарий Ковальчук.

Адрес: ул. Почайнинская, 2.
Тел: 425-23-71 (по будням с 10-00 до 17-00)

Расписание богослужений: пятница 17-00, суббота – 8-00, 17-00, воскресенье – 7-30, 10-00, 16-00.

Храмовой праздник — 2 августа.

Свято-Ильинская церковь – первый православный храм Киевской Руси. В 2005 г. исполнилось 1060 лет из дня упоминания о ней преподобным Нестором Литописцем в «Повести временных лет». Из сказа выплывает, что к середине Х ст. Ильинская церковь была достаточно известной согласно с переводом, храм пророка Илии построили киевские князья Аскольд и Дыр. Они, будучи язычниками, во время византийского похода стали очевидцами Божественного чуда, под впечатлением которого приняли крещения, а по возвращении в Киев построили храм святого Илии. Существует мысль о том, что крещение киевлян в 988 г. произошло вблизи храма Ильи-пророка, расположенном на берегу рек Днепра и Почайны. О том, как выглядела церковь вначале, сведений не сохранилось. Допускают, что храм был деревянным. Намного позже, в 1692 г., было построено каменное здание храма на пожертвования мещанина Петра Гудимы. Известно, что в течение многих поколений представители этой семьи были ктиторами Свято-Ильинского храма. Храм того периода был небольшим сооружением, которому присущи лаконичность и четкость форм, подчеркнутых сдержанным внешним декором. В нижнем ярусе храм оформлен утонченными полуколоннами, на которые опираются легкие треугольные фронтоны. Увенчивает здание карниз, на фризе которого размещены лепные розетки. Такой же карниз украшает барабан купола. Увенчивает купол небольшой декоративный фонарь с иконами, среди которых образы Спасителя, Божьей Матери, Иоанна Предтечи, пророка Илии и других святых.

В первой половине ХVIII ст. была построена двухъярусная колокольня и установлены церковные врата в стиле украинского барокко, изготовленные выдающимся украинским зодчим И. Г. Григоровичем-Барским. Полковой есаул Павел Иванович Гудима в 1755 г. провел реконструкцию храма, в процессе которой был достроен Иоанно-Предтеченский придел. А его брат Федор принял священный сан и совершал служение в Ильинском храме в 1740-х гг.

В ХІХ ст. положение храма было неутешительным. В ведении Ильинской церкви к тому времени состояли лишь 16 дворов, однако о пастве заботился священник, закончивший богословский курс Киевской духовной академии, Петр Маташевский. Количество прихожан в тот период составляло 130-140 персон. В 1887 г. по инициативе и на средства старосты храма Лазаря Черноярова был заменен чугунный пол на теплый деревянный и проведено паровое отопление. В 1904 г. был капитально отремонтирован храмовый комплекс и написаны новые иконы. В 1909 г. Ильинский храм в последний раз перед большевистским переворотом обновлялся. Были обновлены настенная живопись (43 образа), написан образ Покрова Пресвятой Богородицы под хорами над центральным входом в храм (сохранился доныне).

Эпидемия войн и революций уничтожила вековечные основы жизни церкви. В 30-ые гг. церковь пророка Илии была закрыта и передана киевскому элеватору, а в ее помещении устроили склад зерна.
И только по милости Божией, после периода испытаний и лихолетья Великой Отечественной войны, возобновилось служение в Ильинском храме. Богослужения совершаются и доныне.

После назначения в 1991 г. настоятелем храма протоиерея Виталия Косовского жизнь Свято-Ильинской церкви получила новый импульс. Разительно изменились интерьер и оформление церкви. Следует акцентировать внимание на резном трехъярусном иконостасе, визуальное решение которого перекликается с оформлением иконостаса Владимирского собора. Белизна резьбы кажется светлым облачком на сдержанном фоне интерьеров храма. Это напоминание верующим о необходимой чистоте сердца и святости жизни, которые являются залогом спасения. Святые образы в иконостасе выполнены в соответствии с традиционными предписаниями.

Оформлен Ильинский храм с соблюдением канонов академической школы. На стенах размещено около 40 сюжетов, в тематике которых доминирует жизнеописание пророка Илии. В росписи алтаря центральной темой является Евхаристия. Главный образ – Иисус Христос –вечный архиерей.

Смотрите так же:  Церковь в парке кузьминках

На стенах Иоанно-Предтеченского придела размещено множество старинных икон.

Благодаря неусыпной заботе настоятеля и духовенства при храме ведется широкая катехизаторская деятельность. Занятия воскресной школы для взрослых и детей проходят не только по воскресеньям, но и в будни, и по вечерам. Для тех, кто приступает к таинствам Крещения и Венчания, организованы подготовительные курсы. Богослужения проходят в сопровождении двух певческих коллективов: хора студентов Киевской духовной академии и молодежного хора храма.

Свято-Ильинский храм является местом особого паломничества киевлян. Сохраняя древние традиции и постоянно возрастая в жизни христианской, община храма находится под Первосвятительским омофором Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского.

© 2008-2019. Официальный сайт Свято-Ильинской церкви Киевской Митрополии Украинской Православной Церкви.

Все права защищены.

Перепечатка материалов только при наличии ссылки на http://orthodox-church.kiev.ua/

Главный редактор — протоиерей Виталий Косовский.

Воскресенский храм, г. Подольск (1728)

Престольный праздник
Воскресения Христова (переходящий)

Настоятель
протоиерей Олег Викторович Сердцев, 1965

Приделы
Святой Троицы (переходящий)
свт. Николая (19 декабря, 22 мая)

Адрес
МО, г. Подольск ул. Красная, д. 24

Телефон
+7 (4967) 69-40-12

Сайт
хв-подольск.рф

Деревянная Воскресенская церковь впервые упоминается в тексте жалованной грамоты царя Иоанна IV Свято-Данилову монастырю: «..погостом на реке на Пахре, а в нем церковь Воскресение Христово…». Существует гипотеза, что первоначально храм находился на противоположном, т. е. левом, берегу Пахры. Данное предположение основано на сравнительном историко-картографическом анализе, проведенном Э. Ф. Сун.

С начала XVII столетия в Добрятинском стане известно село Подол, «Пехра тож», в котором была деревянная церковь с небольшой колокольней: «…а в селе церковь Воскресения Христова древяна клетцки. В церкви образы, и книги, и свечи, и на колокольнице колокола, и всякое церковное строение монастырское и приходных людей. У церкви во дворе поп Афанасий Петров да с ним церковный дьячок Петрушка Игнатьев, во дворе пономарь Акинфейко Игнатьев, келья просвирницы…»

Источники свидетельствуют, что в начале XVIII столетия в селе Подол стоял деревянный храм Воскресения Христова. Вероятно, тогда же к нему был пристроен придел во имя Живоначальной Троицы.

По некоторым свидетельствам, в начале 1730-х гг. прежняя деревянная церковь в Подоле сгорела. На этом же месте решили возвести каменный храм. Работы были начаты по благословению наместника Свято-Данилова монастыря архимандрита Герасима в 1728 г.: «„.велено построить в вотчине их, в Московском уезде, в селе Подол, на старом церковном месте вновь каменную церковь во имя Воскресения Христова да в приделе Николая Чудотворца…». Придел предполагался для зимних богослужений, т. к. Воскресенский храм был летний и в холодное время года не отапливался.

Новую церковь освятили в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение Словущее). Точно неизвестно, когда завершилось строительство этой церкви. Некоторые исследователи предполагают, что работы из-за недостаточного финансирования длились довольно долго, но были окончены до 1740-х гг.

С преобразованием в 1781 г. села Подол в город Воскресенская церковь стала его главным храмом. В конце XVIII столетия по благословению архиепископа Московского и Калужского Платона (Левшина) церковь обновили. Возможно, одновременно с этими работами был устроен и придел во имя Святой Троицы. Его освящение, как указывает Л. Р. Вайнтрауб, совершено в 1790 г.

Во время Отечественной войны 1812 г. настоятелем храма Воскресения Христова священником Феофилактом Ивановым от разграбления неприятелем была спасена церковная утварь. Воскресенский храм был вновь освящен в 1813 г., после освобождения Подольска от захватчиков: Троицкий придел — 8 марта, центральный престол — 30 марта, а позже — и придел святителя Николая Чудотворца.

В августе 1818 г. подольчане обратились к архиепископу Московскому и Коломенскому Августину (Виноградскому) с прошением о дозволении возвести в городе новый каменный храм во имя Святой Троицы с приделами Успения Пресвятой Богородицы и апостолов Петра и Павла. Старую городскую Воскресенскую церковь предполагалось оставить в качестве кладбищенской. Просьба жителей Подольска была удовлетворена. Строительство Троицкого храма началось летом 1819 г., но шло медленно из-за нехватки средств. В 1825 г. причт Воскресенской церкви перевели в новый недостроенный Троицкий собор.

Кладбищенский храм все более и более ветшал. В 1839 г. его состояние характеризовалось как аварийное: протекала тесаная крыша, из-за этого в сводах и стенах стали появляться трещины. К 1847 г. положение ухудшилось до такой степени, что епархиальное начальство запретило богослужения в Никольском приделе. Из-за разногласий между городничим и городскими главами ремонт церкви, на который Подольская городская дума выделила средства, был отложен на длительный срок.

В 1853—1854 гг. в Воскресенском храме велась реставрация. Полностью заменили старую кровлю церкви, фасады выбелили, а стены расписали. Таким образом, храм был подготовлен к освящению. Деньги на проведение реставрационных работ среди прочих жертвовал и московский купец второй гильдии Сергей Трифонович Прохоров. Он же испрашивал благословения у епархиальной власти на восстановление самостоятельного прихода Воскресенской церкви. Однако эта идея не вызвала положительного отклика со стороны причта Троицкого собора и его настоятеля, протоиерея Василия Березкина.

16 сентября 1854 г. в Подольске состоялось освящение древнего храма Воскресения Христова. Отец Василий Березкин и настоятель церкви великомученицы Параскевы, что в Охотном ряду, протоиерей Покровский за ранней литургией освятили приделы во имя святителя Николая и Святой Троицы, а на поздней митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) совершил освящение центрального престола. Тем не менее собственный штатный причт при Воскресенском храме вновь появился лишь в 1860 г.

В 1884 г. по прошению настоятеля и старосты известный московский архитектор В. О. Грудзин разработал проект расширения арки, соединявшей теплую трапезную с холодной церковью, и предложил план устройства в Троицком приделе новой духовой печи. Годом позже отопление было проведено, весь храм стал теплым. Духовая печь располагалась в подвале, а вход в него был снаружи.

В 1903 г. в истории Воскресенской церкви произошло важное событие: по проекту московского архитектора Петра Алексеевича Виноградова за счет добровольных даяний прихожан был перестроен Никольский придел. Ранее он находился внутри храма, теперь же его пристроили к зданию, соответственно с существующим Троицким приделом.

В 1910 г. настоятель Воскресенской церкви обратился в Московскую духовную консисторию и Императорскую археологическую комиссию с прошением разрешить расписать приделы и возобновить фрески самого храма. По данным ведомости за 1916 г., церковь была расписана в 1911 г. В том же году храм посетил архиерей, возможно освятивший церковь после обновления живописи.

Воскресенский храм имеет традиционную трехчастную планировочную схему. Первоначально на одной оси были расположены основной объем с полуциркульной апсидой, трапезная и колокольня. Впоследствии трапезная часть была расширена за счет устройства северного, Никольского, и южного, Свято-Троицкого, приделов. Восточные стены приделов образуют несколько выпуклые объемы, но не являются пристроенными апсидами. Центральная часть церкви и северный придел сложены из местного белого камня, а южный придел и колокольня — из кирпича. Последняя до своего разрушения в ХХ в., как и четверик храма, была белокаменной. В основе композиции здания лежит бесстолпный двусветный пятиглавый четверик, прямоугольный в плане, перекрытый сомкнутым четырехлотковым сводом.

Фасады декорированы аттиками, по форме напоминающими ложные закомары. В них некогда имелись живописные изображения. Рисунок и профили карнизов трех основных объемов памятника значительно отличаются друг от друга. Углы основного объема и трапезной подчеркнуты прямоугольными в плане пилястрами, раскрепованными по карнизам.

Граненый глухой центральный барабан церкви, украшенный неглубокими нишами с изображениями Херувимов, завершается золоченой главой луковичной формы. В XIX в. на месте Херувимов были написаны апостолы. Вертикали углов основного объема храма подчеркнуты декоративными барабанами, увенчанными главками с ярко выраженными гранеными юбками с подзором.

Колокольня двухъярусная, первый ярус прямоугольный в плане. Второй, шестигранный ярус звона, завершается глухим шатром с барабаном и главой луковичной формы. Крест колокольни повторяет рисунок креста основного объема церкви. У западного фасада храма для подъема на ярус звона колокольни устроена металлическая винтовая лестница современного рисунка, которая, как и неокрашенный медный шатер, вносит некоторую дисгармонию в убранство фасадов.

Внутри церкви установлены современные иконостасы и киоты. Золоченая резьба размещена на светло-бежевом фоне, что вместе с белым цветом стен придает интерьеру особую легкость и изысканность. Все иконы были написаны мастерами современной палехской школы. Фрески полностью утрачены в XX столетии. В храме находится особо чтимая икона Божией Матери «Иерусалимская».

4 апреля 1922 г. в Воскресенской церкви провели изъятие ценностей: было вывезено более 3 пудов серебра.

В 1923 и 1925 гг. была зарегистрирована община Воскресенского храма. На тот момент причт состоял из священника Александра Уразова, второго священника Иоанна Честнова и диакона Димитрия Васильевского. По договору от 6 июля 1925 г. православной общине передали в пользование богослужебное здание — Воскресенскую церковь Подольска.

В конце 1928—1929 гг. в Подольске шла активная антирелигиозная кампания. Мощная агитация развернулась на страницах городской газеты «Подольский рабочий». В период с января по апрель 1929 г. появилось множество статей с призывом закрыть древнюю церковь Воскресения Христова.

24 июля 1929 г. Моссовет вынес постановление о закрытии храма с его последующей передачей под музей края. Прихожане обратились в Президиум ВЦИК с жалобой на необоснованные действия, т. к. здание церкви содержалось в идеальном порядке и никаких жалоб о нарушении договора не было. Однако Президиум ВЦИК отклонил просьбу верующих. Общине приказали сдать ключи от храма.

До начала Великой Отечественной войны в Воскресенской церкви располагался гараж грузовых машин. Вероятно, именно в это время для удобства прохода техники были разрушены притвор и колокольня, а в западной стене пробили огромный проем.

С городским кладбищем, на котором похоронены многие подольчане, в эпоху богоборчества обошлись жестоко. Через какое-то время после его закрытия надгробные плиты стали сбрасывать с откоса в Пахру. Некоторые могилы были вскрыты, в том числе и погребения священнослужителей, находившиеся рядом с храмом (возможно, у южной стены). Ныне на территории церкви установлен поклонный деревянный крест, у подножия которого прикреплена табличка с надписью: ««На сем месте покоятся перезахороненные останки подольчан, погребенных некогда на Воскресенском кладбище при храме Воскресения Христова».

С начала Великой Отечественной войны и до 1956 г. в Воскресенской церкви размещались мастерская по ремонту танков и гараж. Позже — механическая мастерская по ремонту инвалидных мотоколясок. Вероятно, мастерская просуществовала до 1970-х гг. Затем в здании храма располагались пункт по обмену газовых баллонов, гуталиновая фабрика, автогазозаправочная станция, гранитная мастерская.

В XX столетии церковь обросла рядом чужеродных пристроек, которые возводились без всякой привязки к архитектуре памятника, нанося ему серьезный вред.

17 сентября 1994 г. было принято решение о восстановлении прихода и храма. Община принялась за реставрацию здания и завершила ее в 1999 г. Освящение церкви состоялось 31 октября того же года. Богослужение возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Особое место в новейшей истории храма Воскресения Христова занимает визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Это знаменательное событие состоялось во время первосвятительского посещения Подольской земли 9 сентября 2001 г. и было приурочено к 220-летию города.

В настоящее время завершаются отделочные работы в крестильном храме. Он располагается в новом трехэтажном здании, находящемся к югу от Воскресенской церкви.

По материалам книги «Святыни Подмосковья. Подольское благочиние». Семенов К.А., Подольск.

Покровский храм на киевском Подоле

Древний Киев, чудом сохранивший до наших дней многие из своих святынь, воистину неисчерпаем. К Празднику Покрова Пресвятой Богородицы расскажем об одной из его жемчужин, но прежде вспомним, что такое киевский Подол.

Это древнейший исторический район Киева – в правобережной низине между устьем реки Почайны и склонами Старокиевской и Замковой гор, а также гор Щекавица и Хоревица. Отсюда и название – «подолье», то есть низменность. Поговаривают, что где-то тут проходили первые крещения во Святую веру Христову воинов дружины князя Аскольда, еще задолго до Крещения Руси.

На Подоле, имеющем форму трапеции между холмами, Днепром и заливом, примерно 2,5 на 1,5 км, сегодня находится 226 памятников исторической ценности, 431 ансамблевое строение с признаками архитектурного стиля, 99 мемориальных зданий.

А первые поселения человека на здешней территории относят к позднему палеолиту. Древнюю стоянку здесь обнаружил не столь давно, в 1893 г., археолог Викентий Хвойка. По адресу ул. Кирилловская, д. 59-61. А по соседству, на Контрактовой площади, во время прокладки линии метро были найдены срубы Х в. В 1973 г. у подножия горы Замковой был раскопан целый городской квартал с тротуарами ІХ-ХІ вв. деревянной кладки!

О Подоле и его каменных храмах Ильи, Туровой божнице, церквях Богородицы Пирогощи, Кирилловской рассказывают древние летописи, «Слово о полку Игореве».

Как песню можно слушать сохранившиеся древние названия здешних улиц: Щекавицкая, Борисоглебская, Хорива, Игоревская, Волошская (то есть васильковая!), Братская.

Во времена Киевской Руси Подол и его кварталы – Гончары, Дегтяри, Кожемяки, а также Торжище (на месте нынешней Контрактовой площади) – были торгово-ремесленным центром города. Подол располагал линией укреплений, проходившей по реке Глубочице (ныне улицы Верхний Вал и Нижний Вал).

В середине ХІІІ в. в связи с разрушением верхней части города во время нашествия орд хана Батыя Подол стал фактически главным районом Киева.

В начале XVII в. на Подоле была открыта приходская школа – по инициативе священника Иова Борецкого, настоятеля Воскресенской церкви, одного из инициаторов создания Киевской братской школы, а с 1620 г. ее первого ректора и киевского митрополита.

С 1797 г. на Подоле проходили ежегодные контрактовые ярмарки. До знаменитого пожара 1811 г. Подол был наиболее заселенным районом Киева, тут располагалось 2068 из 3672 городских домов. После пожара, уничтожившего большинство строений, конечно же, деревянных, архитекторами А. Меленским и В. Гесте Подол был спланирован заново, эта планировка сохраняется и теперь. Тогда были сооружены Гостиный двор, новый корпус Киевской академии, Контрактовый дом и другие здания.

В советское время, а именно в 1960-1970-х годах, были осуществлены большие работы по выявлению и изучению исторического прошлого Подола, для чего было обследовано свыше 3000 сооружений.

Улица Боричев Ток, проходящая по подошве горы параллельно улице Сагайдачного, скорее всего, ровесница Владимирова города: током, то есть «толкучкой», называли тогда торговые площади. В нынешнем виде улица сложилась после пожара 1811 г., ее основная достопримечательность – деревянные особняки начала XIX в.

Именно между Боричевым Током и находящейся ниже Покровской улицей расположена одна из красивейших в Киеве Покровская церковь (1766), построенная, как утверждают специалисты, в стиле южнорусского барокко, совмещенного с елизаветинским. Ее колоколенка моложе – второй ярус надстроен в 1831 г.

Покровский храм на Подоле с видом на Андреевскую церковь, стоящую на Андреевском холме

Подольская церковь Покрова Пресвятой Богородицы располагается у подножия Андреевской горы. Название храма происходит, понятно, от праздника Покрова Пресвятой Богородицы Православной церкви (14 октября по нов. ст.), установленного в память события, произошедшего в Константинополе в середине X в. в Византии, когда городу угрожала опасность. В этот день св. Андрей Юродивый и его ученик Епифаний находились во Влахернском храме во время всенощной и увидели в небе Божию Матерь с сонмом святых, которая молилась за мир и распростерла свой покров (омофор) над горожанами. Праздник Покрова распространился на Руси с XI в.

Покров Богородицы. Надвратная роспись входной оградной калитки храма

Храмовая усадьба ограничена с трех сторон улицами Покровской, Боричев Ток и переулком Покровским.

Храм выстроен по проекту киевского архитектора Ивана Григоровича-Барского, это одно из самых старых зданий Киева и одно из немногих, сохранившихся на Подоле после пожара 1811 г., как и еще несколько соседних зданий тихой и уютной Покровской улицы.

Краткая история такова: почти что на месте армянской Рождества-Богородицкой церкви, сгоревшей в 1651 г. (остатки ее фундамента были исследованы в 1975 г. Киевской археологической экспедицией), греческий купец Николай Тарнавиот в 1685 г. построил деревянную церковь Покрова Божьей Матери. Сначала она была «придворным» храмом семьи Тарнавиотов, но в начале XVIII в. вдова Тарнавиота завещала сделать ее приходской. Воздвигнутая на ее месте в 1766-1772 гг. Григоровичем-Барским церковь считается его лучшей постройкой. Несомненно, архитектор учитывал существование сзади на горе Андреевской церкви, с которой Покровская аукается своими барочными формами.

Покровский храм на киевском Подоле

Архитектурный ансамбль Покровского храма состоит из самой церкви, двухэтажной пристройки начала ХIХ в. и колокольни. Двор храма частично огражден кирпичным забором с воротами и частично – металлической решеткой на ажурной кирпичной парапетной стене. В центре находится кирпичная аркада с воротами и калитками.

Храм – продолговат в плане, имеет три купола, а также полукруглые и высокие выступы с трех сторон. По типу композиции храм принадлежит к типу трехглавых трехсрубных церквей – стилистически прослеживается переход к типу крещатых храмов. Декор фасадов выполнен с характерными для И. Г. Григоровича-Барского волютными завитками, использована выразительная лепка капителей. Храм имеет круглые и крестообразные окна, разнообразных форм сандрики, изящного профиля карнизы.

В подольском храме Покрова Богородицы главный алтарь первоначально находился на первом этаже. Внутри внешних крылечек были устроены винтовые лестницы на второй этаж, где действовал придел апостола Иакова Алфеева. В 1791 г. междуэтажное перекрытие было разобрано, а престол св. Иакова перенесен в боковое помещение. После пожара 1811 г. была изменена форма куполов, утрачен лепленый декор фасадов. В 1824 г. с запада был пристроен теплый храм св. Иоанна Воина.

Иконостас церкви спроектировал в середине XIX в. Иван Штром; «как псевдомосковский» он был разобран в 1931 г. – в период первой тотальной украинизации, большевистской.

Архистратиг Михаил, покровитель Киева. Наружная роспись храма

Во время нацистской оккупации, с осени 1941 г., богослужение в Покровском храме возобновилось. Настоятель храма, известный протоиерей Алексей Глаголев (1901-1972), сын знаменитого о. Александра, прототипа персонажа романа М. Булгакова «Белая гвардия», сделал храм местом спасения евреев, взрослых и детей, за что был удостоен посмертно, в 1992 г., звания «Праведник мира», как и его сын Николай, отмеченный этим званием в 2001 г.

Рассказывают, что о. Алексей прятал евреев в своем жилище (церковном полуподвале) и в домах, относившихся к приходу Покровской церкви (паспортисткой в них работала жена о. Алексея, а управдомом – его друг А. Г. Горбовский). Также он выдавал им свидетельства о крещении на старых бланках, оставшихся от протоиерея Александра Глаголева. Одной еврейке Татьяна Павловна Глаголева отдала свой паспорт, в который была вклеена фотография скрывавшейся женщины. Среди спасенных была и русская семья подполковника Красной армии – его жена и шестеро детей. Семья Глаголевых подвергалась значительному риску (за укрывание евреев грозил расстрел), но все равно продолжала спасать людей, несмотря на беременность жены о. Алексея (в 1943 г. она родила дочь Марию). Осенью 1943 г. батюшка был задержан немецкими властями, дважды избит и вместе с сыном отправлен в Германию, однако сумел бежать. После войны продолжал служить в Покровской церкви вплоть до ее закрытия в 1960 г.

Слева направо: Магдалина, Татьяна Павловна, Маша, Николай и Алексей Александрович Глаголевы. Киев, 1944 г.

В 1953–1954 гг. церковь подверглась реставрации как памятник архитектуры Украины. В 1971 г. была отреставрирована колокольня. Проекты дальнейшей реставрации, разработанные в 1970-1980-х годах, реализованы не были.

15 апреля 1990 г., увы, здесь с разрешения городских властей провели Пасхальную службу представители «самостийной Украинской автокефальной православной церкви». В 1991 г. храм был передан новой украинской властью этим самосвятам, для которых он фактически стал кафедральным собором. Сейчас, к сожалению, храм занят раскольниками «киевского патриархата».

Храм Рождества Богородицы в Козельце

Можно дискутировать, что лучше, а что хуже, но нам несомненным шедевром представляется также прекрасная черниговская сестра Покровской церкви киевского Подола – церковь Рождества Богородицы в Козельце, построенная тем же зодчим вместе с Андреем Квасовым в 1752-1763 гг. по заказу Натальи Демьяновны Разумовской («Разумихи»), матери Алексея и Кирилла Разумовских.

Смотрите так же:  Возникновение церкви на руси