Меню

Озеро г железногорска

Цветные озера Железногорска (23.06.2019)

Спустя 2 года после первой поездки нам удалось снова посетить цветные озера Железногорска. И что же вы думаете, мы нашли «лагуну» сразу? Нет! После съезда с трассы навигатор потерялся. как и телефон. Пришлось проехать пару км вдоль насыпи с деревьями, за которыми, наверняка, скрывалась наша цель, и, о чудо, моему самсунгу удалось поймать интернет, и благодаря фото со спутника через гугл карты по проселочным дорогам выехали ко «входу». А дальше мы взяли мясо, купальники и хорошее настроение и отправились наверх.

Тропинка ни сколько не изменилась.

Стоит отметить, что мы гадали с днем: суббота или воскресенье? Прогноз погоды указывал на похолодание и дождь в последний день недели, поэтому выбрали субботу. И не прогадали! Парило! К озеру подъехали в самый пик жары, песок и воздух обжигали, вода манила прохладой. И оказалось, не только нас.

Вид сверху на заводь слева:

Проходим еще чуть выше, и отсюда открывается восхитительный пейзаж на озеро:

От «балкончика» остались только палки, кое-где валяется мусор. фотографировать это я не стала, хотя. пора задуматься о новом проекте, рассказывающем как туристы портят такие красивые места. очень жаль, что выложенные координаты привели к плачевному результату. Тоже самое произошло и с курским «водопадом», ибо в первый наш приезд: там поросло все травой, а второе посещение оставило негативное впечатление от кучи мусора и людей вокруг, но сейчас речь не об этом.

«Лагуна» оказалась занята.

Спустились немного правее к воде и сразу окунулись:

На небе стали появляться тучи, но в самый пик солнце такое ухудшение погоды лишь способствовало самочувствию.

И пусть весь мир подождет.

И правда, гроза прошла мимо, хотя довольно не плохо грохотало, и молнии сверкали.

Цвет воды резко изменился с погодой:

Спустя еще какое-то время:

Пожалуй, цветные озера — самое красивое место, которое я видела в Курской области!

Озеру Железногорска уже более полувека

Ему уже хорошо за пятьдесят, но при этом выглядит по-прежнему прекрасно. Им любуются гости города и гордятся местные жители. И тянет к нему как магнитом и старого, и малого. Всегда, в любое время года. Потому что наше озеро действительно ну очень красивое.

И что бы кто ни говорил, но все-таки главная железногорская достопримечательность — это озеро! Возвращаешься в город, и только увидишь тихие родные берега, сразу понятно: ну все, домой приехал! А гости – те просто замирают в восхищении, когда разворачивается перед ними эта величественная панорама. Тем более что происходит это, как правило, неожиданно, после поворота от старого ГАИ. Красиво!

А ведь его могло и не быть, нашего озера. Потому что никакого водоема генплан, разработанный ленинградскими проектировщиками, не предусматривал. Вот кусок тайги, в 1957 году официально ставший парком, – да, предполагалось сохранить максимально бережно. По дну же будущего озера те, кого сейчас принято называть гордым именем «первостроители», ходили осенью клюкву с брусникой собирать. Потому что протекала тут таежная речушка Кантат, и было вокруг нее болото. С комарьем, утками и мшистыми кочками.

Отбор кадров для сверхсекретной стройки был очень тщательным. Будущие кузнецы ядерного щита СССР отличались не только кристальной биографией, но и весьма активной жизненной позицией. Инженерная сметка тоже присутствовала. Клюква, конечно, хорошо, решили жители совсем еще на тот момент юного города. Но озеро-то лучше! Потребовалось несколько субботников, чтобы расчистить кантатскую пойму под будущее озерное ложе. А дамбой стала железнодорожная насыпь, сооруженная из гранитных глыб, которых было в избытке. Горняки полным ходом врубались в Атамановский кряж, масштабная стройка уникального подземного комбината шла полным ходом. 28 августа 1958 года реактор АД был выведен на первую ступень мощности, и Горно-химический комбинат стал действующим предприятием. Этим же летом в городе появилось озеро. Московских кураторов секретной сибирской стройки поставили перед фактом. По сути, это было натуральным самоуправством. Но не наказывать же за такую красоту, правда? Да еще на фоне столь значимых событий…

Система шлюзовых камер прекрасно справлялась с регулированием уровня воды, ни разу не позволив озеру выйти из берегов. Средней его глубиной принято считать шесть метров, но есть места в разы глубже. Озеро сразу стало любимым местом отдыха, ведь Енисей находился за колючкой, и пробраться в летний зной к его берегу можно было разве что на Майке, спускаясь по крутому глинистому обрыву… А тут – песчаные пляжи прямо в городской черте. Рыба тоже появилась. Согласно местным легендам, малька запускали в озеро городские начальники, все, как один, помешанные на охоте и рыбалке. Окунь, щука, сорога, лещ, караси… Очень распространена была в 60-70-е годы рыбалка на кружки. Из пенопласта вырезался круг, на его ребро наматывалась леска. Наживка – карасик либо гольян. Схватит щука живца – и пошла леска разматываться, перевернув кружок яркой изнанкой. Остается только подгрести на лодке и вытащить добычу. За одну рыбалку приносили домой удачливые рыболовы до десяти здоровенных щук. Лодочная станция занимала почти весь северный берег озера – лодка была, считай, в каждой семье. Появились и собственный яхт-клуб, и секция водных лыж, у которой даже свой трамплин для эффектных прыжков был.

Зимой же через озеро, особенно по выходным, тянулись вереницы лыжников. Лыжи стали едва ли не самым массовым увлечением в городе атомщиков. Было принято кататься со склонов того самого ложка, через который сейчас перекинут мостик на улице 60 лет ВЛКСМ. Когда появились дома на Ленинградском, озеро стало городским во всех смыслах, очутившись как раз в самом центре. При этом названия у него так и нет. Официально – это Кантатское водохранилище. Для лирически настроенных горожан – голубая жемчужина. В обиходе же — просто озеро.
Как у всякого водоема, у нашего озера есть свой жизненный цикл. Берега постепенно начали зарастать и заболачиваться, особенно в пойме Кантата. Из-за донных отложений озеро регулярно цвело каждое лето, и это отражалось не только на качестве воды, но и угрожало популяции рыбы. Попыток очистить водоем было несколько. Последняя из них, вошедшая в число приоритетных проектов кластера инновационных технологий на территории ЗАТО Железногорск, завершилась на днях. Дно очистили от ила на шести участках общей площадью около 215 тысяч кв. метров, а потом запустили в озеро 37 тысяч мальков щуки. Вторую порцию щурят отправят в июле. Согласно анализу нашего водного объекта, для щуки здесь наиболее благоприятная среда.

Работа над этим проектом началась еще несколько лет назад при поддержке члена высшего совета «Единой России» Сергея Шойгу, побывавшего в нашем городе. Еще ни один водный объект в Красноярском крае не чистили по технологии, примененной в Железногорске. Донные отложения с помощью спецтехники перемещали на берег, где они высыхали, после чего их вывезли на полигон для захоронения. Все работы, включая проект, выполнены за счет федерального бюджета.

Смотрите так же:  Белое озеро демино

Озеро г железногорска

» 09 фев 2019, 10:30

Ниже план пешего похода выходного дня с одной ночёвкой на цветных озёрах и вальяжной автомобильной доставкой 🙂
Время проведения — любые удобные выходные конца мая/начала июня этого года.

Суббота
10:00 Сбор всех участников (снаряга с собой или уже закинута по машинам предварительно) на Арке.
Вся компания пеших туристов грузится в один/два/три собственных автомобиля (скидываясь на бензин водителям). Итого группа 5-15 человек.
10:30 Выезд через Фатеж в сторону Михайловки (90 км).
11:30 Набор воды в роднике в Михайловке, выезд в сторону Железногорска и сразу за Михайловкой около 3 км грунтовки в сторону отвалов.
12:00 Останавливаемся у подножия отвала №5, обедаем на большом пруде внизу.
Оставляем машины внизу (паркуем под деревьями в этой глуши), а сами налегке топаем (с собой обязательно документы!) исследовать южную часть отвала пройдя мимо серии цветных озёр.
Сусаним по пересечёнке к северной гряде и серии цветных озер под ними, гуляем целый день налегке, но по местности напоминающей что-то среднее между Карелией и Банищанским лесом 🙂
Выходим на южную гряду и возвращаемся в сторону автомобилей по верху мимо южной серии цветных озёр. Итого пешком примерно 10 км пути, но по очень пересеченной местности.
20:00 Выходим назад к машинам, забираем стояночный скарб и с палатками и пледами лезем 400 метров (по горизонтали) вверх по отвалу до одного из самых больших его озер, где останавливаемся с лагерем на мысе в озере. Купаемся, греемся у костра, травим байки под глинтвейн 🙂

22:00 Закат солнца

Воскресенье
10:00 Лениво встаем, купаемся, завтракаем.
11:00 Собираем лагерь, спускаемся к машинам, выдвигаемся на авто дальше по грунтовке объезжая отвал с севера и через деревню Веретино выезжая на автодорогу №24. Пейзаж резко меняется на техногенный. Обязательно останавливаемся изучить место с 4мя брошенными ЖД мостами через действующую ЖД. Двигаемся вдоль юго-западной части карьера к смотровой площадке.
12:00 Втыкаем на карьер 🙂
13:00 Выдвигаемся в сторону Железногорска и плотно обедаем в дотационной и очень вкусной столовой на промплощадке №2 (притворясь работниками ГОКа 🙂
14:00 Из Железногорска едем по дороге на Магнитный и далее на Новоандросово. Проезжаем мимо основной площадки Михайловскоо ГОКа. Останавливаемся под плотиной гидроотвала и делаем пешую вылазку вверх посмотреть на причудливую игру цвета железных и марганцевых руд.
15:00 Едем по дороге через Троицкое и Игино, в последнем свернув на берег Троицкого водохранилища. Купаемся, загораем 🙂
16:00 Выезжаем домой через Верхний Любаж (70 км)
17:00 В Курске

Общий вид пешего маршрута по отвалу:

Синий — на машине (машины оставляем после обеда Сб где-нить в укромном месте в лесу), красный — пешком (около 10 км за день).

Место стоянки на мысе в озере покрупней:

Обратите внимание на эрозийные обрывы южной гряды ниже по снимку от озера.

Необходима предварительная разведка на полноприводном проходимом автомобиле относительно качества дорог и поиска лучшего места стоянки автомобилей на ночь.
Возможно разведаем автодорогу наверх, проходимую для легковых автомобилей и тогда доедем на машине практически до озера.
Neo, испытаем твой новый джип? 😉

» 09 фев 2019, 11:44

Немного фоток с панорамио с тех мест:

Озера затеряны по одному и группами среди крутых холмов:

Пышная растительность на естественных удобрениях:

Почти Карелия:

Буреломинг к следующему озеру:

И снова вода:

Бугристый и почти безлесый верх гряды:

И очередное озеро наверху:

» 09 фев 2019, 11:49

Фотки с велопохода 2011 года, или почему с велосипедом там делать нечего:

Разнотравье:

Озёра стекают по порожкам отвала ручьями, образуя обширные лужи:

Лезем в поросшие лесом горы:

Вершина, а за ней очередная впадина на

50м вниз и тут же следующий холм:

» 09 фев 2019, 15:00

Все-таки стремновато машину оставлять без присмотра так надолго. Запрятать ее так, чтобы не было видно, все равно не получится (если не на Ниве ехать, конечно).
А от Железногорска до смотровой никакой автобус не ходит?

С другой стороны, при наличии одной 4×4 и желания думаю что и переднеприводные машины можно затянуть тросом/затолкать куда угодно.

Кстати, что тема делает в разделе «Туристические велопоходы»? У нас есть отдельный раздел для невелосипедного туризма.

» 09 фев 2019, 15:50

Нужно устроить разведку весной насчет проходимости дорог внутри отвала для легковушек. Всё, что видно на снимках я отрисовал на OSM. Раньше там вообще Белазы и поезда ездили 🙂

От города до смотровой ничего не ходит, хотя можно скинуться на такси. Ещё можно на рельсовом автобусе доехать до платформы в Остапово, но ходит он раз в сутки: от Курска долго (4 часа через Льгов), а от Железногорска не удобно по времени.

А вообще места там труднодоступные, глухие, охотничьи и рыбацкие. В таких машину оставить не страшней, чем в центре города.
С собственной машиной удобно с вещами: можно устроить полноценный кемпинг на ночной стоянке, при этом сложный пеший день по горам и озёрам ходить совсем налегке, даже без рюкзака.

PS: тему перенёс 🙂

» 09 фев 2019, 20:10

» 10 фев 2019, 20:22

» 11 фев 2019, 05:18

» 19 фев 2019, 18:50

Был сегодня на отвалах почти по работе 🙂
Но к сожалению забыл свой телефон дома, поэтому сфотал на телефон водителя полторы фотки.

С южной стороны отвалов легковушка не пройдет, максимум доедет поближе. На джипе (Mitsubishi L200 с загребущей резиной) было сегодня местами очень стрёмно. Например есть стометровый участок грунтовки по косогору с боковым уклоном 15-20%, продольным 5-10%, в длину по диагонали весь размытый ручьём. Но есть свежие следы Нивы и она там проехала 🙂

Далеко пешком углубляться не стали: сходили на то самое озеро, отмеченное выше как место для стоянки. Идти достаточно тяжело, немаленький получается набор высоты вверх-вниз-вверх-вниз по резким холмам-торчкам (30-50 метровой высоты). Там очень прикольный пейзаж (миниатюрные горы), компактные, но красивые озёра, песчаные пляжи (такой симпатичный древний песок океана Тетис), ракушки и местами громадные камни. Озёра находятся ощутимо выше уровня горизонта (на высоте последних этажей 9ти этажного дома). Лёд везде обычный бело-прозрачный, цвета воды мы не видели.

Местность вовсе не является глухой: по отвалу есть тропинки и явные следы рыбаков, на льду свежие лунки.
Более того, именно на красивом мысе в озере — компактная свалка пивных бутылок, кострище и обжитой песчаный пляжик для купания.

Смотрите так же:  Где находится озеро горячее

Место очень красиво, а следовательно очень популярно (хотя и не так просто доступно). Туда явно приходят выпить пива чуть ли не каждые выходные.

Итого:
Безусловно нужен пеший поход весной/летом — уникальная, очень красивая и не обычная рукотворная местность, но велосипеды тащить по ней нереально.
Есть немалый шанс встретить других людей, занявших интересное место или свинячащих с пивом.
Машину прямо под отвалом или на отвале (забраться наверх сможет только джип) просто так я бы не оставлял, не пряча её где-нить в кустах.
Буду думать про общественный транспорт (автобус Курск-Михайловка-Железногорск или поезд до Остапово).

PS: а ещё я сфотался в тех краях (дорога на карьер) с забавным зелено-голубым камнем (активно окисляется ванадий и медь на поверхности)

Продолжается строительство современного .

Апрель 2019 года. Новый сезон — новые предложения.

Сентябрь 2013 года. Завершено строительство внутриквартальных дорог.

1 3.12.2012 Первые жители поселка…

20.06.2011 г.Продолжается строительство внутриквартальной автодороги в поселке «Лесное озеро».

23.07.2012 Завершающий этап подведения коммуникаций в коттеджи

Визит главы Курской области

Визит главы Курской области. (подробнее)2011

На сегодняшний день в коттеджном поселке «Лесное озеро» уже построены четыре первых кирпичных дома,…

Коттеджный посёлок «Лесное Озеро»

В 10 километрах от города Железногорска недалеко от деревни Клишино находится классический уголок среднерусской природы — живописное озеро в обрамлении вековых дубов и берез. Это тихое местечко в десятиминутной транспортной доступности от города давно облюбовали жители Железногорска и района для своего отдыха на лоне природы. Искупаться в чистой воде, порыбачить, позагорать — вот немудреные, доступные любому человеку радости. Кажется незамысловато, а на самом деле эффективно снимает стрессы и хроническую усталость городского жителя.

Именно это прекрасное озеро и стало местом нового, уникального для города Железногорска проекта — коттеджного поселка закрытого типа «Лесное озеро». Здесь жители получают все городские удобства в сочетании с прелестями загородной жизни: в поселке выполнены все инженерные коммуникации, подключены магистральный газ, электричество, обеспечено водоснабжение из двух собственных артезианских скважин, функционирует уличное освещение. Близость к городу и при этом экологическая чистота окружающей среды делают поселок реальной альтернативой городской квартире!

Общая площадь поселка составляет 12,6 га. 63 коттеджа общей проектной площадью от 103.6 до 230 кв. м разместятся на участках от 8 до 16 соток. От города до коттеджного поселка «Лесное озеро» можно добраться на автомобиле всего за 10 минут, в близлежащие населенные пункты ходят рейсовые автобусы.

Дома продаются готовые и строящиеся, обеспеченные всеми инженерными коммуникациями. Торговля земельными участками не практикуется, покупатель ничем не рискует. При этом застройщик успешно «держит» демократичные цены на готовую недвижимость. В предложении 9 проектов коттеджей, некоторые из которых предлагается в нескольких вариантах:

В новом сезоне 2019 года в связи с большим спросом на коттеджи по площади сопоставимые с многокомнатными городскими квартирами предлагаем проекты домов С1, С2, С3, С4 и С5, ознакомиться с которыми можно непосредственно в офисе продаж.

Коттедж С1 133,7кв.м. (4 спальни, гостиная, кухня)

Коттедж С2 136,2 кв.м. (3 спальни, кухня, столовая, гостиная)

Коттедж С3 131,9 кв.м. (3 спальни, кухня, гостиная, гараж)

Коттедж С4 103,6 кв.м. ( 2 спальни, кабинет, кухня, гостиная)

Коттедж С5 125 кв.м. (3 спальни, гостиная, кухня)

Коттеджи строятся из камней керамзитобетонных стеновых с утеплением пенополистирольными плитами и облицовкой керамическим кирпичом. В стоимость домов включена черновая отделка (стяжка пола, штукатурка стен), выполнение электропроводки, монтаж систем отопления, водоснабжения, установка двухконтурного газового котла и ИОС; электрические ворота на гараж, бетонирование подъезда к навесу и гаражу, бетонирование участка под навесом, мощение тротуара плиткой. Остается лишь выполнить чистовую отделку внутри дома. (Спецификация к проекту кирпичных домов), (Спецификация к проекту деревянных домов). Уже сейчас в готовых домах можно приступать к чистовой отделке, пока застройщик завершает благоустройство прилегающей территории.

Коттеджный поселок будет обслуживаться собственной эксплуатационной службой, обеспечивающей функционирование инженерных сетей, уборку общественной территории, вывоз мусора.

Преимущества проживания в коттеджном поселке «Лесное озеро»:

· 10 минутная транспортная доступность от города;

· Современные инженерные коммуникации;

· Собственная эксплуатационная служба;

· Безопасность (охрана по периметру поселка);

· Единая концепция застройки;

· Простор для прогулок по свежему воздуху, сбора грибов, ягод;

· Всесезонная дорога к поселку;

Коттеджный поселок «Лесное озеро»- это новое качество жизни!

ЗАТО город Железногорск

Железногорск — город атома и космических технологий.

Железногорск расположен на правом берегу реки Енисей в предгорьях Атамановского хребта — отрога Саянских гор, в 64 км севернее Красноярска. Рядом с городом протекают небольшие реки Кантат и Байкал, рядом с городом находятся озера Голубое и Море.

Статус Железногорска определяется как закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), городской округ. Город занимает площадь 45 667 га. Кроме города Железногорска, в ЗАТО входят четыре поселка — Подгорный, Тартат, Додоново и Новый Путь, а также одна деревня — Шивера. По данным Красноярскстата на 1 января 2019 г., численность населения ЗАТО Железногорск составляет 93 998 человек.

История Железногорска тесно связана с развитием атомной промышленности России. В конце 1940-х гг. в СССР ускоренными темпами велось строительство предприятий по производству компонентов ядерного оружия. Один из секретных заводов по наработке оружейного плутония требовалось разместить близ реки или озера (для забора воды на охлаждение реакторов), достаточно далеко от государственной границы, в несейсмичном районе около крупного промышленного центра и обязательно под землей. По расчетам ученых, от ракетно-бомбового удара основной объект могла защитить 200-метровая толща земли.

Была выбрана площадка с горным массивом в среднем течении Енисея. В мае 1949 г. для окончательного выбора места строительства в Красноярский край прибыла изыскательская экспедиция Ленинградского проектного института.

26 февраля 1950 г. вышло Постановление Совета министров СССР за подписью И. В. Сталина о строительстве комбината № 815. И уже в марте 1950 г. на место будущей стройки высадилась группа из 22 проектировщиков и изыскателей Ленгипростроя.

В октябре 1950 г. силами заключенных исправительно-трудового лагеря была построена железнодорожная ветка протяженностью 51 км по маршруту станция Базаиха Красноярской железной дороги — Соцгород.

Летом 1950 г. начинаются работы по подготовке горнопроходческих работ в скальном массиве для размещения будущего комбината № 815. В первые годы строительства комбината гражданских специалистов на стройке было немного, город и промышленные объекты создавались в основном силами военных строителей и заключенных.

К 1953 г. стройка приобрела глобальный масштаб. Начали работать деревообрабатывающий комбинат, кирпичный и бетонные заводы, песчано-гравийные карьеры. В городской черте появилось 234 жилых дома, в том числе 18 каменных, кинотеатр «Спартак», три школы, три столовых, детский сад, больничный городок.

Смотрите так же:  Есть ли в турции озеро

17 марта 1954 г. рабочий поселок комбината № 815 получает статус города и имя: Железногорск — для закрытой переписки партийных и советских органов, Красноярск-26 — для открытой переписки.

Одним из самых знаменательных в истории молодого города стал 1958 г. 19 августа 1958 г. был пущен первый реактор горно-химического комбината — АД. Второй реактор для наработки плутония-239, АДЭ-1, был введен в строй всего через три года, 27 июня 1961 г.

В начале 1958 г. руководство СССР принимает решение о необходимости массового производства ракет, способных выводить спутник на орбиту и при необходимости доставлять атомную бомбу в любую точку земного шара. Ракеты разрабатывали специалисты Особого конструкторского бюро № 1 под руководством С. П. Королева.

4 июня 1959 г. выходит приказ об образовании в Красноярске-26 филиала Особого конструкторского бюро № 1 — ныне это ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва. 31 декабря 1960 г. предприятие выпускает первую партию гироприборов. В январе 1962 г. с космодрома Капустин Яр была запущена первая ракета, собранная и испытанная специалистами конструкторского бюро прикладной механики.

1964 г. стал особым в истории города. В январе был осуществлен пуск реактора АДЭ-2 на ГХК, а в августе на орбиту были выведены три спутника «Космос», разработанные в НПО ПМ. В это же время специалистами ГХК и ВНИПИЭТ была разработана и внедрена первая в мире схема использования тепла от реактора АДЭ-2 для теплоснабжения и горячего водоснабжения Красноярска-26.

Наряду с промышленными объектами строились и жилые кварталы. К 1980 г. были застроены северная и центральная части города, преимущественно крупнопанельными домами, которые были частью архитектурного стиля «советского классицизма», привнесенного в закрытый город ленинградскими архитекторами.

В городе сформировалась развитая инфраструктура, включающая в себя школы, детские сады, больничный комплекс, сеть продуктовых и промтоварных магазинов, предприятия бытового обслуживания, целый ряд спортивных и культурных учреждений. Действовали театр оперетты, театр кукол, восемь библиотек, музыкальная школа и три кинотеатра.

Период 1990-х гг. стал одним из самых сложных в истории города и его основных предприятий. Тем не менее городу удалось сохранить основные производства и систему муниципальных градообеспечивающих предприятий. Одной из самых высоких в Красноярском крае оставалась и социальная обеспеченность жителей Красноярска-26.

14 июля 1992 г. Красноярск-26 был официально отнесен к числу закрытых территориально-административных образований с расположенными на них военно-промышленными объектами. Городу было присвоено имя Железногорск.

К концу 1990-х гг. социально-экономическая ситуация в городе начинает понемногу стабилизироваться. Город активно включается в международное сотрудничество. Создается фонд «Международный центр развития — Железногорск», реализуется ряд программ: «Инициатива атомных городов», «Города-побратимы», программа студенческого обмена TIPS. В 2000 г. Железногорск заключает соглашение о сотрудничестве с городами Алкоа и Мэривилл, округ Блаунт, штат Теннеси, США.

Сохраняют стратегическую важность объекты горно-химического комбината, перспективы развития которого сегодня соотносятся с созданием новых мощностей по временному хранению отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) и комплексным производством полупроводникового кремния.

Ведущим предприятием ракетно-космической отрасли страны по-прежнему остается Научно-производственное объединение прикладной механики имени академика М. Ф. Решетнёва, за 46 лет деятельности создавшее более тысячи космических аппаратов в области связи, телекоммуникации, навигации и геодезии.

Сегодня экономическую ситуацию в городе фактически определяют несколько блоков предприятий (секторов):

  • ФГУП «ГХК» и ОАО «ИСС» — два крупнейших предприятия Железногорска с совокупным объемом производства в 2011 г. более 25 млрд руб. При этом уровень кооперации предприятий чрезвычайно низкий, что обусловливается замкнутыми и непересекающимися технологическими производственными системами;
  • сектор малых и средних производств нестратегического характера;
  • бюджетный сектор экономики.

Сегодня Железногорск становится центром инновационного развития Красноярского края. В городе создается кластер инновационных технологий: ведется строительство промышленного парка, формируется инжиниринговый центр «Космические системы и технологии».

Железногорск располагает сетью медицинских, спортивных и культурных учреждений, в которых проводятся мероприятия краевого и российского масштабов.

В городе работают три детско-юношеские спортивные школы, восемь физкультурно-оздоровительных комплексов, стадион с трибунами на 1 500 мест, 63 плоскостных спортивных сооружения (из них 12 футбольных полей), 62 спортивных зала, девять плавательных бассейнов (из них крытых — пять), две лыжные базы, семь сооружений для стрелковых видов спорта, горнолыжные трассы, водноспортивная база и яхт-клуб, а также центр дополнительного образования детей «Патриот».

В ЗАТО Железногорск культивируется 67 видов спорта, зарегистрировано 17 городских спортивных федераций по видам спорта, в 2012 г. было создано семь новых физкультурно-спортивных клубов по месту жительства.

Хорошая подготовка тренировочной базы позволяет регулярно проводить в городе престижные соревнования и сборы самых известных команд края и России.

На базе клинической больницы № 51 ФМБА России — главного учреждения здравоохранения Железногорска — проходят обследования пациенты со всего края. В своей работе специалисты КБ № 51 используют новейшее лечебно-диагностическое оборудование.

Система образования ЗАТО — Железногорск включает 15 общеобразовательных, 37 дошкольных и шесть учреждений дополнительного образования детей.

В систему учреждений культуры и искусства Железногорска входят три учреждения дополнительного образования детей, 14 библиотек, три культурно-досуговых учреждения, два профессиональных театра, парк культуры и отдыха и музейно-выставочный центр (всего 48 объектов).

Местное самоуправление

В структуру органов местного самоуправления ЗАТО город Железногорск входят: глава ЗАТО, администрация ЗАТО, Совет депутатов ЗАТО, контрольно-счетная палата.

Железногорский городской Совет депутатов является представительным органом муниципального образования, состоит из 30 депутатов, избираемых по мажоритарно-пропорциональной системе: 15 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, 15 депутатов — по единому избирательному округу по спискам избирательных объединений. Срок полномочий Совета депутатов составляет пять лет.

Глава ЗАТО город Железногорск — высшее должностное лицо города, возглавляет деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории ЗАТО. Избирается сроком на пять лет из состава городского Совета депутатов и исполняет полномочия председателя городского Совета. Глава города решает вопросы местного значения, представляет интересы города в отношениях с Российской Федерацией, государственными органами и муниципальными образованиями, гражданами и организациями.

Администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Администрация подотчетна Совету депутатов. Администрация города разрабатывает и исполняет городской бюджет, распоряжается муниципальной собственностью, разрабатывает и выполняет планы и программы развития города, распоряжается бюджетными средствами, образовывает муниципальные предприятия и учреждения, решает вопросы местного значения. Руководит администрацией на основе единоначалия глава администрации, который работает по контракту, заключаемому по итогам открытого конкурса сроком на пять лет.

В составе Совета депутатов образована контрольно-ревизионная служба, которая контролирует исполнение бюджета, соблюдение установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта бюджета и отчета о его исполнении, а также контролирует порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Избирательная комиссия не входит в структуру органов местного самоуправления Железногорска. Для проведения выборов и референдумов, голосований избирательная комиссия формируется городским Советом и состоит из девяти человек с правом решающего голоса.