Новые часовни

Сохранившиеся и новые часовни Пскова

АНАСТАСИИ СВЯТОЙ (АНАСТАСЬИНСКАЯ) ЧАСОВНЯ
(Рижская ул., у Ольгинского моста) Рижский проспект, у моста Советской Армии.

Часовня построена в 1911 году в стилизованных формах древнепсковской архитектуры. Четверик завершен барабаном с главкой, декорирован угловыми лопатками и бегунцом. В восточную стену заложена храмозданная керамида. Интерьер расписан фресками по эскизам Н.К.Рериха. Построена вместо более ранней часовни (1711 г.) по проекту архитектора А.В.Щусева при строительстве Ольгинского моста.

Газета «Псковский набат» от 15 августа 1923 года сообщала: «На Рижском шоссе у самого входа на мост Красной Армии находится часовня. Пора бы закрыть ее и превратить в книжный киоск магазина «Новая жизнь», что принесет несомненную пользу».

Часовня святой Анастасии была закрыта решением Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года как «безприходная и не представляющая никакой ценности».

1 августа 1924 года «Псковский набат» писал: «Губисполком очистил часовню с моста Красной Армии. Предметы культа передаются в Пароменскую церковь, а в киоске будет продаваться литература и газеты». Скорее всего, инициатива не прижилась, ибо тот же «Псковский набат» 19 июня 1925 года опубликовал заметку «Используйте часовню», где говорилось: «На мосту Красной Армии стоит часовня, которая в прошлом году была использована под киоск издательства «Псковский набат». Почему бы и теперь не использовать ее под киоск для распространения газет среди приезжающих или под ларек рабочего кооператива?!».

В 1971 году часовня перенесена на берег реки Великой. Реставрирована по проекту Н.С.Рахманиной. Часовня органично входит в архитектурный ансамбль набережной.

Литература: Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994; Псковские хроники. 1999. № 7

ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА ПРИ ГУБЕРНСКОЙ ЗЕМСКОЙ БОЛЬНИЦЕ
Квартал между Кнеже-Владимирской, Больничной и Бутырской улицами (квартал между ул. Максима Горького, Малясова и Ольгинской наб.)

В 1863 году в юго-восточной части территории губернской земской больницы на Завеличье была построена деревянная часовня на каменном фундаменте по проекту архитектора А.А.Боде.

В 1891 году часовню перестроили из красного кирпича в стиле поздней эклектики. Название ее неизвестно, но можно предположить, что она была во имя Воскресения Христова, так как в описи имущества часовни за 1920 год на первом месте значится храмовая икона Воскресения Христова в багетной раме. Обычно храмовые иконы были главными и в описях указывались на первом месте.

8 мая 1922 года часовня была закрыта. Ее помещение стали использовать под морг, только покойников там уже не отпевали.

В годы Великой Отечественной войны часовня не пострадала. Прямоугольная в плане, она дошла до наших дней перестроенной изнутри, с двускатной кровлей. Главка часовни не сохранилась до нашего времени – ее, видимо, снесли еще до войны.

Литература: Ефимов А. Уничтоженные святыни // Новости Пскова. 1999. 28 января

НЕУГАСИМАЯ СВЕЧА (ЧАСОВНЯ ПРИ ЦЕРКВИ СВЯТОГО НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА)
Великолуцкая улица (Советская ул., д. 19).

Древняя часовня «Неугасимая свеча» находится на юго-восточном углу церкви Николы со Усохи. Она пристроена вплотную к церкви, так что южная апсида последней представляет как бы одно целое с часовней. По преданию, эта часовня была прежде сторожкой, в которой жил звонарь или пономарь. Что это предание вполне вероятно, доказывает следующее: к южной стороне часовни пристроена колокольня, во втором ярусе которой сохранились остатки плитяной лестницы, сделанной внутри стены и ведущей вниз, в часовню. Хотя вход на лестницу изнутри часовни ныне закрыт глухой стеной, но несомненно, что прежде эта лестница соединяла именно часовню с колокольней, а отсюда следует, что часовня была прежде помещением для звонарей. Князев полагал, что эта часовня древнее самой церкви и что не она к церкви, а церковь к ней пристроена. На внутренней стороне северной стены часовни, прилегающей, как сказано, к церковной апсиде, в довольно глубокой полукруглой нише написан древний, совершенно потемневший от времени лик св. Николая Угодника, почитаемый чудотворным. Эта икона чтится не только псковитянами, но и окрестными жителями. Перед нею постоянно теплятся свечи и лампады, отчего и часовня получила название «Неугасимая свеча».

Точное время постройки часовни неизвестно. Вероятно, она была построена в XVI-XVII в.в.

Реставрация памятника проводилась в 1946-1974 гг. (архитекторы Ю.П.Спегальский, В.А.Лебедева, Б.С.Скобельцын).

Комплекс церкви Николы со Усохи взят под охрану как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60).

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

ОЛЬГИНСКАЯ ЧАСОВНЯ
Ольгинская набережная.

Построена в 2000 году по инициативе Ольгинского общества на месте разрушенной Ольгинской часовни. В 1994 году был объявлен конкурс на лучший проект. В конкурсе победил главный архитектор Псковских реставрационных мастерских Алексей Красильников.

«… Освящается и благословляется в основание Ольгинской часовни! И да пусть этот памятный знак будет напоминанием потомкам о трудах благоверной княгини Ольги. Пусть станет достойным примером для теперешних наших руководителей». С такими словами на берегу Великой обратился к собравшимся архиепископ Псковский и Велуколукский Евсевий, окропив в 11 часов 25 минут святой водой основание возводимой часовни. В этот день действительно свершилось настоящее рукотворное чудо. На пересечении улиц Пароменской и Ольгинской набережной не просто произошел долгожданный ритуал закладки фундамента, а первый конкретный шаг в деле воссоздания поруганных Ольгинских святынь. На столь значимом для города и области событии, помимо владыки, посчитали своим долгом присутствовать многие глубокоуважаемые жители древнего града: благочинный Пскова и настоятель Троицкого кафедрального собора протоиерей о. Иоанн Муханов, протоиерей Олег Тэор, заместитель мэра г. Пскова И.Е.Калинин, начальник областного комитета по культуре А.И.Голышев, руководитель НПЦ по охране памятников В.М.Мусийчук, автор бесподобного проекта Ольгинской часовни А.А.Красильников, а также начальник «Реставрационной мастерской» Е.М.Макаров, которому выпала почетная и ответственная обязанность возведения часовни. Кроме того, здесь находились ведущие работники культуры и городское священство, церковный хор и любители псковской старины. Все, для кого имя основательницы православного Пскова отнюдь не пустой звук.

Строители возвели часовню за несколько месяцев. Торжественное освящение часовни 24 июля 2000 года совершил Архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий. Ключи от Ольгинской часовни принял отец Виталий, настоятель храма Успения с Пароменья. В дар часовне были переданы две иконы: одна написана современными иконописцами, вторая – древнего письма. На открытии часовни присутствовали мэр г. Пскова М.Хоронен и губернатор Псковской области Е.Михайлов.

Литература: Константинов О.В. «Помазуется камень сей» // Новости Пскова. 1999. 17 декабря; Тиханов Анатолий. Праздник города — праздник, который всегда с тобой // Наше время. 2000. № 32 (67).

ЧАСОВНЯ-УСЫПАЛЬНИЦА ПРИ ЦЕРКВИ ЖЕН-МИРОНОСИЦ
Мироносицкое кладбище (Коммунальная ул., 11)

У юго-западного угла Мироносицкой церкви, на кладбище, обращает на себя внимание низменькая (2,5 арш.), сложенная из плиты, часовенка на двух толстых низких столбах. По одним сведениям, под ней погребен какой-то митрополит, а по другим – в ней спасался некий подвижник.

Точное время постройки часовни неизвестно. Вероятно, она была построена в XVI-XVII в.в. Небольшой кубический объем завершен пирамидальной кровлей, увенчанной барабаном с луковичной главкой и крестом. Углы часовни декорированы столбами, скругленными в средней части. Под часовней устроен склеп. В интерьере, в нишах восточной стены – фреска «Деисус» и погребальная надпись. Часовня реставрирована в 1955 году по проекту Б.С.Скобельцына. Подобный тип часовни-усыпальницы редко встречается среди памятников культового зодчества.

Литература: Окулич-Казарин Н.Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913; Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994.

ЧЕТЫРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ СНЕТОГОРСКОГО МОНАСТЫРЯ
Псков, 0,3 км от Снятной горы.

Небольшая каменная часовня XVIII века поставлена на холме у дороги, ведущей к Снетогорскому монастырю. Восьмигранная в плане, покрыта тесовой кровлей, завершена барабаном с луковичной главкой. Имеет арочный дверной проем и три широких окна. В интерьере перекрыта зонтичным сводом с распалубками. Поставлена на месте более ранней часовни. В 1913 году отсюда вывезена икона «Избранные Святые» (хранится в ГТГ). Часовня реставрирована в 1962 году по проекту В.П.Смирнова.

Взята под охрану как памятник республиканского значения (Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.60).

В настоящее время часовня приписана к действующему Снетогорскому Рождества Богородицы женскому монастырю.

Литература: Псков через века. Памятники Пскова сегодня. СПб, 1994.

Творчество и современность

НОВЫЕ КУЛЬТОВЫЕ ОБЪЕКТЫ ТОМСКА: ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРАМЫ И ЧАСОВНИ, ВОЗНИКШИЕ ПОСЛЕ 1990 ГОДА

Еремеев С.Н., магистрант
Залесов В.Г., кандидат архитектуры, доцент
Томский государственный архитектурно-строительный университет

Аннотация. В статье рассматривается актуальная и начинающая привлекать внимание в настоящее время проблема обеспечения современных районов российских городов православными храмами. Такая проблема актуальна и для сибирского Томска, где в XX в. было утрачено около 90 % исторического храмового наследия. Ситуация постепенно стала изменяться в конце 1980-х гг., когда началось единичное восстановление оставшихся объектов.
Целью настоящей работы являлось определение местоположения новообразованных храмов, включая приходские, домовые, монастырские храмы, а также часовен, возникших с 1990-х гг. по настоящее время. Найденные данные были упорядочены и систематизированы, а затем внесены в таблицу-классификатор с указанием месторасположения храмов и краткой информации по каждому объекту. Итогом работы явилось создание карты-схемы с нанесением всех существующих храмов и часовен, а также с указанием планирующихся и проектируемых объектов. Кроме того, были указаны наиболее проблемные территории, не обеспеченные храмами и нуждающиеся в освоении.

Ключевые слова: Томск, приходской храм, домовой храм, часовня, 2D-реконструкция.

Общеизвестно, что XX век в истории России был отмечен подавлением религиозного сознания населения и повсеместной утратой храмовой архитектуры. За семидесятилетний период (с 1920-х по 1990-е гг.) было утрачено около 90 % всех храмов, монастырей и часовен [4]. Томск имеет такую же печальную статистику: до революции 1917 г. в городе имелось как минимум 86 церковных объектов (из которых приходских храмов числилось 19, монастырских – 3, домовых – 25, часовен – 38) [8]. К началу 1990-х гг. в городе осталось лишь 9 зданий приходских храмов (что составляет 10 % от первоначального числа), частично или почти полностью разрушенных, переделанных, обезличенных, приспособленных под другие нужды.
Однако к концу 1980-х гг. народное самосознание начинает меняться и вновь склоняться к истокам, выступать за возрождение и восстановление утраченного наследия [1]. Всеобщими усилиями жителей Томска в течение 10–15 лет восстанавливались оставшиеся храмы, было вновь воссоздано пять объектов на местах утраченных. Тем не менее обширный пласт архитектурного храмового наследия оказался утерян окончательно.
Проблема заключается в недостаточном обеспечении крупных городских территорий православными храмами. Существующие приходские храмы не обладают достаточной вместимостью и не обеспечивают должного покрытия городских территорий. Актуальность работы обусловлена необходимостью в выявлении существующего храмового наследия Томска, а также необходимостью в проектировании новых храмовых объектов, тем самым стимулируя создание выразительных акцентов в рядовой городской застройке, формирование общественных центров, а также оказывая благоприятное влияние на депрессивные районы. Также необходимо развивать храмовые территории, укрупнять храмовые комплексы с целью повышения значимости таких объектов, ведения просветительской деятельности, развития приходов и т.д.
Целью настоящей работы является создание графической 2D-реконструкции территориального размещения современных храмов в г. Томске с выявлением «пробелов» в храмовой застройке города.
Задачами являются: сбор и систематизация информации по храмам г. Томска, выявление имеющихся исторических и новообразованных объектов, внесение полученной информации в сводную таблицу и, наконец, выявление территорий в городе, наименее обеспеченных храмовыми объектами и нуждающихся в освоении.
Научная новизна заключается в выполнении графической реконструкции, иллюстрирующей существование храмовой застройки Томска в настоящие дни, наглядное и доступное представление информации для будущих проектов.
В качестве основных методов использовались: сбор энциклопедических и архивных данных, фотофиксация существующего состояния, сопоставление исторических и существующих данных, составление карт-схем, трехмерное моделирование.
С 1950 по 1990 г. в Томске сохранилось в той или иной степени лишь 8 зданий бывших храмов: Воскресенская церковь, храм Александра Невского, Свято-Троицкая церковь, Богоявленский собор, Петропавловский собор, Петропавловская церковь на Спичфабрике, Знаменская церковь, Казанская церковь при мужском монастыре, а также Успенская старообрядческая церковь [1].
Храмы были преимущественно приспособлены под другую функцию, почти везде были снесены колокольни, разрушены купола, чтобы здание внешне перестало напоминать храм. Как минимум, с каждого храма были убраны главки с крестами. Разрушения практически избежали Петропавловский собор, Воскресенская и Троицкая церковь. Богослужения проводились с перерывами лишь в Троицкой церкви и Петропавловском соборе [2, 3].
После распада Советского союза в 1991 г. начинается постепенное возвращение к истокам и восстановление утраченного достояния. Был воссоздан домовой храм во имя Святителя Николая при психиатрической больнице, а также часовни:
1. В честь Иверской иконы Божией Матери [6].
2. Над могилой старца Федора.
3. Домны Томской [7].
4. Над родником «Божья роса» [5].
Кроме вышеназванных, ни один из ранее утраченных приходских, домовых, монастырских храмов или часовен не был вновь воссоздан. Однако оставшиеся (материально сохранившиеся) 8 приходских храмов были восстановлены, в них возобновились богослужения и приходская жизнь [1].
На рубеже XX и XXI вв., преимущественно в 2000-х гг., происходит подъем храмостроения и духовной жизни. К сегодняшнему дню уже образован ряд объектов (табл. 1) [1].

Смотрите так же:  Придорожные часовни

Таблица 1. Культовые объекты православной конфессии, образованные после 1990-х гг.

В настоящее время (с 2019 г.) на общегородском уровне ставится вопрос о необходимости постройки полноценных приходских храмов в спальных городских районах и новых микрорайонах (табл. 2).

Таблица 2. Планирующиеся культовые объекты православной конфессии

Результатом работы являются выполненные карты-схемы с указанием существующих и новообразованных (рис. 1), а также планирующихся объектов (рис. 2).
По имеющимся данным можно сделать следующие выводы. Главной тенденцией в контексте храмостроения в постсоветский период стало образование в 2000-х гг. большого количества домовых храмов [1], при этом полноценный приходской храм был образован лишь один. Таким образом, проблема обеспечения жителей спальных районов храмами осталась нерешенной, поскольку домовые храмы либо вмещают слишком мало человек, либо вообще изолированы от посещения жителями города (как, например, храмы при колониях, при специализированных медицинских учреждениях и др.). Новые приходские храмы (отдельно стоящие) возводились без разработки полноценного проекта специалистами по храмовому зодчеству, а потому не отвечают требованиям канонов, архитектурной стилистики, убранства и т.д.
Также необходимо отметить, что возрождается и традиция строительства часовен, которые служат как бы «малыми храмами» в условиях дефицита средств на строительство полноценных храмов. Ныне существующие часовни хотя и уступают в количестве и архитектурном убранстве утраченным историческим образцам, но все же служат важными архитектурными акцентами в городской застройке.
Тем не менее на данный момент обширные городские территории все еще остаются абсолютно не обеспеченными приходскими храмами. Это территории, застроенные во второй половине XX в.: северные районы Каштак и Черемошники, восточная половина города (спальные микрорайоны по Иркутскому тракту, затем южнее до пр. Фрунзе и до ул. Нахимова и Елизаровых, а также юго-юго-восточная часть города за железнодорожной линией – район Степановка и новый микрорайон Южные Ворота.
Результатом настоящей работы является выполненная 2D-реконструкция храмовой застройки г. Томска с выявлением всех ныне существующих и проектируемых храмов, а также выявление проблемных зон в городской застройке, не обеспеченных храмами.
Перспективами использования данной работы является использование полученной информации и графических материалов в учебном и рабочем процессе (лекциях, презентациях, семинарах и др.), издание методического учебного пособия по храмовым объектам Томска, использование полученного материала в общественно-просветительских целях, для повышения уровня образованности населения, включение материалов в научно-популярные издания (журналы, вестники, брошюры). Материалы также могут быть использованы в процессе реставрации либо при проектировании новых объектов культового зодчества.

Библиографический список

1. Безруких О.Е. Храмы города Томска. Опыт церковного историко-археологического исследования: дис. … канд. богословия. – Сергиев Посад, изд. Троице-Сергиевой Лавры, 2003.
2. Всеподданнейший отчет обер-прокурора Св. синода по ведомству Православного исповедания за 1914 г. – Пг., 1916. – С. 117, 132, 139.
3. И. Маликова, И. Мясников // Томская неделя. – 2003. – 24 июля (№ 30). – С. 8.
4. Томские православные ведомости. – 2002. – дек. (№ 4 (87)). – С. 2.
5. Томские православные ведомости. – 1996. – № 5–6 (47–48). – С. 12.
6. Чавыкин Г.В. Весь Томск на 1911–1912 гг.: адресно-справочная книжка. – Томск: [б. и., 1911]. – 369 с.: ил.

NEW CHURCH OBJECTS OF TOMSK: ORTHODOX TEMPLES AND CHAPELS, BUILT AFTER 1990S

Eremeev S.N., MA Student
Zalesov V.G., Candidate of Architecture, Docent
Tomsk State University of Architecture and Building

Abstract. The article deals with the current problem of availability of Orthodox churches in modern urban areas of Russian cities. This problem is very relevant for Tomsk, too, because of losing about 90% of the historical temples in the XX century. The situation has began to change to the end of 1980s, when a restoration of the remaining objects was started.
The goal of this work was to identify the location of new churches (including parish, home, monastery churches), and chapels, that were built since from the 1990s to nowadays. All information was analyzed and systematized, and then entered into a table with location of the temples and short information on each object. The result of the work was the creation of a 2D-map with all existing temples and chapels, and the planned objects, too. In conclusion, the most problematic areas, which are have no temples and need of development, were indicated.
Keywords: Tomsk, parish temple, home temple, chapel, 2D-reconstruction.

Новые храмы Москвы: В Тушине — с самой высокой часовней, на Борисовских прудах — с пристанью

В ближайшие годы в разных районах Москвы планируют построить около двухсот новых храмов. Из них около 50 уже открылись. Ещё примерно столько же сейчас возводятся. Стройка оплачивается на пожертвования от частных инвесторов, спонсоров и обычных жителей. Прихожане в церквях смогут не только молиться и проводить религиозные обряды. Новые культовые комплексы становятся общественными районными центрами — с бесплатными творческими и спортивными занятиями для детей и взрослых, игровыми площадками, скверами. Мы узнали, какими будут современные храмы Москвы.

ШКОЛА ИСКУССТВ И. БАССЕЙН

В Северном Бутове (Юго-Западный округ) появится храмовый комплекс в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского . Он станет одним из самых больших в Москве. Площадь главного здания с пятью куполами и дома притча — всего более 15 тысяч квадратных метров.

Архитекторы смешали в проекте традиционное храмовое зодчество с модерном и хай-теком. Рядом с основным корпусом разместятся гимназия, лицей, воскресная школа, школа искусств с театральным залом на 400 зрителей и спортивный центр. В планах также строительство бассейна и паломнического центра. Кстати, дети уже сейчас могут приходить на спортивные тренировки, а также репетиции в театральном кружке при доме притча.

Где: на пересечении улицы Академика Глушко и бульвара Дмитрия Донского (внешняя сторона).

Когда откроют: ориентировочно в 2020 году.

В Северном Бутове появится храмовый комплекс в честь святого благоверного князя Дмитрия Донского

СТЕНЫ ПОДНИМАЮТ ВРУЧНУЮ ИЗ ЛИСТВЕННИЦЫ

В Ховрине (Северный округ) в скором времени откроется деревянный храм в честь 12 апостолов. Он станет одним из самых необычных церковных комплексов в этом районе. Здание строят по индивидуальному проекту из лиственницы по традиционным технологиям. То есть все строительные операции проводят вручную, в том числе и сборку, так же, как это делали древние мастера.

На площади более 1600 квадратных метров разместят сам храм, соединённый с ним крытыми галереями приходский дом, колокольню. Центральная часть церкви размером 11 на 11 метров сделана без единой опоры с помощью клееных балок, поддерживающих конструкцию. На купол уже подняли золоченый крест. Иконостас будет деревянным, резным. Над ним сейчас вручную работают мастера Троице- Сергиевой лавры.

Сколько прихожан примет: 400 человек.

Где: ул. Клинская, вл. 12–14.

Когда откроют: в конце 2019 года.

В Ховрине в скором времени откроется деревянный храм

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД РЕКОЙ

Около Борисовских прудов в Братееве (Южный округ) на берегу Москвы-реки вырастет храм в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Чтобы красивым зданием в березовой роще можно было любоваться издалека, его поставили на основание высотой четыре метра. Для прихожан даже запустят лифт, поскольку центральная часть храма окажется ещё выше.

Авторов проекта вдохновила церковь 17 века в честь святого Георгия Победоносца в Шенкурском районе Архангельской области. Здание на Борисовских прудах будет пятикупольным, со звонницей, в старо-псковском стиле. Рядом разместится воскресная школа, комнаты для кружков и занятий. Фишкой станет собственная пристань. Сейчас ее строят и потом отметят на туристической карте речных трамвайчиков Москвы. Кроме того, по соседству можно отдохнуть в Братеевском ландшафтном парке. В нем каждое лето проводятся фестивали фейерверков.

Сколько прихожан примет: 500 человек.

Где: ул. Борисовские пруды, напротив д. 33, недалеко от Марьинского моста в Северном Братееве.

Когда откроют: к Пасхе 2020 года.

Около Борисовских прудов в Братееве на берегу Москвы-реки вырастет храм в честь Чуда Архангела Михаила

В ЧЕСТЬ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА

Часовня в храмовом комплексе в честь Святого равноапостольного князя Владимира в Тушине (Северо-Западный округ) уже стала самым высоким сооружением из клееного бруса в России . Ее «рост» — 23,8 метра (обычно высота подобной конструкции около 10 метров).

Рядом планируют построить колокольню, духовно-выставочный центр и музей. Главное здание храма напомнит церковь Вознесения в Коломенском. Вдоль фасада разместят галерею с панно из мозаики.

Сколько прихожан примет: 1000 человек.

Где: Волоколамское ш., вл. 67.

Главное здание храма напомнит церковь Вознесения в Коломенском

ЧТО ЕЩЁ

— Храм в честь великомученика Димитрия Солунского в Хорошево — Мневниках (Северо-Западный округ) уже построен. В июле этого года его освятят. Около здания высадят газоны и цветники. Рядом — детский городок, фонтан и прогулочная зона. В приходском доме разместились воскресная школа и детский клуб с детсадом, бесплатными кружками и секциями.

— На берегу канала имени Москвы на Лодочной улице в районе Южное Тушино (Северо-Западный округ) в июле этого года планируют открыть храм Николая Чудотворца. Он станет главной святыней московских речников. Стройку курирует Федеральное агентство морского и речного флота. Белокаменные стены храма украсили лепниной в стиле древнерусской владимирской школы. Кстати, художники напомнили также о морях-океанах. Корабли увидим в лепнине на фасадах, в узорчатой резьбе мраморного иконостаса и в украшении утвари. В приходском доме разместят актовый зал, воскресную школу и детские кружки.

На берегу канала имени Москвы на Лодочной улице в районе Южное Тушино в июле этого года планируют открыть храм Николая Чудотворца

— В Коптеве на Большой Академической улице (Северный округ) к 2020 году построят храм в честь Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. По своему дизайну он не похож ни на один московский храм. Общая площадь — 1 260 квадратных метров. Здание рассчитано на 1500 прихожан.

В приходском доме разместится духовно-просветительский центр с концертным залом, классами для занятий воскресной школы, кружков, секций для детей и взрослых. Рядом с храмом также появится фестивальная площадка и новые спортивные зоны.

В Коптеве на Большой Академической улице к 2020 году построят храм в честь Святителя Спиридона

КСТАТИ

На сайте программы строительства храмов в Москве можно перечислить пожертвование в общий фонд поддержки программы или на конкретный храм.

Понятие «часовня» словарь В.И. Даля определяет как «молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно только служить часы, но не литургию, отдельное маленькое строение с иконами и лампадами, без алтаря. Ставятся в виде памятника или на распутьях, на родниках или над престолом бывшей церкви».

Из множества бывших когда-то в Ельце часовен осталось совсем немного. За годы атеистической пропаганды их было разрушено больше, чем церквей. Из-за своих малых размеров были они ещё более беззащитны перед иконоборцами, чем большие, а иногда просто грандиозные здания храмов. И невдомёк было разрушителям, что если церковь или собор в первую очередь храм Божий, а потом уже памятник искусства, то часовня в первую очередь памятник истории, осенённый, как и всякое богоугодное сооружение, православным крестом. Памятник той самой истории, которой гордились мы во все времена, но не всегда теперь находим этих небольших, но верных свидетелей былого, обозначающих освящённые ими места.

Смотрите так же:  Латинская часовня

Елец таков, что в нём всем толкованиям, раскрывающим, по Далю, понятие «часовня», было место в давние времена: они и памятники событиям и историческим личностям, и стояли они у освящённых вод живительных источников и на распутьях, и служили напоминаниями о сгоревших, разрушенных или перенесённых церквях. А ещё, и это особо важно для осознания особой роли Ельца в истории Отечества, стояли часовни в память погибших защитников города со времен Тамерланова нашествия, обозначали границы древней крепости.

Описания Ельца в начале XX в. указывают, что из десятков часовен, существовавших в 1910 г., восемь «венчают место покоя, где тлеют громадные груды костей передовых защитников древней Руси». [1]

Сколько же их было за те века, которые стоит на берегах Быстрой Сосны древний город? Все их, конечно, не счесть, так как даже официальная статистика в страховой переписи церковного имущества в начале XX в. указывает лишь 14 часовен, не упоминая многие известные ныне по другим источникам. [2] И лишь благодаря этим скупым архивным документам, краеведческим изданиям того времени, редким фотографиям и воспоминаниям старожилов, сегодня можно составить хотя бы приблизительную картину о часовнях Ельца, несколько дополненную в последние годы.

Часовня во имя Вознесения Господня, святителей Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского над могилой ельчан, погибших в битве с Тамерланом в 1395 г.

Часовня у Вознесенского собора над могилой ельчан. Фото 2006 г.

Первое документальное упоминание о часовне в память павших ельчан, как размещавшейся на этом месте и принадлежащей Никольской богадельне, относится к 1691 г.: «Богадельня Никольская. Едуча от Донковских ворот по дороге к Ливенским воротам на правой стороне подле государева кружечного двора, а у той богадельни часовня. А часовня строена государевым жалованьем. А в той часовне образы … строение богадельницких нищих, а по скаске под тое богадельней в елецкое разорение было кладбище». [3]

Проект реставрации часовни и металлического навеса над сходом в часовню в ограде Вознесенского собора архитектора А. Шестерикова. 1903 г.

Эта запись в писцовой книге подтверждает, что часовня была выстроена над братской могилой ельчан, но упоминается здесь, скорее всего, разорение Ельца гетманом Конашевичем-Сагайдачным, сжёгшим город и убившим всех его защитников в 1618 г., в то время как военный гарнизон выступил из Ельца в Калугу для защиты её от литовских войск. Поскольку Елец как город не существовал с 1414 г. до своего нового строительства в 1591 г., маловероятно, чтобы на запустевших местах могла в течение почти двух веков сохраняться память о захоронении ельчан, погибших в 1395 г.

Здание Вознесенской часовни перед ремонтом в начале XX в. Фото 1903 г.

Существующая ныне возле Вознесенского собора самая знаменитая каменная часовня Ельца построена 23 июля 1801 г. старанием Анисима Родионовича Лопухина на месте холма над братской могилой, на которой стоял дубовый крест, помещённый в XVII в. в деревянную часовню. Внутри часовни на стене надпись: «Божию милостию сия часовня вхожия Вознесения Господня и Чудотворца Николая и Димитрия Ростовского, построена над посечёнными христианами, от безбожнаго царя Тимир Аксака. Собраны и положены в труп. И для того сей Честный Крест сооружён древних лет, а отстроена старанием Анисима Родионова сына Лапухина 1801 году месяца июля 23 дня».

В середине XIX в. при устройстве фундаментов Вознесенского собора было вынуто огромное количества грунта, который не вывозился с Красной площади, а был отсыпан здесь же, вокруг нового собора, в результате чего часовня оказалась наполовину засыпанной, поэтому для входа в неё были сделаны ступени вниз и металлический навес-сень.

Древний крест, стоявший на месте часовни до 1801 г., текст надписи и росписи в интерьере часовни. Фото 1903 г.

К началу XX в. здание часовни сильно обветшало и требовало серьёзного ремонта — тесовая кровля пришла в негодность, возникла необходимость переделать ступени и вход. В начале 1903 г. елецкий купец Иван Сергеевич Лопухин, «проживающий по улице Мало-Дворянской», изъявил желание привести часовню в порядок и представил проект реставрации. [4] Вопрос был рассмотрен Императорской Археологической комиссией 13 мая 1903 г., а 25 июля т. г. Елецкое полицейское управление сообщило Лопухину, что Департамент общих дел МВД «по сношению с обер-прокурором Святейшего Синода и Императорской Археологической комиссией» разрешил реставрацию часовни на собственные средства просителя по проекту А. Шестерикова, одобренному Строительным отделением Орловского губернского правления.

В ходе реставрации стены часовни были вновь оштукатурены и побелены; крыша, главка на ней и крест сделаны новые и окрашены. Вход в часовню также устроен заново — со ступенями из веневского известняка, над входом — кованый навес с такими же решётками по бокам. Внутри часовня оштукатурена, «кроме тех мест, где были священные изображения в кругах. На восточной стороне — святители, без надписания имен, числом 4, а на западе … великомученицы Параскевы со крестом, а сбоку … св. Иоанна Воина, с другой стороны в великомученицы, изображения святых… а над всеми этими изображениями Нерукотворный образ. Отдельно … св. Николай Чудотворец. На стороне северной стены против входа наверху надпись, соответствующая цели назначения часовни. Под надписью вбиты в стену 2 больших гвоздя, коими прикрепляется к стене недавно найденный св. крест, деревянный, ветхий.

Здание Вознесенской часовни после реставрации. Фото 1903 г.

Длина креста — четыре с половиною аршина, ширина два аршина пять с половиною вершков, верхняя доска креста, где надпись IНЦI, — длина тринадцать вершков, ширина — семь с четвертью вершка, изображение Спасителя — ростом в два аршина шесть с половиною вершков, в изображении рук Спасителя — один аршин 15 вершков. Размер нижней доски — длина 1 аршин, ширина 8 вершков…». [5] Крест и изображение на нём оставили в первозданном виде.

В советское время часовня постепенно вновь пришла в ветхое состояние. Решением Липецкого облисполкома № 874 от 2 ноября 1971 г. она была поставлена под охрану как памятник истории и культуры. В 1984 г. главка часовни с крестом, разрушенная в 1930-е годы, была восстановлена по сохранившимся фотографиям.

Часовня на Казанском кладбище

Часовня на Казанском кладбище. Фото 2006 г.

Каменная часовня на старом городском кладбище была сооружена в середине XIX в. над перезахоронением ельчан, перенесённых с Красной площади.

При строительстве Вознесенского собора вокруг места, где стояли две старинные церкви — Успения Богородицы и Вознесения Господня, были вскрыты древние захоронения: «При выемке земли из канав собрано человеческих костей, похороненных в давно минувшее время, 24 воза, которые отвезены на градское кладбище и по совершении над ними заупокойной литургийной службы похоронены в двух больших могилах…». [6].

Решением Липецкого облисполкома от 26 января 1983 г. № 51 часовня была поставлена под государственную охрану как памятник истории и культуры и отреставрирована на средства Елецкого отделения ВООПИиК по проекту горархитектуры, выполненному в апреле 1974 г.

Тогда же была установлена памятная доска.

Часовня у Успенской церкви

Часовня у Успенской церкви. Фото 2006 г.

Одна из трёх часовен, приписанных в XIX — нач. XX в. к Успенской церкви, была построена при закладке самого храма в 1815 г. Находится она с юго-восточной стороны Успенской церкви на углу улиц К. Маркса и Советской и встроена в церковную ограду.

Часовня кирпичная, с «железной фасонной двустворчатой дверью, шириною 5 1/2 арш., длиною 5 арш., высотою 6 1/2 арш., оценена в 1000 руб.». [7] В этой часовне, по преданию, под воскресные и праздничные дни совершалось под открытым небом всенощное бдение в течение постройки Успенского храма и собиралось много пожертвований. В часовне находилось резное изображение сидящего в темнице Спасителя. [8]

Судя по современному облику часовни она перестраивалась во второй половине XIX столетия, получив штукатурное оформление в виде многопрофильных обломов. В 1930-е годы часовня вместе с крестом утратила своё завершение над куполом. В 90-е годы XX века купол на ней был восстановлен, но завершение её не соответствует первоначальному. Сегодня часовня является действующей.

Часовня во имя святителя Алексия, митрополита Московского

Расположена на берегу реки Быстрой Сосны, в конце улицы Труда. Впервые была сооружена в виде каменного столба в 1801 г. на месте, с которым предание связывало пребывание в Ельце в августе 1357 г. митрополита Московского Алексия, который предрек: «…на этом месте будет великий город». [9]

Часовня святителя Алексия, митрополита Московского. Фото 2006 г.

Если верить этой легенде, то шесть с половиной веков назад здесь, на берегу реки Быстрой Сосны, произошли два выдающихся в истории Ельца события: посещение его митрополитом Алексием и строительство города заново. Предание нашло своё место на страницах исследований всех елецких краеведов XIX — нач. XX в. — М.А. Стаховича, Н.А. Ридингера, И. Кожухова, А.К. Воскресенского. Но первым привёл эту легенду И.И. Уклеин в своём рукописном труде 1847 г. Впоследствии многие историки ссылались на Уклеина, не обратив, однако, внимания на одну оговорку в его изложении данного события. В редакции Уклеина интересующий нас факт посещения Ельца митрополитом Алексием описан следующим образом: «За вероятное считается по записям, что святой Алексий, митрополит Московский, проезжал через Елец в татарскую Орду, но только не упомянуто в том путешествии… 1353 года митрополит Алексей ездил в Царьград для постановления своего в сан сей. 1356 года Митрополит снова отправляется в Царьград. 1357 года отправляется в Орду к хану Ченибеку для исцеления жены его Тайдулы… В 1357 году пророчествовал о возрождении города Ельца и в знак восстановления его положил обруч на берегу Сосны и, воззря на град, благословил оный. В сие время летали поднявшиеся голуби из Засосенского леса». [10]

Вслед за Уклеиным елецкие краеведы повторяют эту легенду, добавляя к ней всё новые и новые детали, упоминая и голубей, летающих не над Засосенским лесом, а над горой, и лодку, в которую садился митрополит, и сгоревший перед тем город. Ридингер же, кроме того, указывает: «В память этого события на берегу реки Сосны, где останавливался святитель, сначала был поставлен столб, потом сделана деревянная часовня, а в 1812 году на её месте построена каменная». [11]

Необходимо отметить, что факт пребывания святителя Алексия, митрополита Московского, на Елецкой земле не отражён ни в одном из известных ныне документов, что Уклеин и отметил, воспроизводя эту легенду как «вероятное», по его определению, событие. Но мог ли митрополит Алексий быть в Ельце или на месте «погорелого города»? Что касается факта его поездки в Орду, то он подтверждается житием митрополита, однако в маршруте его поездок Елец не упоминается. Можно предположить, что митрополит Алексий проезжал елецкие земли по северному участку Кальмиусского шляха.

Проанализируем надпись на памятнике, стоявшем на месте часовни в середине XX в.: «Здесь была часовня, построенная в XIV веке в память приезда 18 декабря 1337 года митрополита Алексея. Он указал место вторичного основания города». Итак: «Здесь была часовня…» Действительно, её помнят старожилы, она видна на старых фотопанорамах города, снятых из-за реки Сосны, а также на картине елецкого художника Москалёва, на которой часовня уже без главки, своды её поросли травой. Сохранилось и фото с рисунка неизвестного ельчанина, по памяти нарисовавшего часовню. «…Построенная в XIV веке…» Как отмечал Ридингер, часовня была выстроена в 1812 г. на месте деревянной. Дата эта весьма достоверна, поскольку перестройка часовни была на памяти его поколения. «…B память приезда 18 декабря 1337 года…» В данном случае митрополит Алексий не мог плыть на лодке. Кожухов в своей книге «Елец» называет другую дату — 18 августа. Ридингер берёт эту дату у Карамзина, уточняя, что «18 августа св. Алексей Митрополит Московский выехал из Москвы». Ошибочно на доске и указание года: 1337 вместо 1357.

Смотрите так же:  Часовня луки при больнице 52

В сентябре 1999 г. в районе памятного знака на месте часовни были проведены археологические исследования под руководством доцента ЕГПИ Н.А. Тропина, ныне заведующего кафедрой истории ЕГУ им. И.А. Бунина. В результате были вскрыты части фундаментов часовни, которые позволили предположить её размеры по наружным сторонам — 5,6 х 5,6 м, внутри — 4,2 х 4,2 м с толщиной стен в основании 71 см. Кладка фундамента и цокольной части часовни была произведена из крупных блоков известняка с применением кирпича на известковом растворе. Размер кирпича в основной кладке — 27 х 13 х 6,5 см, что позволяет датировать строительство часовни рубежом XVIII-XIX столетий. Применение маломерного кирпича (размеры не установлены) и цементной штукатурки поверх известковой указывают на то, что в середине ХIХ и в начале XX в. часовня подвергалась капитальному ремонту с вычинкой и закладкой выветрившихся или разрушенных половодьем участков стен. Кожухов в своей книге подтверждает факт ремонта в это время, упоминая, что часовня «недавно отремонтирована заново». Использование маломерного кирпича, применявшегося в середине ХIХ в., объясняет Ридингер: «Часовня… в 1863 году исправлена и покрыта железною крышею». [12]

Интересно в этой связи и сообщение Н.А. Ридингера о том, что ещё в XIX столетии в районе часовни видны были остатки подземного хода: «Древние большие дубовые бревна, из которых был построен ход, не срубом, но стояками». [13] Этот ход, вероятнее всего, остатки подземного выхода-тайника, начинавшегося внутри Елецкой крепости у Водяных ворот, стоявших рядом с часовней, и шедшего к реке Сосне, к роднику-колодезю, водой из которого должны были пользоваться жители в случае осады. Он неоднократно упоминается в Росписных списках Елецкой крепости XVII в.

Часовня была приписана к Вознесенскому собору и оценивалась в 1910 г. в 200 руб. с годовым страховым взносом в 12 коп. В часовне хранился образ святителя Алексия, и из собора ежегодно ходили служить в ней молебен. По воспоминаниям старожилов, в часовню вела одна дверь. Под часовней был подвал, куда вела низенькая дверь со стороны р. Сосны. Часовня была окрашена в коричневый цвет, а внутри — в белый. До революции за часовней ухаживал живший рядом сапожник Николай Иванович Обалуев.

В начале XX в. часовня вновь обветшала, завершение её было утрачено и в начале 1913 г. в связи с намечаемыми празднованиями 300-летия дома Романовых в Ельце был поднят вопрос о передаче часовни Обществу хоругвеносцев. Об этом писала местная газета «Елецкий дневник»: «С тех пор прошло несколько месяцев, а часовня в честь святителя, по преданию благословившего Елец, по-прежнему в ужасном виде. Считаем необходимым напомнить правлению Общества хоругвеносцев о его обещании и советуем не останавливаться на полпути в деле возбуждения ходатайства о передаче часовни и приведения ее в надлежащий вид». [14] Но духовенство Вознесенского собора, к которому была приписана часовня, не согласилось с её передачей. Часовня была приведена в порядок, но судя по картине художника Москалёва, хранящейся ныне в фондах ЕКМ, в 1928 г. она вновь находилась в ветхом состоянии.

В 1930-е гг. часовня была разрушена, а в 1940-е гг., вероятно к 800-летию Ельца, на её месте установлен обелиск с указанной выше надписью.

В марте 1994 г. благочинный Елецкого церковного округа протоиерей Василий Романов обратился к городским властям с просьбой о воссоздании ряда часовен на территории Ельца, в том числе и Алексеевской. Однако лишь в связи с празднованием 2000-летия Рождества Христова обелиск на месте часовни в 1999 г. разобрали, и в следующем году часовня была восстановлена на выявленных фундаментах по проекту елецких архитекторов А. Новосельцева и А. Шашина. Тогда же были очищены от зарослей берег Сосны в районе часовни, благоустроен родник-колодезь, установлен памятный знак на месте Водяных ворот Елецкой крепости XVI-XVIII вв.

Часовня «у главных городских ворот»

Часовня у «главных городских ворот». Фото 2006 г.

Приписная к Введенскому храму каменная часовня на углу Торговой и Орловской улиц в воротах дома мещанина Николая Петровича Деева, построена была, по преданию, на месте главных ворот Елецкой крепости.

У часовни ежегодно вечером 15 августа причтом Введенской церкви совершалось всенощное бдение. [15] Елецкие краеведы начала XX в. рассказывали историю, связанную с местом, на котором находилась часовня: «По рассказу некоторых старожилов, давно когда-то копали около столба яму и нашли воина, лежавшего в военных доспехах, совершенно уцелевшего от тления. Испуганные жители обратились к священникам за советом, на что им было приказано поскорее засыпать яму…». [16]

Архивные документы и планы Ельца подтверждают нахождение на этом месте самой крупной башни Елецкой крепости XVI-XVIII вв. — Новосильских ворот. От них начиналась большая дорога, идущая на северо-запад, в сторону ближайшего в то время города Новосиля. При перепланировке Ельца в 70-е гг. XVIII в. начало дороги сместилось южнее на 20 метров (теперь это ул. Коммунаров), а на месте незадолго до этого разобранной древней башни была сооружена вначале деревянная часовня, а в XIX в. её заменила каменная, к которой навешивались воротные створки дома Деева (ныне ул. Мира, 131). Высота её была 5 арш., ширина — 1 арш. На «ней иконы Нерукотворного Спаса в медной посеребрённой ризе, св. Николая Чудотворца и неугасимая лампада». [17]

Часовня сохранилась, скорее всего, потому, что использовалась в середине XX в. как трансформаторная подстанция. В 1960-е гг. во дворе домовладения построили новую подстанцию, а часовня стала использоваться как кладовая. Выявлена часовня в 1990 г. А.В. Новосельцевым, по проекту которого и восстановлена в 1995 г. В ходе реставрационных работ вход в часовню был устроен со стороны улицы Мира (Торговой), а прежний — со двора — заложен.

Часовня на Старомосковской улице

Часовня на Старомосковской улице. Фото 1902 г.

Каменную часовню, находившуюся на левом берегу Ельчика, неподалёку от моста в Ламскую слободу в районе больницы, называли в Ельце часовней «у Шурова моста».

До 1910 г. эта древняя часовня, которую предание также относит к памятникам пребывания в Ельце Тамерлана, по форме была близка к часовне у Вознесенского собора, но вместо лучковых тимпанов, завершающих стены на ней, были треугольные фронтоны, а завершался четырёхгранный купол квадратной в плане главкой с красивым ажурным кованым крестом.

В начале XX в. часовня находилась в ветхом состоянии, что хорошо видно на сохранившейся фотографии 1902 г. В связи с этим 1 марта 1905 г. крестьянин Ламской слободы Никита Ильич Семёнов в качестве поверенного от Ламского сельского общества направил прошение на имя государя императора Николая II о том, что в Ламской слободе существует древняя историческая часовня, которая «полуразвалилась и пришла в большую ветхость». Поэтому он просил разрешить возобновить её на свои средства в честь рождения наследника престола цесаревича Алексея. Из последовавшей по этому поводу переписки известно, что «…здание часовни кирпичное, на кирпичном фундаменте, крыто железом и состоит на поместье крестьянина Трубицына, фасадом на улице. Внутри часовни находятся святые иконы, пред коими постоянно теплятся четыре лампады. Ежегодно к 15 сентября у часовни совершается приходским причтом молебствие и панихиды при довольно значительном собрании народа… В настоящее время этот памятник нуждается в основательном ремонте, так как фундамент его от времени, а главное, от болотистой местности постепенно размяк, и здание поэтому понизилось и как бы вросло в землю. Стены снаружи до половины повыкрошились, в сводах под крышею начали отваливаться кирпичи. Жители слободы весьма желают разрешения возобновить часовню и заготовили для этого материалы». Желание крестьян Ламской слободы подкрепил своим прошением в Синод Преосвященный Кирион (Садзагелов), епископ Орловский и Севский, с учётом того, что «…будет представлен правильно составленный проект её восстановления и этот проект будет утверждён строительным отделением Орловского губернского правления». [18]

В 1906 г. часовня была восстановлена, правда, по свидетельству современников, «…стиль этой постройки при перестройке … не только искажен, но заменён новым, совершенно современным». [19] Вот как описывается новая часовня в страховых листках 1910 г. «…на Старомосковской улице в память убиенных Тамерланом — здание кирпичное на каменном фундаменте, покрыто железом, окрашено масляною краскою; размером длиною 3 аршина, шириною 3 аршина и высотою 5 аршин, с полом и потолком, с двумя деревянными дверями. Оценена в 400 рублей». [20]

Упоминаемое в прошении крестьян Ламской слободы ежегодное богомолье у часовни 15 сентября на Старомосковской улице было установлено в память избавления от холеры в 1871 г., когда свирепствовавшая эпидемия обошла дома на этой улице стороной. [21]

Изображение перестроенной часовни не сохранилось. Последнее её упоминание в документах относится к 1924 г. [22] Позднее часовня была разрушена.

Часовня у святого колодца

Была построена в конце XVIII в. на левом болотистом берегу реки Ельчик, под стенами Знаменского монастыря.

Рядом находился источник, связанный, по церковным легендам, со святителем Тихоном Задонским.

Часовня была разрушена до 1930 г. Воссоздание её в прежних формах и размерах началось в 2004 г. не на прежнем месте, а ближе к источнику, в 20 метрах севернее первоначального.

Часовня на святом источнике у стен Знаменского монастыря. Фото начала XX в.

На месте старой часовни сегодня устроена купальня. Вход в новую часовню, в отличие от прежней, устроен с юга.

Весь комплекс, в который вошли часовня, купальня с двумя купелями и сень над источником, был освящён 15 мая 2005 г. Преосвященным Никоном, епископом Липецким и Елецким.

Часовня в память императора Александра III в Ламской слободе

Каменная часовня в Ламской слободе на площади против кладбища и близ волостного правления была построена в 1899-1900 гг. и освящена 7 октября 1901 г. в память императора Александра III. Проект на постройку каменной часовни выполнил архитектор Семёнов 12 мая 1895 г. Квадратная в плане часовня имела в проекте дверь и два окна и была задумана в «русском стиле»: углы были закреплены пилястрами, завершалась часовня невысоким шатром, крытым в традициях XVI в. «в косую шашку» и увенчанным луковичной главкой и кованым крестом. [23]

Духовенство и жители Ламской слободы перед часовней в память императора Александра III. Фото 1910 г.

В отличие от проекта, стены выстроенной часовни были не оштукатурены, а оставлены кирпичными, и над боковыми фасадами выполнены такие же, как и над главным, кокошники. Над входной дверью в нише помещалось изображение Спасителя, с южной стороны над окном — поясное изображение Божией Матери Елецкой. Над щипцами, завершавшими кокошники по сторонам света, возвышались четыре небольших креста на подкрестных шарах. В описании часовни на 15 июня 1910 г. указано: «Здание кирпичное на каменном фундаменте, 4 x 4 аршина, высотой 7 аршин, с полом и потолком. Дверь одна входная, окон 2 с железными решётками, с двойными рамами. Оценена в 600 рублей». [24] В Александровской часовне ежегодно 20 октября, в день кончины императора Александра III, совершалась панихида причтом Предтеченского храма, к которому и была приписана часовня.

До 1924 г. часовня сохранялась «на площади около районного комитета». [25] Ныне это площадь в Ламской слободе по ул. Северной, на месте разрушенной в 1969 г. церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Одноэтажное деревянное здание волостного правления (в нём позже размещался «районный комитет») занято теперь административными службами. Часовня стояла, вероятно, в сквере, южнее этого здания. Рядом и сегодня видны следы кладбища, располагавшегося на площади, восточнее алтарей Предтеченской церкви.

Related Post

Часовня святителя николая

Новосибирский Краеведческий портал Индинок Иван. Часовня Святителя Николая Когда-то, в дореволюционные времена, на главном проспекте города стояла часовня Святителя Николая, которая символизировала собой тот факт, что Новониколаевск является географическим центром

Федор конюхов часовня

Шесть часовен Федора Конюхова и мечты путешественника о храме-корабле Федор Конюхов известен как путешественник и почти не известен как строитель часовен. А ведь после каждого из шести своих кругосветных путешествий

Часовни в карелии

Храмы, церкви и часовни Карелии Храмы, церкви и часовни Карелии Пряжинский район. Все храмы, часовни и соборы. Пряжинский район. Все храмы, часовни и соборы. Православие в Карелии. Кондопожский район. Все