Меню

Часовни в карелии

Храмы, церкви и часовни Карелии

Храмы, церкви и часовни Карелии

Пряжинский район. Все храмы, часовни и соборы.

Пряжинский район. Все храмы, часовни и соборы. Православие в Карелии.

Кондопожский район. Все храмы, часовни и соборы.

Кондопожский район. Все храмы, часовни и соборы. Православие в Карелии.
Каталог в работе.

Заонежье. Храмы, часовни и святые места.

Заонежье. Храмы, часовни и святые места.

Олонецкий район. Все известные часовни, храмы, соборы.

Олонецкий район. Все известные часовни, храмы, соборы.

Валаам. Мужской монастырь на островах в Ладожском озере

Валаам. Мужской монастырь на островах в Ладожском озере

Корписелька. Никольский храм 1786 года.

Граница Суоярвского и Сортавальского районов Карелии. Никольская церковь в Корписельке была построена в 1786 г. Считается, что первоначально была выстроена часовня во имя св. Николая Чудотворца, а позже ее перестроили в церковь. Приходские метрические записи велись с 1800 г., обыскные и приходорасходные с 1809 г., а исповедальные с 1824 г. При церкви были — священник, дьячок и пономарь.

Корписелька в настоящий момент почти недоступна для туристов и паломников, так как находится за пограничной системой. Но при большом желании, можно оформить разовый пропуск в погранслужбе Карелии — в Петрозаводске или в Суоярви. Это один из самых западных православных храмов России, который расположен на территории, которая в разное время была или Финской губернией, или территорией молодой Финляндии, или как сейчас — пограничная территория России (ранее СССР). В советское время здесь размещалась пограничная часть. Сохранились многочисленные автографы дембелей на стенах храма.

Евгора. Часовня Петра и Павла. Медвежьегорский район Карелии.

По официальным данным, часовня была построена во второй половине XVIII века. Относилась к Масельско-Паданскому приходу. Стоит в культовой роще, где предположительно когда-то был небольшой погост — ближе к краю деревни с северной стороны.

Когда я шел к часовне с фотокамерой — смотрел на классическое достаточно просторное здание часовни. Когда открыл дверь — пространство свернулось. Внутри часовня оказалась маленькой. Почти часовней-пеналом. Казалось, зайдя внутрь, можно будет прикоснуться рукой до дальней стены. Секрет раскрылся чуть позже при детальном осмотре святыни.

Варишпельда. Часовня Иконы Тихвинского образа Богоматери. XIX век.

Часовня заботливо поддерживается туристами, паломниками, но главным образом, священником иереем Олегом Червяковым, семья которого большую часть года живет в Варишпельде.

Вирма. Петропавловская церковь и виды деревни.

Архитектура храма хоть и привычная для русского севера, но относится к достаточно редкому типу «кубоватых храмов». По разным версиям, Петропавловскую церковь в Вирме начали строить между 1625 и 1696 гг. Последние изменения были в 1909 году. В XVII веке была возведена деревянная церковь c пятью луковичными главками на деревянной шее-барабане, с восьмиконечными крестами в навершии. В конце XVIII века был достроен притвор со входом, трапезная. Считается что в этот период был установлен иконостас дошедший до наших дней, но есть и другие теории, где иконостас считается ровесником храма. Чуть позже церковь получила резной декор интерьера и окрашена белилами снаружи. В 1909 году была построена новая новая трапезная, крыльцо, под здание был подведен фундамент с заменой венцов и еще раз стены были побелены поверх обшивки.

Первые упоминания о храме в Вирме дошли до нас со времен Марфы Посадницы. Есть свидетельства, что первым священником здесь был Иоанн Сорокин. Но это было еще до периода начала строительства того храма, что дошел до наших дней. Большая часть исследователей считают, что первоначальная Петропавловская церковь была выстроена не ранее чем в 1625 году, но и не позднее 1700 года.

Деревня Еройла. Храм Спаса Нерукотворного образа.

Территория храма, территория прихода — уютная. Обустроенная. Видно, что все сделано с простотой, но с большой любовью. А ведь надо понимать, несмотря на то, что приходская история здесь берет начало в XVIII веке, а каменный храм был построен в начале XIX века — в советские времена здесь все было разрушено почти до основания. И в век нынешний обитель возрождается из руин. А значит есть крепкий приход — т.е. люди, которые заинтересованы в Вечном и в своем крае. Может быть поэтому в окрестных деревнях все больше крепких домов, строятся новые, пашутся огороды и косятся поля?

При заполнении любых форм и отправки любых данных вы автоматически соглашаетсь с Политикой конфиденциальности .

Телефоны: +7(921)7273595; +7(921)2213861; +7(8142)756417

Для почты: 185014, Карелия, Петрозаводск, Пятый Лучевой Проезд, д.2

Самые известные часовни, церкви и соборы Карелии

Карелия — это удивительное место, в которое стекаются православные паломники со всей страны. Сотни старых церквей и часовен помнят времена Карельского герцогства. Среди всего многообразия часовен, церквей и соборов Карелии мы выделили лучшие достопримечательности, посетить которые полезно не только паломникам, но и простым людям, которые хотят прикоснуться к историческому наследию.

На острове сохранились произведения крестьянского деревянного зодчества в первозданном виде. Прогуливаясь по местным достопримечательностям, словно проваливаешься в прошлое, а о современности напоминает разве что собственная одежда.

Другая изюминка острова — Преображенская церковь о 22 головах, построенная в 1714 году. Прихожане посещали ее летом, а вот для зимы в 1764 году возведена другая церковь — Покровская. Ансамбль дополняет деревянная колокольня.

Смотрите так же:  Русская часовня на вршич

Кроме церквей и часовен, на острове Кижи можно увидеть другие достопримечательности:

Самая древняя часовня на Кижи расположилась на погосте. Возведена она в конце XIV столетия.

Остров находится в Онежском озере. Для паломников и туристов ходят теплоходы из Петрозаводска.

Трагична и удивительна судьба Валаамского монастыря. Построенный в XIV столетии для защиты от шведских захватчиков, он оказался повержен врагами в 1611 году. Только благодаря личному указу Петра Алексеевича монастырь восстановили в 1715 году.

Первоначально использовавшийся как крепость, в наше время шедевр Валаамского зодчества превратился в действующий мужской монастырь. Обратите внимание: чтобы попасть внутрь, необходимо сначала оформить туристическую путевку.

Остров находится в Ладожском озере. Попасть на него так же, как в случае с Кижи, можно на теплоходе.

Собор Александра Невского

Шедевр зодчества и центр притяжения православных паломников находится в Петрозаводске. Строительство собора началось в 1808 году, но было остановлено в 1812 в связи с Отечественной войной против французских захватчиков.

Удивительно, что собор строился теми же рабочими, которые до начала и после приостановки делали пушки для царского правительства. Возобновилось строительство только в 1825 году.

Будучи в советское время памятником архитектуры, долгое время собор не принимал прихожан. В 1991 году он перешел под управление РПЦ.

Находится памятник архитектуры по адресу Петрозаводск, проспект Александра Невского, 32.

Успенский православный собор

Собор возведен в честь победы над шведами в Северной войне и представляет собой настоящий архитектурный ансамбль. Помимо собора, для посещения открыты две часовни и Приписная церковь.

Несмотря на то что в советское время, как и собор Александра Невского, числился памятником архитектуры, в 1950 году передан Кемскому Благовещенскому монастырю.

Расположен собор в 434 км от Петрозаводска. Добраться можно на машине или общественном транспорте.

Церковь Петра Апостола

Проект церкви принадлежит царю Петру Алексеевичу, а сам памятник архитектуры дошел до нас в первозданном виде. Славившийся своей тягой ко всему западному, государь и здесь оставил свой отпечаток. До сих пор народ иначе как «церковью-иностранкой» этот памятник архитектуры не именует.

Церкви официально присвоен статус памятника. Расположена она по адресу Кондопожский район, Марципальные воды.

Церковь Николая Чудотворца

Совсем новая церковь, построенная в 2008 году, тем не менее привлекает внимание посетителей. Николай Чудотворец, согласно православному миропониманию, — это покровитель рыбаков. Поэтому неудивительно, что церковь расположилась в Рабочеостровске — городке, где почти все население — это рыбаки.

Лютеранская кирха в поселке Лумиваара

Также стоит посетить лютеранскую кирху в поселке Лумиваара, построенную в тридцатых годах прошлого века по проекту архитектора из Финляндии Илмари Лауниса. В 90-х годах в церкви проводились богослужения, но сегодня культовую постройку посещают только туристы. С нее открывается потрясающий панорамный вид. Стены церкви украшены лютеранскими фресками. Возле церкви находится братское захоронение, здесь можно почтить память финских воинов, павших в борьбе за независимость своей страны.

Карелия. Деревянные церкви и часовни

Карелию очень трудно представить без деревянной архитектуры. Огромные избы со специально приподнятыми окнами, чтобы не заносило снегом, или деревянные шатровые церкви и часовни можно смело назвать визиткой региона. Про село я уже писал, теперь посмотрим культовые постройки. Не в музейные где-нибудь в Кижах, а живые и настоящие.

1. Село Щелейки расположено ещё в Ленинградской области, но совсем рядом с карельской границей. Здесь находится деревянная церковь Дмитрия Мироточивого (Солунского), построенная в 1783 году.
За колольней должны виднеться деревянные купола, но сейчас в храме идёт ремонт и их разобрали. Возможно будут реставрировать, возможно заменять.

Выпавший на осеннюю листву и траву снег добавляет колорита

2. Вокруг тишина. Кажется, что вот-вот будут слышны собственные шаги. Иногда тучи рвутся и выходит солнце.
Вроде бы церковь не самая интересная, но в Щелейках мне очень понравилось. То ли от тишины, то ли от того, что эта была первая пободная древняя церковь, которую я увидел за поездку.

Верхний храм был открыт, но внутри пустота. Не знаю, вынесли ли на момент ремонта или там ничего и не было

3. Нельзя проехать и соседнее село Гимрека, упоминающееся ещё в конце 15-го века.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы построена между 1659 и 1695 годами и отреставрирована в 1970-х. Тогда разобрали тесовую обшивку и восстановили оба крыльца.

4. Между тем погода резко улучшается, и можно лучше рассмотреть детали. Не попасть только внутрь, всё заперто

5. Наравне с каменными выступающими скалами, валунами и суровым лесом примерно такой вид представляется первым, что приходит на ум, когда говорят о Карелии

6. Детали. Крест и коловрат просто замечательные!

7. Ещё очень понравилась отбрасываемая коловратом тень

9. Стоишь и думаешь, чем эта прекрасная церковь хуже тех, что в Кижах или других музеях? Наверное, ей и другим, просто меньше повезло. Выбрали их «коллег», посмотреть которые теперь съезжаются десятки тысяч туристов, платящие деньги за тур и вход. А, грубо говоря, отъедешь за 20 километров — вот оно..всё такое же, только не музейное, а настоящее и бесплатное.

Смотрите так же:  Часовня ксении петербургской где находится

10. Рядом с церковью остатки деревянных построек

11. Состояние печальное

12. На этом доме обнаружилась вот такая вот надпись, смотрящаяся злой насмешкой над серой и печальной действительностью строения. Ещё десяток лет — и при нынешнем состоянии дел и внимании к памятнику архитектуры, он останется только на фотках

13. В 45 км от Петрозаводска находится город Кондопога с заваливающейся 42-метровой Успенской церковью. Храм 1774 года постройки стоит на берегу Кондопожской губы Онежского озера и является довольно изветным туристическим местом.
До 20-го века рядом были зимняя церковь Рождества Богородицы (1857 года) и шатровая колокольня (18-го века), но они не пережили советскую власть.

Отдельные источники называют Кондопогу и церковь жемчужинами Карелии, но я с этим не соглашусь. Город неуютный, а настоящие деревянные жемчужины спрятаны в глубине Карелии в малых сёлах и не должны быть такими известными. Постройка тянет лишь на одну из самых масштабных церквей, но до жемчужины ей всё же далеко

14. Однако интерьер церкви заслуживает внимания. В Кондопоге я как раз хотел попасть больше внутрь, чем расмотреть памятник архитектры снаружи.

Попасть к тому же очень просто — церковь является филиалом городского краеведческого музея. Платим 150 рублей (довольно много для этого места, к тому же без единого сувенира) и заходим. Снимать можно сколько угодно, отдельных денег за это не берут.

Иконописный потолок-небо просто чудо! В центре неба — образ «Христос Великий Архиерей». Вокруг Христа на 16 гранях херувимы с серафимами и ангелы.

Жаль всё не влезло для красивого ровного вида

15. Не знаю, как правильно называются эти две архитектурные детали, напоминающие людей с поднятыми руками, но они делают храм похожим на буддийский. По крайней мере так показалось)
Кстати, похожие «два человечка» есть и в церкви Гимреки

(Читатели любезно подсказали, что эти столбы с ветвями — символ мифологического мирового древа)

16. Кроме потолка и иконостаса в храме достаточно скромно.

А ещё с озера дул такой страшный сильный ветер, что даже от мысли о предстоящем пути дальше на север становилось немного не по себе) В эти моменты думалось только о тепле и стакане чая

17. Большинство икон украшено полотенцами

18. Похоже, что эту икону реставрируют

19. Эта деталь, если не ошибаюсь, называется парус. Поправьте, если обманул

20. Рядом с церковью на доме обнаружился карельский флаг. Явление, вне административных зданий, не такое уж частое

21. 35 километров по очень плохой дороге от Беломорска — и вы в старинном поморском селе Вирма. Совсем рядом Белое море но его из села не видно. Море ощущается лишь ветром. Правда не таким пронизывающим и ужасным, как в Кондопоге

22. В Вирме потрясающая природа! Привет, Север!

23. Церковь Петра и Павла 17-го века — главное украшение села.

24. На протяжении своей истории церковь несколько раз ремонтировалась, а в 1930-х была закрыта. Сейчас поддерживается в порядке. Службы не часты

25. Старинное село Маньга находится в Пряжинском национальном районе. Изветно с 1563 года

26. Изображение местной часовни Рождества Пресвятой Богородицы попало в своё время в книгу «Россия. Полное географическое описание нашего отечества…», изданной в начале 20-го века под редакцией Вениамина Петровича Семёнова-Тян-Шанского.

Подъездную дорогу к часовне мы не нашли или пропустили, пошли по тропинке. Обходим все дома и поднимаемся в гору

27. Часовня построена в 18-м веке, но впоследствии ремонтировалась. Следы реставрации видны и сейчас

28. Село Маньга с колокольни

29. Закончим на селе Котчура, затерявшимся в Пряжинском национальном районе

30. Часовня Иоанна Богослова 18-го века

31. У часовни сохранился интересный вход

32. Никогда ещё не видел ничего подобного

33. Заходим на территорию.

Вообще, почему в Карелии строилось много часовен, а не церквей? Часовня — церковь без алтаря. Название идёт от слова «час» и «часы». Часы — краткие службы.
Места много где были глухими, церкви отдалены, а во многие поселения не всегда и проехать. В том числе и священннику. Поэтому и строилась часовня — «заместитель» храма. В часовнях читать службу позволялось грамотному жителю или жителям, чего не сказать про церковь

37. Интересная главка

38. Традиционный вид таблички

39. Мне кажется, что именно такие часовни, затерявшиеся по всей Карелии, и есть её настоящие жемчужины. Живые и действующие, не музейные. Да, в музее обеспечат и лучшую сохранность, и придёт бОльшая известность, но что-то обязательно при этом теряется. Тот колорит, который есть только у постройки на её родном месте

Культовые постройки в карельской глуши оставляют сильные впечатления. Похожие музейные лишь только знакомят с внешним и внутренним видами.

Карелия в этом году лишилась древней Успенской церкви рядом с городом Кондопога — храм спалил подросток. На территории республики еще остается немало памятников деревянного зодчества. «Еще» — потому что подавляющее большинство из них постепенно разрушается, буквально уходит в землю.

Населенные пункты перестают существовать, крепкие северные дома по инерции доживают свой век покинутыми. Так же и часовни с церквями.

Смотрите так же:  Часовня дмитрия донского тушино

Сергей Шихуцкий, владелец гостевых домов в деревне Кондобережская, продлевает жизнь Сампсониевской часовне. Четыре года назад вместе с немногочисленными односельчанами перекрыли деревянную крышу, в этом году заменили сгнившие плахи внутри.

А вот часовня Георгия Победоносца 1914 года в деревне Мунозеро, где всего один дом:

Публикация от Отдых в Карелии. Заонежье. (@zaonezhie) 31 Окт 2019 в 2:57 PDT

Хозяин поддерживает в порядке и его, и часовню. Которую, правда, покрыл. зеленой металлочерепицей.

— Конечно, сердце кровью обливается, когда видишь такое, — говорит Сергей. — С другой стороны, часовня здесь жива, в отличие от многих других.

По переписи 1926 года в Мунозере было 15 крестьянских дворов, в которых проживало 73 человека. Меньше чем за сто лет от той жизни не осталось и следа.

Публикация от Отдых в Карелии. Заонежье. (@zaonezhie) 6 Ноя 2019 в 11:03 PST

Ничего не осталось и от деревни Селецкое. Только кладбищенская часовня Троицы и Дмитрия Солунского, которая, как говорит Сергей, «внезапно вырастает из кустов и травы». Построенная в 1753 году, она на 20 лет старше той самой кондопожской Успенской церкви, сгоревшей в августе.

— Часовня в плачевном состоянии, видно, что недавно обвалилась крыша над крыльцом, охлупни на коньках насквозь прогнили, — пишет на своей странице в соцсети Сергей Шихуцкий, побывавший там несколько дней назад.

Вряд ли Троицкая часовня протянет долго. Это тоже памятник зодчества, как и Успенская церковь. Но ее, стоявшую возле города, не смогли уберечь, что уж говорить про отдаленные районы? Этой часовней просто некому заниматься — деревни нет, людей, соответственно, тоже. Спасти памятник может только государство, но оно, по сути, занимается только теми, что свезены в музей на Кижском погосте.

— Место, где стоит часовня, сейчас — глушь. А раньше крестьяне здесь обрабатывали каждый клочок земли. Эти поля еще не совсем заросли, видны и останки домов, — говорит Сергей.

Интересно, что в Троицкой часовне сохранился паспорт объекта. Ремонтные работы, судя по документу, последний раз проводились здесь в самом начале 1990-х. И документ еще советский — Министерства культуры СССР.

— Да, он находится прямо там, в часовне. С тех пор больше никаких работ не проводилось, — констатирует Шихуцкий.

То есть раньше подобными памятниками занимались не только волонтеры, существовала система контроля, подновления.

Теперь — ничего подобного. Многие старинные деревянные русские памятники безвозвратно прогнили. И если бы только они.

Освящение часовни Зосимы Соловецкого в деревне Загубье

Есть в Заонежье небольшая деревня Загубье. Это родина преп. Зосимы Соловецкого. В 1436 году пр. Зосима похоронил родителей, роздал наследство бедным, и вместе с преп. Германом Соловецким отправился к Соловецкому острову. Почему его так потянуло в неведомые края — никому неведомо, но старые люди, наверное, правильно говорят. Господь позвал. Позже на месте Зосимовского дома была поставлена часовенка во имя преподобного, когда уже все были наслышаны о его подвиге на Соловках». Часовня была величественна, как и все Заонежье в прошлом. Еще Марфа Ивановна, как у нас ее называли, мать первого царя рода Романовых, сосланная Борисом Годуновым в 1601 г. в Толвуйский погост в заточение, подарила в нашу часовенку шелковый убрус с кистями и бахромой, который сама вышивала разными шелками и золотом с блестками. Этот убрус украшал икону преп. Зосимы и Савватия до 1830 г. Потом по распоряжению епархии он был взят и дальнейшая судьба его неизвестна.

В 2004 году началось восстановление исторической часовни XVIII века. Вместе с Соловецким монастырем и Соловецким музеем- заповедником в реализации проекта от Соловков принимала участие общественная организация «Общество соловчане». Со стороны Карелии в работах по восстановлению часовни принимают участие Петрозаводская и Карельская епархия, общественная организация «Комитет возрождения Заонежья», Администрация Медвежьегорского района, жители деревни Загубье, села Толвуя, предприниматели Заонежья. В течение двух летних сезонов плотники Центра реставрации Соловецкого музея-заповедника трудились над строительством часовни. Прошло каких-то три года и храм вырос в своей строгой и скромной красоте.

29 2019 года мая владыка Константин совершит литургию в Храме Алексея , человека Божьего в Великой Губе, а затем посетит храмы Заонежья. Во второй половине дня он освятит часовню Зосимы Соловецкого в деревне Загубье.

Вас порадовали сотрудники ГБУ «Информационный туристский центр РК» четкой работой? Вы получили нужную информацию? Возникли проблемы? Оставьте свои отзывы о работе учреждения на https://bus.gov.ru

Дорогие гости и жители республики! Предлагаем Вашему вниманию однодвневные программы по Карелии. Уверены, каждый из Вас сможет подобрать себе маршрут по душе и настроению!

В Карелии начинается новый проект в рамках Программы «Interreg Регион Балтийского моря».

Как быстро найти подходящий коттедж и забронировать со 100% гарантией.

c 09.08-11.08.2019 в Горном Парке Рускеала будет проходить Музыкальный фестиваль «Ruskeala symphony»

В 2019 году городу Петрозаводск исполняется 316 лет. По традиции день города отмечается в последнюю субботу июня, дата связана с освобождением города от оккупации во время Великой Отечественной войны. В этом году празднование выпало на 29 июня. Как и всегда, программа насыщена различными мероприятиями, все жители и гости города смогут найти себе что-то по вкусу.