Меню

Собор кремль казань

Благовещенский собор Казанского Кремля

Благовещенский собор Казанского Кремля — архитектура

Рядом с большой мечетью, в самом центре татарской столицы, расположен один из столпов православия — Благовещенский собор Казанского Кремля. Поставить его приказал царь Иван Грозный взамен бывшей на том месте деревянной церкви. Храм должен был стать символом русского владычества над татарскими и сибирскими землями и центром местной епархии.

В облике Благовещенского собора отчётливо проглядываются мотивы Успенского собора в Москве. Сходство это отнюдь не случайно — архитекторы сознательно ориентировались на московский храм, как бы объединяя таким образом две столицы. При этом к строительству привлекли целый отряд специалистов из Пскова, и они привнесли нотки своей архитектурной школы в облик нового собора.

Наряду с псковскими мотивами, Благовещенский собор Казани вобрал в себя и черты владимирского, московского, украинского зодчества. На его возведение шёл лучший камень белого цвета, который доставлялся с противоположного берега Волги. Белокаменные стены тех лет и по сей день встречают гостей.

К сожалению, центральный объём — едва ли не единственная часть этого памятника архитектуры, сохранившая свой первоначальный облик. Длительная история города, насыщенная трагическими событиями, изрядно потрепала и православный храм. Он неоднократно сгорал до голых стен, разрушался пушечным огнём и рабочими инструментами. На рубеже веков была проведена масштабная 10-летняя реконструкция Благовещенского собора. Сегодня Благовещенский собор Казани — это несколько зданий, чей облик восстановлен по историческим документам и изображениям. В составе архитектурного комплекса насчитываются:

  • центральный объём с 3 апсидами, 6 столпами и 5 главами;
  • 2 придела, выложенных из кирпича, с полукруглыми апсидами;
  • кирпичная трапезная в 2 света;
  • 3-этажный архиерейский дом;
  • консистория в 2 этажа и с внутренним двором;
  • остатки каменных мостовых, зданий и моста.
  • Внутри Благовещенского собора располагаются мощи Святого Гурия — строителя и первосвятителя центрального объёма. Реконструкторам удалось очень точно воссоздать историческое убранство собора: росписи, фрески, резные элементы декора, иконостасы, утварь, образа. Такое богатое историческое наследие сподвигло открыть в Благовещенском соборе музей православного искусства.

    Множество частей и деталей храма уже восстановлены, но ещё больше только предстоит вернуть из глубин нашей тяжёлой истории. Кажется, что эти древние стены, подобно голограмме, хранят на своей поверхности отпечаток всех событий, что происходили вокруг. А бурных событий было здесь в избытке.

    Построенный в середине XVI века Благовещенский собор Казанского Кремля был почти в 2 раза скромнее по своей длине и ширине, если сравнивать его с тем, что мы видим сейчас. Разросся он из-за череды бед, которые на него регулярно обрушивались. Одних только крупных пожаров он пережил шесть, каждый из них уничтожал серьёзную часть комплекса и тех ценностей, что хранились внутри.

    Не обходилось и без запланированных перестроек и реконструкций. В XVII веке была пристроена колокольня, которую разрушили уже при советской власти. Через сотню лет храм получил купола новой формы, трапезную и крыльцо. В середине XIX века его убранство обогатилось множеством икон, фресок и росписей. Наконец, начало прошлого века принесло храму электричество и отопление, а также обновление росписей и фресок.

    Самые тяжёлые страницы своей истории Благовещенский собор открыл с приходом большевиков. Во время Гражданской войны Казань была во власти чешских войск, воевавших на стороне белых. Известен приказ Ленина: «Город не жалеть», и при штурме большевики не стеснялись подвергать красивый, исторический город массированным обстрелам из артиллерии. Благовещенский храм был серьёзно разрушен, и восстанавливать его коммунисты не спешили.

    Верующим и священникам удалось спасти только мощи св. Гурия и несколько икон. Всё остальное разграбили красноармейцы, которые не в состоянии были оценить историческую и культурную ценность убранства храма. Большая часть хранившихся книг, икон, посуды пропала навсегда. В течение 20-х годов священнослужителям то разрешали проводить службы в Благовещенском соборе Казани, то снова запрещали. К концу десятилетия советские власти определились: арестовали последних представителей церкви и стали разбирать сооружение на стройматериалы. К счастью, центральный объём уцелел — его можно было только разломать, но не разобрать.

    Не признававшие религию коммунисты приспособили церковь под архив и овощехранилище. Во второй половине 80-х годов впервые предприняли попытку вернуть храму исторический вид. Но главное возрождение произошло уже после распада СССР. С 1995 по 2005 год провели успешную реставрацию, сделав строение одним из важнейших культурных и туристических объектов Казани.

    Существует предание, что здесь обязательно бывали все великие люди, которые когда-либо посещали татарскую столицу. Под сводами церкви прохаживались и молились российские императоры, князья, писатели, певцы, композиторы, художники. И поныне каждый турист, приехавший в Казань, старается не пропустить Благовещенский собор Казанского Кремля в своей культурной программе. Ведь здесь есть, на что посмотреть, и от чего получить удовольствие.

    В Благовещенском соборе Казани покоятся видные иерархи православной церкви: митрополиты, архиепископы, протоиереи. Скромная келья святителя Гурия без слов расскажет о его аскетичной жизни, полной труда и лишений. Древние стены и археологические фрагменты до сих пор хранят следы стихийных бедствий и ожесточённых сражений.

    Перед глазами посетителя проплывает целый срез российской культуры и истории. Интерьеры Благовещенского собора Казанского Кремля поражают своим высоким художественным стилем и красотой. Особенно удивительно то, что большая часть росписи, икон и фресок — точная реставрация работ талантливых художников XVI-XVII веков.

    Узнать больше об истории Благовещенского собора Казани, зайти внутрь, увидеть интерьеры Вы сможете на обзорной экскурсии с посещением Кремля Казани. Экскурсия ценна не только своей эстетической составляющей. Рассказы об истории, о бывшем культурном богатстве, о тёмном периоде нашей истории, в течение которого богатство было растеряно — всё это заставляет глубоко задуматься о своей ответственности перед будущими поколениями.

    Казань ярко показывает, как последователи различных религий и взглядов могут жить в гармонии и согласии. Близкое соседство одного из центральных православных храмов с крупнейшей мечетью Татарстана Кул Шариф — немое свидетельство ментальной широты России, где место найдётся всем, кто желает мира и спокойствия.

    Благовещенский собор

    Благовещенский собор, фото:
    • Лосев Вадим’>
    • Лосев Вадим’>
    • Ахмеджанова Алиса’>
    • Ахмеджанова Алиса’>
    • Слава Степанов (Gelio)’>
    • Никита Пшеничников’>

    С 1552 года по 1918 Благовещенский собор был кафедральным храмом Казанской епархии (в настоящее время кафедральным является Никольский собор на ул. Баумана), здесь веками совершались рукоположения священников, а с конца XIX в. и хиротонии епископов (здесь были посвящены в епископский сан Антоний (Храповицкий), Андрей (Ухтомский).

    Благовещенский собор Казанского Кремля – самый удаленный образец псковской архитектурной школы и самый древний из сохранившихся памятников истории и архитектуры в ансамбле Кремля и города. Крестовокупольный, с пятью главами, покоящимися на шести столпах и тремя алтарным апсидами собор изначально воссоздавал планировку и облик Успенского собора Московского кремля, подчеркивая новый статус Казанского царства. В подклете собора нашли упокоение многие казанские архипастыри, таким образом, Благовещенский собор для Казанского края имел то же значение, что и Ризоположенский собор для Московского кремля.

    Несмотря на позднейшие реконструкции, исконный псковский стиль собора прочитывается в полосе типично псковского орнамента, опоясывающей основание центральной главы, и аркатурном поясе, украшающем апсиды.

    Первоначально на месте каменного собора была возведена деревянная церковь, освященная 6 октября 1552 г. (ст. ст.) в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Три года спустя была учреждена Казанская епархия, на новую кафедру с возведением в сан архиепископа был назначен игумен Селижарова монастыря Гурий Руготин.

    Маленькая деревянная церковь уже не могла служить центром епархии, охватывавшей огромную территорию, включая Сибирь, и через 9 лет, в 1561 году, по указу царя Ивана Васильевича из Пскова прибыли 80 каменщиков во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем по прозванию Барма, строителями Собора Василия Блаженного и Благовещенского собора Московского Кремля.

    Храм строили из волжского известняка, камень добывали на противоположном, высоком берегу Волги. 15 августа 1562 года храм был освящен первосвятителем казанским Гурием.

    Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. XVII век. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены.

    За свою многовековую историю собор неоднократно горел – в 1596, 1672, 1694, 1742, 1749, 1757 годах. В 1742 г. мощи Св. Гурия даже выносились за канал Булак. Несмотря на пожары, сохранился фрагмент древней фресковой живописи, которой был украшен весь храм в XVI — XVII веках – это образ Казанской Божией Матери в алтарной апсиде, который был открыт в ходе реставрации в 90-х гг. XX века.

    В XVIII ряд переделок изменил облик собора. В 1736 году шлемовидные купола были заменены на луковичные, а центральный купол получил завершение в стиле украинского барокко, так называемая «баня»; с западной стороны собора пристроили одноэтажную трапезную и крыльцо с лестницей. В таком виде собор запечатлен на гравюрах В. Турина, А. Дюрана, Э. Турнерелли, сделанных до новой реконструкции 1841 года.

    XIX век. Страшный городской пожар 1815 году, после которого перестраивался весь центр Казани, сильно повредил и Благовещенский собор, простоявший 2 года после пожара в запустении. В этом пожаре сгорел и весь губернский архив, хранившийся в храме. Реставрацию собора начал архиепископ Амвросий (Протасов). Резьбу для нового иконостаса выполнил московский мастер Быковский. Окраску и позолоту иконостаса выполнил московский мещанин Гавриил Львов. иконы для нового иконостаса были написаны учителем Казанского народного училища, коллежским регистратором Василием Степановым Туриным.

    19 июня 1821 года состоялось торжественное освящение обновленного храма.

    Рядом с собором стояла церковь Рождества Христова, построенная при митрополите Казанском Маркелле в 1694 году. К 1821 году храм сильно обветшал, в связи, с чем техническая комиссия предложила разобрать церковь и построить новый теплый храм. Император Николай I, посетивший Благовещенский собор 20 августа 1836 года предложил на месте Рождественского храма выстроить новую теплую трапезную Благовещенского собора, расширив его на запад.

    В 1841 году император утвердил проект казанского губернского архитектора (1834-1844) Фомы Петонди (1794-1874), по которому собор был расширен на запад, север и юг, для чего были снесены одноэтажная трапезная и старое крыльцо.

    Бывшие приделы стали частью главного храма, были выстроены два теплых придела, отделенных от главного храма стенами и имевших отдельные входы. Левый был освящен в честь Рождества Христова, в память о разобранном храме XVII века, а правый — во имя Бориса и Глеба. В новой двухсветной трапезной была устроена лестница на хоры. С тех пор облик собора не изменился, если не считать построенного по проекту Петонди крыльца собора, снесенного после революции, и уничтоженной большевиками колокольни.

    По указанию императора Николая I были также выделены средства для восстановления Архиерейского дома, и уже в 1841 году архиепископ Казанский и Свияжский Владимир Ужинский переехал из Воскресенского Иерусалимского монастыря в кремль.

    24 августа 1842 года в Казани снова бушевал страшный пожар, пострадали почти все городские храмы, Петропавловский собор, сгорел комплекс зданий духовной семинарии, семинария была переведена в здание Казанского духовного училища, а училище переведено в Свияжский Успенский монастырь.

    Благовещенский собор, расширение которого завершилось лишь два года назад, вновь нуждался в ремонте. Уже через 2 года храм был восстановлен. В 1855 году были поновлены иконы в 5-ярусном иконостасе, для чего был приглашен владимирский иконописец Тимофей Гагаев (спустя десять лет, также поновивший иконостас Петропавловского собора). Очередное подновление было выдержано в византийском стиле.

    После реконструкции середины XIX века иконостас выглядел так: в нижнем, местном ряду, по правую сторону от царских врат иконы Господа Вседержителя сидящего на престоле, Св.Троицы, сошествия Господа Иисуса Христа во ад и Воскресения Христова; по левую – Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Святителя Гурия. Все иконы были в серебряных ризах.

    На южных и северных дверях были изображены архангелы Гавриил и Михаил. Во втором ярусе 12 праздников, а в центре над бронзовыми царскими вратами — Тайная вечеря. В третьем, деисусном ряду в центре – Вседержитель, по сторонам предстоящие Божия Матерь, Иоанн Предтеча и двенадцать апостолов; в четвертом, пророческом ряду в центре – Знамение Божией Матери и шестнадцать пророков по сторонам; в пятом праотеческом ряду в центре– Господь Саваоф с предстоящими по сторонам праотцами. Иконостас венчал крест.

    Три иконы деисусного ряда иконостаса находятся сейчас в экспозиции Музея изобразительных искусств Республики Татарстан: это древний образ предстоящего апостола Павла 16 века, тонкого одухотворенного письма, и позднейшие иконы св. Георгия и св. митрополита Алексия Московского, датируемые XVIII веком, написанные также в каноническом стиле, но в достаточно примитивной провинциальной манере.

    Своды новой пристроенной с запада теплой трапезной части собора были украшены уникальным циклом росписей, связанным с историей Казани. Фрески изображают: обретение, и прославление чудотворной Казанской иконы Божией Матери; рукоположение митрополитом Московским Макарием архиепископа Казанского Гурия; обретение митрополитом Ермогеном (будущим патриархом) святых мощей святителей Гурия и Варсонофия, также на стенах собора изображены святые, которым были посвящены казанские храмы, в том числе свв. Киприан и Иустиния, Кизические мученики, благоверные князья Феодор, Давид и Константин.

    В 1892 году ключарём, а позже и настоятелем храма стал протоиерей Андрей Поликарпович Яблоков, выпускник Казанской духовной академии, оставивший подробное описание собора.

    XX век. Следующая капитальная реконструкция собора была проведена в 1906-09 гг. По проекту казанского епархиального архитектора (1894-1912) Федора Николаевича Малиновского (1864-?) пол на солее и в алтаре был выложен узорчатой мраморной плиткой, сохранившейся до настоящего времени, поновлена стенная живопись. В храме было устроено паровое отопление и электрическое освещение. После реконструкции левый придел был освящен во имя святителя казанского Гурия.

    Колокольня. В 1630-1640 гг. по благословению казанского митрополита Матфея, рядом с собором была воздвигнута белокаменная колокольня высотой более 50 метров, построенная на месте деревянной звонницы. В первом ярусе колокольни находился самый большой колокол Казани, его вес составлял 1.500 пудов (около 24570 кг).

    В XVIII веке колокольня имела часы с боем, а рядом с колокольней, в ограде, окружавшей собор, была надвратная церковь Похвалы Пресвятой Богородицы, разобранная при архиепископе Казанском и Симбирском (1785 -1799) Амвросии Подобедове.

    Колокольня примыкала к крыльцу трапезной части собора, по высоте 5-ярусная колокольня лишь немного уступала башне Сююмбике. Три яруса огневидных кокошников восходили от последнего яруса к основанию купола (первоначально шлемовидного). По мнению М. Пинегина колокольня представляла собой «сочетание татарского вкуса с древне-русским: первые этажи возведены под сильным влиянием архитектуры соседней Сююнбекиной башни, а у верхних – стиль колокольни Ивана Великого. Вместо крыши она живописно покрыта разными теремками…». Колокольня увенчивалась «прорезным крестом с венцом и голубицею Ноева ковчега».

    В 1928 году Колокольня Благовещенского собора была разрушена. Сейчас на ее месте находится сквер, к югу от собора.

    Под колокольней находился храм, первоначально освященный в честь св. мученицы Ирины, в конце XVIII в. из-за ветхости он был закрыт. Усердием архиепископа Казанского Филарета этот храм в 1832 г. был возобновлен на средства казанского купца, городского головы (1830 по 1832 г.) Никифора Осиповича Чижова и освящен во имя казанского чудотворца св. Германа.

    В 40-е годы XIX века в западной части трапезной было устроено потаенное помещение для богатейшей соборной ризницы. В ризнице хранились: иконы, драгоценные литургические сосуды, вклады знатных людей, государственных деятелей, церковных иерархов; редкостной работы иерейские и архиерейские облачения; золотые и серебряные панагии, украшенные изумрудами, жемчугом и алмазами и другие соборные святыни.

    29 августа 1919 года казанские чекисты планировали конфисковать соборную ризницу «как не имеющую исторического значения» с последующей утилизацией. И лишь благодаря мужеству казанского искусствоведа Петра Максимилиановича Дульского и профессора Казанского Университета (1918-22) Иринарха Аркадьевича Стратонова, удалось частично сохранить собрание ризницы Благовещенского собора. Уцелевшее содержимое ризницы передали на хранение в Губернский музей (ныне национальный музей Республики Татарстан).

    Собор обладал ценнейшим собранием старопечатных и рукописных книг XVI-XVII вв. После разорения собора большевиками значительная часть книг из коллекции Благовещенского собора пополнила фонд Казанского университета. На всех книгах из церковной ризницы сохранилась рукописная помета «К.К.С.» (Казанский кафедральный собор). Многие книги были подарены храму от именитых особ, церковных иерархов.

    Среди чудом уцелевших ценнейших книжных экземпляров соборной коллекции, хранящихся ныне в Национальном музее Республики Татарстан, – Ефремово (по имени митрополита Казанского Ефрема) Евангелие, напечатанное в Москве в 1606 году «мастерством Анисима Михайлова сына Радишевского – волынца и прочих любезно трудившихся».

    Главной святыней Благовещенского собора в течение столетий была рака с мощами строителя собора первосвятителя казанского Гурия. Святитель Гурий упокоился 5 декабря 1563 года и был похоронен за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря. Спустя 31 год 4 октября 1595 года при закладке нового каменного храма монастыря мощи святителя были обретены нетленными и положены в новом монастырском соборе. 19 июня 1630 года св. мощи были перенесены казанским митрополитом Матвеем в Благовещенский собор и положены у северной стены в устроенной казанским дворянином Саввою Тимофеевым Аристовым серебряную раку, на которую князь Б. И. Черкасский в 1633 г. пожертвовал шитый золотом и серебром покров с изображением святителя Гурия в рост. Над ней был сооружен резной золоченый балдахин на средства казанского ямского охотника Тимофея Шаланина. В середине XIX века казанский купец Петр Свешников устроил новую раку, на что пожертвовал 5000 рублей.

    Около раки хранилась фелонь святителя Гурия шитая из шелковой узорчатой ткани – «камки» и его деревянный жезл, устроенный так, что престарелый святитель мог опираться на него грудью, что облегчало молитвенные бдения св. Гурия.

    Келья Святителя Гурия

    В ходе реконструкции собора в 1841 году под Борисоглебским приделом была открыта келья святителя Гурия – небольшая каморка, сложенная из того же волжского камня, что и собор, в которой святитель уединенно молился, как написано в Житии «обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба» .

    На стене был обнаружен написанный, вероятно самим святителем, минеральными красками Нерукотворенный Образ Спасителя, краски которого становятся ярче год от года. Келья сразу стала объектом паломничества казанцев, вскоре для фрески был устроен киот, стены оштукатурили, с запада прорезали дверь. Несколько позднее на средства старосты собора В.Ф.Булыгина к келии была пристроена часовня, сохранившаяся до наших дней.

    Некрополь Благовещенского собора

    Захоронения в храмах были в традициях российской религиозности такой привилегии удостаивались церковные иерархи, цари и великие князья, храмоздатели и ктиторы (лица, пожертвовавшие крупные суммы на монастыри и храмы).
    Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля более 400 лет служил местом упокоения многих казанских архиереев (источники упоминают около 17 захоронений казанских митрополитов и архиепископов): первым в соборе был погребен в 1575 г. четвертый казанский владыка Вассиан. Последним – в 1910 архиепископ Казанский и Свияжский Никанор (Каменский). В 1840 году при реконструкции собора захоронения из старого Борисоглебского придела были перенесены под алтарь, имена казанских владык были обозначены надписями на каменных плитах.

    В подклете Благовещенского собора, под алтарем главного храма находился храм во имя Всех святых, устроенный в 1896 году архиепископом Казанским Владимиром (Петровым) и архиепископом Павлом Лебедевым на средства госпожи Еропкиной из купеческого сословия. В храм вела дверь в главной апсиде собора.

    В 1907 г. в ходе капитального ремонта собора вскрыли пол, и профессор Казанского университета А.И. Александров установил точные места погребений, после чего были установлены таблички с именами архиереев. Захоронения в подвальном храме собора и Борисоглебском приделе разорены в советское время. Захоронения в главном храме возможно сохранились.

    Собор в советское время

    В сентябре 1918 г. Казань осадили красноармейцы. Ленин приказал выбить белочехов любой ценой – «Город не жалеть», – писал Ленин, и город не жалели: большевики прямой наводкой стреляли по кремлю из пушек, установленных на холме порохового завода – все пять куполов собора были разрушены прямыми попаданиями снарядов. Внешний облик был воссоздан только в ходе реставрации собора в 1973 -84 гг., незадолго до перестройки.

    В 1918 году, овладев городом, большевики закрепились в кремле, объявив его военным городком, вход для горожан был закрыт, все организации выселены, все 7 кремлевских церквей – закрыты. Епархиальное управление по распоряжению временно управляющего епархией епископа Анатолия было перенесено из архиерейского дома в кремле в Иоанно-Предтеченский монастырь. Роль кафедрального собора стал выполнять самый большой храм Казани – Казанский собор Богородицкого монастыря.

    Верующим позволили вынести из собора только раку с мощами святителя Гурия и несколько икон. Св. мощи строителя Благовещенского собора перенесли в храм Николы Тульского Казанско-Богородицкого женского монастыря. После закрытия монастыря мощи были перенесены в Петропавловский собор, ныне почивают в церкви Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, частица св. мощей вложена в воссозданную раку святителя в Благовещенском соборе.

    Богатейшее собрание икон, литургических сосудов, мелкой пластики, шитья, рукописных и старопечатных книг и других церковных святынь было разграблено большевиками, многие ценности пропали бесследно. Сохранилось только 3 иконы из иконостаса (в музее ИЗО Казани), малая часть книг в библиотеке КГУ и музее РТ, и часть предметов из ризницы.

    В 1920 году власти позволили в соборе служить обновленцам, но в 1925 году снова закрыли храм и передали музейному отделу. В 1921 году некоторое время еще действовала домовая церковь во имя свтт. Гурия, Варсонофия и Германа Казанских бывшего архиерейского дома. В 1922 году уничтожили колокольню. Несколько позднее разломали построенное по проекту архитектора Фомы Петонди крыльцо, ведущее в храм, так что дверь в собор еще долгое время находилась на 3 метра выше земли.

    В конце ноября 1923 года архимандрит Питирим (Крылов), настоятель Благовещенского собора, был арестован и сослан на 3 года в Соловецкий лагерь. В мае 1929 года Казгорсовет просил Президиум ТЦИКа разрешить разбор закрытых церквей, в том числе Благовещенского собора. Через месяц, учитывая острую нужду в строительных материалах Президиум ТЦИК разрешил Горсовету разобрать часть зданий кафедрального собора, к чему дал распоряжение приступить уже 27 июня 1929 года.

    Несмотря на то, что Государственная Академия Истории Материальной Культуры изучив состояние храма с 23 июня по 14 июля 1929 года нашла состояние кафедрального собора удовлетворительным, секретным постановлением от 26 ноября 1929 года за № 1107/с по вопросу разбора собора, Президиум ТЦИК и НКВД не увидели «необходимости в особом постановлении Президиума, так как церковь давно уже закрыта особым постановлением ТЦИК, и вопрос о разборе является лишь вытекающим из бывшего постановления о ликвидации». В начале марта 1932 года ускоренными темпами начали ломать церковное крыльцо и разбирать на кирпич то, что осталось от колокольни. Но сам собор чудом уцелел.

    Вскоре в церкви разместили Госархив ТАССР, устроив внутри четыре яруса деревянных перекрытий. В подвальном храме, служившем некрополем казанских архиереев устроили овощехранилище, в келье святителя Гурия устроили сторожку.

    В 1977-1984 гг. была проведена реставрация внешнего облика собора в формах 1841 года, восстановлены купола и барабаны (украинская «баня» и 4 маковки луковичной формы). В 1987 году центральный купол позолотили.

    После реконструкций и реставраций, от первоначального храма XVI века сохранились центральный объем здания с тремя апсидами и шестью круглыми в сечении массивными столбами, поддерживающими свод: 2 столба в алтаре, 4 в храме. Столбы соединяются арками, образуя 12 сводов. К XVI веку также относятся основания двух боковых каменных приделов и фрагменты фресок.

    Последняя реставрация в Благовещенском соборе была проведена в 1995-2005 гг. Указом М. Шаймиева в 1995 году церковь передали в ведение Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Казанский кремль». В 1997 году Государственный архив ТАССР перевели в другое здание.

    Для реставрации интерьера собора был создан Фонд финансовой поддержки реставрации Благовещенского собора, который возглавил генеральный директор Ю.В. Павлов. Иконописные и живописные работы с 2000 г. осуществляло межобластное научно-реставрационное художественное управление при Министерстве культуры Российской Федерации.

    В работах по воссозданию икон главного иконостаса собора принимала участие бригада московских иконописцев под руководством художника-реставратора высшей категории С.Р. Брагина. Реставрацию завершили в 2005 году, к 450-летию Казанской епархии.

    19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. Первую литургию в возрожденном соборе отслужил Патриарх Алексий II 21 июля 2005 г. Собор действует, первым настоятелем возрожденного храма был поставлен иеромонах Мефодий, впоследствии настоятель казанского Кизического монастыря. Именно в этот собор была перенесена знаменитая Икона Казанской Божьей Матери после ее обретения по благословению архиепископа священником ближайшего Никольского храма, будущим патриархом Московским Ермогеном.

    Благовещенский собор, самое древнее сооружение на территории Казанского Кремля, считается одним из основных памятников, сооруженных в честь ознаменования взятия Казани Иваном Грозным.

    Этот главный кафедральный собор помнит многих знаменитых гостей Казани. Были в нем и известные литераторы — А. С. Пушкин; А. Н. Радищев, В. Г. Короленко; молились в нем и посещающие Казань царственные особы — Петр Первый, Павел Первый, Екатерина Вторая, Николай Первый, Александр Второй и Александр Третий. В церковном хоре храма звучал голос Федора Шаляпина. А сам Иоанн Кронштадтский проводил здесь божественную литургию.

    Сегодня Благовещенский собор — действующий храм Кремля, являющийся, к тому же, частью музейного комплекса «Казанский Кремль» в качестве его древнейшей и значительной достопримечательности.

    4 октября 1552 г., торжественно въехавший в покоренную Казань Иван Грозный в связи с радостным событием — окончанием многолетней борьбы между Русским государством и Казанским ханством – велел соорудить несколько церквей на территории бывшей ханской резиденции. Так, практически в один день, были основаны Спасская церковь, церковь св. Киприана и Устинии и Благовещенский храм.

    Место для будущего кафедрального собора Иван Грозный выбрал лично. Главный храм должен был находиться в северной части Казанского Кремля, напротив дворца татарских ханов и намеченных к снесению мусульманских мечетей. Русский царь собственными руками установил крест там, где должен был быть алтарь собора. Всего три дня ушло на строительство деревянного храма Благовещения Пресвятой Богородицы, после чего в присутствии царя его освятили.

    Спустя 9 лет, взамен деревянного храма началось сооружение каменного собора, существующего и поныне. На его строительство приехало в Казань множество псковских каменных дел мастеров. Приехали на строительство казанских храмов и известные Иван Ширяев и Постник Яковлев, построившие знаменитый храм Василия Блаженного. Новый каменный православный собор строился по образцу Успенского храма московского Кремля. Строительство шло быстрыми темпами, и уже в августе 1562 года состоялось его освящение первым Свияжским и Казанским архиепископом Гурием. Впоследствии мощи Св.Гурия, помещенные в серебряную раку являлись главной святыней храма с 1630 по 1918 гг.

    Монументальный белокаменный Благовещенский собор изначально создавался в виде пятиглавого, трёхапсидного, шестистопного храма. Строился он из волжского известняка, добываемого на другом берегу реки Волги. Купола храма сначала были шлемовидной формы, а стены оформлены закомарами (полукруглыми завершениями участков стен). Размеры храма были меньше сегодняшних в два раза.

    В течение всего времени своего существования собор подвергался многочисленным строительным изменениям. Связано это было и с расширением территории храма, и с многочисленными пожарами в Кремле, бушевавшими в те времена довольно часто, нанося существенные повреждения древнему сооружению. Все многочисленные перестройки и переделки храма, реставрационные послепожарные работы, значительно изменили внешний вид и размеры Благовещенского собора относительно его первоначального образа.

    К концу 17 века узкие окна были заменены на широкие. В середине 18 века маковки его боковых глав из шлемовидных стали луковичными. Центральную же главу оформили в виде «украинского барокко» в грушевидной форме.

    В начале 19 века соединяются Архиерейский дом и собор посредством сооруженной закрытой галереи, а середина того же века ознаменовалась пристройкой мощной трапезной (арх. Петонди), которая значительно расширила площадь сооружения.

    Дело в том, что раньше с западной стороны Благовещенского собора еще с конца 17 века стояла Рождественская церковь. К середине 18 века она была признана ветхой и подлежала разборке, а на ее месте предполагалось строительство новой церкви Рождества Христова. Но по предложению Николая Первого, посетившего в тот период Казань и, в частности, Благовещенский собор, решили вместо новой церкви пристроить к кафедральному собору большую трапезную, что и было сделано. При строительстве трапезной в расширенном помещении храма возникло также два придела, имеющих отдельные входы. Один из них освятили в память стоявшей здесь ранее Рождественской церкви, а другой – в честь Бориса и Глеба.

    При создании придела Бориса и Глеба открылась келья, где Св.Гурий любил молиться в полном уединении. Стену коморки украшал Образ Спасителя, написанный минеральными красками. Позже вход в келью был оборудован снаружи, а затем сооружена часовня, которая стоит до сегодняшнего времени.

    Келья Гурия

    Это была последняя существенная переделка храма. Практически в том состоянии Благовещенский собор дошел до нас. А псковское авторство 16 века сохранили только аркатурные пояса, которые и сегодня можно видеть на барабанах глав и апсидах собора, и сохранившийся ярко выраженный орнамент псковских строений 16 века.

    В начале 20 века проводится капитальная реконструкция храма, которой руководил архитектор Ф.Н.Малиновский. Частично отреставрирована была стеновая роспись, керамическая узорчатая плитка, не утраченная до сегодняшних дней, покрыла пол, в собор в духе времени провели отопление и электричество.

    Внутри соборные стены сначала были покрыты фресками, но после каждого пожара они подновлялись и переписывались, а во второй половине 18 века были полностью заштукатурены. Со второй половины 19 века на стенах появилась масляная живопись.

    После постройки храма около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.

    Первый ярус сооружения был оснащен полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Сююмбекиной башни в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.

    Колокольня Благовещенского собора

    Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.

    На месте бывшей колокольни сегодня расположен сквер, где в 2003 году установлен Памятник «Зодчим Казанского Кремля», разработанный группой скульпторов Казани.

    Две монументальные фигуры обобщают в себе собирательные прообразы татарских и русских строителей, в разные времена создававшие архитектурный ансамбль Кремля. Подразумевается, что у татарского строителя у руках находится свиток с чертежом Ханского дворца, а русский мастеровой держит, вероятно, чертеж Спасской башни. Пьедестал оформлен татарским и русским орнаментами в виде двух поясов, что означает культурную многослойность архитектурных строений.

    Судьба собора после революции

    Разрушения культовых строений Казанского Кремля и, в частности, кафедрального храма начались в Гражданскую войну, еще до полного становления в городе Советской власти. Сентябрь 1918 года — захваченную белогвардейским Чешским корпусом Казань осадили отряды Красной Армии. Обстрел Кремля велся из крупнокалиберных орудий со стороны Порохового завода. Благовещенскому храму досталось по полной — прямыми попаданиями снарядов были уничтожили все соборные купола.

    Так обезглавленный и расстрелянный собор встретил установившуюся вскоре советскую власть, которая в ближайшее же время закрыла все кремлевские церкви. Резиденция главы епархии Анатолия была переведена в Иоанно-Предтеченский монастырь. На храм Богородицкого монастыря были возложены обязанности кафедрального собора. Из святынь храма верующим отдали только раку с мощами Св.Гурия и некоторое количество икон. Значительное богатство Благовещенского собора, включая иконы, их оклады, вклады богатых горожан, серебряные и золотые произведения искусства, шитье золотом и прочее-прочее, было уничтожено или разграблено.

    Пострадала и ценнейшая библиотека собора — чудом сохранившиеся книги находятся теперь в фонде библиотеки Университета. Среди уцелевших старопечатных книг есть очень ценный экземпляр Евангелие 1606 года, с расписными темперными миниатюрами. Эта замечательная книга была подарком собору от митрополита Казанского Ефрема, в 1613 году венчавшего на царствование первого Романова — Михаила Федоровича.

    Все ценное, что чудом сохранилось, на основании январского постановления 1922 г. о ликвидации церковного имущества перешло на баланс Национального музея. Три сохранившиеся иконы стали достоянием Музея Изобразительных искусств. Вскоре соборного настоятеля Питирима сослали на Соловки. А в 1929 году катастрофическая нехватка материалов для строительства привела к решению городских властей разобрать все закрытые церкви. Такая же судьба ждала и бывший кафедральный храм. В 1932 разобрали высокое крыльцо храма и остатки ранее уничтоженной колокольни. Собор по чистой случайности остался невредимым. Без куполов, без крыльца и без колокольни стоял Благовещенский собор в административном центре Кремля почти полвека.

    Вскоре здание собора занял Госархив, что в общем то и спасло храм от полного уничтожения. Помещения подвалов, являющиеся некрополем для священнослужителей на протяжении долгого времени, превратились в овощехранилище. Келья Св.Гурия сгодилась под сторожку. В таком плачевном состоянии дожил собор до середины 70-х годов, до начала реставрационно-восстановительных работ, которые вернули храму его внешний облик середины 19 века.

    А в конце 90-х годов, Госархив переехал в другое помещение. Благовещенский храм был возвращен верующим и одновременно стал частью музейного комплекса «Казанский Кремль». Все эти новшества по пути возрождения храма позволили провести очередные качественные реставрационные работы по восстановлению иконостаса, стен и внутренних помещений.

    Новое освящение славного историко-архитектурного памятника и действующего храма состоялось 19 июля 2005. При соборе находится Музей его истории, посещение которого платное.

    Историко-архитектурный комплекс «Казанский кремль»

    Сегодня здесь соседствуют памятники архитектуры различных эпох и культур. В 2000 году Казанский кремль был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

    История Казани начинается с древнейших укреплений булгарских племен, сооруженных на высоком берегу реки Казанки на рубеже Х–ХI веков. Кремлевский холм, с трех сторон окруженный водой, хорошо подходил для возведения крепости.

    Кремль во время монголо-татарского ига

    Каменный кремль воздвигли в XII веке для обороны северных границ Волжской Булгарии. Уже к середине XIII века монгольские орды во главе с ханом Батыем значительно продвинулись в Восточную Европу. Господство Золотой Орды установилось над Русью и Крымом. Пала и Булгария. Она стала провинцией Монгольской империи. После уничтожения прежней столицы, города Булгар, новую перенесли в Казань. Местный кремль стал резиденцией правителей. А город получил название Новый Булгар. Но среди местных жителей имя это не прижилось. Прежнее название вернулось, и золотоордынское княжество стало именоваться Казанским улусом.

    После распада Золотой Орды в 1438 году чингизид Улуг-Мухаммед основал независимое Казанское ханство. Начались работы по укреплению столицы, каменные стены Кремля укрепились настолько, что, по словам русских летописцев, стали «ратным неприступны». На территории возвели ханский дворец и несколько мечетей, в том числе каменную Нур-Али и деревянную Ханскую. Впоследствии Ханская мечеть получила имя сеида Кул-Шарифа, в 1552 году возглавлявшего оборону Казанского кремля от нашествия войск Ивана Грозного.

    Казань в составе России

    До наших дней ни одной ханской постройки не уцелело. Когда в середине XVI века Казанский кремль стал русской крепостью, православные церкви строились на местах «средоточия неверности», другими словами — на руинах мусульманской сооружений. Даже известная башня Сююмбике, вплоть до XIX века ошибочно относившаяся к ханскому времени, была возведена намного позже, уже в русский период, — «доказательством сему есть архитектура, особенно пилястрий, татарам неизвестный, и место для образа».

    После завоевания Казани Иван Грозный отправил в город псковских зодчих. Они начали застройку кремля. Сначала основная часть сооружений — башни и храмы — возводилась из дерева. Считается, что первой из камня выстроили небольшую церковь Николая Чудотворца, возведенную около 1558 года. Главный кафедральный Благовещенский собор появился четыре года спустя, церковь Киприана и Иустины — в 1596 году на месте деревянного храма.

    В первой половине XIX века, в годы правления Николая I, принимается решение о создании в Казанском кремле императорской резиденции, где губернатор исполняет роль царского наместника. В связи с этим особая роль отводится строительству на территории Казанского кремля губернаторского дворца с помещениями для императорских квартир. Дворец был спроектирован при участии архитектора Константина Тона, задумавшего создать в Казани уменьшенную копию Большого Кремлевского дворца. За ходом строительства лично следил Николай I. Получившееся в итоге здание — яркий пример так называемого русско-византийского стиля.

    Казанский кремль сегодня

    За тысячелетнюю историю облик Казанского кремля неоднократно менялся, но глубоко под землей сохранились кладки древних крепостей, мечетей и захоронений. Сейчас на его территории действует несколько музеев, посвященных не только самой крепости, но и истории татарского народа, исламской культуре и природе Татарстана. Здесь же расположен музей-мемориал Великой Отечественной войны, в память о 350 тысячах татарстанцах, не вернувшихся с фронта.

    «В целях сохранения исторической преемственности» в 1995 году было решено воссоздать главную святыню Казанского ханства — мечеть Кул-Шариф.

    А в 2003 году в сквере у Благовещенского собора была открыта символическая скульптура «Зодчие Казанского кремля» — русский и татарский архитекторы взирают на плоды своих трудов. Ведь уникальный архитектурный ансамбль создавался усилиями обоих народов. Однако уникальный кремлевский комплекс — это не только место паломничества туристов, но и центр административного управления. На территории Кремля, в бывшем здании Губернаторского дворца, сегодня располагается официальная резиденция Президента Республики Татарстан.

    государственный историко-архитектурный
    и художественный музей-заповедник

    Комплекс Благовещенского собора

    Комплекс Благовещенского собора расположен в северо-восточной части Кремля, постепенно складывался с XVI в. как центр православного управления краем. В комплекс входят Благовещенский собор, Архиерейский дом, Консистория, а также археологические фрагменты каменных сооружений разных периодов.

    Благовещенский собор

    Благовещенский собор — самое крупное сооружение Казанского кремля и древнейшее из сохранившихся каменных построек Казани, расположен в центре комплекса. Построен в 1561—1562 гг. псковскими мастерами во главе с Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Перестроен в 1691, 1736, 1835—1843, реконструирован в 1970—1980-е, реставрировался в 1996—2005 гг.

    Первоначально это был пятиглавый шестистолпный трехапсидный храм с двумя приделами, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объем собора. Главы собора были шлемовидной формы.

    Освящение собора состоялось в 1562 году. Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.

    В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.

    В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

    Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.

    В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества. Собор — уникальный памятник XVI—XIX в.

    Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)

    В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С. Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.

    В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.

    Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.

    Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.

    Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем. Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами. Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.

    Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.

    Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.

    Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.

    В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.

    Археологические фрагменты моста и каменной мостовой XII—XV вв.

    В раскопках 1977—1978 гг., заложенных в районе сквера у современного здания Министерства здравоохранения РТ, были исследованы древние укрепления города — остатки земляной насыпи вала и белокаменной стены, ров перед ними и следы дополнительных конструкций — предмостное сооружение и каменная мостовая. Непосредственно у рва выявились остатки прямоугольной каменной выкладки длиной 400 и шириной 180 см. Кладка сохранилась в высоту на 4—рядов; она имела панцирный характер. Рядом обнаружены сгоревшие бревна и развалы камней. Это сооружение представляло собой остатки моста через ров, функционировавшего в XIII—XV вв. А каменная мостовая была выложена тогда (скорее всего, в XV—XVI вв.), когда ров был уже полностью засыпан и потерял свое оборонительное значение.

    Археологические фрагменты каменных зданий XV—XVI вв.

    Одно из довольно крупных зданий периода Казанского ханства было изучено на раскопе II в 1994—1997 гг. Оно сохранилось лишь на уровне фундамента и цокольной части. Кладка стены выполнена из хорошо обработанных каменных блоков, скрепленных между собой известковым раствором. Размеры постройки 16 х 14 м. Вход располагался с восточной стороны, где была выявлена лестничная площадка. Следы строительного горизонта здания прослежены в завершении культурного слоя ханского времени. Сверху здание перекрывалось более поздними каменными конструкциями русского времени, возможно относящимися к Архиерейскому дому XVI—XVIII вв.

    Еще одно здание, синхронное предыдущему, сохранилось лишь в виде следов деревянных свай коротышей, вбитых под каменный фундамент этого сооружения. Здание имело в плане прямоугольную форму размерами около 12 х 8 м. Оно было полностью разобрано в XVII—XVIII вв. в целях добычи строительного камня. Фундаменты здания также использовались в русский период в структуре зданий Архиерейского двора. Под северо-западным и северо-восточным углами его были обнаружены клады древнерусских монет в количестве более 2 тыс. штук. Самая младшая монета из кладов относится ко времени до 1533 г.

    В ходе исследований 1998—1999 гг. в раскопе XX у проезда Шейнкмана было выявлено третье здание. Оно было вскрыто размерами 15 х 5 м и имеет продолжение в под проезжую часть дороги. Весь комплекс этих зданий, выявленных с южной стороны Благовещенского собора, возможно, представляют собой остатки комплекса мечети Кул Шариф, находившейся у Тезицкого рва.

    Археологические фрагменты каменных зданий XVII—XVIII вв.

    В раскопе III 1995 г. в сквере перед Благовещенским собором изучены остатки кирпичного здания, функционировавшего в XVII—XVIII вв. Фундамент покоится прямо на культурном слое, отложившемся в период ханства. Вход располагался с западной стороны, где сохранились остатки лестницы из крупных камней. По данным писцовых книг, на этом месте располагался ранний архиерейский дом с прилегающим хозяйственным двором.

    Второе здание, относящееся к XVIII в., было построено на фундаменте вышеупомянутого каменного здания ханского времени. Стены и пол его сложены из крупномерных кирпичей, скрепленных известковым раствором. В середине здания сохранились так называемые «ванны», углубленные от уровня пола примерно на 2 м. По мнению специалистов, в этих «ваннах» производилась отливка медных колоколов, что подтверждается находками медного шлака и кусочков руды. Таким образом, здание, по всей вероятности, имело производственное назначение.

    Фрагменты деревянной мостовой XIII—XVI вв.

    С восточной стороны Благовещенского собора были выявлены также остатки деревянного уличного мощения в виде остатков древесного тлена. Прослеживалось до 6—8 ярусов мостовой. Вдоль улицы фиксировались остатки углублений подпольных срубных сооружений.

    © 2007-2019 Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

    Смотрите так же:  Собор поместный 2019