Меню

Монастырь вознесенская давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь.

Давидова пустынь была основана в 1515 году преподобным Давидом Серпуховским на живописном берегу реки Лопасня. Места здесь были глухие и необжитые.
Преподобный Давид происходил из рода князей Вяземских и в миру носил имя Даниил. Преподобный Давид был учеником Пафнутия Боровского, у которого в монастыре пробыл около сорока лет.
Давид Серпуховской управлял своим монастырем 14 лет, до самой смерти. За это время в обители было построено три деревянных храма: Вознесенский, Успенский и Никольский.
Каменное строительство на территории Давидовой пустыне началось при Иване Грозном, который благоволил к обители и жалел денег на ее нужды. При Иване Грозном была начата постройка каменного храма в честь Вознесения Господня. Правда, его строительство так и не было закончено, в 1660 году храм разобрали и на ее месте возвели новый собор, который, с некоторыми перестройками, и дошел до наших дней.


Слева направо: Никольский храм, Знаменский храм, Вознесенский собор. Вознесенская Давидова пустынь.

За всё время своего существования Давидова пустынь несколько раз пережила состояния упадка и рассвета.
В 1619 году обитель разорили поляки, потом быстро восстановлена.
В XVII в. патриарх Никон лишил ее самостоятельности, приписав к Воскресенского Новоиерусалимскому монастырю.
Но позже Давидова пустынь поднялась на ноги и вернула себе свою самостоятельность.
В 1732-1740 гг. была возведена колокольня со Знаменским храмом.

В 1764 г. екатерининский указ лишил монастырь их земель и поставил обитель на грань разорения.
Лишь в конце XVIII в. начале XIX в. при помощи московского митрополита Платона Давидово-Вознесенская пустынь достигла благополучия. В это время был возведен каменный Никольский храм, примкнувший к Вознесенскому собору.


Никольский храм (справа) и Вознесенский собор (слева). Вознесенская Давидова пустынь.


Никольский храм: фрагмент. Вознесенская Давидова пустынь.

Во времена войны с Наполеоном были тяжелыми и для обители. Военные действия не коснулись Давидовой пустыни, но пожертвования в монастырь прекратились.
На монастырском кладбище похоронен герой войны 1812 года прославленный военачальник генерал Дохтуров.


Монастырский некрополь. Вознесенская Давидова пустынь.

К середине XIX в. жизнь в монастыре стала налаживаться. Территория монастыря расширяется, строятся новые кельи, служебные помещения, новая ограда, обновляются храмы. В 1865 году возводится новый Знаменский храм, тоже примкнувший к Вознесенскому собору.
В начале XX в. строится Спасская церковь и Всехсвятский храм при трапезной.


Спасская церковь. Вознесенская Давидова пустынь.

Живший по соседству в Мелихово Антон Павлович Чехов часто приходил в Давидову пустынь. Антон Павлович был земским врачом, и обитель входила в его врачебный участок. По его инициативе в бывшем корпусе монастырской гостиницы была открыта больница.
В 1930-х гг. монастырь закрыли. Возрождения монастыря началось в 1995 году. С тех пор удалось восстановить весь монастырский ансамбль, а также часовню у Святого источника в соседнем селе Талеж.

Вознесенская Давидова пустынь Епархиальный мужской монастырь

Об основании пустыни в монастырском синодике, писанном в 1602 году, сделана следующая запись:
«…В лета 7023 при державе царства Российского Государя Великого князя Василия Иоанновича Московского и всея России при священном архиепископе Иоасафе митрополите Московском и всея Руси прииде в сию пустыню старец преподобный отец наш игумен Давид со двема старцама и с двема простыма мужи маия в 31день. А Хатунь была со всеми волостями и со уездами за князем Василием Семеновичем Стародубским. И якоже пришед и вселився на святое место се и постави церковь во имя благолепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в пределе поставив церковь Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Мариям честного и славного ея Успения, а с трапезою постави церковь во имя иже во святых отца нашего Николы Чудотворца и сoзда обитель и постави келии и созва братию. И преставися преподобный Давид игумен в лето тоя же осмыя тысяща в тридесят седмое сентямбрия в 19 день на память святого великомученика Еоустафия и иже с ним… » Согласно иной версии, Хатунская волость в это время являлась частью Великого княжества Московского.

Известна она была и русским царям, и членам их семейств, которые не оставляли ее своими милостями. Особенное внимание оказывал ей царь Иоанн Васильевич (Грозный). На его средства в обители была начата постройка каменного храма, им была выдана жалованная тарханная грамота на владения «вотчинами, рыбными ловлями и всякими угодьями».

В 1619 году обитель подверглась нашествию литовцев и черкесов, которые стояли в монастыре и предавали его пожару и разорению. В это время означенная грамота затерялась, но 1 апреля 1625 года была возобновлена царем Михаилом Федоровичем. До конца 18 века пустынь не отличалась своею материальною обеспеченностью – она имела небольшое количество вотчин, приносивших ей незначительный доход, и всегда нуждалась в средствах для содержания братии и поддержания в порядке своих храмов и прочих зданий. По этой причине она имела мало братии и даже приписывалась к другим монастырям.

Вотчины и различные владения пустыни находились в разных местах – в Серпухове, Малинской волости Коломенского уезда, Хатунской и Замыжской волостях Московского уезда, близ самой пустыни и в Москве.

В 1657 году по указу Святейшего патриарха Никона Давидова пустынь была приписана к новопостроенному Воскресенскому Ново-Иерусалимскому монастырю, из ведения которого была исключена в 1667 году по указу царя Алексия Михайловича.

В 1712 году она была приписана к Чудову монастырю, а в 1721 году, по определению Св.Синода от 28 апреля – к Московскому Златоустому. Все это принесло пустыни лишь «напрасное разорение», на что и было обращено внимание Св. Синода. В 1727 году Св.Синод рассуждал о положении Давидовой пустыни и усмотрел, что ей «в виду ее строений и немалого числа крестьянских дворов можно особно быть, а не в приписке», почему 13 января постановил: «Давидову пустынь от Златоустого монастыря отрешить и быть ей особно по прежнему и монахов перевести паки в тое пустяню, также взятую из оной церковную утварь, хлеб, скот и прочее, что ныне тамошнего есть на лицо, в тое пустыню возвратить и определить в ней игумена из духовных персон, человека доброжительного и искусного, кого пристойно, и братию по силе Духовного Регламента, чтоб было не меньше 30 человек, собрать и держать, как св.правила повелевают неотменно».

Недостаточное материальное обеспечение пустыни заставляло настоятелей ее изыскивать средства к содержании. В 1760 году игумен Гедеон, указывая митрополиту Московскому на различные монастырские ветхости, писал, что «возобновить и построить их нечем, понеже в оную Давидову пустынь денежных доходов ниоткуда никаких не происходит, а от доброхотных подаятелей, и то, что пожелает подать, в той пустыни сборной книги не имеется». По резолюции от 23 декабря 1760 года было велено дать книгу «на испрошение милостыни» на шесть лет.

По штатам 1764 года Давидова пустынь лишилась своих деревень и пустошей и была оставлена на своем содержании. Однако на следующий год ее положение значительно улучшилось. По указу Консистории от 17 марта 1765 года к Давидовой пустыни была приписана часовня у Москворецких ворот, принадлежавшая упраздненной Морчуговской пустыни. Тогда же была приписана и часовня, находившаяся у Калужской заставы и принадлежавшая упраздненному Андреевскому монастырю. Так было положено начало самостоятельной деятельности Давидовой пустыни и обеспечению ее в средствах содержания на будущее время.

Из документов 17-18 веков видно, что в Давидовой пустыни всегда было мало братии. В 1657 году в ней жили казначей – старец Иосиф, два черных попа – Харлампий и Ефрем, пять рядовых старцев – Рафаил, Феодосий, Гурий, Нафанаил и Авраамий, четверо слуг, конюх, хлебник, и церковный дьячок Офонка Харитонов.

В ведомости, составленной в августе 1731 года, значатся: два иеромонаха, из них один казначей, три иеродиакона, пять клиросных (из них один ризничий), семь простых монахов, из них один часовенный. Из всех только четверо постриженики Давидовой пустыни. В 1730 году были приведены к присяге: 1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 14 монахов и 13 служителей.

К концу 18 века Давидова пустынь стала приходить к упадку. Некоторые из ее настоятелей были одновременно наместниками Чудова монастыря, или же исполняли различные поручения Епархиального начальства, не жили во вверенной их попечению обители, почему и не могли, конечно, заботиться должным образом о ее благосостоянии. В среде братии бывали нестроения. В 1792 году вследствие жалоб на строителя, иеромонаха Иоакинфа, митрополит Платон заметил в пустыни «расстройство, а в строителе малое старание или способность, так что служить некому». Все это заставило Епархиальное начальство обратить особенное внимание на Давидову пустынь.

Для поднятия ее благосостояния было решено ввести в ней общежитие (прп. Давид, вышедший из Пафнутиева общежитильного монастыря, несомненно, и своей обители дал такое же устройство. Но уже в документе 1627-28гг она называется «монастярь-особняк», что указывает на то, что в это время, т.е. через 100 лет после кончины Преподобного, обитель его была монастырем необщежительным). Дело это было поручено настоятелю Николо-Пешношского монастыря иеромонаху Макарию, известному своею строго-подвижническою жизнью. Для заведения такого же общежития, «как в Оптином монастыре», по рекомендации иеромонаха Макария, владыка определил в строители Давидовой пустыни иеромонаха Иосифа из братии Николо-Пешношского монастыря, а также направил с ним в помощь иеромонаха Герасима, и еще четыре человека братии для помещения в число братства Давидовой пустыни.

Новые насельники с весны следующего 1799 года приступили к возобновлению пустыни: во всем монастыре кровли покрыли вновь. Ветхости в церкви частью исправили, ризницу всю перечинили и новую прибавили, завели новый порядок богослужения и общего жития и таким образом, пустынь прп. Давида стала принимать другой вид.

С введением общежития число братии увеличилось. В конце 1812 года в обители состояли: строитель-иеромонах, два иеромонаха, два монаха, 11 послушников. В 1915 году – настоятель Архимандрит, 18 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 25 монахов и около 50 послушников. Среди братии всегда были люди, украшенные высокими христианскими добродетелями. Память о них и доселе жива в обители. Например, монах Алексий, служивший на кухне, отличался смирением и обладал даром прозорливости, он предсказал конец Севастопольской войны. Такое же смирение имел и монах Алитий, также служивший на кухне. Достоин упоминания и юродивый Сергий, келейник архимандрита Иоанникия.

В 19 веке Давидова пустынь постепенно благоукрашалась, воздвигались новые постройки, старые здания исправлялись. Была построена ныне существующая колокольня.

После отобрания в 18 веке монастырских вотчин за обителью остались: часовня близ Москворецкого моста в Москве, подворье с часовней у Арбатских ворот, подворье с часовней и землей у Калужских ворот, Егорьевская пустошь, пашня, лес и мельница под монастырем.

Смотрите так же:  Ленинск-кузнецкий женский монастырь

В 1860 пустынь была наделена лесом близ ст. Сходня, из казенных лесных дач.

Подворье у Калужских ворот было передано с разрешения Московской духовной Консистории от 20 сентября 1891 года Серпуховскому Владычному монастырю во всегдашнее владение, Арбатское подворье было дано во временное пользование бедному Дмитровскому Борисоглебскому монастырю в 1881 году, а в 1914 году возвращено обратно Давидовой пустыни.

Давидова пустынь в 19 веке делала щедрые пожертвования на нужды епархии и, кроме того, служила делу религиозно-нравственного просвещения окрестного населения, для которого были открыты две церковно-приходских школы: в 1894 году мужская двуклассная, а в 1905 году смешанная одноклассная. Попечителем обеих школ состоял настоятель пустыни, архимандрит Валентин.

В начале пятого столетия своего существования пустынь прп. Давида находилась в состоянии полного благоустройства во всех частях. Святые храмы ее отличались благолепием и чистотою, во внутренней жизни братии наблюдались полный порядок и благочиние.

Монастырь занимал обширное пространство, обнесенное каменною стеною с башнями по углам. На западной стороне ее колокольня со св. воротами под нею, рядом проезжие ворота. Внутри монастыря, считая по левой стороне от колокольни, расположены: просфорня и рухлядная, настоятельский корпус. Успенский храм, новый собор во имя Всемилостивого Спаса, трапеза с храмом Всех Святых и примыкающим к нему братским корпусом и хлебным амбаром, по правой стороне от колокольни, четыре братских корпуса, их них один старый трехэтажный, другой двухэтажный, богадельная, водопровод и артезианский колодезь на южной стороне. В центре три храма Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Знамения Пресвятой Богородицы с кладбищем, садом и цветниками около них. За монастырем три гостиницы, конный и скотный дворы, пчельник, баня, мельница и два пруда, липовая роща с южной стороны и двухклассная церковно-приходская школа.

После переворота 1917 года судьбы монастыря стала схожей с судьбами большинства российских монастырей и храмов: разграбление и поругание святынь, изгнание монахов, скидывание крестов, костры из икон… В октябре 1929 года обитель была закрыта, настоятель и братия репрессированы. Так, в одночасье были загублены четыреста лет славной истории монастыря, преданы забвению подвиги его подвижников.

Настоятельский корпус забрали под сельхозтехникум. В братских корпусах разместились общежития для учащихся, в храмах обители, поражавших прежде величием своей красоты, устроили гаражи и склады. В Никольском храме был открыт поселковый клуб, в Успенском храме находился спортивный зал, в храме Всех Святых столовая. На колокольне водрузили красное знамя. Большое монастырское кладбище, на котором, кроме монахов, хоронили мирян, было в середине 50-х годов уничтожено, могилы раскопаны, а надгробья пошли на фундамент нового общежития техникума. Почти полностью была разрушена ограда монастыря, уничтожены купола на Соборном, Никольском, Знаменском храмах и храме Всех Святых. Монастырскому комплексу всеми силами придавался «некультовый вид». Стиралось воспоминание о славном прошлом. Новые власти пытались наладить новую «культуру», новую «духовность», заставить людей забыть веру отцов, свои корни. Даже поселок, выросший рядом с монастырем, был переименован в «Новый быт». Но выстояли стены монастыря, выстояли сердца и души людей, из которых не удалось вытравить веру во Всемилостивого Господа нашего Иисуса Христа.

В 1992 году жителями посёлка была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. Храм был по возможности приведен в порядок, и люди стали проводить там совместные молитвы. Так начался трудный путь к возрождению монастыря.

В 1995 году настоятелем был назначен иеромонах Герман, который до этого назначения с 1989 г. был настоятелем Покровского храма, а затем старшим священником Покровского женского Ставропигиального монастыря в г. Хотьково.

Вместе с двумя юными послушниками настоятель начал работы по подготовке одного из храмов к совершению службы. Не всё было гладко на пути возвращения нормальной литургической жизни, много препон чинилось со стороны некоторых лиц.

Но в первую субботу Великого поста была совершена первая Божественная Литургия, а 1 июня 1995 года на престольный праздник обители за Божественной Литургией, которую совершил правящий Архиерей Московской Епархии Высокопреосвященнейший Ювеналий, Митрополит Крутицкий и Коломенский, было оглашено решение Священного Синода о возобновлении монашеской жизни в стенах древней Давидовой пустыни, иеромонах Герман был возведен во игумена обители с вручением игуменского жезла.

Монастырская жизнь идёт своим чередом: ежедневная служба, утреннее и вечернее правило, труд по восстановлению храмов и другие послушания. Усердием братии монастыря составлены служба с Акафистом основателю обители преподобному Давиду.

В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, страждущие плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих.

В 1996 г. монастырю супругами Владимиром и Ириной Истомиными была подарена звонница из 7 колоколов, которую освятил Владыка Ювеналий, посетив обитель в Светлую среду 17 апреля 1996 года.

В 1997 году 23 мая по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, Митрополита Крутицкого и Коломенского, были обретены мощи основателя обители преподобного Давида, почивавшие ранее под спудом в Знаменской церкви.

Сейчас мощи находятся в Знаменском храме, изначальной его усыпальнице. По обретении мощей преподобного Давида стало особенно чувствоваться его небесное предстательство пред Богом за основанную им святую обитель. Молитвами отца нашего Давида зимой 1997 года начались работы по восстановлению Знаменского храма.

И первая группа реставраторов прибыла в монастырь в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» 10 декабря 1997 г., в чем виден особый промысел Божий и покровительство Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

В специально устроенном ковчеге в обители хранится частица Гвоздя Распятия Христова. В икону Божией Матери Знамение вставлены два ковчежца с частицами от Хитона Господня и Ризы Пресвятой Богородицы.

Обитель неоднократно посещали и Владыка Митрополит, и Преосвященный Архиепископ Григорий, совершая в древних стенах обители Божественную Литургию. В апреле 1998 г. обители был пожертвован колокол весом в 1 тонну. 5-го июня в день отдания праздника Вознесения Господня колокол был установлен на колокольне.

В 1999 году в обители почти полностью восстановлены монастырская ограда, купола соборов Всемилостивого Спаса и Вознесения Господня, Никольской и Знаменской церквей.

19 сентября 1999 года Знаменская церковь обители освящена полным чином Преосвященными Григорием, архиепископом Можайским, в сослужении Иосифа, епископа Угличского. Богослужение теперь совершается во вновь освященном храме.

2000 год ознаменовался празднованием Великого Юбилея Боговоплощения. В юбилейном году в обители произошли некоторые изменения. Колокольня, доминирующая над всем комплексом пустыни, полностью отреставрирована. Золоченые купол и крест видны издалека. На колокольне установлены часы. Некогда бой механических часов возвещал окрестностям о течении времени. Сейчас вновь малиновый звон четвертей, отбиваемых часами, и мелодии церковных песнопений напоминают о скоротечности нашей жизни.В соборе воссоздан иконостас. Древние иконы вновь украшают стены Вознесенского собора.5 июня 2003 года было совершено Великое освящение древнего Вознесенского собора пустыни. Освящение совершил по благословению Владыки митрополита Ювеналия Преосвященный Григорий, архиепископ Можайский. Трапезный храм во имя Всех святых обрел соответствующее завершение.

Воссозданы купол и крест. Внутри храма восстановлен интерьер: сияющий золотом иконостас, киоты на стенах, настенная живопись. На иконах нижнего ряда иконостаса изображены святые, подвизавшиеся в Подмосковье и имеющие малую известность.
Это – преподобные Савва Стромынский, Владимир Белопесоцкий. Среди святых изображенных в местном ряде иконостаса есть и новопрославленные: священномученик Константин Богородский, праведный Василий Павлово-Посадский, блаженная Матрона Московская. Иконостас трехъярусный. Второй ярус традиционно украшают иконы двунадесятых праздников и событий из жизни Христа. Третий же ярус украшен венцом, в который вставлены образа святых новомучеников и исповедников Российских. Святители Тихон, Патриарх Московский, Владимир, митрополит Киевский, Петр, митрополит Крутицкий, и многие другие исповедники веры Христовой, в годы лихолетий положившие жизни свои на Алтарь служения Богу.

В храме на стенах старинные реставрированные иконы. Киоты выполнены в одном стиле с иконостасом. 26 октября трапезный во имя Всех Святых храм обители освящен Высокопреосвященным Григорием, архиепископом Можайским.

По окончании Божественной Литургии были перезахоронены останки погребенного на монастырском кладбище генерала Дохтурова Д.С., героя Отечественной войны 1812.

Когда-то посреди обители был пруд, который не только украшал обитель, но и собирал в себя грунтовые воды. В настоящее время он восстановлен. И вновь отражаются храмы обители в зеркальной глади пруда.

ВОЗНЕСЕНСКАЯ ДАВИДОВА ПУСТЫНЬ

Вознесенская Давидова пустынь

Вознесенская Давидова пустынь, расположена на высоком правом берегу реки Лопасни (приток р. Оки), на территории древней Хатунской волости.

  • Адрес: Россия, 142322, Московская обл., Чеховский р-н, п. Новый быт
  • Проезд: С Курского вокзала г. Москвы электропоездами, следующими до станции «Чехов», «Серпухов» и «Тула», до станции «Чехов». Далее от автовокзала г.Чехова до остановки «пос. Новый Быт».
  • Телефоны: (495) 546-07-83, (272) 411-33;
  • Официальный сайт: http://davidova-pustyn.ru
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Пустынь основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом.

    Земли, на которых прп. Давид основал пустынь, принадлежали кн. Василию Стародубскому, куму Василия III. Согласно монастырскому преданию 15 августа 1515 года обитель посетил преподобный Иосиф Волоцкий. Он благословил основание монастыря и, разделив трапезу с прп. Давидом и братией, наставлял и поучал их слову Божию. Знаменательная встреча произошла за три недели до смерти прп. Иосифа.

    Совершенно разоренная в годы Смуты, пустынь в 1657 г. была приписана Патриархом Никоном к Ново-Иерусалимскому Воскресенскому монастырю. В 1712 г. ее приписали к Чудову монастырю, а в 1764 г. она стала заштатной.

    Вознесенская Давидова пустынь, 2011 год. Фото Николая Печурина с сайта sobory.ru

    Лишь с конца XVIII в. благосостояние обители стало расти, и каменное строительство возобновилось. Складывавшийся в течение столетий архитектурный ансамбль монастыря окончательно сформировался к началу XX века с постройкой величественного собора Всемилостивого Спаса.

    На монастырской территории были похоронены: выдающийся полководец генерал Д.С.Дохтуров (+1816), представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

    Давидову пустынь посещали великие церковные иерархи: митр. Платон (Левшин), святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), апостол Америки и Сибири. Здесь подолгу жил св. митр. Владимир (Богоявленский), будущий новомученик. В 1915 г. в Москве и Серпухове широко отмечалось 400-летие монастыря. В это время здесь проживало более 100 монахов.

    В 1937 г. пустынь была закрыта, а монахи изгнаны. Последний настоятель – архимандрит Валентин, управлявший обителью 44 года, остался жить в поселке у одной благочестивой женщины, но через некоторое время был убит неизвестными, забравшими тело с собой с целью сокрытия преступления. Вскоре рядом с монастырем забил источник. Его появление связали с мученической кончиной настоятеля, и в народе за ним прочно закрепилось название «Валентиновский». В последние десятилетия на территории пустыни находился Чеховский механико-технологический техникум.

    В 1992 г. жителями поселка Новый Быт была образована православная община, и ей был передан собор во имя Всемилостивого Спаса. В 1995 г., в первую субботу Великого поста, была совершена первая Божественная Литургия. 1 июня 1995 г. было оглашено решение Св. Синода о возобновлении монашеской жизни на территории обители, а ранее назначенный настоятель иеромонах Герман (Хапугин) был возведен в сан игумена. 24 мая 1997 г. были обретены св. мощи прп. Давида (местночтимый святой Московской епархии).

  • Вознесенский храм.
  • Летний собор во имя Всемилостивого Спаса.
  • Знаменский храм.
  • Никольский храм.
  • Успенский храм.
  • Трапезный храм во имя Всех Святых.
  • Копия Гвоздя Распятия Господня с частицей подлинного Гвоздя
  • Ковчег со святыми мощами святого великомученика Евстафия Плакиды
  • Ковчег с частицей Хитона Господня
  • Ковчег с частицей ризы Пресвятой Богородицы
  • Ковчег с мощами преподбного Ферапонта Лужецкого, Можайского чудотворца
  • Ковчег с мощами преподобного Давида Солунского
  • Ковчег с мощами святых Вифлеемских младенцев
  • Ковчег с мощами преподобного Германа Аляскинского
  • Ковчег с мощами преподобного Моисея Угрина
  • Ковчег с мощами преподобного Никиты Столпника Переславского
  • Ковчег с мощами свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца
  • Ковчег с мощами свт. Исаии, епископа Ростовского
  • Ковчег с мощами преподобного Давида, игумена Вознесенского, чудотворца
  • Прп. Давид (31 мая 1515 — 18 октября 1520)
  • Трофиллий
  • Кирилл I
  • Феодосий
  • Акакий
  • Лаврентий
  • Иоанникий I
  • Мисаил I
  • Макарий
  • Меркурий I
  • Александр
  • Евфимий
  • Антоний I
  • Леонид I
  • Леонтий
  • Меркурий II
  • Антоний II (1624 — 1639)
  • Иона (упом. 1648 — 1650)
  • Дионисий I (упом. 1651)
  • Савватий I (1653 — 1657)
  • Авраамий I (упом. 1658)
  • Андреян (упом. 1658)
  • Леонид II (упом. 1660)
  • Филофей (1664 — 1671)
  • Авраамий II (1676 — 1685)
  • Лаврентий (1687 — 1689)
  • Савватий II (1691 — 1702)
  • Павел (1708)
  • Кирилл II (1709 — 1712)
  • Иезекииль (1713 — 1719)
  • Митрофан (Шеинков) (1719 — 1721)
  • Димитрий (1721)
  • Дионисий II (1721)
  • Симон (1722 — 1727)
  • Иаков (1727 — 1733)
  • Филарет (21 декабря 1734 — 1739)
  • Иосиф I (1740 — 1744)
  • Иерофей (1745 — 1753)
  • Пахомий (20 мая 1754 — 1760)
  • Гедеон (1760 — 1761)
  • Паисий I (1761)
  • Никон (1761 — 1765)
  • Паисий II (1765 — 1766)
  • Мисаил (4 сентября 1766 — 1769)
  • Варнава (июнь 1770 — 1777)
  • Ираклий (Евреинов) (1777 — 1788)
  • Иоасаф (1788 — 1789)
  • Иоакинф (1789 — 1792)
  • Сильвестр (16 сентября 1792 — 1796)
  • Павел (1796 — 1798)
  • Иосиф II (1798 — 1803)
  • Арсений (1803 — 1816)
  • Иоанникий II (1816 — 1832)
  • Иосиф III (1832 — 1833)
  • Геннадий (1833 — 1836)
  • Афанасий (1838 — 1843)
  • Паисий (Соколов) (1843 — 1854)
  • Варлаам (1854 — 1865)
  • Иосиф IV (1865 — 1884)
  • Иоанникий III (1884 — 1893)
  • Валентин (1893 — апрель 1916)
  • Никон II (Соловьев) (1916 — 1923)
  • Иларий (Бабыкин) (1923 — 1929) [1]
  • .
    • Герман (Хапугин) (11 января — 5 мая 1995) и.о.
    • Герман (Хапугин) (5 мая 1995 — 26 июля 2005)
      • Роман (Гаврилов) (8 августа — 6 октября 2005) и.о.
      • Роман (Гаврилов) (6 октября 2005 — 5 октября 2011)
      • Сергий (Куксов) (с 5 октября 2011)

      Вознесенская Давидова пустынь находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Она расположена в красивой местности на берегу реки Лопасни, впадающей в Оку, на высокой полугоре, изобилующей белым камнем. Основана обитель была 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем, который пришел на это место с иконою Знамения Богоматери с двумя монахами и двумя послушниками. Поселившись здесь, он поставил кельи, возвел первые деревянные храмы в честь боголепного Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы и Святителя и чудотворца Николая с трапезою. Около своей пустыни Преподобный насадил липовую рощу.

      Почитание преподобного Давида началось вскоре после его праведной кончины. В синодике 1602 года он именуется преподобным, а в документах 1657 года, кроме того, и чудотворцем.

      Охраняемая святыми молитвами своего основателя, обитель прп.Давида существует уже 500 лет. За это время она не раз терпела различного рода невзгоды и нестроения, но по милости Божией при поддержке благочестивых людей с терпением перенесла их и в настоящее время продолжает активно восстанавливаться и развиваться.

      Сегодня монастырь насчитывает 12 насельников. Настоятелем обители является игумен Сергий (Куксов). Ежедневно в стенах обители совершается литургия.

      В Знаменском храме до революции хранился гроб преподобного Моисея Угрина, привезённый сюда Московским Митрополитом Платоном (Левшиным). До наших дней он, к сожалению, не сохранился. Но теперь люди, одержимые плотскими страстями, и их родственники могут вознести свои молитвы об избавлении от этих недугов пред частицей мощей сего дивного угодника Божия. Помимо этого, в монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, среди которых свт. Николай Чудотворец, прп. Сергий Радонежский, св. Иоанн Предтеча, ап. Андрей Первозванный, вмц. Пантелеимон, вмц. Варвара, мц. Татиана, великие учители и святители, Киево-Печерские святые и многие другие почитаемые угодники Божии.

      Недалеко от монастыря, в селе Талеж Чеховского района Московской области находится подворье пустыни. Там из-под земли исходит обильный источник родниковой воды, освященный во имя прп. Давида. Святой источник на протяжении веков утолял жажду многочисленных паломников. Православные люди приходили сюда, чтобы испить живительной влаги, которая освящалась по молитвам прп. Давида – покровителя нашей земли Лопасненской, ходившего на родник из пустыни пешком. На территории подворья действует храм во имя прп. Давида, устроены купальни. Всякий, побывавший в этом святом месте, уходит утешенный и уносит с собой частицу благодати Божией, которая обильно передается через причащение и омовение святой родниковой водой из источника прп. Давида.

      Als vor einigen Wochen in der russisch-orthodoxen Gemeinde hier in Schwerin (im Nordosten Deutschlands) Konzerte des Chores Dershava angekundigt wurden, sind unsere Familie und Freunde gespannt und voller Freude in den hiesigen Dom gegangen. Es wurde ein gro?artiges Ereignis!
      Der gerade aus Moskau und uber Berlin angereiste Chor fullte mit seinen herrlichen Stimmen den hohen, gotischen Raum zur Ehre Gottes. Es war fur uns beeindruckend, wie von verhalten-innig bis hin zu gewaltig-prachtig die Kunstler die kirchlichen Gesange vortrugen und uns derart fesselten! In den Zeiten von CD?s und youtube und so mancher hochwertiger Technik fur Audiophile war es gro?artig, diese besondere Stimmung des Konzertes in uns aufnehmen zu konnen. Mehr „live“ ging nicht. So war das Kirchenschiff erfullt von Klangen und Nachklangen, die fur mich von zeitloser Schonheit waren.
      Am Folgetag gab der Chor anlasslich der Neueroffnung eines neuen Gebaudes der hiesigen Volkshochschule ein zweites Konzert. Dieses beinhaltete Volkslieder und weltliche Weisen. Hier waren fur uns uberwiegend deutsche Horer Kraft und Schonheit der russischen Sprache formlich zu spuren.
      Ich mochte dem Chor fur sein Geschenk der besonderen Stunden sehr herzlich danken, und dies um so mehr, weil er vor kleinem Auditorium so beeindruckend auftrat!
      Sollte es irgend moglich sein, so mochte ich bei einem hoffentlich nachsten Mal mit meinem Vater gemeinsam diesem gro?en Ensemble lauschen.

      Bis dahin bestarkt mich ab und an ein kleines Video, welches ich auf meinem Handy bei mir trage. Es gibt das wunderschone „Mnogoje leta“ wieder, welches in der kleinen russischen Holzkirche hier vorgetragen wurde.

      Ich wunsche allen Chormitglieder Gottes Segen, alles erdenklich Gute und naturlich auf „mnogoje leta“!

      Когда мы узнали в нашей церковной общине города Шверина (на Севере Германии), что к нам приезжает Хор Держава, моя семья, друзья и я с радостью и нетерпением пошли в наш городской собор. Выступления хора превзошло все oжидания!
      Голоса монахов, которые только что прилетели из Москвы, без отдыха, прямо с дороги – наполнили своими чудусными голосами готический зал собора в Честь и Славу Бога! Это ошеломляющее, от чуственно-сдержанного до мощно- великолепного-церковное песнопениe, просто заворожили нас…
      Учитывая сегодняшнии тендеции – High Tech for Audiophilie – было просто восхитительно наслаждаться этим особенным настроением концерта. Еще больше “live” было просто невозможно…
      На следующий день состоялся второй концерт в вечернем народном университете. Мы, немецкие слушатели наслаждались красотой русского языка при исполнении русских народных песен.
      Я хочу хор поблагодарить за этот подарок!
      Я надеюсь, бог даст, при следующей возможности посетить ваш концерт вместе с моим отцом.
      Я желаю всем членам хора Божьего Благословления и всего самого хорошего и конечно на “многие лета”

      Благодарим отца Сергия и хор Вознесенской Давидовой Пустыни “Держава”, за помощь в организации финального матча команды “Чеховские Медведи” в Чемпионате России по гандболу.
      Выступление хора стало одним из самых запоминающихся открытий домашних матчей нашего клуба.
      Будем рады дальнейшему сотрудничеству.

      Талеж, Вознесенская Давидова пустынь и гуси-лебеди

      Сначала едем в Вознесенскую Давидову пустынь. Географически это село Новый Быт в Чеховском районе Московской области. Это там на высоком берегу реки Лопасни стоит мужской монастырь — удивительно яркий, жизнерадостный, «с иголочки». Подъезжаем и видим, что парковка забита. Вот тебе и зима, мороз, мало паломников 🙂

      Обитель основана 31 мая 1515 года преподобным Давидом, игуменом Вознесенским, Серпуховским чудотворцем.

      Давид пришел на это место с двумя монахами и с двумя послушниками. С собой он принёс икону Знамения Богоматери. Сначала были возведены два деревянных храма и посажена липовая роща, после начались активные богослужения и чудеса (как говорят).

      Да и саму липовую рощу приравнивают к чудесам. По преданию, Давид сажал все деревья корнями вверх, и все они прижились! С Божьей помощью, конечно 🙂

      При входе в монастырь — карта. На ней всё подробно расписано, территория небольшая: шесть церквей, колокольня, надкладезная часовня, церковная лавка, настоятельский и братский корпуса, воскресная школа, скотный двор, некрополь, пруд и хозяйственные постройки.

      Рассмотреть карту в деталях вы можете в фотогалерее (я загрузила).

      Нынешняя 70-метровая колокольня, а она является доминантой Давидовой пустыни, была построена в XIX веке на месте старой. Было время, когда створки её ворот представляли собой огромную икону Вознесения Господня. Они открывались только один раз в году на 40-й день после Пасхи и назывались в народе Вознесенскими вратами.

      От колокольни до Вознесенского собора (тот, что белого цвета) вела дорожка, выложенная мозаикой. Эта дорожка сохранялась до 1950-х годов. Думаю, её обязательно восстановят.

      После переворота 1917 года обитель была поругана и разграблена, все кресты скинуты, иконы сожжены, а настоятель и братия репрессированы. На территории разместился сельхозтехникум, гаражи и склады, а на колокольне водрузили красное знамя. На старых фотографиях всё печально — дырявые купола, выщербленные стены, заколоченные окна, дикие заросли…

      Фото Александра Чеботаря. Март 1987 года.

      К нормальной жизни обитель вернулась только в 1995 году. И когда сейчас смотришь на всё это благолепие, сложно представить, что могло быть как-то по-другому. Даже сказочные лебеди в пруду плавают!

      Мы заглянули всего в два храма — в Знаменскую церковь и в Собор Всемилостивого Спаса. В первом удивило количество ковчегов с мощами (преподобного Давида в том числе), во втором застали генеральную уборку — десятки послушников, галдёж, звон вёдер, хаос церковной утвари. При входе в обитель меня естественно обязали надеть юбку-фартук.

      Вот казалось бы, к верующим я себя не отношу, а монастыри люблю. Какая-то в них особая атмосфера и архитектурная красота. Посещаю редко, но по велению души.

      Монастырь, кстати, мужской (12 насельников и игумен Сергий (Куксов).

      Знаменская церковь (самая яркая с маленьким чёрным куполом, в центре ансамбля) была построена в 1867—1870 годах. Создаётся ощущение, что она, Никольская церковь и Собор Вознесения Господня — это единое целое, потому как храмы пристроены друг к другу.

      Границы между церквями подчёркивает цвет. Знаменская — ярко-жёлтая, справа от неё — белоснежный Собор Вознесения Господня, слева — Никольская в лимонных тонах. Если зайти с обратной стороны, то Знаменскую уже не видно, зато две других предстают в полной красе.

      Строительство Собора Вознесения Господня началось в XVI веке, ещё при Иване Грозном. Храм в честь святителя Николая Чудотворца основали намного позже — в XVIII веке.

      По соседству с ансамблем из трёх храмов — Собор Всемилостивого Спаса, освященный 7 октября 1900 года митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским).

      Рядом — Храм Всех Святых в трапезной. Он построен незадолго до начала Первой мировой войны. Это был последний из храмов, возведённый на территории Давидовой пустыни.

      Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1740 году над северными воротами обители (на фото самая крайняя слева).

      В монастыре собрано более 200 частиц мощей угодников Божиих, в том числе частицы мощей апостолов и евангелистов Марка, Луки и Матфея; частица главы святого благоверного князя Александра Невского; мощи святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мирликийского; мощи святых Вифлеемских младенцев; мощи великомученика Пантелеимона, а также частица Гвоздя Распятия Христова.

      Говорят, преподобный Давид после смерти начал являться во снах разным людям и вершить настоящие чудеса, избавляя от болезней всяких и напастей.

      Поэтому и зимой, и летом к нему идут и идут люди 🙂 Снимать внутри храма нельзя, но кому-то, очевидно, можно 🙂 Фото из инета.

      В обитель едут паломники и другого толка. Здесь очень необычный некрополь…

      Надписи на старых надгробиях почти не разобрать. Всё очень скромно, как и подобает. Вообще удивительно, что этот камень сохранился. Кладбище практически полностью было разорено в советские годы.

      Останки всех монахов и настоятелей были захоронены в братской могиле уже после возрождения обители.

      В своё время здесь были погребены полководец генерал от инфантерии Дмитрий Сергеевич Дохтуров, а также представители княжеских и дворянских фамилий Оболенских, Ромодановских, Васильчиковых, Головкиных и др.

      Могилу героя войны 1812 года Дохтурова не так давно восстановили.

      И что меня несказанно удивило, Дохтуров оказался нашим земляком, уроженцем Тульской губернии.

      Информация с официального сайта Давидовой пустыни: Дмитрий Сергеевич Дохтуров родился 1 сентября 1759 г. в Тульской губернии, в селе Крутом, в семье мелкопоместных дворян.

      Окончив в 1781 году Пажеский корпус в Петербурге, поступил на военную службу поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1784 году Дмитрий Сергеевич был пожалован в чин капитана и принял командование егерской ротой. Вместе со своим отрядом участвовал в войне со шведами, отличился в Роченсальмском морском сражении, за что был удостоен награждения золотой шпагой с гравировкой «За храбрость».

      В начале войны 1812 года он со своим 6-м пехотным корпусом стоял в районе Лиды, на левом фланге армии Барклая де Толли. В Бородинском бою Дохтуров, по приказу Кутузова, заменил смертельно раненного Багратиона на посту командующего 2-й армией. Дохтуров позиций не сдал, Кутузов встретил его словами: «Позволь мне обнять тебя, мой герой. Чем можно наградить тебя!».

      За сражение под Малоярославцем (картина как раз про это) Дохтуров был награжден орденом Георгия 2-й степени. Вот как охарактеризовал деятельность Дохтурова один из историков Отечественной войны 1812 года:

      «Смело можно сказать, что судьба второй половины Двенадцатого года была решена беспримерным подвигом Дохтурова в дни 12 и 13 октября под Малоярославцем».

      Во время кампании 1813 года Дохтуров участвовал в сражении под Дрезденом и в четырехдневной Битве народов под Лейпцигом, а затем, вплоть до взятия русскими Парижа, находился в войсках, блокировавших Гамбург.

      По возвращении русских войск из-за границы Дохтуров вышел в отставку и поселился в Москве, где и прожил последние месяцы жизни. За долгую боевую службу он был четыре раза ранен и контужен. Сказалось на его здоровье и утомление от тяжелых походов 1812 и 1813 годов.

      Умер Дохтуров 14 ноября 1816 года, после чего был погребен в монастыре Давидова Пустынь, расположенном в Серпуховском уезде Московской губернии. (Источник www. davidova-pustyn.ru)

      И вот тут бы самое время закончить рассказ про монастырский некрополь, но там есть ещё два захоронения, которые прочно связаны с «молниеносной реставрацией» Давидовой пустыни. Одно из них принадлежит Антону Малевскому, алюминиевому королю России и лидеру Измайловской преступной группировки, парашют которого не раскрылся в небе над Кенией в ноябре 2001 года…

      Второе — Геннадию Недосеке, известному как «Гена Большой», бывшему главе Чеховского района, сгоревшему в своем «Хаммере» в ноябре 2004 года при очень странных обстоятельствах. Известно, что Недосека был замешан в громком уголовном деле о расправе над бандой братьев Корчагиных в лихие 90-е. Честно говоря, не хочется перечислять все его заслуги (обо всем можно почитать здесь iz.ru/news/296294).

      На могиле чёрная плита со стихами Звездинского.

      На официальном сайте монастыря есть страничка, посвящённая Недосеке: «Трагическая смерть Главы стала большой потерей для Чеховского района. По словам тогдашнего Губернатора Московской области Громова Б. В., за время руководства муниципалитетом Геннадий Недосека сделал много хороших дел и вывел район в один из самых успешных по региону, пользовался огромной любовью и уважением чеховцев, активно участвовал в восстановлении православных святынь Чеховского района, и прежде всего — монастыря Вознесенская Давидова пустынь».

      В иконной лавке стоит короб для сбора средств заключённым. И лично для меня во всём этом нет ничего не логичного. В этом вся Россия: Бог всё простит, он всесилен, всеобъемлющ и один на всех.

      Чтоб вы знали, у заключённых есть своя покровительница — Великомученица Анастасия Узорешительница, день памяти которой 4 января. Частица её мощей есть в Давидовой пустыни.

      Обязательно загляните в «дом птиц» недалеко от иконной лавки. Там свои авторитеты, и такие жиробасы семечки грызут! Синицы, снегири, свиристели, зяблики… Они летают, но с очень большим трудом. При нас один круглый снегирь под лавку буквально закатился :)))

      Кстати, Давидову пустынь любил и неоднократно посещал Антон Павлович Чехов (правда было это в иные, более чистые и честные времена). Не знаю, где сделано это фото (точно не в посёлке Новый Быт), но в такого Чехова я бы с радостью влюбилась ¦

      Вот что Антон Павлович писал другу семьи Петрову, приглашая его в гости в Мелихово: «Имение мое плохонькое, зато окрестности великолепные, и в четырех верстах от нас находится красивая Давидова пустынь, куда бы мы поехали с вами».

      Недалеко от монастыря, в небольшом селе Талеж находится святой источник, освящённый в честь преподобного Давида. Как сказал нам охранник: «Если напрямки, то всего-то километра четыре. Но сейчас сугробы по пояс, так что вы лучше на машине езжайте».

      Талеж хорош, даже если не верить ни в какие священные купания и исцеления. Только представьте, что в глубине леса, под крутым холмом тонкой нитью бежит речушка, вычерчивая сложные узоры, огибая деревья, часовенки и купальни. Место реально чудесное и несуетное. Если в картинках, то так 🙂

      Расположен Талеж на речке с красивым названием Смородинка. По рассказам старожилов, здесь на землю выходят семь родников, питающих речку, и можно увидеть блуждающие разноцветные огоньки (магия!).

      Талежский родник называют также Веницей — от древнеславянского «венница», что значит свадьба, венчание. И снегомужик справа как бы намекает. 🙂

      Первое упоминание о Талеже относится к 1328 году. Императрица Екатерина Великая, возвращаясь из Крыма, остановилась переночевать в этих местах, а уезжая, сказала: «С этими местами невозможно расстаться». После этой истории окрестности Талежа стали называть Нерастанными.

      Говорят, что в Талеже находился и последний конный привал войска Дмитрия Донского перед Куликовской битвой. А что? Вполне может быть 🙂 Сомневаюсь, что последний, но для привала место просто создано.

      Рядом с источником и звонница есть. Имели удовольствие слышать. Когда стоишь посреди заснеженного леса, впечатление очень сильное!

      В Талеже две купели: мужская и женская. Boдa и зимoй, и лeтoм +4 гpaдyca. Зимой желающих окунуться было не так уж и много 🙂

      Воде приписывают целебные свойства. Считается, что её воздействие благотворно для страдающих заболеваниями глаз и органов пищеварения. Хотите — верьте, а хотите — проверьте 🙂 Но то, что вода кристально чистая, мягкая и вкусная, подтверждаю.

      Учтите, пoнeдeльник нa пoдвopьe — caнитapный дeнь, и вообще у источника есть свой режим работы — с 8.00 до 21.00. Звучит, конечно, странно, но источнику это только на пользу. Повсюду просто идеальная чистота.

      В Давидову пустынь можно добраться и своим ходом: сначала до Чехова на электричке, а потом на автобусе № 36 до остановки «Новый Быт» (ходит часто). До Талежа c железнодорожной cтaнции в Чехове xoдят мapшpyткa и aвтoбyc № 25 (ocтaнoвка «Taлeж»).

      Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
      в личку Татьяне Афанасьевой
      И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉