Казанский монастырь калуга

Калуга. Казанский монастырь (старый). Собор Казанской иконы Божией Матери.

В XVII веке впервые был построен каменный собор во имя Иконы Казанской Божией Матери. В описи 1685 года эта церковь уже описана как каменная. В 1726 году церковь была перестроена двумя калужскими купцами. В то время церковь была квадратная и с одной главой. В 1827 году начинают возводить пристройки и колокольню. В начале XX века на месте церкви сооружен новый храм. Освящен он был 6 июля 1903 года. Стиль здания церкви — византийский, с 5 куполами. Средний купол имел 11 аршин в диаметре.

Информация с сайта: zkaluga.narod.ru/churches/

Казанский девичий монастырь в г. Калуге возник вскоре после Смутного времени, в начале царствования Михаила Фёдоровича. В 1629 году к монастырю был приписан деревянный храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского. В описи 1685 года значится каменная монастырская церковь. В 1726 году её перестроили. 21 августа 1899 года состоялась закладка пятиглавого Казанского собора (архитектор М. Ф. Грановский), который был освящён 19 июля 1903 года. Собор построен в византийском стиле. В нём было три престола: центральный — в честь Казанской иконы Божией Матери, северный — Ченстоховской иконы Божией Матери и южный — преподобного Алексия, человека Божия. Обитель была обнесена каменной оградой. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня, монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игуменьи и сестёр. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежавшая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом.

До 1917 года монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитьё белья, вязание и вышивание золотом. В 1918 году монастырь был закрыт. В виде женской трудовой артели до 28 июля 1922 года в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле того же года было описано и изъято монастырское имущество, и часть его в октябре передана в исторический музей Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены.

С 1925 г. и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время войны в 1941 году все монастырские постройки, кроме Казанского собора сгорели. В 60-е гг. ХХ в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание для Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора готовится к передаче Калужской епархии, а для архива строится новое здание.

В 1992 году Казанский девичий монастырь в Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном домике. С 1995 года монастырь находился в здании духовного училища, а ныне располагается в Спасе на Угре. В монастыре возобновлён крестный ход с древним образом Казанской Божией Матери. Он ежегодно проходит 21 июля по улицам города Калуги — от Свято-Троицкого кафедрального собора к стенам собора Казанского монастыря.

Из материала набора открыток: С. Коробцов «Храмы земли Калужской». Калуга, 2012 г.

Комментарии и обсуждение

С ноября 2019 года Казанский собор возвращен Казанскому девичьему монастырю г. Калуги. Ведётся реконструкция собора и строительство Сестринского корпуса.

Казанский девичий монастырь в г. Калуге Епархиальный женский монастырь

По исследованиям дореволюционных краеведов Казанский девичий монастырь возник в виде общины вскоре после Смутного времени. В начале, возможно, насельницы не имели своего храма, а ходили в ближайший приходской храм в честь пророка Илии. Первый храм в обители был построен приблизително в 1629-1645 годах, в царствование первого царя из Дома Романовых – Михаила Федоровича. Главный престол был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Придел в честь прп. Алексия, человека Божия, в каменной трапезной церкви был устроен «иждивением Иоанна и Петра Алексеевичей».

Монастырь был своекоштным, с введением штатов – третьеклассным.

По доношению преосвященнейшего Платона, архиепископа Московского, в 1757 г. в монастыре был каменный храм с приделом Алексия, человека Божия, 20 деревянных келий и деревянная же ограда. Положение обители в те времена было довольно скудным. «Хлебной и на церковные потребности дачи никакой не отпускалось, крестьян и угодий за монастырем не было, а за теснотою земли под монастырскими постройками у обители не имеется свободного места даже для посадки овощей. Не имея никаких других доходов, игумения с сестрами питались с самою крайнею нуждою, более мирскими даяниями».

Епископ Филарет (Амфитеатров) в 1820-1821 годах писал в столицу: «В Калужской епархии состоит только один женский монастырь внутри города Калуги. Местное положение его так тесно, что живущие в нем сестры с великим трудом едва могут помещаться…».

После революции монастырь, ликвидированный декретом рабочее-крестьянского правительства в 1918 году, был восстановлен монахинями под видом 1-ой женской трудовой артели. В 1922 году монастырь был упразднен, все 118 проживавших там монахинь выселены в двухнедельный срок. Его насельницы разделили судьбу многих верующих людей, были подвергнуты репрессиям, погибли в тюрьмах, лагерях.

В дни фашистской оккупации немцы устроили на территории монастыря гетто, которое при отступлении подожгли, и все деревянные келии сгорели.

Монастырь в виде монашеской общины был возобновлен 10 февраля 1992 года. Община сформировалась из сестер Сестричества в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, которое по благословению Владыки Климента существовало при благотворительном отделе епархии. Жили сестры в маленьком деревянном домике, неподалеку от Никольского храма г. Калуги, в который они и ходили, т.к. прежняя территория Казанского девичьего монастыря и монастырский собор как тогда, так и сейчас Церкви не возвращены. Этот домик был много лет резиденцией епархиальных архииереев во времена гонений на церковь.

26 декабря 1995 года Священный Синод благословил открытие Казанского девичьего монастыря.

С 1995 по 2007 год монастырь размещался в здании бывшего там до революции Духовного училища, где кроме него находились Православная гимназия (более двухсот детей) и Калужское Духовное училище с пансионом на 60 воспитанниц. Домовый храм в честь свт. Гурия Казанского, освященный архиепископом Климентом в 1995 году, был монастырским.

С 2000 года монастырь восстанавливает Спасо-Преображенский Воротынский монастырь, находящийся в 20 км от Калуги.

Казанский девичий монастырь развивает дореволюционные традиции милосердия и благотворительности. При обители существует сестричество милосердия в честь прмц. Елисаветы, воскресная школа для детей-инвалидов и их родителей. Монастырь окормляет Полотняно-Заводской Детский дом для умственно отсталых детей, сестры посещают женскую колонию №7 в г. Калуге. На сегодняшний день в монастыре около 30 сестер.

Казанский монастырь калуга

Адрес: 248000 Калуга, ул. Монастырская, д.1

Телефон: 8 (4842) 57-68-20

Настоятельница: игумения Анастасия (Мордмиллович)

Клирики: иерей Владимир Литвишко

Монастырь возник в г. Калуге вскоре после Смутного времени в начале царствования Михаила Федоровича. В начале XVII в. в него уже назначались игумении. Первое время монастырь не имел своего храма, и его насельницы посещали богослужения в приходском храме в честь Илии Пророка. В 1629 г. к монастырю был приписан деревянный храм в честь святителя Алексия, митрополита Московского.

Смотрите так же:  Москва свято данилов монастырь

21 августа 1899 г. состоялась закладка пятиглавого Казанского собора, который был освящен 19 июля 1903 г. Собор построен в византийском стиле, средний купол поддерживался 4 столбами. В нем было 3 престола: центральный в честь Казанской иконы Божией Матери, северный –– Ченстоховской иконы Божией Матери и южный –– преподобного Алексия, человека Божия. Центральный придел имел четырехъярусный иконостас, в западной части собора находились хоры.

Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами. Внутри монастыря располагались большая каменная колокольня и монастырские постройки: больничный корпус, кельи для игумении и сестер. На месте первого монастырского храма стояла небольшая часовня, где находилась Казанская икона Божией Матери. Другая часовня, принадлежащая монастырю, была у Смоленской заставы (в конце нынешней Смоленской улицы). При обители существовал странноприимный дом.

До 1917 г. монастырь был третьеклассным. Основным занятием монахинь являлось шитье белья, вязание и вышивание золотом. Во время Восточной войны в 1878 г. в монастыре был образован отряд сестер милосердия из 10 послушниц.

В 1918 г. монастырь был закрыт. Чтобы сохранить в нем монашескую жизнь, насельницы монастыря организовали здесь женскую трудовую артель. При артели действовала больница и мастерская по пошиву и ремонту обуви. По состоянию на 28 июля 1922 г., в монастыре проживало и трудилось 118 монахинь и послушниц. В июле 1922 г. решением Ревтрибунала была создана комиссия по ликвидации Казанского монастыря в г. Калуге, монастырское имущество было описано и изъято, и часть его в октябре 1924 г. передана в исторический музей г. Калуги. Группа монахинь была осуждена на срок от 6 месяцев до 1,5 лет, а остальные выселены. 28 июня 1931 г. по статье за «контрреволюционную деятельность» были приговорены к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой на высылку в Казахстан духовник обители о. Иоанн Зарецкий, игумения Ангелина (Гуляева) и несколько монахинь бывшего Калужского Казанского монастыря.

С 1925 г. и по настоящее время здание собора Казанского монастыря используется в качестве хранилища Государственного архива. Во время пожара при освобождении Калуги от немецкой оккупации в 1941 г. все монастырские постройки, кроме Казанского собора, сгорели. В 60-е гг. XX в. к алтарной части собора было пристроено двухэтажное здание, в котором разместился читальный зал и рабочие кабинеты Государственного архива Калужской области. В настоящее время здание собора находится в аварийном состоянии.

10 февраля 1992 г. Казанский девичий монастырь в г. Калуге возобновил свою деятельность в виде монашеской общины, которая сначала размещалась в небольшом деревянном доме по адресу Тульская улица, 44, где в годы советской власти располагалось Калужское епархиальное управление. Своего храма сестры не имели и ходили в ближайший приходский храм в честь святителя Николая. С августа 1995 г. монастырь размещается в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского. В этом же здании находятся православная гимназия и Калужское духовное училище с пансионом на 45 человек.

Со дня своего возобновления монастырь занимается благотворительностью. Основное внимание уделяется людям, которые лишены возможности посещать храм –– больным, инвалидам и престарелым, –– чтобы они в полной мере могли участвовать в церковных таинствах Крещения, Соборования, Причащения Святых Таин. Монастырь опекает детей, больных ДЦП, находящихся на лечении в санатории «Калуга-бор». С 1992 г. при монастыре действует сестричество. Члены сестричества помогают в реализации благотворительных программ.

В монастыре установлен общежительный устав с общей трапезой, послушаниями, обязательным посещением церковных богослужений, которые проходят в храме Гурия Казанского. С насельницами монастыря регулярно проводятся занятия, на которых изучается Священное Писание, творения Святых отцов, рассматриваются вопросы духовной жизни, ежедневно совершается Крестный ход с чтением Богородичного правила.

В монастыре хранятся святыни: ковчег с мощами святителя Гурия Казанского; иконы с мощами преподобного Серафима Саровского, преподобных Оптинских старцев, святителя Иоанна Суздальского, святителя Иоанна Тобольского, святителя Игнатия Ростовского, святителя Филарета Московского и святителя Иннокентия Московского. В алтаре находится крест с частицей Животворящего Креста Господня, мощи мучеников Савваитов в ковчеге, крест-мощевик. Сестрами монастыря возобновлен существовавший до революции Крестный ход с древним образом Божией Матери «Казанская» (XVII в.). Теперь он проходит ежегодно в день празднования иконе 21 июля по улицам города Калуги от Свято-Троицкого кафедрального собора к стенам Казанского собора монастыря.

С 2000 г. монастырь ведет восстановление Спасо-Воротынского монастыря.

Сегодня Казанский Девичий монастырь находится в процессе возрождения.

Без преувеличения — словно феникс из пепла. По малой капле собираются пожертвования прихожан, паломников – доброхотных людей. Помогают всем возможным – кто копеечкой, кто вещами, продуктами, стройматериалами, кто своим безвозмездным трудом.

В Казанском Соборе ремонтируется крыша, купола. В пристроенных архивных
помещениях также ремонтируются комнаты, чтобы первые сестры смогли жить и трудиться в обновленной обители, пока временно, до постройки сестринского корпуса. В этих же архивных помещениях бывший читальный зал архива оборудован временно под домовый храм в честь Казанской иконы Богоматери.

С 19 марта 2019 года в храме совершаются службы по воскресным и праздничным дням.
Все желающие помолиться вместе с первыми насельницами древнейшей женской обители Богоспасаемого града Калуги могут прийти в монастырь и своей молитвой также помочь возрождению.

Неспешно продвигается строительство сестринского корпуса с храмом в честь блж. Матроны Московской. Но сестры верят, что Господь, благословивший начатие святого дела, поможет и совершит его, ибо сила Божия в немощи совершается.

Спасо-Воротынский монастырь

Монастырь построили на деньги великих князей: Хитетовских, Тургеневых, Воротынских, Стрешневых. Пожертвований хватило, чтобы создать храм, собор, келью из кирпича, и деревянную часовню. Спустя 300 лет про монастырь забыли и забросили. А к XX веку от монастыря и вовсе остались лишь две приходские пристройки.

В 30-е годы прошлого столетия в монастыре было разрушено практически все то, что еще не испортилось со временем. Монастыри и церковные постройки уничтожали и разворовывали. Так как Спасо-Воротынский монастырь был не богат, вся церковная утварь и старинные иконы были увезены или спрятаны, большевики, которым нечего было взять, снесли старое кладбище за зданием. Красивые могильные плиты со своеобразными надгробными украшениями XVI века были уничтожены навсегда.

Возрождение монастыря началось в 2000 году. Тогда и началась реконструкция здания. Восстанавливают старинное здание монашки Казанского Девичьего монастыря.

Казанский девичий монастырь возник в городе в начале правления Михаила Федоровича. Сейчас в монастыре ежегодно организовывается крестный ход с иконой Казанской Божьей Матери XVII века.

Изначально монастырь не имел своего храма, поэтому богослужения проходили в храме в честь Ильи Пророка. В XV веке к монастырю приписали деревянный храм в честь митрополита Московского, святителя Алексия.

Закладка пятиглавого собора состоялась в 1899 году. Храм освятили в 1903 году. Казанский собор с тремя престолами построили в византийском стиле.

После революции монастырь закрыли, а его постройки использовали под различные нужды.

В 1992 году монашеская община монастыря возобновила свою деятельность. Монастырь, к сожалению, пока не восстановлен, а община располагается в домовом храме святителя Гурия Казанского. Здесь же работают Калужское духовное училище и православная гимназия.

Смотрите так же:  Вознесенский монастырь в пскове

Мещовский Георгиевский мужской монастырь

Мещовский мужской монастырь, построенный в честь Георгия Победоносца, основали на берегу реки Рессы еще в конце XV века. После того, как обитель разрушили, ее возродили уже на новом месте, неподалеку от Мещовска.

За время своего существования обитель переживала как периоды расцвета, так и периоды упадка. Вновь возрождаться обитель начала в XIX веке, а в ХХ веке здесь уже были построены два каменных храма в честь Петра и Павла и трехпрестольный храм Георгия Победоносца, Воздвижения и Дмитрия Ростовского.

В монастыре хранилось несколько святынь: икона Скорбящей Божией Матери и старинный список Феодоровской иконы Божией Матери.

В советское время храм снова пришел в запустение.

В 2001 году стали восстанавливать монастырь. Сейчас в монастыре находится чудотворный список иконы Георгия Победоносца.

КАЛУЖСКИЙ В ЧЕСТЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

(Калужской и Боровской епархии), находится в г. Калуге, на берегу р. Оки.

Царь Михаил Феодорович жаловал насельниц К. м. хлебным, рыбным и иными довольствиями. Трейтер предполагал, что в его царствование крестный ход из калужского Троицкого собора в К. м. совершался 12 июля, в день прп. Михаила Малеина, небесного покровителя царя. Возможно, у монахинь хранился единственный в городе образ этого святого. При царе Алексее Михайловиче крестный ход совершался 17 марта, а после его кончины был отменен. Впрочем, в ответ на челобитную игум. Мариамны патриарх Иоаким в 1679 г. повелел восстановить крестный ход, но перенес его на 8 июня (день св. покровителя царя Феодора Алексеевича вмч. Феодора Стратилата). Впосл. крестный ход из кафедрального собора и ближайших городских церквей в К. м. совершался 8 июля (празднование Казанской иконе Божией Матери). Он упоминается вплоть до 1917 г.

В описании Калуги, составленном в 1685 г. воеводой Иваном Полуехтовым, упоминалась каменная Казанская ц. в девичьем мон-ре на посаде. Это была одна из первых каменных церквей в Калуге. Небольшой монастырский храм в честь Казанской иконы Божией Матери (с приделом во имя св. Алексия, человека Божия) — квадратный, одноглавый, «с небольшим сквозным фонарем» — был построен ок. 1629 г. по указу царя Михаила Феодоровича. В 1682-1685 гг. игум. Мариамна испрашивала у царей Иоанна и Петра Алексеевичей средства (50 р. и 50 пудов железа) «на починку» церквей. В 1692 г. отмечалось, что Казанская ц. уже ветха, «расселась».

Известно также, что с 1 апр. 1680 до 1681 г. к К. м. «на пропитание» была приписана калужская ц. свт. Алексия Московского с землями, построенная боярином Н. И. Романовым († 1654). Трудами игум. Мариамны Алексиевская ц., ранее пребывавшая в запустении 25 лет, была благоукрашена, снабжена утварью, отремонтированы алтарь и паперть. Богослужения совершал монастырский священнослужитель (Там же. С. 91, 94-95).

21 авг. 1899 г. на месте разобранной старой Казанской ц. был заложен, а 6 июля 1903 г. освящен новый 5-купольный собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами в честь Ченстоховской иконы Божией Матери и во имя прп. Алексия, человека Божия. В храме был установлен 4-ярусный иконостас, в зап. части — хоры. Интерьер храма, в частности клиросы, украшали изображения сивилл ( Малинин. 1912. С. 141-142). В 1889 г. в мон-ре существовала также 8-гранная часовня в честь Казанской иконы Божией Матери, к кон. XIX в. были построены больничный корпус с аптекой, кельи для игумении и сестер, странноприимный дом.

Настоятельницы и сестры

Согласно несохранившемуся синодику мон-ря, 1-й настоятельницей К. м. была игум. Елена (Евдокия?), 2-й — игум. Марина, к-рая «за свою старость и скорбь игуменийство cестрам здала» и, вероятно, приняла постриг в схиму. При игум. Марине в К. м. проживали 36 сестер, в т. ч. казначея Анисия, просвирня Дорофея, старицы Анна, Варвара и Иулия. В 1673 г. сестры К. м. вместе с городским духовенством и посадскими людьми на черном Соборе избрали новую игумению — насельницу девичьего Оптина болховского в честь Рождества Пресв. Богородицы и Св. Троицы монастыря Мариамну ( Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24). В обители хранилась грамота от 22 нояб. 1679 г. митр. Сарского и Подонского Варсонофия (Черткова), выданная в ответ на челобитную игум. Мариамны: митрополит благословил перевод в К. м. ее сестры, бывш. настоятельницы Оптина болховского мон-ря игум. Елены (Пальчиковой) ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 85; Зинченко. 1885. С. 46, 50; Трейтер. 1901. С. 24).

По розыску 1721 г., судья приказа Церковных дел настоятель московского во имя свт. Иоанна Златоуста мон-ря архим. Антоний (I 1726) сообщал в Святейший Синод, что игумении Феодосия (ок. 1691-1692) и Гавдела (1720-1722) укрывали в обители раскольников. Ссылаясь на показания насельницы К. м. мон. Евгении, архим. Антоний утверждал, что большая часть стариц мон-ря уклонилась в «раскольническую прелесть». Архим. Антоний предлагал направить его или др. «искусных священников» в Калугу для «уверения» сестер (ОДДС. Т. 1. Стб. 332-334). 16 сент. 1722 г. обитель возглавила игум. Екатерина. В XVIII в. К. м. служил местом ссылки за разные «вины». Так, в 1723 г. в К. м. («за блудное беззаконство» с дьячком Ф. Никифоровым) была направлена А. А. Воейкова, разведенная с лейб-гвардии Преображенского полка сержантом А. Д. Марковым (Там же. Т. 3. Стб. 406-408). К маю 1726 г. в К. м. проживали 31 монахиня и 15 белиц, в 1751 г.- игум. Ева и 30 монахинь, богослужения совершали 2 священника и диакон (Там же. Т. 31. Стб. 253-254). Во время русско-тур. войны насельницы К. м. служили сестрами милосердия и санитарками в Калужском госпитале. Ведомость 1904 г. упоминает о 32 штатных насельницах и 30 сверхштатных послушницах; по численности сестер К. м. уступал всем др. жен. обителям и общинам Калужской епархии (РГИА. Ф. 796. Оп. 440. Д. 983. Л. 1-1 об.).

Настоятельниц К. м. традиционно погребали в Лаврентиевом калужском монастыре. В частности, там была похоронена подвижница благочестия игум. Агния Калужская (Десятова; I 14 марта 1796); в каменной часовне на ее могиле (на зап. стороне монастыря) служились панихиды, совершались исцеления. Во 2-й пол. XIX в. игумений стали хоронить в К. м., у стены Казанского храма, с южной стороны. Здесь находились могилы почитаемых настоятельниц: игум. Ангелины (Богаридис; 1828-1860), игум. Серафимы (Васильевой; 1862-1871), игум. Евгении (Ворошилкиной; 1871-1896) и др. У надгробных памятников постоянно горели лампады. Игум. Евгения значительно увеличила монастырский капитал, устроила в обители водопровод, приобрела новую церковную утварь и облачения, ввела стройное церковное пение, пригласив опытных регентов: сначала наставника Калужской ДС В. Г. Прозоровского, затем бывш. архиерейского регента Н. Н. Панова. Также она установила для сестер запрет выходить за ворота мон-ря без благословения и без крайней надобности. При ней ежегодно делались пожертвования на церковноприходские школы Калужской епархии, с открытия в 1879 г. в Калуге жен. епархиального уч-ща К. м. содержал 5 стипендиаток из числа сирот духовенства. Насельница К. м. мон. Екатерина (Менцендорф) в 1897 г. стала организатором и 1-й настоятельницей жен. общины в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. Среди чтимых священнослужителей обители — прот. В. И. Всехсвятский.

Смотрите так же:  Монастыри тверской области женские

В XIX в. особое покровительство мон-рю оказывал архиеп. Калужский Феофилакт (Русанов), любивший совершать в нем богослужения и проповедовать. Так, известно слово архиерея, произнесенное в К. м. 17 мая 1806 г., в день памяти прп. Алексия, человека Божия. В XIX — нач. XX в. настоятельницы и сестры К. м. пользовались советами старцев и настоятелей Оптиной пуст., в т. ч. преподобных Льва (Леонида) (Наголкина), Моисея (Путилова), Антония (Путилова), Исаакия (Антимонова) и Иосифа (Литовкина), состояли с ними в переписке. Старец Лев в 1831 г. рекомендовал своим духовным дочерям А. И. и Л. Н. Черкасовым поступать в К. м. и отмечал, что игум. Ангелина (Богаридис) «жития трезвенного и воздержанная, благоразумием одаренная». Духовным сыном прп. Антония был статский советник С. И. Яновский (впосл. схим. Сергий; 1788-1876), автор «Записок» о кругосветном путешествии (Калуга, 1898). По благословению старца Антония дочери Яновского Александра, Елизавета и Елена поступили в К. м. Александра, приняв постриг с именем Ангелина, в 1896 г. стала настоятельницей. С 1895 г. духовником сестер К. м. и братии Лаврентиева калужского мон-ря был оптинский постриженик игум. Нил (Кастальский).

Материальное положение

По царскому указу К. м. был отведен участок земли (24?34 кв. саж.). В XVII в., при игум. Марине, «ввиду тесноты монастырского двора» монастырскому диак. Протопопову было позволено поселиться на пустыре между К. м. и Б. Московской дорогой; в 1684 г. он «потащился из Калуги», продав свой двор и огород посадскому человеку Посникову за 12 р. В одной из челобитных царю игум. Мариамна сообщала, что у монастыря «крестьян. нет, богомолиц-вкладчиков нет, питаемся трудами своими». К 1690 г. мон-рь владел «больше чем десятиной земли»; игум. Мариамна выкупила нек-рые соседние дворы и огороды у посадских людей (в частности, дворы Посникова, Д. Ермеева, Г. П. Крицына), а другие получила вкладом ( Зинченко. 1885. С. 51).

В 20-х гг. XVIII в. игум. Гавдела и причт обители неоднократно жаловались в Синод на то, что положенное им из калужских таможенных сборов денежное и хлебное жалованье выдавалось лишь «в половину», а в 1715, 1718 и 1720-1722 гг. не выдавалось вовсе, тем более что «у обители. вотчин никаких, угодей также и вкладчиков — ничего нет». Причем «за теснотою земли под монастырскими постройками не имелось свободного места даже для посадки овощей», сестры «питались с самою крайнею нуждою, более мирским подаянием» (ОДДС. Т. 2. Ч. 1. Стб. 492-493). В итоге Синод потребовал от Штатс-контор-коллегии выдавать регулярное жалованье сестрам, но отстранил от настоятельства игум. Гавделу. Указами Сената от 1 и 10 июля 1741 г. Калужская провинциальная канцелярия выплачивала мон-рю ружное жалованье: игумении и старицам общее — по 28 р. 61 к., священно- и церковнослужителям — по 10 р. 50 к.; хлебной же «дачи» не отпускалось (Там же. Т. 31. Стб. 253).

В 1764 г. К. м. был отнесен к 3-му классу. В XIX в. приход мон-ря состоял из 75 дворов, 17 крестьян муж. пола и 206 — женского пола. Среди благотворителей К. м.- уроженец Калуги митр. С.-Петербургский Серафим (Глаголевский), в 1841 г. приславший в пользу обители 714 р. 28 к. В 1864 г. К. м. принадлежали 2 часовни у Смоленской заставы Калуги. Во владениях мон-ря находились 183 дес. земли, в т. ч. 150 дес. в казенной даче Каменке Козельского у., 30 дес. близ р. Оки, озеро и 2 дес. сенокосных земель при нем в Перемышльском у., а также пахотная и сенокосная земля при погосте Димитрия Солунского. В XIX в. монастырские земли сдавались в аренду Оптиной пуст., на 1846 г. причтовый капитал К. м. составил 52 798 р. В 1915-1916 гг. монастырский капитал равнялся 141 433 р.

В кон. XVII в. в К. м. почиталась аналойная Казанская икона Божией Матери в богатом киоте, с жемчужными серьгами и др. украшениями (на средства в т. ч. сына иером. Варнавы, духовника игум. Мариамны). Согласно монастырской описи 1857 г., в соборе К. м. слева от царских врат находилась чтимая храмовая Казанская икона Божией Матери с клеймами чудес, украшенная серебряным позолоченным окладом с драгоценными камнями и жемчугом (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. № 2652. Л. 5). В челобитной (ок. 1678) игум. Мариамны патриарху Иоакиму упоминается «местный образ Феодора Стратилата», с к-рым совершались крестные ходы «на государевские ангелы». В К. м. хранилась икона «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких» (1-я четв. XVII в.) с изображением построек Соловецкого мон-ря (Калужский художественный музей, инв. № 337; об иконе см.: Мильчик М. И. Архитектурный ансамбль Соловецкого мон-ря в памятниках древнерус. живописи // Архит.-худож. памятники Соловецких о-вов / Под ред. Д. С. Лихачева. М., 1980. С. 240, 248-250). Согласно описи книгохранилища К. м., составленной в 1863 г. архим. Леонидом (Кавелиным), в монастырском архиве хранилось ок. 70 «старинных актов (столбцов)» XVII в. В одном из столбцов упоминается, что Богдан Комынин (Камынин) пожертвовал «Пролог, весь год, переплетен на четвера», а дети Комынина (Камынина) Иван и Артемий «дали книгу Минею Общею с праздники новоизправленной» ( Леонид (Кавелин). 1865. С. 81; Зинченко. 1885. С. 83).

В 1918 г. официально ликвидированный К. м. был зарегистрирован как 1-я трудовая артель, при к-рой действовали больница, мастерская по пошиву одежды и ремонту обуви. По описи 28 июля 1922 г., на территории мон-ря проживали настоятельница (с 1907) игум. Ангелина (Гуляева Ангелина Никаноровна) и 118 насельниц. Богослужения совершал свящ. Иоанн Афанасьевич Протопопов (1859 — 30-е гг. XX в.).

В июле 1922 г. Ревтрибунал создал Комиссию по ликвидации К. м., состоявшую из представителей отдела управления губисполкома, губколхоза и др. орг-ций. В результате деятельности комиссии было описано и изъято монастырское имущество, часть к-рого в окт. того же года передана в музей г. Калуги. Трудовая артель была упразднена. Все трудоспособные монахини выселены в 2-недельный срок, а нек-рые из них осуждены на срок от 6 месяцев до полутора лет за «укрытие церковных ценностей» при изъятии, производившемся на основании постановления ВЦИК от 16 февр. 1922 г. Мн. сестры поселились в Калуге, служили псаломщицами, регентами в городских храмах, посещали Богоявленскую ц., в к-рой служили бывш. монастырские клирики свящ. И. Протопопов и диак. Иоанн Зарецкий. 27 мая 1931 г. отцы И. Протопопов, И. Зарецкий, игум. Ангелина и монахини бывш. обители (более 43 чел.) были арестованы и обвинены в создании «контрреволюционной группировки церковников, ведущей ярую антисоветскую агитацию с целью восстановления царского строя», а также в помощи ссыльному духовенству. Решением тройки при ПП ОГПУ по Московской области от 28 июня 1931 г. на основании ст. 58-10-11 УК РСФСР отцы И. Протопопов, И. Зарецкий, игум. Ангелина и неск. монахинь были приговорены к 5 годам исправительно-трудовых лагерей с заменой их высылкой в Казахстан.

Related Post

Свято-андреевский мужской монастырь оренбургской области

Свято-Андреевский мужской монастырь Оренбургская область, Саракташский район, село Андреевка Много в России храмов, церквей, соборов, монастырей. Большинство из них находятся в глубинке и люди из крупных городов не знают про

Мужской монастырь г задонск

Задонский Рождество-Богородицкий монастырь Задо?нский Рождество?-Богоро?дицкий монасты?рь — мужской монастырь основанный в городе Задонске Воронежской губернии (ныне Задонский район Липецкой области), на левом берегу Дона. При обители действует гостиница. Задонский Рождество-Богородицкий

Белёв спасо-преображенский монастырь

Белёв спасо-преображенский монастырь Белевский Спасо-Преображенский мужской монастырь Реквизиты для пожертвований на восстановление монастыря: РО Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь г. Белева Тульской областиБелёвской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). 301530 Тульская