Меню

Карта православные монастыри россии

«Единая карта храмов и монастырей»: советы первым пользователям

Павел Клочков дает советы первым пользователям «Единой карты храмов и монастырей»

Сегодня бета-версия Карты храмов доступна на официальном сайте Московской Патриархии, а создатели проекта надеются, что в скором времени Карта будет доступна на всех смартфонах, автомобильных навигаторах и других навигационных устройствах.

«Очевидно, что у Русской Православной Церкви должна быть единая карта, – рассказывает основатель проекта Приход.Ру и один из создателей «Единой карты храмов и монастырей» Павел Клочков, – которая позволила бы человеку найти именно ту православную организацию, которая ему нужна. Свой собственный храм, или храм в определенной стране и определенном населенном пункте, или, к примеру, храм с пандусом для людей с ограниченными возможностями».

Пилотная версия проекта включает в себя более 15 тысяч православных объектов на территории России, Украины, Беларуси и Молдавии. В дальнейшем планируется подключение к проекту и других стран.

По словам Павла Клочкова, на заполние Карты и проверику информации о каждом объекте создателям проекта потребовалось несколько лет.

«Но мы понимаем, что сотрудники епархий не могли внести информацию о каждом храме настолько точно, насколько это могли бы сделать представители данного храма. Поэтому мы анонсируем наш проект как еще не завершенный продукт и надеемся, что в ближайшие пару лет доведем его до нужного состояния», – поясняет Павел.

Материал по теме

Пропавшие без вести на Великой Отечественной Войне. 5 шагов поиска

Несколько простых советов о том, как найти информацию о месте захоронения солдата Великой Отечественной Войны от историка Дмитрия Белова.

Павел Клочков дает советы первым пользователям «Единой карты храмов и монастырей»:

«Если вы не нашли свой храм, вы можете перейти по ссылке «Не нашли свой храм». Если вы являетесь представителем храма (то есть работаете в храме по благословению его настоятеля), вы можете пройти регистрацию и внести храм на карту самостоятельно. Если вы прихожанин – вы указываете всю необходимую информацию в заявке. Эта информация сперва будет проверена в епархии или в самом храме – и только после этого опубликована.

А если вы обнаружили ту или иную ошибку, на карточке храма есть опция «Сообщить об ошибке».

Также, если представитель храма нашел свой храм и хочет получить управление его страничкой, он может оставить заявку и, получив подтверждение, дополнять страничку храма более подробной информацией.

Проверить информацию от наших пользователей самостоятельно мы не можем, поэтому, возможно, придется подождать некоторое время, пока та или иная информация не обновится. И мы просим быть снисходительными, терпеливыми и, по возможности, подключаться к работе».

Карта русских епархий без. Соловецкого монастыря

«Соловки — это центр России, а потому — и центр мира. Это место, где Россия морально выиграла борьбу со злом, злу противопоставив сонм новомученников. »
( Павел В. Флоренский, 2005 )

Соловки на карте епархий православной русской церкви. Европейская Россия. Составитель — А.В.Добряков. Карта напечатана в Картографическом заведении Алексея Ильина в С.Петербурге.

На карте русских монастырей не оказалось Соловецкого. ставропигиального!

Дата выпуска не указана. Скорее всего это конец XIX, начало ХХ веков. Именно в это время был издан учебный атлас Добрякова по русской истории для средних и низших учебных заведений. (Добряков А.В. Учебный атлас по русской истории. Для средних и низших учебных заведений. СПб.: Картограф. зав. А.Ильина, 6 л. карт, 2 с. табл. 1905)

Описание карты А.Добрякова
  • Автор-составитель: А.В.Добряков
  • Издатель: генерал-лейтенант Алексей Ильин
  • Заголовок карты: Карта епархий православной русской церкви. Европейская Россия.
  • Размер 4 листов — 85х64 см.
  • Место издания: С.Петербург
  • Дата: предположительно рубеж XIX-ХХ вв
  • Масштаб карты — 60 верст в Английском дюйме или 1/2,520000.
  • Отсчет долготы от Пулкова. Сетка через 2 град. Выход координат через 1 град.
  • Изначально карта была напечатана на 8-и листах, четыре из которых показаны на рисунке.
  • Цветовая гамма: цветная.
  • На карте нанесены важнейшие для ПРЦ места — города, в которых пребывают епархиальные архиереи и миссионерские станы. При городах, в которых имеется местопребывания епархиального архиереея — время учреждения епархий. Римскими цифрами указан век основания. Помимо этого указано месторасположение монастырей с указанием даты их основания. Обратите внимание на то, что карта разбита не на губернии, а на региональные епархии — Архангельскую, Олонецкую, Вологодскую и т.д.

    Три странности Соловецкого региона на карте Добрякова-Ильина

    1. На карту не нанесен Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах. Отсутствует и его дата основания — 1428 год. Это крайне странно потому, что уровень этого монастыря в те годы можно было определить простой фразой: один из десяти самых известных монастырей Российской империи.
    2. Все монастыри почему-то обозначены перевернутым символом Венеры +, который, как правило, используется для обозначения женского организма или биологического пола у организмов (включая человека). В любом случае использование «зеркала Венеры» для нанесения на карту мужских монастырей выглядит весьма странно. Существует похожий астрономический символ планеты Земля ?. Символ используется крайне редко и, преимущественно, в оккультистских изданиях «под маской православия», что делает его использование не менее странным.
    3. По неизвестным для нас причинам автор и издатели карты отказались от использования православной символики: православного пятиконечного креста — ?, православного семиконечного креста — ? или, на худой конец, виселицеобразного креста — ?.

    Несколько физических копий этой карты хранятся в Российской Национальной библиотеке. Шифр хранения: К 3-РоссЕ 4/184. Название источника хранения: Карта епархий Православной Русской церкви. Европейская Россия. Сост. А. Добряков. Санкт-Петербург : Картогр. заведение А.Ильина, [19..]. 1 к. (4 л.) : цв. ; 85х64 , (90х72) см.

    Поделиться в социальных сетях

    Все карты Соловецких островов и региона Белого моря
  • Карта Соловков. Amsterdam 1720.
  • Magnae Tartariae Tabula Carte De Tartarie.» Amsterdam 1733
  • Carte De La Siberie Et des Pays voisins pour servir a l’Histoire Gйnйrale des Voyages. Paris 1754
  • Соловки на карте Исаака Массы. A map of Russia by I.Massa, 1633.
  • Карта Соловков Питера Гуса ( Pieter Goos). 1672.
  • Карты Yale University (USA)
  • Карта времен Наполеона Бонапарта 1812 года.
  • Карты Jan Huyghens van Linschoten
  • Соловки на карте северной части Европы 1808-1825 гг. Карта Вильяма Фэйдена.
  • Соловки на карте Антонио Дженкинсона. 1562.
  • Карта библиотеки University of Tromso
  • Карелия на карте средневековой Европы
  • Карта концентрационных лагерей Соловецкого ИТЛ ОГПУ-НКВД (1917-1960 гг.)
  • Новейшие фотоснимки Соловков, сделанные американским спутником MODIS 30.03.2002
  • Уникальная съемка пожаров тайги вокруг Соловков, сделанная NASA со спутника MODIS 13 июля 2001 года
  • Карта деградации окружающей среды вокруг Соловков
  • Карта размещения военных объектов в регионе Соловков
  • Радиоактивные источники вокруг Соловков (Bellona)
  • Карта устойчивых течений на поверхности Белого моря вблизи Соловков
  • Миграция трески вокруг Соловков через районы радиоактивного заражения
  • Область выпадения кислотных дождей в районе Соловков
  • Ильин
    Алексей Афиногенович
    (1834—1889)

    Родился в Ново-Ладожском уезде (1834) под Шлиссельбургом. Воспитывался в 1-м кадетском корпусе, затем в школе гвардейских подпрапорщиков. Офицер Лейб-гвардии Семёновского полка (1852). Окончил Академию Генерального штаба (1856). Служил в Военно-топографическом депо, затем на разных должностях в Генеральном и Главном штабах.

    В 1859 году В.А. Полторацкий в компании с А.А. Ильиным развивали картографическую литографию. С 1864 года литографическая мастерская перешла в собственность А.А. Ильина и стала называться скромно — «Картографическим заведением А.Ильина». Со временем, заведени превратилось в один из самых уважаемых издательских домов России. В их списке значатся капитальные труды, многотомные сочинения, книги: «География» Клодена, «Учебный атлас по русской истории» Замысловского, «Атлас Российской Империи 1871 года» и др. Были выпущены и учебные руководства: «Краткий повторительный курс статистики», «Курс фортификации», «Курс артиллерии», «Лекции динамики», «Краткая справочная энциклопедия (военные науки, всеобщая история)». А.Ильин издавал журнал «Всемирный путешественник» (1867—1878) и журнал «Природа и люди».

    А. А. Ильин был произведён в генерал-майоры (1878) и затем в генерал-лейтенанты (1888). Кавалер ордена св. Станислава 1-й степени (1883). Умер 22.11.1889 года.

    Даты и основные события на Соловецком архипелаге
    Общие сведения о Соловках: происхождение слова, даты Соловков, события, легенды, придания, статистика, словари.

    Краснодарский край (монастыри)

    Свято-Духов мужской монастырь (Тимашевск)

    В 1987 году архимандрит Георгий (Савва) по благословению владыки Исидора возглавил приход Свято-Вознесенского молитвенного дома Тимашевска. После принятия прихода отец Георгий стал беспокоиться о строительстве настоящего, красивого каменного храма. Некоторые сетовали, что место под строительство храма выбрано на окраине города, на что батюшка отвечал: «Со временем это место будет центром». И сегодня его слова начинают сбываться: вокруг выросли два крупных жилых микрорайона Тимашевска – «Южный» и «Восточный». После окончания строительства храма владыка Исидор предложил открыть мужской монастырь в Тимашевске, и в июне 1992 года в Тимашевске был открыт Свято-Духов мужской монастырь. Наместником монастыря был назначен архимандрит Георгий. В настоящее время в монастыре проживает и несет послушание около девяноста человек

    Адрес: Краснодарский край, г. Тимашевск, ул. Дружбы, 1.

    Телефон: 8(861 30)4-01-24 (привратник); +7-86130-4-25-72 (телефон приемной настоятеля)

    Монастырь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» (Апшеронск)

    Благословением Святейшего Патриарха и решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 12 марта 2002 года положено начало новому женскому монастырю в честь иконы Божией Матери «Нерушимая Стена» в Екатеринодарской и Кубанской епархии.

    Освящение места под монастырь в городе Апшеронске состоялось немногим ранее — 9 декабря 2001 года. Чин освящения места совершил митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор.

    Проект монастырского комплекса, который включает стеновые сооружения с храмом Святаго Пророка Илии звонницей, смотровыми башнями, главным трехпрестольным храмом Божией Матери «Нерушимая Стена» и зданием детского приюта с домовой Марфо-Мариинской церковью, разроботан заслуженным архитектором России Ю. С. Субботиным.

    В составе насельниц монастыря сегодня пять монахинь, три инокини, четыре послушницы, несколько трудниц.

    Адрес: 352692, Краснодарский край, г. Апшеронск, улица Юдина, 4.

    Телефон: +7 (86152) 2-53-87.

    Пустынь Феодосия Кавказского (Горный)

    В начале XX века в этом месте поселился монах Феодосий. Праведная уединённая жизнь способствовала появлению у этого человека божественного дара прозорливости и исцеления. Молва об отце Феодосии быстро разлетелась по Северному Кавказу, к нему потянулись сотни людей, прося совета и излечения недугов. Вскоре на этом намоленном месте появился источник святой воды. Советская власть изгнала из Горного отца Феодосия, его отправили в ссылку, а монахинь, которые жили здесь, расстреляли в лесу (сейчас на этом месте стоит кованный крест и горят поминальные свечи). В 90-х годах XX века пустынь Святого Феодосия Кавказского обрела новую жизнь. Был благоустроен источник святой воды, построена часовня.

    Адрес: Россия, Новороссийск, Верхнебаканский сельский округ, хутор Горный.

    Пустынь находится на окраине посёлка Горный на трассе А-146, при въезде со стороны Крымска. Вы увидите справа бетонную стену и припаркованные возле неё автомобили и автобусы, здесь нужно оставить машину, затем пройти под железной дорогой по мощному тоннелю постройки конца XIX века и углубляться в тенистый буковый лес. По пути Вы увидите пасеку и торговые ларьки с мёдом, травами, сувенирами.

    Краснодарский женский монастырь иконы Божией Матери «Всецарица»

    Созданный в апреле 2003 г. приход во имя иконы Божией Матери «Всецарица» был преобразован в женский монастырь (запись в Журнале Священного Синода № 55). Необходимость создания монастыря в г.Краснодаре была вызвана отсутствием монастырей в городе, возникшем 212 лет назад, и имеющем в настоящее время почти миллионное население. Посвящение монастыря иконе Божией Матери «Всецарица», молитвы перед которой особо помогают при онкологических заболеваниях, вызвано тем, что к началу XXI в. Краснодарский край занял 3-е место в России по росту онкологических заболеваний после Москвы и Санкт-Петербурга.

    Адрес: Краснодар, ул. Димитрова, 148 (Краевой онкологический диспансер)

    Телефон: (861) 227-04-42

    Проезд. Трамвай: 4,5,6,7,8,20; троллейбус: 7,12,20; автобус: 49; маршрутное такси: 2а,12,27,28,39,44,65 до остановки Университет.

    Крестовая мужская пустынь (Солохаул)

    Монастырь «Крестовая Пустынь» был задуман по подобию афонских, с Афонским уставом, и как монастырь сербско-русского духовного единения и дружбы, о чем свидетельствуют надписи на русском и сербском языках на мраморных плитках, заложенных в колонны монастырского храма. В 1997 г. по благословению духовника Святейшего Патриарха и Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Кирилла (Павлова) иеросхимонах Рафаил (Берестов) с братией организовали на Русском Кавказе скит от Валаамского монастыря.

    Монастырь расположен в поселке Солохаул в живописнейших предгорьях Кавказа, в верховьях реки Шахе.

    В монастыре объединены храм в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, братские келии и трапезная. На втором этаже расположена домовая церковь в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

    По дороге в монастырь, в том месте, где дорога ответвляется на поселок Нижний Солох-Аул, возведена часовня во имя Хиландарской иконы Божией Матери «Троеручица». В июне 1999 года часовню освятил епископ Майкопский и Армавирский Филарет (Карагодин) в сослужении духовенства Сочинского благочиния.

    Адрес: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский р-н, с. Солохаул, ул. Кошмана, 10

    Телефон: +7-928-263-83-33, +7-938-439-90-05.

    Троице-Георгиевский женский монастырь (Лесное)

    Открыт 10 августа 1999 года, игуменией Анастасией (Татьяна Михалко) Монастырь является преемником имени и традиций упразднённого Советской властью Свято-Троицкого мужского монастыря. До сих пор существует остановка на маршруте Красная Поляна — «Монастырь», но ни каких следов бывшего монастыря там нет. Рождество Христово 2013 года насельницы и прихожане монастыря встретили вместе с президентом России Владимиром Путиным, посетившим обитель.

    Адрес:Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский р-н, с. Лесное, ул. Мира, 25

    Телефон: +7 862 244-43-86

    Успенский женский монастырь (Кореновск)

    В 1911 году в центре станицы Кореновской было построено двухэтажное здание. На первом этаже располагался купеческий банк, на втором смешанная прогимназия (для мальчиков и девочек из богатых семей). Занятия гимназистов начинались с богослужения в храме свт. Николая Чудотворца, который находился в здании прогимназии.

    После октябрьского переворота 1917 года здесь располагались педучилище и авиашкола, а после Великой Отечественной войны – топографическая воинская часть. В 80-х годах военные переехали в специальный городок, и особняк был заброшен.

    В 1991 году архимандриту Виссариону (Макарову), возглавлявшему местный Свято-Успенский приход, местные власти передали под будущий монастырь ветхий дореволюционный особняк в центре города. Первые насельницы обители вместе с отцом настоятелем с воодушевлением принялись за реставрационные работы. 21 мая 1992 года Свято-Успенский женский монастырь был утвержден Священным Синодом

    Адрес: Краснодарский край, г. Кореновск, ул. Красная, 104

    Подворье Краснодарского женского монастыря иконы Богородицы «Всецарица» (ст. Пластуновская)

    Храмы подворья напоминают собой древние православные святыни Византии, Палестины и Святой Руси. И путник, оказавшись здесь, словно перемещается во времени и в пространстве. Вот Храм Благовещения Пресвятой Богородицы — внешне повторяющий собор Святой Софии в Константинополе, построенный в XI веке. Уменьшенная копия его есть теперь на кубанской земле. Часовня-колокольня в честь великомученика и Победоносца Георгия напоминает нам о колокольне Иоанна Великого в Московском Кремле (Россия, XVIII в.), чьи черты воплощены в ней. Храм в честь преподобного Саввы Освященного по своим внутренним размерам соответствует первой пещерной келье этого святого подвижника в Великой Лавре Саввы Освященного в Иудейской пустыне на Святой Земле (Палестина, V-VI вв.). В древнерусском (XIV в.) стиле построена часовня святителя Николая Чудотворца. Источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери обустроен по подобию древнего Иверского источника Богородицы на Святой Горе Афон в Греции. В древнерусском стиле сложены и стены монастыря — с 4-мя угловыми башнями и Ангелами-прапорцами (флюгерами) на башнях. Образцом им послужили стены монастырей Золотого Кольца России, над возрождением которых тоже немало потрудился Вячеслав Николаевич Ижиков.

    Проезд: Ехать по Ростовской автотрассе М 4 «Дон» до ст.Пластуновской Динского района, подворье находится немного северо-западнее ст.Пластуновской на берегу реки Ставок (1301-й км автотрассы М4 «Дон» Москва – Сочи).

    Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь

    Екатерино-Лебяжская Николаевская пустынь — возрождающийся православный мужской монастырь в поселке Лебяжий Остров. Это старейший монастырь на Кубани. Основан в 1794 году по Высочайшему указу императрицы Екатерины 2.

    Адрес: 352764 Россия, Краснодарский край, Брюховецкий район, пос. Лебяжий Остров, ул. Набережная, 2.

    Телефон паломнической службы монастыря: +79180274163

    Из Краснодара до станицы Брюховецкой можно добраться двумя способами:

    а) по железной дороге – от вокзала Краснодар-1;

    б) на автобусе от вокзала Краснодар-2.

    Электронная почта: [email protected]

    Марие-Магдалинский женский монастырь (Роговская)

    Женский монастырь в честь святой равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской (нынешний Краснодарский край), в середине 19 века соизволением Его Императорского Величества Российского Государя Николая I.

    Адрес: 352725, Россия, Краснодарский край, Тимашевский район, ст. Роговская, ул. Кирова, 162

    АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

    ОБЩЕЦЕРКОВНЫЕ НОВОСТИ

    4 июля в Николаевском морском соборе Кронштадта была совершена панихида по подводникам, погибшим 1 июля[. ]
    Подробнее.

    3 июля, в День независимости Республики Беларусь и 75-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, у[. ]
    Подробнее.

    Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования главнокомандующему Военно-морским флотом России адмиралу Н.А. Евменову в связи с[. ]
    Подробнее.

    ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

  • Историческая справка
  • Феодор Ртищев
  • ПРЕСТОЛЬНЫЕ И ПАМЯТНЫЕ ДНИ
  • НОВОМУЧЕНИКИ
  • СТАВРОПИГИАЛЬНЫЕ МОНАСТЫРИ
  • МУЧЕНИК АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ
  • Житие
  • Тропарь и Кондак
Смотрите так же:  Свято-троицкий женский монастырь в г муроме

ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА АНДРЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ

Православный календарь

Карта храмов Русской Православной Церкви

Сейчас 43 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Память преподобного Максима Грека

4 июля, в день памяти преподобного Максима Грека (обретение мощей) Андреевский монастырь посетил высокопреосвященнейший Феогност, архиепископ Каширский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, который возглавил служение Божественной литургии в Надвратном храме в честь святого мученика Андрея Стратилата. Высокопреосвященнейшему Феогносту сослужили преосвященнейший Феофилакт, епископ Дмитровский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, архимандрит Стефан, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятель московского Троицкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, братия монастыря, приглашенные гости. Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского монастыря под управлением Д.Н. Павлова.

После отпуста высокопреосвященнейший Феогност обратился к молящимся со словом в честь преподобного Максима Грека. По окончании Божественной литургии состоялась праздничная трапеза, в которой приняли участие духовенство и гости монастыря.

Пре­по­доб­ный Мак­сим Грек (XV–XVI в.), быв­ший сы­ном бо­га­то­го гре­че­ско­го са­нов­ни­ка в го­ро­де Ар­те (Ал­ба­ния), по­лу­чил бле­стя­щее об­ра­зо­ва­ние. В юно­сти он мно­го пу­те­ше­ство­вал и изу­чал язы­ки и на­у­ки в ев­ро­пей­ских стра­нах; по­бы­вал в Па­ри­же, Фло­рен­ции, Ве­не­ции. По воз­вра­ще­нии на ро­ди­ну при­был на Афон и при­нял ино­че­ство в Ва­то­пед­ской оби­те­ли. Он с увле­че­ни­ем изу­чал древ­ние ру­ко­пи­си, остав­лен­ные на Афоне ино­че­ство­вав­ши­ми гре­че­ски­ми им­пе­ра­то­ра­ми (Ан­д­ро­ни­ком Па­лео­ло­гом и Иоан­ном Кан­та­ку­зе­ном). В это вре­мя ве­ли­кий князь Мос­ков­ский Ва­си­лий Иоан­но­вич (1505–1533) по­же­лал разо­брать­ся в гре­че­ских ру­ко­пи­сях и кни­гах сво­ей ма­те­ри, Со­фии Па­лео­лог, и об­ра­тил­ся к Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху с прось­бой при­слать ему уче­но­го гре­ка. Инок Мак­сим по­лу­чил ука­за­ние ехать в Моск­ву. По при­бы­тии ему бы­ло по­ру­че­но пе­ре­ве­сти на сла­вян­ский язык тол­ко­ва­ние на Псал­тирь, за­тем тол­ко­ва­ние на кни­гу Де­я­ний апо­сто­лов и несколь­ко бо­го­слу­жеб­ных книг.

Пре­по­доб­ный Мак­сим усерд­но и тща­тель­но ста­рал­ся ис­пол­нять все по­ру­че­ния. Но, вви­ду то­го, что сла­вян­ский язык не был род­ным для пе­ре­вод­чи­ка, есте­ствен­но, воз­ни­ка­ли неко­то­рые неточ­но­сти в пе­ре­во­дах.

Мит­ро­по­лит Мос­ков­ский Вар­ла­ам вы­со­ко це­нил тру­ды пре­по­доб­но­го Мак­си­ма. Ко­гда же мос­ков­ский пре­стол за­нял мит­ро­по­лит Да­ни­ил, по­ло­же­ние из­ме­ни­лось.

Но­вый мит­ро­по­лит по­тре­бо­вал, чтобы пре­по­доб­ный Мак­сим пе­ре­во­дил на сла­вян­ский язык цер­ков­ную ис­то­рию Фе­о­до­ри­та. Мак­сим Грек ре­ши­тель­но от­ка­зал­ся от это­го по­ру­че­ния, ука­зы­вая на то, что «в сию ис­то­рию вклю­че­ны пись­ма рас­коль­ни­ка Ария, а сие мо­жет быть опас­но для про­сто­ты». Этот от­каз по­се­ял рознь меж­ду пре­по­доб­ным и мит­ро­по­ли­том. Несмот­ря на неуря­ди­цы, пре­по­доб­ный Мак­сим про­дол­жал усерд­но тру­дить­ся на ни­ве ду­хов­но­го про­све­ще­ния Ру­си. Он пи­сал пись­ма про­тив ма­го­ме­тан, па­пиз­ма, языч­ни­ков. Пе­ре­вел тол­ко­ва­ния свя­ти­те­ля Иоан­на Зла­то­устана Еван­ге­лия от Мат­фея и Иоан­на, а так­же на­пи­сал несколь­ко соб­ствен­ных со­чи­не­ний.

Ко­гда ве­ли­кий князь на­ме­ре­вал­ся рас­торг­нуть свой брак с су­пру­гой Со­ло­мо­ни­ей из-за ее неплод­ства, от­важ­ный ис­по­вед­ник Мак­сим при­слал кня­зю «Гла­вы по­учи­тель­ные к на­чаль­ству­ю­щим пра­во­вер­ных», в ко­то­рых он убе­ди­тель­но до­ка­зал, что по­ло­же­ние обя­зы­ва­ет кня­зя не по­ко­рять­ся жи­вот­ным стра­стям. Пре­по­доб­но­го Мак­си­ма за­клю­чи­ли в тем­ни­цу. С то­го вре­ме­ни на­чал­ся но­вый, мно­го­стра­даль­ный пе­ри­од жиз­ни пре­по­доб­но­го. Неточ­но­сти, об­на­ру­жен­ные в пе­ре­во­дах, бы­ли вме­не­ны пре­по­доб­но­му Мак­си­му в ви­ну, как умыш­лен­ная пор­ча книг. Тя­же­ло бы­ло пре­по­доб­но­му в тем­ни­це, но сре­ди стра­да­ний пре­по­доб­ный стя­жал и ве­ли­кую ми­лость Бо­жию. К нему явил­ся Ан­гел и ска­зал: «Тер­пи, ста­рец! Эти­ми му­ка­ми из­ба­вишь­ся веч­ных мук». В тем­ни­це пре­по­доб­ный ста­рец на­пи­сал уг­лем на стене ка­нон Свя­то­му Ду­ху, ко­то­рый и ныне чи­та­ет­ся в Церк­ви: «Иже ман­ною пре­пи­тавый Из­ра­и­ля в пу­сты­ни древ­ле, и ду­шу мою, Вла­ды­ко, Ду­ха на­пол­ни Все­свя­та­го, яко да о Нем бла­го­угод­но слу­жу Ти вы­ну. »

Через шесть лет пре­по­доб­но­го Мак­си­ма осво­бо­ди­ли от тю­рем­но­го за­клю­че­ния и по­сла­ли под цер­ков­ным за­пре­ще­ни­ем в Тверь. Там он жил под над­зо­ром доб­ро­душ­но­го епи­ско­па Ака­кия, ко­то­рый ми­ло­сти­во об­хо­дил­ся с невин­но по­стра­дав­шим. Пре­по­доб­ный на­пи­сал ав­то­био­гра­фи­че­ское про­из­ве­де­ние «Мыс­ли, ка­ки­ми инок скорб­ный, за­клю­чен­ный в тем­ни­цу, уте­шал и укреп­лял се­бя в тер­пе­нии». Вот несколь­ко слов из это­го яр­ко­го со­чи­не­ния: «Не ту­жи, не скор­би, ни­же тос­куй, лю­без­ная ду­ша, о том, что страж­дешь без прав­ды, от ко­их по­до­ба­ло бы те­бе при­ять все бла­гое, ибо ты поль­зо­ва­ла их ду­хов­но, пред­ло­жив им тра­пе­зу, ис­пол­нен­ную Свя­та­го Ду­ха. » Лишь через два­дцать лет пре­бы­ва­ния в Тве­ри пре­по­доб­но­му раз­ре­ши­ли про­жи­вать сво­бод­но и сня­ли с него цер­ков­ное за­пре­ще­ние. По­след­ние го­ды сво­ей жиз­ни пре­по­доб­ный Мак­сим Грек про­вел в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре. Ему бы­ло уже око­ло 70 лет. Го­не­ния и тру­ды от­ра­зи­лись на здо­ро­вье пре­по­доб­но­го, но дух его был бодр; он про­дол­жал тру­дить­ся. Вме­сте со сво­им ке­лей­ни­ком и уче­ни­ком Ни­лом пре­по­доб­ный усерд­но пе­ре­во­дил Псал­тирь с гре­че­ско­го на сла­вян­ский язык. Ни го­не­ния, ни за­клю­че­ния не сло­ми­ли пре­по­доб­но­го Мак­си­ма.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 21 ян­ва­ря 1556 го­да. Он по­гре­бен у се­ве­ро-за­пад­ной сте­ны Ду­хов­ской церк­ви Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры. За­сви­де­тель­ство­ва­но нема­ло бла­го­дат­ных про­яв­ле­ний, свер­шив­ших­ся у гроб­ни­цы пре­по­доб­но­го, на ко­то­рой на­пи­са­ны тро­парь и кондак ему. Лик пре­по­доб­но­го Мак­си­ма ча­сто изо­бра­жа­ет­ся на иконе Со­бо­ра Ра­до­неж­ских свя­тых.

04 июля/21 июня – об­ре?те­ние мо­щей

Над ме­стом по­гре­бе­ния Мак­си­ма Гре­ка бы­ла воз­двиг­ну­та при­стро­ен­ная к Ду­хов­ско­му хра­му ча­сов­ня – так на­зы­ва­е­мая Мак­си­мо­ва па­лат­ка. Она неод­но­крат­но пе­ре­стра­и­ва­лась и рас­ши­ря­лась (на­при­мер, при митр. Пла­тоне (Лев­шине), за­тем в 1847 го­ду). А в 1938–1940 го­дах бы­ла уни­что­же­на. В 1988 го­ду во вре­мя празд­но­ва­ния 1000-ле­тия Кре­ще­ния Ру­си на Со­бо­ре, про­хо­див­шем в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, сре­ди но­во­про­слав­лен­ных рус­ских свя­тых ка­но­ни­зи­ро­ван и пре­по­доб­ный Мак­сим Грек. Оста­вал­ся от­кры­тым во­прос о ме­сто­на­хож­де­нии его свя­тых мо­щей. К мо­мен­ту об­ще­цер­ков­но­го про­слав­ле­ния над мо­ги­лой не оста­ва­лось ни­ка­ких ви­ди­мых сле­дов. По­это­му воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в ар­хео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках. Ра­бо­та­ми ру­ко­во­дил ар­хео­лог С.А. Бе­ля­ев. 24 июня 1996 го­да ду­хов­ник Лав­ры ар­хи­манд­рит Ки­рилл (Пав­лов) со­вер­шил мо­ле­бен пре­по­доб­но­му Мак­си­му в Ду­хов­ской церк­ви Лав­ры. За бо­го­слу­же­ни­ем мо­ли­лись бра­тия, вос­пи­тан­ни­ки Мос­ков­ских Ду­хов­ных школ и участ­ни­ки рас­ко­пок. Во втор­ник 1 июля о ре­зуль­та­тах про­ве­ден­ных ра­бот и об об­на­ру­же­нии чест­ных остан­ков пре­по­доб­но­го Мак­си­ма Гре­ка был сде­лан по­дроб­ный до­клад Свя­тей­ше­му пат­ри­ар­ху. Его свя­тей­ше­ство дал бла­го­сло­ве­ние на ан­тро­по­ло­ги­че­ское осви­де­тель­ство­ва­ние, ко­то­рое ве­ду­щие спе­ци­а­ли­сты Рос­сий­ской Ака­де­мии на­ук про­из­ве­ли 2 июля. При со­по­став­ле­нии чест­ной гла­вы с древни­ми изо­бра­же­ни­я­ми пре­по­доб­но­го Мак­си­ма вы­яви­лись чер­ты сход­ства. На ос­но­ва­нии за­клю­че­ния ан­тро­по­ло­гов 3 июля 1996 го­да свя­тей­ший пат­ри­арх бла­го­сло­вил под­нять чест­ные остан­ки. До недав­не­го вре­ме­ни мо­щи пре­по­доб­но­го Мак­си­ма по­ко­и­лись в Успен­ском со­бо­ре Лав­ры. 9 ап­ре­ля 2013 го­да по бла­го­сло­ве­нию свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла они бы­ли тор­же­ствен­но пе­ре­не­се­ны об­рат­но в Ду­хов­ской храм. Ра­ка уста­нов­ле­на на ме­сте об­ре­те­ния мо­щей пре­по­доб­но­го (у се­вер­ной сте­ны).

4 июля нового стиля установлено совершать память обретения мощей преподобного Максима Грека. В настоящее время рака с его мощами находится в Трапезном храме Лавры с левой стороны.

Смотрите так же:  Покровский монастырь метро пролетарская

По материалам: https://azbyka.ru/days/sv-maksim-grek

Престольный праздник Андреевской обители

21 июня, в день памяти святого великомученика Феодора Стратилата, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Надвратном храме на престоле, освященном в честь этого святого. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря игумен Георгий. По окончании литургии служащая братия и прихожане совершили Крестный ход.

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной «лжи безбожия». Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: «Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей». Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, «яко день светозарен», для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души «светлыми своего страдания лучами». Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: «Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому». Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: «Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах». Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав «аминь», он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 (21) февраля 319 года, в субботу, в третий час дня. Его тело, согласно последней воле, было погребено в его родном городе Евхаите, куда его перенесли 8 (21) июня.

По материалу: https://days.pravoslavie.ru/Life/life413.htm

Троицкая Родительская суббота

15 июня, в Троицкую Вселенскую родительскую субботу, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон. По окончании Литургии братией монастыря была отслужена соборная панихида.

В течение богослужебного года Церковь совершает две Вселенские родительские субботы: перед праздником Святой Троицы и за неделю до начала Великого поста. Оба этих дня посвящены памяти всех от века почивших православных христиан.

Кондак Вселенской Родительской субботы, глас 8

Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная.

5 июня, в день Отдания Пасхи, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Отданием в церковном календаре называется день, когда торжественно заканчивается совершение церковного праздника, а сам период продолжения празднования называется попразднством. Двунадесятые праздники имеют обычно период попразднства в пределах недели, но Пасха, как Праздников Праздник и Торжество Торжеств, имеет период попразднства в 39 дней, непосредственно примыкая к следующему великому событию Евангельской истории, Вознесению Господа нашего Иисуса Христа, которое, по Священному Писанию, произошло на сороковой день. Таким образом, последний из дней празднования Пасхи и является Отданием. В этот день как бы обозревается весь прошедший Пасхальный период, и в начало служб Отдания включаются пасхальные последования, которые были характерны только для самого Праздника Пасхи и дней Светлой седмицы. Может использоваться и другой вариант, когда вся служба Отдания служится пасхальным чином, полностью повторяя службы дней Пасхи и Светлой седмицы. Все это дается нам в утешение, чтобы, прощаясь в этом церковном году с Праздником Праздников, мы бы продолжали ощущать, что Христос всегда остается посреди нас, и что светлая радость Христова Воскресения неизменно спребывает с нами.

И затем, в оставшееся время церковного года, каждый новый воскресный день — Малая Пасха — напоминает нам суть нашей веры, которую мы выражали радостным пасхальным приветствием: «Христос воскресе!»

Память Владимирской иконы

3 июня, в день памяти Владимирской иконы Божией Матери и святых благоверных равноапостольных царя Константина и царицы Елены, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес духовник монастыря иеромонах Георгий.

Владимирская икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой, была принесена на Русь из Византии в начале XII века. Через Свой лик, изображенный на этой иконе, Матерь Божия неоднократно являла помощь русскому народу и защищала от нашествия иноплеменников. Празднование Владимирской иконе 3 июня было установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 г.

Святая равноапостольная царица Елена (ок. 250—330) прославилась своей благочестивой деятельностью по распространению христианства в Римской империи, бывшей в то время языческим государством. Именно благодаря ей были проведены раскопки в Иерусалиме, в процессе которых были обретены важнейшие христианские святыни: Гроб Господень и Животворящий Крест.

Святой равноапостольный царь Константин, римский император, — сын святой царицы Елены. Будучи вначале по мировоззрению язычником, он обратился в христианство после того, как чудесно явившийся ему во сне Христос повелел начертать на щитах и знаменах войска перед решающей битвой буквы ХР, а во время самой битвы на следующий день Константин увидел на небе знамение Креста и услышал голос «Сим победиши».

Константин был первым римским императором, официально прекратившим гонения на христиан, а затем давшим христианской Церкви статус государственной религии. Впоследствии он созвал Первый Вселенский собор, осудивший ересь Ария и исповедавший Христа единосущным Отцу и Истинным Богом.

Также Константин Великий построил новую столицу Римской империи, названную в честь его имени Константинополем, на месте старинного города Византия. Константинополю был усвоен статус второй столицы, Второго Рима, и впоследствии, после разделения империи на Западную и Восточную части, Константинополь стал столицей нового государства, Византии, сохранявшей и развивавшей православную веру, в противовес латинствующему Западу. Как известно, именно из Византии Русь получила православную веру и православную церковную иерархию при святом равноапостольном Князе Владимире.

26 мая, в воскресный день, который называется в церковном календаре Неделя о самаряныне, епископ Дмитровский Феофилакт, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря и управляющий Юго-западным викариатством города Москвы, совершил с братией монастыря Литургию в Соборном храме Воскресения Словущего. Проповедь по Запричастном стихе произнес благочинный монастыря игумен Никон.

В этот воскресный день мы слышим чтение 4-й главы Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о том, как Христос, утрудившись от пути, присел около колодца и просил дать ему пить воды у женщины Самарянки. Самарянами назывался народ, возникший от остатков иудейского народа и язычников, пришедших в Иудею во время вавилонского завоевания. Самаряне приняли Пятикнижие пророка Моисея, однако продолжали служить своим языческим богам. Именно поэтому Самарянка с удивлением отнеслась к просьбе Христа, так как «Иудеи с Самарянами не сообщаются».

Однако Христос, желая показать, что Свет истинного Богопознания воссиял теперь для всех народов, прежде «сидевших во тьме и сени смертной» (Мф. 4:16), отвечает ей: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.»

И затем, открыв женщине только ей известные события ее жизни, Христос дает новое учение об истинном Богопознании, когда говорит:

«поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

Заседание коллегии по монастырям и монашеству

23 мая в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоялось заседание Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству (СОММ), в котором приняли участие наместники и игумении ставропигиальных монастырей Русской Православной Церкви.

В приветственном слове перед началом заседания председатель Синодального отдела архиепископ Каширский Феогност представил собравшимся новых членов Коллегии СОММ, которые согласно благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 2019 года включены в ее состав. Новыми членами Коллегии СОММ стали: епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря; епископ Можайский Леонид, наместник Введенского мужского ставропигиального монастыря Оптина пустынь; епископ Бронницкий Фома, наместник Донского ставропигиального мужского монастыря; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата; архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель Московского подворья Оптиной пустыни, пресс-секретарь СОММ; архимандрит Варлаам (Максаков), настоятель Успенского Георгиевского монастыря Уфимской епархии; игумен Исаакий (Иванов), настоятель Иоанно-Богословского мужского монастыря Рязанской епархии; игумен Петр (Мажетов), настоятель Косьминской мужской пустыни Серовской епархии; иеромонах Иоанн (Лудищев), и.о. наместника Сретенского ставропигиального мужского монастыря; игумения Неонилла (Фролова), настоятельница Никольского Шостьенского ставропигиального женского монастыря.

Смотрите так же:  Свято троицкий монастырь чебоксары

Затем архиепископ Феогност ознакомил участников с повесткой заседания и предложил архимандриту Стефану (Тараканову), заместителю председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятелю московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, рассказать о направлении работы СОММ, связанном с инспекционными поездками членов Коллегии в епархиальные монастыри Русской Православной Церкви. Предваряя выступление архимандрита Стефана, председатель Отдела поблагодарил членов Коллегии за проделанную в 2019 году работу и выразил надежду, что братское молитвенное и деловое общение с монастырями, которые посетили представители Отдела, будет продолжено и епархиальные обители смогут и в дальнейшем обращаться за помощью в Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

Архимандрит Стефан сообщил, что до конца текущего года члены Коллегии СОММ посетят 17 епархий Русской Православной Церкви. Его Высокопреподобие также напомнил членам Коллегии, что Синодальным отделом по монастырям и монашеству были созданы специальные памятки для выезжающих в монастыри с инспекционными поездками, где подробно описано, на что необходимо обращать внимание при посещении епархиальных обителей. Особого внимания, подчеркнул архимандрит Стефан, требуют внутренняя жизнь монастырей, духовная жизнь обителей и духовное образование монашествующих. Заместитель председателя СОММ попросил членов Коллегии при посещении епархий проявлять заботу о поставленных недавно игуменах и игумениях и открывшихся в епархиях новых монастырях. В завершение выступления докладчик рассказал, какие именно сведения надлежит включать в отчеты о поездках.

Заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) в своем выступлении поделилась с участниками заседания обобщенным опытом взаимодействия членов Коллегии Отдела с открытыми недавно монастырями и новоназначенными игуменами/игумениями епархиальных монастырей, напомнив, что главной задачей СОММ является оказание помощи обителям. За период с мая 2019 года по май 2019 года в Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации было открыто пять новых монастырей в Ставропольской, Петрозаводской, Уфимской и Оренбургской епархиях. За этот же период стажировку в ставропигиальных и благоустроенных епархиальных обителях прошли 19 вновь назначенных игуменов и игумений. Важно, чтобы монастыри не чувствовали себя изолированно, чтобы игумены и игумении не боялись говорить о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться. Матушка Иулиания также отметила, что неформальное братское или сестринское отношение является определяющим в развитии взаимодействия между монастырями. По мнению заместителя председателя СОММ, у многих членов Коллегии сложились именно такие отношения с теми монастырями, куда были предприняты инспекционные поездки.

Настоятельница Зачатьевской обители поделилась воспоминаниями, как в начале своего игуменского служения она получила большую пользу от присутствия при обсуждении трудных вопросов монастырской жизни опытными игумениями. Игумения Иулиания также отметила, какое значение для формирования правильного руководства обителью имеют монашеские встречи и конференции. Матушка высказала пожелание игуменам и игумениям принимать участие в проводимых Отделом встречах, а при отсутствии такой возможности — знакомиться с материалами конференций. Доклады и сообщения духовно опытных игуменов, Преосвященных архиереев могут восполнить недостаток живого общения. Отделом изданы и размещены на сайте «Монастырский вестник» материалы всех конференций. Также доступны печатные версии докладов.

Наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Петр (Еремеев) выступил перед участниками заседания с сообщением об организации системы базового богословского образования монашествующих. Игумен Петр напомнил, что начавшийся в 2019 году процесс апробации стандарта базового богословского образования позволил получить церковную аккредитацию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви двенадцати соискателям. В 2019 году запланировано открытие курсов в семи митрополиях.

Доклад пресс-секретаря Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрита Мелхиседека (Артюхина) зачитала главный редактор сайта «Монастырский вестник» Е.П. Орлова. Среди основных направлений информационной деятельности СОММ в докладе были выделены следующие: наполнение портала СОММ новостными и публицистическими материалами о событиях монастырской жизни; формирование базы данных (в настоящее время — епархиальных монастырей Русской Православной Церкви), издательская деятельность и работа монастырей в социальных сетях. Как было отмечено в докладе, на текущий момент в базе данных портала СОММ созданы страницы 428 монастырей 100 епархий. Однако не все монастыри предоставили о себе данные для наполнения базы, в связи с чем информацию об обителях специалистам Отдела приходится находить в открытых источниках, в том числе на сайтах монастырей. Редакторы Информационной службы СОММ обращаются с просьбой к ответственным за информационную работу в монастырях: регулярно обновлять свои страницы, проверять, не устарели ли сведения о наместниках, актуальны ли расписания богослужений и проч.

От лица пресс-секретаря Отдела Е.П. Орлова поблагодарила руководителей монастырей, которые предоставили анкетные данные о себе для базы данных, а также тех, кто регулярно присылает новости и анонсы предстоящих событий монастырской жизни, и ответственных за работу в социальных сетях. Сегодня число подписчиков на монастырские страницы в соцсетях растет быстрее, чем число посетителей сайтов обителей. Учитывая эту тенденцию, специалисты Информационной службы рекомендуют перенимать положительный опыт у монастырей, чьи страницы пользуются популярностью в сети, приобретенной благодаря качественному контенту и квалифицированной модерации комментариев. Среди положительных примеров были названы страницы «ВКонтакте» Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря, Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря, страницы в сети «Фейсбук» Свято-Троицкой Сергиевой лавры и епископа Троицкого Панкратия, наместника Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

В заключительной части выступления, посвященного информационной работе Синодального отдела по монастырям и монашеству, главный редактор сайта «Монастырский вестник» напомнила участникам заседания о необходимости отражения в информационном пространстве многообразной просветительской, образовательной, социальной, научной и иной деятельности, которую ведут монастыри Русской Православной Церкви. Именно такого рода информация, по мнению специалистов Информационной службы СОММ, способна стать противоядием от антицерковных настроений современного секулярного общества.

С.А. Анохина, помощник председателя СОММ по вопросам реставрации, выступила с предложением организовать краткосрочные курсы с программой, охватывающей общие вопросы сохранения, музеефикации объектов культурного наследия, в которых располагаются монастыри, а также юридические аспекты взаимодействия с госорганами охраны культурного наследия.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству уделяет большое внимание повышению квалификации представителей ставропигиальных монастырей, отвечающих за организацию сохранения объектов культурного наследия в монастырских комплексах. Представители монастырей участвуют в симпозиумах, конференциях и других научных мероприятиях, позволяющих получать значительный объем информации по этому направлению, большинство из них имеют специальное образование. Так, например, в Свято-Троицкой Сергиевой лавре вопросами реставрации памятников занимается архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ С.В. Демидов, в Даниловом монастыре — архитектор высшей категории, федеральный эксперт Минкультуры РФ Е.А. Воронцова, в Соловецком монастыре — архитекторы М.В. Пирогов, Н.В. Соколова, в Зачатьевском монастыре — инженер И.Г. Сопов.

С.А. Анохиной были предложены направления и темы, по которым могли бы обучаться представители монастырских комплексов, отвечающие за реставрацию объектов культурного наследия обителей. Среди них — музейное направление, архитектурная и инженерная реставрация, реставрация икон и настенной живописи, юридические аспекты передачи религиозным организациям объектов культурного наследия и музейных ценностей.

Продолжая тему информационной деятельности монастырей, опытом ведения личной страницы в сети «Фейсбук» поделился епископ Троицкий Панкратий, наместник Валаамской Спасо-Преображенской обители. Среди особенностей работы в социальных сетях епископ Панкратий выделил необходимость личного участия человека, который ведет свою страницу. Социальные сети являются средой для общения молодежи. Молодых людей чаще можно встретить среди подписчиков монастырских страниц, чем среди посетителей официальных сайтов обителей. Имея потребность в общении, молодежь стремится находить единомышленников, объединяться в группы по интересам, участвовать в обсуждении актуальных тем. Православных людей интересует внутренняя жизнь монастырей. Вокруг монастырских страниц часто формируется своего рода виртуальная община, которая по численности может превышать общину прихожан обители. У этих людей есть запрос на живое общение: их мало интересует официоз, они хотят, чтобы с ними искренне говорили о проблемах, честно отвечали на их вопросы. Однако, считает владыка, посты на своей странице надо уметь прочитывать не только глазами друзей. Война против Церкви и человека ведется в том числе и в пространстве социальных сетей. В этой связи епископ Панкратий отметил необходимость квалифицированного подхода к информационной работе в монастырях.

На Коллегии в очередной раз был поднят не утрачивающий актуальности вопрос об использовании в монастырях современных средств связи. Игумения Иулиания (Каледа) поделилась своим опытом организации послушаний, требующих работы с мобильным телефоном и компьютерами. Телефоном имеют право пользоваться только игумен/игумения и старшие братия/сестры. Компьютер с выходом в интернет также используется только по послушанию ограниченным кругом лиц. По возможности насельники монастыря освобождаются от подобных послушаний, и они передаются мирским сотрудникам и помощникам из числа прихожан.

О том, как в монастырях решаются вопросы выхода насельников монастырей за стены обители, поделились с участниками заседания епископ Воскресенский Дионисий, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, и игумения Елисавета (Позднякова), настоятельница ставропигиального женского монастыря Марфо-Мариинская обитель милосердия. Епископ Дионисий отметил, что помочь братии в вопросе удаления от мира в наши дни невозможно, увеличивая высоту стен и бдительность привратников. На духовном Соборе братия Новоспасской обители приняла решение составить свод внутренних правил для насельников обители, главу из которых, посвященную вопросу выхода насельников монастыря за стены обители, епископ Дионисий предложил обсудить участникам заседания. Владыка предупредил, что кому-то эти правила могут показаться очень суровыми, однако их смысл заключается не в организации внешнего порядка, а лишь в том, чтобы братия учились жить по благословению. Ограничение использования мобильных устройств, по мнению наместника Новоспасского монастыря, напрямую связано с исполнением обетов удаления от мира.

Игумения Елисавета (Позднякова) рассказала, что поскольку Марфо-Мариинская обитель милосердия занимается социальной деятельностью, то в монастыре многими вопросами занимаются сотрудники обители, что сильно снижает необходимость выхода сестер за ее пределы. Монастырь активно пользуется службой доставки нужных для жизни сестер вещей. Закупки совершаются, как правило, централизованно. На время отдыха сестры выезжают на монастырское подворье или, что бывает крайне редко, ездят в паломнические поездки к святыням. Лечение насельницы монастыря проходят в больнице святителя Алексия или у специалистов, которых рекомендуют ее врачи. По мнению матушки Елисаветы, выход сестер из обители, в том числе и связанный с лечением и отдыхом, должен осуществляться только по благословению игумении монастыря.

Выступления епископа Можайского Леонида, наместника Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь, и игумении Викторины (Перминовой), настоятельницы Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря, были посвящены значению богослужения в жизни обители, в том числе контролю за посещением монашествующими служб суточного круга. Владыка Леонид напомнил: из летописей Оптиной пустыни известно, что в XIX веке посещение богослужений для насельников было обязательным. Нынче это правило относится, прежде всего, к полунощнице, и в целом наместник и благочинный обители не оставляют без внимания то, насколько регулярно братия бывает на службах.

Матушка Викторина рассказала, как постепенно она и сестры шли к пониманию того, что богослужение является центром монашеского бытия, как с течением времени удалось осуществить в монастыре совершение полного суточного круга богослужений. Благословение и направление на этот путь были получены непосредственно от приснопоминаемого Святейшего Патриарха Алексия II, по словам игумении Викторины, «очень четко сказавшего о первостепенности богослужения и молитвы в жизни монаха и необходимости возрождать молитвенное делание». Желание быть на богослужении все остальное ставит на свои места, сказала матушка: «Господь помогает сделать необходимое и все успеть». Именно любовь иноков к богослужению и сам единый богослужебный ритм определяют правильное устроение обители.

Подводя итоги заседания, архиепископ Феогност от лица монашествующих выразил благодарность Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу за организацию работы Синодального отдела по монастырям и монашеству и предоставленную возможность делиться опытом и учиться друг у друга монашеской жизни.