Меню

Монастырь осиос лукас это

Жемчужина Беотии: Монастырь Осиос Лукас

Монастырь святого Луки (Осиос Лукас) является одновременно крупным духовным центром, история которого насчитывает более 1000 лет, и одним из наиболее выдающихся памятников византийского зодчества и изобразительного искусства. Он расположен на западных склонах горы Геликон, в живописной холмистой местности между Беотией и Фокидой. В древности на соседнем холме находился город Стирий, а на том месте, где сейчас монастырь, был храм Деметры.

Преподобный Лука (Стириот)

Монастырь был основан преподобным Лукой в Х веке.

Святой Лука происходил с острова Эгина, однако его родителям пришлось бежать сначала в прибрежную Фокиду, а затем и внутрь страны, спасаясь от набегов сарацин. Святой Лука, третий из семи детей Стефана и Евфросинии, родился в 896 году в окрестностях Дельф. С детства он проявлял склонность к подвижнической жизни и уже в возрасте 14 лет покинул дом, чтобы несколько позднее принять постриг в Афинах. На протяжении нескольких лет он подвизался в Фокиде, на месте нынешнего местечка Яннимаки, где была церковь святых бессребреников Космы и Дамиана. Там же святой принял великую схиму. Много лет святой Лука провел в скитаниях, спасаясь от набегов варваров. Он жил в окрестностях Коринфа, возвращался в Яннимаки, провел по нескольку лет в местности Калами к востоку от острова Антикитира, затем на острове Ампелон.

Наконец в 946 году преподобный Лука поселился на том месте, где впоследствии был основан монастырь его имени. Святой Лука вел суровую отшельническую жизнь, отличаясь строгим благочестием. Уже при жизни он был прославлен чудотворениями, которые умножились после его блаженной кончины. Огромную славу святому принесло его пророчество, высказанное в 942 году, о возвращении под власть Константинополя острова Крит — и действительно, через десять лет после смерти преподобного Луки византийский император Никифор Фока освободил остров от сарацин.

Постепенно вокруг скромной кельи с маленькой церковью стали собираться другие монахи, имена некоторых из них (Григорий, Панкратий, Феодосий) дошли до нас. Поддержку святому оказывали и столичные вельможи, занимавшие высокие посты в Константинополе, и сам император. С их помощью святой начал строительство церкви св. Варвары, но не успел увидеть воплощение своего замысла. Святой Лука скончался в 953 году, за несколько месяцев до этого предсказав свою кончину. Ему было 56 лет. Ученики погребли преподобного Луку в его келье. Общину возглавил монах Филофей, близкими соратниками которого были и другие ученики святого.

После того, как сбылось пророчество преподобного об освобождении Крита, почитание его памяти многократно возросло. Нет сомнений, что церковь св. Варвары и кафедральный собор (кафоликон) были построены на богатые пожертвования из столицы империи. Так в отдаленной византийской провинции возник новый крупный духовный центр.

Вход в монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

Строительство монастыря приходится на конец Х — начало XI века, в период так называемого Македонского ренессанса, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи.

К XIII веку ситуация изменилась коренным образом: в 1204 году столицу империи Константинополь захватили крестоносцы, участники IV крестового похода. Господство западноевропейцев (греки называли их франками) распространилось и на материковую Грецию. Как сообщает Иоанн Апокавк, монастырь испытал значительные разрушения и потерял большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь был отдан католическим монахам-храмовникам. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил монастырь и лишил его главного сокровища — мощей преподобного Луки (они находились на протяжении веков в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). Монастырь был вновь разграблен франками в 1312 году. Греческим православным монахам удалось впоследствии вновь водвориться в монастыре, но он потерял свое былое величие на долгие века франкского, а затем и турецкого владычества.

Некоторые разрушения претерпел монастырь и в 1780 году, когда известный клефт [1] Андрицос Верусис выдержал в обители вместе с 95 соратниками осаду трехтысячного турецкого отряда и сумел вырваться невредимым.

Наконец, 26 марта 1821 года епископ Салонский Исаия вместе со сподвижниками поднял в монастыре знамя восстания против турецкого ига, и обитель на долгие годы войны стала опорным пунктом греческих отрядов в Беотии и Фокиде.

Главным событием новейшей истории монастыря стало возвращение мощей святого Луки из Венеции в 1986 году. Тысячи верующих ежегодно стекаются в монастырь, чтобы поклониться святому.

С 1990 года монастырь св. Луки входит в реестр памятников, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Сейчас монастырь является одновременно центром паломничества и туризма. В обители регулярно совершаются богослужения.

Монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

Комплекс монастыря в целом хорошо сохранился, в особенности это касается кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (первоначально была посвящены св. Варваре). Также хорошо сохранилась крипта [2] кафоликона с фресками, трапезная, башня-звонница и остатки древних келий. В наше время посетители попадают в монастырь через южные ворота, тогда как исторически главный вход находился в северо-восточной части комплекса. Также дошли до нас «вордонарий», где содержался монастырский скот, и «фотанама» — квадратное строение, где постоянно поддерживался огонь. Монастырь в древности располагал оборонительными сооружениями, водопроводом и цистерной для сбора питьевой воды, так что мог выдержать длительную осаду, что в Х веке было актуально для этой области.

Древнейшая из сохранившихся церквей в монастыре — св. Варвары, ныне посвященная Пресвятой Богородице. Это здание было завершено два года спустя после смерти св. Луки, в 955 году, на деньги фиванского стратига, помогавшего строительству обители. Сейчас это здание оказалось встроенным в кафоликон. Здесь сохранилось несколько фресок XI-XII веков, а также очень известная фреска Х века, изображающая судью Израильского Иисуса Навина.

Хорошо сохранилась крипта под кафоликоном, выстроенная в форме креста. Первоначально крипта служила местом захоронения мощей святого Луки, однако в наше время там находится только пустая рака, в то время как мощи святого положены в верхнем храме. Сравнительно недавно были освобождены от слоя штукатурки и отреставрированы фрески крипты, датируемые началом XI века. В сводах потолка изображены апостолы и преподобные, а также монахи монастыря и его настоятель, ктитор храма Филофей.

Монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

Сам кафоликон построен около 1012 года. Храм выстроен в крестово-купольной системе, обычной для византийского церковного зодчества того времени. Его внешний вид характеризуется нарядной разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построен с использованием в качестве материала остатков античного храма Деметры, находившегося на этом месте. Но при этом основной акцент сделан не на внешний вид, а на внутреннее убранство храма.

В плане храм представляет крест с тремя нефами в центральной части и нартексом [3] в притворе. В центре возвышается очень большой девятиметровый купол, в круглом тимпане которого — 16 небольших световых окон. Тяжесть купола, распределенную через так называемые паруса, принимают на себя четыре мощных столба, упирающихся в пол в глубине храма так, что наблюдатель под куполом не видит их огромной толщины и получает впечатление, что невесомый купол как бы парит в воздухе. Мозаики, выполненные на золотом фоне, отражают каждый луч света, попадающий в храм из-под купола и из окон первого этажа и гинеконита (место для женщин) усиливая впечатление легкости всей конструкции. Помимо знаменитых мозаик, храм украшен также фресками в галерее второго этажа (гинеконите).

Последнее крупное строение монастыря — трапезная. Во время Второй мировой войны, в 1943 году, она была повреждена бомбардировками и восстановлена в последние годы. Это большое двухэтажное здание, помимо трапезной, включавшее в древности ряд монастырских служб. В здании были найдены несколько фресок. Сейчас там находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.

Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

Мозаики главного храма монастыря являются одним из наиболее выдающихся образцов византийского монументального искусства во всем мире. Мозаики созданы константинопольскими мастерами, их отличает четкая система иконографии, неповторимый стиль, тонкость исполнения и в то же время строгость композиции.

Монастырь святого Луки был одновременно царским, то есть находился под покровительством императоров, и сельским, удаленным от главных центров империи. Оба этих обстоятельства наложили свой отпечаток на схему расположения мозаик и выбор сюжетов. Нет сомнений, что создание такого памятника в провинции говорит о высочайшем уважении, которое питали императоры к основателю обители — святому Луке. Впечатляет и огромная площадь мозаик — в сущности, они занимают все внутреннее пространство церкви, видимое с уровня пола. О провинциальном аспекте мозаичного убранства говорит, прежде всего, монашеская строгость и даже суровость изображений (композиции нартекса выдержаны в несколько более свободном стиле), относительная скупость цветов, строжайшая симметрия.

Как отмечает в своей работе «Мозаики византийских храмов» известный немецкий исследователь Отто Демус, «из всех сохранившихся памятников самой строгой иконографической системой обладает Осиос Лукас. Мозаики этого храма расположены с абсолютной симметрией относительно оси запад-восток, и даже позы, одежды и цвет второстепенных фигур во второстепенных компартиментах церкви в соответствии с их положением выбраны с учетом этой оси».

Монастырский характер видится и в том, что основной акцент сделан на образы святых монахов, многие из которых являются местночтимыми. Например, образы основателя обители Луки Стириота, святых Луки Гурникиота и Никона Метаноита занимают видные места, которые в других архитектурных памятниках обычно отводились отцам Церкви.

Кроме того, в композиции мозаик отражены тонкие богословские переклички, рассчитанные на образованного и внимательного зрителя. Так, на одном из сводов рядом с Христом изображен Иаков, брат Господень, а на противоположном своде Христу предстоит пророк Захария. Эта композиция говорит, таким образом, о ветхозаветной Церкви и новозаветной, сменившей ее, указывая на преемственность христианства в отношении Ветхого Завета.

Христос Пантократор. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

/p>

Среди мозаик храма только пять евангельских сцен: Благовещение (не сохранилось), Рождество Христово, Сретение и Крещение в парусах под тимпаном [4] купола, а также Пятидесятница в малом куполе над алтарем. В абсиде [5] представлена фигура Богоматери с Младенцем, сидящей на троне. В полунишах изображены отцы Церкви — святые Василий Великий, Николай Мирликийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. В диаконионе сохранились мозаики на ветхозаветные темы: Даниил во рву со львами и три отрока в пещи огненной.

Мозаика Распятия Христова. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

Основную часть мозаичного убранства храма занимают образы святых (всего их было изначально 150), преимущественно воинов и преподобных. Последнее объясняется монастырским характером мозаик, а святых воинов особенно много, вероятно, потому, что Византия в те годы, когда создавалось убранство храма, вела многочисленные войны, и защита рубежей империи была одним из главных акцентов имперской жизни. Таким образом, воины на изображениях составляют рать земную, а монахи — небесную, сражаясь за христианскую веру и православную империю.

Кроме мозаик, в храме сохранились и фрески: в куполе, юго-западной часовне, в професисе (пристройке слева от алтаря). В большинстве они относятся к периоду после 1593 года, когда мозаики храма были повреждены землетрясением. Фрески в данном случае имитируют мозаики, на которые в то время у монастыря уже не было средств. Особо выделяется строгий образ Христа Пантократора в куполе, который выглядит огромным (только высота Евангелия в руке Христа составляет 1,1 м). Есть в храме и несколько фресок XIX века, но они не представляют большой художественной ценности.

Иконостас украшали четыре иконы выдающегося критского иконописца XVI века Михаила Дамаскина, однако они были украдены из монастыря в 1980 году и до сих пор не найдены.

Обитель расположена в 152 км от Афин. Проще всего до нее добраться на автомобиле. Если следовать из Афин, то следует ехать по Национальной дороге Афины-Ламия до Фив, далее до Ливадии и Дистома, где нужно повернуть на юг, следуя указателям. Если в вашем распоряжении нет автомобиля, можно доехать на междугородном автобусе до Ливадии или Дельф, а оттуда добраться до монастыря на такси.

Мозаика Распятия Христова. Монастырь святого Луки (Осиос Лукас)

/p>

Монастырь святого Луки открыт круглый год. Вход для граждан Греции бесплатный, иностранцы должны приобрести билет. Не следует посещать монастырь в легкой одежде, например, в шортах.

Монастырь открыт для посещения ежедневно. Во время действия летнего расписания (с 3 мая по 15 сентября) монастырь открыт с 8 утра и до 14:00, затем с 16:00 до 19:00. В остальное время года доступ в монастырь разрешен с 8 до 17 часов без перерыва.

Смотрите так же:  Город киров и его монастырь

Престольные праздники обители отмечаются 7 февраля и 3 мая (по новому стилю). В Великую пятницу совершается ночная служба и крестный ход с плащаницей. В первое воскресенье после 25 марта (Благовещение) обитель празднует годовщину греческого национально-освободительного восстания против турецкого владычества. В 9 часов утра совершается праздничный молебен, а в час дня в монастыре проходят народные гуляния с участием ансамблей народных танцев из Фокиды. В первое воскресенье после 6 декабря (день возвращения мощей св. Луки) также в 9 часов служится торжественный молебен. Если позволяет погода, то совершается крестный ход с мощами святого.

Телефоны монастыря: 22670-22797, 210 321 3571.

[1] новогреческое klephtos (буквально — вор) — греческие крестьяне-партизаны, боровшиеся против турецкого господства

[2] крипта (лат. crypta, от греч. krypte — крытый ход, сокровенное место) — в Древнем Риме — сводчатое подземное помещение; в западноевропейской средневековой архитектуре — часовня под алтарной частью храма для почетных погребений

[3] притвор, помещение с западной стороны христианских храмов, предназначавшееся для лиц, не имевших права входить в храм

[4] греч.tympanon — в античной архитектуре — треугольное, западающее вглубь поле фронтона, обрамленное со всех сторон карнизом. Тимпан часто украшается скульптурой.

[5] Ап(б)сида — полукруглая ниша в восточной части византийских храмов, предназначенная для размещения алтаря

Монастырь Осиос Лукас

Строительство монастыря началось в конце Х начало XI века, в эпоху так называемого Македонского ренессанса. Это тот период, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи. Хотя в XIII веке ситуация изменилась. Так в 1204 году Константинополь, столицу империи захватили участники IV крестового похода крестоносцы. Господство западноевропейцев, т.е. так называемые греками франки распространилось и на материковую Грецию. Обитель была разрушена почти полностью, потеряв при этом большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь перешел во владение католических монахов-храмовников. Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил обитель и лишил ее главного сокровища, мощей преподобного Луки (на протяжении веков которые находились в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). В 1312 году монастырь вновь разграбили франки. Позднее он также пострадал от турецкого владычества, а в 1780 году потерпел разрушения, когда известный клефт (греческие крестьяне-партизаны) Андрицос Верусис выдержал в обители с 95 соратниками 3000 турецкий отряд.

25 марта 1821 года епископ Слонский Исаия со своими соратниками поднял в обители флаг восстания против турок, после чего монастырь на протяжении нескольких лет войны стал опорным пунктом греческих отрядов в Фокиде и Беотии.
Главным событием в истории обители произошло в 1986 году, когда возвратили из Венеции мощи святого Луки.
С 1990 года Монастырь Осиос Лукас входит в реестр памятников, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. На сегодняшний день обитель является одновременно центром паломничества и туризма. Здесь совершаются богослужения.

Самой древней из церквей монастыря является церковь святой Варвары. Она была построена в 955 году, спустя два года после смерти святого Луки на пожертвования фиванского стратига. Ныне церковь посвящена Пресвятой Богородице. Здесь сохранилась известная фреска Х столетия с изображением судьи Израильского Иисуса Навина, а также несколько фресок, датируемых XI-XII веками.

В целом комплекс обители хорошо сохранилась, а именно кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (которая сегодня посвящена святой Варваре). Хорошо сохранилась также крипта кафоликона с фресками, башня-звонница, трапезная и остатки древних келий. Посетители в монастырь попадают через южные ворота, но исторически главный вход раньше находился в северо-восточной части обители. В сохранившемся «вордонарий» содержали монахи монастырский скот, а «фотанаме», которое представляет собой квадратное строение, постоянно горел огонь. В древности обитель Осиос Лукас располагал оборонительными сооружениями, цистерной для сбора питьевой воды и водопроводом, она могла выдержать длительную осаду, что в Х столетии для этой области было актуально.
Главный храм — кафоликон построен приблизительно в 1012 году. Он выстроен в крестово-купольной системе, что является характерным для византийского церковного зодчества того времени. Внешний вид характеризуется разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построили, используя в качестве материала остатки античного храма Деметры, который находился на этом месте.

Трапезная – это последнее крупное строение монастыря, которое представляет собой двухэтажное здание. В 1943 году, во время Второй Мировой войны, она была повреждена бомбардировками. Ее восстановили в последние годы. Здесь были найдены фрески. На сегодняшний день в здании находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.

Обитель святого Луки открыт круглый год и открыт для посещения ежедневно. Летом он открыт с 8 утра до 2 часов дня, а затем с 4 дня до 7 вечера. В остальное время года обитель работает без перерыва с 8 утра до 5 часов дня. Вход сюда для граждан Греции бесплатный, но иностранцам следует приобрести билет. Монастырь нельзя посещать в легкой одежде, например в шортах.

Монастырь осиос лукас это

Монастырь Осиос Лукас

Радость монаха и слава Греции

Монастырь святого Луки в Стирии (Hosios Lucas) – один из самых известных и любимых византийских монастырей, находится на живописном склоне горы Геликон, между Беотией и Фокидой. Недалеко от прославленной святыни языческого мира — Дельфийского оракула, храма Аполлона, где жрецов и молящихся заменили туристы, в тихом благодатном месте и поныне в молитвенном подвиге живут насельники и хранители христианской обители. Монастырь этот, оставаясь действующим, в настоящее время является также музеем Византийского искусства, сохраняющим всемирно известные мозаики XI века, и демонстрирует нам систему храмовой декорации, сложившуюся в период правления Македонской династии. Именно здесь, в кафоликоне монастыря, «возникла и получила оформление величественная аскетическая программа, направленная на утверждение вероисповедных идеалов и монашеских установок, породившая в живописи так называемый «суровый стиль». 1

Аскетизм как религиозная позиция представляет собой путь духовного совершенствования и приближения индивидуума к Богу через ограничение физических желаний, воздержание и лишения. Корни этого явления могут быть найдены задолго до появления христианства и на довольно широкой территории. Почти все народы и религии в той или иной степени и форме соприкасались с этим. (И язычество первобытных народов, и иудаизм, и буддизм, и брахманизм, и конфуцианство, и античные неоплатоники, пифагорейцы, и философы-циники). 2 Иисус же, посвятив свою жизнь людям, проводил ее среди людей и не требовал отказа от социальной жизни, а поддерживал духовное совершенствование человека в миру. Он рекомендовал, но не принуждал человека к укреплению веры через физические лишения. Он одобрял голодание, но был противником превышения возможностей человека, хотя сам «сорок дней и ночей» постился в пустыне. 3 О молитве, девственности, ограничениях в еде и питье говорили ученики Христа. Многие христиане под влиянием этих проповедей, чувствуя отвращение к разложению общества, еще не оставившего языческих обычаев, начали со второго столетия оставлять свое мирское имущество, родителей, жен, детей, друзей и удаляться в безлюдные места Египта, Сирии, Палестины, Армении и Малой Азии, чтобы в спокойствии и тишине посвятить свою жизнь молитве и служению Богу. Своим постоянным примером благочестивой жизни, благотворительностью, смирением и воздержанием, своей мудростью и они просвещали дикие места и были своего рода маяками, которые сияли «через темноту жизни», вызывая всеобщее восхищение. Среди первых отшельников, укротивших свои тела, и явивших яркие примеры монашеской жизни, был Павел из Фив (Египет), Антоний Великий (250-356), которого считали отцом и основоположником аскетической жизни (он употреблял хлеб и воду сначала один раз в день, потом каждые два дня, а потом раз в четыре дня.), Амон (356), Макарий Старший (390), который начал собирать отшельников в монастыри и Пахомий (346), который организовал их жизнь наподобие общины. Великие епископы ортодоксальной церкви, соединившие веру с греческой литературной традицией, Василий Великий (327-377), Григорий Богослов (329-390) и Иоанн Златоуст (Chrysostomos) (345-407) также имели склонность к аскетичекой жизни. Последний писал об аскетизме: «мы рассматриваем участие в голодании как мать мудрости и источник каждой философии». Он жил по аскетическим правилам до самой смерти. Василием Великим написаны тринадцать правил аскетизма, которые стали основой кодекса аскетической жизни, особенно для греческих монастырей. Аскетизм быстро распространялся на христианском Востоке, аскетические поселения занимали целые области и число отшельников доходило до 80 000 4 . Как и кем акетизм был распространен по Греции, остается неизвестным. С первых лет христианства есть упоминания о монастырях как культурных центрах, в 5 веке упоминается женский монастырь (Piges или Pages) в Мегариде, а археологические раскопки и исследования позволяют предположить, что с этого времени аскетизм медленно стал распространяться по стране. В конце периода иконоборчества в период правления Македонской династии (867-1057) в Центральной Греции и на Пелопоннесе начинают в большом количестве строится новые обители. Среди них и Панагия (Петра и Павла) в Орхоменосе, Варнава в Метеорах, Ивирон на горе Афон (985), Св. Феодоры в Афинах (1049), Неа Мони на Хиосе, Дафни и Осиос Мелетиос в Аттике и многие другие, среди которых Монастырь Осиос Лукас известен как «гордость отшельника и слава Греции».

Святой Лука – Стириот, основание и история обители

Жизнеописание св. Луки, имя которого носит обитель, было составлено в мельчайших подробностях после его смерти анонимным монахом и издано в 1874 году историком Кремосом 5 . Текст битографии св.Луки был взят Кремосом из источника XI столетия, происходящего из монастыря св. Иоанна на Патмосе. Существуют различные предположения о личности автора этого текста, но наиболее вероятной представляется версия, что это кто-то из соотечественников и спутников Святого, может быть монах Косьма, который прибыл в монастырь после смерти св. Луки и ухаживал за его могилой, и был определенно монахом монастыря св. Луки, который хоть и не знал его лично, но имел четкое представление о всех подробностях его жизни. Написан этот труд был не сразу после смерти Святого Луки, как предполагали сначала, а спустя десять лет, так как в тексте есть упоминания о смерти Константина Порфирородного (959) и об освобождении Крита от сарацин (961), предсказанного св. Лукой.

Согласно этой биографии предки св. Луки прибыли с острова Эгина, спасаясь от разрушительных нападений турок. Они пересекли коринфский залив и двигались далее, оказавшись в конце концов в Дельфах. Там, однако, их ожидали новые проблемы, связанные с взаимодействием с местным населением, которые были разрешены лишь благодаря вмешательству императора, к которому обратился дедушка св. Луки за помощью. Отец св. Луки Стефан был женат на девушке из хорошей семьи, также происходившей из Эгины, которую звали Ефросиньей. Они имели семеро детей, третьим из которых был Лука, родившийся 29 июля 896 года (согласно G. Kremos). На самом деле точные даты рождения и смерти Святого не установлены. Его анонимный биограф в последнем параграфе своего текста представляет наиболее важные события его жизни и устанавливает ее продолжительность – 56 лет. 6 С раннего детства св. Лука проявил склонность к аскетизму. Его детство, также как и остальная жизнь было наполнено верой в Бога, постом, добрыми делами и чудесами. В 14 лет он стал монахом, уйдя в Афины с двумя монахами, которым его мать дала приют. Однако по настоятельным просьбам матери он вернулся домой, а спустя четыре месяца, уже с ее благословения ушел в Яннимаки (Ioannitzi, Giannimmantzi), чтобы стать ошельником. Он оставался там в течение 7 лет. Спасаясь от разрушительного нашествия болгарского царя Симеона, он бежал в Коринф, а позже уехал в Патры, чтобы учиться в Земено. После смерти царя Симеона и восшествия на престол его сына, женатого на греческой царевне, он вернулся в Яннимаки, где оставался 12 лет, ведя жизнь аскета. Интерес к нему и слава его росла, к нему шли паломники, просители, и это вынудило его покинуть свое убежище. Он прибыл в Калами (Kalamos), отдаленную гавань Коринфского залива, однако спустя три года, спасаясь от турецкого набега, обосновался на пустынном острове Амбелос (Ambelos) 7 или Амбелон (Ambelon) 8 , а потом в 946 году, когда ему было уже 49 лет, стириоты упросили его вернуться в Стири (Steiris). Здесь он поселился в живописной местности, около руин древнего Стири, вырыл в земле узкое отверстие, подобное могиле, где мог постоянно думать о смерти, петь и молиться. Ему помогал брат по имени Григорий, и составляли компанию монахи Панкратий, Феодосий, Германос и другие. Иногда его навещала сестра. В Стири он продолжал аскетическую жизнь, голодание и бдения, но стал более общительным. Посетители шли к нему тысячами. Среди них были и влиятельные лица, епископы и генералы и т.п. Один из них Krinitis Arotras субсидировал строительство первой церкви монастыря – церкви св. Варвары. Неокончив эту постройку, спустя семь лет после поселения в Стири, св. Лука скончался, заранее предсказав собственную смерть. Его ученик Григорий похоронил его в келье. Через два года после его смерти его ученики завершили церковь св. Варвары 9 , перестроили келью святого, которая стала теперь его могилой, в крипту в форме креста и построили кельи для себя и гостей. 10 Св. Лука очень быстро стал одним из наиболее почитаемых святых среди своих современников. Но после реализации пророчества св. Луки об освобождении Крита почитание его памяти многократно возросло. Захват Крита сарацинами, бегущими из Андалусии и Испании в 823 году и их постоянные пиратские нападения на греческие города, которые они разрушали за несколько часов, вызывали серьезные опасения греков не только за судьбу острова Крит, но и за состояние и благополучие всей империи. Когда св. Луку спросили будет ли освобожден Крит, он ответил «Роман спасет Крит», тогда его спросили, не имеет ли он ввиду императора Романа I Лакапина. Однако св. Лука ответил «Не он, но другой» 11 . И действительно, освобождение Крита пришлось на время царствования другого императора Византии, сына Константина VII Багрянородного – Романа II (959-963), однако основную тяжесть этой операции вынес на своих плечах его полководец и будущий император Никифор Фока. 7 марта 961 года Крит был освобожден. После этой долгожданной победы император, а вслед за ним и другие высокие сановники обратили особое внимание на монастырь Святого, предсказавшего этот триумф. В монастырских записях отмечено, что: «молодой правитель, после того как увидел исполнение предсказания святого, чувствовал большое уважение и благодарное расположение к нему. Так, без колебания, он вызвал опытных строителей и приказывал, чтобы они строили церковь, основанную на проекте Св. Софии Константинопольской, но другого размера» 12 , он также выделил двести человек, чтобы построить прекрасную церковь на могиле Святого; а, кроме этого, еще восемьдесят опытных и квалифицированных мастеров с учениками принимали участие в этом процессе 13 . «Они снесли церковь (прежнюю–авт.), и в том же самом месте они начали свое святое дело с фундаментов, и установили замечательную и великолепную церковь, новый Сион, земное небо, гордость монахов, гордость Греции. 14 «. Другой источник, происходящий из монастыря Иверон с горы Афон сообщает: «Король также послал девять драгоценных камней, которые мастера поместили в различные части церкви; некоторые на колонках выше святых изображений, другие в углах и на мраморных скамейках так, чтобы они сияли в церкви и отражали свет, когда были зажжены свечи, доставляя тем, кто видел их великую радость и восхищение. Церковь этого монастыря была великолепной, замечательной, величественной и действительно королевской, благодаря ее величие, изобилию его родопсиновых (пурпурных) колонок, ее завораживающему облицовочному мрамору, ее искусным мозаикам и драгоценным камням, так что равной ей не могло быть найдено сегодня ни на Горе Афон, ни где-нибудь еще в Греции. » 15

Смотрите так же:  Монастыри в саранске и мордовии

Эти сообщения поддерживают мнение, что монастырь был основан императором Романом II и его женой Феофано. По мнению Кремоса строительство монастыря было начато еще при св. Луке, благодаря активной помощи генерала Кринитиса (Krinitis), продолжено во время правления Романа II и Феофано, и закончено уже в царствование Никифора Фоки. Некоторые другие греческие историки предполагают, что только дети Романа II и Феофано (Василий II Болгаробойца и Константин VII достраивали монастырь. Вполне вероятно также, что знаменитые мозаики монастыря были закончены уже в царствование Константина IX Мономаха, который занимался восстановлением и украшением церквей монастыря Неа Мони на Хиосе, и возможно Дафни около Афин. Эти храмы также украшены мозаиками, которые демонстрируют определенную техническую близость технике мозаик Осиос Лукас, что позволяет датировать их тем же периодом. 16

Все же кем и когда был построен монастырь св. Луки точно неизвестно, так как исторические свидетельства были утрачены в связи с тем, что покой монастырской жизни не раз нарушали военные действия. Истинное положение дел должно выкристаллизовываться из многочисленных и противоречивых сказаний и легенд. Существует точка зрения, что Византийский император Роман I стал основателем монастыря, потому что святой чудесным образом исцелил его жену, другая версия предполагает основателем того же императора, но по другой причине (святой предупредил его об опасном походе), и существуют еще, по крайней мере, четыре точки зрения на этот вопрос, где фигурируют различные императоры. Несмотря на противоречия в этих версиях определенно известно то, что начало монастыря относится к Х веку, и это основано на пророчествах св. Луки относительно освобождения Крита. В любом случае годы сооружения монастыря приходятся на время расцвета и укрепления Византийской державы, последовавшего после тяжелых испытаний иконоборческой эпохи и многочисленных нашествий варварских племен – время правления македонской династии, которое вошло в историю под названием «македонский ренессанс». В течение двух столетий после основания монастырь Осиос Лукас нес свет христианства и греческой культуры. Однако после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году, правитель Салоников Бонифаций Монтферрат передал монастырь католическим священникам. Позже монастырь был разграблен правителем Ахайи Жоффруа Виллардуином (1218-1245), другая монастырская версия заключается в том, что «римский папа послал людей из Рима, чтобы забрать нетленные и источающие миро реликвии св. Луки, девять драгоценных камней, святой алтарь и большие и прекрасные двери церкви», и что все это было отправлено в Рим. 17 В начале XIV века после победы каталонцев при Кифиссос (15 марта 1311 года) и завоевания ими Ливадии, монастырь был вновь разграблен. В период турецкого владычества с 1460 года, монастырь отчаянно боролся за свое выживание «против турков, албанцев, воров . и ближайших сельских жителей, которые угрожали его собственности» 18 . С 1460 до 1600 года он неоднократно подвергался риску исчезновения. В царствование султанов Салима I и Сулеймана монастырь(1512-1566) оставался покинутым в течение 20 лет, так как кельи братии почти разрушились, а кафоликон остался без крыши. Восстановить жизнь в монастыре помог Константинопольский Патриарх Иеремий (1522-1545), позже, он же дал монастырю экономическую независимость от местных церковных иерархов. И хотя произвол турецких чиновников сильно истощал монастырскую казну, когда в 1676 году французский археолог Спон (Jacob Spon) посетил монастырь, он нашел его «цветущим и самым красивым в Греции», а его друг англичанин Геогр Велер (George Wheler), также побывавший в этом месте, решил не покидать этот благословенный край вовсе и остался там вести аскетическую жизнь. 19

Албанский мятеж (1647), восстание (1685), и революция в Беотии и Фокиде (1687), сделали XVII век непростым временем для Греции и для обители, которая всегда разделяла судьбу своей страны. Был период, когда монастырь почти опустел, остались там только четверо насельников, которые и сохранили его. В конце 17-ого столетия, во время войны между турками и венецианцами за Пелопонесс, монастырь был вновь ограблен и турками и албанцами. В середине XVIII века британский путешественник, посетивший монастырь Ричард Хандлер, нашел его сохранившим свою красоту, несмотря на разрушительное воздействие времени и землетрясений 20 .

В 1780 году монастырь превратился в военный лагерь, когда народный любимец и герой греческих песен Андрицес Верусис (Andreas Verousis) вместе с 97 (или 60) товарищами выдержал в одной из башен монастыря осаду трехтысячной турецкой армии и ушел невредимым вместе со своим отрядом.

В 1821 году монастырь стал центром восстания против турецкого ига. 27 марта на рассвете после рождественской молитвы епископ Исайя Салонский, стоя во внутреннем дворе монастыря держал революционный флаг в руке и благословлял всех, подходящих к его руке и поющих «Спаси, Господи, люди Твоя» 21 . Монахи монастыря св. Луки сыграли важную роль в освобождении своей страны, постоянно ведя вооруженную борьбу за свободу Греции. Следующим летом, 14-го июня 1822, турецкая армия, решила сломить сопротивление монахов монастыря и разрушила все, что осталось.. Был сожжен иконостас церкви Богоматери, «потеряна серебряная доска, на которой была написана история основания монастыря, мозаики были закопчены пламенем, разводимым в кафоликоне турками и мрамор потерял блеск» 22 . В 1943 году фашистские войска пытались уничтожить монастырь раз и навсегда, сбросив на него шестнадцать бомб. Но монастырь устоял, хотя был разрушен рефекторий и повреждены стены и стекла кафоликона. Реставрации мозаик начались в 1918 году, и в настоящее время они находятся под бдительным вниманием специалистов, так как с 1990 года монастырь входит в реестр памятников, находящихся под охраной Юнеско. Важнейшим событием современной истории монастыря стало возвращение в 1986 году главных его реликвий — мощей св. Луки.

План и постройки монастыря

От стоянки автомобилей плиточная дорога ведет к монастырю, у входа в который раскинулись огромные сосны, защищающие своими кронами от полуденного зноя всех, добравшихся в это благодатное место. Трудно даже представить себе, что утопающий в зелени высоко в горах, откуда открывается восхитительный вид на ближайшие долины, этот монастырь когда-то представлял собой укрепленную крепость, которая не раз защищала своих обитателей и давала приют гонимым. Он был окружен 285 метровой стеной с тремя башнями, из которых до нас дошла только одна, в юго-западном углу. Сначала это было двухэтажное здание, в нижнем этаже которого находился водопровод, а верхний представлял собой небольшой октогональный храм, на востоке которого «находился шестигранный полусвод алтаря, разрушенный в ??? веке. В интерьере сохранились фрески со сценами, представляющими чудеса Христовы, в частности исцеление больных. Этот храм современен большому храму, и построен, таким образом, в начале ХI века». 23 Свой современный облик эта башня приобрела в 1877-1888 годах, когда здесь были размещены часы.

В настоящее время монастырь состоит из двух больших, соединенных между собой храмов с криптой, трапезной, башней-звонницей, келий со вспомогательными помещениями. Главный вход в монастырь ранее находился в северо-восточном углу восточного двора. Теперь посетители входят через небольшие арочные ворота в южной части монастырских стен. Из старинных келий сохранились некоторые в нижнем этаже западной и северной сторон. Они представляли собой 3-4 метровые помещения с узким окном и маленьким арочным дверным проемом, куда монахи должны были фактически вползать на коленях. Сейчас монахи живут на верхних этажах, а нижние превращены в складские помещения.

Когда-то между кельями и кафоликоном (главным храмом монастыря) был фонтан для совершения омовения перед входом в храм, а над ним небольшое находилось сооружение (Fiali) от которого сегодня остались только фрагменты.

Справа от современного входа в монастырь располагалась трапезная, а ныне это музей византийского искусства. Старая трапезная относилась ко времени постройки кафоликона и стояла на том же месте, что и современное здание. В 1943 году она была разрушена немецкой бомбежкой, а с 1958 года началось ее восстановление. К северу от трапезной находятся две основных постройки монастыря – кафоликон и церковь, посвященная Богоматери (Теотокос). Между кафоликоном и трапезной размещалась подземная цистерна или водохранилище. (12х6х3.5м), а к востоку от трапезной располагалась кухня (estia). На северной стороне двора есть еще одно интересное строение – фотанамма — маленький храмик, где монахи обогревались, разводя огонь. Стены и своды его покрыты копотью, но сооружение это обладает особым очарованием. Это крестовокупольный храм на четырех колонках, рукава креста вписаны в квадрат основания, но в центре, вместо купола на парусах, строение имеет четырехреберный свод, ребра которого сходятся к центральному плоскому квадрату, в котором проделаны отверстия для удаления дыма. Сверху он имеет четырехскатную черепичную крышу, и дымоход в виде октогональной башенки с узкими полуциркульными окнами. Внутри храма угловые компартименты венчаются маленькими купольными сводами, выложенными ровными круговыми слоями из кирпича. Само тело храма сложено из камня различного размера и типа и плинфы. С востока к первоначальному монастырскому входу примыкает вордонарий или монастырский хлев.

Возможно одним из наиболее ранних сооружений монастыря является церковь, ныне посвященная Богоматери. Ее сооружение относится скорей всего ко второй половине Х-го столетия.

Она относится к типу крестовокупольных храмов на четырех колонках, имеет трехконховую апсиду, увенчана куполом на парусах, который снаружи выглядит как восьмигранник с черепичной крышей. В нем прорезаны восемь двойных окон, с маленькой колонкой посередине, обильно декорированных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Ребра восьмигранника украшены двумя ярусами мраморных граненых полуколонок, при чем над цветочной капителью нижней полуколонки лежат мраморные львиные морды. Двойное окно сверху обрамляет мраморная люнета с растительным орнаментом. Храм имеет нартекс («литию»), с двумя колонками, и двухярусную входную открытую галерею, упирающуюся в северную стену большого храма. С южной стороны храм Богородицы оказался встроен в кафоликон, и храмы сообщаются друг с другом. Капители колонн все разные, украшенные орнаментом из плетений и крестов, цветами, листьями и изображениями ангельских сил.

Смотрите так же:  Раифский монастырь требы

Наружную декорацию храма образуют сочетание красного кирпича (кирпичная декорация: кладка углом, орнамент из арабского письма и пр.), карнизы, белый камень и аркадные окна с колонками. В центральной апсиде мы видим два ряда окон: тройное внизу и двойное сверху, в боковых – по одному двойному окну. Поребрик обрамляет окна бровками, в верхнем окне обрамление образует один ряд кирпичей, в нижнем ярусе обрамление окон двойное. Рукава креста повышены по сравнению с боковыми компартиментами. С южной боковой стороны под рукавом креста – три яруса окон: двойное – сверху в люнете, тройное – посередине и одинарное – внизу. Справа от этой вертикали – одно большое вытянутое одинарное окно, также декорированное кирпичным обрамлением. Из внутренней декорации храма сохранились резные капители, ажурное кружево карнизов, мраморные полы и несколько фресок: в правом арочном переходе алтаря Св. Игнатий Феофор и Св. Поликарп (XII век), в северной половине арки диаконника Св. Хараламп, Св. Лев Катан и Св. Софроний. М. Шатсидакис видит в этих образах сходство с изображениями иерархов в капелле Богоматери монастыря св. Иоанна на Патмосе и датирует их так же концом XII-ого столетия. На внешней западной стороне юго-западного угла нартекса, который потом войдет в интерьер кафоликона, сохранился фрагмент сцены «Иисус Навин, разговаривающий с архангелом Михаилом» 24 . Этот фрагмент первоначальной декорации был обнаружен в процессе реставрационных работ 1964 года 25 , и основывается на ветхозаветном тексте Иисуса Навина (Иисус 5:13-5:14). Текст этот сопровождает сцену, а вот фигура архангела не сохранилась. Основываясь на стилистической близости живописи этой фрески и мозаик кафоликона, профессор Chatzidakis считает, что их датировка не должна слишком различаться по времени 26 . Кроме этого на западной стороне северного столба рядом с алтарной преградой, сохранился декоративный фриз, окружавший когда-то, по всей видимости, утраченную фигуру Христа.

Храм святого Луки

Главный храм монастыря – кафоликон, посвященный св. Луке, куда из крипты были перенесены его мощи, представляет из себя октогональную постройку с круговым обходом в верхнем ярусе, с куполом на тромпах (влияние армянской архитектуры), ширина которых уравнена с величиной основных подпружных арок. Фактически кафоликон оформлен в духе раннехристианского мортирия и его иконографическая программа также связана с этим обстоятельством. 27 Храм имеет сводчатый нартекс, украшенный мозаиками и мрамором, выдающуюся на восток центральную апсиду и огромное зальное пространство в центре наоса. Боковые компартименты первого яруса перекрыты крестовыми сводами и декорированы мозаиками и фресками, «хоры второго яруса, выходят в центральное пространство аркадами, заставляющими вспомнить не только двухъярусный обход в храме Сергия и Вакха, но и галереи купольных базилик. Пилоны прорезаны в двух уровнях (совпадающих с уровнями аркад обхода) крупными арками, соединенными в пространственно развивающиеся структуры в углах. Во втором ярусе обхода в этих арках поставлены колонки, делающие структуру арок более сложной, двойной.» 28 Мраморные резные карнизы делят пространство храма на иерархические зоны: Небо Небес, где царит Господь Вседержитель (купола, апсиды), Святую землю, где прошла земная жизнь Христа, и где мы можем увидеть повествовательные сцены христологического цикла (ниши тромпов, апсиды, алтарные части и верхние части стен) и зону, отведенную для людей, верхний ярус которой занимают святые подвижники, молящиеся за мирян, а нижний – простые смертные, находящиеся в пространстве храма, те, ради спасения которых была принесена Жертва, молящиеся и просители, пришедшие на себе ощутить воздействие нисходящего исцеляющего и просвещающего Света…

Монастырь Преподобного Луки (Осиос Лукас)

Другие варианты наименования:

  • Moni Osiou Louka
  • ???? ????? ?????

Православный монастырь Осиос Лукас расположен на западных склонах горы Геликон в окрестностях города Дистомо (ном Беотия) и в 37 километрах от города Дельфы (ном Фокида). В монастыре находятся два наиболее значительных религиозных памятника Греции, которые датируются византийским периодом — храм Пресвятой Богородицы (X век) и католикон (главный храм) монастыря (XI век). Обе постройки неизменно вызывают благоговение и восторг со стороны посетителей — для них характерны внушительная кладка и великолепные, изысканные архитектурные элементы и скульптуры, которые свидетельствуют о том, что о зданиях проявлял заботу сам император. Монастырь знаменит своими мозаиками периода Македонской династии. В 1990 году он был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Строительство монастыря началось в конце Х начало XI века, в эпоху так называемого Македонского ренессанса. Это тот период, когда Византия вновь стала мощной державой, а успешные войны императоров Македонской династии расширили пределы империи. Хотя в XIII веке ситуация изменилась. Так в 1204 году Константинополь, столицу империи захватили участники IV крестового похода крестоносцы. Господство западноевропейцев, т.е. так называемые греками франки распространилось и на материковую Грецию. Обитель была разрушена почти полностью, потеряв при этом большую часть своих реликвий и богатств. На некоторое время монастырь перешел во владение католических монахов-храмовников.

Во второй четверти XIII века франкский правитель Ахеи Годфрид II Виллардуин разграбил обитель и лишил ее главного сокровища, мощей преподобного Луки (на протяжении веков которые находились в Италии, и лишь частица мощей обреталась на Афоне). В 1312 году монастырь вновь разграбили франки. Позднее он также пострадал от турецкого владычества, а в 1780 году потерпел разрушения, когда известный клефт (греческие крестьяне-партизаны) Андрицос Верусис выдержал в обители с 95 соратниками 3000 турецкий отряд.

25 марта 1821 года епископ Слонский Исаия со своими соратниками поднял в обители флаг восстания против турок, после чего монастырь на протяжении нескольких лет войны стал опорным пунктом греческих отрядов в Фокиде и Беотии. Главным событием в истории обители произошло в 1986 году, когда возвратили из Венеции мощи святого Луки. С 1990 года Монастырь Осиос Лукас входит в реестр памятников, которые находятся под охраной ЮНЕСКО. На сегодняшний день обитель является одновременно центром паломничества и туризма. Здесь совершаются богослужения.

В целом комплекс обители хорошо сохранилась, а именно кафоликона (главный храм) и церкви Пресвятой Богородицы (которая сегодня посвящена святой Варваре). Хорошо сохранилась также крипта кафоликона с фресками, башня-звонница, трапезная и остатки древних келий. Посетители в монастырь попадают через южные ворота, но исторически главный вход раньше находился в северо-восточной части обители. В сохранившемся «вордонарий» содержали монахи монастырский скот, а «фотанаме», которое представляет собой квадратное строение, постоянно горел огонь. В древности обитель Осиос Лукас располагал оборонительными сооружениями, цистерной для сбора питьевой воды и водопроводом, она могла выдержать длительную осаду, что в Х столетии для этой области было актуально.

Главный храм — кафоликон построен приблизительно в 1012 году. Он выстроен в крестово-купольной системе, что является характерным для византийского церковного зодчества того времени. Внешний вид характеризуется разноцветной кладкой кирпича и двумя рядами полукруглых окон с колоннами. Цоколь здания построили, используя в качестве материала остатки античного храма Деметры, который находился на этом месте. Трапезная представляет собой двухэтажное здание. В 1943 году, во время Второй Мировой войны, она была повреждена бомбардировками. Ее восстановили в последние годы. Здесь были найдены фрески. На сегодняшний день в здании находится экспозиция византийских находок с территории монастыря.

Престольным праздником монастыря является 7 февраля и 3 мая (по новому стилю). В Великую пятницу совершается ночная служба и крестный ход с плащаницей. После 25 марта в первое воскресенье (Благовещение) монастырь празднует годовщину греческого национально-освободительного восстания против турок. Здесь в 9 часов утра совершается праздничный молебен, а в час дня проходят народные гуляния с участием ансамблей народных танцев из Фокиды. После 6 декабря в первое воскресенье (это день возвращения мощей святого Луки), также в 9 часов служится торжественный молебен. При хорошей погоде совершается крестный ход с мощами святого.

Монастырь Осиос Лукас крупнейший из трёх памятников монументальных византийского искусства XI века (наряду с Дафни и Неа Мони, также включёнными в перечень объектов Всемирного наследия). В настоящее время это действующий мужской монастырь (находится в юрисдикции Элладской православной церкви) является популярным паломническим и туристическим центром Греции.

Обитель святого Луки открыт круглый год и открыт для посещения ежедневно. Монастырь нельзя посещать в легкой одежде, например в шортах.

Церковь Святого Луки (кафоликон)

Церковь Святого Луки является самой крупной постройкой средневизантийского периода. Строительство церкви предание связывает с предсказанием преподобного Луки об освобождении Крита от сарацин: когда у него спросили о возможности освобождения острова, то он сказал «Роман спасёт Крит», а на вопрос говорит ли он об императоре Романе I, ответил «Не он, но другой». Крит освободил в 961 году император Роман II Младший и, помня о пророчестве, направил в Осиос Лукас строителей с указанием построить для монастыря церковь по подобию Святой Софии.

Церковь крестовокупольная, имеет октогональную форму с круговым обходом в верхнем ярусе. Девятиметровый купол церкви опирается на тромпы, что возникло под влиянием армянской архитектуры. В барабане купола расположено 16 небольших окон. Пресбитерий кафоликона перекрыт небольшим куполом. Нижний уровень внутренних стен храма покрыт мраморными плитами, которые символизируют «твердь вод под твердью».

С запада к церкви пристроен сводчатый нартекс, украшенный мрамором и мозаиками, на востоке расположена выдвинутая за периметр апсида центрального алтаря. На первом ярусе под хорами расположены компартименты с крестовыми сводами, украшенными мозаиками и фресками. Хоры второго яруса украшены аркадой, выходящей в центральное пространство храма.

Для строительства цоколя церкви использовался материал руин античного храма Деметры, располагавшегося рядом. Фасад выполнен из камня и плинфы (плоские квадратные кирпичи) и имеет многочисленные окна в форме двойных и тройных арок, разделённых колоннами. Фасад украшен мраморными вставками с рельефами (бичевание Христа, процветшие кресты и т. п.). В люнете окна над главным входом помещена фреска «Успение святого Луки» (преподобный умирает в окружении монастырской братии, над ним ангелы, готовые принять его душу, а у ложа изображены восемь змей, символизирующих бесов), люнеты окон над боковыми дверями также были украшены фресковой живописью, которая сильно разрушена.

В состав кафоликона входит баптистерий, расположенный на западе правого нефа и ризница, примыкающая к апсиде правого алтаря. Под зданием расположена крипта, построенная для того, чтобы основание кафоликона имело одинаковый уровень со стоящей рядом церковью Богородицы. Крипта имеет крестообразную форму и является нижним храмом кафоликона — в ней установлен мраморный иконостас и рака, в которой до перенесения в главный храм хранились мощи преподобного Луки. Стены крипты украшены фресками, современными мозаикам кафоликона. На их изображены ряд евангельских сцен (в том числе Страсти Христовы), апостолы, 28 фигур святых, а также преподобный Лука в окружении учеников.

Мозаики кафоликона созданы в начале XI века (существуют альтернативные версии, датирующие мозаики XII веком). Над созданием мозаик работало два мастера: первый украсил наос и апсиду, второй — нартекс. Работы этих мастеров отличаются: «стиль первого мастера характеризуется известной приглаженностью и педантической аккуратностью, стиль второго, при его внешней грубости, выдаёт большую свежесть и непосредственность».

Церковь Богородицы (святой Варвары)

Самой древней из церквей монастыря является церковь святой Варвары. Она была построена в 955 году, спустя два года после смерти святого Луки на пожертвования фиванского стратига. Ныне церковь посвящена Пресвятой Богородице. Здесь сохранилась известная фреска Х столетия с изображением судьи Израильского Иисуса Навина, а также несколько фресок, датируемых XI-XII веками. В ходе поздних перестроек здание церкви вошло в состав кафоликона (примыкает к нему своей южной стороной).

Строение относится к типу крестовокупольных храмов на четырёх колонках, имеет трёхконховую апсиду и увенчана куполом на парусах. В барабане купола имеются восемь двойных окон, украшенных мраморными вставками с рельефами из процветших крестов. Храм имеет нартекс и двухъярусную входную открытую галерею. Церковь является одним из лучших образцов столичного типа храмов на четырех колоннах.

В церкви сохранились фрески XI-XII веков (в правом арочном переходе алтаря — святые Игнатий, Феофор и Поликарп; в северной половине арки диаконника — святые Харалампий, Лев Катан и Софроний) и одна фреска X века с изображением Иисуса Навина говорящего с архангелом Михаилом (обнаружена в ходе реставрационных работ 1964 года).