Меню

Ильменский заповедник герб

Презентация по окружающему миру на тему «Ильменский заповедник» (4 класс)

от проекта «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Географическое положение Государственный природный заповедник расположен в восточных предгорьях Южного Урала на Ильменском хребте (отсюда и название), в Челябинской области к северо-востоку от г. Миасс.

Причины основания заповедника “Ввиду исключительного научного значения Ильменских гор на Южном Урале у Миасса в целях охраны их природных минеральных богатств в 1920 году 14 мая был основан Ильменский заповедник” ( “Декрет Совета Народных Комиссаров”). Здесь обнаружено более 260 минералов, из которых 16 — впервые в мире.

С 1 декабря 1935 года Ильменский заповедник преобразован из минералогического в комплексный — биолого-минералогический. С этого момента охране подлежат не только минералы, но и растительный и животный мир. Ильменский заповедник одна из визитных карточек Южного Урала. Включен в предварительный список культурного наследия ЮНЕСКО. Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Заповедник в цифрах Площадь заповедника — 303,7 кв. км Длина Ильменского хребта с севера на юг — 41 км. Самая высокая вершина — гора Ильментау (747 м) В заповеднике озёр — 30 Самое глубокое озеро — Большой Кисегач — 34 м Самая длинная речка — Б. Черемшанка — 9,8 км

Уникальность заповедника Основное богатство Ильмен – минералы. Их около 260. Это примерно одна десятая часть известных науке, наиболее распространённых минералов. Казак Чебаркульской крепости Прутов, искавший слюду, нашёл…топазы. Прознав о его находке, в Ильмены за самоцветами потянулись горщики. Они открыли не только местонахождение драгоценных топазов, но и сапфира, граната, турмалина, аметиста, амазонита и других драгоценных и полудрагоценных камней. В мире нет участка равного по своей научной ценности Ильменским горам. Здесь как в музее, в многочисленных копях можно видеть в естественной обстановке ценнейшее и красивейшие драгоценные и поделочные камни.

Павел Бажов писал

Мусковит Характерной особенностью его можно назвать совершенно сферического вида перламутрово-чёрную слюду, которая состоит из сферических листочков, налегающих друг на друга в виде скорлупы, и представляет редкое явление только в Ильменских копях.

Малахит — среди уральских камней является первым по праву

Малахитовый кабинет в Эрмитаже

Яшма – второй по значимости камень Урала

Топазы За блеск и красоту топаз почти до середины XIX века называли “сибирским алмазом”.

Красно – клюквенный топаз

Александрит – камень назван в честь Александра ll сейчас входит в число самых дорогих и красивых ювелирных камней наравне с алмазами и рубинами

Хиолит — в переводе с греческого означает “снежный камень” — по аналогии с “ледяным камнем” — криолитом. Образцы ильменского криолита попали в музеи Копенгагена, Стокгольма, Мюнхена.

Амазонит отличается своим превосходным цветом

Ильменские горы одни из самых крупных минералогических провинций мира. Более 200 лет учёные, горщики, старатели исследуют их. Исчерпавшим себя месторождениям открываются новые рудники. Учёные говорят, ещё не изучен до конца. А туристы с изумлением рассказывают про странную зелёную ящерицу, появляющуюся словно ниоткуда. Правда это или вымысел – Уральские горы не скудеют самоцветами, а значит, Хозяйка, из сказок Бажова, всё ещё охраняет свои владения.

Естественнонаучный музей Ильменского заповедника входит в пятерку крупнейших геолого-минералогических музеев России. Современная экспозиция заповедника распределена по залам с общей площадью 2050 метров, где представлены около 9 тыс. экспонатов. Зал минералогии месторождений, Зал систематической коллекции минералов, Ильменский зал, Биологический зал. Музей Ильменского заповедника

Озёра Ильменского заповедника В заповеднике 30 озёр, каждый из которых представляет собой уникальный уголок природы. Познакомимся с некоторыми из них.

Озеро Кисегач Длина озера 6 км, ширина — от 2 до 4,5 км. Максимальная глубина — 33 метра, средняя — 12 метров. Прозрачность воды — 10 м. В связи с большой глубиной в летнее время разница температуры воды у дна и на поверхности доходит до 10—13 градусов. На Кисегаче двенадцать островов.

Озеро Тургояк Средняя глубина — 19 метров. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метров. Это второе по прозрачности озеро России, содержит чистейшую природную воду, по качеству близкую к байкальской.

Озеро Большое Миассово Площадь зеркала составляет 11 км2, длина – 8 км, средняя ширина 1,5 км. Береговая линия сильно изрезана большим количеством заливов. Максимальная глубина равна 25 м, средняя 11м. Придонные температуры не превышают 10° С, что позволяет отнести озеро к холодным, плохо прогреваемым водоемам.

Озеро Бараус — озеро горное. Вода прозрачная. Видимость до 3 метров. Средняя глубина 5-7 метров. Берега озера знамениты своими черничниками.

Млекопитающих — 57 видов Птиц — 173 вида Амфибий — 5 видов Рептилий — 6 видов Рыб — 18 видов Обитают горностай, лесной хорь, волк, рысь, белка-летяга, зайцы, бурый медведь, пятнистый олень и бобр. В заповеднике гнездятся лебедь-кликун и серый журавль. Отмечены редкие птицы — скопа, орлан белохвост, сапсан. Фауна Ильменского заповедника

Летучая мышь усатая ночница Большой кроншнеп Ястребиная сова Огарь, утка красная Эндемики животного мира заповедника

Растительность Ильменского заповедника Леса занимают 85 % площади заповедника сосновые и березовые леса. Из них: реликтов -50, эндемиков – более 20. Из них внесены в Красную книгу-13 Из низших растений известно: мхов –138 видов, грибов — 173 вида, водорослей — 479 видов.

Реликты растительного мира заповедника Ива лопарская Венерин башмачок Багульник Ветреница Лапчатка белая

Раз земля заповедная, значит, неприкосновенная! Вход и въезд в заповедную зону самостоятельно запрещён! На ней нельзя охотиться на птицу и зверя, ловить рыбу в озёрах, собирать в лесах грибы и ягоды, рубить деревья, разводить костры и главное — добывать минералы. Словом, в заповеднике запрещается любая хозяйственная деятельность. А вот полюбоваться величием и щедрой красотой неповторимой уральской природы, подивиться её богатствам можно, посмотреть есть на что. Недаром учёные говорят: «Кто в Ильменах не бывал, тот Урала не видал». Ильмены живописны во все времена года.

Номер материала: ДБ-426274

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

В Ильменском заповеднике гостей встречает матушка Природа

В эти выходные в Миассе отмечают День биологического разнообразия. С отрудники естественно-научного музея Ильменского государственного заповедника организовали для своих гостей праздник науки.

Прежде всего он интересен и полезен детям. Сегодня в музее было много и школьников, и дошколят. Каждый нашел что-то новое и увлекательное: на трех этажах музея работали 12 биологических станций. На них «говорили и показывали» научные сотрудники. Да так, что захватывающе интересно было и детям, и взрослым.

Куратор праздника — заведующая экскурсионным отделом Наталья Дербенёва (на снимке). Она рассказала, что в этом году музей Ильменского заповедника отмечает Международный день биологического разнообразия на полтора месяца раньше, чем весь остальной мир: не 22 мая, а 5 и 6 апреля. Миасцы не стали ждать «правильного» дня: апрель — самый удобный месяц для походов в музей. Для научных сотрудников еще не наступил полевой сезон, а экскурсанты не устремились в сады, на каникулы, в отпуска, на озера…

Что мы знаем о животных и птицах, порой очень редких, которые изображены на гербах городов Челябинской области? В большинстве своем очень мало, если не сказать — ничего. В год 80-летия области эта тема особенно актуальна. На одной из биостанций школьники слушают рассказ экскурсовода Натальи Рожковой, рисуют собственные гербы и делятся знаниями, ведь кто-то из них увлекся геральдикой гораздо раньше и не случайно заглянул именно в эту часть музейного зала.

Мох — одно из древнейших растений, ему более 400 миллионов лет. Мы меньше всего обращаем внимание на мхи, на их уникальные свойства, их разнообразие и изящество. Музейщики предлагали сегодня детям своими руками сделать из пластиковых заготовок дерновинку — модель мха во всей его сложности: стебель, цветок, семенная коробочка.

Стоит присмотреться, и мы увидим, что на снегу видны разнообразные следы. Кто их оставил? В заповеднике учат распознавать, кто да кто здесь прошел, чьи это пальчики, перепонки, коготки отпечатались на снегу или прибрежном песке. Для юных жителей города открывается новый таинственный мир, с неизвестными обитателями, живущими своей удивительной жизнью.

Смотрите так же:  Заповедник по киевской

На соседней биостанции можно узнать о физических и химических свойствах воды: младшеклассники, как завороженные, наблюдают за простыми опытами. Их за уши не оттащить от микроскопа, через который можно разглядеть мельчайших обитателей воды из Тургояка или Ильменского озера.

Матушка Природа — главный персонаж праздника. Она встречает и провожает гостей. У нее можно обменять заработанные в конкурсах и викторинах жетоны на буклеты, образцы минералов, значки. Самому любознательному и активному посетителю достанется коллекция минералов или сертификат на бесплатное посещение музея.

В рамках Дня биологического разнообразия проводится фотовыставка «Живая природа моими глазами». На ней представлено более 160 снимков, присланных в течение трех месяцев профессионалами и любителями.

В музее развернута выставка детского рисунка. Все работы пронумерованы, и посетители Дня биологического разнообразия могут сообщить организаторам номера понравившихся фотографии и рисунка. Через неделю будут поведены итоги, победители получат заслуженные награды.

Для детей праздник продолжится и за пределами заповедника, который они покинут в образе тигра, дракона, змеи, кошки, бабочки. Ученицы детской школы искусств № 4 демонстрировали художественные навыки и вкус, нанося на лица желающих аквагрим. Вот и ходили по биостанциям, разъезжались по домам «звери» и «птицы». Особенно мило выглядела крошечная розовая «бабочка», которая с радостным изумлением смотрелась в зеркало.

…А посетители все прибывали, вот уже запрудили лестницу и фойе музея. Кто-то побывал на подобном празднике в прошлом году, кто-то собирается прийти еще и завтра, уже не с классом, а с семьей, друзьями. Значит, радуется Наталья Дербенёва, старания экскурсоводов и научных сотрудников не напрасны.

Следующий апрель в музее Ильменского заповедника будет посвящен Всемирному дню гор — ведь это, без сомнения, наш праздник.

А прямо завтра с 10 до 17 часов вы можете приехать в заповедник: Международный день биологического разнообразия здесь отмечают двухдневной интересной, познавательной и веселой программой. Кроме того, здесь до конца апреля «живет» фотовыставка «Край голубых озер», посвященная спорту людей с безграничными возможностями .

Познавательный проект «Ильменский заповедник»

Выбранный для просмотра документ 03. Лист планирования и продвижения по заданию (4).doc

Лист планирования и продвижения по заданию

Наш проект называется

Мы будем делать (подчеркните)

б) компьютерная презентация

Отметка о выполнении

Не подводите друг друга! Строго соблюдайте ваши договоренности. От этого зависит конечный результат вашей работы.

Выбранный для просмотра документ 04. Лист самооценки (3).doc

Заполните лист самооценки

Название проекта группы _________________________________

Оцени свои успехи. Отметь « + » вариант ответа, с которым ты согласен.

Работа по созданию проекта «Ильменский заповедник» была для меня:

? интересной, увлекательной, полезной.

? трудной, непонятной, неинтересной.

? трудной, но интересной

Дружно ли вы работали в группе?

? работали дружно, не ссорились.

? были разногласия, но мы смогли договориться.

? ссорились, не могли договориться.

Тебе нравится конечный результат?

? получился хороший плакат (газета), но можно было сделать лучше.

? я не доволен(а) результатом.

На какую ступеньку «Лесенки успеха» ты себя поставишь? Оцени свой вклад в общую работу.

Я много работал(а), без меня ничего бы не получилось

Я работал(а) так же как и другие

Я работал(а) мало, почти все сделали без меня

Смотрите так же:  Кроноцкий заповедник карты

Выбранный для просмотра документ 05. Сценарий проведения занятия (4).doc

Рекомендации по организации работы групп и проведению проекта

Цель проведения проекта – получение данных для оценки сформированности достижения планируемых результатов у обучающихся 4 класса по междисциплинарной программе «Формирование универсальных учебных действий».

Примерное время выполнения проекта.

Занятие рассчитано на 45 минут. Ниже представлено примерное распределение времени на проведение проекта.

Выполнение проекта детьми

Презентации работ группами

Взаимооценка и подсчет голосов, самооценка, подведение итогов

Организация рабочего пространства класса.

В классе должны быть:

рабочие зоны по количеству групп : «круглые столы» (четыре составленные вместе парты) и стулья (по числу членов в группе)»; на рабочих столах каждой группы должны быть разложены:

листы с заданием (по числу участников группы),

лист планирования и продвижения по заданию (один на группу),

листы самооценки (по числу участников группы),

ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, закладки для книг, стикеры. Примечание . Каждой группе выдаются стикеры своего цвета,

бейджики с номерами от 1 до 6 и согнутый пополам лист плотной бумаги с номером группы ;

стол(ы) или стеллаж с информационными материалами на бумажных носителях;

стол с ручными инструментами и материалами ;

зона для презентаций (стол, стенды, магнитная доска с держателями).

Ресурсы для выполнения проекта

Подборка информационных ресурсов о народах, населяющих Урал: о национальных костюмах, о блюдах национальных кухонь, о выдающихся представителях народов Урала, о традициях, праздниках, играх и т.д.:

короткие адаптированные для младшего школьного возраста тексты , книги, статьи, энциклопедии, энциклопедические словари и т.п.;

Инструменты и средства : пять-шесть компьютеров, принтер, магнитная доска с держателями, или рейки для крепления плакатов, ручки, линейки, ластики, простые и цветные карандаши, фломастеры, ножницы, настенные часы.

Материалы : листы ватмана, белая и цветная бумага форматом А4, клей, клейкая лента, закладки для книг, стикеры, бейджики с номерами от 1 до 6 (по числу детей в классе).

Организация наблюдения и помощи учащимся в работе.

Урок проводится учителем . Для наблюдения за работой группы и заполнения карты наблюдений приглашаются старшеклассники – по одному-два человека на каждую группу, родители детей, входящих в другую группу, учителя , не работающие в данном классе. Для консультации приглашается школьный психолог .

поддержка организованного проведения урока;

оказание необходимых консультаций и помощи детям, в том числе – по организации их деятельности;

Примечание . Помощь не должна носить характера прямой подсказки

общее наблюдение за процессом работы групп,

заполнение карты эксперта в ходе презентаций групп

Примечание . Необходимо заранее ознакомиться с картой экспертов и особенностями ее заполнения.

Функции школьного психолога:

проведение инструктажа наблюдателей по заполнению карты наблюдений, включая совместное пробное заполнение карты наблюдений по ситуациям описанным психологом,

Примечание . Инструктаж проводится за один-два дня до выполнения проекта.

заполнение карты наблюдений за работой групп.

Примечание . Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами наблюдений и пройти инструктаж школьного психолога

Организация деятельности обучающихся

Учитель объявляет тему урока и делит детей на группы по 4 – 5 человек в каждой группе (в исключительных случаях — 6). Группы составляются по списку детей в журнале: первые 5 человек в списке – первая группа, вторые 5 человек в списке – вторая группа и т.д. Внимание . При выполнении данного проекта недопустимо составлять группы по желанию детей.

Учитель предлагает каждой группе выбрать себе название и записать его на согнутом пополам листе плотной бумаги с номером группы. Листок с номером и названием группы ставится на рабочий стол данной группы. Затем дети разбирают и надевают бейджики с порядковыми номерами.

А) сначала предлагает детям прочесть текст задания , обращает внимание на то, что они самостоятельно выбирают любую тему в рамках проекта и должны решить, что они будут делать – плакат или газету, показывает, где стоят компьютеры, столы с материалами и инструментами;

Б) затем предлагает детям прочесть вслух советы по выполнению задания, обращает на необходимые этапы выполнения задания, сопровождая чтение показом на доске каждого этапа:

1. обсуждение темы, формы представления результата;

2. составление плана работы (дети находят лист планирования и продвижения);

4. контроль за выполнением задания (дети находят в листе столбец с отметкой о выполнении задания);

5. представление результатов;

6. голосование за лучший проект;

7. самооценка (дети находят лист самооценки);

В) еще раз обращает внимание детей на доступные ресурсы, их расположение;

Г) даёт необходимые пояснения, отвечает на вопросы,

Д) дает команду приступить к работе (весь этап не должен занять более 5 мин).

Задания рассчитаны так, чтобы дети, имеющие опыт групповой работы могли выполнить их примерно за 20 – 25 минут. Однако не следует ограничивать время работы групп – надо дать детям закончить работу. Поэтому примерно через 20 минут после начала урока учитель должен оценить степень готовности каждой группы и, если необходимо, продлить время выполнения проекта.

По окончании работы над проектом группы поочередно представляют свои работы. Учитель объявляет докладчиков и прикрепляет к доске табличку с номером и названием докладывающей группы. Вопросы группам не предусмотрены регламентом проведения занятия. Этот этап затягивать не следует. После двух минут выступления необходимо сказать группе, что у них осталась только одна минута.

После заслушивания докладов всех групп учитель просит каждого взять с рабочего стола свой стикер и прикрепить его к табличке с номером и названием понравившейся группы (свою группу выбирать нельзя). После окончания «голосования» учитель или наблюдатели подводят итоги «голосования», а детям предлагается заполнить лист самооценки.

Примечание . В отчете о результатах голосования необходимо указать общее число проголосовавших за каждый проект.

В конце занятия все обучающиеся собираются вместе и объявляются проекты-победители (темы, вызвавшие наибольший интерес) и группы, выполнившие эти проекты. Учитель и наблюдатели благодарят детей за хорошую и слаженную работу, интересные и содержательные проекты и просят каждую группу собрать и сдать:

лист планирования и продвижения по заданию,

Выбранный для просмотра документ 06. Памятка.ppt

Этапы выполнения проекта Обсудить проект: Какую выбираем тему? Делаем плакат или компьютерную презентацию? Составить план Выполнить проект Контролировать исполнение Представить результаты Проголосовать за лучшую работу Заполнить лист самооценки

Выбранный для просмотра документ 07.1 Ресурсы учителю.doc

Материалы для учителя

Дети могут выполнять проект, пользуясь как уже известными им сведениями об Ильменском заповеднике, так и привлекая дополнительные источники информации. Задавая общую проблематику («Ильменский заповедник»), проект не ограничивает возможности выбор тематики детьми. Поэтому целесообразно предоставить как можно более широкий, и в то же время – структурированный перечень информационных источников.

Для выполнения проекта можно предложить имеющиеся в школьной библиотеке:

учебники, учебные пособия, хрестоматии, книги для чтения по окружающему миру (причем желательно не только те, по которым шло обучение);

статьи, научно-популярные книги;

текстовые и иллюстративные материалы из Интернета.

Основные требованияк предлагаемым детям источникам:

научная достоверность содержащихся сведений,

доступность языковых средств,

небольшой объём и/или чёткость структуры, допускающие беглое «проглядывание» текста.

Ниже предлагается примерный список таких источников, который включает источники,содержащие разнообразные сведения об Ильменском заповеднике.

Список рекомендуемых источников

Атлас. Челябинская область. – Челябинск, изд-во АБРИС, 2012;

Естественно-научный музей Ильменского государственного заповедника. http://www.museum.ru/M3104

Заварицкий А . Н ., Геологический и петрографический очерк Ильменского минералогическогозаповедника и его копей , М ., 1939 ;

Заповедники России. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов. – Челябинск: Взгляд, 2003;

Заповедники Советского Союза , Под редакцией А . Г . Банникова , ( М ., 1969 );

Коротеев В . A ., Ильменский заповедник , » Вестник АН СССР «, 1981 , No 5 .

Лагунов А.В. Насекомые Челябинской области (эколого-фаунистический очерк) / Ильменский государственный заповедник УрО РАН – А.В.Лагунов – Челябинск: «Край-Ра», 2011;

Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил.

М.А.Андреева, А.С.Маркова. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002;

Матвеев А.С. Промысловые животные. Приложение к географической карте Челябинской области. /А.С.Матвеев. – Челябинск, АБРИС, 2009;

Природа и мы: (Сборник, Сост.: А.П.Моисеев, М.Е.Николаева), — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1980;

Природа Челябинской области – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000

Ферсман А.Е. Рассказы о самоцветах. – М., 1961;

Выбранный для просмотра документ 07.2 Ресурсы обучающимся (1).doc

Информационные ресурсы для проведения занятия

Рельеф

Рельеф в значительной степени сглажен, представляет собой систему сопок разной высоты, почти полностью облесенных. С запада заповедник ограничен широкой поймой р. Миасс, с юга и востока — цепью крупных озер тектонического происхождения. Высочайшая точка — Ильмен-Тау находится на высоте 750 м над ур. м. Горы сложены разными породами, нередко выходящими на дневную поверхность. По обилию минералов (около 200) Ильмены представляют своеобразный природный музей.

Хребты западной части — Ильменский и Ишкульский — сложены в основном из миаскитов (нефелиновых сиенитов) — огромных серых глыб, похожих на гранит, но с выемками-щербинками на поверхности сколов. В нефелиновых сиенитах встречаются полевой пшат и слюда, а также сопутствующие минералы — ильменит, апатит, титанит, циркон, пирохлор, содалит и др. Кроме нефелиновых, обычны щелочные сиениты, в которых нет нефелинов, но зато больше полевого шпата, много роговой обманки, эгиринавгита, биотита, корунда, шпинеля и др. Щелочные сиениты встречаются в южной части Ильменских гор в виде каймы вокруг огромных монолитов миаскитов, а граниты и гранитогнейсы в сочетании с кристаллическими сланцами — в северной и восточной частях, преимущественно в районе предгорий.

Смотрите так же:  Заповедники тундры названия

В самой низкой части заповедника, в районе озер, есть пологие сопки, сложенные из змеевиков, называемых еще серпентинитами за их структуру.

Территория, включающая Ильменские горы, представляет собой одну из наиболее высоких горных цепей восточного предгорья северной части Южного Урала. Основная часть Ильменских гор входит в состав Ильменского государственного заповедника. Характерной особенностью зонально-географического положения заповедника является то, что он располагается в полосе, переходной от горно-лесной зоны Урала к равнинной лесостепи Зауралья и Западно-Сибирской низменности

Климат заповедника резко континентальный: жаркое лето и холодная зима. Самый холодный месяц в году — январь со средней месячной температурой -20,8 °С, самый теплый — июль со средней месячной температурой +18,4 °С. Обычны весенние и летние заморозки. Погода нестабильная: сухое лето может чередоваться с дождливым, а морозная малоснежная зима с мягкой и многоснежной. Количество осадков колеблется в пределах 500-800 мм в год с максимумом в теплое время. Глубина снежного покрова достигает 1 м, продолжительность залегания снежного покрова – 195 дней. Безморозный период длится 80-90 дней, но утренники, иногда, наблюдаются в течение всего лета.

На территории заповедника насчитывается более 40 речек, большинство их стекает с Ильменского хребта. Речки короткие, маловодные, с крутым падением в твердых каменистых берегах и каменистым ложем. Весной, при таянии снега или после большого дождя, речки превращаются в бурные пенящиеся потоки. Летом они обычно пересыхают, вода сохраняется только в наиболее глубоких ямах, под россыпями и в мощных родниках, питающих речки. Самая длинная река — Большая Черемшанка (9,8 км).

На территории заповедника находится около 30 озер, входящих в систему Каслинско-Кыштымских озер. Озера представлены 2 типами: глубоководные озера с прозрачной водой, в твердых каменистых берегах, со скудной растительностью и малыми запасами биомассы ( Большой Кисегач и Малый Кисегач, Большое Миассово , Большой Ишкуль , Малый Теренкуль, Бараус , Савелькуль, Кармаккуль ) и многочисленные неглубокие озера с хорошо развитой водной и надводной растительностью, с большим запасом биомассы.

Растительность Ильменского государственного заповедника. Характерной особенностью зонально-географического положения Ильменского заповедника является то, что он располагается в полосе, переходной от горно-лесного Урала к равнинной лесостепи Зауралья и Западно-Сибирской низменности, и входит в Вишневогорско-Ильменогорский геоботанический округ подзоны сосново-березовых лесов лесной зоны. Так как горные хребты Южного Урала задерживают часть осадков из идущих с запада влажных атлантических масс воздуха, то территория заповедника неизбежно попадает в условия «барьерной (или дождевой) тени». Поэтому климат в отдельные годы характеризуется повышенной засушливостью. В общем же его можно назвать умеренно-континентальным. Эти обстоятельства, а также сильная изрезанность рельефа оказывают сильное влияние на почвенный и растительный покров.

На территории заповедника в непосредственной близости можно увидеть хвойные таежные леса и фрагменты разнотравно-злаковых степей, северные сфагновые болота и кустарниковые степи, светлые березовые леса и тенистые уремы, высокотравные горно-ключевые луга, низинные осоковые болота и каменистые россыпи с пятнами лишайников.

Растительный покров отличается большим разнообразием сообществ. Флора весьма богата: число видов плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых растений превышает 815.

В Ильменском заповеднике встречается немногочисленная, но интересная группа скальных папоротников. Их можно найти в трещинах скал, на затененных каменистых крутосклонахИльменского и Ишкульского хребта, на гранитных останцах.

Под пологом сосновых и березовых лесов произрастает папоротник-орляк, контуром своих листьев действительно напоминающий птицу. По берегам ручьев и речек с плодородными влажными почвами имеются густые и высокие заросли интереснейшего папоротника, получившего название страусово перо.

Голосеменные растения представлены пятью видами из семейства сосновых — сосной обыкновенной, лиственницей Сукачева, елью сибирской, пихтой сибирской и сосной сибирской (кедром). Однако лишь первые два вида выступают в роли лесообразователей. Ель, пихта и особенно кедр весьма малочисленны. Они успешно растут в прохладном влажном климате таежной зоны.

Широко распространены в заповеднике цветковые растения. Число их видов превышает 780. Они представлены всеми основными жизненными формами: деревьями, кустарниками, кустарничками, полукустарниками, наземными и водными травами. Цветковые проявляют исключительно высокую приспособляемость и поэтому растут здесь всюду: на каменистых горных склонах, под пологом лесов и в толще озерных вод. Цветковые растения образуют степные, луговые, лесные, болотные и водные сообщества.

Наибольшим видовым разнообразием отличаются сложноцветные, злаки, осоки, розоцветные и бобовые. Однако и некоторые бедные видами семейства играют в сложении растительного покрова важную роль. Это особенно относится к березовым, представители которых образуют древесный ярус почти половины лесов заповедника. Семейство березовых представлено тремя видами березы — бородавчатой, пушистой и низкой и двумя видами ольхи — серой и черной.

Более 80% территории заповедника покрыто лесами. Основная часть лесной растительности представлена сосняками (51% лесной площади) и березняками (44%), небольшими участками встречаются лиственничники, осинники, липняки, серо- и черноольшаники. Следует отметить крайне слабое развитие подлеска под пологом лесов и незначительные площади зарослей кустарника.

На Ильменском и Ишкульском хребтах широкое распространение получили сосна обыкновенная и береза бородавчатая, образующие чистые и смешанные древостои. В этом же районе сосредоточены почти все лиственничники.

Лиственница Сукачева относится к числу весьма ценных древесных пород. Ее охрана представляет значительный научный и хозяйственный интерес. Сокращение площадей лиственничников является, видимо, результатом ее слабого семенного возобновления связанного с повреждением семян энтомовредителями, частыми низовыми пожарами и конкуренцией с такими обильно возобновляющимися породами, как сосна и береза, препятствующими поселению и выживанию лиственницы.

В верхней и средней частях горных склонов встречаются каменистые остепненные и кизильниковые типы лиственнично-сосновых лесов. На менее крутых склонах с достаточно развитой почвой формируются сосняки брусничные. Благодаря успешному возобновлению сосны этот тип леса один из наиболее устойчивых в заповеднике.

На пологих склонах и выровненных площадях с глубокими устойчиво увлажняемыми почвами распространены сосновые леса с густым разнотравно-злаковым покровом. После разрушения древостоя сосны они на длительное время сменяются березняками и осинниками. Лишь в результате постепенного поселения ее под их полог происходит восстановление исходного древостоя.

Часто встречаются низкорослые и корявые сосняки на сфагновых торфяниках. В них растет довольно много редких видов, характерных для северной тайги и сохранившихся с ледникового времени. Среди них особо следует отметить шейхцерию болотную, пушицу влагалищную, очеретник белый, росянку, клюкву четырехлепестную и мелкоплодную, болотный мирт, андромеду, водянику, морошку, иву черничную. Произрастанию этих редких растений благоприятствует прохладный, влажный (болотный) микроклимат.

В предгорном районе много озер. Значительная часть их зарастает и постепенно превращается в болота. При уменьшении глубины озера до полуметра его поверхность закрывается многочисленными прибрежноводными растениями, прежде всего тростником, камышом, рогозом широколистным и узколистным, частухой подорожниковой, крестовником и жерушником болотными, осоками — вздутой, пузырчатой, водяной, стройной, омской, дернистой.

В заповеднике имеются горные степи, небольшими участками встречающиеся на южных крутосклонахИльменского и Ишкульского хребтов и сопок предгорий. Они образуются из разнотравно-злаковых и кустарниковых сообществ. Разнотравно-злаковые степи слагаются из ковылей, типчака, тонконога, гвоздики, василька сибирского, мордовника обыкновенного, полыни шелковистой, армянской, каменной и др. Кустарниковые степи представлены зарослями вишни степной, спиреи зверобоелистной, кизильника черноплодного, отличающимися высокой засухоустойчивостью.

Так же незначительно как степи распространены луга. Благодаря высокому плодородию луговых черноземовидных почв и устойчивому увлажнению горно-ключевые луга отличаются густым и высоким травостоем из ежи сборной, костра безостого, пырея ползучего, тимофеевки луговой, вейника тростниковидного, сныти обыкновенной, горца альпийского с характерным присутствием крупнолистной чемерицы, обладающей ядовитыми свойствами. На лугах умеренного увлажнения широко распространены такие ценные кормовые растения, как овсяница, лисохвост, мятлик, клевер, на остепненных лугах — тимофеевка степная, мятлик узколистный, а также смолка клейкая, гвоздика разноцветная.

Современный растительный покров Ильменского заповедника возник в результате длительного и сложного исторического процесса и сейчас продолжает претерпевать изменения. Гл. роль при этом играет человек, его хозяйственная деятельность. До организации заповедника леса подвергались интенсивным вырубкам, особенно севернее озер Большой Таткуль и Большое Миассово, и хвойные древостой сменились березняками. Одновременный выпас скота привел к разрушению травяного покрова и разрастанию сорных растений. Кроме рубок и выпаса на растительность разрушающее влияние оказывали частые лесные пожары. В итоге на месте мшисто-кустарничковых лесов образовались березняки с вейнпком. В последнее время в районе Ильменских гор появилось много инорайонных видов растений. Часть из них занесена случайно; эти растения располагаются близ проселочных дорог и по откосам насыпи ЮУЖД. Среди заносных растений следует отметить пырей черепитчатый и гребневидный, колосняк гигантский, коноплю посевную и сорную, крапиву коноплевидную, марь многолистную и гибридную, аксирис гибридный, солянку холмовую, щирицу запрокинутую и жминдовидную, качим метельчатый, мыльнянку лекарственную, гулявник волжский и высокий, желтушник Маршалла, ежевику сизую, горошек сибирский, полынь метельчатую и др.

Таким образом, территория заповедника представляет собой замечательную природную лабораторию. В ней есть все условия для проведения флористических, экологических, геоботанических и почвенных исследований, которые раскрывают специфику природных процессов, идущих без вмешательства человека. Интенсивное развитие промышленности, особенно на Урале, сопровождается сильными и подчас необратимыми изменениями живой природы. Существует опасность исчезновения редких видов растений и разрушения ценных растительных сообществ. Поэтому трудно переоценить значение заповедного режима в р-не Ильменских гор. Должны быть сохранены и детально изучены все существующие здесь виды растений.