Меню

Храм софия в турции

Собор Святой Софии в Константинополе – шедевр архитектуры Византии

Храм Святой Софии был построен при императоре Юстиниане. Это был один из самых известных правителей Византии, пришедший к власти в 527 году. С его именем связано множество действий, приведших к могуществу Византийской империи — создание кодекса законов, расширение территории, строительство дворцов и храмов. Но самым известным храмом Константинополя, пожалуй, является собор Святой Софии.

Собор Святой Софии в Константинополе, соборная церковь Святой Софии, Айя-Софья, Великая церковь — у этой интереснейшей постройки существует множество названий. С возведенным храмом в свое время ходило множество легенд о затраченных ресурсах, но все они меркли по сравнению с действительностью.

Строительство собора

Одна лишь задумка превосходила все возможные цели — храм Святой Софии в Константинополе должен был стать лучше знаменитого храма царя Соломона в Иерусалиме. В течение пяти лет (532-537) десять тысяч рабочих трудились над возведением нового символа Константинополя. Храм был сделан из кирпича, но на отделку уходил куда более дорогой материал. Здесь использовались поделочный камень, золото, серебро, жемчуг, драгоценные камни, слоновая кость. Подобные вложения сильно поджали казну империи. Восемь колонн были привезены сюда из знаменитого храма Артемиды в Эфесе. Вся страна трудилась ради возведения этого чуда.

Ко времени начала возведения храма Айя-София в Стамбуле византийские мастера уже имели опыт возведения подобных сооружений. Так архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 527 году завершили работы по возведения церкви Сергия и Вакха. Именно им судьба уготовила стать строителями великой легенды, символа величия и могущества империи.

Здание в плане имеет прямоугольник со сторонами 79 метров на 72 метра. Высота храма Святой Софии по куполу 55,6 метров, диаметр самого купола, «висящего» над храмом на четырех колоннах, 31,5 метров.

Собор Святой Софии в Стамбуле возводился на холме, и своим положением выделялся на общем фоне города. Подобное решение поражало современников. Особенно выделялся его купол, видимый со всех сторон города, и выделяющийся в плотной застройке Константинополя.

Перед входом в собор Айя-София находится просторный двор с расположенным в центре фонтаном. В сам храм ведут девять дверей, право входа через центральную дверь предоставлялось только императору и патриарху.

Внутри храм Святой Софии в Стамбуле выглядит не менее красивым, чем снаружи. Огромный купольный зал, соответствующий образу мироздания, наводит на глубокие мысли у посетителя. Нет смысла даже описывать всю красоту храма, лучше один раз увидеть.

В прежние времена вершины стен были покрыты мозаикой с картинами на различную тематику. Во времена иконоборства в 726-843 году они были уничтожены, поэтому текущее положение не полностью отражает картину былой красоты внутреннего убранства постройки. В более поздние времена в храме Святой Софии в Византии создавались новые художественные творения.

Мозаичное изображение Богородицы в апсиде

Храм Айя-София много раз повреждался в ходе пожаров и землетрясений, но каждый раз его заново восстанавливали. Но одно дело природная стихия, другое — люди. Так после разгрома крестоносцами в 1204 году внутреннее убранство восстановить оказалось невозможным.

Конец величию храма был положен вместе с падением Константинополя в 1453 году. В храме в день смерти Византии искали спасение порядка десяти тысяч христиан.

Легенды и интересные факты

Есть и интересные легенды, связанные с храмом Святой Софии в Турции. Так на одной из мраморных плит храма можно заметить отпечаток руки. Согласно преданию его оставил султан Мехмед II , завоевавший Константинополь. Когда он въезжал в храм на лошади, конь испугался и встал на дыбы. Чтобы остаться в седле завоевателю пришлось опереться о стену.

Еще одна история связана с одной из ниш храма. Если прислонить к ней ухо, то слышен шум. Люди рассказывают, что во время штурма в эту нишу укрылся священник, а доносимый до нас шум, это бесконечно продолжающаяся его молитва о спасении.

После завоевания христианский храм было решено переделать в мечеть Айя-София. Уже 1 июня 1453 года здесь была совершена первая служба. Разумеется, в ходе перестройки были уничтожены многие христианские украшения. Также в поздние времена храм окружили четыре минарета.

Восстановительные работы в храме начались в 1935 году по указу президента Турции. Святая София приобретает статус музея. Здесь же для посетителя были расчищены скрытые за толстыми слоями первые изображения. Храм Святой Софии и в наши дни можно смело считать великим достижением человеческой мысли, отражением духовности в архитектуре.

Схема храма Святой Софии

1. Вход 2. Императорские ворота 3. Плачущая колонна 4. Алтарь. Михраб 5. Минбар
6. Ложа Султана 7. Омфалос («пуп мира») 8. Мраморные урны из Пергама
a.) Баптистерий византийской эпохи, гробница султана Мустафы I
b.) Минареты султана Селима II

Видео про собор Святой Софии

Собор Святой Софии в Турции — воплощение могущества Византии

Адрес: Турция, Стамбул
Дата основания: 324 год
Начало строительства: 532 год
Окончание строительства: 537 год
Координаты: 41°00’30.9″N 28°58’48.7″E

Там, где залив Золотой Рог встречается с Мраморным морем, в историческом центре Стамбула возвышается церковь Премудрости Божией, известная как Софийский собор на греческом языке и Айя-София — на турецком.

Увенчанная парой огромных минаретов, Айя-София снаружи напоминает исламский храм, однако войдя вовнутрь, легко угадать убранство некогда православной церкви. Первый храм в честь Святой Софии был построен ещё в 326 году при императоре Константине.

Общий вид собора

Церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, пока император Юстиниан I не вознамерился возвести здание, которое должно было стать символом величия Византии и затмить своей красотой не только языческие святилища Рима, но и знаменитый Иерусалимский Храм.

В 537 году при освящении Собора Святой Софии, обойдя его кругом, Юстиниан воскликнул: «Я превзошёл тебя, о, великий Соломон!». По словам очевидцев, храм Святой Софии «царил над городом как корабль над морскими волнами». Благодаря свету, струящемуся из окон, создавалось впечатление, что «купол Софии подвешен к небесам золотой цепью».

Вид на собор c юга

Внутреннее пространство храма обрамлялось галереями из малахитовых и порфировых колонн. Пол покрывал затейливый узор из цветных мраморов. Иконостас поддерживали серебряные колонны с золотыми капителями. По легенде, император Юстиниан даже хотел выложить стены собора плитами из кованого золота, но астрологи предрекли, что в конце веков придут алчные цари, которые захотят завладеть всеми сокровищами храма и разберут его до основания.

Собор Святой Софии — царственный храм православия

Более 1000 лет Собор Святой Софии в Константинополе оставался крупнейшим храмом всего православного мира. С ним связано множество знаменательных событий. 16 июля 1054 года в стенах Софийского собора личный представитель папы римского Льва IX — кардинал Гумберт и патриарх Константинополя — Михаил Кируларий предали друг друга анафеме (отлучению от церкви), что послужило причиной церковного раскола на православных и католиков.

Согласно «Повести временных лет», именно в Соборе Святой Софии послы князя Владимира познакомились с православной религией. Потрясённые красотой службы, они посоветовали Владимиру обратить Русь в христианскую веру.

Вид собора в ночной иллюминации

Айя-София — мечеть султана-завоевателя

В 1453 году султан Мехмед II завоевал Константинополь и превратил Собор Святой Софии в мечеть Айя-София, достроив четыре минарета. На одной из мраморных плит храма, справа от кафедры, предназначенной для чтения проповедей, есть рисунок, напоминающий кисть руки. По легенде, это отпечаток руки Мехмеда II, который въехал в церковь Святой Софии верхом на коне по трупам убитых христиан. Конь, испугавшись такого количества мёртвых тел, встал на дыбы. Мехмед опёрся на стену, чтобы не упасть, но рука была в крови, и остался отпечаток.

Смотрите так же:  Храм победа в нижнем новгороде

Вид сводов собора

Собор Святой Софии — яркий пример смешения культур

Турки замазали известью византийские мозаики, а на стенах повесили щиты из верблюжьей кожи, с сурами из Корана, написанными золотом. В 1935 году президент Турецкой Республики Ататюрк основал в Айя-София музей, и мозаики были расчищены. По сей день в храме соседствуют изображения христианских святых и арабская вязь. В Софийском соборе найдены даже рунические надписи, сделанные варягами на мраморных парапетах. Поскольку православные храмы строятся алтарём на восток, туркам пришлось поместить михраб (молитвенную нишу) в юго-восточный угол собора, чтобы во время молитвы обращаться лицом к Каабе в Мекке.

Из-за этой перестройки молящиеся вынуждены располагаться под наклоном относительно основного направления здания. Под сводами древнего собора можно загадать желание, выстояв очередь к «плачущей колонне». Согласно преданию, её волшебные свойства были обнаружены, когда император Юстиниан, случайно прислонившись к ней, избавился от мучительной головной боли. Чудеса случаются и сегодня, нужно только приложить руку к отверстию в колонне и повернуть его по часовой стрелке, и загаданное обязательно сбудется.

Музей Айя-София в Стамбуле

Музей Айя-София (тур. Ayasofya Muzesi, англ. Hagia Sophia) — это бывший греческий патриарший православный собор Святой Софии (Софийский собор), затем — мечеть времен османской империи. Сейчас это музей, памятник византийского искусства.

  • Время работы: 09:00 — 19:00 (с 1 апреля по 31 октября), 09:00 — 17:00 (с 1 ноября по 31 марта)
  • Официальный сайт:ayasofyamuzesi.gov.tr
  • Адрес:Sultan Ahmet Mahallesi, Ayasofya Meydan?, 34122 Fatih/Istanbul, Turkey
  • Телефон: +90 (212) 522 17 50
  • Айя-София находится в историческом центре Стамбула. В 1985 году Софийский собор наряду с другими памятниками исторического центра Стамбула был включен в состав Всемирного наследия Юнеско. Музей открыт для посещения. Вход — платный.

    Айя-София на карте Стамбула

    Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана на месте церквей более раннего периода. Он стал важной православной церковью всего христианского мира.

    В 557 году купол, поврежденный во время землетрясения, был восстановлен.

    В 843 году в оформлении интерьера появились мозаики. Одна из самых известных — мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей.

    В 1453 году после завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью.

    В 1847 — 1849 гг. в ходе реставрации в нефе мечети появились огромные османские медальоны.

    В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка.

    Что посмотреть в Айя-София

    Собор Айя-София — огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры.

    Главный вход — императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.

    Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам (руководитель намаза) впереди всех остальных молящихся.

    Неф в Айя-София — основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности». Такой эффект достигнут благодаря многочисленным окнам и ряду арок с двух сторон.

    Огромный купол высотой 56 метров символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение.

    Низко висящие люстры сохранились с османских времен.

    По центру под куполом можно увидеть мозаику 11 века с изображением Богоматери и Иисуса Христа.

    Довольно необычно рядом с православной мозаикой смотрятся огромные щиты — медальоны с арабской золотой вязью — с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов. Они датируются 19 веком.

    Коронационная площадь

    Недалеко от михраба находится место коронации императоров — Коронационная площадь. Это небольшая площадка пола с мраморными пластинами, где когда-то располагался трон византийского императора.

    Если подняться на верхние галереи по пологому пандусу — во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, то можно посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.

    Мозаика Деисус относится к 13 веку и изображает Иисуса, Деву Марию и Иоанна Крестителя.

    В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление. Считается, что колонна была благословлена Георгием Чудотворцем и исцеляет от болезней. По легенде, нужно поместить туда палец и попросить об избавлении от хвори. Если палец после извлечения будет намокшим, болезнь отступит. По другой легенде, если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.

    Справа от выхода находится фонтан для омовений в стиле рококо, датируемый 1740 г.

    Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок.

    На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.

    Как добраться до Айя-София

    Музей Айя-София находится в исторической части города — районе Султанахмет, напротив Голубой мечети и недалеко от дворца Топкапы. Самый простой способ добраться до него — доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet.

    Рядом находится конечная остановка автобуса маршрута IST-1 S, который идет из аэропорта Стамбул.

    Если вы планируете воспользоваться экскурсионным автобусом Big Bus Istanbul, то выходить надо на остановке №1/20.

    Информация для посещения

    Поскольку это музей, особых требований к одежде и внешнему виду нет. За дополнительную плату можно взять аудиогид на русском языке и карту музея. В залог берут деньги или паспорт. На осмотр собора хватит полутора часов.

    Если приходить ближе к закрытию, то вполне вероятно, что очереди не будет совсем или она будет небольшая. В сезон все же лучше купить Музейную карту, которая позволит вам избежать лишних очередей.

    Часы работы музея Айя-София

    Музей открыт для посещения круглый год, кроме первых дней Рамадана и половины Курбан Байрам.

    Время работы с 1 апреля по 31 октября: 09:00 — 19:00.

    Время работы с 1 ноября — 31 марта: 09:00 — 17:00.

    Продажа билетов прекращается за 1 час до окончания работы.

    Архитектура и интерьер

    Основной объем собора Св. Софии под огромным куполом высотой 51 м образует средокрестие, то есть пересечение главного и дополнительных залов в виде креста. Такая планировка на несколько столетий стала обязательной для христианских храмов. По углам центрального нефа высятся мощные колонны, на которые опираются арки свода. Его диаметр 31 м, в нижней части прорезаны окна, создающие иллюзию парения всей конструкции в воздухе.

    По мозаикам в интерьере можно изучать эволюцию византийского искусства на протяжении нескольких веков. Изображение сидящей на троне Богородицы в апсиде поражает своей человечностью и одухотворенностью. Над входом в храм выложен благословляющий паломников Иисус Христос, а перед ним коленопреклоненный император.

    После преобразования собора в мечеть мусульмане построили резной мраморный минбар, кафедру, с которой мулла обращается к верующим. Он находится не на месте алтаря, а смещен к юго-востоку, чтобы молящиеся стояли лицом к Мекке. Неожиданностью для реставраторов стало обнаружение рунических надписей, оставленных на ступенях и парапетах варягами византийской гвардии.

    К одной из колонн выстроилась длинная очередь. Говорят, что случайное прикосновение к ней вылечило императора Юстиниана от непрерывной головной боли. Считается, что если прислониться лбом к камню, задумать желание, вставить палец в отверстие и повернуть его почасовой стрелке, то загаданное непременно сбудется.

    Практическая информация

    Адрес: Стамбул, Cankurtaran Mh., Soguk Cesme Sk 14-36. Веб-сайт (на англ.).

    Как добраться: на трамвае Т1 или автобусе ТВ2 до ост. Sultanahmet.

    Устали читать? Посмотрите! Вот рассказ о 9 главных районах Стамбула.

    Часы работы: ежедневно с 15.04 по 30.10 с 9:00 до 19:00, с 30.10 по 15.04 с 9:00 до 15:00. Время посещения музея ограничено в первые дни праздников Рамадан и Курбан Байрам. У входа продаются аудиогиды на русском языке.

    Цена билета: 60 TRY. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

    Святая София: храм, мечеть, музей. и снова мечеть?

    В Турции ширится кампания за восстановление мечети Айя-Софья

    Запах жареных каштанов смешивается с тягучим карамельным запахом турецкого мороженого. Тридцатилетний продавец Ахмет в красных национальных шальварах и феске раздает вафельные стаканчики, причмокивая языком, не скрывая своего удовольствия как от процесса, так и от большого количества покупателей, среди которых, в основном, иностранные туристы. Некогда главная рыночная площадь Константинополя, ныне площадь Султана Ахмета – в годы его правления была создана резиденция турецких султанов, дворец Топкапы. Лавочки продавцов сувениров и ковров, бойкая торговля каталогами, в поисках клиентов снуют «рехберы», гиды, говорящие на всех языках мира приблизительно одно и то же более пятисот лет. Музей Святой Софии, построенный тоже более пятисот лет назад, издали напоминает гигантскую старинную перевернутую медную чашу. Заплатив около двадцати евро, проходишь строгий полицейский контроль с рентгеновскими аппаратам и камерами слежения. Но об этом неудобстве забываешь, как только попадаешь внутрь. «Это похоже на рай», — так писали в десятом веке посланники князю Владимиру, который определился со своим решением крестить Русь, пораженный богатством и великолепием этого храма.

    Этот величайший в мире византийский храм стамбульцы считают таким же символом города, как москвичи здание Кремля или парижане собор Нотр-Дам де Пари. У стен Святой Софии традиционно отмечают «День великой победы». Именно так турецкие историки называют захват Константинополя и гибель Византийской империи. К минаретам, которые были пристроены после того, как храм превратили в мечеть, привязывают яркую иллюминированную растяжку с надписью «Освобождение». Пышные торжества проходят с участием военных оркестров, мехтеров. Музыканты с барабанами, бубнами, литаврами, в национальных одеждах символизируют былую мощь и силу Османской империи.

    «Странный американец» в Стамбуле

    Музей был основан в 1934 году специальным постановлением турецкого правительства. Поскольку вся полнота власти в то время принадлежала одному лицу, а именно, основателю турецкого государства Кемалю Ататюрку, естественно предположить, что решение о прекращении богослужений в мечети принял именно он. Надо сказать, что в этом не было ничего удивительного. Ататюрк довольно прохладно относился к религии, говорят даже, называл себя атеистом, проводил вестернизацию страны и пытался превратить Турцию в светское европейское государство. Возможно, он в каком-то смысле решил выплатить давний долг христианской Европе, которая не могла смириться с тем, что эта некогда самая главная церковь христианского православного мира после взятия Константинополя превратилась в мечеть. Подпись Ататюрка об открытии в здании музея красуется при входе.

    После образования светской республики в страну потянулись европейские археологи, благодаря которым были восстановлены десятки византийских церквей. В те годы в Стамбуле появился «странный американец» Томас Виттемор, который приехал в страну с надеждой восстановить мозаики Айя-Софии и пытался добиться от правительства разрешения для проведения реставрационных работ. Виттемор, возможно, сыграл главную роль в организации музея Айя-Софья. Он не оставил после себя писем и дневников и т

    щательно скрывавал ото всех свою личную жизнь, возможно, потому, что был человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. В Википедии о нем сказано всего несколько слов: «Американский археолог. Работал над изучением и восстановлением фресок Софийского собора в Константинополе, оказывал финансовую помощь русским эмигрантам». Однако его личность настолько интересна, что стоит остановиться на нем подробнее. Томас Генри Виттемор преподавал в Нью-Йоркском университете, был профессором Гарвардского университета, заядлым путешественником. Он умудрился побывать даже в Советской России, где выкупил колокола Свято-Даниловского монастыря, которые 80 лет находились на территории Гарвардского университета, но позже были возвращены на Родину. Виттемор имел обширные связи в турецком правительстве и, говорят, был дружен с Ататюрком. Ряд турецких исследователей считают, что именно он в ходе тайных переговоров при содействии американского посольства убедил турецкого лидера закрыть мечеть и превратить Айя-Софию в музей.

    А была ли подпись Ататюрка?

    церковь в мечеть, создав для этих целей специальный фонд, который существует до сих пор и ведет активную общественную деятельность по возобновлению исламских богослужений в музее. Гид музея Ахмед рассказывает, что крест заменили полумесяцем и добавили минареты. Замазали мозаики, смыли фрески, повесили щиты из кожи с изречениями из Корана, соскоблили кресты и настенные росписи. Мозаичные плиты с изображением святых были покрыты известковым слоем, а лики святых закрыты металлическими накладками, которые висят до сих пор. Старинные фрески не были уничтожены, а просто замазаны. «Сделано это было из-за элементарной турецкой лени», — добавляет гид.

    На протяжении всей истории существования самой Турецкой республики продолжались дискуссии статусе Айя-Софии, которая в глазах обычных турок была и остается мечетью, главным символом покорения Константинополя турецким султаном. При каждом удобном случае, обычно накануне религиозных исламских праздников малочисленные консервативные группы верующих проводят акции протеста с требованием возвратить храм верующим и

    возобновить исламские богослужения. Манифестанты проникали в здание музея под видом обычных туристов и совершали в помещении намаз, что запрещено законом. Сотрудники турецкого спецназа выдворяли и арестовывали демонстрантов. Независимый журналист Айдын Полак говорит, что в Турции не раз вспыхивали скандалы о краже раритетов, последний из которых, пару лет назад, повлек за собой отставку более десяти сотрудников музея. Была разоблачена преступная группировка, которая занимались кражей экспонатов из хранилища и переправляла их за границу иностранным покупателям. «Сколько было продано вещей — никто не знает, — рассказывает Айдын Полак. — Все, что удалось потом найти, находилось в ужасающем состоянии. Были представлены старинные украшения, церковная утварь, позолоченные кубки, древние византийские церковные книги, которые не успели переправить за границу».

    Политик и бывший президент исторического общества Юсуф Халачоглу не так давно заявил, что подпись Мустафы Кемаля Ататюрка об открытии музея Айя-София могли подделать. По мнению турецкого историка, подпись создателя государства в этом документе отличается от других, якобы, буква «К» выглядит более угловато. Ложность подписи, по его мнению, доказывает тот факт, что свою фамилию Ататюрк, «отец всех турок», получил через три дня после подписания указа, а само постановление не было опубликовано в официальной прессе. Однако далеко не все верят подобным заявлениям, ранее историк был уволен за угрозу разоблачить всех живущих в Турции армян и провокационные заявления о геноциде. Журналист Айдын Полак также замечает, что, зная сильный характер турецкого лидера и то, что он единолично управлял страной, в это мало верится, что кто-то мог подделать его подись: «Публикуют репортажи о том, что подпись второго президента Турции Исмета тоже поддельная. Якобы он хотел, чтобы в здании Софии была мечеть. Говорят, что Ататюрк был в ярости, когда узнал о том, что это своего рода свершившийся факт. Не думаю, что это так».

    Чтобы успокоить общественное мнение, ряд исламских ученых призывали разрешить в музее проводить совместные богослужения для мусульман и христиан, по образцу Большой мечети Омейядов в Дамаске, где до начала военных действий в Сирии молились мусульмане, и христиане, почитающие могилу Иоанна Предтечи, пророка Яхьи. Существовало и более консервативное мнение, например, о том, что в самом сердце страны, население которой на почти девяносто процентов состоит из мусульман, вряд ли нужен памятник византийской истории, с которой турки покончили в 1453 году.

    «Теперь Турция стала другой»

    Турецкие суды завалены исками с требованием отменить декрет о создании в здании мечети музея. В интернете организован сбор подписей в поддержку открытия мечети. Имамы соседних мечетей в один голос говорят, что верующим негде молиться, особенно в периоды больших мусульманских праздников, когда возникает особенно большой наплыв людей. Не так давно «Комитет по сохранению памятников культуры» в очередной раз обратился за поддержкой к премьер-министру Турции Реджепу Эрдогану, лидеру правящей исламистской партии. И хотя сам премьер Эрдоган пока сохраняет нейтралитет, вице-премьер Турции Бюлент Арынч открыто поддержал идею восстановления мечети. На минувшей неделе политик заявил, что если раньше было возможно, чтобы бывшие мечети становились музеями, то «теперь Турция стала другой». В своем выступлении Арынч также сказал, что счастлив недавним открытием мечетей еще в двух зданиях, носивших название Святой Софии, в городах Изник и Трабзон. Как ни странно, но его поддержало руководство музея. Бывший директор музея Халук Дерсун говорил, что открытие музея противоречит указу султана о том, что здесь вечно будет мечеть. Нынешний директор — Хайруллах Ченгиз и вовсе выпускник религиозной школы.

    Правящая Партия справедливости и развития, которая уже более десяти лет находится у власти, готовится к выборам в следующем году.Так что встает вопрос о дополнительном электорате. Партия опирается, в основном, на консервативное большинство, жителей бедной Анатолии и провинциальных сельских районов. В преддверии будущих выборов премьер-министр Реджеп Эрдоган утверждает, что хотел бы «вырастить новое религиозное поколение турок». Он открывает религиозные школы, предлагает ввести раздельное обучение студентов. На прошлой неделе вопрос о возвращении собора в лоно ислама официально подняли депутаты турецкого парламента. Этот факт вызвал негодование со стороны соседней Греции, большинство населения которой христиане. Греческий МИД направил официальную ноту протеста турецким властям. Турки в ответ заявили, что Афины — единстенный город в мире, где нет ни одной мечети, поэтому не стоит учить их толерантности.

    Житель Стамбула, тридцатилетний Ахмет вспоминает, что в 2007 году, когда активно шли переговоры о ступлении Турции в ЕС, ряд влиятельных американских политиков создали движение за возвращение первоначального статуса Святой Софии и превращение ее в действующий собор, центр православного мира. Движение возглавил этнический грек, преподаватель университета Спиру, который был вхож во многие дома, дружил с Кеннеди, общался с Хилари Клинтон, активно переписывался с турецким руководством. Спиру инициировал слушание по этому делу в Комиссии по правам человека Конгресса США, однако, к 2010 году переговоры Турции с ЕС зашли в тупик…

    Турки поняли, что в Европе их не ждут, правительсто резко поменяло курс на Восток. С этого времени все чаще стали звучать призывы восстановить историческую справедливость и вернуть верующим мечеть. В минувшем году на экраны вышел самый дорогой фильм в истории турецкого кинематографа, исторический блокбастер о взятии Константинополя турками «Завоевание 1453».

    Выход на экраны картины называли «важным политическим событием». По мнению местных экспертов, фильм появился вовремя, потому что пришло время пересмотреть традиционный взгляд на историю. Самые видные турецкие эксперты считают, что завоевание Константинополя было прогрессивным событием, о чем, как считают здесь, сознательно умалчивают европейские историки. Турки выступили в роли спасителей раздираемой религиозными распрями Византийской империи, принесли на эти земли спокойствие, экономическую стабильность, процветание, мир. Эти факты, как считают многие в Анкаре и Стамбуле, становятся актуальны именно сейчас, когда Турция пытается утвердиться в мире в качестве независимого сильного государства.

    Как сообщает турецкая пресса, пока власти Стамбула выступают против возвращения собора мусульманам – это отпугнет от музея поток туристов и может нанести городской казне непоправимый урон. Однако многолетние споры о статусе здания сказываются на таких незначительных хозяйственных вопросах, как прокраска стен. Специалисты до сих пор не могут однозначно ответить на вопрос, в какой же цвет красить здание музея. В ходе многочисленных реконструкций цвет здания неоднократно менялся. Здание выкрашено в грязно-розовый цвет, как выглядели все византийские храмы после постройки. Однако власти намереваются выкрасить стены в зеленый, символизирующий религию ислама. Тем временем по великим религиозным праздникам власти разрешили имамам читать в музее эзан, призы к молитве, который много веков назад разносился со стен мечети.

    Смотрите так же:  Храм александър невски