Меню

Гуннский дворец

Абакан — историческая справка

1675 год вошел в историю как год основания Абаканского острога первыми русскими поселенцами. Но древние стоянки на этом месте возникли намного раньше – ученые считают, что найденные артефакты и следы жилых построек могут насчитывать более полутора тысяч лет. Некоторые археологи утверждают, что гуннский дворец, обнаруженный на месте поселков Красный Абакан и Чапаево, намного древнее. Он может принадлежать к I веку до нашей эры и, таким образом, история Абакана насчитывает уже 2000 лет.

И все же, официальным годом рождения города считается именно 1675 год. На протяжении следующих двух столетий о жизни острога известно мало, пока в 1822 году на его месте не образовалось село Усть-Абаканское. Этот статус дал поселению не только новое имя, но и послужил мощным импульсом для развития. Село становится административным центром Степной Думы. Сразу же после этого начинают возводить общественные здания, образовываются первые небольшие предприятия. Из-за трудных условий для создания собственных производств, в Усть-Абаканском начинает активно развиваться торговля. В село приезжают купцы из других частей Сибири, открываются лавки и ярмарки. Особым спросом пользуются товары, необходимые в сельском хозяйстве, а среди местных товаров выше всего ценилась пушнина.

К 1859 году Усть-Абаканское по-прежнему оставалось небольшим поселением: в нем насчитывалось 12 дворов, несколько лавок и 1 церковь. Тем не менее, просвещение дошло и до такого небольшого села — свои двери открыла первая школа.

Некоторый экономический подъем случился во второй половине XIX века. Это связано со строительством Сибирской железной дороги, которая наладила сообщение между Усть-Абаканским и другими российскими городами. В 1906 начинает работу первое собственное предприятие — кожевенный завод.

В 1918 году в результате переворота власть перешла к Советам, и за годы первых пятилеток Усть-Абаканское проделало стремительный путь. Изменился административно-территориальный статус: в 1925 году село Усть-Абаканское и поселок железнодорожной станции Абакан были объединены в один город, под названием второго. Через семь лет город становится центром Хакасской автономной области Красноярского края.

Активно развивается и экономическая сфера, появляются заводы, комбинаты. В этот же период открываются новые школы, дворцы культуры, техникум и музей истории города, развивается сеть местных СМИ. Важным шагом стало и получение хакасским народом собственной письменности. Не обходят стороной и коренной народ – на территории города действуют три канала и озеро, где хакасы могли заниматься народными промыслами. К началу 30-х годов XX века в городе обучалось около 1000 человек, почти полностью удалось ликвидировать безграмотность. В Абакане начался процесс телефонизации, через некоторое время начала работать радиостанция.

Коллективизация и индустриализация, захватившие всю страну, не обошли стороной и Абакан. В городе открываются швейная и кондитерская фабрики, шубно-кожевенный завод, артели инвалидов. В 1935 году заканчивается проведение железнодорожной ветви Ачинск-Абакан. Это дает возможность открыть крупные склады, перевалочные пункты, экспедиционные компании и другие предприятия железнодорожной сферы.

Произошедшие в 1941-1945 годах Великая Отечественная война и репрессии ослабили город. На фронтах сражались 20 000 абаканцев, четверть из них не вернулась домой, еще 12 000 получили ранения. Абаканцы мужественно сражались и проявили особую доблесть в боях за украинский город Пирятин. 309-ая стрелковая дивизия, сформированная из абаканцев, получила название «Пирятинской», а города стали побратимами.

В послевоенные годы продолжается развитие Абакана. Строятся новые жилые кварталы, социальные объекты. Начинают свою работу и промышленные объекты, среди которых текстильная фабрика, мясокомбинат, крупное машинное предприятие, соквинзавод, сотни ферм и сельских хозяйств. И снова бурное развитие промышленности связано со строительством железной дороги – в 1961 году сообщение Абакан — Тайшет получает громкий статус Всесоюзной ударной комсомольской стройки. Спустя четыре года она объединит города, по ней пройдут первые поезда. В Абакане появляются предприятия-гиганты: Промжилстрой, Абаканцелинстрой, Хакасводстрой. Город разрастался в размерах, что требовало создания новых предприятий легкой промышленности. В течение недолгого времени один за другим, открываются трикотажная и обувная фабрики, хлебозавод, крупный комбинат легкой промышленности. В 1975 году открывается «Абаканвагонмаш», крупнейшее машиностроительное предприятие СССР.

К 1980-м годам население Абакана составляло 100 000 человек, это был активно развивающийся индустриальный город. Но, несмотря на большие производственные объемы, почти треть города составляют парки, рощи, бульвары, скверы. В 1992 году город получил, после многочисленных территориально-административных изменений, окончательный статус столицы Республики Хакассия.

Сегодня Абакан – это современный город, где одинаково хорошо развиты все сферы жизни. На его территории действует более 20 предприятий легкой и тяжелой промышленности. Образование представлено множеством ВУЗов, где горожане могут получить самые разные специальности. В Абакане есть два драматических театра, театр кукол и театр малых форм «Читиген». Другими словами, это крупный развивающийся сибирский город с полноценной транспортной и коммунальной инфраструктурой и культурной жизнью.

Гуннский наместник в Хакасии

В 201 году до н.э. территория Хакасии была завоевана одной из первых кочевых империй Центральной Азии, которую образовали хунны. Народ, который через несколько столетий станет грозой для Римской империи, под именем гуннов. Их грозным оружием была жестко дисциплинированная конница, состоявшая из лучников, стрелявших стрелами с железными наконечниками. Тагарское войско со старыми приемами ведения боя и в основном оснащенное оружием из бронзы не смогло противостоять грозным завоевателям.

Основной целью, которую ставили хунны при завоевании тагарских племен, был сбор дани, расселяться в степях Хакасии они не стремились. Об этом свидетельствует отсутствие захоронений хуннов здесь, в то время как на соседних территориях Саяно-Алтая их находят. При этом в местной среде получают распространение детали украшения пояса, которые были свойственны хуннской культуре. Это массивные ажурные железные и бронзовые пряжки. На многих из них имелись изображения противостоящих быков, одиночных коней и верблюдов, сцены поединков коней и куланов, терзания хищником копытного животного или борьбы двух хищников. Очень колоритно выглядят пряжки в виде двух извивающихся змей внутри прямоугольной рамки, а также ажурные бляхи с головой дракона. Появляются своеобразные ложечковидные бронзовые застежки со стилизованным изображением головы сайги.

С внешнеполитическими событиями связаны и изменения в погребальной обрядности, которая к тому же становится разнообразной. В основном людей хоронят в обширных родовых склепах, при похоронах череп покойного трепанировали, и после обмазывали глиной. Лицо дополнительно покрывали слоем гипса, по которому наносился узор.

Часть населения хоронит своих усопших на отдельных кладбищах в каменных ящиках, деревянных срубах и грунтовых ямах. Вокруг каменных ящиков, которые более распространены, обычно сооружали небольшую прямоугольную каменную ограду. Также распространяется обряд захоронения в насыпях более древних курганов. Разнообразие погребальной обрядности связывают как с проникновением в Хакасско-Минусинскую котловину нового населения, так и с социальными процессами.

Смотрите так же:  Пушкин музей дворец

Но самым главным памятником, появление которого обычно связывают с хуннским завоеванием, является глинобитный дворец, располагавшийся в окрестностях г. Абакана. В 1940 году при строительстве дороги был задет край холма, который был похож на обычный курган. Но во время строительства рабочие стали находить необычные черепки, на которых, как ни странно, были изображены китайские иероглифы. Археологические исследования, которые проводили В.П. Левашева, С.В. Киселев и Л.А. Евтюхова, прерванные Великой Отечественной войной, выявили, что это были руины дворца, архитектура которого являлась типичной для Китая ханьского времени.

Дворец имел размеры 35 х 45 м. и был сориентирован по сторонам света. Глинобитные стены здания достигали 2 м. толщины. Здесь применялись две технологии воздвижения стен: это заливание раствора в опалубку и выкладывание сделанных на стороне слоев, толщиной 4-6 см. Из дерева были сделаны опорные столбы, стропила, матица, потолки и двери. Нижние концы столбов обматывали берестой, и опускали в ямы, достигавшие глубины до 0,8 м. Дниша ям выкладывались каменными плитками, чтобы уменьшить проседание.

Единственный вход в здание был с южной стороны, и человек, заходя в него, попадал сначала в прихожую, а далее, следуя прямо, входил в центральный большой квадратный зал площадью 132 м 2 , к которому примыкали анфилады из шести комнат. Всего в здании было 20 комнат, площадь которых в среднем составляла 28-32 м 2 . Под глинобитным полом на глубине от 30 до 60 см имелись специальные каналы прямоугольные в сечении, шириной в среднем полметра. Стенки каналов и их перекрытие были выложены хорошо подогнанными друг к другу плитками песчаника. Эти каналы являлись системой отопления помещений, по которым проходил нагретый в печах горячий воздух. Для обогрева столь обширного здания было несколько печей, стенки которых были сложены из врытых в землю плит песчаника.

Крыша дворца была покрыта кровельной черепицей, характерной с древних времен для стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Черепицу изготовляли из хорошо отмученной серой глины и подвергали печному обжигу. Интересно отметить, что на внутренней стороне многих черепиц имелись знаки, оставленные мастерами. Они схожи с рунами средневекового орхоно-енисейского письма. Ученые до сих пор спорят о причастности этих знаков к сложению древнетюркской письменности. На торцевых дисках черепицы были обнаружены китайские иероглифы, оттиснутые деревянным штампом. На них было написано: «Сыну Неба 10000 лет мира (А той, которой мы желаем) 1000 осеней радости без горя».

Также из глины изготовляли облицовочные квадратные и прямоугольные плиты, которые были покрыты зигзагообразными желобками. Ими декорировали фриз здания, оконные и дверные проемы. На дверях здания имелись массивные бронзовые ручки в виде антропоморфной личины с рогами. В большом горбатом носу этой личины продето кольцо. На ее макушке изображена корона, с боков имеются бакенбарды. Длинные усы завиты на концах, а под ними видны оскаленные зубы верхней челюсти. Предполагается, что они изображали духов, которые должны были охранять центральный зал от нечистой силы.

В ходе исследования замка были обнаружены железный нож с массивным кольцом на рукояти, железная втулка «пешня», осколок овального блюдца из светло-зеленого нефрита, коралловая бусина, золотая серьга. Также было много фрагментов глиняной посуды, в основном местного происхождения, но имеется фрагмент, схожий с керамикой хуннской культуры. Изучая впоследствии территорию вокруг дворца, Л.Р. Кызласова пришел к заключению, что здесь располагался целый деревянный город, жители которого пытались обнести его глинобитной стеной.

Сразу же после археологических исследований в научных кругах было выдвинуто предположение, что этот дворец был сооружен для хуннского наместника китайского происхождения Ли Лина, который управлял делами в I в. до н.э. Впоследствии это здание по иероглифам на торцевых дисках, было датировано несколько иначе, I в. н.э. Возникло новое предположение, что дворец был построен для жены хуннского наместника Сюйбудана. Ее звали Имо, ее мать была китаянка, а отец — хуннский шаньюй.

«Гуннский дворец» появится недалеко от столицы Хакасии

Совет по историко-культурному наследию министерства культуры Хакасии одобрил создание культурного комплекса «Гуннский дворец на Абакане» в селе Чапаево недалеко от столицы республики. Инициатором проекта выступил Совет старейшин родов хакасского народа.

Создание культурного комплекса «Гуннский дворец на Абакане» в селе Чапаево недалеко от столицы Хакасии одобрили на заседании Совета по историко-культурному наследию министерства культуры республики, сообщила 29 апреля Тайге.инфо главный специалист по связям с общественностью и СМИ министерства Светлана Сапрыгина.

Построенный в первом веке нашей эры, дворец был первым архитектурным зданием на территории Хакасии. Глинобитное сооружение раскопали археологи в середине прошлого столетия, но поскольку в то время технологии консервации еще не были развиты, от глиняного дворца вскоре остались несколько фрагментов. Сейчас они находятся в Хакасском национальном краеведческом музее имени Р.Л. Кызласова.

Инициаторы проекта «Гуннский дворец на Абакане» — Совет старейшин родов хакасского народа. Именно он выкупил землю, провел отсыпку участка, заказал проект архитектору Татьяне Добровой.

«Специалист опиралась на исторический материал, полученный от семьи известных ученых Леонида и Игоря Кызласовых. Однако представленный макет — лишь обобщенный вариант дворца, а не его историческая копия. Это будет не реконструкция, а новодел», — пояснила Тайге.инфо Светлана Сапрыгина.

По замыслу создателей, «Гуннский дворец на Абакане» будет центром популяризации культурного наследия республики, который поможет развитию туризма в регионе. Во дворце расположится музей, развлекательный центр, там будут проходить мероприятия широкого профиля.
В рамках Совета по историко-культурному наследию проект дворца получил общественное одобрение. Далее отдел-инспекция по охране культурного наследия в течение месяца должен разработать техническое задание для объявления конкурса на подготовку проектно-сметной документации «Гуннского дворца на Абакане». Также совет обратился к министерству спорта, туризма и молодежной политики с предложением о включении строительства дворца в целевую программу министерства и к главе Усть-Абаканского района с просьбой внести данный объект в градостроительный план района.

В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте.

Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время Тайга.инфо не приветствует призывы к агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.

Также просим воздерживаться от оскорблений, в частности националистического характера.

Высказанные ниже мнения могут не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.

Смотрите так же:  Бордо дворцы

Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:

  1. оскорбления личного, религиозного, национального, политического, рекламного и иных характеров;
  2. ссылки на источники информации, не имеющей отношения к обсуждаемой теме.
  3. Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.

    Китайский дворец в южной Сибири

    Здравствуйте, уважаемые читатели. В этой статье я хочу рассказать об одной из существующих на сегодняшний день версий происхождения китайского дворца, останки которого были найдены в 1940 году во время строительства дороги Абакан–Аскиз Республики Хакасия.

    По оценкам ученых здание дворца было построено хуннами в I веке до н.э. Дворец был ориентирован по сторонам света, вход находился с южной стороны. Размер дворца составлял 35 на 45 метров, общая площадь – около 1500 кв. м. Здание было построено на выровненной площадке без фундамента. Пол и глинобитные стены сохранились на высоте до 1,8 метра и имели толщину до 2=х метров. Всего дворец состоял из 20 комнат, площадью 28-30 кв.м. каждая.

    Особую известность получили два типа сохранившихся до наших дней артефактов – глиняная черепица с крыши дворца и сохранившиеся ручки от дверей. Черепицы были украшены китайскими иероглифами. Учёные сделали перевод этих надписей: «Сыну неба тысячу осеней и десять тысяч лет весной, радости без горя».

    По версии учёных дворец мог принадлежать знаменитому китайскому полководцу династии Хань-Ли Лину , второе имя Шаоцин, служившему во время правления императора У-ди. В последствии он перешёл на сторону хунну после поражения в походе 99 г. до н. э.

    Ли Лин родился в Чэнцзи, в области Лунси, провинции Ганьсу. Он был внуком знаменитого «Летучего генерала» Ли Гуана. Согласно древним рукописям историка Сыма Цяня , Ли Лин был настоящим мастером конной стрельбы из лука, дружелюбным человеком и пользовался хорошей репутацией, как и его дед.

    Ли Лин по приказу императора пошёл в поход на хуннов в 99 году до нашей эры . В горах Алтая 5000 воинов Ли Лина столкнулись с 30 000-ой конницей хуннов.

    Взаимные обстрелы, отступления по горам и болотам и нехватка еды измотали китайских солдат. Так продолжалось несколько недель, пока Ли Лин не сдался. Из 5000 воинов только 400 пробились домой в Китай.

    Император послал спасательный отряд за Ли Лином, но тот уже перешёл на сторону врага, взял в жёны дочь хуннского правителя и стал местным князем.

    Император был в ярости, когда узнал об измене Ли Лина. Он приказал казнить его семью, а его друга, известного китайского историка Сыма Цяня, заступавшегося за Ли Лина в суде, кастрировали.

    Когда в Китае на престол вступил новый император, друзья Ли Лина добились прощения перебежчика и стали уговаривать его вернуться домой. Но тот отказался и сказал, что уже стал иностранцем и ему “стыдно второй раз переобуваться”.

    Даже спустя тысячи лет у енисейских кыргызов сохранилась память о Ли Лине. Так в XI в. на Енисее считали всех людей с чёрными зрачками потомками Ли-Лина. Кыргызские каганы вели свою генеалогию от Ли Лина, и официально признавались Танским правительством его потомками.

    Много лет хунну держали в страхе Китай и лишь в 155 году сяньбийский вождь Тяньшихуай разгромил хуннов, что привело к расколу хуннского этноса на четыре ветви. Одна из ветвей хунну с боями отступила на запад и к 158 году достигла Волги и нижнего Дона.

    Об этом написал античный географ Дионисий Периегет. Согласно распространённому мнению историков, часть хунну дошла до Европы, смешавшись по пути с тюркскими, восточно-сарматскими и угорскими племенами, и дала начало новому народу. Этот народ много лет сотрясал Европу набегами и стал известен под именем гунны.

    К сожалению, к настоящему времени от развалин дворца ничего не осталось. На его месте построен коттедж.

    Евтюхова Л.А. Южная Сибирь в древности // По следам древних культур. От Волги до Тихого океана. М., 1954г.

    Кызласов Л. Р. Гуннский дворец на Енисее. М., 2001г.

    Работа ученика «Дворец на реке Ташеба»
    творческая работа учащихся по теме

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить Родину – значит беречь и охранять ее, изучать ее историю и культуру. Хакасия – это земля древнейших цивилизаций. Эта территория задолго до н.э. была заселена людьми. Хакасская земля хранит в себе множество памятников древних времен. Особую ценность представляют исторические объекты – памятники истории и культуры. Одним из них является так называемый гуннский дворец на реке Ташеба, еще это место называют город гуннского наместника или полководца Ли на реке Ташеба.

    Вложение Размер
    dvorets_namestnika.doc 331.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

    «Культурное наследие моего края и села»

    «Дворец на реке Ташеба»

    Выполнила : Шурышева Ольга

    ученица 7 класса

    Руководитель : Саражакова Е.Л.

    Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине. Любить

    Родину – значит беречь и охранять ее, изучать ее историю и культуру. Хакасия – это земля древнейших цивилизаций. Эта территория задолго до н.э. была заселена людьми. Хакасская земля хранит в себе множество памятников древних времен. Особую ценность представляют исторические объекты – памятники истории и культуры. Одним из них является так называемый гуннский дворец на реке Ташеба, еще это место называют город гуннского наместника или полководца Ли на реке Ташеба. Названий у этого места несколько.

    Актуальность исследования: Каждый должен знать историю своего края, где он родился и вырос.

    Цель работы: сбор информации по теме исследования.

    1. изучить литературу по теме исследования;
    2. узнать как можно больше информации по теме;
    3. способствовать развитию интереса подрастающего поколения к истории своей малой Родины;

    Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования:

    – сбор и анализ информации из разных источников ;

    – анкетирование учащихся и учителей;

    – изучение литературы по теме исследования.

    Объект исследования : Дворец на реке Ташеба.

    Предмет исследования : история его открытия, его предполагаемые владельцы, культурное наследие.

    Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранный материал можно использовать на уроках по Истории Хакасии, классных часах, литературе.

    Степень изученности темы: в настоящее время существуют исследования, посвященные истории дворца и его раскопкам. Отмечу наиболее известных историков, работавших при раскопках: академик. В.М. Алексеев, который определил ханьский возраст иероглифов и сделал следующий перевод надписи: «Сыну неба (т.е. императору) 10000 лет мира, а той, которой мы желаем (т.е. императрице) 1000 осеней радости без горя». Грамматические особенности этого текста также, по мнению академика В.М. Алексеева, характерны для ханьской эпохи.

    Структура данной работы включает в себя теоретическую часть, экспериментальную часть, заключение, библиографический список.

    Дворец на реке Ташеба

    Летом 1940 года, в 8 км от Абакана, близ колхоза «Сила», ныне Чапаево, шли работы по прокладке шоссе. Срезав край одного холма, строители обнаружили в нем большое скопление черепицы странного, необычного вида. На ней оказались какие-то иероглифы. О находке сообщили в музей. Ученые заинтересовались находкой, на раскопки ушло несколько лет. Академик В.М.Алексеев определил, что это древнекитайская надпись со словами: «Сыну неба 10 000 лет мира, а той, которой мы желаем 1000 осеней радости без горя.». В 1941, 1945 и 1946 гг. было проведено полное исследование холма соединенной экспедицией ИИМК АН СССР и Хакасского института, Исторического и местных музеев — Хакасского и Минусинского. Раскопки велись под руководством В.П.Левашовой, Л.А.Евтюховой и С.В.Киселевым и выяснили, что под холмом скрыты развалины здания с глинобитными стенами.

    Результаты поразили ученых, когда был воссоздан макет найденного здания. Сейчас этот макет находится в Минусинском краеведческом музее имени Н.Мартьянова.

    Дворец имел размеры 35 х 45 м и был сориентирован по сторонам света. Глинобитные стены здания достигали 2 м толщины. Возможно, что это было вызвано большой высотой этой части здания. Поскольку со всех сторон этих центральных помещений были найдены черепицы с дисками, нужно считать крышу четырёхскатной, как у большинства китайских построек. Вокруг центральной части здания сохранились внешние стены меньшей толщины и, вероятно, меньшей высоты. Судя по тому, что и вдоль этих стен были найдены диски с надписями, можно предполагать наличие над внешними помещениями односкатных черепичных крыш, верхней стороной примыкавших к соответственной стене центральной части здания. Во дворце оказалось 20 помещений, соединенных проходами: квадратный зал, окруженный анфиладами из 18 комнат, и вестибюль с входом в здание с южной стороны. Здесь применялись две технологии воздвижения стен: это заливание раствора в опалубку и выкладывание сделанных на стороне слоев, толщиной 4-6 см. Из дерева были сделаны опорные столбы, стропила, потолки и двери. Нижние концы столбов обматывали берестой, и опускали в ямы, достигавшие глубины до 0,8 м. Днища ям выкладывались каменными плитками, чтобы уменьшить проседание. Внутри здания уцелели остатки сложной отопительной системы. Под глинобитным полом помещений во всех частях здания были обнаружены отопительные каналы в виде канавок, обставленных по бокам и покрытых сверху каменными плитками. Судя по расположению каналов, в южной части здания помещалась печь, доставлявшая в каналы горячий воздух. Этого усовершенствованного отопления, однако, не было достаточно для сибирской зимы, и на полу сохранились следы жаровен, дававших значительное тепло. Жар в них был настолько силён, что пол под ними прокалился на значительную толщину. Здание дворца было обнесено кругом глинобитной стеной с въездными воротами и башнями.

    Поначалу дворец посчитали китайским, поскольку он имел черепичную крышу и иероглифические надписи, оттиснутые на дисках фронтона. Со временем выяснилось, что иероглифика использовалась и в гуннском государстве, а надписи на крыше славят императора гуннов и его супругу. Особенности отопительной системы дворца, его глинобитные стены, указывают, что архитектором мог быть средне-азиатский строитель из числа пленных, захваченных во время гуннских походов на Среднюю Азию в 206 году до н.э.

    Во дворце была найдена китайская и гуннская посуда и украшения, а бытовые предметы оказались местной работы.

    Нашли детали украшения пояса, которые были свойственны гуннской культуре. Это массивные ажурные железные и бронзовые пряжки. На многих из них имелись изображения противостоящих быков, одиночных коней и верблюдов, сцены поединков коней и куланов, терзания хищником копытного животного или борьбы двух хищников. Очень колоритно выглядят пряжки в виде двух извивающихся змей внутри прямоугольной рамки, а также ажурные бляхи с головой дракона. Среди развалин обнаружены различные железные предметы— топоры, скобы, петли, болты, часть нефритового блюдца, коралловая бусина, золотая серьга, различные предметы домашнего обихода и, прежде всего, пряжки от ремней и ножи

    На дверях здания имелись массивные бронзовые ручки в виде антропоморфной личины с рогами. В большом горбатом носу этой личины продето кольцо. На ее макушке изображена корона, с боков имеются бакенбарды. Длинные усы завиты на концах, а под ними видны оскаленные зубы верхней челюсти. Предполагается, что они изображали духов, которые должны были охранять центральный зал от нечистой силы.

    Так кто же был хозяином этого дворца? Поначалу дворец посчитали китайским, поскольку он имел черепичную крышу и иероглифические надписи. Со временем выяснилось, что иероглифика использовалась и в гуннском государстве, а надписи на крыше славят предводителя гуннов и его супругу. К тому же план Ташебинсого здания не имеет сходства с дальневосточной традицией – столбовой системой китайских зданий. Не соответствует и сооружение стен прямо на грунте, их возведение из глины. Отопление основано не на пропуске горячего воздуха внутри, а по специальным подпольным каналам, обставленным и перекрытым каменными плитками. Все эти особенности присущи древней архитектуре Западной Азии. Только черепичная крыша соответствовала традициям Дальнего Востока. Т.е. здесь видим воздействие западноязиатскиз, дальневосточных и местных культур.

    Из записей древне-китайских летописцев мы узнали, что на территории верхнего и среднего Енисея жило племя динлинов с голубыми глазами и светлыми волосами. Южнее, в северо-западной Монголии, около озера Кыргыз-нур жили гяньгуни (или кыргызы). А в центрально-азиатских степях устанавливали свое господство гунны или хунны. Во главе со своим правителем, шаньюем Модэ (209-174 г до н.э.), эти племена вели грабительские войны: на востоке разоряли Китай, в Центральной Азии опустошали соседние земли. В 201 году гунны вторглись во владения гяньгуней, а затем и динлинов. Вместе с гуннами в Хакасско-Минусинской котловине впервые появляются и тюркоязычные гяньгуни с их во многом центрально-азиатской культурой, с обрядами трупосожжений.

    Власть гуннов над народами, проживающими на землях нынешней Хакасии поддерживалась с помощью специальных наместников, которые опирались на силу военных гарнизонов. Из китайских источников мы можем узнать, что гунны поставили «государем у динлинов» (динлин-ваном) Вэй Люя, человека степного происхождения, получившего ханьское образование. К 40 году до н.э. внутренние распри и упорная освободительная борьба динлинов и их союзников привела к освобождению Южной Сибири и развалу гуннского государства.

    Кто же был владельцем дворца? Китаец или гунн? И кто такой полководец Ли, которого считают гуннским наместником, проживавшим в этом дворце?

    Смотрите так же:  Дворец культуры чернушка