Высота памятника петру 1 на москве-реке

Внутри памятника Петру I: лабиринты лестниц и смотровая?палуба

Памятник «В ознаменование 300-летия Российского флота» в Москве, который москвичи называют просто Петром Первым, 20 лет назад вызвал много критики, но уже успел «вжиться» в пейзаж – без него сложно представить вид на Красный Октябрь и ЦДХ. Бронзовый Петр Зураба Церетели, который даже выше статуи Свободы, привлекает туристов и руферов именно своими габаритами и легендами. Корреспонденты РИАМО узнали, как монумент устроен изнутри, и поднялись на палубу-смотровую.

Искусственный остров

Памятник установлен на искусственном острове, в месте разделения Водоотводного канала и Москвы-реки. Автором проекта выступил Президент Российской академии художеств Зураб Церетели. Открытие состоялось 5 сентября 1997 года в рамках празднования 850-летия Москвы

По легенде, изначально памятник изображал Гулливера и должен был быть установлен в Англии, но там от него отказались. По другой версии – это был Колумб и строился к 500-летию Американского континента.

Высота монумента от нулевой отметки составляет 94 метра. Он состоит из трех основных частей: постамента, корабля с мачтой и фигуры Петра Первого за штурвалом.

На постройку монумента ушло чуть меньше года. Части собирали вместе 120 монтажников.

Железобетонный фундамент памятника образует искусственный остров в обрамлении фонтанов, что создает впечатление, будто огромный корабль движется по волнам. Под деревянной площадкой перед памятником находится насосная, которая обеспечивает работу системы фонтанов.

Эпик-фейл с флагами

Постамент выполнен в виде ростральной колонны, украшенной 12 носовыми частями кораблей – рострами. На корабле всего 15 флагов с изображением Андреевских крестов, покрытых позолотой, как и свиток в руке Петра. Все они установлены на поворотных флагштоках, за счет чего поворачиваются даже при небольших порывах ветра.

А вот с исторической точки зрения есть нестыковка. Раньше ростральные колонны украшали носовыми частями вражеских кораблей, в то время как на постаменте памятника Петра все флаги – с русскими Андреевскими крестами.

Сотня ступеней и лучший вид

Попасть на памятник и внутрь него обычным туристам нельзя, хотя руферы неоднократно пытались туда проникнуть. Ведь отсюда открывается один из лучших видов на Москву.

Доступ открыт только сотрудникам инженерно-производственной группы «Гормоста», который занимается его техобслуживанием. Два раза в неделю специалисты проводят осмотр конструкции в специальной форме и защитных касках.

Чтобы подняться на палубу, нужно преодолеть 10 лестничных пролетов и еще три вертикальные лестницы-стремянки, которые образуют целый лестничный лабиринт. Чтобы проще сориентироваться, на какой высоте ты находишься, над ступеньками указаны отметки высоты.

В принципе, внутри памятника, кроме сотни ступенек и тусклого света, нет ничего интересного. Зато с палубы, которая расположена выше уровня птичьего полета, открывается потрясающий вид на главные достопримечательности столицы: Москву-реку, Кремль, Крымский и Патриарший мосты, храм Христа Спасителя, «Москву-Сити», Останкинскую телебашню, Парк искусств «Музеон» и на башни Кремля.

Когда-то здесь ощущался аромат шоколада с фабрики «Красный октябрь», но после того, как фабрику сменили бары, запах пропал.

На случай сильных дождей и снега в палубу вмонтирован водоприемник с системой водоудаления, через который влага уходит по трубам в Москву-реку.

18-метровая фигура самого Петра закреплена на подставке «Петербург» — художественной имитации видов города, украшенной лепниной, рассказывают в ГБУ «Гормост».

На палубе установлено восемь прожекторов, а еще несколько, направленных в сторону памятника, находятся за ограждением «острова». Таким образом, создается целый ансамбль вечерней подсветки Петра.

Как подняться на мачту

Высота мачты составляет около 60 метров, что равно примерно 20-этажному дому. Чтобы подняться на нее по специальным скобам, сотрудники Гормоста используют снаряжение промышленного альпинизма, надевают плотные перчатки и прорезиненную обувь.

На вершине мачты беспрерывно работают сигнальные огни. Это позволяет избежать столкновения с монументом вертолетам.

А еще памятник облюбовали киношники и птицы, которых приходится отгонять и чистить Петра от их гнезд. Внутри монумента даже снимали кино, ведь здесь отличная акустика.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»

Тогда в 1997 году памятник Петру I в Москве работы Зураба Церетели вызвал, наверное, больший общественный резонанс, чем иные выборы во власть или реальная трагедия какого-нибудь живущего рядом человека.

Не абсурд ли? Бронзовый монумент мертвому русскому царю волнует умы сильнее, чем судьбы живых людей. Напрашиваются, как минимум, два предположения. Первое – москвичи люди эмоционально резонансные (если так сильно реагируют всего лишь на статую Петра I) и часто недоброжелательные (если многие реагируют так негативно).

И второе – Зураб Церетели свою миссию выполнил. Ведь задача любого художника – не оставлять людей равнодушными, волновать и производить впечатление. Церетели своим исполинским монументом в центре столицы этой цели достиг.

А уж является ли памятник Петру I в Москве шедевром высокого искусства или наглядным примером уродливого и безвкусного – это потомки рассудят. Например, за 110 лет до строительства монумента Петру I работы Зураба Церетели, Эйфелева башня в Париже вызывала не меньшее количество споров. И ничего – стала символом города и туристической достопримечательностью. А в те далекие времена Ги де Мопассан, который регулярно обедал в ресторане на первом этаже башни, на вопрос, зачем он это делает, отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно!» А сейчас Эйфелева башня привлекает туристов, и за всю историю существования 300-метровой башни на ней побывало почти 300 миллионов человек. Возможно, статую Петра I работы Зураба Церетели ждет не менее великое будущее. Это же зависит еще и от того, как раскрутить достопримечательность…

Так что подождем пока с оценкой художественной ценности монумента. Лучше мы вам расскажем забавные исторические версии о памятнике Петру I в Москве. Тем более, что мы своими глазами видели то, что большинство наших читателей никогда не увидят. Мы лазили на Петра (и внутрь Петра!) во время строительства памятника в 1997 году.

Памятник Петру I работы Зураба Церетели был открыт 5 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы. История создания и существования памятника полна драматизма.

Версия 1. Навязанный подарок.

«Документы, выданные властями общественности, оказались весьма любопытны, поэтому заслуживают отдельных слов.

Для начала с их помощью выяснилось, что Петр I, официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является. Прежде всего потому, что праздник прошел аж в октябре прошлого года (в 1996 г. – прим. ред.).

Во-вторых, еще в 1995 году моряки за подписью ВРИО Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель.

Моряки посмотрели эскиз, он им понравился, и они попросили Виктора Черномырдина поспособствовать монументу, поскольку рассудили, что такого рода сооружение имеет не только московское, но, прямо скажем, всероссийское значение. Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чем правительству Родины было сообщено специальным письмом.

И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны. Как записано в бумагах по результатам осмотра, памятник Петру I не просто несет в себе отменную эстетическую ценность, но также и высокую информационную насыщенность. В связи с этими удивительными открытиями в области скульптуростроения, Льва Кербеля попросили подвинуться со своим памятником в Измайлово (таким образом, в городе Петров стало в два раза больше). Монумент же Церетели признали главным подарком морякам».

Версия 2. «Говорят, царь – ненастоящий!»

«По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать».

Если слухи соответствуют действительности, то Москве стоит «отказной» памятник Христофору Колумбу, выдаваемый после «творческой переработки» за памятник Петру I. Несомненно, есть и сторонники другой версии: гигантский монумент Петру I в Москве уникален, и ничего общего с Колумбом он не имеет.

«История о том, что «Петр» – это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, – в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов».

Версия 3. «Я тебя слепила из того, что было…»

Противники памятника Петру I в Москве находят в нем множество противоречий и исторически недостоверных деталей. Кроме того, они ставят под сомнение художественную ценность этого творения Зураба Церетели. Вот вкратце суть заявлений противников Петра.

Смотрите так же:  Памятники крас

1. Идея воздвигнуть памятник Петру I в Москве насквозь искусственна. Имя Петра неразрывно связано с Северной столицей, а Москву Петр недолюбливал, особенно в зрелые годы. И вообще, это же смешно: мореплаватель Петр на месте впадения Обводного канала в Москва-реку. Искусственный, не свойственный Москве памятник, воздвигнутый на искусственном насыпном острове. Рядом шоколадная фабрика «Красный октябрь» (бывшая «Эйнем»). Петр и шоколад? Очередная несуразица.

2. «Как указывают знатоки морской истории, при создании памятника допущена неточность: ростры, украшающие постамент памятника, трактованы неправильно. Исторически, ростры — это трофеи с вражеских кораблей, здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом. С традиционной точки зрения это означает, что царь Пётр воевал против собственного флота. Другой ошибкой является то, что Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке должен находиться гюйс. Это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Пётр».

Кроме того, многие считают, что статуя Петра (или, всё-таки, Колумба?) одета в традиционную одежду испанского гранда, что тоже нарушает историческую достоверность.

«Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом “Вас здесь не стояло” против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев».

«Городской комитет по празднованию 300-летия Флота выполнил поручение и по результатам осмотра подарка написал Вавакину письмо. Даже в скупых армейских строчках бумаги чувствуется легкое замешательство.

В целом соглашаясь с тем, что у Зураба Константиновича действительно получился памятник, члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3. Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»…

Зураб Константинович царя так и не переодел. Как видно из проделанной скульптором работы, наш драгоценный самодержец, грозящий Крымскому мосту каким-то свертком, одет в римские латы, а на носу кораблика размером с половину императора так и сидит птица неустановленной породы».

3. Некрасивый памятник уродует красивейшее место в Москве. Высота монумента около 98 метров. Эта довлеющая устрашающая фигура Петра портит облик Москвы. Художественной ценности эта скульптура не представляет. На нее потрачены огромные деньги налогоплательщиков. Церетели, как скульптор, был выбран исключительно по причине своих неформальных отношений с Лужковым.

«В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя — одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») — специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково: «Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».

«Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место… 6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт. Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме. Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в поселке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.

Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть. Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.

Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели». По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты».

«Корреспондент «Московских новостей» Елена Лебедева сказала, что скульптор Церетели грабит налогоплательщика, строя дорогостоящего царя в сложное для страны время. Сторонники монументалиста, напротив, уверяли собрание, что Зураб Константинович — главный гений современности, и все, кто пытается опорочить его творчество, — инквизиторы образца 1937 года».

«Лауреат Ленинской премии, скульптор Зураб Константинович Церетели заканчивает строить в Москве 90-метровый памятник царю Петру I. Одновременно с этой выдающейся стройкой в Москве каждую пятницу заседает независимая общественная комиссия, которая по договоренности с мэрией выясняет мнение москвичей, зачем им нужен гигантский император, установка которого в одном из самых красивых мест столицы только по официальным данным стоит 100 миллиардов рублей. Членом этой комиссии, состоящей из 26 человек, является главный редактор «Столицы» Сергей Мостовщиков, который в каждом номере будет теперь докладывать, что удалось сделать. Для тех, кто, может быть, отвлекся от жизни своего города или отсутствовал по уважительной причине, кратко пересказываю суть происходящего.

Журнал «Столица» и известный владелец «Галереи Марата Гельмана» Марат Гельман предложили москвичам повнимательнее присмотреться к тому, что за последние два года успел подарить городу монументалист Зураб Церетели. А присмотревшись, понять, что дальше так продолжаться не может. Последнее произведение скульптора — 90-метровый царь в лодке — унизительно для столицы России. Мы поэтому предложили демонтировать самодержца со стрелки Москвы-реки и подыскать ему какое-нибудь другое место. Марат Гельман и группа молодых художников даже собирались приступить к сбору 100 тысяч подписей для организации в Москве соответствующего референдума.

Мэр Москвы Юрий Лужков в этой связи принял, видимо, не самое легкое для себя решение. Встретившись с Гельманом, мэр впервые открыто согласился с тем, что проблема с памятниками Церетели существует. Однако руководитель города сказал, что референдум обойдется Москве в 12 миллионов долларов и предложил удешевить решение вопроса с Церетели. Для этого была создана комиссия из 26 человек, которую попросили за два месяца уточнить взгляды москвичей на творчество скульптора».

Кстати, через год после официального открытия памятника в стране наступил дефолт. Но это так, к слову…

Версия 4. Император Петр I способствовал прогрессу. И даже памятник Петру I служит прогрессу!

«Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал.

Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность.

Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.

Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений.

Свиток, который держит в руках Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля».

«Расчетный срок службы «Петра» – 100 лет (высшая категория)… Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала – видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.

Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования».

Версия 5. О будущем.

Смотрите так же:  Памятник морякам и создателям флота россии

«28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся. Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.

Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением».

О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново (группа в Twitter), Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск (приём цветных металлов).

Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался — возможно, потому, что у него уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.

28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Петр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что все должно быть, как создали наши предки».

«Памятник можно – и нужно – совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» – это потрясающей сложности инженерное сооружение и – да простят нас недовольные читатели – эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа».

Посмотреть наш видеоролик 1997 года «Строительство памятника Петру I»:


Использована музыка и вокал: Hybryds, Inside My Mind, The Ritual Should Be Kept Alive part 1.

При подготовке статьи использованы источники:
Журнал «Столица»
MosDay
Википедия
photo.qip.ru
Портал «Популярная механика».
Портал moscow.org
Портал lifeglobe.net
А также личные фото и видеосъемки, и семейные архивы.

Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». 05.10.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Как устроен памятник Петру I Церетели?

Попасть внутрь «Петра» непросто: как сооружение, подведомственное «Гормосту», памятник тщательно охраняется, и разрешение на его посещение требует целого ряда подписей и печатей. Но встретили нас в итоге радушно, провели по всем закоулкам памятника, поделились схемами и чертежами и только внутрь парусов не пустили, так как без альпинистской подготовки туда не добраться. Нашими экскурсоводами были Дмитрий Шредер, промальпинист и бессменный смотритель комплекса, и Салкарбек Шамканов, руководитель ИПГ по надзору и эксплуатации главного монумента ГУП «Гормост». Итак, добро пожаловать на борт царского корабля!

Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» представляет собой парусное судно, вознесенное на высоту 30 м. Палуба находится на уровне 33,6 м, а за штурвалом стоит 18-метровый император Всероссийский Петр I (который и при жизни отличался немалым ростом). Набережная на подходе к «Петру» перекрыта, сам монумент тщательно охраняется. Связано это в основном с вандалами, которые так и норовят раскрасить основание скульптуры в неподобающие цвета или даже отпилить что-либо от бронзовых облицовочных листов — тем более что бронза, пошедшая на монумент, высококачественная и достаточно дорогая. С деревянной палубы островка непосредственно на постамент попасть нельзя: он отделен от прогулочной части фонтаном.

Несущий элемент верхней части скульптуры (от 33,6 метров) — мачта, укреплённая дополнительными подкосами; система напоминает трёхгранную пирамиду. На снимке слева -один из подкосов, по которому можно подняться наверх. В нескольких местах (примерно посередине) элементы такелажа пересекаются с лестницей, затрудняя подъём, поэтому до самого верха мы не добрались. Преодолеть их не так и трудно, но на это нужно отдельное разрешение.

Фонтан самый обыкновенный: под деревянным настилом расположены три мощных насоса, забирающих воду из Москвы-реки и подающих ее по распределительным трубопроводам на насадки. Единственная проблема — серьезная засоренность реки: сороудерживающие решетки на заборниках приходится чистить гораздо чаще, чем на обычных городских фонтанах. Итак, смотритель перебрасывает через фонтан временную металлическую лестницу, мы перебираемся и через крошечную квадратную дверцу попадаем внутрь. Сразу становится темно и страшно.

На расчетной схеме памятник представляет собой консоль, защемленную в основании. Технически монумент делится на две части — многогранную башню-основание (от 0 до 33,6 м) и закрепленную в ней мачту (от 33,6 до 94 м). Решетчатая башня — это несущий элемент постамента. Ее основные составляющие — восемь колонн, расположенных на окружности диаметром 6,14 м. Нагрузка передается на фундамент через базы колонн и мощные анкера (диаметром по 7 см каждый). Толщина опорной плиты фундамента — около 5 см, «Петр» имеет значительный запас прочности и может противостоять любым нагрузкам. Через каждые 2,4 м в башне для обслуживания имеются кольцевые площадки шириной 0,85 м, они же служат диафрагмами жесткости несущего каркаса постамента. Внутри кольцевых площадок расположены лестничные марши.

Самое высокое здание в мире… из дерева

Как делают микроклимат внутри зданий?

Несущий элемент постамента — это башня, элементами которой являются восемь стоек-рёбер, расположенных на окружности диаметром 6,14 метров. Нижней точкой отсчёта в технической документации считается не уровень воды, а база опорных колонн основания. Это связано с двумя факторами: во?первых, приходящиеся на нижнюю часть стоек-рёбер нагрузки максимальны, а во-вторых, фундамент, как и насыпной остров, проектировала организация «Гидроспецпроект», а не ЦНИИПСК, занимавшиеся расчётом металлоконструкций статуи. Соответственно, высота памятника по документам чуть ниже (примерно на 2,5 метра), чем реальная.

Нагрузки, которые приходится выдерживать несущим конструкциям «Петра», можно подразделить на две группы: ветровые и вызванные собственным весом монумента. Скульптура целиком вместе с постаментом весит более 2000 т, причем нагрузка эта приложена с небольшим эксцентриситетом (защемленная мачта снесена назад относительно центра окружности, на которой расположены колонны), соответственно, возникает изгибающий момент от собственного веса мачты. Но основные напряжения все-таки создаются ветром. Так как скульптура нестандартная и произвести расчет по существующим нормам для зданий и сооружений было невозможно, конструкторы пошли по оригинальному пути. Специалисты института механики МГУ им. Ломоносова изготовили модель и исследовали аэродинамические свойства монумента в трубе, как тестируют гоночный автомобиль. Полученные ими результаты и послужили ориентиром для проектировщиков.

Есть и еще один вид нагрузок, который пришлось предусмотреть при конструировании: это гололед. Расчетный срок службы «Петра» — 100 лет (высшая категория). Соответственно, вероятность оледенения за такое длительное время высока, и скульптура способна выдержать вес ледяного слоя в 2,5 см толщиной! Для сравнения: во время московского ледяного дождя зимой 2011 года слой достигал едва ли 0,5 см.

Мачта, защемленная на высоте 33,6 м, не менее важный несущий элемент, нежели башня. Она представляет собой полую трубу диаметром 1 м и принимаемую нагрузку передает не фундаменту, а собственно башне. Первоначально планировалось, что мачта не будет укреплена дополнительными подкосами, но в процессе расчетов выяснилось, что без них не обойтись. В итоге получилась система, напоминающая трехгранную пирамиду. Сама фигура Петра в сравнении со всем монументом весит не так уж и много — порядка 110 т, у нее свой каркас, и она просто прикреплена к мачте в нескольких точках касания. Масса мачты, к слову, вместе с подкосами составляет около 70 т.

Смотрите так же:  Показать надгробные памятники

Постамент изнутри напоминает декорацию к классической игре «Змеи и лестницы».

К несущим конструкциям — башне и мачте — прикреплены так называемые фахверковые элементы, на которых держатся бронзовые детали. Для изготовления каждого бронзового элемента в мастерской скульптора делают отдельную форму. Так как детали достаточно сложны, пришлось повозиться и инженерам-конструкторам, чтобы рассчитать фахверковые балки индивидуально для каждого элемента. Бронзовые детали, в свою очередь, не несут почти никакой нагрузки, кроме собственного веса и невыносимой тяжести художественного образа.

Интересна схема крепления такелажа. Тросы вант — гибкие, их нижние концы пропущены в палубные отверстия и уходят вниз, в постамент. Там на них укреплены полуторатонные грузы, свободно болтающиеся в отведенном для них пространстве. Такая система позволяет сделать напряжения стабильными, ванты не провисают благодаря достаточной массе грузов и не испытывают перегрузок при сильных колебаниях мачты от ветра.

Отдельно стоит упомянуть Андреевские флаги — на памятнике их укреплено 15 штук, 12 — на носах ростральных кораблей, один на бушприте, один на корме, и один — самый большой — на верхушке мачты. Флаги поворотные; сначала мы предположили, что вращение обеспечивается электродвигателями, но нет, движутся флаги свободно, по ветру. Представьте себе: самый мощный флаг имеет размеры 3 х 7 м и весит более 5 т!

Свободно висящие грузы, удерживающие такелаж в «условно-стабильном состоянии». Применяются грузы весом в 1000 или 1600 кг.

Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала — видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.

Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования.

Этот вопрос частенько поднимается в прессе — и по телевизору, и в журналах, и в блогах. Ответ прост и логичен: ничего не будет. Перенести скульптуру физически невозможно, разве что разрезать болгаркой сваренные элементы, а затем снова их варить на новом месте. Причем все расчеты пойдут прахом: другое место, другой фундамент, другие цифры.

На данный момент памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» — одно из самых высоких подобных сооружений в мире (замыкает десятку). Причем места с первое по четвертое и с восьмого по девятое в этом списке занимают статуи различных будд и бодхисаттв, расположенные в Китае, Японии и Мьянме. Так что среди «нормальных» памятников небуддистского плана «Петр» честно держит четвертое место.

История о том, что «Петр» — это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, — в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов.

Памятник можно — и нужно — совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» — это потрясающей сложности инженерное сооружение и — да простят нас недовольные читатели — эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа.

Moscow.org городской портал Москвы

Как добраться до памятнику Петру I : ст. метро Октябрьская или Парк Культуры.

Памятник Петру I в Москве носит официальное название «Памятник в ознаменование 300-летия российского флота». Автором монумента стал Зураб Церетели. Грандиозная скульптурная композиция была установлена на искусственном острове на стрелке, в месте слияния Москвы-реки и Обводного канала, недалеко от знаменитой кондитерской фабрики Красный Октябрь. Открытие памятника приурочили к празднованию 850-летия Москвы. Общая высота монумента равняется 98 метрам, это самый высокий памятник в России, и один из самых высоких во всем мире.

История возникновения памятника Петру I довольно курьезна. Вначале это была статуя Колумба, которую скульптор изготовил в начале 90-х годов 20-го столетия к 500-летнему юбилею открытия Америки. Автор предлагал приобрести памятник Испании, США, а также странам Латинской Америки, но желающих не нашлось, после чего грандиозный монумент переделали, и он превратился в статую российскому императору.

Скульптурная композиция имеет очень сложное и уникальное устройство. Столб, установленный на гранитном основании, держит корабль, в котором располагается фигура Петра Великого. Несущие конструкции памятника изготовлены из нержавеющей стали, а на них закреплены облицовочные элементы из бронзы. Пьедестал, ладья и фигура царя собирались отдельно, и монтировались вместе уже в готовом виде.

Из нержавеющей стали изготовлены и ванты корабля. Подвесные ванты сплетены из нескольких тросов и прочно закреплены. Для уменьшения веса паруса создали не цельнолитыми, внутри полостей установлен металлический каркас, а изготовлены паруса из меди. Облицовка постамента, корабля и статуи выполнена из бронзы высокого качества. Вначале металл обработали пескоструйным аппаратом, затем патинировали. Чтобы предохранить бронзу от окисления и разрушительного действия окружающей среды, ее покрыли специальными защитными воском и лаком.

В руке Петр I держит позолоченный свиток. Андреевские флаги установлены на подшипниках, и служат флюгерами, кресты на них также позолочены. Как и во многих крупных монументах, внутри памятника Петру I имеется лестница, для того, чтобы можно было следить за состоянием объекта. В железобетонное основание встроены фонтаны, которые создают эффект движущегося корабля, рассекающего волны.

Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом «Вас здесь не стояло» против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». С нарушением исторических традиций выполнены ростры памятника. Обычно, их украшали трофейными флагами с поверженных кораблей. В случае монумента Церетели, растры увенчаны Андреевскими флагами, т.е. согласно историческим и военным канонам, получается, что русский император воевал против флота своей страны.

Памятник Петру I в Москве по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» в 2008 году вошел в перечень самых уродливых архитектурных объектов мира, оказавшись на 10 месте.

Памятник Петру I: вид с высоты

Памятник Петру I — работы Зураба Церетели был воздвигнут в 1997 году на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Общая высота памятника 98 метров; один из самых высоких скульптурных памятников в России и в мире.

Начинаем восхождение на памятник Петру I…

Официальное название — Памятник «В ознаменование 300-летия российского флота»:

При общей высоте памятника в 98 метров, он является одним из самых высоких в мире. (кликабельно 2200 x 1320 px):

Памятник Петру I вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» (2008). Первое место заняло здание городского Совета в Бостоне, похожее на противоядерный бункер из серого бетона; второе — башня Монпарнас в Париже.

Самое уродливое строение в мире — здание городского совета в Бостоне (Boston City Hall):

Хотя вечером оно выглядит получше:

Итак, начинаем восхождение на памятник.

Что-бы добраться до самого верха к флюгеру, сначала нужно пролезть около 20-30 метров по такой вот лестнице:

А потом вот по такой лестнице:

Крымский мост и МГУ:

Храм Христа Спасителя, Патриарший Мост:

Москва-Река, Водоотводный канал и Красный Октябрь:

Малый каменный мост, Лужков мост и Болотная площадь:

Храм Христа Спасителя:

На Болотная площадь:

Двуглавый орел смотрит в сторону Крымского моста:

Ноги Петра, для сравнению по центру лежит мой рюкзак:

Related Post

Нанесение картины на памятник

Нанесение изображений на памятник Способы и технология нанесения изображений на памятник-надгробие (фото, рисунков, символики). Компьютерный графический дизайн, гравировка, фотокерамика. Надписи обязательно присутствуют в оформлении памятников: как минимум, на надгробии пишут

Памятник с надписью павел

Блог сервиса краткосрочной аренды жилья «Квартирка» Памятник Петру I у Инженерного замка Знаменитый памятник Петру I — первая конная статуя в России. Памятник с надписью «Прадеду Правнук 1800» хранит в

Все про памятники на набережной

Памятники Ялты: серьезные и с чувством юмора опубликовано: июль 2019 обновления: февраль 2019 Памятников в Ялте много. Все они разные, но есть и то, что их объединяет – призвание сохранить