Псковский музей директор

Псковский музей в годы оккупации. Судьба коллекций.

Псков был оккупирован через две недели после нападения гитлеровской Германии на СССР. За этот короткий срок были эвакуированы большая часть населения, промышленные предприятия, больницы, учебные и детские учреждения и т.п.

В таких условиях для эвакуации музейных коллекций был предоставлен минимум транспортных и прочих средств, большая часть огромного музейного собрания осталась в Пскове.

Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — один из старейших музеев России. Он был основан в 1876 г. как Псковский церковно-археологический музей.

После 1917 г. произошли организационные изменения, и в 1930-х гг. в Пскове было уже семь музеев: Исторический, Картинная галерея, Естественно-научный, Социалистического строительства, Музей-квартира В.И. Ленина, Дом-музей В.И. Ленина (домик «Искры»), Антирелигиозный музей в Троицком соборе. Перед самой войной они были объединены, но система учета осталась прежней, создать единую инвентарную опись не успели.

К началу войны музей обладал богатейшими коллекциями археологии, нумизматики, рукописных и старопечатных книг и документов (древлехранилище), иконописи и др. произведений церковного искусства, русской и западноевропейской живописи, графики, мелкой пластики, фарфора и т.п., естественно-научными коллекциями.

До начала 1990-х гг. документы Оперативного Штаба рейхсляйтера Розенберга и др. немецкие и советские документы, свидетельствующие о захвате и перемещении культурных ценностей, были недоступны для изучения.

В Псковском музее выявление утрат, понесенных в период оккупации, оказалось сложным еще и потому, что во время войны погибла значительная часть учетной документации семи псковских музеев советского периода.

Музейные работники тщательно изучили дореволюционные каталоги музея, архивные материалы 1920-х гг., обследовали произведения искусства, вывезенные, а затем возвращенные в музей, систематизировали выявленные оккупационные документы. В результате им удалось определить примерное количество произведений древнерусского искусства, утраченных музеем во время Великой Отечественной войны.

Изучение рассекреченных документов помогло восстановить целостную картину истории музея в 1941-1944 гг.

С первых дней немецкой оккупации власть в Пскове осуществляла военно-полевая комендатура (комендант-подполковник Болонгаро Кревенна), русская городская управа во главе с бургомистром Василием Черепенкиным и районная во главе с «шефом Горошанским». Должности в гражданских структурах заняли эмигранты, прибывшие вместе с армейскими частями, и некоторые из оставшихся на оккупированной территории граждан СССР. Были созданы гражданские службы и в сферах культуры и образования, назначены «ответственные за порядок и чистоту» в музее и областной библиотеке. Ими стали два 19-летних юноши: сын бургомистра Леонид Черепенкин и некий Георгий Помеленко.

В своих донесениях военные оккупационные власти Пскова жаловались на кадровые проблемы, возникшие из-за того, что «почти вся псковская интеллигенция из города сбежала». Для осуществления своих политических целей германские власти воссоздавали необходимые гражданские структуры и учреждения, в которых руководителями и сотрудниками назначали русских.

В Пскове функционировала почта, были выпущены псковские марки с изображениями герба Пскова, Троицкого собора и иконы «Богоматерь Чирская». Рисунки для марок выполнил псковский художник Григорий Александров-Гай.

В Пскове находились экономический штаб и др. подразделения группы армий «Север», в т.ч. отдел пропаганды (Wi In Nord Gruppe BB) и отдел «по охране культурно-художественных ценностей» (далее — КХЦ). Им руководил уполномоченный по охране КХЦ главного штаба группы армий «Север» ротмистр граф Эрнст Отто цу Сольмс-Лаубах, директор и куратор Исторического музея г. Франкфурта-на-Майне. Деятельность Сольмса была направлена на обеспечение сохранности, учет и подготовку к вывозу КХЦ Пскова и всего Северо-Западного региона. Кроме отдела по охране КХЦ в Пскове работает зондеркомманда «Псков»-4, подразделение ГРГ «Остланд», занимающееся всеми вопросами культурной и общественной жизни Пскова и окрестностей, в т.ч. совместно с отделом пропаганды, «планированием будущих научных работ немецких и советских авторов», а также, при необходимости, захватом и вывозом КХЦ. Вопросами КХЦ занимались также СД и «группа Кюнсберга» (МИД и ССS), охрану КХЦ обеспечивала военно-полевая комендатура.

Граф Сольмс и его отдел занимали ведущее место в сфере «охраны КХЦ». К концу лета 1941 г. по инициативе и под руководством гр. Сольмса в здании Исторического музея на ул. Некрасова в десяти залах Поганкиных палат из коллекций псковских музеев был сформирован «Музей Поганкина».

В формировании музейных выставок в Пскове принимал участие 65-летний скульптор Собакин, открывший в 1941 г. русскую художественно-промышленную школу. Художник Александров-Гай преподавал в этой школе.

В музее были представлены «западноевропейская и русская живопись, исторические предметы, одежда, церковные облачения, иконы, утварь, книги и пр., а также остатки естественно-научного собрания и ботанический материал». Музей был ежедневно открыт для публики с 10 до 12 часов.

В музее работал небольшой штат русских сотрудников, среди них новгородский археолог Василий Пономарев. Он стал первым бургомистром оккупированного Новгорода. Позднее он сопровождал перемещение остатков новгородских коллекций в Псков. В 1943 г. Пономарев руководил раскопками курганов, обнаруженных войсками вермахта в Лужском районе Ленинградской области, занимался учетом и описанием коллекций, хранившихся в Пскове.

Судьба коллекций Псковского музея на долгие годы переплелась с судьбой коллекций других российских музеев. И для распутывания бесконечных узлов, завязанных войной, для поиска музейных ценностей, перемещенных фашистами не только из Пскова, но и из других городов Северо-Запада России, необходимо знать, что происходило в 1941-1944 гг. в Пскове и в Псковском музее.

В 1941-1944 гг. Псковский музей был основной базой хранения КХЦ, вывезенных не только из Псковской области, но и из Новгорода, Тихвина, Пушкина, Павловска, Гатчины, Петергофа. В начале 1980-х гг. в подвалах Поганкиных палат еще сохранялась тяжелая объемная железная дверь с маркировкой «Tur № 30», а в ходе археологических раскопок во дворе музея был обнаружен немецкий телефонный кабель.

Немецкие захватчики устраивались основательно и вывозить из Пскова КХЦ не торопились. Один из руководителей Штаба ERR д-р Цайсс писал в одном из обнаруженных немецких документах: «. восточные области должны быть после войны превращены в учебное пространство для немцев, форма которого еще вырабатывается, имеющиеся там предметы культуры не должны быть разграблены и должны оставаться на своих местах. ». Приказ Гитлера от 1 марта 1942 г. подтвердил право Оперативного Штаба рейхсляйтера Розенберга (далее — Штаб ERR), к тому времени уже окончательно сформировавшегося в единую централизованную службу, осуществлять в оккупированных областях мероприятия по конфискации, а также взятию под охрану КХЦ, не подлежащих конфискации, во избежание их уничтожения и повреждения. Штаб ERR располагался в Берлине, руководство подразделениями Штаба было возложено на начальника Управления Штаба и его заместителя (Утикаль, Эбелинг). В Берлине же располагались особые штабы Штаба ERR: «Изобразительное искусство» (д-р Шольц), «Архивы» (д-р Моммзен, д-р Дюльфер), «Библиотеки» (д-р Ней), «Древняя и ранняя история» (проф. Нерлинг) и др. Эксперты этих штабов входили в состав рабочих групп и зондеркомманд по обследованию собраний культурно-художественных, научных и др. ценностей, их оценке, определению объектов для отправки в Германию и т.д.

Главная рабочая группа (ГРГ) «Остланд» (начальник — советник Гриссдорф, руководитель — д-р Нерлинг) Оперативного штаба рейхсляйтера Розенберга (ERR) располагались в Риге. Представители ГРГ «Остланд» и сотрудники зондерштабов штаба ERR периодически приезжали в Псков на проверку. Их отчеты содержат ценные сведения о состоянии КХЦ в разные периоды оккупации, а также информация об изъятии и перемещении ценностей. Например, в октябре 1941 г. сообщается: бургомистр В. Черепенкин некоторые «ценные грамоты» из Городского архива «уже предоставил в распоряжение немцев», чтобы «сохранить для потомков отсутствующих семей»; «остатки антирелигиозной выставки в Троицком соборе, а также книги и документы дома Советов взяты на хранение СД; большая их часть уже находится в Ревеле и еще несколько тысяч должны быть отправлены туда же»; материалы евангелической лютеранской общины Якоби, хранившиеся в музее, уже отправлены комендантом в институт изучения зарубежных стран в Штутгарте.

В феврале 1942 г. представителями ГРГ фиксируется масса нарушений, в т.ч. пропажа большого количества ценного фарфора из музейного хранилища, «целый ряд отчуждений музейных предметов, как продаж, так и различных дарений». По определению составителей отчета, комендант города зон-дерфюрер де Бари считал, что «музейная собственность является трофеями, распоряжаться которыми может только полевая комендатура по собственному усмотрению». У специалистов группы, проводившей обследование, создается очень неблагоприятное впечатление о состоянии КХЦ в Пскове, свои выводы они сообщают в высшие инстанции. Де Бари они указывают, что «музейная собственность в результате деятельности графа Сольмса однозначно стала общественной собственностью» и подчеркивают, что многие выявленные факты являются серьезными нарушениями, которые «создают неприятное впечатление у местных русских». Группа рекомендует меры, необходимые для устранения выявленных в Пскове нарушений: 1. Должна быть предпринята срочная действенная защита всех фондов музея и его хранилищ на ул. Гоголя и в так наз. «Золотой часовне». Запрещаются отчуждения из фондов музея на подарки, награды и продажи. 2. Русской Гор. Управе необходимо срочно принять меры по наведению порядка на складе на ул. Гоголя. 3. Начать инвентаризацию всех предметов, выставленных в музее Поганкина. 4. В «Золотой часовне» провести с помощью русского духовенства относительную инвентаризацию икон. 5. Поручить де Бари составление списков осуществленных во время его работы отчуждений и продаж с указанием получателя. 6. Обязательное возвращение всех находящихся в руках офицеров предметов. 7. Закрытие библиотеки в доме Поганкина для какой-либо выдачи.

В своих письмах де Бари пытается опровергнуть многие обвинения Штаба. По его утверждению, объем «ущерба завышен и раздувание всей этой истории дискредитирует немецкую военную власть в городе». Де Бари был вынужден составить список немецких офицеров, купивших предметы искусства в Пскове в период с ноября 1941 г. по январь 1942 г.

В апреле 1942 г. руководитель ГРГ «Остланд» д-р Вундер и граф Сольм, осуждавшие продажу музейных экспонатов, решили предпринять меры по розыску и возврату изъятых КХЦ. К проблеме присвоения произведений искусства относились серьезно. Еще один пример тому — двухмесячная переписка по поводу личности «некоего профессора Зама», который по сообщениям, поступившим в штаб в Берлине, вывез КХЦ из Новгородского Кремля в неизвестном направлении. В итоге выясняется, что профессор Зам действовал по поручению штаба 16-й армии и собранные им КХЦ хранятся в Пскове в музее Поганкина. Любопытна проблема «отчуждений» в истории с коллекцией бабочек из Пскова. Происходила коллекция, вероятно, из Естественно-научного музея, и была достаточно значительной. Полгода о ней шла речь в переписке между обербургомистром города Франкфурта-на-Майне, желающим ее заполучить, и соответствующими инстанциями. В октябре 1942 г. настойчивый обербургомистр добивается разрешения на передачу ему коллекции, и она изымается из музея. Надо заметить, что это — единственный случай.

Смотрите так же:  Музей сказок ленинградская

Целый ряд фактов свидетельствует, что все службы, занятые «спасением и охраной КХЦ», осуществляли планомерный, методичный, централизованный вывоз, а также препятствовали уничтожению и расхищению КХЦ, действуя в интересах Рейха. Неизбежные в ходе войны попытки личного обогащения, порча и разрушение памятников истории и культуры пресекались. Захват же КХЦ осуществлялся даже тогда, когда то представляло серьезную опасность для жизни военнослужащих, как, например, при «спасении» чудотворной иконы «Богоматерь Тихвинская» во время отступления частей вермахта из г. Тихвина.

Псков — последнее пристанище прославленной иконы на русской земле. В январе 1942 г. хозяйственной командой Герлитц в Псков были переданы предметы искусства, захваченные в г. Тихвине, в т.ч. чудотворный образ Богоматери Тихвинской. В течение трех лет пребывания в Пскове икона хранилась даже не в музее, а в оружейном помещении военно-полевой комендатуры, каждое воскресенье, с 9 до 18 часов, ее выдавали в Троицкий собор. Сотрудник Штаба ERR д-р Эссер опасался, что «драгоценная картина» страдает от перевозки, смены температуры и влажности, несмотря на то, что защищена не только промежуточным слоем целлофана между окладом и живописью, но и находится в застекленном киоте, из которого не вынимается. В то же время он указывал на «невозможность изъятия ее из культового использования ввиду политико-пропагандистских соображений». Изображение иконы было помещено в Путеводителе по Пскову К.Заблоцкого, изданном на немецком языке в 1943 г. В феврале 1942 г. на хранение в Псков доставлена большая партия «предметов искусства, происходящих из Новгородского региона». Ранее были вывезены в Псков двери так называемого «готторпского глобуса», отправленного из Гатчины прямо в Ригу в октябре 1942 г.

В конце лета 1943 г. граф Сольмс предпринимает поездку в Новгород с целью поиска и вывоза в Псков еще оставшихся ценностей. К середине 1943 г. относятся последние инспекционные поездки сотрудников главной рабочей группы «Остланд» в Псков. В дальнейшем соответствующие службы в Пскове и ГРГ заняты, в основном, проблемами подготовки КХЦ к вывозу и эвакуацией их в Германию. Уже в октябре 1943 г. предполагалось создание в Восточной Пруссии новой базы хранения и распределения КХЦ в дополнение к существующей в Риге, т.к. положение в районе Риги характеризовалось как «не очень устойчивое». Из-за нехватки вагонов, упаковочных материалов и т.д., был затруднен вывоз КХЦ также и из г. Минска.

В феврале 1944 г. начинается спешная эвакуация из Пскова и области, руководитель ГРГ «Остланд» д-р Нерлинг приказывает «при любых обстоятельствах вывезти библиотеку музея Пскова и церковные книги из Государственного архива Пскова», предпринимаются меры для вывоза КХЦ из Печорского монастыря, вывозится даже «оснащение» музея в Пушкинских горах. В Риге составляли описи вывозимых в Германию КХЦ, паковали ценности: иконы, в основном попарно, скреплялись по торцам кусками бруса, которые прибивались большими гвоздями, выполнялись профилактические заклейки из плотной бумаги на мучном клейстере.

Искусствовед рабочей группы Лувра д-р Роскамп «зондировал произведения искусства». Следы этого «зондирования» есть на многих псковских иконах, это — грубые бесформенные срезы, повредившие, большей частью, не только авторский красочный слой, но и левкас.

Несмотря на спешку, в Рижском музее до последних дней оставалась неразобранной выставка, сформированная из захваченных произведений искусства, сопровождавшаяся фотодокументами и другими пояснительными материалами. Выставка демонстрировала «успешную деятельность» служб, занятых «спасением КХЦ». 18 мая 1944 г. в Рижский экзархат были переданы 23 псковские иконы, из числа захваченных в Пскове. О дальнейшей судьбе этих икон ничего не известно.

Еще две псковских иконы XVI в. из немецкого транспорта с КХЦ, поврежденного во время бомбардировки, «потерялись» на территории Даугавпилского района Латвии в 1944 г. Сейчас они в Музее Даугавпилса. На них — отчетливые оккупационные маркировки, указывающие на их принадлежность Псковскому музею.

Произведения древнерусского искусства, хранившиеся в Пскове, маркировали на месте. Несмотря на разные шифры, указывавшие из какого именно псковского памятника архитектуры взята была икона перед вывозом, принцип «Псковской описи» очень прост: она имеет единую сквозную нумерацию на все иконы, вывезенные из Пскова, что позволяет довольно точно определить количество вывезенного и выявить невозвращенное. Маркировка произведений искусства по системе ГРГ «Остланд» выполнялась в Риге.

Произведения живописи, графики, скульптуры, фарфор и пр., принадлежавшие различным музеям, в т.ч. и Псковскому, имеют шифр ГРГ. Списки ГРГ почти не содержат информации о музеях происхождения описанных в них произведений искусства, но по комплексу старых (музейных) номеров, подробно перечисленных в описаниях, в ряде случаев происхождение установить удается.

К сожалению, нам известна только часть списков ГРГ. В первые годы после окончания Великой Отечественной войны, большая часть вывезенных из Псковского музея КХЦ вернулась в Псков. Но не менее трети музейных ценностей осталось за пределами России. Среди них такие уникальные памятники, как иконы «Рождество Богоматери» с клеймами жития Богоматери XVI в. и «Богоявление с Древом Иессеевым» XVI в., «Список» к. XVIII в. с иконы «Богородица Псково-Покровская», шитая хоругвь «Троица» 1630-х г., резной хорос XIV-XV вв.. Царские врата Снетогорского монастыря, XV в., бронзовый барельеф с изображением семифигурного деисуса и др. детали, снятые с знаменитых дверей ц. Николы от Торга, хранившихся в музее, многочисленные археологические находки X-XV вв., в т.ч. каменный языческий идол, два полотна Константина Коровина, работы Марка Шагала, «Натюрморт» Мартироса Сарьяна и т.д. Судьба этих и многих других ценностей, к сожалению, неизвестна.

О других мы знаем, что они не только сохранились, но и экспонировались на выставках, к ним относится знаменитая чудотворная икона к. XVI — н. XVII в. «Богородица Псково-Покровская», созданная на сюжет «Сказания о видении старца Дорофея».

Функция сборного пункта КХЦ, присвоенная Псковскому музею оккупантами и, вследствие недоступности необходимых документов, неправильное послевоенное прочтение немецких шифров очень осложнили процессы идентификации и возврата КХЦ Псковского музея, породили путаницу. В результате многие произведения искусства, принадлежащие Псковскому музею, попали в другие музеи страны, либо «застряли» в музеях, ставших в первые послевоенные годы временными хранилищами ценностей, возвращенных в СССР. Не только Псковский, но и некоторые другие музеи страны не досчитываются своих ценностей, уже давно возвращенных в Россию. Ситуация, когда культурные ценности, насильственно изъятые фашистами из одних музеев, в процессе репатриации попали в другие, не может считаться нормальной ни в нравственном, ни в правовом отношениях. Признать нормой подобные отчуждения, явившиеся итогом действий оккупантов на нашей территории, значило бы отвергнуть принцип целостности музейных собраний, поставить под сомнение право музеев обеспечивать целостность их собраний. Совместное выявление ошибок, честный обмен информацией между музеями и восстановление справедливости путем передачи перемещенных ценностей в те музеи, из которых они были вывезены захватчиками, такая же неотложная и важная задача, как и поиск ценностей, еще не возвращенных в Россию.

Псковский музей директор

Телефон: (8112) 66-2517, 66-3311

Проезд: Авт. №№ 1, 3, 11, 14, 17 до ост. «Летний сад»

Интернет:
www.museum.ru/M807 — официальная страница
Псковский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — W1071, официальный сайт museums.pskov.ru
Наследие Земли Псковской — W686 culture.pskov.ru

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата открытия — 1876г.

18 мая — Международный день музеев
23 июля — День города Пскова

Описание:

Основу коллекции музея составили археологичекие предметы, рукописные и старопечатные памятники, иконы и серебро из псковских церквей и монастырей. В годы Второй мировой войны часть коллекций была утрачена.

В 1986 г. музей стал Псковским государственным объединенным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Имел 14 филиалов в 10 районах области и архитектурные памятники города и области, в т.ч. музеи-усадьбы Римского-Корсакова, Мусоргского, Ковалевской, мемориальные квартиры академика Виноградова, архитектора Спегальского, храмы с фресками XIV — XV вв., крепостные сооружения.

В настоящее время он является объединением, состоящим из головного музея и 5 филиалов, расположенных в разных районах Псковской области

Здание(я):

Основатель: Псковский статистический комитет
Основные экскурсии:
Обзорная экскурсия по Пскову
Живопись древнего Пскова
Художественное серебро XV — XIX вв.
Картинная галерея
Мирожский монастырь
Вторая мировая война
Ольгинские места Пскова и окрестностей

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Киселев Юрий Николаевич, тел. (8112) 66-44-95
Зам. директора по научной работе: Сарченков Сергей Константинович, тел. (8112) 66-42-43
Заместитель директора: Огинская Татьяна Павловна, тел. (8112) 66-39-33
Главный хранитель: Проценко Мария Александровна, тел. (8112) 62-24-47

Тел. дирекции:
(8112) 72-45-74, Факс: (8112) 72-45-74

Адрес дирекции:
180000, Псковская область, г. Псков, ул. Некрасова, 7

Даты открытия и основания:
открыт: 1876г.

Бюджетный статус:
Субъект РФ

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 19214,9м 2
фондохранилищ 2082,4м 2

Количество сотрудников:
380, из них 126 научных

Среднее кол. посетителей в год:
100000

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека, экспертная группа

Единиц хранения:
567592, из них 443303 предметов основного фонда

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

Искать при помощи

Вакансия директора Псковского музея-заповедника

Государственный комитет Псковской области по культуре объявляет конкурс на замещение должности директора Государственного бюджетного учреждения культуры — Псковский государственный объединенный и художественный , расположенного по адресу: г. Псков, ул. Некрасова, д.7.

Квалификационные требования: высшее образование по специальности и направлению подготовки «История»; «Культурология»; «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» или иные специальности и направления подготовки, содержащиеся в ранее применяемых перечнях специальностей и направлений подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки; стаж работы на руководящих должностях в музеях или в учреждениях культуры не менее 5 лет; знание законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих производственную и деятельность музеев; методических и нормативных документов, касающихся деятельности музеев; особенностей структуры музейных организаций; перспектив развития отрасли культуры и музеев; основ музееведения; порядка учета и хранения музейных фондов; методов проведения , просветительской, , методической, реставрационной и издательской работы музеев; опыта работы отечественных и зарубежных музеев; рыночных методов хозяйствования и управления; порядка заключения и исполнения договоров; порядка разработки и заключения отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и регулирования отношений; теории и практики менеджмента; основ трудового и гражданского законодательства; правил по охране труда и пожарной безопасности.

Документы принимаются с 02 марта по 02 апреля 2019 года с 9.00 до 18.00 (обед с 13.00. до 14.00) по адресу: г. Псков, ул. Конная, 2, Государственный комитет Псковской области по культуре, 4 этаж, каб.414.

Перечень документов, подаваемых претендентами для участия в конкурсе:

а) заявление;
б) анкету по форме, утвержденной приказом комитета;
в) две фотографии размером 4?6 см;
г) справку о состоянии здоровья с заключениями следующих специалистов: нарколога, психиатра, терапевта;
д) справку о прохождении флюорографии, выданную не позднее чем за один год до дня представления ее учредителю;
е) заверенные в установленном порядке копии документов об образовании, повышении квалификации;
ж) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки;
з) документы воинского учета для военнообязанных лиц;
и) копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
к) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по форме, установленной законодательством области.

Форма проведения конкурса: тестовые испытания (письменно), индивидуальное собеседование.

Конкурс состоится 10 апреля 2019 года в 15.00 по адресу: г. Псков, ул. Конная, 2, 4 этаж, каб. 406 (зал коллегии).

Дополнительную информацию о конкурсе можно получить по телефонам: ; 299–885.

Победитель определятся по решению конкурсной комиссии.

О результатах конкурса его участники уведомляются в письменной форме в течение 5 рабочих дней со дня проведения конкурса.

Псковский музей-заповедник

Мы рады приветствовать Вас на официальной странице Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника!
Показать полностью…

Музейные объекты в Пскове: Поганкины палаты (на реставрации, только внешний осмотр), Центральное здание музея («Псковский край в годы ВОВ»), Картинная галерея (закрыта на реставрацию), Фондохранилище (Дом Массона), Приказная палата Псковского кремля, Власьевская башня, Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря, Часовня Святой Анастасии, Псковский кузнечный двор (Дом ксендза), Музей-квартира В.И. Ленина, Дом-музей В.И. Ленина, Музей-квартира Ю.П. Спегальского, Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Мелётово.

В состав музея-заповедника входят 5 филиалов в области:

Мемориальный музей-усадьба С.В. Ковалевской (с. Полибино Великолукского р-на Псковской области)
Режим работы: ежедневно: с 9.00 до 17.00
Выходной: суббота, воскресенье.
Тел.: 8(81153) 29-523
E-mail: [email protected]


Музей-усадьба М.П. Мусоргского (с. Наумово Куньинского района Псковской области)
Режим работы: ежедневно: с 9.00 до 17.00
Перерыв: с 13.00 до 14.00
Выходной: понедельник.
Тел.: 8(81149) 31-140
E-mail: [email protected]


Музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова (д. Вечаша Плюсского района Псковской области)
Режим работы: с 11.00 до 16.00
Выходной: понедельник.
Тел.: 8(81133) 21-253


Литературно-мемориальный дом-музей Ал. Алтаева (д. Лог Плюсского района Псковской области)
Режим работы: с 9.00 до 17.00
Выходной: понедельник, воскресенье.
Тел.: 8(81133) 27-840


Музей истории Новоржевского края (г. Новоржев Псковской области, ул. Германа, 40)
Режим работы: ежедневно: с 9.00 до 17.00
Выходной: пятница, суббота.
Тел.: 8(81143) 22-484
E-mail: [email protected]

Псковский музей ищет разнорабочего!

Что нужно делать:

— выполнение подсобных и вспомогательных работ, мелкий ремонт, готовность к физическому труду.
Показать полностью…

Требования:
— исполнительность, добросовестность, желание работать.

Обращаться по телефонам:
+7 911 357 16 32
+7 953 252 32 52

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

Псковский музей-заповедник запись закреплена

6 июля приглашаем на «культурную» субботу!
Приглашаем всех, кто хочет провести выходной с пользой для ума!

6 июля для сборных групп будет организовано 3 экскурсии

Показать полностью…
В 12.00 — экскурсия по Псковскому кремлю (группа от 7 человек)
(ул. Кремль, 4)

Вы узнаете историю строительства и военную историю псковской крепости, познакомитесь с особенностями вечевого строя Псковской земли, услышите рассказ о застройке средневекового Кремля. Экскурсия предполагает знакомство с Троицким собором, где экскурсоводы покажут интерьер и расскажут Вам о святынях и иконах главного храма Псковской земли.

— 150 руб./чел. – взрослые;
— 100 руб./чел. – школьники.

В 14.00 – экскурсия по экспозиции «Культура и искусство древнего Пскова» (ул. Некрасова, 7)

Экспозиция познакомит с древнейшими предметами декоративно-прикладного искусства из псковской коллекции – от символов религиозного культа эпохи неолита до убранства православного храма; с особенностями псковской школы живописи и архитектуры на примере уникального собрания иконописи XV-XVIII вв.; с удивительными по красоте и изяществу произведениями ювелирного искусства: драгоценные оклады икон, предметы церковного обихода. Особый интерес представляют наградные ковши XVII в., жалованные московскими государями за заслуги в знак милости.

Стоимость посещения:
— 100 руб./чел. + входная плата

В 16.00 — экскурсия в Дом-музей В.И. Ленина (Плехановский посад, пер. «Искры», 5)

Посетители дома-музея смогут познакомиться с типичной посадской усадьбой начала XX века, узнать о нелегальных собраниях социал-демократов, о «Псковском совещании» и становлении газеты «Искра». Здесь же можно познакомиться с интереснейшими методами перевозки нелегальной литературы и особенностями переписки между революционерами.

Стоимость посещения:
— 100 руб./чел.

Записаться можно по телефону 8 (8112) 66-33-11.

60-летие со дня открытия «Кургана Дружбы»

Сегодня в экспозиции «Псковский край в годы Великой Отечественной войны», в рамках «Исторического календаря памятных дат» открылся выставочный комплекс, посвященный этому событию.

На мини-выставке представлены книги о братском партизанском крае, фотографии с открытия «Кургана Дружбы» в 1959 году, Медали «Курган Дружбы», приглашения на встречу на границу трех государств 1982 и 1989 годов.
Показать полностью…

«Курган Дружбы» находится в 32 километрах от Себежа на границе России, Белоруссии и Латвии. Здесь, в глухих и заболоченных лесах, пролегали партизанские тропы, здесь объединились отряды народных мстителей разных республик, и было положено начало формированию Братского партизанского края. К зиме 1942/43 гг. край простирался на десятки тысяч километров с населением около ста тысяч человек: от псковского Новоржева на севере до белорусского Полоцка на юге; от латышских городов Лудзы и Дагды на западе до рубежа Новосокольники-Невель на Псковской земле.

В нём действовали органы советской власти, школы и колхозы, были созданы семь комендантских участков. Умело применяя тактику глубинных рейдов по тылам врага, народные мстители держали немцев в постоянном страхе.

Партизанское командование также организовало вывоз детей с оккупированных территорий на Большую землю. В распоряжение штаба партизанского движения были выделены 35 самолётов. На лесных полянах по ночам пылали костры, указывая место посадки. Более 1500 детей были вывезены в тыл.

Немцы бросали против партизан крупные карательные экспедиции, усиливая их танками, бронемашинами, поддерживая авиацией и артиллерией. Ожесточённые кровопролитные бои с карателями шли в конце 1943 г. Не в силах справиться с партизанами, они обрушивали репрессии на местное население, сначала объявив, что за каждого убитого партизанами солдата и за каждый разрыв линии железной дороги будут расстреляны десять мужчин или женщин из окрестных деревень, а потом уничтожая целые деревни, превращая землю в пустыню.

Но взлетали на воздух мосты, партизаны уничтожали вражеские гарнизоны, технику, укрепления, вели «рельсовую войну», выводя из строя многие километры железнодорожного пути и оказывали огромную помощь наступающей Красной Армии.

Сам Курган — невысокий насыпной холм с плоским верхом. В середине посажен стройный «дуб Дружбы», олицетворяющий её крепость. Земля для Кургана была взята с могил партизан и воинов Красной Армии. С трёх сторон наверх ведут ступени, выложенные из побелённого булыжника. К лестницам подходят три аллеи: каждая ведёт в сторону своей республики. Белорусская аллея обсажена берёзками, латышская — липами, русская — клёнами.

Территория «Кургана Дружбы» занимает три лесные поляны, разделённые речкой и участком леса. Здесь есть домик-музей; в лесу воссоздана партизанская землянка и установлены три небольших памятника.

На территории России стоит памятник в честь партизанской разведчицы 4-ой Калининской бригады Марии Пынто. Маша Пынто выросла в маленькой деревушке Дубровка. Уйдя в лес к партизанам, она пробиралась в оккупированный Себеж, собирала нужные сведения.

Она сумела распропагандировать немецких солдат и привести в лес отряд из двадцати пяти человек, перешедших на сторону партизан. Но немцы выследили Машу и, когда она, больная тифом, была у своей сестры, её схватили, зверски пытали и убили. Тело девушки зарыли в лесу. На мемориальной доске текст: «Здесь в братском партизанском крае мужественно боролась с врагом славная дочь советского народа — секретарь Себежского подпольного райкома ВЛКСМ Мария Пынто. Отважная партизанка-патриотка зверски замучена фашистскими палачами 15 мая 1944 года. Вечная слава герою!».

Музей-усадьба Н.А. Римского-Корсакова приглашает на концерт!

5 июля в 13.30 в усадьбе Вечаша (Плюсский район) состоится благотворительный концерт солистов Мариинского театра театра (г. Санкт-Петербург).

В программе: романсы, арии, дуэты.

Дополнительную информацию можно получить по телефонам: Любенск (8-811-33)21-553, Вечаша (8-811-33)21-253.

Мгновения. Фотогруппа Светланы Даниловой

Опрос Российского книжного союза «Сколько ты читаешь?»

Всем желающим предлагается пройти небольшой опрос (по ссылке
https://ru.surveymonkey.com/r/QFMCSKK), посвященный культуре и проблемам чтения.

Проект реализуется в рамках соглашения о взаимодействии и сотрудничестве между Администрацией Псковской области и Российским книжным союзом. Опрос продлится до 14 июля.

Напомним, в рамках данного соглашения регион принимает участие в ряде масштабных проектов и конкурсов, направленных на развитие и поддержку чтения.

С Днём реставратора всех причастных!

В профессии реставратора соединяются ипостаси ученого, лекаря и художника.

Далеко не каждый посетитель музея задумывается над тем, кто построил ту или иную экспозицию, расположив экспонаты в определённом порядке — так, чтобы они не только вписались в архитектуру здания, но и, подобно инструментам оркестра, «зазвучали» все вместе, создавая атмосферу своей эпохи;
Показать полностью… кто и когда, собственно говоря, добыл эти самые экспонаты; кто сохранил их для потомков и чьими, наконец, усилиями эти богатства материальной и духовной культуры сквозь годы дошли до современных зрителей в своём первоначальном облике.

Каждый из сотрудников этого важнейшего музейного «подразделения», существующего с 1970-х гг. прошлого века, когда директором музея была А.Ф. Васильева, уникален и талантлив по-своему. Руководитель мастерской, Наталья Михайловна Ткачева, имеет огромный опыт практической работы и универсальна по своим возможностям.

На её счету – введённые теперь в экспозицию многие сложнейшие памятники разных эпох (в том числе «Рождество Христово» XV в. из Опочки и другие иконы; «Чаша Нифонта»; древнейшие археологические находки). Кроме того, она аттестованный эксперт культурных ценностей Министерства культуры Российской Федерации.

Совместно с Михаилом Ивановичем Владыкиным, тонким мастером реставрационного искусства, недавно, в частности, были отреставрированы уникальная икона «Сретение Богородицы» XVIII в. из Часовни Владычного креста и памятник поистине мирового уровня — изумительная по красоте живописи икона XVI века «Иоаким и Анна».

Особое место в реставрационной мастерской музея занимают работающие с огромным фондом документов, станковой и книжной графики Галина Алексеевна Милованова, Вера Сулеймановна Григораш и Юлия Юрьевна Колосовская, регулярно совершенствующие накопленный практический опыт на специальных стажировках в реставрационных центрах Москвы и Санкт-Петербурга.

Через их руки прошли многие сотни листов графики и книжных страниц. Помимо всего они занимаются реставрацией старинных книжных переплётов из Древлехранилища Псковского музея-заповедника – работой чрезвычайно трудоёмкой. Имея дело с хрупким, уязвимым материалом – бумагой, они успешно решают сложные в своей области задачи. Вера Сулеймановна Григораш – обладатель добрых и уверенных рук, ей свойственны редкостное трудолюбие и особенное душевное тепло, которое она вкладывает в работу.

Львиную долю времени, вместе с Галиной Алексеевной Миловановой, она отдаёт укреплению и консервированию памятников древней письменности. Г.А. Милованова, кроме того, известна своим искусством тончайшего, почти ювелирного тонирования утраченных фрагментов, что необходимо для сохранений визуальной целостности произведения.

Среди сложнейших, произведённых ею реставрационных работ – древнее Евангелие 1532 г., огромный акварельный эскиз Е. Климова к мозаичной «Троице», установленной у входа в псковский Кремль, а также редкая работа Ю. Пименова «Взятие английского блокгауза» (1927 г.). Работа выполнена в смешанной технике на рыхлой бумажной основе, поступившая от сына художника в поистине удручающем безнадёжном состоянии, она была собрана буквальна из мельчайших кусочков, обогатив наше представление о деятельности «Общества станковистов» — интереснейшей московской группировки 1920-х годов.

В реставрационной мастерской Псковского музея-заповедника также успешно трудится реставратор по металлу, ранее получившая опыт практической работы в двух федеральных музеях – Наталья Николаевна Серова. Её стараниями, в частности, отреставрирован бронзовый хорос (церковный светильник) XV-XVI вв. В процессе завершения – работа над нумизматической коллекцией клада, найденного археологами сезона 2019 года.

В профессии реставратора соединяются ипостаси ученого, лекаря и художника. Продлевая экспонату жизнь, доводя его облик до экспозиционного состояния, реставраторы вводят его в культурный оборот и делают достоянием общественности. Как правило, плановую долгосрочную работу приходится совмещать со срочной, текущей, аварийной, требующей немедленного вмешательства.

За всё время работы реставраторы ни разу не подвели, не сорвали ни одну выставку, чего бы им это не стоило. За это им великое спасибо!
С праздником!

Текст: Н.С. Салтан, старший научный сотрудник художественного отдела, Псковского музея-заповедника.

В «Ночь музеев» псковичам и гостям города покажут то, что они никогда не видели (ПРОГРАММА)

В этом году в рамках акции «Ночь музеев» для посещения будут открыты объекты, которые никогда не были доступны псковичам. Об этом сообщила заместитель директора Псковского музея-заповедника Татьяна Огинская на пресс-конференции в пресс-центре «Псковской правды».

По ее словам, Псковского музей-заповедник присоединился к акции «Ночь музеев» в 2005 году и ежегодно проводит эту акцию.

— Поскольку основные объекты – Поганкины палаты и картинная галерея – закрыты на реконструкцию по проекту Всемирного банка, в этом году мы решили акцию «Ночь музеев» перенести в Псковский кремль. Пять лет назад у нас был опыт проведения такой акции. В этом году для посещения будут открыты некоторые объекты, которые никогда не были доступны для посетителей.

Татьяна Огинская сообщила также, что в преддверии этой акции музей провел опросы в социальных сетях:

— Мы интересовались у псковичей, что бы они желали видеть на этой акции. И с большим отрывом победила «номинация» — то, что никогда не видели.

Поэтому в «Ночь музеев» будут открыты две башни: башня Святых ворот и башня Кутекрома. Это будет сделано впервые. Также будет открыта смотровая площадка Власьевской башни.

— Долгое время шли разговоры о том, что нужно приспособить Псковский кремль для полного осмотра его туристами, посетителями, псковичами. К боевым ходам на крепостных стенах уже сделаны лестницы. Мы решили на этих боевых ходах разместить выставки. Одна из них посвящена Домонтову городу, другая — выставка будет посвящена планам Пскова в изображениях 17-19 вв.

Планируется, что на территории кремля в «Ночь музеев» будет работать пять интерактивных площадок. Активное участие в акции примет областной колледж искусств. В режиме нон-стоп в течение трех часов у крыльца Приказной палаты будет концерт. Планируются также экскурсии по башням, боевым ходам и по выставке археологических находок «Господин Псков» в Приказной палате.

Всероссийская акция «Ночь музеев» заявлена в этом году на 18 мая. Но псковский музей перенес основные мероприятия на 17 мая.

— По субботам у нас не так много посетителей. Я думаю, это связано с тем, что псковичи стремятся посетить акцию «Ночь музеев» в других городах, в частности, в Санкт-Петербурге. Поэтому мы проводим Ночь музеев в пятницу, 17 мая. Но наши филиалы – музей-усадьба Римского Корсакова и музей-усадьба Мусорского, расположенные в Плюсском и Куньинском районе будут проводить акцию 18 мая. У них также обширная программа. В музее Римского-Корсакова участвуют даже артисты из Мариинского театра.

Все основные мероприятия Ночи музеев пройдут до 22.30. Кремль будет открыт для посетителей до 23.00.

17 мая с 19.00 до 23.00.

Открыты для посещения:

19.00-23.00 — Приказная палата и выставочные залы, Смотровая площадка Власьевской башни.

19.00-20.30 — Башня Святых ворот.

19.00-22.00 — Башня Кутекрома.

Боевые ходы с баннерными выставками:

— «Псковский Кремль на планах и изображениях XVII-XIX вв.».

— «Довмонтов город: История изучения, архитектура и фресковая живопись».

19.00-23.00 — Кафе в Довмонтовом городе.

Интерактивные и фольклорная площадки:

19.00-21.00 — Лучный тир у башни Кутекрома (оплачивается отдельно).

19.30-21.00 — Галла-концерт «Музыка весны, любви и вдохновения». Non-stop выступят творческие коллективы и исполнители Псковского областного колледжа искусств имени Н.А. Римского-Корсакова»: оркестр русских народных инструментов, ансамбль русской народной песни «Очелье», солисты специализации «Искусство эстрадного пения» и партнёр колледжа Псковский хип-хоп центр «Хоть отбавляй».

Интерактивные площадки по сеансам:

Группы: в 19:30 в 19:50 в 20:10 в 20:30.

— «Уроки в старой школе» (Приказная палата, 1-й этаж).

— «Средневековая модница» ((Приказная палата, 2-й этаж).

— «Битва дружин» (захаб).

— «Археологическая полянка» (у Власьевской башни).

— «Монетный дворик» (у Довмонтовой башни).

19.30-21.00 — Фольклорная программа (Вечевая площадь).

Группы: в 19:20 в 19:40 в 20:00 в 20:20 в 20:40 в 21:00 в 21:20 в 21:40.

— по выставке «Господин Псков» (Приказная палата, 1-й этаж) по сеансам.

Группы: в 19:15 в 19:45 в 20:15 в 20:45 в 21:15.

— по боевым ходам (от Троицкого собора до Пороховых погребов) по сеансам.

22:30 — Театрализованная постановка «Приключения ганзейского купца в одном русском городе» (сцена у крыльца Приказной палаты)

Related Post

Краеведческий музей мурманск 2019

Мурманский областной краеведческий музей – лучший в Мурманской области в 2019 году! 14 декабря 2019 года на заседании Совета по туризму состоялось награждение победителей ежегодного регионального конкурса «Лучшие в туриндустрии

Дарвинский музей вакансии

Обязан организовать правильную эксплуатацию, функционирование и содержание в рабочем состоянии следующих систем инженерного обеспечения Дарвиновского музея: отопления и вентиляции; кондиционирования; холодоснабжения; электрооборудования; электроавтоматики; лифтов; автотранспорт музея. Руководить работой инженерно-технического отдела

Музей и общественный центр сахарова

Телефон: (495) 623-44-01, 623-44-20 Адрес: 105120, Москва, ул. Земляной вал, 57, стр. 6 (скрыть карту) Проезд: Ст. м. «Курская», «Чкаловская», «Таганская» Входная плата:* Вход бесплатный Интернет: www.museum.ru/M1623 — официальная страница

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция археологических и вещевых источников по истории Пскова VI — XVII вв. — 200200 ед. хр.
Рукописи XV — XIX вв. — 2500 ед. хр.
Нумизматика IV — XIX вв. — 46315 ед. хр.
Русское и западноевропейское искусство XVI — XX вв. — 1780 ед. хр.
Живопись древнего Пскова XIV — XVIII вв. — 900 ед. хр.
Псковское ювелирное искусство и лицевое шитье XVI — XVII вв. — 50 ед. хр.
Памятники монументальной живописи XII — XVII вв.

Издания, выпущенные организацией:
А.Б. Постников «Древлехранилище Псковского музея. Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII веков» (Москва: Издательство ООО «БуксМАрт», 2013 г.)

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

Примечание:
Официальное название организации: ГБУК «Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник».

информация от: 21.08.2019

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .