Меню

Музей и общественный центр сахарова

Телефон: (495) 623-44-01, 623-44-20

Адрес: 105120, Москва, ул. Земляной вал, 57, стр. 6 (скрыть карту)

Проезд: Ст. м. «Курская», «Чкаловская», «Таганская»

Входная плата:* Вход бесплатный

Интернет:
www.museum.ru/M1623 — официальная страница
Сахаровский центр — W366, официальный сайт www.sakharov-center.ru

афиша, события и экскурсии

Полная афиша Сахаровский центр>»>

Памятные даты и ежегодные мероприятия:
дата основания — 1996г.

18 мая — Международный день музеев
30 октября — День памяти жертв политических репрессий
21 мая — День рождения А.Д.Сахарова
14 декабря — День памяти А.Д.Сахарова
10 декабря — День прав человека. Вручение ежегодной премии имени Андрея Сахарова «За журналистику как поступок»

Описание:

Постоянная экспозиция музея представляет историю СССР через призму политических репрессий и сопротивления общества советскому режиму. В Москве это первая открытая для широкой публики экспозиция, посвященная памяти миллионов людей, принесенных в жертву коммунистической утопии. Разделы постоянной экспозиции: Мифология и идеология СССР — парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов. Пропаганда советского образа жизни, с присущими ей мифами и идеологическими установками, главная цель которой воспитание нового типа человека строителя коммунизма. Политические репрессии в СССР на основе фотографий и документов рассказывает о репрессивной политике советского государства в период с 1917 до середины 1950-х гг.. Мифология и идеология СССР — парадный портрет социализма в СССР, оформленный в виде яркого красочного коллажа из фотографий, плакатов, строчек советских песен и лозунгов. Пропаганда советского образа жизни, с присущими ей мифами и идеологическими установками, главная цель которой воспитание нового типа человека — строителя коммунизма. Политические репрессии в СССР на основе фотографий и документов рассказывает о репрессивной политике советского государства в период с 1917 до середины 1950-х гг.

Раздел экспозиции «Сопротивление несвободе» представляет фотографии, документы, свидетельствующие о противостоянии режиму в послевоенный период вплоть до середины 1980-х гг., а также предметы быта, воссоздающие атмосферу повседневной жизни советского человека. В зале «Андрей Сахаров. Личность и судьба» экспонируются фотографии и документы, посвященные жизни и работе выдающегося физика и общественного деятеля, не только внесшего огромный вклад в науку, но и повлиявшего на политические и нравственные изменения в советском обществе.Временные выставки посвящены проблемам сегодняшнего дня.

Библиотека предоставляет сведения о репрессированных в СССР в 1920-50-е гг. (из Базы данных Мартиролог расстрелянных и региональных Книг памяти). Основные разделы библиотечного фонда соответствуют разделам постоянной экспозиции музея: Тоталитарное прошлое, «Условия свободы — современные проблемы России», «Жизнь и деятельность А.Д. Сахарова». Кроме того есть «Справочный фонд», в котором собраны справочники, словари и энциклопедии и имеется единственный в России комплект ежегодников Нобелевской комиссии за 1901 — 2000 годы

Здание(я):

Основатель: Фонд Андрея Сахарова

Основные экскурсии:
Мифология и идеология СССР
Политические репрессии в СССР
Андрей Сахаров. Личность и судьба
Путь через ГУЛАГ
Сопротивление несвободе

Дополнительные услуги:
публичная библиотека

Поблизости имеются:
места группового питания

Местные достопримечательности:
В сквере, примыкающем к музею, установлены памятный знак — фрагмент Берлинской стены, памятник «Пронзенный Пегас», посвященный российской интеллигенции, пострадавшей в годы репрессий (авторы — Д. Митлянский, Г. Шилина). Напротив Музея, на другой стороне Садового кольца, находится Архив Сахарова

профессионалу

Основные должностные лица:*
Директор: Лукашевский Сергей Маркович, тел. (495) 623-44-01
Главный хранитель: Громова Татьяна Петровна, тел. (495) 623-44-01
Зав. экспозиционным отделом: Самовер Наталья, тел. (495) 923-44-20
Зав. экскурсионным отделом: Яковлева Тамара Викторовна, тел. (495) 623-44-20
Зав. отделом: Щекотова Инна Андреевна, тел. (495) 623-44-01

Тел. дирекции:
(495) 623-44-20, 623-44-01, Факс: (495) 917-27-53

Адрес дирекции:
105120, Москва, ул. Земляной вал, 57, стр. 6

Даты открытия и основания:
основан: 1996г.

Бюджетный статус:
Частная

Организационно-правовая форма:
некоммерческое учреждение

Тип организации:
культурно-массовая, исследовательская

Площади организации:
экспозиционно-выставочная 250м 2
временных выставок 140м 2
фондохранилищ 40м 2

Количество сотрудников:
17

Среднее кол. посетителей в год:
15500

В структуре организации имеются:
архив, научная библиотека

Единиц хранения:
10000, из них 1100 предметов основного фонда

при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на «Музеи России» обязательна

«Ржавый ангел» работы Леонида Берлина, стоящий перед входом в Сахаровский центр, стал своего метафорой этого странного места. Я не буду расшифровывать смыслы этой метафоры — может быть, вы найдете свои, не буду рассказывать историю центра (его официальное название — Музей и общественный центр имени А. Д. Сахарова) и копаться в подоплеке окружающих его скандалов. Просто покажу несколько связанных с ним арт-объектов и несколько экспонатов — то, что «зацепило». А еще приведу парадоксальное мнение Григория Ревзина.

Сахаровский центр открылся в 1996 году на пересечении Яузы и Садового кольца, напротив дома, где жил А.Д.Сахаров (кстати, это дом с самой большой аркой в Москве)

Первое, что видишь, когда поворачиваешь с Садового — памятник российской интеллигенции «Пронзенный Пегас»(поставлен в 2004 году).

Дальше — еще одна инсталляция: фрагмент Берлинской стены (настоящей) с бабочками. Подарен в 1990 году Берлинским музеем «Чекпойнт Чарли», посвященном стене, как символ обретенной свободы.

От этого места уже хорошо виден выставочный зал центра и та самая девочка — «ржавый ангел».

Основная экспозиция и библиотека — в особнячке, который виден за выставочным залом.
Несколько фрагментов экспозиции

Бюст работы Берлина Вернувшийся из лагерей» (или что-то в этом роде).

Вынутая наугад страничка из этого ящичка

Атрибуты жизни застойных лет

Наша жизнь была полна запретов и разочарований

И что бы мы делали без анекдотов?

Честно говоря, мнение Григория Ревзина про этот музей тоже сначала напомнило мне анекдот. Стоит прочитать в оригинале, я копирую лишь фрагменты.

Евгений Асс, гуру современной архитектуры в Москве, сделал этот музей в 1996 году. Для того чтобы оценить его проект, нужно помнить, что первый магазин ИКЕА открылся в Москве только в 2000 году. Вот все, что принесла в нашу жизнь ИКЕА все это Евгений Асс нашел еще за четыре года до того, как нам это привезли из Швеции. Даже стеллажи его выглядят, как остроумная комбинация из полок «Билли», «Ивар» и «Лайва», а в целом экспозиция, скромная и чистая, кажется вариацией на тему икейского зала «аккуратный дом».
И когда ходишь по этому залу, думаешь, что это невероятно странно.
У ИКЕА главная идея в том, чтобы создать европейскую норму. Вот нормальная жизнь — честная, скромная, доброжелательная, удобная, без катаклизмов неумеренного артистического эффекта, богатства и нищеты. А здесь шкафы, а в них одни скелеты. Чудовищная мука двух поколений.
Знаете, а это ведь мечта такая была у позднесоветской интеллигенции — жить не по лжи, а как в Европе. Не то чтобы роскошно, а вот так, открыто, без двоемыслия, и чтобы на высоких, чистых стеллажах стояли любимые книги, и полки под ними не проваливались. И тогда у нас все получится, у нас будет не то чтобы совсем счастье, но уж по крайней мере — покой и воля.
Ну, вот эту мечту Евгений Асс и воплотил. И тут вылез вопрос. Ну, хорошо, стеллажи, как в ИКЕА, построить можно. А что вы туда положите? Вы, внуки посаженных, расстрелянных и измученных, дети тех, кто прятал фотокопии «Архипелага Гулаг» в пакетах от порошка «Лотос», и ждал, что КГБ, конечно, придет, но в «Лотос» не полезет? Вы правда уверены, что у нас может быть эта чистая, демократичная, несколько простоватая в отсутствие двоемыслия Европа? А может, получится какая-то химера?
Иногда люди недоумевают, почему именно музей Сахарова постоянно оказывается в центре тяжелых скандалов (даже мы за полчаса в нем оказались свидетелями мини-скандальчика — m), столкновений измученных позиций, каждая из которых — с двойным дном, с подтекстом, еще более абсурдным и травмирующим, чем мука на поверхности. Ну, а что собственно может произрасти из такого места, кроме истерики? Когда само стремление к европейской норме уже оказывается родом шизофрении.
Как утверждают все люди, вспоминающие Сахарова, он был оптимистом.

В 2008 году может прекратить свою работу Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова

В прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» директор музея Юрий Самодуров отметил, что иностранные грантодатели не выделяют деньги для выплаты заработной платы штатным сотрудникам и содержание инфраструктуры, а поддержки и источников дохода в России у музея нет. Отсутствие финансовой помощи в стране Ю.Самодуров видит в политической ситуации «Люди боятся» выделять деньги для музея, считает он, поскольку у них могут быть «большие неприятности». «Есть страна Путина, и есть страна Сахарова. То, что думал о стране Сахаров, и что предлагает Путин — это разные вещи», — сказал Ю.Самодуров. «Все наши функции музея и общественного центра без сокращения мы можем выполнять до 31 декабря, — рассказал Ю.Самодуров. — Дальше, если денег не будет я буду вынужден уволить всех сотрудников». Директор музея подчеркнул, что в случае закрытия организации, администрация «постарается сохранить здание», чтобы впоследствии использовать его «как некоторую площадку для деятельности демократических организаций». Кроме того, благодаря поддержке американского Фонда Сахарова, сохранение и существование архива Сахарова «гарантировано на несколько лет вперед». «Сохранение архивов — абсолютный приоритет как для российского, так для американского Фонда Сахарова», — подчеркнул Ю.Самодуров.

Музей академика Сахарова существует в нашей стране уже 11 лет. Не раз его руководители сталкивались с проблемами из-за своей общественно-политической позиции. Музей Сахарова является некоммерческим учреждением культуры и существует только на спонсорские средства — гранты и благотворительные пожертвования. Чаще всего они приходят из-за рубежа, а не от российских спонсоров. Его деятельность всегда была направлена на то, чтобы укрепить и защитить свободу, права, демократию, гуманизм в России. Сейчас в музее работает 4 постоянные экспозиции «Идеология и мифология СССР», «Политические репрессии в СССР», «Путь через ГУЛАГ», «Сопротивление несвободе», «Андрей Сахаров. Личность и судьба». Музей Сахарова – единственный в столице, в котором имеется выставка, посвященная тоталитарному прошлому нашей страны.

Выставки зачастую затрагивают злободневные и неоднозначные вопросы российского общества и культуры. Вскрывает ее темные стороны. Такой, например, стала одна из самых скандальных экспозиций музея под названием «Осторожно, религия!». Ее подготовили в январе 2003 года художники-концептуалисты. А печальную славу она прибрела после того, как буквально несколько дней спустя после открытие ее разгромила группа посетителей. Люди заявили, что она оскорбила их религиозные чувства. А в конце года было возбуждено уголовное дело, но не против погромщиков, а против художников и организаторов экспозиции – то есть руководства музея Сахарова. Их признали виновными в возбуждении религиозной ненависти. Второй раз дело по этой же статье возбуждалось уже в этом году после выставки «Запретное искусство – 2006». В эту экспозицию вошли произведения деятелей российского актуального искусства — Ильи Кабакова, группы «Синие носы», Вагрича Бахчаняна — , не разрешенные к показу в московских галереях и музеях в 2006 году. Юрий Самодуров, директор музея и культурного центра Сахарова, часто выступает вместе с российскими правозащитниками и активно реагирует на многие события общественно-политической жизни страны. За его подписью не раз отправлялись обращения в адрес властей и президента.

Последнее обращение директора музея Юрия Самодурова к власти касалось клирикализации общества – оно было подписано этим летом. Перед этим его протесты вызывало тенденциозное освещение дела ЮКОСа, в также политические расправы и шпионские обвинения в отношении ученых.

Григорий Ревзин о Музее и общественном центре им. А. Сахарова

Музей и общественный центр имени Андрея Дмитриевича Сахарова «Мир, прогресс и права человека» даже называется так, что в этом названии есть обезоруживающая своей искренностью беспомощность. Настолько очевидно, что можно было как-то половчей название придумать, что ясно — тут от всякой ловкости и придуманности сознательно отказываются. Примерно такая же и экспозиция музея.

Коллекции в прямом смысле у него нет — есть архив, но его не показывают. Музей состоит из стендов на одной стене, двух рядов стеллажей и одной сдвижной конструкции. На стендах коллажи из официальной жизни СССР, они заключены в большие стекла и выглядят очень хорошим оформлением школьного кабинета истории на тему «Этапы большого пути» — Ленин на трибуне, парады, физкультурники, ДнепроГЭС, война, космос, олимпиада. Напротив, на стеллаже — экспозиция «Репрессии в СССР» — красный террор, Соловки, раскулачивание, Беломорканал, ежовщина, военные репрессии, борьба с комполитизмом, ХХ съезд. Между рядами стеллажей — частная история. Слева — жизнь в ГУЛАГе, фотографии из личных дел, приговоры, справки о реабилитации, справки об освобождении, письма, ватники, орудия труда, посуда. Справа — история сопротивления в СССР, подпольные организации, церковь, диссидентское движение, «Хроника текущих событий», фотокопии «Архипелага ГУЛАГ», диссидентская кухня, искусство андерграунда, приемники для вражьих голосов и пластинки «Битлз». На сдвижной конструкции — биография Сахарова в картинках. Если сдвинуть — получается зал для заседаний и кинопросмотра.

Строго говоря, не музей, скорее зал для урока за все хорошее, против всего плохого. Но у него тем не менее есть образ. И этот образ, скажем так, соотносится с названием.

Евгений Асс, гуру современной архитектуры в Москве, сделал этот музей в 1996 году. Для того чтобы оценить его проект, нужно помнить, что первый магазин ИКЕА открылся в Москве только в 2000 году, потому что если это забыть, то можно понять все неправильно. Вот все, что принесла в нашу жизнь ИКЕА,— честность, доброжелательность, протестантскую скромность, открытость, демократичность, стертость, как бы некоторую безымянность дизайна и легкий привкус зарубежности,— все это Евгений Асс нашел еще за четыре года до того, как нам это привезли из Швеции. Даже стеллажи его выглядят, как остроумная комбинация из полок «Билли», «Ивар» и «Лайва», а в целом экспозиция, скромная и чистая, кажется вариацией на тему икейского зала «аккуратный дом», только в несколько более меланхолическом варианте.

И когда ходишь по этому залу, думаешь, что это невероятно странно. Все же все то, что связывается в голове с именем Андрея Сахарова, будь то термоядерная бомба или крах СССР, настолько грандиозно, что как-то это меньше всего ассоциируется с таким дизайном. Ну что угодно ожидаешь в этом музее увидеть, но никак не образ ИКЕА, гениально предсказанный Евгением Ассом за четыре года до того, как он появился в Москве (хотя, справедливости ради, скажу, что в Венгрии уже этим торговали). И все время задаешься вопросом: что же он имел в виду, как это могло получиться, какой смысл?

У ИКЕА главная идея в том, чтобы создать европейскую норму. Вот нормальная жизнь — честная, скромная, доброжелательная, удобная, без катаклизмов неумеренного артистического эффекта, богатства и нищеты. И человечная, когда кабинет — он не официальное место, а и для жизни тоже. И все так естественно, демократично, открытые полки, скрывать нечего. Без задней мысли. А здесь шкафы, а в них одни скелеты. Чудовищная мука двух поколений. Фотографии взрослых — вроде три на четыре, а они кричат громче картин Йозефа Бойса. Фотографии детей, погибших в голодомор,— ну просто Освенцим. Но так аккуратно все это уложено, в папочках, в рамочках. В архиве наведен порядок, и даже место для пластинки «Битлз» нашлось, в порядке сопротивления тоталитаризму. Должно же быть что-то хорошее?

Когда Евгений Асс делал этот музей, у него была концепция «архитектуры без архитектора». Идея заключалась в том, что здание или пространство не должно быть самовыражением архитектора, это не место для творческого жеста, а место для чужой жизни. И задача архитектора в том, чтобы понять эту жизнь, почувствовать ее логику и создать для нее разумное пространственное размещение и материальное воплощение. Так, чтобы было ощущение, что все сложилось само собой. Только тогда архитектура становится естественной. Не знаю, может быть, это у него была такая реакция на изобилие несколько неловких творческих жестов, которые тогда только начали производить русские архитекторы то по заказу, то в борьбе с Лужковым.

Фото: Григорий Ревзин, Коммерсантъ

Знаете, а это ведь мечта такая была у позднесоветской интеллигенции — жить не по лжи, а как в Европе. Не то чтобы роскошно, а вот так, открыто, без двоемыслия, и чтобы на высоких, чистых стеллажах стояли любимые книги, и полки под ними не проваливались, и чтобы был «аккуратный дом», и еще оставалось место где-то для фотографии, где-то для сухого букета, где-то для любимой пластинки. Ну, чтобы как на Западе. И тогда у нас все получится, у нас будет не то чтобы совсем счастье, но уж по крайней мере — покой и воля. Если соединить свободу прессы с экономическими реформами, то Россия, несомненно, станет нормальной европейской страной.

Ну, вот эту мечту Евгений Асс и воплотил. И тут вылез вопрос. Ну, хорошо, стеллажи, как в ИКЕА, построить можно. А что вы туда положите? Вы, внуки посаженных, расстрелянных и измученных, дети тех, кто прятал фотокопии «Архипелага Гулаг» в пакетах от порошка «Лотос», и ждал, что КГБ, конечно, придет, но в «Лотос» не полезет? Вы правда уверены, что у нас может быть эта чистая, демократичная, несколько простоватая в отсутствие двоемыслия Европа? А может, получится какая-то химера? У них тоже бывают скелеты в шкафу. Но вот так, что скелеты не лезут в шкафы и кричат от ужаса и боли,— это трудно представимо в Швеции.

Иногда люди недоумевают, почему именно музей Сахарова, в сущности, европейская институция, созданная по образцу западных культурных фондов, постоянно оказывается в центре тяжелых скандалов вроде процесса Самодурова—Ерофеева, столкновений измученных позиций, каждая из которых — с двойным дном, с подтекстом, еще более абсурдным и травмирующим, чем мука на поверхности. Ну, а что собственно может произрасти из такого места, кроме истерики? Когда само стремление к европейской норме уже оказывается родом шизофрении.

Нет, правда, что? В воспоминаниях об Андрее Сахарове, уже поздних, о Съезде народных депутатов, есть описания работы межрегиональной группы. Ничего особенного — какие-то правозащитники из провинции, кого-то посадили в сумасшедший дом, какие-то мелкие дрязги, причем люди рассказывают о своих бедах уже десять часов. Все уже потеряли нить разговора. Бесконечно усталый Андрей Дмитриевич сидит и все очень аккуратно записывает в тетрадку ручками разного цвета, даже, кажется, в разные тетрадочки, чтобы страдания были по порядку. И повторяет: «Это очень важно!» И записывает, и подчеркивает, и цветом выделяет. Как в «аккуратном доме» в ИКЕА. Чтобы создать в России нормальную жизнь, нужно сначала создать ее у себя в голове.

Как утверждают все люди, вспоминающие Сахарова, он был оптимистом.

Музей и общественный центр сахарова

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Коллекция «Творчество репрессированных художников»
Коллекция «Принудительный труд и быт ГУЛАГа»
Коллекция документов, связанных с политическими репрессиями (1920-60-е годы)
Коллекция Самиздата и Тамиздата
Видеоархив «Голоса Чернобыля»
«Выборы» — документы и агитационные материалы избирательных компаний 1990 — 2005 гг.
Коллекция советских газет, посвященных важным событиям в истории СССР (1919 -1989 гг.)

Виртуальные ресурсы:
см. выше сайт(ы) музея

информация от: 07.02.2019
данные заверены

Заметили неточность? Есть изменения или дополнения? Пишите нам .
Для полного обновления информации заполните форму и .

Архив / Культура
Музей и общественный центр им. А.Сахарова: 21 января 2003 года
Заявление для прессы участников и организаторов разгромленной погромщиками в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова выставки «Осторожно, религия!» Москва, 21 января 2003 г.

Выставочный зал Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова существует 3 года, за это время в нем было показано около 20 проектов и выставок социальной направленности. В нашем Музее и центре не было, нет и никогда не будет запретных тем для дискуссий, акций и выставок, за исключением тех, которые намеренно оскорбляют человеческое достоинство и разжигают межнациональную и религиозную рознь.

14 января в Музее и общественном центре имени Андрея Сахарова открылась выставка актуального искусства «Осторожно, религия!», на которой были представлены работы 39 художников и двух художественных групп.

18 января в выставочном зале Музея был совершен акт вандализма: 6 человек разбили, изломали, замазали краской почти все работы и оставили на стенах зала надписи: «Вы — бесы», «Кощунство», «Вы ненавидите православие. Вы прокляты»», «Гады», «Мрази». Смотрителю зала удалось вызвать милицию и все участвовавшие в разгроме лица были задержаны.

19 января на собрании в Музее художники и сотрудники Музея и центра имени Андрея Сахарова обсудили происшедшее событие и считают необходимым через СМИ заявить, что они едины в следующем:

  1. Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова и все участники выставки «Осторожно, религия!» считают абсурдом обвинения нас в желании оскорбить чувства верующих. Эти обвинения были написаны погромщиками на стенах зала и высказаны митрополитом Кириллом на пресс-конференции 20 января. Погромщиков и заказчиков погрома (если последние существуют и будут найдены), чтобы они о себе не говорили, нельзя считать «православными христианами» — они хулиганы. Независимо от того, как сами погромщики оценивают и понимают представленные на выставке работы — разрушение и порча показанных на выставке произведений безусловно является актом вандализма.
  2. Замысел Музея и участников выставки «Осторожно, религия!» состоял в том, чтобы средствами современного искусства привлечь внимание к двойственной роли религии и религиозных организаций в современном мире, в том числе в России. Слово «осторожно» в названии выставки выражает два аспекта ее замысла. Первый аспект заключается в том, что уважение прав верующих на участие в деятельности религиозных институтов, так же как и уважение прав людей на любые добросовестные убеждения должно быть непременной частью менталитета свободных граждан, живущих в свободном обществе. Второй аспект заключается в утверждении, что религиозный фанатизм, нетерпимость к инаковерующим и атеистам, извлечение материальной выгоды недостойными для религиозных организаций средствами, сращение религии с государством, превращение идеологии в религию и наоборот — неприемлемо и опасно.
  3. Музей и участники выставки надеются, что после завершения следствия над погромщиками состоится суд. Полагаем, что лишать этих людей свободы не нужно. Надеемся, что суд обяжет погромщиков выплатить компенсацию за нанесенный ими Музею и художникам материальный ущерб. И Музей, и художники считают, что важны не карательные сакнкции, а сам факт судебного признания недопустимости таких действий, которые были совершены погромщиками, как бы они их не объясняли.

Подписали: директор Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова, Юрий Самодуров, руководитель выставочной группы музея Людмила Василовская, художники:

Анна Альчук, Константин Батынков, Герман Виноградов, Ваграм Галстян, Омар Годинес, Александр Дорохов, Наринэ Золян, Алиса Зражевская, Арутюн Зулумян, Аида Зулумян-Бабаджанова, Магомед Кажлаев, Вадим Кругликов, Владислав Мамышев-Монро, Александра Митлянская, Марина Обухова, Валерий Орлов, Мария Пожарицкая, Вера Сажина, Оксана Саркисян, Валерий Шечкин.

По вопросу дальнейшей судьбы выставки «Осторожно, религия!» мнения участвовавших в обсуждении художников и сотрудников музея не совпадают.

Художники считают, что работу разгромленной выставки следует продолжать и нужно открыть ее для посетителей в том виде, в котором она существует после разгрома, чтобы дать возможность посетителям и СМИ увидеть, как выглядит «вандализм в действии» и продолжить дискуссию по поводу смысла представленных на ней работ, дополнив экспозицию плакатом с объяснением того, что произошло, и «прямыми» авторскими пояснениями идеи каждой работы.

Директор и сотрудники Музея и центра имени Андрея Сахарова после продолжительного обсуждения пришли к выводу о нецелесообразности продолжения показа выставки в разгромленном состоянии, поскольку большинство работ сильно повреждено. Их показ ориентирует интерес зрителей и СМИ на факт разгрома выставки, а не на то, чтобы понять смысл каждой работы. И для Музея, и для художников вид разгромленный выставки прежде всего неприятен. Нам не хочется, чтобы это зрелище было центром публичного внимания и предметом злорадства. Поэтому по решению директора Музея выставка прекращает свою работу и будет демонтирована после осмотра ее участниками сегодняшней пресс-конференции в Музее.

Подписали: Ю. Самодуров, Л. Василовская, И. Щекотова, А. Михайлова

Особое мнение директора Музея и центра имени Андрея Сахарова.

Как директор и на основе своего опыта работы я думаю, что независимо от намерений участников выставки неискушенными в искусстве или воспитанными на классическом наследии людьми она может быть понята и превратно — как кощунственная или издевательская по отношению к религии. Толкование смысла представленных на выставке объектов актуального искусства часто строится «от противного», а не «прямым» прочтением образа, о чем посетители выставки «Осторожно, религия!» могут не знать или не уметь делать. Наверное, это как раз тот случай, когда Музей многозначностью названия и острой проблемой выставки дал повод тем, кто не видел или не понял выставку, думать, что мы издеваемся над религией и чувствами верующих. В будущем Музей будет предварять выставки, которые могут вызвать острую реакцию посетителей следующим объявлением: «Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова приносит извинения посетителям, чьи добросовестные убеждения и глубокие чувства задеты темой выставки и представленными на ней работами. Мы считаем эту тему важной и не хотели Вас оскорбить».

Позиция Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова

Музей и общественный центр имени Андрея Сахарова не перестанет быть открытой площадкой для свободного обсуждения любых значимых и острых проблем, в том числе свободного обсуждения проблем существования и деятельности религиозных институтов в нашем обществе и местом проведения акций, коференций выставок, посвященных этим проблемам. Музей считает себя не вправе отказаться от этой миссии, даже несмотря на определенные издержки, с которыми при этом встречается.

Сергей Ковалев, заместитель председателя Фонда Андрея Сахарова, член Совета Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова

Юрий Самодуров, исполнительный директор Фонда Андрея Сахарова, директор музея и общественного центра «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова.

Смотрите так же:  Коломна музей кремль