Проект мини музеи в детском саду

Проект: «Мини-музей в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников»
проект (старшая группа) на тему

Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива, по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через пректную деятельность организацию мини-музея.

Вложение Размер
mini-muzey_proekt.docx 883.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида №27 г.Ейска

Автор : Манака Л.Н.

Воспитатель старшей группы.

Проект: «Мини-музей в детском саду,

как форма партнерского взаимодействия

с семьями воспитанников»

Участники проекта : дети , родители, воспитатели: Манака Л.Н., Торкай А.Н..

Актуальность: Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных путей взаимодействия. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается одна из главных задач педагогического коллектива , по работе с родителями, создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие в личности дошкольника, повысить компетентность родителей в области воспитания через проектную деятельность организацию мини-музея.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини» в этом случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Средства музейной педагогики помогают заинтересовать и привлечь к партнерскому сотрудничеству семьи дошкольников, с целью развить у ребенка уважение к обществу, традициям семьи, родного края, Отечества, то есть неразрывной цепочки общечеловеческих духовно-нравственных ценностей.

Постановка проблемы: Создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания является главной проблемой взаимодействия детского сада с семьей.

Исходя из опыта, возникла необходимость создания системы работы по проблеме сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников через реализацию проекта «Мини-музеи в детском саду, как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников».

Цель проекта: Создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности. Для реализации цели проекта я наметила задачи, представленные на экране.

— расширять представления и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

— гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя технологию сотрудничества детей и взрослых;

— обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

Укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации мини-проектов.

Этапы осуществления проекта:

1. Подготовительный этап:

· встреча с родителями в «семейной гостиной»;

· разработка анкет и проведение анкетирования;

· составление плана-проекта «Мини-музея»;

На первом подготовительном этапе я организовала встречу с родителями «В семейной гостиной», где мы вместе определили тему и название экспозиции мини-музея «Мой папа и дедушка — защитники Отечества», разработали его модель, выбрали место для размещения, определили темы выставок в музее.

Родителям была отведена первоначальная задача при создании мини-музея: помочь подобрать необходимые экспонаты. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини-музея, для них, так же как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции во время родительского собрания, внося свои советы и пожелания по продолжению работы мини-музея. Наиболее важным и значимым в «музейном деле» для родителей оказался интерес детей к данной форме работы. Дети в непринужденной, свободной обстановке значительно расширили свой кругозор (узнали где служил папа, где воевал дедушка, научились распознавать рода войск), узнали много интересного и познавательного и поделились своими знаниями с родителями; у детей появился интерес к музеям.

Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, я опиралась на следующие принципы:

— партнерство родителей и педагогов;

— единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;

— помощь, уважение и доверие со стороны родителей.

В ходе работы над созданием музея и в процессе «музейной жизни» родителям и детям были предложены следующие формы совместной деятельности:

— подбор необходимых экспонатов для музея;

— изготовление поделок из разных материалов;

Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей , цель которого определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в ДОУ. Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что родительская общественность является важным звеном, способствующим усиленной социализации ребенка. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности создание мини-музея.

2. Реализация проекта:

· оформление и открытие «Мини-музея» в группе;

· индивидуальная работа с родителями;

· проведение экскурсий, занятий, развлечений, досугов;

· организация тематической выставки;

· проведение познавательных бесед

· совместная деятельность по схеме: педагог – ребенок; ребенок – родитель; родитель – педагог.

Приступая к реализации основного этапа создание мини-музея «Мой папа и дедушка защитники Отечества» я понимала, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива.

В процессе работы родители постепенно становились активными участниками создания мини-музея в группе. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.

Экспонаты в мини-музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. В мини-музей принималось все, что было связано с праздником 23 февраля (календари, книги, открытки, рисунки, игрушки , фотографии пап и дедушек).

С помощью родителей произвела подбор художественной литературы в соответствии с возрастом детей. Родители обшили кукол по теме «Защитники Отечества». Я провела с детьми беседы на темы «Почему Армия Родная?», «Летят самолеты», провела развлечение «Мы будущие Защитники Отечества», «Дружба крепкая, не сломается», организовала тематическую выставку на тему «Красивые военные». С родителями провела консультации, беседы о значении музея. 23 февраля организовала торжественное открытие музея, с разрезанием ленточки.

Мною разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музея: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность , продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музее, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории своей семьи, родного села, края, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи.

В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям: о том какие посылки отправляли на фронт или о трудностях санитарок на передовой. Дети по желанию сами становились экскурсоводами.

Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он тесно связан с системой занятий, экскурсий, досугов, а также с самостоятельной деятельностью детей. Он явился результатом сотрудничества взрослых (воспитателей и родителей) и детей. Через музей дети познают окружающий мир , приобщаются к национальной культуре, общечеловеческим ценностям. В музее созданы условия для всестороннего развития ребенка , способствующие его успешной социализации. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей работами, изготовленными своими руками. На занятиях и экскурсиях, проводимых в музее, учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста, создаются условия для раскрытия личностного потенциала каждого ребенка.

В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в нашем мини-музее не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Я придаю особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, а именно – демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными в процессе совместной деятельности и свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама , бабушка и дедушка. Наш мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Совместное участие в творческих мероприятиях помогло объединить семьи и наполнить их досуг новым содержанием. Стало традицией проводить праздники , семейные посиделки, на которые собираются не только мамы и папы, но с удовольствием приходят бабушки и дедушки.

Используя разнообразные формы работы, вовлекла родителей в совместные с детьми творческие виды деятельности , помогла установить партнерские взаимоотношения , поощряющие активность и самостоятельность детей. В процессе организации детско-родительского взаимодействия у родителей появилась уверенность в ребенке, радость и удовлетворение от общения со своими детьми, повысилась педагогическая компетентность в вопросах эстетического воспитания и творческого развития дошкольников посредством музейной коммуникации.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

В процессе реализации данного проекта мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды ДОУ.

3. Заключительный этап:

· совместный досуг («Есть такая профессия… »);

· обобщение фотоматериалов в альбомы;

Предварительный анализ проектной деятельности в форме организации мини-музея в ДОУ показал необходимость продолжать работу в данном направлении, используя формы эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.

Перспектива развития «Мини-музея».

1. Сотрудничество с родителями:

· создание экспозиции «Мини-музея: ;

· создание экспозиции «Родословное древо моей семьи»;

· продуктивное творческое взаимодействие.

2. Взаимодействие с детьми:

· формирование у детей ценностного отношения к истории, проявление интереса к музеям и выставкам;

· развитие познавательных способностей детей;

3. Совершенствование воспитателей:

· повышение профессиональной компетентности воспитателя;

· укрепление отношений в рамках «Детский сад – дети – семья» путем совместной деятельности в реализации мини-проектов.

Поэтому в свете новых педагогических задач наш мини-музей будет развиваться и дальше с привлечением родителей к совместным мероприятиям, проводимых в рамках действия мини-музея. В последующем я планирую дополнять музей экспонатами при помощи родителей и создавать новые направления, такие как мини-музуй часов, родословное древо моей семьи. Несомненно, мини-музеи создавался в основном для детей и ради детей, но создав экспозицию «Мой папа и дедушка защитники отечества», я обратила внимание, что музей посещают в основном мальчики . Поэтому в будущем экспозиции будут созданы с учетом гендерного подхода.

Реализация проекта и ожидаемые результаты помогут нам выстроить подлинные партнерские отношения, с разделением зон ответственности, с пониманием родителями того, что дошкольные учреждения созданы в помощь семье.

Октябрина Яковлева
Проект «Мини-музей в детском саду»

Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.

Актуальность. В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечивать… воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [2, 5].

Анализ педагогической литературы позволил нам утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Механизмом сбережения и трансляции достижений культуры является музей, привлекательность которого определяется тем, что он хранит и предъявляет человеку материализованные результаты его творческого потенциала, подчеркивая важность системы связей человека с миром в их богатстве, разнообразии и противоречивости.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому мы решили использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе нашего детского сада.

Перспективность и научное обоснование: Продолжение поисково-краеведческой работы по образовательной программе «Наследие» в рамках проекта Хатасской СОШ «Музей – лаборатория как дополнительное образовательное пространство саморазвития личности развития школьника в условиях многопрофильной адаптивной сельской школы» с 2009-2010 учебного года.

Новизна и практическая значимость: В современных условиях общей гуманизации образования и личностно-ориентированной педагогики особая роль в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения отводится искусству, духовное и в нем заложены подлинные развитие общечеловеческие, личности будет национальные и художественные ценности.

Условия возникновения, становление опыта педагога: Культура народов Республики Саха (Якутия) представляла и представляет значительный интерес.

Динамика становления и развития системы работы педагога:

Конечный результат педагогической деятельности в параметрах за последние 3 года: Освоение дошкольниками элементов по нравственно-патриотическому воспитанию происходит наиболее успешно в деятельности.

Связь с современными психолого-педагогическими технологиями: положительный опыт внедрения материала по нравственно-патриотическому воспитанию в учебно-воспитательный процесс школы и дошкольных образовательных учреждений.

Сущность опыта, его технология: Научный материал по традиционной духовной и материальной культуре РС (Я, который собрали и обобщили, в связи со значимостью может быть использован в образовательном процессе детских садов и школ. В соответствии с законом Республики Саха (Якутия) «Об образовании», система образования должна обеспечить связь с национальными и региональными культурными традициями, а для этого необходимо введения проекта «Мини-музеи в детском саду».

Глава 1. Организация мини-музея в условиях дошкольного образовательного учреждения

1.1. Особенности мини-музеев в ДОУ

Дошкольное детство – удивительный и неповторимый период в жизни каждого ребенка. И все зависит от взрослых и условий, которые окружают маленького человека. Попадая в детский сад, ребенок погружается в атмосферу добра, теплоты, понимания и заботы. Здесь есть все необходимое для полноценного и гармоничного развития личности – светлые групповые комнаты, где дошкольники вместе с воспитателем учатся читать, считать, рисовать, лепить и конструировать, познавать окружающий мир, любить Родину, но самое главное — учиться взаимодействовать друг с другом, уступать, договариваться и дружить.

Основная деятельность детского сада направлена на наиболее полное раскрытие способностей ребенка, развитие свободной личности. Основной принцип — создание единого образовательного пространства, где все предметы интерьера дошкольного учреждения несут информационную, образовательную направленность, яркие, привлекательные для детей образы, постоянно обновляются и изменяются.

В каждой группе созданы мини музеи – «матрешки», «Глиняные игрушки», «Куклы в национальный костюмах», «Хохломы», «Берестяная утварь», «Посуды». Дети знакомятся с видами, жанрами искусства, приобщаются к музейной среде, у дошкольников воспитывается бережной отношение к памятнику, развивается творческий потенциал, формируется навыки общения, развивается визуальная грамотность, навыки детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного.

Для педагогов важно создать безопасную, эмоционально комфортную атмосферу любви и взаимного доверия для более полного раскрытия и проявления заложенных в ребенке способностей и талантов. Именно такая среда захватывает ребенка, полностью овладевает им, подталкивает к действию, желанию творить, развивает любознательность и побуждает к поисковой деятельности. Попадая в обстановку знакомых взрослых, которые живут своей работой и делают все для того, чтобы детям было интересно и комфортно, дети чувствуют себя защищенным, желанными.

Слово «музей» происходит от греческого слова museion и латинского museum — храм муз, место, посвященное наукам и искусствам. Музей- учреждение, которое занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность. [6, 24].

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини —» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей [11, 45].

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т. п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской психики.

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Так, например, музей книги может появиться в подготовительной группе, а для малышей создается мини-музей игрушек-забав.

Мини-музеи должны постоянно пополняются новыми экспонатами. Здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.

Работу по созданию мини-музея можно разделить на три этапа:

1. Подготовительный этап

В начале работы коллектив группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяют тему и название мини-музея, разрабатывают его модель, выбирают место для размещения.

2. Практический этап.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создают мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе играют родители, которые приносят экспонаты, помогают в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становятся экскурсоводами.

3. Подведение итогов.

Тематика мини-музев может быть различной:

«Чудо-дерево» — знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;

«Город мастеров» — знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;

«Лучший друг» — экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок, о роли собак в жизни человека;

Мини-музей книги — знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» — здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

«Мой родное село» — знакомство с историей села Хатассы, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о селе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша Республика Саха (Якутия)» — знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей республики, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом якутян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

«Театральные куклы на пальчиках» — приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей, сочинение сценариев, сказок;

«Мини-музей театрального костюма» — как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей республики растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, перья;

«Воинской доблести и славы»

Исключительно важное место в работе мини-музея должны занимать экскурсии (занятия-экскурсии). И это вполне закономерно, так как музейная экспозиция и экскурсионный метод взаимосвязаны. Большое внимание надо уделять подготовке юных экскурсоводов из старших дошкольных групп. Они привлекаются к проведению экскурсий по музею для родителей и детей младшего дошкольного возраста.

1.2. Методические формы экскурсионной работы с детьми

Экскурсионная работа с детьми решает следующие основные задачи:

1. выявление творческих способностей детей;

2. расширение представлений о содержании музейной культуры;

3. развитие начальных навыков восприятия музейного языка;

4. создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные:

1. проведение обзорных и тематических экскурсий,

2. проведение познавательных бесед и мероприятий,

3. организация выставок.

Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях.

Методические принципы экскурсионной работы четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность обучения, психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка.

В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея, его огромные возможности для приобщения к миру музейных ценностей [11, С. 62].

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты.

Мини-музей в детском саду «Русская изба» Фотоотчет о создании в МБДОУ «Соколовский детский сад «Сказка» мини-музея «Русская изба». В нашем дошкольном учреждении реализуется вариативная.

Мини-музей «Казачья горница» в детском саду В нашем детском саду функционирует мини-музей «Казачья горница». Музей для дошкольников является средством формирований целостной личности,.

Проект «Мини-музей «Медвежонок» Воспитатель: Попкова К. Д. Мини-музей для второй младшей группы. Что такое «Мини- музей» Конечно, в условиях детского сада невозможно создать.

«Народные умельцы». Мини-музей в детском саду Цель: Совершенствование патриотического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с русским искусством – народными промыслами.

Мини-музей «Русская изба» в детском саду Мы живём в России – стране, богатой своей историей и культурой. Чтобы считать себя частью этого богатейшего наследия, необходимо прочувствовать.

Проект «Мини-музеи в детском саду» В МБДОУ «Детский сад № 176 «Золотой петушок» города Чебоксары активно ведется работа над проектом «Мини-музеи в детском саду». Назначение.

Мини-проект «День самоуправления» в детском саду Опыт проведения «Дня самоуправления», как инновационной формы работы с родителями. Воспитатель МДОУ № 15 Караваева С. В. 27.09.2019 год.

Проект «Исторические и краеведческие мини-музеи в детском саду «По талантливым тропинкам» Рекомендации по организации мини-музея в ДОУ Организация размещения музея 1. Если вы вынуждены ограничиваться небольшим помещением для создания.

Проект «Мини-музей в детском саду»

Людмила Прошкина
Проект «Мини-музей в детском саду»

Проект «Мини-музей в детском саду»

Разработала Прошкина Людмила Викторовна заместитель заведующего по воспитательной работе

Целевая установка реализации проекта «Мини-музей в детском саду»: Создание условий для развития личности ребенка, путем включения ее в многообразную деятельность мини-музея.

Данная цель позволит решить следующие задачи:

• формировать самосознание дошкольников, становление их активной жизненной позиции, умение активно адаптироваться в окружающем мире;

• развивать творческое, логическое и креативное мышление детей, речь, словарный запас дошкольников;

• развивать познавательные способности и познавательную деятельность детей, расширять кругозор дошкольников;

• формировать проектно-исследовательские умения и навыки;

• формировать детско-взрослую совместную деятельность на материалах музейной практики;

• обогащать предметно-развивающую среду ДОУ.

В рамках модернизации образования акцент делается на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка. Целью такого взаимодействия является обеспечение ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования, радости от собственных открытий, формирования начала личности, развития его индивидуальности.

Современная жизнь подчинена очень быстрому темпу, человек должен очень быстро ко всему адаптироваться. Особенно тяжело приходится ребенку дошкольного возраста, когда у него нет еще большого социального опыта. Такой темп жизни накладывает отпечаток на его психическое развитие и все его познавательные процессы.

В связи с этим актуальной задачей становится поиск новых моделей и форм организации всей деятельности детей в условиях воспитания и обучения в дошкольном учреждении. Обучение ребенка — дошкольника, в первую очередь, должно опираться на эмоциональную, чувственную сторону его личности, что связано с особенностями детской психологии.

Музейная педагогика, возникшая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства создает условия для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы.

Музейная педагогика интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника, его успешной социализации в детском, далее, взрослом обществе. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Участники проекта: педагоги, родители воспитанников, дети.

Сроки проведения проекта: (долгосрочный)

Краткое описание содержания материала:

Этапы проекта «Мини-музей в детском саду»

В процессе создания мини-музеев сотрудникам детского сада пришлось попробовать себя в роли дизайнеров, художников и роли музееведов. Всю работу можно разделить на три этапа.

В начале учебного года педагогический коллектив одобрил предложение методической службы ДОУ о разработке проекта «Мини-музей в детском саду» и проведение конкурса «Лучший мини-музей». Коллектив каждой группы: дети, воспитатели и родители должны были определить тему и название мини-музея, разработать его модель, выбрать место для размещения.

Методическая служба разработала критерии конкурса на «Лучший мини-музей», которые были обсуждены с педагогическим коллективом ДОУ.

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

Мини-музеи получились разными по оформлению и по содержанию.

Создавая мини-музеи, мы не забывали о том, что, конечно же, ведущей деятельностью дошкольников есть и остается игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности ребенку предоставляется возможность поиграть в, творческие. дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции.

Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми включали: практические опыты, разработку и изготовление коллективных и индивидуальных работ-экспонатов, выставки, совместные мероприятия с городским музеем.

Каждый мини-музей является частью определенного проекта. Например, создание мини-музея «70 лет Победы» в старшей группе было частью познавательно-исследовательского проекта по нравственно-патриотическому воспитанию «Мой герой». Здесь была проведена большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, большая исследовательская работа по поиску данных о своих родственниках – участниках ВОВ. Были организованы экскурсии в музей, поездка по памятным местам, а также воспитанники группы вместе со своими родителями приняли участие в параде Победы, в колонне «Бессмертный полк» они прошли с портретами своих героических родных. Заинтересованность детей и родителей не уменьшается, созданный мини-музей продолжает пополняться новыми экспонатами.

Мини-музеи получились разными по оформлению по содержанию, и по тематике:

«Буренушка», «Лошадки», «Птицы нашего края», «Деревянная игрушка», «Удивительная ракушка», «Цветы России» и другие.

Определение места размещения мини-музея.

Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, спальных комнат. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений.

А какой эстетический потенциал содержит в себе деятельность по оформлению мини-музея в групповой комнате! Это и выбор места расположения, расстановка предметов экспозиции, внесение дополнений, включение интересов детей в процесс создания интерьера выставки. Все зависит от творческого потенциала педагога, его умения вовлечь детей и родителей в процесс поиска и собора предметов для мини-музея.

Проведение конкурса на «Лучший мини-музей». Оценивались оформление, содержание и оригинальность тематики и экспонатов. Была разработана карта членов жюри, напечатана и роздана каждому члену комиссии. В состав жюри входили администрация детского сада и родители. По результатам подсчетов были определены победители конкурса «Лучший мини-музей», которые были награждены грамотами на педагогическом совете.

Создание мини-музеев в ДОУ дает возможность:

— осуществлять нетрадиционный подход в образовании, основанный на интересе детей к исследовательской, поисковой деятельности; сочетать эмоциональные и интеллектуальные способы воздействия на детей;

— раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала;

— попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

— формировать самосознание, становление активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире.

У дошкольника зарождается интерес, и это находит свое отражение в его мыслях, предполагаемых действиях, что положительно влияет на его эмоциональную психологическую сферу. Все, что интересно ребенку, приобретает для него ценность. В итоге у ребенка повышается мотивация к обучению, уровень и качество приобретаемых знаний и умений.

1. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М: Линка-Пресс, 2008

2. Чубукина Р. «Музей одного образа», Дошкольное воспитание. — 2007. — № 8.

3. Виниченко В. «Ребенок в пространстве музея», Дошкольное воспитание. -2003. – № 5.

4. Евстропова С. И. «Музей воздуха», Ребенок в детском саду. -2011. -№ 2

5. Евтушенко С. Г. «Музейная педагогика как средство художественно-эстетического воспитания дошкольников», Справочник старшего воспитателя. – 2013. — № 2.

6. Байдина Е. А. «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания», Справочник старшего воспитателя. – 2013. — № 3.

Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников «Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников» Мини-музей Домашнего животного расширяет представления.

«Мини-музей в нашем детском саду» из опыта работы. Из опыта работы «Мини – музей в нашем детском саду» Воспитатель Муниципального бюджетного детского сада №36 Тарасенко Наталья Анатольевна.

Мини-музей в детском саду Посещение музея — это занятие не только интересное, но и полезное. Только не у всех есть возможность посетить музей. В преддверии новогодних.

Мини-музей в детском саду Создание мини-музея в детском саду Я хочу поделиться опытом организации в детском саду музея народного быта, и, главное, опытом создания.

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.

Мини-музей «Салават Юлаев» в детском саду Все, что совершается в стране. через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А. С. Макаренко. Детство — это то, что дается каждому.

Мини — музей в детском саду. «Салават Юлаев» Все, что совершается в стране. через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» А. С. Макаренко. Детство — это то, что дается каждому.

Проект мини-музей 1 Проект мини-музея значков в детском саду. Воспитатель: Мордосевич Е. А. 2 Пояснительная записка Одно из приоритетных направлений деятельности.

Проект «Мини — музей варежки» Проект «Мини – музей варежки» Вид проекта: краткосрочный, познавательно – творческий. Продолжительность проекта: 2 недели. Участники проекта:.

Проект «У порога школы». Литературный мини-музей в детском саду как средство развития интереса к чтению Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая среда в группе детского сада должна способствовать развитию личности, мотивации и способностей.

Дизайн — проект Мини-музей в детском саду «Чудо ложки!»

от проекта «Инфоурок»

г. Семенов, ул. Ворошилова, д.73

«Ах, какие расписные ложки умеют делать в нашем крае – в городе Семенове, в Семеновском районе Нижегородской области! Знамениты они на весь мир!

А ведь было время, когда еще не знали о ложках, да и сам город Семенов еще не родился…

Далекие это были времена. Как суметь рассказать о них?»

…и было принято решение создать исторический музей «Чудо – ложки», где бы ребята – дошколята узнали всё о ложке: её историю, виды ложек, сказки, стихи и поговорки и конечно же всё про нашу — Хохломскую ложку.

«Музей – научное и научно-просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества»

Большой энциклопедический словарь

ПЛАН И ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

АСПЕКТЫ МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………….…. 10

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ В МИНИ-МУЗЕЕ………………. 16

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ МИНИ-МУЗЕЯ

ЗНАЧЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНИ-МУЗЕЯ

Наш детский сад — комбинированного вида № 11 «Колосок» в течение нескольких лет разрабатывает и внедряет различные образовательные технологии. В своей работе я успешно использую метод проектов. Один из моих проектов — «Мини-музеи в детском саду».

Почему я создала мини-музеи . В нашем городе Семенове есть два музея. Однако часто ли наши дети бывают в них? Я провела анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, нет свободного времени. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.

Как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет. Поэтому для начала я решила создать собственный мини-музей.

Что такое мини-музей. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому я и назвала «мини-музей». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Размещение мини-музея. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев использовались различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Одно из требований, предъявляемых к расположению музеев, было следующим: каждый из них обязательно должен вписываться в интерьер помещений. Экспонаты располагались на полках, стеллажах, приобретенных или изготовленных родителями, прикреплялись к стенам, стояли на полу.

Возраст детей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно отражали специфику возраста детей данной группы.

Ключевой тенденцией современной педагогической науки, актуальной и для дошкольных образовательных учреждений, является необходимость передачи большого количества информации, что не представляется возможным сделать в рамках традиционных образовательных практик. Мини-музей в ДОУ — новая, отлично зарекомендовавшая себя форма взаимодействия дошкольников и взрослых, возникшая на стыке педагогики, психологии, искусствознания и музееведения, которая:

  • позволяет включить детей в многообразную деятельность, охватывающую интеллектуальную, эмоциональную, поисковую составляющие;
  • способствует совершенствованию предметно-пространственной среды групп;
  • помогает привить воспитанникам чувство радости открытий, исследовательский интерес, веру в собственные силы;
  • открывает возможности для ведения самостоятельной исследовательской работы.
  • Мини-музей в ДОУ: концептуальная основа и возможности использования

    Создание особого образовательного пространства в ДОУ — мини-музея — в последние годы стало распространенной педагогической практикой, позволяющей интегрировано решать задачи духовного, патриотического, нравственного и эстетического воспитания. Обогащение предметно-пространственной среды экспозиции, компоненты которой подобраны с учетом возрастных и индивидуальных интересов воспитанников, позволяет воспитателю более эффективно развивать коммуникативно-речевые, познавательные и творческие компетенции малышей дошкольного возраста, способствуя их успешной социализации.

    Тематические мини-музеи в группах ДОУ объединяют следующие черты:

  • Малое пространство. Для создания музейной коллекции с приставкой «мини» достаточно части группового помещения, раздевалки, спальни, коридора, куда имеют доступ и дети, и взрослые.
  • Открытость. Мини-музей создается для дошкольников, а потому должен быть открыт для них постоянно.
  • Отсутствие строгих рамок. Музейная педагогика не предусматривает введение строгих ограничений — воспитатель формирует необычное образовательное пространство, обеспечивая максимальный уровень его доступности.
  • Многофункциональность. Экспозиция может быть как частью какого-то развивающего проекта, так и самодостаточной учебной составляющей предметно-пространственной среды.
  • Главная функция мини-музея в группах ДОУ — просветительская, более того — взаимодействие в рамках столь необычного развивающего пространства позволяет воспитанникам развивать универсальные компетенции, что является одной из приоритетных задач современной педагогической науки. В отличие от традиционных экспозиций, мини-музеи не ограничены строгими рамками, поэтому в них могут быть собраны любые предметы, интересные детям. В мини-музее на первый план выдвигаются не материальные или символические ценности, а условия для свободного экспериментирования и творчества малышей.

    СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

    Рекомендации экспертов по проектированию мини-музеев в детских садах читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:

    (с пошаговым планом реализации)

    Целями и задачами создания музейной коллекции в детском саду должны стать:

  • Реализация направления «Музейная педагогика», формирование у детей дошкольного возраста представлений о музейной культуре.
  • Обогащение предметно-развивающей среды и воспитательно-образовательного пространства ДОУ.
  • Расширение познаний дошкольников об окружающем мире, его самобытности и многообразии.
  • Формирование у воспитанников познавательных способностей, исследовательских умений, навыков классификации предметов и составления коллекций.
  • Создание предпосылок для экспериментально-поисковой, творческой деятельности.
  • Воспитание у детей активной жизненной позиции.
  • Еще одна немаловажная составляющая мини-музея в ДОУ — интерактивное игровое пространство, где дошкольникам разрешено выполнять различные действия, активно взаимодействуя с экспонатами, что способствует сохранению высокого уровня детской заинтересованности. Взрослым важно помнить, что период дошкольного детства тесно связан с практикой коллекционирования: малыши обожают собирать различные предметы, которые по тем или иным причинам отличаются от большинства (камешки необычной формы, фантики, машинки, игрушечные фигурки, машинки), поэтому сама концепция мини-музея, в основе которого неизменно лежит какая-либо коллекция, является близкой детям. Но в повседневной жизни дошкольники редко создают коллекции, чтобы держать их под стеклом — напротив, они активно взаимодействуют с «экспонатами», выделяя среди них более и менее ценные, включая в десятки игровых сценариев, используя для налаживания социальных связей. Если тот или иной предмет находится перед глазами, но делать с ним ничего не разрешается, то даже при наличии сильного интереса он станет лишь символом, сольется с окружающим фоном и будет вытеснен из зоны активного восприятия. Именно поэтому музейная коллекция, создаваемая в групповом пространстве, должна быть открытой для взаимодействия — в противном случае сама ценность идеи проектирования особого образовательного пространства и усилия, приложенные к его созданию, нивелируются и не принесут ожидаемого педагогического результата.

    Значимым моментом является и тот факт, что разработка музейных коллекций в детском саду может быть возложена не только на воспитателей, но и дошкольников и членов их семей. Именно малыши с мамами и папами, бабушками и дедушками подбирают многие экспонаты, выполняют различные оформительские работы, принимают участие в презентации мини-музея в ДОУ, которая может быть выполнена на групповом или общем детсадовском уровне. Нелегкая задача стоит и перед воспитателем, который должен взять на себя роль координатора, историка, музееведа, дизайнера и художника-оформителя.

    Подводя итог информации, представленной выше, целесообразно выделить правила музейной педагогики, которых следует придерживаться при создании мини-музея в детском саду. Среди них наиболее значимыми являются принципы:

  • Интеграции. Музейная коллекция в ДОУ создается с учетом образовательной программы, а потому она должна способствовать реализации отдельных ее разделов и предусматривать возможность объединения различных видов деятельности — познавательной, поисковой, творческой, созидательной.
  • Интерактивности. Качественный проект мини-музея в ДОУ должен предусматривать возможность активного использования воспитанниками элементов коллекции — от рассматривания и использования в игровой деятельности вплоть до домашнего изучения после согласования факта временного изымания предмета из группового музея. В границах экспозиции должен быть обязательно выделен уголок, где дошкольники могут осуществлять деятельность по теме: создавать поделки, тренироваться в оформительстве, лепить или рисовать.
  • Научности. Несмотря на необходимость учитывать возрастные особенности дошкольников в вопросах восприятия материала, нельзя допустить, чтобы в мини-музее были экспонаты, недостоверно отражающие содержание темы, природных или производственных процессов, а также характеризовались исторической несостоятельностью.
  • Гуманизации. Важно, чтобы мини-музей способствовал всестороннему развитию детей дошкольного возраста, обеспечивал их приобщение к различным сферам жизни, в частности искусства и культуры, способствовал активизации творческого потенциала и личной инициативы.
  • Вариативности и динамичности. Ключевой особенностью возрастного развития в период дошкольного детства является неспособность к длительной концентрации внимания, что обусловливает необходимость периодически менять тематику музейной коллекции, отдельные экспонаты. Чтобы сохранить высокий уровень заинтересованности детей после создания мини-музея в ДОУ, воспитателю следует периодически включать в коллекцию «секреты» — специальные задания, за выполнение которых полагается символическая награда, интересные элементы, квесты.
  • Разнообразия. Независимо от выбранной темы, составляющие музейной коллекции должны отличаться по размеру, форме, содержание, отражать различные составляющие вопроса и представлять природное, историческое, культурное разнообразие окружающего мира.
  • Безопасности и экологичности. С целью обеспечения для дошкольников активно взаимодействовать с экспозицией, важно включать в ее состав только проверенный материал. Бросовые компоненты следует очистить, бытовые предметы — проверить на целостность и наличие острых краев, поделки — защитить от быстрого износа. Если экспонат не соответствует требованиям безопасности, но имеет важное значение для мини-музея, его можно разместить на верхней полке, объяснив воспитанникам о возможности использования только в присутствии взрослых.
  • Креативности. Групповые мини-музеи не следует ограничивать строгими рамками. Избежать формализма в подборе содержания, оформлении поможет принятие во внимания детских идей и пожеланий.
  • Непрерывности. Музейная коллекция должна стать неотъемлемой составляющей образовательного пространства, его логическим продолжением. Этого можно достичь при условии обеспечения созвучности темы мини-музея с непосредственной учебной деятельностью, прогулочной и экскурсионной активностью, праздниками и реалиями повседневной жизни детского сада.
  • Эффективность создания мини-музея в ДОУ зависит от качества реализации данной образовательной стратегии. В большинстве случаев то, как дети воспримут представленную коллекцию — как доступное и занимательное пространство, открытое для экспериментирования и остающееся уютным ввиду личного вклада в его создания, или чуждый элемент дизайна, служащий исключительно малоинтересным оформительским целям — определяется взрослыми. Воспитателям, делающим первые шаги в реализации принципов музейной педагогики, стоит с особым вниманием обратиться к наработкам более опытных коллег по теме. Создание неудачной коллекции может значительно затруднить работу по направлению в будущем, снизить уровень мотивированности как дошкольников, так и родительской общественности, без помощи которой формирование групповых музейных коллекций станет непосильной задачей.

    Создание мини-музея в ДОУ

    Проектирование музейной экспозиции в стенах дошкольной образовательной организации предусматривает реализацию ряда этапов, которые должны быть подчинены принципам музейной педагогики. Создание мини-музея в ДОУ следует реализовать таким образом, чтобы спроектированная тематическая коллекция стала для дошкольников способом познания мира и позволяла познакомиться с разнообразием природы, различными областями деятельности человека, страницами истории русского народа и фольклора, социальными и культурными реалиями.

    Этапы создания мини-музея в ДОУ

    Главная задача установочного этапа — выбор тематики и путей создания мини-музея, которая может быть достигнута согласно следующему алгоритму:

  • Подбор темы, осуществляемый с учетом содержания реализуемого программного содержания и годового плана.
  • Презентация тематики перед воспитанниками может быть реализовано спонтанно, в ходе образовательной деятельности или в режимном моменте, или сознательно. Например, если в группе собралась коллекция ракушек, которые дошколята принесли после летнего отдыха, можно на их основе создать музейную экспозицию, посвященную морскому миру и его обитателям.
  • Определение путей подбора экспонатов. Проект мини-музея в ДОУ может находиться на стадии планирования долгое время, но если к сбору материалов будут привлечены родители, есть все основания полагать на возможность быстрого перехода от идеи к действиям. Воспитателю стоит письменно или устно проинформировать родителей о создании музейной коллекции и представить перечень основных экспонатов, ориентируясь на который мамы и папы подберут новые интересные предметы.
  • Выбор справочной литературы, аудиозаписей и фотографий по теме — данные виды деятельности воспитателю стоит выполнять совместно с дошкольниками, обеспечивая реализацию интегративного образовательного подхода. Параллельно педагог может рассказать, какими бывают музеи и что предусматривает практика коллекционирования.
  • Успешность непосредственно работы по созданию мини-музея в ДОУ, зависит от того, насколько плотно будет организовано взаимодействие воспитателя, детей и родителей. Данный этап должен включать:

  • Изготовление, сбор и оформление стендов.
  • Группировка экспонатов и создание музейных коллекций.
  • Проектирование уголка самостоятельной деятельности, предназначенного для творческого экспериментирования.
  • Выбор названия — он может быть осуществлен на конкурсной основе. Важно, чтобы название мини-музея было кратким, емким и отражало содержание экспозиций.
  • Оформление информационного материала, а именно перечня музейной экспозиции, информационных карточек с описанием экспонатов и ссылок на дополнительные источники литературы о них.
  • По завершению оформительских работ проводится презентация мини-музея в ДОУ, знаменующая «официальное» открытие экспозиции. Представить созданную коллекцию могут сами дошкольники под руководством воспитателя или совместно с родителями.

    Воспитанникам старших групп можно поручить проведение экскурсий по мини-музею для младших дошкольников.

    Отдельно хочется остановиться на создании коллекции экспонатов, составляющих основу мини-музея — их можно разделить на две больших группы:

    1. Подлинные памятники духовной и материальной культуры — фотографии, картины, письма, открытки, предметы быта, орудия труда, природные материалы.
    2. Символичные предметы, подобранные или созданные специально для музейной коллекции — копии, макеты, модели, слепки, муляжи.
    3. Наиболее распространенной практикой является использование первой группы предметов в качестве основы при создании мини-музея в ДОУ, а экспонатов из второй — в качестве вспомогательных элементов и оформительских решений. Например, в мини-музее «Богатства леса» сушеные листья, желуди, веточки будут выступать основой коллекции, а фотографии различных пород деревьев, их макеты призваны дополнить создаваемый визуальный ряд и сделать его более информативным.

      Еще одним важным этапом работы по созданию мини-музея, требующим предельного внимания, является составление описаний экспонатов и их картотеки. В качестве основы можно взять следующую схему описания экспоната, которая должна включать:

    4. Фотографию (схематический рисунок) экспоната.
    5. Названия (следует представить научное, бытовое, народные), можно указать происхождение наиболее интересных и запоминающихся.
    6. Место сбора/Как или кем изготовлен. В данном пункте целесообразно представить страну или регион сбора экспонатов природного происхождения, для поделок — указать имя изготовителя с перечнем используемых материалов.
    7. Краткая информация — целесообразно описать особенности (например, листья, цветки, плоды у растений; цвет, форма у камней), возможности использования, связь с другими экпонатами коллекции и т.д.
    8. Получите диплом установленного образца

      Узнать больше о теоретических основах организации предметно-развивающей среды, принципах ее моделирования и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Организация развивающей предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО»

      Чтобы гарантировать полезность предметов, включенных в состав коллекций мини-музея в ДОУ не только для воспитанников, но и педагогов дошкольного образования, на картах следует указать, как использовать тот или иной экспонат при организации образовательной работы. Например, представить перечень тем, при изучении которых может использоваться тот или иной элемент экспозиции, виды деятельности (моделирование, рисование), на что важно обратить внимание группы.

      Особыми значками в групповом музее можно выделить предметы особой важности или те, которые созданы воспитанниками самостоятельно, во время групповых занятий, самостоятельно или с родителями.

      Темы мини-музеев в ДОУ

      Уровень заинтересованности дошкольников групповой экспозицией напрямую зависит от того, насколько удачно была выбрана тема для мини-музея в ДОУ. При выборе круга образовательных вопросов, которые могут быть раскрыты в ходе коллекционирования экспонатов, важно принимать во внимание не только реализуемое программное содержание и возраст детей, но и реальный показатель интеллектуального развития, их творческий потенциал, региональную составляющую. Например, в детском саду № 5 г. Пскова успешно функционирует мини-музей железнодорожного транспорта, выбор тематики которого обусловлен тем фактом, что данное дошкольное учреждение посещают преимущественно дети железнодорожников. Практика показывает, что при умелой интерпретации практически любая сфера деятельности может стать интересной темой для музейной экспозиции.

      Представим лишь несколько вариантов тем, которые могут быть взяты за основу при создании мини-музея в ДОУ:

    9. Неживая и живая природа: «Тайны подводного мира», «История планеты Земля», «Мини-музей космоса», «Волшебница — вода», «Солнце — источник жизни», «Братья наши меньшие», «Буренушка», «Курочка Ряба», «Экзотические животные и птицы», «Удивительная жизнь насекомых», «Чудо-дерево», «Такие разные цветы».
    10. Народная культура и промыслы: «Изделия народных мастеров», «Мини-музей ложки», «Разноцветная Россия», «Игрушка-забава», «Горница-узорница».
    11. Историко-патриотические: «История одного предмета» (новогодних игрушек, часов, кукол, хлеба), «По следам военной славы», «Мини-музей воинской доблести», «Наши герои», «Войска России», «Кукла в военной форме».
    12. Литературные: «История появления книг», «Книга — окно в мир знаний», «Наши любимые сказки», «Мини-музей азбуки», «В мире сказочных персонажей».
    13. Искусствоведческие: «Театральное искусство», «Музыкальные инструменты», «Картинная галерея», «Звуки вокруг нас».
    14. Авторские: «Мульти-пульти», «Лаборатория сумасшедших ученых», «Музей волшебных вещей», «Лучший друг», «Мини-музей Чебурашки», «Куда уходит детство…», «Город мастеров» (экспозиция, посвященная вторичной переработке мусора).
    15. Организация мини-музея в ДОУ: где разместить и как оформить?

      Большинство воспитателей, взявших на себя ответственность за организацию мини-музея в ДОУ, сталкиваются со сложностями выбора локации. Отсутствие больших площадей, которые можно использовать для размещения созданных музейных экспозиций, является общей проблемой для многих детских садов, но практика показывает, что при желании место для необычного образовательного пространства, изыскать можно. Конечно, у каждой локации есть свои преимущества и недостатки, которые важно учесть еще на этапе планирования работ по формированию групповой музейной коллекции.

      Организация мини-музея в ДОУ: варианты локаций

    Название этапа Содержание и последовательность действий
    Подготовительный
    Практический
    Заключительный (обобщающий)

    Бесконтрольный доступ к экспозиции повышает шансы утраты отдельных предметов.

    Не представляется возможным разместить в мини-музее по-настоящему ценные и интересные предметы.

    Вопрос организации мини-музея в ДОУ будет раскрытым не полностью без обсуждения оформительских решений, во многом определяющий уровень привлекательности экспозиции. Для детей дошкольного возраста характерна низкая устойчивость внимания, что обуславливает необходимость разработки оптимального расположения экспонатов. Оценивание музейных экспозиций в разных детских садах позволяет сделать вывод, что наиболее удачно смотрятся коллекции, представленные на разных уровнях, в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Если выставить разные предметы на столике (за исключением экспонатов одного наименования, например, камней, ракушек, сухоцветов), в область активного восприятия не попадет большая их часть, что сводить эффективность деятельности по созданию мини-музея на нет. Гораздо эффективнее использовать столы разной величины, подставки, стенды, ширмы, тумбы, настенные полочки, движущиеся мобили, натяжные веревки, чтобы обеспечить раскрытие темы, которой посвящен мини-музей в ДОУ, с разных сторон. При отсутствии возможности создания специального оборудования достойной альтернативой могут стать крупный строительный материал детского конструктора — кубики, цилиндры.

    Основой музейного инвентаря стоит сделать стенд — мобильную стойку, изготовление которой не требует специальных умений. В пределах группового пространства стенд можно создать, используя картон из больших упаковочных коробок, однотонную ткань или мешковину, клей ПВА. Из инструментов потребуется макетный нож для вырезания картонной заготовки — размер и форма последней определяется с учетом габаритов экспонатов. Преимуществом такого организационного решения является возможность создания основы стенда любой формы, в том числе неправильной: например, повторяющей контуры облака или дерева. Внешнюю часть заготовки для придания ей эстетичного вида рекомендуется подклеить мешковиной, однотонной ситцевой или атласной тканью, края которой выводятся за пределы видимости. Край стенда можно оформить лентой, декоративной тесьмой или шнуром.

    При организации мини-музея в ДОУ на картонный стенд, подклеенный тканью, удобно крепить иллюстрации или экспонаты посредством кнопок, клеевого пистолета. Если от края до края по горизонтали натянуть тонкие ленты, на них с помощью скрепок или прищепок можно вешать детские работы и рисунки. Что касается вариантов размещения и проверенных оформительских решений, то хочется отметить следующие особенности:

  • На стойках удобно размещать иллюстративный материал, фотографии, схемы, а также легкие и объемные экспонаты.
  • Стенды можно установить на опорах или подвесить на нужной высоте к потолку, реализуя вертикальный вариант оформления.
  • Благодаря малому весу оборудование такого типа можно использовать для быстрого переноса или перестроения имеющейся композиции.
  • При необходимости стенд легко перекрасить или декорировать дополнительными элементами.
  • Презентация на тему «Мини-музей в ДОУ»

    Окончание работ по обустройству музейной экспозиции в стенах детского сада не должно остаться незамеченным. Чтобы еще раз привлечь внимание детского коллектива и родительской общественности к тематике проекта, рекомендуется провести презентацию мини-музея в ДОУ. Для наглядности можно создать несколько слайдов и использовать проектор, либо подготовить небольшой сценический рассказ.

    В рамках презентации музея следует представить такие блоки информации:

  • История создания экспозиции. Малышам будет приятно узнать, что именно их увлечение вопросами природоведения или повышенный интерес к отдельной категории игрушек послужило идеей для создания уникального проекта, который удалось визуализировать.
  • Цели и задачи музейной педагогики, озвучивание которых позволяет взрослым осознать важность опыта создания экспозиции в контексте воспитательного процесса.
  • Краткое представление разных коллекций выставки. Практика показывает, что в ходе подготовительных работ дети успевают познакомиться только с теми экспонатами, которые были принесены или созданы членами их семей. Первая торжественная экскурсия по мини-музею помогает привлечь внимание воспитанников к отдельным предметам, которые впоследствии будут изучены более подробно.
  • Детям и взрослым будет интересно узнать, что можно делать в мини-музее, какие экскурсии и виды активности будут проводиться на базе группового выставочного комплекса. Во время информирования детско-родительской общественности, в ходе презентации мини-музея в ДОУ обязательно следует представить свод правил, актуальных для данного образовательного пространства. Например, озвучить, что составляющие музейной коллекции можно трогать руками, но их нельзя разбрасывать, ломать, забирать домой без согласования с воспитателем. Не лишним будет еще раз уточнить, что педагоги с радостью ответят на вопросы, касающиеся темы мини-музея, и будут рады пополнить экспозицию новыми предметами, любезно предоставленными малышами и их родителями.

    Презентацию, посвященную музейной педагогике в детском саду, следует проводить в увлекательной интегративной форме, привлекая к участию малышей и представителей семей. Продолжение совместной работы над проектом помогает воспитанникам почувствовать себя причастными к процессу музейного коллекционирования, создает прекрасные предпосылки для последующего легкого усвоения материала.

    Паспорт мини-музея в ДОУ

    Обязательным элементом музейной инфраструктуры, способствующим передаче опыта реализации проектов по музейно педагогике, является паспорт тематического мини-музея в ДОУ. Этот отчетный документ может быть оформлен в текстовом виде с включением блоков-схем, иллюстраций, или в форме красочной презентации.

    Структура паспорта мини-музея

    Место размещения Преимущества Недостатки
    Групповое помещение
    1. Есть возможность добавлять экспонаты и информационное сопровождение к ним последовательно, по ходу изготовления или получения от родителей.
    2. Воспитатель оставляет за собой право обращаться к материалам группового мини-музея в ДОУ в любое удобное время.
    3. Дошкольники могут свободно взаимодействовать с коллекцией: рассматривать ее элементы, обсуждать их между собой, использовать по разрешению педагога для режиссерских игр.
    4. В группе удобнее всего оборудовать место для осуществления детьми самостоятельной поисковой и экспериментальной деятельности с использованием материалов из мини-музея.
    1. Постоянный доступ к тематическому мини-музею имеют только дети одной группы.
    2. Удаленное расположение музейной коллекции от раздевалки снижает вероятность свободного общения детей с родителями по вопросам музейной экспозиции.
    Приемная Аналогично преимуществам, указанным для группового помещения. У дошкольников появляется возможность активно взаимодействовать с родителями по вопросам, затрагивающим организацию мини-музея в ДОУ и его тематику, но это актуально лишь для воспитанников одной группы.
    Помещения для дополнительных занятий
    1. В тематических студиях, функционирующих в границах детского сада, достаточно просто найти место для размещения экспозиции.
    2. Мини-музей является доступным для всех воспитанников без исключения, а его материалы могут свободно использоваться педагогами при проведении НОД.
    Для помещений, используемых для организации дополнительных занятий, характерна высокая насыщенность различными предметами, что затрудняет возможность выделения музейной экспозиции в единый смысловой блок. Сохраняется высокий риск, что без должного оформления мини-музей «затеряется» на фоне окружающей среды.
    Холлы Мини-музей в ДОУ находится в общедоступном месте, где с ним могут взаимодействовать все желающие: воспитанники разных групп, родители, педагоги.
    Раздел Содержание
    Титульная страница Указывается название музейной экспозиции, приводятся данные об авторском коллективе: фамилии и имена ответственных воспитателей, информация об их образовании, должностях, стаже ведения педагогической практики.
    Расположение Указать постоянную локацию музея, данные о конфигурации (наличие полок, сборных конструкций).
    Цель и задачи экспозиции Цели:

    • совершенствование условий ведения воспитательно-образовательного процесса;
    • расширение предметной среды в группах;
    • реализация комплексного подхода к воспитанию дошкольников.

    Задачи:

    • формирование интереса к коллекционированию, поиску исторической истины;
    • организация условий для совместной деятельности воспитанников и членов их семей;
    • ведение культурно-просветительской работы.
    Содержание и формы работы Это может быть деятельность по изучению литературных источников, поисковая работа, проводимая с целью пополнения экспозиции, экскурсионно-лекторская работа.
    Руководство работой музея Чаще всего функционирование музейного мини-комплекса осуществляется по принципам самоуправления.
    Сохранность музейного фонда Представить перечень мер, направленных на обеспечение сохранности выставки.
    К данному пункту следует сделать приложение — перечень всех экспонатов, который необходимо систематически обновлять.

    Рекомендации по организации педагогической работы с детьми и родителями на базе мини-музея в ДОУ

    Музейная экспозиция, созданная в групповом или другом пространстве детского сада, не всегда располагает к проведению полноценных образовательных практик, даже если их реализация рассматривалась на этапе разработки проекта мини-музея в ДОУ. В большинстве случаев рядом со стендами не представляется возможным поставить стулья, а стояние на ногах быстро утомляет детей и провоцирует утрату концентрации внимания. Именно поэтому при использовании материалов музейной коллекции приходится организовать педагогическую работу особым образом, а именно:

  • Разбивать информацию, которую хочется донести в рамках одного образовательного блока, на несколько подтем, и проводить беседы-пятиминутки. Если по завершению изложения одного информационного блока внимание воспитанников сохраняется на должном уровне, можно продолжить общение, если дети проявляют нетерпеливость — лучше сменить вид деятельности.
  • Если во время рассмотрения одного стенда малыши обращают повышенное внимание на второй и задают вопросы, не касающиеся обсуждаемой темой, можно применить такой организационный ход: предложить поговорить об интересующей проблеме в следующий раз, а в этот — внимательно рассмотреть стенд и предположить, чему будет посвящена эта беседа. При этом педагогу не следует задавать наводящие вопросы, подсказывать или давать развернутые ответы — небольшая интрига повысить уровень заинтересованности дошкольников мини-музеем, расположенным в группе или другом помещении ДОУ.
  • При необходимости тренировки объяснительной детской речи, стоит предложить воспитанникам внимательно слушать материал, чтобы вечером, по приходу родителей, самостоятельно рассказать маме или папе о содержании конкретного стенда или особенностях наиболее интересного экспоната.
  • При организациях группового посещения мини-музея важно не забывать, что ведущим видом активности дошкольников остается игровая, что обуславливает необходимость создания специальных условий в границах представления экспозиции. Виды игр определяются с учетом тематики музея (дидактические, сюжетно-ролевые, исследовательские), но воспитатель вправе использовать как универсальные схемы игровых действий, так и самостоятельно разрабатывать задания, которые, к слову сказать, рекомендуется размещать в хорошо просматриваемых местах. Представляем вашему вниманию несколько видов игр, которые можно использовать в любом тематическом мини-музее в ДОУ для организации интересного и продуктивного взаимодействия с дошкольниками.

  • Лото. В данном варианте игра предусматривает необходимость предварительной разработки карточек: большой, изображающей один из экспонатов или соотносимой с тематикой музейной коллекции, и нескольких маленьких, демонстрирующих отдельные свойства данного предмета.
  • Бродилки. Для игрового взаимодействия требуется специальное поле с маршрутом, выложенными кружочками, фишки и кубик. Количество кружочков, которое игрок может преодолеть за один ход, определяется посредством бросания кубиков. По ходу маршрута необходимо сделать различные станции, при условии попадания на них фишки игрока, он должен выполнить то или иное задание, связанное с темой мини-музея (назвать экспонат, отгадать загадку, показать пантомиму). В случае невыполнения задачи осуществляется передача хода.
  • «Солнышко». Для этой игру необходимы карточки с заданиями, представляющие собой круг с секторами, и разноцветные прищепки. В центре карточки изображается основной символ, определяющий тематику игры, по периметру — вспомогательные элементы. Символические изображения помогают воспитанникам понять задание без объяснений: например, если в центре нарисована вода, а по периметру карты — представители животного мира, детям предстоит выбрать обитателей морских и речных глубин, используя прищепки соответствующего цвета (синего), а остальные картинки отметить красными прищепками.
  • При организации детской деятельности в мини-музее в группе ДОУ можно также творчески переосмыслить хорошо знакомые дошкольникам игры: «Разрезанные картинки», «Четвертый лишний», «Найди отличия», «Угадай, что в мешочке», «Узнай тень по силуэту», «Лабиринт». Главное условие — создать комфортные условия для активности воспитанников: если помещение слишком маленькое для одновременного присутствия всей группы, с музейной коллекцией можно работать, разделив воспитанников на подгруппы численностью до 10 человек.

    Смотрите так же:  Эксперементариум музей в киеве

Related Post

Русский музей девятый вал айвазовский

Русский музей вернул в экспозицию «Девятый вал» Айвазовского после выставки в Японии САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 12 марта. /Корр. ТАСС Екатерина Андреева/. Картина «Девятый вал» Ивана Айвазовского вернулась в экспозицию Русского музея после

Коми краеведческий музей

Коми краеведческий музей Телефон: (34260) 4-56-92, 4-59-48 Интернет: www.museum.ru/M780 — официальная страница Коми-Пермяцкий краеведческий музей им. Субботина-Пермяка — W1589, официальный сайт www.subbotin-permyak.com/ афиша, события и экскурсии Полная афиша Коми-Пермяцкий краеведческий

2в музей

Важнейшей функцией отечественной школы на протяжении всей истории России являлось воспитание патриота и гражданина. Дополняя и развивая семейное воспитание детей и подростков, школа обучает нормативному русскому языку, приобщает их к