Меню

Пещеры в хайфе

Пещера Ильи пророка в Хайфе

Пещера Ильи пророка является одной из самых известных и святейших мест в Хайфе, поэтому именно она одарила Хайфу религиозной привлекательностью в глазах иудеев, христиан и мусульман. Над пещерой находится каменное сооружение ХIХ века, построенное турками, а сама пещера простая по своему образованию, изначально карстовая, а в дальнейшем расширенная уже человеческими руками.

Размеры пещеры: глубина около 14м, ширина 8м, а высота доходит до 5м. В пещере имеются две ниши, одна с большим количеством повязанных платков в южной стороне пещеры, и другая в центре – прикрытая шторой ниша для желающих помолиться в уединении. Пол внутри пещеры покрыт коврами, здесь стоят шкафы со священными еврейскими книгами и молитвенниками. На стенах можно обнаружить надписи, написанные на иврите и греческом языке, которые датируются периодом от V века до н.э. до наших дней.

Пещера Ильи пророка разделена на две половины – мужскую (с правой стороны) и женскую (с левой стороны). Это разделение происходит за счёт фанерной перегородки, на которой прикреплены рассказы и картинки об Илье-пророке, необходимые молитвы и другие знаки и реликвии.

Считается, что всё, что нужно сделать, — это найти необходимую молитву, встать напротив неё и прочесть. Но совсем не обязательно уметь читать молитву на иврите, так как можно поговорить с Богом своими словами и на русском или любом другом языке.

В самом конце пещеры находится святая комната для уединенной молитвы, которая спрятана за красной бархатной ширмой. Мужчины заходят туда отдельно от женщин, и женщины отдельно от мужчин. Там есть возможность «без посредников», а просто касаясь рукой стены, обратиться напрямую к Богу со своей просьбой и молитвой, а также покаяться, если Вы почувствовали в этом необходимость. Это место так же, как и Стена Плача, считается чем-то вроде «портала» связи с Господом, местом, где Бог нас слышит.

Очень часто внутри пещеры накрыт стол. Обычно на нём — выпечка, сладости, соки и сладкие напитки. Из алкоголя — обычно Арак (анисовая водка) и вино. Эти угощения — для всех посетителей, так что можно не стесняясь попробовать угощения, тем самым вы окажете честь тем, кто накрыл стол.

В пещере Ильи пророка вы можете встретить представителей всех монотеистических религий. Это место свято и почитаемо всеми: христианами, иудеями, мусульманами, и бахайцами. Пещера стала священной в народе уже в византийский период. На протяжении всего времени сюда приходили представители всех религий: иудеи, христиане и мусульмане. Во всех сохранившихся описаниях этого места написано, что в пещере все время большое количество людей, которые не только молятся, но и вопрошают.

Согласно еврейско-христианской традиции в районе Хайфы (в одной из пещер горы Кармель) скрывался пророк Элиягу (Илья пророк) от преследований своего заклятого врага, израильской царицы филистимлянки Иезавель. И именно в этой пещере Илья пророк провел ночь перед своим диспутом с жрецами Ваала, которых он, как известно, победил и утопил в реке Кишон, которая и сегодня протекает в Хайфе.

Рядом со входом в пещеру Ильи пророка есть специальные места, где вы можете зажечь свечи. Свечи можно купить на территории пещеры или же принести с собой.

Самым главным является правильно зажечь свечи. Каждая свеча — это одно ваше желание. Возьмите свечу в руку, загадайте своё самое заветное желание, а потом с помощью спички зажгите свечу. Каждая зажжённая свеча — это уже загаданное кем-то желание и, если Вы зажжёте свою свечу от уже горящей, то тем самым Вы удвоите уже загаданное кем-то желание. Поэтому свои свечи лучше зажигать только при помощи спичек. Кроме этого, ни в коем случае не зажигайте одной спичкой все свои свечи. Каждая свеча-желание зажигается отдельно с полной концентрацией внимания на загаданное.

Есть очень много ритуалов и обрядов, связанных с пещерой пророка Илии. Так, например, считается, что женщины, которые пришли попросить ребёнка, должны в пещере оторвать кусок ткани от своей блузки или юбки и повязать эту ленту к потолку в нише слева (вы увидите, где именно). Блузку или юбку, от которой вы оторвали кусочек ткани и повязали в пещере нужно сохранить.

Так на протяжении многих веков сюда приводили сумасшедших, которых оставляли тут на несколько дней, что бы из них вышел бес. Также здесь молятся об исцелении больных, приходят с просьбами о том, что бы найти себе пару, обрести семейное счастье, приходят с просьбами о знаниях, богатстве, а так же с просьбой забеременеть.

Здесь, также как и в знаменитой Стене Плача в Иерусалиме, посетители оставляют записки с пожеланиями. Сегодня данное место популярно не только у религиозных последователей, но и у таких движений как эзотерики, которые приходят сюда медитировать.

Мужчины внутри пещеры обязательно должны покрывать голову, женщины — по желанию. Если вы пришли в пещеру Ильи пророка без головного убора, то при входе есть полка с кипами и платками. Их можно взять бесплатно, а при выходе вернуть на место.

Для покрытия головы есть своя причина. Надевая кипу или платок, мы тем самым показываем Богу наш человеческий предел. Считается, что всё, что выше кипы или платка, – это владения Господа и негоже нам, людям, показывать, что мы такие же вездесущие как Бог. Наш человеческий предел — не выше головы.

Во время наших эзотерических туров по Израилю с Сергеем Ратнером мы всегда посещаем пещеру Ильи пророка. С энергетической точки зрения – это особое Место Силы, в котором все наши туристы отмечают и ощущают «присутствие Высшей Силы». Это место идеально подходит для медитаций и получения знаний. Благодаря молитвам в пещере Ильи пророка, многие люди не только исцелились от каких-то заболеваний, но и смогли осознать свой дальнейший жизненный путь.

9 декабря 2019 года

1. Нахаль Меарот
Цепь из четырех пещер, расположенная рядом с шоссе №4 напротив киббуца Эйн Кармель, что между Атлитом и Зихрон Яковом. Когда-то тут были обнаружены следы проживания неандертальцев, свидетельствующие о существовании на этом месте доисторических человеческих поселений 500.000 лет назад. Совсем недавно эти пещеры были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и окультурены для туристов. В одной из них выставлен кукольный макет неандертальской семьи, внутри другой можно посмотреть 10-минутное аудиовизуальное шоу.
Вокруг пещер проложены туристические маршруты протяженностью 3,6 и 8,5 км, причем последний, выводит на смотровую площадку, открывающую захватывающую панораму. К сожалению, вход сюда платный – 22 шек для взрослого и 10 для ребенка.

2. Меарат Эцба (Пещера пальца)
Находится неподалеку от первой и выходит своим фасадом прямо на перекресток Бейт Орен (на 4-е шоссе). Вход в пещеру представляет из себя гигантский палец (по высоте около 4 метров и около 3 в длину). Уникальная форма пещеры сложила легенду, что это перст великана, жившего в этом районе, и вставившего его в пещеру в поисках меда. Пчелы ужалили палец, он распух, и лишь с огромным трудом великан вытащил его из узкой расщелины в горе. Само место является карстовой пещерой, состоящей из трех залов, следующих один за другим. Первые два зала доступны без фонаря, а вот в третьем уже темно, хоть глаз выколи, и свет просто необходим. Пещерные сталактиты, находящиеся внутри, относительно немногочисленны и просты. Ко входу в пещеру, у которой в свое время были найдены впечатляющие доисторические артефакты стоянки человека эпох неолита и палеолита, от подножия горы ведет каменная лестница из 159 ступеней.

3. Пещера Сфоним
На арабском языке название пещеры звучит как «Арак Аль Баруд», что переводится как «Пещера Взрыва». Арабские пастухи, использующие когда-то пещеру в качестве загона для животных, изгоняли оттуда летучих мышей с помощью взрывов.

Эта доисторическая пещера со сталактитами и сталагмитами находится недалеко от шоссе №4 на участке между Атлитом и перекрестком Бейт Орен. Снизу ко входу шириной 12 и высотой 5 метров ведут два красивых туристических маршрута (лучше идти по «красному» – он короче). Глубина пещеры около 50 метров. Зайдя внутрь, вы попадаете в большой зал, где находятся большие сталактиты и сталагмиты. Между сталактитами скрывается вход во внутреннюю часть пещеры с небольшим окаменелым бассейном доисторических времен. Этот резервуар постоянно поглощает воду, капающую с каменного потолка.

Первые раскопки в пещере провел в далеком 1941 году археолог Моше Стеклисом. Они показали наличие следов доисторических культур эпох неолита и энеолита. Тут же были найдены следы мустьерской культуры – доисторической эпохи поздних неандертальцев (что-то около 40.000 лет до н.э). Рядом с пещерой, на скалистом склоне, и сейчас можно обнаружить множество костных окаменелостей ископаемых животных, на которых охотились древние человеки. Кстати, говорят, что тут недалеко живет семейство капских даманов (или «шафанов» на иврите), которых иногда можно увидеть греющихся под солнцем на скалах.

4. Меарат Оранит
Карстовая пещера, находящаяся в ущелье между хайфским районом Дения и городком Тират а-Кармель. Это даже не пещера, а некий удивительный тоннель с большим количеством помещений на двух уровнях. В центральном зале пещеры лежит сломанный шлифовальный камень эпохи неолита – не доламывайте его, пожалуйста. На одной из стен сквозь столетия еле проглядывают сделанные когда-то чем-то красным наскальные рисунки древнего человека. На потолке живут летучие мыши. После того, как забрались на второй уровень пещеры, ожидайте на выходе легкого экстрима – придется спуститься вниз по практически плоской скале высотой более 2 метров. Из окружающих достопримечательностей недалеко от пещеры есть довольно обильный источник Эйн-Кедем.

5. Пещера в Дении
Самое интересное мы оставили напоследок – сталактитовая пещера прямо в спальном районе. Она была обнаружена в 1971 году при прокладке подземных коммуникаций, и её уже почти приготовили к окультуриванию для всеобщего обозрения, но отсутствие финансирования приостановило процесс. Вход в пещеру находится под большой крышкой люка прямо на тротуаре рядом с проезжей частью обычной городской улочки. Из-за наличия рядом канализации на входе ощущается несколько неприятный запах. А дальше короткий коридор ведет в великолепный пещерный зал сталактитов с небольшим озером в центре. На каменном потолке пещеры живут различные твари, типа тараканов и слизняков. Позади пруда находится узкий и скользкий лаз, полный мелких сталактитов различных форм, ведущий к концу пещеры. На обратном пути, там где тропа несколько поднимается наверх, можно свернуть в короткий туннель направо. Там будет ещё немножно сталактиков, ещё чуток красоты и ещё немного симпатичных фоток перед тем, как выбраться на свободу.

Смотрите так же:  Пещера херобрина

* Тем, кто захочет подземных приключений: просьба быть осторожными на скользком полу, взять с собой фонарь, при выходе из пещеры положить на место крышку люка и самое главное – не трогать сталактиты руками, они после этого перестают расти.

Жители пещеры Табун тех времён использовали рубила из кремня или известняка для охоты на таких животных, как газели, гиппопотамы, носороги и дикие быки, а также для выкапывания съедобных корней

Пещера Табун — археологический памятник. Пещера находится на горе Кармель в Израиле.

Она была населена в период нижнего и среднего палеолита (500–40 тыс. лет назад). В течение этого времени в пещере накопился слой из крупно- и мелкозернистого песка и глины, местами до 25 м глубиной.

В ходе раскопок обнаружена едва ли не самая долгая последовательность культурных слоёв доисторической Палестины.

Вход в пещеру Табун ??????, CC BY-SA 2.5

Самые нижние слои в пещере Табун содержат большое количество морского песка, что говорит (вместе с находками пыльцы в тех же слоях), об относительно жарком климате во время образования этих слоёв.

Таяние ледников в то время вызвало повышение уровня моря и изменение береговой линии Средиземного моря. Таким образом, Прибрежная равнина в те времена занимала меньшую территорию, чем сейчас, и была покрыта растительностью саванного типа.

По мере улучшения орудий со временем рубила становились меньше, приобретали более изящную форму, а скребла, изготовленные из крупных обломков кремня, по-видимому, служили для соскребания мяса с костей и для отделки шкур животных.

Реконструированный неандерталец-мужчина Rawansari, CC BY-SA 3.0

Верхние слои в Табуне состоят преимущественно из глины и мелкозернистого песка, что говорит о наступлении влажного и более холодного климата по мере формирования нового ледника; это привело к образованию широкой прибрежной полосы, покрытой густыми лесами и болотами.

Материальные останки из верхних слоёв пещеры относятся к мустьерской культуре (около 200— 45 тыс. лет назад), неандертальской по своему составу. В этих слоях преобладают небольшие кремневые орудия из тонких обломков, преимущественно изготовленные по технологии Леваллуа. Среди типичных мустьерских орудий встречаются удлинённые наконечники, обломки кремня различной формы, используемые в качестве скребков, другие острые орудия для резки и пиления.

Артефакт из пещеры Табун ariel.appel, Public Domain

В ходе раскопок Артура Елинека в 1967—72 гг. было обнаружено свыше 1900 полных и фрагментарных каменных топоров, относящихся предположительно к позднеашельской и ябрудской культурам.

Большое количество костей лани, обнаруженных в верхних слоях пещеры, могут быть связаны с отверстием в задней части пещеры, которое служило естественной ловушкой для животных. Возможно, животных загоняли к этому отверстию, в котором могли застревать отдельные особи.

В пещере Табун были обнаружены останки женщины неандертальского типа, датируемые около 120 тыс. лет назад. Это одни из наиболее древних человеческих останков, найденных на территории Израиля.

Там, где пророчествовал пророк Божий Илия

«Пение умиленное приими от нас, пророче Божий Илие»

Святой пророк Илья. ГТГ

С давних времен желанным местом паломничества для христиан стала гора Кармил на Святой Земле. Игумен Даниил еще в 1104–1107 годах побывал в тех местах. В своем «Хожении» он записал: «Пришли в Хайфу, а оттуда – к горе Кармильской. В этой пещере находится пещера Илии-пророка. Мы поклонились ей».

Через 800 лет Русская духовная миссия приобретет здесь земельный участок, на котором построит русскую церковь во имя пророка Илии, которую в середине ноября 1913 года освятит патриарх Иерусалимский Дамиан.

Ежегодно в престольный праздник помолиться великому пророку собираются православные христиане не только из Хайфы и окрестных селений, но и со всех городов Израиля. Настоятелю Ильинского храма отцу Мирославу приходится в престольный праздник совершать крещение детей, так как православные христиане, живущие на Святой Земле, считают для себя великой честью именно в день пророка Илии подняться на гору Кармил и в русском храме крестить новорожденных. Именем пророка часто нарекают детей. Особым почитанием пользуется пророк Илия среди русских паломников. На это указал в своей проповеди Святейший Патриарх Алексий II, когда 18 июня 1997 года посетил русский храм на горе Кармил.

«Избранный Богом на обращение Израиля от прелести Вааловы»

С горой Кармил связаны важные события ветхозаветной истории. Именно здесь стоял пророк Божий Илия перед всем Израилем и царем Ахавом, когда вызвал ханаанских пророков на состязание и посланным с неба огнем доказал, что «Господь есть Бог» (3 Цар 18: 39). Здесь он бросил вызов ложной религии и посрамил жрецов Ваала, поддержав веру в Бога Израиля. Не случайно имя Илия означает – «мой Бог – моя крепость».

История его жизни излагается в 3-й и 4-й Книгах царств Ветхого Завета. Но нам почти ничего не известно о его родителях и его занятиях до призвания к пророческому служению. Святитель Епифаний Кипрский, ссылаясь на церковное предание, сообщает, что отец Илии «видел ангелов Божиих, пеленавших младенца огнем и влагавших в уста его пламень». Священное Писание называет пророка Илию «фесвитянином, из жителей Галаадских» (3 Цар 17:1). Родом он был, по-видимому, из селения Фесви (другое название – Тишбе). Точное местоположение этого селения до сих пор остается неизвестным: Галаад, или Гилеад, в ветхозаветные времена была большой областью к востоку от реки Иордан и к северу от Мертвого моря. Сведения о ней также скупы: известно лишь, что область изобиловала пастбищами, славилась скотоводством. Кроме того, в древние времена был знаменит так называемый галаадский бальзам – смесь из смолы и пряностей, которую использовали для заживления ран.

На свое служение пророк Божий Илия был призван тогда, когда народ Израиля был развращаем «волхованиями Иезавели» (4 Цар 9: 22). Дочь сидонского правителя, она была выдана замуж за царя Ахава. Иезавель поклонялась богам природных стихий и плодородия Ваалу и Астарте. Она убедила Ахава принять свою религию и повелела истребить пророков Божиих, заменив их пророками Ваала. Пророк Илия на горе Кармил доказал, что Иегова есть истинный Бог, молитвой сведя огонь с неба, который попалил выложенный им из камней жертвенник и жертвенного тельца. По преданию, это происходило на самом высоком месте горы Кармил, называемом Мухрара, что по-арабски означает «сожжение». Предание об Илие-пророке сохраняется и у мусульман, воздающих ему похвалу в Коране. Сама гора Кармил арабами обычно называется Мар-Элиас, то есть Святой Илия.

По другой традиции, гора называется Керен Кармель, и ее название отождествляют с «виноградником Божиим» и «садом». На ее вершинах растет много дубов и сосен, а у подошвы – оливы и лавры. С горы стекают несколько потоков, самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии. В Ветхом Завете воспевается красота и плодородие горы. И сегодня, находясь тут, на горе Кармил, начинаешь понимать, что сама природа помогала жившим здесь в оные времена усваивать уроки Бога – Создателя и Промыслителя.

Пещера св. пророка Ильи на территории кармелитского монастыря на г. Кармил

Cеверо-западный хребет плоскогорья, бывшего когда-то центром древнееврейских царств, доходит до самого побережья Средиземного моря, обрываясь горой Кармил. У ее северного склона расположен израильский порт Хайфа. Почва Кармила рыхлая, подвержена эрозии, и потому в горе образовались пещеры. В одной из них и скрывался от царя Ахава и Иезавели Илия. (Иудеи, правда, указывают на другую пещеру, находящуюся ниже по склону горы.)

Гора Кармил дала название католическому ордену кармелитов, основанному в XII веке. Сегодня здесь, на горе, располагается возобновленный в XIX веке мужской монастырь этого ордена «Stella Maris» («Звезда моря»). Это уже четвертый по счету христианский монастырь на этом месте. По преданию, некогда здесь же была обитель во имя пророка Илии, основанная равноапостольной царицей Еленой. Археологические раскопки подтверждают это.

Пещера пророка Илии сейчас находится на территории кармелитского монастыря. Пещера эта невелика. Сохранилось предание, что в этой же пещере останавливалось и Святое семейство, возвращаясь в Назарет из Египта.

Над пещерой пророка Илии кармелиты построили храм в форме креста. Алтарь храма сложен из 12 камней, как бы воссоздавая тот жертвенник, который из 12 камней – по числу колен Израилевых – сложил на горе Кармил пророк Илия. Во дворе монастыря можно видеть и изваянную из камня статую пророка, заносящего руку с мечом над жрецом Вааловым. Руку статуи в конце 40-х годов прошлого столетия отрубили арабы, воевавшие с израильтянами, поскольку она якобы помогала противнику. Позже статуя была отреставрирована. Скульптурное изображение запечатлело эпизод торжества пророка: «И сказал им Илия: схватите пророков Вааловых, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там» (3 Цар 18: 40). После этого по молитве пророка с неба полился благодатный дождь. По преданию, облако, принесшее дождь, имело очертание Девы Марии.

На месте «посрамления лжепророков» в 1868 году монахи-кармелиты построили небольшое святилище.

В пещерах горы Кармил скрывались от мстительной Иезавели 100 пророков: «И когда Иезавель истребляла пророков Господних, Авдий взял сто пророков, и скрывал их, по пятидесяти человек, в пещерах, и питал их хлебом и водою» (3 Цар 18: 4).

Там, где были Самария и поток Хораф

Статуя св. пророка Ильи, избивающего вааловых жрецов при входе в кармелитский монастырь

В древние времена Самарией называли не только город, но и его отдаленные окрестности. С течением времени слово «Самария» стало обычным названием «средней Палестины». В наши дни этот ветхозаветный город называется Шомроном, и находится он на дороге между Шхемом и Дженином около одноименной арабской деревни. Самария как столица Северного, или Израильского, царства располагалась на высоком живописном холме, возвышающемся среди широкой долины. Самарией называли и саму гору (холм) с округленной вершиной, находящуюся в северо-западном направлении от Наблуса, примерно в 50 км к северу от Иерусалима. Город Самария построен около 875 или 923 года до Р. Х. Город этот часто упоминается в Библии а жители его клеймятся за служение Ваалу, потому-то и пришел сюда обличать идолопоклонство пророк Илия, предрекая разрушение города.

Смотрите так же:  Пещера валлторта

В угоду жене-язычнице Иезавели царь Ахав построил храм и жертвенник Ваалу. Пророк Илия предстал перед Ахавом и объявил, что в наказание за идолопоклонство не будет ни дождя, ни росы на земле, а прекратится засуха только по молитве самого пророка.

Дворец Ахава назывался «домом из слоновой кости», поскольку на его отделку пошло огромное количество этого дорогого материала. В руинах дворца найдено около 500 предметов из слоновой кости, причем многие из них были инкрустированы золотом. Когда сегодня видишь в Шомроне множество полуразрушенных колонн – печальных свидетелей минувшего величия, то их вид вызывает в памяти слова другого пророка: «За то сделаю Самарию грудою развалин в поле… обнажу основания ее» (Мих 1: 6).

Слова, произнесенные пророком Илией в Самарии царю Ахаву, сбылись: народ стал страдать от нестерпимого солнечного зноя и голода. По своему милосердию Господь послал пророка Илию к сокровенному месту – потоку Хораф, что против Иордана. Из этого потока он утолял свою жажду, а ворон приносил ему мясо и хлеб. Некоторые исследователи считают, что библейский поток Хораф и сегодня не высох, а находится в ущелье Хозева, что недалеко от города Иерихон. Однако на некоторых картах Израиля эпохи Ветхого Завета указывается поток Хораф, который якобы находился примерно 45 км севернее Иерихона в 3–5 км от правого берега Иордана.

Греческий монастырь святого Георгия Хозевита, расположенный в окрестностях Иерихона, в ущелье Вади Кельт, основан около 480 года. В этом суровом и благословенном месте можно видеть большую пещеру и обустроенный в ней пещерный храм пророка Илии. По преданию, именно в этой пещере скрывался и молился пророк Илия во время трехлетней засухи (см.: 3 Цар 19: 9).

В апреле 2007 года над пещерой можно было видеть двух сидящих черных птиц, о которых греческие монахи сказали нам: «И не вороны, и не грачи, и не голуби». Как называются прижившиеся здесь птицы, никто из монахов не знает. Пророка Илию кормили вороны, то есть крупные птицы с блестящим черным опереньем, гнездящиеся обычно в уединенных местах. И не случайно выражение русского языка: «куда ворон костей не занесет» – так говорят об очень отдаленном или труднодоступном месте.

Спасаясь от царицы Иезавели

Когда поток Хораф высох, пророк Илия услышал голос, повелевавший ему идти на северо-запад – в Сарепту. Сегодня этот город находится на побережье Средиземного моря, на юге Ливана, и называется он Царпата (Царфат). Во времена пророка Илии это было маленькое селение на Финикийском берегу, почти на середине пути между городами Тиром и Сидоном. Сначала Сарепта принадлежала Сидону, а потом – Тиру. Сидон был финикийским (хананейским) портовым городом на побережье современного Ливана, где его жители поклонялись сидонским богам Ваалу и Астарте. Царица Иезавель, вводившая в Израиле культ Ваала, была дочерью сидонского царя. Сидоняне были врагами Израиля, а пророки предсказывали их городу падение.

В Сарепте пророк Илия жил во время трехлетней засухи. Здесь он находился в доме одной бедной вдовы и своими молитвами вернул к жизни ее умершего сына (см.: 3 Цар 17: 8–24). Во времена блаженного Иеронима († 420) на месте дома вдовы находилась башня, а «в позднейшие времена стояла церковь, где показывали комнату пророка Илии. Мука и масло у вдовы, приютившей пророка Илию, чудесно не истощались во все время его пребывания. На месте бывшего селения Сарепта сохранились лишь остатки древних построек и надгробных памятников.

Спустя три года, когда бедствие от голода в Самарии достигло высшей степени, пророк Илия явился сначала начальнику царского двора Авдию, а потом и царю Ахаву, предложив ему собрать весь народ Израильского царства и жрецов Ваала и Астарты на гору Кармил для молитвы об окончании засухи и голода.

Услышав о смерти своих пророков, царица Иезавель пришла в ярость. Пророку Илии ради спасения своей жизни пришлось бежать на юг. Пророк предсказал, что Иезавель умрет насильственной смертью. Так оно и случилось в городе Изреель, расположенном на севере Израиля поблизости от горы Гелвуй, что восточнее современного шоссе Афула-Дженин. В настоящее время здесь находится маленькая деревня Зераин у северо-западной части горы Гильбоа. У царя Ахава в Изрееле был дворец, из окна которого выбросили царицу Иезавель.

Спасаясь от коварной Иезавель, пророк Илия ушел в пустыню, где и там прятался в пещерах. Одна из них находится на территории греческого монастыря пророка Илии (Мар Элиас), расположенного сегодня на земле киббуца Рамат-Рахель. В обители подвизается всего несколько греческих монахов, но сюда часто приходят помолиться православные арабы. По преданию, в тамошней небольшой пещере провел одну ночь пророк Илия, спасаясь от царицы Иезавели. По некоторым данным, монастырь на месте пещеры пророка Илии построен в VI веке.

В пустыне пророк Илия с горечью размышлял о том, что даже такие великие чудеса, которые произошли на горе Кармил, не могут обратить к вере народ. Он сел под кустом дрока (можжевельника) и стал просить себе у Бога смерти. Но Господь отправил его в «путь еще превосходнейший» (1 Кор 12: 31). Подкрепившись чудесно посланной ему пищей, пророк пошел дальше.

Известно, что пророк Илия был в Вирсавии – древнейшем израильском поселении, основанном еще праотцем Авраамом. В наши дни этот город находится юго-восточнее современного Беер-Шевы, а точнее – Тель-Шева, как об этом сообщили в музее Негева, расположенном в Беер-Шеве. Музей, посвященный истории и археологии пустыни Негев, обладает редкими экспонатами, рассказывающими о всех периодах заселения Негева. От бывшей Вирсавии в Тель-Шеве остался большой курган, где когда-то была крепость, возведенная еще во времена царя Соломона. Сам город был построен в форме концентрических кругов. Здесь когда-то был израильский храм, посвященный Адонаю, рядом с которым сохранился жертвенник, углы которого напоминают четыре рога. У внешних ворот бывшего города был вырыт узкий колодец глубиной около 30 м, который связывают с именем праотца Авраама. Кстати, Беер-Шева неоднократно упоминается в Ветхом Завете и это название переводится как «семь колодцев»: здесь надолго останавливались пастухи-скотоводы. По данным музея Нигева, здесь жил и пророк Илия. По дикой, каменистой и опасной дороге, ведущей к горе Хорив на Синайском полуострове, пророк Божий шел в продолжение 40 дней. Тут же, у подножия горы, он нашел себе убежище и провел одну ночь. Значение топонима «Хорив», то есть «сухость», «пустынность», указывает на скалистую пустыню. Другие названия этой горы – Синай и Божия гора, где Моисей получил от Господа скрижали Завета. Однако Синай рассматривается некоторыми исследователями как «многовершинная гора», среди вершин которой трудно определить конкретную гору Хориф.

Пещеру-храм пророка Илии показывают паломникам, когда они спускаются с горы, она находится на ее склоне, ведущим в Иофорову долину. Господь повелел пророку выйти из пещеры и стать на гору в ожидании откровения Божия. Здесь пророк ощущал оставление Завета израильтянами и скорбел об их беззакониях. На горе Хорив Господь явил Себя пророку не в буре и огне, а в веянии тихого ветра («глас хлада тонка»), повелел сделать израильским царем достойного мужа по имени Ииуя, а также призвать на пророческое служение Елисея (см.: 3 Цар 19: 11–13).

После горы Хорив служение святого Илии продолжалось еще несколько лет. Посланный Богом, он пошел в Дамаск помазать Азаила на царство в Сирии, а Ииуя – в Израиле. По воле Божией Илия отправился в путь и нашел Елисея у селения Авел-Мехолы и помазал его в пророки.

В день, когда Бог захотел вознести Своего пророка на небо, перед Илией и сопровождавшим его Елисеем расступились воды Иордана. В Иордании, в районе Вади Харрар, где согласно преданию, находится «Вифавара, при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин 1: 28) и где принял крещение Иисус Христос, можно видеть плоский невысокий «Холм святого Илии», с которого пророк взошел на небеса: явились «колесница огненная и кони огненные… и понесся Илия в вихре на небо» (4 Цар 2: 11–12). Этот библейский рассказ послужил основой для народного представления о пророке Илии, разъезжающем по небу на колеснице во время летней грозы.

Во время Преображения Господня на горе Фавор святые апостолы видели пророка Илию, беседовавшего со Спасителем о Его исходе в Иерусалиме (Мф 17: 3).

Пророк Божий Илия своим безграничным послушанием слову Божию, своей безупречной чистотой (он был первым совершенным девственником в Ветхом. Завете), своей ревностью о славе Божией, своей любовью к молитве, своим аскетическим, подвижническим образом жизни воистину был велик и славен перед Богом и людьми. Люди называли его при жизни человеком Божиим, и, когда встречались с ним, падали ниц перед ним, прозревая великую силу Божию, которую имел пророк. Вот потому так душеполезны посещения тех мест на Святой Земле, которые связаны с жизнью и служением пророка.

Пещера пророка Илии(Элиягу)

Гора Кармель, на склонах которой расположилась Хайфа – это места, где жил, пророчествовал и совершал чудеса пророк Илия( в еврейской традиции – Элиягу). В нашем городе несколько мест, связанных с именем пророка:

  • 100 лет назад, 14 ноября 1913 года иерусалимским греческим патриархом Дамианом была торжественно освящена церковь Илии-пророка в Хайфе – первый храм русской православной церкви на священной горе Кармель;
  • Монастырь кармелитов «Стелла Марис», существующий, с некоторыми перерывами, с 30-х годов 17 века; нынешнее здание монастыря существует с 1836 года;
  • Пещера пророка Илии, которая впервые упоминается в письменных источниках с 1171 года; традиционно считается, что пребывание в ней способствует избавлению от многих болезней и несчастий;
  • Эль Мухрака – небольшой католический монастырь, расположенный на вершине горы Кармель. По преданию, именно на этом месте Илия принес жертву истинному Богу и посрамил жрецов Ваала.
    1. Жертвоприношение Илии на горе Кармель(Эль Мухрака)
    2. Эль Мухрака(Гора Кармель). Монастырь кармелитов
Смотрите так же:  Пещера в 3 км

Пещера Ильи-пророка -известное место в Хайфе, но их у нас в Израиле, как и Голгоф, две! В данной статье речь пойдет о пещере Илии, которая у подножья горы Кармель. Данная пещера в иудейской традиции считается пещерой Ильи-пророка, а христиане считают пещерой Ильи ту, что в церкви кармелитов – Стелла Марис. Тем ни менее, она пользуется популярностью у всех монотеистических религий, включая друзов, у которых его зовут Эль Хадер.

В принципе пещера простая по своему образованию, изначально карстовая, а далее расширенная уже человеческими руками.
Размеры пещеры: 14.40м длина, ширина, высота. В пещере имеются две ниши, одна с большим количеством повязанных платков в южной стороне пещеры, и другая в западном направлении, занавешена, и используется для уединенной молитвы.
Пещера стала священной в народе уже в византийский период. На протяжении всего времени сюда приходили иудеи, христиане и мусульмане. Во всех сохранившихся описаниях этого места написано, что в пещере все время большое количество иудеев, которые не только молятся, но и вопрошают.

Так, на протяжении многих веков, сюда приводили сумасшедших, которых оставляли тут на несколько дней, что бы из них вышел бес. Сюда же приходили с просьбами о том, что бы найти себе пару, семейном счастье, с просьбами о знаниях, богатстве, а так же с просьбой забеременеть.
Сегодня данное место популярно не только у религиозных последователей, но и у таких движений как эзотерики, которые приходят сюда медитировать.

Кто же такой Илья? Что означает имя Илья (Элияху) на иврите? Как Илья стал пророком? Чем занимался Илья пророк? Почему Илья жил в пещере? Где могила Ильи? Что такое стул Ильи? На эти и другие вопросы, я постараюсь дать ответ.

Начнем пожалуй с имени. На иврите Элияху, означает – Мой бог Егова. Эль, переводится как «Божество», но когда добавляешь к этому слову букву «и», то тут уже получается личная принадлежность. Например, слово «рука» на иврите звучит как «яд», но если это моя рука, то я скажу «ядИ». Вторая часть имени «Яху», является именем Бога, которое на иврите не произносят, заменяя его другими словами. Если читать с огласовками, то имя читается как Еhова. Теперь вы знаете, что все иудейские имена, заканчивающиеся на «Яху» или «Ягу», заключают внутри себя имя Господа.

Кем же был Илья до того, как стал известным пророком? На этот вопрос нет ответа, потому, что в первом же упоминании об Илье, написано: «И сказал Ахаву Илия Фесвитянин (Тишбиянин) из жителей Галаадских: Жив Еhова (в переводе заменено на — Господь, во всех местах ветхого завета) Бог Исраэйлев пред которым я стою (в иврите — стоял), что не будет в эти годы ни росы, ни дождя; разве лишь по слову моему». (3 Цар. 17, 1-2)
Полезной информации из данного текста мы можем получить довольно много. Дело в том, что Галаад, или на иврите Гильад, это горный район на территории современной Иордании, западная часть которого граничит с долиной реки Иордан, а северная находится на юго-запад от озера Кинерет, там где горячие источники Хамат Гадер.
В этих строках, мы можем увидеть не совсем обычное обращение пророка. Здесь нет, привычного: «Так сказал Господь», или чего ни будь в похожей форме. Есть даже направление в исследованиях, которое проверяет схожесть и различия, между Ильей и Ангелами. Он пришел ниоткуда, стоял он пред Богом, и по его слову пойдет снова дождь.

А далее было следующее: «И было ему слово Господне такое; Ступай отсюда, и обратись к востоку, и скройся у потоку Керит(Хорафа), что против Йардэйна». из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. И пошел он и сделал по слову Господню; пошел и остался у потока Хорафа (Керит), что против Иордана. И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.» (3 кн. Царств гл. 17)

На иврите ручей называется Керит, который по традиции считается ручьем Прат, что течет в вади Кельт. Там же в монастыре Харитона показывают одну из пещер, как ту, в которой жил Илья пророк.
Из рассказов об Илье пророке мы знаем, что в Царефате, что у цидонян, оживил он сына вдовы, у которой жил. На горе Кармель, устроил он состязание со жрецами Ваала, дабы показать, чей Бог истинный. Был Илья так же на горе Божьей Хорев, она же гора Синайская, и ночевал там в пещере, и говорил там со Всевышним.
Илия помазывал на царства Хазаэйла в Араме и Йейу в Исраэйле, а так же Элишу, вместо себя, и все по слову Господню. Далее был послан обличить израэлевского царя Ахава: «Ты убил, а еще и наследуешь?». Когда его захотел задержать Израильский царь Охозия, сын Ахава, и послал к нему солдат, Илия уничтожил огнем два отряда по 50 человек, и только с третьим отрядом пришел к царю. После, мы встречаем его уже в районе Мертвого моря, у Иерихона, где он ударил своим плащом о воды реки Иордан и они разошлись, а он пересек Иордан посуху с Элишей. Перейдя через реку Иордан, Илья был забран в огненной колеснице на небо. Илью часто сравнивают с огнем, а его ученика с водой. Две противоположные стихии, как описания деяний двух этих людей.
Примечательно, что по описаниям, это то место, где за много времени до того пересекали реку Иордан 12 колен израилевых. И так же расступились воды реки Иордан, когда внесли ковчег в воду. Позднее, это же место стало местом крещения Иисуса, которое мы сегодня называем Каср аль Яхуд.

Так появившись странным образом из ниоткуда, Илия исчез в никуда, оставив нам не много информации о своей жизни, но много надежд о своем возвращении.
Почему Илья жил в пещере? Во-первых, из-за нелестных высказываний в сторону власть имущих, его всю дорогу искали, по этому жить в своем доме, если таковой был в Тишби, что относилась к Гиладу, он не мог. Во вторых, когда он путешествовал, не всегда ему на пути попадались селения, либо он их заведомо обходил, по предыдущей причине.

На счет могилы Ильи, вы уже тоже поняли, что таковой не существует, но есть масса пещер, в которых по разным традициям бывал Илья пророк. Правда в друзской традиции у Эль Хадера (Ильи) есть могила, и находится она в Кфар Ясиф. 25 января друзы празднуют там его праздник, и еще цвет его в пяти цветном флаге друзов — зеленый. Зеленый потому, что Илья приносит дождь, а с дождем оживает вся природа.

Стул Ильи пророка, это часть иудейской традиции, который в том числе используют в процессе «Брит мила» (обрезание). С иврита «Брит мила», дословно означает — Союз слова. Вы скажете, причем тут Илья? В свое пребывание на горе Божьей — Хорев (Синайская гора), Илья сказал: «весьма возревновал о Господе, Боге Цеваоте, потому что оставили завет Твой сыны Исраэйлевы». В данном случае, слово «завет»=брит=обрезание, как физическое подтверждение союза. Илью воспринимают как ревнителя веры, который следит в том числе за исполнением этой заповеди. По этому во время процесса «Брит мила» (обрезание), ставят почетный стул, который называют стулом Ильи, и кладут туда ребенка. Считается, что Илья участвует в каждом таком «Брит мила», это написано так же в книге «Пиркей де Рабби Элиезер».
Так же стул используют на праздник Песах, когда кроме стула Ильи, еще наливают бокал вина для него, а так же открывают входную дверь, приглашая Илью к праздничному столу.
Так на праздник приглашают Илью, а я приглашаю вас, посетить пещеру Ильи пророка, которая может быть хорошим началом в поездке по Хайфе.


Адреса как такового у пещеры нет, но она находится недалеко от морского музея Хайфы, что по адресу ул. Аленби, 198. Вход в пещеру находится недалеко от моста, что над шоссе. Так же в пещеру можно попасть сверху от церкви Стелла Марис, там есть тропинка, которая спускается вниз.

Часы открытия:
Зима (зимнее время): воск. — четв. 08:00 — 16:00 пятн. 08:00 — 12:00
Лето (летнее время): воск. — четв. 08:00 — 18:00 пятн. 08:00 — 13:00
Тел. 04-8527430

05/09/2011 — 13:40 by Denis Pudikov
Источник

Я, Пани Зося, хочу дополнить предыдущего автора, статью которого я разместила на этой странице.
В первую очередь, хочу предостеречь: не стоит спускаться к пещере Илии по тропинке от монастыря кармелитов «Стелла Марис», если с Вами нет человека, знакомого с этой дорогой.

Тропинка иногда разделяется на две, идущих в разных направлениях; указателей нет, поэтому можно и заблудиться. Кроме того, для спуска по тропинке нужна хорошая спортивная обувь: тропинка начинается лестницей с широкими и удобными ступенями, но затем есть несколько мест, где подобие лестницы вырублено в скальной породе; на этих ступеньках обувь с гладкой подошвой скользит.

Кроме того, инвалидам и очень пожилым людям вообще не стоит спускаться по этой тропинке. Для здоровых людей не слишком пожилого возраста – это несложный маршрут, а по дороге открываются красивые виды на город и Хайфский залив.

В пещеру Илии(Элиягу) лучше идти снизу, с улицы Алленби. Вход в пещеру расположен напротив Морского музея, на противоположной стороне улицы, и обозначен не очень броским объявлением на иврите.

Справа от этого объявления есть небольшая лестница, по которой можно подняться в пещеру.

Вход в пещеру расположен внутри двора здания и выглядит так:

Кстати, слово «пещера» уже не совсем точно определяет это место. За прошедшие три тысячелетия почитания этого места к пещере пристроено несколько зданий, на стенах – множество украшений, бархатных занавесей, электрическое освещение… в общем, довольно благоустроенная пещера. Туристам из России следует учесть, что в пещере два отделения: слева расположено женское, справа – мужское.