Меню

Пещера валлторта

Мировая художественная культура (10 класс)

Художественная культура первобытного человека

На заре человечества наш древний предок впервые начал изображать на стенах каменных пещер животных, сцены охоты или рыбной ловли, человеческие фигуры, украшать предметы труда и оружие различными символами и орнаментом, а также возводить простейшие архитектурные сооружения, предназначенные для ритуального поклонения богам.
Каковы же были главные причины возникновения художественного творчества? В одной из древнейших теорий, принадлежавшей греческому философу Аристотелю (384-322 г.г. до н.э.), говорится прежде всего о познавательных потребностях человека и о заложенном в нем чувстве прекрасного.
Неохотно раскрывало первобытное искусство свои удивительные тайны. Настоящей сенсацией стали находки археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира. Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках. Краски выглядели яркими, будто их только что нанесли на камень. Поражала точность силуэтов, передающих упругость и объем могучих тел.
Пещера Альтамира получила всемирную известность. Позже были обнаружены изображения в других пещерах на юге Франции, Испании, в Западной Монголии, Алжире, а также на Южном Урале в России (Капова пещера).
Художественная культура на заре человечества носила синкретический характер . По мере того как совершенствовалось производство орудий труда и появлялась потребность к познанию законов Вселенной, человек начал создавать предметы, все более походившие на произведения искусства.
Какими инструментами пользовались первые художники Земли? Первые рисунки гравировались кремневыми резцами на камне, кости, роге. Для их раскраски использовались сажа, охра различных оттенков и мергель (горная порода).
В истории пещерной живописи эпохи палеолита (35—10 тыс. лет назад) ученые различают несколько периодов. Начиная с 30 тысячелетия до н.э. художники заполняли поверхность внутри контура краской. Позднее (18—15 тыс. лет назад) они уделяли внимание прорисовке деталей. Линия контура стала динамичной, что позволяло передавать различные оттенки (шерсть на гривах, складки кожи). Примерно 12 тыс. лет назад пещерное искусство достигло наивысшего расцвета: художники научились передавать объем, пропорции фигур, движение.
Именно в это время были созданы знаменитые росписи в пещерах Ласко, Альтамира , Фон-де-Гом, Нио. Здесь не просто отношение к зверю, как к добыче, это восхищение его силой, красотой, почтение к нему как к тотему, бывшему, по представлению древнего человека, покровителем племени. В пещерах обнаружены изображения стремительно бегущих оленей, скачущих галопом лошадей.
К эпохе палеолита относятся и первые произведения скульптуры: изображения, выполненные в технике рельефа, или одиночные фигурки из мягкого камня, дерева, глины, костей животных. Изображения зверей могли быть объектом ритуальной охоты или тотемом (священным животным), или связаны с обрядом жертвоприношения.
Особенно много сохранилось изображений женщин, переданных объемно и натуралистично, из мягкого известняка или мамонтовой кости. Женские статуэтки носили культовый характер и почитались как святыни. Палеолитические «Венеры» — это образ хранительницы очага, символ плодородия. Несмотря на внешний примитивизм и условный характер изображения, они воспринимаются как подлинное творение искусства, настоящий гимн женщине, с которой связывалось продолжение жизни.
В эпоху мезолита (10—5 тыс. лет до н. э.) происходит резкое потепление климата. Ледник, покрывавший значительную часть территории, начал таять; потоки воды, превращаясь в реки и озера, благоприятно влияли на рост лесов. Новые условия жизни оказали сильнейшее воздействие на круг занятий человека и особенности их отражения в художественном творчестве. Пещерные изображения утрачивают живость и объемность. Все чаще в них преобладают полные драматизма обобщенные схематические композиции, запечатлевшие схемы охоты и рыболовства, военные эпизоды, культовые церемонии. Изображаемые фигуры невелики по размеру. Расширяется цветовая палитра, к которой прибавляется белый цвет. Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники» .
В эпоху неолита (8—3 тыс. лет до н. э.) люди начинают вести оседлый образ жизни. Охота и собирательство постепенно вытесняются скотоводством и земледелием. В обиход прочно входят лепная керамика, изделия из ткани и дерева, усовершенствованные орудия труда, транспортные средства (человек изобрел колесо). Усиление зависимости от сил природы (вода, огонь, солнце плодородие почвы) вызвало необходимость выработать систему знаков, которыми украшались предметы быта. Живопись становится еще более схематичной. В ней отсутствует прорисовка деталей, а потому создается ощущение небрежности. Керамика эпохи неолита .
Недалеко от Киева в обширных наземных жилищах Триполья были обнаружены медные женские украшения, глиняные статуэтки животных и людей бытовые предметы и орудия труда медно-каменного века — энеолита (4—3 тыс. лет до н. э.). Особенно эффектно выглядела керамическая посуда разнообразных форм. Орнаменты в виде спиралей, кругов, волнообразных лент наносились на ее поверхность белой, черной и красной красками. Ценность трипольской культуры состояла в том, что в ней нашли отражение представления человека об окружающем мире, об устройстве Вселенной.

Смотрите так же:  Где находится саблинские пещеры

Бизоны. Палеолит.
Пещера Альтамира, Испания

Оттиск человеческой руки. Палеолит.
Пещера Пеш-Мерль,Франция

Быки. Палеолит.
Пещера Ласко,Франция

Сражающиеся лучники. Мезолит.
Ущелье Валлторта,Испания

Трипольская культура

Керамика афанасьевской культуры.
Энеолит. Горный алтай

Наскальная живопись эпохи мезолита

Изменения климата в эпоху мезолита серьезно отразились на всех сферах жизни человека. Примерно в десятом тысячелетии до нашей эры ледники начинают отступать. Территории, на которых раньше были пастбища для бизонов и лошадей, стремительно превращаются в леса. Травоядные животные перебираются на север. Наши предки охотятся на кабанов, зубров, оленей, ловят рыбу и собирают устриц. Места для поселений выбирают рядом с водоемами. Появляются новые орудия труда, развиваются скотоводство и земледелие. Все эти изменения отразились и на живописи эпохи мезолита.

Первые находки эпохи раннего мезолита сделаны в Пиренейских горах во Франции – в пещере Мас д’Азиль, исследовать которую в 1887 году начал археолог Эдуард Пьетт. В честь этого места была названа азиальская культура, занимающая промежуточное положение между мадленской и мезолитом. Раскопки продолжались до середины двадцатого века. Тут были обнаружены наскальные изображения лошадей, бизонов, оленей, фигурки, вырезанные из кости, расписанная галька.

Следующая археологическая находка сделана в начале двадцатого века – исследователь Рокафорт обнаружил образцы живописи эпохи мезолита в 1908 году в Испании. В долине реки Эбро он нашел древние рисунки, выполненные красным и черным цветами. На скале изображена группа женщин с тонкими талиями в оригинальных юбках. Между Барселоной и Валенсией в долинах и горных ущельях обнаружено немало живописных сцен. Тут можно увидеть изображения людей и животных, которые не превышают в высоту 75 сантиметров.

Чаще всего художники эпохи мезолита изображали сцены охоты. Люди преследуют оленей, баранов, козлов. Целая галерея с такими композициями обнаружена в ущелье Валлторта. Кроме сцен военных сражений тут можно увидеть казнь человека соплеменниками.

С живописью эпохи мезолита можно познакомиться в разных странах. В Узбекистане в ущелье Зараут-Сая найдены монохромные рисунки размером от 4 до 30 сантиметров. В основном тут представлены сцены охоты на быка, джейранов, козлов и баранов. Тела животных, спасающихся бегством от охотников, пронзают стрелы. В Азербайджане на верхней террасе Беюк-Даша тоже много изображений охотников. Фигуры тут крупные, некоторые из них в высоту составляют полтора метра. Руки переданы гравированными линиями, а тела и ноги выполнены в известняке в технике протирания.

Наскальные рисунки Зараут-Сая

Ученые считают, что самые древние из ныне найденных изображений находятся в Западной Испании в «Скале Мавров». На скале можно увидеть оленей с детально прорисованными головами.

Особенности живописи

Первое, что бросается в глаза, — размер рисунков стал значительно меньше. Например, животные, изображенные на скалах в местах археологических находок на Пиренейском полуострове, едва достигают в высоту четырнадцати сантиметров, а фигуры людей не больше десяти.

Черный и красный — основные цвета, с которыми работали художники эпохи мезолита. Иногда в рисунках они использовали сразу оба цвета, что помогало выделять детали на контрасте – тело человека закрашивали красным, а ноги – черным. Но все-таки чаще рисунки были монохромными.

Для изготовления красок начали использовать новые ингредиенты – яичный белок, мед и даже кровь.

Исчезает объем, характерный для живописи палеолита. Многие детали изображаются схематично. Древний художник все еще с большим трудом передает в своих рисунках пропорции. У героев его изображений могут быть, например, огромные ноги и голова, а вот тело – непропорционально длинное и вытянутое.

Животных изображают в движении, они словно летят по воздуху. Люди тоже полны энергии и заняты привычными делами. Появляется немало групп взаимосвязанных между собой объектов – наскальные рисунки больше не хаотично размещенные отдельные изображения. Под сводами пещер можно увидеть целые истории, где каждая новая деталь взаимосвязана с предыдущей.

Шедевром живописи эпохи мезолита признан рисунок, обнаруженный в ущелье Гасулья в Испании. Два стрелка замерли невдалеке от горного козла в выразительных позах: опираясь на одно колено и вытянув назад вторую ногу, они слегка наклонились вперед и натянули луки.

Рисунок охотников в ущелье Гасулья

Нередко в пещерах встречаются наслоения рисунков. Исследователи объясняют это так: из-за многочисленных войн территории регулярно переходили к разным племенам. С помощью живописи древние художники пытались сохранить за собой право на новую местность, покрывая старые рисунки новыми.

Живопись в эпоху мелозита существенно изменилась. Если раньше фигура человека была второстепенной, то теперь он – главный герой большинства наскальных историй. Изображения объединены в группы, которые правдоподобно передают сцены из жизни. Каждая деталь продумана, однако некоторые из них нанесены схематично и как будто не до конца проработаны древними художниками.

2.4.3. Культура эпохи мезолита

Костяной кинжал. Стоянка Веретье. Россия.

Костяные гарпуны. Стоянка Веретье. Россия.

Кремневые скребки, резцы, ножи. Стоянка Бутово-I. Россия.

Знаки на гальках. Мас д’Азиль. Арьеж. Франция.

Фрагмент лыжи со скульптурным изображением головы лося. Висский –I торфяник. Сидорское озеро. Коми.

Изображение человека в Прибалтике. Костяная и роговая скульптура.

Скульптуры Оленеостровского могильника. Карелия.

Олень, мужчины и женщины. Петроглиф-гравировка. Пещера Аддора. Вблизи Палермо. Сицилия.

Большой фриз. Фрагмент наскальной живописи Альперы. Альбаим. Восточная Испания.

Изображение лучника из местности Альпера в Восточной Испании.

Охота на оленей. Наскальная живопись Валлторты. Восточная Испания.

Лучник. Наскальная живопись. Ущелье Валлторта. Восточная Испания.

Охота на кабанов. Наскальная живопись. Ущелье Гасулла. КАтелон. Восточная Испания.

Петроглифы Кольского Заполярья (скалы реки Пяйве, стены пещеры на р. Майке на полуострове Рыбачий, гравировки на р. Умбе в Канозере).

Петроглифы (гравировки, рисунки краской):

Охота на быка. Гравюра на камне. Гора Беюк-даш. Кобыстан, Азербайджан.

Гравировки на камне. Гора Беюк-даш. Кобыстан, Азербайджан.

Антропоморфные изображения. Пещера Ак-Чумкур. Тянь-Шань. Бассейн р. Сары-Джаз, Киргизия.

Фрески грота Шахта. Памир. Таджикистан.

Фрески грота Зараут-Сай. Узбекистан.

Петроглифы (гравировки, живопись):

Древний буйвол. Петроглифы. Феццан. Ливийская Сахара. VIII–VI тыс. до н. э.

Бык. Петроглиф. Феццан. Ливийская Сахара, Африка.

Леопарды. Петроглиф. Феццан. Ливийская Сахара, Африка.

Большая композиция с изображением быков, хижин и людей. Наскальная живопись. Сефар. Тассилин-Аджер, Алжирская Сахара.

Рыбная ловля. Наскальная живопись. Южная Африка.

2.5. Примерные образцы характеристик (аннотаций)

Художественных произведений каменного века

1. Живописные изображения пещеры Ак-Чункур. Киргизия. Мезолит.

Пещера находится в одном из самых красивых районов высокого Тянь-Шаня, в бассейне реки Сары-Джаз. Ак-Чункур относится к пещерам карстового типа. Она выщелочена вдоль зоны дробления в мраморизированных беловато-серых известняках. Отсюда ее название «Белая яма». Пещера состоит из 2 ярусов. Ее длина 57 м. Она имеет также большой грот с высокими сводами. Его высота от 1,8 до 2 м.

Грот, ориентированный на восток, утром освещается солнцем, и сумрачное пространство пещеры преображается. Рисунки нанесены темно-красной охрой на сглаженной поверхности стен и сводов серо-бежевого цвета. Охра наносилась, видимо, пальцем руки или предметом с плоским концом. Среди рисунков – горные козлы, архары, змеи, антропоморфные изображения. Рисунки людей выполнены в силуэтном стиле. Они монохромны. Размеры их – от 13 до 24 см.

Особый интерес представляют рисунки на первом своде грота, где одна над другой, ногами друг к другу, изображены две полные женские фигуры. По силуэту они напоминают палеолитических «Венер». Киргизские «Венеры» столь же миниатюрны (16–18 см), статичны, с подчеркнуто пышными формами женщины-матери, но выполнены они не в скульптурном варианте, а написаны охрой. Выбор места для росписей – на потолках и сводах – тоже соответствует палеолитической традиции живописи и гравировки. Одно из женских изображений на другом своде переплетается с изображением змеи.

Существенно, что наряду с женскими изображениями комплекс рисунков включает мужские фигуры, которые в Ак-Чункур доминируют. В культуре мезолита образ мужчины выдвигается на первый план. Заметна здесь и другая мезолитическая тенденция – нарастание схематизма в изобразительных системах. Отметим также, что высокая Азия осваивалась человеком вслед за таянием ледника примерно 10 тыс. лет назад, в эпоху мезолита.

В рисунках Ак-Чункур присутствует типичный для мирового искусства этого времени круг тем и сюжетов: женщина – охотник – звери; ритуальный мужской танец с семью участниками, который напоминает пляшущих лучников мезолитической пещеры Кобыстана на Кавказе; сочетание женских фигур с изображением (или присутствием) серповидного рога (в Ак-Чункур найден рог горного козла, наполненный жирной красной охрой). Сюжет женщины со змеей связан с мифологическими образами лунных богинь.

Пещера Ак-Чункур непригодна для жилья. Скорее всего – это святилище. Возможно, что воспроизведение мифологических сюжетов и их изобразительная фиксация на стенах и потолке пещеры включались в исполняемую здесь ритуально-обрядовую церемонию. Такая ритуально-мифологическая система была средством культуротворчества, сохранения во времени и передачи поколениям социального опыта; она выступала адаптивно-динамической системой образного моделирования древним человеком мира и своего поведения в нем.

Места для свершения церемоний – необычные, сакральные: от входа в грот открывается волнующая сердце панорама благодатной зеленой долины с молочно-белой вьющейся лентой реки, с широким пространством голубых небес, среди которых царят вознесшиеся к самому небу пик Победы и исполинская вершина Хан-Тенгри (Бога Неба).

Искусство Палеолита (40-10 тыс. лет до н.э.).

Первобытное искусство.

Первобытное искусство – собирательное обозначение различных форм искусства певобытно-общинного строя.

Основные формы искусства:

1. Произведения малых форм (мобильное искусство, роспись предметов быта)

2. Монументальное искусство (живопись, графика, барельеф).

Основные группы памятников:

3. Ритмические (орнамент). Искусствовед Соколова писала: «Орнамент – подчерк эпохи».

Поздний Палеолит — время первых религиозный воззрений, время окончательного сложения родовой организации общества. В начале позднего Палеолита появляются петроглифы; рисунки, сделанные краской, рельеф, круглая скульптура. Краска наносилась в это время примитивными кистями (клочки шерсти, пучок травы) или непосредственно руками. Она имела минеральное происхождение (окись марганца), первоначально использовалась в готовом виде, затем специально приготовлялась (растиралась на животном жире, смешивалась с медом или соком растений). Круглая скульптура создавалась из мягких пород камня, рога, кости, глины и дерева. Почти все сюжеты посвящены животным.

Основной район распространения настенной живописи палеолита можно считать территорию современной Франции и Испании. В Восточной Европе и Сибири бытовала преимущественно мелкая пластика (мобильное искусство). И только на Урале в Каповой пещере обнаружены росписи эпохи Мадлен (20 — 10 тыс. до н. э.). Они выполнены одной красной краской.

К более раннему периоду Ориньяк (35 — 20 тыс. до н. э.) относятся памятники:

1. Рисунок на глине. Пещера Санта-Изабель Испания.

2. Венера Виллендорфкая. Известняк высота 6 см. Австрия (из серии так называемых «палеолитических Венер»).

3. Женская голова кость 3 см. Брассемпуи. Франция.

4. Голова лани. Пещера Кастильо. Испания.

5. Голова Оленя. Пещера Фон-де Том. Франция. Постигается возможность красочной линии. Животное показывается в различных позах.

Шедевры мадленской живописи Альтамирской пещеры (Испания) и пещер Франции (Фон-де Том, Ляско, Руфиньяк) изображают животных почти в натуральную величину. Статуэтки женские найдены в Гагарино, Авдеево, в Сибири — Мальта, Буреть.

Искусство Мезолита (10 — 6 тыс. до н. э.)

Наиболее яркие памятники обнаружены на скалах Восточной Испании (Испанский Левант), на Кавказе, в Средней Азии.

Во всех этих местах, часто на открытых скалах встречаются красочные и гравированные изображения людей и животных небольшого размера. Красной, преимущественно темно-красной или черной, наносится сплошной силуэт фигур (Сцена охоты. Альпера. Восточная Испания).

В этот период создаются динамичные многофигурные композиции (сцены охоты, вооруженных столкновений, загона скота, сбора меда, танцев и т. п.). В мезолитских росписях на первый план выходит человек, его действия. Человеческая фигура изображалась схематичнее, условнее фигуры зверя, но зато гораздо динамичнее, подвижнее (Сцены сражения. Роспись на скале Валлторта, Испания).

В Кобыстане (Азербайджан) на открытых горных склонах многие тысячелетия сперва охотились, затем скотоводы оставляли свои рисунки. Первобытный художник главное внимание направлял на передачу смысла сцены. (Сцена охоты. Изображение на скале. Сеймалы-Таш. Фергана. Средняя Азия).

Искусство рассматриваемого периода может быть сравнимо с творчеством бушмеков, обитающих ныне на юге Африки (Сцены охоты на страусов. Бушмены. Африка).

Лучники и олени Наскальные рисунки Пещера Арана, восточная Испания

Главное отличие от предыдущей эпохи состояло в том, что художник теперь пытается передать внутренний смысл происходящего, а не внешнее сходство, как это было в палеолите. Теперь рисунок более схематичен, немного непонятен и расплывчат, если хотите, но это не говорит о ухудшении навыков художников мезолита, а напротив о его совершенствовании. Стараясь передать внутренний мир, они постигают основы души, мироздания, фигуры более динамичны, подвижны. Изображаются многофигурные сцены военной борьбы, охоты, загона скота, сбора меда (например, живопись в пещерах Испании). Животные теперь даются силуэтом, залитым черной или красной краской, но, несмотря на это, сила выразительности образного решения не теряется, так как все сосредоточивается на передаче экспрессии движения. Теперь художник старается не только добиться внешнего сходства, а главное, показать внутренний смысл происходящих событий. Человеческая фигура изображена схематично, условно, отдельными штрихами, но всегда в живом движении. Видимо, прежде всего, было важно изобразить действие человека, как он бежит, стреляет, борется, танцует, собирает плоды. Если изображения животного и человека эпохи мезолита менее правдоподобны, чем в предыдущую эпоху, то это говорит не о падении мастерства первобытных художников, а об изменении задач искусства.

Сцена сражения Наскальный рисунок Пещера Валлторта, Испания Воины Наскальные рисунки Пещера Валлторта, Испания

Создание динамичных сцен с определенным сюжетом свидетельствует о более глубоком и сложном отражении действительности в сознании человека. Сцены, где участвуют люди, животные, птицы, очень динамичны. Все персонажи связаны развивающимся действием, т.е. основой решения изображений становится композиция. Раскраска, как это было и в росписях мезолита, несколько условна, но изображения отличаются верной передачей натуры.

Женщина, собирающая мёд. Пещера Арана, восточная Испания

Неолит (8 – 4 тысячелетия до н. э.)

Таяние ледниковв неолите, или новом каменном веке, привело к заселению новых территорий, вследствие чего человеку стала угрожать худшая из опасностей – другой человек. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.