Меню

Монастыри россии в москве

Основан Свято — Покровский монастырь был в 1635 при Михаиле Федоровиче Романове. Им была выделена земля на окраине Москвы под строительство. Это была часть кладбища, на которой хоронили бездомных. До начала строительства здесь была расположена Покровская приходская церковь. В комплекс монастыря входят следующие строения: храм Воскресения Словущего, храм Покрова Пресвятой Богородицы, колокольня, святой источник, некрополь и Подворье Покровского женского монастыря, украшением которого является храм Казанской иконы Божией матери, созданный в XVII веке.

Монастырь был создан в XIII веке князем Даниилом Московским святым благоверным. Первый храм, созданный на территории монастыря, посвящен преподобному Даниилу Столпнику. Монастырь является местом упокоения многих иерархов Церкви , а также некоторых русских деятелей культуры, таких как: Гоголь, монастырь Рубинштейн, Языков, Перов и другие. В 1983 церкви возвратили монастырь, восстановили его за 5 лет, были устроены : поминальная часовня и надкладезная, поминальная. Монастырь в 1988 году стал одним из центров празднования тысячелетия Крещения Руси.

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, образованный в 1397 году, размещен в центре Москвы, на улице Лубянка. По преданию это место является местом сретения иконы Владимирской Божией Матери.Создание монастыря посвящено победе над Тамерланом. На территории монастыря находится две церкви: храм преподобной Марии Египетской и собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи. Храм св. Николая ранее находившийся на в монастыре не сохранился до наших дней.

Впервые известно о Высоко — Петровком мужском православном монастыре стало из письменных источников 1377 года. В начале XX века был закрыт большевиками, но храмы продолжали действовать. В это время образовалась подпольная монашеская община, одна из крупнейших в СССР. Полноценная деятельность монастыря началась с 2009 года. Восстановление монашеской жизни в монастыре началось по прошению Зарайского. Самой главной святыней монастыря являются мощи святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. Находятся они в Петровском соборе.

Рождественский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы появился в 1386 году на берегу Неглинки. Основала его Мария Серпуховская,мать Владимира Храброго, героя Куликовской битвы, жена князя Андрея Серпуховского. В 1389 она приняла в этом монастыре постриг, незадолго до своей смерти. Монастырь был закрыт и его помещение использовалось в самых разных целях. В одной из частей располагался архитектурный институт.

Новоспасский ставропигиальный монастырь был образован при князе Иване III в 1462 году. Подвал собора Спаса Нерукотворного является главной усыпальницей монастыря. В ней хранятся останки членов семьи династии Романовых , их родственников из других княжеских фамилий. Также здесь похоронены другие известные исторические личности. С 1972 года монастырь находится под государственной охраной и здесь проводятся реставрационные работы. С 1991 Новоспасский монастырь вернули Русской Православной церкви. В настоящее время при монастыре работает школа иконописи и воскресная школа, хор монастыря является одним из лучших на территории нашей страны.

Зачатьевский (ранее Алексеевский) православный женский монастырь является одним из древнейших в Москве. В 60-х годах XIV века митрополитом Алексием была построена деревянная церковь и при ней им же был основан женский монастырь. Храм был освящен как церковь Зачатия святой Анны. Зачатьевским он был назван по церкви. Иулия, родная сестра Алексия, была первой игуменьей монастыря. После смерти ее похоронили на территории монастыря. После революции монастырь был разграблен. Последняя служба прошла в 1925 году, в 30-е годы разрушили соборный храм. Восстановление современного монастыря началось лишь в 1991 году.

Донской монастырь является мужским монастырем Русской Церкви. Он находится в черте города Москвы. Монастырь был возведен в 1591 году после нападения крымского хана. Донской монастырь называют «Архитектурным кладбищем», так как тут захоронены многие известные архитекторы. В 1934 году в монастыре был открыт музей русской архитектуры. В него привозили фрагменты разрушенных памятников.

По преданию на месте, где сейчас расположен Николо — Угрешский монастырь, в 1380 году Дмитрий Донской останавливался со своим войском перед битвой на Куликовом поле. И именно здесь произошло явление Святителя Николая Чудотворца, после чего вера Дмитрия была укреплена. А после был основан Николо — Угрешский монастырь, а место стало называться Угреша.

Основали Спасо — Андроников монастырь в 1360 году. Для защиты от подступов к Москве с Юго — Востока бывший мужской монастырь расположен на берегу Яузы. Свое название монастырь получил ученика Сергия Радонежского и первого игумена монастыря, Андроника. В настоящее время в монастыре существует музей древнерусского искусства им. А. Рублева, в нем представлено большое количество икон XV – XVII веков.

Новодевичий монастырь — это памятник архитектуры 16 века. Находится в историческом месте Москвы, столетия назад называвшемся Девичье Поле. Основан московским князем Василием III в честь иконы Божьей Матери и в память о взятии Смоленска. Удивительный по красоте монастырский ансамбль Москвы, духовный, загадочный. Это место ссылки многих знатных, царственных дам. Здесь находилась в заточении царевна Софья и сейчас в действующим монастыре и музеи, есть поверье, что если загадать желание и прижаться к Напрудной башне монастыря, то желание непременно сбудется.

Иоаннский — Предтеченский женский монастырь основан в XV веке. Расположился он к югу от места, где ранее пришла в запустение Владимирская церковь. На жертвования различных знатных покровителей проходило содержание монастыря. Также из государственной казны также получались средства для содержания. Монастырь действует в Москве и в настоящее время, его замечательный живописный вид очень нравится многим кинематографистам и поэтому он часто применяется в кадрах кинофильмов.

В 1907 году Марфо-Мариинская обитель была основана Елизаветой Федоровной, Великой княгиней. Елизавета Федоровна отдалилась от светской жизни после гибели ее мужа, Сергея Александровича, все ее дни проводились в молитве. На создание обители ушло два года. Помещение для будущей обители, усадьба на Большой Ордынке, было приобретено Елизаветой Федоровной на деньги от проданных ею собственных драгоценностей и личного имущества. В дальнейшем усадьба была переоборудована необходимым образом. Официальной датой открытия Марфо — Мариинской Обители милосердия — 10 февраля 1909 год.

В настоящее время монастырь имеет статус патриаршего подворья, ранее он считался мужским монастырем. Предполагается, что временем основания монастыря являются 1380 — е года. Документально известно об обители стало с 1623 года. Строительство помещений из камня в монастыре началось с середины XVII века. В 1649 году — это церковь Успения Божией матери и церковь Николая Чудотворца и колокольня, в 1647 году — храм во имя преподобного Сергия Радонежского. Также монастырю в это время передается часовня, расположенная между Неглинскими воротами.

Свято-Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь основан в 1282 году сыном Александра Невского Даниилом. Монастырь получил свое имя от святого покровителя Даниила Столпника.

В 1293 году монастырь был разорен монголо-татарами во время их нашествия на Москву и восстановлен только при царе Иване Грозном в 1560 году. Вокруг монастыря возвели каменные стены и башни, но, к сожалению, они были разбиты при Лжедмитрии II.

Монастырю не повезло и в войну 1812 года – на его территории устроили склады и забивали скот, а имущество было разграблено.

В 1930 году монастырь закрыли. Только в 1983 году территория монастыря была передана Русской Православной церкви, а в 1988 году он стал центральным местом проведения торжеств, посвященных тысячелетию Крещения Руси.

Донской мужской монастырь основан в 1591 году. Здание монастыря расположено в юго-западном направлении от центральной части Москвы, неподалеку от старой Калужской дороги.

Назван монастырь в честь Донской иконы Божией Матери, чудесным образом избавившей Москву от войска хана Казы-Гирея. По легенде, этой иконой Сергий Радонежский благословил войско великого князя Димитрия на Куликовскую битву. Благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы враги были изгнаны за стены города, а крымские татары более никогда не нападали на Москву.

Монастырь основан на месте, где войско великого князя Димитрия ожидало боя с татарскими войсками хана Казы-Гирея и где стояла малая походная церковка с Донским образом Пресвятой Богородицы. Позже здесь был отстроен собор Донской иконы Божией Матери (Малым собор), в честь которого монастырь и получил впоследствии свое название.

Покровский женский монастырь

Покровский женский монастырь – ставропигиальный монастырь Русской Церкви в Москве, у Покровской заставы. Монастырь был основан, как мужской в 1635 году в память Патриарха Филарета. Здания храмов были возведены в византийском стиле, по проекту талантливого зодчего, академика архитектуры М.Д. Быковского.

В первые годы Советской власти монастырь был закрыт, а с 1934 года в его зданиях разместились типография, редакция журнала и спортивный зал. На месте кладбища при монастыре был разбит парк культуры и отдыха. Покровский монастырь был возвращен Русской Православной церкви только в 1994 году и Священный Синод принял решение о возобновлении Покровского монастыря в качестве женской монашеской обители. В конце 90-х годов ХХ века, была закончена реставрация обители. На соборной площади, в сторонке от храмов и под сенью деревьев выделяется своими остеклёнными стенами водосвятная часовня.

Монастырь по особому почитается верующими, ведь здесь находятся останки святой блаженной Матроны Московской, перенесённые сюда в 1998 году. Ежедневно в дни здесь бывают страждущие поклониться Матроне, прикоснуться к святым мощам или иконе, поведать ей о своих печалях или бедах и попросить её о помощи. Сегодня Покровский монастырь – самый посещаемый в Москве.

Сретенский монастырь

Сретенский монастырь в Москве является действующим православным мужским монастырем, который располагается в центре города на улице Большая Лубянка. Это одно из старейших религиозных строений на территории столицы, он был основан в 1397 году в память о чудесном избавлении Москвы от нашествия Тимура-Тамерлана благодаря иконе Владимирской Божьей Матери. Древнейшие постройки не уцелели, самое старейшее здание – пятиглавый собор – построенный в 1679 году.

Святой обитель был закрыт в 1925 году, многие здания из комплекса монастыря были разрушены. В девяностых годах прошлого столетия началось возрождение монастыря. В нем было оборудовано крупнейшее православное издательство.

Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь

Преподобный Иосиф Волоцкий и князь Борис заложили деревянный Успенский храм в 1479 году. А в 1486 году в монастыре выстроили собор и колокольню из камня.

Иосифо-Волоцкий мужской монастырь известен многочисленными Святынями. Владимирская икона Божьей Матери, моленный образ Иосифа Волоцкого, размещенный в Иосифовском храме, бесценная плащаница 1558 года. В Успенском храме находятся мощи святого Иосифа, в нижней церкви размещены гробницы из белого камня князей Волоколамска, помещиков и митрополитов с епископами.

Архитектурное единство Иосифо-Волоколамского монастыря — наглядный пример древнерусского искусства периода XVI-XVII веков. Особого внимания заслуживает соборный храм Успенской Божьей Матери: строительство храма велось с использованием архитектурного ордена и центрических композиций. Храм Смоленской Одигитрии находится в первом ярусе колокольни. Святые врата венчает церковь Святых Петра и Павла. Территорию монастыря окружают 7 шатровых башен, декорированных узорами из кирпича. Площадь трапезной насчитывает около 450 квадратных метров, а Успенский собор отличается неповторимым «нарышкинским» стилем, резным иконостасом и витыми колонами.

Смотрите так же:  Монастырь осиос лукас это

После проведения церковной реформы, храм утратил все богатство – колокольня была взорвана.

Восстановление храма началось в 1999 году, вслед за передачей его Русской Православной Церкви.

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь был основан иноком Новгородского Варлаамо-Хутынского монастыря, игуменом Владимиром. Это место в Подмосковье с древних времен носило название Белые Пески. По легенде именно здесь Сергий Радонежский, следовавший из Серпухова в Коломну, установил крест со словами «Быть тут монастырю». Изначально небольшая обитель перешла под покровительство царя Ивана III, а затем и Василия III, которые превратили монастырь в хорошо укреплённую крепость-форпост на стратегически важном южном рубеже русского государства.

Пятиглавый Троицкий собор — первое каменное сооружение монастыря, построенное в 1578 году. С этого момента все деревянные постройки обители были заменены каменными. В этот же период были построены Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Сергиевская церковь была построена значительно позже и выполнена в стиле классицизма. Рядом находится Ивановская церковь, являющаяся прекрасным образцом стиля ампир. Кроме них на территории обители сохранились келейный корпус, трапезная, «Проломные ворота», ограда с башнями XVII века.

Часовня-усыпальница Прохоровых» Новодевичий монастырь

На территории монастырского некрополя находится часовня-усыпальница фабрикантов Прохоровых, владевших Трехгорной мануфактурой. Часовня построена в 1911-1915 гг. в неорусском стиле. Возведение часовни на территории некрополя Новодевичьего монастыря — неслучайно: по традиции монастырский некрополь символизировал связь поколоний и близость погребенных к Богу. Строительство часовни началось в 1911 году. Согласно сведениям из семейного архива Прохоровых в строящуюся часовню были перенесены захоронения членов семьи Прохоровых, находящиеся раньше неподалеку от Смоленского собора

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь – в настоящее время недействующий мужской монастырь, который находится на левом берегу реки Яузы.

Монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием, свое название он получил от имени ученика Сергия Радонежского игумена Андроника.

Каменный храм был возведен между 1425 и 1427 годами. В храме сохранились фрагменты фресок работы Андрея Рублева, датированные 1428 годом. Монастырь считался центром переписки книг. В середине XVIII века вокруг монастыря возвели каменные стены, а по проекту Р.Р. Казакова была построена новая колокольня, которая насчитывала в высоту семьдесят три метра. К сожалению, во время Отечественной войны 1812 года монастырь подвергся разорению со стороны французов. В середине XIX века монастырь еще раз перестраивали, уже по проекту П.А. Герасимова. В 1918 году монастырь закрыли, на его территории находился один из первых концлагерей ВЧК. После Великой Отечественной войны, в 1947 году академик И.Э. Грабарь выдвинул идею о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. Таким образом, в 1960 году был открыт Музей Андрея Рублева.

В 1989 году монастырь заново освятили и здесь возобновились службы.

Новодевичий монастырь

В наши дни Новодевичий монастырь является филиалом Исторического музея Москвы (образован в 20-30 годы прошлого века по закрытии монастыря). Здесь собрана представительная коллекция предметов искусства — иконы, древнерусская живопись, ткани, ценные рукописи, бывшее церковное имущество этого и других монастырей. В том числе вклады и подарки, сделанные историческими лицами: Иваном Грозным, Борисом Годуновым, царевной Софьей Алексеевной, известными боярами. Однако музей ценен не только своей уникальной коллекцией, но и историко-архитектурным ансамблем 16-17 веков.

Сам монастырь был основан, как принято считать, Великим князем Василием III в 17 веке в честь присоединения Смоленска к русским землям. Название произошло или от расположения на Девичьем поле или, возможно, от фамилии его первой игуменьи Елены Девочкиной. Почти сразу монастырь стал приютом для царских вдов и царевен. До 1922 года монастырь был очень известной и богатой обителью. В советской время его закрыли.

Новодевичий монастырь входит в южное оборонное кольцо Москвы. И до сих пор выглядит если не воинственно, то готовым к обороне. На его территории сохранилось шесть храмов и другие исторические постройки. При монастыре расположено знаменитое Новодевичье кладбище, где покоится множество знаменитых людей России. Сам комплекс монастыря включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Симонов Успенский монастырь в г. Москве является мужским православным монастырем, который в настоящее время реставрируется. Он был основан на высоком левом берегу Москва-реки в 1370 году святителем Федором, который являлся племянником Сергия Радонежского. Земля для строительства была пожертвована местным боярином. Монастырь представлял собой крепость, которая помимо религиозной играла и защитную роль для Москвы.

В советское время монастырь был недейственным, его вернули православной церкви лишь в девяностых годах прошлого столетия. До наших дней сохранились лишь некоторые здания крепости, самыми ценными среди них являются южная стена с башнями, построенная в 1642 году и трапезная, построенная в 1680 году, имеющая богатый внутренний декор.

Андреевский монастырь

Расположен на берегу р. Москва, на Воробьевых горах, напротив Лужников. Основан не позднее XVI в. Официальная дата основания — 1648 г., когда боярин Федор Ртищев заложил обитель на месте храма в честь св. Андрея Стратилата. В середине XVII в. являлся центром ученого монашества. К концу того же столетия был преобразован в приходской храм и пришел в упадок.

Закрыт в 1923 г. Возвращен Церкви в 1991 г. В настоящее время здесь размещается Синодальная библиотека имени Патриарха Алексия.

Храмы и монастыри в Москве

Храм Христа Спасителя — главный собор Русской православной церкви, в котором проходят основные церковные службы.

Покровский собор (храм Василия Блаженного) находится на Красной площади. Это здание уже давно стало символом Москвы, растиражированным на открытках, разошедшихся по всему свету.

Всего в Москве несколько десятков церквей, и перечислять все не имеет смысла. Однако некоторые стоит упомянуть.

Пожалуй, самое необычное местоположение храма — на углу улиц Новый Арбат и Поварская. Здесь стоит маленькая белая церквушка Симеона Столпника (ул. Поварская, д. 5), которая была возведена в последней четверти XVII века. А вокруг нее растут высотные железобетонные здания Нового Арбата. Церковь эта известна тем, что в ней венчались граф Шереметьев и главная актриса его крепостного театра Прасковья Жемчугова. Кроме того, священник из этой церкви причащал Н.В. Гоголя перед смертью. В советское время в храме располагался выставочный зал. Сейчас здесь вновь церковь.

Стоит упомянуть и церковь Вознесения Господня в Сторожах, находящуюся рядом с Никитскими воротами (ул. Большая Никитская, д. 36). Она известна тем, что в ней венчался Александр Сергеевич Пушкин с Натальей Гончаровой.

Несколько церквей находится на улице Большая Ордынка. Здесь стоят: храм иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радости» (дом №20), храм святителя Николая в Пыжах (дом № 27/6), храм Иверской иконы Божьей Матери на Всполье (дом №39/22), храм великомученицы Екатерины на Всполье (дом №60/2), а также Марфо-Мариинская обитель (дом №34).

Москва — город многонациональный, поэтому здесь есть несколько храмов других конфессий: два костела, одна лютеранская и одна англиканская церковь, две мечети и три синагоги.

Костел Непорочного зачатия Девы Марии построен в стиле неоготики в начале XX века. В советское время он был закрыт, в помещении располагался склад. Вновь действует с 1990-х годов. Сейчас здание принадлежит польской католической общине Москвы. Помимо служб на нескольких языках, здесь проходят концерты органной музыки.
Адрес: ул. Малая Грузинская, д. 27 (станции метро «Краснопресненская», «Баррикадная» и «Улица 1905 года»)

Второй — костел Святого Людовика. Он появился в конце XVIII века, в новом здании находится с середины XIX века. В начале века XX в этом же помещении был открыт французский лицей. Службы здесь не прекращались даже в период советской власти.
Адрес: ул. Малая Лубянка, д. 12 (станция метро «Лубянка»)

Лютеранская церковь апостолов Петра и Павла была открыта в 1817 году, в новом здании — с начала XX века. В советское время была закрыта, сейчас вновь действует.
Адрес: Старосадский переулок, д. 7 (станции метро «Лубянка» и «Китай-Город»).

Англиканская церковь святого Андрея появилась в последней четверти XIX века. Была закрыта при советской власти, сейчас вновь действует.
Адрес: Вознесенский переулок, д. 8 (станции метро «Тверская», «Арбатская», «Охотный ряд» и «Театральная»).

Одна из московских мечетей была открыта еще в 1816 году. В советское время она не действовала, сейчас вновь функционирует. Так как это самый старый мусульманский храм города, его называют Исторической мечетью. Адрес: ул. Большая Татарская, д. 26 (станции метро «Третьяковская» и «Новокузнецкая»). Вторая мечеть, называемая Соборной, была открыта в начале XX века, и не закрывалась даже во время советской власти.
Адрес: Выползов переулок, д. 2 (станция метро «Проспект мира»). Обе мечети суннитские. При второй открыто медресе.

Хоральная синагога Москвы существует с начала XX века. Она не была закрыта и во время советской власти. При синагоге действует ешива.
Адрес: Спасоглинищевскй переулок, д. 10 (станции метро «Китай-Город» и «Лубянка»).

Вторая синанога была открыта в Москве в 1925 году.
Адрес: Вышеславцев переулок, д. 5 (станция метро «Совеловская»).

Третья, Любавичская синагога, ведет свое начало с дореволюционного времени. Только тогда здесь была не синагога, а частный молельный дом миллионера Лазаря Полякова. В советское время в здании располагался дом творчества. Эта синагога принадлежит общине любавичских хасидов.
Адрес: ул. Большая Бронная, д. 6 (станции метро «Арбатская», «Тверская», «Пушкинская», «Чеховская»).

Еще по одной мечети и одной синагоги расположено в парке Победы (станция метро «Парк Победы») и в Духовно-просветительском центре в Отрадном (станция метро «Отрадное»). Это храмы новые, открытые в середине 1990-х годов.

Новодевичий монастырь считается главным женским монастырем России. Отдельного внимания заслуживает Новодевичье кладбище при монастыре.

Донской монастырь появился в 1591 году. Он был построен в честь чудесного отступления от Москвы крымского хана Казы-Гирея, который почему-то не стал осаждать город, а бежал от ее стен. Назван монастырь по иконе Донской Божьей Матери.
Судьба Донского монастыря была сложной. Его разорили сначала в Смутное время, а затем во время войны с Наполеоном. В советский период здесь был открыт музей Академии архитектуры СССР, в который свозились уцелевшие детали из разрушенных храмов. В частности, сюда перевезли рельефы храма Христа Спасителя. В 1920-е годы в Донском монастыре содержался под стражей неугодный советской власти патриарх Тихон.
Во время второй мировой войны верующие собрали средства и построили на них танковую колонну. Некоторые машины сейчас стоят у входа в монастырь.
Монашеская жизнь возобновилась в 1990-е годы. Сегодня Донской монастырь является ставропигальной мужской обителью. В нем хранятся мощи Тихона, обнаруженные на территории монастыря во время раскопок.
Адрес: г. Москва, Донская площадь, д. 1 (станция метро «Шаболовская»). Тел. +7 495 954 1010, +7 495 954 4857, +7 495 952 1646, +7 495 2320221.
Посещение некрополя возможно только в выходные и праздничные дни с 10.00 до 16.00.

Смотрите так же:  Монастырь в эшо

Данилов монастырь — самый древний в Москве. Он, основанный князем Даниилом Московским (сыном Александра Невского), появился во второй половине XIII века. Но после смерти основателя обитель пришла в упадок, и восстановлена была только при Иване Грозном. Как и большинство московских монастырей, Данилов монастырь разоряли сначала поляки в Смутное время, затем французы во время войны с Наполеоном. В годы советской власти монастырь был закрыт, в его стенах находился изолятор НКВД для детей репрессированных врагов народа. Возрождение обители началось в 1980-е годы. Сейчас это действующий мужской монастырь. На его территории находится некрополь, где похоронены многие известные люди. В храмах хранятся частички моще святых Даниила Московского, Александра Невского и Николая Чудотворца. Здесь находится резиденция патриарха.
Адрес: г. Москва, Даниловский вал, д. 22 (станция метро «Тульская). Тел. +7 495 955 6788, +7 495 955 6790.

Андроников (Спасо-Андроников) монастырь получил название по имени своего первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Он был основан в середине XIV века, Спасский собор монастыря — самый старый сохранившийся в Москве храм, если не считать соборов Московского Кремля.
Андроников монастырь известен тем, что с ним связана жизнь Андрея Рублева. Здесь иконописец принял постриг, здесь он долгое время жил и работал, здесь же был похоронен.
Сегодня это действующий мужской монастырь.
В Андрониковом монастыре открыт Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, в котором можно увидеть иконы знаменитого мастера, работы других иконописцев, а также различные предметы древнерусского декоративно-прикладного искусства.
Адрес: г. Москва, Андрониковская площадь, д. 10 (станции метро «Площадь Ильича», «Римская» и «Курская»). Тел. +7 495 678 14 67.
Режим работы музея: 11.00-18.00, кассы до 17.15. Выходной день — среда, санитарный день — последняя пятница месяца.

Всего в Москве 22 монастыря. Кроме уже упомянутых:
Андреевский (Андреевская набережная, д. 2)
Богоявленский (Богоявленский переулок, д. 2)
Всехсвятский (шоссе Энтузиастов, д. 7)
Всехскорбященский (ул. Новослободская, д. 58)
Высокопетровский (ул. Петровка, д. 28/2)
Заиконоспасский (ул. Никольская, дд. 7-9)
Зачатьевский (2-й Зачатьевский переулок, д. 2)
Знаменский (ул. Варварка, дд. 8-10)
Ивановский (Малый Ивановский переулок, д. 2)
Казанский Головинский (Кронштадский бульвар, дд. 29-31)
Николо-Перервинский (ул. Шоссейная, д. 82)
Никольский (Преображенский вал, д. 25)
Ново-Алексеевский (2-й Красносельский переулок, 7)
Новоспасский (Крестьянская площадь, д. 10)
Покровский (ул.Таганская, д. 58)
Рождественский (ул. Рождественка, д. 20)
Симонов (ул. Восточная, д. 4)
Сретенский (ул. Большая Лубянка, д. 19, стр. 1)

Монастыри Москвы — духовные центры столицы

В шумном мегаполисе осталось немного тихих мест. Это набережные, зеленые парки, музеи и православные монастыри,за стены которых не проникает городская суета. Сегодня в границах Москвы находится полтора десятка действующих обителей, большинство из которых были основаны в XVI-XVII веках.

Зачем приходят в монастыри

Верующие посещают монастыри, чтобы поклониться мощам православных святых, помолиться в старинных храмах и возле древних икон. Большой интерес представляют монастырские некрополи. На кладбищах Новодевичьего, Донского и Новоспасского монастырей похоронены не только иерархи церкви, но и представители именитых дворянских родов, известные писатели, художники, певцы и политики.

Кроме того, в московских монастырях сохранилось немало памятников церковного зодчества, представляющих большой интерес для ценителей отечественной архитектуры. Это живописные храмы XVI-XIX веков, в постройке которых принимали участие талантливые российские и зарубежные зодчие.

Новодевичий монастырь

Вид на Новодевичий монастырь с противоположной стороны Новодевичьего пруда

Одна из самых красивых обителей города имеет необычный статус. Она относится к Историческому музею и одновременно является действующим женским монастырем. Новодевичий монастырь был основан в первой половине XVI века и долгое время служил местом заточения опальных царевен и цариц.

Живописный монастырский ансамбль украшает излучину Москвы-реки. Он считается образцом московского барокко и с 2004 года включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Свято-Данилов монастырь

Свято-Данилов монастырь с высоты птичьего полёта

Мужская обитель на правобережье Москвы-реки находится в 4,5 км с юга от Московского Кремля. Это — самый старый монастырь города. Он появился в 80-е годы XIII века, благодаря сыну Александра Невского — князю Даниилу.

При советской власти обитель ликвидировали, а ее территорию использовали для детской колонии. Сегодня архитектурный ансамбль полностью отреставрирован и открыт для паломников и туристов.

Большой собор Донской Богоматери

Мужская обитель появилась в конце XVI века, после того, как защитникам Москвы чудом удалось отразить нападение крымского хана Газы II Гирея. По преданию, монастырь посвятили Донской иконе Богоматери, которую брал с собой на Куликово поле князь Дмитрий Донской. Каменные стены стали частью мощного оборонительного комплекса и дополнили укрепления Свято-Данилова и Новоспасского монастырей, защищавших Москву с южной стороны.

Сохранившийся монастырский ансамбль сложился в XVI-XVIII веках. Он состоит из нескольких соборов, церквей, братских корпусов и высокой колокольни, возведенной в лучших традициях елизаветинского барокко.

Новоспасский монастырь

Вид на юго-восточную башню и купола Спасо-Преображенского собора

Старинный мужской монастырь издавна служил фамильной усыпальницей бояр Захарьиных-Романовых, ставших прародителями российской царской династии. Кроме того, на территории монастыря, в величественном Знаменском храме похоронены графы Шереметьевы, князья Куракины и представители княжеского рода Лобановых-Ростовских.

Красивый монастырский комплекс возвышается на Крутицком холме, на левом берегу реки Москвы. Среди стоящих здесь храмов особенно выделяется огромный Преображенский собор и стройная колокольня высотой 78 м.

Николо-Перервинский монастырь

Николо-Перервинский монастырь с высоты птичьего полёта

В юго-восточной части города красуется старинный мужской Николо-Перервинский монастырь. О его существовании известно с 20-х годов XVII века. Здесь учились слушатели Перервинской семинарии, а во время путешествия в Крым делала остановку императрица Екатерина II. По легенде, в монастыре существовал подземный ход, который вел из обители в церковь Казанской Божией Матери, расположенной на территории царской усадьбы Коломенское.

Сретенский монастырь

Вид на собор Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Крови (по центру) и собор Владимирской иконы Божией Матери Сретения (справа) Сретенского монастыря

Мужской монастырь появился в центре города в конце XIV века и был построен в честь спасения Москвы от войск Тамерлана. Он играл большую роль в духовной жизни города и являлся центром проведения многолюдных крестных ходов. В них принимали участие жители города, великие князья, цари и иерархи церкви.

В Смутное время, когда в Московском Кремле хозяйничали польско-литовские войска, Сретенский монастырь приютил русских ополченцев. В наши дни обитель восстановлена, а монастырский хор считается главным хором Русской православной церкви.

Зачатьевский монастырь

Собор Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря

Женская обитель в московском районе Хамовники появилась в 1360-е годы. По преданию, ее первыми инокинями стали Иулиания и Евпраксия — родные сестры митрополита Алексия.

При советской власти монашек и послушниц из обители выгнали, а в монастырских постройках открыли тюрьму и колонию для несовершеннолетних. Восстановление полуразрушенной святыни началось в 1991 году. Сегодня в архитектурный ансамбль монастыря входит четыре надземных церкви и подземный храм Успения.

Высоко-Петровский монастырь

Собор Петра, митрополита Московского Высоко-Петровского монастыря

Небольшой мужской монастырь в самом центре Москвы находится рядом с улицей Петровка. Он был создан в 1315 году и в те времена располагался вне границ города — в селе Высоком.

Вот уже 500 лет (2019 г.) в центре обители стоит уникальный каменный собор митрополита Петра, построенный знаменитым итальянским зодчим Алевизом Новым. Этот необычный храм-восьмилистник по праву считают настоящим украшением живописного монастырского ансамбля.

Марфо-Мариинская обитель

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители

Один из самых молодых московских монастырей появился в начале прошлого века, благодаря великой княгине Елизавете Федоровне. После того, как от рук террориста погиб ее супруг, великая княгиня оставила светскую жизнь и уединилась в новом монастыре.

В наши дни живущие здесь сестры помогают в госпиталях и больницах. В монастыре открыт приют для девочек-сирот, работает патронажная служба и открыта столовая, в которой кормят неимущих.

Андреевский монастырь

Общий вид Андреевского монастыря

У подножья Воробьевых гор вот уже несколько веков стоит мужская обитель, главный храм которой посвящен святому Андрею Стратилату. В 1652 году при монастыре появилось училище, ставшее первым академическим учебным заведением Москвы. Туристы приходят сюда, чтобы увидеть церковь XVII века, украшенную цветными глазурованными изразцами «павлиний глаз».

Покровский монастырь

Вид на главный вход и соборы Покровского монастыря

Женская Покровская обитель — самая посещаемая в городе. По будним дням в нее приходит около трех тысяч паломников, а в выходные и праздники их количество возрастает до 25-50 тысяч человек. Верующие идут в монастырь, чтобы поклониться мощам святой Матроны, которую считают одной из самых почитаемых московских святых. Кроме того, в монастыре хранится несколько старинных икон и реликвий.

Заиконоспасский монастырь

Вид на собор Спаса Нерукотворного Образа и колокольню Заиконоспасского монастыря

Неподалеку от станции метро «Площадь Революции» находится мужская обитель, вошедшая в историю, как «учительский монастырь». Она была основана в годы правления Бориса Годунова и получила свое название потому, что стояла за иконным рядом.

При монахе и богослове Симеоне Полоцком в монастыре открыли школу для подьячих, которая потом переросла в Славяно-греко-латинскую академию. В 1814 году Академию перевели в Сергиев Посад, а в стенах обители продолжило работу Духовное училище.

Богородице-Рождественский монастырь

Вид на соборы Богородице-Рождественского монастыря

Один из старейших московских монастырей открыт для туристов и паломников на улице Рождественка. Женская обитель появилась в городе в 80-е годы XIV века и первоначально располагалась в Московском Кремле.

Самый старый монастырский храм — Рождественский собор построен в начале XVI века и представляет прекрасный образец раннего московского зодчества. Стройная пирамидальная церковь увенчана шлемовидной главой и украшена рядами аккуратных килевидных закомар. Сегодня при монастыре работает трехгодичная певческая школа, где женщины знакомятся с катехизисом и литургикой, осваивают сольфеджио и учатся церковному пению.

Иоанно-Предтеченский монастырь

Вид на собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи и колокольни Иоанно-Предтеченского монастыря

Рядом с метро «Китай-город» сохранился женский монастырь, основанный в XV веке. В 1812 году, когда войска Наполеона вошли в город, обитель оказалось в зоне сильных пожаров и выгорела дотла. Только в 1860-1870-е годы утраченные храмы и здания удалось отстроить заново. Красивый монастырский ансамбль в стиле нео-ренессанс появился, благодаря талантливому архитектору Михаилу Дормедонтовичу Быковскому.

Алексеевский монастырь

Вид на церковь Всех Святых Алексеевского монастыря

Женская обитель была основана в середине XIV века, но в Красное Село она переехала в 1837 году. К началу прошлого века на территории монастыре работало более сорока мастерских и существовало четыре храма. В 1926 году почти все монастырские постройки пошли под снос, и на освободившейся территории проложили автодорогу. Восстанавливать обитель начали в 1991 году, создав приход при сохранившемся храме Всех Святых.

Смотрите так же:  Орехово-зуевский район монастырь

Московские монастыри – форпосты столицы

За века своего существования Москве неоднократно приходилось сталкиваться с вражескими нашествиями. Значительную роль в отражении натиска противника играли городские укрепления. Первым из оборонительных сооружений российской столицы стал Кремль. Изначальные кремлевские стены были возведены Юрием Долгоруким в 1156 г., уже через девять лет после первого летописного упоминания Москвы. Впоследствии они неоднократно перестраивались. В летописях находим известия о строительстве дубовых стен Московского Кремля зимой 1339/40 г. при Иване Калите. Уже через четверть века их сменили стены эпохи Дмитрия Донского, возведенные в 1366–1367 гг. и выполненные из белого мячковского камня. По ним Москва стала именоваться белокаменной. Наконец, в конце XV в. при Иване III итальянскими мастерами были построены дошедшие до нас современные кремлевские укрепления, охватывающие территорию в 28 га.

Однако город рос, жителей надо было защищать. В малолетство Ивана Грозного вокруг «великого посада» в 1534–1538 гг. построили каменные стены Китай-города с 13 башнями. Тем самым укрепленная площадь Москвы составила 107 га.

Набег 1571 г. крымского хана Девлет-Гирея показал недостаточность защиты Москвы. Вскоре после него по линии нынешнего Бульварного кольца был возведен вал шириной в три сажени, с бревенчатыми воротами, обложенными землей и дерном. Но приступить к созданию здесь более серьезных укреплений удалось лишь в начале царствования сына Ивана Грозного – Федора.

В мае 1585 г. начались работы по постройке вдоль этого вала каменных стен. Ими руководил русский мастер Федор Конь. Строительство растянулось на несколько лет. Но в результате этих длительных работ к 1591 г. вокруг Москвы было возведено третье кольцо укреплений, охватившее площадь в 533 га. Оно представляло собой правильный полукруг, концы которого упирались в устья Яузы и ручья Черторый, а десятикилометровая стена, соединявшая их, смыкалась с южными стенами Кремля и Китай-города в одну общую линию, защищенную Москвой-рекой.

Вновь укрепленное пространство первоначально получило название Царева города. Однако вскоре это прозвание было вытеснено именем Белого города, данного по белому цвету побеленных штукатуркой стен. Новые укрепления состояли из трех десятков башен, десять из которых были проездными и именовались воротами: Яузскими, Покровскими или Кулижскими, Фроловскими (позднее Мясницкими), Сретенскими, Петровскими, Тверскими, Никитскими, Арбатскими, Чертольскими (позднее Пречистенскими) и Водяными (они выходили на Москву-реку). Память о них до сих пор сохранилась в именах теперешних площадей по линии Бульварного кольца.

Едва закончилась постройка стен Белого города, крымские татары попытались проверить силу новых московских укреплений. Летом 1591 г. крымский хан Казы-Гирей совершил новый набег на Москву. Сразу после ухода врага было постановлено «устроити… окрест всех дальних посадов град древян». Новые укрепления пролегли по линии нынешнего Садового кольца и тем самым впервые защитили Замоскворечье, а также Заяузье в районе Новоспасского монастыря. Они представляли собой деревянные стены толщиной «в три добрых сажени», окруженные рвом. По вынутой из него земли новое пространство получило название Земляной город. Работы по строительству Земляного города начались в 1591 г., а закончились уже в следующем году. За их спешность иногда новый город в народе называли «Скородом».

Эти предпринятые московским правительством меры привели к тому, что к началу XVII в. Москва стала одним из самых укрепленных городов Европы. Всего четырьмя кольцами укреплений была защищена огромная территория в 1878 га. Набег 1591 г. стал последним нападением крымских татар на Москву.

Об укреплениях Москвы написано немало. Гораздо меньше известно о том, что в XIV–XVI в. существовало еще одно оборонительное кольцо российской столицы, состоявшее из московских монастырей. Говоря об этой, незаслуженно забытой, стороне истории столичных обителей, следует напомнить, что Москва с самого момента своего основания возникла на перекрестке важных торговых сухопутных дорог. Они расходились от Московского Кремля веером во все концы Руси. Но именно по ним подходили к городу враги.

С другой стороны, превращение Москвы в столицу России привело к тому, что границы города заметно раздвинулись в территориальном отношении. Уже к концу XIV – началу XV в. фактической границей московского посада стало позднейшее Бульварное кольцо. Эти привело к тому, что при внезапном появлении противника не все горожане за очень ограниченное время могли успеть укрыться в Кремле. Поэтому московские князья вынуждены были предпринять целый ряд оборонительных мер, чтобы защитить сильно выросшее население Москвы.

Самой эффективной мерой явилось устройство передовых форпостов, охранявших подступы к Кремлю. Ими стали многочисленные московские монастыри. На первый взгляд, их размещение выглядит достаточно случайным. Но если взглянуть на карту города, то окажется, что в целом они образовывали стройную оборонительную систему, дополнявшую кремлевскую крепость. Окруженные деревянными стенами, обители представляли собой укрепления, которые лишь на небольшой срок могли задержать внезапный набег противника, но тем самым они давали время горожанам укрыться в Кремле. Другой особенностью их расположения стало то, что они находились в пределах прямой видимости между собой и Кремлем и образовывали кольцо вокруг города. В случае вражеского нашествия при приближении врага в монастырях поднималась тревога, которую замечали дозорные в Кремле.

Эта линия обороны складывалась постепенно на протяжении многих лет, начиная с княжения Дмитрия Донского вплоть до середины XVI в. Непосредственным толчком, послужившим к ее возведению, стал грандиозный пожар, произошедший в Москве летом 1365 г., во время которого погорели Кремль, Загородье (территория позднейшего Китай-города) и Заречье (этим словом в XIV в. именовали Занеглименье). Он на­чался в разгар жары, когда стояла засуха, было мало воды, а на город неожиданно налетел шквальный ветер. «И тако въ единъ часъ или въ два часа весь градъ безъ останка погоре», – записал летописец. И добавлял: «Такова же пожара преже того не бывало, то ти словеть великы пожаръ».

Как известно, это бедствие послужило началом возведения белокаменных стен Московского Кремля. И хотя кремлевские укрепления строились чрезвычайно спешно, это было делом не одного дня и даже месяца. Все это время Москва практически оставалась незащищенной. И тогда по предложению митрополита Алексия, фактически возглавлявшего московское правительство в малолетство великого князя Дмитрия (будущего Донского), решено было устроить форпост с самой опасной восточной стороны – там, где от Яузы начиналась дорога, шедшая через Коломну в Рязань и далее в Орду. Здесь уже в 1366 г. возникает Андроников монастырь, основанный Андроником, одним из учеников Сергия Радонежского.

Следующим из московских форпостов-монастырей стал Симонов монастырь, основанный в 1377 г. племянником Сергия Радонежского Феодором, ставшим впоследствии ростовским архиепископом. Он прикрывал путь по Москве-реке.

Тогда же на Остоженке, близ Москвы-реки, появляется Алексеевский монастырь, стоявший примерно на месте нынешнего храма Христа Спасителя, контролировавший не менее опасное направление со стороны Литвы и основанный, по преданию, митрополитом Алексеем. Вскоре строятся Высокопетровский монастырь, возникший в княжение Дмитрия Донского, Рождественский монастырь, созданный матерью князя Владимира Андреевича Серпуховского примерно в это же время. Они защищали пути в северном направлении – со стороны Твери, соперницы Москвы за первенство среди русских княжеств. Дорогу на Ростов держал под наблюдением Сретенский монастырь, основанный в самом конце XIV в.

О том, что данные обители возникли не стихийно, а по единому плану, говорит хотя бы тот факт, что буквально через два года после основания Симонова монастыря он был перенесен на новое, более удобное с фортификационной точки, место, а деньги на его возведение были даны великим князем Дмитрием Донским.

На протяжении XV–XVI вв. оборонительная система московских монастырей продолжает совершенствоваться. В дополнение к старым возникают новые обители. На западном направлении возникает Новинский монастырь, контролировавший дорогу на Можайск и основанный в первой четверти XV в. митрополитом Фотием. Ныне о нем напоминают Новинские бульвар и переулок. Поскольку это направление позднее становится одним из самых опасных в военном отношении, здесь в XV в. возникает Саввинский монастырь (в районе позднейших Саввинской набережной и переулков), а в 1525 г. Василием III закладывается Новодевичий монастырь. На Остоженке возникает Зачатьевский монастырь, а на Воздвиженке – Крестовоздвиженский монастырь. Волоколамскую дорогу заграждал основанный в первой четверти XV в. Благовещенский монастырь «на Старом Хлынове», располагавшийся в районе современного Хлыновского тупика. Позднее здесь возникает Никитский монастырь.

Путь на Ростов дополнительно держал под наблюдением созданный уже в XVI в. Варсонофьевский монастырь (на месте нынешнего Варсонофьевского переулка). Задачей Златоустовского монастыря, известного с XV в. и располагавшегося в районе Златоустинских переулков, являлся контроль за Владимирской и Стромынской дорогами.

В дополнение к Андроникову монастырю, контролировавшему, пожалуй, самое опасное юго-восточное направление – именно отсюда чаще всего совершали набеги татары, создаются Покровский Лыщиков монастырь, известный с XIV в. и о котором ныне напоминает Лыщиков переулок, Спас-Чигасов монастырь, основанный во второй половине XV в. и располагавшийся в районе 5-го Котельнического переулка (прежде он именовался Спасочигасовским), а также Козмодемьянский (в районе Гончарных улицы и переулков), упоминающийся с конца XV в. Далеко вперед на этом направлении выдвигался Крутицкий монастырь, известный уже с середины XV в., Новоспасский монастырь, возникший в конце XV в., Николо-Перервинский монастырь, сведения о котором идут с XVI в., но который, по всей вероятности, существовал уже в XIV в.

Замоскворечье защищали Рождественский монастырь на Голутвине (в районе нынешних Голутвинских переулков близ Якиманки) и монастырь Иоанна Предтечи «под бором» в современном Черниговском переулке около Пятницкой улицы. Эти обители известны с XV в. Позднее, с ростом населения в Замоскворечье, здесь уже в XVI в. появляются Андреевский, Донской и Данилов монастыри.

Создававшаяся таким образом на протяжении полутора столетий система передовых форпостов хотя и не гарантировала полной защиты города, все же предупреждала москвичей о внезапном нападении противника. Ее эффективность была проверена во время многочисленных вражеских набегов, начиная уже с осады Москвы ханским военачальником Едигеем в 1408 г. Он так и не приблизился к городу, опасаясь флангового удара со стороны укреплений передовых московских монастырей.

Система монастырских форпостов Москвы не была чем-то уникальным, свойственным только российской столице. Она имелась и в других русских городах – Твери, Новгороде, Пскове, Звенигороде и т.д. Правда, в отличие от них, именно в Москве она достигла своего наибольшего развития, просуществовав почти до конца XVI в.

После строительства Земляного города большинство московских монастырей-форпостов оказалось внутри городских укреплений и вскоре они теряют свои оборонительные функции. Тем не менее, за полтора первых века своего существования полузабытая ныне линия московских монастырей сыграла важную роль в деле защиты российской столицы.