Меню

Каменный успенский храм

МОСКОВСКИЙ УСПЕНСКИЙ ХРАМ В КОСИНЕ

Московский храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино

Московский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в Косине Московской епархии

  • Престолы: Успения Пресвятой Богородицы, Троицы Живоначальной, апп. Петра и Павла
  • Адрес: Россия, г. Москва, ул. Большая Косинская, 29
  • Официальный сайт: http://kosino-hram.ru/
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

    Возведение и благоустройство

    Косинский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы стал плодом трудов купца Дмитрия Александровича Лухованова, который купил разорённое французами село в 1814 году и принял на себя заботы о всестороннем возрождении жизни Косина. Новый владелец прекратил дело о закрытии прихода, обеспечил Никольскую церковь и причт денежным вкладом, на собственные средства построил для всего причта дома, оказал необходимую помощь беднейшим крестьянам в восстановлении их жилищ и домашнего хозяйства. В 1818 году Дмитрий Александрович начал главное дело своей жизни — возведение двух каменных храмов: Успенского и Никольского. Первым был заложен обширный летний храм в честь Успения Божией Матери с приделом во имя апостолов Петра и Павла и хорами. 28 мая 1822 года Косинский приход посетил митрополит Московский святитель Филарет (Дроздов), осмотревший строительство Успенского храма. В 1823 году строительные работы были завершены и 3 июля того года он был освящён.

    После освящения храма работы продолжились — в 1823-1826 годах была возведена отдельно стоящая колокольня с Никольским храмом на первом этаже, а в 1827 году — освящён второй придел во имя Живоначальной Троицы. В 1826 году в Успенском храме молились за Божественной литургией императрица Мария Фёдоровна и великая княгиня Елена Павловна, о чем свидетельствует надпись на мраморной доске, находящейся на западной стене храма. В 1839 году Косинские храмы были обнесены каменной оградой с железными решетками, с пятью башнями-бойницами и двумя железными воротами. 18 августа 1841 года Косинский храмоздатель Д. А. Лухманов скончался и, согласно завещанию, был погребён в построенном им Успенском храме, у западных входных дверей, о чем гласит надпись на надгробной плите. В 1869-1884 годах стены внутри храма были украшены живописью.

    Закрытие и поругание

    В 1920 году богоборческие власти постановили изъять оклады с чудотворных Косинских икон стоявших в Успенском храме — Косинской иконы Божией Матери и местночтимого образа святителя Николая Чудотворца. Крестьяне умолили местную власть «не раздевать» святыни, но спустя некоторое время, ночью, неизвестные, пропилив решетки в окне с южной стороны Успенского храма, выкрали оклады. Крестьяне собрали серебряные монеты и создали новые оклады, но их вскоре постигла та же участь. Духовенство Косинских храмов подверглось репрессиям; в 1930-х годах здесь служили священномученики отцы Евгений Васильев и Алексий Смирнов. В конце 1939 года с куполов церквей были сброшены кресты, а к 1940 году последовало запрещение богослужений. Храмы были закрыты, церковные ценности конфискованы.

    В храмах поначалу оставалось немало утвари, но с течением времени она была или разворована, или уничтожена. Иконы срывали со стен и жгли тут же, возле храмов, на берегу Белого озера. С колокольни сбрасывали колокола и разбивали, но два небольших колокола сохранились. Во время Великой Отечественной войны Косинские храмы использовались под производственные помещения: Успенский храм был приспособлен под склад продукции мастерской по изготовлению керосиновых ламп, которая разместилась в соседнем Никольском каменном храме.

    За время войны храмы не претерпели разрушения и в 1950 году были переданы под краеведческий музей. В Успенском храме началась «реставрация», ставшая продолжением его разорения. Так-как «реставраторы» думали, что в стенах храма спрятаны ценности, они стали ломать стены и вскрывать чугунные плиты на полу. В то время был также уничтожен иконостас и украдены уцелевшие иконы. Была вскрыта и могила храмоздателя Д. А. Лухманова. Не обнаружив клада внутри храма, стали ломать храм снаружи, в результате чего была полностью разрушена крытая каменная галерея. Затем неожиданно «работы» были прекращены, а устройство музея перенесли в Ново-Иерусалимский монастырь.

    В 1951 году храмы были переданы под склад двум московским областным театрам. В Успенской церкви хранился реквизит Областного театра Драмы.

    В 1957 году, в связи с тем что Косинская трикотажная фабрика начала строительство нового корпуса, была снесена часть каменной ограды и две угловые башни с южной стороны Успенского храма. В это же время подверглись разрушению и две угловые башни с северной стороны; с церковного кладбища разворовывались дорогие надгробные памятники. В течение многих лет в бывших храмах протекали крыши, отчего страдали росписи. К 1974 году, когда крыши были починены, в Успенском храме от прежнего убранства сохранилась только часть стенных росписей и сломанное центральное паникадило. Лестница на хоры была сломана, в стенах зияли дыры.

    В середине 1970-х годов власти приняли решение о реставрации храмового комплекса в Косине. Работы начались в 1977 году, причём основное внимание уделялось ремонту Успенского храма. Ввиду его замечательных аккустических данных его готовили под концертный зал, который решением Моссовета был открыт в 1987 году. Некоторое время здесь проходили концерты, но вскоре создались условия для возрождения полноценной церковной жизни в храме. В 1990 году Русской Православной Церкви был возвращён Никольский храм в Косине, при котором быстро сложился приход.

    21 апреля 1992 года Церкви были возвращены и два другие храма в Косине: Успенский каменный и вновь выстроенный деревянный. Успенский храм был вновь освящён малым чином в Великий Четверг, 23 апреля того же года. Чин освящения был совершен настоятелем Косинского прихода протоиереем Михаилом Фарковцом с приходским духовенством. С этого времени Косинские храмы — Успенский, Никольский колоколенный, а с 1993 года также Тихоновский — служили единому приходу с центром при Успенской церкви. 2 июля 1992 года чудотворная Косинская икона Божией Матери была перенесена из Никольского храма Косина в Успенский, где пребывала с тех пор. За годы настоятельства отца Михаила храмом было возвращено былое благолепие; настенная роспись была по возможности восстановлена или же выполнена заново. Силами Косинского прихода был обустроен домовый Пантелеимоновский храм в городской клинической больнице № 15, действовавший как приписной с 1995 года. Затем близ Косинских храмов в 1999 году была построена водосвятная часовня во имя святителя Филарета Московского, также приписанная к приходу. В том же году был освящён и второй приписной больничный храм прихода — церковь во имя святителя Алексия Московского, при психоневрологическом интернате № 26. Наконец, в 2001-2003 годах приписным был также вновь устраеваемый приход в Некрасовке. Была возрождена традиция особых крестных ходов на Святое озеро Косина.

    Архитектура и убранство

    Кирпичный храм с белокаменными украшениями построен в характерном для начала XIX века стиле ампирного классицизма. В плане имеет форму круга с вписанным крестом. Над средокрестием, имеющим форму восьмигранника, поставлена купольная ротонда, увенчанная главой. Рукава креста, расположенные по сторонам света, завершаются портиками тосканского ордера. В храм ведут трое дверей: с северной, западной и южной сторон. С наружной стороны храма от северного до южного входа проходила крытая каменная галерея — гульбище.

    В дореволюционную эпоху храм отличался особо благолепным внутренним убранством. Для двух чудотворных икон в иконостасе главного алтаря Успенского храма были устроены особые возвышенные места — справа для Косинской иконы Божией Матери и слева — для иконы святителя Николая. Наряду с главными косинскими святынями особо чтимой была икона Всех Святых, находившаяся в иконостасе Петропавловского придела: икона была особо замечательна тем, что в нее был вставлен позолоченный серебряный крест с мощами святых угодников Божиих. Кроме того, частица святых мощей находились в напрестольном кресте, в особо устроенном ковчеге, хранившемся на престоле.

    • 1990 — 1992 — настоятель Московского Никольского храма в Косине
    • Михаил Фарковец (1992 — 21 декабря 2007) прот.
      • Димитрий Бабьев (2007 — 20 июня 2011) прот., и/о настоятеля
      • Димитрий Бабьев (c 21 июня 2011) прот.
      • Александр Речменский (1902 — 1909) свящ.
      • Сщмч. Алексий Смирнов (ок. 1934 — 1938)
      • Вениамин Левкин (с 1995 — упом. ок. 2019) свящ.
      • Василий Форкавец (с 1997 — упом. ок. 2019) свящ.
      • Феодор Яновский (с 2005 — упом. ок. 2019) свящ.
      • Сергий (Лебедев) (с 2013 — упом. ок. 2019) иером.
      • Михаил Кривошеев (с 2019 — упом. ок. 2019) свящ.
      • Игорь Урсков (с 2019 — упом. ок. 2019) свящ.
    • чудотворная Моденская (Косинская) икона Божией Матери (дарована Косинскому приходу в 1717 г.; возвращена 2 июля 1991 г.)
    • Церковь Успения Пресвятой Богородицы XII века

      Первая церковная постройка в Ладоге

      Каменная церковь Успения Пресвятой Богородицы (XII век) является главной достопримечательностью Свято-Успенского монастыря. Время ее сооружения еще точно не установлено. В XII веке практически друг за другом были возведены не менее шести каменных храмов. Успенский храм, по мнению ряда ученых, считается первой церковной постройкой в Ладоге. Четырехстолпный, трехнефный, трехапсидный, однокупольный храм — он сохранился до наших времен в своем основном объеме. Понятие о размерах собора дают следующие цифры: длина около 18 метров, ширина — около 14 метров, высота более 19 метров. Вместить он мог не один десяток людей.

      Храм создавался как храм-усыпальница для лиц княжеского рода Рюриковичей. И храм и монастырь могли возникнуть одновременно со строительством ладожской крепости в 1114—1116 гг. или сразу после этого. Вероятным заказчиком храма мог быть новгородский князь Мстислав (Великий) или его супруга шведская принцесса Кристина. Возможно, что на месте Успенского храма ранее стояла деревянная церковь, которая впоследствии была перестроена. Есть предположение что Успенский храм мог быть построен князем Изяславом — сыном Кристины, чей княжеский знак был найден под сводами Успенского храма. Таким образом строительство Успенского храма можно датировать периодом с 1114 по 1150-й год.

      Разорение монастыря зафиксировано в 1611—1617 гг., однако крупного ремонта Успенского храма, скорее всего, не потребовалось, так как храм был заново освящен уже в 1617 году — сразу после освобождения Ладоги от шведов.

      Благовещенский придел

      В XVIII-XIX вв. Успенский храм несколько раз ремонтируется и перестраивается. В 1762 году при игумении Евпраксии (игум. 1769—1822 гг.) с западной стороны к храму пристроена каменная колокольня, взамен разобранной деревянной. В 1802 году игумения Евпраксия пристроила к Благовещенскому приделу, на место обветшавшей деревянной, каменную паперть. В 1829 году, при игумении Февронии колокольня надстраивается третьим ярусом. Ее высота достигает 32 метров. В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня оказались связанными в единую систему объемов. Успенская церковь первоначально была холодная, а Благовещенский придел — теплый. В 1854 году было разрешено соединить Успенскую церковь с Благовещенской и устроить в ней печи, и с 1855—1856 года Успенская церковь сделалась теплой. В 1854—1856 гг. переделан и возобновлен, еще с начала XVIII века существовавший, придел во имя св. великомученицы Варвары, находящийся в северо-восточной части Успенского храма на хорах, и устроен новый придел в честь Казанской иконы Божией Матери на юго-восточной стороне храма также на хорах. В эти же годы устроен новый иконостас, просуществовавший до закрытия храма после Октябрьской революции.

      Период богоборчества

      В 1958—1960 гг. в процессе реставрации Успенский храм был освобожден от более поздних построек. На стенах храма было раскрыто в общей сложности около 50 кв. метров фресок XII века, фрагментарно уцелевших (после различных ремонтов храма в XIX веке) под поздними полами, на лопатках боковых апсид, юго-западном столбе и на окнах апсид, барабана и северной стены, а также в южном и западном аркасолиях. Над перемычкой прохода в жертвенник хорошо сохранилось изображение св. Кирика в медальоне. На юго-западном столбе сохранилось изображение полуфигуры, атрибутированной как св. Борис.

      28 августа 2005 года состоялась первая Божественная Литургия в Успенском храме. После окончания Литургии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром был отслужен праздничный молебен после которого был объявлен указ Синода об открытии Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря и о назначении настоятельницей монастыря монахини Ангелины (ныне игумении Ангелины) с возложением наперсного креста.

      В настоящее время храм открыт для посещения в летний период времени по выходным. Для посещения в другое время группам нужно договариваться заранее позвонив в монастырь (смотрите раздел Контакты).

      Другие фотографии церкви Успения Пресвятой Богородицы XII века вы можете найти в нашем фотоальбоме.

      Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

      достопримечательное место (с. Глебово-Городище Рыбновский район Рязанской области)

      Переяславль Рязанский

      археологическое городище XI — XVII вв. (г.Рязань)

      ЭКСПОЗИЦИИ и ВЫСТАВКИ

      Памятник архитектуры XVII-XVIII веков, а также — самое большое гражданское здание Кремля.

      Памятник гражданской архитектуры середины XVII в. (архитектор Ю.К. Ершов).

      Двухэтажное каменное здание конца XVII в.
      (архитектор Н. Устинов)

      Консисторский корпус

      Памятник гражданской архитектуры середины XVII в.

      Новости и события

      Летний день в Рязанском кремле (к Всероссийскому Году театра)

      7 июля Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник приглашает всех рязанцев и гостей города на ежегодный благотворительный праздник «Летний день в Кремле».

      Ежегодный региональный историко-патриотический праздник «Старая Рязань».
      Тема праздника: «Воспитание воина»

      13 июля на городище Старая Рязань (Спасский район Рязанской области) в пятый раз пройдет региональный историко-патриотический праздник «Старая Рязань».
      Это уникальная возможность всего на один день перенестись на восемьсот лет назад, в эпоху Древней Руси, погрузиться в атмосферу первой столицы Рязанского княжества – города ремесленников и купцов, книжников и зодчих, оружейников и златокузнецов.

      Дело жизни – этнография

      5 июля в Певческом корпусе открылась выставка, приуроченная к 125-летию со дня рождения Наталии Ивановны Лебедевой — известного этнографа, уроженки Рязани. Её непростая судьба была связана с нашим музеем, для которого Лебедева собрала обширную этнографическую коллекцию. Предметы из этого собрания и составили основу выставки.

      ВНИМАНИЮ ПОСЕТИТЕЛЕЙ!
      25 июня — Певческий корпус работает с 10.00 до 14.00, с 14.00 до 18.00 – санитарные часы
      26 июня — Дворец Олега работает с 10.00 до 14.00, с 14.00 до 18.00 — санитарные часы
      27 июня — Консисторский корпус работает с 10.00 до 14.00, с 14.00 до 18.00- санитарные часы
      28 июня — Гостиница Черни работает с 10.00 до 14.00, с 14.00 до 18.00- санитарные часы

      Новая выставка в научной библиотеке музея

      В научной библиотеке Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника оформлена книжная выставка «135 лет со дня основания Рязанского исторического музея и образования Рязанской ученой архивной комиссии».

      Открытие выставки: «Александровская слобода – забытая столица России»

      25 июня во Дворце Олега открылась выставка «Александровская слобода – забытая столица России», предоставленная Государственным музеем-заповедником «Александровская слобода». Выставка представляет комплекс Александровского кремля как уникальное явление в русской средневековой архитектуре, как политический, дипломатический, культурный центр России XVI века.

      Новый археологический сезон

      22 июня Переяславль-Рязанская археологическая экспедиция начинает сезон работ на Введенском раскопе. Планируется вскрытие культурных напластований конца XV – XVI вв.
      Волонтеры смогут присоединиться к археологическим исследованиям с 10 июля.
      По всем вопросам можно обращаться в отдел археологии: 27-28-34

      Храм в честь Успения Божией Матери г. Архангельска

      Официальный приходской сайт

      Храм в честь Успения Божией Матери г. Архангельска

      Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

      Расписание богослужений:
      Будни (понедельник – пятница):

      7.30. Исповедь. Часы

      18.00. Вечерняя служба, после нее – исповедь

      Суббота, воскресенье:

      8.30. Исповедь. Часы

      17.00. Вечерняя служба, после нее – исповедь

      Всегда:

      В пятницу после литургии – молебен, вечером читается акафист Божией Матери

      В субботу после литургии – панихида, крещение

      В воскресенье вечером служится молебен с акафистом Успению Божией Матери

      Внебогослужебное:

      В четверг в 18.30 дискуссионный клуб (молодежный отдел)

      В пятницу в 18.30 огласительная беседа

      В субботу в 16.00 воскресная школа (младшая группа)

      В воскресенье в 11.00 воскресная школа (старшие дети)

      В воскресенье в 18.00 воскресная беседа (воскресная школа для взрослых)

      Настоятель храма — Иерей Даниил Горячев

      История храма

      Первый деревянный храм во имя Успения Божией Матери был воздвигнут на месте нынешнего храма еще в XVII веке. У нас есть возможность процитировать грамоту на основание храма: «…Аз смиренный и великий Господин и Государь святейший Филарет патриарх Московский и всея Руси попа Ксенофонта пожаловал благословить на те храм велел лес ронить и в том лесу воздвигнуть новой храм во имя пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея успения на том же наволоке Архангельского города над Двиною по нижнюю сторону и гостиных дворов на Жабинском наволоке на борках на новом месте… — писано на Москве лета 7134 (1626 г. от РХ) марта в 17 день».

      Строителем церкви был священник Ксенофонт Козмин. Находившийся к северу от церкви густой сосновый бор дал ей еще одно имя — Боровская. Возвышенная местность, на которой была построена Успенская церковь, называлась Жабинским наволоком и, кроме того, Сальным берегом – здесь архангельские купцы торговали салом морских зверей.

      По преданию, в 1631 году в церкви случилось чудесное происшествие. Замыслив грабеж, ночью в церковь попытался проникнуть вор. Когда он залезал в окно, рама вдруг сжалась и сдавила его. Наутро оцепеневшего от ужаса взломщика не смогли вытащить, и лишь «по свершении молебствия обоконие отторгнулось», освободив беднягу.

      Деревянная церковь часто горела и восстанавливалась. В 1640 году с северной стороны к ней пристроили придел во имя Симеона Столпника, а в 1672 году рядом поставили Воздвиженскую церковь, перенесенную из Немецкой слободы.

      В 1694 году в день Петра и Павла на всенощном бдении в Успенской церкви присутствовал Петр I.

      К XVIII веку деревянные церкви сильно обветшали, и 13 октября 1742 года прихожане во главе с полковником И.Я. Баршем подали архиепископу Варсонофию (Щеныкову) челобитную. Они просили благословения на строительство каменного Успенского храма с двумя придельными церквами, указав при этом, что надлежащие материалы для строительства уже приготовлены. 18 октября того же года была произведена закладка храма, и на месте разобранной деревянной Успенской церкви стали возводить каменный храм с приделом Воздвижения Креста Господня на южной стороне и Симеона Столпника — на северной. Теплый трапезный храм с приделами был освящен в 1744 году, а главный, холодный, — в 1753 (или 1755) году. Позже приделы переименовали: Крестовоздвиженский — в Вознесения Господня, а Симеона Столпника — в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1752 году над входом в церковь выстроили колокольню.

      Успенская приходская церковь была одним из наиболее ярких примеров «архангельского барокко». Высокий двусветный бесстолпный четверик, завершенный световым восьмигранным барабаном с луковичной главкой, составил единый объем с приделами и обширной трапезной. В архитектурном украшении фасадов использовались элементы, присущие зодчеству петровского времени.

      В 1764 году с художниками Е.А. Либеровским, Мехряновым и Елизаровым был заключен контракт на роспись главного храма и приделов. Они же писали иконостас. Одна из старых икон была подписана Михаилом Слепохиным. В храме сохранялась деревянная скульптура святого Николая Чудотворца.

      В июле 1820 года архангельский купец Андрей Долгошеин обратился к епископу Архангельскому и Холмогорскому Иосифу (Величковскому) с прошением о замене старого иконостаса на новый. При этом он приложил и чертеж иконостаса. Разрешение было получено. В 1822 году в храме установили выполненный в формах ампира 4-ярусный иконостас резной столярной работы, увенчанный восьмиконечным крестом.

      В 1850 году сгорела колокольня, а в 1851 году во время пожара, случившегося в Немецкой слободе, пострадала и церковь. Но уже к 1852 году они были поправлены, а в 1864 году с западной стороны колокольни пристроили деревянный тамбур.

      В 1898 году Успенскую церковь обновили: главный храм из холодного превратили в теплый. Во всех приделах летние рамы заменили на двойные зимние, в некоторых окнах появились цветные стекла; поставили 6 печей, из них две были изразцовыми. Храм оштукатурили как внутри, так и снаружи. 200 рублей на устройство храма выделил Иоанн Кронштадтский.

      В начале XX века колокольня церкви стала оседать на юго-запад, за что получила название «падающей». Когда она отклонилась от вертикали более чем на «маховую сажень» (180 см), был поставлен вопрос о сносе. В ноябре 1910 года архангельский инженер П.Г. Минейко составил проект укрепления фундамента колокольни: подготовил смету, планы, техническую записку. Проект не был утвержден: чертеж требовал детальной разработки. Затем в октябре 1911 года колокольню исследовал и выполнил обмерные чертежи петербургский художник-архитектор В.Милеев. Причину крена местной «пизанской башни» выяснил академик архитектуры, член Императорской археологической комиссии П.П. Покрышкин. Она заключалась в том, что осадка восточной пары столбов-свай, или «стульев», колокольни задерживается более прочным, основанным на крепких сваях, фундаментом трапезной. Отклонение 32-метровой колокольни было устранено в 1912 году заменой деревянного свайного фундамента на каменный. Работы по выправлению колокольни проводились под непосредственным наблюдением П.П. Покрышкина, который затем описал их в «Известиях императорской археологической комиссии» (СПб., 1913, вып. 48).

      После окончания работ был проведен ремонт всей церкви. Стены и своды побелили известью, а затем украсили живописью на средства директора архангельского отделения Санкт-Петербургского коммерческого международного банка, потомственного почетного гражданина города Ф.Ф. Ландмана. В 1912 году он от себя лично пожертвовал на ремонт храма 100 рублей, от банка — 100 рублей и от других служащих — 80 руб. Поправили изразцовые печи. Мастер Д.Д. Терентьев промыл иконостасы. П.П. Покрышкин расчистил стены от «позднейшей неискусной малярной записи», за что получил благодарность от епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила III (Троицкого). В 1915 году по случаю окончания всех внутренних работ храм посетил и совершил в нем Божественную литургию епископ Нафанаил III (Никодим Троицкий).

      Храм славился своим благолепно украшенным внутренним убранством и был очень любим архангелогородцами. Но пришло время испытаний и гонений за веру Христову. В 1920 году Успенская церковь была упразднена. В 1922 году из храма изъяли церковные ценности: ризы, кадила, венцы и др.

      Последний настоятель Успенского храма — протоиерей Александр Яковлевич Иванов. Он родился в семье священника. Вместе с матушкой воспитал десять детей. Был полковым священником на Первой Мировой. Неоднократно за свои пастырские труды отмечался церковными и светскими наградами. После революции дважды был арестован за свои убеждения, но остался тверд в вере, за что в 1930 году был вновь арестован и сослан в лагерь в Ненецкий округ, где трагически и оборвалась его жизнь полная любви к Богу и людям.

      В 1995-1996 годах родился замысел воссоздания разрушенного храма Успения Божией Матери на своем историческом месте. По благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона был объявлен открытый конкурс на создание проекта нового храма. Под руководством Иванова А.П. был организован общественный фонд «Благовест», который и занялся предварительной работой по строительству новой церкви. Авторами проекта нового белокаменного храма, высота колокольни которого вместе с шатром составляет 42 метра, стали архитекторы Ляшенко Г.А. и Никитин В.Л.

      До начала строительства храма на его территории в 1998 году временно поставили часовню во имя преподобного Антония Сийского, а на месте будущего храма установили крест. В 2001 году к возведению храма приступила строительная компания ОАО «Архгражданреконструкция» под руководством Киткина С.В. В этом же году возвели стены и первый ярус колокольни. В 2004 году установили купола.

      Успенская церковь, сохраняя свой исторический облик, прекрасно вписалась в современную застройку города.

      Главная святыня храма — чудотворная икона Успения Божией Матери. В течение нескольких веков она находилась еще в прежнем, разрушенном, храме и очень почиталась архангелогородцами. После разрушения Успенской церкви она чудом была спасена и сохранялась в храме святого Мартина Исповедника в Соломбале. 27 августа 2008 года, накануне освящения храма, торжественным Крестным ходом с собором духовенства и мирян икона возвратилась на свое законное место в воссозданный Успенский храм.

      28 августа 2008 года в праздник Успения Божией Матери епископ Архангельский и Холмогорский Тихон совершил Великое освящение храма.

      Успенский храм уникален своим внутренним убранством. В головах людей, с любовью строящих новый храм, родилась светлая идея расписать стены фресками. Важно отметить, что для этого не стали приглашать столичных мастеров. Росписью занялись архангельские иконописцы Сергей Егоров и Игорь Лапин. В основу своих росписей они взяли византийские традиции Греции и Сербии XIV-XV вв. Из центрального купола храма на молящихся взирает Образ Господа Вседержителя в окружении Небесных Сил. На стенах храма изображены основные Евангельские события, посвященные Господу нашему Иисусу Христу и Его Пречистой Матери. На колоннах расположились изображения святых пророков и апостолов. Третий ярус росписи посвящен святым подвижникам Архангельской земли. Проект мраморного иконостаса и мозаичного пола подготовили мастера архангельской фирмы ООО «БизнесПроект» под руководством А.Г. Ляшенко. Воплотили эту красоту в камень мастера другой архангельской компании «Роскамсервис» во главе с Сорокой Д.А. Резьба по камню и мозаичный орнамент также выполнены в древней византийской традиции.

      Сегодня Успенский храм живет полноценной церковной жизнью. Он благоукрашен убранством и, самое главное, наполнен молитвами любящих его прихожан. В храме проходят регулярные богослужения, совершаются церковные Таинства, действует воскресная школа, проводятся разнообразные встречи и беседы, устраиваются детские праздничные концерты, работает православная библиотека.

      Историческая справка

      УСПЕНСКИЙ ХРАМ СЕЛА ШАРАПОВО ОДИНЦОВСКОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

      Известно, что в 1593 г. Шерапово было селом с церковью свт. Николая Чудотворца, уничтоженной в Смутное время. После 1646 г. эта пустошь была деревней, в которой в 1705 г. было 16 крестьянских дворов. Также имеются сведения, что расположенное в версте от Шарапово село Носово в 17 веке было деревней, принадлежавшей, с 1685 года, Михаилу Алексеевичу Воинову. В 1698 году Носово было пожаловано ему «из поместья в вотчину, за вечный мир с польским королем», после чего Воинов построил деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, и деревня названа селом Успенским, Носово тож.

      Первое сведение о новопостроеной церкви находится в приходной окладной книге Патриаршего приказа за 1702 г.: «Сентября в 22 день по указу Великого Государя. велено новопостроенныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы. в селе Носовена попа с причетники дани положить. и дана освященная грамота». 3 октября 1702 г. в церковь был выдан антиминс. Ближайшая церковь Николаевская, села Луцына, в 4-х верстах.

      К середине 19 века деревянный Успенский храм с. Носово пришел в ветхое состояние, и было принято решение построить новый каменный храм при деревне Шарапово.

      В деле «О постройке каменного храма при деревне Шераповой прихода села Носово Звенигородского уезда» хранится прошение священно-церковнослужителей, старосты и прихожан Успенской церкви села Носова высокопреосвященному Макарию, митрополиту Московскому и Коломенскому, от 3-го августа 1879 г., в котором они сообщают, что деревянный храм, построенный около двухсот лет тому назад, пришел в ветхость, и просят разрешить строительство нового каменного тёплого храма при деревне Шераповой во имя Успения Божией Матери с тремя престолами, так как в этой деревне проживает большинство прихожан, в ней есть «усердные благотворители» и удобное место для строительства.

      Строительство было разрешено, и 14 апреля 1880 г. была подписана храмозданная грамота.

      В клировой ведомости за 1916 г. о церкви Успения Божией Матери села Шарапова-Носова говорится, что она построена в 1885 г. «тщанием прихожан и сторонних благотворителей. Зданием каменная, с такой же колокольней, покрыта железом, кругом обнесена каменной оградой с железными решетками». Престолов в ней три: главный — Успенский, придельные — Скорбященский и Никольский. Штат — священник и псаломщик. При церкви имеется деревянная, крытая железом сторожка и сарай. К церкви приписана кладбищенская часовня.

      Таким образом, нынешний каменный храм строился в течение пяти лет, в 1885 г были освящены приделы, а в 1887 г. — главный престол храма. Позднее был надстроен верхний ярус колокольни: часть колоколов сохранилась, а от самого большого — только «язык» (установлен справа от храма в год празднования 120-летия храма). Внутри храм разделялся на летний и зимний: вход в главный (Успенский) храм перекрывался.

      Первым настоятелем и строителем нового храма был протоиерей Сергий Иванович Державин (+1898), погребенный за алтарем. В мае 1898 г. настоятелем был назначен священник Алексий Николаевич Зверев, из духовного звания. Псаломщиком был определен Алексий Димитриевич Недумов, из духовного звания. Староста с 1915 г. Василий Ильич Платов, из крестьян.

      После захвата власти большевиками наш храм разделил судьбу многих храмов нашего Отечества, и хотя не был разрушен, но пострадал от безумия богоборцев: лишился большого колокола, иконостасов (сохранились некоторые иконы), была разобрана каменная ограда.

      В январе 1941 года было принято решение закрыть храм, но по свидетельству прихожан во время войны богослужения совершались, а в 1946 г. храм был открыт и являлся одним из пяти действующих в нашем районе.

      В послевоенное время здесь служили: прот. Михаил Лебедев, прот. Иоанн Расторгуев, прот. Георгий Рзянин, прот. Илия Антипов, прот. Иоанн Гордеев, прот. Александр Сайгушев.

      Слева от алтаря похоронен игумен Лука (Донских) (+2002), который был настоятелем храма в течение 23-х лет.

      Смотрите так же:  Храм воскресения в шипулино