Меню

Измайлова собор

Наиболее значительные произведения Монферрана широко известны. Это Александровская колонна, или Александрийский столп, и Исаакиевский собор, проектированию и строительству которого архитектор отдал большую часть своей жизни — сорок с лишним лет. Поэтому не случайно автор книги Ирина Александровна Измайлова дала своему роману заглавие «Собор». Но, как узнает читатель из этого увлекательного художественного произведения, Монферран разработал большое количество проектов, многие из которых были осуществлены. Помимо жилых домов в Петербурге и его окрестностях, ему принадлежат постройки грандиозного ансамбля Нижегородской, или Макарьевской ярмарки, здание (Манежа в Москве и многие другие. Не все сохранилось до наших дней, но даже то, что мы можем видеть сегодня, позволяет отнести Монферрана к наиболее выдающимся зодчим не только в русской, но и в мировой архитектуре. Уже при жизни Монферран получил мировое признание. Помимо русских орденов св. Владимира и св. Анны, он был награжден французскими, прусскими и шведскими орденами. В частности, он дважды был удостоен высшей награды Франции — ордена Почетного легиона — случай чрезвычайно редкий в истории. Римская академия св. Луки и Флорентийская избрали его своим почетным членом, а в 1842 году при посещении архитектором Лондона ему был вручен диплом почетного члена и члена-корреспондента Королевского института британских архитекторов.

Об Огюсте Монферране написана масса статей и монографических исследований. Большинство из них носит научный характер и практически неизвестно широкому кругу читателей. Наиболее значительные публикации прошлых лет давно устарели, так как написаны с позиций вульгарной социологии и нередко построены на недостоверных фактах.

В 1986 году к 200-летию со дня рождения Монферрана в Ленинграде и Москве были устроены выставки графических произведений архитектора, многие из которых экспонировались впервые. Обширные документальные материалы позволили переосмыслить творчество Монферрана и отвести ему достойное место в русской и мировой архитектуре.

В свете последних научных изысканий и открытий очень своевременно родился роман Ирины Александровны Измайловой. Появление художественного произведения о Монферране обосновано еще и тем, что биография этого архитектора, как никакого другого, насыщена романтическими событиями, начиная с момента его рождения в захолустном предместье Парижа. Монферран окончил Специальную школу архитектуры, так при Наполеоне называлась бывшая Королевская академия архитектуры. Его учеба и начало самостоятельной деятельности неоднократно прерывались наполеоновскими походами, в которых будущий знаменитый архитектор принимал самое деятельное участие. Недаром в 1813 году за проявленное мужество в битве при Арно[1] он был награжден первым орденом Почетного легиона. Вместе с тем ревностная служба в рядах наполеоновских войск не помешала Монферрану через три года стать придворным архитектором Александра I — противника Наполеона, а еще через пятнадцать лет воздвигнуть Александровскую колонну в честь победы русских войск, против которых он сам когда-то сражался. Не менее фантастическим явилось стремительное продвижение Монферрана по службе и внезапное его падение в связи с, казалось бы, уничтожающей критикой первого утвержденного проекта Исаакиевского собора соотечественником зодчего — архитектором А. Модюи, а затем еще более головокружительный взлет после утверждения переработанного варианта. Все это превосходно описано в романе И. А. Измайловой. К тому же с событиями творческой жизни Монферрана в романе очень умело переплетена не менее романтическая любовная история, не лишенная в своей основе документальной достоверности.

Книга И. А. Измайловой по сравнению с некоторыми произведениями авторов, пишущих на исторические темы, дает правдивую картину жизни и творчества одного из самых значительных архитекторов прошлого. Любое художественное произведение предполагает определенную долю авторского вымысла, но Ирине Александровне не изменяет чувство меры, оберегающее ее от искажения сути исторической правды.

Убедительно изображено Измайловой и окружение Монферрана. В частности, верная характеристика дана Ф. Ф. Вигелю — человеку необычайно талантливому, но чрезмерно язвительному и желчному, оставившему после себя записки, мимо которых не может пройти ни один историк, изучающий пушкинскую эпоху. Не менее рельефно нарисован и образ архитектора А. Модюи, обосновавшегося в Петербурге значительно раньше Монферрана, а прославившегося лишь скандальной историей с проектом Исаакиевского собора. Удачно даны характеристики крупнейшего инженера и изобретателя А. А. Бетанкура, зодчего К. И. Росси, архитектора А. И. Штакеншнейдера и многих других.

Одновременно с описанием строительства Ирина Александровна дает одухотворенные образы причастных к возведению собора работных людей. Через характеристики отдельных персонажей она воссоздает не только историческую обстановку прошлого, но и всю будничную атмосферу тех лет. Этому способствует превосходное владение автора формой диалога.

Поступлению в госпиталь новых раненых доктор Готье не удивился. За год с небольшим существования Неаполитанского королевства волнения и восстания происходили в нем неоднократно, и в том, по мнению доктора, ничего необыкновенного не было. Готье командовал госпиталем не так уж давно, но до того несколько лет прослужил полковым врачом в разных войсках. Был он в Египте в пору роковой кампании, стремительно начатой будущим императором французов, героически продолженной генералом Клебером и постыдно законченной генералом Мену, который отчаянно добивался поддержки местного населения, пойдя ради этого даже на унижение[2], но тем не менее проиграл кампанию и был изгнан из Каира и Александрии. Был Готье и в Испании (от нее у доктора остались самые жуткие воспоминания), и в Пруссии, и в Италии. Он хорошо знал, что оккупантов никто и нигде не любит.

Из истории неизвестно, при каких именно обстоятельствах Монферран совершил свои подвиг. В романе автор в целях художественной увлекательности заменяет малоизвестную и почти не описанную в документах битву при Арно знаменитой битвой при Ла-Ротье, в которой Монферран, безусловно, тоже принимал участие.

Ради поддержки арабов генерал Мену позволил совершить над собой обряд обрезания и принял мусульманское имя «Абделла-Мену».

Рецензии на книгу « Собор »

ISBN: 5-85025-001-08
Год издания: 1992
Издательство: Внешторгиздат
Язык: Русский

Роман посвящен жизни и творчеству Огюста Монферрана (1786 — 1858), одного из крупнейших архитекторов XIX в., создателя Александровской колонны, Исаакиевского собора и многих других архитектурных сооружений. Роман Ирины Александровны Измайловой

В последнее время я без конца слушаю старые-старые песни Александра Розенбаума — «Налетела грусть», «Прогулка по Невскому», «Расставание», песни времен моего детства. Как ни странно, именно из этих песен проросло мое первое знание о Санкт-Петербурге и именно от Розенбаума я услышала впервые фамилию Монферран.
Потом был небольшой рассказ в журнале «Костёр» о мальчике Егоре Демине, который едва не погиб при строительстве Исаакиевского собора, и о главном архитекторе. Только я не знала тогда, что отрывок из большого романа. И вот через годы пришла книга.
Жалею, что не успела прочитать ее во время недавнего посещения Петербурга. Нет, я не стала бы сильнее любить этот удивительный город, трепетным чувством восторга и преклонения перед которым наполнена эта книга, но тогда я внимательнее… Развернуть

Возрастные ограничения: 12+

Поделитесь своим мнением об этой книге, напишите рецензию!

Добрая,хорошая ,но унылая и грустная книга о трудных временах,потрясающем городе,сложной профессии,о безграничном таланте и величайшей архитектуре.

В эту книгу я влюбилась с первой страницы. Всё именно так, как хочется: с подробностями, живым (и при этом не перегруженным излишествами) языком, очень проникновенная биографическая история. И, самое главное — это о нем. О моем родном и любимом городе, в котором я родилась и живу не один десяток лет.
Роман — о сильном и очень талантливом архитекторе. Роман о том, как родиной может стать не место рождения, а место, где исполняешь мечту всей своей жизни. Да, именно исполняешь, а не ждешь, когда кто-то тебе это преподнесет на блюдечке. Роман о настоящей любви, пронесенной с детства до самой смерти. Роман о том, что скрывается за всей головокружительной красотой храма, который строился 4 десятилетия. Роман о крепкой дружбе. Роман о человеке, который не только ненавидел рабство в теории, но и со всей искренностью приравнял бывшего крепостного к своему уровню не просто на словах, а на деле.
Сильный человек редко обладает легким характером. Да, Монферран был вспыльчив, горяч и очень требователен. Но еще более требователен он был к себе и работал до изнеможения. Сила его воли просто потрясает. В юности выжить после такого ранения, в молодости оказаться стойким к эпидемиям холеры, в зрелых годах победить чуму, от которой другие сгорали за 2 дня. Вот что значит: вижу цель, не вижу препятствий.
С еще большим уважением отношусь теперь к тому, что есть в нашем городе. И, конечно, буду благодарна за рекомендации книг, похожих на эту. Пока я могу поставить ее в один ряд с «Жаждой жизни» Стоуна.

Смотрите так же:  Церкви храмы соборы иркутск

В эту книгу я влюбилась с первой страницы. Всё именно так, как хочется: с подробностями, живым (и при этом не перегруженным излишествами) языком, очень проникновенная биографическая история. И, самое главное — это о нем. О моем родном и любимом городе, в котором я родилась и живу не один десяток лет.
Роман — о сильном и очень талантливом архитекторе. Роман о том, как родиной может стать не место рождения, а место, где исполняешь мечту всей своей жизни. Да, именно исполняешь, а не ждешь, когда кто-то тебе это преподнесет на блюдечке. Роман о настоящей любви, пронесенной с детства до самой смерти. Роман о том, что скрывается за всей головокружительной красотой храма, который строился 4 десятилетия. Роман о крепкой дружбе. Роман о человеке, который не только ненавидел рабство в теории, но и… Развернуть

Удивительная книга. В ней собрано самое лучшее от дамского, авантюрного, исторического жанров и вплетено в канву биографии известного зодчего.
Огюст Монферран — человек поразительной судьбы, несравненного таланта и колоссальной силы духа. Он был тяжело ранен во время наполеоновской компаниии и спасён своей будущей женой, едва не побывал в русском плену, был завален штабелем досок на строительстве, а в возрасте семидесяти с лишним лет перенёс чуму, однако остался жив. Казалось, сам Бог хранил его для того, чтобы он всё-таки довёл до конца свой грандиозный замысел. Он был знаком с Пушкиным и Крыловым, водил дружбу с Росси, Брюлловым и Штакеншнейдером. В пылу ссоры он мог повысить голос на самого государя императора, и это ему прощалось. Он отдавал последние деньги нуждающимся и выбрал в спутницы жизни бывшую цирковуюнаездницу. Он мог жестоко обругать человека, который казался ему невнимательным и недостаточно расторопным, но отдал одну из самых дорогих вещей — шкатулку с наградными пистолетами — чтобы выкупить у жестокого помещика его крепостного Алексея Самсонова, который, кстати говоря, служил ему до смерти верой и правдой. Таким рисует Огюста Монферрана Ирина Измайлова. Удивительный роман, давно не встречала книг такого уровня в современной литературе. Всем советую.

Удивительная книга. В ней собрано самое лучшее от дамского, авантюрного, исторического жанров и вплетено в канву биографии известного зодчего.
Огюст Монферран — человек поразительной судьбы, несравненного таланта и колоссальной силы духа. Он был тяжело ранен во время наполеоновской компаниии и спасён своей будущей женой, едва не побывал в русском плену, был завален штабелем досок на строительстве, а в возрасте семидесяти с лишним лет перенёс чуму, однако остался жив. Казалось, сам Бог хранил его для того, чтобы он всё-таки довёл до конца свой грандиозный замысел. Он был знаком с Пушкиным и Крыловым, водил дружбу с Росси, Брюлловым и Штакеншнейдером. В пылу ссоры он мог повысить голос на самого государя императора, и это ему прощалось. Он отдавал последние деньги нуждающимся и выбрал в… Развернуть

Шикарная книга, читается на одном дыхании. Удивительно, что так мало читателей и рецензий, видимо книга не раскручена. Но я думаю со временем книгу оценят. Нашла отзывы о ней на форуме Санкт-Петербурга.

Всем кто любит Санкт-Петербург — Петра творенье читать обязательно. После прочтения смотрю другими глазами на город.

С давних пор очень люблю историческую литературу. И роман «Собор» полностью соответствует тому, что мы закладываем в это понятие — историческая литература. И события отдалены по времени ровно настолько, сколько нужно для того, чтобы относить их к истории. И мы уже в достаточной степени отдалены от описываемых в романе времён, чтобы вовсю наслаждаться антуражем начала-середины XVIII века, погружаться в атмосферу того времени, удивляться тому, что заслуживает удивления, и самому становиться на время чтения одним из «попаданцев», потому что Измайлова сумела очень вещно и выпукло воссоздать реалии того времени.

Вместе с тем, мы имеем дело с высококачественных художественным литературным полотном, ткань которого — текст, персонажи, диалоги, сюжетная линия — выполнена с плотностью гобелена: структурно, рельефно, детально, не без изюминки. И потому сам процесс чтения этой книги доставляет удовольствие почти физиологическое.

Однако и познавательную сторону романа никак нельзя сбрасывать со счетов. Не знаю, может быть и есть среди читателей-неспециалистов те, кто хорошо знает историю строительства Исаакиевского собора, но вот я совершенно точно был настолько в неведении, что изложенный в художественной книге событийный ряд представляется документально точным и исторически достоверным. И даже желания не возникает перечитать саму историю построения этого великолепного памятника архитектуры только лишь для того, чтобы сопоставить истинные нюансы строительства с тем, как они изложены в романе. Хотя просто что-то ещё прочитать о самом соборе хочется. И в этом хотении-интересе тоже заслуга книги и автора.

Наконец, сама личность архитектора Огюста Монферрана оказалась интересной до интриги и интригующей до глубоко интереса к нему, как к специалисту и как к человеку одновременно. Выписанный Измайловой с тщанием и любовью образ этого непростого по характеру человека и его заковыристая судьба стали тем центром романа, на который, как на стержень нанизано всё повествование и все его сюжетные повороты и ходы: любовь и дружба, предательство и страсть, творчество и ошибки, победы и величие, бытовые детали и возвышенные поступки — вся жизнь человека во всём её многообразии и многослойности.

В общем, получил истинное наслаждение.

Роман прочитан в рамках годового Флэшмоба 2019, замечательный совет от linc055 .
Флэшмоб закончен!

Видимо эта книга очень точно совпала с моими литературными запросами и пристрастиями — так, как совпадают аминокислоты с выстраиваемой цепочкой ДНК. Потому что сумела потрафить моему читательскому «Я» сразу по нескольким позициям.

С давних пор очень люблю историческую литературу. И роман «Собор» полностью соответствует тому, что мы закладываем в это понятие — историческая литература. И события отдалены по времени ровно настолько, сколько нужно для того, чтобы относить их к истории. И мы уже в достаточной степени отдалены от описываемых в романе времён, чтобы вовсю наслаждаться антуражем начала-середины XVIII века, погружаться в атмосферу того времени, удивляться тому, что заслуживает удивления, и самому становиться на время чтения одним из «попаданцев», потому что Измайлова сумела очень… Развернуть

Книги с таким названием сами похожи на архитектурные строения, и роман Измайловой — не исключение. Несмотря на свою легкость, ажурную увлекательность, он охватывает огромную эпоху, великую страсть, показывает действительно грандиозных людей, сильных талантом и сердцем.
Не раз и не два я могла бы упрекнуть авторшу за слащавые перегибы и стиль самого простенького чтива. но не буду. Пусть лучше она примет благодарность за то, что написала книгу про Огюста Монферрана и его творения, заставила меня по-новому взглянуть на всё то время и пробудила новую любовь к прекрасной петербургской архитектуре.

Книга прочитана в рамках игры «Открытая книга». Спасибо за наводку strannik102 !

Я не побоюсь назвать эту книгу сильной, впечатляющей и волнительной!
Я удивлена, что у этой книги очень мало читателей.
Читая книгу я столько разных эмоций пережила, и особенно сильно я переживала страницы о холере, чуме и прочих неприятностях того времени. До чего же страшная болезнь холера. И ведь не раз о ней слышала и на уроках истории и в фильмах. Но эта книга смогла донести до меня то, что многому было не под силу. Я столько времени изучала историю и столько уже не помню, всё отрывками. И вот опять погружаюсь в историю России, а именно Санкт-Петербурга. Казалось бы, простое строительство собора, но помимо интриг, зависти и сложностей всего этого строительства, показана жизнь в те времена. Очень хорошо показаны проблемы и люди.
И ведь когда мы видим здание, мы редко задумываемся сколько трудов, сколько нервов и сколько людских жизней потрачено ради этой красоты! А ведь во время строительства этого собора, умер не один и даже не сотня рабочих.

Я очень люблю архитектуру, особенно тех времен, она величественная, невероятная и с размахом! Но я как-то никогда не интересовалась историей постройки зданий и в принципе не задумывалась, как же это все строили.
Книга о жизни архитектора Огюста Монферрана, это и биография и в то же время очень не похоже на этот жанр! Но я восхищена этим человеком, его силой и таким талантом!
Исторический роман — что мне нравится в таком жанре, что сухой текст истории разбавляется рассказами жизни, вырисовываются герои и мы узнаем не только о строительстве, но и об их творце. Я в этой книге почерпнула много нового и интересно, освежила свои знания истории и с удовольствием порекомендую её друзьям.

Смотрите так же:  Расписание троицкий собор спб

10/10 — легко, эмоционально и очень интересно!

Благодарю linc055 за чудесную рекомендацию, ты такой чудесный человек и каждый год, благодаря тебе у меня есть какие-то теплые и волшебные воспоминания. Спасибо тебе огромное!

Надо стараться не оставлять на земле ничего незаконченного. Даже если мучают сомнения, надо иметь смелость самому провести последнюю черту и положить последний камень. И самому оценить сделанное.

Я не побоюсь назвать эту книгу сильной, впечатляющей и волнительной!
Я удивлена, что у этой книги очень мало читателей.
Читая книгу я столько разных эмоций пережила, и особенно сильно я переживала страницы о холере, чуме и прочих неприятностях того времени. До чего же страшная болезнь холера. И ведь не раз о ней слышала и на уроках истории и в фильмах. Но эта книга смогла донести до меня то, что многому было не под силу. Я столько времени изучала историю и столько уже не помню, всё отрывками. И вот опять погружаюсь в историю России, а именно Санкт-Петербурга. Казалось бы, простое… Развернуть

Эта книга имеет мало читателей, но она незаслуженно забыта. Перед нами увлекательный исторический роман, рассказывающий о жизни выдающегося архитектора Огюста Монферрана. Большим плюсом этой книги является то, что автор основывался на исторических источниках, стараясь сохранять реальные события. Мы познакомимся с молодым Монферраном в то время как он служит в армии Наполеона, увидим его действия на полях сражений. Сообразительность и отвага не изменяют юноше в самые опасные минуты, благодаря своим талантам и находчивостьи он спасает от преследования свой отряд. В тоже время Монферран не проявляет никакой кровожадности, он не рвется воевать. Подобный взгляд на войну лишний раз возвращает нас к мысли о том, что война полезна лишь крупным политическим деятелям, она служит их интересам. Простой народ всегда страдает от войны. Рана, полученная Монферраном на поле сражения напоминает нам о том, что выдающийся архитектор мог погибнуть безвестным сержантом на поле брани, и некому было бы сотворить все шедевры, которыми сейчас мы можем любоваться. Это и Исаакиевский собор, и Александрийский столп на Дворцовой площади и другие менее известные особняки в Санкт-Петербурге.
Благодаря этому роману мы сможем познакомиться ближе с жизнью этого выдающегося творца, узнать, по каким причинам он покинул Францию, лишний раз убедиться, что революция, которая призвана освободить людей, может принести с собой и много горя. В смутные времена многие начинают просто сводить счеты со своими недругами. Монферрану грозила опасность не только погибнуть на поле сражения, но и быть на долгие годы заключенным тюрьму, а может быть даже и быть казненным на гильотине.
Впрочем, и в самой России его подстерегали различные сложности. Без рекомендации было сложно найти место работы, на котором могли бы широко развернулся его способности. В более поздние времена близость к царям давала не только блага, но и, учитывая сложный характер Монферрана, могла грозить и суровыми наказаниями, в том числе ссылкой в Сибирь, тем более что при вступлении на престол Николая I, произошло декабристское восстание и рабочие Монферрана участвовали в бунте. А Зимний дворец, в переделках которого Монферран также принимал большое участие, сгорел. Множество деревянных конструкций (которые Монферран не хотел использовать при строительстве, но был вынужден применить из-за малых сроков) позволили огню быстро распространиться и повреждения были огромны. Монферран очень боялся того, что его признают виновным и ответственным за этот пожар, к счастью, дело рассудили довольно справедливо, и архитектор был признан невиновным.
Много завистников было у архитектора и среди творческой аудитории, нелегкий характер Монферрана быстро восстановил против себя большинство элиты среди архитекторов, в том числе Стасова и Росси. Потребовалось долгое время, чтобы все поняли, что перед ними не дерзкий авантюрист, а гений. Что юноша обладает огромным талантом и все его предложение не выдуманы, а тщательно рассчитаны. Только тогда он получил поддержку от именитых архитекторов.
Долгие годы велось строительство собора, 40 лет жизни, 40 лет суровых испытаний. Строительство и запрещали, и возобновляли снова, множество комиссий с различными обвинениями побывало там. Гибли люди: калечились на строительстве, умирали от холода и болезней, особенно тяжела была вспышка холеры, но собор был построен, и Монферрану удалось дожить до конца строительства, он был на освящение собора.
Не следует бояться этой книги, считая что в ней будет слишком много архитектурных тонкостей. Напротив, в ней достаточно мало подобных вещей, даже слишком мало для такой книги. Перед нами именно исторический роман, в него вплетены жизни разных людей, рассказаны несколько любовных историй, перед нами проходят жизни нескольких семей. Единственным минусом этого романа я считаю слишком глубокую лиричность и сентиментальность. Увы, автор — женщина, и это сильно на нем отразилось. Хотя в нём и пытались показать недостатки Монферрана, но все равно роман вышел слишком приторно сладкий. Романтики, изображённой там, в жизни всё таки не бывает. Хотелось бы видеть более жизненную вещь с ошибками и промахами, и мучительным их исправлением. Эта слащавость подпортила мне впечатление от книги, за это ставлю только 4. Подобные вещи хорошо читались лет в 14, а сейчас хочется видеть более правдоподобное произведение.
Но я не жалею о знакомстве с этой книгой, из нее мне удалось почерпнуть много полезных и интересных сведений. Сходили с дочкой в Исаакиевский собор, поднялись на колоннаду, полюбовались отделкой изнутри. Рассказала ей несколько историй из книги. Я отдаю себе отчет о их вымышленности, но подобные красочные события хорошо запечатляются в памяти восьмилетнего ребенка. Надеюсь, ей будет проще таким образом познакомиться с Монферраном и полюбить его, он станет для неё не отстраненной личностью, а живым человеком с этой точки зрения книга безусловно ценная.

Прочитано в рамках игр Школьная вселенная, Книжное путешествие, Собери их всех, Мужчина и женщина.

Эта книга имеет мало читателей, но она незаслуженно забыта. Перед нами увлекательный исторический роман, рассказывающий о жизни выдающегося архитектора Огюста Монферрана. Большим плюсом этой книги является то, что автор основывался на исторических источниках, стараясь сохранять реальные события. Мы познакомимся с молодым Монферраном в то время как он служит в армии Наполеона, увидим его действия на полях сражений. Сообразительность и отвага не изменяют юноше в самые опасные минуты, благодаря своим талантам и находчивостьи он спасает от преследования свой отряд. В тоже время Монферран не проявляет никакой кровожадности, он не рвется воевать. Подобный взгляд на войну лишний раз возвращает нас к мысли о том, что война полезна лишь крупным политическим деятелям, она служит их интересам.… Развернуть

автора «Измайлова Ирина Александровна»

Annotation

Роман посвящен жизни и творчеству Огюста Монферрана (1786–1858), одного из крупнейших архитекторов XIX в., создателя Александровской колонны, Исаакиевского собора и многих других архитектурных сооружений.

Роман Ирины Александровны Измайловой рассчитан на широкий круг читателей, но в особенности будет полезен тем, кто интересуется историей русского искусства и культуры в целом.

Для широкого круга читателей.

Издание осуществлено за счет средств автора.

Ирина Измайлова

Собор

Предисловие

Вы держите в руках книгу об Огюсте Монферране (1786?1858). Творчество этого выдающегося архитектора знаменует собой целую эпоху в развитии русской архитектуры и градостроительства. Монферран — зодчий наивысшей стадии развития классицизма, называемого нередко русским ампиром, он же наиболее значительная фигура эпохи позднего классицизма и первый архитектор эклектики, провозгласивший свободный выбор архитектурных стилей всех времен и народов. Его учеником был крупнейший архитектор периода эклектики — Андрей Иванович Штакеншнейдер.

В свете последних научных изысканий и открытий очень своевременно родился роман Ирины Александровны Измайловой. Появление художественного произведения о Монферране обосновано еще и тем, что биография этого архитектора, как никакого другого, насыщена романтическими событиями, начиная с момента его рождения в захолустном предместье Парижа. Монферран окончил Специальную школу архитектуры, так при Наполеоне называлась бывшая Королевская академия архитектуры. Его учеба и начало самостоятельной деятельности неоднократно прерывались наполеоновскими походами, в которых будущий знаменитый архитектор принимал самое деятельное участие. Недаром в 1813 году за проявленное мужество в битве при Арно [1] он был награжден первым орденом Почетного легиона. Вместе с тем ревностная служба в рядах наполеоновских войск не помешала Монферрану через три года стать придворным архитектором Александра I — противника Наполеона, а еще через пятнадцать лет воздвигнуть Александровскую колонну в честь победы русских войск, против которых он сам когда-то сражался. Не менее фантастическим явилось стремительное продвижение Монферрана по службе и внезапное его падение в связи с, казалось бы, уничтожающей критикой первого утвержденного проекта Исаакиевского собора соотечественником зодчего — архитектором А. Модюи, а затем еще более головокружительный взлет после утверждения переработанного варианта. Все это превосходно описано в романе И. А. Измайловой. К тому же с событиями творческой жизни Монферрана в романе очень умело переплетена не менее романтическая любовная история, не лишенная в своей основе документальной достоверности.

Смотрите так же:  Собор оптинских

Основное действие романа разворачивается вокруг проектирования и строительства Исаакиевского собора. Необычная история его сооружения, сопряженная с большими техническими трудностями, с применением передовых по тому времени конструкций и новой технологии, заслуживает подробного освещения. Ирине Александровне Измайловой удалось превратить сухие архивные документы и протоколы заседаний Комиссии построения Исаакиевского собора в увлекательный роман, насыщенный человеческими чувствами и переживаниями оживших на его страницах героев. Она сумела ярко и образно показать, как Монферрану приходилось постоянно преодолевать невероятные трудности, связанные с проектированием и с заготовкой материалов, а также со строительством. Правдиво показаны условия работ на строительной площадке, нередко имевшие следствием увечья и гибель работных людей.

Некоторым читателям может показаться несколько идеализированным образ главного героя. Но Монферран действительно отличался добротой, хотя по натуре он был очень вспыльчивым и не всегда в таком состоянии справедливым.

С основной тканью повествования органично сочетаются рассказы о других работах Монферрана. Они не разрушают основного сюжета романа, а лишь помогают его раскрытию. Исаакиевский собор остается стержнем повествования. Сам Монферран считал его главным произведением, своей лебединой песней.

Роман Ирины Александровны Измайловой рассчитан на широкий круг читателей, но в особенности будет полезен тем, кто интересует .

Скачать книгу в формате:

Самому дорогому человеку, самому близкому другу, тебе, мама, я посвящаю эту книгу

Наиболее значительные произведения Монферрана широко известны. Это Александровская колонна, или Александрийский столп, и Исаакиевский собор, проектированию и строительству которого архитектор отдал большую часть своей жизни — сорок с лишним лет. Поэтому не случайно автор книги Ирина Александровна Измайлова д.

Вторая книга. Последняя представительница Золотого Клана сирен чудом осталась жива, после уничтожени.

Песнь златовласой сирены 2

Роман «Триумфальная арка» написан известным немецким писателем Э.М.Ремарком (1898-1970). Автор расск.

Если вы хоть раз в жизни упускали возможность использовать личный контакт с важными для вас людь.

Как разговаривать с кем угодно. Уверенное общение в любой ситуации

Акина медленно открыла глаза и тут же стремительно сомкнула веки — в голове и так все кружилось, а.

Особый гномий первач

Всемирно известный психолог Эрик Берн — создатель трансакционного анализа и основанной на нем знаме.

Люди, которые играют в игры

Джефф Вандермеер Аннигиляция Посвящается Энн 01: Проникновение Башню мы обнаружили случайно. .

Приветствуем тебя, неведомый ценитель литературы. Если ты читаешь этот текст, то книга «Собор» Измайлова Ирина Александровна небезосновательно привлекла твое внимание. Многогранность и уникальность образов, создает внутренний мир, полный множества процессов и граней. Главный герой моментально вызывает одобрение и сочувствие, с легкостью начинаешь представлять себя не его месте и сопереживаешь вместе с ним. По мере приближения к исходу, важным становится более великое и красивое, ловко спрятанное, нежели то, что казалось на первый взгляд. Замечательно то, что параллельно с сюжетом встречаются ноты сатиры, которые сгущают изображение порой даже до нелепости, и доводят образ до крайности. Очевидно, что проблемы, здесь затронутые, не потеряют своей актуальности ни во времени, ни в пространстве. На первый взгляд сочетание любви и дружбы кажется обыденным и приевшимся, но впоследствии приходишь к выводу очевидности выбранной проблематики. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Диалоги героев интересны и содержательны благодаря их разным взглядам на мир и отличием характеров. Кажется невероятным, но совершенно отчетливо и в высшей степени успешно передано словами неуловимое, волшебное, редчайшее и крайне доброе настроение. «Собор» Измайлова Ирина Александровна читать бесплатно онлайн, благодаря умело запутанному сюжету и динамичным событиям, будет интересно не только поклонникам данного жанра.

  • Понравилось: 0
  • В библиотеках: 0

В своей увлекательно написанной книге «От „Наутилуса“ до батискафа» современный французский писате.

От «Наутилуса» до батискафа

Тридцать лет назад в лесу произошло много очень плохих вещей. Вещей, которые навсегда оставили шра.

Пьесы и инсценировки для театра

Сборник авторских пьес и инсценировок Елены Костоусовой для театров. Включает в себя пять произвед.

Сборник авторских инсценировок для театров. Включает в себя четыре произведения. Созданы для поста.

Инсценировки для театра

Собор. Роман о петербургском зодчем

ISBN: 978-5-8452-0388-5
Год издания: 2007
Издательство: Бояныч
Язык: Русский

Книга в увлекательной и захватывающей форме рассказывает о жизни, творчестве, приключениях одного из самых одаренных архитекторов XIX века Огюста Монферрана, создателя Исаакиевского собора. Пятьдесят лет, которые охватывает повествование, — это целая эпоха в истории. Жизнь героя вначале проходит на фоне наполеоновских войн, а затем увлекательных, грозных событий в России: наводнения 1824 г, восстания декабристов, эпидемии холеры, Крымской войне.
Ярчайший характер Монферрана, человека своего времени, показан и в его любовных приключениях, и на войне, и в сложных отношениях с властью, а главное — в его подвижническом, созидательном труде. Перед читателем пройдет яркая галерея образов — от императоров Александра I, Николая I, Наполеона до простых рабочих и мастеров, чей подвиг воплотил в реальность гениальные и дерзкие замыслы зодчего.

Лучшая рецензия на книгу

В последнее время я без конца слушаю старые-старые песни Александра Розенбаума — «Налетела грусть», «Прогулка по Невскому», «Расставание», песни времен моего детства. Как ни странно, именно из этих песен проросло мое первое знание о Санкт-Петербурге и именно от Розенбаума я услышала впервые фамилию Монферран.
Потом был небольшой рассказ в журнале «Костёр» о мальчике Егоре Демине, который едва не погиб при строительстве Исаакиевского собора, и о главном архитекторе. Только я не знала тогда, что отрывок из большого романа. И вот через годы пришла книга.
Жалею, что не успела прочитать ее во время недавнего посещения Петербурга. Нет, я не стала бы сильнее любить этот удивительный город, трепетным чувством восторга и преклонения перед которым наполнена эта книга, но тогда я внимательнее приглядывалась бы и к колоннам Собора, и к Александровской колонне, а возможно, поискала бы в городе другие творения Монферрана.
Если бы этот роман попал мне в руки в год, когда вышел, — в мои 14 лет, — я, бы, возможно, очень полюбила бы его, я была романтической натурой и любила приключенские романы. А этот роман, несмотря на то, что претендует на историчность и биографичность, несомненно написан по всем канонам приключенческой литературы. Это, наверное, неплохо, ибо делает книгу очень увлекательной, но для взрослого читателя слишком сентиментально.
Но все-таки хорошо. Образ Монферрана получился достаточно правдоподобным и верным, хотя, пожалуй, в некоторых вещах излишне романтическим, но вполне выпуклым и зримым. Не знаю, насколько роман исторически достоверен, во всяком случае, автор честно делает сноски, когда описывает события, имеющие место в действительности, но вот встречался ли Монферран, например, с Крыловым и Пушкиным или это вымысел автора, неизвестно. Образ великого архитектора, который показан как человек со всеми его слабостями, подкупает. Его жена, слуга Алексей Самсонов, близкие и друзья, тоже выписаны с большой любовью. Надо отметить и популярность изложения — я ничего не понимаю в архитектуре, а в книге ей посвящено немало страниц, но все было понятно.
Я иногда завидую по-настоящему увлеченным людям, которые живут одной заветной мечтою и не находят себе места в жизни после ее воплощения. И возникает ощущение, что в нашем современном мире не осталось людей, способных так загореться мечтой и жить ее без остатка. Возможно, я и ошибаюсь. Но Монферран был именно таков, и смерть его символична — он скончался меньше чем через месяц после освящения собора, которому посвятил всю жизнь.