Исаакиевский собор архитектор и скульптор

10 интересных фактов об Исаакиевском соборе

И саакиевский собор возводили 40 лет, а когда наконец сняли с него строительные леса, надобность в сооружении как в храме отпала почти сразу. О том, кто строил знаменитый храм, сколько реконструкций он пережил и какие легенды его окружают — в материале портала «Культура.РФ».

Три предшественника Исаакиевского собора

Исаакиевский собор Огюста Монферрана стал четвертым собором, построенным на этой площади. Первую церковь в честь святого Исаакия Далматского возвели для рабочих Адмиралтейских верфей практически сразу после основания Санкт-Петербурга. Вернее, ее перестроили из здания чертежного амбара под руководством Хармана ван Болеса. Петр I, родившийся в день памяти святого Исаакия, в 1712 году обвенчался здесь с Екатериной I. Уже в 1717 году, когда старая церковь стала ветшать, было заложено новое каменное здание. Строительство шло под руководством Георга Маттарнови и Николая Гербеля. Через полвека, когда уже вторая петровская церковь пришла в негодность, было заложено третье здание — уже на другом месте, немного дальше от берега Невы. Его архитектором стал Антонио Ринальди.

Победа рисовальщика над архитекторами

Конкурс на строительство нынешнего Исаакиевского собора объявил в 1809 году Александр I. Среди его участников были лучшие зодчие своего времени — Андриан Захаров, Андрей Воронихин, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон. Однако ни один из их проектов не удовлетворил императора. В 1816 году по совету главы Комитета по делам строений и гидравлических работ Августина Бетанкура работу над собором поручили молодому архитектору Огюсту Монферрану. Решение это было удивительным: большого опыта в строительстве у Монферрана не было — он зарекомендовал себя не постройками, а рисунками.

Неудачное начало строительства

Неопытность архитектора сыграла свою роль. В 1819 году началось возведение собора по проекту Монферрана, однако всего через год его проект основательно раскритиковал член Комитета по делам строений и гидравлических работ Антон Модюи. Тот считал, что при планировании фундаментов и пилонов (опорных столбов) Монферран допустил грубейшие ошибки. Связано это было с тем, что архитектор хотел максимально использовать те фрагменты, что остались от собора Ринальди. Хотя первое время Монферран всеми силами отбивался от критики Модюи, позже он все же согласился с критикой — и строительство приостановили.

Архитектурные и инженерные достижения

В 1825 год Монферран спроектировал новое грандиозное здание в стиле классицизм. Его высота составляла 101,5 метра, а диаметр купола — почти 26 метров. Строительство шло крайне медленно: только на создание фундамента ушло 5 лет. Для основы пришлось вырыть глубокие траншеи, куда вбили просмоленные сваи — более 12 тысяч штук. После этого все траншеи соединили между собой и залили водой. С наступлением холодов вода замерзла, и сваи спилили под уровень льда. Еще два года ушло на установку колонн четырех крытых галерей — портиков, гранитные монолиты для которых поставляли из выборгских каменоломен.

Следующие шесть лет возводились стены и подкупольные столбы, еще четыре года — своды, купол и колокольни. Главный купол был выполнен не из камня, как это делалось традиционно, а из металла, что значительно облегчило его вес. При проектировании этой конструкции Монферран ориентировался на купол лондонского собора Святого Павла Кристофера Рена. На золочение купола ушло более 100 килограммов золота.

Вклад скульпторов в оформление собора

Скульптурное убранство собора создавалось под руководством Ивана Витали. По аналогии с Золотыми вратами флорентийского баптистерия он изготовил впечатляющие бронзовые двери с изображениями святых. Витали также стал автором статуй 12 апостолов и ангелов на углах здания и над пилястрами (плоскими колоннами). Над фронтонами разместили бронзовые рельефы с изображениями библейских сцен в исполнении самого Витали и Филиппа Оноре Лемера. Также в скульптурном оформлении храма участвовали Петр Клодт и Александр Логановский.

Витраж, каменная отделка и другие детали интерьера

Работа над интерьерами собора шла 17 лет и закончилась лишь в 1858 году. Внутри храм был отделан ценными породами камней — лазуритом, малахитом, порфиром, разными видами мрамора. Над росписью собора работали главные художники своего времени: Федор Бруни написал «Страшный суд», Карл Брюллов — «Богородицу во Славе» в плафоне, площадь этой росписи более 800 квадратных метров.

Иконостас собора выстроили в виде триумфальной арки и украсили монолитными малахитовыми колоннами. Иконы, выполненные в технике мозаики, были созданы по живописным оригиналам Тимофея Неффа. Мозаикой декорировали не только иконостас, но и значительную часть стен храма. В окне главного алтаря находился витраж с изображением «Воскресения Христа», выполненный Генрихом Марией фон Хессом.

Дорогое удовольствие

На момент строительства Исаакиевский собор стал самым дорогим храмом в Европе. Только на закладку фундамента ушло 2,5 миллиона рублей. Всего же Исаакий обошелся казне в 23 миллиона рублей. Для сравнения: все строительство соразмерного Исаакиевскому Троицкого собора стоило два миллиона. Связано это было как с грандиозными размерами (храм высотой в 102 метра до сих пор остается одним из самых крупных соборов в мире), так и с роскошной внутренней и внешней отделкой здания. Николай I, опешивший от таких расходов, приказал сэкономить хотя бы на утвари.

Освящение собора прошло как государственный праздник: на нем присутствовал Александр II, а длилось мероприятие около семи часов. Вокруг собора располагались зрительские места, билеты на которые стоили немалых денег: от 25 до 100 рублей. Предприимчивые горожане даже сдавали квартиры с видом на Исаакиевский собор, откуда можно было наблюдать за церемонией. Несмотря на то что желающих посетить мероприятие было немало, многие из них не оценили Исаакиевский собор, и первое время из-за своих пропорций храм носил прозвище «Чернильница».

Поговаривали, что такое длительное строительство собора было вызвано отнюдь не сложностью работ, а тем, что ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после завершения храма. И действительно, архитектор умер через месяц после освящения Исаакия. Завещание зодчего — похоронить его в храме — так и не выполнили. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, а потом передали вдове, которая увезла останки мужа в Париж. После смерти Монферрана прохожие якобы видели его призрак, бродивший по ступенькам собора, — входить в храм он не решался. Согласно еще одной легенде, дом Романовых должен был пасть после снятия строительных лесов, которые окружали собор еще долгое время после освящения. Совпадение или нет, но окончательно леса сняли в 1916 году, а в марте 1917 года Николай II отрекся от престола.

Храм в советское время

В первые годы советской власти храм оставался действующим, однако государство его не финансировало, а все церковные ценности изъяло. В 1931 году в здании музея был открыт антирелигиозный музей. Одним из ключевых экспонатов стал подвешенный к куполу собора 90-метровый маятник Фуко, который доказывал факт вращения Земли вокруг своей оси.

Во время Великой Отечественной войны в подвалах Исаакия находился склад, где хранились музейные ценности, которые не успели эвакуировать. Так как купол собора немецкие летчики использовали в качестве ориентира, напрямую в собор они не стреляли — и хранилище осталось невредимым. Однако собор все же пострадал в годы войны: взрывавшиеся рядом с храмом осколки повредили колонны, а холода (в годы блокады Исаакий не отапливался) — настенные росписи.

Исаакиевский собор — крупнейший на сегодняшний день православный храма Санкт-Петербурга и одно из высочайших купольных сооружений в мире. Его история началась в 1710 г., когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 г. Петр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведен во второй половине 18 в., однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через 9 лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.

Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошел все ожидания. Монументальность собора подчеркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками толщиной около 40-50 см. С четырех сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золоченый купол на барабане, окруженном гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов, также над внутренним убранство храма работали Василий Шебуев, Федора Бруни, Иван Витали и многие другие известные художники и скульпторы.

Высота собора 101,5 м, в храме могут одновременно находиться 12 000 человек. Однако сам архитектор Монферран считал, что собор рассчитан на 7000 человек, учитывая пышные юбки дам, каждой из которых нужно не менее 1 кв. м. пространства.

После революции храм был разорен, из него вынесли около 45 кг золота и более 2 т серебра. В 1928 г. службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране. В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбежек все же не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли, согласно легенде, немцы использовали его как ориентир на местности.

Музейный статус был присвоен храму в 1948 г., а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 г., и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия

Колоннада Исаакиевского собора

Колоннада Исаакиевского собора стоит отдельного внимания. Это самая известная смотровая площадка Санкт-Петербурга. С высоты 43 м открываются виды на Неву и центральные районы города. Особенно красиво здесь в белые ночи — есть что-то мистическое в этом призрачном свете. Подняться на колоннаду можно только пешком по винтовой лестнице.

Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.

Практическая информация

Адрес: Исаакиевская площадь, 4.

Время работы: с 10:00 до 17:30.

Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).

Цены на странице указаны на сентябрь 2019 г.

Исаакиевский собор (начало)

Архитекторы: Монферран О.
Год постройки: 1818-1858
Стиль: Классицизм

Исаакиевский собор

Первая деревянная церковь

Вторая каменная Исаакиевская церковь

1717 — арх. Маттарнови Георг Иоганн

1768-1802 — арх. Ринальди Антонио

1818-1858 — арх. Монферран Огюст

Первоначальная церковь
Исаакия Далматского.
Гравюра XVIII в.

Исаакиевский Собор.
Проект Н.А. Ринальди.
Рис. О. Монферрана. 1768.

Вид на Исаакиевскую площадь
со стороны Синего моста.
Грав. Б. Патерсена. 1800-е.

Патерсен Б.
Вид Петербурга в день
празднования 100-летия города.

Арх. энциклопедия втор.пол.XIX в.
Т.1-7. Г.В. Барановский.
— С-Пб: ред. журн. «Строитель»,
1902-1908. 1 т. С.5-6.

О.-Р. Монферран.
На строительстве Исаакиевского
собора. Акварель. 1830-е гг.

Монферран О. 1840-1841
Вид Исаакиевского
собора в лесах
(добавил Сергей Г)

Исаакиевский собор.
Литография Ф.Бенуа.
1850-е гг.

Самое первое фото Петербурга
(дагеротипное),
г-н Теремин, 1839 г.
(добавил Student)

Фото — С. М. Прокудин-Горский.
нач. XX в.

Фото — начало XX в.
С. М. Прокудин-Горский

Собор прп. Исаакия Далматского.
Фото 1900-х гг. (?)
(добавил Mary)

Исаакиевский собор.
1900-е гг.

1908-1911.
Фотоателье Буллы.

Вид на Исаакиевский
собор и площадь.
(добавил Мышь)

(Шелаева Е.П.Православный Петербург
и окрестности в фотографиях к.XIX — нач.ХХ в.
СПб. Лики России. 2011.)

(фото из сети ?)
(добавил Mary)

Добужинский М.В.
Землесос. 1923.
(из альбома «Петербург в 1921 году»)
(добавил Mary)

1930 г.
(добавил Rain)

Фото времен ВОВ.

Фото — С.Г. Шимановский
(добавил — Ладада .)

Исаакиевская площадь.
Альбом Ленинград. Виды города.
Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)

Адмиралтейский пр. 1985 г.
Фото — Кашин П. В.
(добавил — Ладада .)

Фото — Альбом «Санкт-Петербург
с птичьего полета» —
СПб.Изд.»Новатор», 2012. С.33
(добавил nikspb)

Фото — Альбом «Санкт-Петербург
с птичьего полета» —
СПб.:Изд.»Новатор», 2012. С.28
(добавил nikspb)

Фото — Вид на Исаакиевский собор и площадь. Одноэтажный особняк на певой половине фотографии —

старое здание германского посольства, на левой части фотографии здание на месте гостницы «Астория».

Первая неказистая церковь, однако, мало походила на нынешний многоколонный храм. Это было длинное деревянное здание с небольшой маковкой и одноярусной колокольней над входом. Всего за три месяца 1707 оно было переделано из чертежного амбара, стоявшего против западного входа в Адмиралтейскую верфь, и посвящено св. Исаакию Далматскому, день памяти которого (30 мая) приходился на день рождения Петра Великого. Здесь Император, ради спокойствия народа, 19 февраля 1712 торжественно обвенчался с Екатериной, хотя на самом деле венчание произошло пятью годами раньше, в гораздо более скромной обстановке. Незадолго до венчания церковь оштукатурили, шпили обили железом, построили звонницу.
6 августа 1717 Петр I заложил на месте будущего „Медного всадника“ каменный собор базиликального типа по проекту Г. И. Матарнови, внешним видом напоминавший Петропавловский, – с двухъярусной, увенчанной высоким шпилем колокольней. На ней были установлены привезенные из Амстердама куранты. Строительством в 1719–1723 руководил Н. Ф. Гербель, затем – Д. Трезини. Службы в новой церкви начались в 1722, но освящение главного придела состоялось лишь в 1727 в присутствии Екатерины I. Известный резчик И. П. Зарудный исполнил великолепный резной позолоченный иконостас. Левый придел, где стоял иконостас из деревянного храма, был освящен только 21 сентября 1735 протопопом Петропавловского собора.
Однако местоположение нового здания было выбрано неудачно: оно стояло слишком близко к Неве, и из-за сильной осадки почвы в его стенах появились трещины. Для укрепления собор обнесли каменной галереей, которая 21 апреля 1735 пострадала вместе с колокольней от удара молнии.
Нереализованный проект нового храма составил в 1761 С. И. Чевакинский, который впервые наметил для него городскую площадь – Исаакиевскую.
Старый собор, отремонтированный и достроенный в 1739–1742 П. А. Трезини, простоял до 1764, хотя еще в 1761 был отдан приказ разобрать здание. В нем постоянно производились разные доделки и переделки. Поэтому службы с августа 1759 проходили в бывшей домовой церкви гр. А. П. Бестужева-Рюмина, которая находилась неподалеку.

Фото — Наталия, 01.2011.

(фото из Internet)

Фото — yuri.sedunov, 02.2011.

Фото —
Валерий Глотов, 2013.

Третий Исаакиевский собор был заложен 8 августа 1768 по проекту А. Ринальди, выполненному в духе раннего классицизма. Это было пятикупольное здание с высокой двухъярусной колокольней (позже колокола висели в боковых главках).
Деньги были отпущены, но строительство под руководством самого зодчего и его помощника А. Ф. Виста шло очень медленно, — к кончине Екатерины II собор был только подведен под карниз, хотя его стены внутри и снаружи уже были облицованы разного цвета финским и итальянским мрамором. Недовольный затянувшейся стройкой Павел I поручил арх. В. Бренна быстро завершить ее, упростив проект и заменив мрамор кирпичом. 30 мая 1802 митрополит Амвросий освятил в Высочайшем присутствии собор, который одновременно из придворного ведомства был передан епархиальному. Скульптурное убранство исполнили К. Альбани, П. П. Соколов и И. Шварц, лепное — Ф. Бернаскони, образа — Гуалтьери и А. И. Иванов, роспись — Ф. Д. Данилов.

Вопреки замыслу, вид наскоро завершенного собора оказался маловыразительным, и уже в 1809 среди столичных зодчих был объявлен конкурс на его перестройку, который не имел положительного результата. В 1816 из-за аварийного состояния собора службы в нем прекратили и перенесли в ближайшую сенатскую церковь , а в 1822 — в Адмиралтейство, где был устроен новый храм свт. Спиридона Тримифунтского с иконостасом из придела собора.

В 1818 Александр I неожиданно утвердил проект, составленный молодым и еще неизвестным французским архитектором О. Монферраном, и 26 июля 1819 митрополитом Михаилом в Высочайшем присутствии новый собор был заложен. По замыслу зодчего восточная часть прежней постройки сохранялась, а из разобранной предполагалось возвести ограду со статуями русских святителей.
В 1822 из-за технического несовершенства проекта работу по подготовке фундамента приостановили, и при Академии художеств была создана специальная комиссия по исправлению проекта, в которую вошли известные зодчие: В. П. Стасов, А. И. Мельников, братья Михайловы, В. И. Беретти.

Предложения комиссии Монферран учел в новом проекте, утвержденном в 1825, и строительные работы продолжились. В марте 1828 была поднята первая гранитная колонна портика, весившая 114 тонн и сделанная из цельного монолита. Согласно оригинальной идее Монферрана колонны портиков устанавливали до кладки стен. В 1836 началось возведение перекрытий и огромного металлического купола, одного из крупнейших в мире, на позолоту которого пошло около 100 кг червонного золота. Под смотрением валдайского мастера И. М. Стуколкина в Петербурге из старых медных пятаков были отлиты одиннадцать колоколов, самый большой из которых (и величайший в столице) весил 1860 пудов. К 1841 собор был вчерне готов, и началась его отделка.
Облицованное серым рускольским мрамором здание во фронтонах украшено бронзовыми барельефами Ф. Лемера («Воскресение Христово» и «Прп. Исаакий перед Императором Валентом») и И. П. Витали («Прп. Исаакий благословляет Императора Феодосия» и «Поклонение волхвов», исполнившего также статуи апостолов и евангелистов по углам, ангелов со светильниками и портальные двери. Рельефы в нишах принадлежат двум другим скульпторам: П. К. Клодту и А. В. Логановскому, ангелы на балюстраде купола — И. Герману.

Смотрите так же:  Расписание троицкий собор спб

В соборе после его возведения ничего не менялось, шли только мозаичные и реставрационные работы, в том числе выпрямление колонн портиков в 1873–1881 по плану М. Е. Месмахера и под руководством И. В. Штрома.

30 мая 1858, в престольный праздник, митрополит Григорий освятил собор, который был объявлен кафедральным, отчего в нем всегда торжественно отмечались церковные праздники и царские дни. Особенно привлекали богомольцев два обряда: Торжество Православия (в первое воскресенье Великого поста) и Умовение ног (в Великий четверг). В Пасху зажигались светильники на крыше собора, — об этом позднее вспоминали многие горожане. 19 февраля архиерейской службой праздновалась годовщина освобождения крестьян; 11 мая, в день свв. Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное общество служило молебен о единстве славян. 30 августа из собора шел великолепный крестный ход по Невскому проспекту к лавре. Ранее он начинался в Казанском соборе.

В конце 1919 собор перешел под управление «двадцатки», а три года спустя был ограблен при пресловутом „изъятии церковных ценностей“, когда чекисты вывезли 48 кг золота и 2200 кг серебра. В 1923 и 1927 власти пытались закрыть собор из-за якобы «неправильной эксплуатации», но преуспели в этом лишь 14 июля 1928, отняв здание у обновленцев под предлогом плохого его состояния. 10 декабря 1930 в нем открылся антирелигиозный музей, проработавший семь лет. В том же году сняты и отданы в переплавку все колокола.

В 1957 после больших реставрационных работ, которые продолжались и позже, собор открылся как музей-памятник, охраняемый государством.
В июне 1991 зарегистрирована церковная община, а через год было принято решение о „совместном“ использовании собора верующими и музеем. Службы в нем совершались только по особым дням с разрешения дирекции музея. Обычно это делалось в престольный праздник и вечером в третий день Рождества и Пасхи. 12 сентября 2002 в левом приделе св. Александра Невского начались регулярные богослужения. ([ 95 ]. 2010 г.и.C.55-57)

Исаакиевский собор архитектор и скульптор

Первая деревянная Исаакиевская церковь появилась в Санкт-Петербурге еще в первые годы существования города. В одном из сараев, находившихся на территории адмиралтейского гласиса, в 1707 году устроили церковь и осветили ее именем Исаакия Далматского-святого, день поминовения которого совпадал с днем рождения Петра I (30 мая по старому ст.).
Простая постройка была увенчана небольшой луковичной главой и башенкой со шпилем. Находилась эта церковь, примерно на том месте, где сегодня мы видим прекрасный фонтан в Александровском саду перед башней Адмиралтейства.
В 1710 году церковь обновили и государь сам вновь осветил ее. В этой первой Исаакиевской церкви 19 февраля 1712 года Петр I обвенчался официально с Екатериной Алексеевной (Мартой Скавронской), которая после смерти супруга в 1725 году взошла на русский престол как императрица Екатерина I. Деревянный храм ветшал и было принято решение о перестройке церкви в камне. Строительство велось по проекту архитектора Г.И.Маттарнови, вторая по счету Исаакиевская церковь была построена на месте, где сегодня находится знаменитый конный монумент Петру I -«Медный всадник».
Во второй половине XVIII века, из-за близости здания к Неве, частично был подмыт фундамент Исаакиевской церкви, так же были обнаружены иные технические повреждения.

В 60-е годы XVIII века при Екатерине II, храм разобрали и начали строительство нового Исаакиевского собора. Разместили третий храм дальше от берега Невы там, где сегодня стоит следующий-четвертый по счету Исаакиевский собор.

Строительство началось в 1768 году. Согласно проекту архитектора А.Ринальди собор должен был иметь купол и четыре башни по углам, а так же высокую изящную колокольню. Строительство слишком затянулось и было завершено лишь в 1800 году. Павел I поручил достройку архитектору В.Бренне, который внес значительные изменения в первоначальный проект.
По повелению Павла I, олонецкий мрамор, которым планировалось облицевать здание, был передан на строительство Михайловского замка, а Исаакиевский собор достраивали в кирпиче без облицовки.
В те годы ходила эпиграмма: «….Двух царствований памятник приличный. Низ-мраморный, а верх кирпичный…». 30 мая 1802 года храм был открыт, но просуществовал не долго, так как не соответствовал парадному облику центра столицы.

Возведение четвертого по счету Исаакиевского собора, началось в период правления Александра I. Был проведен конкурс на лучший проект в котором принимали участие ведущие архитеторы того времени. Победил в конкурсе никому не известный французский архитеткор О.Монферран, который представил двадцать четыре проекта Исаакиевского собора, выполненных в различных стилях. Сооружение самого большого Петербургского храма велось на протяжении сорока лет с 1818 по 1858 годы.
Перед южным и северным фасадами постепенно сформировалось две взаимосвязанные площади Сенатская и Исаакиевская.

Оформление храма и устранение технических ошибок, допущенных в ходе строительства, заняло немало времени, окончательно строительные леса были сняты лишь в 1916 году. Строительство «опекали» два императора: Александр I, затем Николай I.
Исаакиевский Собор стал одним из крупнейших соборов в мире, он вмещает 12000 человек. По объему купола это четвертый в мире храм, после собора Св.Петра в Риме, собора Св.Павла в Лондоне и собора Св.Марии во Флоренции.

После своего открытия Исаакиевский собор стал выполнять функции Главного Кафедрального собора России.
Симметричность композиции Собора подчеркнута монументальными колонными портиками, расположенными по всем четырем фасадам. Венчает собор-традиционное для православных храмов-пятиглавие, четыре симметричные звонницы с маленькими главками и огромный центральный купол, который доминирует не только над ними, но и над всей композицией сооружения.

На фасадах изобилие скульптуры на библейские сюжеты: отдельно стоящие фигуры и бронзовые барельефы. В создании моделей для скульптурных композиций приняли участие видные ваятели того времени: И.П.Витали, Н.С.Пименов, П.К.Клодт и др..
Из них наиболее важная роль досталась скульптору И.П.Витали, исполнившему более 300 скульптур, среди которых-статуи апостолов на фронтонах, группы ангелов со светильниками, размещенные на углах основного объема. Он так же автор горельефов южного и западного фронтонов.

Тема южного-«Поклонение волхвов». Западный-иллюстрация к житию византийского монаха Исаакия Далматского «Святой Исаакий благословляет императора Феодосия». Здесь, в число изображенных, включены портреты самого Монферрана, в левом нижнем углу-с моделью собора в руках. В почтительном поклоне, правее-президент Академии Художеств-А.Н.Оленин и министр императорского Двора П.М.Волконский.
Автор горельефа восточного фронтона «Святой Исаакий останавливает императора Валента»- скульптор Ф.Лемер из Франции.

Северный фронтон-«Воскресение», выполнен тем же мастером. Фигуры ангелов на балюстраде барабана купола-скульптор И. Герман.
В строительстве Исаакиевского собора участвовали сотни тысяч людей. Возведение столь грандиозного сооружения стало, по тем временам, прорывом в развитии строительной техники. Все колонны, в том числе и колонны на барабане купола (их 72, высота 14 м.) выполнены из монолитных блоков гранита. Вес каждой из них достигает несколько десятков тонн (64-114). Гранит добывался в каменоломнях на берегах Финского залива, особым новым способом.

Впервые в истории русского зодчества колонны таких габаритов поднимались под купол на высоту более сорока метров. Необычным стало и то, что колонны портиков, высота которых составляет 17 метров, устанавливались раньше, чем возведены были стены. Это было связано с тем, что проект предусматривал включение в объем нового храма остова предыдущего сооружения.

Особый интерес вызвал подъем первой колонны, которую установили на восточном углу северного портика. Это событие произошло в марте 1828 года в присутствии императорской фамилии при небывалом скоплении народа. Огромную колонну подняли и поместили на место за 45 минут.

Исаакиевский собор строили в основном, крепостные и государственные крестьяне. Особенно опасной была работа позолотчиков. Применялся так называемый огневой способ: на медные листы наносили раствор ртути и золота, затем листы нагревали жаровнями, ртуть испарялась, а золото тонким ровным слоем ложилась на поверхность медного листа.

На основании архивных данных можно предположить, что из 400000 рабочих, принимавших участие в строительстве собора, умер от болезней и травм каждый твертый.
Снаружи стены Исаакиевского собора облицованы олонецким мрамором. Для внутреннего убранства применены облицовочные камни разных пород и золочение деталей.

Интерьер украсила многочисленная декоративная скульптура, живопись, мозаика. Работы по внутреннему оформлению здания начались в 1841 году. На украшение главного храма империи пошло 400 килограммов золота, 1000 тонн бронзы. Для облицовки архитектурной части алтаря затрачено 16000 килограммов малахита и более 11 квадратных метров бадахшанского лазурита. Для покрытия пола, стен и пилонов применены полудрагоценный шокшинский порфир, черный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, желтый сиенский, красный французский. Выдающийся российский минералог академик А.Е.Ферсман считал Исаакиевский собор сокровищницей цветного камня.
Особая роль в убранстве интерьера принадлежит живописи. Создатели живописных панно в соборе крупнейшие представители академического искусства: Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов и др.

Руководил всеми живописными работами профессор и ректор Академии Художеств В.К.Шебуев. Общий проект содержания и расположения росписей принадлежал Монферрану, но за работами следил государь и Святейший Синод. Живописные работы продолжались с 1855 по 1858 года.

В общей сложности собор вместил 150 произведений монументальной живописи. В западной части здания находятся картины на ветхозаветные сюжеты, в восточной-на евангельские.

Самая большая из них площадью 800 квадратных метров-плафон главного купол-начата К.Брюлловым и завершена Басиным-«Богоматерь во Славе».

Росписи в исаакиевском соборе плохо сохранялись из-за отсутствия отопления и высокой влажности. В 1851 году начались работы по переведению росписей в «вечную живопись»-мозаику.

Работы эти продлились до начала Первой мировой войны. Часть живописных произведений была переведена в мозаику, мастерами мозаичной мастерской Академии Художеств.
В Исаакиевском соборе три алтаря. Главный-во имя Святого Исаакия Далматского; с правой стороны- Святой великомученицы Екатерины; слева-Святого Благоверного Великого князя Александра Невского.

Иконостас главного алтаря, насчитывающего 65 образов, отделан белым мрамором, расчленен малахитовыми колоннами. Колонны полые внутри, но производят впечатление монолитов. Они имеют бронзовую основу, покрытую пластинами драгоценного материала, который тщательно подобран по рисунку и цвету.

Две центральные колонны выполнены из бадахшанского лазурита. Иконостас главного алтаря (Его) украшают бронзовые позолоченные скульптуры, выполненные по моделям Н.С.Пименова, П.К.Клодта, И.П.Витали.(Драгоценные колонны из бадахшанского лазурита поставлены по сторонам от царских врат.)

В окне за престолом главного алтаря цветной витраж-образ воскресшего Спасителя. Витраж был установлен по предложению архитектора Л.Кленце.

Заказ на изготовление витража был поручен выдающемуся мастеру-витражисту из Мюнхена М.-Э.Айнмиллеру, работа выполнялась с 1841 по 1843 годы.
Художественное оформление боковых алтарей не менее эффектно, чем главного.

Их иконостасы увенчаны золочеными скульптурными группами: «Воскресение»-в пределе Св.Екатерины и «Преображение»-в приделе Св.Александра Невского, выполненными Н.С.Пименовым.

Замечательны три большие бронзовые, напоминающие по композиции «Золотые врата» двери Флорентийского баптистерия, работы Л.Гиберти. Тематика сюжетов задана Синодом-три периода становления православной церкви.

Каждая створка разбита на кессоны. Скульптурные композиции южных дверей посвящены событиям из истории Древней Руси. Тематика правой створки-эпизоды из жизни князя Владимира, левой-из жизни Александра Невского. Северные двери оформлены на сюжеты легенд о святых Исаакие Далматском и Николе Мирликийском, западные-жизнеописаний апостолов Петра и Павла.

Ведущая роль в создании скульптурного убранстве интерьеров Исаакиевского собора принадлежала И.П.Витали. Среди святынь собора наиболее чтимой была икона — Спас Нерукотворный, написанная в 1693 году, принадлежавшая Петру I.

В соборе хранилась частица древа Креста Господня и часть мощей Апостола Андрея Первозванного. В год открытия собора на одной из окраин города была обнаружена чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.

В 1859 году ее торжественно перенесли в Исаакиевский собор. Во внешнем облике огромный центральный купол явно преобладает над четырьмя небольшими боковыми главками, что делает пятиглавый православный собор похожим на западноевропейские одноглавые храмы эпохи Возрождения.

Подобный прием заимствования из различных архитектурных стилей, стал характерной чертой эклектики. Поэтому здание Исаакиевского Собора по праву считается памятником переходного периода от высокого классицизма к эклектике.
Вскоре после революции Исаакиевский собор был разграблен, только в мае 1922 года власти изъяли из собора 45 кг. золотых изделий, 2230 кг. серебряных украшений, около 800 драгоценных камней.

С 1931 года храм использовался как музей. 12 апреля 1931 года Исаакиевском соборе был установлен и запущен маятник Фуко. Тогда это назвали триумфом науки над религией, так как маятник доказывал вращение Земли.

В конце XX века Исаакиевский собор вернули верующим и маятник Фуко был снят. Свое место под куполом вновь занял бронзовый посеребреный голубь-символ Святого Духа.

Исаакиевский собор строился необычайно долго, в связи с чем, в Петербурге ходили слухи о намеренном затягивании стройки. Говорили, что приезжий ясновидец предсказал О.Монферрану смерть сразу после окончания строительства, поэтому архитектор так долго строил собор.
Слухи эти неожиданно получили подтверждение в реальной жизни. Архитектор на самом деле скончался вскоре после завершения строительства Исаакиевского собора.
В связи с этим, в петербургском фольклоре появились различные версии происшедшего. Многие из них ссылаются на неприязненное отношение императора Александра II к архитектору. Якобы, во время освящения Исаакиевского собора кто-то обратил внимание Александра II на рельеф западного фронтона, о котором упоминалось выше.

Здесь О.Монферран оставил своеобразный портрет, изобразив себя среди группы святых и своих современников с макетом собора в руке. Причем все персонажи склонили голову, приветствуя Св. Исаакия Далматского, лишь Монферран держит голову прямо.
Обратив внимание на данный факт, император не подал руки архитектору, проходя мимо него, не сказал ни слова благодарности за работу. Архитектор не на шутку расстроился, ушёл домой до окончания церемонии освящения, заболел и через месяц скончался.
Монферран завещал похоронить его в своём главном детище-Исаакиевском соборе, но Александр II это по желание не одобрил.

Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, отпевание происходило в костеле Св.Екатерины на Невском проспекте, после чего вдова увезла его в Париж.
Еще при жизни архитектора в России по его замыслу был создан конный памятник Николаю I. Замысел О.Монферрана воплотил в жизнь выдающийся скульптор Клодт. Монумент был торжественно открыт на Исаакиевской площади перед собором в 1859 году.
Еще одна легенда повествует о том, как во время блокады Исаакиевский собор оказался невредим, не пострадал от бомбёжек.

Когда оказалась реальной угроза оккупации Ленинграда фашистами, поднялась проблема эвакуации ценностей из города. Всё вывезти не успели, стали искать место для надёжного хранилища скульптуры, мебели, книг, фарфора. Один пожилой офицер предложил устроить хранилище в подвалах Исаакиевского собора. При обстреле города немцы должны были использовать купол собора как ориентир и не стрелять по нему. Так и вышло. Все 900 дней блокады музейные сокровища пролежали в этом хранилище и ни разу не подверглись прямому артобстрелу.

О Великой Отечественной войне сегодня напоминают следы от осколков снарядов, оставленные на колоннах западного портика Исаакиевского собора.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.,История русской архитектуры.,Архитектура — С.,М.,2004;Пукинский Б.Санкт-Петербург 1000вопросов и ответов.,Норинт,Спб.,2007.Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.2007. © Е. А. Паршина, 2009

На золочение купола Исаакиевского собора ушло более 100 кг.червонного золота. Использовался способ огненного золочения , несколько десятков рабочих погибло, отравившись парами ртути.

Вид металлических конструкций внутри купола. Литография по рисунку Монферрана.

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

кафедральный собор С.-Петербургской епархии с 1858 до 1928 г. Освящен во имя прп. Исаакия Далматского, в день памяти (30 мая) к-рого род. имп. Петр I; в этот же день родились царь Феодор Алексеевич и, по преданию, блгв. кн. Александр Невский.

Первоначальные храмы

После пожара 6 авг. 1717 г. на берегу Невы Петр I заложил вместо деревянной каменную церковь, которую возводил подрядчик Я. Нарпонов по проекту Г. И. Маттарнови; в 1719-1723 гг. строительством руководил сначала Н. Ф. Гербель, затем Д. А. Трезини. В плане собор имел греч. крест. Двухъярусную колокольню венчал шпиц по аналогии с Петропавловским собором (1712-1733), на ней установили куранты, привезенные из Амстердама. Золоченый резной иконостас изготовили мастера во главе с И. П. Зарудным. Церковь освятили в 1727 г. в присутствии Екатерины I. Однако уже в 1724 г. было усмотрено немалое «повреждение в сводах» из-за осадки почвы на берегу Невы «против глубокого места». Главным командиром Канцелярии от строений ген.-майором У. А. Сенявиным и советом архитекторов столицы было решено вместо каменных сводов поставить деревянные «прежнего манера», по сторонам для прочности устроить «каменные столбы, наподобие галереи». Здание сильно пострадало от пожара 27 июня 1735 г., после чего майор Пустошин возвел новые каменные своды и возобновил колокольню. В 1739-1742 гг. под рук. П. А. Трезини в церкви велись ремонтные работы, в частности еще раз укрепили колокольню. В 1742 г. имп. Елизавета Петровна поручила тайному советнику Микулину окончить ремонт, на к-рый соляной конторой было отпущено 2 тыс. р. В 1753 г., когда было проведено обследование здания, выяснилось, что фундамент непрочен, сваи вбиты редко, здание может упасть и должно быть разобрано. 4 авг. 1754 г. дело было внесено на рассмотрение в Сенат, но богослужения в соборе продолжались. Проектирование нового здания церкви указом Сената от 15 июня 1761 г. было поручено архит. С. И. Чевакинскому. В одном из вариантов проекта предполагалось построить новую церковь на более удаленном от Невы участке: т. о. впервые была предложена совр. планировка Исаакиевской и Сенатской площадей. Проект со сметой 71 863 р. не был реализован.

Строительство нового собора

В 1809 и 1813 гг. на основе программы, разработанной под рук. президента АХ гр. А. С. Строганова, объявлялись конкурсы на проекты перестройки И. с. Непременным условием императора было сохранение освященных алтарей. В конкурсах приняли участие А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Ч. Камерон, Дж. Кваренги, Александр и Андрей Михайловы, Л. Руска, В. П. Стасов, Ж.-Ф. Тома де Томон и др. Понимая, что включение старой части здания во вновь построенное приведет к неравномерной осадке и последующим повреждениям, участники конкурса предлагали полностью разобрать храм и построить на его месте новый. Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ ген.-лейтенанту А. Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал франц. архит. О. Монферран, прибывший в С.-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал 3 варианта купольных храмов. В основу утвержденного в февр. 1818 г. проекта лег вариант 5-купольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке И. с. во главе с гр. Н. Н. Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818-1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Рос. АХ). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора. Первыми помощниками Монферрана были архитекторы В. А. Алексеев и С. И. Косолапов, каменных дел мастера Э. Руска, А. и И. Бернардацци.

И. с. является символом С.-Петербурга и славы Российской империи. Это важнейшая градостроительная доминанта, определившая панорамы 3 площадей: Исаакиевской, Сенатской и Мариинской. Окружающее собор открытое озелененное пространство, а также близость Невы позволяют в полной мере оценить его масштаб и формы. Площадь И. с. 10 862 кв. м, высота 101,5 м (внутренняя высота 93 м), длина 111,3 м, ширина 97,6 м. По размерам И. с. занимает 3-е место в Европе после собора св. Петра в Риме и собора ап. Павла в Лондоне, по габаритам купола (поперечник внутреннего купола 22 м) — 4-е место после тех же храмов и собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции (купол 1420-1436, Ф. Брунеллески). И. с. может вместить от 12 до 15 тыс. чел., по расчетам Монферрана — 7 тыс. чел.

У И. с. 5 куполов, в его внешнем облике доминирует огромный центральный купол, завершенный вызолоченным фонариком. Купол установлен на высоком барабане, опирающемся на 4 подкупольных пилона. К квадратному в плане центральному компартименту с востока примыкает алтарь храма Ринальди, повторенный с запада таким же объемом. И. с. имеет существенное удлинение по продольной оси, но во внутреннем пространстве это не заметно. Здесь четче выражены поперечные оси сев. и юж. подкупольных рукавов, а также примыкающих с запада и востока пространств, перекрытых поперечными цилиндрическими сводами, лишь слабо прорезанными зап. и вост. подкупольными рукавами. В результате внутреннее пространство И. с. с трудом воспринимается как цельное, а роль огромного купола сведена к минимуму. Фасады оформлены 4 портиками коринфского ордера. Главный вход устроен в зап. портике; кроме него было сделано еще 6 входов: 2 больших с севера и юга, к-рые используются в наст. время, и 4 малых боковых, расположенных в нишах. Углы здания выделены пилястрами, стены прорезаны 8 большими арочными окнами. С целью экономии отказались от позолоты барабана купола, антаблемента и аттика, а также от устройства ограды и установки колоссальных скульптурных групп 4 христ. добродетелей. Тем не менее по богатству и качеству художественного оформления собор относится к самым известным памятникам мирового церковного зодчества.

Стилистика И. с. выдержана в духе позднего классицизма, переходящего к историзму (прежде всего неоренессансу) в его западноевроп. интерпретации. Будучи ориентированным на «большие соборы» Европы XVII-XVIII вв., прежде всего на собор ап. Павла в Лондоне и храмы франц. неоклассицизма, уже в стадии проектирования и особенно вслед. длительности сооружения И. с. стал архаичной для своего времени постройкой. Его архитектура завершила эпоху рус. классицизма, но не открыла новой; освящение собора пришлось на период максимального торжества «русско-византийского стиля» К. А. Тона, однако элементы, традиционные для православного храмостроительства, кроме пятиглавия и центричной композиции, в соборе не выражены. Пятикупольное завершение встречалось в данную эпоху и при возведении инославных храмов (лютеран. Николаевский собор в Гельсингфорсе, ныне Хельсинки, 1830-1852, К. Л. Энгель, Э. Лорман; вероятно, под влиянием проекта И. с.) и светских сооружений (обсерватория в Мадриде, 1790-1846, Х. де Вильянуэва). Венчающая часть собора, его планировка, оформление коринфскими портиками, наконец, объемно-пространственная композиция во многом восходят к ц. св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (1764-1790, Ж. Ж. Суффло), в свою очередь продолжившей в неоклассицистической храмовой архитектуре линию Ж. Лемерсье и Ж. Ардуэн-Мансара. Мотив колоннады коринфского ордера с барельефами во фронтоне портика, выполненными работавшим затем в С.-Петербурге Ф. О. Лемером, доминирует в композиции ц. св. Марии Магдалины (Мадлен) в Париже (1807-1842, А. Виньон). Не исключено, что конструкция металлического купола стала одним из прототипов купола амер. Капитолия в Вашингтоне (1855-1866, Т. Уолтер).

Наружная монументально-декоративная скульптура собора

(более 350 произведений) играет особую роль в создании художественного образа здания. Стремление к поиску новых художественных образов в начале эпохи историзма в искусстве, а также реакция на лаконичный классицистический стиль определили пышное убранство собора, более соответствующее католич. традиции. Расположение скульптур по проекту Монферрана (1839) (барельефы на фронтонах, на 3 больших дверях, в нишах портиков; статуи святых на углах фронтонов, на аттике и балюстраде главного купола) согласовано с архитектурными формами. Скульпторы И. П. Витали, П. К. Клодт, Лемер, А. В. Логановский создали крупнейший в России сер. ХIХ в. скульптурный комплекс. Отливка была осуществлена в основном на заводе К. Н. и Ф. К. Берда, а также на заводах герц. Максимилиана Лейхтенбергского и Клодта.

Фронтоны портиков И. с. украшены барельефами (каждый 32?6,4 м, общий вес с арматурой ок. 320 т, отлиты на заводе Берда в 1840-1845). Сюжеты композиций изначально разработал А. Н. Оленин (согласно его записке, поданной в комиссию 15 февр. 1834): «Воскресение Христово» (сцена включена по просьбе митр. Серафима (Глаголевского)) и 3 сцены из Жития прп. Исаакия Далматского («Предсказание кончины имп. Валента прп. Исаакием» было заменено «Поклонением волхвов и пастырей»). Несмотря на просьбу Оленина и скульптора П. В. Свинцова привлечь к выполнению заказа отечественных художников, император поручил работу над композицией «Воскресение Христово» парижскому мастеру Лемеру, а на остальные композиции повелел объявить 17 апр. 1839 г. конкурс в Мюнхене. Баварский архит. Л. фон Кленце не справился с организацией конкурса, и 2 мая 1839 г. проведение конкурса перенесли в С.-Петербургскую АХ. По результатам конкурса комиссия решила предоставить работу над созданием барельефа «Поклонение волхвов и пастырей» скульптору Витали. Готовая в нач. июля 1841 г. модель композиции, сделанная Витали по эскизу К. П. Брюллова, настолько понравилась государю, что он решил поручить скульптору исполнение барельефа «Избавление прп. Исаакия из цепей св. Феодосием Великим». Еще один барельеф, «Прп. Исаакий останавливает имп. Валента, идущего на брань против готов», исполнил Лемер. Установка барельефов была завершена 25 дек. 1845 г. Размещенные на вост. и зап. фронтонах барельефы с житийными сценами прп. Исаакия были «осовременены» включением туда лиц, причастных к строительству И. с.: Монферрана (лежащая фигура в рим. тоге в углу зап. фронтона, держит в руках модель храма), П. М. Волконского, министра двора, возглавившего Комиссию по строительству собора, и Оленина (изображены в виде вельмож-благотворителей Виктора и Сатурнина). Имп. Феодосий с супругой, благословляемые прп. Далматием, ассоциировались с имп. Николаем I и его супругой Александрой Феодоровной, но намеренно не имели портретного сходства. На северной двери установлен скульптурный образ небесного покровителя собора прп. Исаакия в одеянии великосхимника (скульптор Витали). Он сходен с мозаичной иконой в местном ряду главного иконостаса (худож. Т. А. Нефф) и отличается от нее лишь отсутствием в свитке чертежа храма.

Художественное оформление фронтонов довершают скульптуры 12 апостолов. Их исполнение предполагалось заказать Н. С. Пименову и Логановскому, но эскизы Монферран не одобрил, и по решению комиссии 11 апр. 1843 г. контракт заключили с Витали. К 11 февр. 1844 г. он изготовил модели, к кон. 1847 г. было отлито 9 фигур высотой 4,6 м и весом 11,2 т каждая; 3 фигуры для сев. портика — гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского. Четыре апостола (евангелиста) изображены сидящими, их фигуры венчают фронтоны: западный — ап. Марка, южный — ап. Матфея, восточный — ап. Луки, северный — ап. Иоанна; рядом с каждым соответствующий символ — лев, ангел, телец и орел; в раскрытых книгах — начальные слова каждого из Евангелий. Восемь апостолов изображены стоящими по углам фронтонов с атрибутами, мало распространенными в правосл. искусстве: ап. Петр — с 2 ключами; ап. Павел — с орудием казни — мечом (скульптура исполнена при участии ученика Витали Бульи); ап. Андрей — с Х-образным крестом; ап. Фома — с угольником архитектора; ап. Иаков, брат Господень,- с омофором и Евангелием; ап. Симон Зилот — с пилой, орудием мученичества; ап. Филипп — с высоким крестом; ап. Варфоломей — в шапке, со скребком и с крестом (по преданию, после распятия на кресте с него была содрана кожа).

На фризе фронтонов укреплены надписи: на северном — «Господи, силою Твоею возвеселится царь»; на южном — «Храм Мой храм молитвы наречется»; на восточном — «На Тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»; на западном — «Царю царствующих».

На балюстраду купола помещены 24 статуи ангелов (1839-1840, скульптор И. Герман; по первоначальному проекту Монферрана предполагалось разместить 24 статуи святых). По замыслу членов Синода, архангелы и ангелы изображены с различными символами и атрибутами: 6 ангелов — с атрибутами Страстей Христовых (терновым венцом, губкой, гвоздями, копьем, крестом, Нерукотворным образом); 3 ангела и архангел — с сосудами, символами омовения и очищения от грехов; 2 — со свитками, символизирующими данные Богом законы; арх. Иегудиил — с венцом и мечом; арх. Гавриил — с лилией; арх. Михаил — с огненным мечом; ангел с весами символизирует правосудие Спасителя; ангел с лестницей — нравственное восхождение; ангел с розами — милосердие; архангел с хоругвью и драконом — победу над силами зла. Четыре ангела и 4 архангела крестообразно препоясаны орарем. За образцы скульптур были взяты отливки с античных статуй, хранившихся в АХ. Важную роль во внешнем виде постройки играют 4 группы ангелов со светильниками (скульптор Витали) по углам собора. Они были исполнены по проекту Монферрана (1850) и эскизам К. А. Молдавского; установлены в 1855 г. К светильникам был подведен газ, на великие христ. праздники зажигались факелы.

Представленный Монферраном 30 дек. 1840 г. проект наружных дверей получил одобрение императора с условием изготовить их на заводе герцога Лейхтенбергского гальванопластическим способом; руководил работами изобретатель этого способа акад. Б. С. Якоби. 7 нояб. 1844 г. государь утвердил окончательный проект Монферрана. В 3 бронзовых дверях собора, композиционно напоминающих вост. Райские двери (Porta del Paradiso) флорентийского баптистерия работы Л. Гиберти, размещены 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста; по величине они не имели аналогов в Европе (площадь 42 кв. м, вес каждой скульптуры ок. 20 т). Контракт на изготовление статуй и многофигурных вставок был заключен 22 дек. 1845 г. с Витали (из-за его болезни работы затянулись до нояб. 1849), к-рому помогали скульпторы Р. К. Залеман и А. Н. Беляев. Рельефные изображения заключены в рамки и образуют пластические кессоны, на к-рые «разбита» каждая створка дверей. Кессон обрамлен фигурами-вставками и скульптурными бюстами в круглых медальонах. На юж. дверях представлены композиции: на правой створке — события из Жития равноап. кн. Владимира, на левой — блгв. кн. Александра Невского; на северных — Жития прп. Исаакия Далматского и свт. Николая Чудотворца; на западных — апостолов Петра и Павла. В нижних ярусах кессонов установлены парные изображения ангелов с крестами, в верхних помещены евангельские сюжеты: на юж. дверях — «Беседа отрока Иисуса с книжниками в храме», «Сретение»; на западных — «Нагорная проповедь», «Исцеление расслабленного» и «Воскрешение Лазаря»; на северных — «Истязание Христа» и «Се Человек» (скульптор Витали); на нестворчатой части сев. двери — «Вход Господень в Иерусалим» (скульптор Клодт).

Звонницы располагались в 4 малых куполах по сторонам большого. Валдайским мастером И. М. Стуколкиным было отлито 11 колоколов. Самый большой из них (в т. ч. в столице), на сев.-зап. колокольне, весил 1860 пудов (ок. 29 т), имел изображение прп. Исаакия Далматского и портреты в медальонах императоров Петра I, Павла I, Александра I, Николая I и имп. Екатерины II. В сев.-вост. башне находился воскресный колокол весом более 976 пудов (ок. 16 т), в юго-западной — полиелейный весом 663 пуда (ок. 11 т), на северо-западной — 8 колоколов различной величины. В штате собора состояли 16 звонарей. Звон собора оценивался как «сильный, но приятный и музыкальный».

Оформление интерьеров И. с. осуществлялось в 1841-1858 гг. Первоначально проект декоративного убранства был заказан архит. Л. фон Кленце, к-рый предложил в целях усиления освещенности пробить отверстия, сбить часть карнизов, заделать ниши; скульптурные украшения и лепной декор по его проекту отличались большим количеством мелких деталей. Член Комиссии по построению И. с. Монферран указал на недопустимость ломки частей готового здания, а также на то, что внутреннее убранство должно быть «великолепно, благородно и богато». Он предложил свой проект и, чтобы обезопасить себя от подозрений в пристрастном отношении к конкуренту, просил назначить особую комиссию для рассмотрения обоих проектов. В комиссию вошли архитекторы В. П. Стасов, К. А. Тон, А. П. Брюллов, К. И. Росси. Одобрение получил проект Монферрана, а его создатель в 1842 г. был отправлен за границу для осмотра знаменитейших храмов Европы, чтобы достойно завершить работы.

Работы по камню производились с такой тщательностью, что трудно увидеть соединения отдельных элементов и швы между деталями. Широкий диапазон использованных материалов и художественные достижения мастеров в области камнерезного искусства сделали собор сокровищницей рус. цветного камня. В марте 1850 г. работы по мрамору были поручены Имп. Петергофской гранильной фабрике, часть из них фабрика передала подрядчику Н. К. Дершау; последний завершил работы 11 марта 1855 г., а Петергофская фабрика — 30 июля 1856 г. Филенки, медальоны и меандры выполнены из итал. мрамора: желтого из месторождений близ Сиены и зеленого из месторождений близ Генуи с включением красного с темными прожилками мрамора «гриотто» из Юж. Франции. Фризы исполнены из «шокшинского порфира». Огромными плитами из этого же камня выложены пол солеи, ступени, внутренняя сторона иконостаса, фриз большого антаблемента. Из розового тивдийского (белогорского) мрамора (Карелия) выполнены каннелированные пилястры коринфского ордера, определяющие основной тон декоративного решения интерьера. В обрамлении тивдийского камня размещены прямоугольные, вытянутые по горизонтали филенки и круглые медальоны из соломенской брекчии (Карелия). Облицовка мраморными блоками доходит до большого карниза. Нижние части стен оформлены черным нигозерским сланцем (Карелия), подчеркивающим светлые тона облицовки белым мрамором серавеццо и розовым тивдийским (высота 1,40 м, толщина ок. 20 см). Пол выложен серым рускельским мрамором (этим же мрамором были облицованы стены 3-го И. с.), в подкупольной части — розетка из тивдийского мрамора.

Главенствующая роль в оформлении здания отведена живописи. Добиваясь принятия собственного проекта оформления собора, Монферран высказался против идеи Кленце поручить художественные работы нем. худож. Шрандорфу, который должен был выполнить их на медных вызолоченных досках в технике энкаустики. Полагая, что в России достаточно своих художников, «коим можно поручить важные работы с полной уверенностью, что оные произведены будут хороши» Монферран нашел наиболее приемлемым применение франц. техники масляной живописи по специальному грунту (на обработанные пемзой стены наносили теплую воскомасляную мастику с добавлением свинцовых белил). Расписывали храм в 1841-1854 гг. 22 художника, преимущественно выпускники АХ, а также иностранные мастера. Из более чем 200 произведений живописи треть работ съемные: иконы, написанные маслом на холсте, в т. ч. наряду с мозаиками из состава 3 иконостасов собора, а также картины, вставленные в ниши пилонов иконостасов. 17 нояб. 1843 г. 10 художников представили государю 74 эскиза росписей, из к-рых, в частности, он одобрил все работы П. В. Басина и ни одной — К. П. Брюллова.

Монументальная живопись заполняет купол, простенки между окнами барабана, большие центральные и боковые своды, аттик над большим карнизом, 4 внутренних купола, не выраженных в наружной архитектуре здания. 12 произведений Ф. А. Бруни для И. с. были высоко оценены современниками, Монферран сопоставлял его работы с росписями Сикстинской капеллы и византийским искусством. Плафонные росписи «Страшный Суд» и «Видение прор. Иезекииля» симметрично размещены в сложных по конфигурации плоскостях сводов. Центры обеих композиций акцентированы фигурами Спасителя и прор. Иезекииля, представленными в одинаковых позах, что обеспечивает ритмическую связь произведений. По тому же принципу расположены в аттике одна напротив другой работы Бруни «Потоп» и «Жертвоприношение Ноя после потопа». Они отличаются монохромностью в сравнении с яркими по цвету плафонными композициями на затемненных сводах. Размещенные в аттике главного алтаря сцены «Сотворение мира», «Неверие Фомы», «Омовение ног», «Явление Христа апостолам по воскресении» соотносятся с росписями в плафонах «Св. Дух в окружении серафимов» и «Введение Первородного во вселенную» (Евр 1. 6), «Солнце, луна и звезды. Ангелы», «Создатель благословляет Свое творение».

П. В. Басин по картонам Брюллова в 1849-1852 гг. расписал барабан и паруса купола: изображения 12 апостолов, 4 евангелистов и 4 композиции «Страсти Христовы» в пандативах («Лобзание Иуды», «Несение Креста», «Се Человек (Христос перед Пилатом)» и «Бичевание Христа»; 2 последних по собственным эскизам). Позднее часть их была переведена в мозаики. Басин выполнил наибольший объем монументальных работ: над юж. дверями он написал огромную «Нагорную проповедь» (переписана им из-за плохой сохранности в 1854), близкую по цветовой гамме к симметрично расположенному «Чудесному насыщению пятью хлебами» Е. А. Плюшара, полностью расписал малые приделы: в левом приделе написал сюжеты из Жития св. Александра Невского, а также создал композицию на плафоне (к 16 июля 1851) «Господь Вседержитель, несомый ангелами»; в правом приделе представил образы великомучеников Георгия и Димитрия Солунского, великомучениц Екатерины и Варвары; на плафоне (к 15 дек. 1851) — «Вознесение Богородицы». По словам Монферрана, «весьма счастливо, что при разнообразии талантов художников в произведениях их господствует гармония». Росписи на темы кн. Бытие (в зап. части храма) выполнили Плюшар, Н. М. Алексеев, Ф. С. Завьялов, П. М. Шамшин, А. Т. Марков, Штейбен. Евангельский цикл (в вост. части) составляют 4 произведения В. К. Шебуева в предалтарном пространстве: «Воскрешение сына вдовы наинской», «Спаситель благословляет детей», «Воскрешение Лазаря» и «Спаситель в доме Марфы и Марии»; 6 работ Алексеева: «Исцеление слепорожденного», «Покаявшаяся грешница», «Исцеление расслабленного», «Христос спасает утопающего апостола Петра», «Брак в Кане Галилейской» и «Исцеление прокаженного»; «Притча о блудном сыне» и «Притча о милосердном самарянине» В. К. Сазонова; «Притча о семени и сеятеле» и «Притча о званых и незваных» А. Никитина. Н. А. Майков выполнил 4 плафона на темы христ. добродетелей: «Вера», «Надежда», «Любовь» и «Премудрость». Наряду с живописью в оформлении И. с. широко использована мозаика как техника, более устойчивая к колебаниям температуры и влажности. По возвращении Монферрана в Россию после командировки 1842 г. он предложил заменить нек-рые живописные произведения, украшающие собор, мозаичными копиями в римской технике (в основе прямоугольный модуль). В 1847 г. художники В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Т. Фёдоров были командированы в Рим для изучения мозаичного дела в мастерской М. Барбери. После 4-летнего обучения они возвратились в Россию и в 1851 г. приступили к изготовлению мозаик. Первой мозаикой И. с. стала икона Спасителя для местного ряда главного иконостаса, изготовленная художниками А. Н. Фроловым, М. И. Щетининым с живописного оригинала Неффа. К 1861 г. были исполнены все мозаики 1-го ряда иконостаса, началась работа над мозаиками 2-го и малых иконостасов. Мозаики И. с. имеют коллективное авторство. Первоначально предполагалось заменить мозаичными копиями только живописные картины иконостасов, позднее в связи с неудовлетворительным состоянием живописи были выполнены мозаики для замены росписей в центральной части — 4 картин с изображением «Страстей Христовых» и 4 образов евангелистов в парусах И. с. Лучшими мозаиками считаются «Великомученица Екатерина» в иконостасе юго-вост. алтаря и «Тайная вечеря» в главном иконостасе. Мозаики И. с. получили высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне в 1862 г.: отмечалось, что изготовление смальт на рус. мозаичном заводе «доведено до такого совершенства, как нигде в Европе» ( Бутиков, Хвостова. 1979. С. 123). Работы по исполнению мозаичных копий велись до 1914 г. За это время были выполнены мозаики общей площадью ок. 600 кв. м. Мозаичные композиции И. с. создавались под рук. Бруни и Фролова.

В размер запрестольного окна был установлен витраж нем. работы (мастерская М. Э. Айнмиллера, Мюнхен, 1841-1843) с образом Воскресшего Спасителя в облаках, написанного в пасхальных красных одеждах (площадь 28,5 кв. м). Организовал изготовление витража и разработал для него раму фон Кленце.

Золотая утварь весом 32,5 кг, частично изготовленная фирмой «Никольс и Плинке» за 17,5 тыс. р., включала литургический прибор, лжицу с агатом и бриллиантами, подаренную вел. кнг. Марией Николаевной, пудовый оклад Евангелия. Из серебра были сделаны 26 крупных вещей (в т. ч. дарохранительница, 7 семисвечников, 6 паникадил перед иконами 1-го яруса иконостаса той же мастерской), 89 предметов, среди них — литургический набор, подаренный Николаем I, из мастерских П. И. Сазикова (кроме того, из собственного серебра Сазиков предоставил 57 вещей) и Ф. А. Верховцева (предоставил 28 вещей). Верховцев изготовил 12-пудовую гробницу для плащаницы (автор образа на плащанице — Шамшин). К 60-м гг. XIX в. золотых и серебряных предметов утвари насчитывалось 215. Ризница «из 10 перемен» на 90 тыс. р. была оплачена из средств имп. кабинета. Освещался храм 7 люстрами из позолоченной бронзы.

Освящение И. с., имевшее значение общероссийского торжества, совершил 30 мая 1858 г. митр. Григорий (Постников) в присутствии имп. Александра II, имп. двора и духовенства всех церквей С.-Петербурга, к-рое участвовало в крестном ходе от И. с. к Казанскому собору и обратно. Вокруг были выстроены войска в полной парадной форме. Хор состоял из 1200 певчих. Церемония началась в 9 ч. утра, а окончилась ок. 16 ч. Приделы вмц. Екатерины и блгв. кн. Александра Невского были освящены 1 и 8 июня. И. с. стал кафедральным храмом С.-Петербургской епархии и «первенствующим в империи». После ликвидации Комиссии по построению собора в 1864 г. он перешел в ведение Главного управления путей сообщения и публичных зданий, в 1871-1910 гг. находился в ведении Мин-ва внутренних дел. При соборе были учреждены должности архитектора, инспектора и организовано «техническо-художественное совещание» из 3 профессоров АХ. Под рук. акад. Е. А. Сабанеева в 1873 г. началась комплексная реставрация храма; к 1887 г. худож. Н. А. Кошелев восстановил живопись в алтарной части. В 1903 г. храм первым в столице был электрифицирован. На площади к югу от собора в 1860 г. под рук. чертежника С. Яковлева был разбит сквер (1883 кв. саж.), как и площадь, получивший название Исаакиевский. Он был перепланирован в 1865 г. «художником архитектуры по садовой части» Е. Одинцовым и полностью реконструирован садовником Р. Ф. Катцером в 1911-1913 гг.

В день освящения Синод пожертвовал И. с. крест с частью Креста Господня и частью мощей ап. Андрея Первозванного в бронзовом позолоченном ковчеге. Митр. Григорий (Постников) даровал в день освящения панагию с частицами мощей. 5 марта 1859 г. в И. с. по распоряжению митр. Григория был перенесен чудотворный список Тихвинской иконы Божией Матери. Через год на приношения верующих для иконы создали золотую ризу с бриллиантами и драгоценными камнями весом более 12 кг. Описаны случаи исцелений у иконы (в мае 2002 она возвращена на прежнее место в юго-вост. части храма). В той же части собора находились утраченные в советское время Нерукотворный образ Спасителя в богатой серебряной ризе, украшенной бриллиантами, пожертвованный в память спасения царской семьи при крушении в Борках 17 окт. 1888 г.; икона вмч. Пантелеимона с частицей его мощей в серебряно-позолоченной ризе — дар И. с. в 1871 г. от афонского Пантелеимоновского мон-ря.

С левой стороны собора находилась Корсунская икона Божией Матери, написанная в 1784 г. и подаренная И. с. 18 февр. 1894 г. дочерью надворного советника А. А. Алексеевой. В годы первой мировой войны по молитвам перед образом, поставленным в соборе Д. Л. Нарышкиным, были случаи исцелений солдат и офицеров, приезжавших из действующей армии.

С правой стороны амвона на особом аналое пребывал Нерукотворный образ Спасителя письма Ф. Ф. Ухтомского (1693), перед к-рым молился основатель собора имп. Петр I. Икону украшала риза червонного золота с крупными бриллиантами, пожалованная имп. Александром II. На аналое хранился серебряный с мощами крест, такая же панагия и 2 образа прп. Исаакия Далматского: один мозаичной работы, другой — вырезанный из слоновой кости. На них прп. Исаакий был изображен как великосхимник со свитком в руке.

К нач. XX в. в И. с. оставались от предыдущих соборов: Евангелия 1748, 1784, 1805 гг.; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1726), «Знамение» (1749), Тихвинская (1765). Кроме того, в соборе на солее хранилось 4 знамени государственного подвижного ополчения 1855 г. С.-Петербурга и губернии, еще одно знамя было в ополчениях 1812 и 1855 гг.

Приход собора был ограничен набережными Невы от Галерного (Новоадмиралтейского) канала до Троицкого моста, Марсовым полем, Мойкой до Храповицкого моста — это «лучшая и богатейшая часть города». В 1794 г. причту была передана часть бывш. Прядильного двора на Ст. Исаакиевской (Галерной) ул. Члены причта, которые были переведены в И. с. из Петропавловского в связи с приданием первому статуса кафедрального, жили на Мойке в доме наследников Воронина, между Фонарным и Прачечным переулками. В 1868 г. в приходе насчитывалось 240 дворов и 6618 чел. Дом причта (Галерная ул., 6, Конногвардейский бульвар, 5), сооруженный в 1798 г., был перестроен со стороны Конногвардейского бульвара в 1870 г. архит. М. А. Макаровым на средства, выделенные Синодом (комплекс разрушен в 2008). Собору также принадлежал дом по Вознесенскому проспекту, 6 (1764-1776, перестроен в 1893, архит. И. Н. Иорс; разрушен в 2007). Доходы собора в 1913 г. составляли 115 тыс. р., ежегодный расход — 68 858 р.

Начиная с 18 февр. 1861 г. в соборе в память об отмене крепостного права ежегодно проводилось архиерейское богослужение. В 1865 г. некоторые известные в С.-Петербурге лица, включая кн. Н. Голицына, выразили желание создать братство при соборе, однако министр внутренних дел П. А. Валуев этому воспротивился. В 1879 г. по инициативе соборного старосты (1878-1884) ген.-лейтенанта Е. В. Богдановича при И. с. было создано изд-во «Кафедра Исаакиевского собора». За 6 лет (к 1886) было издано 50 наименований тиражом 3 млн, преимущественно проповеди. Популярными были брошюры, адресованные рабочим, напр. книжки Богдановича «Русским рабочим душевное слово», благословленная св. Иоанном Кронштадтским, «Русским рабочим», посвященная событиям 9 янв. 1905 г. 20 февр. 1905 г. с кафедры И. с. выступил архиеп. Антоний (Храповицкий) с призывом бороться против революционеров.

В приходе попечением Богдановича при настоятеле прот. П. А. Лебедеве в 1883 г. была открыта бесплатная столовая, в которой ежедневно кормили до 100 чел. «Санкт-Петербургское православное Исаакиевское братство» (устав утвержден 26 окт. 1895, открыто 8 дек. 1896) было организовано по инициативе гр. И. И. Воронцова-Дашкова и его супруги Елизаветы Андреевны (впосл. председатель Совета братства) в память об их сыне Романе. Целями его были служение духовно-нравственным нуждам прихожан собора и оказание бедствующим лицам прихода материальной помощи; были созданы школа, библиотека и склад литературы по низким ценам. Школа братства, где бесплатно обучалось до 20 девочек из малообеспеченных семей, существовала с 1900 г. Графиня Е. А. Воронцова-Дашкова ежегодно жертвовала на ее содержание 1114 р.

С 1911 г. при И. с. действовало об-во хоругвеносцев. 29 авг. 1913 г. был совершен крестный ход христиан-трезвенников. 19 апр. 1916 г. открыто «убежище-мастерская» для 30 инвалидов войны, где их обучали портновскому ремеслу.

В нач. XX в. причт И. с. состоял из настоятеля собора, ключаря, 3 священников, протодиакона, 2 диаконов, 2 иподиаконов, 5 псаломщиков и 2 пономарей. Настоятелю собора было предоставлено право служения в митре. Среди известных настоятелей — прот. И. И. Воскресенский (1829-1836), прот. П. А. Смирнов (1886-1896), автор учебников по Закону Божию и истории Церкви, редактор «Церковных ведомостей», впосл. председатель Училищного совета при Синоде. В 1863-1905 гг. в И. с. служил обладавший непревзойденным басом протодиак. В. Н. Малинин. Перед революцией ключарем собора был прот. В. Плотников (впосл. еп. нмч. Венедикт). Одним из последних старост был архит. М. М. Долгополов.

До 1917 г. в И. с. совершались все торжественные богослужения по великим церковным и гражданским праздникам, большинство архиерейских хиротоний, чины Торжества Православия в 1-е воскресенье Великого поста и умовения ног в Великий четверг, шествие 1 авг. со св. крестами на Неву. 11 мая, в день святых Кирилла и Мефодия, Славянское благотворительное об-во заказывало молебен о единстве славян. 30 авг. совершался крестный ход к Александро-Невской лавре. 30 мая 1908 г. торжественно было отмечено 50-летие собора. 1 окт. 1909 г. в И. с. впервые в городе состоялась литургия со всенародным пением. В годы первой мировой войны в соборе многократно служили молебны о даровании победы русскому воинству, особенно многолюдный молебен был перед собором в 1915 г.

30 мая 1918 г. праздничную литургию в соборе возглавлял Патриарх Московский и всея России свт. Тихон. 5 марта 1922 г. по инициативе сщмч. Вениамина (Казинского), митр. Петроградского, в соборе состоялось закрытое совещание епархиального духовенства по вопросу изъятия церковных ценностей. В 1922 г., во время троекратной конфискации церковных ценностей, из храма изъяли 48 кг золота и 2200 кг серебра; изъятия происходили также в 1926 и 1928 гг., все имущество собора из золота и серебра утрачено.

С июля 1922 по 14 марта 1923 г. собор принадлежал Петроградской автокефалии, затем до закрытия стал обновленческой кафедрой. Первый раз собор закрывали весной 1927 г., окончательно — 14 июля 1928 г. на основании постановления президиума Ленсовета о его передаче Главнауке под музей; имущество было реализовано через Госфонд, сняты и переплавлены все колокола. С 1930 г. в И. с. располагался Гос. антирелигиозный музей (с 1937 с функциями историко-художественного характера). С 1930 по 1986 г. здесь находился маятник Фуко (длина 98 м). С сент. 1941 г. в соборе располагалось межмузейное хранилище, в частности экспонаты музеев из пригородов. Купола покрыли защитной краской; здание, особенно интерьеры, пострадало от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода. Так, была смыта работа Бруни «Адам и Ева в раю» над зап. дверями (воссоздана реставраторами). После разрушений военного времени реставрационные работы с 1945 г. возглавлял архит. А. Л. Ротач. С 1947 по 1950 г. в соборе проходила консервация настенной живописи, в 1954-1958 гг. под рук. Я. А. Казакова — реставрация живописи в центральном нефе, в 1959-1963 гг. восстанавливали живопись зап. части собора и центрального купола. В те же годы под рук. Е. В. Поповой осуществлена реставрация витража. С 1956 по 1963 г. восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, с 1967 г.- наружную облицовку. 23 июня 1957 г. музей был вновь открыт для посетителей, в 1963 г. он получил статус Гос. музея-памятника.

17 июня 1990 г., в Неделю всех святых, в земле Российской просиявших, первую после 1928 г. Божественную литургию в соборе совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 6 нояб. 1990 г. Патриарх Алексий II служил в И. с. великую вечерню и благодарственный молебен в связи с возвращением городу его исторического названия. В 1998 г. реставрирован алтарный витраж. 4 янв. 2000 г. в соборе был установлен и освящен митр. С.-Петербургским и Ладожским Владимиром воссозданный престол главного алтаря из итальянского мрамора. С 12 сент. 2002 г. в соборе, сохраняющем музейный статус в составе «Музея 4 соборов», регулярно совершаются службы в Александро-Невском приделе. В 2011 г. пасхальное богослужение в И. с. возглавил митр. С.-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров).

Смотрите так же:  Собор рождества богородицы в красноярске

Related Post

Покровский собор гМосква

Традиционный символ Москвы снаружи и изнутри 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 Рецензия «Афиши» на музей

Залезть на собор

6 смотровых площадок Петербурга В разгар туристического сезона The Village обошёл шесть смотровых площадок, открытых для горожан, и посмотрел, какой Петербург виден с каждой из них. Ещё зимой губернатор Санкт-Петербурга

Собор стислий переказ

Олесь Гончар — Собор (скорочено) Стислий переказ, виклад змісту Селище Зачіплянка своєю історією сягає в козацькі часи. На той час місцеві майстри виготовляли січовикам списи для захисту від ворогів. Нині