В Гатчинском дворце открылась выставка, посвященная царской охоте
«Русская охота в XVIII и XIX веках. Забава и промысел». В Гатчинском дворце проходит выставка, посвященная русским императорам и их главному хобби. Екатерина Мельниченко окунулась в атмосферу царской охоты.
«Петр II и Цесаревна Елизавета на псовой охоте» — знаменитая картина Валентина Серова. Известно, что Петр II был страстным охотником. Травля лисиц, волков, зайцев, медведей увлекала юного императора. Он имел огромную псарню: 400 борзых собак и 200 гончих! Но всё это не шло ни в какое сравнение с пристрастием Петра III, он содержал целый зверинец.
«Петр III любил охотиться. У него в Ораниенбауме было даже три штата охоты: русская, немецкая и французская. У них были красивые платья, была определенная организация», — рассказал куратор выставки, хранитель коллекции оружия Гатчинского дворца Евгений Родионов.
Петр III собрал коллекцию охотничьего оружия, сейчас она хранится в Кремле, в Оружейной палате. В Гатчине осталась лишь малая часть. Супруга Петра III Екатерина Великая охоту не любила. Но знала о пристрастиях своего фаворита Григория Орлова — именно он стал первым хозяином Гатчинского дворца. Сильный и смелый Орлов ходил на медведя с рогатиной. Охота была любимым развлечением графа. В его коллекции — более 500 ружей и штуцеров. Гатчинский дворец уже тогда стали называть охотничьим замком.
«Важно, что Гатчина в течение достаточно долгого времени воспринималась как некий охотничий замок, особенно в течение правления Александра II, который приезжал сюда практически только на охоту», — отметил директор Государственного музея-заповедника «Гатчина» Василий Панкратов.
Александр II был блестящим наездником, метким стрелком. Охотничье ведомство при его правлении переехало в Гатчину и получило огромное финансирование. Император пытался возродить соколиную охоту. Он гордился своими трофеями. Чучело головы зубра, убитого в Беловежской пуще, император выставил в своем кабинете. Организаторы выставки попытались не только рассказать об охоте, но и передать ее атмосферу. С помощью звука.
Такой сигнал означал начало охоты. В залах — пение птиц, шум ветра, лай собак. И даже выстрелы из ружей. Но бояться их точно не стоит.
Это самый редкий экспонат — охотничий костюм последнего российского императора. Известно, что Николай II очень любил эту тонкую, но в то же время теплую куртку. Сохранился снимок 1896 года, здесь император как раз в этом костюме перед началом охоты в окрестностях Гатчины.
Николай II с такой страстью относился к охоте, что даже записывал в дневнике, сколько дичи удалось подстрелить, и в целом, хорошо ли шла стрельба. Почти все Романовы любили охоту. При этом выезжали они в организованные заповедники, где не допускалось браконьерство. Там не было хищников, а зверей неплохо подкармливали. К примеру, число зубров в Беловежской пуще в XIX веке постоянно росло. Как ни парадоксально, но именно благодаря царской охоте.
Все товары и услуги | Сервер недвижимости | Ярмарка вакансий |
| |||||||||||||||||||||||||||
есть | Вернисажи, художественные, фото выставки и выставки в музеях | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Выставки литературы в библиотеках | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Живопись и фотография | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | История и краеведение | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Кино | |||||||||||||||||||||||||||||
нет | Конкурсы | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Концерты | |||||||||||||||||||||||||||||
нет | Лекции | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Литературно- музыкальные вечера и литературные встречи | |||||||||||||||||||||||||||||
нет | Мастер-классы | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Праздники | |||||||||||||||||||||||||||||
нет | Семинары и конференции | |||||||||||||||||||||||||||||
нет | Спорт | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Театр | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Фестивали | |||||||||||||||||||||||||||||
нет | Цирк | |||||||||||||||||||||||||||||
есть | Детям |
Русский художник Константин Маковский. Книжно-иллюстративная выставка к 180-летию рождения. К 45-летию открытия экспозиции в музее «Домик няни А.С. Пушкина» в Кобрино. Книжно-иллюстративная выставка «Место действия – библиотека». Лето в русской живописи. Книжно-иллюстративная выставка-настроение «Времена года». Русский поэт Анна Андреевна Ахматова. Книжно-иллюстративная выставка к 130-летию рождения «Литературный вернисаж юбилейного года». Архитектор, литератор Андрей Петрович Аплаксин. Книжно-иллюстративная выставка к 140-летию рождения «Времена. События. Судьбы». Поэт в портретах. На выставке представлены живописного собрания Гатчинского дворца. Коллекция создавалась всеми владельцами Гатчины и включала портреты членов семьи Романовых, государственных деятелей России и зарубежных стран, представителей правящих домов Европы. войны произведения хранились в Китайской и Готической галереях Арсенального каре, а с считались утраченными. Картины были найдены и переданы в музей-заповедник «Гатчина» 2019 года. Большой Гатчинский дворецГатчина: полезная информация
Большой Гатчинский дворец является центральной достопримечательностью Дворцового парка в Гатчине, расположенного в 45 км от Санкт-Петербурга. До середины ХХ столетия дворец-музей считался крупнейшим среди аналогичных культурно-исторических объектов, находящихся в окрестностях Ленинграда. Его нередко называли «Пригородным Эрмитажем» и даже «Замком русского Гамлета». Он пережил величие, национализацию, разрушение, забвение и дождался настоящего возрождения. Сегодня объект культурного наследия государственного масштаба, ставший одним из символов Гатчины, включен в список Юнеско как «памятник, связанный с историческим центром Санкт-Петербурга». Новости Гатчинского дворцаВ музейном комплексе проводятся различные мероприятия на постоянной, временной и заказной основе. Это: Цены на билеты в Гатчинский дворец в 2019 годуСтоимость посещения постоянных экспозиций Гатчинского дворца: Родители могут воспользоваться уникальной возможностью знакомства ребенка с историческими материалами в игровой форме. Взятый в аренду за 300 руб. «Музейный сундучок» раскроет множество тайн, станет сказочным проводником по дворцовым залам и даже переносным стульчиком или столиком. Программы различаются уровнем сложности и рассчитаны на детей 5–8 и 9–12 лет. Залог за «Музейный сундучок» составляет 1000 руб. Аудиогиды с обзорной экскурсией по Гатчинскому дворцу и с прогулкой по комнатам, где проживала семья императора Александра III, обойдутся по 200 руб. В качестве залога нужно оставить либо 2000 руб., либо водительское удостоверение. Право на фото-, видеосъемку в Гатчинском дворце: Доступ к экспозициям в парке (Собственный сад, павильоны) и Приоратском дворце оплачивается отдельно. Цены на билеты можно уточнить здесь. Подробно о льготах и праве бесплатного входа указано на интернет-странице дворца-музея. Режим работы Гатчинского дворца 2019Музей в Гатчинском дворце работает по сезонному расписанию. Время строительства Большого Гатчинского дворца приходится на 1766–81 гг. Территория мызы была приобретена Екатериной II у князя Бориса Куракина и подарена за год до начала работ графу Григорию Орлову. Это была одна из благодарностей императрицы за участие ее фаворита в организации дворцового переворота, случившегося в 1762 г. Строительство дворца продвигалось неспешно. Коробка была возведена в 1768 г., оформление экстерьера закончилось в 1772 г., а внутренняя отделка затянулась до 1781-го. За 15 лет Екатерина II не единожды наведывалась в Гатчину, чтобы лично ознакомиться с ходом продвижения работ. После смерти Орлова в 1783 г., она вновь выкупила Гатчинскую мызу, но уже у графских наследников и подарила ее своему сыну, будущему императору Павлу I. В 1801 г. Гатчинский дворец вместе с угодьями перешел к вдовствующей императрице Марии Федоровне. Еще при жизни она распорядилась о порядке дальнейшего наследования загородного комплекса. Сначала он должен был перейти в вечное пользование Николаю I, а затем — к его прямым потомкам по мужской линии. После отречения Николая II от престола, Временным правительством было принято решение о переводе императорских дворцов в статус национальных музеев. В дальнейшем его поддержали пришедшие к власти большевики. Гатчинский дворец открыли для широкой публики в мае 1918 года. После отклонения вопроса о воссоздании Гатчинского дворца-музея, сохраненные экспонаты были переданы 24 музеям. В родные пенаты уникальные предметы возвращаются с большим трудом. До сих пор многие из них находятся в «чужих» экспозициях. Реставрации Гатчинского дворцаЗа всю свою историю дворец реконструировался несколько раз. Первая перестройка случилась при императоре Павле I в. 1796–97 гг. В этот период по проекту архитектора Винченцо Бренна были надстроены и оборудованы жилыми помещениями Кухонное и Арсенальное каре, заложены стенами открытые галереи и аркады, возведена бастионная стена и заложен Собственный сад. Вторую серьезную перестройку начал Николай I в. 1840-е годы. Работы проводились под руководством русского архитектора, профессора Р. И. Кузьмина. На этом этапе реконструировались оба каре и парадная лестница. Кроме того, была снесена бастионная стена и установлен памятник Павлу I. В 1880-х, уже при Александре III заменили водопроводные и канализационные сети, а также усовершенствовали систему отопления. В этот период в императорской резиденции появилось электричество, и был проведен телефон. Приведением Большого Гатчинского дворца к виду, соответствующему периоду его наивысшего расцвета, приступили в 1976 г. Проект разрабатывался под руководством М. М. Плотникова, принимавшего участие в восстановлении многих архитектурно-исторических памятников, расположенных в окрестностях Ленинграда. В настоящее время реставрация дворцовых интерьеров продолжается. Внешний облик Гатчинского дворца совместил в себе элементы средневекового замка и роскошной загородной усадьбы. В общий комплекс входят: Здание располагается на возвышенности, поэтому явно доминирует над всей округой. Северный фасад, выглядящий намного скромнее, обращен к Дворцовому парку и озеру, а южный, более величественный, — выходит на плац и Липовую аллею. Изогнутые полукружиями галереи изящно соединяют трехэтажный корпус с боковыми каре, внешние углы которых сглажены восьмигранными башнями, подчеркивающими сходство дворца со средневековым замком. В целом планировка строения органична, каждый архитектурный элемент расположен на своем месте. Фасады украшены пилястрами, полуколоннами, оригинальными парапетами и аттиками, замковыми камнями и рельефными сандриками. Поэтажные деления подчеркнуты антаблементами. Интерьеры, залы и комнатыВнутреннее убранство дворца характерно для стиля русского классицизма, сложившегося на стыке XVIII–XIX столетий. Первоначально в интерьерах присутствовала изящная лепка, включающая декор с цветочными мотивами, и уникальный наборный паркет. Позже появилась характерная для барокко пышность — позолота и гобелены, орнаментальные формы и драпировка. И все это — в гармоничном сочетании со строгой античностью. За всю свою историю Гатчинский дворец не раз менял свое убранство. Сегодня в Большом Гатчинском дворце можно посетить несколько отреставрированных залов и помещений, среди которых: Интерактивный план дворца-музея: Экскурсии по Гатчинскому дворцуСтоимость индивидуального экскурсионного обслуживания на русском языке — 1200 руб., на иностранном языке — 1800 руб. (без учета музейного билета). Доплата за экскурсионное сопровождение по групповым сеансам — 70 руб. с каждого посетителя. Кроме традиционных туров, проводятся театрализованные игры-экскурсии для групп от 5 до 25 человек. Их стоимость составляет 5000 и 7000 руб. Для детей школьного возраста предусмотрен целый ряд интерактивных программ по цене от 250 руб./чел. В каждом случае требуется покупка входного билета. Прейскурант на театрализованные экскурсионные услуги, в том числе для молодоженов, начинается с суммы 15000 руб. Заказать индивидуальную музейную экскурсию можно по указанным выше телефонам или связавшись с администрацией по e-mail. Как добраться до Гатчинского дворцаДоехать из Санкт-Петербурга до Большого Гатчинского дворца можно на общественном транспорте и автомобиле. На общественном транспортеВ пределах Гатчины до остановки «Дворец» можно добраться на городских автобусных маршрутах — № 3, 7, 8, 28, 518, 525, 533, 537. Схемы их следования указаны на сайте. От станции метро «Московская» Санкт-Петербурга до остановки «Дворец», расположенной напротив дворцового комплекса, доезжают: С Балтийского вокзала Санкт-Петербурга до железнодорожной станции «Гатчина-Балтийская» отправляются электропоезда по расписанию. До комплекса останется пройти всего 500 метров. Из Санкт-Петербурга к Гатчинскому дворцу можно доехать по Киевскому шоссе (Р-23/Е-95). Время в пути — около часа. В Арсенальном каре Гатчинского дворца до апреля открыта выставка «Гатчина.1917»До 1 апреля 2019 года в Арсенальном каре Гатчинского дворца открыта выставка «Гатчина. 1917». Это совместный проект музея-заповедника «Гатчина» и Государственного музея политической истории России. Временная экспозиция посвящена 100-летию Октябрьской революции и включает в себя предметы из шестнадцати музейных коллекций, архивов и частных собраний.В подготовке выставки вместе с ГМЗ «Гатчина» принимали участие крупнейшие музеи Москвы и Санкт-Петербурга: Третьяковская галерея, ГМЗ «Петергоф», Государственный Русский музей, Государственный музей истории Санкт-Петербурга и др. Экспозиция охватывает период с начала XX века до 1918 года, она затрагивает основные этапы революции 1917 года с конца февраля и вплоть до того критического момента последних чисел октября, когда в Гатчине решалась судьба страны. На фоне политических и военных действий главным героем выставки выступает Гатчинский дворец: сначала закрытая императорская резиденция и уютный дом семьи Романовых, затем музей, доступный для всех желающих. История дворца и революционных событий показана в контексте развития революции в Петрограде и стране, но акцент сделан на том, что происходило в Гатчине. Особое внимание уделяется непосредственным участникам событий 1917 года. На выставке можно проследить за судьбами людей, которые жили и бывали во дворце, когда статус дворца изменялся, и вместе со статусом менялись обитатели. Во дворце выставлены предметы интерьера, живопись, графика, фотографии и документы. Посетители увидят личные вещи членов семьи императора Александра III, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, великого князя Михаила Александровича, который мог стать новым императором, трон Николая II, чье отречение от престола ознаменовало конец монархии в России. Один из разделов посвящен досугу гатчинских дачников летом 1917-го. Каждый год весной сюда приезжали видные чиновники, деятели культуры и науки. С 1901 года в Гатчине жил и работал известный художник-карикатурист Павел Егорович Щербов. В его доме часто гостили представители творческой интеллигенции: М. Горький, А.И. Куприн, Ф.И. Шаляпин. На выставке представлена столешница из дома А. И. Куприна в Гатчине с автографами писателей (из фондов Литературного музея ИРЛИ РАН), а также карикатуры и наброски Щербова из коллекции Государственного Русского музея. Часть выставки посвящена научной и творческой интеллигенции, героические усилия которой помогли сохранить культурное наследие страны и обеспечить доступ к нему разным слоям общества. Посетители узнают о сотрудниках дворца-музея: первом директоре музея графе В.П. Зубове, одной из первых авиатрисс княгине Е. М. Шаховской, об искусствоведе, редакторе журнала «Старые годы» П. П. Вейнере. Один из центральных экспонатов выставки — знаменитая картина «Бегство Керенского из Гатчины» (1936-1938) из собрания Государственной Третьяковской галереи. Советский художник Г. М. Шегаль изобразил бывшего председателя Временного правительства спешно переодевающимся в платье сестры милосердия. Гатчинский дворец стал последним штабом Керенского в октябрьские дни. Показ картины в рамках выставки «Гатчина. 1917» стал возможен благодаря поддержке Фонда «История Отечества». Также на экспозиции впервые представлены фотографии интерьеров Гатчинского дворца 1910-х годов из исторической коллекции музея, возвращенные из Германии в сентябре 2019 года. Гатчинский дворец выставкиТелефон: спр. (812) 958-0366, экс.бюро (81371) 934-92 Интернет:
Афиша на ближайшее время:
Полная афиша Государственный историко-художественный дворцово-парковый музей-заповедник «Гатчина»>»>
|