Меню

Часовня вознесения господня

Гризино. Часовня Вознесения Господня.

Вознесенская часовня

Оригинальный памятник деревянного зодчества, прообразом для которой, вероятнее всего, послужил опубликованный в альманахе «Мотивы Русской Архитектуры» за 1878 год чертеж фасада церкви, выполненный архитектором М. Кузьминым. Таким образом, данная часовня, наряду с теремом крестьянина Мартьяна Сазонова в Асташове и баней-теремком в Абрамцеве, является одним из немногих сохранившихся до наших дней памятников архитектуры в т.н. «ропетовском» стиле.

Часовня была возведена около 1860 года. В различных источниках часовня относится к 1860 либо 1912 году, однако ряд элементов свидетельствует о том, что часовня была построена в 1860 году, а в 1912 году частично перестроена (например, вероятно, именно в это время появилась железная кровля). Часовня стоит на фундаменте, сложенном из природного камня, камни в фундаменте лежат свободно, без связующего раствора. Под камнями фундамента — гравийная засыпка.

В плане основной объём часовни, срубленный в чашу, представляет собой квадрат размером 6,3 х 6,3 м. С одной стороны (со стороны входа) часовня имеет крыльцо с прямоугольником в плане, имеющем размеры 1,5 х 3 м. С трёх других сторон часовня имеет меньшие по размеру и высоте фальш-крыльца, с двух боковых сторон имеющие по центру окошки основного объёма. Крыльцо со стороны, противоположной входу, глухое (без окон и дверей в основной объём). Первоначально это крыльцо было таким же фальш-крыльцом, как и боковые, в дальнейшем (вероятно, при перестройке в 1912 году) было зашито с боков и со стороны входа с установкой двери. Кроме того, в этом крыльце осталась полуразрушенная лестница и крюк, вбитый в стену основного объёма часовни. Предположительно, образовавшееся маленькое (около 1,6 х 2,4 м) помещение предназначалось либо для хозяйственных целей, либо для помещения в нём отдельной иконы.

Выполнение четырёх крылец (одного «настоящего» и трёх «фальшивых») со столбами и полукруглым их обрамлением создаёт визуальный эффект галереи вокруг часовни. Часовня имеет шесть крестообразных окон по двум боковым сторонам и одно окно над входной дверью.

Во внутреннем помещении часовни обращает на себя внимание наличие имитаций столбов вдоль четырёх стен. По два столба с каждой стороны скрывают следы врубки крылец в основной объём, столбы по углам помещения, вероятно, носят исключительно значение оформления. Часовня имеет иконостас, собранный из досок, в настоящее время иконостас покрашен в белый цвет. Иконы иконостаса не сохранились.

Основной объём часовни и крыльца имеют обшивку из досок, имеющую хорошую сохранность. На обшивке частично сохранились следы окраски, в настоящее время имеющей красный цвет. По воспоминаниям местных жителей, часовня имела синий цвет. Четыре крыльца перекрыты высокими двухскатными крышами с частично сохранившейся железной кровлей.

Основной объём часовни перекрыт невысокой восьмискатной крышей (невысоким шатром), посередине венчающимся восьмериком, в свою очередь перекрытым также восьмискатной крышей с крупной главкой посередине. Соотношение высот нижней восьмискатной крыши, восьмерика и верхней восьмискатной крыши — примерно 2,5 м : 2,5м : 2,5м. Каждое из трёх фальш-крылец несёт на себе небольшой четверик, завершающийся небольшим четырёхскатным шатром с маленькой главкой и крестом. Такие же четверики с шатрами, главками и крестами располагаются по четырём углам часовни, на поверхности, образованной восьмериком крыши, стоящим на четверике основного объёма.

Все поверхности крыши часовни были закрыты железной кровлей, в настоящее время частично утраченной. Значительное количество элементов часовни имеет накладную геометрическую резьбу.

В целом часовня находится в удовлетворительном состоянии. Однако, из-за частично сгнивших нижних венцов (до двух венцов с разных сторон) часовня получила значительный перекос (завалена на два угла, один из которых завален значительно больше другого). Кроме того, беспокойство вызывают значительные утраты железной кровли и досок под ней. Наибольшие утраты — на крыльцах часовни. Из-за частично отсутствующей крыши частично повреждены конструкции шатров кровли, а также верхние венцы часовни. Также, вероятно из-за ослабляющих конструкцию сруба врубок крылец, все венцы сруба не имеют полной жёсткости и частично изогнуты по вертикальной прямой врубленных крылец. Из-за сгнивших нижних венцов пол часовни частично потерял связь со стенами сруба.

Павшойла. Часовня Вознесения Господня.

Часовня Вознесения Господня в деревне Павшойла.

Координаты: 61.919672, 32.972138

Часовня построена в период с середины по конец 19 века. В настоящий момент это клетская постройка с небольшими сенями и молельной комнатой под единой двускатной кровлей. По конструкции потолка и крыши сеней можно сделать вывод, что изначально здесь возвышалась колокольня.

Смотрите так же:  Часовня дмитрия донского тушино

Снаружи часовня обшита тесом. Внутренние помещения частично сохранили остатки обоев, которыми были поклеены стены, предположительно во второй половине 20 века.

Часовня Вознесения Господня в деревне Павшойла на карте:

Павшойла (Павшола, Павшина).

Деревня находится на берегу озера Павшенярви рядом с западным берегом озера Сямозеро, недалеко от Сяргилахты.

Это почти полностью заброшенная деревня. Но три дома периодически посещаются дачниками. В 1859 году Павшойла была приписана к Вешкельскому приходу. На тот момент здесь было пять дворов и 64 жителя. В 1926 году Павшойла относилась к Часовенскому сельскому совету и насчитывала 15 хозяйств и 82 человека.

История сохранила интересные данные о деревне — здесь в 20 веке был последний оплот карельских ведунов-колдунов — тиэдяятов. Павшойла и соседняя деревня Мелойла были центром народного ворожевания и сюда приходили люди к местным знахарям-шаманам (по карельски «тиэдяят»)

Исследование про последних карельских колдунов можно почитать во вложенном файле: «Великие «тиэдяяд» Сямозерья на закате древней традиции. К. К. Логинов»

На сегодня еще жива память о деревне Павшойла и о людях там живших, но время неумолимо стирает следы былой цивилизации.

Наташа Корниенко:

«Места моих предков! А в Мелойле не были? Там дом мох прадедов! Она находится в двух км от Павшойлы. Про этот дом Павшойлы (на фото дом с росписями). Моя прабабушка Ирина, была замужем за хозяином этого дома, он был третьим мужем ее!Лухтансельга и Мелойла — это одна деревня! Но мои предки и мы, всегда называли именно — Мелойла! А в документах у всех: уроженец д.Лухтансельга.»

Наталья Логинова:

«А моя бабушка выросла в этом доме. В Сяргилахте живет Ковру А.В., она много может рассказать про деревню.»

Фотографии: Илья Тимин, 2019.

Вознесение Господне (Вознесение) — (греч. ???????? ??? ??????; лат. ascensio) — событие новозаветной истории, восшествие Иисуса Христа во плоти на небо, а также установленный в память этого события и обещания о Его втором пришествии переходящий христианский праздник, полное название: Вознесе?ние Го?спода Бо?га и Спаси?теля на?шего Иису?са Христа? (греч. ???????? ??? ?????? ??? ???? ??? ??????? ???? ????? ???????), который отмечается в 40-й день по Пасхе и всегда приходится на четверг. Как изъясняет Афанасий Великий, Вознесение Спасителя означает обо?жение (греч. ????????????) Его человеческой природы, которая становится невидимой для телесного ока.

Согласно книге Деяний святых апостолов (Деян. 1:2-11) Иисус после Своего Воскресения «в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием», а затем собрал апостолов в Иерусалиме и повелел им не расходиться сказав «вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После этого «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо.
(Деян. 1:9-11)»

О Вознесении Господнем кратко рассказано и в заключительных главах двух Евангелий: от Марка (Мк. 16:19-20) и от Луки (Лк. 24:50-53).

Предсказание о предстоящем Вознесении было дано Иисусом Христом своим ученикам задолго до своей крестной смерти (Ин. 6:62).

В богослужении праздник в честь Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников. Богослужение совершается по Цветной Триоди. Накануне четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерни которого поются стихиры, посвященные этому событию, здесь же читаются три паремии, по мнению Православной церкви, в которых содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа: (Ис. 2:2-3). (Ис. 62:10-12, 63:1-3, 63:7-9), (Зах. 14:4, 8-11). На утрени читается Евангелие от Марка, 71 зачало (Мк. 16:9-20). Каноны праздника написаны Иоанном Дамаскином и Иосифом Песнопевцем. Кондак и икос принадлежат Роману Сладкопевцу. На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

При заполнении любых форм и отправки любых данных вы автоматически соглашаетсь с Политикой конфиденциальности .

Телефоны: +7(921)7273595; +7(921)2213861; +7(8142)756417

Для почты: 185014, Карелия, Петрозаводск, Пятый Лучевой Проезд, д.2

Место Вознесения Господня – гора Елеон – всегда почиталась христианами. В четвёртом веке по инициативе императрицы Елены на средства римлянки Пимении здесь был построен большой храм, Имвомон. Он был особенным — внутри совершенно круглым. Диаметр его превышал двадцать пять метров. Вокруг храма шли три сводчатых портика. Колоннада придавала церкви величественный и одновременно воздушный вид. С террасы перед церковью открывался вид на Иерусалим, а вниз, в долину Кедрон вела мраморная лестница.

Смотрите так же:  Часовня всецарице спб

Когда верующие заходили в церковь, то испытывали изумление — в храме не было ни свода, ни купола. Над головами молящихся простиралось открытое небо, дом Отца Небесного, куда на сороковой день после Воскресения вознёсся Сын Божий. Верующие словно духовно присутствовали при этом чуде. В восточной части храма находился небольшой крытый алтарь, а стену венчал огромный крест, который можно было заметить ещё у подножия горы.

В шестьсот четырнадцатом году персы разрушили храм. До наших дней сохранились лишь основания его колонн. Иерусалимский патриарх Модест в шестьсот тридцать пятом году восстановил его, но в гораздо меньших пропорциях. Но и эта церковь не уцелела.

Сейчас на месте Вознесения Господня находится часовня. Её построили в двенадцатом веке крестоносцы. Это скромное здание, восьмиугольное снаружи и скруглённое внутри. Оно огорожено двухметровой стеной, на постройку которой пошли камни от древних храмов. Территория принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход. Раз в год, в день Вознесения Христова, здесь, в переносной церкви-палатке совершается православное праздничное богослужение. В нём принимает участие греческое, русское и арабское духовенство.

Внутри часовни нет ни икон, ни росписей, ни украшений, ни лампад. Главная её драгоценность — часть скалы со «следом Господа», отпечатком, напоминающим очертания левой ноги. Архимандрит Антонин (Капустин), основатель Русской Духовной миссии, писал: «Случайность сходства тут, по крайней мере для меня, немыслима». По преданию именно с этого места вознёсся Спаситель.

В тысяча сто шестом году на Святой Земле побывал русский игумен Даниил. Он вёл дневник и оставил книгу об этом путешествии. Это первое письменное свидетельство о русских паломниках в Иерусалиме и уникальный источник о том времени. Поднимался игумен Даниил и на гору Вознесения. Он писал, что отпечатков на камне было два. Куда же пропал другой? В конце двенадцатого века войска султана Саладина завоевали Иерусалим. Многие храмы были превращены в мечети. Именно тогда из скалы был вырезан след правой ступни. Его отправили в мечеть Аль-Акс, главную мусульманскую святыню Иерусалима.

Камень с отпечатком стопы обрамлён прямоугольной мраморной рамкой. Верующие имеют возможность прикоснуться к нему. Замечено, что след не стирается от этих прикосновений. Русские паломники благоговейно называют его «Стопочкой».

Святая Земля. Часть 27. Елеонская гора — место Вознесения Господня

Гора Елеонская — самая высокая из холмистых вершин, окружающих Иерусалим. На этой горе Господь молился ночами; здесь, напротив Иерусалимского храма, беседовал с учениками о конце мира; с этой горы Он вознесся на небо, чтобы воссесть одесную Отца.


Вид на Елеонскую гору от Сионских ворот Иерусалима. На вершине горы — колокольня «Русская свеча»

На месте Вознесения равноапостольная царица Елена поставила круглый храм без купола – молящиеся могли созерцать небо, как бы духовно присутствуя при Вознесении Господнем. Храм был разрушен персами в 614 году. Теперь это место огорожено двухметровой каменной стеной, возведенной из развалин древнего храма. Посреди двора стоит восьмиугольное здание часовни Вознесения.

Внутри нет ни икон, ни лампад; лишь камень, на котором отпечаталась стопа Господа, окруженный мраморной рамкой, помещается в центре молельни. След другой стопы перенесен и хранится в мечети аль-Акса в Иерусалиме. Часовня принадлежит мусульманам, которые берут плату за вход и позволяют православным совершать здесь богослужения на переносных алтарях в праздник Вознесения Господня.


Часовня Вознесения на Елеонской горе; дальше — мечеть «Купол Скалы» на месте Иерусалимского храма

Неподалеку от вершины Вознесения показывают то место, где Ангел возвестил Богородице, что Она через три дня будет призвана от здешнего мира в Небесные обители.
Под сводами зданий, примыкающих к Елеонской мечети с южной стороны, существует пещера, в которую спускаются по лестнице . В этой пещере, у южной стены ее, лежит древний большой саркофаг. В восточной стене пещеры — вход в другую, меньшую пещеру. Это место подвижничества и вечного упокоения преподобной Пелагии Антиохийской.

От часовни Вознесения к востоку находится русский монастырь во славу этого священного события. Участок был приобретен в 1870 году стараниями архимандрита Антонина (Капустина), великого труженика Русской Духовной Миссии на Святой Земле. Сразу был построен приют для паломников, храм византийского стиля в форме креста, и стройная колокольня высотой 60 м — самое высокое сооружение в Иерусалиме, называемое «Русская свеча». Колокол для нее был отлит в России.

В 1906 г. здесь образовался женский Вознесенский монастырь. В храме Вознесения похоронен его строитель — архимандрит Антонин.

Смотрите так же:  Голубая часовня

У стены храма огорожен для поклонения камень, на котором стояла Божия Матерь во время Вознесения Господа.

Позади храма, в саду, часовня во имя пророка Иоанна Крестителя на месте первого и второго обретения его честной главы. В часовне иконы русской работы. Часовня была построена на том месте, где были найдены древние армянские мозаики, которыми было выложено место обретения честной главы святого Иоанна Предтечи.


Место обретения честной главы Иоанна Предтечи

Северная вершина горы Елеон называется Малой Галилеей, потому что здесь во времена Спасителя была гостиница для прибывавших в Иерусалим из Галилеи; здесь часто собирались апостолы.

Тут находится греческая церковь мужей Галилейских, потому что здесь при Вознесении Спасителя на небо апостолам явились два Ангела в белых одеждах и обратились у ним: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деян.1:11)

Над местом явления Ангелов устроен святой престол.

Часовня Вознесения («Стопочка»)

Елеонская гора – настоящий кладец ценностей, связанных с библейскими событиями. Эти ценности имеют не столько материальное значение, сколько духовное. Сотни, тысячи, миллионы паломников со всего мира совершают путешествие на Масличную гору, чтобы побывать на месте, откуда Иисус вознесся на небеса. И такое место — Часовня Вознесения или «Стопочка», расположенная в самой верхней точке Елеонской горы. И хотя «Стопочка» уже много веков является мечетью, сюда съезжаются христиане со всего мира, чтобы прикоснуться к священному камню, на котором сохранился отпечаток стопы Христа. Этот холодный свидетель трагических евангельских событий ежедневно согрет теплом тысяч рук, которые прикасаются к нему в надежде приблизиться к Богу и получить ответы на свои молитвы.
И хотя Часовня Вознесения превратилась в мусульманский храм, до прихода в Иерусалим Саллах ад-Дина и изгнания со Святой Земли крестоносцев здесь располагался христианский храм. Первая постройка была возведена еще в конце I века, но через четверть тысячелетия ее перестроили первые христиане. Величественный Храм Вознесения был возведен при царице Елене на средства богатой римлянки Пимении . Старинная святыня, которую еще называли Имвомоном , была намного больше современной капеллы. По периметру бывших стен Храма Вознесения сегодня возвышается каменная ограда часовни. Имвомон представлял собой круглую церковь без крыши, без свода, без купола, чтобы молящиеся могли созерцать небо, ставшее новым домом Спасителя. Единственным покрытием древнего храма была узкая крыша над алтарем. Имвомон венчал большой крест, который был заметен с Кедронской долины, перед входом в храм была огромная терраса с мраморной лестницей, откуда открывалась панорама Иерусалима.
Христианскую святыню не пощадили персы, пришедшие на Святую Землю под предводительством шахиншаха Хосрова II. Но уже через 20 лет в 634 году храм в первоначальном виде отстроили по приказу Иерусалимского патриарха Модеста. Во время нового строительства обнаружили в пыли два следа Христа. Но сегодня в «Стопочке» есть камень только с отпечатком левой ноги Спасителя. Куда же подевался второй камень? По преданию, часть скалы с отпечатком правой ноги Иисуса в Средние века вырезали и отправили в Мечеть аль-Акса – главную мусульманскую святыню Иерусалима.
Новый Имвомон простоял на Елеонской горе столько же, как и его предшественник — в 1009 году он был уничтожен воинами Аль-Хаким би-Амриллах из династии Фатимидов. С приходом на Святую Землю крестоносцев храм заново отстроили. Но новая святыня значительно уступала в размерах Храму Вознесения византийского образца. Часовня представляла собой восьмигранную конструкцию снаружи и скругляемую ротонду внутри. Такой она и дошла до наших дней, храм больше не перестраивали, только после землетрясения 1834 года его отремонтировали силами христианских общин Иерусалима. Адикула покрывала скалу, с которой Иисус вознесся на небо. Нижний восьмиугольник снаружи украшен арочными нишами, верхний имеет четыре узких окна. Оригинальное здание перекрыто куполом, имеющим полусферичную форму. Внутри часовни стены лишены всяких украшений, нет ни икон, ни лампад. Напротив входа расположен михраб , по обе стороны от него – два углубления в стене. Но главная святыня Часовни Вознесения расположена на полу – каменный «след Господа». Часть скалы с отпечатком стопы обрамлена прямоугольной мраморной рамкой. Паломники имеют возможность прикоснуться к святому камню, но каменный след не стирается от этих прикосновений. Проводить обряды внутри капеллы имеют право францисканцы, представители других конфессий один раз в год, в праздник Вознесения Господня, могут совершать у ворот «Стопочки» богослужения на переносных алтарях.