Меню

Слово водопад сложное

3 класс. Русский язык. Сложные слова и их правописание. Соединительные гласные О, Е в сложных словах

3 класс. Русский язык. Сложные слова и их правописание. Соединительные гласные О, Е в сложных словах

  • Оглавление
  • Занятия
  • Обсуждение
  • О курсе

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

На этом уроке мы познакомимся со сложными словами и поучимся правильно писать в таких словах соединительные гласные.

С горы бежит поток проворный,

Быстро падает вода.

Красоту увидишь эту –

Не забудешь никогда. (Водопад)

Он в безбрежном океане

Туч касается крылом.

Развернется – над лугами

Отливает серебром. (Самолёт)

Обратите внимание на строение слов водопад и самолет. В каждом из них спряталось по два слова.

ВОДОПАДвода падает

САМОЛЕТсам летает

Заметим, что слова состоят из двух корней.

В русском языке много таких слов:

Слова, у которых два корня, называются сложными.

§2. Соединительные гласные в сложных словах

Понаблюдаем, какие буквы гласных соединяют два корня в сложных словах.

водолаз – лазит в воду

самовар — сам варит

вездеход — ходит везде

камнепад — падают камни


В словах водолаз и самовар первый корень оканчивается на твердый согласный [д] и [м], и корни соединяет гласная О.

В словах вездеход и камнепад первый корень оканчивается на мягкий согласный [д,] и [н,], и корни соединяет гласная Е.

Буквы, которые соединяют два корня в сложных словах, называют соединительными.

Соединительные гласные безударные, поэтому являются орфограммой.

Буква Е также пишется и после непарных твердых согласных: Ж, Ш, Ц,
например: птицелов, лежебока, мышеловка.

Рассмотрим, как нужно действовать, чтобы не ошибиться в правописании соединительной буквы в сложных словах.

1. Читаю (произношу) слово.

2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова.

3. Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый, то надо писать соединительную гласную о, если на мягкий – соединительную гласную е.

5. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву.

§3. Давайте потренируемся!

Пользуясь инструкцией, определим, какую букву надо писать на месте пропуска в следующих словах.

Лунход — родственные слова: ходит, луна. Это сложное слово.

Корни — лун и ход, соединительная гласная — О, т.к. первый корень оканчивается на твердый согласный [н]

Древнрусский – родственные слова: древний, Русь. Это сложное слово.

Корни — древн и русс, соединительная гласная — Е, т.к. первый корень оканчивается на мягкий согласный [н,]

Снегпад – родственные слова: снег, падает. Сложное слово.

Корни — снег и пад, соединительная гласная — О, т.к. первый корень оканчивается на твердый согласный [г]

Птицферма — ферма, птица. Сложное слово.


Корни — птиц и ферм, соединительная гласная — Е, т.к. первый корень оканчивается на непарный согласный [ц]

Образуем сложные слова.

Как назвать человека, который выращивает овощи? Овощевод

Как назвать человека, который ловит рыбу? Рыболов

Приспособление для измельчения мяса? Мясорубка

Стремительно падающая вода? Водопад

§4. Краткие итоги урока

Подведем итог урока.

Слова, у которых два корня, называются сложными. В сложных словах пишется соединительная гласная О, если первый корень оканчивается на твердый согласный, или соединительная гласная Е, если первый корень оканчивается на мягкий согласный и на согласные Ж, Ш, Ц.

Урок «Сложные слова. Соединительные гласные». 3-й класс

  • Образовательная. Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о о способе образования сложных слов и правописании соединительной гласной. Сформировать умение писать соединительные гласные О и Е в сложных словах.
  • Развивающая. Формировать умение работать в заданном темпе, понимать учебную задачу.
  • Воспитательная. Воспитание добросовестного отношения к труду.
  • Тип урока: формирование новых знаний и умений.

    • схемы
    • карточки для индивидуальной работы
    • 1. Организационный момент.

      Подготовка рабочего места.
      Запись в тетрадь даты.

      На доске записаны слова:

      Работница, переход, лесопосадка, городской , водопад, проезд, пешеходный.

      – Прочитайте слова.
      – На какие группы можно разделить слова?

      1) существительные – прилагательные,
      2) мужской род – женский род,
      3) словарные слова – несловарные,
      4) с окончанием и с нулевым окончанием,
      5) с парной согласной и без нее,
      6) образованные с помощью приставок и суффиксов, основа + основа,
      7) с одним корнем и двумя корнями.

      (Выйти на распределение.)

      лесопосадка

      работница

      проезд

      – Слова: лесопосадка, водопад, пешеходный относятся к сложным словам.

      Цель нашего урока: узнать, как образуются сложные слова и научиться их правильно писать. В конце урока вы выполните самостоятельную работу, которая покажет, как вы научились этому.

      3. Наблюдение над образованием сложных слов.

      Дети записываю в тетрадь слова: лесопосадка, водопад, пешеходный.

      – Рассмотрите эти слова. Что в них особенного? От каких слов они образованы?

      – Выделим основу в словах, от которых произошли сложные слова.
      – Как произошло образование новых слов? (Сложили основы.)
      – С помощью чего основы соединились в сложном слове? (С помощью гласных О и Е.)
      – Сделайте вывод, как образуются сложные слова?

      Вывод: Сложные слова образованы из двух основ. Соединяются при помощи гласных О и Е. Это соединительные гласные.

      – Сравните наш вывод с выводом в учебнике на стр.92.

      4. Упражнение в нахождении в тексте сложных слов.

      На плакате текст.

      Наступила осень. Начался листопад. Белоствольные березы стряхивают последние листья. Садоводы готовят растения к зиме. Пчеловоды приводят в порядок ульи.

      – Прочитайте текст. Найдите и выпишите в тетрадь сложные слова. Выделите в них основу.

      Отдых наш – физкультминутка. Занимай свои места:
      Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли.
      Сели, встали, сели, встали – ванькой-встанькой словно стали.

      6. Самостоятельная работа.

      Организация самостоятельной работы. Деление учащихся на группы.

      1) Найти и выписать сложные слова: прохожий, пешеход, грузовик, самосвал, грузоподъемный, погрузка, земляника, землемер, землянка, подъехал, подъемный, огнетушитель, переезд, путешествие, самовар, вертолет.

      2) Соедините части слов и запишите сложные слов:

      Тепло
      Гром
      Сено
      Верх
      Поле
      Лед
      Дом
      Ткосилка
      отвод
      рубка
      кол
      хозяйка
      вод
      лаз

      Проверка: теплоход, сенокосилка, громоотвод, мясорубка, верхолаз, полевод, ледокол, домохозяйка.

      3) Замени одним словом:

      1. Любитель книг.
      2. Машина, которая возит молоко.
      3. Рабочий, который варит сталь.
      4. Машина, которая сама летает.
      5. Человек, который разводит птиц.
      6. Машина, которая косит траву для сена.
      7. Человек, который пасет свиней.
      8. Машина, которая измельчает (рубит мясо).

      Проверка: книголюб, молоковоз, сталевар, самолет, птицевод, сенокосилка, свинопас, мясорубка.

      Проверка самостоятельной работы.

      1. – зачитывают вслух,
      2. – проверка с доски,
      3. – проверка учителем в тетрадях.

      – Чему учились на уроке?

      Ответы учеников, подведение итога урока.

      Домашнее задание: правило на стр. 92, упр. 174.

      Слова с двумя корнями (сложные слова) с разделительной е, о. Список слов.

      Из двух и даже трех слов можно образовать новое слово. Такой способ образования новых слов называют сложение, а сами слова — сложными. Чтобы понять, где в сложном слове корни, нужно сначала правильно определить его значение. К примеру, пароход — это не тот, кто ходит парами, а судно, которое ходит на пару. Или мышеловка — это не ловкая мышь, а ловушка для мышей.

      Существуют слова, которые похожи на сложные, но на самом деле в них только один корень, и он четко вырисовывается после нахождения значения слова. К примеру, желтоватый — не желтая вата, а слегка желтый, корень один (желт), а оват — это суффикс. Или величайший — это не великий чай, а просто очень великий.

      Поработаем с определением значения слов с двумя корнями

      Пылесос: Машина для удаления пыли посредством засасывания ее струей воздуха.

      Носорог: Крупное млекопитающее южных стран с одним или двумя рогами на передней части морды.

      Самосвал: Грузовой автомобиль с механически опрокидывающимся кузовом.

      Самокат: В начале 20 века: армейское название велосипеда, механической повозки.

      Самокат: Сейчас: У детей: планка для катания со стоячей ручкой на колесиках или роликах.

      Вертолет: Летательный аппарат тяжелее воздуха с вертикальным взлетом и посадкой, с горизонтальным несущим воздушным винтом ”винтами”.

      Самолёт: Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъемную силу.

      (Толкование взято из Толкового словаря Ожегова)

      Иначе, пылесос — то, что сосет пыль. Корни пыл, сос.
      Носорог — животное с рогом на носу. Корни нос, рог.
      Самосвал — машина, которая сама вываливает груз. Корни сам и вал. С перед вторым корнем — это приставка.
      Самокат — устройство, которое само катится. Корни сам, кат.
      Вертолёт — транспорт, который летает вертикально. Корни верт, лет.
      Самолёт — устройство, которое летает само. Корни сам, лёт.

      Примеры слов с двумя корнями и соединительными о, е

      Автоколонна, автопробег, бетономешалка, бензопила, водопровод, водопад, водомерка, вездеход, вертолет, водолаз, зверолов, звездопад, землекоп, кашевар, короед, ледокол, лесоруб, многоножка, мышеловка, мясорубка, нефтепровод, пароход, пылесос, пулемет, пешеход, пищевод, птицелов, рыболов, самовар, самолет, самокат, самосвал, сталевар, снегопад, стеклорез, тепловоз, фотоаппарат, хлебопечка, электровоз.

      Соединительная гласная -е пишется после основ на согласный мягкий, шипящий и ц (пешеход, сердцебиение, земледелие и т. д.). Есть исключение, после основы на мягкий согласный может быть и гласная -о. Например, -коновязь, (хотя конь), дальномер, (хотя даль). Написание таких слов, чаще всего, устанавливается по словарю.

      Соединительная гласная -о пишется после основ на твердый согласный.

      Беседа про водопад для детей подготовительной группы

      Беседа для детей 5-7 лет на тему «Водопад»

      Ребята! Мы продолжаем описывать разные объекты, встречающиеся в природе. Этот объект образуется при помощи воды и скал.

      Вода несется со скалы,

      Струи с грохотом летят.

      Догадаешься ли ты,

      Что это — . (водопад).

      ¦ Давайте еще раз произнесем слово «водопад». Медленно, по слогам. Из каких двух простых слов образовано это сложное слово? Объясните его значение.

      Это слово образовано из двух слов: «вода» и «падать». Поэтому оно обозначает падающую воду.

      ¦ Как же образуется водопад?

      В нашей стране много больших и малых рек. Горные реки несутся бурно, стремительно, а равнинные текут плавно и спокойно. Но случается и так, что равнинная река становится стремительной и бурной. Это происходит в тех случаях, когда ее русло перегораживают скалистые горные породы. Такие места называют порогами. Они очень опасны для судоходства.

      Если русло реки внезапно обрывается в виде крутого уступа, вода, падая с него, образует водопад.

      ¦ Где чаще всего встречаются водопады?

      Правильно! В горах или на границе равнинной и гористой местности.

      Самый высокий в мире водопад — Анхель, расположенный в Южной Америке на реке Чурун. Высота его достигает 1054 м.

      Самый знаменитый в мире водопад — Ниагарский (на реке Ниагаре в Северной Америке). Высота уступа этого водопада не так уж и велика — около 50 м, но ширина около километра. В переводе с индейского Ниагарский водопад означает «грохочущая вода», ведь шум его разносится на расстояние до 25 км!

      Крупнейший водопад находится и в Африке, на реке Замбези.

      В нашей стране самый крупный водопад носит имя богатыря Ильи Муромца. Он находится на одном из Курильских островов. Там горная река совершает гигантский прыжок с обрыва в море. Могучая струя воды низвергается с высоты 141 м.

      Водопад поменьше можно увидеть на реке Суне в Карелии. Его называют Кивач, вода здесь падает вниз с высоты 11 м. Много водопадов можно встретить в горах Кавказа.

      ¦ Вы когда-нибудь видели водопад? Опишите его.

      Мощные водопады представляют собой незабываемое зрелище. Вода обрушивается вниз с оглушительным шумом. Она разбивается на отдельные струи, вокруг водопада парит облако водяных жемчужных брызг, пены и мельчайшей водяной пыли.

      В солнечные дни в капельках воды играет яркая радуга, иногда таких радуг можно увидеть множество!

      Падая со скалы, вода с огромной скоростью несется дальше и дальше.

      Многие туристы специально пускаются в далекий и нелегкий путь, чтобы полюбоваться удивительным зрелищем падающей воды.

      Водопад с горы несется,

      Он не шепчет, он не льется,

      С грохотом вода летит:

      Пена, камни, грозный вид!

      Водопад несется вниз —

      Не набрать воды в кувшины.

      Облака жемчужных брызг,

      От подножья до вершины,

      В каплях радуги горят!

      Что за чудо — водопад!

      Ответьте на вопросы

      1. Что такое водопад? Как он возникает в природе?

      2. Как выглядит водопад, изображенный на рисунке?

      3. Перечислите названия водопадов, которые вы знаете.

      4. Где чаще всего встречаются водопады?

      5. Почему Ниагарский водопад называют «грохочущей водой»?

      6. Как называются водопады, встречающиеся в России?

      Презентация по русскому языку на тему «Сложные слова и их правописание».

      от проекта «Инфоурок»

      Описание презентации по отдельным слайдам:

      Сложные слова и их правописание Автор: Егизарова Каринэ Георгиевна учитель МБОУ СОМШ №44 им.В.Кудзоева

      Определяем основной вопрос урока Прочитайте стихотворение. С неба лиловые падают звёзды. Даже желанье придумать непросто. На небосклонах обычных квартир Пусть загорится звезда Альтаир. Звездопад, звездопад. «Это к счастью», – друзья говорят… Попробуйте догадаться, как называется эта песня. Объясните, как вы рассуждали. Проверьте себя.

      Определяем основной вопрос урока Сколько здесь групп однокоренных слов? Запишите слова группами, выделите корень. Водитель, вода, водопад, упаду, падать, водичка. Сравните свой результат с работами одноклассников. Что вас удивило? вода водичка водопад упаду падать водопад водитель Какой корень в слове водопад? Может ли в слове быть два корня или всегда только один? Как это определить? Какие возникают вопросы? Сравните свои вопросы с авторскими.

      Решаем проблему, открываем новые знания Поработайте в группах. Предложите свои версии. Обоснуйте их. Прочитайте. Определите, что обозначают эти слова. Как вы это определили? Садовод, луноход, волнорез, носорог, пустослов. волнорез волна резать волнение порез

      Сравниваем свой вывод с авторским Слова, у которых два корня, называются сложными. Звездопад, луноход. Как вы думаете, почему эти слова получили такое название?

      Решаем проблему, открываем новые знания Прочитайте. Объясните, что обозначают эти слова. Спишите. Выделите корни. водопад долгоносик глазомер мореход камнепад пешеход Понаблюдайте, какие буквы соединяют два корня в сложных словах. Подчеркните эти буквы. После каких букв пишется о, а после каких е? Твёрдые или мягкие согласные звуки обозначают эти буквы?

      Сравниваем свой вывод с авторским В сложных словах есть соединительные буквы гласных, чаще всего это буквы о или е. Буква о пишется после букв твёрдых согласных, е – после букв мягких согласных. Водопад, камнепад. После букв ж и ш пишется е: пешеход. Буквы о и е в сложных словах – это орфограмма. Как вы думаете, почему соединительные буквы получили такое название?

      Применяем новые знания. Развиваем умения Как нужно действовать, чтобы правильно выбрать соединительную букву о или е в сложных словах. 1.Читаю (произношу) слово. 2. Убеждаюсь, что оно сложное: нахожу корни и устно подбираю к каждому однокоренные слова. 3.Если слово сложное, смотрю, на какой согласный звук оканчивается первый корень. Если на твёрдый – надо писать о, если на мягкий или шипящий – е. 4. Пишу слово. 5. Проверяю написание: выделяю корни, обозначаю орфограмму-букву. звездопад

      Применяем новые знания. Развиваем умения Пользуясь инструкцией, определите, какую букву надо писать на месте пропуска. Спишите. Обозначьте орфограмму. Вод _ лаз, мног_ летний, пут _ водитель, нос _ глотка, древн_ русский, мыш _ ловка.

      Итог урока О каких словах вы узнали сегодня? Что такое сложные слова? Незнайка: «Все непонятные слова называются сложными». Буратино: «Все длинные слова – это сложные слова». Афанасий: «Слова, в которых два корня, называются сложными словами».

      Номер материала: ДВ-322414

      ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

      Пройдя курс Вы получите:
      — Удостоверение о повышении квалификации;
      — Подробный план уроков (150 стр.);
      — Задачник для обучающихся (83 стр.);
      — Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
      — БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
      — Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

      Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

      Не нашли то что искали?

      Вам будут интересны эти курсы:

      Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

      Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

      Смотрите так же:  Державин ода водопад