Меню

Развитие речи как звучат слова у реки

Технологическая карта ОУД для класса предшкольной подготовки, развитие речи «Как звучат слова.У реки»

?йымдастырыл?ан оку ?рекетіні? технологиялы? картасы

Технологическая карта ОУД

Т?рбиеші/Воспитатель: С.В. Прохорчев

Тобы/Группа: КПП «В»

Білім беру саласы/Образовательная область: «Коммуникация»

Б?лімдері / Раздел: «Развитие речи»

Та?ырыбы / Тема: «Как звучат слова. У реки»

Подвести детей к тому, что слова обозначают предметы. Предметы могут быть одушевленными и отвечать на вопрос кто? И неодушевленными, которые отвечают на вопрос что? Словами можно обозначить признаки и действия предметов, признаки предметов отвечают на вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?, действия предметов — Что делает?

упражнять в постановке вопросов Кто это? Что это?

подбирать действия к предметам (игра «Дружные слова»);

составлять рассказ по сюжетной картинке, пользуясь простыми, распространенными и сложносочиненными предложениями;

развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие, воображение, мелкую моторику;

Билингвалды компонент/ Билингвальный компонент : кто? – кім?, что? – не?, река — ?зен , цветы — г?лдер, рыбы — балы?тар.

Іс ?рекет кезендері Этапы

Себентік ?рекетті ояту

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море .

Демонстрирует изображение, поясняет.

-Под картинкой полоска. Она обозначает слово «река».

— Что вы знаете о словах?

— Покажите столько кружочков, сколько слогов в слове «река».

Рассматривают, слушают вос-теля.

Что они звучат, состоят из слогов

-Кого вы видите на берегу реки и в реке? (Божья коровка, улитка, лягушата, бабочки, рыбки. )

-Почему вы назвали эти предметы? (Потому что они живые. А про живые предметы спрашивают: Кто?)

Что нарисовано на картинке? (Река, цветы, камыши. )

-Почему я спросил что ? (Потому что это неживые предметы.)

-Как вы узнали живые предметы? (Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать тепло и холод.) А неживые? (Они сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей, ни рта.)

Игра «Задай вопрос»

Воспитатель называет предметы с картинки, дети задают вопрос: Кто это ? или Что это?

Игра «Назови, какой»

Посмотрите и скажите, какого цвета лягушка? (Зеленая)

Какой формы одуванчик? (Круглый) Какая река? (Широкая, длинная)

-Вы называли слова-признаки предметов. Эти слова отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие ? Задав эти вопросы, мы говорим про цвет предмета, его форму, величину, материал, свойства, т.е. про признаки.

Игра «Что делает?»

-Что делает улитка? (Ползет)

-Что делает лягушка? (Прыгает)

-Что делает бабочка? (Летает)

-Вы называли слова: ползет, прыгает, летает. Это слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делает?

Обобщение: слова могут обозначать предметы и отвечать на вопросы: Кто? Что ? Признаки — Какой? Какая? Какое? Какие ? Действия — Что делает ? — Это еще один секрет слов.

Игра «Дружные слова»

а) выделение хлопками подходящих к предметам действий: утка — плавает, ходит, бегает, летает, танцует, клюет, поет, крякает, говорит, лает;

машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

б) выделение хлопками подходящих к действиям предметов: летает — утка, самолет, свинья, автобус, ракета, лебедь, медведь, вертолет;

поет — синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, корабль.

Составление рассказа по картинке «У реки» (по вопросам)

-Какой стоит день? (Стоит теплый солнечный день.)

-Расскажите, какая лягушка и что она делает? (На берегу сидит большая, зеленая лягушка).

-Расскажите, какие рыбки и что они делают? (Разноцветные рыбки плавают в реке.)

-Бабочка — какая она и что делает? (Яркая бабочка сидит на цветах.)

-Какая улитка и что она делает? (Медленно ползет коричневая улитка.)

-Что растет у берега реки? (У берега реки растут красивые цветы.)

-А теперь давайте соединим все предложения в рассказ:

Стоит теплый солнечный день.На берегу сидит большая, зеленая лягушка. Разноцветные рыбки плавают в реке. Яркая бабочка сидит на цветах.Медленно ползет коричневая улитка.У берега реки растут красивые цветы.

Выполнение упражнений по развитию моторики

Конспект открытого занятия «Река и речные обитатели»

ОКСАНА КАРАМАШЕВА
Конспект открытого занятия «Река и речные обитатели»

Тема: «Река и речные обитатели»

Цель: Создание условий для уточнения и систематизирования знаний детей о реке и речных обитателях.

— создать условия для закрепления знаний детей о реке «Таштып» и ее обитателях;

— создать условия для развития речи детей, умение подбирать к словам прилагательные и глаголы;

— продолжать учить детей отгадывать загадки;

— создать условия для развития логического мышления, воображения;

— создать условия для составления коллективной работы «обитатели реки»;

— воспитывать у детей любовь к родному краю и желание сохранить его красоту.

— Ребята, сегодня, я хотела бы вам предложить отправиться в увлекательное путешествие. Закройте глаза, прислушайтесь и узнаете, куда мы отправимся. (Звучит аудиозапись шум реки.)

— Что вы слышали? (Шум реки.) Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по реке нашего района. Кто знает, как называется река нашего района? (Таштып.)

— Правильно ребята, река «Таштып» находится в нашем, Таштыпском районе (1 слайд).

— Для этого путешествия нам не нужна лодка, нам даже не нужно выходить из детского сада. Мы совершим наше путешествие в своем воображении, вспомним все, что нам уже известно, возможно узнаем что-то новое. Ведь река – это красота, здоровье, дом для речных обитателей и многое другое.

– Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним правила:

1. Каждый день, всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

2. Если хочешь ответить — не шуми,

Только руку подними.

— Итак, отправляемся в наше путешествие.

Д/игра: «Найди речку «Таштып»» (2 слайд).

— Взгляните на эти фотографии. На них вы можете увидеть разные водоемы. Вам нужно найти картинку, на которой изображено именно наша река «Таштып». Почему вы остановили свой выбор именно на этой картинке?

Д/игра: «Какая река

— Скажите, какой бывает река весной? (3 слайд) Бурной, быстрой, холодной, глубокой, длинной, мутной.

— Какой бывает река в летний период? (4 слайд) Теплой, мелкой, ласковой, журчащей, прозрачной.

— А какой она бывает осенью? (5 слайд) Холодной, глубокой, мутной.

— А в зимнее время года? (6 слайд) Замерзшая, холодная, ледяная.

— Какие слова-действия можно подобрать к реке? Плыть, купаться, рыбачить, нырять, плескаться, резвиться….

— Какие живые и неживые объекты природы могут находиться в реке и рядом с ней? Рыбы, камни, песок, лодка, деревья, трава, водоросли, малявки….

Гимнастика для глаз «Отгадай загадку – отыщи отгадку».

— Попробуйте отгадать загадки. Только не говорите вслух отгадку. Найдите глазами картинку с отгадкой.

«Жить в реке совсем нескучно»,

Скажет вам она беззвучно.

Даже вежливо «спасибо»

Он всегда гулять идет

Только задом наперед.

С ним знаком любой рыбак,

Хоть не рыба он, а. (рак)

У воды она живет,

Громко песенки поет.

Рот ее — для мух ловушка,

А зовут ее. (лягушка)

Берегись, плотва, уклейка, —

В речке хитрая злодейка!

Эй, мальки, с дороги, ну-ка!

На охоту вышла. (щука)

Д/игра: «Сколько слогов в слове»

Рыба, рак, щука, лягушка, река, рыбак, налим.

Физминутка: Давайте с вами, на минутку, закроем глаза и представим, что мы рыбки и решили порезвиться в теплой воде. Рыбки поплыли по течению, легко и спокойно (звучит легкая и спокойная музыка). Вдруг начался сильный ветер, рыбкам нужно возвращаться домой, и пришлось им приложить немало усилий, ведь течение в реке стало бурным и быстрым (звучит скоротечная, быстрая музыка).

— Ребята, скажите, пожалуйста, какие рыбы водятся в нашей реке?

— Как вы думаете, почему рыбы не тонут, а легко и ловко плавают в воде? Ответы детей.

Предлагаю вам подойти к столу и провести небольшой эксперимент «Почему рыбы не тонут?»

Предлагаю опустить тяжелый предмет (камень в воду) и сказать, что с ним произошло.

— Он опустился на дно.

Затем опустить в емкость воздушный шарик и уточнить, что с ним произошло.

— Он остался на поверхности воды.

— Тело рыбы плотное, оно тянет вниз. Но внутри у рыбы есть «шарик» – плавательный пузырь, который наполнен воздухом и тянет наверх, на поверхность (7 слайд). Благодаря такому сочетанию, рыба плавает в толще воды.

Д/игра: «Рассели обитателей»

— Вы видите изображения разных водных обитателей. Вам нужно расселить их в соответствующие водоемы. Назовите этих обитателей? Что ты можешь рассказать об акуле; о крабе; о ките; об осьминоге. Какой водоем остался без обитателей? Что нам нужно сделать? Я хотела бы вам предложить выбрать себе любого речного обитателя, вырезать его и поселить его в речку.

— Чем мы с вами сегодня занимались?

— Что было интересным для вас?

— Что было сложным?

— Как нужно вести себя, когда вы будете отдыхать у речки?

— Что нужно, чтобы река не мелела, и чтобы всегда в нем водилась рыба?

— Что будет, если не будет реки?

Коллективная аппликация «Речные рыбы» Данная коллективная работа была выполнена в летний оздоровительный период на День рыбака. Зада и: Учить детей составлять из вырезанных.

Конспект занятия в старшей группе «Северные земли и их обитатели» Конспект занятия в старшей группе в разделе «Познавательно – исследовательская деятельность» по теме «Северные земли и их обитатели». Папиш.

Конспект НОД по ФЦКМ «Река Раздольная и её обитатели» Тема: «Река Раздольная и её обитатели» Интеграция: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,.

Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе Конспект открытого интегрированного занятия по теме «Обитатели морей и океанов» в старшей логопедической группе для детей с ОНР. «Морское.

Конспект открытого занятия по окружающей среде в старшей группе «Обитатели водоемов. Рыбы» Организованная образовательная деятельность в старшей группе по теме: «Обитатели водоемов. Рыбы» Цель: — закреплять знания детей о рыбах:.

Смотрите так же:  Реки западного округа

Конспект занятия по познавательному развитию «Природа и обитатели Кубани» Конспект по познавательному развитию. Тема: «Природа и обитатели Кубани» МБДОУ д/с №39 с. Соколовского, Гулькевичского района. Воспитатель:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Река и её обитатели» Задачи: • Продолжить знакомство детей с речными обитателями, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде; •.

Конспект занятия «Обитатели нашего края» Цель: Расширить представление детей о диких животных нашего края (заяц, ежик, белка, их внешнем виде, повадках, месте обитания. Развивать.

Развернутое комплексно-тематическое планирование «Морские, речные и аквариумные рыбы» Образовательные области Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей Взаимодействие.

Экологический десант «Речные просторы» Фотоотчет экологический десант «Речные просторы» воспитатели Власова Людмила Александровна и Грачева Светлана Борисовна. Большая работа.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «Путешествие по реке»

Яна Владимировна Котова
Конспект интегрированного занятия по развитию речи и окружающему миру «Путешествие по реке»

составили воспитатели ГБДОУ црр-д/с № 33 Красносельского района Санкт-Петербурга:

Интеграция образовательных областей: развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Цель: Уточнение и расширение представлений об окружающем мире по лексической теме «Осень»

Развивать и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»

— Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными

— образовывать относительные прилагательные

Развивать умение классифицировать предметы по определенным признакам

Развивать словестно-логическое мышление

— Учиться делать звукобуквенный анализ

Развивать представления о грамматическом строе предложения

— Учить создавать варианты знакомых сооружений по условию преобразования

— Расширять представления профессиях, связанных с наукой

Развивать умение действовать самостоятельно, группой и в паре

икт, сюжетно-ролевая игра «путешествие», карта-загадка

Способы организации детей: сидя в лодке, стоя, передвижение по периметру групп

Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, мебель в группе, картонные кружки (красный, синий, белый, красный карандаш, массажная дорожка, логические картинки, обручи, картонные съедобные и ядовитые грибы, карта, дорожные жилеты.

Словарная работа: прилагательными (опасная, бурная, коварная, грибное и т. д., существительными (ущелье, пристань, исследователи, археологи и т. д., глаголы (проследуйте, уточните, исследуйте и т. д.)

Предварительная работа: проигрывание сюжетной ролевой игры путешествие, ознакомление и умение пользоваться картой, конструирование из мебели, развитие умения действовать сообща, развивать знания о дифференциации звуков.

Воспитатель подзывает детей, предлагает им поиграть в игру «путешествие». Сюрпризным моментом является карта (Карста сложена и запечатана, на свернутой карте нарисована река). Воспитатель показывает ее детям.

— Дети, что нарисовано на карте?

— Какая бывает река?

Дети: (Узкая, широкая, быстрая, глубокая и т. д.)

— Как вы думаете, ребята, по реке можно путешествовать?

Дети: ответы детей

— Какие опасности могут подстерегать путешественников в пути?

Дети: (высказывают свои предположения) например:

— Лодка может перевернуться и люди утонут, особенно, те, кто не умеют плавать.

Воспитатель подзывает детей к интерактивной доске и предлагает по фотографиям на слайдах назвать прилагательные, описывающие реку, и какая опасность может поджидать путешественников в этом месте реки.

1. Фотография с бурлящей водой и камнями. Ответы детей: бурлящая, опасная, с быстрым течением, опасность перевернуться от волн, удариться и разбиться о камни.

2. Фотография река с туманом. Ответы детей: опасность: из-за тумана плохая видимость, можно столкнуться с другими лодками или налететь на камни.

3. Фотография с порогом на реке. Ответы детей: порог, в результате лодка может перевернуться. Воспитатель просит назвать слово порог во множественном числе.

4. Фотография с подводными камнями. Ответы детей: можно не увидеть, что-то под водой, столкнуться и образуется дырка. Воспитатель просит назвать как называется дырка у судна: брешь или пробоина.

5. Фотография реки с затопленными берегами. Ответы детей: размытые берега, болотистость, в которой можно увязнуть.

Воспитатель вскрывает карту и отворачивает первый сгиб на ней. На карте нарисована часть реки, пристань и приклеен конвертик-секретик. Воспитатель достает из конверта записочку и читает в слух.

— Задание №1. Постройте лодку и отправляйтесь в путешествие по реке.

Ребята, как вы думаете из чего можно построить лодку.

Дети: (Из конструктора, из бумаги, из деревянного строителя, из столов и стульев.)

Интересное предложение построить из столов и стульев. И каких частей состоит лодка.

Строиться лодка, нос которой смотрит на интерактивную доску. Во время строительства, обсуждается, где будет место для захода на лодку: пристань, причал и трап. Для трапа можно использовать массажную дорожку для стоп, которая скручивается при отплытии и раскручивается при посадки и высадке с лодки.

— Какую меру предосторожности мы должны выполнить, если мы с вами отправляемся в путешествие на лодке?

Дети: (Надеть спасательные жилеты)

Разве, тем, кто умеет плавать нужен спасательный жилет?

Дети: (Да, так как можно в воде удариться об камни, потерять сознание. Или сильное течение, может человека выбить из сил)

Воспитатель предлагает надеть жилеты детям (дорожные жилеты, имитирующие спасательные. И погрузиться на лодку.

— Ребята, а у нас какая будет лодка моторная или обычная с веслами.

Дети предлагают разные варианты ответов.

— Как вы думаете для природы лучше какой вариант лодки? И почему?

Дети: (Лодка с веслами. Так как мотор выделяет бензин, который загрязняет реку.

Воспитатель отворачивает следующий загиб у карты. На карте от пристани по реке идет красная пунктирная линия до картинки с грибной поляной)

— До какого места нам нужно доплыть?

Дети: (До леса, в котором растут грибы.)

— Как называется место в лесу, где растет много грибов?

— Тогда в путь! (Раздается плеск воды)

Дети сидя в лодке имитируют греблю. В это время, воспитатель прокручивает слайды с видами рек, останавливается на слайде, на котором изображена лесная поляна с грибами.

— Мы с вами долго были в пути. Мы устали и проголодались. Предлагаю, вам, подкрепиться.

Выдает каждому тарелочку в которой лежат кружки трех цветов (красный, синий и белый) и красный карандаш.

— Дети, а давайте как будто карандаш эта ложка. Всем приятного аппетита!

Дети имитируют процесс поедания пищи ложкой из тарелки.

— Что кричат люди друг другу в лесу, чтоб не потерять друг друга.

— Назовите первый звук в слове «АУ»?

— Какой это звук: гласный или согласный?

— Возьмите в тарелочке, тот кружок, который обозначает гласный звук и поднимите его в верх.

Дети должны поднять красный кружок.

— Какой второй звук в слове «АУ»?

— Это какой звук гласный или согласный?

— Кто из вас может написать слово «АУ» буквами? Напишите его на белом кружке.

Воспитатель выжидает некоторое время, а затем показывает образец и обращает внимание, правильное написание буквы «У». Синий кружок нужен для того, чтобы дети сделали правильный выбор из кружков при схематическом обозначении звуков.

Воспитатель вскрывает конвертик- секрет.

— Задание №2. Соберите в лесу грибы. Съедобные складывайте в желтый обруч, а не съедобные в красный.

Дети по трапу сходят с лодки. Ищут грибы и собирают (грибы разложены на поляне в лесочке).

Воспитатель с детьми проверяют правильность выполнения задания.

— Ребята, как называются грибы в желтом обруче?

— Как называются грибы в желтом обруче?

— Как еще можно назвать несъедобные грибы?

— Что же делать? Мы ведь трогали их руками.

— Надо вымыть руки в воде.

— Но в лесу водопровода нет. Где же мыть руки.

— В луже, ручье и реке.

Имитируют мытье рук в реке.

Воспитатель отворачивает следующий загиб у карты.

— До кого места теперь нам нужно доплыть?

— До горы с пещерой.

Имитируем греблю. (Звук плескания воды) На интерактивной доске сменяются фотографии с видами рек.

Остановились и причалили у пещеры.

Воспитатель вскрывает конвертик с секретом.

Задание №3. Станьте исследователями. И узнайте, что есть внутри пещеры.

— Кто такие исследователи?

— Люди которые изучают мир.

— Как вы думаете, что может быть внутри пещеры?

Дети: (высказывают свои предположения)

— Золото, клад, приведения и наскальные рисунки.

— А, как называется профессия людей, которые занимаются раскопками?

Если дети не знают, то воспитатель подсказывает:

— Археологами. (На экране появляется слайд с фотографией археологов в пещере, ведущих раскопки)

Опускаем трап и сходим на берег. Имитируем вход в пещеру, проползаем под низким сводом пещеры, движемся аккуратно из-за плохой видимости. Передвижение в сторону интерактивной доски, на которой фотография пещеры с наскальными рисунками. Рисунки на слайде расположены в хаотичном порядке. Воспитатель предлагает детям сфотографировать наскальные рисунки. Дети имитируют фотографирование. Отправляемся на лодку тем же способом. Совершаем посадку на лодку.

— Давайте, ребята, представим, что у нас фотоаппарат, который сразу может сделать фотографии.

— Разбейтесь на пары. (Каждой паре выдает комплект фотографий-картинок) Вам надо разложить фотографии по порядку, что было сначала, а что произошло после. Сделать логическую цепочку.

Дети совещаясь между собой выполняют задание.

— Давайте, друг друга проверим. (На интерактивной доске слайд с хаотично расположенными картинками)

Дети называют порядок по которому они выкладывают фотографии.

Воспитатель отворачивает, следующий загиб на карте.

— До какого места мы на этот раз должны доплыть?

— До гор, которые находятся рядом друг с другом.

— Как называется это место в горах? (Если дети не знают подсказывает воспитатель: «ущелье»). Ребята, когда мы поплывем, предлагаю вам смотреть внимательно на берег и называть, что вы там увидите необычного.

Имитируем греблю. (Звук воды) На интерактивной доске, в быстром темпе показываем фотографии леса, в котором прячутся животные. Дети перечисляют увиденное.

Снова причаливаем около ущелья. Воспитатель вскрывает последний конвертик-секретик. На интерактивной доске фотография ущелья.

— Задание №4. Отгадайте загадку:

Никто его не видывал.

А слышать всякий слышал.

Без языка кричит.

На всех языках говорит.

Смотрите так же:  Города и реки китая

— Предлагаю, вам, поиграть в игру «Эхо».

Повторяйте предложение с правильной интонацией. Повествовательное предложение – спокойный голосом. Восклицательное предложение – восхищенным голосом. И вопросительное предложение – вопросительным тоном.

(Предложение: У нас интересное путешествие.) Воспитатель произносит предложение, дети хором произносят предложение, стараясь произнести его с правильной интонацией.

Снова садимся в лодку.

— Мы устали грести. Теперь мы отправляемся домой. Во время путешествия нам приходилось грести против течения, за то теперь нас течение само понесет домой по реке.

Закройте глаза и вспоминайте, какие были приключения во время нашего путешествия.

Дети сидят в лодке с закрытыми глазами. (Звучит музыка со звуками леса).

Останавливается музыка. На интерактивной доске снова фотография с пристанью.

Ребята, если вам понравилось наше путешествие, то предлагаю вам самим нарисовать свою карту путешествия и продолжить игру.

Конспект беседы по развитию речи и окружающему миру в подготовительной группе детского сада «В лесу» Конспект-беседа НОД по развитию речи и окружающему миру в подготовительной группе детского сада «В лесу» Цели: • Пробудить интерес к лесу.

Конспект интегрированного квест-занятия по окружающему миру Конспект итогового интегрированного квест-занятия по окружающему миру старшая (подготовительная) группа. Ход занятия: (Входит Незнайка (воспитатель).

Конспект интегрированного НОД в средней группе по развитию речи и окружающему миру «Деревце» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру «Что такое доброта?» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество» (рисование). Виды детской деятельности:.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и информатике в подготовительной группе Цель: обучение детей способам работы на персональном компьютере при выполнении игровых заданий. Задачи: 1. Учить выделять лишний предмет.

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и развитию речи для детей 4–5 лет «В гости к насекомым» Тема: «В гости к насекомым» Задачи: 1. уточнить представления об отличительных особенностях внешнего вида насекомых, о способах питания,.

Конспект итогового занятия по окружающему миру Путешествие Красной шапочки Задачи: 1. Образовательные: — закреплять знания детей о деревьях, о птицах; — уточнять и закреплять знания детей о домашних и диких животных;.

Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие к истокам Москва-реки» Конспект занятия по окружающему миру «Путешествие к истокам Москва — реки» Подготовительная группа Подготовила воспитатель Акимова М. В.

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Космическое путешествие» Космическое путешествие. Цель: Развитие патриотизма. Социализация. Показать, что мечты людей сбываются (полет в космос). Задачи: 1. Воспитательная.

Конспект комплексного занятия по развитию речи и окружающему миру «Кошкин дом». Сказкотерапия Цель: Выявить и закрепить знания детей о пожаре, о мерах предосторожности при возгорании и о средствах пожаротушения. • Закрепить правила.

Как звучат слова,У реки

Предназначен для воспитателей и для учителей начальных классов.Данный урок учит детей развивать связную речь, составлять рассказ по картинке, упражнять в постановке вопросов Кто это? Что это?.Окажет методическую помощь в составлении конспекта уроков для воспитателей и для учителей.Также пригодится в правильном составлении хода урока

Просмотр содержимого документа
«Как звучат слова,У реки »

Развитие речи. Как звучат слова. У реки.

дать понять, что слова могут обозначать предметы и отвечать на вопросы Кто? Что?, признаки предметов — Какой? Какая? Какое? Какие?, действия предметов — Что делает?

уточнить знания об одушевленных и неодушевленных предметах;

упражнять в постановке вопросов Кто это? Что это?

составлять рассказ по сюжетной картинке, пользуясь простыми, распро­страненными и сложносочиненными предложениями;

развивать связную речь, слуховое и зрительное восприятие, воображение, тонкую моторику;

воспитывать самостоятельность, умение делать логические выводы.

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий в море.

Под картинкой полоска. Что она обозначает? (Слово «река»)

— Что вы узнали о словах? (Что они звучат, состоят из звуков.) Покажите это: нарисуйте — сколько кружочков, столько звуков в слове «река».

Сегодня мы с вами отправимся на реку и продолжим узнавать секреты слов.

1. Рассмотрите картинку в тетради. Кого вы видите на берегу реки и в реке? (Жука, улитку, лягушат, бабочку, рыбок. ) Почему вы назвали эти предметы? (Потому что они живые. А про живые предметы спрашивают: Кто?)

Что нарисовано на картинке? (Река, камни, кустарники, деревья, цветы, камыши. )

Почему я спросила что? (Потому что это неживые предметы.)

Как вы узнали живые предметы? (Они могут передвигаться, слышать, дышать, видеть, чувствовать тепло и холод.) А неживые? (Они сами не двига­ются, у них нет ни глаз, ни ушей, ни рта.)

Игра «Задай вопрос». Воспитатель называет предметы с картинки, дети задают вопрос: Кто это? или Что это?

Игра «Назови, какой». Посмотрите и скажите, какого цвета лягушка? (Зеленая)

Какой формы одуванчик? (Круглый) Какая река? (Широкая, длинная) Какое дерево? (Высокое) Вы называли слова-признаки предметов. Эти слова отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? Задав эти вопросы, мы говорим про цвет предмета, его форму, величину, материал, свойства, т.е. про признаки.

Что делает улитка? (Ползет)

Что делает лягушка? (Прыгает)

Что делает бабочка? (Летает)

Вы называли слова: ползет, прыгает, летает.

Это слова-действия. Они отвечают на вопрос: Что делает?

Обобщение: слова могут обозначать предметы и отвечать на вопросы: Кто? Что? Признаки — Какой? Какая? Какое? Какие? Действия — Что дела­ет? — Это еще один секрет слов.

Игра «Дружные слова».

машина — едет, стоит, спит, гудит, тормозит, кричит, поет;

поет — синица, человек, корова, петух, артист, соловей, ветер, заяц, ко­рабль.

III. Составление рассказа по картинке «У реки» (по вопросам).

Какой стоял день?

Расскажите, какая лягушка и что она делает? (На берегу сидит большая, зеленая лягушка, на рисунке — рыбки, бабочка, стрекоза.)

Что растет по берегам реки?

Работа в тетради.

Выполнение упражнений по развитию моторики.

— Вспомните, какие «секреты» слов мы узнали сегодня и на прошлом за­нятии.

Слова звучат, т.е. они состоят из звуков. Слова могут быть длинными и короткими. В слове есть начало, середина, конец.

Звуки в словах идут один за другим, в определенном порядке. Слова могут обозначать предметы и отвечать на вопросы: Кто? Что? Слова могут обозначать признаки предметов (Какой? Какая? Какое? Какие?); действия предметов (Что делает?).

Работа с текстом по развитию речи в 7-м классе. Урок-мастерская. Сочетание разных типов речи в одном тексте. Повествование. Описание

Все видеть, все понять, все знать, все пережить…..

М. Волошин
“Сквозь сеть алмазную зазеленел восток”.

Цели урока:

  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе осмысленной работы с текстом: владение полученной информацией, определение стиля и типа речи, умение последовательно передавать прочитанное, умение составлять план текста;
  • творческая работа учащихся;
  • умение работать в коллективе;
  • развитие наблюдательности;
  • через восприятие текста воспитывать умение понимать (чувствовать) внутренний мир (душевное состояние) героя.

Оборудование: тетради, черновые листы, ручки, карандаши, тексты (по количеству учащихся) с отрывком из главы “Зима в Уфе” повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”. Фотографии из различных журналов и настольных календарей, иллюстрации картин: Б .Щербаков “Приход весны”, “Разлив реки Сороть”, И. Левитан “Март”, “Весна. Большая вода”, А.К. Саврасов “Весенний день”, “Грачи прилетели”, “Ранняя весна. Дали” 1870- е г., “Ранняя весна”1880- е г., “Начало весны”. А. Уткин иллюстрации к книге “Весна”. Стихи русских поэтов, К. Соколов иллюстрации к очеркам М. Пришвина “В краю непуганых птиц”, иллюстрации В. Костицына к книге И.З. Сурикова “Стихотворения”; фонограмма с записью музыки П.И. Чайковского “Времена года” (“Весна”). “Словарь русского языка” С.И Ожегова.

ХОД И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

(Эпиграф и тема урока пишутся на доске)

Читаю отрывок из стихотворения И.З. Сурикова “Весна”

Над землёю воздух душит
День от дня теплее;
Стали утром зорьки ярче,
На небе светлее.

Всходит солнце над землею
С каждым днем все выше,
И весь день, кружась, воркуют
Голуби на крыше.

Вот и верба нарядилась
В белые сережки,
У хат играют дети, —
Веселятся, крошки!

Рады солнечному свету,
Рады дети воле,
И теперь их в душной хате
Не удержишь боле.

Вот и лед на речке треснул,
Речка зашумела
И с себя зимы оковы
Сбрасывает смело;

Берега крутые роет,
Разлилась широко…
Плеск и шум воды бурливой
Слышен издалека.

— О каком времени года идет речь в стихотворении?

Ответ: о весне…(объясняют почему)

Запишите на черновых листах:

— Каковы ваши представления об этом времени года?

(Ученики записывают, затем зачитывают свои записи)

Эмих Юлия: “День ото дня все теплее, журчат ручьи, солнце выше, воздух чист и свеж, все оживает, появляются проталины, зеленеют деревья, теплый ветер, дождь”.

Тупяков Дима: “Солнечные дни, тающий снег, проталинки, ручьи, реки освобождаются от льда, пение птиц, свежесть, набухание почек на деревьях, оживление на улицах”.

Гоглоев Шота: “Светло, тепло, шумно, зелено, ледоход, много воды, солнце припекает, отличное настроение”.

Абадзе Малика: “Тепло, солнце припекает, тает снег, бегут ручьи, по реке плывут льдины, зеленеют деревья, появляется травка, пение птиц” и т.д.

— Многие русские поэты воспевали приход весны в своих стихах. Алексей Николаевич Плещеев о весне писал так:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

— А какие стихи о весне знаете вы?

(Проверка домашнего задания. Учащиеся читают стихи или строчки из стихотворений).

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Гонимый вешними лучами
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга

Скоро проснуться деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.

Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз неторопливо ждет.
Все весны дыханием согрето.
Все кругом и любит и поет.

Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…

Смотрите так же:  Река ганга священная

(Далее звучат стихи В. Жуковского “Жаворонок”, И. Никитина “Полно, степь моя, спать”, стихи А. Фета, И. Бунина, А. Блока, С. Есенина, Н. Некрасова).

Читаю четверостишие из стихотворения Е. Баратынского.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

— О чем прочитанное мною стихотворение?

Ответ: о ледоходе; о бушующей весной реке.

— Как в народе называют период, когда лед на реке начинает трескаться и приходит в движение?

Ответ: река вскрывается; река трогается; ледоход.

— Я вижу, что вы очень наблюдательны. Как вы уже подтвердили стихам, прочитанным вами, все в природе весной оживает, меняется и настроение человека.

Что с нею, что с моей душой?
С ручьем она ручей
И с птичкой птичка!
С ним журчит,
Летает в небе с ней.

— Напишите, какими бы словами вы хотели передать свои чувства, которые испытываете весной.

“Восторг, радость, бодрость, легкость, счастье, желание весь день быть на улице”. Татаринцев Саша.

“Радость, хорошее настроение, Хочется петь, летать, танцевать”. Явнова Яна.

“Нежность, ласку, одухотворенность, прилив сил”. Соловьева Ира.

— Запишите в черновики “река вскрылась”, составьте из данного сочетания слов новые слова.

(Работа в группах)

Ответы: Ласка, слава, леска, сера, весна, века, карась, канва, рак, рвал, рыл, крыса, лак, ларь, сыр, высь, рысь, сел, рвалась, Влас, Валера, Лера и т. д.

— Вы, конечно, догадались, что сегодня мы будем работать с текстом, в котором говорится о том, что происходит весной с рекой.

I. Знакомство с текстом.

(говорю: из какого произведения взят текст, что мальчика зовут Сережа; читаю текст, а учащиеся слушают).

Текст

С крыльца нашего была видна река Белая, и я с нетерпением ожидал, когда она вскроется. На все мои вопросы отцу и Евсеичу: “Когда же мы поедем в Сергеевку?” — обыкновенно отвечали: “А вот как река пойдет”.

И наконец, пришел этот желанный день и час! Торопливо заглянул Евсеич в мою детскую и тревожно – радостным голосом сказал: “Белая тронулась!” Мать позволила, и в одну минуту, тепло одетый, я уже стоял на крыльце и жадно следил глазами, как шла между неподвижных берегов огромная полоса синего, темного, а иногда и желтого льда….

Вдруг две собаки показались на льду; но их суетливые прыжки возбудили не жалость, а смех в окружающих меня людях, ибо все были уверены, что собаки не утонут, а прыгнут или переплывут на берег. Я охотно этому верил и сам смеялся вместе с другими Собаки не замедлили оправдывать общее ожидание и скоро перебрались на берег. Лед все еще шел крепкою, сплошною, неразрывною, бесконечною глыбою. Евсеич, опасаясь сильного и холодного ветра, сказал мне: “Пойдем, соколик, в горницу; река еще не скоро взломается, а ты прозябнешь. Лучше я тебе скажу, когда лед начнет трескаться”. Я очень неохотно послушался, но зато мать была очень довольна и похвалила Евсеича и меня.

В самом деле, не ближе как через час Евсеич пришел сказать мне, что лед на реке ломается. Мать опять отпустила меня на короткое время, и, одевшись еще теплее, я вышел и увидел новую, тоже не виданную картину: лед трескался, ломался на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, а если встречала сильный упор, то поднималась одним краем вверх, иногда долго плыла в таком положении, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с треском погружались в воду. Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей…

С.Т. Аксаков “Детские годы Багрова — внука”

II. Задание.

1. Прочитать текст самостоятельно.

2. О чем этот текст?

Ответы: Этот текст о ледоходе на реке Белой. В тексте говорится о том, как Сережа наблюдал картину вскрытия реки, какое впечатление произвело на него это событие.

3. Определить стиль и тип текста.

(работа в группах).

Ответы: Текст художественного стиля, так как взят из повести С.Т. Аксакова “Детские годы Багрова – внука”.

В тексте дана словесная картина вскрытия реки Белой.

В тексте автором использованы изобразительно – выразительные средства языка и различные стилистические фигуры:

эпитеты: “шла полоса синего, темного льда”, “они набегали одна на другую”, “Белая тронулась”, “река вскрылась”;
сравнение: “шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон”;
оксюморон: “глухой шум”, “величественным и страшным зрелищем”, “тревожно – радостным голосом”;
градация: от слов “лед трескался, ломался на отдельные глыбы….” до “разрушались на мелкие куски”.

По типу речи – это повествование с элементами описания, так как говорится о важном событии в жизни (героя) Сережи.

В построении этого текста различаются части, связанные с развитием события: завязка, кульминация, развязка.

В тексте дано подробное описание вскрытия реки, до движения по ней льда.

4. Как можно озаглавить текст?

(Записывают различные варианты).

“Начало ледохода на Белой”, “Ледоход”, “Река вскрылась”, “Вскрытие реки Белой”, “Необычное зрелище”, “Белая тронулась”.

5. Найдите в “Словаре русского языка” С.И. Ожегова толкование слов: вскрыться, ледоход. (Работа в группах).

1. Прорваться наружу, лопнуть.
2. Очиститься весной ото льда (о реках).
3. перен. Стать явным, обнаружиться.

Ледоход – Движение льда по течению (во время таяния или в начале замерзания рек).

С.И. Ожегов “Словарь русского языка”
М. “Русский язык”1988 г. С.86,258.

— Как же сказать о реке, что с ней происходит весной? (По тексту).

Ответ: Река вскрывается и начинается ледоход.

6. Найдите в тексте слова, которые на ваш взгляд, так же требуют объяснения в правильном написании, выпишите их.

Река Белая, Евсеич, желанный, суетливый, всплескивалась, явственно, путешественницы, тревожно радостным голосом, на крыльце, горница, полюбовавшись, не виданную мною картину, жёлтого, отдаленный.

(объяснение орфограмм и лексического значения подчеркнутых слов)

7. Прочитайте еще раз текст, составьте план. (В тетрадь).

План I

1. Мой вопрос отцу.
2. “Белая тронулась!”
3. Неожиданные пассажиры.
4. Ледоход.

План II

1. Нетерпеливое ожидание.
2. Желанный день и час.
3. Собаки на льду.
4. Река вскрылась.
(возможны различные варианты).

III. Беседа по содержанию текста.

— Что с нетерпением ожидал мальчик?

Ответ: когда река вскроется, и он поедет с отцом в Сергеевку.

— Какое радостное известие получил мальчик от Евсеича?

Ответ: Белая тронулась, и ему первый раз в жизни разрешили посмотреть это зрелище.

— Какую неожиданную картину увидел мальчик на льду?

Две собаки прыгали с льдины на льдину. Вскоре их путешествие закончилось благополучно, они перебрались на берег.

IV. Подробно передайте устно, а затем письменно (записать в тетрадь) картину ледохода.

“Белая тронулась. Между неподвижных берегов шла огромная полоса синего, темного, а иногда желтого льда. Лед шел крепкою, сплошною, бесконечною глыбою; затем он стал трескаться, ломаться на отдельные глыбы; вода всплескивалась между ними; они набегали одна на другую, большая и крепкая затопляла слабейшую, иногда обе глыбы разрушались на мелкие куски и с трескам погружались в воду.

Глухой шум, похожий по временам на скрип или отдаленный стон, явственно долетал до наших ушей”.

— Какое впечатление произвело увиденное на мальчика?

Он любовался несколько времени этим величественным и страшным зрелищем.

V. Прошу рассмотреть иллюстрации (картинки).

Приложение 1. [часть иллюстраций, предложенных в “оборудовании урока”]

— Соответствуют ли эти иллюстрации описанному в тексте времени года?

— Какие строчки стихотворений русских поэтов вам припомнились, глядя на эти иллюстрации?

Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно;
Грачей пролетные стада
Кричат и весело и важно

С горы бежит поток проворный,
В лесу не мокнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторят весело громам.

Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий.
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…

Смотри, как на речном просторе,
По склону вновь оживших вод,
Во всеобъемлющее море
За льдиной льдина вслед плывет.

В лес весна нагрянула в апреле,
Шумная – от птичьей кутерьмы.
И стоят в весенних платьях ели,
Будто бы и не было зимы.
И ручьи, ожив от ветров вешних,
Песни разнесли по всем концам.
Воробьи покинули скворешни,
Чтобы сдать их на лето скворцам.

Вывод. Прошу учащихся вновь вернуться к тексту и дать письменный ответ на вопрос:

— Как вы думаете, что чувствовал герой нашего рассказа, наблюдая картину ледохода?

(Ученики дают письменный ответ под фонограмму музыки П.И. Чайковского “Времена года”).

Творческие работы учащихся:

“Мальчик оделся и выскочил на крыльцо, с которого была видна река Белая. Наконец – то пришел этот желанный день и час. Белая тронулась. Сережа первый раз увидел это величественное и страшное зрелище. Он жадно следил глазами за тем, как проносился лед, как трескались и крошились льдины. Тревога и радость смешались в его душе. Да разве такое забудешь! ”

“Наблюдая картину вскрытия реки, каким бы страшным и величественным оно ни казалось, Сережа чувствовал радость, и какое – то нетерпение, он так долго ждал этого момента. Счастье увиденного ледохода и того, что он скоро поедет в Сергеевку, переполняло его”.

“Сережа почувствовал, что наступила весна. На улице было холодно, а на душе тепло. Радость и восторг переполняли мальчика. Ему было очень интересно наблюдать за рекой: как трескался и ломался лед, как льдины громоздились одна на другую, с каким страшным шумом проносились они по реке.
Чувство тревоги уходило, на душе становилось спокойно.Скоро в Сергеевку!”.

Написать сочинение – миниатюру (по выбору учащихся).

“Ледоход на нашей реке”, “Мне в окно постучалась весна”.