Жетон ангел петропавловский собор

Петропавловская крепость

Kirill Klementiev / Shutterstock.com

Петербург начался здесь и начался стремительно: весной 1703 года в ходе Северной войны Петр I отбил у шведов топкие, но стратегически важные приневские земли, и уже 27 мая на крохотном Заячьем острове в устье Невы заложили фортецию. Крепость бастионного типа в форме шестиконечной звезды ускоренными темпами, буквально за одно лето, соорудили из дерева и земли, а потом без спешки перестроили в камне, дополнительно укрепив по бокам равелинами и рвами (рвы засыпаны в XIX веке, остались только частоколы-ботардо у воды). В сражениях Петропавловка никогда не участвовала, но педантично содержалась в полной боеготовности. Хотя враг в виду имелся скорее внутренний: уже при Петре крепость начали использовать как политическую тюрьму. Сейчас территорию делят Музей истории Петербурга и Монетный двор, чеканящий тут памятные медали и жетоны метро.

В крепость ведут два моста; главный вход — со стороны станции метро «Горьковская» через Иоанновский равелин. Парадные Петровские ворота (1718) почти полностью сохранили свой изначальный облик, созданный первым архитектором города Доменико Трезини. Общий смысл ворот в том, что Петр I молодец. Особенно красноречиво об этом говорит барельеф про Симона-волхва, низвергаемого апостолом Петром: в смехотворной фигуре летящего вверх тормашками мага следует видеть побежденного шведского короля Карла XII.

На главной аллее, ведущей от ворот к собору, в 1991 году поставили спорный памятник Петру I работы Михаила Шемякина: голова дана в натуральную величину, а тело увеличено в полтора раза (скульптор поясняет, что в смысле пропорций ориентировался на русские иконы). Петербуржцы сначала очень возмущались. Потом смирились.

Билеты в собор и другие музеи крепости продают на Соборной площади в Ботном доме, где кроме кассы и сувениров есть точная копия ботика Петра I — нарядного суденышка XVII века, на котором юный царь постигал морскую науку, еще будучи москвичом. Оригинал хранится в Военно-морском музее.

Петропавловский собор (1712–1732) — прорыв в отечественной архитектуре. Перед Трезини стояла задача ни много ни мало создать новый тип русского храма — чтобы и по-западному было, и в то же время по-православному. С задачей он справился превосходно: что-то взял у северян, что-то у итальянцев, немного добавил от себя — вот и готов канон на годы вперед. Увенчанный ангелом шпиль собора стал высотной доминантой исторического центра Петербурга (122,5 м). На колокольне есть карильон, на котором время от времени играют студенты первой в России карильонной школы Йо Хаазена и сам профессор, а также часы-куранты, после недавней реставрации вновь как ни в чем не бывало исполняющие «Коль славен наш Господь в Сионе» и «Боже, царя храни».

Внутри собор похож на дворцовую залу: огромные окна, хрустальные люстры, картины, скульптуры, расписанные под мрамор пилоны. При этом церковные правила не нарушены: золоченый иконостас, как положено, отделяет алтарь от всего остального; разве что царские врата дают увидеть больше, чем принято. Христос на одной из икон одет как московский царь (это намек). Кафедра проповедника в центральном нефе — петровская затея: раньше проповедей в русских церквях не читали.

Династической усыпальницей Романовых этот собор назначил тоже Петр I. Здесь похоронены все российские императоры за исключением двух эпизодических — Петра II и Иоанна VI. Екатерина II лежит рядом с ненавистным супругом Петром III, которого свергла с престола, — так ей отомстил за обиды нелюбимый сын Павел. Надгробия из белого каррарского мрамора, одинаковые для всех, здесь появились при Александре II. Сам же Царь-освободитель и его жена Мария выделяются из общего ряда: Александр III не сдержался и заказал родителям помпезные монолитные памятники из зеленой яшмы и розового орлеца.

В приделе Святой Екатерины в 1998 году погребены найденные под Екатеринбургом останки Николая II, его жены Александры и трех из пяти детей, а также слуг, которых убили вместе с царской семьей. Император, понятное дело, рассчитывал на совсем другие похороны — и даже начал заботиться о них заранее: в конце XIX века, когда Романовы перестали умещаться в основном объеме храма, он распорядился построить для многочисленной родни Великокняжескую усыпальницу. Интерьер ее погиб в советские годы, но пространство красивое. В галерее, ведущей в усыпальницу, стоит взглянуть на дореволюционные фотографии собора: он весь был заставлен пальмами и завешан мемориальными венками — ничего похожего на нынешнюю музейную стерильность.

В глубине Петропавловской крепости спрятана тюрьма Трубецкого бастиона, построенная в начале 1870-х годов (предыдущее здание, где сидели декабристы, Достоевский и Чернышевский, не сохранилось). Тюрьма — тоже музей: здесь показывают одиночки народовольцев, Горького и Троцкого и рассказывают, как невыносимы бывают тишина и бездеятельность.

Мимо Нарышкина бастиона, с которого ровно в полдень стреляет пушка, можно прийти к красивым Невским воротам, возведенным по проекту Николая Львова в 1780-х, вскоре после того, как Екатерина II приказала облицевать крепость со стороны Невы гранитом — очевидно, заботясь о виде из окон Зимнего дворца. За воротами лежит пристань, с которой комендант Петропавловки по весне отправлялся торжественно открывать навигацию: он должен был первым переплыть на лодке реку и подать императору или императрице чашу с невской водой.

Если двинуться от Невских ворот направо вдоль берега, то попадешь на крепостной пляж. Он известен морозоустойчивой публикой, чуть ли не круглый год загорающей у стен строго в вертикальном положении. Но погулять здесь приятно и в одежде.

Крепость, не знавшая сражений

С тарейший архитектурный памятник Санкт-Петербурга. 27 мая 1703 года — день основания Петропавловской крепости считается и днем основания города. Санкт-Питербурх заложил Петр I на земле, отвоеванной у шведов. План цитадели разрабатывал сам император вместе с французским инженером Ламбером де Гереном. Вспомним интересные факты из истории Петропавловской крепости вместе с Натальей Летниковой.

Крепость в форме острова. Очертания — вопрос военной стратегии. Закладывая фортецию, Петр использовал каждый метр Заячьего острова — чтобы угрожавшим России шведам было негде высадиться. Петропавловская — первая крепость в России бастионного типа. Построена без крепостных башен для кругового обстрела вражеских кораблей.

Петропавловский собор — усыпальница русских императоров. Строился одновременно с крепостью, сначала в дереве, а с 1712 года — в камне. С переносом столицы из Москвы в Петербург возник и новый обычай — хоронить коронованных особ не в Архангельском соборе Московского Кремля, а в Петропавловском Петербурга. К концу ХIХ века в соборе было 46 захоронений и потребовалась строительство Великокняжеской усыпальницы.

Самое высокое историческое здание. 122 метра колокольни Петропавловского собора уже не самая высокая точка Санкт-Петербурга, но по-прежнему историческая доминанта. В ХVIII столетии из-за удара молнии шпиль накренился и архитектурный памятник не был поврежден благодаря отцу «промышленного альпинизма» в России Петру Телушкину. Ярославский мастер шесть недель поднимался на вершину по веревочной лестнице без лесов и ремонтировал и сам шпиль, и парящего ангела.

Четвертый ангел Петропавловской крепости. Появилась позолоченная фигура на вершине шпиля под крестом в 1724 году благодаря архитектору каменного собора Доменико Трезини. Первый ангел спустя 30 лет «погиб» вместе с деревянным шпилем от удара молнии, крылья второго оторвал ветер небывалой силы. Третий ангел 1778 года вращался у основания креста, словно флюгер, а нынешний трехметровый парящий ангел увенчал шпиль после реконструкции ХIХ века.

Мирная история военной цитадели. Петропавловская крепость не участвовала ни в одном сражении, хотя гарнизон веками пребывал в полной боевой готовности и создавался для защиты земель, завоеванных в Северной войне. Изначально деревянные, а впоследствии каменные стены высотой 12 и шириной 20 метров были под защитой 60 орудий на каждом бастионе. Но стреляли пушки Петропавловской крепости лишь в мирных целях.

О чем говорят пушки? Первый пушечный выстрел прозвучал в цитадели почти сразу после постройки — в момент поднятия флага. Стреляла пушка, оповещая горожан о начале и окончании рабочего дня. А с 1865 года возвещает о наступлении полудня. В ХХ веке традиция на время прерывалась, а в ХХI получила развитие: присутствие при залпе почетных гостей. В их числе бывали создатель легендарного автомата Михаил Калашников, принц Чарльз, оперная дива Елена Образцова.

Колокола и звуки карильона. 51 колокол на четыре октавы. Самый тяжелый — весом более 3 тонн. Новый карильон Петропавловской крепости — и музыкальный инструмент, и некогда международный проект. Первый карильон появился в России благодаря Петру I, но не устоял в огне пожара 1756 года. Директор бельгийской Школы карильона Йо Хаазен нашел более 300 меценатов, благодаря которым Петербург получил к 300-летию новый карильон общим весом в 15 тонн.

«Русская Бастилия». Крепостные стены не раз становились казематом для политических заключенных. В разные годы в Петропавловке находились декабристы, народовольцы, литераторы: братья Бестужевы, Николай Чернышевский, Федор Достоевский, Александр Радищев. Один из первых узников — сын основателя крепости царевич Алексей. А самая загадочная история крепости-каземата, пожалуй, связана с заточением княжны Таракановой.

«Тайны ночной крепости». Начиная с 1924 года крепость стала музеем и даже едва не была разрушена год спустя по решению Ленсовета ради строительства стадиона. Сегодня цитадель — часть Музея истории Санкт-Петербурга с уникальными экспонатами Музея космонавтики, артиллерии и инженерных войск . На экскурсии в сердце Северной столицы можно побывать даже ночью.

Петропавловская крепость на экране. Режиссерская фраза «Камера! Мотор!» нередко звучит в Петропавловской крепости. Архитектурный ансамбль Заячьего острова уже появлялся в картинах «О бедном гусаре замолвите слово», «Остров сокровищ», «Нос», «Звезда пленительного счастья», «Михайло Ломоносов» и в фильме-путеводителе «Невероятные приключения итальянцев в России». Как один из главных символов Санкт-Петербурга.

Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857–1858 гг Текст научной статьи по специальности « История. Исторические науки»

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Андреева Елена Александровна

Статья посвящена созданию в 1857 г. новой металлической конструкции шпиля колокольни Петропавловского собора , выполненной по проекту Д.И. Журавского. Выявленные архивные документы позволяют проследить историю изготовления и установки шпиля мастеровыми Воткинского железоделательного завода.

Похожие темы научных работ по истории и историческим наукам , автор научной работы — Андреева Елена Александровна,

CREATION OF THE SPIRE OF THE PETER AND PAUL FORTRESS IN VOTKINSK-KAMA PLANT IN 1857–18581

The article is devoted to the creation of a new metal construction – spire of the Peter and Paul Fortress by the project of D. Zhuravsky in 1857. Archival documents let trace the history of its creation and set-up by a workman of Votkinsk metal-producing plant.

Текст научной работы на тему «Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857–1858 гг»

Создание шпиля Петропавловского собора на Воткинско-Камском заводе в 1857-1858 гг

Статья посвящена созданию в 1857 г. новой металлической конструкции шпиля колокольни Петропавловского собора, выполненной по проекту Д.И. Журавского. Выявленные архивные документы позволяют проследить историю изготовления и установки шпиля мастеровыми Воткинского железоделательного завода. Ключевые слова: шпиль Петропавловского собора 1857 г., Воткинский завод, колокольня Петропавловского собора, мастеровые.

Санкт-Петербург неотделим от Петропавловской крепости, от стройной колокольни собора и взметнувшегося ввысь золоченого шпиля. Ее лаконичный силуэт стал символом северной столицы России. Ярко и точно об этом писал известный историк русского искусства И.Э. Грабарь: «Петропавловская колокольня для Петербурга то же, что башня

Св. Марка для Венеции, что собор для Страсбурга или Иван Великий для Москвы, отнимите их, и “лицо” города сразу изменится» [2, с. 64].

Своеобразие и историческая значимость этого выдающегося архитектурного памятника неоднократно привлекали внимание исследователей. Однако история его создания столь многогранна, что и сегодня для нас остается много неизвестного. Например, не каждый знает, что существующий ныне шпиль возведен в 1858 г. из металла по проекту инженера Дмитрия Ивановича Журавского (1821-1891) вместо прежнего деревянного. Его сложную конструкцию изготовили, смонтировали и установили мастеровые Воткинского железоделательного завода.

История строительства Петропавловского собора, охватывающая более двух с половиной веков, связана с именами многих известных архитекторов. Автором проекта был Доменико Трезини. Закладка каменного собора состоялась в июне 1712 г. на месте стоявшей здесь с 1703 г. деревянной церкви. Строительные работы начались с возведения многоярусной колокольни, увенчанной деревянным шпилем, обитым медными позолоченными листами. Шпиль завершался флюгером в виде фигуры летящего ангела и крестом. Сама идея возведения высокой колокольни принадлежала Петру Великому. Устремленный в небо шпиль император считал символом утверждения России на невских берегах. Видимый издалека, он служил также ориентиром при подъезде к Петербургу, а колокольня стала важнейшей архитектурной доминантой города.

Смотрите так же:  Где находятся кельнский собор

Постройка и отделка собора затянулась до 1733 г. На фоне невысоких строений тогдашнего Петербурга храм в крепости смотрелся архитектурным чудом, хотя размеры здания были сравнительно небольшие: длина -61 м, ширина — 27,3 м, высота до карниза около 15 м. Остроконечный шпиль на каменной квадратной колокольне (10х10) поднимался на высоту более 100 м [9, с. 106].

Однако очень скоро выявились конструктивные недостатки шпиля -его деревянный остов постоянно нуждался в профилактике и ремонте. Особенно сильный урон ему наносила стихия. Поскольку Петропавловская колокольня была наивысшей точкой в Петербурге, то от ударов молнии часто возникали пожары. Одним из них в 1756 г. были сожжены шпиль и привезенные из Голландии часы с курантами. Осенью 1777 г. сильный ветер сломал всю скульптурную композицию, венчающую шпиль. По рисунку выдающегося зодчего А. Ринальди была изготовлена новая.

Необходимость в ремонте Петропавловского шпиля возникала неоднократно. Так, в 1830 г. крест с ангелом накренился. Исправить повреждения без сооружения лесов вызвался кровельщик-крестьянин Ярославской

губернии Петр Телушкин. При помощи только одной веревки он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер.

В 60-е гг. XIX в. начались грандиозные работы по обновлению шпиля. В связи с этим профессору строительного искусства Николаевской инженерной академии Г.Е. Паукеру поручили сооружение металлических лесов для «осмотра поврежденной деревянной постройки колокольни». В мае 1856 г. шпиль осмотрели ведущие зодчие того времени: К.А. Тон, Р.А. Желязевич, А.П. Брюллов, А.И. Штакеншнейдер. Авторитетная комиссия пришла к выводу, что «конструкция шпиля сделана из дерева превосходного качества, но пришла в ветхость, имеются значительные повреждения, подгнили стойки-балки основания. Ко всему прочему сама система устройства оного (шпиля. — Е.А.) была далеко не совершенна» [10]. Было решено перестроить шпиль таким образом, чтобы в случае ремонта не понадобилось сооружение дорогих и трудоемких железных лесов или вынужденное повторение подвига Телушкина. Всем этим требованиям могла соответствовать только металлическая конструкция, что и предложила комиссия.

В России металл как строительный материал начал применяться лишь с начала XIX в. в основном при строительстве наиболее значительных столичных сооружений: стропила Александринского театра, фермы над залами Зимнего дворца, восстановленного после пожара 1837 г., конструкции куполов Казанского и Исаакиевского соборов. Создание металлических стропил для шпиля стало новшеством не только для России, но и для мировой строительной практики.

Предложение об изготовлении новой конструкции шпиля одобрил император Александр II, он же поручил создание проекта Константину Андреевичу Тону — автору многих известных сооружений, в том числе храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, вокзалов Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве.

Зодчий предложил два варианта решения задачи. Первый предусматривал увеличение каменной кладки колокольни почти на 17 м и создания на ее основе металлической конструкции из котельного железа. Второй — возведение шпиля почти целиком из кирпича, а сверху обшивка его «листами, вызолоченными через огонь по его способу, придуманному при покрытии куполов сооружаемого в Москве Храма Христа Спасителя» [8, д. 36, л. 129]. Однако первый вариант был оспорен инженерами-путейцами: увеличение веса колокольни могло привести к ее осадке и разрушению [12, с. 199]. Подвергся критике и второй вариант, т.к. возведение шпиля целиком из кирпича нарушило бы облик собора.

После был объявлен конкурс, и победил проект, предложенный талантливым инженером Департамента Путей сообщения Д.И. Журавским, который известен как основоположник теории расчета в машиностроении и один из создателей теории расчета балок на изгиб. Он участвовал в проектировании железных дорог между Петербургом и Москвой, конструировал мосты через Волгу, Оку, Волхов, Западную Двину. Журавский разработал семь вариантов конструкции при минимальной надстройке колокольни камнем. Шесть — в виде решетчатых усеченных восьмигранных пирамид и одну — в виде пустотелого сплошного конуса с горизонтальными ребрами, Выбран был один из решетчатых вариантов каркаса, выполненных из прокатных профилей таврового и лекального железа.

Несущий каркас шпиля состоит из восьми ребер, соединенных между собой. Железная конструкция, разбитая на ярусы, содержит 39 уменьшающихся в диаметре восьмиугольных колец. Основанием каркаса служит опорное массивное стальное кольцо, сваренное кузнечным способом. Оригинальная конструкция красноречиво характеризовала развитие русской строительной техники XIX в. Журавский писал: «Относительно стропил шпиля можно сказать, что система шпиля, составленная напо-добия железных маяков, сколько можно судить по обнародованными по настоящее время сочинениям, до сих пор не вычислена. Аналогичное исследование дало возможность уменьшить вес железа в стропилах на 1 400 пудов, сравнительно со стропилами Тона и вместе с тем при меньшем весе придать им гораздо большую крепость» [11].

Когда идея Д.И. Журавского воплотилась в чертежи, последовало решение императора изготовить железо в количестве 2 600 пудов на Воткинком заводе1, расположенном на Урале [3]. Собрать шпиль на месте, установить стропила и обшить их медью под золото, а также укрепить шар и ангела с крестом взялись петербургские подрядчики — купец Коротков и заводчик Э. Нобель. Основное количество необходимого железа рассчитывали получить с Воткинского завода, тогда крупнейшего в стране. Именно здесь появилась первая мартеновская печь. Уже с 1845 г. завод был в состоянии выделывать до 4 500 пудов железа в разнообразных видах и размерах, начиная от тонкой проволоки и часовой пружины до трехсотпудового якоря [7, с. 8]. Поэтому здесь нередко получали от казны заказы на сборку пароходов и барж, производство стали для сухопутной артиллерии и арсеналов, изготовление белой листовой жести для царских дворцов, а также поставку литой стали на Екатеринбургский монетный двор для чеканки монет [1].

1 Воткинский завод основан в 1769 г. графом П.И. Шуваловым. В 1763 г. перешел в Государственную казну.

Но, пожалуй, самым важным заказом в дореволюционной истории завода было изготовление металла для шпиля Петропавловского собора.

С апреля 1857 г. один за другим идут из Петербурга письма Главнокомандующего Управления путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютанта К.В. Чевакина к горному начальнику завода А.А. Иоссе1 [1]. В них Чевакин осведомился о возможностях изготовления железа, цене, сроках доставки его в Петербург. К своему ответу начальник завода приложил чертеж и назначил цену — 2 руб. 50 коп. за пуд. Давая согласие, К.В. Чевакин указывает: «. необходимо, чтобы железо было самого лучшего качества, а чтобы болванка была подвержена строгому испытанию к браку» [6, л. 5-6].

Между заводом и Петербургом была достигнута договоренность: изготовить металл летом 1857 г., для того чтобы, как писали в донесениях, была возможность отправить железо в нынешнее судоходство пароходом до Твери для погрузки там на железную дорогу.

Но все же производство такого огромного количества металла в столь короткое время было делом трудноосуществимым. Хотя А.А. Иосса принимал всевозможные меры для успешного выполнения заказа, а рабочие не прекращали работу днем и ночью, и даже в христианские праздники, стало ясно, что сроки не будут выдержаны. Одна из причин этого была связана с крупными размерами железа, которые создавали настолько сильное сопротивление, что машины не выдерживая напора, ломались. Технологические трудности поставили под угрозу срыва не только сроки, но и вообще выполнение всего заказа. Лишь благодаря блестящей идее А.А. Иоссы удалось найти выход из создавшейся нелегкой ситуации: были отлиты чугунные шестерни и валики с прибавлением небольшого количества меди. Оказалось, что они очень прочны и можно было уже без поломок готовить железо для шпиля.

Однако проблема сроков выполнения заказа осталась, и завод отправляет прошение правительству с просьбой их пересмотреть. Согласие было получено. К первому февраля необходимое количество железа было изготовлено, но доставку его в Санкт-Петербург по причине плохого санного пути отложили до следующей навигации 1858 г.

1 Иосса Александр Андреевич (1811-1894). В 1848 г. после окончания горного училища в Петербурге и заграничной командировки был назначен управителем Камско-Воткинского завода. С 1855 г. становится его начальником (до него в 1837-1848 гг. эту должность занимал Илья Петрович Чайковский — отец великого композитора), в 1863 г. назначен главным начальником всех Уральских заводов, а в 1870 г. — директором горного совета и горного комитета в Петербурге.

Первоначальная задача воткинского завода сводилась только к производству и доставке железа в столицу. Остальные работы должны были выполнить петербургские подрядчики. Цены, запрошенные ими, оказались настолько велики, что заводу разрешили не только изготовить и предварительно собрать шпиль, но и исполнить также его установку в Санкт-Петербурге.

Для приема, испытания железа и сборки частей шпиля на завод приехали из Санкт-Петербурга Д.И. Журавский и его помощник А.С. Рехнев-ский. Журавский провел ряд опытов, подтвердивших хорошее качество металла.

Работа воткинскими мастерами велась быстро и слаженно. За короткий срок в марте были поставлены ребра шпиля на высоту 14 саженей. Предварительная сборка и подготовка конструкции выполнялась на специальном помосте внутри цеха. Когда дошли до кровли, то ее разобрали и работу продолжили на улице. Для создания строгой вертикальности шпиля осуществляли контроль тяжелыми отвесами. Из архивных документов известно, что Журавский уехал в столицу, когда основные работы на заводе были закончены. Убедившись в высоком профессиональном уровне рабочих, он предложил послать в Санкт-Петербург от 20 до

25 человек опытных кузнецов и слесарей с необходимым ручным инструментом [6, л. 23].

Список их уточнялся не один раз. Из окончательного варианта становится ясно, что с кондуктором Девятовым послали в столицу 29 человек, из них 3 мастера, 4 кузнеца, 18 слесарей, 1 токарь и 2 плотника. Впервые назовем их имена: мастера — Григорий Ивуков, Степан Пестерев, Михайло Пирожков; кузнецы — Сергей Вицин, Михайло Стерхов, Сидор Макаров, Захар Колясников; слесари — Иван Шадрин, Михайло Потакин, Захар Белоглазов, Василий Зырянов, Афанасий Лещев, Михайло Астапов, Александр Светлаков, Иван Лаптев, Роман Жирихин, Захар Мокин, Степан Ерыпанов, Никита Тетерин, Андрей Бахирев, Александр Нельгин, Андрей Кириллов, Терентий Коновалов, Иван Бердников, Василий Зама-раев; токарь — Никита Гмизов; плотники — Яков Ложкин, Дмитрий Митю-ков; столяр — Григорий Бахирев [5].

После предварительной сборки и маркировки шпиль погрузили на заводскую баржу, исправленную «надлежащим образом», и отправили в длительное путешествие по рекам Каме и Волге до города Твери, а оттуда по железной дороге в Петербург. Из каждого крупного волжского города Девятов сообщал Иоссу о продвижении баржи: «Вверенный мне транспорт и команда в числе 29 человек прибыла 27 мая в город Тверь, все обстоит благополучно» [6, л. 5-7].

МГГУ им. М.А. Шолохова

В Петропавловской крепости велись подготовительные работы для установки шпиля. Но они затягивались из-за отсутствия доломитового камня, добываемого недалеко от Ревеля. Поэтому Журавский разумно распорядился занять прибывших воткинских рабочих изготовлением оконных рам в куполе Петропавловского собора.

Безусловно, возведение нового шпиля вызвало перестройку верхней части колокольни. Она несколько изменило свой архитектурный облик. Теперь силуэт шпиля и верхней части колокольни выглядел так: над куполом колокольни устроили фонарик из доломитового камня, над ним разместили металлический купол шпиля, выше его железный фонарик, покрытый листовой медью. Заканчивался шпиль высокой «иглой». Одновременно с перестройкой шпиля были исправлены и установлены часы. Эту работу поручили механикам московского часового цеха братьям Ивану и Николаю Бутенопам. Они починили гири, выправили ход часов и вместо английской музыки положили на куранты русские мелодии: «Боже, царя храни» и «Коль славен мой господь в Сионе». Также были заменены головы херувимов над углами карниза. Прежние фигуры, выполненные из дуба, утратили свой цвет. Новые поставили на том же месте, но сделали их из меди.

Сооружение железного шпиля повлекло проведение строительных работ во всем соборе. Был перестроен каменный фонарик купола церкви, поддерживающий ее маковку. Кладка его стен сильно повредилась «частыми действиями ветра». Фонарик над куполом выложили также из доломитового камня, а саму маковку поставили новую, с железными стропилами. Исправили стропила и в крыше собора, покрыв ее новым железом. В ходе работ устранили трещины в сводах церкви. Из цемента сделали базы колонн и пилястр, исправили штукатурку собора. Реставрационные работы были проведены и в интерьерах: возобновили живопись икон и позолоту иконостаса, вычистили люстры и добавили к ним утраченные хрустальные элементы.

30 июля воткинские рабочие приступили к установке шпиля, предварительно пригнав части стропил на земле. Его верхняя часть была собрана и поднята целиком. Вес металлического шпиля достигал почти 207 тонн. Работы по его установке велись в течение двух месяцев. 1 октября Девя-тов рапортует на завод об окончании работ, возложенных на воткинских рабочих [6, л. 82].

Железный каркас высотой 48,5 м покрыл медными позолоченными листами и устроил сверху наружную лестницу купец Коротков. Для этого из Монетного двора было отпущено 1500 пудов лучшего качества штыковой меди. Золочение листов проводилось гальвоническим, а не

традиционным для тех лет «через огонь» способом, применявшимся при покрытии куполов Исаакиевского собора, где в результате отравления ртутью пострадало около 60 рабочих.

Смотрите так же:  Софийский собор самары

Венчал купол, как и прежде, крест с фигурой ангела, выполненной по рисунку скульптора Р.К. Залемана, при этом изменилась фигура ангела (теперь он стоит) и механизм его вращения. Громоотвод на новом шпиле за 1000 рублей установил крестьянин Михайло Коротков. Внутри каркаса шпиля была сооружена винтовая лестница, подводящая к наружному люку, от которого на внешней поверхности шпиля начиналась лесенка из скоб для восхождения к основанию креста.

26 ноября закончили все реставрационные работы в соборе, 30 ноября «с императорского разрешения собор осветили по установленному церковному чину» [4, л. 91].

После реконструкции высота шпиля увеличилась более чем на 10 м и колокольня достигла 122,5 м. В связи с этим можно отметить еще один аспект строительного гения Д.И. Журавского. Создавая проект, талантливый инженер тонко учел архитектурно-градостроительную ситуацию вокруг собора. К середине XIX в. в связи с ростом населения плотность застройки Петербурга, особенно его центральной части, значительно увеличилась как и этажность строений. Для того, чтобы Петропавловская колокольня со шпилем по-прежнему оставалось архитектурной доминантой на фоне уже многоэтажных зданий (но не превышающих по своим размерам высоту карниза Зимнего дворца), Журавский сознательно «удлинил» свой новый шпиль, сохраняя при этом общие пропорциональные соотношения колокольни с масштабом города.

Архивные документы донесли до нас немало имен людей, принимавших, в той или иной степени, участие в создании и установке шпиля. Среди них особое место занимают воткинские рабочие. От них требовалось большое умение, подлинное мастерство.

При сборке шпиля отличился природной смекалкой слесарь Иван Лаптев, который «был оставлен с разрешения господина Министра финансов в Санкт-петербурге для ознакомления в Хирургическом инструментальном заведении Министерства Внутренних Дел с починкой и изготовлением разных инструментов» [6, л. 11].

Все монтажные работы проводились в Петербурге под открытым небом в трудных погодных условиях — при сильном ветре и дожде, днем и ночью. Неслучайно один из слесарей Никита Терехин после окончания всех работ находился по болезни в госпитале Монетного двора, где он пробыл до 17 октября, уехав на две недели позднее, чем уехала из Санкт-Петербурга команда с Девятовым.

Мастерство рабочих Воткинского завода было по заслугам оценено. После доклада К.В. Чевакина Императору о завершении работ в октябре 1858 г. вынесено царское повеление «за усердное выполнение высочайшего заказа по успешному изготовлению каркаса на заводе, сборке и установке его на колокольне Петропавловского собора горный кондуктор 1 класса Девятов за особое его все случае отличие произвести в коллежские регистраторы» [6, л. 89]. Мастерам Степану Пестереву и Михайлу Пирожкову пожаловали медали с подписью «За усердие» на Станиславской ленте в петлицу. Мастеру 1 статьи Григорию Ивукову, как имевшему уже медаль в петлице, дарована медаль для ношения на шее. Остальных 24 рабочих наградили «выдачею каждому по 15 рублей серебром». Не получили награду только Андрей Бахирев и Александр Нипягин (по ошибке переписчика). Исправить положение вызвался Девятов, обратившись к Иоссе с просьбой удостоить их той же наградой, какую получили прочие мастеровые. Воистину царский подарок был пожалован начальнику завода А.А. Иосса, который получил бриллиантовый перстень с «вензелем его Императорского Величия Именем».

В целом было отмечено, что «завод исполнил все работы в отличном виде и произвел сборку и установку остова на колокольне присланным для сего нарочно из завода мастеровыми и рабочими за цену несравненно низкую против требований местными заводчиками» [8, д. 41, л. 91]. Для сравнения возьмем такие цифры. Завод Огарева брался приготовить металлический остов за 37 тысяч 543 рубля, купцы братья Коротковы запросили 37 тысяч 196 рублей. Изготовление шпиля Камско-Воткин-ским заводом с доставкой и установкой обошлось в 28 тысяч 259 рублей. Из них на изготовление металла и сборку остова на заводе ушло 19 тысяч 248 рублей.

После окончания всех работ Петропавловский собор был передан строительной конторе Министерства императорского двора, составившей «Положение о техническом надзоре и содержании в исправности Петропавловского собора». Прочные и огнеустойчивые металлические конструкции шпиля не подвергались изменению после их установки. Они доказали надежность смелого и новаторского инженерного решения Д.И. Журавского, а также качество труда рабочих Воткинского железоделательного завода.

1. Блинов М. Историко-статистические сведения о Боткинском заводе // Журнал Министерства Внутренних Дел. 1858. № 3-4. Ч. 2.

2. Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1912. Т. 3.

3. Дело о командировании в музей Горного института кузнеца В. Сидусова для ремонта модели 1857 г. // Центральный государственный архив Удмуртской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 7096. Л. 10.

4. Дело о перестройке шпиля над колокольней Петропавловского в С.Петер-бургской крепости собора // РГИА. Ф. 207. Оп. 3. Ч. 5. Д. 40. Л. 91.

5. Дело о командировании мастеровых завода в Петербург для сбора шпиля колокольни Петропавловского собора // Центральный государственный архив Удмуртской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 7192. Л. 1-3.

6. Дело о приготовлении на заводе шпиля для Петропавловского собора в Петербурге // Центральный государственный архив Удмуртской республики. Ф. 212. Оп. 1. Д. 7046.

7. Котляровский И. Описание Воткинского завода. СПб., 1858.

8. О перестройке шпиля над колокольней Петропавловского в С.Петербург-ской крепости собора // РГИА. Ф. 207. Оп. 3.

9. Пилявский В.И. Петропавловская крепость. Л., 1967.

10. По высочайшему повелению об освидетельствовании шпиля Петропавловского собора в С.Петербургской крепости и составления соображений к удержанию оного от падения. 1857 г. // РГИА. Ф. 207. Оп. 3. Д. 29. Л. 6.

11. По просьбе барона Унгера Штенберга о выдаче ему ссуды из казны 25 тысяч рублей на разработку открытой им каменоломни на мысе Карья Эстлянской губернии // РГИА. Ф. 207. Оп. 3. Д. 47. Л. 238.

Петропавловский собор

«Во имя Иисуса Христа на этом месте будет церковь во имя апостолов Петра и Павла», — так, согласно городской легенде, сказал император новой столицы, лично выбрав само это место.

Накануне падения династии Романовых императорский Петербург насчитывал на своей городской территории около 600 храмов, принадлежащих самым различным конфессиям. К рубежу миллениума (2000гг.) в Северной столице их было лишь 300.

К истории Петропавловской церкви

Собор Петра и Павла – это один из самых первых храмов города на Неве. Практически его «ровесник», если датой заложения С.-Петербурга является 27 мая 1703 года, то датой «рождения» Петропавловского собора становится 12 июля того же года. Этот собор с того самого времени -это не просто городской символ, но и духовное воплощение всей идеи великого реформатора империи.

Как гласят все те же фольклорные сказания, в момент заложения этой церкви над островом снова появился орел, который пролетел над собравшими, шумно взмахивая крыльями. Первое его появление легенда отметила во время закладки самой Петропавловской крепости, когда Петр, взяв лопату, лично стал копать ров. Поговаривают, что после этих символических полетов большого орла даже «посадили на довольствие», корм для него выдавал сам комендант крепости. Птица какое-то время жила на новом месте на Петроградской стороне.

Через год (1704) Петропавловский храм был выстроен и освящён новгородским митрополитом Иовом. Тогда это был простая маленькая церковь из дерева, у которой имелась колокольня со шпилем и даже первые городские часы. После славной победы под Полтавой к Петропавловскому собору пристраивают еще две башни, на шпилях которых в праздничные дни устанавливают боевые вымпелы.

Зодчим собора Петра и Павла – вначале деревянного, а затем и каменного – был ведущим петровский архитектор Д.Трезини. Делу его рук принадлежит многое в Северной столице, но главным своим достижением мастер считал возведение Петропавловской крепости с этим собором и Петровскими воротами.

Итак, целых 8 лет церковь Петра и Павла стояла деревянной. Когда С.-Петербург в 1712 году официально становится новой российской столицей, его статус и масштабы «пересматриваются». Петр повелевает возвести каменный собор, чтобы тот соответствовал новым имперским представлениям. Поручается все это Трезини. Интересно, что зодчий переживает свое творение всего лишь на полгода. Скончался Трезини через 6 месяцев после освящения храма.

Закладка нового собора происходит торжественно. Под пушечный салют первый камень в фундамент кладет сам император, затем императрица Екатерина, а после и придворные вельможи.

К сожалению, самодержец не доживает до дня освящения каменного храма, которое проводят в 1733 году в период царствования Анны Иоановны. С того времени Петропавловский собор получает статус кафедрального и «расстается» с ним лишь после возведения величественного Исаакиевского собора в 1858 году, передав свое главное положение блистательному детищу Монферана.

Архитектурные особенности Петропавловского собора Трезини

Это первый в России храм, возведенный в стиле европейского барокко зального типа. Для русской церковной архитектурной традиции того времени был характерен иной тип храмов – крестово- купольный.

Собор Трезини в плане имеет очертания прямоугольника, который разделен могучими пилонами на 3 нефа. Во внутреннем пространстве храма возведены большие колонны и размещены огромные хрустальные люстры, изливающие яркие потоки света. По ощущениям собор изнутри очень схож с торжественным дворцовым залом. К тому же собор имеет ярко-желтую внешнюю окраску, что также придает ему праздничный вид на фоне «сумрачного» гранита самой крепости.

Визуальной доминантой храма является колокольня с многоярусным строением, на которой расположены куранты и шпиль, где помещен ангел с крестом. Некоторые исследователи склонны видеть в форме колокольни очертания фигуры самого императора, который имел могучую стать и огромный рост, таким образом считая её своеобразным памятником Петру.

Эта колокольня была сооружена на целый десяток лет ранее самого собора. В ней Петр Алексеевич хотел видеть новый символ своей столицы. Император торопил Трезини, которому было поручено возвести колокольню, превосходящую размером 85-метровую московскую колокольню Ивана Великого. Так и вышло, колокольня Петропавловского собора при Петре имела в высоту 106 метров. Впрочем, и это не было окончательным вариантом. После страшного пожара 1856 года, когда в грозу пострадала деревянная конструкция шпиля (в нее ударила молния), её заменили на металлическую. Разумеется, с увеличением масштаба – теперь колокольня высилась уже на 122.5 метра и стала самым высоким зданием Северной столицы.

В современной России этот шпиль и купол были позолочены, что еще больше придало сияния всему сооружению. Теперь между двумя петровскими «объектами» — Адмиралтейством и Петропавловкой, разделенными свободной Невой, происходит своеобразная величественная золотая «перекличка» шпилей.

  • Шпиль собора имеет в высоту 56 метров
  • Шар над ним в диаметре – 1.6м
  • Фигура ангела — 3.2 м. в высоту
  • Размах его крыльев – 3.8 м
  • Сам собор по длине – 61 м
  • Высота его зала – 16 метров

Еще одна интересная деталь – ангел на шпиле собора исполняет также и роль флюгера. По легендам, эта идея якобы тоже принадлежит Петру: рассудительный император повелел сочетать в этом элементе эстетику и практику, чтоб и красиво и для дела было. Но историки уверены, что собственно флюгером петропавловский ангел стал лишь при Екатерине и тоже после очередного бедствия. При наводнении 1777 года фигурка ангела была повреждена порывом ветра, после чего её переделывал другой придворный зодчий Антонио Ринальди. На тяжелое время Великой Отечественной войны петропавловский ангел был укрыт мешковиной, а шпиль – закрашен.

Церковное убранство и богатство храма Петра и Павла

Главной сохраненной реликвией этой церкви считается резной иконостас, который имеет форму триумфальных ворот. Его автором был мастер петровской эпохи – Иван Зарудный. Иконостас наполнен 43-мя иконами, работ Андрея Меркурьева и Федора Артемьева, принадлежавших к московской школе иконописи. Петропавловский иконостас украшен также золотыми фигурами апостолов и признан подлинным шедевром российского декоративного искусства 18 века.

Другие церковные святыни — утварь, книги, картины – не удалось полностью сохранить. Храм был закрыт в 1919 году, и большинство его ценностей могли быть утеряны, расхищены или вывезены. Сам собор стал на годы музеем города. Все военные трофеи, которые собирались в нем с Северной войны, были переданы Эрмитажу или иным музеям. Сегодня Петропавловский собор обладает рядом копий знамен, поверженных армий турок и шведов, которые и напоминают посетителям, что этот храм был также и памятником русского воинства.

Историческая роль храма

Главным отличием этого собора от остальных церквей страны является то, что в нем покоятся останки всех членов романовской династии (исключение – Иоанн VI и Петр II). Погребения всех императоров и императриц, а также великих князей и княгинь оформлены белым мрамором и собирают всегда много посетителей. Впрочем, самым посещаемым надгробием является даже не петровское, а погребение Павла I. По народному поверию, именно у него надо читать молитву, чтобы спастись от любой беды – от судебной тяжбы до невезения в любви.

Смотрите так же:  Синквейн про собор

В 1998 году романовская усыпальница была увеличена — там захоронили останки расстрелянного последнего царя Николая II и его семьи.

Рядом с Петропавловским собором имеется и еще одно кладбище – Комендантское. Оно расположено у алтарной стены и отделено от центральной аллеи металлической решеткой. На нем есть захоронения всех 18 комендантов великой крепости: начиная с первого из них –Романа Брюса. Но это памятник самой Петропавловской крепости и ее истории.

Истории о соборе из народных легенд

Начнем с реальных, но уже почти фантастических для нас фактов.

Разумеется, главным храмовым праздником собора был день св.апостолов Петра и Павла. В этот день помимо торжественного богослужения устраивался праздничный обед в Комендантском доме. Ничего особенного, за исключением того, что в обязательное меню этого обеда неизменно входил осетр, которого вылавливали в Неве рядом с самой крепостью.
И еще одна история, подлинность которой практически не оспаривается историками, если не считать ее «выводы».

Произошла она во времена Николая I. Как раз тогда над столицей бушевал сильнейший ураган, который значительно покосил ангела на шпиле. Фигурка с крестом сильно накренилась к земле и могла упасть в любую минуту. Впрочем, оперативно поправить её не могли – требовались дорогостоящие леса, поэтому длительное время «согбенный» ангел так и простоял. А тут находится 23-летний крестьянин, которого впоследствии окрестили «небесным кровельщиком» — Петр Телушкин. Парень крепкий и рукастый, он взбирается, едва цепляясь за маленькие кровельные выступы, наверх и поправляет фигуру ангела.

Царь жалует умельцу медаль «За усердие» и распоряжается дать Петру право на бесплатную рюмку водки во всех питейных заведениях страны. Для этого под подбородком парню ставят специальное клеймо, постучав по которому пальцем, он мог бы получить причитающееся. Так вот, народное предание связывает появление этого знаменитого жеста-приглашения к выпивке именно с этим эпизодом в истории Петропавловского собора. Но это, конечно, «преданья старины глубокой»…

Сегодня же Петропавловский собор является крупнейшим храмом столицы, богослужения в котором проводят в праздничные дни. И государственным музеем, открытым для всех, кто жаждет узнать тайну великой идеи Петровского Парадиза на краю империи. И, конечно, полюбить её навсегда!

Жетон ангел петропавловский собор

8 июня 1712 года на Заячьем острове был заложен каменный Петропавловский собор. С его строительством связано множество историй и интересных фактов.

8 июня 1712 года на Заячьем острове был заложен каменный Петропавловский собор. С его строительством связано множество историй и интересных фактов.

На месте Петропавловского собора, который мы видим сегодня, изначально стояла деревянная церковь, которую заложили 12 июля 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла.

8 июня 1712 года архитектор Доменико Трезини заложил новый большой каменный храм. Спустя два года, в мае 1714-го, началось строительство, причем стены храма возводили вокруг старой деревянной церкви. В 1719 году ее разобрали и перенесли на Городовой остров, поставив на каменный фундамент. На новом месте церковь обрела и новое имя: храм Апостола Матфея.

Интересно, что строить собор начали с колокольни – колокольня была необходима в то время как смотровая площадка, с которой можно было увидеть приближение неприятельских войск. По желанию Петра на еще недостроенную колокольню установили часы.

В мае 1717 года Доменико Трезини пригласил для работы над шпилем Петропавловского собора голландского мастера Германа ван Боллеса, и уже вскоре был составлен проект 25-метрового шпиля. В сентябре 1718 года на шпиль подняли яблоко.

В мае 1719 года Канцелярия городовых дел заключила с мастером Ф. Цимерсом из Риги договор, согласно которому тот выковал 887 листов из красной меди. Через два года, в апреле 1721-го, был подписан договор с рижскими мастерами Штейнбейсом и Эберхардом на золочение этих листов. В августе 1720 года на колокольне заиграли часы. Современники вспоминали, что Петр I очень любил подниматься на колокольню с иностранными гостями.

29 июня 1733 года Петропавловский собор был освящен. Он стал кафедральным и оставался таковым до открытия в 1858 году нового Исаакиевского собора. Собор Петропавловской крепости стал самым большим зданием Санкт-Петербурга.

Первоначально стены храма, построенного в стиле петровского барокко, были окрашены в голубой цвет, пилястры и карниз в белый, кровля, купола колокольни и алтарный купол в тёмно-синий. Таким Петропавловский собор был двадцать лет, до 1756 года.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, в результате пожара он упал на крышу собора. Колокольня была полностью утрачена, повреждена крыша, разбит портик при входе, расплавились колокола курантов. К счастью, удалось спасти иконостас. Способствовала этому его разборная конструкция, из здания его по частям выносили солдаты князя Голицина.

На следующий же день был издан указ о скорейшем восстановлении Петропавловского собора. Со всех строек срочно были собраны строители, крышу собора достаточно быстро восстановили. Колокольню же восстанавливали 20 лет. Решено было строить её не из дерева, а в камне. Из-за увеличенной при этом массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате которой образовались дополнительные помещения. Таким образом в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на втором ярусе колокольни появились волюты, до 112 метров была увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола.

При Петре III средства на восстановление Петропавловского собора не выделялись. При Екатерине II был организован специальный архитектурный конкурс. В проектах Ю.М. Фельтена и С.И.Чевакинского предлагалось изменить образ храма. Однако по настоянию Екатерины II его начали восстанавливать по первоначальному проекту Доменико Трезини. Новая деревянная конструкция шпиля была выполнена по проекту Брауера. Шпиль вырос со 112 до 117 метров, ангела выполнили по первоначальному рисунку.

Здесь хочется сделать небольшое отступление и отметить, что Петропавловский собор построен по совершенно новым для петровской России принципам. Пожалуй, самое главное отличие собора от традиционных русских церквей один купол вместо привычного пятиглавия. До середины XVIII в. Петропавловский собор был примером для всех других церквей, однако позже по указу Синода храмы вновь стали строить пятиглавыми.

Живопись в интерьерах Петропавловского собора также стала новым этапом в развитии русского искусства. Ранее в церквях разрешалось воспроизводить только библейские сюжеты. В храме-ровеснике Петербурга можно увидеть и светские художественные орнаменты. Живописная роспись стен храма была выполнена русскими художниками Воробьевым и Негрубовым, плафоны центрального нефа расписал Петр Зыбин.

Иконостас Петропавловского собора выполнен по чертежам Трезини в форме триумфальной арки, что символизирует победу России в Северной войне. Иконостас был изготовлен в 1720-е годы в мастерской московского мастера И.Зарудного из ценных пород дуба и липы. В 1727 годы иконостас установили в соборе и покрыли позолотой. Иконы были написаны в мастерской А.Меркульева, часть из них сохранилась до наших дней.

Петропавловский собор стал усыпальницей для членов царской семьи уже при Петре I. В 1725 году после смерти императора гроб с его набальзамированным телом 6 лет стоял в стенах недостроенного собора. Позже рядом поставили гроб с телом его жены Екатерины. В 1731 году, после завершении строительства храма, Петра I и Екатерину похоронили у южной стены перед алтарём.

Изначально на месте захоронений были только мраморные плиты, надгробия появились в храме в 1760-е годы. Почти все они одинаковы, выполнены из мраморных белых плит. Надгробия коронованных особ по углам украшены императорскими гербами.

В Петропавловском соборе хранились трофейные знамёна, ключи от городов и крепостей, взятые в войнах со Швецией и Турцией. Сейчас оригиналы флагов находятся в музеях, на стенах собора размещены их копии.

Один из главных символов Петербурга – ангел на шпиле Петропавловского собора. Судьба ему была уготована не из легких, но неизменно, подобно фениксу, возрождающемуся из пепла, ангел снова и снова взлетал над городом.

В мае 1722 года Доменико Трезини предложил установить на вершине колокольни ангела. Проектируя модель ангела, Трезини взял за образец фигуру на башне ратуши в голландском городе Маастрихт (1656-1660, архитектор П. Пост). По трезиниевскому чертежу фигуру ангела изготовили крестьянин И. Меньшой и серебряного дела мастер Л. Задубский. Однако качество их работы не удовлетворило зодчего, поэтому ангел был переделан мастерами Штейнбесом и Эберхардом.

Ангел, украшавший Петропавловский собор в XVIII столетии, отличался от существующего сегодня. Он был изготовлен в виде флюгера, при этом фигура ангела «держалась» за ось двумя руками, в которых поместили поворотные механизмы.

Осенью 1723 года было завершено золочение медных листов. Работы по облицовке шпиля золочёными листами и установке ангела завершились в 1724 году. Высота соборной колокольни от фундамента до вершины креста составила 106 метров.

В 1756 году фигура трезиниевского ангела погибла от удара молнии. За восстановление колокольни взялись ведущие архитекторы середины XVIII столетия, однако Екатерина II все представленные проекты отвергла, повелев «делать оную точно так, какова прежняя была, понеже прочие планы не так красивы».

Поскольку первоначальные трезиниевские чертежи ангела оказались к этому времени уже утраченными, при восстановительных работах пользовались деревянной моделью, изготовленной мастером Ф. Экгартом. Новая фигура, воссозданная к лету 1774 года, сохраняла размер и силуэт первоначальной.

В сентябре 1777 года после опустошительного урагана фигура ангела погнулась, а крылья отломились. В результате было принято решение уменьшить вес ангела и расположить его так, чтобы центр тяжести фигуры совпадал с осью шпиля. Нового ангела проектировал Антонио Ринальди, и осенью 1778 года третий ангел Петропавловского собора был установлен на шпиль.

В 1829 году фигура ангела снова была повреждена на этот раз порывами шквалистого ветра. Для ремонта требовалось возведение дорогостоящих лесов, но талантливый русский крестьянин из Ярославской губернии Петр Телушкин предложил починить ангела более простым и дешевым способом. Примечательный факт: предложение мастера-кровельщика обсуждали полтора года, а реставрация ангела заняла полтора месяца.

Используя лишь веревочную лестницу, Петр Телушкин в течение 6 недель каждый день поднимался на огромную высоту и ремонтировал скульптуру. Этот подвиг был вознагражден: мастер получил медаль «За отвагу» и денежную премию в 3000 рублей.

Интересно, что когда через 110 лет верхолазы проверяли шпиль, на дубовом переплёте рамы, сохранившейся и при позднейших переделках, они нашли сделанную краской роспись Телушкина. Известно, что П.Телушкин починил также кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Четыре года спустя деревянные конструкции шпиля вновь потребовали реставрации, но только в 1857-1859 гг. это стало возможным. Выдающийся русский инженер Д. И. Журавский заменил деревянный каркас шпиля на металлический и увеличил высоту колокольни до 122,5 метра. При замене конструкций шпиля реконструировали и куранты, к часам добавилась минутная стрелка.

В ходе работ выяснилось, что система крепления старого креста совершенно не подходит к новой конструкции, и это определило судьбу третьего ангела.

В последний раз ангела (вместе со шпилем) заменили в 1858 году. В ноябре 1859 года новый, четвертый по счету ангел, созданный скульптором Р. К. Залеманом, занял свое место на вершине шпиля.

В 1930-е годы над ангелом нависла угроза пострашнее урагана: по инициативе рабочих рассматривался вопрос о замене фигуры на пятиконечную рубиновую звезду. Уже была разработана документация… Спасла ситуацию только новая общая беда: началась Великая Отечественная война.

Золотые архитектурные доминанты Ленинграда – шпили Адмиралтейства, Инженерного замка, Петропавловской крепости, купол Исаакиевского и других соборов – служили привязками для фашистских артиллеристов, ориентирами для прицельной стрельбы. Они были нанесены на всех картах города и очень хорошо видны и в бинокль, и визуально – для летчиков. В самом начале войны, чтобы уберечь от обстрелов, соборный шпиль выкрасили маскировочной краской, а ангела накрыли мешковиной. Как и на многих других памятниках архитектуры Ленинграда, эта работа граничила с подвигом. Хранителем ангела Петропавловского собора был Михаил Михайлович Бобров – ныне Почетный гражданин Санкт-Петербурга, воспитавший несколько поколений мастеров спорта.

Первый в XX веке реставрационный ремонт шпиля Петропавловского собора был проведен летом 1957 года – к 250-летию города. На фигуре ангела была заменена часть обшивки. Спустя 30 лет ангела снова пришлось ремонтировать: позолота стерлась, поворотный механизм проржавел, а каркас утратил 70% своих несущих способностей. В 1991 году ангела отремонтировали и заново позолотили. В 1995 году фигуру ангела с помощью вертолета подняли на вершину шпиля.

Последняя реставрация ангела была проведена накануне празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Впрочем, эта последняя по счету реставрация была столь сложной, что заслуживает отдельного рассказа.

Три столетия Петропавловский собор оставался самым высоким сооружением Петербурга. И пусть сегодня с силуэтом собора в петербургском небе конкурирует башня Лахта-центра, выросшая до 462 метров… Золотой ангел с крестом парит над городом, охраняя и защищая его.

По материалам свободных источников

Related Post

Собор святой марии в толедо

Главный католический храм Испании: собор Святой Марии в Толедо Кафедральный собор Святой Марии — католический собор в Толедо, являющийся 4 кафедрой примаса Испании, а следовательно — главным 4 собором в

Собор святой богородицы построенный в

Храмы Рождества Пресвятой Богородицы Церковь Рождества Богородицы в Путинках стоит в самом начале Малой Дмитровки. Великолепная, как будто свитая из белоснежного кружева, она построена в 1649-1652 годах — одна из

Гюго собор парижской богоматери эксмо

Рецензии на книгу « Собор Парижской Богоматери. Графический роман » ISBN: 978-5-699-99084-9 Год издания: 2019 Издательство: Эксмо Серия: Классика в комиксах Язык: Русский ?»Собор Парижской Богоматери» — колоритное изображение Парижа